Меню

Значение самооценки для достижения успеха

Оглавление:

Почему успех не всегда повышает самооценку

Кажется, что успех и уверенность в себе неразрывно связаны. Но это не всегда так. Часто низкая самооценка становится причиной, которая заставляет человека работать над собой и достигать все новых и новых целей. Психотерапевт Джейми Дэниэл рассказывает, что влияет на самоуважение.

Проблемы с самооценкой и самоуважением не обязательно становятся препятствием для достижения успеха. Напротив, многим успешным людям низкая самооценка дала мотивацию для «покорения вершин».

Нам часто кажется, что известные люди не страдают от низкой самооценки. На самом деле от этого страдают — или когда-то страдали — многие знаменитости, успешные бизнесмены, спортсмены и политики. Глядя на их успех, огромные доходы и славу, легко подумать, что достигнуть этого можно, только будучи уверенным в себе.

Это не обязательно так. Конечно, эти люди упорны, трудолюбивы и мотивированы. Они обладали достаточным умом, талантом и нужными умениями, чтобы достигнуть вершин. Но при этом многих из них в прошлом мучили сомнения, неуверенность, ощущение собственной ничтожности. У многих было трудное детство. Сомнения и неуверенность сыграли немалую роль на их пути к успеху.

Среди знаменитостей, которым знакомы такие переживания, Опра Уинфри, Джон Леннон, Хиллари Суонк, Рассел Брэнд и Мэрилин Монро. Монро в детстве часто переезжала с места на место и жила в разных семьях, а ее родители страдали от психических проблем. Все это не помешало ей сделать головокружительную карьеру в качестве модели и актрисы.

5 мифов о самоуважении, которые помогают неуверенным добиваться успеха

Проблемы с самооценкой могут послужить мощным источником мотивации. Человек постоянно пытается доказать, что он чего-то стоит. Он убежден, что ценность личности определяется ее достижениями и, скорее всего, верит в пять мифов о самоуважении и ощущении собственной ценности. Вот они:

1. Право на самоуважение надо заработать. Вашу ценность определяет то, что вы делаете, и вам придется много потрудиться, чтобы заслужить право себя уважать. Если вы мало работаете и у вас мало достижений, ценить себя вам не за что.

2. Самоуважение зависит от событий во внешнем мире. Его источником являются хорошие оценки, дипломы, карьерный рост, похвалы, признание, награды, престижные должности и т.д. Вы гонитесь за достижениями, чтобы утолить потребность в самоуважении.

3. Мы можем уважать и ценить себя, только если будем лучше других. Вы постоянно соревнуетесь с другими и стремитесь их опередить. Вам трудно радоваться чужим успехам, поскольку всегда нужно быть на шаг впереди.

4. Право на самоуважение нужно доказывать постоянно. Когда радость от последнего достижения начинает угасать, внутренняя неуверенность возвращается. Вам нужно постоянно получать признание в какой-то форме, чтобы доказывать свою ценность. Вы бесконечно гонитесь за успехом, поскольку уверены, что сами по себе недостаточно хороши.

5. Чтобы уважать себя, нужно, чтобы другие вами восхищались. Любовь, одобрение, восхищение других дают вам ощущение собственной ценности.

Хотя низкая самооценка может стать катализатором успеха, за это приходится платить немалую цену. Страдая от проблем с самоуважением, легко скатиться в тревожность и депрессию. Если в вашей жизни вроде бы все хорошо, но на душе тяжело, важно осознать несколько простых истин.

1. Не нужно доказывать свою ценность и право на уважение. Все мы ценны и достойны уважения от рождения.

2. Внешние события, победы и поражения не увеличивают и не уменьшают нашу ценность.

3. Сравнение себя с другими — пустая трата сил и времени. Вам не нужно доказывать свою ценность, поэтому сравнения бессмысленны.

4. Вы уже достаточно хороши. Сами по себе. Здесь и сейчас.

5. Психолог или психотерапевт могут вам помочь. Иногда для решения проблем с самооценкой может потребоваться профессиональная помощь.

Успех не помогает решить проблемы с самооценкой и самоуважением

Иногда то, что вызывает наибольшие трудности, оказывается полезным с неожиданной стороны. Стремление достигать поставленных целей, успеха похвально. Однако не стоит пытаться измерять этим свою ценность как личности. Чтобы жить счастливо и радостно, важно научиться ценить себя вне зависимости от каких-либо достижений.

Джейми Дэниэл — семейный психотерапевт, ее специализация — психологическая помощь при разводах. Ее сайт .

Даосские практики: как стать увереннее

Уверенность в себе во многом зависит от тела. Китайская же медицина говорит, что уверенность зависит от количества энергии и специфики ее циркуляции по телу.

4 причины, почему вы чувствуете себя неуспешными

Как неправильное воспитание в детстве мешает ценить себя и свои достижения во взрослом возрасте? Объясняет психолог-консультант Дарий Сиканавичюс.

Особенности формирования самооценки, мотивации успеха и самоконтроля в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Гапоненко Марина Николаевна

В статье рассматривается проблема развития позитивной самооценки , мотивации успеха и саморегуляции в юношеском возрасте , которые имеет решающее значение в динамике внутренней позиции формирующейся личности. Автор демонстрирует исследование особенностей развития данных психических аспектов юношей и девушек, их взаимосвязи. Раскрыты ключевые моменты развития самосознания, саморегуляции и мотивации на успех в период юношества, имеющие большое значение для выбора психолого-педагогического воздействия в образовательно-воспитательном пространстве.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Гапоненко Марина Николаевна,

PECULIARITIES OF FORMATION OF SELF-APPRAISAL, SUCCESS MOTIVATION AND SELF-CONTROL BY TEENAGERS

The article considers development of positive selfappraisal, success motivation and self discipline by teenagers, that is of crucial importance for evolution of the inner position of a forming personality. The author researches peculiarities of the psychic aspects development of the teen age boys and girls. The article observes some key periods of the development of self-consciousness, self-regulation, and success motivation at the teen age for choosing psychological and educational ways of impact during educational processes.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования самооценки, мотивации успеха и самоконтроля в юношеском возрасте»

УДК 159.922.8 Гапоненко Марина Николаевна

аспирант Санкт-Петербургского института гуманитарного образования, педагог-психолог

Североморского технологического колледжа [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ, МОТИВАЦИИ УСПЕХА И САМОКОНТРОЛЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Gaponenko Marina Nikolaevna

PhD student, St. Petersburg Institute of Humanities, Teaching psychologist of Severomorsk Technological College [email protected]

PECULIARITIES OF FORMATION OF SELF-APPRAISAL, SUCCESS MOTIVATION AND SELF-CONTROL BY TEENAGERS

В статье рассматривается проблема развития позитивной самооценки, мотивации успеха и саморегуляции в юношеском возрасте, которые имеет решающее значение в динамике внутренней позиции формирующейся личности. Автор демонстрирует исследование особенностей развития данных психических аспектов юношей и девушек, их взаимосвязи. Раскрыты ключевые моменты развития самосознания, саморегуляции и мотивации на успех в период юношества, имеющие большое значение для выбора психологопедагогического воздействия в образовательновоспитательном пространстве.

юношеский возраст, самооценка, мотивация успеха, самоконтроль, гендер, самоактуализация.

The article considers development of positive selfappraisal, success motivation and self discipline by teenagers, that is of crucial importance for evolution of the inner position of a forming personality. The author researches peculiarities of the psychic aspects development of the teen age boys and girls. The article observes some key periods of the development of self-consciousness, self-regulation, and success motivation at the teen age for choosing psychological and educational ways of impact during educational processes.

teen age, self-appraisal, success motivation, selfcontrol, gender, self-actualization.

Период юношества характеризуется формированием внутренней позиции, жизненных планов, достижением нового уровня развития самосознания и самоуважения; определением своего места в жизни. По мере взросления человека происходит усвоение новых форм поведения и деятельности, связанных с изменениями, происходящими в его жизни и в нем самом — в опыте, знаниях, в уровне психического развития, в характеристиках взаимодействия социализации и индивидуализации.

В целостном становлении личности неотъемлемыми составляющими являются позитивная самооценка, адекватная оценка личностного потенциала и уровня притязаний, стремление к достижениям, активность и эффективность процесса овладения разными типами компетентностей, развитая саморегуляция. А. Маслоу, описывая самоактуализирующихся людей, характеризует ценностные характеристики мотивации достижения, свойственный ей тип внутренней регуляции, важность уверенности в себе и в своих силах [1].

Читайте так же:  Как ведет себя мужчина во время беременности

Развитие самооценки, стабильного образа «Я» получает свое качественное развитие в подростковом и юношеском возрасте (А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Самооценка, то есть оценка личности самого себя, своих качеств и своих возможностей, в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности [2, с. 80]; обеспечивает субъектную активность в деятельности, окрашивая процесс «личностным смыслом» [3]; выполняет функции мобилизации собственных сил, реализации скрытых возможностей, творческого потенциала [4]. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими людьми, его критичность и требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка становится очень важным элементом самосознания личности.

Уровень самооценки в значительной степени связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человека собой, своей деятельностью, возникающей в результате достижения успеха или появления неудачи. Сочетание жизненных успехов и неудач, преобладание одного над другим постоянно оказывают влияние на формирование самооценки личности. В свою очередь, особенности самооценки личности выражаются в целях и общей направленности деятельности человека, поскольку в практической деятельности он, как правило, стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению. Л.Б. Шнейдер в

своей работе отмечает важность оптимистического самоубеждения относительно своих возможностей, что позволяет не ослаблять усилий, необходимых для достижения успеха [5].

Позитивный образ «Я» тесно связан с самоэффективностью и влияет на поведение и психологическую активность человека. Мотивированный на достижение успеха человек занимает более активную жизненную позицию в отличие от мотивированных на неуспех в деятельности, имеет тенденцию к постановке реальных целей и стремится к их достижению, к самореализации.

Теория мотивации достижения, основателями которой считаются Дж. Аткинсон (J.W. Atkinson), Дж. Мак-Клелланд (D. MacClelland), Х. Хекхаузен (Н. Heckhausen), наиболее полно отражает стремления человека к реализации своего потенциала, к достижению ожидаемых результатов в любом виде деятельности.

К. Роджерс выдвинул гипотезу, что все поведение человека регулируется одним объединяющим мотивом, который им был назван тенденцией к самоктуализации. Стремление человека к достижениям является способом совершенствования его внутреннего потенциала и потребность в достижениях следует трактовать как выражение тенденции к самоактуализации.

В стремлении к самоактуализации личность проявляет себя в значимом виде деятельности, берет ответственность на себя, совершенствует свой потенциал. Так, решение проблем самоопределения и самоутверждения во многом зависит от потребности в достижении личности. Субъективная вероятность успеха является побуждающей и направляющей мотивационной переменной.

Мотивация достижения успеха способствует развитию волевой регуляции поведения личности. Волевой контроль как произвольная организация ресурса человека позволяет поддерживать намерение в активном состоянии и выполнять действие независимо от возникающих препятствий. Локус контроля как составляющая самоконтроля определяет склонность человека видеть источник управления своей жизнью. Интернализация внешних мотивов ведет к внутренней мотивации и автономии через этапы интроекции и интеграции. Внутренняя мотивация является основой воли, саморегуляции.

Так, удовлетворенность или неудовлетворенность человека собой, своей деятельностью, возникающей в результате достижения успеха или появления неудачи взаимосвязан с уровнем самооценки. Самооценка же является одним из механизмов самосознания, а развитие самосознания «ведет за собой» развитие осознанной саморегуляции, как механизма, «посредством которого обеспечивается централизующая, направляющая и активизирующая позиция субъекта» [6, с. 44; 7, с. 155]. Чем выше уровень самосознания, тем больше развит у индивида самоконтроль, рефлексия.

Процесс осознания смысла собственной жизни во многом определяется процессом принятия на себя ответственности за то, как жизнь складывается. Это связано с тем, что субъективное переживание человеком наличия смысла жизни, являющееся показателем самоактуа-лизирующейся личности, обусловлено прежде всего осознанием им ответственности за результаты своей деятельности [8, с. 128].

От того как человек оценивает результаты своей деятельности, зависит постановка им новых целей, выбор перспектив и отношение к себе. Высокому уровню осознанной саморегуляции сопутствует развитие позитивных характеристик самосознания (высокое самоуважение, уверенность в своей жизненной перспективе, высокая потребность в познании, настойчивость в достижении цели, стремление к самоактуализации), а также общей интегрированности самосознания [9, с. 186].

С самоактуализацией, самоэффективностью человека тесно связаны и в значительной мере влияют на поведение и психологическую активность личности позитивная самооценка, мотивация на успех, интернальность. Мы исследовали особенности развития данных психических аспектов личности в юношеском возрасте. Выборка составила 483 человека (200 школьников; 210 обучающихся профессионального лицея; студенты института — 73 человека). Возраст испытуемых — 14-19 лет.

Динамические особенности развития позитивной самооценки, мотивации успеха и локус контроля юношей и девушек представлены в таблице 1.

Таблица 1 — Динамика формирования позитивной самооценки, мотивации успеха и локализации контроля по всей выборке

14 15 16 17 18 19 F p

Самооценка 1,8 1,6 1,9 3,2 3,4 3,4 4,76

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52970

Значение самооценки в жизни человека.

Что такое самооценка: определение и ее влияние на нашу жизнь

Для достижения успеха в любой области своей деятельности человеку необходимо быть уверенным в себе и уметь убеждать в своей правоте других.

Люди с пониженной самооценкой не могут быть счастливы по определению: всё их существование состоит из сомнений, разочарований и самокопания. Между тем яркая, насыщенная событиями жизнь проходит мимо, доставаясь тем, кто не сомневается в собственной правоте и уверенно шагает к своей цели.

Человек с низкой самооценкой считает себя не достойным счастья, поэтому подсознательно уступает во всём другим. Чтобы изменить ситуацию в свою пользу, нужно измениться самому – другого пути не существует.

Самооценка – это представление индивида о важности своей личности по отношению к другим людям и оценка собственных качеств – достоинств и недостатков.

Самооценка чрезвычайно важна для полноценного функционирования личности в социуме и достижения различных жизненных целей – успеха, самореализации, семейного счастья, духовного и материального благополучия.

Функции самооценки следующие:

  • Защитная– обеспечивает стабильность и относительную независимость личности от мнения других;
  • Регуляторная– даёт возможность человеку решать задачи личностного выбора;
  • Развивающая– обеспечивает толчок к развитию личности.

Определяющее значение в раннем формировании самооценки играет оценка нашей личности окружающими – в частности, родителями, сверстниками, друзьями. В идеале самооценка должна строиться только на собственном мнении индивида о себе, но на деле влияние на нее оказывает множество разных факторов.

Самооценка – отношение человека к самому себе: к своим возможностям, физическим и духовным качествам. Адекватная оценка собственных возможностей помогает избежать ошибок и одновременно является стимулом к дальнейшему развитию.

Психологи считают, что идеальная самооценка – это максимально точная оценка человеком своих способностей.

Заниженная самооценка заставляет человека сомневаться, раздумывать и принимать неверные решения, а слишком высокая приводит к совершению большого количества ошибок.

В большинстве случаев мы имеем дело с недооценкой человеком своих возможностей, именно поэтому человек не в состоянии полностью раскрыть свой потенциал и не понимает, как повысить самооценку.

Известный тренер в области психологии успеха Брайан Трейси считает, что низкая самооценка является главной причиной финансовой несостоятельности человека. Ведь если вы плохо относитесь к себе, у вас нет уверенности в своих силах, то вы обречены быть бедным, а о собственном бизнесе даже не придется и мечтать.

Напротив, рост самооценки приводит к росту ваших доходов и заработку большего количества денег. Так что если у вас есть финансовые проблемы, обязательно поищите причину в своем эмоциональном состоянии.

Патологическим проявлением заниженной самооценки является комплекс неполноценности.

Именно самооценка – ключ к достижению успеха в любой сфере человеческой деятельности. Уверенность к себе ведёт к принятию важных и своевременных решений, а недооценка своих сил снижает уровень личной энергии человека, заставляет его постоянно сомневаться в себе и вместо действий – раздумывать о действии.

  • Почему важно полюбить себя и что будет, если этого не сделать

Повысить самооценку – значит, полюбить себя: принять себя таким, какой вы есть со всеми недостатками и изъянами. Минусы есть у всех: уверенный в себе человек тем и отличается от вечно сомневающегося и неуверенного, что видит в себе не только недостатки, но и достоинства, и при этом умеет выгодно преподнести себя окружающим.

Если вы не любите себя, как другие смогут вас полюбить? Известно, что сознательно и подсознательно люди стремятся к контакту и общению с уверенными в себе личностями. Именно таких индивидов чаще всего выбирают в деловые партнёры, в друзья и в мужья (или жены).

Если вы сомневаетесь в себе и корите за любую мелочь, вы автоматически программируете себя на дальнейшие неудачи и делаете всё более трудным процесс принятия решений. Научитесь хвалить себя, прощать себя и любить себя – вы увидите, как изменится к вам отношение окружающих.

Читайте так же:  Какое тело парня нравится девушками

Признаки заниженной (-) самооценки

У человека с заниженной самооценкой обычно проявляются такие качества как:

  • чрезмерная самокритика и неудовлетворённость собой;
  • повышенная чувствительность к критике и мнению окружающих;
  • постоянная нерешительность и боязнь допустить ошибку;
  • патологическая ревность;
  • зависть к успехам других;
  • страстное желание угождать;
  • враждебность к окружающим;
  • постоянная защитная позиция и потребность оправдываться в своих действиях;
  • пессимизм, негативное мировоззрение.

Индивид с заниженной самооценкой воспринимает временные трудности и неудачи как постоянные и делает неверные выводы. Чем хуже мы относимся к себе, тем более негативно относятся к нам окружающие: это приводит к отчуждению, депрессиям и прочим психоэмоциональным расстройствам.

  • Высокая самооценка и уверенность в себе – важный фактор достижения успеха

Прежде чем я расскажу о способах повышения самооценки, хочу подчеркнуть важность любви к себе для достижения успеха и благополучия. Почему-то считается, что себялюбие – грех или, по крайней мере, нечто такое, чего следует избегать.

На самом деле отсутствие любви и уважения к собственной личности как раз и порождает многочисленные комплексы и внутренние конфликты.

Если человек невысокого мнения о себе самом, вряд ли окружающие будут считать по-другому. И наоборот – уверенные в себе люди обычно высоко оцениваются окружающими: к их мнению прислушиваются, с ними стремятся общаться и сотрудничать. Научившись уважать себя, мы обретем уважение других, а также научимся адекватно относиться к мнению о нас окружающих.

Признаки высокой (+) самооценки

Люди со здоровой, высокой самооценкой обладают следующими преимуществами:

  • принимают свой физический облик таким, какой он есть;
  • уверены в себе;
  • не боятся совершать ошибки и учатся на них;
  • спокойно воспринимают критику и комплименты;
  • умеют общаться, не испытывают робости при общении с незнакомыми людьми;
  • уважают мнение других, но ценят и собственный взгляд на вещи;
  • заботятся о своём физическом и эмоциональном самочувствии;
  • гармонично развиваются;
  • добиваются успеха в своих начинаниях.

Вера в себя и самоуважение – такие же необходимые факторы для достижения успеха и счастья, как солнце и вода для растения: без них невозможен личностный рост. Низкая самооценка лишает человека перспективы и надежды на изменения.

  • Низкая самооценка – 5 главных причин

Факторов, которые непосредственно или косвенно влияют на наше отношение к самим себе, великое множество. Это и генетические особенности, и внешние данные, и социальный статус, и семейное положение. Ниже мы рассмотрим 5 наиболее распространенных причин низкой самооценки.

Причина 1. Неправильное воспитание в семье

От правильного воспитания напрямую зависит наше отношение к себе. Если родители не поощряли нас, а наоборот, ругали и постоянно сравнивали с окружающими, у нас просто не будет повода для любви к себе – не будет почвы, на которой будет базироваться вера в свои способности.

На снижение самооценки и отсутствие уверенности в собственных словах и поступках влияет критика родителями любых инициатив, начинаний и действий. Даже повзрослев, человек, которого в детстве постоянно критиковали, подсознательно продолжает бояться ошибок.

Родители (учителя, тренеры) должны знать, как повысить самооценку ребёнка, который страдает от сомнений и неуверенности в себе.

Лучший способ – похвала, ненавязчивое поощрение. Достаточно несколько раз искренне похвалить малыша за правильно выполненное школьное задание, старательно нарисованный рисунок, и его самооценка неизбежно повысится.

Психологи говорят, что семья является для ребёнка центром мира: именно там закладываются все будущие характеристики взрослой личности. Пассивность, вялость, неуверенность, другие отрицательные качества – прямое отражение родительских внушений и установок.

Обычно самооценка выше у единственных детей и тех, которые родились первыми. У других детей нередко возникает «комплекс младшего брата», когда родители постоянно сравнивают младшего ребёнка со старшим.

Идеальная для адекватной самооценки семья – та, в которой мать всегда спокойна в хорошем настроении, а отец – требователен, справедлив и имеет непререкаемый авторитет.

Причина 2. Частые неудачи в детстве

От неудач не застрахован никто, главное – наше к ним отношение. Сильное травмирующее событие может отразиться на психике в виде комплекса вины и снижения самооценки. Например, некоторые дети обвиняют себя в разводе родителей или их частых ссорах: в будущем чувство вины трансформируется в постоянные сомнения и неспособность принять решение.

В детстве вполне безобидные события приобретают космические масштабы. Например, заняв второе, а не первое место на соревнованиях, взрослый спортсмен вздохнёт и продолжит тренировки с удвоенной силой, а ребёнок может получить психологическую травму на всю жизнь, особенно если родители не проявят должного понимания ситуации.

Чем питается низкая самооценка в детстве? Неудачами, ошибками, насмешками сверстников, неосторожными замечаниями взрослых (родителей в первую очередь). В итоге у подростка формируется мнение, что он плохой, невезучий, неполноценный, и появляется ложное чувство вины за свои действия.

Причина 3. Отсутствие ясных целей в жизни

Если вам не к чему стремиться в жизни, вам не нужно напрягаться и делать волевые усилия. Отсутствие ясных целей, лень, следование стандартным обывательским императивам – это легко и не требует проявления личностных качеств. Такой человек не планирует становиться успешным и богатым, он пассивен по своей сути.

Зачастую люди с низкой самооценкой живут на автопилоте, вполсилы. Их устраивают серые тона, незаметный образ жизни, отсутствие ярких красок – выбираться из болота нет никакого желания. Такие люди перестают обращать внимания на собственную внешность, доход, перестают мечтать и стремиться к изменениям. Естественно, самооценка в такой ситуации не просто низкая, а отсутствует вовсе.

Вырастая, человек становится пассивным, а далее все эти проблемы перекладывает на свою семью, когда женится (выходит замуж).

Здесь вывод напрашивается сам собой: повысить самооценку мужчине и женщине, то есть взрослому человеку, также необходимо как и ребенку. Ведь все начинается с детства, а далее ничего не меняется, если взрослый человек сам не предпримет для этого усилий.

Причина 4. Нездоровое социальное окружение

Если вас окружают люди без определённых целей в жизни, пребывающие в постоянном духовном анабиозе, вряд ли у вас появится стремление к внутренним трансформациям.

Высокая самооценка и амбиции появляются там, где есть примеры для подражания – если все ваши друзья и знакомые привыкли жить в тени, не проявляя инициативы, то и вас, скорее всего, такое существование будет полностью устраивать.

Если вы заметили, что у вас в окружении патологически все привыкли жаловаться на жизнь, сплетничать, осуждать других и чрезмерно философствовать без повода — стоит задуматься, а по пути ли вам с этими людьми?

Ведь такие люди могут стать для вам энергетическими вампирами и помешать вам разбудить в себе истинный потенциал.

Если вы чувствуете, что такая тенденция имеет место быть — поменяйте это окружение или как минимум, ограничьте общение с ним.

Лучше всего общаться теми людьми, кто уже успешен, имеет свое дело и умеет зарабатывать.

Причина 5. Дефекты внешности и здоровья

Низкая самооценка часто возникает у детей с дефектами внешности или врождёнными заболеваниями.

Даже если родители ведут себя правильно по отношению к такому ребёнку, на него может в значительной степени повлиять социальное окружение – в первую очередь, мнение сверстников.

Типичный пример – дети с лишним весом, которым в детском саду или в школе дают обидные прозвища. Низкая самооценка в таких случаях практически обеспечена, если не принять соответствующих мер.

В этом случае стоит постараться устранить имеющиеся недостатки, а если это невозможно, то нужно начать развивать в себе другие качества, которые сделают человека (ребенка) более развитым, харизматичным и уверенным в себе.

Если ребенок и имеет лишний вес и соответствующую непривлекательную внешность, то при правильном подходе к развитию его способностей и талантов, можно обратить этот недостаток в преимущество.

Возможно, у него проявятся способности к спорту (тяжелой атлетике или борьбе, или боксу), или наоборот, он сможет стать востребованным актером с присущим ему типажом.

В целом, есть тысячи примеров, где люди с огромными физическими недостатками добились всемирного признания, создали счастливые семьи и при этом живут той жизнью, о которой «здоровые» могут только мечтать.

Самый яркий тому пример — Ник Вуйчич, всемирно известный оратор и проповедник. Ник родился без рук и без ног, естественно испытывал огромный комплекс неполноценности и даже хотел покончить с собой.

Харитонова К.В. ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ И САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ

Мотив достижения определяется в психологической науке как внутреннее относительно устойчивое стремление человека к успехам в различных видах деятельности. Удовлетворенность или неудовлетворенность личностью, собой, своей деятельностью, возникающие в результате достижения успехов или появлениями неудач, в значительной степени зависит от уровня самооценки. Сочетание жизненных успехов и неудач, преобладание одного над другим постепенно формируют самооценку личности (Хекхаузен Х., 2001). Самооценка — это представление человека о себе, о собственных качествах и чувствах, достоинствах и недостатках (Захарова А.В., 1993). Имеются определенные различия в объяснениях своих успехов и неудач людьми с выраженными мотивами достижения успеха и избегания неудачи. В то время как стремящиеся к успеху студенты с высокой самооценкой чаще приписывают свой успех имеющимся у них способностям, студенты, избегающие неудач, обращаются к анализу способностей как раз в противоположном случае. Опасающиеся неудачи свой успех скорее склонны объяснять случайным стечением обстоятельств, в то время как стремящиеся к успеху подобным образом объясняют свою неудачу. Стремящиеся к успеху свои достижения приписывают внутриличностным факторам (способностям, старанию и т.п.), а стремящиеся избежать неудачи — внешним факторам (легкости или трудности выполняемой задачи, везению и т.п.). Вместе с тем люди, имеющие сильно выраженный мотив избежания неудачи, склонны недооценивать свои возможности, быстро расстраиваются при неудачах, снижают самооценку, а те, кто ориентирован на успех, ведут себя противоположным образом: адекватно оценивают свои способности, мобилизуются при неудачах. Другой важной психологической особенностью, влияющей на достижение успехов и самооценку человека, являются требования, предъявляемые им к самому себе, и его представления о самом себе. Тот, кто предъявляет к себе повышенные требования, в большей степени старается добиться успеха, по сравнению с тем, требования которого к себе невысоки. Люди, обладающие таким качеством личности, как ответственность, чаще предпочитают иметь дело с решением задач средней, а не низкой или высокой степени сложности, способны взять на себя ответственность за то, что происходит с ними и зависящими от них людьми, что соответствует выбору людей, мотивированных на достижение успеха.

Читайте так же:  Психология внутренний мужчина

Как правило, такие люди обладают и более соответствующим действительным успехам уровнем притязаний. Целью нашего исследования явилось выявить взаимосвязь мотивации достижения и самооценки личности студентов. В исследовании приняли участие 60 студентов ГГУ им. Ф. Скорины. Анализ полученных результатов показал, что у 28,3 % испытуемых преобладает мотивация достижения успеха, одинаково преобладают обе тенденции у 40% опрошенных и у 31,7% мотивация избегания неудачи.

В результате исследования самоотношения было выявлено, что у студентов наблюдается высокий уровень самоинтереса, т.е. своя личность у них вызывает большой интерес, отражает их близость к себе, интерес к своим мыслям и чувствам. Отмечается ярко выраженный уровень аутосимпатии. Аутосимпатия — это хорошо осознаваемая позитивная «Я-концепция», служащая источником устойчивой адекватной самооценки. Выявлен у студентов и низкий уровень самоуважения, что говорит о низком самоотношении к своим способностям, энергии и самостоятельности. В результате анализа
полученных данных при исследовании самооценки студентов было установлено, что высокая самооценка наблюдается у 19,5% респондентов вуза, средняя — у 51,5% и низкая самооценка преобладает у 29%. С помощью параметрического критерия Пирсона была доказана взаимосвязь между мотивацией достижения и самооценкой личности студентов. Таким образом, студенты с высокой самооценкой мотивированны на успех и поэтому проявляют большую настойчивость в достижении поставленных целей. Респонденты с низкой самооценкой мотивированны на неудачу и обычно ставят перед собой более низкие цели, по сравнению с теми, кто может достигнуть, тем самым преувеличивая значение неудач. Мотивация достижения успеха относится к позитивной мотивации. При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. Такие студенты обычно уверенны в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели, целеустремленность. Студенты, мотивированные на неудачу, отличаются низкой уверенностью в своих силах. Стараются избегать ответственных заданий.

Как повысить самооценку

Мы часто слышим, что важно работать над самооценкой и в целом важно себя ценить, уважать, любить. Но не всегда мы задаемся вопросом, а зачем нам это надо? Так или иначе, со своими клиентами я часто прихожу к этой теме, хотя первоначальные запросы могут быть совсем разные. Например, низкая самооценка вынуждает нас постоянно искать, спрашивать совета, и без чужого мнения нам сложно что-либо решить, сделать. Когда мы боимся потерять лицо, нам важно красиво выглядеть в глазах других людей, нам важно, что о нас подумают, — это все тоже подтверждение низкой самооценки. Когда мы хотим быть для всех добрыми, хорошими, часто за этим тоже стоит низкая самооценка. На мой взгляд, самое важное то, что низкая самооценка мешает нам быть самими собой, вынуждает нас казаться «какими-то другими» и, соответственно, мешает действовать и реализовывать наши мечты. А теперь узнайте несколько способов, как можно работать с самооценкой.

Научитесь мыслить позитивно

Аффирмации (короткие мотивирующие фразы). Аффирмации работают удивительным образом, это один из самых простых и в то же время действенных инструментов работы с собой. Надо выписать 7–8 фраз, которые будут вас заряжать позитивом, поддерживать. Помните, как в фильме «Я самая обаятельная и привлекательная…», именно так. Вы выбираете тематику, по которой будете составлять аффирмации, и записываете в столбик емкие фразы, которые соответствуют идеальному состоянию. Например, вам не очень нравится, как вы выглядите. Тогда ваши аффирмации могут быть такими: «Я люблю свою внешность, свое тело», «Я радуюсь своему отражению в зеркале», «Мое тело прекрасно» и так далее.

Когда фразы составили, начните их читать каждое утро, обязательно с улыбкой на лице, в хорошем настроении 3 раза вслух. И так 21 день. И уже через несколько дней вы увидите, как ваше внутреннее состояние начнет меняться, а возможно, и вес начнет уходить сам собой (если вы работаете с весом).

Заведите дневник успеха

Очень часто причиной низкой самооценки является то, что мы помним и концентрируемся только на плохом, а про то, что у нас есть еще и хорошее, мы почему-то забываем. В этом случае идеальная техника для вас — дневник успеха. Вы берете красивый блокнот и выписываете туда минимум по три достижения, успеха, того, чем вы гордитесь, за каждый год вашей жизни, начиная с 10-летнего возраста и заканчивая текущим (если помните себя раньше, то начинаете с более раннего возраста). Написали? И теперь делаете то же самое, только каждый день. Каждый вечер перед сном вы вспоминаете свой день и выписываете минимум три события, ситуации, за которые вы можете себя похвалить, сказать себе спасибо, за которые вы гордитесь. Желательно вести дневник успеха несколько месяцев каждый день. Тогда вы точно увидите результаты. Во-первых, вы вспомните, как много всего хорошего, ценного, важного вы уже совершили, достигли, имеете. А во-вторых, вы будете видеть, что каждый день вашей жизни тоже наполнен хорошими событиями, событиями, которые помогают вам верить в себя.

Включите воображение

Еще один прекрасный способ повышения самооценки — это игра в образ. Расслабьтесь, войдите в спокойное состояние и подумайте, а какому идеальному образу вы хотите соответствовать? Мэрилин Монро, Екатерина Великая, Елена Прекрасная — это может быть реальный персонаж, героиня книги, фильма. Какой образ вам наиболее подходит как образ вашего идеального «я»? Нашли? Отлично! Поздравляю! Теперь вспомните этот образ в деталях — поступки, поведение, взгляд, внешность, манера одеваться. Будет лучше, если вы распечатаете картинку, фото с образом и повесите у себя (или загрузите на компьютер, телефон) на видном месте. И начинайте каждое утро с того, что мысленно надеваете на себя этот образ и живете каждое мгновение исходя из него. А что бы в этой ситуации сказала Мэрилин Монро, как бы она отреагировала, как бы поступила, что бы сделала? Вы задаете себе эти вопросы, получаете ответ и поступаете в соответствии с полученным ответом. Поиграйте в эту игру 21 день, и вас ждут невероятные преображения.

Значение самооценки для достижения успеха

По всем вопросам, связанным с работой в системе Science Index, обращайтесь, пожалуйста, в службу поддержки:

Хорошая самооценка очень важна для достижения успеха в жизни. На самооценку влияет множество факторов. По тому, как человек относится к самому себе, мы можем определить, чего ждать от общения с ним.

‘> Входит в РИНЦ ® : нет

‘> Цитирований в РИНЦ ® : 0

‘> Входит в ядро РИНЦ ® : нет

‘> Цитирований из ядра РИНЦ ® : 0

‘> Норм. цитируемость по журналу:

‘> Импакт-фактор журнала в РИНЦ:

‘> Норм. цитируемость по направлению:

‘> Дециль в рейтинге по направлению:

‘> Тематическое направление: Educational sciences