Меню

Женщины младше школьного возраста

Оглавление:

«Девочка. Девушка. Женщина»

Гигиена девочки младшего школьного возраста (7-11 лет)

Первые годы школьного возраста характеризуются сравнительно медленным течением процессов полового развития. Однако уже в эти годы, непосредственно предшествующие периоду интенсивного полового развития и бурной перестройки всего организма девочки, требуется дополнительная гигиена. В этот период не следует допускать слишком большой интеллектуальной и чрезмерной физической нагрузки, нарушения режима сна и бодрствования.

Нервные расстройства и физическая ослабленность младших школьниц нередко встречается чаще в тех семьях, где родители стремятся нагрузить ребенка, кроме посещения школы и кружков, еще и множеством дополнительных занятий с репетиторами. Как было отмечено выше, режим дня для младшей школьницы необходимо построить так, чтобы промежуток между занятиями в школе и приготовлением уроков составлял примерно около трех часов.

Чем меньше ребенку лет, тем больше его организм нуждается в отдыхе. Поэтому ученицам первых-вторых классов желательно в распорядке дня оставить дневной сон, а уже после него можно приступать к домашним заданиям, для выполнения которых у школьницы должно быть специально выделенное место. На рабочий стол свет должен падать слева, если ребенок правша, и справа – если левша.

Часто случается, что маленькие школьницы, и без того недостаточно физически развитые, не слишком любят заниматься физкультурой. Поэтому интерес к физическим упражнениям следует прививать девочке с раннего возраста (подвижные игры, плавание, катание на роликах, на коньках). Надо помнить, что гиподинамия препятствует гармоническому половому созреванию школьниц. С другой стороны, усиленные занятия некоторыми видами спорта в этом возрасте полезными не являются (такими, например, как велосипед, гребля). Художественная гимнастика противопоказана тем девочкам, у которых констатирована неблагополучная наследственность по эндометриозу. На основании многолетних наблюдений психологов было подтверждено благотворное влияние занятий физкультурой на развитие девочки, в то же время к спорту и спортивным соревнованиям следует привлекать только здоровых детей и подростков. Нерациональные занятия спортом могут в дальнейшем отрицательно сказаться на становление менструальной функции девочки.

Соблюдение правил личной гигиены в этом возрасте предусматривает контроль за регулярностью мочеиспускания и дефекации. Часто так бывает, что ложный стыд заставляет девочку редко посещать туалет (особенно в школе и в общественных местах). Постоянное переполнение мочевого пузыря обусловливает стойкое смещение матки назад и нарушение кровообращения в малом тазу. Отсутствие ежедневного стула сначала приводит к расширению прямой кишки, запорам, ненормальному положению матки, застою крови в малом тазу и нередко к геморрою и анальным трещинам. Девочкам, у которых рано проявляется склонность к запорам, не следует сразу назначать слабительные лекарственные средства; достаточно отрегулировать рацион питания и снять гиподинамию.

Что касается правильного питания младших школьниц, то надо опасаться перекармливания, особенно продуктами, богатыми углеводами, так как это приводит к элементарному ожирению с неизбежным расстройством в последствии эндокринной системы. Желательно ограничить употребление раздражающих и экстрактивных веществ: черного кофе, какао, крепкого чая, пряностей, жареного мяса, бульона, маринадов, консервов и т. п., которые, помимо общего отрицательного влияния на организм (в частности, способности вызывать акселерацию, аллергию, гипертрихоз), стимулируют раннее половое созревание.

Гигиенисты считают, что костный таз школьницы может изменяться в неблагоприятную сторону из-за неправильно подобранной школьной мебели, неподходящей обуви и др. Среди требований, предъявляемых, например, к обуви девочки, весьма существенно соблюдение высоты каблука: от 2 до 6 лет – 0,8 см, от 7 до 9 лет – 1–2 см, от 10 до 15 лет – 2–3 см. Если высота каблука превышает 4 см, то смещается вперед центр тяжести тела, формируется большой поясничный изгиб, изменяется положение таза и как результат – уменьшаются его прямые размеры. Крайне нежелательно, чтобы девочка привыкла носить плотно стягивающие талию пояса, а также гольфы с тугой резинкой, так как это нарушает лимфоотток и кровообращение (появляется опасность возникновения варикозного расширения вен).

Женщины младшего школьного возраста

Ехал я как-то за городом на машине с купания и увидел на обочине трех голосующих девиц лет 12-13. Стукнуло чего-то в голову, решил их подбросить. Ехать было не совсем мне по дороге, но настроение было игривое, короче, почему бы и не подбросить девчонок. Двое сели на заднее сиденье, одна, что посмелее, уселась спереди. Выяснилось, что они тоже, так сказать дачники. Сами отправились купаться, а до их дачи километра эдак три. Идти в лом. Вот и решили по голосовать.

Тут я с совершенно обнаглевшим видом спрашиваю: «Девушки (какие они там к чертовой бабушке девушки — девчонки совсем), а вы СЕГОДНЯ уже трахались?». А у тех вид важный: не могут же такие «великовозрастные» девицы признаться в собственной невинности! «Сегодня еще нет!», с заинтересованным видом заявила сидящая рядом со мной девчонка. «Ну что ж, можно исправить это недоразумение», сказал я.

Девицы сзади зашушукались.

— Поехали ко мне — предложил я.

— Мы не против — вновь за всех ответила девчонка, сидящая рядом со мной.

Я глянул в зеркало заднего вида. Девицы сзади испуганно водили глазами то на меня, то на мою излишне смелую соседку. Я ухмыльнулся и развернул машину к своей даче.

Хорошо, что соседей не было. Никто нескромными взглядами не смущал. Зашли мы в дом, расположились удобненько. Познакомились. Те девчонки, которые сидели сзади оказались родными сестрами одной было 13 другой 11. Лена и Катя соответственно. Их более смелая подруга Оля — их двоюродная сестра.

— Ну что, приступим. Кто первый? — спросил я.

Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста представлений об идеальном образе мужчины Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Гареева Зинера Кадимовна

В статье рассматривается актуальная проблема формирования представлений об идеальном образе мужчины у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В работе конкретизировано понятие « идеальный образ мужчины », выявлены и обоснованы педагогические условия формирования представлений об идеальном образе мужчины в условиях современного общества.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Гареева Зинера Кадимовна,

Pedagogical conditions of forming the perfect image of a man in children of the senior preschool and primary school age

A topical problem of the formation of ideas about the ideal image of male in children of the senior preschool and primary school age is discussed. The concept of the “ideal image of a man” is concretized and pedagogical conditions of formation of the perfect image of a man in today’s society are identified and justified.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста представлений об идеальном образе мужчины»

Сведения об авторе: Айткулов Саит Ахметканович,

кандидат педагогических наук, доцент, директор Высшей школы физической культуры и спорта,

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]

Information about the authors: Aitkulov Sait Akhmetkanovich,

Candidate of Sciences (Education),

Academic Title of Associate Professor,

Director, Higher School

of Physical Culture and Sports,

South-Ural State Humanitarian Pedagogical

УДК 371.01 ББК 74.200.4

педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста представлений об идеальном образе мужчины

В статье рассматривается актуальная проблема формирования представлений об идеальном образе мужчины у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В работе конкретизировано понятие «идеальный образ мужчины», выявлены и обоснованы педагогические условия формирования представлений об идеальном образе мужчины в условиях современного общества.

Ключевые слова: идеальный образ мужчины, гендерная компетентность, гендерная социализация, гендерная роль, маскулинность, феминность.

pedagogical conditions of forming

the perfect image of a man in children of the senior preschool and primary school age

A topical problem of the formation of ideas about the ideal image of male in children of the senior preschool and primary school age is discussed. The concept of the «ideal image of a man» is concretized and pedagogical conditions of formation of the perfect image of a man in today’s society are identified and justified.

Key words: the perfect image of a man, gender competence, gender socialization, gender role, masculinity, femininity.

В свете происходящих в мире собы-тийпроблемагендернойсоциализациине только не утрачивает свою актуальность, но и приобретает новые смыслы. В современной психолого-педагогической

науке различные аспекты данной проблемы изучают отечественные ученые -Т.В. Бендас, Л.В. Градусова, И.С. Клеци-на, Л.Э. Семенова, К.А. Соколова и др. Многочисленные научные изыскания

подтверждают факт размывания границ между тендерными ролями мужчины и женщины, обусловленные прежде всего социальными факторами [1-5]. В наши дни характер взаимодействия представителей различных полов изменился: мужчинам не требуется быть физически сильными, наличие механизмов облегчило тяжелый физический труд, женщинам не требуется быть единственными воспитателями своих детей, в обществе существуют институты образовательных организаций и нянь. В таких условиях наблюдается некая размытость маскулинности у мужчин, феминности у женщин и, как результат, отсутствие четкого разделения тендерных ролей. По этой причине у детей дошкольного и младшего школьного возраста часто не сформированы эталонные образы мужчины и женщины. Идеальные образы представителей обоих полов в значительной степени определяют уровень будущей ген-дерной компетентности и задают вектор развития формирующейся личности.

В нашем понимании, современный идеальный образ мужчины — это гармонично сочетающийся набор феминных и маскулинных качеств, связанных с социально значимым и общественно признанным стилем положительного ген-дерного поведения. Он формируется и мысленно воссоздается в представлениях. Представления о содержании типичного для пола поведения выступают одним из средств формирования личности ребенка, так как мальчики в последующем стараются соответствовать данному эталону — идеальному образу мужчины, а для девочек он становится мерилом в оценке представителей противоположного пола и способствует становлению женственности.

На начальном этапе проведенного нами исследования 79 % опрошенных дошкольников и младших школьников на вопрос: «Каким должен (должна) быть мужчина (женщина)?» ответили: «Хорошим, сильным; доброй, красивой». Результаты свидетельствуют о неосведомленности, скудности словарного запаса, отсутствии ясных представлений у детей об образах мужчины и женщины.

Читайте так же:  Занятие по познавательному развитию дошкольников

Мы считаем, что при планомерной, целенаправленной работе как в условиях образовательной организации, так и семье можно сформировать у детей рассматриваемого нами возраста представления об идеальном образе современного мужчины, гармонично сочетающего в себе социальные роли — активного члена общества, отца, супруга, защитника и добытчика. Анализ литературы и наш собственный опыт позволили нам выявить педагогические условия, способствующие эффективному формированию представлений об идеальном образе мужчины в условиях современного общества. Педагогические условия определены нами с учетом социального заказа, отраженного в Федеральных государственных образовательных стандартах ДОО и НОО [6; 7], и с использованием возможностей аксиологического, гендерного и деятель-ностного подходов в воспитании детей указанного возраста.

Ведущим условием, способствующим формированию представлений об идеальном образе мужчины, мы считаем организацию совместной деятельности детей и взрослых (педагогов, родителей). Общеизвестно, что формирование представлений об образе мужчины в значительной степени определяется образом отца, установками, ожиданиями той социальной роли, которую он выполняет в семье. В работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста без опоры на него невозможно достичь желаемого результата. На наш взгляд, эффективной является методика совместной деятельности ребенка и взрослых (педагогов, родителей) по созданию «Альбома мужчин семьи», основной идеей которого является создание фотоальбома прошлого и настоящего представителей мужского пола семьи, в котором можно увидеть, какими были отец, дед, брат, дядя в предыдущие возрастные периоды. Альбом может состоять из следующих блоков для мальчиков-дошкольников и младших школьников:

1) это — я (я — младенец, мне 1 год, мне 3 года, мне 5 лет), 2) мои увлечения; 3) любимая еда; 4) любимая одежда; 5) любимое место отдыха и т.д.

Для взрослых членов семьи (пап, дедушек) возможно выделение следующих блоков:

1) мой папа (дедушка) — дошкольник; 2) мой папа (дедушка) — школьник; 3) мой папа (дедушка) — юноша; 4) мой папа (дедушка) — мужчина; 5) профессия моего папы (дедушки); 6) хобби моего папы (дедушки); 7) любимое блюдо моего папы (дедушки); 8) любимое место отдыха моего папы (дедушки) и т.д.

Также мальчикам можно предложить пофантазировать, помечтать о будущей профессии, будущих увлечениях и оформить в альбоме дополнительные блоки — коллажи «Моя будущая профессия», «Мои увлечения в будущем». К примеру, можно взять рисунок с изображением мужчины-строителя, мужчины-врача, мужчины-педагога и вклеить лицо ребенка. Это увеличит заинтересованность и познавательную активность детей, позволит заложить основы профессиональной направленности личности.

Задания по подбору фотоснимков направлены на формирование представлений об идеальном образе мужчины у детей. Дети не только ассоциативно запоминают их, но и осознают, что мальчики становятся юношами, мужчинами, отцами, дедами, что принадлежность к полу явление постоянное и не может изменяться в зависимости от ситуации или личного желания ребенка. С готовым альбомом дети могут подготовить презентации и выступить перед группой, классом, родителями самостоятельно, либо совместно со взрослыми (педагогами, родителями). Подготовка к публичному выступлению — серьезная работа для ребенка-дошкольника, педагога и родителей. Это совершенно новая роль и новые навыки, которыми младшие школьники обычно не владеют. Мальчиков и девочек следует учить выступать, отвечать на вопросы, обсуждать; взрослые должны оказывать им помощь в преодолении эмоциональных проблем. Успешно справившись с заданием, дети приобретают уверенность в своих силах, преодолевают стеснительность, у них повышается уровень самооценки и социальной активности. Выполнение за-

дания способствует развитию коммуникативных навыков, пониманию детьми разнообразия человеческих характеров, преодолению эгоцентрических проявлений в поведении.

Перед выполнением заданий педагогам и родителям рекомендуется совместно подобрать альбомные блоки с учетом личной семейной ситуации ребенка, исключив блоки, которые могут вызвать у него негативные эмоции.

Данный вид деятельности можно приурочить к праздникам — Дню защитника отечества, Дню семьи. Можно оформить альбомы с мамами и преподнести в качестве сюрприза папам, дедушкам. Взрослые и дети могут вместе подбирать детские фотографии представителей мужского пола своей семьи, рассматривать их, выделять снимки разных возрастных периодов (дошкольного, школьного, юношеского, зрелого возрастов), узнавать о любимых занятиях, местах отдыха своих близких, когда им было 5-11 лет. Обсуждения, общение в процессе оформления альбома несут положительный эмоциональный заряд, усиливают познавательную активность детей, сближают членов семьи, включают родителей в воспитательный процесс, способствуют формированию идеального образа мужчины и, как следствие, гендерной компетентности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Структура данной методики достаточно проста и применима в отношении любого члена семьи (матери, отца; представителей старшего поколения — бабушек, дедушек и т.д.). Вместе с тем она может быть использована как одно из эффективных средств учебно-воспитательной деятельности в образовательных организациях.

Следующее педагогическое условие -создание ситуаций, способствующих формированию идеального образа мужчины в коммуникативной среде образовательной организации. Детство — важный этап в становлении личности человека, когда закладываются механизмы поведения, приобретается опыт, осознаются ценности. Закрепить все вышеназванное позволяет решение различных жизнен-

ных этических ситуаций, направленных на формирование представлений о поведении мужчины, его качествах, о его способности справляться со сложными жизненными ситуациями. Подбор ситуаций опирается на здоровьесберегающий, когнитивный, поведенческий и эмоциональный компоненты, составляющие идеальный образ современного мужчины.

Проблемные ситуации этического характера, предложенные мальчикам и девочкам, предполагают наличие проблемы и ряда действий, которые дети выбирают и проигрывают. Проигрывание ситуаций «Семейный праздник», «Ждем гостей», «Заболела мама», «Вечеринка с друзьями», «У меня родился братик», «Спасибо, Ветераны!», «Женский день», «День защитника Отечества» и т.д. создает возможности для накопления знаний, опыта, представлений о своем и противоположном поле, способствует формированию поведения детей в соответствии с принятыми в обществе нормами и эталонами. Для реализации данного условия мы использовали цикл занятий по формированию представлений о мужском образе, беседы: «Качества настоящего мужчины», «Дела и обязанности мужчины».

Так, формирование представлений об идеальном образе мужчины представляет собой целенаправленный процесс создания ситуаций, постановки детей перед проблемой и её осознания; при этом девочки и мальчики приобщаются к пониманию социально значимых качеств мужчины, учатся преодолевать стереотипные представления о роли мужчины в семье и обществе.

Третье педагогическое условие — применение средств художественного творчества: детской художественной литературы, мультипликационных фильмов, формирующих у детей образ идеального мужчины. Данное условие с точки зрения воспитательного потенциала имеет безграничные возможности реализации. Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста конструируют образы на основе уже имеющихся представлений. В этом смысле художественные произведения играют роль «отправных то-

чек», так как их герои задают ориентиры для морально-этического развития, формирования представлений об идеальном образе мужчины. Проблемой отбора произведений для чтения детям занимались Л.Э. Семенова, О.И. Соловьева, В.М. Фе-дяевская и многие другие ученые.

Л.Э. Семенова, проанализировав произведения детской художественной литературы, рекомендованные для чтения современным дошкольникам, отмечает, что во многом гендерные образы соответствуют традиционным (патриархальным) нормам и стереотипам и не всегда созвучны с ценностными представлениями и предпочтениями настоящего. Лишь в единичных случаях встречаются сюжеты с нестандартными, с точки зрения жестких традиционных гендерных норм, мужскими образами, которые более соотносятся с реальной социальной ситуацией. «Детская художественная литература и в начале XXI века сохраняет свою консервативность в плане приверженности во многом устаревшим и несправедливым гендерным стандартам. Поэтому, на наш взгляд, по-прежнему сохраняет свою актуальность проблема составления таких сборников и хрестоматий, которые будут включать произведения с разнообразными гендерными образами, позволяющими демонстрировать детям яркие индивидуальные различия в интересах, предпочтениях, способностях, личностных качествах и сферах деятельности как среди девочек/женщин, так и среди мальчиков/ мужчин, что создаст реальные условия для расширения гендерного репертуара личности детей, читающих или слушающих эти произведения» [4, с. 28].

Мы солидарны с позицией Л.Э. Семеновой и считаем, что ознакомление детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с гендерно стереотипными произведениями следует осуществлять с особой осторожностью, с целью предотвращения развития у подрастающего поколения сексистских предубеждений. Последующее обсуждение прочитанного, разрушающее жесткие гендерные стандарты, совместное создание альтернативных вариантов сю-

Особенности развития половой идентичности в младшем школьном возрасте Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Ковалева Нина Петровна

Статья посвящена анализу результатов исследования динамики развития когнитивного, эмоционального и конативного компонентов половой идентичности у мальчиков и девочек младшего школьного возраста при переходе от 7-8 лет к 9-10 годам. В исследовании приняли участие 562 младших школьника, из которых 218 девочек и 344 мальчика. У мальчиков и девочек установлена динамика развития структурных компонентов половой идентичности внутри младшего школьного возраста . Выявлено, что у мальчиков и девочек к 9-10 годам происходит маскулинизация образа «Я», феминизация образа «Большинство женщин», маскулинизация у мальчиков и андрогинизация у девочек образа «Большинство мужчин». Установлено, что к 9-10 годам у представителей обоих полов происходит снижение показателя фемининности, мальчики и девочки демонстрируют маскулинную полоролевую модель поведения.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Ковалева Нина Петровна,

FEATURES OF GENDER IDENTITY DEVELOPMENT IN PRIMARY SCHOOLCHILDREN

The article has been devoted to the analysis of the results of the study of dynamics of development of cognitive, emotional and connotative components of gender identity in boys and girls at primary school age in the period from 7-8 till 9-10 y. o. The study involved 562 junior schoolchildren, 218 of which were girls and 344 were boys. There has been determined dynamics in development of the structural components of sexual identity in the boys and girls at primary school age. It has been detected that the self-image became masculine and the image of “Most women” became feminine for the boys and girls at the age 9-10 y. o., the image of a typical male became more masculine for the boys and more androgynous for the girls at the age 9-10 y.o. It has been established that at the age 9-10 y. o. among the representatives of both sexes, there occurred a decline in femininity, the boys and girls demonstrated masculine gender role behaviors.

Текст научной работы на тему «Особенности развития половой идентичности в младшем школьном возрасте»

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

© 2014 г. Н. П. Ковалева

Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, г. Архангельск

В настоящее время в российской психологической науке все более актуальной становится гендерная проблематика, в рамках которой наблюдается повышенный интерес к изучению проблемы полового самосознания на разных этапах онтогенеза. Несмотря на увеличение числа исследований различных аспектов полового самосознания многие проблемы психологии пола остаются недостаточно изученными. Так обстоит с исследованием половой идентичности, которая является одной из важнейших составляющих полового самосознания. Современные исследователи проблемы половой идентичности обращают внимание на сложность изучения этого психологического феномена в связи с обилием теоретических подходов, многообразием и неоднозначностью его терминологического содержания, дефицитом диагностических методик его изучения [7, 8, 23]. Именно поэтому исследование половой идентичности актуально и значимо для современной психологической науки.

Читайте так же:  Может ли дедушка уйти в отпуск по уходу за ребенком

Исследованием отдельных аспектов половой идентичности занимались В. Е. Каган [5] (половая идентичность дошкольника), Н. Ю. Флотская [20] (онтогенез половой идентичности), А. И. Захаров [3] (полоролевая идентификация детей с родителями), Н. В. Плисенко [12] (половая идентификация в детском возрасте), Н. В. Дворянчиков [2] (гендерная идентичность делинквентных подростков), Т. А. Репина [14] (полоролевая социализация дошкольников), М. А. Пономарева [13] (половая идентичность девиантных подростков), Ю. Е. Алешина и А. С. Волович [1] (полоролевое поведение детей и родителей), Т. И. Юферева [22] (образы мужчин и женщин в сознании подростков), А. А. Чекалина [21] (полоролевая идентичность в дошкольном возрасте), Н. Ю. Рымарев [15], И. В. Романов [16], К. В. Сыроквашина [17] (особенности половой идентичности подростков) и др. В связи с тем, что наибольший интерес исследователей связан с изучением половой идентичности в дошкольном и подростковом возрасте, младший школьный возраст, охватывающий промежуток от 7 до 10 лет, остается малоизученным, несмотря на то, что он считается значимым периодом для развития половой идентичности. Этот возрастной период можно назвать важнейшим этапом становления половой идентичности в связи с углублением полоролевых представлений и закреплением половой роли в общении со сверстниками. Именно поэтому наше исследование посвящено изучению особенностей развития половой идентичности в младшем школьном возрасте.

В исследовании половая идентичность рассматривается как внутренняя динамическая структура, интегрирующая отдельные стороны личности, связанные с осознанием себя в качестве представителя определенного пола и саморегуляцией полоролевого поведения [19]. Половая идентичность как сложная система имеет в качестве структурных составляющих когнитивный, эмоциональный и конативный компоненты. Когнитивный компонент включает представления субъекта о своей половой принадлеж-

Статья посвящена анализу результатов исследования динамики развития когнитивного, эмоционального и конативного компонентов половой идентичности у мальчиков и девочек младшего школьного возраста при переходе от 7-8 лет к 9-10 годам. В исследовании приняли участие 562 младших школьника, из которых 218 девочек и 344 мальчика. У мальчиков и девочек установлена динамика развития структурных компонентов половой идентичности внутри младшего школьного возраста. Выявлено, что у мальчиков и девочек к 9-10 годам происходит маскулинизация образа «Я», феминизация образа «Большинство женщин», маскулинизация у мальчиков и андрогинизация у девочек образа «Большинство мужчин». Установлено, что к 9-10 годам у представителей обоих полов происходит снижение показателя фемининности, мальчики и девочки демонстрируют маскулинную полоролевую модель поведения.

Ключевые слова: половая идентичность, когнитивный компонент, эмоциональный компонент, конативный компонент, динамика развития, младший школьный возраст

ности, о типичных представителях своего и противоположного пола. Эмоциональный компонент отражает отношение субъекта к своей половой принадлежности, к представителям своего и противоположного пола. Конативный компонент половой идентичности рассматривается как совокупность маскулинных и фемининных личностных качеств, определяющих по-лоролевое поведение в социуме.

Цель эмпирического исследования состояла в выявлении особенностей развития структурных компонентов половой идентичности детей младшего школьного возраста при переходе от 7—8 лет к 9—10 годам. В ходе реализации цели исследования решались задачи, связанные с изучение когнитивного, эмоционального и конативного компонентов половой идентичности у мальчиков и девочек, находящихся на разных фазах младшего школьного возраста.

С целью изучения особенностей развития половой идентичности в период младшего школьного возраста было проведено аналитическое исследование методом поперечных срезов. Выборка была создана простым случайным способом и составила 562 младших школьника (средний возраст (8,95 ± 1,23) года), из которых 273 ребенка 7—8 лет (174 мальчика и 99 девочек) и 289 детей 9—10 лет (170 мальчиков и 119 девочек).

Для сбора эмпирического материала были отобраны стандартизированные и валидизированные психодиагностические методики, позволяющие изучить структурные компоненты половой идентичности в младшем школьном возрасте. Для изучения когнитивного компонента половой идентичности использовались методики Н. Н. Крыгиной [20] «Пять качеств» и «Полоролевая социализация». Конструктами индивидуального сознания младших школьников выступали полоролевые образы «Я сам(а)», «Большинство мужчин», «Большинство женщин», «Идеальный мужчина» и «Идеальная женщина». Для изучения эмоционального компонента половой идентичности применялась методика «Личностный дифференциал» Е. Ф. Бажина и А. М. Эткинда [4], позволяющая диагностировать отношение респондентов к себе, представителям своего и противоположного пола по факторам оценки, силы и активности. Для изучения конативного компонента была использована методика «Анкета половых ролей» С. Бем [11], с помощью которой были установлены показатели маскулинности/фемининности и определены типы половой идентичности. Так, высокие показатели маскулинности и фемининности свидетельствуют об андрогинном типе половой идентичности, высокие показатели маскулинности и низкие показатели фемининности — о маскулинном типе половой идентичности, высокие показатели фемининности и низкие показатели маскулинности — о фемининном типе половой идентичности, а низкие показатели маскулинности и фемининности характеризуют недифференцированный тип половой идентичности.

Для определения типа распределения количествен-

ных данных использовался критерий Колмогорова — Смирнова. Для описания данных использовались среднее арифметическое (М), стандартное отклонение (SD) в случае их нормального распределения и медиана (Ме), если распределение отличалось от нормального. Для сравнения средних значений в двух независимых выборках использовался двухвыборочный критерий Стьюдента и критерий U Манна — Уитни. Для описания качественных данных использовались относительные частоты. Для сравнения долей применялся критерий х2. При проверке статистических гипотез принимался критический уровень значимости p

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52970

6.2. Гендерные особенности развития

Когда мы говорим о гендере, то имеем в виду все поведенческие проявления, присущие мальчикам (мужчинам) и девочкам (женщинам) как носителям социокультурных норм и установок. При этом различаться мужчины и женщины могут и психофизиологическими особенностями, однако биологический пол далеко не всегда связан с социальными ролями, которые общество предписывает выполнять людям.

В детстве половых различий в структуре темперамента не только не наблюдается, но и не выявляется. Однако с возрастом половые различия в темпераменте появляются, и их количество возрастает: у мальчиков отмечается более высокая активность и агрессивность [1] .

Выражение собственного мнения также зависит от свойств темперамента. Связь между свободой выражения мнения и подвижностью носит криволинейный характер: свободнее выражают свое мнение девочки с низкими или высокими показателями подвижности, при среднем уровне подвижности появляется осторожность в выражении собственного мнения о других. По степени свободы высказываний мальчики и девочки не отличаются друг от друга [2] .

Исследование, проведенное коллективом ученых под руководством Н. Л. Горбачевской, показало, что в период от б до 10 лет показатели слухоречевой памяти у девочек лучше, чем у мальчиков, а показатели зрительной памяти, наоборот, лучше у мальчиков. Однако в дальнейшем у мальчиков происходит улучшение показателей памяти, более значительное для «зрительных параметров», а у девочек – резкое ухудшение слухоречевой памяти [3] .

Результаты исследования мнений учителей различных учебных предметов, проведенного О. Ю. Ермолаевым, свидетельствуют о том, что внимание девочек на всех уроках, за исключением математики, оценивается учителями как более высокое. По оценкам учителей, разница между мальчиками и девочками 2 класса оказывается весьма значительной в основном по четырем предметам: математике, русскому языку, чтению и трудовому воспитанию. Педагоги оценивают не столько познавательные процессы, сколько их проявление в общем стиле учебной деятельности школьника. Так, характеризуя внимание учащегося, они фактически говорят о его умении организовать свое внимание, о внимательности как поведенческой характеристике и личностной особенности. Видимо, поэтому девочки, демонстрирующие постоянную готовность следовать указаниям педагога, получают в основном более высокие оценки своего внимания. По экспертным оценкам учителей, девочки в основной своей массе лучше учатся и лучше ведут себя на уроках. В домашних контрольных работах девочки делают меньше глупых и неоправданных ошибок, вызванных дефицитом внимания. Наибольшее превосходство девочек, по мнению учителей, обнаруживается на уроках трудового воспитания. Единственный же учебный предмет, в котором мальчики не уступают девочкам и даже превосходят их, – математика, способности и успеваемость по которой учителя оценивают выше у мальчиков [4] .

Однако представленные данные не столь объективно отражают имеющиеся половые различия во внимании и не отвечают на вопрос о существовании каких-либо объективных различий в свойствах внимания мальчиков и девочек и о предпосылках (физиологических или социально-психологических) этих различий [5] .

Физиологи утверждают, что фактически в 1–3 классах за одной и той же партой сидят дети разного возраста. Тот факт, что в физиологическом развитии мальчики весьма ощутимо отстают от девочек, объясняет различия их внимания. Именно в этом возрасте формируются высшие корковые центры регуляции поведения – лобные отделы коры больших полушарий. Их руководящая роль по отношению к подкорковым центрам, определяющим общий уровень поведенческой активности, нарастает постепенно. По-видимому, у мальчиков в начальных классах степень этого контроля в целом ниже по сравнению с девочками того же возраста. Отсюда худшая способность произвольно регулировать свое поведение, в частности внимание. В данном случае речь идет о способности организовать свое внимание, произвольно управлять им. По этому качеству мальчики в начальных классах действительно несколько отстают от девочек [6] .

По данным психометрических исследований, среди учеников начальной школы различий между мальчиками и девочками до подросткового возраста в уровне математических способностей не обнаруживается, они начинают проявляться в начале подросткового возраста в 11-12 лет и касаются в основном сложных форм математического мышления [7] .

Эти данные подтверждаются другим исследованием, проведенным С. В. Зверевой. Исследование интеллектуальной сферы воспитанников и учащихся со средними интеллектуальными способностями в условиях дошкольных образовательных учреждений и школ с типовыми образовательными программами позволило установить отсутствие очевидных и устойчивых в возрастном отношении гендерных различий в развитии отдельных сторон интеллекта. Воспитанники и учащиеся как мужской, так и женской групп характеризуются близкими показателями развития как общего и невербального, так и вербального интеллекта, а также сходной академической успеваемостью. Исследование особенностей интеллектуального развития учащихся с высокими и сверхвысокими интеллектуальными способностями не позволило установить существенных гендерных различий. Высокоинтеллектуальные учащиеся гимназий как мужской, так и женской групп так же характеризуются близкими показателями развития как общего и невербального, так и вербального интеллекта, а также сходной академической успеваемостью [8] .

В отношении гендерных особенностей пространственных способностей данные различных исследований достаточно неоднозначны по разным аспектам. Однако зрительно-пространственные способности – эта та сфера, где с детства лидируют мальчики [9] . Имеются данные о том, что мальчики уже в 8–9 лет значительно лучше девочек используют зрительные опоры для ориентации в пространстве. Е. Е. Мак- коби приводит результаты американских тестов, согласно которым в 12 из 18 исследованиях мальчики обнаруживают лучшие результаты, в том числе и в тестах на развитие пространственных способностей [10] .

Как показывают современные данные, в академической успеваемости существуют половые различия. У девочек успеваемость более высокая, чем у мальчиков. Этот факт может быть объяснен особенностями учебного процесса, в котором упор делается в большей степени на воспроизведение готовых схем и запоминание, нежели на творческую деятельность. Но с данной точкой зрения можно согласиться только до известной степени, так как факт низкой успеваемости не определяется лишь стереотипизированностью процесса обучения, а имеет более широкий спектр причин и оснований для этого. В подтверждение указанной точки зрения можно привести исследования, которые указывают на то, что в основе более высокой успеваемости девочек может лежать бо́льшая их чувствительность к социальным сигналам и бо́льшая податливость руководству со стороны взрослых [11] .

Читайте так же:  Почему у ребенка понос от материнского молока

В целом современные исследования показывают, что девочки имеют более высокую психологическую устойчивость, чем мальчики. Это подтверждает теорию о разнице в предназначении гендерных представителей – консервативности и устойчивости женщины и изменчивости и прогрессивности мужчины. Мальчики ощущают себя социально более благополучными, нежели девочки. По всей видимости, это является результатом защитной функции психики из-за недостаточной способности к изменениям под влиянием окружающей среды, в том числе и образовательной [12] .

Мальчики превосходят сверстниц в силе, телесной ловкости и логическом мышлении, а девочки – в гибкости. Это, возможно, объясняется генетически обусловленными гендерными различиями. Достоверное превосходство мальчиков по показателям социального компонента исходит, вероятно, из генетической предопределенности и характерологических качеств. Недостоверное превосходство девочек по показателям социального компонента указывает на большие возможности социального влияния в формировании личностных качеств [13] .

В настоящее время в реальной образовательной практике учитель ориентируется па некоего среднего ученика без учета его психофизиологических особенностей. В условиях гетерогенного класса половозрастные особенности детей не принимаются во внимание. Типовые программы и стратегии реализации этих программ учителями не отвечают логике и психофизиологическим особенностям развития познавательных процессов учащихся разного пола. Это находит отражение уже в младшем школьном возрасте, который имеет особое значение в связи с тем, что именно в этот период происходит интенсивное формирование когнитивной, эмоциональной и мотивационной сфер учащихся разного пола. В связи с этим организация личностно ориентированного обучения в начальной школе предполагает необходимость учета того, что интересы и возможности девочек и мальчиков в изучении различных предметов подчас оказываются противоположными [14] .

Младший школьный возраст характеризуется восприимчивостью к внешним влияниям, податливостью к эмоциональному воздействию и поэтому является сензитивным для формирования психологической гендерной идентичности [13] .

Формирование гендерной идентичности у девочек и мальчиков проходит по единой схеме, но отличается качественным своеобразием. Одним из наиболее важных условий формирования гендерной идентичности является идентификация ребенка с родителями. При этом условия воспитания девочек таковы, что им значительно легче идентифицировать себя с родителем того же пола (матерью, бабушкой), поскольку ожидания общества, ближайшего окружения, усвоение приоритетных ценностей и требований к поведению (послушание, подчиняемость) не противоречат друг другу. У мальчиков процесс формирования гендерной идентичности сопровождается постоянно действующим противоречием между требованиями, предъявляемыми фемининным окружением к детям обоего пола (подчиняемость, послушание), и маскулинными ожиданиями общества к проявлению ими определенного набора психологических качеств (активность, соревновательность, лидерство). Нельзя не отметить и важную роль эмоциональной привязанности к матери, под чьей преимущественной опекой проходит вся жизнь ребенка этого возраста [16] .

Проведенное Е. В. Лабутиной исследование формирования полоролевых стереотипов в младшем школьном возрасте показало, что они (стереотипы) формируются под влиянием стереотипов родителей и включают общие для родителей и детей личностные качества. Содержание полоролевых стереотипов родителей младших школьников оказывает воздействие на изменение стереотипов у детей. Мальчики присваивают преимущественно гендерные и внегендерные качества отцов. Девочки присваивают одноименные качества обоих родителей [17] .

В связи с этим интересно исследование Н. Ф. Сухаревой об особенностях проявления агрессии младших школьников и представлениях об агрессии их родителей. Девочкам более свойственны вербальные и косвенные виды агрессии, мальчикам – физические и прямые. Гендерные особенности проявления агрессии обусловлены влиянием социально- культурных факторов: стереотипами маскулинности/фемининности, специфическими требованиями к поведению мальчиков и девочек, конструированием определенных социальных ролей. Большинство родителей разделяют традиционные полоролевые представления об агрессии, причем у отцов они более выражены, нежели у матерей. У педагогов также обнаруживаются гендерные стереотипы относительно агрессии мальчиков/мужчин и девочек/женщин [18] .

Полоролевые стереотипы младших школьников формируются также под влиянием телевидения. Интересные школьникам телепередачи меняют гендерные и внетендерные характеристики в структуре полоролевых стереотипов детей на каждом этапе формирования. Полоролевые характеристики родителей и интересных детям телеперсонажей становятся для младших школьников, как для мальчиков, так и для девочек, эталонными и включаются в полоролевые стереотипы на протяжении всего возрастного периода [19] .

Система школьного образования оказывает непосредственное влияние на формирование того или иного типа гендера школьников. Важным фактором в данном процессе становится опыт, полученный в образовательном учреждении начиная с младшего школьного возраста. Анализ отечественной педагогической практики, проведенный А. В. Дресвяниной, свидетельствует, что современная школа ориентирована на формирование жесткой гендерной идентичности, основанной на стереотипах в отношении женщин и мужчин [20] . Наиболее устойчивыми представлениями являются: способность мальчиков к точным наукам, а девочек – к гуманитарным; ориентация на исполнение семейных и профессиональных ролей по признаку пола; приписывание школьникам и школьницам альтернативных социально-психологических качеств и т.д. Стереотипизация по половому признаку ограничивает возможности самореализации полов, проявления активности, самопознания и самоутверждения. Кроме того, в школе продолжает действовать принцип «бесполой педагогики» и практически отсутствует опыт профессионально организованной деятельности, направленной на формирование гендерной идентичности.

В качестве примера конструктивной социализации в современном обществе все чаще признается андрогинная личность, обладающая гибкой гендерной идентичностью и вбирающая в себя все лучшее из обеих половых ролей. Формирование андрогинной личности предполагает взаимодействие педагогов и учащихся, направленное па развитие у детей осознанного отношения к гендерным стереотипам, ценностных установок на принципах эгалитаризма, готовность мальчиков и девочек принимать различные типы гендерной идентичности, способность видеть и уважать в «другом» человека с иными мировоззрением, логикой мышления, культурой, чувствами. Следовательно, гибкость гендерной идентичности приводит к пластичности поведения, а жесткое, строгое следование стереотипам ведет к возможности возникновения внутриличностного конфликта. Познание и принятие двуединства мужского и женского начал обеспечивают целостное развитие личности ребенка, что является одной из ведущих целей образовательного процесса.

В целом специфика гендерных взаимоотношений младших школьников (от 6 до 10 лет), характеризующих девочек и мальчиков новым социальным статусом «школьник/школьница», проявляется в ведущем виде общения – взаимоотношениях в процессе учебной деятельности, в ходе которых дети стремятся понять организацию взаимоотношений между людьми разного пола через понимание окружающего мира:

  • 1) со взрослыми (оценки учителей и воспитателей более значимы, чем оценки родителей, так как достижения и неудачи приобретают официальный характер; взаимоотношения со взрослыми, основанные на уважении, заботе и любви, способствуют воспитанию гармоничных взаимоотношений полов);
  • 2) со сверстниками своего пола (однополые компании наиболее предпочтительны для взаимоотношений девочек и мальчиков младшего школьного возраста);
  • 3) со сверстниками другого пола (наблюдается сегрегация, сопровождающаяся открытой конфронтацией и скрытым интересом к противоположному полу);
  • 4) с самим/самой собой (развитие внутреннего мира, становление женского/мужского образа «Я») [21] .

Отмечается, что школьная успешность по-разному значима и отражается на личностном развитии мальчиков и девочек младшего школьного возраста. Как отмечает Т. В. Архиреева, для мальчиков успешность в учебной деятельности имеет большее влияние на самоотношение, чем для девочек [22] . Для девочек связь самоотношения с успешностью в учебной деятельности определяется лишь идентификацией с социальной ролью ученика, тогда как у мальчиков еще и с общим уровнем удовлетворенности собой.

Выявлен также ряд гендерных особенностей развития «Я-концепции» младших школьников. Так, в исследовании Е. А. Талаковой отмечается, что развитие Я-концепции младших школьников происходит не только в соответствии с общевозрастными закономерностями, но и с учетом содержания, которое предлагается детям в условиях их гендерной социализации посредством трансляции культурных норм мужественности и женственности и присвоения девочками и мальчиками этих социальных стандартов [23] . В младшем школьном возрасте в содержании Я-концепции личности находят свое отражение преобладающие в их социальном окружении гендерные нормы и стандарты, которые становятся внутренними регуляторами поведения девочек и мальчиков. Девочки более ориентированы на культурные нормы внешней привлекательности и направлены на конструктивные межличностные отношения с другими людьми, а мальчики – скорее на культурные нормы физической и умственной компетентности и поддержание гомосоциальных связей со сверстниками, закрепляющих гендерную сегрегацию.

Таким образом, гендерные особенности развития младших школьников во многом определяются этнокультурными (социокультурными) контекстами развития.

  • [1]Грошев И. В. Психофизиологические различия мужчин и женщин. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2005.
  • [2]Zalewska, A. Temperament a ujawnianie opinii о innych // Prr. Psychol. 1989 (1990). Vol. 32. № 2. P. 411-421.
  • [3]Горбачевская Н. Л, Якупова Л. П., Давыдова Е. /О., Назаренко А. Е. Возрастная динамика характеристик памяти мальчиков и девочек 6–12 лет // Тезисы докладов 1 Международной конференции памяти А. Р. Лурия. М., 1997. С. 25.
  • [4]Ермолаев О. Ю„ Марютина Т. М., Мешкова Т. Л. Внимание школьника. М.: Знание, 1987. Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология». № 9. С. 24–29.
  • [5]Грошев И. В. Психофизиологические различия мужчин и женщин. С. 218-219.
  • [6]Ермолаев О. Ю., Марютина Т. М., Мешкова Т. А. Указ. соч. С. 24–29.
  • [7]Грошев И. В. Указ. соч. С. 218–219.
  • [8]Зверева С. В. Развитие интеллекта как высшего уровня адаптационной системы в контексте гендерных различий: дис. д-ра психол, наук. СПб., 2005.
  • [9]Грошев И. В. Указ. соч. С. 225.
  • [10]Maccoby Е. E., Jacklin С. N. The psychology of sex differences. Stanford; California, 1974.
  • [11]Serbin L., Zelkowitz Р„ Doyle Л., Gold D., Wheaton В. The socialization of sex-differentiated skills and academic performance: A meditational model // Sex Roles. 1990. Vol. 23. № 11-12. P. 613-627.
  • [12]Тарасенко Л. В. Гендерный подход в физическом воспитании как фактор оздоровления младших школьников: дис. канд. пед. наук. Тула, 2007.
  • [13] Там же.
  • [14]Дулъмухаметова Г. Ф. Педагогические условия половой дифференциации обучения младших школьников: дис. канд. пед. наук. Казань. 2011.
  • [15] Там же.
  • [16]Коваленко О. В. Психологические особенности формирования гендерной идентичности в младшем школьном возрасте: дис. канд. психол, наук. Иркутск, 2005.
  • [17]Лабутина Е. В. Формирование полоролевых стереотипов в младшем школьном возрасте: дис. канд. психол, наук. М., 2011.
  • [18]Сухарева Н. Ф. Гендерные особенности проявления агрессии учащимися младшего школьного и подросткового возраста: дис. канд. психол, наук. М., 2006.
  • [19]Лабутина Е. В. Формирование полоролевых стереотипов в младшем школьном возрасте: дис. канд. психол, наук.
  • [20]Дресвянина Л. В. Формирование гендерной идентичности младших школьников в образовательном процессе: дис. канд. пед. наук. Архангельск, 2010.
  • [21]Андропова Н. П. Воспитание культуры взаимоотношений младших школьников (гендерный аспект): дис. канд. пед. наук. Волгоград, 2007.
  • [22]Архиреева Т. В. Гендерные особенности критического самоотношения и его детерминации у детей младшего школьного возраста // Культурноисторическая психология. 2011. № 2. С. 98–105.
  • [23]Талакова Е. А. Гендерные особенности Я-концепции в процессе личностного становления детей младшего школьного возраста: автореф, дис. канд. психол, наук. Нижний Новгород, 2012.