Меню

Женщина и психология картинки

Женщина и психология картинки

Иллюзия Ястрова (Jastrow, 1899)

Кого вы здесь видите? Зайца или утку?

Первоначально иллюзия была опубликована в немецком юмористическом журнале Fliegende Blatter (October 23, 1892, p. 147). Подробнее об истории иллюзии см. здесь.
Jastrow, J. (1899). The mind’s eye. Popular Science Monthly, 54, 299-312.

Иллюзия Эренштейна. Схематическая модификация. (Ehrenstein, 1930)


Зайце-утка во весь рост.

Ehrenstein, W. Untersuchungen uber Figur-Grund-Fragen. Zeitschrift fur Psychologie 117, 1930. P. 339-412 (Fig. 3, p. 369).

Жена или теща (два варианта картинки).

Кого здесь вы видите?
Молодую девушку или грустную старуху?

(Автор первой картинки карикатурист У.Хилл (W.E. Hill, 1915),
авторами второй считаются психологи Е.Г. Боринг и Р.В. Липер (E.G. Boring, R.W. Leeper, 1930)).

Сколько тут лиц?

Одно? Два? А может быть три?

Кого вы видите? Грустного старика или ковбоя?

J. Botwinick «Husband and Father-in-Low «, 1961

Иллюзия с лицом фараона.

Тут одно лицо или два?

Автором этой иллюзии является психолог из Стэнфордовского университета Роджер Шепард (Roger Shepard)

Это осел или тюлень?

Кто это?

Американский индеец или эскимос?

Старик или влюбленные?

Это только лишь роза?

Сандро дель Прете «Life In The Rose»

Что это?

Профиль лица? А если приглядеться? Все равно не видите?!
А надпись «Liar» (врун, обманщик) вы увидели?

Загадочный портрет генерала.

На рисунке изображено 9 человек. Сможете ли вы найти их всех?

Автор Octavio Ocampo

Дон Кихот.
Сколько вы тут видите лиц?

Автор Octavio Ocampo, 1989

Портрет Зигмунда Фрейда.


О чем думает Эйнштейн?

G.A. Wotherspoon «Society, A Portrait»

Иллюзии с черепом.

Влюбленный клоун

L’amour de Pierrot «A Clown’s Love», 1905

Сальвадор Дали. «Невольничий рынок с исчезающим бюстом Вольтера», 1940.

Голова осла или обнаженные девушуки?

Сплетницы и Сатана

G.A. Wotherspoon «Gossip, and Satan Came Also»

10 друзей. Сможете ли вы найти десятого «друга»

Rusty Rust «Ten Friends»

Это старики или же поющие мексиканцы?

Что это? Ваза с фруктами, сцена на пляже или лицо?

Это летит гусь или ястреб?

Лебедь или белка?

Обнажённая девушка или сохнущие чулки?

Автор Sandro Del-Prete


Пара, занимающаяся любовью или всё-таки стая дельфинов?

Автор Sandro Del-Prete, 1987

А это тюлень или кенгуру?

Святой Михаил или дракон?

На этой картинке изображены три женщины. Вы их видите?

Сергей Орлов «Тройственность». Источник: http://www.hiero.ru/2064957

Что Вы здесь видите — женщин в поле или же портрет Оскара Уайлда?


Игорь Лысенко «Родина Оскара Уайльда», 1998. Источник: http://www.hiero.ru/2081587

Кого Вы тут видите?

Игорь Лысенко «Француз». Источник: http://www.hiero.ru/2081987

Если Фрейд был прав, то Вы тут увидите не только книгу.

Источник: Журнал «Макс» (Украина)

Кстати, о Фрейде. На картинке изображено лицо мужчины. Других изображений тут нет.

Если Вы видите, что-то иное, то, по-видимому, Вы просто слишком увлеклись фрейдизмом.


Лицо какого бегуна на переднем плане?

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приёмная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2019: Станислав Козловский

Психологический тест .

Говорят, что то, как мы воспринимаем реальность, определяет нас. Наше подсознание и наше воображение открывают для нас мир возможностей, которые почти бесконечны.

То, что мы видим в оптических иллюзиях, просто выражает наш способ восприятия реальности. Согласно различным исследованиям, то, как мы интерпретируем эти иллюзии, напрямую связано с нашей личной психологией.

Вот тест, который поможет вам некоторые ваши черты, о которых вы, возможно, не знаете. Посмотрите на это изображение. Что вы увидели первым?

Череп символизирует большую силу и готовность к новым вызовам. Вы мало заботитесь о материальных вещах. Что действительно важно для вас – иметь смысл жизни. Для вас само путешествие более важно, чем пункт назначения. Если вы будете следовать по пути без потерь — вы многого добьетесь и никогда не забудете, что у вас есть лидерская жилка. Вы очень интеллектуальный человек. Не бойтесь использовать свои идеи!

Если на изображении вы увидели женщину, это означает внутреннюю усталость. Вероятно, вы столкнулись со сложной и запутанной ситуацией. Постарайтесь расслабиться и перестать беспокоиться о вещах, которые этого не стоят. Возможно, среди вашего окружения есть кто-то, кто поглощает вашу энергию, и вы устали от этого.

Не бойтесь лишиться отношений, которые не способствуют вашему благополучию. Никогда не изменяйтесь ради других, продолжайте быть самим собой. Вы творческая личность, используйте это качество!

Популярные группы

Семья с картинки

Чем может обернуться иллюзия красивой жизни, которую мы создаем в соцсетях

Первым делом она взяла с меня обещание, что я никогда никому не назову ее настоящего имени и адрес ее блога. Я, разумеется, обещала.

— Мне всегда, с детства нравились красивые картинки, — сказала женщина, тщательно одетая и накрашенная. — Помню, прихожу я с бабушкой в детскую библиотеку, нам что-то предлагают, а я всегда спрашиваю: а картинки там есть? Причем комиксы про каких-нибудь уродов я тогда не любила и сейчас не люблю, мне хотелось, чтоб картинки были именно красочные, привлекательные — принцессы, замки, животные, деревья, природа, как у них там дома устроено — очень мне уже тогда нравились детки в аккуратных кроватках, с игрушками, или как они с мамой и папой гулять идут.

— Ваша собственная семья, та, в которой вы росли — какая она?

— Обыкновенная. Никаких особых несчастий, но и счастья особого тоже не было. Жили как все — не бедно, не богато. Я была единственным ребенком, с нами жила бабушка. Когда мне было лет 12, родители развелись, еще через год разъехались, но папа и потом иногда приходил, как бы ко мне, но в основном они с мамой на кухне сидели, обедали, пили чай, разговаривали. Или он чинил что-то.

— Почему они расстались?

— У папы появилась другая женщина. Но он с ней недолго прожил, года два или три, а потом они разбежались. После он долго жил один, снова женился, когда уже у меня самой были дети. Сейчас его уже нет в живых.

— Так, как вы рассказываете, получается, что «другая женщина» была скорее поводом, чем причиной расставания ваших родителей.

— Да, возможно и так. Мама с папой никогда не скандалили, не выясняли отношений. Да и нечего, честно сказать, было выяснять. Теперь мне кажется, они сами не очень понимали, зачем живут вместе, что, собственно, их связывает и как так получилось. Им было непонятно, скучновато и слегка тягостно. Потом остались хорошими знакомыми и, кажется, это обоих устраивало.

— Иногда родителей связывает ребенок…

— Нет, это не наш случай. На меня они иногда так же смотрели — как бы с недоумением: кто это у нас такая и как это вышло? Вот бабушка меня любила — это да, это я всегда знала.

— Ваша мама потом замуж не выходила?

— Нет. Кажется, у нее и личной жизни никакой после развода не было. Во всяком случае, я ни о чем таком не знала.

— Вернемся к красивым картинкам.

— Да. В телевизоре мне в детстве очень нравилась реклама, а потом — костюмные сериалы. Но реклама, признаюсь честно, все-таки больше.

— В вашем детстве существовало понятие «понарошку»?

— Конечно. Мы с подружкой очень любили наряжаться во всякие взрослые яркие вещи и говорили, что мы «понарошку» принцессы.

— Вы понимали, что реклама — это «понарошку»?

— А вот не знаю. С одной стороны, конечно, да, я знала, что в фильмах, книгах описывают, показывают то, чего не было на самом деле. Но реклама же была всегда про что-то конкретно существующее — еда, одежда, путешествия. И кажется, внутри себя я тогда думала: а вот, может, оно и в самом деле где-то есть именно в том виде, в котором его короткими кусочками снимают? Во всяком случае, реклама казалась мне более реальной, более «про жизнь», чем игровые фильмы — это я точно помню, мы даже с бабушкой как-то об этом спорили.

— Чем еще вы интересовались в детстве? Как выбрали профессию?

— Да, собственно, ничем не интересовалась. В школе я училась неплохо, но в основном за счет того, что не хотелось получать плохие оценки. Меня за них не ругали, но мне самой это было неприятно, и я старалась. Когда пришло время выбирать, мы с мамой сели на кухне (а может быть, там и папа был?), посмотрели друг на друга… Мама спрашивает: может, врачом? Я говорю: нет, я крови боюсь. Она: тогда, может, учителем? Я говорю: ой, дети так орут! Еще, кажется, обсуждали менеджера (мы обе не понимали, как и чему там учат), юриста и в текстильную промышленность. Кто-то, помню, спросил: ты, может, артисткой хочешь? Но я даже ни в одном любительском спектакле никогда не играла. В конце концов остановились на инженере, потому что мама и папа были инженерами и понимали, как там все устроено, и могли подсказать. Я поступила, выучилась. Пошла работать. И знаете, иногда мне, наверное, даже нравится.

Читайте так же:  Подарок на полгода отношений своими руками девушке

— Но хотелось чего-то еще?

— Наверное, да. Но я вышла замуж, родила сначала одного ребенка, потом второго…

— Не смотрели на них с недоумением: дескать, откуда взялись?

— Нет. Ну если только самую капельку, — улыбнулась она. — Но я никогда не была такой сумасшедшей матерью и домохозяйкой, которая все время крутится как белка в колесе и ничего не успевает. Наоборот, пока я с детьми сидела и на работу не ходила, у меня было очень много свободного времени (мне много помогала моя мама). Но поскольку из дома с грудным младенцем все-таки не очень уйдешь, я открыла для себя социальные сети. И как инженер и любитель картинок, очень быстро все освоила и сориентировалась.

— Я сначала, конечно, все читала. Семья, дети, все такое — больше-то у меня тогда и не было ничего. Природа еще немножко — я это люблю, но опять же — не чтоб дикий лес, а там парк с дорожками, цветы красиво, пруд со скамейкой. Потом стала потихоньку разговаривать на форумах. И тут поняла: я как-то намного спокойнее ко всему отношусь, чем большинство. Они мне прямо так и писали: господи, какая же вы спокойная, как вам это удается?! Я сначала словами отвечала. А потом поворот: я стала фотографировать нашу жизнь и выкладывать картинки. И так мне это понравилось, вы даже не представляете!

— Представляю, чего же… — задумчиво протянула я, уже знакомая с историей ее детства.

— Может быть, это даже такие специальные способности: я вот прямо видела, как сделать, чтобы было особенно красиво. Меньше, чем через год у меня было больше десяти тысяч подписчиков.

— Что было в этом блоге? Вы просто показывали вашу «красивую жизнь» или чему-то учили?

— Сначала просто показывала. Рассаживала или расставляла всех как в рекламе и… Мы завели персидскую кошку и карликового вислоухого кролика. Они отлично смотрелись вместе, и с детьми тоже. И еще много комнатных цветов — мне они всегда нравились. Кошке и кролику жилось у нас неплохо (мои дети их не обижали), а вот цветы почему-то все время гибли, и приходилось покупать новые.

— Мужа вы тоже задействовали в своих картинках? Вместе с кошкой, кроликом и вновь купленными цветами?

— Да, конечно. Муж у меня невысокий и худощавый. Я стала покупать ему рубашки с воротником апаш и вельветовые костюмы, в них он был похож на мушкетера. Он сначала сопротивлялся, а потом привык. У нас, я думаю, была такая особая популярность, потому что мы «простые инженеры» (я потом стала зарабатывать на этом блоге, но все равно на работу вышла) и живем в обычной квартире, в обычном районе, и не в Москве. Мне все писали, что я должна рассказать, как я все это успеваю, почему не психую, не впадаю в депрессию, и почему у меня много времени остается, и все так красиво. Я и сама этого не знала, но пыталась объяснить, научить.

— Вы и сейчас не знаете? Или уже догадались?

— Я — как мои родители, да?

— Вероятно, да. Некоторое изначальное (унаследованное генетически? приобретенное?) эмоциональное снижение позволяет вам не включаться в большинство невротизирующих ситуаций. Но бесплатный сыр, разумеется, бывает только в мышеловке. Совсем без неврозов живется слегка скучновато. Об этом вы, конечно, не писали?

— Разумеется, нет. Я никогда, даже в детстве, об этом не мечтала, но вдруг стала знаменитой. Я была во всяких рейтингах, у меня брали интервью разные интернет-издания. Иногда я сама пересматривала свои посты и удивлялась: это, вообще, откуда взялось?

— Знакомый вопрос, не так ли? — рассмеялась я.

Ее ответный смешок звучал горьковато.

— Когда и как рухнул карточный сетевой домик?

— Подросли старшие дети. Сын сказал: я больше не буду в этом участвовать, я эту рубашку не надену и сидеть здесь не буду, и вообще — не хочу жить «понарошку»! Ты всем все врешь, надо мной в школе смеются. Муж как будто обрадовался и присоединился к нему. Сказал: и правда, какая-то странная у нас получается жизнь. Вроде и есть, а вроде и нет ее. Я уже давно не понимаю: мы на лыжах едем кататься, чтобы кататься, или чтобы ты потом нас всех в разноцветных шарфиках в своем блоге разместила?

— Что было дальше?

— Он ушел. И стал жить с молоденькой девушкой, которая его слушает и все делает, как он говорит. Старший сказал, что это я во всем виновата, и если б можно, он бы к отцу жить ушел. Средняя дочь мечется между мной и братом. Сегодня меня жалеет, завтра — его. Младшая на моей стороне однозначно, ей вся эта история с блогом очень нравится, она такая кокетка и очень публичная персона, мечтает, когда вырастет, стать блогером-принцессой. Муж к детям и ко мне часто приходит. Недавно вот пришел, починил кран, с младшей поиграл, мы с ним чаю попили, а потом он с таким светлым облегчением мне говорит: ну, до свидания, дорогая, до четверга (мы договорились, что он в четверг старшего к зубному поведет). И тут я, конечно, своего отца вспомнила, и когда за ним дверь закрылась, села на пол прямо в коридоре, ревела и головой об вешалку билась. Младшая испугалась — они у меня к такому не привыкли, мне теперь перед ней очень стыдно. Теперь вот я к вам пришла. Вы не подумайте, я никого, кроме себя, за все это не виню. Но, понимаете, моя жизнь рухнула сразу в обоих мирах — и в реальном, и в виртуальном. Что мне теперь делать-то?

Мы обсудили еще несколько не совсем ясных мне деталей, а потом я сказала:

— Мне кажется, вы уже, без всякого моего участия, идете правильным путем. Анализ произошедшего, честность и открытые ладони, стараться не врать ни себе, ни окружающим. У вас на самом деле много всего есть. Дети, работа, которую вы, в общем-то, любите, умение не суетиться и рационально распоряжаться своим временем и силами, умение видеть и выстраивать картинку — вы, кстати, не пробовали себя в художественной фотографии? И сцена в коридоре — вам не в укор, а в зачет. Дети должны знать, что у вас все-таки есть нормальные человеческие чувства. А мужу вы когда-нибудь рассказывали о ваших детских отношениях с красивыми картинками?

— Да нет вроде, как-то к слову не приходилось.

— Хорошо, расскажу. А что делать с блогом?

— Как пожелаете. Но подумайте вот о чем: чем честность в виртуальном мире хуже честности в реальном? Разве вы одна публикуете там красивые картинки, имеющие отношение, скорее, к наивной семейной рекламе времен вашего детства, чем к реальной жизни? Вы-то как раз не так уж и врали поначалу — у вас ведь из-за ваших особенностей действительно было много свободного времени и абсолютно отсутствовали обычные зацикленность и замотанность молодой матери. Люди, любящие красивые картинки, как вы, просматривающие их тысячами в день, и так же, как и вы в детстве, думающие, что они отражают какую-то реальность, сравнивающие ее со своей жизнью, приходящие к определенным депрессивным выводам — разве они, вместе с вашими детьми и мужем, не заслуживают честности с вашей стороны?

— Да, вы правы! — воскликнула моя посетительница и почти сразу ушла. Ушла значительно более бодрой, чем была вначале.

— Какое огромное вам спасибо — вы даже не представляете! Вы меня тогда просто спасли!

У всех людей, с интеллектом начиная от среднего, подобные заявления сразу вызывают настороженность. Я, разумеется, не исключение, поэтому — насторожилась.

Выглядела женщина прекрасно, глаза яркие, на губах — улыбка с каким-то приглашающим оттенком. Люди, окончательно расставшиеся с красивыми картинками, выглядят не так — это я поняла сразу.

— Я сделала все так, как вы сказали. Рассказала мужу и детям про свое детство и про красивые картинки. Старшая дочка даже заплакала — так ей меня жалко стало. И в блоге написала все, как есть. И вы не представляете, сколько людей меня поддержало. Теперь мы все вместе боремся с этой картиночной фальшью, и мои дочки меня поддерживают, и даже муж — я вижу! — уже почти готов вернуться, потому что с той девушкой у него не вышло, ему надоело, что она ему в рот смотрит, и тут он даже рубашку апаш надел, чтобы мне приятно сделать.

Читайте так же:  Расставание с мужчиной картинки

Я — психолог-практик из муниципальной поликлиники на окраине Питера, а не колдунья-экстрасенс, мне не пишут положительных отзывов в газету и уж тем более не приходят ко мне, чтобы сказать: ах, спасибо-спасибо. Что-то тут не так.

— А с чем вы сейчас, собственно, пришли-то? — спросила я.

Я помотала головой.

— Я пришла спросить, могу ли я на вас в своем блоге сослаться? Это же вы мне тогда глаза открыли, и теперь…

— Почему?! — смотрит с уже знакомым мне непониманием. — Вам же ничего делать не надо будет.

— Потому что на самом деле я тогда сказала вам совсем другое: вернуться к себе реальной и попробовать от

этого дальше строить жизнь. Не заменить одну интернет-кампанию на другую. Ездить на лыжах, чтобы покататься на лыжах, садиться за стол, чтобы поужинать.

— Но у меня же все получилось. И с сыном отношения более-менее наладились, и подписчиков стало еще больше. И интервью. И с мужем. Правда, он думает, что я с блогом совсем закончила, но это ведь опять столько людей на меня надеются, пишут мне, как им было плохо, когда они думали, что все действительно вот так красиво и живут, и вот теперь…

— Я искренне желаю вам всяческих успехов, в конце концов, мы все в той или иной степени сочиняем свою жизнь.

— Но сослаться на вас нельзя?

Ушла с гримасой недоумения. Так тоже бывает.

Психологический тест .

Говорят, что то, как мы воспринимаем реальность, определяет нас. Наше подсознание и наше воображение открывают для нас мир возможностей, которые почти бесконечны.

То, что мы видим в оптических иллюзиях, просто выражает наш способ восприятия реальности. Согласно различным исследованиям, то, как мы интерпретируем эти иллюзии, напрямую связано с нашей личной психологией.

Вот тест, который поможет вам некоторые ваши черты, о которых вы, возможно, не знаете. Посмотрите на это изображение. Что вы увидели первым?

Череп символизирует большую силу и готовность к новым вызовам. Вы мало заботитесь о материальных вещах. Что действительно важно для вас – иметь смысл жизни. Для вас само путешествие более важно, чем пункт назначения. Если вы будете следовать по пути без потерь — вы многого добьетесь и никогда не забудете, что у вас есть лидерская жилка. Вы очень интеллектуальный человек. Не бойтесь использовать свои идеи!

Если на изображении вы увидели женщину, это означает внутреннюю усталость. Вероятно, вы столкнулись со сложной и запутанной ситуацией. Постарайтесь расслабиться и перестать беспокоиться о вещах, которые этого не стоят. Возможно, среди вашего окружения есть кто-то, кто поглощает вашу энергию, и вы устали от этого.

Не бойтесь лишиться отношений, которые не способствуют вашему благополучию. Никогда не изменяйтесь ради других, продолжайте быть самим собой. Вы творческая личность, используйте это качество!

Сила парадигм. Какая женщина изображена на картинке: молодая или пожилая!?

В течение нескольких секунд посмотрите рис. 1. Затем посмотрите на рис. 2 и подробно опишите, что вы видите на этом втором рисунке.

Рис. 1. Молодая женщина

Видите ли вы женщину? Как вы думаете, какого она возраста? Как она выглядит? Как одета? Как вы думаете, кто она такая?

Скачать заметку в формате Word

Вероятнее всего, вы опишете женщину на второй картинке как особу лет двадцати пяти — весьма привлекательную, элегантно одетую, обладательницу маленького носика и сдержанных манер. Если бы вы не были женаты, то приударили бы за ней. А если бы работали в модном магазине, то взяли бы ее манекенщицей.

А если я скажу вам, что вы ошибаетесь? И если я заявлю, что особа на картинке — пожилая женщина лет шестидесяти-семидесяти, с потухшим взглядом, огромным носом, и, разумеется, ни в какие модели не годится? Это женщина, которой вы, вероятно, захотели бы помочь перейти через дорогу.

Кто же прав? Взгляните на картинку снова. Видите ли вы теперь старуху? Если нет, посмотрите еще. Видите большой крючковатый нос? Платок?

Если бы мы с вами общались лично, то смогли бы обсудить эту картинку. Вы бы описали мне, что вы видите, а я бы рассказал вам, что вижу я. И мы продолжали бы делиться мнениями до тех пор, пока не показали бы друг другу, что видит каждый из нас.

Рис. 2. Действительно ли женщина молодая?

Поскольку мы не можем сделать этого, я предлагаю вам обратиться к рис. 3, рассмотреть помещенное на ней изображение, а затем снова вернуться к рис. 2. Теперь вы видите пожилую женщину? Очень важно, чтобы, прежде чем продолжить чтение, вы ее увидели.

Впервые я столкнулся с этим упражнением много лет назад, будучи студентом Гарвардской школы бизнеса. Преподаватель с его помощью хотел показать, что двое людей, глядя на одно и то же, могут видеть разное и при этом оба быть правы. Дело тут не в логике, а в психологии.

Преподаватель принес стопку карточек большого размера, на половине из которых было изображение молодой женщины (рис. 1), а на другой половине — пожилой женщины (рис. 3). Он раздал карточки с изображением молодой женщины студентам, сидевшим в одной части аудитории, а карточки с изображением пожилой женщины — тем, кто сидел в другой ее части. Он предложил внимательно рассмотреть карточки, сконцентрировавшись на изображении в течение десяти секунд, а затем вернуть их. После этого он показал на экране картинку (рис. 2) и совмещающую оба изображения, и попросил студентов описать, что они видят. Почти все, кто вначале видел карточки с изображением молодой женщины, на экране увидели именно молодую женщину. И почти все из увидевших вначале карточку с изображением пожилой женщины, ее же теперь увидели и на экране.

Затем преподаватель попросил одного студента объяснить другому, из противоположной части комнаты, что он видит. В процессе их разговора высветились проблемы коммуникации.

— Что значит «старуха»! Этой женщине не больше двадцати — двадцати двух лет!

— Да ну, брось! Ты что, шутишь? Ей лет семьдесят, а то и все восемьдесят!

— Да ты что, слепой? Это же молодая женщина. Хорошенькая. За такой можно и приударить. Она просто прелесть!

— Прелесть? Да это старая карга!

Рис. 3. Пожилая женщина

Спор не угасал, каждый был уверен в своей правоте и доказывал свою позицию. И все это происходило несмотря на то, что студенты имели весьма важное преимущество, каким мы редко обладаем в реальной жизни: они с самого начала эксперимента знали, что существует другая точка зрения. И при всем при этом лишь очень немногие попытались взглянуть на картинку глазами другого человека. После долгих препирательств один из студентов подошел к экрану и, указав пальцем на линию на рисунке, сказал:

— Это колье молодой женщины! На что другой возразил:

— Какое колье, это рот старухи!

Постепенно успокоившись, они стали обсуждать отдельные различия. Наконец сначала один студент, потом другой увидели, что на экране одновременно существуют два образа. Благодаря спокойному, терпеливому, детальному обсуждению все, кто находился в комнате, смогли увидеть картинку с другой точки зрения. Однако стоило отвернуться и потом снова взглянуть на изображение, как почти каждый из нас немедленно видел тот образ, на который настроился в течение первых десяти секунд знакомства с картинкой.

Я часто использую этот эксперимент в своей работе, как с индивидуальными клиентами, так и с организациями, поскольку он позволяет сделать открытия, важные для нашей личной эффективности и эффективности нашего взаимодействия с другими людьми. Прежде всего, он демонстрирует, насколько мощно заданность воздействует на наше восприятие, наши парадигмы. Если десятисекундное изучение картинки способно оказать такое влияние на то, каким мы видим предмет, то, что говорить о силе влияния нашего жизненного опыта! Всё в нашей жизни, что способно оказывать на нас влияние, — семья, школа, церковь, сослуживцы, друзья, приятели и такие современные социальные парадигмы, как этика личности, — всё это оказывает на нас не осознаваемое нами воздействие, способствуя формированию нашей собственной системы взглядов, наших парадигм, наших карт. Кроме того, этот эксперимент показывает, что наши парадигмы являются источником наших установок и поведения. Вне их мы не можем действовать органично. Мы просто утратим свою целостность, если станем говорить и делать то, что противоречит нашим представлениям. Если вы, будучи подготовлены к тому, чтобы увидеть молодую женщину, именно ее и увидели на комбинированной картинке (так бывает в 90% случаев), то вам, несомненно, будет трудно думать о том, чтобы помочь ей перейти через дорогу. И ваше отношение к этой женщине, и ваше поведение должны непременно согласовываться с тем, как вы ее видите.

Это выявляет одно из слабых мест этики личности. Попытка изменить установки и поведение окажется бесплодной, если мы не изучим те основные парадигмы, из которых эти установки и поведение проистекают.

Кроме того, наш пример с картинками показывает, насколько сильно наши парадигмы влияют на характер наших взаимоотношений с другими людьми. Столь же ясно и объективно, как, по нашему представлению, мы видим окружающий мир, мы начинаем сознавать, что другие видят его иначе, со своей, очевидно столь же ясной и объективной, точки зрения. «То, на чем мы стоим, зависит от того, где мы сидим».

Читайте так же:  Как удержать мужчину и влюбить

Каждый из нас склонен считать, что видит явления такими, каковы они есть в действительности, т.е. что он объективен. Однако дело обстоит совсем не так. Мы видим мир не таким, каков он есть, а таким, каковы мы сами, — или же таким, каким мы настроены его видеть. Открывая рот, чтобы описать, что мы видим, мы в результате описываем самих себя, наши представления, наши парадигмы. Стоит другим разойтись с нами во мнениях, как мы немедленно приходим к выводу, что не правы именно они. Однако, как показывает наш эксперимент, каждый видит одно и то же по-своему, сквозь призму собственного уникального опыта.

Это вовсе не означает, что фактов не существует вообще. В нашем примере два человека, восприятие которых изначально было запрограммировано разными изображениями, вместе рассматривают комбинированную картинку. Теперь они одновременно видят одни и те же факты — сочетание черных линий и белого пространства и оба признают их фактами. Однако интерпретация этих фактов каждым из них зависит от изначального опыта каждого, и все эти факты приобретают значение исключительно в силу их интерпретации.

Чем глубже мы осознаем, каковы наши основные парадигмы, карты или представления, а также до какой степени мы находимся под влиянием собственного жизненного опыта, тем с большей ответственностью относимся к своим парадигмам, изучаем их, сопоставляем их с реальностью, прислушиваемся к мнению других, становимся восприимчивыми к чужим взглядам, вырабатывая таким образом более полное представление о реальности, а значит, и более объективную точку зрения.

[1] Перед этим фрагментом Стивен Кови говорит о силе парадигм. И в качестве примера предлагает маленький эксперимент.

6 самых необычных картин-иллюзий. А что видите вы?

Двое людей, глядя на одно и то же, могут видеть разное и при этом оба быть правы. Дело тут не в логике, а в психологии.

Магия изображений или искусство невозможного?

Двойственные или многозначные изображения, как говорит нам Большой психологический словарь, объясняются тем, что при восприятии подобных рисунков у человека возникают различные представления, одинаково соответствующие изображённому.

Сколько женщин вы видите?

При первом рассмотрении 90 % людей видят привлекательную девушку лет 20–25, остальные 10 % видят старуху за 70 с огромным носом. Тем, кто видит картинку впервые, трудно разглядеть второе изображение.

Подсказка: Ушко девушки — это глаз пожилой женщины, а овал молодого лица — это нос старухи.

Первое впечатление, как утверждают психологи, обычно зависит от того, на какую часть картины упал ваш взгляд в первое мгновение.

После небольшой тренировки можно научиться заказывать себе, кого вы хотите увидеть.
Психиатр Е. Борингу использовал портрет в 1930-х годах как иллюстрацию к своим работам. Автором подобного изображения иногда называют американского карикатуриста У. Хилла, который опубликовал работу в 1915 году в журнале «Пак» (в переводе на русский — «эльф», «сказочный дух»).

Но ещё в первые годы XX века в России выпустили открытку с такой же картинкой и надписью: «Моя жена и моя тёща».

Картинку с двумя дамами можно встретить во многих пособиях по психологии.

Заяц или утка?

Какого персонажа вы увидели первым на современной версии «Иллюзии Эренштейна»? Самый первый рисунок «утка-заяц» был опубликован в книге Джастроу в 1899. Существует мнение, что если детям показать картинку в первый день пасхи, то они более вероятно рассмотрят в ней кролика, но, а если показать им в октябре, то они будут склоны видеть утку или подобную птицу

Подсказка: На рисунке можно увидеть утку, которая направлена влево, или зайца, который направлен вправо.

Поющие мексиканцы или старики?

Мексиканский художник Октавио Окампо — автор довольно необычных картин со скрытым смыслом. Если приглядеться повнимательнее, то в каждом из его рисунков увидите ещё одно, спрятанное изображение. Он сделал декорации более чем 120 мексиканских и американских фильмов. Создал несколько портретов известных лиц западного мира в сюрреалистическом стиле («Портрет певицы Шер», «Портрет актрисы Джейн Фонда», «Портрет Джимми Картера» и др.).

Подсказка: Старик и старуха-блондинка смотрят друг на друга. Их брови — это шляпы мексиканских музыкантов, а их глаза — лица музыкантов.

Просто Роза?

На первый взгляд, да. Обычный цветок и ничего больше. Но не тут-то было. Автор данного изображения — Сандро дель Пре — сформировал новое направление в искусстве, которое он назвал «иллюзоризм», делая акцент на создании оптических иллюзий при написании картин.

Подсказка: В центре розы можно рассмотреть целующеюся пару.

Старик или ковбой?

Эта картина Я. Ботвинника, первой половины ХХ века, США, называется «Мой муж и мой тесть».
Кого вы увидели первым? Молодого мужчину в ковбойской шляпе или старика с большим носом?
Психологи утверждают, что отношение человека к самому себе влияет на выбор образа: при позитивном настрое люди чаще воспринимают в первые секунды молодой образ.

Подсказка: Шея ковбоя — рот старика, ухо — глаз, подбородок — нос.

А что вы видите на шестой картине?

Свои варианты оставляйте в комментариях к этой статье. Ответ появится в 13:00 8 октября 2013 года.

Женщина и психология картинки

О чем расскажет снимок, стоящий главным на вашей интернет-страничке

На днях приятель-бизнесмен удивил: мол, теперь без ссылки на профиль в соцсетях на собеседования соискателей не приглашаю. «В резюме можно написать всякое, а вот по страничке в соцсети все быстро становится понятно», — заявил он.

— Так сейчас поступают многие работодатели, — подтверждает психолог Анна Рожнова. — Сегодня аватарка в соцсети — как фото в паспорте, да и сам паспорт тоже. Фотографию человек выбирает на подсознательном уровне, типа нравится — не нравится, но на самом деле она соответствует основным чертам его характера.

Так о чем же может рассказать изображение в соцсетях?

Нужна ли женщине карьера

Эксперт WomanHit.ru — психолог-практик, специализирующийся на женской психологии, психологии семьи и личностном самопознании Мария Полякова — уверена: за постоянной занятостью на работе кроются нерешенные личные проблемы

Возможно, лет 10—15 назад кого-то можно было бы удивить феноменом «женщина-карьерист», но не сейчас. В нашем современном мире слабый пол занимает руководящие должности, многие женщины становятся во главе своих собственных компаний, открывают магазины, салоны красоты. Иными словами, заполняют пространство бизнеса на рынке. Давайте разберемся, когда произошел такой прогресс (или регресс) в психологии женщины и во благо ли?

Изначально все мы знаем, что женщина рождена для продолжения рода, в ее предназначении уже записано стать мамой, женой, хорошей хозяйкой, отвечать за уют в доме. Это то, что хочет мужчина от своей избранницы. Причем же здесь карьера? Какое же место в жизни женщины отводится карьере?

Психология женщины-карьеристки — это быть сильной, уметь рассчитывать на себя, на свои силы. Естественно, женщина должна сделать выбор, какой критерий ее жизненного успеха — семья или работа? Невозможно усидеть на двух стульях, успеть сделать 1000 дел одновременно.

Почему же женщину тянет больше к работе, а не к семье? Здесь может быть несколько вариантов.

Во-первых, это отсутствие своей семьи, любимого мужчины в жизни женщины. Из-за этого слабый пол ощущает эмоциональный голод, грусть и хочется переключиться на что-то другое, занять себя целиком — лишь бы не встречаться с правдой. Хотя логичнее было бы разобрать эту тему, пусть даже в кабинете психолога: почему я до сих пор одна?

Во-вторых, загвоздка может быть в жизненном сценарии женщины. К примеру, если дочка наблюдает сильную, волевую маму, которая сама на все зарабатывает, тащит на себе всю семью, то в подкорку юной особы уже закладывается пример мамы. Ага, надо быть сильной и делать все самой в этой жизни, а то не проживешь! Конечно, мама сделает акцент: мол, смотри, дочь, и учись, мужик нынче слабый пошел.

В-третьих, желание построить карьеру или открыть свой бизнес может быть обусловлено талантом женщины, желанием состояться в жизни. Одна моя знакомая мечтала с 12 лет стать судьей и уверенно двигалась вверх по карьерной лестнице до своего нынешнего статуса.

И все-таки я с уверенностью могу заявить, что за постоянной занятостью женщины-карьеристки кроются нерешенные проблемы личного характера. Женщин-бизнесвумен я часто наблюдаю у себя в кабинете на психологических сессиях, их запрос связан с отсутствием личной жизни или неудовлетворенностью мужчиной, который находится рядом.

Что делать?

Существует простая практика для определения своих истинных потребностей. Достаточно взять ватман, несколько журналов и начать вырезать картинки с изображением элементов карьеры и семьи. Затем на одну сторону ватмана наклеить «семейную жизнь», а на другую — «карьеру». Сядьте спокойно и начните смотреть то на одну, то на другую сторону час, день, два дня. И в один прекрасный момент вы увидите, как истина выходит на поверхность, и сможете точно понять, чего же вы и ваше сердце действительно хотите.

Мой психологический опыт показывает,что процентное соотношение между семьей и карьерой возможно в соотношении 70% на 30%. Главное — наличие баланса и комфорта в семье.