Меню

Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет

Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет

Автор: Севостьянова Елена
Издатели: Сфера, год выпуска 2010
ISBN: 978-5-9949-0192-2
Серия: Вместе с детьми
Год: 2010

Описание:
Книга содержит программу и конспекты индивидуальных занятий с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) по развитию интеллектуальных и познавательных способностей, которая поможет подготовить ребенка к школе. Автором разработана оригинальная методика последовательной коррекции развития памяти, внимания, мышления и восприятия детей 5-7 лет, включающая игровые задания, логоритмические упражнения и др. Книга предназначена педагогам и психологам дошкольных образовательных учреждений, а также родителям.

Занятие ««Я люблю» как средство развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста»

ЗАНЯТИЕ «Я ЛЮБЛЮ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Центра психолого-педагогической помощи детям

г. Нерюнгри, Республика Саха

Аннотация. Успешное формирование социально значимых личностных качеств требует учета знаний ребенка о себе, о своих близких, о месте жительства, о чувствах и эмоциях в определенный момент. Это влияет на успешность адаптации к новой системе социальных отношений, на активное развитие его познавательных возможностей.

Согласно ФГОС дошкольного образования, приоритетной задачей дошкольного образования становится охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Так, в пункте 2.6. ФГОС ДО при определении направлений социально-коммуникативного развития отмечается важность «развития социального и эмоционально интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками» [3].

Требования к условиям реализации основной образовательной Программы дошкольного образования (ФГОС ДО, п. 3.1) включают в условия реализации в социально-коммуникативной сфере «на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям» [3].

В 6 лет и старше социальный интеллект носит более высокий характер развития — влияние на партнера, умение вводить в заблуждение для того чтобы использовать скрытые возможности коммуникации. К пониманию социальной причинности дети приходят в 5-7 лет.

Обучение социальному интеллекту происходит в повседневной жизни. Решая межличностные проблемы, ребенок извлекает из памяти один или несколько способов и помещает их в «рабочее пространство» для разработки и выполнения. Чтобы стратегия была извлечена, она уже должна быть в когнитивном репертуаре личности. Новые стратегии создаются путем переработки уже существующих. Если факторы среды нестандартны, то выбор становиться осознанным. Каждая стратегия последовательно оценивается с учетом возможности ее осуществления и потенциальной эффективности.

Данное занятие является 16-ым в комплексной психолого-педагогической программе развития социального интеллекта «Большой мир маленького человека».

Цель занятия: развитие рефлексии своего окружающего мира и внутреннего мира ребенка.

— развитие самоуважения через осознания того, что они любят делать;

— развитие доверительных отношений в группе;

— повышение уверенности в себе

— обучение приемам расслабления, снятия мышечного напряжения;

— развитие умений позитивного восприятия себя.

Дети рассаживаются на стульчики по кругу. Приветствуя их, психолог предлагает поздороваться с помощью игры «Кто в домике живет?». Дети «забираются в домики» — для этого каждый ребенок смыкает руки уголком над головой в виде крыши. Педагог-психолог подходит к каждому из них со словами: «Кто в домике живет?» Ребенок называет свое имя и здоровается.

Инструкция: психолог читает стихотворение А. Костецкого:

Я все люблю, что есть на свете:
Цветы и липу у ворот,
И почтальона дядю Петю,
Весну и лето, Новый год.
Люблю я очень маму с папой,
Люблю печенье с молоком,
Люблю здороваться за лапу
С соседским косолапым псом.
Люблю лететь на карусели
И сны смотреть, когда я сплю,
И так, немножко, еле-еле,
Вот столечко — себя люблю

Психолог просит детей определить эмоциональный настрой мальчика в отношении окружающего мира и себя и ответить на вопрос: чем он обусловлен?

3. Изотерапия «Что я люблю делать?»

Инструкция. Каждому ребенку необходимо подготовить бумагу, карандаши или мелки. Психолог спрашивает у детей: «Вы можете мне перечислить вещи, которые вы вообще не любите делать? А что вы делаете с большой неохотой? А можете ли вы назвать мне несколько занятий, которые вам на самом деле нравятся?

А теперь нарисуйте картину, глядя на которую, сразу станет понятно, что ты делаешь что-то, что тебе действительно очень нравится. Покажи на рисунке, где ты при этом находишься, один ли ты или с тобой есть еще кто-то…(10 минут)».

По окончании упражнения каждый ребенок представляет свой рисунок.

Далее психолог проводит анализ упражнения:

— Что ты чувствуешь, делая то, что изображено на рисунке?

— С каких пор ты любишь это делать?

— Что тебе особенно нравилось делать, когда ты был совсем маленьким?

— Есть ли еще в нашей группе дети, которые очень любят делать то же самое?

— Кто с удовольствием делает то, чего ты сам не любишь делать?

4. Упражнение «Музыкальные пальчики»

Инструкция. Психолог спрашивает у детей: «Хочет ли кто-нибудь из вас, чтобы его немножко побаловали? Отлично, Ваня, ложись, пожалуйста на спину на одеяло. Теперь мне нужны дети, которые готовы немного побаловать Ваню. Присядьте на колени вокруг Вани — с одной стороны, с другой стороны и в изголовье. Я сейчас включу плавную музыку. А вы пока положите легонько свои пальчики Ване на лоб, плечи, руки и ноги. Ваня, ты можешь закрыть глаза и очень спокойно так лежать. Когда начнется музыка, начинайте постукивать очень нежно кончиками пальцев по Ване. Пожалуйста, ничего не говорите при этом, а вот если у Вани возникает какое-нибудь желание, он может сказать о нем. Может быть, он захочет, чтобы вы постукивали по-другому или перестали это делать… (1-2 минуты). Теперь уберите руки. Ваня, ты можешь снова открыть глаза».

Психолог подает лежащему ребенку руку и провожает его в какое либо укромное место в группе, чтобы он смог лучше пережить полученный опыт.

Далее психолог проводит анализ упражнения:

— Как ты чувствовал себя, когда тебя баловали?

— А когда ты сам баловал других?

5. Упражнение «Щепки на реке» Инструкция. Дети встают в два длинных ряда, один напротив другого.

Расстояние между рядами должно быть чуть больше вытянутой руки. Психолог говорит: «Представьте себе, что вы все вместе – вода одной реки. По реке сейчас «поплывут» Щепки.

Один ребенок отправился сейчас в путь по реке как первая Щепка. Он сам решит, как он будет двигаться. Например, он может закрыть глаза и медленно пойти прямо. А вода плавно поможет руками Щепке найти дорогу. Возможно, Щепка «поплывет» не прямо, а будет крутиться. Вода должна и этой Щепке найти дорогу. Может быть, Щепка оставит глаза открытыми и будет двигаться хаотично или кругами. Вода должна и ей помочь. Когда Щепка проходит до конца Реки, то она становится рядом с последним ребенком и ждет, пока не приплывет следующая Щепка. Она встает напротив первой, и тем самым они составляют Реку и постепенно удлиняют ее. И так, неспешно, Река будет блуждать по группе, пока все дети не проплывут по Реке, изображая Щепки. Все ли понятно?».

Далее психолог проводит анализ упражнения:

— Что ты чувствовал, когда был Щепкой?

— Что ты чувствовал, когда был Рекой?

Инструкция. Дети передвигаются по комнате. Двое водящих, держась за руки, пытаются поймать игроков. При этом они приговаривают: «Я — липучка-приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребенка «липучки» берут за руку, присоединяя к своей «липучей» компании, и вместе ловят остальных.

Инструкция. Дети садятся в общий круг. Играет музыка. Тот, к кому попадет мяч, когда музыка прекращает звучать, должен сказать: «Мне понравилось занятие. потому что. »

Примечание. В ходе выполнения упражнения необходимо проследить, чтобы каждый ребенок получил мяч и сказал, чем ему запомнилось занятие.

8. Ритуал прощания

Ритуал прощания «Спасибо за прекрасный день!»

Инструкция. Дети встают в круг, улыбаются друг другу и хором произносят: «Спасибо за прекрасный день!»

1. Ивашова А. Программа социального тренинга с дошкольниками и младшими школьниками «Сотрудничество» // Газета «Школьный психолог», № 28, 2003.

2. Кочева Е. Программа работы психолога с детьми по оптимизации работы в детском саду // газета «Школьный психолог», №25, 2000.

3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N1155. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/29614.html

4.Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. Т. 1. – М.: Генезис, 2000. – 160 с.

5. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2003. — 176 с.

6.Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. — 384 с.

ГЛАВНЫЕ КОНКУРСЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПЕДАГОГОВ

Призовой фонд свыше 200 000 рублей и сотни отличных подарков для кураторов: вебинары, лэпбуки и книги!

Коллаж на тему «Моё будущее»
Регистрация

Сказочные поделки своими руками
Регистрация

Для дошкольников (3-7 лет)

Рисунок на тему «Портрет мамы»
Регистрация

Укради название и сочини историю
Регистрация

Елена Севостьянова: Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет

Аннотация к книге «Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет»

Книга содержит программу и конспекты индивидуальных занятий с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) по развитию интеллектуальных и познавательных способностей, которая поможет подготовить ребенка к школе.
Автором разработана оригинальная методика последовательной коррекции развития памяти, внимания, мышления и восприятия детей 5-7 лет, включающая игровые задания, логоритмические упражнения и др.
Книга предназначена педагогам и психологам дошкольных образовательных учреждений, а также родителям.

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Предполагаемый вашему вниманию комплекс занятий рассчитан на детей 5-7 лет. Каждое занятие состоит из четырех частей и занимает 20-25 минут, что соответствует физическим и психологическим возможностям детей данной возрастной группы. Предложенный комплекс занятий направлен на развитие четырех взаимосвязанных психических процессов, определяющих познавательные возможности, и включает соответствующие разделы: «Внимание», «Память», «Восприятие», «Мышление».

Севостьянова по развитию интеллекта детей 5-7 лет (стр. 1 )

Севостьянова по развитию интеллекта детей 5-7 лет

Севостьянова по развитию интеллекта детей 5-7 лет

С28 Занятия по развитию интеллекта детей 5—7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 96 с. — (Вместе с детьми). ISBN 0192-2

Книга содержит программу и конспекты индивидуальных занятий с детьми старшего дошкольного возраста (5—7 лет) по развитию интеллектуальных и познавательных способностей, которая поможет подготовить ребенка к школе.

Автором разработана оригинальная методика последовательной коррекции развития памяти, внимания, мышления и восприя­тия детей 5—7 лет, включающая игровые задания, логоритми-ческие упражнения и др.

Книга предназначена педагогам и психологам дошкольных образовательных учреждений, а также родителям.

В период дошкольного детства формируются пред­посылки будущей учебной деятельности детей. На про­тяжении дошкольного возраста происходят значительные изменения в восприятии, внимании, мышлении, памя­ти детей. Эти процессы из непроизвольных превраща­ются в произвольные. Всякая психическая функция фор­мируется и преобразуется в процессе взаимодействия ребенка и взрослого. Психолог, родители, педагоги — главные участники в развитии познавательных возмож­ностей каждого ребенка.

Исходными предпосылками разработки индивиду­альных занятий по развитию интелекта является давно назревшая необходимость участия всех сторон воспи­тательного и образовательного процесса (психологов, педагогов, родителей) в развитии психических функ­ций детей. Работа психолога с ребенком не будет дос­таточно эффективной, если он не приобщил к своему делу взрослых, которые общаются с ребенком посто­янно. Отношения психолога, педагогов и родителей дол­жны строиться на партнерском взаимодействии, орга­низованном на основе общих программ практики и на­блюдений.

Читайте так же:  Задачи развития ловкости детей дошкольного возраста

Комплекс индивидуальных занятий рассчитан на де­тей, в психическом развитии которых наблюдается лишь отклонение от нормы, а не симптом психического забо­левания, т. е. проводить такие занятия не рекомендуется для детей с психическими и нервными заболеваниями. Грамотное проведение коррекции интелектуального раз­вития позволяет подготовить ребенка к школе: в ходе игровых занятий развиваются мышление, внимание, вос­приятие, память.

Внимание. Уровень развития внимания во многом оп­ределяет успешность обучения ребенка в школе. Ребе­нок может долго на чем-то удерживать свое внимание, пока не угаснет интерес. Внимание и интерес неразде­лимы. Поэтому игры и упражнения по развитию внима­ния должны быть непременно интересны для ребенка. Но в дальнейшем, обучаясь в школе, ему придется выподнять ряд заданий, предполагающих удержание вни­мания волевым усилием. Поэтому для будущих перво­классников очень важно развитие произвольного вни­мания, которое развивается постепенно, по мере разви­тия отдельных его свойств (объема, концентрации, распределения, переключения, устойчивости).

Память. Психолог должен научить ребенка различ­ным формам пользования памятью. Все виды памяти тесно взаимосвязаны между собой и не изолированы друг от друга. Экспериментально доказано, что человек может за­помнить любой объем материала, однако извлечь его из памяти — лишь при внешнем стимулировании опреде­ленных зон головного мозга. Для детей более естествен­но запоминание материала, включенного в игровую дея­тельность.

Восприятие. Сенсорное развитие в дошкольном воз­расте — одно из направлений умственного развития. Бы­строе выделение информативных свойств в предмете спо­собствует его эффективному опознанию. Восприятие со­четается с практическими действиями, они как бы помогают друг другу. Неоценима роль восприятия в овладении ре­бенком навыками письма, чтения, счета.

Мышление. Мышление ребенка в возрасте 5—6 лет находится «в плену» его житейского опыта: он не может установить связи и отношения предметов логическим путем. Умение мыслить подразумевает: выделение существен­ных признаков предмета; синтезирование различных при­знаков в целое представление о предмете; сравнение пред­метов и выявление различий в них и т. д.

Представленные занятия содержат игры, упражнения, задания для индивидуальных занятий педагогов-психо­логов с детьми, психодиагностическое обследование ко­торых показало низкий уровень развития психических функций, и практические рекомендации педагогам и ро­дителям для работы с данным контингентом детей. На каждом занятии проводится психомышечная тренировка для снятия мышечного и эмоционального напряжения.

Игры, игровые задания и упражнения направлены на развитие внимания, мышления, памяти и восприятия де­тей старшего дошкольного возраста. Они помогают ло-

кализовать недоразвитие конкретной психической фун­кции, наиболее удобны для педагогов-психологов, не имеющих условий для проведения групповых коррекци-онно-развивающих занятий. В зависимости от индиви­дуальных особенностей каждого ребенка порядок упраж­нений можно менять и сокращать продолжительность занятия.

Предлагаемый вашему вниманию комплекс занятий рассчитан на детей 5—7 лет. Каждое занятие состоит из четырех частей и занимает 20—25 мин, что соответствует физическим и психологическим возможностям детей дан­ной возрастной группы.

Предложенный комплекс занятий направлен на раз­витие четырех взаимосвязанных психических процессов, определяющих познавательные возможности, и включа­ет соответствующие разделы: «Внимание», «Память», «Вос­приятие», «Мышление». Каждый раздел рассчитан на семь недель, цикл занятий по программе рассчитан на 28 не­дель (по одному занятию в неделю). В конце каждого раздела программы даны рекомендации педагогам и ро­дителям для индивидуальной работы с детьми по разви­тию их познавательных возможностей.

План ЗАНЯТИИ ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

Волшебная долина. Программа по развитию эмоционального интеллекта детей 5–7 лет

Программа написана на основе программы Академия Монсиков, дополнена и адаптирована к работе в детском саду (20 занятий).

Введение

Что такое эмоциональный интеллект?

Это способность распознавать свои и чужие эмоции, свои чувства и переживания. Без эмоций жизнь представить невозможно – мы радуемся, удивляемся, сердимся, грустим каждый день. И очень важно знать и понимать, что не бывает плохих или хороших эмоций. Каждая из них — ключ к познанию окружающего мира.

Эмоции позволяют нам эффективно взаимодействовать с окружающими, лучше понимать себя и других, доверять друг другу и действовать в команде, ставить перед собой цели и достигать их.

Эмоциональный интеллект – это способность понимать свои и чужие эмоции, распознавать намерения и мотивацию собеседника, понимать его чувства и правильно на них реагировать

Для ребёнка развитый эмоциональный интеллект – основа успешного и, главное, счастливого будущего.
Детям особенно сложно понять весь яркий спектр чувств и эмоций, разобраться с разочарованиями и сомнениями, поражениями и даже с победами. Ребёнок с развитым эмоциональным интеллектом в любой ситуации сделает для себя правильные выводы, и, напротив, ребёнок со слаборазвитыми социальными навыками и низким интеллектом может уйти в себя, стать закомплексованным, скованным в общении или даже агрессивным. Этого не случится, если начать развивать эмоциональный интеллект в самом раннем возрасте.

С учётом актуальности развития эмоционального интеллекта как основы успешной жизни человека с ранних лет разработка и внедрение в практику различных методик развития эмоционального интеллекта представляются не просто желаемыми, а необходимым шагом. Для реализации этой задачи и была разработана методика развития эмоционального интеллекта и социальных навыков детей «Академия Монсиков».

В процессе занятий, основанных на методике развития эмоционального интеллекта «Академия Монсиков», дети учатся:

  • Понимать себя, свои эмоции и потребности;
  • Называть и распознавать свои эмоции;
  • Правильно вести себя в различных ситуациях;
  • Понимать эмоции и потребности окружающих;
  • Доброжелательно и эффективно взаимодействовать с окружающими;
  • Эффективно воспринимать новую информацию, легко осваивать любой образовательный материал.

Также у детей развиваются:

  • Коммуникативные навыки;
  • Вербальные навыки;
  • Когнитивные навыки: память, внимание, логическое и абстрактное мышление;
  • Познавательные способности;
  • Навыки целеполагания и достижения целей;
  • Стрессоустойчивость;
  • Навыки адаптации к новым обстоятельствам;
  • Навыки разрешения конфликтов;

Монсики

Лучшая форма познания – игра. Помощниками в этой игре, наряду со взрослыми, и станут Монсики – сказочные персонажи, которые живут в прекрасной Долине и являются проводниками эмоций, чувств, знаний, умений и навыков. Они помогают взаимодействовать с ребёнком на понятном ему языке, соединяя реальный и волшебные миры.

Структура занятий

Занятия базового курса позволяют за пять шагов раскрыть для ребёнка всё богатство и все возможности эмоционального мира, где каждый шаг – это часть игрового образовательного процесса.

Первый шаг – «Я чувствую». У ребёнка появляется осознанность. Работаем с органами чувств. Коробочка Эмоций.

Второй шаг – «Я хочу». У ребёнка возникает мотивация. Учимся ставить цели, не бояться нового.

Третий шаг – «Я знаю». Развитие интеллекта. У ребёнка расширяется кругозор. Тренируем навыки.

Четвёртый шаг – «Я могу». У ребёнка формируется адекватная самооценка. Тренируем навыки.

Пятый шаг – «Я делаю». Ребёнок использует освоенный навык в жизни самостоятельно и с удовольствием.

Каждое занятие курса состоит из нескольких этапов.

Введение: погружение.

Содержание: приветственный ритуал, представление легенды Долины Монсиков по теме занятия, выполнение комплекса физических упражнений. Дети проходят Волшебный портал (пролезают через туннель).

Результат: формирование ощущения перехода в сказочный мир, активизация роботы всех внутренних систем организма ребёнка.

Этап 1. «Я чувствую» (развиваем осознанность).

Содержание: комплекс упражнений и игр, развивающих все пять органов чувств: слух, обоняние, вкус, зрение, осязание.

Результат: активизация сенсорных систем ребёнка, сознание необходимого эмоционального фона, создание своих эмоций.

Этап 2. «Я хочу» (создаём мотивацию).

Содержание: ролевые игры, диалог с ребёнком.

Результат: осознание ребёнком мотивации к действию, понимание эмоций окружающих. Мотивация позволяет ребёнку понять его желания, а желания помогают сформировать цель.

Этап 3. «Я знаю» (развиваем интеллект).

Содержание: изучение интересных фактов, решение логических задач.

Результат: получение ребёнком необходимых знаний, развитие внимания, памяти, логики.

Этап 4. «Я могу» (формируем самооценку).

Содержание: упражнения и игры с фиксацией успешного выполнения и достижения результатов.

Результат: развитие самооценки, осознание ребёнком своих сил, развитие навыка управления своими эмоциями.

Этап 5. «Я делаю» (самореализация).

Содержание: игры, поделки, квесты.

Результат: освоение навыков личностного роста, самореализации и социализации, развитие использования эмоционального ресурса в достижении целей.

Завершение

Содержание: установление обратной связи с ребёнком, совместная выработка идей для применения полученных навыков в жизни, прощание.

Результат: применение полученного опыта, знаний, умений и навыков в жизни.

В конце каждого занятия проводится упражнение «Ласковые ладошки». Дети благодарят друг друга за хорошую работу, встают в круг (смотрят в затылок впереди стоящего) и гладят ребёнка, стоящего впереди, расслабленными ладошками по спине, плечам, голове. Потом разворачиваются на 180 градусов и так же гладят ребёнка, оказавшегося впереди, ладошками по спине, плечам и голове.

1.2. Игра и ее влияние на развитие ребенка 5–7 лет

1.2. Игра и ее влияние на развитие ребенка 5–7 лет

До знакомства с играми-заданиями остановимся сначала на том, что такое игра для ребенка, почему именно в ней происходит его психическое развитие и почему именно в игре можно и нужно как формировать предпосылки к школьному обучению, так и проводить адресно-направленную коррекционно-развивающую работу.

Возникая на границе раннего детства и дошкольного возраста, игра интенсивно развивается и достигает во второй половине дошкольного возраста своего высшего уровня. Первые три года жизни ребенка представляют очень важный период в его развитии. В этом возрасте закладываются фундаментальные личностные образования: общая самооценка, доверие к людям, умение общаться, интерес к миру; происходит его интеллектуальное и физическое развитие, совершенствуются двигательные функции. Определяющими факторами психического развития ребенка являются: уровень его интеллектуального и физического развития, т. е. уровень овладения двигательными навыками, его общение со взрослым и ведущая деятельность.

Так, в первом полугодии ведущей деятельностью является непосредственно-эмоциональное общение младенца с матерью. В конце этого периода у него возникают активные двигательные действия, направленные на предмет (это могут быть родители или игрушка). Однако для полноценного психического развития ребенка в первом полугодии помимо общения со взрослым необходимо создание условий для развития познавательной активности (т. е. его интеллекта) по отношению к предметному окружению, т. е. включение предметов в общение ребенка, так же как необходимо и полноценное развитие всех его двигательных функций, поскольку даже небольшая задержка двигательных навыков замедляет формирование интеллекта. Чем младше ребенок, тем больше пользы от массажа, гимнастики, плавания.

Начальный возраст для проведения гимнастики, массажа или плавания – 1 месяц. При стимуляции кожных рецепторов (при массаже, гимнастике, плавании) в коре головного мозга возникают очаги возбуждения, которые заставляют работать соответствующие органы. Например, поглаживание животика по часовой стрелке нормализует работу желудочно-кишечного тракта, помогает при срыгивании, образовании газов, диспепсии, запорах. Регулярность тех или иных занятий синхронизирует у младенца суточные биоритмы детского организма. Массаж закладывает привычку к внутренней дисциплине, собранности и организованности, совершенствуются механизмы терморегуляции. Раньше всего у младенца появляются зрительные и оральные (т. е. ребенок все опробывает через рот) действия с предметами, затем мануальные (действия руками), затем уже налаживается зрительно-моторная координация, появляется целенаправленное хватание предметов (4 месяца).

Показатели психического развития ребенка от 0 до 3 мес.

1. Ребенок удерживает в поле зрения неподвижный предмет, может сосредоточить взгляд, при выкладывании на животик пытается удерживать головку, прислушивается к звукам. Периоды бодрствования – от 15 мин до часа. Для лучшего развития ребенка желательно повесить над кроваткой игрушки или мобиль, а во время бодрствования включать музыку (классическую и не громко).

2. Ребенок уже сосредоточивает взгляд на лице мамы, поворачивает голову на звук, лежа на животе может приподнимать голову (недолго). В этот период желательно делать ребенку массаж и гимнастику. При общении с ребенком необходимо чаще улыбаться и разговаривать с малышом, а игрушки надо повесить так, чтобы малыш мог до них дотянуться.

3. Малыш может лежать на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. На руках удерживает головку вертикально, при виде взрослых – возникает «комплекс оживления»: хватает игрушки, издает звуки. Для лучшего психического развития желательно давать ребенку яркие игрушки с разной звуковой наполненностью, разные по форме, по фактуре, однако не надо давать сразу несколько игрушек.

Читайте так же:  Основные факторы формирования личности их характеристика

При желании родителей уже десятидневному малышу можно проверить слух – позвонить в колокольчик, погреметь погремушкой и т. п. Первые игрушки должны быть крупные – 5-10 см – и яркие. Для развития зрения, т. е. зрительного сосредоточения, можно проводить следующее упражнение: с помощью яркой игрушки поймайте взгляд ребенка, и пусть он его зафиксирует на игрушке. Игрушка должна находиться немного сбоку, а не в центре. После чего водите игрушкой из стороны в сторону, добиваясь, чтобы ребенок следил за ней. Для тренировки слуха очень хороши звуковые игрушки: требуется, чтобы малыш сконцентрировал внимание на каком-то звуке (звучащая, пищащая, гремящая игрушка), для этой же цели можно использовать детские песенки и ритмичные попевки. Песенки хорошо сочетать с зарядкой.

Во втором полугодии ведущей деятельностью ребенка становится предметно-манипулятивная деятельность, а общение со взрослым начинает опосредоваться предметом. Так, о сформированности готовности младенца к общению свидетельствуют: взгляд в глаза взрослого, ответные и инициативные улыбки, двигательное оживление и вокализации, стремление продлить эмоциональный контакт со взрослым. В этом возрасте уже возможны игры типа игры в «ку-ку», «ладушки», «сорока кашку варила». Также полезны упражнения по «имитации ходьбы», что вызывает оживление шагового рефлекса: например, держа ребенка под мышки, поставить его босиком на край стола, и он начнет перебирать ножками. Если закрепить этот рефлекс, ребенок начнет раньше ходить, а вертикальная поза будет способствовать развитию интеллекта.

В возрасте от 1 до 3 лет ведущей деятельностью ребенка является предметная деятельность, а общение со взрослым превращается в ситуативно-деловое и речевое. Внутри же самой предметной деятельности дифференцируются две деятельности – предметно-практическая и процессуальная игра. Развитие последней подготавливает переход ребенка к ведущей деятельности следующего этапа – сюжетной игре. А ситуативно-деловое общение со взрослым, оставаясь основной формой общения до 3 лет, разделяется на доречевое и речевое ситуативно-деловое общение. Именно в этом возрасте происходит становление и развитие речи ребенка, звукопроизношения, артикуляции слов, фонематического слуха, понимания речи. Соответственно происходит и постоянное нарастание пассивного и активного словаря ребенка, что способствует и дальнейшему развитию интеллекта ребенка.

Известно, что речь и мышление тесно связаны друг с другом, т. е. более высокому уровню речевого развития соответствует и более развитое мышление (интеллект) ребенка. Осваивая язык, общаясь с другими детьми и близкими взрослыми, обучаясь пользоваться различными предметами сначала в игре, потом и в реальной жизни, ребенок овладевает мышлением. Иными словами, владение речью, языком позволяет ребенку уже учиться мыслить, поскольку речь – это форма мышления. И чем лучше развита речь ребенка, тем более высок его уровень интеллекта, именно поэтому так важен и сам процесс становления речи у ребенка, и необходимость фиксации малейших нарушений или задержек в становлении этого процесса.

Показатели возможности нарушения речи

0–3 мес. – ребенок не реагирует на слова, не поворачивает голову на голос или звук, у него нет «комплекса оживления»;

4–7 мес. – ребенок не поворачивает голову к источнику звука, не ищет его глазами, не лепечет;

8-12 мес. – не понимает обращенные к нему слова, не может показать носик, глазки, не реагирует, когда к нему обращаются по имени, не произносит слов: мама, дядя, бух, дай…;

1–2 года – не может ответить, как его зовут, куда идет, не может назвать знакомых героев сказок;

2–3 года – не идет на речевой контакт, путается в пространстве (верх, низ…), не может выполнить задание, состоящее из 2–3 частей (возьми книгу и отнеси бабушке);

3–4 года – множественные нарушения звукопроизношения, не может построить простую фразу из 4–5 слов, в устной речи ошибки в употреблении предлогов и в согласовании слов, не может составить рассказ по картинке.

Третий год жизни – это расцвет процессуальной игры и речи, т. е. это действия с игрушками, имитирующими действия людей, животных, и обозначение их словами. Сама же процессуальная игра – это только необходимый этап для возникновения сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте. Вообще игра – это новообразование и ведущая деятельность всего дошкольного детства, и именно в ней происходит существенная перестройка всех познавательных процессов ребенка и развитие «зон его ближайшего развития» (т. е. всего того, что ребенок сегодня может выполнить с помощью взрослого, а завтра уже может это выполнить самостоятельно), включая его поведение и речь.

В игре происходит постижение нового опыта социального взаимодействия, развитие воображения, расширение круга общения, приобретаются новые знания и умения, развивается речь. В процессе развития ребенка и приобретения им опыта появляются новые, более сложные виды игры, но при этом простая игровая активность не исчезает, а лишь отступает на задний план, переходя в разряд освоенных «игровых» действий.

Известно, что игра появляется как самостоятельная деятельность в тот период жизни ребенка, когда он не занят никаким другим общественно полезным видом деятельности. Недоразвитие игры в этот период, по мнению Д. Б. Эльконина, А. А. Рояк и других авторов, наносит психическому развитию ребенка непоправимый вред. Это связано с тем, что в игре (за счет «зон ближайшего развития») происходит развитие всех видов памяти, произвольного внимания и произвольного поведения, мышления, в том числе – пространственного, зрительно-моторной координации и тонкой моторики руки, речи и воображения.

Например, исследования показали, что если у детей по той или иной причине плохо развиты игровые навыки, т. е. игровые действия примитивны, стереотипны и отсутствует замещение (т. е. когда реальный предмет замещается каким-то символическим – детская посуда заменяется формочками для песка или листьями), то у таких детей, как правило, затормаживается и искажается развитие мышления (например, такие дети объединяют в одну группу предметы не по функциональным признакам, а по физическим, по цвету, форме, величине. Они затрудняются в точном названии группировок и т. п.).

Именно поэтому очень часто оказывается, что многие дошкольники психологически не подготовлены или неправильно подготовлены к обучению в школе. При этом бытует представление, что готовить ребенка к школе – это значит обучать его счету, письму, чтению. Большинством родителей совершенно отвергается игра в деле подготовки детей к школе.

Для того чтобы понять, что дает и может дать правильно организованная игра ребенку, который готовится к поступлению в школу, вспомним, какими психологическими качествами он должен обладать к этому возрасту.

К концу дошкольного возраста у ребенка должны быть сформированы такие универсальные внутренние условия осуществления любой деятельности как: умственная (познавательная) активность и саморегуляция поведения, эмоций, познавательных процессов.

Познавательная активность присуща любому здоровому ребенку. Она во многом выражает природно обусловленную потребность в новых впечатлениях и умственных усилиях. Детская любознательность – это основа приобретения знаний. Только желание что-либо узнавать дает постоянный стимул к развитию различных навыков, умений, знаний. Лучшей школой развития познавательной активности могут стать ответы на детские вопросы с помощью игры. При этом дети не только узнают что-то новое, но и непосредственно используют полученные знания в самостоятельной деятельности (игре).

Если умственная (познавательная) активность создает потребность в работе мысли, то осознанная саморегуляция помогает осуществлению этой интеллектуальной деятельности. Так, будущий школьник для решения посильной для него задачи должен принять и удержать ее в полном объеме, уметь поддерживать последовательность хода мысли (этапов решения), производить контроль своих умственных действий, уметь сличать образец с результатом. Иными словами, ученик должен уметь думать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, т. е. уметь действовать в уме по определенным правилам. Осуществление этого и есть умение саморегуляции умственной деятельности, т. е. способность осознанно и произвольно управлять своими познавательными процессами (вниманием, памятью, мышлением, рефлексией, речью). Для того чтобы будущий ученик смог выполнять школьные задания, у него должен быть сформирован психологический навык игры по правилам. Однако ребенок достигает этого только пройдя через развернутую ролевую игру с воссоздаваемыми в ней отношениями, которые затем свертываются в чистое правило. Ролевая игра, в свою очередь, развивается из сюжетной игры и т. д.

С развитием игр по правилам становится важным не только процесс игры, но и результат. Причем последний важен не сам по себе, а как возможность его соотнесения с результатами других участников игры, что позволяет определить первенство одного из играющих, т. е. выигрыш. Наличие выигрыша отличает игру с правилами от простого упражнения, действий с дидактическим материалом. Любая такая игра требует от участников принятия правил (знания готовых правил игры или договора о правилах) и их соблюдения во время игры.

Игра с правилами имеет большое значение и для физического, сенсорного и умственного развития детей, осуществляющегося за счет содержания, материала, на котором развертывается каждая конкретная игра. Особенно она важна для развития у детей нормативной регуляции поведения: контроля за выполнением правил (С. Г. Якобсон, Е. В. Субботский). Прототип игры с правилами (прятки) имеется уже к концу первого года жизни ребенка (К. Гарви).

В игре впервые появляются учебные мотивы, стимулирующие деятельность, процессуально не всегда приятную. Иными словами, в недрах игровой мотивации зарождается побуждение, стимулирующее деятельность не ради процесса, а ради результата в виде конкретных знаний, умений, навыков.

Можно сказать, что игровая деятельность – это школа произвольного поведения. Чем больше дети играют, тем больше возрастает их способность подчиняться правилу. При этом первоначально внешнее правило становится внутренним, т. е. у ребенка в результате возникает потребность вести себя в соответствии с внутренним правилом, у него формируется способность подчиняться словесному или представляемому правилу. Например, дошкольники, пройдя школу ролевых игр и игр по различным правилам, способны самостоятельно организовать такой процесс по собственным правилам.

Игровая деятельность – это школа произвольного поведения. Чем больше дети играют, тем больше возрастает их способность подчиняться правилу.

Всякая игра содержит в себе скрытое правило, и ее развитие идет от ситуации со скрытым правилом к игре с открытым правилом. Школа – это большая игра со многими правилами, и ребенок, не научившийся полноценно (и, главным образом, по правилам) играть в дошкольном детстве, оказывается неготовым выполнять требования школы.

Как правило, при нормальном развитии ребенка-дошкольника, когда ребенок много играет сам, со сверстниками и со взрослыми, компоненты психологической готовности к обучению в школе формируются естественным путем. Игра создает «зоны ближайшего развития», внутри которых и происходит становление важнейших психических образований. Только исчерпав свои возможности по созданию «зон ближайшего развития», игра как ведущая деятельность уступает место обучению. Но до тех пор пока зоны ближайшего развития образуются в игре, систематическое школьное обучение не дает ничего существенного для психического развития ребенка, хотя и создает иллюзию искомого результата за счет выработки новых умений и навыков.

Казалось бы, детям вместо игр можно предлагать простые учебные задания на сравнение, обобщение, классификацию и т. д., представленные в занимательной форме, однако это не то же самое, что игра. Они не могут заменить игру, хотя бы потому, что значительная часть детей (50–60 %) только через игру приходит к пониманию подобных заданий, поскольку только в игре образуются «зоны ближайшего развития».

К сожалению, сегодня со стороны взрослых уделяется все меньше внимания обучению детей игре (достаточно часто многие родители и сами не умеют играть). Родителям некогда играть с детьми, они слишком заняты на работе и по дому. Бабушки и дедушки живут отдельно и с внуками встречаются эпизодически. В дошкольных учреждениях воспитатели еле-еле справляются с режимными моментами и обязательными учебными занятиями. Им уже не до игры, но и даже во время обязательной прогулки воспитатели редко организуют игру или обучают детей игре.

Поэтому очень часто при записи ребенка в первый класс родители с изумлением узнают, что их читающий, пишущий и считающий ребенок психологически не готов к школе. Это проявляется не только в недостаточной сформированности когнитивных процессов (внимание, память, мышление, речь, рефлексия), но и в неумении произвольно управлять ими и своим поведением, а также и в отсутствии учебной мотивации и «позиции школьника», несформированности тонкой моторики руки и слабой пространственной ориентации.

Читайте так же:  Роль лепки в развитии ребенка дошкольного возраста

Действительно, поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент как для самого ребенка, так и для его родителей. Практический опыт работы в школах и лицеях показывает, что не все дети подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность. Чтобы ребенок был эффективен как ученик, у него, прежде всего, должны быть:

• желание идти в школу, т. е. мотивация к учению;

• сформированная социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать с учителем и со сверстниками, выполнять требования учителя и контролировать свое поведение;

• определенный уровень интеллекта.

Дошкольный период как особый этап развития ребенка исторически возник лишь при введении обязательного школьного обучения. Очевидно, что чем выше уровень развития общества, тем сложнее становится подготовка ребенка к взрослой жизни. Так, по нормативам (см. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду. М., 1984) для дошкольных групп детского сада ребенок к моменту поступления в школу должен обладать определенным набором знаний, навыков и умений для последующего усвоения и владения математическим, вербальным и наглядно-графическим материалом.

Обучение в школе математике, чтению, письму и природоведению опирается на те элементарные знания и представления, которые дети получают в дошкольный период жизни, общаясь со сверстниками и со взрослыми, действуя с различными предметами, слушая читаемые им книги. Они становятся фундаментом их дальнейшего обучения, обусловливают актуальный и общий уровень развития ребенка, но, однако, не полностью определяют его психологическую готовность к обучению в школе.

Значительные трудности ребенка в школе могут быть связаны не только со слабым интеллектуальным развитием. Очень хорошее развитие и даже одаренность ребенка могут вызвать значительные трудности, прежде всего относящиеся к области социального взаимодействия с учителем и со сверстниками. Мы уже отмечали, что есть такой очень важный параметр психологической готовности к обучению в школе, как социально-эмоциональная зрелость, значимость которого недооценивают родители и даже отдельные учителя. Поэтому, наверное, часты жалобы учителей и родителей на инфантильность детей, на преобладание у них игровых форм поведения, а не учебных мотивов.

Первоклассник, готовый к обучению, помимо соответствующего уровня развития интеллекта должен обладать учебной мотивацией, состоящей из познавательных и социальных мотивов учения и мотива достижения (Божович, 1968; Маркова, 1983; Гуткина, 1993). Это новообразование возникает в результате кризиса 7-ми лет. Такая мотивация как доминирующая определяет новый для ребенка тип ведущей деятельности – учебной и возникает, когда отживает предыдущий тип ведущей деятельности – игра. К моменту вышеупомянутого кризиса игра исчерпывает свои возможности по образованию «зон ближайшего развития» при условии, что ребенок прошел все ступени развития детской игры от манипулятивной до игры по правилам.

В возрасте 6–7 лет игры по правилам становятся наиболее предпочитаемыми, а выполнение действия по правилу становится основным содержанием игры. Ранее уже отмечалось, что с развитием таких игр становится важным не только их процесс, но и результат. Здесь впервые появляются учебные мотивы, стимулирующие деятельность, процессуально не всегда приятную и осуществляемую не ради процесса, а ради результата в виде конкретных знаний, умений, навыков, позволяющих удовлетворять другие развивающиеся потребности ребенка (познавательную, в признании, в новом статусе и т. д.).

Таким образом, подготавливается почва для смены ведущего типа мотивации с игровой на учебную, стимулирующую ребенка в роли ученика к неукоснительному выполнению действий по разнообразным правилам.

Итак, в том случае когда ребенок не прошел все стадии развития игры, с большой долей вероятности можно сказать, что к моменту поступления в школу вряд ли можно ожидать появления у него учебной мотивации. Но, если ребенок в дошкольном детстве много играл, имел полноценное общение со сверстниками и взрослыми, если ему читали книги и поощряли творческие занятия, то, скорее всего, к моменту поступления в школу у него будет сформирована учебная мотивация, являющаяся критерием психологической готовности ребенка к обучению в школе.

К моменту поступления в школу каждый ребенок обладает определенным уровнем актуального развития и «зоной ближайшего развития» (т. е. это то, что сегодня ребенок может выполнить с помощью взрослого, а завтра – уже самостоятельно). Однако содержание последней может отличаться следующим образом:

• если в «зоне ближайшего развития» присутствуют учебная мотивация, познавательные мотивы, сформирована «социальная позиция школьника», умение управлять своим эмоциональным состоянием и поведением, то можно утверждать, что ребенок социально-эмоционально готов к обучению в школе. При наличии же достаточно хорошо сформированных интеллекта и произвольности можно полагать, что вхождение в учебу и само учение будут протекать безболезненно и успешно. При условии что процесс обучения (содержание учебных программ) будет попадать в их «зону ближайшего развития», учение будет развивающим, поскольку при этом будут стимулироваться и развиваться новообразования младшего школьного возраста: рефлексия, умственное планирование, теоретический анализ, осознанный контроль;

• если же в «зоне ближайшего развития» содержится игровая мотивация, то обучение, в лучшем случае, будет репродуктивным, поскольку здесь стимулируются достижения (новообразования) дошкольного детства: непосредственно-эмоциональная форма общения, предметно-манипулятивная (имитационная), игровая мотивация.

При «зоне ближайшего развития» с игровой мотивацией, как правило, недостаточно сформированы и такие параметры как произвольность (регуляторика) и интеллект (поскольку их развитие взаимосвязано и взаимообусловлено), и соответственно ребенок с первых дней обучения становится неуспевающим. А в тех случаях, когда такой ребенок попадает в класс с невысоким уровнем учебно-воспитательного процесса (низкая педагогическая квалификация учителя, нарушения дидактических принципов урока, игнорирование индивидуальных особенностей учащихся), его неуспеваемость перерастает в педагогическую запущенность.

При игровой мотивации и преобладании в «зоне ближайшего развития» непосредственно-эмоциональной формы общения, ее активизации во время учебного процесса, ребенок видит в учителе не носителя и транслятора определенных форм мышления и деятельности, а просто взрослого, от которого зависит его школьная жизнь. Такой ученик стремится к постоянному эмоциональному контакту с учителем, постоянно требует только индивидуального внимания и общения. Что часто приводит к тому, что ребенок сразу выпадает из учебной ситуации и переходит к демонстративным либо аффективным средствам привлечения внимания и полностью перестает работать (Цукерман, 2000).

А при игровой мотивации и при преобладании и активизации предметно-манипулятивной формы общения в «зоне ближайшего развития» ребенок очень хорошо усваивает все репродуктивное содержание школьных программ (т. е. действия по образцу, имитация действий учителя). Но здесь трудности возникают при решении собственно учебных задач, когда ученику копировать нечего, а требуется «открытие» нового способа. Учебную задачу, нацеленную на поиск общих способов решения (Давыдов, 1972), он переформулирует в задачу практическую (получение результата). Свои хорошо сформированные навыки и умения он будет применять только в типовых, отработанных ситуациях. Усвоенные им понятия будут обладать вербализмом, поскольку он не знает границ их применения, равно как и границ своих знаний. Поэтому у него плохо формируется рефлексия и все действия приобретают формальный, репродуктивный характер, наблюдается отказ от самостоятельности, некритичность мышления.

При преобладании и активизации собственно игровой мотивации в «зоне ближайшего развития» ребенок воспринимает учебный процесс как игру, притом без правил (поскольку игра по правилам у него не была сформирована). В этом случае наблюдается уход от учебной деятельности (Венгер, 1989) в игру воображения с отключением от урока либо в открытое манипулирование всем, что приходит в голову, попадается на глаза или под руку.

Учение же требует постоянных усилий, необходимости сдерживать свои эмоции, контролировать свое поведение, заниматься деятельностью, которая не всегда понятна и интересна (приятна). При недостаточной сформированности социально-эмоционального параметра готовности к обучению в школе у детей возникает негативное отношение к учебе и трудности в учебе с первых же дней обучения.

Все это позволяет еще раз отметить, что ведущей деятельностью при подготовке детей к школе является именно игра. Именно в ней ребенок быстро постигает возможности замены реального предмета схематическим изображением, т. е. она становится символической по своему существу. Благодаря использованию обобщенного значения слов у детей формируется символическое, словесное мышление.

Большое влияние игра оказывает и на развитие речи, поскольку игровая ситуация требует от каждого ребенка, включенного в нее, определенной способности к коммуникации. Необходимость понимать словесные инструкции своих товарищей, общаться с ними, потребность в эмоциональном поощрении – все это стимулирует развитие речи.

С целью развития компонентов психологической готовности к обучению в школе и частично регуляторно-когнитивной сферы (а именно, предпосылок учебных умений) ребенка до нормативного уровня (необходимого для обучения в школе) разработана и предлагается авторская развернутая система игр (ролевых, игр с правилами, развивающих) для родителей, школьных психологов, воспитателей групп продленного дня. Здесь целесообразны как командные соревнования, так и борьба за личное первенство. Через содержание игр у детей пробуждается познавательный интерес (т. е. учебная мотивация, которая развивается через интерес, через игровой мотив выигрыша), развиваются их психические функции.

Направленность развивающих игр:

• развитие познавательных процессов (разных форм мышления, увеличения объема слухоречевой оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, способности к концентрации, распределению и переключению внимания) и предпосылок учебных умений;

• расширение словарного запаса, обогащение активного и пассивного словаря;

• совершенствование зрительно-пространственных и пространственно-временных ориентировок, двигательной памяти;

• развитие сукцессивных способностей (т. е. последовательности действий и их планирования);

• развитие тактильных ощущений посредством дермалексии (т. е. узнавании букв, написанных в воздухе, на теле и т. д.).

Проведение игр способствует:

• развитию речи ребенка (посредством обогащения словарного запаса, совершенствования грамматического строя языка, анализа звукового состава слова, умения связно говорить на заданную тему);

• подготовке к обучению чтению (посредством развития фонематического слуха, отчетливого и ясного произнесения слогов, слов);

• подготовке к обучению письму (посредством развития мелкой моторики руки, зрительно-пространственной ориентации, зрительно-моторной и звуко-буквенной координации);

• математической подготовке к школе (посредством развития умения считать в пределах 10, умения различать и располагать в пространстве, преобразовывать геометрические фигуры, умения сравнивать и измерять, умения понимать пространство в соотношении частей и целого, умения анализировать признаки, лежащие в основе конфигурации сходных фигур, умения работать по образцу).

При проведении занятий-игр желательно учитывать принцип двуплановости (Г. Лозанов) поведения учителя, психолога: первый план – это непосредственное содержание информации, передаваемой ученику, а второй план – это способ, которым передается информация и который обращен, главным образом, к подсознанию – к его эмоциональным составляющим.

Известно, что низкий уровень интеллектуального развития ребенка (поступившего в школу), требует проведения специально организованных занятий, иначе продвижение ребенка в учебе, овладение им учебными знаниями и навыками будет затруднено либо станет практически невозможным. Однако само развитие умственных способностей ребенка возможно только при наличии положительной познавательной мотивации, которую желательно формировать как на уроках, так и на дополнительных занятиях-играх. Для ее формирования необходимо:

• учитывать предпочтение ребенком того или иного содержания обучения и приучать его к мыслительной деятельности на том учебном материале, который ему интересен;

• выбирать те задания, которые ребенок объективно может выполнить хорошо, это повысит его самооценку и заинтересованность в дальнейшей работе. Однако задания должны требовать от ребенка определенных усилий, т. е. они не должны быть слишком легкими;

• не порицать, а разъяснять ошибки. Реакция на ошибки ребенка должна носить характер помощи. Осознание ребенком своей ошибки – первый шаг в его развитии;

• оценивать качественную сторону. В оценке работы должен лежать качественный ее анализ, подчеркивание всех ее положительных моментов, выявление причин возникновения ошибок;

• поощрять малейший успех ребенка.

Игровые занятия желательно проводить 1–2 раза в неделю в течение всего учебного года. Занятия имеют следующую временную структуру: 15 минут занятия; 5 минут пауза для отдыха; 15 минут занятия.