Меню

Занятия для старших дошкольников по развитию внимания

Конспект занятия по развитию внимания произвольности и самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста с СГДВ

Одной из ведущих проблем современного общества является ухудшение здоровья детей. По данным различных специалистов около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом развитии. В структуре патологии стали лидировать пограничные состояния, и особое место среди них занял синдром гиперактивности и дефицита внимания, который в России регистрируется с частотой 21% — 28%. [3]

«Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — устойчивые проявления личности, характеризующиеся повышенной двигательной активностью и затрудненностью сосредоточения внимания на объекте, задачах, требованиях окружения». [1]

Выделяют три основных проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью: дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность [5]. Основным проявлением при синдроме гиперактивности является дефицит внимания, что часто приводит к школьной дезадаптации, плохой успеваемости. Это происходит вследствие того, что ребенок часто отвлекается, делает много ошибок, внимание его рассеянное.

Наиболее ярко синдром гиперективности и дефицита внимания проявляется в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. [4] В связи с тем, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, занятия лучше строить в виде игры.

Предложенный мной конспект занятия построен на едином игровом сюжете, с использованием упражнений, направленных на развитие внимания, произвольности и самоконтроля.

Конспект занятия «Гуси-лебеди»

Цель: развитие внимания, самоконтроля и произвольности.

Задачи:

  • снятие психоэмоционального напряжения;
  • развитие свойств внимания (устойчивости, переключения, концентрации);
  • развитие видов внимания (слухового и зрительного);
  • развитие наблюдательности;
  • развитие мышления;
  • развитее произвольности;
  • развитие самоконтроля;
  • расширение словарного запаса.

Материалы к занятию: яблоня, с вырезанными фрагментами; обои с наклеенными на них геометрическими фигурами (треугольник, круг, квадрат) 3-х цветов (желтый, красный, синий); изображение печки; поле, расчерченное 9х9 клеток; картинка «противень»; 4 избушки на курьих ножках, отличающиеся незначительными деталями и тень одной из них, бланк «перепутанные линии»; 3 круга (красный, синий, желтый).

Предварительная работа: повторение сказки «Гуси-лебеди»

Ход занятия

Педагог-психолог: Дети, а вы любите сказки? Послушайте внимательно, из какой сказки этот фрагмент:

«Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась…

Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.» (Гуси-лебеди)

Что же случилось у нас в сказке? (гуси-лебеди похитили Иванушку)

Молодцы! Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие по сказке «Гуси-Лебеди», в которой мы поможем Аленушке спасти братца.

Нам предстоит много испытаний. Мы с вами сейчас перенесемся в сказку.

1. Упражнение «Лепим».

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Дети выполняют следующие упражнения.

  1. «Лепят личико» — проводят руками по краю лица.
  2. «Лепят волосики» — нажимают подушечками пальцев на корни волос.
  3. «Лепят бровки» — проводят кончиками пальцев по бровям.
  4. «Лепят глазки» — трогают кончиками пальцев веки, проводят указательным пальцем вокруг глаз. Моргают глазами.
  5. «Лепят носик» — проводят кончиками пальцев по носу.
  6. «Лепят ушки» — пощипывают мочки ушей, поглаживают уши.
  7. «Лепят подбородок» — поглаживают подбородок.
  8. «Лепят ручки» — поглаживают руки.
  9. «Лепят ножки» — поглаживают ноги.

Педагог-психолог: Вот мы и попали в сказку. Кого же первого встретила Аленушка на своем пути? (печку)

И чтобы печка пропустила нас дальше, нужно разложить пирожки в определенные места.

2. Упражнение «Будь внимателен»

Цель: развитие концентрации внимания.

Педагог-психолог: Перед вами противни, расчерченные на клеточки. Кто знает, что такое противень? Я вам буду диктовать, куда и на сколько клеток вам нужно провести линию от точки-пирожка в центре и нарисовать свой. Карандаш отрывать бумаги нельзя пока мы не нарисуем пирожок:

  • 1 клетка влево, 1 вверх, 1 влево, 2 вверх, 2 вправо – рисуем пирожок;
  • 1 клетка вправо, 1 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 2 влево – рисуем пирожок;
  • 2 клетка вниз, 2 влево, 2 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо – рисуем пирожок;
  • 1 клетка вверх, 1 вправо, 1 вверх, 2 вправо, 2 вниз, 1 вниз, 1 вверх – рисуем пирожок;

Молодцы! Все выполнили задание. А теперь давайте положим наши пирожки печь.

Кого же дальше встретила Аленушка на своем пути? (яблоньку) Внимательно посмотрите на нашу яблоньку. Кто-то ее сломал. Давайте соберем яблоньку?

3. Упражнение «Собери картинку»

Цель: развитие устойчивости, переключения внимания, мышления.

Дети смотрят на изображение яблони.

Педагог-психолог: Внимательно посмотрите, какой кусочек откуда? Соедините фрагмент и соответствующее ему пустое место на картинке.

Молодцы! Посмотрите, какая красивая яблонька получилась.

Кто же дальше помог Аленушке? (речка) Нам нужно перебраться на другой берег.

4. Упражнение «Дорожка»

Цель: развитие произвольности, самоконтроля, внимания.

Перед детьми ложится «дорожка» и с наклеенными на нее геометрическими фигурами (треугольник, круг, квадрат) 3-х цветов (желтый, красный, синий).

Педагог-психолог: Мостик у нас не простой. Идти по нему нужно очень внимательно. Можно наступать на геометрические фигуры, но не на треугольники, и не на желтые фигуры.

5. Упражнение «Чья тень?»

Цель: развитие концентрации и переключения внимания.

Педагог-психолог: Вот мы и перебрались на другой берег. А вот и избушка на курьих ножках. Да не одна, а целых 4 и только одна из них настоящая, та которая отбрасывает тень. Посмотрите внимательно и определите, какой избушке принадлежит тень.

Молодцы, вы правильно нашли настоящую избушку и чтобы забрать Иванушку теперь нужно открыть замочек, а замочек этот с секретом.

6. Упражнение «Перепутанные линии»

Цель: концентрация зрительного внимания.

Педагог-психолог: Посмотрите внимательно, на замке с левой стороны нарисованы ключики. Для каждого ключа нужно нарисовать пару. А чтобы найти место, в котором нужно нарисовать ключ, нужно внимательно проследить по линиям, которые идут от каждого ключа и в пустом кружке нарисовать такой же. Я вам покажу, как это делать и подберу пару для первого ключика.

Вот мы и спасли Иванушку. А теперь нам нужно быстро возвращаться, чтобы гуси-лебеди нас не поймали и снова не забрали Иванушку.

7. Упражнение «Кричалки-шепталки-молчалки»

Цель: развитие наблюдательности, концентрации внимания, произвольности, умения действовать по правилам.

Из разноцветного картона необходимо сделать 3 круга: красный, желтый, синий.

Педагог-психолог: Внимательно посмотрите на эти кружки. Это – сигналы. Когда я поднимаю красный круг – «кричалку» — можно бегать, прыгать, кричать, сильно шуметь, гуси-лебеди далеко. Желтый круг – «шепталка» — можно тихо передвигаться и шептаться, гуси-лебеди приближаются. А синий круг – «молчалка» — вы должны замереть на месте и не шевелиться, гуси-лебеди совсем близко. Начали.

Молодцы! Вы все были очень внимательные и гуси-лебеди нас не заметили. А теперь вернем братца Аленушке, и расскажем ей какие препятствия нам удалось преодолеть.

Литература

  1. Клиническая психология. Словарь / Под ред. Н.Д. Твороговой. — М.: ПЕР СЭ, 2007.
  2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000.
  3. Михайличенко Н. В. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей // Российский вестник перинатологии и педиатрии № 3-2001, стр. 46-49.
  4. Младший школьник: развитие познавательных способностей / под редакцией Дубровиной И. В., М.: Просвещение, 2007.
  5. Политика О. И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, М.:Речь, 2005.

Datalife Engine Demo

Одной из ведущих проблем современного общества является ухудшение здоровья детей. По данным различных специалистов около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом развитии. В структуре патологии стали лидировать пограничные состояния, и особое место среди них занял синдром гиперактивности и дефицита внимания, который в России регистрируется с частотой 21% — 28%. [3]

«Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — устойчивые проявления личности, характеризующиеся повышенной двигательной активностью и затрудненностью сосредоточения внимания на объекте, задачах, требованиях окружения». [1]

Выделяют три основных проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью: дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность [5]. Основным проявлением при синдроме гиперактивности является дефицит внимания, что часто приводит к школьной дезадаптации, плохой успеваемости. Это происходит вследствие того, что ребенок часто отвлекается, делает много ошибок, внимание его рассеянное.

Наиболее ярко синдром гиперективности и дефицита внимания проявляется в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. [4] В связи с тем, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, занятия лучше строить в виде игры.

Предложенный мной конспект занятия построен на едином игровом сюжете, с использованием упражнений, направленных на развитие внимания, произвольности и самоконтроля.

Конспект занятия «Гуси-лебеди»

Цель: развитие внимания, самоконтроля и произвольности.

Задачи:

  • снятие психоэмоционального напряжения;
  • развитие свойств внимания (устойчивости, переключения, концентрации);
  • развитие видов внимания (слухового и зрительного);
  • развитие наблюдательности;
  • развитие мышления;
  • развитее произвольности;
  • развитие самоконтроля;
  • расширение словарного запаса.
Читайте так же:  Как развить речь ребенку 12 лет

Материалы к занятию: яблоня, с вырезанными фрагментами; обои с наклеенными на них геометрическими фигурами (треугольник, круг, квадрат) 3-х цветов (желтый, красный, синий); изображение печки; поле, расчерченное 9х9 клеток; картинка «противень»; 4 избушки на курьих ножках, отличающиеся незначительными деталями и тень одной из них, бланк «перепутанные линии»; 3 круга (красный, синий, желтый).

Предварительная работа: повторение сказки «Гуси-лебеди»

Ход занятия

Педагог-психолог: Дети, а вы любите сказки? Послушайте внимательно, из какой сказки этот фрагмент:

«Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась…

Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.» (Гуси-лебеди)

Что же случилось у нас в сказке? (гуси-лебеди похитили Иванушку)

Молодцы! Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие по сказке «Гуси-Лебеди», в которой мы поможем Аленушке спасти братца.

Нам предстоит много испытаний. Мы с вами сейчас перенесемся в сказку.

1. Упражнение «Лепим».

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Дети выполняют следующие упражнения.

  1. «Лепят личико» — проводят руками по краю лица.
  2. «Лепят волосики» — нажимают подушечками пальцев на корни волос.
  3. «Лепят бровки» — проводят кончиками пальцев по бровям.
  4. «Лепят глазки» — трогают кончиками пальцев веки, проводят указательным пальцем вокруг глаз. Моргают глазами.
  5. «Лепят носик» — проводят кончиками пальцев по носу.
  6. «Лепят ушки» — пощипывают мочки ушей, поглаживают уши.
  7. «Лепят подбородок» — поглаживают подбородок.
  8. «Лепят ручки» — поглаживают руки.
  9. «Лепят ножки» — поглаживают ноги.

Педагог-психолог: Вот мы и попали в сказку. Кого же первого встретила Аленушка на своем пути? (печку)

И чтобы печка пропустила нас дальше, нужно разложить пирожки в определенные места.

2. Упражнение «Будь внимателен»

Цель: развитие концентрации внимания.

Педагог-психолог: Перед вами противни, расчерченные на клеточки. Кто знает, что такое противень? Я вам буду диктовать, куда и на сколько клеток вам нужно провести линию от точки-пирожка в центре и нарисовать свой. Карандаш отрывать бумаги нельзя пока мы не нарисуем пирожок:

  • 1 клетка влево, 1 вверх, 1 влево, 2 вверх, 2 вправо – рисуем пирожок;
  • 1 клетка вправо, 1 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 2 влево – рисуем пирожок;
  • 2 клетка вниз, 2 влево, 2 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо – рисуем пирожок;
  • 1 клетка вверх, 1 вправо, 1 вверх, 2 вправо, 2 вниз, 1 вниз, 1 вверх – рисуем пирожок;

Молодцы! Все выполнили задание. А теперь давайте положим наши пирожки печь.

Кого же дальше встретила Аленушка на своем пути? (яблоньку) Внимательно посмотрите на нашу яблоньку. Кто-то ее сломал. Давайте соберем яблоньку?

3. Упражнение «Собери картинку»

Цель: развитие устойчивости, переключения внимания, мышления.

Дети смотрят на изображение яблони.

Педагог-психолог: Внимательно посмотрите, какой кусочек откуда? Соедините фрагмент и соответствующее ему пустое место на картинке.

Молодцы! Посмотрите, какая красивая яблонька получилась.

Кто же дальше помог Аленушке? (речка) Нам нужно перебраться на другой берег.

4. Упражнение «Дорожка»

Цель: развитие произвольности, самоконтроля, внимания.

Перед детьми ложится «дорожка» и с наклеенными на нее геометрическими фигурами (треугольник, круг, квадрат) 3-х цветов (желтый, красный, синий).

Педагог-психолог: Мостик у нас не простой. Идти по нему нужно очень внимательно. Можно наступать на геометрические фигуры, но не на треугольники, и не на желтые фигуры.

5. Упражнение «Чья тень?»

Цель: развитие концентрации и переключения внимания.

Педагог-психолог: Вот мы и перебрались на другой берег. А вот и избушка на курьих ножках. Да не одна, а целых 4 и только одна из них настоящая, та которая отбрасывает тень. Посмотрите внимательно и определите, какой избушке принадлежит тень.

Молодцы, вы правильно нашли настоящую избушку и чтобы забрать Иванушку теперь нужно открыть замочек, а замочек этот с секретом.

6. Упражнение «Перепутанные линии»

Цель: концентрация зрительного внимания.

Педагог-психолог: Посмотрите внимательно, на замке с левой стороны нарисованы ключики. Для каждого ключа нужно нарисовать пару. А чтобы найти место, в котором нужно нарисовать ключ, нужно внимательно проследить по линиям, которые идут от каждого ключа и в пустом кружке нарисовать такой же. Я вам покажу, как это делать и подберу пару для первого ключика.

Вот мы и спасли Иванушку. А теперь нам нужно быстро возвращаться, чтобы гуси-лебеди нас не поймали и снова не забрали Иванушку.

7. Упражнение «Кричалки-шепталки-молчалки»

Цель: развитие наблюдательности, концентрации внимания, произвольности, умения действовать по правилам.

Из разноцветного картона необходимо сделать 3 круга: красный, желтый, синий.

Педагог-психолог: Внимательно посмотрите на эти кружки. Это – сигналы. Когда я поднимаю красный круг – «кричалку» — можно бегать, прыгать, кричать, сильно шуметь, гуси-лебеди далеко. Желтый круг – «шепталка» — можно тихо передвигаться и шептаться, гуси-лебеди приближаются. А синий круг – «молчалка» — вы должны замереть на месте и не шевелиться, гуси-лебеди совсем близко. Начали.

Молодцы! Вы все были очень внимательные и гуси-лебеди нас не заметили. А теперь вернем братца Аленушке, и расскажем ей какие препятствия нам удалось преодолеть.

Литература

  1. Клиническая психология. Словарь / Под ред. Н.Д. Твороговой. — М.: ПЕР СЭ, 2007.
  2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000.
  3. Михайличенко Н. В. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей // Российский вестник перинатологии и педиатрии № 3-2001, стр. 46-49.
  4. Младший школьник: развитие познавательных способностей / под редакцией Дубровиной И. В., М.: Просвещение, 2007.
  5. Политика О. И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, М.:Речь, 2005.

Ещё конспекты занятий в детском саду:
Материалы работы клуба «Молодая семья». Проект «Легкая адаптация»
Оздоровительный проект по теме «Здоровей-ка!»
Профессиональное становление молодого педагога ДОУ
Социально-бытовая ориентировка. Конспект занятия для детей с нарушениями зрения
Инновационные технологии физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
Преемственность в организации исследовательской деятельности на этапе ДОУ
| конспект | конспект урока | занятия | конспекты занятий | развитию | внимания | развитие произвольности | произвольность поведения | самоконтроля | контроль и самоконтроль | детей | дитя | старшего | порно постарше | дошкольного | дошкольный возраст | возраста | возраст ребенка | сгдв | детский | детский сад | Страничка психолога | Конспект занятия по развитию внимания произвольности и самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста с СГДВ Детский сад

Конспект занятия по развитию внимания детей 5–7 лет

Светлана Буцкина
Конспект занятия по развитию внимания детей 5–7 лет

Цель: развитие внимания у дошкольников.

Развивать внимание зрительное, слуховое и моторно-двигательное.

Ход занятия:

1. Ритуал приветствия.

Дети садятся на стульчики в круг.

— Дети давайте поприветствуем друг друга не обычным способом, с помощью коленок. Кто хочет начать?

Дети вместе с педагогом приветствуют друг друга с помощью колен.

2. Основная часть.

— Ребята давайте поиграем с вами в игру «Найди два одинаковых предмета».

Детям предлагается карточки с изображением пяти и более предметов, из которых, два предмета одинаковые. Требуется найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор.

— Молодцы вы справились с заданием.

— Следующая игра, в которую мы с вами поиграем лото Времена года.

ЛОТО «Времена года».

Раздаются большие карточки между участниками с изображением времен года. По сигналу участники должны выбрать из маленьких карточек те, которые относятся к временам года, изображенным на их карточках.

Можно использовать любой вид лото.

— Отлично справились, вы знаете все времена года. А теперь давайте немного подвигаемся.

Упражнение «ЗАПРЕЩЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ»

Психолог показывает детям одно или несколько движений, которые повторять нельзя. Затем он показывает разные движения руками, ногами. Тот, кто повторил запретное движение, становится ведущим.

— Мы хорошо с вами подвигались, а теперь нам нужно внимательно послушать и угадать, что звучит.

Упражнение «ЧТО ЗВУЧАЛО?»

Детям демонстрируется звучание разных предметов (звучащих игрушек, музыкальных инструментов, крышечек, шуршание бумаги, хлопки и т. д.). Дети закрытыми глазами называет что звучало.

3. Ритуал прощания.

— Ребята наше занятие подошло концу, я рада была вас видеть, а теперь давайте попрощаемся и пожмем друг другу руки.

Борякова Н. Ю. и др. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. М., 1994.

Забрамная С. Д., Костенкова Ю. А. Развивающие занятия с детьми. М., 2001.

Осипова А. А. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет. М., 2001.

Фомина Л. В. Сенсорное развитие. Программа для детей в возрасте (4) 5-6 лет. М., 2001.

Чистякова М. И. Психогимнастика М., 1995.

Шмаков С. А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1996.

Развитие внимания как необходимое условие для развития речи детей дошкольного возраста Один из наиболее ответственных этапов в развитии ребенка – переход от старшего дошкольного возраста к младшему школьному. Именно в этот.

Стихотворение-игра на развитие памяти, внимания «Винегрет» ВИНЕГРЕТ Открываем наш секрет – Мы готовим винегрет! Вместе в огород пойдём — Овощей там наберем. Наварили мы картошки, А теперь ножом.

Читайте так же:  Как кормить новорождённого ребёнка смесью

Игра «Фиксики» на развитие внимания и памяти Игра предназначена для детей средней группы. Для игры необходимо игровое поле расчерченное на несколько полос. Пять колпачков по количеству.

Конспект НОД «Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках» Видео Цели занятия: Коррекционно-развивающие: — Формировать фонематические процессы; -Развивать голос, дыхание; -Развивать общую, мелкую, артикуляционную.

Конспект занятия на развитие внимания и зрительно-моторной координации с детьми старшего дошкольного возраста Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста на развитие внимания и зрительно – моторной координации. Занятие проходит с подгруппой.

Консультация для родителей «Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста» Переход от старшего дошкольного возраста к младшему школьному – один из наиболее ответственных этапов в развитии ребенка. Именно в этот.

Консультация для воспитателей «Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр» В дошкольном возрасте наблюдается развитии всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем, возрастает распределение внимания. Внимание.

Консультация «Коррекция и развитие внимания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями» Коррекция и развитие внимания у дошкольников с речевыми нарушениями Коррекционно – развивающую работу по развитию внимания мы рекомендуем.

Настольная игра на развитие внимания и памяти «Песочные червячки» На сайте www.printplay.ru есть обзор настольных игр. Так же там есть рекомендации как сделать ту или иную игру своими руками. Меня очень.

Развитие внимания у детей 3–4 лет на комплексных занятиях В данном пособии представлены увлекательные задания по развитию внимания для детей 3-4 лет в детском клубе (саду). Упражнения способствуют.

Сайт для воспитателей детских садов

Конспект занятия по развитию внимания в подготовительной группе

Тема занятия: «Самый внимательный»

Возраст детей: 6-7 лет.

Форма проведения: групповое занятие.

Цель проведения занятия: развитие у детей произвольного слухового и зрительного внимания.

  • формировать умение общаться в коллективе сверстников;
  • развивать внимание в процессе проведения занятия;
  • повышать уровень развития логического мышления.

1. Упражнение «Комплименты».

Описание : дети становятся в круг и по очереди говорят что – нибудь приятное одному из участников игры. Знаками внимания могут отмечаться личностные качества, внешность, умения, манера поведения и т.п. В ответ ребенок говорит: «Спасибо, я тоже думаю, что я …» (повторяет сказанное ему, а затем подкрепляет еще одной похвалой в свой адрес: «А еще я думаю, что я…»).

Примечание: если некоторые дети не могут сказать комплимент, им в этом может помочь психолог.

2. Упражнение «Вещи вокруг нас».

Цель: развитие зрительного внимания.

Описание: Психолог предлагает детям внимательно осмотреть кабинет в течение 3 мин. Потом дети закрывают глаза и отвечают на вопросы: «Что лежит на столе? Что стоит на шкафу? Что висит на стене? Что стоит на полу?» и т.п.

Комментарий: взрослый должен следить за тем, что­бы в игре участвовали все дети. Вопросы можно уточнять в зависимости от ответов детей.

3. Упражнение «Вспомни и нарисуй».

Цель: увеличение объема произвольного зрительного внимания, а также уровня распределения внимания.

Описание: на листе бумаге нарисованы 5 кругов разного диаметра и цвета. Дети смотрят на картинку в течение 1 мин. Потом психолог собирает листы с нарисованными кругами и дает детям чистые листы. Дети должны вспомнить, нарисовать и раскрасить круги (см. Приложение 1).

4. Упражнение «Повтори за мной».

Цель: развитие слухового внимания.

Описание: первый ребенок показывает движения или ритм, которые, как он считает, трудновоспроизводимы. Второй ребенок должен их повторить. Если ему это не удается, то первый игрок должен сам показать то же самое. Если и у него это не получается, то дети меняются ролями (в группе — ведущий выбывает из игры). А если второй игрок все-таки справился с заданием, то он ста­новится ведущим.

Комментарий: психологу нужно следить за тем, чтобы движения не были однообразными. Темп игры должен быть достаточно высоким. В конце игры можно отметить ребенка, предложившего самые оригинальные движения.

5. Упражнение «Перепиши».

Цель: развитие произвольного внимания, а также его концентрации и точности.

Описание: ребенку предлагают следующее задание: Перепиши без ошибок следующие строчки:

а) АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА
ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА;

б) ЕНАССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС
УСОКГАТА ЛИММОДОРА КЛАТИМОР;

в) РЕТАБРЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА
КАЛЛИХАРРА ФИЛИИТАДЕРРА;

Комментарий: в зависимости от возраста, индивидуальных особенно­стей ребенка необходимо давать такое количество строк, сколько он может переписать в течение 5 минут (см. Приложение 2).

6. Завершение занятия.

Описание: каждый ребенок говорит соседу по кругу, передавая мячик:

«Ты – хороший, потому что …».

Примечание: психологу необходимо следить за тем, что бы комплименты детей не повторялись.

а) АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА
ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА;

б) ЕНАССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС;
УСОКГАТА ЛИММОДОРА КЛАТИМОР;

в) РЕТАБРЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА;
КАЛЛИХАРРА ФИЛИИТАДЕРРА.

План-конспект занятия (старшая группа) на тему:
цикл занятий по развитию внимания

Данный цикл занятий предназначен для развивающей и профилактической работы с детьми старшего дошкольного возраста. Цель занятий — развитие внимания и формирование произвольности. Занятия подходят для работы со всей группой детей.

Предварительный просмотр:

Цель : Развитие активного внимания.

Процедура игры . Дети двигаются свободно в группе или ходят по кругу. На остановку музыки и определенное количество хлопков дети здороваются друг с другом определенным образом.

Хороводная игра «Ау!»

Цель : развивать внимательное отношение друг к другу, помочь преодолеть барьер в общении.

Ход игры Ребенок стоит в кругу с завязанными глазами, он потерялся в лесу. Дети водят хоровод, проговаривая слова «Петя (Маша), ты сейчас в лесу, мы поем тебе АУ! Ты глаза не открывай, кто тебя позвал, узнай». Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» – и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Цель : достичь релаксации достичь релаксации через дыхательные техники.

Ведущий показывает на ладошке воображаемую бабочку, рассказывает, что она замерзла и не может взлететь. Предлагает согреть ее своим дыханием. Дети дышат на ладошки (дыхательное упражнение: открыть рот и произнести длительный звук «А»). Бабочка согрелась и ее надо сдуть с ладошки. Дети делают глубокий вдох через нос и выдох через рот (на выдохе вытянуть губы трубочкой, произнести долгий звук «У»).

Цель : Развитие активного внимания.

Процедура игры. Дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», «Ухо к уху» и т.д.

Знаете ли вы цифры?»

Цель : развитие произвольности и самоконтроля.

— Давайте посмотрим, знаете ли вы цифры. Отвечать нужно хором, но только после моей команды.

Воспитатель рисует в воздухе какую-нибудь цифру, а через некоторое время дает команду: «Говори!». Дети хором отвечают.

Цель : снять психоэмоциональное напряжение через дыхательные техники, создание положительного эмоционального фона. Монотонные движения руками затормаживают отрицательные эмоции.

Проведение : сегодня мы будем с вами часиками. Станьте прямо, ножки слегка расставьте, ручки опустите вниз. Мама часики завела, и они стали тикать: тик-так. Размахивание руками вперед — назад.

Узнай соседа на ощупь

Цель : развитие внимательного отношения друг к другу

Ход игры : Дети сидят по кругу. Ведущий завязывает глаза одному ребенку, раскручивает, проводит вдоль всех сидящих детей и сажает одному из них на колени. Ощупывая своего соседа, ребенок должен угадать, к кому на колени его посадили.

Цель : снятие психомышечного напряжения.

Ход игры : Взрослый рассказывает детям стихотворение, сопровождая его движениями. Дети повторяют слова и движения. Исходное положение: сидя на ковре, спина ровная, ноги слегка согнуты в коленях.

У котенка усы – вот такие,

(проводим пальцем под носиком)

У слоненка уши – большие.

У крокодила – острые зубы,

А у пингвинов – теплые шубы.

(гладим ручки, ножки)

У бегемота – толстый живот,

У лягушонка – улыбчивый рот.

(улыбаемся, «фиксируем» улыбку 5-10 сек.)

У зайчонка – коротенький хвост,

А у мышонка – малюсенький нос.

(дотрагиваемся до кончика носа)

Цель: развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов.

Описание. Играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: «земля» — руки вниз, «вода» — вытянуть руки вперед, «воздух» — поднять руки вверх, «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

Инструкция: «Для этой игры необходимо сесть по кругу и внимательно послушать. Если я скажу слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» — вращать руками. Кто ошибается — считается проигравшим».

Цель : развитие зрительного внимания

Оборудование : лист бумаги, расчерченный на 9 разноцветных клеток

Описание: Играющие представляют, что в центре поля сидит муха. Ведущий приказывает ей, на сколько клеточек и в каком направлении нужно перемещаться. Ребенок должен представить себе мысленно эти передвижения. После того как ведущий отдал мухе несколько приказаний (например, одна клеточка вверх, одна вправо, одна вниз), ребенок должен показать то место, где теперь должна быть хорошо дрессированная муха. Далее муха продолжает двигаться по полю.

Читайте так же:  Можно ли выгуливать ребенка на балконе

Цель : снятие психомышечного напряжения.

Ход игры : Взрослый рассказывает детям стихотворение, сопровождая его движениями. Дети повторяют слова и движения.

Есть две щечки у меня,

Надуваю щечки я!

А потом я съем ириску,

Торт, печенье и сосиску.

(выполняются жевательные движения)

Плечи тоже укрепляю,

к ушкам плечи поднимаю.

(поднимаем плечи вверх)

Посмотрите на живот,

шарик там сейчас живет.

Укусил его комарик,

Сразу лопнул этот шарик.

Вот кулак, сжать могу его я так!

(чередуем правую, левую руку)

Чтобы сильным, ловким стать,

Нужно ножки укреплять.

А в конце всем полежать.

(отдых лежа на ковре).

  1. Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет. Разработки занятий, диагн. и дид. мат. Сост. Ю. Е. Веприцкая.
  2. Трясорукова Т.П. Игры для дома и детского сада на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия направлены на развитие творческого воображения. В них входят задания на развитие невербального воображения, релаксация, пальчиковая гимнастика, игры.

развитие связной речи 9составление описательных рассказов) с использованием графических таблиц.

Цикл занятий разработан с учётом опыта работы по развитию речи дошкольников. Обьединяет занятия общая тема — «Животные».

Данное занятие по лексической теме «Хлеб».

Данная работа содержит методические рекомендации по развитию познавательной активности и эмоционально-волевой сферы детей 6 – 8 лет. Работа включает технологические карты и конспекты занятий для старш.

Представленный цикл включает 14 занятий основная цель которых — развитие слухового восприятия, счёта, внимания. .

На занятиях решаются задачи по звуковой культуре речи, по формированию грамматического строя речи, по развитию связной речи, по формированию словаря дошкольников. Все занятия объединены темой о живот.

Конспект занятия на тему:»Развиваем внимание» (для детей старшего дошкольного и мл.школьного возраста с ЗПР

Столичный учебный центр
г. Москва

ГБУ СО «Ершовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

Коррекционно – развивающая программа

«Познаем, играем, учимся»

Для развития внимания и расширения знаний об окружающем мире

детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ЗПР

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает не только формирование базовых знаний, умений и навыков, но и развитие психических функций, обеспечивающих высокий уровень общего развития обучающихся. Познавательное развитие детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста характеризуется следующими тенденциями: 1.Возрастает объём памяти. Дети запоминают до 10-14 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. 2. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказывается способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдёт в результате из взаимодействия. 3.Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать сказку по заданной теме. 4.Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти, при выполнении каких – либо действий, несложное условие

В процессе учебной деятельности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста развиваются: внимание, память, восприятие, мышление,

А этот психический процесс у детей с ЗПР недостаточно развит по причине микроорганической недостаточности мозга, обусловленной вредоносными факторами в период внутриутробного развития, родового периода или раннего детства, чаще всего в первые годы. Психическое развитие детей закладывается в раннем возрасте (умение хватать, ходить, говорить), а из — за отсутствия адекватных для этих детей педагогических условий и неправильно организованного воспитания в семье приобретаются стойкие пониженные признаки обучаемости.

Таким образом, возникает социальная ситуация, оказывающая негативное влияние на развитие ребенка: 1.Дефицит общения с взрослыми способствует недостатку развития эмоциональных, познавательных процессов, речи в периоды, когда общение является для ребенка ведущим видом деятельности.

2.Травмирующее действие социальной микросреды вызывает нарушение психики ребенка.

3.Отсутствие в быту полноценной, соответствующей его возрасту деятельности, обеспечивающей «присвоение» и смену ведущего вида деятельности в каждом календарном периоде развития ребенка.

4.Отсутствие адекватных педагогических условий, обеспечивающих реализацию полноценного развития ребенка и коррекцию неблагоприятных вариантов его развития.

5.Отсутствие внимания родителей к развитию ребенка.

6.Состояние здоровья (соматические заболевания, переходящие в хронические формы с частыми обострениями, могут привести к нарушениям обменных процессов мозга, более стойкой задержке развития).

Чем менее адекватными состоянию детей были условия микросоциальной и микропедагогической среды, чем длительнее они находились в них, тем более выражены и стойкие трудности в развитии. В связи с этим возникла потребность в разработке и создании программы «Познаем, играем, учимся», предназначенной для детей старшего дошкольного и младшего возраста с диагнозом — задержка психического развития. Эта программа обеспечивает коррекцию негативных тенденций развития, препятствующих успешному освоению образовательного стандарта, но и косвенным образом влияет на развитие речи и всей интеллектуальной деятельности ребенка.

Цели программы: создание условий, позволяющих помочь детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста с проблемами в развитии (ЗПР) познать окружающий мир.

1.Формировать концентрацию, переключение и распределение внимания.

2.Тренировать зрительную, слуховую, двигательно – моторную память.

3.Учить детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

соотносить реальные предметы с их заместителями; устанавливать причинно – следственные связи между предметами и явлениями, находить обобщающие слова, выделять существенные признаки предметов.

4. Развивать уровень развития творческого воображения ребёнка.

5.Развивать и укреплять мелкую моторику рук.

6.Развивать коммуникативных навыков общения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ЗПР.

Особенности построения программы: Данная программа рассчитана на 15 занятий педагога – психолога в заезд (заезд длиться 21 день).

Формы проведения занятий:

1) групповые (подгрупповые); 2) индивидуальные.

1) психогимнастические упражнения; 2) развивающие игры, с использованием «Блоков Дьенеша», «Кубиков Никитина» и др.; 3) составление рассказов; 4) беседы; 5) работа с раздаточным материалом; 6) пальчиковая гимнастика; 7) мозговая гимнастика.

Особенности проведения занятий: Занятия проводятся индивидуально, в группе (подгруппе). Продолжительность занятий 20 — 30 минут. При проведении занятий обязательно учитывается психологическое и физическое состояние детей с ОВЗ.

— осознание детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ЗПР своих способностей; — расширение знаний об окружающем мире; — увеличение объёма памяти; — развитие устойчивости и переключаемости внимания.

Конспект занятия на тему: «Развиваем внимание»

Цель : способствовать развитию распределения, концентрации и избирательности внимания у детей дошкольного возраста с ОВЗ; расширять знания об окружающем мире; развивать самоконтроль.

Материал: раздаточный материал, настольная игра «Кубики Никитина», настольная игра «Животные»,дидактическое пособие «Собери квадрат»

— Здравствуйте! Чтобы у нас было хорошее настроение, давайте улыбнемся друг другу!

Задание 1 «Зачеркни» (работа с раздаточным материалом)

— Обратите внимание на картинку. Здесь нарисованы листочки и домики. Будьте внимательны и вы справитесь с заданием. Для этого надо вычеркнуть все домики (листочки).

Задание 2 «Птица — не птица»

Ребенок (дети) должны внимательно прослушать стихотворение и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал – хлопнуть в ладоши.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Сойки и ужи. Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Утки, гуси, совы,
Ласточки, коровы.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Палки и стрижи,
Бабочки, чижи,
Аисты, кукушки,
даже совы — сплюшки,
лебеди и утки —
и спасибо шутке!

Задание 3 «Выполни по образцу» (с использованием «Кубиков Никитина»)

Упражнение включает в себя задание на создание определенных узоров, предложенных в образцах. Каждый из узоров требует повышенного внимания ребенка, т.к. требует от него выполнения нескольких последовательных действий: а) анализ каждого элемента узора; б) правильное воспроизведение каждого элемента; в) удержание последовательности в течение продолжительного времени.

Упражнение мозговой гимнастики «Горизонтальная восьмерка» (активизирует работу обоих полушарий, способствует усвоению знаний). Предлагается детям нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.

Задание 4 «Найди одинаковых животных «. (работа с настольной игрой «Животные»)

Необходимо найти одинаковых животных среди предложенных. Это могут быть пары, тройки, четверки животных и т.д. Выполнение задания сопровождается рассказом ребенка (детей).

Задание 5 «Из частей – в целое» (с использованием пособия «Собери квадрат»)

Необходимо собрать квадрат из двух, трех, четырех и т.д. частей – геометрических фигур. Также дети вспоминают и называют основные цвета деталей. Выполнение работы сопровождается объяснениями ребенка (детей).

— Молодец (молодцы)! Ты (вы) был (и) сегодня такой (такие) внимательный (ые).