Меню

Задачи развития ловкости детей дошкольного возраста

Подвижные игры с бегом как средство развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста

В современной жизни возникают ситуации, которые требуют проявления внимания, быстроты реакции, находчивости, уверенности, настойчивости, самостоятельности, точности движения, координации и многое другое. Все эти качества и способности являются составной частью физического качества — «ловкость».

Актуальность исследования данной темы заключается в том, что в детском возрасте формируются жизненно важные физические качества, где особую роль занимает ловкость.

Ловкость — способность человека быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а так же умение действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро и находчиво.

В исследованиях Е. Н. Вавиловой о развитии физических качеств у детей говорится, что о высоком уровне развития ловкости свидетельствует хорошее выполнение детьми движений с меняющимися условиями или осложненных дополнительными заданиями. Ловким можно назвать ребенка, затратившего на выполнение задания минимальное время. Однако ловкость не заключается только в быстроте двигательной реакции. Иногда нужно задержать ответное движение, т. е. не всегда действовать немедленно, целесообразно.

Одним из средств развития ловкости у детей дошкольного возраста по мнению П.Ф. Лесгафта являются подвижные игры с бегом. Отечественные педагоги Е.Н. Водовозова, П.Ф Каптерев, П.Ф. Лесгафт, К.Д. Ушинский и др, считали подвижные игры эффективным средством в развитие физических качеств детей.

Вопросы теории и методики подвижной игры разрабатывались Д. Б. Элькониным, А. А. Леонтьевым, А.В.Запорожцем, Н.Н.Поддъяковым, А.И.Быковой, М.М.Конторович, Л.И.Михайловой, Т.И.Осокиной, Е.А.Тимофеевой, Л.В.Артамоновой и др. Они рассматривали подвижные игры как повседневную детскую забаву, удовлетворяющую потребность организма в движениях, совместной деятельности и радостных эмоциях, а также как педагогическое средство не только физического, но и социального развития дошкольников.

Необходимо отметить, что для практических работников имеется недостаточное количество научно-методической литературы и обоснованных программ, в которых довались бы конкретные методические рекомендации по развитию ловкости через подвижные игры с бегом с учетом возрастных особенностей детей. Этим и обусловлен выбор темы выпускной квалификационной работы.

На основании выделенной проблемы и темы исследования был определн методологический аппарат исследования.

Объект исследования: развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста

Предмет исследования: методика развития ловкости в подвижных играх с бегом у детей старшего дошкольного возраста

Цель исследования: выявить эффективную методику развития ловкости в подвижных играх с бегом у детей старшего дошкольного возраста

1. Изучить теоретические и методические основы развития ловкости детей старшего дошкольного возраста.

2. Раскрыть понятие ловкость и методику ее развития у детей старшего дошкольного возраста.

3. Изучить влияние подвижных игр с бегом на развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста

3. Продиагностировать ловкость у детей старшего дошкольного возраста.

4. Апробировать методику развития ловкости в подвижных играх с бегом у детей старшего дошкольного возраста.

5. Выявить эффективность проведенной работы.

1. Изучить теоретические и методические основы развития ловкости детей старшего дошкольного возраста.

2. Раскрыть методику развития ловкости в подвижных играх с бегом у детей старшего дошкольного возраста.

3. Продиагностировать ловкость у детей старшего дошкольного возраста.

4. Апробировать методику развития ловкости в подвижных играх с бегом у детей старшего дошкольного возраста.

5. Выявить эффективность проведенной работы.

На основании методологического аппарата исследования была определена гипотеза исследования: если вводить в организованную образовательную деятельность (физулькультурное занятие, утреннюю гимнастику, прогулку) подвижные игры с бегом, то процесс развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста будет успешным.

-анализ и синтез литературных источников (по В.И.Загвязинскиму) Корректурная проба

Еще по теме:

Консультативно-просветительское и профилактическое направление
Работа по данному направлению обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребенка с ЗПР. Психилог разрабатыв .

Что такое коммуникация
Существуют три важнейшие коммуникационные функции — передача информации в пространстве, сохранение информации во времени и обработка информ .

Литературоведческие основы проблемы ознакомления детей с поэзией
Литература для подрастающего поколения в совокупности составляющих ее произведений исторически представляют собой сложное по нравственно-эс .

Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Методика развития ловкости у детей дошкольного возраста

Елена Торбина
Методика развития ловкости у детей дошкольного возраста

Методы и средства развития ловкости у детей дошкольного возраста

В методической литературе (Е. Н. Вавилова, Э. Я. Степаненкова, и др.) можно увидеть два пути тренировки ловкости:

1) накопление разнообразных двигательных навыков и умений,

2) совершенствование способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

Наибольшее распространение в практике развития ловкости получили следующие методические приёмы:

-предлагать детям выполнять знакомые упражнения из непривычных положений. Например, бег из исходного положения сидя, лежа, спиной назад, на коленях; прыжки в длину из глубокого приседа и др. ;

-изменять скорость и темп движения;

-изменять пространственное расположение (в играх изменение места сбора; непривычное расположение пособий);

-выполнять знакомые движения в разном сочетании («полоса препятствий»);

-использовать упражнения с предметами разной формы, массы, качества (мяч, мешочки, шишки, ленточки, обручи и др.);

-учить выполнять сложные сочетания основных движений (бег змейкой, ходьба по скамейке с пролезанием в обруч, прыжки через вращающуюся веревку и др.);

-усложнять условия игр (несколько водящих, разные цвета ленточек и т. д.);

-согласовывать выполнение упражнений парами, тройками, небольшими группами;

-использовать упражнения со сложными координациями

Для развития координационных способностей используют методы:

1) Стандартно-повторного упражнения

Этот метод используют при разучивании сложных двигательных действий.

2) Вариативного упражнения.

Его подразделяют на два под-метода:

• Со строгой регламентацией вариативности действий и условий выполнения.

• С не строгой регламентацией вариативности действий и условий выполнения

3) Игровой метод с дополнительными заданиями и без них.

4) Соревновательный метод .

Метод регламентации направлен на обеспечение оптимальных условий для освоения двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств.

Важную роль в формировании двигательных навыков будет играть активизация идеомоторных представлений посредством словесной инструкции.

По мнению Д. В. Хухлаевой, Н. А. Ноткиной, основным средством развития координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложно сти.

Общеразвивающие упражнения оказывают тренирующее и коррекционное воздействие на кору больших полушарий — «гимнастика для мозга». Общеразвивающие упражнения выполняются ребенком с предметами: мячами, флажками и т. д. Предметы позволяют варьировать, уточнять, корректировать качество упражнений. Упражнения с предметами вырабатывают правильный мышечный тонус качества движений.

Основные движения — это жизненно необходимые для ребенка движения, которыми он пользуется в процессе своего бытия: ползание, лазание, бросание, метание, ходьба, бег, прыжки.

Конечная цель формирования навыков основных движений состоит в том, чтобы научить каждого ребенка:

1) сознательно управлять своими движениями;

2) самостоятельно наблюдать и анализировать различные ситуации, выбирая наиболее эффективный способ реализации двигательного поведения применительно к конкретным условиям взаимодействия с окружающими;

3) понимать особенности каждого вида основных движений, преимущество их использования;

4) навыкам точных мышечных ощущений правильного выполнения движения, творческому использованию этих движений в повседневной жизни.

1. Тарасова Т. А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста. М., 2005.

2. Фарфель B.C. Движение — развитие, здоровье. М., 1964.

3. Филиппова С. О., Пономарёва Г. Н. Теория и методика физической культуры дошкольников. СПб., 2004.

4. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта. М., 2006.

Методика обучения детей старшего дошкольного возраста составлению рассказов (из опыта работы) В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной.

«Подвижные игры как средство развития ловкости у детей дошкольного возраста» «Подвижные игры как средство развития ловкости у детей дошкольного возраста» Актуальность. Физическая культура играет важную роль в укреплении.

Аспекты развития ловкости у детей дошкольного возраста в ходе непосредственно образовательной деятельности Содержание непосредственно образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и.

Диагностическая методика «Социальные домики» для обследования межличностных отношений у детей дошкольного возраста Актуальность Дошкольный возраст-время активного вхождения ребёнка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со.

Методика и технологии воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС Методика и технологии воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС. «Любая реформа образования должна опираться.

Коммуникативные игры и методика их организации по воспитанию гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей,.

Консультация для педагогов «Методика обучения методу наглядного моделирования по развитию речи детей дошкольного возраста» Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений,.

Консультация для педагогов «Методика обучения пересказу литературного произведения детей старшего дошкольного возраста» ПЕРЕСКАЗ – это творческое воспроизведение литературного текста. На занятиях по пересказу литературного произведения дети приобщаются к подлинно.

Методическое пособие для развития координации движений, моторики рук, ловкости, быстроты реакции «Чья игрушка быстрее?» Материал:Кусочки фетра черного цвета (основа для всех насекомых, драпа; 3 веревочки длиной по 2м 3-х разных цветов;деревянный черенок.

Методика и техника педагогической поддержки в воспитании одаренных детей дошкольного возраста Одаренный ребенок — это дар и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития творческих способностей детей. Теоретический.

Развитие ловкости у детей дошкольного возраста средствами элементов спортивных игр

Автор: Марков Юрий Владимирович

Ловкость — это способность человека быстро овладевать новыми движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Среди физических качеств ловкость занимает особое положение. Она проявляется только в комплексе с другими физическими качествами. Ловкость тесно связана с двигательными навыками и потому носит наиболее комплексный характер.

В современной теории физического воспитания методика развития ловкости у детей дошкольного возраста является наименее разработанной. Именно ловкость отвечает за точность, ритмичность и согласованность отдельных движений, способность овладения новыми движениями, формирование ориентировки в пространстве, равновесия, умения согласовывать свои действия с изменениями обстановки.

Специалистами установлено, что при отсутствии специальной тренировки в возрасте от 6 до 13 лет ловкость не только прекращает развитие, но и нередко ухудшается. Это обязывает педагогов целенаправленно развивать данную способность у детей, начиная с дошкольного возраста.

Изучение работ и методических рекомендаций специалистов по физическому воспитанию детей дошкольного возраста показывает, что развитию ловкости в процессе организации подвижных игр и в частности совершенствованию двигательных навыков старших дошкольников, не уделяется должного внимания. Можно выделить очевидное противоречие между необходимостью развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста, с одной стороны, и недостаточной разработанностью методики развития данного психофизического качества в подвижных играх — с другой.

Читайте так же:  Женщины младше школьного возраста

Пути развития ловкости:

1. Ловкость возрастает при овладении новыми разнообразными движениями. При отсутствии новых двигательных ощущений снижается способность к обучению. Поэтому важно включать элемент новизны и в те движения, которыми дети владеют.

2. Необходимо давать усложнения, новые сочетания знакомых движений, изменять привычные условия выполнения движения.

При подборе упражнений на развитие ловкости необходимо помнить, что их хорошее выполнение сравнительно быстро вызывает утомление, снижает точность, координацию. Поэтому их проводят не продолжительное время и в начале двигательной деятельности.

Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях, а именно в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленными; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников.

Разнообразные игровые движения требуют вовлечения всех мышечных групп в работу, усиливают кровообращение, активизируют работу лёгких, способствует насыщению организма кислородом, повышению общего жизненного тонуса. Интенсивная мышечная деятельность содействует развитию гибкости скелета, суставов, скелетных мышц, увеличивает их мускульную силу, развивает необходимую координацию. Игры способствуют развитию моторики ребёнка, уменьшению заторможенности, умению соизмерять движения в соответствии с задачей. Следовательно, игра целостно воздействует на организм ребёнка, активизирует взаимосвязанные функции органов и систем, в том числе и нервной системы, что в свою очередь повышает функциональный уровень всей психической деятельности ребёнка.

Одна из наиболее доступных, следовательно, массовых средств физического развития и укрепления здоровья широких слоев населения, среди спортивных игр, это игра в волейбол. Волейболом занимаются во всех регионах страны. Эта игра пользуется популярностью у людей различного возраста, от детей до людей пожилого возраста.

Волейбол – игра, способствующая всестороннему развитию. Она развивает ловкость, гибкость, силу, выносливость, координацию движений. Во время игры интенсивность нагрузки меняется от малой до максимальной и протекает в различных зонах энергообеспечения организма (аэробной, аэробно-анаэробной и анаэробной), что способствует повышению уровня функциональных возможностей занимающегося. Разнообразная двигательная деятельность на фоне растущего утомления требует проявления волевых качеств, необходимых в спортивной и повседневной жизни.

В волейбол играют в самых различных климатических и метеорологических условиях, что способствует физической закалке, повышению сопротивляемости организма и устойчивости его к различным заболеваниям.

Волейбол используется как тренировочное средство представителями других видов спорта для развития основных двигательных качеств, так как по структуре игровая деятельность включает в себя разнообразные прыжки, перемещения, остановки, а также технико-тактические действия скоростно — силового характера.

Благотворные эмоциональные особенности позволяют использовать как саму игру, так и отдельные элементы игры с мячом в качестве средства активного отдыха и укрепления своего здоровья.

Волейбол – один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Благодаря своей эмоциональности, волейбол представляет собой не только средство физического развития, но и вид спорта для активного отдыха.

Волейбол – одно из самых популярных и массовых средств физического воспитания, неотъемлемая часть физической культуры в целом. Играя в волейбол, занимающиеся тренируют выдержку, глазомер, внимание, развивают силу, быстроту ловкость, т.е. те качества, умения и навыки, которые необходимы в жизни, полезны в трудовой и общественной деятельности. Тренировки по волейболу воспитывают чувство коллективизма, целеустремленность, собранность, решительность и прочие качества.

При игре в волейбол необходимо быть сильным, быстрым, ловким, выносливым, уметь проявлять эти качества непосредственно в игре.

В работе с дошкольниками, первоочередной задачей овладения навыками игры в волейбол является умение владеть мячом. Этому способствуют такие игры, как «Вышибалы», «Штандер». В своей работе я постоянно использую эти игры во время индивидуальной и дополнительной работе с детьми. Дети с огромным удовольствием принимают в них участие, это способствует развитию их физической выносливости, двигательной активности и, конечно же, ловкости.

Для дошкольников

  • Главная
  • Воспитание
  • Развитие ловкости у детей дошкольного возраста

педагогического колледжа Малова Т. С.

Пособие представляет собой систему игр и упражнений с мячом для развития ручной ловкости детей дошкольного возраста. Недостаточное развитие ручной ловкости является препятствием для успешного обучения в школе. Предложенные игры будут способствовать развитию координации движений, становлению у детей графомоторных навыков.

Рекомендовано специалистам по физическому воспитанию, воспитателям ДОУ, студентам.

Подготовка детей к обучению в школе является одним из компонентов деятельности дошкольного учреждения. Успешность обучения в школе во многом зависит от готовности детей к освоению письма. Поэтому в дошкольном возрасте необходимо развивать активные движения пальцев рук. Учеными доказана прямая взаимосвязь развития тонкой моторики и высших психических функций. От степени сформированности тонких движений пальцев рук в прямой зависимости находится уровень развития речи.

Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

Поэтому развитие ручной ловкости дошкольников является весьма актуальной задачей.

Подвижные игры и упражнения с мячом являются эффективным средством развития ловкости, в том числе, ручной ловкости детей старшего дошкольного возраста. Для сознательного отношения ребенка к действиям с мячом необходимо дать возможность ребенку упражняться, действовать, активно применять полученные знания в игровой деятельности.

В процессе обучения действиям с мячом важно обеспечить постепенное усложнение условий выполнения действий в зависимости от имеющихся у детей навыков обращении с мячом. Оптимальные условия для формирования таких действий создает четкая последовательность и взаимосвязь средств и методов обучения.

Упражнения для развития мелкой моторики рук с малым мячом (диаметр 5-6 см)

1. И.п.: о.с, руки согнуты в локтях. Мяч между ладонями. Пальцы смотрят вверх.

Прокатывание мяча между ладонями, скользящими вверх-вниз.

2. И.п.: о.с, руки вытянуты вперед, мяч между ладонями. Про катывание мяча скользящими движениями ладоней от себя — к себе.

3. «Скатаем снежок»

И.п.: о.с, мяч между ладонями. Катание мяча круговыми движениями по часовой и против часовой стрелки (со сменой ладоней) .

4. И.п.: о.с, руки вверху, мяч между ладонями. Прокатывание мяча между ладонями вверх-вниз.

о. И.п.: о.с, руки согнуты в локтях перед грудью. Мяч между ладонями. Прокатывание мяча вправо и влево.

6. То же упражнение из и.п. — руки за спиной.

7. И.п.: о.с, руки перед грудью. Мяч в ладонях с растопырен ными пальцами. Вращение мяча к себе — от себя, перебирая пальцами.

8. И.п.: о.с, положение рук произвольно, мяч в правой руке. Энергично сжимать и разжимать мяч пальцами. То же левой рукой.

9. И.п.: о.с, левая рука вытянута вперед, ладонью вверх. Мяч в правой руке. Прокатывание мяча вдоль вытянутой руки отпальцев до плеча и обратно.

То же другой рукой.

10. И.п.: стоя на коленях, мяч в правой руке. Энергичное прокатывание мяча вперед-назад по полу. То же левой рукой.

11. И.п.: сидя, широко расставив ноги. Мяч в правой руке. Прокатывание мяча круговыми движениями.

То же левой рукой.

12. И.п.: о.с, руки перед грудью, левая ладонь над правой. Мяч между ними. Смена положения ладоней вращательными дви жениями, не роняя мяча.

13. То же упражнение, но мяч удерживают указательные пальцы рук.

Все упражнения выполняются в медленном темпе, дозировка! зависит от подготовленности и тренированности детей.

1. И.п.: основная стойка, мяч в левой руке.

1) руки через стороны вверх, подняться и передать мяч в правую руку — вдох;

2) опустить руки вниз — выдох;

3) повторить то же самое, передавая мяч из правой руки в левую.

При передаче мяча смотреть вверх. Руки вверху должны быть точно над головой.

2. И.п.: стойка ноги на ширине плеч, мяч в левой руке.

1) наклон вправо, руки за голову, передавая мяч в правую руку;

2) выпрямиться, руки вниз;

3) то же — в другую сторону, передавая мяч в левую руку. При передаче мяча локти отведены в стороны, назад. Дыхание про извольное, темп средний.

3. И.п.: основная стойка, мяч в левой руке.

1) наклон вперед и, опуская руки, передать мяч позади голеней в правую руку;

4. И.п.: стойка ноги вместе, руки в стороны. Мяч в правой руке.

1) глубокий присед, колени вместе, руки вниз — передать мяч в левую руку (у носков ног) — выдох;

2) встать, руки в стороны — выдох;

3) то же, передавая мяч в правую руку.

5. И.п.: упор, стоя на коленях, мяч на полу между ног.

1) наклониться, коснуться мяча головой.

6. И.п.: основная стойка. Прыжки вокруг мяча.

Комплекс упражнений с каучуковым шариком

Вырабатываем ловкость у дошкольников — Детский дворик

Ваш малышнеловкий, все валитсяиз рук, все поправимо, давайтепопробуемузнать, что такоеловкость, что дожженуметьребенок в возрасте 5-6 лет, и как ему помочьпреодолетьсвоинеловкиедвижения.

Начиная с самогораннеговозраста, необходимообеспечиватьвоспитание у дошкольниковустойчивогоинтереса, а такжепотребности к регулярнымзанятиямфизическимиупражнениями, ценностноймотивации к здоровомуобразужизни. Сейчаснаблюдаетсяхроническийдефицитдвигательнойактивностидетей, что тормозитихнормальноефизическоеразвитие, угрожающеездоровью.

Ребенок к 5-6 годам, уже физически хорошо развит, он умеет ходить широко шагая, при этом легко и ритмично, максимально увеличивая скорость своих движений. В этом возрастенаблюдается и наибольший прирост высоты лазания по гимнастической стенке, это способствует развитиюнервнойсистемы, совершенствуеткоординацию, а такжеразвиваютсмелость, ловкость, быстроту. Детилюбятподвижныеигры, с удовольствиемслушаютмузыку и умеют ритмично двигаться под нее.

Заметим, что уже ранее было доказано, что двигательная активность способствует повышению умственной работоспособности, речевому развитию, полноценному формированию произвольных движений и действий.

Критериями ловкости являются:

  • координационная сложность двигательного задания;
  • точность выполнения (временная, пространственная, силовая) задания;
  • время, необходимое для овладения должным уровнем точности, либо минимальное время от момента изменения обстановки до начала ответного движения.

Все упражнения для развития ловкости должны включать элементы новизны, и связаны с мгновенным реагированием на внезапно меняющуюся обстановку. Чаще развивая ловкость ребенка, используются повторные и игровые методы.

Представимниже, некоторые упражнения, для развития ловкости детей.

— стоялицом к ребенку, выполняйтедвиженияруками и ногами, туловищем, а детикопируютдвижения, как в зеркале;

— метаниемалыхмячейнетолькоправой (сильной) , но и левой (слабой) рукой.

Изменениескорости или темпа движений:

— выполнениекомбинацийупражнений на скамейке (бревне) вначале в медленном, а затем в быстромтемпе;

— метаниемалыхмячей в цель на скорость;

— быстроевыполнениеупражненийутреннейгимнастики и др.

Бег с изменениемнаправлениядвижения (для начала пустьмалыш вас преследует) : повороткругомво время бега, бег «змейкой», бег по диагонали.

Прыжки на двухногах, на однойногечерезпредметы (набивныемячи, гимнастическиепалки) , уложенные по однойлинии.

Поставьте ребенка в комнате, с закрытымиглазами, далеенаденьте на головуколпачок, пустьребенокоткроетглаза, и пройдет по комнате, так что бы он неупал у него с головы.

Хорошоесли Высможетеустроитьигры на детскомдворе, что бывеселее было устроитькомодныеигры, ведьуроки ловкости никомунеповредят, неправдали?

Играющиеделятся на равныеколонны. Первые-«медведи», вторые-«зайцы» и т.д. Водящийпроизвольноназываетзверей и тевыбегаютизколонны и пробегаютчерезотметку на другомконцезала.

Играющиеделятся на команды по 8-10 человек и образуютколонны. Покоманде»тропинка»-игрокиприседают в колонне; «кочка»-делятся на 2 подгруппы и образуют два круга с поднятымивверхруками. «Горка»-перваяпара в колоннеподнимаетрукивверх, вторая-руки на пояс, остальные- на корточках. Выигрываетсамаябыстрая и точнаякоманда.

Читайте так же:  Дети в дворянских семьях

Понравилось? Расскажи друзьям:

Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка.

Разнообразные движения и действия детей во время игры при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка.

Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них — это, прежде всего, двигаться, действовать.

Детям 3-4 лет свойственны общая статическая неустойчивость тела и ограниченные динамические возможности. У детей этого возраста сравнительно большое развитие верхней части тела и мускулатуры плечевого пояса и мышц-сгибателей.

Дошкольники 3-4 лет обладают высокой двигательной активностью при недостаточной согласованности движений, в которых участвуют крупные группы мышц. В этом периоде отмечается повышенная утомляемость при длительном сохранении одной и той же позы и выполнении однотипных движений.

Дети младшего дошкольного возраста еще не владеют четкими движениями при ходьбе: они не могут ритмично бегать, часто теряют равновесие, падают. Многие из них плохо отталкиваются от пола или земли, бегают, опираясь на всю стопу.

Они не могут поднять свое тело даже на небольшую высоту, поэтому им еще недоступны прыжки в высоту, через препятствия и прыжки на одной ноге. Дошкольники этого возраста охотно играют с мячом, однако движения их еще недостаточно согласованны, глазомер не развит: им трудно ловить мяч. Они быстро утомляются от разнообразных движений, отвлекаются.

В дошкольном возрасте преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, но не следует забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости.

Ловкость- это способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

К развитию ловкости приводит систематическое разучивание с детьми новых упражнений. Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями.

Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так, в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников.

Ловкость развивается при выполнении упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения (бег между предметами, подъемы на горку и спуски с нее, лазание между кеглями и др.) , с использованием различных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования; с дополнительными заданиями, при коллективном выполнении упражнений с одним предметом (обруч, шнур) .

Подвижные игры в основном — коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале и т. п.

Совместные действия маленьких детей создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу.

Мы постоянно проявляем заботу о создании благоприятных условий для организации двигательной активности детей. Мебель и оборудование в группе размещены так, чтобы была достаточная площадь для бега, игр с мячами и других движений.

Дети обеспечены в достаточном количестве игрушками и пособиями, стимулирующими двигательную деятельность. Расположение игрушек и пособий также строго продумано.

Для определения сформированности основных движений у детей провели мониторинг.

Оказалось, что запас двигательных навыков и умений у детей небольшой. Играя, они ходили, бегали, приседали, наклонялись, ползали, подлезали, а такие движения, как лазание, бросание, прыжки, совершали очень немногие и редко. При прокатывании шаров теряли заданное направление, мяч бросали только вниз.

В играх с прыжками не все дети при подпрыгивании умеют одновременно отрывать ноги от пола.

В среднем каждое движение было освоено группой на 52%. Но был отмечен некоторый дисбаланс в освоении детьми необходимых основных движений. Например, прыжки на 2 ногах на месте, слегка продвигаясь вперед, освоили 88 % детей, а метание предметов на дальность всего 35 % детей.

Также отметились большие расхождения в индивидуальных достижениях детей. В группе выявились дети, которые справлялись почти со всеми заданиями, но некоторые дети показали очень слабые результаты. Большое количество детей выполнило задания весьма посредственно. Средний процент освоения каждым ребенком необходимых движений был 47%.

Поэтому при составлении плана работы на год мы решили более эффективно использовать подвижные игры, которые не только стимулируют двигательную деятельность ребенка, но и способствуют развитию, совершенствованию основных движений.

Наиболее приемлемы для малышей игры с простым и доступным сюжетом, а также игровые упражнения, основанные на выполнении конкретных двигательных заданий. Эти задания в играх и игровых упражнениях мы подбирали с таким расчетом, чтобы они соответствовали возможностям маленьких детей.

Прежде всего это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, спрыгивание с невысоких предметов, подлезание и ползание. Весь игровой материал старались распределить в определенной последовательности, с учетом сложности движений. За основу взяли тот объем игр, который рекомендован программой воспитания для детей младшего дошкольного возраста. (приложение 1)

В период адаптации малышей с новой обстановкой подвижные игры позволяли научить их играть вместе, дружно, во время бега не наталкиваться друг на друга, ориентироваться в пространстве. Игры, основанные на простых заданиях, такие, как «Бегите ко мне», «Бегите к флажку», «Догони мяч», проводили вначале с небольшой подгруппой (8—10 детей) . При такой организации дети чувствовали себя свободнее, увереннее, а нам было легче научить их координации движений.

Постепенно в играх усложняли задачу. Например, в усложненном варианте игры «Бегите ко мне» дети не просто бежали, а, изображая птичек, махали руками. В игре «Догони мяч» сначала мяч бросал воспитатель, а затем и сами дети.

Так, например, учиться спрыгивать с предметов дети начали в игровом упражнении «Спрыгни на дорожку». Затем повторяли это движение в подвижных играх «Воробушки и кот», «Воробушки и автомобиль».

При обучении действий с мячом первые игровые упражнения мы проводили с целью привить детям навыки определенной непринужденности в движениях с мячом. Учили прокатывать мяч друг другу, между предметами, через ворота, попадать мячом в предметы, скатывать мяч по доске.

С этой целью использовали такие игровые упражнения, как «Прокати мяч». Самое сложное в этом упражнении — не дать мячу укатиться в сторону, вовремя его поймать.

Особенно детям нравилось упражнение «Поймай шарик сачком». По сдвинутым двум столам воспитатель прокатывает шары поочередно каждому ребенку, а они сачком их ловят.

Постепенно это упражнение усложняли: одновременно прокатывали не один, а два шарика, а ловили их те дети, которых называл воспитатель. Затем дети ловили шары не сачком, а руками. Иногда воспитатель прокатывал шар не прямо на ребенка, а немного в сторону, что заставляло его сходить с места, протягивать руки к катящемуся шару.

Дети выполняли и такие упражнения, как «Сбей кегли», «Попади мячом в корзину», «Скати мяч с горки» и т. д.

Только после того как дети научились свободно действовать в играх с мячом, мы начали их учить бросать и ловить мяч.

Большое место в работе с малышами занимают сюжетные подвижные игры. В этих играх, наряду с развитием и совершенствованием движений, мы приучаем детей действовать в соответствии с правилами игры.

Выполнение этих задач, прежде всего, зависит от нас, воспитателей, от того, насколько мы сумели заинтересовать малышей игрой. Поэтому объяснить игру мы старались эмоционально и выразительно и принимали непосредственное участие в игре, проявляли заинтересованность действиями детей.

Все это помогало создавать хорошую эмоциональную атмосферу в игре, побуждало детей к активным действиям, вызывало желание повторять движения снова и снова. Выполняя ту или иную роль в игре, мы не только подсказывали, как нужно двигаться, но и показывали образец правильного выполнения движений.

На формирующем этапе эксперимента при проведении подвижных игр широко использовали такие методические приемы, как показ и объяснение того, как надо выполнять движение. Так, в игре «Мой веселый, звонкий мяч», показывая, как подскакивает мячик, предлагали детям подпрыгивать повыше, поощряя при этом малышей, наиболее удачно выполняющих движение.

Малыши хорошо играют в знакомые подвижные игры. Однако наблюдения показали, что интерес детей к игре, двигательная активность заметно снижаются, если знакомую игру проводить в течение длительного времени в одном и том же варианте, ничего не изменяя. Это обстоятельство заставило нас более серьезно подходить к варьированию игр.

При разработке вариантов подвижных игр мы старались предусмотреть использование различных пособий и оборудования: шнуров, кубов, обручей, скамеек и т. д., что позволило, с одной стороны, усложнить двигательные задания, с другой — сохранить интерес к их выполнению.

Так, в игре «Воробушки и автомобиль» дети-воробушки, улетая от автомобиля, занимали гнезда-обручи. Во втором варианте они могли использовать в качестве гнезда любой предмет, приподнятый от земли.

При обучении основным движениям мы воспитывала у детей умение действовать сообща, слушать воспитателя, начинать и заканчивать действия в соответствии с указаниями.

Перспективное планирование подвижных игр на прогулке

Учить детей двигаться по сигналу воспитателя, не наталкиваясь друг на друга, согласовывая движения в соответствии словесной инструкции

Учить детей совместному выполнению движений в соответствии с текстом

По узенькой дорожке

Учить детей одному из способов ходьбы: перешагиванию из круга в круг

Учить детей дифференцировать и называть деревья: береза, рябина, клен

Развивать быстроту реакции, выносливость к двигательным упражнениям

Беги к тому, что я назову

Учить детей совместно передвигаться по заданному направлению «стайкой»

Учить детей ориентироваться на заданной местности

Обогащать словарь детей

Различные предметы на детской площадке

Мы в кружочек встали

Продолжать учить детей повторять стих. текст, согласовывать свои движения с содержанием текста

Содействовать поднятию настроения, развитию двигательных умений

Солнышко и дождик

Продолжать учить детей двигаться по сигналу воспитателя, не наталкиваясь друг на друга, согласовывая движения в соответствии словесной инструкции (дождик — дети прячутся в домик, солнышко — идут гулять)

Солнышко и тучка на палочке.

Продолжать обучать детей совместному выполнению движений в соответствии с текстом

Продолжать учить детей двигаться по сигналу воспитателя, не наталкиваясь друг на друга, согласовывая движения в соответствии словесной инструкции

Учить движениям, способствующим снятию мышечного напряжения (махи руками)

Учить детей по сигналу воспитателя организовываться в круг

Продолжать учить детей повторять стих. текст, согласовывать свои движения с содержанием текста

Содействовать поднятию настроения

Продолжать учить детей двигаться по сигналу воспитателя, не наталкиваясь друг на друга, согласовывая движения в соответствии словесной инструкции

Читайте так же:  Можно ли давать желток детям до года

Развивать умение воспроизводить контрастные темпы движения: спокойный — быстрый

Учить детей исполнять движения выразительно, «входить» в образ персонажа

Воробушки и автомобиль

Способствовать ДА детей

Закреплять умения детей двигаться по сигналу воспитателя, не наталкиваясь друг на друга, согласовывая движения в соответствии словесной инструкции

Развивать воображение детей: имитация движений «машина едет», «крутить руль», «летают птицы»

Руль, маски птичек (по желанию)

Знакомить с движениями снимающими мышечное напряжение: топать ногами, хлопать в ладоши, прыгать на 2 ногах

Продолжать учить детей повторять стих. текст, согласовывать свои движения с содержанием текста

Зайка беленький сидит

Закреплять умения детей двигаться по сигналу воспитателя, не наталкиваясь друг на друга, согласовывая движения в соответствии словесной инструкции

Развивать умение воспроизводить контрастные темпы движения: спокойный — быстрый

Учить детей исполнять движения выразительно, «входить» в образ персонажа

Учить детей двигаться совместно в разных направлениях

Способствовать сплочению детского коллектива

Учить детей кататься с горки

Продолжать развивать ДА детей

Способствовать формированию положительного настроя к движениям

Закреплять умения детей двигаться по сигналу воспитателя, не наталкиваясь друг на друга, согласовывая движения в соответствии словесной инструкции

Учить детей метать в цель

Продолжать развивать ДА детей

Способствовать их общему физическому развитию

Учить детей прыжкам на двух ногах, соблюдать очередность при выполнении упражнений

Содействовать поднятию настроения, развитию двигательных умений

Мелки или гимнастические палки

Продолжать учить детей двигаться в разных направлениях, ориентироваться в пространстве

Закреплять умения детей прыгать на двух ногах, не наталкиваться на сверстников, предметы

Формировать представления о сезонных изменениях в природе (солнышко пригревает, становиться тепло)

Развитие ловкости у детей дошкольного возраста — скачать бесплатно автореферат и диссертацию по педагогике для написания научной работы или статьи на тему ‘Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры’ по специальности ВАК РФ 13.00.04

Глава 3. Возрастное развитие ловкости., *,. у детей дошкольного возраста.

3.1. Надежность и объективность тестов, характеризующих различные проявления ловкости

3.2. Педагогический контроль за процессом развития ловкости.

3.3. Информативность интегрального расчетного показателя ловкости

3.4. Структура ловкости и особенности ее возрастной изменчивости

3.5. Возрастные особенности физического развития и физической подготовленности детей дошкольного возраста

3.6. Взаимосвязь основных проявлений ловкости с показателями физической подготовленности.

Глава 4. Экспериментальное обоснование методики развития ловкости у детей дошкольного возраста

4.1. Методика развития ловкости.

4.2. Динамика показателей различных сторон подготовленности.

4.3. Значимость тренировочного и возрастного факторов в развитии двигательных способностей.

4.4. Взаимосвязь основных проявлений ловкости с показателями функционального состояния двигательной сферы начальное тестирование)

4.5. Взаимосвязь основных проявлений ловкости с показателями функционального состояния двигательной сферы конечное тестирование)

Глава 5. Особенности развития ловкости у детей дошкольного возраста

5.1. Ловкость — комплекс психических и моторных способностей

5.2. Ловкость — основа двигательного научения.

5.3. Методика развития ловкости.

Введение диссертации по педагогике, на тему «Развитие ловкости у детей дошкольного возраста»

Актуальность исследования. Научно-технический прогресс существенно изменяет характер требований к двигательным способностям человека и в этой связи ставит новые задачи в сфере физического воспитания детей и подростков. Эффективность в различных видах деятельности (производственной, спортивной, бытовой) все более определяется не только уровнем общей физической подготовленности, но и умением рационально использовать имеющийся двигательный потенциал (И. М. Туревский, В. П. Филин, Л. Б. Кофман, 1993) .

Механизация и автоматизация производства и, связанная с этим интенсификация труда, заметно повышают значение смысловой структуры двигательных актов, усиливают роль центральных нервных механизмов в управлении движениями (H.A. Бернштейн, 1947, 1966; B.C. Фарфель, 1975) .

В современных условиях жизни значительно увеличился объем деятельности, осуществляемый в вероятностных и неожиданных ситуациях, что требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственно-временной точности движений и их биомеханической рациональности (H.A. Бернштейн, 1947, 1966;

A.B. Запорожец; В. М. Зациорский, 1961, 1981; Л. П. Матвеев, 1989) . Все эти качества или способности связывают в теории и методике физического воспитания с понятием ловкости (A.A. Гужаловский, 1986; Л. П. Матвеев, 1991;

Ловкость — комплекс способностей, в основе которых лежат определенные психофизиологические и двигательные свойства функциональных систем организма (H.A. Бернштейн, 1947, 1966; Н. В. Зимкин, 1956; А. Н. Крестовников, 1982; B.C. Фарфель, 1975) .

Уровень развития данного качества является важной предпосылкой изучения и совершенствования спортивной техники и играет большую роль в тех видах деятельности, где необходима способность приспосабливаться к изменяющейся обстановке.

Специалистами (B.C. Фарфель, 1975; H.A. Фомин, В. П. Филин, 1982; В. И. Лях, 1987, 1991; С. М. Михайлова, 1988; Г. А. Каданцева, 1993 и др.) установлено, что при отсутствии специальной тренировки в возрасте 6-13 лет ловкость не только прекращает процесс развития, но и нередко ухудшается.

Это обязывает педагогов целенаправленно развивать данную способность у детей, начиная с дошкольного возраста.

В современной теории физического воспитания методика развития ловкости является наименее разработанной. До настоящего времени отсутствует четкое понимание природы ловкости, разнородны данные о ее структуре и возрастных особенностях проявления, недостаточно разработаны и научно обоснованы критерии оценки уровней развития данного качества в спортивной и трудовой деятельности.

Несовершенство теоретического и экспериментального обоснования представлений о сущности и структуре ловкости не могло не отразиться и на методической стороне проблемы. Большинство рекомендаций по методике воспитания ловкости основывается на практическом опыте и лишь отдельные подвергались экспериментальной проверке.

Принципиальная возможность тренировки ловкости ни у кого из авторов не вызывает сомнений, не смотря на то, что механизмы этого процесса далеко не изучены. Все это и определило направление нашего исследования.

Объект исследования — процесс совершенствования двигательных способностей детей дошкольного возраста.

Предмет исследования — взаимодействие средств, методов и методических приемов в процессе воспитания ловкости у детей 4-6 лет.

Цель исследования — разработка и экспериментальное обоснование методики развития ловкости у детей дошкольного возраста.

Рабочая гипотеза заключалась в том что процесс развития ловкости у детей дошкольного возраста станет более эффективным и целесообразным, если учитывать следующие положения:

— структурный характер формирования и проявления ловкости;

— специфическую взаимосвязь выделенных компонентов данного качества;

— систему взаимоотношений ловкости с другими показателями функционального состояния двигательной сферы;

— уровневое построение движений.

Методологической базой исследования явились теории функциональных систем А. К. Анохина и уровневого построения движений H.A. Берн-штейна.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена методической оснащенностью, соблюдением логики научного эксперимента, адекватностью методов задачам исследования, достаточным объемом и репрезентативностью выборки, корректной обработкой полученных материалов с использованием ЭВМ.

Научная новизна. Впервые у детей в возрасте 4-6 лет раскрыто взаимоотношение разновидностей ловкости с различными проявлениями двигательных способностей, уточнена возрастная изменчивость основных проявлений ловкости. Выявлены эффективные средства, методы и методические приемы, учитывающие индивидуальные особенности развития ловкости у детей дошкольного возраста.

Разработан и апробирован достаточно объективный и доступный для практического применения способ интегральной оценки основных проявлений ловкости, а также определена степень информативности тестов, характеризующих различные проявления данной способности.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке и обосновании системы педагогических средств и методов физического воспитания ловкости на основе уровневого построения движений, обеспечивающих системный подход в понимании сущности ловкости и изучении ее структуры.

Практическая значимость работы состоит в том, что: — предложена эффективная методика воспитания ловкости у детей дошкольного возраста;

— определены достоверные формы контроля за этим процессом;

— выявлены наиболее информативные показатели уровня развития выделенных разновидностей ловкости;

— составлены оценочные таблицы.

Эффективность использования педагогических методов воспитания ловкости отражена в актах внедрения результатов исследования в практику.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Оптимальная структура ловкости в различных возрастно-половых группах детей характеризуется определенными межкомпонентными связями и специфичностью взаимодействия.

2. Условия деятельности, определяющие специфику адаптивных психофизиологических механизмов организации двигательной активности, выступают в качестве основного компонента для построения классификации разновидностей ловкости.

3. Методика развития ловкости, основанная на уровневом построении движений, обеспечивает преемственность средств, методов и методических подходов.

Апробация исследования: основные положения работы доложены на региональных, областных, внутривузовских конференциях (г. Волгоград, 1994, 1995, 1996) .

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, выводов, списка литературы и приложений. Работа изложена на 156 страницах машинописного текста, содержит 20 таблиц и 7 рисунков.

Список литературы включает 216 источников на русском и иностранных языках.

Заключение диссертации научная статья по теме «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры»

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Артамонова, Татьяна Викторовна, Волгоград

Похожие научные работы

Другие статьи по теме:

Реферат — Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста с задержкой психического — Педагогика Связь движений пальцев рук и речи……………………………………………… 5 Пальцы помогают говори.

Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста Правильная осанка – это нормальная поза при стоянии и сидении: плечи развернуты и находятся на одном уровне, лопатки не выступают, расп.

Во время тестирования важно учитывать: индивидуальные возможности ребёнка; особенности проведения тестов, которые должны выявлять даже самые незначительные отклонения в двигательном развитии ребё.

20. Цель и задачи воспитания детей дошкольного возраста » Шпоры для студентов Шпоры по дошкольной педагогике Цель. — это осознанное представление конечного результата определенной деятельности. Ц.

Роль подвижных игр для развития физических качеств детей дошкольного возраста Цель проекта: исследовать влияние подвижных игр на формирование основных движений у детей младшего дошкольного возрас.

Методическая работа воспитателя детей дошкольного возраста

Скажите правильный ответ –Какой горит при этом свет? Воспитатель: Ребята, мы прибыли на станцию «Знаковая». Дорожные знаки — лучшие друзья пешеходов и водителей. Они рассказывают о том, что можно.

Формы и методы работы по физическому развитию детей дошкольного возраста. Утренняя гимнастика для возрастных групп детсада В начале года детей первой младшей группы перед выполнением упражнений н.

Использование интеграции образовательных областей при организации двигательной активности детей дошкольного возраста В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физи.

«Пальчиковая страна». Программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 88 ГОРОДА ТЮМЕНИ П.

Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. Никулина Ф. Х. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. /Актуальные проблемы современной психологии и педагогики с международным участ.

Педсовет «Психофизическое развитие детей посредством подвижных игр». Часть 1 Часть 2 Часть з ПЕДСОВЕТ «Психофизическое развитие детей посредством подвижных игр» (часть 1). Литература: 1. Осокина.

«Двигательный режим как средство повышения двигательной активности детей младшего дошкольного возраста» Содержание Введение I. Глава. Проблема развития двигательной активности детей младшего дошк.

Рабочая программа «Обучение плаванию детей дошкольного возраста» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №107 — детский сад общеразвивающего вида г. Тулы (МБДОУ№107) Рабочая.

Развитие выносливости у детей дошкольного возраста

Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Воспитательское значение игры, ее всестороннее влияние.