Меню

Задачи развития двигательных способностей у дошкольников

Задачи развития двигательных способностей у дошкольников

Конференция: Современный детский сад

Автор: Раскова Галина Владимировна, Власова Татьяна Алексеевна, Иванова Жанна Николаевна

Организация: МБДОУ № 48

Населенный пункт: Мурманская область, г. Апатиты

С первых мгновений появления на свет ребенок приспосабливается к внеутробному состоянию. Взаимодействуя с внешней средой он постепенно приобретает способность к гармонии с ней, и это основной закон жизни.

Учитывая потенциальные возможности ребенка, взрослые оказывают воспитательное воздействие на него. Физическое воспитание содержит неограниченные возможности для всестороннего развития ребенка. Оно помогает ему раскрыть свои двигательные способности, мобилизовать психические и физические силы.

Физическое воспитание в детском саду направлено на своевременное формирование у дошкольников двигательных навыков и умений.

С ростом ребенка быстро расширяется круг доступных движений. При этом время появления и дальнейшего совершенствования двигательного умения обусловлено уровнем развития двигательного качества, без которого оно не может быть выполнено.

Двигательные умения тесно связаны с двигательными способностями, основные из которых — ловкость, быстрота, сила, выносливость. Связь эта взаимная. Чем шире, богаче арсенал движений, тем легче ребенку добиться успеха в двигательной деятельности.

Развитие и воспитание двигательных способностей решает социально обусловленные задачи: всестороннее и гармоничное развитие личности, достижение высокой устойчивости организма к социально-экологическим условиям, повышение адаптивных свойств организма.

В современной литературе используют термин не «физические качества» а «физические (двигательные) способности»: силовые, скоростные, координационные, к выносливости и гибкости. Понятие «физические (двигательные) способности» точнее передаёт смысл о сложном составе компонентов, входящих в ту или иную группу способностей.

В общем виде двигательные способности можно определить как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека. Но не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые связаны с успешностью осуществления какой либо двигательной деятельности. Например, цвет глаз или желание побольше утром поспать — это индивидуальные особенности, но они не влияют на эффективность деятельности.

Для двигательных способностей характерно то, что каждая из них может проявляться в разных движениях, но иметь один и тот же показатель, например силы, скорости, чувства равновесия.

Развитие двигательных способностей, происходит под влиянием постоянных упражнений, что уменьшает вероятность появления у детей ошибок в технике движений. Работа над их развитием расширяет диапазон двигательных возможностей детей, совершенствует их координационные способности. Очень важно с первых лет развития использовать свой мышечный аппарат и соответствующие ему центральные образования для того, чтобы иметь возможность тренировать все естественные способности, которые природой заложены.

Быстрота движений, ловкость, сила и выносливость имеют большое значение для укрепления здоровья, физического совершенствования детей, овладения широким кругом движений. Гармонично развитые двигательные способности играют решающую роль в играх и разнообразной деятельности детей при меняющихся условиях среды, способствуют проявлению активности, самостоятельности, уверенности, самообладания.

Двигательные способности у детей дошкольного возраста развиваются в процессе выполнения различных движений, объем которых указывается в программе по каждой возрастной группе. С помощью похожих упражнений можно воздействовать на разные качества, постепенно увеличивая при этом скорость и частоту движений (для развития быстроты), сложность координации (для развития ловкости), количество повторений движений (для выносливости), величину преодолеваемого сопротивления (для развития силы).

Для расширения диапазона двигательных возможностей детей необходима и специальная целенаправленная работа по развитию двигательных способностей.

Применение простых, в то же время разнообразных упражнений, не предъявляющих больших требований к технике, приводит к свободному владению телом, развитию мышечного чувства, увеличивает возможность более правильно распоряжаться своими движениями в пространстве.

С возрастом у ребенка увеличивается объем двигательных умений. Но важно при этом развивать способность быстро овладевать новыми движениями, что дает возможность самостоятельно осваивать движения, проявлять инициативу, творчески участвовать в играх, уметь их организовывать.

Развитие умения действовать экономно, проявляя необходимый в конкретных условиях уровень быстроты, ловкости, силы, выносливости, повышает физическую работоспособность, адаптационные возможности детей. Для развития и тренировки двигательных способностей надо использовать свойственную детям активность, стремление действовать и в особенности желание играть.

Так же, как и во всей педагогической работе, важно учитывать индивидуальные особенности детей. Индивидуальный подход должен помочь каждому развить свои способности и проявить их в движениях, наиболее соответствующих возможностям ребенка. Необходимо создавать условия, чтобы не только слабые, но и сильные дети могли упражнять свои способности, развивать их дальше, не останавливаясь на среднем достигнутом уровне; направлять их энергию, крепнущие физические силы на овладение новыми движениями, на совершенствование имеющихся, а не сдерживать, опасаясь падений, травм и др.

Упражнения, направленные на развитие двигательных способностей, применяются в строгой последовательности, включаются в разные формы двигательной деятельности, в том числе в самостоятельную двигательную деятельность ребенка на прогулке.

Быстрота — это способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Предполагается, что выполнение двигательной задачи кратковременно и не вызывает у ребенка утомления. Быстрота выполняемых движений не связана только с перемещением отдельных частей тела (рук и ног). Выделяют три основные формы проявления быстроты:

латентное время двигательной реакции;

скорость отдельного движения;

частота движений.

Эти формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга. Ребенок может иметь быструю реакцию, но быть медлительным в движении, и наоборот. Комплексное сочетание трех указанных форм определяет все случаи проявления быстроты.

Быстрота развивается в процессе обучения ребенка основным движениям. Для развития скоростных качеств Е.Н.Вавилова предлагает использовать упражнения в быстром и медленном беге: чередование бега в максимальном темпе на короткие дистанции с переходом на более спокойный темп. Выполнение упражнений в разном темпе способствует развитию у детей умения прикладывать различное мышечное усилие в соответствии с заданным темпом.

В игровой деятельности на занятиях используется бег из усложненных стартовых положений (сидя, стоя на одном колене, сидя на корточках и т.д.).

Развитию быстроты способствуют подвижные игры, в которых подача определенного сигнала или игровая ситуация побуждают ребенка изменить скорость движения. В этот момент у ребенка формируется двигательная реакция на направление и скорость движущегося игрока с учетом расстояния и времени его приближения. Развитие быстроты влияет на подвижность нервных процессов, формирование пространственных, временных и глазомерных оценок, позволяет ребенку ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей обстановки.

Развитие силы необходимо для преодоления внешнего сопротивления или противодействия ему путем мышечных усилий. Развитие силы обеспечивает не только преодоление внешнего сопротивления, но и придает ускорение массе тела и различным применяемым снарядам (что наблюдается, например, при передачах мяча).

От развития силы зависит в значительной степени развитие других двигательных способностей — быстроты, ловкости, выносливости, гибкости.

Проявление физической силы обусловливается интенсивностью и концентрированием нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата.

При воспитании ребенка дошкольного возраста учитываются возрастные особенности его организма: незавершенность развития нервной системы, преобладание тонуса мышц-сгибателей, слабость мышц.

Именно поэтому общеразвивающие упражнения, укрепляющие основные мышечные группы и позвоночник, направлены на постепенное развитие силы.

При отборе упражнений уделяется особое внимание тем, которые вызывают кратковременные скоростно-силовые напряжения: упражнения в беге, метаниях, прыжках, лазании по вертикальной и наклонной лестнице. Упражнения подбираются с учетом возможностей опорно-двигательного аппарата ребенка. Они должны быть направлены на преимущественное развитие крупных мышечных групп, обеспечение хорошей реакции сердечно-сосудистой системы ребенка на кратковременные скоростно-силовые нагрузки.

Для развития силы необходимо развивать быстроту движений и умение проявлять быструю силу, т.е. проявлять скоростно-силовые качества. Этому способствуют прыжки, бег (на 30 м), метание на дальность. Е. Н. Вавилова предлагает также применять спрыгивания с небольшой высоты с последующим отскоком вверх или вперед, вспрыгивание на возвышение с места или с небольшого разбега, прыжок вверх из приседа, прыжки на месте и с продвижением вперед, чередуя умеренный и быстрый темп, на двух ногах через линии из лент скакалок или палки. Она рекомендует при выполнении прыжков больше внимания уделять энергичному отталкиванию одной или двумя ногами, неглубокому приземлению на слегка согнутые в коленях ноги и затем быстрому их выпрямлению. Развитию мышечной силы, координации движений, дыхательной системы способствуют упражнения с набивными мячами (например, поднимание набивного мяча вверх, вперед, опускание вниз, приседание с мячом, прокатывание его, бросок мяча вперед от груди или толчок, бросок из-за головы). Все эти упражнения с учетом возраста детей включаются в общеразвивающие упражнения.

Читайте так же:  Воспитание детей курсы для родителей

Выносливость применительно к детям дошкольного возраста рассматривается как способность организма выполнять мышечную работу небольшой (50% от максимальной) и средней (60%) интенсивности в течение продолжительного времени в соответствии с уровнем физической подготовленности в данный момент. Целесообразно говорить лишь о развитии общей выносливости, так как именно аэробное энергообеспечение в большей степени соответствует их возможностям и способствует всестороннему физическому развитию и воспитанию.

Выносливость как способность к длительной мышечной работе небольшой интенсивности позволяет укрепить организм ребенка и в первую очередь сердечно-сосудистую, дыхательную, костно-мышечную системы, что оказывает благоприятное воздействие на физическое и психическое здоровье малыша, в целом способствуя его всестороннему гармоническому развитию.

Целенаправленная работа по воспитанию выносливости у дошкольников улучшает функционирование организма, повышает их работоспособность (как физической, так и умственной), что особенно важно в плане подготовки детей к школе.

Большое значение имеет развитие выносливости для формирования волевых качеств личности, черт характера человека: целеустремленности, настойчивости, упорства, смелости и решительности, уверенности в своих силах. Здесь физические движения являются средствами, которые помогают детям научиться преодолевать возникающие трудности, мобилизовать себя, доводя начатое дело до конца. Этому очень важно научить в дошкольном возрасте. Кроме того, умение управлять собой положительно отражается на успехах ребенка в школе.

Лучшими средствами в развитии выносливости являются циклические движения: бег, плавание, катание на лыжах, на коньках и т.д. (Ю.Ф.Змановский, Т.В.Савельева и др.).

Учитывая особенности дошкольного возраста, в котором основным видом деятельности является игра, рекомендуется включать игровые задания, эстафеты для развития всех двигательных способностей. Существенная роль в этом должна принадлежать играм с включением в них длительных циклических движений небольшой интенсивности. Представленные в игре мотивы позволяют детям проявить мышечные и волевые усилия, способствующие развитию выносливости. Однако важно постоянно помнить о реакции детского организма на продолжительную мышечную нагрузку.

Ее необходимо увеличивать очень осторожно и постепенно.

Гибкость — это способность выполнять движение с максимальной амплитудой, важное психофизическое качество, которое наряду с быстротой, силой, выносливостью, ловкостью определяется морфофункциональными биологическими особенностями человека.

Гибкость дает легкость, свободу действий, раскрепощенность, непринужденность движений, умение как концентрировать силы своего тела, так и расслаблять его.

Гибкий человек красив с эстетической точки зрения. Гибкость придает грациозность, изящность, пластичность, выразительность движениям.

У гибкого человека двигательная основа любой деятельности разумна и логически обоснована. Люди, не обладающие гибкостью в достаточной степени, имеют пониженную способность мышц к растягиванию и повышенный мышечный тонус. Это приводит к координационным нарушениям в процессе выполнения движения. Негибкий ребенок тратит гораздо большее количество энергии, а значит у него быстрее наступает утомление.

Травмы зачастую являются результатом недостаточного развития гибкости. Часто мы говорим о гибкости как о первостепенном по значимости качестве, влияющем на характер и результат определенной деятельности. Во многих видах деятельности гибкость выступает залогом успеха. Она позволяет быстрее и лучше овладеть рациональной техникой выполнения движений, экономнее использовать силу, быстроту и другие физические качества и на этой основе достичь наилучших практических результатов.

Особое значение гибкость приобретает при занятиях физкультурой. Прыгает ли ребенок, лазает, катается на лыжах, велосипеде, гибкость облегчает его усилия, бережет его мышцы от чрезмерного напряжения, растяжки и других повреждений.

Гибкость определяется анатомическими возможностями человека: формой суставов и степенью соответствия сочленяющихся поверхностей друг другу.

Чтобы быть гибким и иметь хорошую подвижность во всех суставах, необходимо использовать широкий спектр упражнений.

Различают активную и пассивную гибкость. Активная гибкость характеризуется величиной амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнений благодаря мышечным усилиям.

Пассивная — отличается максимальной величиной амплитуды движений, достигаемой при действии внешних сил (снарядов, усилий партнера).

Различают также общую и специальную гибкость.

Общая гибкость характеризуется подвижностью во всех суставах тела и позволяет выполнять разнообразные движения с большой амплитудой.

Специальная гибкость — это предельная подвижность в отдельных суставах, определяющая эффективность спортивной или профессионально-прикладной деятельности.

Развивают гибкость с помощью упражнений на растягивание мышц и связок.

Методическими приемами, рекомендуемыми для развития гибкости, являются следующие:

упражнения на растягивание необходимо выполнять ежедневно;

чередовать упражнения на силу и гибкость, не допуская преобладания одного вида упражнения над другим.

Наиболее успешно гибкость формируется в физических упражнениях.

Физические упражнения учат ребенка ощущать мышцы рук, ног, шеи, туловища, чувствовать ответственность за красоту движений и свое здоровье.

Ловкость — способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро перестраивать деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки (Л.П.Матвеев).

В понятие ловкость входят следующие компоненты:

быстрота реакции на сигнал;

координация движений;

быстрота усвоения нового;

осознанность выполнения движений и использования двигательного опыта.

В качестве конкретных методических приемов для тренировки ловкости рекомендуются следующие приемы:

применение упражнений с необычными исходными положениями;

зеркальное выполнение упражнений;

изменение скорости и темпа движений;

варьирование пространственными границами, в которых выполняется упражнение;

усложнение упражнений дополнительными движениями.

Воспитание ловкости успешно осуществляется в физических упражнениях, подвижных, спортивных играх и упражнениях для развития ручной ловкости. Игры в ладошки в паре, общеразвивающие упражнения с малым мячом также способствуют развитию ручной ловкости.

Поскольку двигательные способности формируются у ребенка

комплексно, развитие одного из качеств способствует улучшению других психофизических качеств. Их развитие требует пристального внимания педагогов и соблюдения ими следующих правил:

помоги, но не навреди;

заинтересуй, но не настаивай;

каждый ребенок индивидуален.

Литература:

Взаимосвязь физической культуры с другими образовательными областями, ж. «Инструктор по физической культуре» № 1, 2013

Двигательная активность в полноценном развитии детского организма,

ж. «Инструктор по физической культуре» № 2, 2010

3. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ, ж. «Медицинский работник»

№6, 2012

4.Методика физического воспитания, Э.Я Степаненкова, Издательский дом «Воспитание дошкольника», М.:2006

5. Двигательная активность ребенка в детском саду, М.А.Рунова, изд. «Мозаика-Синтез, М:2004

6. Здоровьесберегающая система ДОУ, М.А.Павлова, М.В.Лысогорская, изд. «Учитель», Волгоград, 2009

Цель и задачи физического воспитания детей

Целью физического воспитания является воспитание здорово­го, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка. В соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими и психологическими особенностями физическое воспитание решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Они направлены на формирование у ребенка рациональных, эконом­ных, осознанных движений; накопление им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь.

Одна из главных задач физического воспитания — оздоровле­ние ребенка.

Оздоровительные задачи направлены на охрану жиз­ни и укрепление здоровья ребенка. Они способствуют гармонич­ному психосоматическому развитию, совершенствованию защит­ных функций организма посредством закаливания, повышению устойчивости к различным заболеваниям, неблагоприятным воз­действиям внешней среды, увеличению работоспособности ребенка.

Оздоровительные задачи конкретизируются с учетом индивиду­альных особенностей развития организма ребенка и направлены на:

— формирование правильной осанки;

— своевременное окостенение опорно-двигательного аппарата;

— формирование изгибов позвоночника;

— развитие сводов стопы;

— укрепление связочно-суставного аппарата;

— развитие гармоничного телосложения;

— регулирование роста и массы костей;

— развитие мышц лица, туловища, ног, рук, плечевого пояса, кистей, пальцев, шеи, глаз, внутренних органов — сердца, крове­носных сосудов, дыхательных мышц и др.; особое внимание уде­ляется развитию мышц-разгибателей.

Оздоровление ребенка предполагает также совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, разви­тие умения приспосабливаться к меняющейся нагрузке и внешним условиям. Для этого необходимо в процессе физического воспита­ния ребенка развивать у него подвижность грудной клетки, увели­чивать жизненную емкость легких, способствовать тренировке ме­ханизмов терморегуляции, обеспечить тренированность нервных процессов, совершенствовать деятельность двигательного анализа­тора, органов чувств.

Для развития двигательной деятельности ребенка очень ва­жен творческий подход. Он способствует раскрытию потенци­альных возможностей организма ребенка, создает условия для реализации свободы действий, обеспечивает гармонию ребенка с самим собой, окружающей природой и социальной средой.

Под воздействием окружающего мира перестраивается работа организма, он начинает функционировать в режиме, требующем наименьших затрат энергии.

Благодаря активизации механизмов саморегуляции головной мозг анализирует поступающую разнородную, многоплановую ин­формацию, совершенствует и повышает оздоровительную деятель­ность организма.

Читайте так же:  Лечение сильного кашля у ребенка в домашних условиях

Кроме оздоровительных задач физическое воспитание включа­ет в себя и образовательные задачи.

Они предполагают формирование двигательных умений и на­выков; развитие психофизических качеств (быстроты, силы, гиб­кости, выносливости, глазомера, ловкости); развитие двигатель­ных способностей (функции равновесия, координации движений).

В процессе физического воспитания ребенок:

— приобретает определенную систему знаний о физических уп­ражнениях, их структуре, оздоровительном воздействии на орга­низм;

— осознает свои двигательные действия;

— усваивает физкультурную и пространственную терминоло­гию (как то: исходные положения, колонна, шеренга и др.; впе­ред—назад, вверх—вниз и др.), получает необходимые знания о выполнении движений, спортивных упражнениях и играх;

— узнает названия предметов, снарядов, пособий, способы и правила пользования ими;

— ребенок познает свое тело, у него формируется телесная реф­лексия.

Занимаясь физическими упражнениями, ребенок закрепляет зна­ния об окружающей природе — деревьях, цветах, траве, живот­ных и птицах. Он познает свойства воды, песка, снега; особеннос­ти смены времен года.

У него значительно обогащается словарный запас, развиваются память, мышление, воображение.

Физическое образование способствует приобщению ребенка и к большому спорту. Он приобретает знания о ведущих мировых и отечественных спортсменах, что значительно расширяет его кру­гозор.

Таким образом, реализуя в дошкольном физическом воспита­нии образовательную задачу, педагог одновременно приобщает ре­бенка к основам кинестетического образования, готовит его к по­ступлению в школу.

Особо следует подчеркнуть значение физического воспитания как средства, способствующего воспитанию творческой, разно­сторонне и гармонично развитой личности ребенка.

В процессе физического воспитания осуществляются следую­щие воспитательные задачи:

— потребность в ежедневных физических упражнениях;

— умение рационально использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности;

— приобретение грации, пластичности, выразительности дви­жений;

— самостоятельность, творчество, инициативность;

Кроме того, у ребенка воспитываются гигиенические навыки, привычка к самообслуживанию, помощи воспитателю в проведе­нии и организации разнообразных форм спортивных игр.

Благодаря физическому воспитанию

— создаются благоприятные условия для формирования поло­жительных черт характера (организованности, скромности, отзыв­чивости и т.п.);

— закладываются нравственные основы личности (чувства соб­ственного достоинства, справедливости, товарищества, взаимопомощи, ответственности за порученное дело, умение заниматься в коллективе);

— осуществляется воспитание волевых качеств (смелость, ре­шительность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость в преодолении трудностей, самообладание);

— прививается культура чувств, эстетическое отношение к фи­зическим упражнениям.

Таким образом, физическая культура подготавливает ребенка к жизни.

Все вышеперечисленные задачи физического воспитания ре­шаются в единстве. Они способствуют всестороннему воспитанию ребенка, направленному на физическое, интеллектуальное, ду­ховное, эмоциональное развитие; психофизическую готовность к труду и учебе в школе.

Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. — 2-е изд., испр. — М.: Издатель­ский центр «Академия», 2006. — 368 с. С. 39-42.

Развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами фитнес-технологий

Ирина Петухова
Развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами фитнес-технологий

Развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами фитнес-технологий

к. п. н., доцент кафедры физической культуры и спорта

студентка 5 курса заочной формы обучения

Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина

На современном этапе развития общества выявлена тенденция ухудшения здоровья детей. Всемирной организацией здравоохранения здоровье определено в качестве полного физического, психического и социального благополучия ребенка. Ведь чем активнее вовлекается ребенок в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье.

В период дошкольного детства осуществляется закладка фундамента здоровья детей, они интенсивно растут и развиваются, у них происходит формирование основных движений, осанки, а также необходимых навыков и привычек, дети приобретают базовые физические качества, вырабатывают черты характера, способствующие формированию здорового образа жизни (Э. Я. Степаненкова, 2007)

Одной из главных задач ФГОС ДО является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». Высокий уровень двигательной активности – важнейшее условие не только физического, но и умственного развития детей. Однако в детском саду образовательный процесс, не связанный с усвоением образовательной области «Физическое развитие», чаще организован так, что подача новых знаний происходит на фоне минимальной двигательной активности. Постоянно возрастающие требования к уровню умственного развития и образованности детей, необходимость усваивать большое количество информации в условиях острого дефицита времени привели к поиску новых форм организации образовательной работы, среди которых наибольшее распространение получили технологии, основанные на основе интеграции образовательных областей (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, 2013)

Факторами, определяющими особенности возрастных и индивидуальных особенностей двигательной активности детей, являются как условия организации деятельности, так и ее характер, и содержание. Особенно значимо будет целенаправленное руководство двигательной активностью детей, которые воспитываются в старших возрастных группах детского сада по причине того, что в старшем дошкольном возрасте дети имеют высокую потребность в двигательной активности, но не всегда могут ее реализовать на должном уровне. Причина тому – ограничение двигательной активности, посредством увеличения продолжительности образовательных занятий с преобладанием статических поз, а также за счет возрастающих познавательных интересов детей (занятия компьютерными играми, конструированием, просмотром телепередач и пр.) (М. А. Никитина, П. И. Храмцов, 2009)

Исходя, из вышеизложенного, актуальным является применение новых эффективных методик, программ, технологий, инновационных средств, которые будут способствовать решению этих проблем.

В настоящее время в системе физической культуры разрабатывается большое количество инновационных технологий, методик и оздоровительных программ (Е. Г. Сайкина, 2008). Однако большинство инноваций разрабатывается в сфере фитнеса.

Одним из возможных путей решения, которое повышает уровень двигательных способностей детей, может являться внедрение фитнес-технологий в образовательный процесс, так как в современном мире занятия с использованием фитнес-технологий стали популярны и значительное количество исследований (С. В. Кузьмина, Е. Г. Сайкина, 2007; С. Рыжова, 2008) подтверждает их эффективность. Детский фитнес является прекрасным дополнением к содержанию материала, предусмотренного государственными программами.

Фитнес – это своеобразное, современное направление массовой оздоровительной физической культуры, со своей философией, историей, методическими принципами и правилами, которые помогают людям быть красивыми, молодыми, здоровыми и успешными в жизни (Е. Г. Сайкина, 2008).

В процессе опытно-экспериментальной деятельности по физическому воспитанию с применением фитнес-технологий в МОУ «СОШ «ТЦО» дошкольное отделение № 2 были выработаны новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению дошкольников.

Двигательная деятельность детей, организованная в соответствии с требованиями ФГОС и интегрированным использованием фитнес — технологии, стала не только разнообразной, доступной, но и увлекательной, и полезной. Данная педагогическая деятельность по сохранению здоровья подрастающего поколения в МОУ «СОШ «ТЦО» дошкольное отделение № 2 основана на дидактике здоровья, т. е. использовании на практике разнообразных форм организации образовательного процесса, приемов профилактики утомляемости воспитанников, активных форм обучения и воспитания, построение новых моделей деятельности.

На основании данных научных исследований, согласования с руководством ДОУ, разработана технология развития двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами ритмической гимнастики, степ-аэробики и фитбол-аэробики.

Целью использования ритмической гимнастики в дошкольном учреждении является повышение физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста, развитие их двигательных способностей и приобщение к регулярным занятиям физическими упражнениями средствами ритмики, музыки и танца. Особенностью проведения ритмической гимнастики является непрерывность выполнения упражнений под музыкальное сопровождение в различном темпе. Танцевальные, образные упражнения способствуют повышению эмоционального состояния занимающихся, содействуют развитию их творческих способностей и воображения.

Степ-аэробика – комплекс разнообразных упражнений отличающиеся по темпу и интенсивности. При ритмичном подъёме и спуске с помощью специальной платформы – степа, выполняя упражнения по спет-аэробики, идёт работа всех мышц и суставов. Упражнения выполняются под ритмическую музыку, сочетаются с движениями различных частей тела (руками, головой). Упражнения для степ-аэробики подбираются обычно преимущественно циклического характера (в основном, это ходьба).

Выбор фитбол-аэробики объясняется следующими факторами: упражнения можно выполнять в различных исходных положениях: сидя на фитболе, лежа на полу, лежа на фитболе на спине или на животе с опорой о пол руками или ногами, стоя рядом с мячом, упражнения в движении, различные виды бросков, развитие интереса к выполнению физических упражнений и игр.

Читайте так же:  Детские игрушки для 6 месячного ребенка

При выполнении упражнений по ритмической гимнастики, степ-аэробики и фитбол-аэробики реализуются следующие задачи:

• оптимизация роста и развития опорно- двигательного аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия);

• совершенствование физических способностей (развитие мышечной силы, гибкости, выносливости, скорости, координации);

развитие психических качеств: внимания, памяти, воображения, умственной способности;

развитие и функционального совершенствования органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма;

• воспитание умения выражать эмоции и творчество в движении;

• повышать интерес к физкультурным занятиям.

Как и любое занятие по физической культуре, фитнес-тренировка состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Продолжительность занятия от 30 до 35 минут.

Первая (подготовительная 3-5 минут) часть фитнес-занятия направлена на организацию занимающихся, сосредоточение их внимания, формирование эмоционального и психологического настроя. Применяются различные виды ходьбы, бега, прыжков, а также заранее разученных и хорошо освоенных танцевальных композиций и с помощью ритмических упражнений.

Вторая (основная 15-20 минут) часть включает силовую тренировку – важную составляющую любого фитнес-режима. Силовая тренировка включает упражнения с предметами, на степ-платформе, на фитбольных мячах.

Подвижные игры – одна из составляющих основной части занятия. Они подбираются с учетом двигательных действий и интереса детей. Подвижная игра – игра умеренной психофизической нагрузки, они является развитием мышления, памяти, внимания и коммуникативных способностей детей.

Целью третьей (заключительной 3-5 минут) части занятия – восстановление организма после физических нагрузок и переход к другим видам деятельности. Здесь используются дыхательные упражнения, упражнения на релаксацию, упражнения на растяжку. Они помогают снять напряжения в мышцах.

В соответствии с вышеизложенным представлена структура занятия по физической культуре.

Рис. 1 Структура занятия по физической культуре с применением фитнес-технологий в экспериментальной группе

Для определения эффективности технологии развития двигательных способностей детей средствами ритмической гимнастики, степ-аэробики и фитбол-аэробики был проведен эксперимент, продолжительностью 7 месяцев.

В эксперименте участвовали дети старшей разновозрастной группы (экспериментальная) и дети старшей разновозрастной группы (контрольная). В каждом группе общее количество детей — 10.

Результаты тестирования были рассчитаны по среднему значению (по критерию Стьюдента).

В начале эксперимента было проведен тестирование.

Координационные способности, по результатам теста «Челночный бег 3х10м», показывает, что дети из контрольной группы (10,73 с) справились с заданием чуть лучше, чем дети из экспериментальной группы (11,35 с).

Результаты «Прыжка в длину с места» 81,1 см у детей из контрольной группы, 63,5 см – экспериментальной.

Результаты теста «подъем туловища в сед из положения лежа за 30 секунд.» у детей контрольной группы составили 13,1 раз, а у экспериментальной группы – 13 раз.

Определяя ловкость у детей по тесту «Отбивания мяча удобной рукой за 30 сек», определено, что дети из экспериментальной группы справились с заданием лучше – 16,9 сек, чем дети из контрольной группы – 13,9 сек.

Таким образом, мы видим, что при сравнении результатов тестирования в экспериментальной и контрольной группах у девочек и мальчиков на начало педагогического эксперимента статистически значимых различий не выявлено, полученные данные соответствовали средним возрастным показателям (p> 0,05) (Таблица 1).

Показатели двигательных способностей мальчиков в экспериментальной

и контрольной группах до и после педагогического эксперимента

Дети старшего дошкольного возраста

Двигательные

способности До эксперимента

Челночный бег 3ч10м,с 10,73±0,32 11,35±0,31 1,55 p>0,05

Прыжок в длину с места,см 81,1±4,13 63,5±4,9 3,45 p>0,05

Подъем туловища в сед из положения лежа за 30 с. ,кол-во раз 13,1±0,63 13±0,6 0,13 p>0,05

Бег 60 метров, с 13,36±0,34 12,03±0,26 0,6 p 0,05

Двигательные

способности После эксперимента

Челночный бег 3ч10м,с 10,31±0,3 10,33±0,16 0,05 p 0,05

Число степеней свободы k = n1 + n2 – 2 = 10 + 10 – 2 = 18

Tкрит = 2,23 при уровне значимости p = 0,05

После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование и сравнивались результаты.

Выявлено, что средний прирост показателей развития двигательных способностей, как в контрольной, так и в и экспериментальной группах достоверно улучшился. Однако, в экспериментальной группе показатели оказались выше (Рис. 1).

Рис. 1 Прирост показателей у детей старшего дошкольного возраста в контрольной и экспериментальной группах после педагогического эксперимента (%)

Показатели гибкости (тест «Наклон туловища вперед») средний прирост в контрольной группе составил 23,31%, в экспериментальной – 27,96%.

В тесте для определения ловкости «Отбивание мяча удобной рукой за 30 с.» средний прирост в экспериментальной группе оказался самым незначительным и составил 20,69, а в контрольной группе — 19,48 %.

В тесте «Подъем туловища в сед из положения лежа за 30 секунд.» средний прирост в контрольной группе составил 17,42 %, а у экспериментальной группы – 19,44%.

В тесте «Прыжок в длину с места» показатели скоростно-силовых способностей так же улучшились, в контрольной группе на 11,17 %, а в экспериментальной группе на 13,65 %.

Прирост показателей координационных способностей в тесте «Челночный бег 3х10м» составил в ЭГ 9,41 %, тогда как в КГ — лишь 3,99 %.

В тесте «Бег на дистанцию 60м.» средний прирост в контрольной группе составил 1,2%, в экспериментальной – 3,04%.

Наибольший прирост оказался при определении уровня гибкости. Такой прирост связан с тем, что большинство детей дополнительно занимаются гимнастикой.

Показатели силовых способностей показали менее значимый результат. Исходя из этого следует провезти анализ и дальнейшую доработку использованных технологий развития двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами ритмической гимнастики, степ-аэробики и фитбол-аэробики

Исходя из полученных результатов развития двигательных способностей можно утверждать, что разработанная технология развития двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами фитнес-технологий (ритмической гимнастики, степ-аэробики и фитбол-аэробики) эффективна.

1. Сайкина, Е. Г. Фитнес в физкультурном образовании детей дошкольного и школьного возраста в современных социокультурных условиях: монография / Е. Г Сайкина. – СПб, 2008. – 291 с.

2. Сайкина Е. Г., Кузьмина С. В. Танцы на мячах. — С-Пб., 2008. – 160 с.

3. Сайкина Е. Г., Пономарев Г. Н. Фитнес-технологии: понятие, разработка и специфические особенности // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 11-4. – С. 890-894;

Развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии «Развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии». Слайд 2. Великая ценность каждого человека.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ-технологий (опыт работы) 1. Актуальность. «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами русского фольклора Народная культура— предмет, который человек постигает на протяжении всей своей жизни. Чем раньше начнётся процесс знакомства с народной.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №20 «Рябинушка» МАТЕРИАЛ углубленной работы.

План по самообразованию «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности» на 2016–2017 учебный год Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» Актуальность:.

Районный семинар «Развитие двигательной сферы у детей дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий» Январь 2017. В: Мастер — класс «Движение по своему действию может заменить любое лекарство, но все лечебные средства не смогут заменить.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики Речь — великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. С помощью речи люди понимают.

Развитие творческих способностей и формирование культурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста средствами театра. Бояркина Елена Васильевна воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ №26 «Кораблик» г. Бердск, Новосибирская область «Развитие.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста средствами игры-драматизации Настоятельной потребностью в современной педагогике является выяснение вопроса о том, какова природа творческой активности, условия ее формирования,.

Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры Проблема социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста все чаще обсуждается педагогами, психологами, социологами и является.