Меню

Взаимосвязь самооценки и уровня притязания

Взаимосвязь уровня притязаний и самооценки личности

Не получается достигнуть цели?! Боишься пробовать себя на новом поприще?! Узнай причины своих страхов, пока «на помощь» не пришла фрустрация!

Содержание

Каждому человеку, обитающему на планете Земля, присуще желание чего-либо добиться в жизни. При этом запросы могут быть абсолютно разными: один грезит высокой должностью, другой мечтает властвовать над миром, а третьему для полного счастья не хватает лишь пары кроссовок.

Умение ставить перед собой осуществимые задачи, соответствующие реальным возможностям, свидетельствуют о наличии адекватного уровня притязаний.

Уровень притязаний и самооценка личности ↑

Психологический термин «уровень притязаний» подразумевает стремление индивида достичь определенных результатов на том или ином поприще, чтобы повысить, либо еще раз подтвердить свою самооценку.

Что касается последней, она представляет собой отношение человека к собственной личности, попытку оценить свои возможности, достоинства и недостатки, а также их влияние на других представителей людского рода.

Понятие самооценки и ее виды в нашей статье.

В зависимости от характерных особенностей человека самооценка может быть разумной, завышенной или заниженной.

Не подлежит сомнению тот факт, что между уровнем притязаний и самооценкой существует тесная взаимосвязь, поскольку ни одно из этих понятий не может существовать отдельно от другого.

Снижая или повышая планку ожиданий, человек получает возможность регулировать свою самооценку, которую, к сожалению, не всегда умеет правильно использовать.

Последствием этого нередко становятся внутренние конфликты и острый психологический дискомфорт, сопровождающиеся затяжными депрессиями, нервными срывами и состоянием крайней озлобленности на весь мир.

Завышенная самооценка

Диагностика завышенной самооценки включает отслеживание таких признаков, как:

  1. Фанатичная вера в свои возможности. Человек, пораженный этим «недугом», не упускает случая убедить окружающих в своем превосходстве над ними и очень любит использовать букву «я» (я сказал, я прав, я считаю, я рекомендую).
  2. Абсолютная невосприимчивость к критике. Любые замечания отскакивают от него, как «от стенки горох», более того, вызывают острое недовольство и ярко выраженную враждебность.
  3. Агрессивное поведение. Ошибочно полагая, что тактика нападения – лучший выход из любого положения, индивид с завышенной самооценкой имеет обыкновение затевать скандалы даже по самому незначительному поводу.
  4. Чрезмерно высокий уровень притязаний. Имея весьма искаженное представление о соотношении своих реальных и желаемых возможностей, он «стремится к звездам, едва умея ползать по земле».
  5. Глубокая эмоциональная неустойчивость. Как правило, она проявляется в резких перепадах настроения. Человек может весело смеяться над шуткой, а уже через минуту его пробирает крупная дрожь и он начинает биться в истерике, обвиняя окружающих во всех смертных грехах.
  6. Характерный внешний вид. Неестественно прямая осанка, горделиво поднятая голова, пронизывающий взгляд, а также голос, полный командных ноток.
  7. Отрицание неудач. Для человека с завышенной самооценкой губительна сама мысль о возможном провале. Сохраняя веру в собственную непогрешимость, он старается не участвовать в разговорах на эту тему и бесцеремонно обрывает собеседников, задающих «неудобные» вопросы.

Заниженная самооценка

Ученые мужи и дамы, прекрасно разбирающиеся в психологии, уже давно выявили следующие признаки заниженной самооценки:

  1. Излишняя робость и осторожность. От человека с комплексом неполноценности сложно добиться прямолинейности и твердости в ответах. Постоянно опасающийся задеть чужие чувства, он предпочитает юлить и мямлить, но только не высказывать свое настоящее мнение.
  2. Требовательность «на грани». Закомплексованные мужчины и женщины скрупулезно пытаются добиться совершенства во всем, придирчиво оценивая не только свои, но и чужие действия. Подобная тактика нередко приводит к тому, что их начинают избегать даже самые близкие и любящие люди.
  3. Непрекращающиеся попытки заслужить одобрение. Многочисленные исследования доказали, что неуверенный в себе индивид, как никто другой зависит от постороннего мнения. Неодобрительные взгляды окружающих для него не просто проблема, а целая трагедия, ведущая к возникновению новых комплексов.
  4. Чрезмерно низкий уровень притязаний. Самосознание играет с таким человеком злую шутку, заставляя его устремляться в обратную сторону от истинных желаний и возможностей. Не в состоянии оценивать свои способности адекватно, он зачастую так и остается «на побегушках», даже если на самом деле заслуживает куда более высокой должности.
  5. Неубывающая любовь к жалобам. При этом не имеет значения, насколько обоснованы стенания несчастного, главное, чтобы весь мир был информирован о том, что он нелюбим, некрасив, несчастен, болен и вообще, на днях покинет этот бренный мир.
  6. Характерный внешний вид. Шаркающая, нерешительная походка, втянутая в плечи голова и бегающий взгляд, в котором явственно читаются вина и непременное предчувствие дурного.
  7. Стремление идти «на поводу». Не доверяя своим суждениям, закомплексованный человек легко поддается влиянию других людей и с радостью перекладывает на них ответственность за свои поступки. Совершая под чужим руководством что-нибудь неблаговидное, он в первую очередь с облегчением думает о том, что все произошедшее – не его вина.

Как избегать ссор на работе, узнай из статьи.

О том, как красиво извиниться перед парнем, читай далее.

Понятие и характеристика фрустрации ↑

Фрустрация – травмирующее психическое состояние, возникающее у человека, когда он не может или думает, что не может добиться осуществления тех или иных желаний.

Чаще всего причиной ее появления становятся низкая или высокая самооценка, а также завышенный уровень притязаний. Решить проблему можно только избавившись от комплексов, вернув себе уверенность в собственных силах и трезво взглянув на вещи.

Жизнь современного человека заполнена постоянной борьбой: за место под солнцем, за любимую семью, за приемлемое отношение – перечислять можно до бесконечности. Правильно расставив приоритеты и избавившись от проблем с самооценкой, можно получить в помощь новое действенное оружие, имя которому самоуважение.

Видео: Психология. Самооценка

Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления сайта по по RSS, или следите за обновлениями ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Google Plus или Twitter.

Расскажите друзьям! Расскажите об этой статье своим друзьям в любимой социальной сети с помощью кнопок в панели слева. Спасибо!

Самооценка и уровень притязаний

Самооценка — оценка человеком своих собственный качеств, достоинств и умений. Уровень притязаний — степень трудности задач, которые человек ставит перед собой. Очевидно, что это вещи разные, хотя и взаимосвязанные. А если они взаимосвязаны, то как?

Как самооценка зависит от уровня притязаний

От уровня притязаний самооценка зависит, но не напрямую, а косвенно. Нельзя сказать, что высокий уровень притязаний поднимает самооценку, а низкий — опускает. Точнее говорить, что самооценка зависит от адекватности притязаний, от соответствия или не соответствия своему уровню притязаний.

Если девушка из провинции тяжело переживает, что на ее открытку с признанием в любви не откликнулся известный столичный актер, это говорит о ее завышенных, то есть неадекватных притязаниях: она предполагала, что известный столичный актер заинтересуется ею только по одной ее открытке.

С другой стороны, если автор этих строк займет последнее место в соревновании тяжелоатлетов на Олимпиаде, его самооценка сильно поднимется. Не потому, что он проиграл все состязания, а потому что просто оказаться с олимпийской сборной — уже честь и гордость. Наверное, такие притязания можно считать адекватными.

Как самооценка влияет на уровень притязаний

Уровень притязаний определенно зависит от (не)адекватности самооценки. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным (завышенным или заниженным) притязаниям.

В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать ситуации соревнования, некритичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т. п.

Зависит ли уровень притязаний от уровня самооценки? Зависит, но весьма сложным образом. Снижение уровня самооценки от высокого к среднему обычно снижает притязания человека, однако дальнейшее снижение самооценки может уровень притязаний неожиданно, парадоксальным образом поднять: возможно, человек ставит на самую высокую цель, чтобы то ли отыграть свои неудачи, то ли снизить разочарование от уже ожидаемой неудачи.

Проиграть в равному бою бывает обидно, а хотя бы поучаствовать в битве с Титаном — неплохое развлечение при любом исходе.

Поэтому после череды неудач, возможно перед последним проигрышем, действительно иногда хочется вызвать на бой самого Титана!

Самооценка и уровень притязаний

В психологии существуют такие определения, как самооценка и уровень притязаний личности. Но есть ли связь между уровнем притязаний и самооценкой человека? И если да, то в чем же она заключается? Ответ следующий – эти понятия взаимосвязаны.

Все очень просто – чем ниже будет самооценка человека, тем ниже будет его уровень притязаний, и наоборот. Личности с заниженной самооценкой никогда не смогут поставить перед собой значительные задачи, и не смогут стремиться к достижениям серьезных целей. Такие люди будут продвигаться по жизни неуверенными шажочками, при этом, будучи убежденными, что на большее они и не способны. Поэтому так важно любить себя и реально оценивать свои способности. При этом ни в коем случае нельзя останавливаться на достигнутом, нужно всегда стремиться к чему-то новому, неопознанному.

Таким образом, самооценка вместе с уровнем притязаний, влияют на образ жизни человека и на его предел успешности. Соответственно, получается банальный вывод: повышая свою самооценку, вы сможете повысить и уровень притязаний, при этом получив кардинальные изменения в своей жизни. Помешать в этом деле может только одно: ресурсы здоровья. Поэтому запускать свой организм не стоит. Уделяйте ему больше внимания.

Диагностика уровня самооценки и уровня притязаний

Существует методика – диагностика уровня самооценки и уровня притязаний. Осуществляется она следующим образом: необходимо нарисовать на листе бумаги две координатные оси, одинаковой длины. Пронумеруйте их от ноля до ста. Горизонтальная ось будет характеризовать ваше здоровье, а вертикальная – ваши способности. Вам нужно оценить свои способности. Затем вы ставите точку на вертикальной оси, после чего оцениваете состояние своего здоровья, и, соответственно, ставите точку на оси горизонтальной. После выполнения всего описанного выше нужно найти точку пересечения данных значений и нарисовать вектор, который исходит из начала координат в полученную точку.

Читайте так же:  Торсунов психология мужчин

Если вектор имеет наклон в 45 градусов – ваш результат отличный. Это означает, что ваш уровень притязаний и самооценка гармонично соответствует физическим возможностям организма. Если же ваш вектор направлен вверх, то для вас это должно стать определенным «звоночком» — вы переоцениваете свои возможности, ваш организм требует отдыха и покоя. В противном случае у вас могут возникнуть существенные проблемы со здоровьем. Соответственно, если ваш вектор получился направленным вниз, то вы не используете свой потенциал и возможности в полном объеме.

Соотношение самооценки и уровня притязаний подростков

Главная > Дипломная работа >Психология

Выпускная квалификационная работа

«Соотношение самооценки и уровня притязаний подростков»

Подростковый возраст – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, – это самопознание, самовыражение и самоутверждение. Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, – это более высокий уровень самосознания. Самосознание есть последняя и самая верхняя из всех перестроек, которым подвергается психология подростка (Л.С. Выготский) [21].

Проблемами подросткового возраста занимались Д.И. Фельдштейн, Л.И. Божович, В.С. Мухина, Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова, М. Кае, А. Фрейд. Подростковый возраст характеризуется ими как переходный, сложный, трудный, критический и имеет важнейшее значение в становлении личности человека: расширяется объем деятельности, качественно меняется характер, закладываются основы сознательного поведения, формируются нравственные представления.

Одним из главных моментов является то, что в подростковый период происходит выход человека на качественно новую социальную позицию, в которой формируется и активно развивается сознание и самосознание личности. Постепенно происходит отход от прямого копирования оценок взрослых, возрастает опора на внутренние критерии. [16] Поведение подростка начинает все больше регулироваться его самооценкой.

Самооценка – это оценивание личностью своих возможностей, качеств и места среди людей. Она является осознанием собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды, проявлением самосознания индивидуума. Самооценка существенно влияет на эффективность деятельности и на становление личности на всех этапах развития. [31] Зависимость характера и продуктивности всех форм внешней активности субъекта от его отношения к себе нашла неоднократное подтверждение в психологии [2, 4, 8, 16, 18, 26, 31, 36]. Поэтому отношение человека к самому себе является одним из фундаментальных свойств его личности.

Актуальность проблемы самооценки и уровня притязаний в подростковом возрасте определяется потребностями целого ряда общественных институтов, непосредственно включенных в процесс формирования и воспитания членов общества. Семья, школа, общество с каждым годом предъявляют к подрастающему поколению все более высокие морально-этические, социально-политические, идеологические требования.

Трудно представить себе то количество внешних и внутренних факторов, которые воздействуют на подрастающего ребенка и каждый раз изменяют мир его переживаний. Далеко не все дети владеют своими мыслями, чувствами и поступками.

Поэтому, в этот трудный для подростка период важна поддержка и понимание со стороны взрослых. Требуется перестраивать взаимоотношения с ним так, чтобы он мог продолжать гармонично развиваться. Эти отношения необходимо строить на основе личности подростка, так как оно даст возможность предвидеть, как он поступит в той или иной ситуации, оно поможет установить подлинные причины тех или иных особенностей, и подскажет, что можно ожидать от него в будущем. Взрослые в результате такого изучения могут вполне обоснованно и правильно установить, в каком направлении надо вести воспитательную работу по дальнейшему формированию личности каждого школьника, какие стороны и черты личности школьника надо укреплять, развивать, формировать. Главнейшая задача учителя – направить активность каждого подростка в нужном направлении, на познание других людей, на общественно-полезную деятельность, на саморазвитие и самовоспитание.

Таким образом, правильный анализ уровня самооценки у школьников-подростков и ее связь с уровнем притязаний является важной диагностической задачей.

Исходя из этого, задачей моей работы было выявить уровень самооценки у школьников подросткового возраста, влияние эмоционального характера на самооценку и соотношение самооценки с уровнем притязаний.

Это и определило актуальность моей темы

Объект: данного исследования – самооценка и уровень притязаний.

Предмет: взаимосвязь самооценки и уровня притязаний подростков

Целью данной работы является выявление соотношения самооценки и уровня притязаний подростков

Осуществление анализа литературы по исследуемой проблеме.

Подбор диагностических методик;

Проведение диагностического исследования, направленное на раскрытие самооценки и уровня притязаний;

Обработка и интерпретация результатов исследования.

Выявить связь самооценки и уровня притязаний подростка.

Гипотеза: Существует взаимосвязь самооценки и уровня притязаний подростков: у подростков, самооценка которых направлена на себя, уровень притязаний также направлен на мотив самоуважения и оценки своего потенциала. И наоборот у подростков самооценка которых направлена на дело, уровень притязаний соответственно направлен на познавательный мотив и мотив избегания.

1. Теоретические основы изучения особенностей подростка, его самооценки, факторов, влияющих на самооценку и уровня притязаний

1.1 Психологические особенности подросткового возраста:

Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Во всем этом намечается переход от детства к взрослости. Организм ребенка начинает быстро перестраиваться и превращаться в организм взрослого человека. На современном этапе границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в средних классах от 11–12 лет до 15–16 лет. Но надо отметить, что основным критерием для периодов жизни является не календарный возраст, а анатомо-физиологические изменения в организме. Центр физической и духовной жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых. Отношения в группах сверстников строятся на более серьезных, чем развлекательные совместные игры, делах, охватывающих широкий диапазон видов деятельности, от совместного труда над чем-нибудь до личного общения на жизненно важные темы. Во все эти новые отношения с людьми подросток вступает уже, будучи интеллектуально достаточно развитым человеком и располагая способностями, которые позволяют ему занять определенное место в системе взаимоотношений со сверстниками. [17]

Происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценки этих людей и самооценку. Старшие подростки начинают интересоваться разными профессиями, у них возникают профессионально ориентированные мечты, т.е. начинается процесс профессионального самоопределения. Однако эта положительная возрастная тенденция характерна далеко не для всех подростков. Многие из них и в более позднем возрасте не задумываются всерьез над своей будущей профессией.

В начале подросткового возраста у ребенка появляется и усиливается стремление быть похожим на старших, детей и взрослых, причем такое желание становится настолько сильным, что, форсируя события, подросток иногда преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя соответственного обращения с собой как со взрослым человеком. В то же время он еще далеко не во всем отвечает требованиям взрослости. Чувство взрослости – центральное и специфическое новообразование этого возраста (Л.С. Выготский) [21]. Приобрести качества взрослости стремятся все без исключения подростки. Видя проявления этих качеств у старших людей, подросток часто некритически подражает им. Собственное стремление подростков к взрослости усиливается за счет того, что и сами взрослые начинают относиться к подросткам уже не как к детям, а более серьезно и требовательно.

Итогом этих процессов становится укрепляющееся внутреннее стремление подростка поскорее стать взрослым, которое создаст совершенно новую внешнюю и внутреннюю ситуацию личностного психологического развития. Она требует и порождает изменение всей системы отношений подростка с окружающими людьми и с самим собой. [28]

В подростковом возрасте изменяются содержание и роль подражания в развитии личности. Подражание становится управляемым, начинает обслуживать многочисленные потребности интеллектуального и личностного самосовершенствования ребенка. Новый этап в развитии этой формы научения у подростков начинается с подражания внешним атрибутам взрослости. У девочек сюда входят мода в одежде, прически, украшения, косметика, особый лексикон, манера поведения, способы отдыха, увлечения и т.п. Для мальчиков – подростков объектом подражания часто становится тот человек, который обладает силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью, верностью дружбе. Помимо взрослых образцами для подражания со стороны подростков могут стать их более старшие сверстники. Тенденция походить на них, а не на взрослых в подростковой среде с возрастом увеличивается.

В подростковом возрасте продолжается процесс формирования и развития самосознания ребенка. В отличие от предыдущих возрастных этапов он так же как и подражание, меняет свою ориентацию и становится направленным на сознание человеком своих личностных особенностей. Совершенствование самосознания в подростковом возрасте характеризуется особенным вниманием ребенка к собственным недостаткам. Желательный образ «Я» у подростков складывается из ценимых ими достоинств других людей и ведет к применению волевого усилия, направленного на саморазвитие.

В старшем подростковом возрасте многие мальчики начинают заниматься саморазвитием у себя необходимых волевых качеств личности. Объектом для подражания для них становятся товарищи, более старшие по возрасту, – юноши и взрослые мужчины. В компаниях с ними подросток принимает участие в делах, требующих проявления воли.

Весьма распространенным среди современных подростков способом развития у себя волевых качеств личности являются занятия видами спорта, связанными с большой физической нагрузкой и риском, такие, где требуются незаурядная сила и мужество. Общая логика развития всех волевых качеств может быть выражена следующим образом: от умения управлять собой, концентрировать усилия, выдерживать и выносить большие нагрузки до способности управлять деятельностью, добиваться в ней высоких результатов. Соответственно этой логике сменяют друг друга и совершенствуются приемы развития волевых качеств. Вначале подросток просто восхищается ими у других людей, по-хорошему завидует тем, кто обладает этими качествами (10–11 лет). Затем подросток заявляет о желании иметь такие качества у себя (11–12 лет) и, наконец, приступает к их самовоспитанию (12–13 лет). Наиболее активным периодом волевого самовоспитания у подростков считается возраст от 13 до 14 лет.

Читайте так же:  Депрессия у мужчины после расставания

В подростковом возрасте происходят существенные процессы, связанные с выбором будущей профессии, с выработкой соответствующих умений и навыков, нужных деловых качеств личности. Поэтому детей данного возраста отличает повышенная познавательная и творческая активность, они всегда стремятся узнать что-то новое, чему-либо научиться, причем делать все по-настоящему, профессионально, как взрослые. Это стимулирует подростков к выходу за пределы обычной школьной учебной программы в развитии своих знаний, умений и навыков. Потребность во всем, что для этого необходимо, подросток удовлетворяет сам, путем самообразования и самообслуживания, нередко с помощью своих друзей, которые увлечены таким же, как и он, делом. Многие подростки сами стараются овладеть различными профессиональными умениями, причем профессионально ориентированное увлечение детей этого возраста может приобрести характер настоящей страсти, когда все остальное для ребенка отходит на второй план и любимому делу он отдает все свое свободное время.

Соотношение самооценки и уровня притязаний и его влияние на личностные особенности Залученова Елена Александровна

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Залученова Елена Александровна. Соотношение самооценки и уровня притязаний и его влияние на личностные особенности : Дис. . канд. психол. наук : 19.00.01 Москва, 1995 187 с. РГБ ОД, 61:95-19/186-4

Содержание к диссертации

1. Самооценка, уровень притязаний и тревож ность: традиции и современные исследования 10 стр

1.1. Самооценка как компонент самосознания и фактор регуляции деятельности 10 стр

1.2. Самооценка и уровень притязаний 28 стр

1.3. Тревожность-черта и ее соотношение с самооценкой и уровнем притязаний 33 стр

2. Соотношение высоты самооценки и уровня притязаний в связи с уровнем тревожности

2.1. Проблема и предположения

2.3. Уровень притязаний и показатель тревожности

2.4. Самооценка и показатель тревожности

2.5. Сопоставление уровня тревожности с высотоЙсамооценки и притязаний 58 стр

3. Соотношение параметров устойчивости и адекватности самооценки и притязаний с уровнем тревожности 73 стр

3.1. Методика 74 стр

3.2. Связь тревожности с устойчивостью самооценки и притязаний 75 стр

3.3. Связь тревожности с адекватностью самооценки и притязаний 81 стр

4. Особенности фрустрационных реакций в связи с соотношением самооценки и уровня притязаний 90 стр

4.1. Методика 91 стр

4.2. Результаты и их обсуждение 92 стр 5.

5. Структура взаимосвязи личностных переменных и соотношение высоты самооценки и притязаний 105 стр

5.1. Методика 108 стр

5.2. Результаты и их обсуждение 111 стр

5.2.1. Анализ структуры взаимосвязи личностных переменных в связи с соотношением

самооценки и уровня притязаний 124 стр

а) Анализ корреляций личностных переменныхгруппы в целом 125 стр

б) Анализ корреляций личностных переменных испытуемых с совпадающими самооценкой

и притязаниями 129 стр

в) Анализ корреляций личностных переменных испытуемых с несовпадающими самооценкой и притязаниями 132 стр

Литература 142 стр

Приложение 162 стр

Введение к работе

В работе рассматривается соотношение одного из аспектов самосознания, самооценки, и уровня притязаний как паттерна це-леполагания с личностной тревожностью, фрустрационными реакциями, особенностями эмоциональности и другими темпераментными характеристиками .

Анализ взаимосвязей самооценки как элемента самосознания позволяет увидеть ту роль, которую этот основополагающий компонент играет в жизни и развитии личности, в процессе ее формирования, в приобретении ею значимых, сущностных характеристик. Самосознание, одной из составляющих которого является оценка субъектом собственных характеристик, имеет центральное значение в психологической жизни человека. «Я» и самосознание как процесс самоотражения являются, с одной стороны, той «реальностью», через которую в каждый момент времени преломляются внешние воздействия, а с другой стороны, что наиболее важно, представляют то активное начало, которое во многом определяет характеристики субъективного пространства, а нередко и собственно реальности, в которой живет и действует субъект, а также то, каким образом субъект действует на пути достижения своих целей, реализации своих наиболее общих и более частных тенденций, на пути самореализации.

Актуальность проблемы. В психологической литературе широко распространенным является представление о том, что самооценка отражается в уровне притязаний, что последний тождественен самооценке субъекта. Уровень притязаний рассматривается как прямой индикатор самооценки [Серебрякова, 1956; Мейли, 1975; Зейгарник, 1981; Резниченко, 1986; Валицкас, Гиппентрейтер, 1989; Арестова с соавт., 1992 и др.], как перспективная самооценка , то есть самооценка будущих достижений [Захарова, 1989], или как мотивационно-оценочный аспект образа «Я» [Кон, 1984]. В отечественной психологии принято считать параметры уровня притязаний характеристиками самооценки. Если авторы не говорят о таком тождестве самооценки и притязаний прямо, они часто подразумевают такой взгляд, он может быть реконструирован на основе приводимых данных, используемых в исследованиях экспериментальных техник, трактовки получаемых результатов. Наряду с этим в психологии сложились и другие точки зрения, при которых уровень притязаний трактуется как паттерн целеполагания, складывающийся в значительной мере в зависимости от структуры и сложности решаемых задач, валентности успеха или неудачи [Escalona, 1940; Festinger,, 1942]. Кроме того в последнее время отмечаются факты и появляются конкретные данные о расхождении между самооценкой и уровнем притязаний. Другими словами, отсутствует единая точка зрения на их соотношение. Решение вопроса о зависимости или автономности самооценки и притязаний представляется в связи с этим весьма актуальной проблемой. Дополнительный интерес представляет вопрос о тождественности или различиях самооценки и уровня притязаний по трем, традиционно выделяемым параметрам, высоте, устойчивости и адекватности.

Каждое из указанных образований традиционно сопоставляется в психологической литературе с устойчивыми личностными характеристиками, именуемыми чертами. Поэтому значительную роль в понимании личностных механизмов играет анализ взаимосвязи самооценки и особенностей процесса целеполагания, проявляющихся в уровне притязаний, их соотношения с личностными чертами. Одной из таких черт является тревожность, которая в литературе связывается как с самооценкой, так и с уровнем притязаний. Поскольку существенной составляющей паттерна притязаний являются переживания не только успеха, но и неудачи, неизбежно вызывающие фрустрацию, возникает вопрос о сопряженности самооценки и притязаний с особенностями фрустрационных реакций. Немаловажно соотношение диады самооценка-притязания с индивидуально-типологическими, темпераментными характеристиками.

Предметом исследования выступили соотношение между параметрами самооценки и уровня притязаний и связь его форм с отдельными личностными и темпераментными чертами. Два варианта соотношения между указанными образованиями, совпадение или несовпадение, сопоставлялись с личностной тревожностью, особенностями фрустрационных реакций, а также особенностями темперамента. Был проведен анализ и объяснение обнаруженных связей.

Объектом исследования явились индивидуально-психологические и личностные характеристики, выявленные у испытуемых на этапе зрелости (18-45 лет), когда большинство личностных структур приобретает полностью развитые формы и характеризуется большой устойчивостью. Такой выбор контингента позволяет установить наиболее существенные и наиболее значимые стороны взаимодействия и взаимовлияния рассматриваемых личностных структур.

В основу исследования были положены следующие гипотезы: самооценка и притязания являются независимыми, а потому различающимися по своим параметрам, образованиями; расхождение между самооценкой и уровнем притязаний может оказывать значимое влияние на другие личностные характеристики, в частности, на тре

вожность и фрустрационные реакции; рассогласование между самооценкой и притязаниями может определяться особенностями темперамента.

Приведенные гипотезы определили ряд задач, на решение которых было направлено данное исследование:

— во-первых, выяснение соотношения самооценки и уровня притязаний по таким традиционно выделяемым параметрам, как высота, устойчивость и адекватность;

— во-вторых, установление связи формы соотношения между самооценкой и притязаниями с личностной тревожностью, а также особенностями фрустрационных реакций;

— в-третьих, выявление зависимости между соотношением самооценки и притязаний и особенностями темперамента.

Методы. Для решения этих задач были использованы экспериментально-психологические методики: уровня притязаний (на материале таблиц Равена), целевого несоответствия (на материале лабиринтов Хекхаузена), выявления самооценки Дембо-Рубинштейн, рисуночного теста фрустрационных реакций Розенцвейга; личностные опросники, а именно: опросник 16PF Кеттелла, опросник личностной тревожности (MAS) Тэйлор, шкала реактивной тревожности из опросника Спилбергера, опросник для оценки характеристик темперамента Русалова, и поведенческая шкала опросника уровня невротизации Хека-Хесс; а также метод клинической беседы.

Надежность и достоверность полученных результатов обеспечивалась применением стандартных, апробированных тестовых и экспериментальных техник, использованием методов статистического анализа для установления различий групп, взаимосвязей переменных и их достоверности.

Положения, выносимые на защиту. Проведенное исследование позволило вынести на защиту следующие положения:

— самооценка и уровень притязаний являются самостоятельными, хотя и связанными личностными образованиями, часто значительно расходящимися по основным традиционно выделяемым параметрам, высоте, устойчивости и адекватности;

— рассогласование между самооценкой и уровнем притязаний по высотному параметру сопряжено с повышением личностной тре-вожности, в то время как рассогласование самооценки и притязаний по двум другим параметрам с таким повышением не связано;

— расхождение высотных параметров самооценки и уровня притязаний по сравнению с их гармоничным соотношением сопровождается пониженной фрустрационной толерантностью, которая проявляется в ситуациях обвинения в отличие от ситуаций препятствия;

— анализ результатов позволил установить, что источником расхождения высотных параметров самооценки и уровня притязаний могут служить особенности темперамента.

Новизна работы. Автор впервые делает предметом рассмотрения соотношение самооценки и уровня притязаний по трем выделяемым в литературе параметрам (высоте, устойчивости и адекватности) и, в отличие от традиционного взгляда, экспериментально и статистически доказывает, что это самостоятельные образования. В работе обнаруживается новая закономерность — рассогласование самооценки и уровня притязаний связано с ростом личностной тревожности и особым характером фрустрационных реакций. Анализируются возможные источники рассогласования самооценки и притязаний, лежащие в области темперамента.

Читайте так же:  Разница в возрасте 14 лет астрология

Методологическую основу работы составили представления об активной роли психического образа, в том числе и образа Я, в возникновении и регулировании деятельности [Зинченко, 1991; Смирнов, 1993 и др.], о зависимости деятельности от образа мира [Леонтьев, 1986], а процессов саморегуляции — от образа Я, самосознания, представление о системной организации различных уровней регуляции деятельности.

Научно-практическая значимость. Исследование решает, с одной стороны, частную научную проблему взаимоотношения самооценки и притязаний, его влияния на личностные механизмы, а с другой стороны, имеет большое научно-теоретическое значение для развития целостного и непротиворечивого представления о структуре личности, для более глубокого и точного понимания личност-но-психологических механизмов.

Наряду с этим, решение перечисленных задач имеет важное методическое значение, поскольку позволяет оценить ранее применявшиеся приемы выявления самооценки.

Научно-практическое значение работы состоит также в том, что она позволяет увидеть новый аспект механизма формирования патопсихологических личностных характеристик и психосоматических нарушений и, тем самым, наметить дополнительные пути устранения и коррекции указанных нарушений.

Самооценка как компонент самосознания и фактор регуляции деятельности

Самосознание, будучи центральным, ядерным моментом в жизни личности, является предметом пристального научного анализа. Первоначально проблемы самосознания разрабатывались в рамках классической философии.

Во второй половине XIX века теория сознания и самосознания, широко разрабатываемая философами, начинает дополняться психологическими исследованиями. При этом формируются как бы два подхода, два взгляда на самосознание. Один, характерный для представителей персоналистической школы, видит в «Я» и самосознании воплощение души и свободной воли, которые открываются лишь путем интроспекции, причем нередко «Я» рассматривается как первопричина всех сознательных действий субъекта, а самосознание полагается основной функцией личности. Другой, детерминистский взгляд, отвергает идею субстанционального, творящего «Я», и предполагает, что действия субъекта порождаются не «Я», а вызываются мыслями и чувствами субъекта.

В первых психологических исследованиях, посвященных анализу «Я» и его становления, одни авторы (Дж.Ст.Милль, Ч.Пирс, В.Вундт) склонны были связывать возникновение «Я», чувства «самости» с памятью о собственных, совершённых действиях, с ассоциацией факта перемещения предметов с движениями собственного тела, со связанностью, последовательностью всех психологических переживаний, особая роль в формировании «Я», чувства «самости» придавалась кинестетическим, двигательным ощущениям. Однако в дальнейшем работы других авторов (Д.М.Болдуина, Ч.Кули, Д.Г.Ми-да) показали, что чувство «самости, «Я» включает не только органические, индивидуальные компоненты, но и социальные, в виде, например, критериев для самооценки, источником которых выступает взаимодействие с другими.

Одним из первых проблему «Я» и связанных с ней вопрсов в психологии поставил У.Джемс [1868]. Рассматривая личность, он описывает ее составные элементы: физическая, социальная и духовная личность; чувства и эмоции, а также поступки, вызываемые ими. Говоря о «Я» и о самооценке, Джемс выделяет два ее вида: самодовольство и недовольство собой. В оценке Джемса «Нормальным возбудителем самочувствия является для человека его благоприятное или неблагоприятное положение в свете, его успех или неуспех. Чувства самодовольства и унижения одного рода, их можно считать первичными видами эмоций, наряду, например, с гневом и болью» [Джемс, 1898,с. 139].

С того момента, когда вопросы самосознания впервые были подняты в психологии, сложились различные, подчас ее противоположные трактовки. «Я» может рассматриваться либо как субъект, сознания и деятельности, либо как объект отражения. Одни склонны видеть в «Я» некую реальность, в то время как другие скорее видят его как некий конструкт, возникающий в результате мыслми-тельных построений исследователя; «Я» может выступать как системное целое или как совокупность элементов; в одних работах «Я» рассматривается как структура, в других — как процесс; как интраиндивидуальное, присущее личности свойств, либо в нем выделяются именно межличностные составляющие, порождаемые взаимодействием с другими.

Различные психологические школы по-разному интерпретируют «Я». Так, для представителей бихевиоризма «Я» выступает в качестве, естественно, поведенческой категории, причем обнаружить проявления «Я» и его свойства можно только в деятельности и поступках. Для представителей психоанализа и сходных направлений «Я» выступает как некий мотивационный феномен. Представители когнитивной ориентации рассматривают «Я» как когнитивную схему, с помощью которой субъект перерабатывает информацию о себе. Интеракционисты рассматривают «Я» как результат взаимодействия и коммуникаций и как медиатор этих процессов. Представителям экзистенциальной психологии сущность «Я» видится в процессах самореализации, самоактуализации, в актах творчества. Решение проблемы самосознания, его природы и функций, является существенной составляющей большинства теоретических направлений и школ психологии.

Уровень притязаний и показатель тревожности

Для определения уровня самооценки использовался вариант методики Дембо-Рубинштейн [Бороздина, Видинска, 1986; Рубинштейн, 1970]. Испытуемым предъявлялся набор шкал в виде буклета бланков с изображением вертикальной линии постоянной длины 12 см. Они самостоятельно заполняли шкалы, то есть находили и отмечали свою позицию в континууме людей, представленном в виде прямолинейной оси, вслед за чем проводился сеанс клинической беседы, целью которой было уточнение позиций испытуемых. В беседе участники эксперимента отвечали на ряд вопросов: они более или менее подробно поясняли свои точки отсчета, то есть описывали максимум и минимум каждой шкалы, кроме того, оценивали значимость той или иной характеристики, степень удовлетворенности своей позицией на той или иной шкале, аргументировали свою позицию, то есть давали некоторые содержательные, объективные доводы в пользу той или иной самооценки. Нередко в ходе беседы испытуемые несколько сдвигали свои отметки на шкалах, в случае, если их доводы представлялись существенными, принималась их вторая отметка на шкале. Материалы клинической беседы использовались при обработке данных, позволяя в пограничных случаях более точно отнести испытуемых к той или иной группе. Помимо четырех основных шкал [Рубинштейн, 1970] участникам эксперимента предлагалось несколько дополнительных: профессиональные знания и умения, профессиональная продуктивность, будущее и т.п., вводившихся с учетом контингента испытуемых (эксперимент проводился в учебных и трудовых коллективах).

Уровень притязаний исследовался по методике Хоппе-Юкнат [Jucknat, 1937],стимульным материалом в ней служили матрицы Ра-вена [ Блейхер, 1976]. Проба на уровень притязаний строилась как тест интеллекта. На примере самой простой задачи (А1) испытуемым пояснялся способ работы со стимульным материалом. Затем, в соответствии с инструкцией, они самостоятельно выбирали предпочтительный для них в каждой пробе уровень сложности задач с помощью разложенных перед ними карточек с указанием этих уровней. После выбора испытуемому предъявлялась задача и давалась команда к началу работы. После того, как «время истекало» или раньше испытуемый называл ответ, который оценивался экспериментатором как верный или неверный. В ходе исследования мы старались избегать ложных «успехов» или «неуспехов», поскольку фальсификация результатов легко могла быть обнаружена испытуемыми. В целях создания успеха или неуспеха в ходе эксперимента использовалось не очень большое уменьшение или увеличение времени, отводимого на решение задач. Кроме того для получения неуспеха участникам эксперимента предъявлялись задачи из серии «Е», которые являются наиболее сложными, а для создания «успеха» — из серии «С». Нужно отметить, что в исследовании довольно редко использовались серии «А» и «В» в силу достаточно высокого интеллектуального уровня рассматриваемой выборки. Следует отметить, что испытуемые нередко в случае неуспеха спрашивали о правильных ответах. Для того, чтобы не сглаживать переживание неуспеха, ответы на эти вопросы откладывались до окончания экспериментальной процедуры, когда возвращение к неправильно решенным задачам осуществлялось лишь в случае повторной просьбы испытуемого. В ходе исследования регистрировались выбираемые испытуемыми уровни сложности, номера решаемых задач, успешность или неуспешность решения. Кроме того, в протоколе фиксировалась вербальная продукция испытуемых в ходе эксперимента, особенности поведения или эмоциональные реакции. Всего испытуемые должны были выбрать и решить 10-11 задач, о чем они предупреждались в самом начале исследования. Им объяснялось, что задачи усложняются по мере повышения их уровня, что на каждый уровень сложности имеется несколько вариантов задач (что позволяет материал таблиц Равена) и что поэтому их выбор в каждой пробе ничем не ограничивается.

Связь тревожности с устойчивостью самооценки и притязаний

Обратимся к данным, касающимся связи тревожности с устойчивостью двух личностных конструктов. Критерием устойчивости самооценки являлось стабильное расположение отметок самооценки в двух пробах по 2/3 шкал. Критерием устойчивости уровня притязаний являлось, как и в ранее рассмотренном случае, отсутствие в нем повторяющихся резких изменений зоны выбора величиной бо- с лее чем в 3 ступени сложности.

На основе устойчивости самооценки 27 испытуемых разделились на 2 группы (см. таблицу 3-1).

В группу с устойчивой самооценкой вошел 21 человек, средний показатель тревожности по группе составил 21.8 балла, причем показатели тревожности у испытуемых данной группы были очень разными, как низкими (7 баллов), так и крайне высокими (36 баллов).

Группа испытуемых с неустойчивой самооценкой оказалась меньше, в нее вошло всего б человек. Такая малочисленность этой группы вполне естественна, так как возраст испытуемых, соответствующий зрелости личности, обусловливает наличие у человека устойчивой системы оценивания самого себя. Средний показатель тревожности по группе составил 24.4 балла, причем разброс в данной группе также был довольно велик: от 12.5 до 37 баллов.

Различие между математическими ожиданиями показателей тревожности групп испытуемых с устойчивой и неустойчивой самооценкой по t-критерию (по критерию jf2″» для всех рассматриваемых вы — 77 борок нормальное приближение является допустимым) оказалось статистически незначимым (t = 0.5, f = 25). То есть статистически значимая связь между тревожностью и изолированным параметром устойчивости самооценки для данной выборки не обнаружена. Те же 27 испытуемых по признаку устойчивости уровня притязаний так же были разделены на 2 группы (см. таблицу 3-2).

Группу с устойчивыми притязаниями составили 23 человека, неустойчивые притязания оказались лишь у четверых, что отражает характерную для лиц рассматриваемого возраста тенденцию к более стабильному способу формирования целей деятельности.