Меню

Взаимодействие с семьей по вопросам охраны здоровья детей

Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей

Главной задачей государственной политики и современного общества является сохранение и укрепление здоровья населения. От здоровья зависит многое, если не сказать – Всё!

Всем хорошо известна печальная статистика состояния здоровья детей в стране. Данные свидетельствуют: в детский сад приходят дети с плохим здоровьем уже в раннем возрасте. И к моменту поступления в школу отмечается тенденция роста хронической заболеваемости детей.

Падение уровня жизни, социальные потрясения, ухудшения общедоступной медицинской помощи, отмечаемые в последнее время, подтвердила и работавшая в нашем городе комиссия (о множестве недостатков в нашем здравоохранении информация представлена в газете «Зеленый Дол» от 12.08.2010 г.). Всё это не дает основания ожидать позитивных сдвигов, если не будут приняты радикальные меры по охране здоровья детей. И, конечно, мы не можем оставаться равнодушными и стоять в стороне.

Поэтому уже не первый год наш коллектив работает над этой проблемой. «Растим здорового ребенка!» – таков девиз нашего детского сада. У нас воспитанники получают полноценный уход, рациональное питание, систематический контроль за развитием и здоровьем, теплое, сердечное отношение обслуживающего персонала, обеспечивающие положительную эмоциональную настроенность ребенка к оздоровительным и воспитательным воздействиям (см. Приложение).

Для эффективной организации оздоровительной работы была поставлена задача – объединить усилия сотрудников и родителей. Сотрудничество педагогов и семьи позволяет лучше узнать ребенка, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, достичь преемственности по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.

Взаимодействие с семьей охватывает все уровни управления детского сада:

  • заведующий;
  • медико-психологическая служба, старший воспитатель, завхоз;
  • педагоги, специалисты дополнительного образования;
  • коллектив родителей;
  • детский коллектив.

Совместно с администрацией, педагогами, и родителями разработана комплексная система воспитания ребенка-дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства, которая получила название «Школа здоровья». Она включает в себя 4 основных направления:

  • обеспечение психологического благополучия;
  • охрана и укрепление здоровья детей;
  • духовное здоровье;
  • нравственное здоровье, приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям.

Продумана преемственность в работе специалистов, воспитателей и родителей.

Вся работа строится на основе анализа заболеваемости в предыдущие годы, диагностических данных о состоянии здоровья детей, об уровне их физического развития, данных о семьях.

Проведены анкетирование и опросы: «Давайте познакомимся», «Ваш ребенок», «Какие мы родители?», «Стиль воспитания ребенка в семье», «Сохранение и укрепление здоровья ребенка в семье». Цель – выявление знаний и умений в области здорового образа жизни, организации питания и двигательной активности детей, выполнения режимных моментов в семье. Было отмечено, что в некоторых семьях не создавались необходимые условия по выполнению режима дня, закаливанию, питанию.

С целью изучения использования закаливания в семьях так же проведено анкетирование родителей.

Мы отметили, что информацию и конкретные рекомендации по проведению закаливания с детьми 62,3% родителей получили в поликлинике, 12% – при чтении специальной литературы, и только 25,7% – в детском саду.

Сравнили данные о применении закаливающих процедур с детьми до 3 лет до их поступления в детский сад: доля родителей, принимающих активное участие в закаливании своих детей, возрастает после поступления в ДОУ. Но родители использовали наименее трудоемкие процедуры, такие, как прогулки, хождение босиком по полу, полоскание горла. На вопрос о том, какие причины мешают родителям специальное закаливание ребенка постоянно, были получены следующие ответы: лень, занятость, отсутствие условий, индивидуальных рекомендаций.

Большинство родителей знали о роли физических упражнений в развитии ребенка, однако не умели правильно организовать подвижные игры, утреннюю гимнастику, не имели физкультурных уголков в домашних условиях.

При взаимодействии с семьями воспитанников основной целью стало педагогическое и правовое просвещение родителей и вовлечение их в образовательно-воспитательный процесс, при чем с момента поступления ребенка в дошкольное учреждение.

Одной из важных форм осуществления контакта с родителями является индивидуальная работа. Изучая семьи, беседуя с родителями, педагог получает информацию об особенностях физического и психического развития ребенка, питания, режима, досуга в домашних условиях. Используются индивидуальные консультации и беседы с родителями, дети которых имеют какие-либо отклонения в здоровье («Детская гиперактивность», «Особенный ребенок», «Прогоним детские страхи», «Левша в мире праворуких» и др.)

Полученный материал мы обобщаем, что позволяет нам в дальнейшем организовать беседы по группам.

Подгрупповые беседы в «Школе здоровья» проводят воспитатели и педагог-психолог, старшая медсестра. Приглашаются родители из одной семьи (т.е. мама, папа, бабушка, дедушка), либо разные семьи, но с одинаковыми проблемами. В беседах поднимаются темы: «Мать – воспитательница» (для неполных семей), «Кризисные ситуации в жизни ребёнка и его семьи», «Алкоголь в семье», «Опасная зависимость» и др.

Родительские собрания, конференции с приглашением ведущих врачей- специалистов города (педиатр, стоматолог, психоневролог), а так же, семинары-практикумы, консультации, проводимые медсестрой, педагогом-психологом, воспитателями ДОУ помогают родителям решить проблемы со здоровьем детей, вооружить их теоретическими знаниями и практическими умениями.

Пропаганда здорового образа жизни, необходимость выполнения общегигиенических требований, рационального режима дня, полноценного сбалансированного питания, закаливания, воздушного и температурного режима – такие темы постоянно затрагиваются при встречах с родителями.

На конференции «Физкультура и здоровье» родители познакомились с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Вниманию присутствующих были представлены презентация нетрадиционных оздоровительных методик (приемы релаксации, точечного массажа, упражнения для снятия зрительного утомления), физкультурного оборудования – «Домашний уголок для занятий физкультурой». А выступления из опыта семейного воспитания Тагировых, Никитиных, Куликовых «Наша спортивная семья» вызвала живой отклик среди присутствующих. Результатом стало знакомство родителей воспитанников с новыми формами и методами физического воспитания в семье. Благодаря проведенной работе, многие дошкольники стали посещать спортивные секции и часто занимают призовые места на городских и республиканских соревнованиях.

Семинары-практикумы на темы здоровья стали традицией в нашем детском саду. Так на одном из них «Роль закаливании в развитии детей» был представлен практический и наглядный материал по знакомству с методикой закаливания по каждому возрасту. А обмен знаниями и умениями среди родителей помог выявить положительный опыт закаливания (система П.К.Иванова, дыхательная гимнастика Стрельниковой, В.Травинки) в конкретных семьях. Многие поделились системой своего оздоровления, оценили её результативность.

Провели обучение родителей самостоятельному проведению утренней гимнастики, подвижных игр в помещении и на улице; познакомили с содержанием физических упражнений через практические действия детей и одновременно продемонстрировали методику воздействия на них, побуждения.

Практикуем приглашение родителей на различные занятия, включая физкультурные, совместное участие взрослых и детей в проведении соревнований, подвижных игр и эстафет под руководством педагогов и специалистов. Привлекаем к участию в семейных встречах не только родителей, но и бабушек, дедушек, старших или младших братье и сестер.

Информационные источники в уголке для родителей, фотостенды, буклеты, памятки-инструкции, альбомы содержат рекомендации в период адаптации ребенка в ДОУ, по профилактике различных заболеваний, дорожного травматизма, отравления грибами, советы по организации питания и досуга ребенка в домашних условиях.

Разработаны рекомендации для родителей по оздоровлению детей в семье, в период их подготовки к поступлению в школу и на начальном этапе обучения.

Практикуется обеспечение родителей методической литературой и рекомендациями по волнующим темам.

По совместно выработанной программе оздоровления родители обеспечивают учреждение шиповником, лекарственными растениями, настоем элеутерококка, интерфероном, оксолиновой мазью (по рекомендациям врача); принимают участие в изготовлении принадлежностей для закаливания (варежки для сухого растирания), нестандартного оборудования для занятия физкультурой в группе и на спортивной площадке.

Показателями эффективности взаимодействия ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей стало:

  1. Обеспечение психологического благополучия ребенка в ДОУ и в семье.
  2. Коррекция ранних отклонений в состоянии здоровья детей (с участием родителей). Профилактика ранних заболеваний.
  3. Формирование у детей и родителей интереса к физической культуре. Привлечение внимания к здоровому образу жизни.
  4. Обеспечение повышения стрессоустойчивости и сохранения здоровья ребенка при переходе из одних социально-педагогических условий в другие.
  5. Обеспечение профилактики детского травматизма.
  6. И как следствие – укрепление здоровья детей, снижение уровня заболеваемости.

Очень радует коллектив ДОУ и, конечно родителей, что за последние годы у наших воспитанников все реже выявляются нарушения осанки, плоскостопие, хронические заболевания верхних дыхательных путей. А такие диагнозы, как анемия, дефицит веса уже в течение первого года посещения ДОУ снимаются врачами.

Мы планируем продолжать своё сотрудничество с семьями воспитанников по вопросам охраны и укрепления здоровья детей, и будем искать все новые пути взаимодействия.

Datalife Engine Demo

Главной задачей государственной политики и современного общества является сохранение и укрепление здоровья населения. От здоровья зависит многое, если не сказать – Всё!

Читайте так же:  Нод ориентировка во времени детей дошкольного возраста

Всем хорошо известна печальная статистика состояния здоровья детей в стране. Данные свидетельствуют: в детский сад приходят дети с плохим здоровьем уже в раннем возрасте. И к моменту поступления в школу отмечается тенденция роста хронической заболеваемости детей.

Падение уровня жизни, социальные потрясения, ухудшения общедоступной медицинской помощи, отмечаемые в последнее время, подтвердила и работавшая в нашем городе комиссия (о множестве недостатков в нашем здравоохранении информация представлена в газете «Зеленый Дол» от 12.08.2010 г.). Всё это не дает основания ожидать позитивных сдвигов, если не будут приняты радикальные меры по охране здоровья детей. И, конечно, мы не можем оставаться равнодушными и стоять в стороне.

Поэтому уже не первый год наш коллектив работает над этой проблемой. «Растим здорового ребенка!» – таков девиз нашего детского сада. У нас воспитанники получают полноценный уход, рациональное питание, систематический контроль за развитием и здоровьем, теплое, сердечное отношение обслуживающего персонала, обеспечивающие положительную эмоциональную настроенность ребенка к оздоровительным и воспитательным воздействиям (см. Приложение).

Для эффективной организации оздоровительной работы была поставлена задача – объединить усилия сотрудников и родителей. Сотрудничество педагогов и семьи позволяет лучше узнать ребенка, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, достичь преемственности по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.

Взаимодействие с семьей охватывает все уровни управления детского сада:

  • заведующий;
  • медико-психологическая служба, старший воспитатель, завхоз;
  • педагоги, специалисты дополнительного образования;
  • коллектив родителей;
  • детский коллектив.

Совместно с администрацией, педагогами, и родителями разработана комплексная система воспитания ребенка-дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства, которая получила название «Школа здоровья». Она включает в себя 4 основных направления:

  • обеспечение психологического благополучия;
  • охрана и укрепление здоровья детей;
  • духовное здоровье;
  • нравственное здоровье, приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям.

Продумана преемственность в работе специалистов, воспитателей и родителей.

Вся работа строится на основе анализа заболеваемости в предыдущие годы, диагностических данных о состоянии здоровья детей, об уровне их физического развития, данных о семьях.

Проведены анкетирование и опросы: «Давайте познакомимся», «Ваш ребенок», «Какие мы родители?», «Стиль воспитания ребенка в семье», «Сохранение и укрепление здоровья ребенка в семье». Цель – выявление знаний и умений в области здорового образа жизни, организации питания и двигательной активности детей, выполнения режимных моментов в семье. Было отмечено, что в некоторых семьях не создавались необходимые условия по выполнению режима дня, закаливанию, питанию.

С целью изучения использования закаливания в семьях так же проведено анкетирование родителей.

Мы отметили, что информацию и конкретные рекомендации по проведению закаливания с детьми 62,3% родителей получили в поликлинике, 12% – при чтении специальной литературы, и только 25,7% – в детском саду.

Сравнили данные о применении закаливающих процедур с детьми до 3 лет до их поступления в детский сад: доля родителей, принимающих активное участие в закаливании своих детей, возрастает после поступления в ДОУ. Но родители использовали наименее трудоемкие процедуры, такие, как прогулки, хождение босиком по полу, полоскание горла. На вопрос о том, какие причины мешают родителям специальное закаливание ребенка постоянно, были получены следующие ответы: лень, занятость, отсутствие условий, индивидуальных рекомендаций.

Большинство родителей знали о роли физических упражнений в развитии ребенка, однако не умели правильно организовать подвижные игры, утреннюю гимнастику, не имели физкультурных уголков в домашних условиях.

При взаимодействии с семьями воспитанников основной целью стало педагогическое и правовое просвещение родителей и вовлечение их в образовательно-воспитательный процесс, при чем с момента поступления ребенка в дошкольное учреждение.

Одной из важных форм осуществления контакта с родителями является индивидуальная работа. Изучая семьи, беседуя с родителями, педагог получает информацию об особенностях физического и психического развития ребенка, питания, режима, досуга в домашних условиях. Используются индивидуальные консультации и беседы с родителями, дети которых имеют какие-либо отклонения в здоровье («Детская гиперактивность», «Особенный ребенок», «Прогоним детские страхи», «Левша в мире праворуких» и др.)

Полученный материал мы обобщаем, что позволяет нам в дальнейшем организовать беседы по группам.

Подгрупповые беседы в «Школе здоровья» проводят воспитатели и педагог-психолог, старшая медсестра. Приглашаются родители из одной семьи (т.е. мама, папа, бабушка, дедушка), либо разные семьи, но с одинаковыми проблемами. В беседах поднимаются темы: «Мать – воспитательница» (для неполных семей), «Кризисные ситуации в жизни ребёнка и его семьи», «Алкоголь в семье», «Опасная зависимость» и др.

Родительские собрания, конференции с приглашением ведущих врачей- специалистов города (педиатр, стоматолог, психоневролог), а так же, семинары-практикумы, консультации, проводимые медсестрой, педагогом-психологом, воспитателями ДОУ помогают родителям решить проблемы со здоровьем детей, вооружить их теоретическими знаниями и практическими умениями.

Пропаганда здорового образа жизни, необходимость выполнения общегигиенических требований, рационального режима дня, полноценного сбалансированного питания, закаливания, воздушного и температурного режима – такие темы постоянно затрагиваются при встречах с родителями.

На конференции «Физкультура и здоровье» родители познакомились с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Вниманию присутствующих были представлены презентация нетрадиционных оздоровительных методик (приемы релаксации, точечного массажа, упражнения для снятия зрительного утомления), физкультурного оборудования – «Домашний уголок для занятий физкультурой». А выступления из опыта семейного воспитания Тагировых, Никитиных, Куликовых «Наша спортивная семья» вызвала живой отклик среди присутствующих. Результатом стало знакомство родителей воспитанников с новыми формами и методами физического воспитания в семье. Благодаря проведенной работе, многие дошкольники стали посещать спортивные секции и часто занимают призовые места на городских и республиканских соревнованиях.

Семинары-практикумы на темы здоровья стали традицией в нашем детском саду. Так на одном из них «Роль закаливании в развитии детей» был представлен практический и наглядный материал по знакомству с методикой закаливания по каждому возрасту. А обмен знаниями и умениями среди родителей помог выявить положительный опыт закаливания (система П.К.Иванова, дыхательная гимнастика Стрельниковой, В.Травинки) в конкретных семьях. Многие поделились системой своего оздоровления, оценили её результативность.

Провели обучение родителей самостоятельному проведению утренней гимнастики, подвижных игр в помещении и на улице; познакомили с содержанием физических упражнений через практические действия детей и одновременно продемонстрировали методику воздействия на них, побуждения.

Практикуем приглашение родителей на различные занятия, включая физкультурные, совместное участие взрослых и детей в проведении соревнований, подвижных игр и эстафет под руководством педагогов и специалистов. Привлекаем к участию в семейных встречах не только родителей, но и бабушек, дедушек, старших или младших братье и сестер.

Информационные источники в уголке для родителей, фотостенды, буклеты, памятки-инструкции, альбомы содержат рекомендации в период адаптации ребенка в ДОУ, по профилактике различных заболеваний, дорожного травматизма, отравления грибами, советы по организации питания и досуга ребенка в домашних условиях.

Разработаны рекомендации для родителей по оздоровлению детей в семье, в период их подготовки к поступлению в школу и на начальном этапе обучения.

Практикуется обеспечение родителей методической литературой и рекомендациями по волнующим темам.

По совместно выработанной программе оздоровления родители обеспечивают учреждение шиповником, лекарственными растениями, настоем элеутерококка, интерфероном, оксолиновой мазью (по рекомендациям врача); принимают участие в изготовлении принадлежностей для закаливания (варежки для сухого растирания), нестандартного оборудования для занятия физкультурой в группе и на спортивной площадке.

Показателями эффективности взаимодействия ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей стало:

  1. Обеспечение психологического благополучия ребенка в ДОУ и в семье.
  2. Коррекция ранних отклонений в состоянии здоровья детей (с участием родителей). Профилактика ранних заболеваний.
  3. Формирование у детей и родителей интереса к физической культуре. Привлечение внимания к здоровому образу жизни.
  4. Обеспечение повышения стрессоустойчивости и сохранения здоровья ребенка при переходе из одних социально-педагогических условий в другие.
  5. Обеспечение профилактики детского травматизма.
  6. И как следствие – укрепление здоровья детей, снижение уровня заболеваемости.

Очень радует коллектив ДОУ и, конечно родителей, что за последние годы у наших воспитанников все реже выявляются нарушения осанки, плоскостопие, хронические заболевания верхних дыхательных путей. А такие диагнозы, как анемия, дефицит веса уже в течение первого года посещения ДОУ снимаются врачами.

Мы планируем продолжать своё сотрудничество с семьями воспитанников по вопросам охраны и укрепления здоровья детей, и будем искать все новые пути взаимодействия.

Ещё конспекты занятий в детском саду:
Родительское собрание в 1-й младшей группе на тему «Книжки для малышей»
Готовность детей к школе
Лучшая цветущая площадка детского сада
Психолого-педагогические предпосылки успешной адаптации детей к условиям современной школы
Проект: «Ступеньки радости»
Организация и планирование работы психолога в детском саду
| взаимодействие | взаимодействие органов | доу | программы доу | семьей | молодая семья | вопросам | квартирный вопрос | охраны | охрана труда | укрепления | укрепление волос | здоровья | центр здоровья | детей | дитя | детский | детский сад | Страничка психолога | Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей Детский сад

«Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам укрепления физического здоровья детей по ФГОС ДО» из опыта работы

Юлия Бутова
«Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам укрепления физического здоровья детей по ФГОС ДО» из опыта работы

Читайте так же:  Влияние современных технологий на развитие ребенка

Новые требования к образованию детей дошкольного возраста продиктованы Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО, направленным на изучение интересов и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Современные дети — дошкольники не такие, какими были 10-20 лет назад. По данным Научного центра здоровья детей РАМН, здоровье подрастающего поколения ухудшилось примерно на 17-20%. Отмечаются проблемы в социально-нравственном здоровье детей. Все это негативно сказывается на физическом, психическом, психологическом здоровье подрастающего поколения, его духовно-нравственном воспитании.

В наше «современное» время дети не всегда общаются со своими сверстниками, играют в дворовые и народные игры, недостаточно вниманию получают от родителей в связи с их занятостью на работе, вместе с тем много времени проводят за компьютерными играми, просмотром теле- и видеофильмов, что способствует ограничению двигательной активности.

В условиях гиподинамии и разобщенности с родителями и сверстниками происходит ухудшение физического и психического здоровья ребенка. Вот почему так важно каждому ребенку обеспечить особое внимание и заботу о сохранении и укреплении его здоровья.

Семья во все времена являлась основным институтом, который ответствен за развитие и воспитание ребенка. В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед ДОО поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие как во внутреннем образовательном пространстве, так и во внешнем, т. е. социальном. К внутреннему пространству относится сотрудничество воспитанников, родителей и педагогов ДОО. Внешнее пространство подразумевает партнерство с государством, с культурными центрами, медицинскими учреждениями, со спортивными и общественными организациями, обеспечивающее целостное и гармоничное развитие дошкольника.

«Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоциональное благополучие)» — одна из важнейших задач, изложенных в ФГОС ДО. Возникает необходимость совершенствования подходов к взаимодействию ДОО с семьей. Основная цель деятельности по взаимодействию с семьей образовательных учреждений — обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи, повышение компетентности взрослых в области физического развития.

Развитие партнерских отношений педагогов с родителями осуществлялось в три этапа:

Первый этап посвящен изучению особенностей взаимодействия педагогов и родителей и состояния здоровья и физического развития детей. Комплексный мониторинг в форме психологических тестов, анкет, опросников и бесед позволяет получить информацию об индивидуальных особенностях каждой семьи.

На втором этапе обеспечивается повышение компетентности родителей и педагогов в вопросах физического воспитания и здоровья детей. Его содержание построено на основе тематического плана и включает традиционные и нетрадиционные формы работы с педагогами и родителями. Родительские собрания, беседы, консультации, семинары-практикумы направленны на знакомство с программой формирования основ физической культуры и культуры здоровья дошкольников. Наряду с этим проводятся фотоотчеты спортивной жизни семьи и детского сада, дни открытых дверей, организация вечеров вопросов и ответов, конкурсы для родителей и детей.

Третий этап начинается с анализа эффективности проводимых форм взаимодействия, сравнения уровней психолого-педагогической компетентности взрослых в вопросах физического воспитания, оздоровления и развития детей.

Целенаправленная система взаимодействия семьи и детского сада по вопросам укрепления физического и психического здоровья детей позволяет сформировать основы физической культуры и культуры здоровья дошкольников, подготовить их к школьной жизни, а также будет способствовать самореализации родительского потенциала.

Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на организацию совместной деятельности инструктора по физической культуре, воспитателей и родителей по физическому развитию детей дошкольного возраста в семье и ДОО.

В нашем ДОУ организуются разные формы физкультурного досуга с привлечением семей. Традиционными стали дни открытых детей, круглые столы по вопросам физического развития детей.

Инструктор по физической культуре разрабатывает сценарии физкультурных праздников и досугов и организует их совместно с воспитателем группы и родителями. Изучает семейный опыт по формированию ЗОЖ, проводит консультации, обучающие занятия для родителей, направленные на овладение здоровьеформирующими технологиями.

Родители, в сою очередь, получают рекомендации от инструктора по физической культуре и воспитателей группы проводить с детьми спортивные игры и упражнения, получают консультации от педагогов. Участвуют в различных физкультурно-оздоровительных мероприятиях, организуемых с целью развития у детей мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Делятся спортивным опытом и своими достижениями. Знакомятся с содержанием дополнительного образования и совместно с ребенком выбирают определенное направление, учитывая его интересы и функциональные возможности.

Использование разнообразных форм работы дает определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками и помощниками инструктора по физкультуре, создается атмосфера сотрудничества, что является положительным результатом по взаимодействию, наблюдается повышение уровня заинтересованности родителей проблемой физического развития и оздоровления детей.

Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.

Осипова Светлана
Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагогов. В практике дошкольного учреждения чаще всего сами педагоги берут на себя все заботы по воспитанию и обучению детей, исключая участие в этом процессе родителей, что, прежде всего, именно родители должны проявить заинтересованность и инициативу в общении с воспитателями и специалистами.

Преобладающая часть родителей не имеют педагогического образования, специальных знаний в сфере воспитания детей, но многие современные родители бывают хорошо подкованы в теоретических вопросах педагогики и психологии. Наладить контакт с родителями, заслужить авторитет в их глазах как профессионала, к которому прислушиваются, донести необходимые рекомендации – все это особенно трудно осваивать на практике.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет основные принципы дошкольного образования, среди которых обозначен принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, сотрудничество с семьей. Одна из поставленных перед дошкольными учреждениями задач – это задача обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребёнка. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребёнка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания.

Семья и детский сад – это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе. В любые времена педагоги работали с семьей своего воспитанника, ища поддержку и понимание проблем ребенка для всестороннего развития гармонически развитой и здоровой личности. Однако, родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Для формирования позиции сотрудничества педагогов с детьми и их родителями необходимо создание единого пространства развития ребенка, которое должны поддерживать и детский сад и семья.

Чтобы выстроить эффективное общение педагогов и родителей важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нужд семьи, быть в курсе последних достижений науки. Общение будет успешно, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторонах темах, если каждая их них в процессе общения обогащает свой информационный багаж. Важным условием является создание моделей «воспитатель — родитель», «воспитатель — психолог — родитель». Особая форма общения в этих моделях доверительно-деловой контакт.

В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи используются разнообразные формы работы: открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы с родителями — общие и групповые родительские собрания; консультации; занятия с участием родителей; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; Дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов; совместное создание предметно – развивающей среды; работа с родительским комитетом группы; тренинги;

родительские гостиные; почта Доверия, анкетирование. В уголках специалистов размещена информация практической направленности, приводятся интересные факты, даются рекомендации учителя-логопеда, педагога-психолога, физкультурного и музыкального работников.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок, целиком и полностью зависит от взрослых, и они, бесспорно, несут ответственность за счастье и здоровье детей. Здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от уровня развития здравоохранения, санитарной грамотности и экологической ситуации в стране. Здоровье ребенка должно оцениваться в единстве с окружающей средой и адаптационными возможностями организма. Поэтому работу по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей без сомнения, должны осуществлять семья и дошкольное учреждение.

Читайте так же:  Можно ли давать сливки ребенку в год

Первая школа воспитания — это семья. Родители являются первыми педагогами своего ребенка. В условиях семьи формируется эмоционально-нравственный опыт, определяется уровень содержание эмоционального и социального развития ребенка Доказано, что состояние здоровья родителей — один из ведущих факторов, оказывающих непосредственное воздействие на здоровье ребенка. Это воздействие не только чисто биологическое (наследственное, но и проявляется опосредованно через систему условий, характеризующих образ жизни матери и отца, их установку на здоровье, степень медицинской активности. Профилактическая активность людей, определяющаяся осознанием здоровья как ценности и наличием целенаправленных действий по его поддержанию и укреплению, в настоящее время становится важным фактором, влияющим на здоровье населения, в первую очередь детского. Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину им ставятся как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье. Поэтому так важно помочь родителям понять, что на развитие личности ребенка оказывают влияние очень многие факторы, и воспитание не должно идти стихийным путем.

На сегодняшний день проблема взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам здоровья детей — одна из самых актуальных. Семье нужны поддержка и сопровождение.

Для успешной работы с родителями педагоги ежегодно проводят исследование семей воспитанников, используя такие методы, как анкетирование, беседы с родителями и детьми, наблюдения за детьми, тестирование, посещение на дому и др.

Для сознательного участия родителей и педагогов ДОУ в оздоровлении ребенка необходимы специальные знания. Причины частых заболеваний у детей, профилактика заболеваний, уход за больным ребенком, первая помощь и предупреждение осложнений — все эти вопросы рассматриваются на родительских собраниях, круглых столах. На такие мероприятия приглашаются медицинские работники детского сада и детской поликлиники (врачи-педиатры, узкие специалисты). Кроме того, родители знакомятся с результатами диагностики состояния здоровья детей, их психомоторного развития, содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, делятся своим положительным опытом семейного воспитания, рассказывают о семейных традициях, которые помогают укреплению здоровья семьи. В понятие «семейные традиции» входит понятие «образ жизни». Многие болезни и проблемы коренятся именно в нём. Например, острая проблема современности — алкоголизм и наркомания.

Необходимо, чтобы воспитывающие взрослые постоянно сообщали друг другу о разнообразных фактах из жизни детей в детском саду и семье, о состоянии каждого ребенка (его самочувствие, настроении, о развитии детско-взрослых (в ом числе детско-родительских) отношений.

Такое информирование происходит при непосредственном общении (в ходе бесед, консультаций, на собраниях, конференциях) либо опосредованно, при получении информации из различных источников: стендов, газет, журналов, семейных календарей, интернет-сайтов. Следует отметить, что стендовая информация вызывает у родителей больше интереса, если они принимают участие в ее подготовке, а также если она отвечает информационным запросам семьи, хорошо структурирована и эстетически оформлена.

Наряду с коллективными формами организации широко используются индивидуальные и подгрупповые беседы, устные журналы. Обучение родителей лечебно-оздоровительной работе в условиях семьи проводят специалисты ДОУ: медсестра, инструктор по физкультуре, педагог-психолог. Даются практические советы, рекомендуется медицинская и педагогическая литература.

Один из действенных методов в данном направлении — применение наглядной агитации. В каждой группе имеется уголок здоровья, где помешается информация для родителей о лечебно-профилактических мероприятиях, проводимых в дошкольном учреждении. Имеются так называемые «копилки здоровья», в которых собран материал о нетрадиционных методах оздоровления, материал, пропагандирующий здоровый образ жизни. Эта информация собирается не только медиками и педагогами, но и самими родителями. Проводятся консультации, лектории, семинары, организуются практические занятия. Темы самые разнообразные: «Если ребенок боится стоматолога», «Алкоголь и потомство», «Профилактические прививки — защита от инфекционных болезней», «О здоровье всерьез», «Профилактика детского травматизма», «Формируем потребность в здоровом образе жизни» и др.

Родители приглашаются на дни и недели здоровья. Мамы и папы не только наблюдают, но и становятся активными участниками развлечений, различных игр, спортивных праздников: «Вместе с мамою вдвоем все препятствия пройдем», «Папы могут все на свете», «Папа, мама, я — спортивная семья», «Межпланетные олимпийские семейные игры», «Дружная семейка».

Воспитатели вместе с родителями оформляют стенгазеты и выставки рисунков на темы: «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья», «В здоровом теле — здоровый дух», «В стране здоровья», «Активный отдых нашей семьи» и др. Родители принимают участие в конкурсе сочинений «Наша семья — за здоровый образ жизни», в которых рассказывают о том, как отдыхают, отмечают праздники, выходные дни, какие игры проводят с детьми, какие спортивные мероприятия посещают, какие детско-родительские отношения присутствуют в семье. Затем проводятся выставки этих сочинений, ведь каждая семья проявляет творчество при оформлении своих работ, прилагают к ним кодексы здоровья семьи. Кроме того, сотрудники детского сада оформляют тематические выставки: «Как вырастить здорового ребенка», «Закаляемся с раннего возраста» и др. Мамы и папы с удовольствием знакомятся с экспонатами выставки, делятся впечатлениями.

Результаты диагностики показывают, что организованная таким образом воспитательно — образовательная и лечебно — оздоровительная работа положительно влияет на развитие детей.

Систематическая работа с родителями даёт положительные результаты. Если раньше родители не знали, чем заполнить досуг детей, и злоупотребляли зрелищными мероприятиями, то теперь стали проявлять большую инициативу в организации отдыха детей. Организация занятий физкультурой и совместные игры взрослых и детей способствуют повышению авторитета родителей, являются сильным стимулом в воспитании интереса детей к физической культуре, способствуют формированию их характера.

В результате такого взаимодействия определяются новые пути интеграции образовательного учреждения и семьи, вырабатываются общие стратегии действий по вопросам развития личности ребенка, формируется общее образовательное пространство. В совокупности это позволяет педагогам и родителям обмениваться информацией, воспитательным опытом, совершенствоваться, осваивать гуманистические и демократические принципы жизнедеятельности, выражающиеся в той или иной воспитательной позиции родителей, совершенствующих свою педагогическую культуру.

Таким образом, детский сад мобилизован на реализации мероприятий, помогающих достичь определенных целей в снижения заболеваемости. Обширная профилактическая работа с детьми, родителями, сотрудниками, безусловно, имеет определённые положительные результаты.

1. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

2. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей/ Под ред. СократоваН. В. – М.:2005.

3. Чупаха И. В., Пужаева Е. З., Соколова И. Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.:2006.

Взаимодействие с семьей в вопросе культуры здоровья и формирования здорового образа жизни (из опыта работы) Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. В. А. Сухомлинский писал «Я не боюсь еще и еще раз повторять:.

Анкета для родителей по вопросам укрепления здоровья ребенка Уважаемые родители! В целях повышения эффективности вашего сотрудничества с педагогами дошкольного учреждения в вопросах укрепления здоровья.

Цветомузыкальная терапия как средство укрепления психоэмоционального здоровья детей в ДОУ Актуальность: В настоящее время с увеличением различных гаджетов и большой загруженностью родителей делами мы наблюдаем большое количество.

Консультация для родителей «Приобщение детей 6–7 лет к природе: взаимодействие ДОУ с семьей» Одним из важных вопросов экологического образования старших дошкольников является проблема приобщения детей к природе, развития эмоционально.

Педагогический совет «Создание условий в ДОУ для сохранения и укрепления здоровья воспитанников» Педагогический совет на тему «Создание условий в ДОУ для сохранения и укрепления здоровья воспитанников» Цели педагогического совета:.

Педсовет «Создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия» Тематический контроль «Организация и эффективность физкультурно-оздоровительной работы с детьми в режиме дошкольного образовательного учреждения».

Взаимодействие детского сада с семьей. Совместное физкультурное занятие с родителями, посвященное Дню здоровья. Фотоотчет Одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития.

Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам здоровьесбережения Жизнь и здоровье маленького человека зависит от его окружения. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей,.

Взаимодействие ДОУ с семьей как условие воспитания у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем и родителями, является воспитание у дошкольников.

Взаимодействие ДОУ с семьей в условиях введения ФГОС дошкольного об Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.