Меню

Воспитание у детей эмпатии

Как учить детей сопереживанию и зачем это делать

Эмпатия – это способность чувствовать и понимать эмоции других. Большинство психологов считает, что это врожденное качество. То есть младенцы, наблюдая за расстроенными или счастливыми взрослыми, могут испытывать похожие чувства.

Когда ребенку исполняется два года, он уже способен понять, что человеку рядом плохо и даже предложить ему поддержку.

Помощь двухлетнего ребенка своеобразна, малыш еще не осознает, что действительно будет полезно другому человеку. Например, он может предложить расстроенному человеку свою бутылочку или любимую игрушку. Малыш хочет помочь, но у него нет знания и навыков оказания поддержки. Лишь к 6-7 годам ребенок становится способным мысленно поставить себя на место другого человека и подумать о том, какие действия больше подходят в конкретной ситуации. Понимать, как чувствуют себя определенные социальные группы людей – например, бездомные – человек начинает к подростковому возрасту.

Теория о врожденной эмпатии считается общепринятой, но случаи, когда первые проявления детской эмпатии «запаздывают» — тоже не редкость. Влиять на это могут и врожденные качества, и жизненный опыт ребенка.

В современном мире можно и нужно развивать способность к сопереживанию

Почему важно учить эмпатии?

Известно, что дети с высокой эмпатией склонны вступаться даже за тех, кто не принадлежит к компании друзей. Таким образом, дети способствуют уменьшению буллинга (травли) в школах и на улицах. Опыт поддержки и защиты слабых помогает детям приобрести здоровую устойчивую самооценку.

Высокая эмпатия способствует счастью и успеху, когда ребенок становится взрослым. Это касается, в первую очередь, личной жизни.

Эмпатия помогает выстраивать отношения с друзьями, создавать семью и воспитывать детей. Люди, легко воспринимающие и понимающие чувства других, успешны и в работе.

Они способны к эффективным переговорам, сотрудничеству, хорошо работают в команде. Работодатели часто называют эмпатию одним из важнейших навыков в современных условиях рынка.

Эмпатичные люди проявляют чуткость, распознавая насущные проблемы общества или групп населения, и находят их решения. Например, они изобретают технологии сбора пресной воды для засушливых территорий или легко складывающуюся детскую коляску. Вообще, большинство изобретений удовлетворяют нужды людей, которые трудно угадать без способности к пониманию их проблем и чувств.

Как помочь ребенку развить способность к сопереживанию?

Обратите внимание на то, что важно не только учить видеть чувства других людей, но и понимать, что с этим делать. В противном случае эмпатия может вызывать негативные последствия. Например, сопереживая чужому горю, человек придет в замешательство, не имея понятия, как себя вести, и надолго оставаясь с тяжелым чувством беспомощности. «Заразившись» гневом окружающих, люди могут вовлекаться в деструктивное и жестокое поведение группы – это становится основой для развития буллинга и травли. Поэтому, обучая детей сопереживанию, нужно предоставлять им адекватные стратегии поведения.

Подавайте пример заботы и сострадания. Говорите о том, как вы сочувствуете другим людям. Делитесь собственными радостями и переживаниями. Показывайте детям, что вы рады их успехам и сочувствуете их горестям.

Учите детей словам, описывающим эмоции. Называйте чувства, которые переживаете вы, другие люди и ваш ребенок. «Мне очень грустно из-за того, что умерла бабушка». «Ты плачешь, потому что испугался? Тебе страшно?». «Твой брат злится, потому что ему не досталось пирога». Поощряйте других членов семьи делиться своими чувствами.

Помогайте ребенку интерпретировать эмоции людей. Спрашивайте: «Как ты думаешь, почему эта девочка плачет?», «Что мог увидеть этот человек, который выглядит таким удивленным?».

Поощряйте сострадание и взаимопомощь. Благодарите детей не только за помощь вам, но и за помощь другим людям.

Старайтесь поощрять не редкие добрые поступки, а последовательное эмпатичное поведение.

Не хвалите слишком часто, но напоминайте ребенку о том, что он уже долгое время вел себя как заботливый сострадательный человек.

Поддерживайте детей в стремлении к сотрудничеству. Важно поощрять детей не только к тому, чтобы делать что-то для других, но и вместе с другими.

Подарите ребенку плюшевую игрушку и любимую куклу. Существует стереотип, что это игрушки для девочек. Но психологи отмечают, что даже мальчикам полезно играть с куклами и плюшевыми животными. Это развивает в них навыки заботы о живых существах. Совершенно необязательно предлагать мальчику играть с Барби или пупсом. Вашему маленькому сыну точно понравится большая кукла, похожая на настоящего человечка.

Читайте вместе и поощряйте чтение художественной литературы. Книги рассказывают о судьбах людей, они вовлекают читателя в переживания героев. Обсуждайте эмоции и действия героев книг и фильмов: «Как, ты думаешь, он себя чувствует? Как можно помочь ему почувствовать себя лучше?»

Помогайте детям видеть различие и сходство людей. Объясняйте, что все дети разные. Некоторые худые, другие – полные. Одни бегают быстро, другие – медленно. Кто-то любит играть в футбол, а кто-то – рисовать. В тоже время, есть то, в чем все дети одинаковы. Все едят, пьют, спят, растут; у всех есть чувства, и, самое главное, никому не нравится, когда их обижают.

Никогда не бейте детей! Избегайте ругани и излишней требовательности. Не запрещайте детям выражать чувства. Не говорите мальчикам, что мужчины не плачут. Такое поведение родителей может не только затормозить развитие способности к сопереживанию, но и спровоцировать разнообразные психологические проблемы в детстве и взрослой жизни.

Будьте терпеливы. Никто из нас не может быть эмпатичным и сострадательным всегда, даже взрослые. Чтобы поставить себя на место другого требуется немало душевных сил, это утомляет. А для ребенка освоение любого навыка занимает долгое время и требует множества повторений. Так что помогайте детям научиться эмпатии и состраданию, но не требуйте от них зрелого поведения.

Роль эмпатии в воспитании и развитии личности ребенка в семье

Огромное влияние на развитие человека оказывают родители, семья, детство. В семье обычно проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. В семье закладываются нравственные, социальные качества.

В основе развития эмпатии, усвоения нравственных норм лежит формирующаяся направленность ребенка на окружающих, обусловленная особенностями общения детей со взрослыми и, прежде всего, с родителями.

В области возрастной психологии А. Бек и В. Штерн положили начало изучению эмпатии и ее проявлений у детей. Проблема эмпатии рассматривается в связи с формированием личности ребенка, развитием форм поведения, социальной адаптацией.

В дальнейшем А. Валлона (1967) привлекает эта проблема в аспекте развития эмоциональной сферы ребенка, и он намечает эволюцию эмоциональной отзывчивости ребенка на чувства взрослых и детей. Валлон отмечает, что ребенок на первых этапах жизни связан с миром через аффективную сферу, и его эмоциональные контакты устанавливаются по типу эмоционального заражения.

По А. Валлону, на втором году жизни ребенок вступает в «ситуацию симпатии». На этой стадии ребенок как бы слит с конкретной ситуацией общения и с партнером, чьи переживания он разделяет. «Ситуация симпатии» подготавливает его к «ситуации альтруизма». На стадии альтруизма (4-5 лет) ребенок научается соотносить себя и другого, осознавать переживания других людей, предвидеть последствия своего поведения.

Так по мере психического развития ребенок переходит от низших форм эмоционального реагирования к высшим нравственным формам отзывчивости.

Л.Б. Мерфи определяет эмпатию как способность к эмоциональной отзывчивости на неблагополучие другого, стремление облегчить или разделить его состояние. Эмпатия проявляется в адекватных формах у адаптированных к социальной жизни детей, получивших в семье максимум доверия, любви, тепла.

Х.Л. Рош и Е.С. Бордин считают эмпатию одним из важнейших источников развития личности ребенка. По их мнению, эмпатия — сочетания теплоты, внимания и воздействия. Авторы опираются на идею о развитии ребенка как процессе установления баланса между потребностями родителей и ребенка. Соблюдение баланса потребностей делает воспитание эффективным, если эмпатия определяет психологический климат обучения ребенка взаимоотношениям с людьми.

Эмпатия в отношениях родителей и детей возможна только в том случае, когда родители понимают чувства детей, принимают участие в их делах и разрешают им некоторую самостоятельность. Эмпатийные отношения родителей облегчают процесс адаптации подростка. В отношениях со взрослыми эмпатия выступает как мотивация поведения, изменяющаяся по мере эмоционального и интеллектуального развития ребенка.

Сочувствие у детей, особенно у подростков, сопровождается актом альтруизма. Тот, кто наиболее чуток к эмоциональному состоянию другого, охотно помогает и наименее склонен к агрессии. Сочувствие и альтруистическое поведение свойственны детям, родители которых разъяснили им нравственные нормы, а не прививали их строгими мерами (2).

Развитие эмпатии — это процесс формирования непроизвольно действующих нравственных мотивов, мотиваций в пользу другого. С помощью эмпатии происходит приобщение ребенка к миру переживаний других людей, формируется представление о ценности другого, развивается и закрепляется потребность в благополучии других людей. По мере психического развития ребенка и структурирования его личности эмпатия становится источником нравственного развития (3).

П.А. Сорокин особое внимание в своих исследованиях уделил роли любви в воспитании детей. И сегодня актуальным является его учение о методе любви, которая должна присутствовать «. в любой приносящей успех методике нравственного и социального воспитания нормального ребенка» [6, 280]. Любовь, считал П.А. Сорокин, проявляется как решающий фактор жизненного, ментального, морального и социального благополучия и развития индивида. П.А.

Сорокиным установлено, что «нелюбимые и нелюбящие дети дают более высокую долю извращенных, враждебно настроенных и неуравновешенных взрослых, чем дети, выросшие под сенью благотворящей любви». Исследовав биографии великих альтруистов, выросших в апостолов любви, он пришел к выводу о том, что почти все они вышли из гармоничных семей, где были желанными и любимыми.

Состоявшаяся семья — это семья, где психологический климат характеризуется взаимной доверительностью, а несостоявшаяся — семья, где нет такой доверительности. Согласно мнению А.В. Петровского: «Семья, три—четыре человека, соединенных родственными связями, могут стать, а могут и не стать коллективом в зависимости того, какой характер приобретут межличностные взаимоотношения» [3, 62]. Семьям, которым присущи отношения сотрудничества, характерны единство или близость взглядов, устремлений, интересов, сочувствие, взаимопомощь, сплоченность, соучастие.

Читайте так же:  Сколько нужно детей в семье

К сожаленью, многие семьи не выполняют такую важную функцию, как эмоциональная поддержка своих членов, формирование чувства психологического комфорта и защищенности. А взаимодействие детей с родителями не носит направленного на конкретную деятельность характера, детей и родителей не связывают общее любимое дело, родители редко обсуждают проблемы своих детей, редко радуются их успехам, родители реже делятся своими переживаниями даже между собой.

Нарушение эмоционального контакта с родителями, отсутствие эмоционального принятия и эмпатического понимания тяжело травмирует психику ребенка, оказывает отрицательное влияние на развитие детей, формирование личности ребенка.

«Трудные» дети — это результат семейных травм: конфликтов в семье, недостатка родительской любви, родительской жестокости, непоследовательности в воспитании. Дети нередко усваивают не только положительные, но и отрицательные образцы поведения родителей, если старшие в семье призывают к честности, а сами лгут, к сдержанности, а сами вспыльчивы и агрессивны, то ребенку предстоит сделать выбор, и он всегда в этих условиях будет протестовать против требований вести себя образцово, если родители сами этого не делают (4).

Стиль отношений родителей к детям, их позиции и установки по отношению к ним влияют на формирование эмпатии. Неблагополучие взаимоотношений с родителями создает опасность нарушения последующего хода формирования эмпатии у ребенка как личностного образования и может привести к тому, что он может оказаться нечувствительным к проблемам другого человека, равнодушным к его радостям и печалям. Очень важным является стиль родительского отношения к детям, в котором проявляются эмоциональное принятие или отвержение ребенка, воспитательные воздействия, понимание мира ребенка, прогнозирование его поведения в той или иной ситуации.

Очень важным для ребенка является то, что он растет и даже «расцветает» в атмосфере благожелательности и доброты. Воспитание должно быть окрылением, окрылять ребенка нужно признанием, симпатией и сопереживанием, сочувствием, улыбкой, восхищение и поощрением, одобрением и похвалой (1).

Смысл эмпатических отношений между людьми открывается ребенку прежде всего воспитывающими его взрослыми.
Воздействия родителей должны быть ориентированы на развитие у ребенка доброты, соучастия к другим людям, принятие самого себя как нужного, любимого и значимого для них человека.

Эмпатия возникает и формируется во взаимодействии, в общении.

От воспитательного воздействия семьи, от того, какие качества будут развиты, сформированы, зависит будущее ребенка. Будущее — как эмпатичной личности, умеющей слышать другого, понимать его внутренний мир, тонко реагирующей на настроение собеседника, сочувствовать, помогать ему, или неэмпатичной личности — эгоцентричной, склонной к конфликтам, не умеющей устанавливать доброжелательные отношения с людьми.

Родителям можно рекомендовать следующее: разбирать с детьми случившиеся нравственные, конфликтные коллизии, ведь часто в таких ситуациях дети слышат только себя, они направлены исключительно на себя, нужно помочь им услышать своего партнера, понять его эмоциональное состояние, научить вставать на позицию другого, представить себя на его месте. В процессе общения происходит совместное восприятие сложившейся ситуации, понимание собственного поведения. Только заинтересованное, доброжелательное отношение к ребенку поможет (позволит) ему полностью проявиться, что даст наилучшую возможность для взаимопонимания и успешного общения.

Ребенок — отражение семейных отношений, воспитывать его надо личным примером, стать для него образцом, поддерживать и направлять усилия ребенка.
Дети, имеющие близкие теплые эмоциональные отношения с родителями, чаще могут делиться с ними своими проблемами (рассказывать ситуации, связанные с проявлением определенных эмоций, переживаний), и также чаще слышат о чувствах и эмоциональных состояниях родителей.

Успешное воспитание эмпатии и эмпатийного поведения (сопереживание, сочувствие и содействия к другим) возможно на базе развития творческого воображения при сочетании детских деятельностей (восприятия художественной литературы, игры, рисования и т.д.), опосредствующих общение и взаимодействие взрослого и ребенка: сопереживание персонажам художественного произведения, особенно сказки, представляет собой комплекс чувств, в который входят такие эмоции: сострадание, осуждение, гнев, удивление. Эти социально ценные эмоции должны еще закрепиться, актуализироваться, привести к результату (помогающее поведение, содействие) в соответствующем контексте, который может и должен создавать взрослый. Также могут быть использованы такие формы: творческий кукольный спектакль, игра-беседа с персонажами, творческая ролевая игра по сюжету сказки (7).

Эмпатия оказывает значительное влияние на характер отношения личности к внешнему миру, к себе, к другим людям, регулирует процесс вхождения личности в социум.

В своем исследовании Кузьмина В.П. делает вывод о том, что «…эмпатия является связующим звеном в отношениях между взрослым и ребенком, определяющих вхождение последнего в сообщество сверстников. Сформированная эмпатия оптимизирует процесс социализации ребенка, придавая ему гуманистическую, духовную направленность. Форма и устойчивость проявления эмпатии ребенка к сверстникам зависит от особенностей детско-родительских отношений в семье. Эта зависимость определяется понятием «социальной связности», представленной следующей цепочкой: эмпатийное отношение к ребенку в семье (формирование эмпатии у ребенка как личностной характеристики по законам интериоризации-экстериоризации (эмпатийное отношение ребенка к родителям (обратная связь) и сверстнику (прямая связь)) [5, 9].

Эмпатия первична по отношению к поведению и посредством ин-териоризации и последующей экстериоризации «вбирается» личностью в себя, а затем направляется на других людей (Кузьмина В.П.).
Эмпатийное, доверительное взаимодействие членов семьи друг с другом во многом определяет гармоничное развитие личности. Для полноценного развития способности сопереживать, сочувствовать, помогать другому человеку, необходима атмосфера семейных, дружественных отношений.

Воспитание ребенка

Идеи, которые помогут родителям развить в детях вдумчивое понимание эмоций другого человека

Эмпатия: как заложить в детях ее основы

Одна из главных характеристик нравственно развитых детей – это эмпатия* и способность заботиться об окружающих людях. Важно помнить, что хотя наши дети и рождаются с природными способностями к эмпатии и великодушию, развитие этих черт характера не происходит естественным образом, более того, угасает, если их оставить без внимания.

Исследователи обнаружили, что дети, которые владеют этими качествами, прошли через соответствующее воспитание. Т. е. это означает, что самое сильное влияние на развитие у ребенка способности заботиться о потребностях других людей оказывают его родители. Это процесс медленный и постепенный, но если родители с раннего возраста будут осознанно и целенаправленно развивать у детей данные черты характера, вероятность успеха очень высока, а значит, ребенок вырастет тонко чувствующим и небезразличным человеком.

Очень важно развивать и чувство благодарности, выражаемое в повседневной жизни. В наши дни стремительно растет количество так называемых детей-«дай». Они знают, что родители обязательно выполнят все их прихоти. Не делайте так! Установите в семье руководящие принципы и неуклонно придерживайтесь их. Если мать чрезмерно балует своих детей материальными подарками, то через несколько лет может обнаружить, что дети выросли совсем не такими, как она хотела. Вместо того чтобы сорить деньгами на огромное количество подарков лучше откладывайте их на высшее образование ребенка. Ключевой момент заключается в том, что сначала мама должна определить, какими она хочет видеть своих детей в будущем, а затем сознательно воспитывать их соответствующим образом.

Учите ребенка думать о проблемах и потребностях других людей. Вот несколько идей, которые помогут вам в этом.

  • Пусть ребенок мысленно поменяется ролями с оппонентом. В следующий раз, когда возникнет конфликт между вашим ребенком и его другом (или между вами и вашим ребенком), попросите его остановиться и подумать, что бы он почувствовал на месте своего оппонента, если бы поменялся с ним местами. Затем попросите ребенка прямо сейчас обсудить проблему с точки зрения своего оппонента: «Что в этой ситуации мог бы сказать или сделать другой человек?». Если ребенок еще маленький, эффективно и полезно использовать куклы, при этом каждая кукла может представлять одного из участников конфликта. Это очень способствует развитию эмпатии.
  • Обращайте внимание ребенка на его равнодушное поведение. Каждый раз, когда ваш ребенок действует недоброжелательно, используйте это как возможность помочь ему стать более восприимчивым к чувствам других людей. Просто обратите внимание ребенка на влияние его действий: «Тем, что ты прогнал Петю, потому что захотел играть с Машей, ты проявил невнимание к другому человеку, бесцеремонность и отсутствие такта. Что бы ты почувствовал на его месте?». «Ты переключил канал телевизора на мультфильмы, не спросив отца, хочет ли он досмотреть свою передачу. Что бы ты почувствовал, если бы с тобой поступили так же?».
  • Станьте примером истинной щедрости и великодушия. Попробуйте найти поводы и способы научить ребенка «отдавать», чтобы он смог ощутить огромную радость, которая возникает при этом. Начните делать это в присутствии ребенка, и пусть он, наблюдая за вами, сам приобщается к этому, действует вместе с вами. Идеи следующие: «Наш сосед заболел; давай сварим и отнесем ему горячий бульон», «Папа так устал. Давай сделаем ему сюрприз и соберем газеты в стопку, чтобы ему не пришлось делать это самому». Сделайте проявления щедрости и помощи другим людям естественным и радостным занятием, учите ребенка отдавать.
  • Учите ребенка делиться. Это один из первых примеров нравственного поведения, которому мы должны обучить наших детей, начиная примерно с двух- или трехлетнего возраста. Когда ребенку исполнится два года, вы можете приступать: «Давай ты будешь кататься на качели по очереди со своим другом. Сначала его очередь, затем твоя, потом опять его». Малышам иногда нужно «включать таймер», своего рода своевременное напоминание о том, что другому человеку тоже необходимо предоставить возможность поиграть с этой игрушкой. Перед тем как к вам в гости придут друзья вашего ребенка, проведите небольшую психологическую подготовку, задавая ребенку следующие вопросы: «Какими игрушками ты готов поделиться со своим другом?», «Как ты думаешь, какая из твоих игрушек больше всего понравится твоему другу?». Уберите особо значимые и дорогие для вашего ребенка игрушки, которыми он заведомо не захочет делиться и из-за которых, соответственно, возникнут ссоры. На этом этапе важно помочь ребенку научиться думать о потребностях и чувствах других людей.

*Эмпатия – понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Термин «эмпатия» впервые применен Липпсом в 1885 г. на основе немецкого слова einfühling (дословное значение — проникновение). Одно из самых ранних определений эмпатии находим в работах З. Фрейда: «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным».

Воспитание эмпатии у детей. Почему это важно?

Как воспитание эмпатии влияет на формирование и развитие вашего ребенка? Почему эмпатию лучше развивать в раннем возрасте?

Читайте так же:  Альбом для развития речи для дошкольников батяева

Читайте прямо сейчас!

1. Что дает воспитание эмпатии у детей?
2. Научные исследования уровня эмпатии у детей!
3. Почему так важно развивать эмпатию?
4. Как учить детей эмпатии?
5. Как связаны эмпатия и эмоциональный интеллект?
6. Развитие эмпатии с помощью животных!
7. Если ребенок жестоко обращается с животными?

Что дает воспитание эмпатии у детей?

Воспитание эмпатии¹ у ребенка – это одна из важнейших задач, которая стоит перед родителями. Почему? Способность сопереживать – один из главных жизненных навыков, который напрямую влияет на духовное и интеллектуальное развитие личности, а также на социальную адаптацию.

Люди с развитой эмпатией:

  • более позитивны,
  • не склонны осуждать других,
  • более внимательны к людям,
  • умеют слушать,
  • прекрасно налаживают связи и строят отношения.

Школа и младшие дошкольные учреждения не обязаны учить детей состраданию, доброте, готовности помочь и другим высоким моральным качествам. У них совсем другие функции. Поэтому воспитание эмпатии у детей задача родителей и близких родственников.

Научные исследования уровня эмпатии у детей!

Недавние исследования, проведенные среди школьников, показали, что преуспевающие ученики, школьные лидеры, а также дети, активно участвующие в общественной жизни, обладают уровнем эмпатии выше среднего!

Подробнее об уровнях эмпатии вы можете узнать здесь >>>

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок обладал всеми этими качествами – то воспитание эмпатии должно стать неотъемлемой частью воспитания.

Дар эмпатии (умение чувствовать людей) обеспечит ребенку:

  • отличные результаты в школе,
  • поможет в общении со сверстниками,
  • станет отличным ориентиром при построении отношений во взрослой жизни!

Почему так важно развивать эмпатию?

Ежедневно всем нам приходится общаться с большим количеством людей, которые так или иначе влияют на нашу жизнь. Это наши родственники, близкие, друзья, просто знакомые, соседи, коллеги, водители, продавцы в магазинах и еще масса людей, с которыми мы контактируем.

И если взрослый человек уже адаптировался к этому, то ребенок еще не всегда может правильно оценивать ситуацию.

Чем лучше ребенок будет чувствовать других людей, их состояние и настроение, тем легче ему будет приспособиться и научиться вести себя так, как нужно. Дети непосредственны, но иногда из-за этого им приходится страдать. Как результат – во взрослой жизни у них появляется куча блоков и комплексов.

Как учить детей эмпатии?

Развивать эмпатию у детей лучше всего с помощью игры и в процессе обычного общения.

Просите ребенка описать ваши чувства в той или иной ситуации, спрашивайте, что, по его мнению, чувствуют другие люди. Больше говорите о своих эмоциях – о том, когда вы счастливы, когда вам плохо и грустно.

Если, к примеру, ребенок не поделил что-то со сверстниками, разберите с ним ситуацию на уровне эмоций. Спросите, что он чувствовал во время конфликта – обиду, раздражение или злость? Затем пусть он попробует описать состояние других участников конфликта.

Можно идти вместе по улице и угадывать настроение прохожих… Стоит лишь подключить фантазию!

Как связаны эмпатия и эмоциональный интеллект?

Психологи утверждают, что способность к эмпатии является важной частью эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект (EI) позволяет нам понимать наши личные эмоции и то, как их воспринимают окружающие. Также, благодаря ему, мы можем воспринимать других людей, их чувства и мысли.

Те, кто обладает высоко развитым эмоциональным интеллектом, лучше понимают себя и других, они отличные и надежные друзья, прекрасные слушатели и наставники. Они мастерски умеют управлять своими эмоциями и помогают в этом окружающим.

Развитие эмпатии с помощью животных!

Как показала практика, наиболее эффективным методом развития эмпатии у детей является их контакт с животными. Он особенно рекомендуется тем детям, у которых замечены вспышки раздражительности и агрессии.

Важно обращать внимание на то, как ребенок контактирует с животным. Если это жестокое поведение, его следует немедленно пресекать, если же ребенок ласков и внимателен, то такое поведение следует всячески поощрять и стимулировать.

Ребенок с развитым чувством эмпатии воспринимает домашнее животное, как своего социального друга и члена семьи. Такие дети рано учатся ответственности, они умеют считаться с потребностями и желаниями окружающих.

Если ребенок жестоко обращается с животными?

Можно предложить ему игру. Пусть он представит себя каким-то животным и подумает, что он мог бы почувствовать, если бы с ним плохо обращались.

Научите ребенка проявлять доброту и заботу по отношению к животному, поощряйте его в стремлении ухаживать за ним.

Если ребенок проявляет жестокость по отношению к животным, то важно объяснить ему, что у животного тоже есть чувства, оно также чувствует обиду и боль.

И помните!

В основном, дети перенимают модель поведения у родителей, поэтому стоит показывать правильный пример, проявляя любовь и заботу к домашним питомцам и людям вообще. Важно с раннего детства прививать ребенку правильные моральные ценности, так как ими он будет руководствоваться в своей взрослой жизни.

К воспитанию эмпатии стоит подойти со всей серьезностью и ответственностью. Высокий уровень эмпатии со временем может перерасти в сверхспособность считавать информацию, которая обеспечит вашему ребенку совершенно иной уровень жизни и откроет перед ним колоссальные возможности.

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Эмпатия — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Эмпат — это человек с развитой способностью к эмпатии (Википедия).

Воспитание эмпатии и эмоционального интеллекта

В свой первый день в новой школе Дэйви и Стив стояли в очереди в кафетерии. Стив был на год старше Дэйви. У обоих были подносы с едой, и они оба стояли в стороне и смотрели, куда им сесть. Поскольку свободных мест было мало, им надо было выбрать, рядом с какими детьми лучше сесть. Стив узнал несколько мальчишек из своего класса и плюхнулся рядом с ними. Он сказал им «привет», но мальчики как будто не замечали его. Стив попытался заговорить с ними еще раза два, но это не помогло. Съев свой обед, он почувствовал себя одиноким и отвергнутым. Дэйви же, наоборот, выбрал другое место, и у него, как оказалось, не возникло проблем с общением. После обеда он был очень доволен собой. Что такое сделал Дэйви, чего не сделал Стив?

Разумеется, могло быть много причин, почему Стив «не вписался». Возможно, мальчикам, рядом с которыми он сел, не нужен был новый друг. Как бы то ни было, некоторые дети лучше умеют «читать» других. Они чувствуют, когда им стоит начинать разговор, а когда нет. У них лучше развито умение чувствовать эмоциональное состояние окружающих, что также помогает им находить себе друзей.

«Эмоциональный интеллект» – это новое понятие, которое еще четко не определено. Дэниел Гоулмэн, который первым ввел это понятие, объясняет его как «способность распознавать собственные чувства и чувства других людей, чтобы уметь управлять своими эмоциями и поддерживать верный тон в отношениях». Короче, насколько детям необходимо изучать свой организм и окружающий мир, настолько им также необходимо изучать и свой внутренний мир. Это может оказать им неизмеримую помощь в том, чтобы уметь общаться и переносить взлеты и падения.

Что нужно принять во внимание

Говоря об эмоциональном интеллекте, мы вовсе не имеем в виду, что нужно быть приятным человеком. Это не значит, что надо выставлять свои чувства напоказ. Это значит достаточно хорошо понимать собственные эмоции, чтобы уметь применять их в принятии решений, лучше управлять ими в момент стресса, быть способным понимать других людей и лучше к ним относиться.

Дети, способные сострадать, лучше ладят с другими и даже лучше учатся в школе.

И хотя существует великое множество эмоций, основные из них – это злость, печаль, радость, страх, удивление и отвращение. Родители часто обращают внимание на одни эмоции своих детей и игнорируют другие. Следовательно, дети могут научиться подавлять одни чувства и излишне проявлять другие.

Как нужно говорить

Используйте моменты, когда ребенок выражает ту или иную эмоцию, чтобы УЧИТЬ его всему тому, что касается проявления этой эмоции.

  • «Ты сейчас огорчен, что мы опоздали на игру»
  • «Ты удивился, узнав, что к нам приезжает бабушка»
  • «Ты обрадовался, когда твоя команда выиграла матч»
  • «В последний раз ты очень разозлился, что домашнее задание заняло у тебя так много времени. В этот раз ты решил, что злиться не стоит, и выполнил его гораздо быстрее. Держу пари, теперь ты доволен собой»

Используйте также моменты, когда другие дети или животные выражают какие-то эмоции, чтобы объяснить своим детям, что это означает. Так ваш ребенок может практиковаться в сопереживании.

  • «Щенок все время скулит, когда мы покидаем его. Как ты думаешь, что он чувствует?»
  • «Собака виляет хвостом, когда видит своего хозяина. Как ты думаешь, что она чувствует?»
  • «Вот ребенок, который стукнулся и рассыпал бейсбольные шары. Теперь он ходит с поникшей головой. Как ты думаешь, что он чувствует?»
  • «Ты только что сказал, что тебя мутит от страха. Что это за чувство?»
  • «После того как ты много потрудился над уроками, ты жаловался на то, что у тебя болит живот. Иногда боль в животе бывает признаком того, что человек нервничает. А ты как?»
  • «Что тебе должны сказать люди, чтобы заставить тебя испытать гнев (печаль, радость, отвращение, беспокойство)? Какие ощущения в теле у тебя возникают, когда ты чувствуешь какую-либо из этих эмоций?»
  • ПООЩРЯЙТЕ и хвалите ребенка за точное определение эмоций, а также хвалите его за проявленное сопереживание. «Ты дала ей поиграть своей куклой, потому что видела, что она грустит. Это очень хорошо с твоей стороны»

Как не нужно говорить

  • «Никогда не поддавайся своим эмоциям». Говоря это, будьте осторожны. Вы правы в том, что если ребенок сердится, то это не дает ему права кого-то ударить, например. Но бывают моменты, когда эмоции служат важным сигналом, который нельзя оставлять без внимания. Что, если друзья вашего ребенка захотели украсть велосипед, а ваш ребенок чувствует вину и не хочет доставлять неприятность владельцу велосипеда? Вы могли бы заставить его обратить внимание на эти чувства. «Чувства – это слабость. Ты должен быть жестким и уметь обуздывать их». Если ваш ребенок не умеет сопереживать, то ему будет трудно установить дружеские отношения с кем бы то ни было.
Читайте так же:  Роль речи в интеллектуальном развитии дошкольников

Актуальный разговор

Родные братья и сестры учат друг друга, как понимать чувства других. Исследование, проведенное Институтом психиатрии в Лондоне, показало, что распознавать чьи-то эмоции хорошо умеют те братья и сестры, которые редко ссорятся. Очевидно, дети, которые ссорятся меньше, совершенствуют свои навыки в сопереживании и используют эти навыки в разных ситуациях. Нередко родные братья и сестры обладают различными темпераментами. Если у старшего из них нелегкий характер, то эти дети ссорятся, как правило, чаще.

Положительным последствием разводов является то, что детям приходится учиться ладить друг с другом и полагаться на взаимную поддержку, когда семья становится меньше и родители живут на расстоянии друг от друга.

Эмпатия и её развитие у детей

Эмпатия – это способность сопереживать другому человеку. Эмпатия не присуща человеку от рождения, а развивается в процессе жизни при взаимодействии ребёнка с людьми. Маленький ребёнок совершенно неспособен к сочувствию по отношению к другому человеку. Именно поэтому он может кричать, когда у мамы болит голова, не задумывается о чувствах другого ребёнка, когда отбирает у него лопатку и т. д. Но эмпатия не всегда развита и у взрослых людей. Одни взрослые эмпатичны, могут сопереживать человеку, а другие мало способны к этому.

Родители нередко задаются вопросами, почему их ребёнок совершенно не сопереживает другим. Некоторые родители, глядя на ребёнка, который не может никому посочувствовать, задумываются о том, не отстаёт ли он в развитии? Должны ли родители содействовать развитию эмпатии у ребёнка или способность сопереживать появится у них независимо от родительского вмешательства? Ребёнок раннего возраста (до 3 лет) практически не способен проявлять эмпатию по отношению к другим людям. Но постепенно в дошкольном возрасте мы можем наблюдать первые проявления сопереживания.

Но каким образом развивается способность к сопереживанию? Можно выделить три необходимых условия:

  1. Получение собственного положительного опыта.
  2. Осознание собственных эмоций и чувств.
  3. Осознание того, что предположительно чувствует другой человек.

Эти условия одновременно являются и этапами развития эмпатии.

Первый этап

Самое первое условие – получение собственного положительного опыта – это основа для развития эмпатии. Ребёнок обучается, глядя на других людей, наблюдая за их взаимодействием. И огромное значение играет то, как родители относятся к ребёнку. А всегда ли сами родители с эмпатией относятся к ребёнку? Всегда ли сопереживают ему? Нередко можно наблюдать ситуации, когда родители сознательно не относятся с сочувствием к ребёнку. Причины могут быть разными. Так, родители могут опасаться избаловать ребёнка или вырастить «неженку». В таких случаях родители реально сопереживают ребёнку, но не показывают этого, демонстрируя холодность и отстранённость. Однако к чему приводит видимое отсутствие эмпатии по отношению к ребёнку? Например, малыш упал и бежит к родителю. В чём он нуждается в этот момент больше всего? Конечно, в сопереживании. То есть важно, чтобы родитель проявил эмпатию. И хорошо, если родитель обнимет, скажет понимающе: «Да, я вижу, что тебе очень больно. Падать обычно больно». В этом случае ребёнок получает опыт сопереживания. Зачем этот опыт нужен ребёнку? Это начало развития эмпатии у ребёнка. Ребёнок, который имеет положительный опыт, будет этот опыт воплощать в собственной жизни. Так, если к ребёнку относились с сочувствием, то это поможет ему впоследствии с сочувствием относиться к другим людям. И, напротив, если в случае когда ребёнку плохо (больно, тоскливо, страшно), взрослые не относятся к нему эмпатически, то ожидать от ребёнка проявлений эмпатии не стоит. Например, если родитель обычно так реагирует на падение ребёнка «Не плачь, тебе же совсем не больно. Что ты расплакался, как малыш?», то ребёнок не получает опыта сопереживания. Следовательно, он сам, скорее всего, не будет проявлять эмпатию по отношению к другим детям и взрослым.

Давайте рассмотрим некоторые реакции родителей, которые демонстрируют нам отсутствие эмпатии. Ребёнок потерял игрушку.

— Ты чего плачешь? Сам виноват, не следил за игрушкой на улице!

— Не нужно было брать игрушку на улицу!

— Стыдно плакать из-за такой чепухи, как игрушка!

Такие родительские реакции показывают, что родитель не сопереживает ребёнку. А теперь рассмотрим ситуации, в которых родитель проявляет эмпатию.

— Очень обидно потерять любимую куклу (машинку).

— Я тоже очень расстраиваюсь, когда что-то теряю.

Согласитесь, между этими вариантами реакций существенная разница. В первом случае родитель стыдит, обвиняет, укоряет ребёнка, не принимая и не понимая его чувств, в то время как во втором случае демонстрирует эмпатическое принятие, уважение к ребёнку, понимание.

Бывают случаи, когда родитель не проявляет эмпатию именно потому, что у него самого способность к сопереживанию недостаточно развита. Приведу пример. Ребёнок боится темноты. Это типичный возрастной страх, который нередко встречается у дошкольников. Обычно страх темноты преодолевается с возрастом. Однако родители, которые сами темноты не боятся, нередко раздражаются на ребёнка. Реакция родителей может быть такой: «Ну что там бояться, никого нет, не будь трусом» и т. д. В этом случае родитель точно не проявляет эмпатии. Если родитель искренне не понимает и не принимает того, что ребёнок боится, мы имеем дело со взрослым, у которого низкий уровень эмапатии. Это взрослый, который не может в некоторых ситуациях поставить себя на место другого и предположить, что чувствует ребёнок, когда заходит в тёмную комнату. Человек с развитой эмпатией не должен испытывать те же чувства, что тот, на кого направлена эмпатия. Человек с развитой эмпатией может просто понять, что можно чувствовать то, что чувствует другой, даже если сам никогда этого не переживал.

Итак, основа формирования эмпатии – это проявление эмпатии по отношению к ребёнку.

Второй этап

Следующий этап развития эмпатии у ребёнка – это осознание ребёнком собственных эмоций и чувств. Тот, кто может понимать, что с ним происходит, будет лучше впоследствии понимать чувства другого человека. Конечно, каждый ребёнок испытывает, например, ощущение боли при ожоге или расстраивается, когда мама уходит из дома. Но маленький ребёнок не может ещё осознать собственных чувств и выразить их. Поэтому важно, чтобы родители помогали ребёнку осознавать и выражать собственные переживания.

Например, мама должна уйти и оставляет двух-трёхлетнего ребёнка с няней. Ребёнок плачет и не отпускает маму. Если мама говорит: «Не реви, ничего страшного не происходит», то она не выражает чувств, которые испытывает ребёнок. Если же мама говорит иначе: «Тебе грустно, что я ухожу. Знаешь, мне тоже грустно уходить. Но я должна сейчас пойти на работу (к врачу, на почту). Это очень важно. Я вернусь после обеда, и мы вместе погуляем», то она говорит о чувствах ребёнка, принимает их и помогает ему их осознать. Через некоторое время ребёнок сам начнёт говорить о том, что чувствует.

Третий этап

И заключительный этап развития эмпатии – осознание того, что предположительно чувствует другой человек. Это уже переход собственно к сопереживанию. Но сопереживание другому человеку невозможно без осознания того, что чувствует другой человек. На этом этапе родителям важно беседовать с детьми, важно обсуждать различные ситуации, которые возникают в жизни. Для практики подходит все: реальные жизненные ситуации, которые произошли с вами или с другими людьми, ситуации, взятые из художественных произведений, фильмов или мультфильмов. Вы можете обсуждать как жизненные ситуации, участником которых являетесь вы или ребёнок, так и те ситуации, в которых вы – сторонний наблюдатель.

Вот, к примеру, вы видите, как другой ребёнок упал с горки. Он плачет. Если ваш ребёнок обратил на это внимание, вы можете просто прокомментировать ситуацию: «мальчик упал, ему больно». Даже двух-трёхлетний малыш на основе таких высказываний родителей и собственных наблюдений начинает делать выводы: мальчик упал, он плачет потому, что ему больно. Но одних наблюдений (падение и плач) ребёнку недостаточно, чтобы сделать вывод о состоянии и чувствах другого ребёнка. В этом ему нужна помощь взрослого.

Можно аккуратно наводить ребёнка на мысль о возможной помощи другому. Так, если ребёнок видит, что один ребёнок отобрал у другого игрушку, то, естественно, он видит слёзы обиженного малыша. Но снова ребёнку из фактов (отобранная игрушка, слёзы) непросто сделать выводы об эмоциональном состоянии другого, а, следовательно, он не может посочувствовать. И снова на помощь может прийти родитель: «Девочка плачет. У неё отобрали игрушку. Она очень расстроена. Может быть, предложить ей поиграть с нами в мяч. Как ты думаешь?». Родитель чётко обозначает факты, которые наблюдает и он, и ребёнок делает предположения о состоянии другого. Кроме того, родитель предлагает ребёнку каким-то образом, в меру своих сил и возможностей, помочь девочке. То есть родитель показывает, как можно поступить в данной ситуации. Ребёнок может откликнуться на ваше предложение и предложить девочке совместную игру, а может не захотеть этого сделать. Не стоит настаивать на том, чтобы ребёнок делал то, к чему не готов. Нельзя сопереживать по команде, нельзя проявлять эмпатию под давлением взрослого.

И последнее, о чём хочется поговорить, – как родители могут сдерживать развитие эмпатии у ребёнка. Да, и такое может быть. Приведём пример. Пятилетний Игорь увидел, как на площадке у маленького мальчика сломалась машинка. Игорю стало жалко мальчика, и он решил подарить ему свою машинку. Ему хотелось порадовать малыша. Но бабушка рассердилась и сказала, что нельзя раздаривать игрушки, что родители покупают ему игрушки не для того, чтобы он их раздавал направо и налево. Игорь погрустнел… Бабушка прервала порыв Игоря. А ведь очень важно, что Игорь заметил, – другому плохо, сумел посочувствовать и даже подумал о том, как он может помочь. То есть можно сказать, что способность к сопереживанию у Игоря вполне развита. Но так как ему не удалось воплотить свои замыслы в жизнь, то с некоторой вероятностью он в дальнейшем не будет пытаться что-то сделать для другого.

Способность сопереживать, понимать, чувствовать другого – сложный феномен. Большое количество обстоятельств жизни как способствуют, так и препятствуют развитию эмпатии.