Меню

Воспитание правильной речи у детей

Воспитание правильной речи у дошкольников

Велико значение семьи в воспитании правильной речи у детей. С са­мых ранних лет именно влияние взрослых определяет правильность, точность, выразительность речи малыша.

Как бы ни были заняты родите­ли, всегда надо найти время, чтобы побеседовать с ребенком. Каждая минута общения со взрослыми чему-то учит малыша, развивает его, воз­действует на его чувства и соз­нание.

Совместная деятельность детей и взрослых — игры, чтение вслух, рас­сматривание картин и иллюстраций, экскурсии — не только вызывает эс­тетические представления, чувства, но и знакомит детей с новыми по­нятиями, образами, словами, разви­вает речь.

Однако будущему школьнику не­достаточно лишь хорошо развитой речи, дающей ему возможность сво­бодно общаться с окружающими. У него должен быть развит фонематический слух. В школе от ребен­ка потребуется умение делить слова на слоги, слоги на звуки, устанавли­вать последовательность звуков в слове.

Упражнения для правильного развития речи у ребенка

Как и когда же вводить ребенка в мир звучащего слова?

Специально знакомить ребенка со словом следует уже на пятом году жизни, знакомить систематически (не реже двух-трех раз в неделю).

В утренние, дневные, вечерние ча­сы, находясь дома или на прогулке, взрослые в течение пяти — десяти минут играют с ребенком в «слова и звуки». В этих играх дети сопоставляют слова, находят сходные и различные по звуковой окраске, выделяют рифмующиеся слова, опреде­ляют, какие это слова (тихие, звонкие, длинные, короткие).

Для игр и упражнений подбирает­ся разнообразный наглядный мате­риал: картинки, игрушки, окружаю­щие предметы быта. Эти наглядные опоры помогают ребенку сосредото­чить внимание на слове-названии предмета, подкрепляют интерес к звучанию слова и не дают утомлять­ся.

Воспитание правильной речи у детей. Родителям следует обратить вни­мание на то, чтобы ребенок созна­тельно научился употреблять тер­мины «слово» и «звук».

Так, в сказках «Горшок каши», «По щучьему веленью» действия ге­роев зависят от произнесения опре­деленного слова. Художественная форма рассказа или стихотворения (произведения Б. Осеевой, А. Барто «Игра в слова», Б. Заходера «Кит и кот» и др.) помогает понять практи­ческую значимость звучащего слова. Слушая строки из «Айболита» К. Чуковского: «И вперед поскакал Айболит, И одно только слово твердит: «Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!» — ребенок понимает, что если доктор Айболит забудет нужное слово — название места, куда он направля­ется, то плохо придется больным зве­рям.

Для правильного развития речи полезно проводить такие упраж­нения: взрослый, читая художест­венный текст или загадку, умышлен­но не договаривает во фразе одно слово, а ребенок, сообразуясь со смыслом, добавляет к сказанному слово. Например:

«Бегать быстро я могу,
Я по улице…»

«Молодчина эта Нина:
Лепит все из…»

Еще одна игра-задание: кто-то из взрослых вспоминает о том, как они отдыхали летом (у моря, у реки, в лесу), и предлагает назвать слова, которые бы характеризовали данный объект («Вспомни, какое море?»). Играющие (а в игре могут участвовать и другие члены семьи называют: «теплое», «соленое», «синее», «черное», «тихое» и т. д. Можно порассуждать вслух о том. как понять слова «бурное море»; когда о море можно сказать, что оно «проз­рачное», а когда «пенистое» и т. п. Непременно дайте возможность и малышу высказать свое мнение, не забудьте похвалить его, если он отвечает правильно, метко и точно; но найдите возможность и тактично поправить его, если он какие-то сло­ва произносит неверно, нечетко, уточните смысл отдельных слов и выражений («Как ты это пони­маешь?», «А как об этом можно ска­зать по-другому?»).

Так же проводится и словарное упражнение на подбор глаголов к существительному, слов-действий. На вопрос взрослого «Что делает ко­тенок? » ребенок может ответить: «Мурлычет, мяукает, прыгает, ца­рапается, лакает, спит, кувырка­ется, играет, умывается» и т. п. Очень хорошо, если этому будут предшест­вовать наблюдения за «объектом разговора».

Упражнения для правильного развития речи у ребенка. Во время прогулок родители, беседуя с ребенком о погоде, могут незаметно для него обогатить eго речь наречиями, которые, к примеру, описывают состояние погоды: холод­но, ветрено, дождливо, тепло, сыро, туманно, прохладно, жарко, солнечно и т.д.

Очень полезны упражнения, в ко­торых ребенку приходится творче­ски подыскивать самое удачное сло­во-название к рассматриваемой картинке, игрушке, придумывать заглавие из одного слова к отрыв­ку читаемой книги или сказки. Возь­мите какую-то любимую ребенком книжку с картинками, скажем,«Три медведя». Она и будет материалом упражнений для развития речи ребенка:

— Узнаешь, кто нарисован на этой картинке?
— Да, медведи из сказки «Три медведя».
— Это медвежья семья: мишка-папа, мишка -мама и мишка-сынок. Три мишки. Посмотри и скажи, этот мишка какой?
— Большой.
— А этот?
— Поменьше.
— А сынок?
— Совсем маленький.
— А назовем-ка каждого мишку по-своему. Ведь они разные, а мы и одного, и второго, и третьего на­зываем одним и тем же словом: мишка. Подберем сначала слова для маленького мишки, такие слова, по которым можно было бы сразу до­гадаться, что он маленький.
— Мишенька.
— Ммиишшееннькаа. Ласковое слово и звучит приятно. Повтори те­перь ты. А как еще можно назвать маленького мишку?
— Мишутка.
— Хорошее слово. Слышишь, как оно звучит? Ммиишшууткаа. А ка­кими еще словами можно назвать маленького мишку?
— Медвежонок. Малышка. Сынок.
— Теперь будет понятно: Мишень­ка, Мишутка, медвежонок, малыш­ка, сынок — мы говорим о маленьком мишке. Какими словами можно на­звать самого большого мишку-папу?
— Медведь.
— А еще?
— Медведище.
— А это слово уже звучит по-дру­гому. Послушай: ммеедввеедиищщее. Повтори так же. Можно ска­зать про него сразу два слова: медведюшка-батюшка. А как еще мож­но его назвать?
— Михайло, косолапый, Топтыгин.
— Теперь будем говорить о миш­ке-маме. Как ее зовут?
— Медведица.
— Хорошо. А по другому?
— Медведица-мама.
— А можно сказать и такие сло­ва: медведица-матушка.
— А еще—Настасья Петровна.
— Видишь, для каждого мишки можно найти разные слова, по-свое­му назвать каждого из них.

Важно предлагать детям упраж­нения, которые заставляют размыш­лять по поводу увиденного и услы­шанного:

«Ты кто?» (Ребенок отвечает: сын, дочь, ребенок, человек, мальчик, Са­ша, девочка, сестра, брат, внучка, шалун, дошкольник).
«Вспомни, что умеет человек?» (Работать, радоваться, шить.)
«Про что и про кого можно ска­зать «высокий»?» (Человек, дом, стол.)
«Каким другим словом можно за­менить слово «дом»? (Строение, зда­ние.)
«Придумай название этой картин­ке— самое лучшее, самое удачное, правильное. Можно из одного, двух, трех слов».
«Какое новое слово может полу­читься от слова «рыба»? (Рыбак, рыбачка, рыбалка, рыбаки, рыба­чить.)
«Что можно сказать про листья, когда их колышет ветер?» (Они ше­лестят, шепчутся, шумят, качаются, трепещут, шевелятся, шуршат, кру­жатся, перешептываются.)
«Придумай название сказки (от­рывка из книги), состоящее из од­ного слова (двух, трех слов)».

Если вашему ребенку уже испол­нилось пять или шесть лет, то ему можно предложить задания, рассчи­танные на усвоение слогового ана­лиза слов (назвать слова, состоящие из двух частей: «ма-лыш», «сы­нок», «мед-ведь», «па-па»; из трех частей: «ми-шень-ка», «ми-шут-ка», «Ми-хай-ло»).

Последующие задания дадут воз­можность закрепить знания ребенка о составе предложения, помочь ему самостоятельно составлять предло­жения из двух-трех-четырех слов, определять последовательность в них слов, выделять слова из предложения. Она рассчитаны на дли­тельное усвоение, к ним придется обращаться в течение года неодно­кратно:

«Составь предложение о медве­жонке из двух слов. Какое слово первое? Какое второе? Произнеси не спеша слова друг за другом так. как они идут в предложении. Начерти, громко проговаривая сло­ва, черточки на бумаге, чтобы их длина примерно соответствовала длине слова.
Скажи предложение о медвежон­ке из трех слов. Какое третье сло­во? Второе?
Нужно сказать длинное предло­жение, но в нем должны быть сло­ва «медвежонок-несмышленок». За­пишем это предложение черточками. А как составить предложение про медведя из трех слов? А еще как иначе?
А можешь составить предложение о медведице из четырех слов?
Придумай сказку со словами «То­птыгин», «Михайло».
А теперь все мы (ты, мама, папа и бабушка) будем придумывать сказку со словами «медведюшка-батюшка» и «мишутка». Самую весе­лую и интересную из наших сказок мы запишем в книгу «Наши сказки». Эту книгу мы сделаем сами».

Метки: правильное развитие речи у ребенка, упражнения для развития речи ребенка, воспитание правильной речи у детей.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Воспитание правильной речи у детей. Практическая логопедия

Эта книга поможет родителям под руководством специалиста-логопеда в коррекции произношения детьми шипящих звуков [ш], [ж], свистящих звуков [с], [з] и сонорного звука [р]. Предложенные упражнения разовьют речевые структуры, стимулируют употребление правильного звука в обиходно-бытовом общении, игровой и учебной деятельности, помогут ребенку обрести уверенность в собственных возможностях.

Твердый переплет, 288стр.
Тираж: 4000
Формат: 84×108/32

Твердый переплет, 288стр.
Тираж: 4000
Формат: 84×108/32

Эти книги тоже могут вас заинтересовать

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

Читайте так же:  Женщины младше школьного возраста

реферат.логопедия / левина воспитание правильной речи у детей

Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи у детей [Текст] : Печатается по решению ученого совета института дефектологии АПН РСФСР / Р.Е. Левина // АПН РСФСР.

ВОСПИТАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ Р.Е. Левина

Академия Педагогических Наук РСФСР Институт дефектологии

(Институт коррекционной педагогики РАО), Москва

Данная брошюра имеет целью ответить на многочисленные вопросы родителей и учителей о нарушениях речи и письма у детей. Автор излагает основные сведения, касающиеся формирования речи у ребенка, описывает наиболее распространенные недостатки речи (неправильное произношение, заикание) и письма у детей. В доступной форме даются указания о приемах исправления этих недостатков.

Первые слова и фразы, произнесенные ребенком, — долгожданное событие в семье, большая радость для родителей.

Ребенок, который понимает обращенную к нему речь и сам начинает говорить, приобретает новые средства общения, полнее воспринимает окружающий мир, усваивает знания, не доступные ему ранее.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов. » 1

При формировании речи важное значение имеет нормальное развитие слуха и речевого аппарата. На 2—4-й неделе своей жизни ребенок начинает реагировать на различные звуки, в том числе и на человеческий голос. Он как будто прислушивается к этим звукам, сосредоточивая свое внимание на них. В начале второго месяца у младенца можно заметить ответную улыбку на слова, обращенные к нему.

Лепет, гуление, подражание звукам — это ответные реакции ребенка на воспринимаемые им слуховые впечатления.

1 К Д. Ушинский, Собр. соч., т. 2, РСФСР, 1948, стр. 560.

В конце первого или начале второго года жизни появляются начатки речи, но лишь к 4—5 годам ребенок приобретает достаточный запас слов и начинает грамматически правильно строить фразы, нормально произносить звуки.

Развитие речи тесно связано с общим развитием психики ребенка. Поэтому от правильной организации общего режима и режима игровой и речевой деятельности ребенка зависит успешное развитие его речи.

В раннем возрасте ласковый материнский голос успокаивает малыша, вызывает его первую улыбку, служит источником для подражания. Очень важно поэтому, пеленая ребенка, совершая его туалет, вынимая его из кроватки для кормления, говорить с ним, вызывать его ответную улыбку. Задолго до того, как ребенок начинает понимать значение обращенных к нему слов, он способен реагировать на эмоциональный тон и оттенки голоса, которые вызывают у него ответную голосовую реакцию. Слыша разнообразные оттенки голоса, младенец старается подражать им.

Чем активнее протекает период лепета, тем чаще младенец повторяет некоторые звуки (ба, ма, па, тя, дя и др.), упражняя при этом свой речевой аппарат. Поэтому важно всегда поддерживать у малыша бодрое состояние, постоянно побуждать его к лепету.

С 9—11 месяцев ребенок старается подражать определенным звукам, произносимым взрослым. Эту способность надо развивать в форме живой, веселой игры, сопровождающейся радостным настроением ребенка. Вначале следует брать для подражания те звуки, которые встречались в лепете, постепенно присоединяя и другие (ба-ба-ба, ма-ма-ма и т.д.). В этих «упражнениях» ребенок проявляет и тренирует способность пользоваться слуховым и зрительным контролем, прислушиваясь к речи взрослого, а также глядя на губы говорящего.

На втором году жизни, особенно в конце его, подражание приобретает осмысленный и целенаправленный характер. В это время дети начинают самостоятельно копировать то, что слышат вокруг.

Появлению собственной речи предшествует возникновение понимания. Как известно, ребенок проявляет способность понимать обращенные к нему слова задолго до возникновения самостоятельной речи. Накопляемый им запас слов так

называемой пассивной речи как бы прокладывает путь к последующему самостоятельному пользованию этими словами.

Начатки понимания речи, доступные ребенку уже до одного года, выражаются в умении показать названных ему наиболее близких людей, некоторые привычные предметы окружающей обстановки. Постепенно эта способность развивается, расширяется круг предметов, которые ребенок может научиться указывать в ответ на слова, названные взрослым, Следует развивать эту способность, приучать ребенка слушать и различать простейшие вопросы: где глаза? Где нос? Где уши? Где ботинки? Где чулки? С 2—3-летним ребенком полезно совместно рассматривать предметы, «разговаривать» по поводу этих предметов, сравнивать их, называть части и свойства различных предметов.

Когда ребенок становится старше и начинает интересоваться изображениями, можно с большой пользой проводить беседы по картинкам. На первых порах можно ограничиться тем, что ребенка просят показать тот или иной предмет на картинке, например: где кошка? Где у нее глаза, усы, уши, хвост? Где машина? Где колеса? В приведенных примерах обе картинки (кошка, машина) эмоционально приятны ребенку, что составляет важное условие его заинтересованности,

Очень рано можно проводить игру с парными картинками. Ребенок по называнию взрослого и показу одной картинки подыскивает для нее парную. Далее ребенок находит картинку только по одному ее названию. Более сложный вариант игры связан с выделением действий и качеств предметов. (Найди белую кошку; найди красный мяч и т.д.)

Во время еды надо называть пищу, которую дают ребенку, посуду, из которой он ест. Во время одевания следует спокойно и ласково называть предметы одежды, части тела и т. п. Очень полезны маленькие поручения: принеси чашку, передай хлеб и т. д. По мере развития понимания речи поручения усложняются: принести можно предмет, находящийся перед глазами, и предмет, находящийся в другой комнате. Во втором случае задача усложняется. Принести можно карандаш определенного цвета (выбрав его среди других), большой мяч, а не маленький, и т.д.

При помощи речи удается расчленить окружающий мир в сознании ребенка на отдельные категории (действия, качества, количества). Это приводит к

активизации мышления и наблюдательности ребенка. Чем полнее и отчетливее он видит, осязает, воспринимает предмет и его свойства, тем скорее он запоминает его название.

Вслед за развитием понимания ребенок начинает самостоятельно пользоваться словами. Слыша речь взрослых, слова, произносимые ими в разнообразных ситуациях, ребенок постепенно усваивает их значение, пополняет свой запас слов. Делая попытки вступить в общение с окружающими, он упражняется в выборе новых слов. Удачный опыт подкрепляется, неудачный — заставляет отказаться от неправильно употребленного слова, искать другое, более подходящее. В течение всего дошкольного детства у ребенка наблюдается живой интерес к речи, который сопровождается активным накоплением запаса слов.

При формировании речи, ребенка всегда имеется индивидуальное своеобразие. У одних детей речь возникает рано и развивается очень интенсивно. По отношению к таким детям излишняя активизация речи чрезмерное злоупотребление чтением вслух, рассказывание и т.д. — может оказаться мало полезной и в некоторых случаях даже осложнить формирование речи.

У других детей речь появляется с задержкой, развивается Медленно. Таких детей необходимо учить правильно произносить звуки, называть предметы, строить фразу, рассказывать, наблюдать за речью окружающих. Делать это нужно осторожно, не перенапрягая силы ребенка, не браня и, не одергивая его.

В старшем дошкольном возрасте важной задачей является подготовка ребенка к обучению в школе. В этом возрасте надо учить дошкольника связно и последовательно передавать виденное, правильно произносить слова и фразы. Дошкольник, даже хорошо владеющий речью, часто, например, не осознает, что слово состоит из отдельных звуков. Но достаточно привлечь внимание ребенка к звуковой стороне речи, как она становится источником его активных наблюдений.

Занятия с дошкольником, разумеется, не должны его обременять, они должны проводиться в форме игры. Очень важны при этом нормальный темп речи окружающих, чистота произношения, а также спокойное отношение к ребенку.

Не у всех детей процесс овладения речью совершается одинаково успешно. Нередко наблюдаются случаи, когда в период формирования устной, а в дальнейшем и письменной речи возникают различные отклонения, нарушающие

нормальный ход ее развития. К таким отклонениям надо отнестись очень внимательно и своевременно их устранить, иначе они могут задержать умственное развитие ребенка, травмировать его психику. В школьном возрасте недостатки речи часто мешают успешному обучению.

Помощь детям, имеющим недостатки речи, оказывается в большинстве крупных городов, где работают логопеды. В трудных случаях необходимо обращаться именно к этим специалистам, а в более легких можно и в домашних условиях помочь ребенку освободиться от имеющегося у него недостатка речи.

Иногда у детей наблюдаются недостатки произношения и заикание. Под недостатками произношения подразумевается неправильное пользование звуками, когда дети, например, ш произносят как с (сапка), вместо р говорят л (лука), вместо б — п (потинки) и т. д. Бывает и так, что дети произносят тот или иной звук нечетко, например, звук с произносят межзубно, т. е. с просунутым между зубами языком; некоторые дети умеют произносить звук в отдельности, но в словах и развернутой речи смешивают его с другим. Неправильное произношение звуков нередко сопровождается их перестановками, пропусками и другими нарушениями структуры слова.

Дети 6-летнего возраста, а тем более 7-летнего, поступающие в школу, обычно правильно произносят все звуки. Однако у некоторых детей этого возраста, а подчас даже более старших, произношение оказывается еще несформированным, и тогда родители должны на это обратить специальное внимание, не дожидаясь естественного преодоления речевого недостатка самим ребенком.

Читайте так же:  Сколько каши можно есть в день 5 месячному ребенку

Правильное и четкое произношение слов ребенком нужно для того, чтобы его речь была понятной для окружающих людей. Вместе с тем неправильное произношение может мешать пониманию самим ребенком речи других.

Приведем некоторые примеры смешения значений слов, которые мы наблюдали у детей с неправильным произношением. Слово гроза понималось детьми как глаза, колос — как голос и т. д. Эти примеры показывают, что нарушения произношения могут явиться помехой для успешного накопления словаря и, следовательно, для общего развития ребенка.

Дети, поступающие в школу с неправильным произношением, нередко плохо читают и пишут. Причиной недоразвившегося произношения часто является

неправильная речь окружающих. Если кто-либо из домашних плохо произносит тот или иной звук, то и ребенок, подражая им, приобретает те же навыки неправильного произношения. Точно так же отрицательно влияет на речь ребенка общение с другими детьми, имеющими недостатки в произношении. Приведем примеры такого влияния,

Среди детей 6-летнего возраста, живущих в одном дворе и постоянно играющих вместе, наблюдалось одно и то же отклонение в произношении, а именно межзубное произношение звука с. Как выяснилось, этим недостатком страдала сестра одного из дошкольников, которая постоянно играла с малышами.

Другой пример. Одна девочка неправильно произносила звук р. Выяснилось, что родители, уходя на работу, оставляли свою дочь у соседки, в речи которой отмечалось горловое произношение звука р.

Подобных примеров можно привести множество. Все они ясно указывают на то, что чистота речи окружающих ребенка людей необходимое условие нормального развития его произношения. Очень важно, чтобы ребенок слышал вокруг себя правильную, не убыстренную, четко интонированную речь.

Конечно, далеко не всегда родители могут создать такие идеальные условия и устранить в домашней среде нежелательные примеры неправильного произношения. Однако отрицательное влияние неправильного произношения может быть предупреждено, если родители будут внимательно следить за тем, чтобы ребенок подражал только образцам правильной речи.

По этим же соображениям взрослым никогда не следует подделываться под детскую речь. Разговаривать с ребенком нужно пользуясь простой, понятной для него правильной речью, с четким, правильным произношением каждого слова и в нормальном темпе.

Довольно часто причина, обусловливающая недостатки произношения, заключается в сниженном слухе ребенка. Нередко даже и очень незначительное снижение слуха мешает нормальному развитию произношения. Родители, заметив, что процесс формирования произношения затягивается, должны раньше всего проверить у специалиста слух ребенка.

Но у некоторых детей и при нормальном слухе самостоятельно не вырабатывается привычка прислушиваться к речи окружающих, сопоставлять

правильное и неправильное произношение, чтобы таким путем овладеть более правильной речью. У одних детей это происходит из-за неразвитого слухового восприятия, а у других из-за безразличного отношения к тому, как они говорят. Иные дети, напротив, проявляют чрезмерную осторожность: боясь ошибиться и вызвать насмешку окружающих своей неправильной речью, они предпочитают обходить трудный для них звук, что также мешает выработке правильного произношения.

Нередко причиной недостатка речи является неправильное строение или недостаточная подвижность органов речи (языка, зубов, нѐба, губ). В этих случаях следует обратиться к врачу и к логопеду для проведения лечебных и педагогических мероприятий.

Развитие правильного произношения нельзя предоставлять самостоятельным усилиям и возможностям самого ребенка. Заметив отставание в развитии произношения, надо направить внимание и интерес ребенка к звуковой стороне речи, приучать его прислушиваться к речевым звукам и выделять их в простых словах. Также полезно привлечь внимание ребенка к сравнению на слух правильного и неправильного произношения слова и добиться того, чтобы он стремился к более четкому произношению.

Недостатки речи бывают различной степени сложности. У некоторых детей вся речь оказывается невнятной. В подобных случаях родителям нужно обратиться за помощью к логопеду. Но часто отмечается недостаток в произношении лишь единичных звуков. Если этот недостаток легко поддается исправлению, то родители могут сами помочь ребенку.

Раньше всего, заметив отставание в развитии произношения, необходимо выяснить, в чем именно оно заключается, так как недостатки произношения чаще всего касаются строго определенных звуков. Родители часто затрудняются в точном определении, недостатка произношения и называют любую неправильную речь ребенка «картавой» или «шепелявой».

Точное представление об особенностях произношения можно легко составить при помощи набора картинок: ребенок называет то, что изображено на картинках, и это позволяет выявить имеющиеся в его речи недостатки. Можно рекомендовать, например, следующие картинки.

Для выявления произношения

т —тарелка, туфли

Определив, таким образом, какие звуки ребенок неправильно произносит в словах, необходимо проверить, умеет ли он вообще эти звуки произносить. Для этого следует предложить ребенку повторять за взрослым отдельные звуки, например, ш, ж и т, д.

Если ребенок правильно произносит звук отдельно, необходимо проследить, чтобы он так же произносил его и в словах. В тех случаях, когда ребенок не произносит звук вовсе, необходимо специально заняться формированием звука. Для этого следует прежде всего обратить внимание самого ребенка на недостаток его произношения. Покажите примеры правильного произношения звука на слух и при этом сосредоточьте внимание на положении органов речи, на различии правильного и неправильного произношения.

Побуждая ребенка к правильному произношению на слух, следите за тем, чтобы ребенок, воспроизводя звук, прибегал к правильной артикуляции (работа органов речи). Нередки случаи, когда требование произносить звук по определенному образцу только на слух приводит к неправильному положению органов речи. Например, можно научиться произносить ш у нижних зубов, что придает неправильный оттенок этому звуку; р — вибрацией у щеки, а не у верхних альвеол.

Такие нежелательные явления можно предупредить, если одновременно с подражанием на слух показать ребенку правильную артикуляцию и в дальнейшем следить за ее соблюдением.

При показе травильной артикуляции полезно пользоваться зеркалом, в котором ребенок может одновременно видеть положение органов речи у себя и у обучающего.

Не рекомендуется одновременно исправлять произношение нескольких звуков.

Недостатки произношения у детей чаще всего связаны с неразвитым слуховым вниманием, с отсутствием привычки вслушиваться в речь окружающих, с неумением прислушиваться к своей собственной речи и контролировать ее, сравнивать с речью окружающих. Поэтому подчас достаточно применить рекомендованные выше мероприятия для того, чтобы исправить имеющиеся у ребенка недостатки речи.

Укажем положение органов речи, на которое нужно обращать внимание при исправлении, произношения отдельных звуков.

При произношении звука с язык упирается в нижние зубы и образует желобок, по которому идет выдыхаемый воздух. По бокам желобок закрыт боковыми краями языка. Струя воздуха холодная, и ребенок может это ощутить, если ко рту поднесет руку (тыльной стороной кисти).

Если ребенок не сразу усваивает правильную артикуляцию этого звука и пытается поднять язык к верхним зубам, можно взять чистую тоненькую палочку, и ею, опустить язык к нижним зубам.

Звук з произносится так же, как и звук с, только с участием голоса.

При произношении звука ш губы слегка выдвинуты вперед трубочкой, зубы слегка приоткрыты (на расстоянии примерно 1 мм), кончик языка поднят вверх. При произношении звука ш выдыхаемая струя должна быть теплой.

Звонкий звук ж произносится так же, как и звук ш, с той лишь разницей, что ребенку дается возможность осязать вибрацию, приложив руку к гортани взрослого в момент произношения этого звука, непременно со звуком ш.

При упражнениях по закреплению звука в речи ребенка нужно следить за четкостью произношения и приучать его улавливать этот звук на слух в речи других и находить в словах.

Особенно внимательно следует отнестись к произношению детей,

поступающих в школу. Опыт показывает, что во многих случаях школьники,

имеющие недостатки произношения, с трудом овладевают грамотой и часто, несмотря на все старания, не успевают по русскому языку. Это объясняется несформированностью их представлений о звуковом составе слова.

Такие дети медленнее других усваивают грамоту, а в. дальнейшем делают гораздо больше ошибок, чем учащиеся, обладающие правильной, чистой речью. Ошибки письма у детей с недостатками произношения не только более многочисленны, но и очень своеобразны.

Вот какой вид имеет письмо ученика II класса Лени А.

Шила у Педи пелка (Жила у Пети белка).

На савоте сакутел куток (На заводе загудел гудок).

В произношении этого мальчика, хотя он учился за II классе, наблюдались такие недостатки: вместо з произносил с, вместо д —т, вместо г — к, вместо р — ли др. Приведем примеры неправильного произношения слов этим мальчиком. Вместо труба он произносил тлу-па, грибы — как клипы, ящик — как ясик и т. д. Леня был оставлен на второй год, ему пришлось организовать специальную логопедическую помощь, чтобы обеспечить исправление речи.

Для того чтобы предотвратить подобные неудачи в обучении, необходимо своевременно позаботиться об устранении недостатков произношения. Но этого мало. Выше отмечалось, что старший дошкольник способен не только правильно произносить звуки, но и осмысленно выделять их на слух в речи других. Следует эту способность пробудить и всячески развивать. Можно легко приучить ребенка еще до поступления в школу прислушиваться к произношению окружающих, указывать ему на образцы хорошей, правильной речи, которой следует подражать. Необходимо воспитывать внимание к звуковой стороне речи. В 6- летнем возрасте ребенок уже способен ответить на вопрос, какой первый звук в слове, подбирать другие слова на такой же звук, сравнивать слова, отличающиеся одним звуком, и указывать, в чем их разница не только по значению слов, но и по звучанию ( жук—лук, мак—рак т.д.). К моменту поступления в школу ребенок должен обладать не только чистой речью, но и быть достаточно подготовлен к звуковому анализу слов.

Читайте так же:  Воспаление печени симптомы у детей

Если такая подготовительная работа не была проведена, школьник с неправильной речью, как отмечалось, плохо пишет и, несмотря на все старания,

Воспитание правильной речи у детей

Е сли у вашего ребенка проблемы с речью, у него плохое звукопроизношение и он посещает занятия с логопедом, все равно работа самого лучшего логопеда не даст хороших результатов, если вы дома не будете ежедневно заниматься с ребенком. Однако, необходимо не только научить ребенка правильному звукопроизношению, но и узнать и понимать те слова, которые он слышит, а также правильно употреблять их.

Формирование речи происходит, прежде всего, в постоянном общении со взрослыми. Возвратившись из детского садика или с прогулки, обязательно вспомните, что видели, спросите у ребенка, что он делал в садике, с кем играл, какие были занятия.

Если ребенку трудно рассказывать, попробуйте задавать наводящие вопросы. Все дети любят рассматривать картинки в книгах, делайте это вместе с ними и обязательно просите их рассказывать, что там изображено. Необходимо научить ребенка пересказывать прочитанное.

Начните с самых маленьких сказок, в которых много повторов. Читайте их до тех пор, пока ребенок сможет их хорошо пересказывать. Но помните, что читать детям надо выразительно, стараясь голосом и интонациями выделять разговорную речь, чтобы страшные слова лисы или волка «Я тебя съем» звучали, действительно выразительно.

Считалки, потешки и загадки легко запоминаются и развивают память, что способствует расширению активного и пассивного словаря. Чистоговорки помогают выработать правильное звукопроизношение. Кроме того, необходимо научить ребенка слышать и дифференцировать звуки. Поиграйте с ребенком в следующую игру: пусть он отвернется, а вы подвигайте стулом, потопайте, постучите ложками или произведите любые другие звуки, а ребенок должен отгадать, что вы делаете.

Можно поиграть в ловитки: у одного игрока глаза завязаны, а другой бегает по комнате с колокольчиком. Можно завести будильник, спрятать его и предложить ребенку определить откуда раздается звук. Придумывать любые игры, лишь бы они способствовали развитию звукового восприятию.

М.М. Кольцова установила, что развитие речи тесно связано с развитием моторики, особенно мелкой моторики пальцев рук.

Поэтому надо постараться увлечь ребенка пирамидкой, кубиками, мозаикой. Детям легче вначале играть с крупными игрушками, но постепенно размер кубиков, конструктора должен уменьшаться, чтобы ребенок мог построить домик даже из палочек размером со спичку.

Мальчику можно предложить навинтить гайки на болт, а девочки будут с удовольствием нанизывать бусинки на нитку. Старайтесь не просто дать малышу построить дом, собрать картинку в мозаике, но при необходимости помогите ему, не забыв показать как надо брать предмет.

Прежде чем приступить к занятиям, выясните точно, какие именно звуки плохо произносит ребенок.

Начиная заниматься с ребенком, родители должны помнить, что только интересные занятия, поданные в виде игры, будут эффективны. Нельзя просто сказать малышу: «Иди сюда, мы будем учиться правильно говорить». Скорее всего, в такой ситуации ребенок просто испугается, замкнется в себе, и занятия будут бесполезными.

Игра должна быть живой и интересной, поэтому постарайтесь найти яркие цветные картинки, а иногда за хороший урок выдать ребенку приз. Очень важно научить малыша контролировать свою и чужую речь. Кроме того, логопедические занятия могут стать неплохой подготовкой к школе, что впоследствии избавит вас от множества лишних проблем.

Прежде чем начать учиться произносить звуки, надо выполнить несколько дыхательных упражнений, которые подготовят артикуляционный аппарат для усвоения звуков, которые малыш плохо произносит. Занятия должны быть короткими, продолжительностью не более 15 минут.

За одно занятие не рекомендуется выполнять более трех упражнений, ребенку трудно долго концентрировать внимание. Только усвоив как следует одно упражнение, можно переходить к следующему, это же относится и к звукам: лишь отработав как следует один звук, можно приниматься за другой.

И еще один совет, прежде чем перейти к отработке звуков, поставьте перед собой зеркало и произнесите, глядя в него, тот звук, который вы будете изучать с ребенком. Внимательно посмотрите и постарайтесь запомнить, какое положение заняли губы, язык, зубы в момент произнесения звука.

Необходимо и ребенка посадить перед зеркалом, чтобы он наглядно видел положение губ и языка при правильном звукопроизношении. Обычно перед зеркалом дети с большим удовольствием выполняют упражнения.

Воспитание правильной речи у детей. Консультация для родителей

Юлия Гурлова
Воспитание правильной речи у детей. Консультация для родителей

Воспитание правильной речи – одна из важнейших задач работников детских садов и родителей. [/i] Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в контакт с окружающими, свободно выражает свои мысли, желания. Неясная речь затрудняет общение ребенка с окружающими. Уже с 4- 5 лет многие дети начинают замечать недостатки своей речи и болезненно их переживают. Более серьезно встает вопрос о чистоте детской речи с поступлением ребенка в школу. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость ученика.

Большинство детей старшего возраста (6 – 7 лет) говорит правильно, но у некоторых речь не совсем чистая. Одни заикаются, другие заменяют, смешивают звуки.

Заикан ие – один из тяжелых видов расстройства речи. Нарушается плавность речи, ее ритм вследствие судорог мышц речевого аппарата. При этом наблюдается нервное, торопливое дыхание, иногда нарушается координация более или менее сложных движений. Возникает заикание чаще всего в возрасте от 2 до 5 лет, когда речь ребенка только формируется. Нервная и речевая системы мозга еще не окрепли, их функция легко нарушается.

В основе заикания лежит нарушение деятельности центральной нервной системы.

При болезненном состоянии нервной системы для появления заикания иногда достаточно действие даже не очень сильных, но необычных и длительно действующих раздражителей.

Первоначальное заикание не всегда бывает резко выражено, но если своевременно не будут приняты меры, оно постепенно переходит в тяжелую, стойкую форму. Заметив этот недостаток, родители должны создать для ребенка спокойную домашнюю обстановку, показать ребенка невропатологу и обратиться к учителю – логопеду.

При нормальном развитии речи даже самые сложные звуки р, л, ш, ж должны сформироваться к 5 – 6 годам. Но могут быть и некоторые искажения этих звуков. Причины искажений разные. Иногда это органические причины, то есть поражение или неправильное развитие речевого аппарата – как его периферического, так и его центрального отдела (мозга). Может быть неправильное строение зубов, расчленение верхней губы, неба, а также поражение мозга, вызванное травмой инфекционными заболеваниями. Нередко короткая уздечка языка считается причиной отсутствия звука «р». Раньше уздечку подрезали, сейчас путем различных гимнастических упражнений ее разрабатывают, и язык свободно передвигается в разных направлениях: вверх, влево, вправо.

Чаще мы встречаемся с функциональными причинами недостатков речи, когда они возникают при отсутствии каких – либо грубых нарушений в строении речевого аппарата. В таких случаях говорят о наследственности этих недостатков, если в семье кто то произносит неправильно некоторые звуки. Но это не так. Недостатки речи появляются в результате подражания. Ребенок слышит каждый раз неправильное произношение, начинает подражать родителям и говорить неправильно те же звуки.

Во всех случаях косноязычия нужно как можно раньше обратиться к учителю – логопеду, который даст нужные указания родителям и воспитателям.

Как воспитывать у детей самостоятельность. Консультация для родителей Следует предлагать ребенку самому сделать что-то очень интересное: постирать белье кукле или свою рубашку и порадоваться какими они становятся.

Консультация «Нужно ли воспитывать в ребёнке доброту?» «Доброта – это то, что может увидеть слепой и услышать глухой». Марк Твен При чтении этих слов возникает вопрос, нужно ли доброту воспитывать.

Фотоотчет «Здоровью научить нельзя-надо воспитывать потребность быть здоровым» Детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье,осуществляется процесс развития и становления личности.

Консультация для родителей «Как воспитывать у малыша интерес к изобразительной деятельности?» Консультация для родителей «Как воспитывать у малыша интерес к изобразительной деятельности?» РОДИТЕЛИ! Запомните, что изобразительная деятельность.

Консультация для родителей «Речь детей от 3-х до 5-ти лет как средство общения» Первые слова ребенка обычно вызывают у родителей не меньшее восхищение, чем первые шаги. Правда, первые шаги не означают, что ребенок научился.

Мастер-класс с родителями подготовительной группы «Играя, развиваем речь детей» Воспитатель: Чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, в условиях семьи существует множество различных игр, упражнений,.

Психологический тренинг для педагогов «Как воспитывать детей, что бы они были счастливыми?» Ни для кого не секрет, что процесс воспитания детей один из самых сложных процессов, требующий больших эмоциональных затрат и знаний. Мы.

Развиваем речь детей с помощью мнемотаблиц Прочитав много статей о мнемотехнике в детском саду,я решила их использовать в своей работе с детьми. Сейчас очень много детей с нарушением.

Речь дошкольников. Диагностика словаря детей подготовительной группы Речь дошкольников. Диагностика словаря детей подготовительной группы. Дошкольный возраст – самое благоприятное время для развития речи.

Восприятие и речь у детей дошкольного возраста Восприятие и речь у детей дошкольного возраста Все приобретения ребёнка в раннем детстве возникают под непосредственным влиянием взрослых,.