Меню

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

Статья (младшая группа) по теме:
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста (с 2-х лет) (из опыта работы) (статья)

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста (с 2-х лет) (из опыта работы)

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей – это очень

важная задача, напрямую связанная с физическим и психическим здоровьем ребёнка. Это одна из самых актуальных проблем в работе с детьми раннего возраста.
Развитие культурно-гигиенических навыков, усвоение простых норм и правил поведения – это очень важный процесс в социализации малыша. Дети, попавшие в ясли с двухлетнего возраста, до этого излишне опекаемые родителями, не умеют пользоваться горшком, мыть ручки, причёсываться, одеваться, самостоятельно аккуратно есть, следить за своим внешним видом.
Огромную роль в процессе формирования культурно гигиенических навыков у детей раннего возраста возлагается на доброго, умного, внимательного воспитателя.
Необходимо помнить о том, что для малышей этого возраста важно постоянство условий. Поэтому воспитатель должен продумать всё до мелочей, чтобы ребёнок знал и запомнил, где лежит мыло, где стоит его горшочек, где висит его полотенце и т.д.
«Каждой вещи своё место» — это должно быть основой для педагога, организующего работу по формированию культурно-гигиенических навыков у малышей раннего возраста
Необходимо помнить и о том, что гигиенические процедуры, правильно организованные и проведённые, должны повторяться регулярно, в одно и то же время.
Дети этого возраста не хотят доводить начатое дело до конца, особенно, если это плохо получается. Лишь тогда работа по формированию культурно-гигиенических навыков у детей будет успешной, когда работу организует терпеливый, доброжелательный наставник – воспитатель, который заинтересует, научит, подскажет и поможет.
Маленькие дети, придя в группу, мало знают о предметах гигиены. Необходимо познакомить детей с этими предметами, помочь запомнить их названия, правила обращения с ними. В результате обследования этих предметов гигиены дети полнее узнают об их назначении, выделяют вместе с воспитателем их свойства и качества. Делать это всё надо в игровой форме, так как вся жизнь маленького ребёнка – это игра. Интерес и непроизвольное внимание обеспечивает успех в работе с малышами.
Я хочу поделиться теми приёмами, которые помогли мне и второму воспитателю моей группы добиться хороших результатов по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста. Приобщив к работе родителей, найдя в них соратников, были обшиты несколько кукол, которые помогают детям лучше усвоить те или иные культурно – гигиенические навыки. А до того, как родители помогли нам создать таких кукол, мы пользовались резиновыми игрушками, насаживая их на палочку и вводя их в игру с детьми. Но вернёмся к куклам, которые помогли нам сделать родители:
«Мойдодырик» — научит правильно намыливать ручки, похвалит, принесёт в группу фигурное мыло и расскажет о нём.
«Маша-растеряша» — учится вместе с детишками одеваться, убирать одежду и обувь на своё место.
«Поварёша» — учит аккуратно есть, правильно держать ложку, не пачкать одежду.
В раздевалке всегда сидит кукла «Ванюша», которая следит за тем, как дети собираются на прогулку
К нам приходит «Петрушка» — кукла, которую подарили нам дети подготовительной группы. Эту куклу сделали дети вместе со своими родителями. И мы сразу же нашли ей назначение: теперь Петрушка приходит к нам с подарками, помогает познакомиться с разными предметами, правилами обращения с ними. Все ситуации зависят от задач, которые будем решать в процессе игры с куклой. Например:
«Что подарим кукле?»
«Угости куклу чаем»
«Соберём куклу на прогулку»
«Куколка пришла с прогулки»
«Петрушка идёт в госте к Мише»
«Мойдодырик, научи!» (умение пользоваться мылом и полотенцем)
«Делаем кукле причёску» (использование расчёски, гребешка)
«Кукла заболела» (учим пользоваться носовым платком)

В своей работе по формированию культурно-гигиенических навыков мы широко используем народный фальклор: потешки, пословицы, поговорки:
Водичка – водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки смотрели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб кусался зубок,
Чтоб смеялся роток.

Петушок, петушок,
Подари мне гребешок,
Ну пожалуйста, прошу,
Я кудряшки расчешу.

Кто рукавчик не засучит,
Тот водички не получит.

Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки.

***
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб да ложки!

Приобщая малышей к культурно-гигиеническим навыкам, мы обращаемся и к произведениям детских писателей. Это сказки К.Чуковского «Мойдодыр» и «Федорино горе», адаптированные к кавролину, стихотворение З.Александровой «Я рубашку сшила мишке», стихи И.Гуриной.

В спальне, в столовой,в раздевалке мы прикрепляем прозрачные карманы, в которые вложены все эти отпечатанные стихи, песни, пословицы, потешки, а так же стихи, которые сочиняем сами:

Спать пора,
Закрыли глазки.
Пусть приснятся
Деткам сказки.

С белым мылом
Ручки мыли,
Стали чистыми такими.
Полотенчико возьмем,
Ручку каждую протрём.

Ложку правильно берём,
Супик набираем.
И ко рту её несём
И не проливаем!

Консультация (младшая группа) по теме:
Консультация для родителей « Воспитание культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.»

Предварительный просмотр:

ГАПОУ МОК им. В.Талалихина СП – 10

Консультация для родителей

гигиенических навыков у детей

Период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания культурных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми. Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно. К числу основных условий успешного формирования культурно- гигиенических навыков относятся рационально четкий режим дня и руководство взрослых. Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Обучение действиям по самообслуживанию – трудоемкий процесс. В домашних условиях активность малыша нередко пресекается. Взрослым кажется, что лучше быстрее самим накормить и одеть ребенка, чтобы не терять время зря. Ребенок бунтует, отказывается от еды, прогулки и т.д. Со временем он начинает покорно подчиняться взрослому, теряет интерес к самообслуживанию. Когда же взрослые спохватываются и начинают требовать от ребенка самостоятельных действий, они встречают стойкое сопротивление: «Корми сама!», «Не хочу сам одеваться!» и т.п. Ломка сложившегося стереотипа нелегко дается как ребёнку, так и взрослому. Следует приучать ребенка к самообслуживанию, способствовать формированию таких его личностных качеств, как самостоятельность, инициативность, активность.

Необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. Широко используются дидактические и сюжетно-ролевые игры: «Кукла Катя проснулась», «Кукла Катя обедает», «Подбери посуду для куклы» и т.д. Поддержать у детей хороший настрой помогут стихотворения, потешки, поговорки, пословицы, например:

Моет Вове личико.

Буль-буль-буль журчит водица

Все ребята любят мыться

Ой, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Друг другу улыбаемся.

Льется чистая водица,

Мы умеем сами мыться.

Зубы чистые всегда

У веселого бобра,

Потому что наш бобренок

Чистит их еще с пеленок.

Если носик твой сопит,

Значит, он совсем забит.

Свой платочек доставай,

Нос получше вытирай.

Саша у нас зайчик,

Зайчик Саша – скок-поскок,

Подберет штаны, носок.

Свои вещи не теряет

И на место убираем.

Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки. Чтобы ускорить формирование культурно- гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: «Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?». Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиенических навыков. В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. Внешний вид взрослых, их поведение служат образцом для детей; их указания не должны идти вразрез с собственным поведением, так как ничто не проходит мимо внимательных детских глаз. «Если вы требуете, чтобы дети за обедом не читали книгу,— советовал А. С. Макаренко,— то и сами этого не должны делать. Настаивая, чтобы дети мыли руки перед обедом, не забывайте и от себя требовать того же. Старайтесь сами убирать свою постель, это вовсе не трудная и не позорная работа. Во всех этих пустяках гораздо больше значения, чем обыкновенно думают».

В воспитании культурно-гигиенических навыков огромную роль играет оценка, т. е. положительное или отрицательное суждение взрослого об отдельных поступках и поведении ребенка. Более широко необходимо пользоваться положительной оценкой: одобрением, поощрением, похвалой. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше. Если дети ошибаются при выполнении тех или иных правил, можно напомнить им, что и как надо сделать, не торопится с замечанием или осуждением. В воспитании культурно-гигиенических навыков, так же как в любом другом виде педагогической деятельности, важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей. Поэтому, нужно выработать общие критерии в оценке отдельных действий, установить общий порядок выполнения этих действий, четко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Культурно-гигиеническое воспитание, осуществляемое в дошкольном учреждении, должно не прерываться и в домашних условиях. Если в детском саду педагог приучает каждого воспитанника к самостоятельности при одевании, раздевании, приеме пищи, во время других бытовых процессов, а дома все это за ребенка делают взрослые, то у ребенка не вырабатываются устойчивые привычки, навыки, умения, он часто оказывается беспомощным при необходимости выполнить даже самые простые действия. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. Практика показывает, что дети, у которых в соответствии с возрастом сформированы культурно- гигиенические навыки, быстро и безболезненно привыкают к условиям общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются умственно и нравственно,

Читайте так же:  Почему вес ребенка маленький

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Публикации в журнале
  • Воспитание здорового образа жизни
  • Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы

Воспитание культурно-гигиенических навыков
у детей младшей группы

Сорокина Наталия Николаевна,
воспитатель ГБДОУ №25
Калининского района Санкт-Петербурга

Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков — необходимое условие для здорового образа жизни. Культурно-гигиенические навыки — это не что иное, как привычки. Как известно, самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве, вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они со временем стали привычками и постоянно совершенствовались.

Что такое культурно-гигиенические навыки?

Культурно-гигиенические навыки – это навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.

Следует понимать, что от наличия знаний и выполнения ребенком необходимых гигиенических правил поведения зависит не только его здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Воспитание культурно—гигиенических навыков начинается в семье. Заботливые родители начинают приучать малышей к аккуратности и самостоятельности буквально с рождения. Затем на помощь придут воспитатели в детском саду. И в этом непростом деле взрослым стоит проявить терпение и фантазию, ведь чем интереснее ребенку будет в процессе обучения, тем быстрее он усвоит такие необходимые ему знания.

Какие культурно — гигиенические навыки нужно воспитывать у детей?

Приём пищи.

Одним из первых навыков является навык аккуратного приема пищи. Для того, чтобы у ребенка сформировалось положительное отношение к приему пищи, старайтесь соблюдать некоторые правила.

Не делайте за столом замечаний, не упрекайте малыша за разлитый сок или испачканную одежду, а наоборот, покажите ему, как выполнить действие, хвалите малыша за то, что он правильно взял ложку, аккуратно и хорошо поел и т. д.

Обстановка за столом должна быть дружелюбная и спокойная, поэтому не рассказывайте страшных историй, не обсуждайте свои проблемы, не ссорьтесь между собой.

Чтобы не ругать малыша за плохой аппетит, кладите небольшие порции еды, чтобы он мог действительно всё съесть. Лучше положить ребенку добавки, если он не наелся, тем более, это повод ещё раз его похвалить.

Красиво оформленное блюдо и ваша «реклама» о красоте и вкусовых качествах еды вызовет у малыша интерес и повысит аппетит.

Кроме этого необходимо формировать у детей и другие полезные навыки:

-всегда мыть руки перед едой;

-правильно держать столовые приборы;

-за столом сидеть прямо, ноги не вытягивать под стол, локти убирать со стола;

-есть аккуратно, не крошить хлеб и не выкладывать еду из тарелки на стол;

— выходить из-за стола, полностью прожевав еду;

-не разговаривать с набитым ртом;

-благодарить за еду взрослых.

На помощь родителям придёт и литература. Можно найти много потешек, стихов, загадок, которые помогут сделать процесс обучения интересным и запоминающимся.

А у нас есть ложки

Вот – тарелка, вот –еда,

не осталось и следа.

Вытирай салфеткой рот

И не капай на живот.

Одевание и раздевание.

С раннего возраста детей необходимо привлекать к процессу одевания. Сначала мы просто называем элементы одежды, для чего они нужны и на какие части тела их нужно надевать. Постепенно надо давать возможность детям поучаствовать в процессе одевания и раздевания самостоятельно.

Маленькому ребенку тяжело самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы или молнию, вывернуть рукава. Конечно, родители это сделают лучше, да и быстрее. Взрослым так удобнее: не надо тратить время на уговоры, объяснения, ведь надо спешить на работу! Но если взрослые помогают ребёнку при малейшем затруднении, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция и нежелание трудиться: зачем одеваться самому, если мама сама всё застегнёт и завяжет?

Очень важно формировать у ребёнка навыки самостоятельного одевания: учить снимать и надевать колготки, носки, ботинки, шапку. С возрастом эти навыки будут совершенствоваться, например, ребенок научится не только надевать куртку, но и застёгивать на ней молнию. Также необходимо учить детей быть аккуратными, не разбрасывать одежду, складывать её на место.

Обучая ребенка одеваться самостоятельно, расположите на видном месте алгоритм одевания, чтобы ребенок контролировал свои действия.

Быстро научиться одеваться, справляться с пуговицами, молниями и шнурками ребенку будет проще, если развивать подвижность его пальчиков. В этом помогут игровые ситуации: «Одень куклу на прогулку», «Завяжи кукле ботинки», «Застегни пуговицы на папиной рубашке ».

Хорошо развивают пальчики и различные мозаики, игры со шнурочками, мелкими предметами. Можно попросить ребенка помочь разложить пуговицы разного размера и цвета по баночкам. Игры со счётными палочками тоже принесут не только радость, но и пользу.

Также для развития мелкой моторики используется пальчиковая гимнастика. Актуальны будут и стихи на тему одевания.

Пальчиковая гимнастика «Одежда»

Раз, два, три, четыре, пять – Последовательно соединяют пальцы

Будем вещи мы стирать: одной руки с пальцами другой руки.

Платье, брюки и носочки,

Юбку, кофточку, платочки.

Шарф и шапку не забудем –

Их стирать мы тоже будем. Кулачки имитируют стирку.

Научу обуваться и братца. ( Е. Благинина)

Я умею обуваться,

Если только захочу.

Я и маленького братца

Вот они — сапожки.

Этот — с левой ножки.

Этот — с правой ножки.

Если дождичек пойдёт,

Эта — с правой ножки,

Эта — с левой ножки.

Мытьё рук и умывание.

Научить детей умываться, пользоваться правильно полотенцем — дело не из простых. Обучение умыванию надо проводить на собственном примере. Показ — самое понятное объяснение для малыша. Необходимо, чтобы ребенок усвоил последовательность умывания:

— аккуратно открыть кран сначала с холодной водой, потом постепенно открыть кран с горячей водой. Для детей это достаточно трудное действие, поэтому в первое время воду для умывания настраивает взрослый.

— взять мыло, намочить его под струёй воды, тщательно намылить руки;

-тереть руки со всех сторон до образования пены прямыми и круговыми движениями.

-промыть руки под водой;

-чистыми руками помыть лицо, наклонившись над раковиной;

-отжать руки над раковиной, сложив их замочком. Это надо делать, чтобы вода не капала на пол.

-вытереть руки полотенцем досуха.

Для создания интереса у детей используются стихи, загадки.

умой моё личико!

Чтобы глазки блестели,

чтобы щёчки краснели,

чтоб смеялся роток,

чтоб кусался зубок!

Руки надо чисто мыть,

Рукава нельзя мочить,

Кто рукавчик не засучит,

Тот водички не получит.

Обучая детей умыванию, можно использовать плакаты и картинки, помогающие ребенку вспомнить алгорит умывания.

Также можно проводить игровые упражнения: «Катя умывается», «Помоем медвежонку лапы» и т. д.

Использование носового платка.

Некоторые родители, положив ребенку платочек в карман, считают, что этого достаточно. Но зачастую ребенок даже не знает, как им пользоваться. А ведь это тоже одно из важных умений, которым детям необходимо научиться. Для этого тоже нужна помощь взрослого.

Ребенок должен знать назначение носового платка и не использовать его как предмет игры. То есть, не заворачивать в него игрушки и другие предметы.

Носовой платок — предмет личной гигиены, поэтому его нельзя давать пользоваться другим детям.

Ребенка надо приучать самостоятельно доставать платочек из кармана рубашки, платья, верхней одежды, разворачивать и сворачивать платок, аккуратно класть его в карман.

Необходимо формировать умение самостоятельно его использовать. Если ребенок ещё не умеет пользоваться платком, побуждайте его просить помощи у взрослого.

Нужно воспитывать желание опрятно выглядеть, обращать внимание на чистоту носового платка.

Коль случайно простудился,

То бери его с собой.

Видишь, как он пригодился,

Твой платочек носовой!

Сколько важных умений должен освоить малыш! Для него это целая наука. Поэтому так важно, чтобы рядом был взрослый, чуткий и отзывчивый, который бы учил, помогал, направлял ребенка.

Таким образом, формирование культурно-гигиенических навыков — это необходимое условие успешного развития личности ребенка. Чем раньше ребенок освоит эту непростую науку, тем комфортнее ему будет в детском саду, тем увереннее он будет развиваться. Поэтому так важно придерживаться одинаковых требований к навыкам гигиены и самообслуживания в детском саду и дома, действовать совместно на благо ребенка.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

Марина Казанцева
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

«Здоровье детей – богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена. Образовательная программа требует от нас формирование у детей привычки к здоровому образу жизни. Именно у детей раннего возраста важно воспитать привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В этом возрасте дети легко осваивают основные культурно-гигиенические навыки. Работая с детьми раннего возраста, я заметила, что у большинства детей, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться, раздеваться, кушать аккуратно, держать правильно ложку, некоторые из них не просятся на горшок.

Я считаю, что одинаковые требования к правилам гигиены и навыкам самообслуживания в детском садике и дома, приводят к лучшему запоминанию и закреплению полезных привычек.

С первых дней поступления ребёнка в группу я начала работать с родителями. Выяснилось, что половина родителей не придают серьёзного значения воспитанию самостоятельности у детей и,считая их слишком маленькими стараются всё делать за них сами.

Читайте так же:  Возмещает ли фсс пособие по уходу за ребенком до 3 лет

Для того чтобы родители поняли важность воспитания самостоятельности я организовала ряд консультаций, индивидуальные беседы, во время которых объяснила родителям, что семья – первое общество, где формируется характер ребёнка, его нравственные качества, привычки, жизненно – необходимые навыки. Оформила консультации на темы «Особенности формирования культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста», «Формирование культуры трапезы», «Мама я сам». Провела беседы «Как одевать ребенка в детский сад», «Для чего необходимо маркировать одежду», «Сменная одежда в детском саду».Обязательно акцентирую внимание родителей на том, насколько важны культурно-гигиенические навыки сейчас для малышей, а потом и для взрослых. Систематическое привитие навыков отражается на всем поведении ребенка: он становится более активным, у него развиваются наблюдательность, память и самостоятельность.

В процессе повседневной работы с детьми я стремлюсь к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным процессом, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Мною замечено, что правила легче всего запоминаются в играх, в стихах, а не в обстановке постоянных упреков и наказаний за пролитый суп и мокрые штанишки.

Я использовала в своей работе игры — упражнения на развитие мелкой моторики, а также: дидактическая игра «Подберем куклам одежду», дидактическое упражнение «Найди свой шкафчик», игра «Угостим гостей чаем», Образовательная ситуация «Каждая ножка — в свой домик» и другие.

С течением времени, наблюдая за каждым ребёнком, каждодневно при гигиенических процедурах замечаю, кто из детей, в какой степени уже овладел тем или иным навыком, и постепенно предоставляю этим детям всё больше самостоятельности. Перехожу от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам, позволяющим развивать у ребёнка осознанное отношение к правилам, убеждению, разъяснению смысла правил.

За каждое очередное достижение всегда хвалю ребенка, а в случае неудачи – обязательно оказываю помощь, утешаю и говорю, что в следующий раз все получится. Такие методы как похвала, утешения и обещания способны очень помочь крохе, вступающему в большой мир.

Проделанная работа позволила привлечь внимание детей к умению деликатно относиться к окружающим людям, вести себя в зависимости от требований в конкретной ситуации. Родители неоднократно говорили, как дети самостоятельно применяли навыки, полученные в детском саду, у себя дома. Речь у детей стала более образной, появились в речи «волшебные слова», стали более общительные в играх.

1. Голицина Н. С Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. – Скрипторий 2003, 2007.

2. Зебзеева В. А. Организация режимных процессов в ДОУ. – М.: Сфера, 2007.

3. Комарова Т. С., Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. – М.: 2005.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы. Консультация для родителей На втором году жизни ребенок продолжает интенсивно развиваться физически и психологически. К концу года он становится более крепким, подвижным.

Формирование культурно гигиенических навыков у детей дошкольного возраста «Чистота-залог здоровья» Формирование культурно гигиенических навыков у детей дошкольного возраста. «Чистота-залог здоровья». Автор: Франц Елена Павловна Должность:.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста (опыт работы) Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочется поделиться своим педагогическим опытом по формированию культурно-гигиенических навыков у детей.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста Культурно-гигиенические навыки — важная составная часть культуры поведения. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется.

Использование песенок и потешек при формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста Воспитание культурно-гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание.

Консультация для родителей «Воспитание культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста» Формируя у детей навыки самообслуживания, важно в первую очередь их не только самостоятельно есть и умываться, но делать это правильно,.

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков для детей раннего возраста «Чистюля» СЛАЙД 1. ВВЕДЕНИЕ. Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте.

Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста» Тип проекта: Познавательный Продолжительность проекта: долгосрочный Участники проекта: воспитатели, дети раннего возраста, родители. Актуальность.

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков для детей раннего возраста «Чистюля» Актуальность Культурно-гигиенические навыки формируются в раннем возрасте, пока нервная система еще пластична, а действия связанные с принятием.

Влияние художественного слова и игры на формирование культурно-гигиенических навыков и навыков культуры поведения у детей Воспитатель 1 квалификационной категории Перелыгина Галина Семеновна. МБДОУ Детский сад № 3 г Орел. Вот уже несколько лет я работаю над.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Главная > Реферат >Психология

Министерство образования и науки РФ

ГОУ ВПО «Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия»

Институт психолого-педагогического образования

Кафедра возрастной педагогики и психологии

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Иканина Лилия Вячеславовна

студентка 322 группы ОЗО ИППО

к.п.н., доцент кафедры ВПиП

Глава I. Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

1.1. Особенности культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста

1.2. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

1.3. Методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Глава II. Проектирование деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

2.1. Описание методики диагностики уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

2.2. Педагогический проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия — благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.

Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию.

Гигиеническое воспитание — это часть общего воспитания, а гигиенические навыки — это неотъемлемая часть культурного поведения. Глубоко не правы те, кто считает, что сообщение детям гигиенических знаний и привитие им гигиенических навыков является делом медицинских работников. Это кровное дело родителей, тем более что грань отделяющая навыки гигиенического поведения от элементарных правил общежития, настолько неопределенна, что ее можно считать несуществующей.

Приходить в детский сад или школу с чистыми руками — это гигиеническое или общекультурное правило? Закрывать рот носовым платком при кашле? Не приходить в детский сад или школу больным? Все эти правила и обосновывающие их знания должны войти в сознание детей путем внушения, систематического воспитания и это должны делать в первую очередь родители.

Наши отечественные педагоги (Ф.С. Левин-Щирина, В.Г. Нечаева, В.А. Горбачева и др.) и психологи (В.С. Мухина, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон и др.) доказали, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваивать не только правила, но и нормы поведения и взаимоотношений. При этом, конечно, действует фактор специфики возраста, который ограничивает и объем правил и норм, и глубину их осознания [ 4; 56].

Изучив теоретический материал по вопросу о формировании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, что ученые, как правило, рассматривают эту проблему в целом, не заостряя внимания на особенностях того или иного возраста ребенка. Поэтому темой нашего исследования стала сформированность культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Для того, чтобы воспитание культурно-гигиенических навыков осуществлялось успешно в дошкольном образовательном учреждении необходимо организовать обстановку так, чтобы она не препятствовала этому процессу.

Перед нами стоит проблема в поиске эффективных методов формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Объектом исследования являются культурно-гигиенические навыки у младших дошкольников.

Предметом исследования – методы формирования культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников.

Цель исследования: дать теоретическое обоснование методам формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, возможно, будет осуществляться эффективнее, если:

— учитывать начальный уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;

— использовать игры, стихи, малые фольклорные формы.

Цель исследования достигается через решение следующих задач:

На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы выявить особенности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Охарактеризовать методы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Описать методику диагностики уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Разработать педагогический проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

теоретические: анализ, сравнение, обобщение;

— эмпирические: изучение литературы.

Практическая значимость данной работы состоит в том, что разработанный нами проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста может быть апробирован и внедрен в практику деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

Глава 1. Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста.

1.1.Особенности культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста

Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек. От этого и значительной мере зависят здоровье ребенка, его контакты с окружающими.

Гигиеническое воспитание — это часть общего воспитания, а гигиенические навыки — это неотъемлемая часть культурного поведения (по определению Н.Б. Мирской). Глубоко не правы те, кто считает, что сообщение детям гигиенических знаний и привитие им гигиенических навыков является делом медицинских работников. Это кровное дело родителей, тем более что грань отделяющая навыки гигиенического поведения от элементарных правил общежития, настолько неопределенна, что ее можно считать несуществующей.[4;19]

К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.[9; 41]

Физиологической основой культурно-гигиенических навыков и привычек является образование условно-рефлекторных связей, выработка динамических стереотипов.

Культурно-гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения.

Читайте так же:  Семья и развитие личности ребенка принятого в семью

Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, возраста, с которого начинается эта работа, эмоционального отношения ребенка, упражнений в определенных действиях.

Культурно-гигиенические навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно.

Наиболее успешно гигиенические навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять.

В раннем и младшем дошкольном возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности [9;7].

Таким образом, в современном ДОУ важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Одним из важных факторов развития здоровой личности является формирование у детей культурно – гигиенических навыков

Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»

Кристина Векессер
Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»

Педагогический проект

1. Актуальность проекта ….…. 3

2. Цели и задачи проекта …. …. 4

3. Партнеры проекта. Целевые группы проекта….…. 5

4. Материально-техническое учебно-методическое обеспечение …. 6

5. Кадровое обеспечение. Механизм реализации проекта…. ….…. 7

6. План мероприятий по формированию культурно-гигиенических навыков

у детей раннего возраста …. …. 8

7. Ожидаемые результаты. Результат проекта….

Актуальность проекта

Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве.

Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия – благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье. Здоровье детей – богатство нации. Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена.

Одним из важных факторов развития здоровой личности является формирование у детей культурно-гигиенических навыков.

Особенно актуальна эта проблема в раннем возрасте, так как этот период является наиболее благоприятным для их развития, именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека.

Не менее важным условием формирования культурно-гигиенических навыков у детей, является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Воспитание навыков личной

гигиены – задача сложная, требующая систематичности и большего

терпения. Воспитатель сможет достичь положительного результата,

учитывая задачи воспитания гигиенических навыков в каждой возрастной группе и своевременно выполняя их.

Взаимодействия с родителями по данному вопросу способствует

повышению сформированности культурно-гигиенических навыков у детей.

Таким образом, в воспитании культурно-гигиенических навыков, так же как в любом другом виде педагогической деятельности важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей.

Несоответствие между желаниями родителей в воспитании культур-но-гигиенических навыков у ребенка и низкой компетентности в выборе средств и методов по данной проблеме.

Цели и задачи проекта:

Цель проекта: обеспечение условий для формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста, повышение у родителей уровня знаний в вопросах воспитания гигиены, чрез комплекс совместных мероприятий родителей и педагогов.

1. Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, приема пищи).

2. Учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

3. Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого.

4. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носо-вым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

5. Побуждать детей к самостоятельности во время еды, учить держать ложку в правой руке.

6. Обучать детей порядку одевания и раздевания.

7. Учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого.

8. Учить в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду.

9. Учить правильно одевать одежду и обувь.

10. Повышать компетентность родителей в вопросах культурно-гигиенического воспитания детей раннего возраста.

Партнеры проекта

Партнеры Содержание деятельности

Воспитатели — чтение стихов, потешек о гигиене;

— изготовление фотоколлажа «Чистюля»;

оформление папки передвижки для родителей по вопросам гигие-ны;

— подбор консультаций для родителей по формированию культурно-гигиенических навыков;

— провести в детско-родительском клубе «Весёлая семейка» занятие по теме: «Живу по расписанию. Правила организации режимных процессов»;

— провести родительское собрание в форме мастер-класса «Привитие и воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста»;

Родители — пример родителей;

— чтение информации в уголке здоровья;

— закрепление гигиенических навыков, воспитываемых у ребенка в детском саду;

— посещение родительских собраний и детско-родительского клуба «Весёлая семейка».

Целевые группы проекта

Целевые группы Характеристика группы

Воспитанники ДОУ Возраст 2-3 года

Родители воспитанни-ков ДОУ Возраст 21-40 лет.

60% статус – рабочие и служащие.

Материальное положение – среднее.

Преобладающее хобби – просмотр телевизора, компьютер-ные игры.

Материально-техническое учебно-методическое обеспечение

Имеется Необходимо приобрести

— детская художественная литература;

— картотека потешек, стихов;

— предметы личной гигиены: расческа, по-лотенце, мыло;

— папка-раскладушка консультаций для родителей;

— столовая посуда, соответствующая эсте-тическим нормам;

— мебель, соответствующая возрасту

— одноразовые носовые платочки. — недостаточное кол-во фильмов;

— скатерти для обеденных столов;

— салфетки для сервировки стола.

Сильные стороны Слабые стороны

Наличие библиотечного фонда:

— детской художественной литературы по проблемам формирования культурно-гигиенических навыков;

— учебно-методическая литература по об-разовательной программе. Незначительное количество художествен-ной литературы.

Желание родителей принимать участие в осуществлением проекта по формирова-нию культурно-гигиенических навыков детей в ДОУ. Низкая компетентность родителей в во-просах воспитания культурно-гигиенических навыков детей в семье.

Механизм реализации проекта

Этапы проекта Сроки этапов проек-та Задачи этапов проекта

I этап (подготовитель-ный) Сентябрь 2013 г. Изучить уровень сформированности культурно-гигиенических навыков на момент поступления в ДОУ. Разрабо-тать программу мероприятий по фор-мированию культурно-гигиенических навыков.

(основной) Октябрь- ноябрь 2013 г. Проведение запланированных меро-приятий.

I I I этап (заключитель-ный) Декабрь 2013 г. Проверка эффективности разработан-ной программы по формированию культурно-гигиенических навыков.

Сроки реализации проекта сентябрь – декабрь 2014 г.

План мероприятий по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.

мероприятия Цель Методы и

Октябрь Игры на внимание «Угадай, чей шкаф-чик», «Лото», «Что сначала, что потом». Игра «Умоем куклу Машу», педагогиче-ская ситуация «Пока-жи чистые ладошки». Рассказывание исто-рии про Машу и Ми-шу «Как вести себя за столом», занятие «Умывалочка». Учить детей знать и находить свои картинки, символизирую-щие место его вещей, подворачи-вать рукава одежды перед умы-ванием и мытьем рук с помощью взрослого. Учить правильно си-деть за столом – не ставить локти на стол, ноги под прямым углом. Формировать навык аккуратной еды, правильно пользоваться ложкой. Знакомство с предмета-ми личной гигиены (мыло, поло-тенце, расческа, носовой платок). Учить замечать неполадки в одежде, с помощью взрослого устранять их. Показ, объяс-нения, образец взрослых, сло-весные указа-ния, помощь взрослых.

Ноябрь Использование по-тешки «Водичка-водичка», стих «Я под краном руки мыла…», занимательная дея-тельность «Мыльные перчатки» Г. Ладонщиков, стих «Приятного аппетита» В. Берестов, рассказывание истории про Машу и Мишу «Как Витю учили есть ложкой», занятие «Уложим куклу спать», стих «Спать пора» П. Воронько, чтение К. Чуковского «Федори-но горе», чтение «Что взяла, клади на место» З. Александрова Учить детей следить за чистотой своих рук и мыть их при необхо-димости, учить подставлять руки под струю воды, делать круговые движения ладошками. Учить де-тей принимать правильное поло-жение за столом, во время еды держать хлеб в левой, а ложку в правой руке (дети-левши наобо-рот). Воспитывать желание все-гда быть аккуратным и опрят-ным. Учить снимать одежду в определенной последовательно-сти вешать на стул. Учить детей помогать в уборке игрушек. Словесные ука-зания, объясне-ния, упражне-ния, похвала, пример взрос-лых, помощь взрослых, со-вместная дея-тельность с воспитателем.

декабрь Чтение «Мойдодыр» С. Маршака, использо-вание потешки «Ой лады, лады, лады не боимся мы воды…», занятие «Такие разные носочки», чтение стихов И. Горюновой «Этикет для карапу-зов», рассматривание картинок на тему – посуда. Пед. ситуация «Кукла учится у ребят аккуратно кушать» — визит куклы на обед, полдник, ужин. Чте-ние Маяковского «Что такое хорошо, что та-кое плохо». Учить самостоятельно брать мы-ло, смочив его намыливать руки, учить пользоваться носовым платком, учить детей самостоя-тельно одевать колготки, шорты (юбки, просить о помощи взрос-лых, при раздевании вешать ве-щи аккуратно на стульчик, вос-питывать самостоятельность. Учить с помощью взрослых ста-вить стулья к столам, стелить на стол салфетки, ставить вазочки, продолжать приучать убирать игрушки на места. Совершенст-вовать навыки аккуратной еды, учить благодарить после еды. Словесные ука-зания, объясне-ния, помощь взрослых, по-хвала, показ, рассказ, игро-вые упражне-ния, индивиду-альная работа.

1. Повышение уровня самостоятельности и инициативности в разных видах самообслуживания.

2. Улучшение культурно-гигиенических навыков в процессе эксперимен-тальной работы.

3. Многократное использование игровых упражнений в самостоятельной деятельности.

4. Повышение заинтересованности родителей в формировании культурно-гигиенических навыков у детей.

5. Объединение усилий у родителей, детей, педагогов в воспитании куль-турно-гигиенических навыков на основе полученных умений и знаний у детей.

6. Оформление фотоколлажа «Чистюля».

Результат проекта

1. В процессе экспериментальной работы дети самостоятельно научились мыть руки, умываться, насухо вытирать руки личным полотенцем.

2. Самостоятельно научились есть ложкой, пить из чашки, держать их в

3. Самостоятельно пользоваться индивидуальными предметами личной

гигиены — носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горш-ком.

4. Усвоили порядок одевания и раздевания.

5. Аккуратно складывают снятую одежду и обувь.

6. Увлеченно используют игровые упражнения в самостоятельной деятель-ности.

7. Оформили фотоколлаж «Чистюля».

8. Повысилась заинтересованность родителей в вопросах воспитания у де-тей культурно-гигиенических навыков.

Информационно-творческий проект «Космос» Паспорт проекта. 1. Название проекта: «Космос». 2. Руководитель проекта: воспитатель средней группы Царёва Татьяна Ивановна. 3. Возраст.

Проект «Ах, эти сказки!» Проект был создан с условиями внедрение ФГТ в структуру программы ДОУ и показан на Районном методическом объединении в Коелгинском МКДОУ.