Меню

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ффн

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

Фонетико-фонематическое недоразвитие — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи (Р. Е. Левина, Р. М. Боскис, Н. X. Швачкин, Л. Ф. Чистович, А. Р. Лурия и др.) стало ясно, что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. Р. Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками.

Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом.

Уровень сформированности действия по выделению последовательности звуков в слове и умение сознательно ориентироваться в звуковых элементах слова находятся в зависимости от степени недоразвития фонематического восприятия и от того, является ли это недоразвитие первичным или вторичным (Л. Ф. Спирова, 1982).

Вторичное недоразвитие фонематического восприятия наблюдается при нарушениях речевых кинестезии, имеющих место при анатомических и двигательных дефектах органов речи. В этих случаях нарушается нормальное слухопроизносительное взаимодействие, которое является одним из важнейших механизмов развития произношения. Имеет значение и низкая познавательная активность ребенка в период формирования речи, и ослабленное произвольное внимание.

При первичном нарушении фонематического восприятия предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень сформированности действия звукового анализа ниже, чем при вторичном.

Несформированность произношения звуков выражается вариативно. Так, звонкие заменяются глухими, рта. л звуками л и йот (]), с и ш звуком ф и т. п. Некоторые дети всю группу свистящих и шипящих звуков, т. е. звуков фрикативных, заменяют более простыми по артикуляции взрывными звуками т, т, д, д.

В других случаях процесс дифференциации звуков еще не произошел и вместо артикуляционно близких звуков ребенок произносит средний, неотчетливый звук, например: мягкий звук ш вместо ш, вместо сс, вместо ч — т и т. п.

При обследовании речи ребенка необходимо самым тщательным образом установить, какие звуки нарушены в произношении и как именно.

Наиболее распространенной формой нарушения является искаженное произнесение звуков, при котором сохраняется некоторая сходность звучания с нормативным звуком. Обычно при этом восприятие на слух и дифференциация с близкими звуками не страдает.

Такая форма нарушения, как отсутствие звука или замена близким по артикуляции, создает условия для смешения соответствующих фонем и осложнений при овладении грамотой.

При смешении близких звуков у ребенка формируется артикуляция, но процесс фонемообразования еще не закончен. В таких случаях затрудняется различение близких звуков из нескольких фонетических групп, происходит смешение соответствующих букв.

В фонетико-фонематическом развитии детей выявляется несколько состояний:

• недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно. Это наиболее легкая степень фонетико-фонематичес-кого недоразвития;

• недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо;

• при глубоком фонематическом недоразвитии ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность.

Таким образом, недостатки звукопроизношения могут быть сведены к следующим характерным проявлениям:

а) замена звуков более простыми по артикуляции, например: звуки с и ш заменяются звуком ф;

б) наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков;

в) нестабильное использование звуков в различных формах речи;

г) искаженное произношение одного или нескольких звуков.

Произносительные ошибки необходимо оценивать с точки зрения их значимости для речевой коммуникации.

Одни из них затрагивают лишь образование оттенков фонем и не нарушают смысла высказывания, другие ведут к смешению фонем, их неразличению. Последние являются более грубыми, так как нарушают смысл высказывания.

При наличии большого количества дефектных звуков, как правило, нарушается произношение многосложных слов со стечением согласных («качиха» вместо ткачиха). Подобные отклонения в собственной речи детей также указывают на недостаточную сформированность фонематического восприятия.

Низкий уровень собственно фонематического восприятия с наибольшей отчетливостью выражается в следующем:

а) нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи (в первую очередь глухих — звонких, свистящих — шипящих, твердых — мягких, шипящих — свистящих — аффрикат и т. п.);

б) неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза;

в) затруднение при анализе звукового состава речи.

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием нередко имеется определенная зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных звуков, т. е. чем большее количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие. Однако не всегда имеется точное соответствие между произношением и восприятием звуков.

Так, например, ребенок может искаженно произносить 2— 4 звука, а на слух не различать большее число, причем из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов. В таких случаях только применение специализированных заданий вскрывает сложную патологию.

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием наблюдается общая смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и четкость речи. Это в основном дети с ринолалией, дизартрией и дислалией — акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.

Для них характерна неустойчивость внимания, отвлекаемость. Они хуже, чем нормально говорящие дети, запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью. Раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием является необходимым условием для успешной коррекции недостатков в дошкольном возрасте и предупреждения нарушений письма.

После обследования детей с фонетико-фонематическим недоразвитием необходимо:

• сгруппировать дефектные звуки по степени участия органов артикуляции и вычленить нарушения: звуков раннего онтогенеза (м, п, б, т, г, х, с) и среднего онтогенеза (ы, твердые, мягкие, л, озвончение всех согласных);

• выделить смешиваемые звуки и звуки-субституты, встречающиеся и при нормальном речевом развитии (на определенном возрастном этапе);

• вычленить искаженные звуки за счет неправильного уклада органов артикуляции горловое и пр.);

• вычленить звуки, имеющие постоянные субституты, из числа более простых по артикуляции.

При анализе результатов обследования фонематического восприятия логопед обращает внимание на следующее:

1. Соответствует ли нечеткое восприятие звуков их неправильной артикуляции (или отсутствию правильной артикуляции)?

2. Выявляется ли большое количество нечетко воспринимаемых звуков при незначительном количестве неправильно произносимых?

3. В каких условиях проявляется фонематическое недоразвитие (нерегулярно; в сложных фонетических позициях, при восприятии слов-паронимов)?

4. Каков характер специфических ошибок в письме (у школьников)? Как они соотносятся с состоянием фонематического восприятия?

На материале речевых высказываний проводится оценка сформированности звуко-слоговой структуры речи и лексико-грамматического развития детей.

Логопедическая помощь этой категории детей дошкольного возраста осуществляется в специальных садах, в поликлинике, а школьного — на логопедических пунктах.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.

Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко).

Программа обучения рассчитана на 1 год. Дети должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе.

Основные направления коррекции ФФНР у детей дошкольного возраста

Система обучения детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию звукопроизношения, формирование фонематического восприятия, подготовку к обучению грамоте (Г.А.Каше, Т.Б.Филичёва, Г.В.Туманова).

Коррекционное обучение также предусматривает овладение ребёнком на данном возрастном этапе определённым кругом знаний об окружающем и соответствующим объёмом словаря.

В коррекционном обучении можно выделить три раздела:

I раздел работы — артикуляторный (подготовительный) Этот этап предполагает уточнение артикуляторной основы сохранных и лёгких в артикуляции звуков: [а], [о], [у], [э], [ы], [м], [м`], [н], [н`], [п], [п`], [т], [к], [к`], [х], [х`], [ф], [ф`], [в], [в`], [й], [б`], [д], [г], [г`] в целях Развития фонематического восприятия и звукового анализа. Эти звуки в речевом потоке детьми произносятся неотчётливо, с вялой артикуляцией, смешиваются между собой ([к]-[х], [в]-[б] т. д.) или являются заместителями отсутствующих звуков, что свидетельствует о незавершенности процесса фонемообразования. Занятия по уточнению артикуляции, развитию фонематического восприятия и подготовки детей к анализу и синтезу звукового состава слова проводятся обязательно на звуках, правильно произносимых. Затем в определённой последовательности включаются поставленные к этому времени исправленные звуки. II раздел работы — дифференцировочный На первом этапе дифференциации каждый правильно произносимый звук сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками. Большое внимание уделяется уточнению дифференциации гласных звуков, от чёткости произношения которых, прежде всего, зависит внятность речи и анализ звуко-слогового состава слова. III раздел работы — формирование звукового анализа и синтеза Этап состоит в следующем:

  1. Формирование понятий и овладение терминами, их обозначающими: слово, предложение, слог, звук, согласный и гласный, глухой и звонкий, твёрдый и мягкий звуки.
  2. Формирование представления о линейной последовательности звуков в слове и о количестве звуков в слове.
  3. На основании уточнённых произносительных навыков артикуляции гласных звуков [у], [а], [и] отрабатывается наиболее лёгкая форма анализа — выделение первого гласного звука из начала слова.
  4. Формирование умения делить слова на слоги. Используя зрительную опору — схему, где длинной чертой обозначается слово, короткой — слог; формирование умения делать слоговой анализ слова.
  5. Анализ и синтез обратного слога типа [ап].
  6. Уточнение артикуляции согласных звуков. Выделение последнего согласного в слове типа суп.
  7. Выделение начальных согласных в словах типа сок.
  8. Выделение ударных гласных из положения после согласных в словах типа «сом».
  9. Анализ и синтез прямого слога типа [са].
  10. Полный звуко-слоговой анализ и синтез односложных слов из 3-х звуков типа сом и двухсложных типа зубы с опорой на схемы, где обозначаются и слоги, и звуки.
  11. Полный звуко-слоговой анализ и синтез слов со стечениями согласных в составе односложных слов типа стол, стул, двухсложных с закрытым слогом типа кошка, трёхсложных типа панама, произношение которых не расходится с написанием.
  12. Преобразование слов путём замены отдельных звуков: «сок» — «сук».
  13. Знакомство с буквами, объединение букв в слоги и слова.
  14. Полный слого-звуко-буквенный анализ слов.
  • Характеристика детей с ФФНР
  • Календарный план коррекционной работы для детей с ФФНР
  • Коррекция нарушений слоговой структуры слова
  • Развитие моторики пальцев рук
  • Развитие фонематического восприятия
  • Рекомендуемая литература по Фонетико-фонематическому недоразвитию речи (ФФНР)

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

На первый план у детей ФФНР выступает несформированность звуковой стороны речи. Для детей с данным нарушением характерна незаконченность процесса формирования фонематического восприятия, у них наблюдаются нарушения звукопроизношения, затруднение в звуковом анализе речи, также нередко задерживается лексико-грамматическое развитие. Встречаются замены, искажения и пропуски, смешения звуков. [5]

Несформированность звуковой стороны речи выражается в следующем: замена звука характеризуется тем, что ребенок заменяет один звук на другой, искажение звуков обуславливается тем, что ребенок заменят на несуществующий звук в речи, а пропуск обуславливается тем, что ребенок вообще не произносит данный звук. [9]

У детей наблюдается неполноценность слухового восприятия, это приводит к затруднению анализа звукового состава речи. Часто присутствуют ошибки при выделении звуков из слогов и слов. Нередко дети испытывают затруднения при выполнении элементарных заданий, связанных с выделением звука из слов. [3]

У детей с ФФНР наблюдается неправильная речь, сжатая артикуляция, присутствует бедность словаря, а также встречается задержка формирования грамматического строя речи. [2]

При правильном обучении и при раннем вмешательстве, можно исправить дефект и подготовить детей к обучению в школе.

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается посредством целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.

Концепция обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко). [4]

Данная программа обучения рассчитана на один год. Ребята должны изучить объем основных знаний, умений и навыков, который необходим для отличного обучения в общеобразовательной школе. [1]

План обучения малышей дошкольного возраста с ФФНР содержит коррекцию звукопроизношения, формирование фонематического восприятия и подготовку к обучению грамоте (Каше Г.А., Филичева Т.Б., Туманова Г.В.).

Коррекционное обучение обязательно учитывает овладение детьми на данном возрастном этапе определённым кругом знаний об окружающем мире и соответствующим объёмом словаря. [7]

В коррекционном обучении можно выделить три раздела:

I раздел работы — артикуляторный (подготовительный)

Этот этап подготавливает артикуляционный аппарат ребенка для правильного произношения следующих звуков в целях развития фонематического восприятия и звукового анализа: а, о, у, э, ы, м, мь, н, нь, п, пь, т, к, кь, х, хь, ф, фь, в, вь, й, б, д, г, гь. Эти звуки детьми произносятся неотчетливо, с вялой артикуляцией, смешиваются между собой (к-х, в-б и т. д.) или бывают заменителями отсутствующих звуков, что свидетельствует о незавершенности процесса фонемообразования.

Занятия по уточнению артикуляции, развитию фонематического восприятия и подготовки детей к анализу и синтезу звукового состава слова проводятся обязательно на звуках, правильно произносимых. Затем в определённой последовательности включаются поставленные к этому времени исправленные звуки.

II раздел работы – дифференцировочный

На первом этапе дифференциации каждый правильно произносимый звук сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками. Большое внимание уделяется уточнению дифференциации гласных звуков, от чёткости произношения которых, прежде всего, зависит внятность речи и анализ звуко-слогового состава слова.

III раздел работы – формирование звукового анализа и синтеза

Этап состоит в следующем:

1. Изучение понятий и освоение терминов, их обозначающими: слово, предложение, слог, звук, согласный и гласный, глухой и звонкий, твердый и мягкий звуки.

2. Изучение представлений о линейной последовательности звуков в слове и о количестве звуков в слове.

3. В основе уточненных произносительных умений артикуляции известных звучаний звуков у, а, и отрабатывается более несложная модель разбора – акцентирование первого известного звука с основания фразы.

4. Анализ и синтез обратного слога типа.

5. Развитие мастерства разделять слова на слоги. Используя зрительную опору схему, где длинной чертой обозначается слово, короткой слог; формирование умения делать слоговой анализ слова.

6. Выделение начальных согласных в словах.

7. Уточнение артикуляции согласных звуков. Выделение последнего согласного в слове.

8. Выделение ударных гласных из положения после согласных в словах.

9. Анализ и синтез прямого слога.

10. Полный звуко-слоговой анализ и синтез односложных слов из трех звуков и двухсложных с опорой на схемы, где обозначаются и слоги, и звуки.

11. Полный звуко-слоговой анализ и синтез слов со стечениями согласных в составе односложных слов типа стол, стул, двухсложных с закрытым слогом типа кошка, трёхсложных типа панама, произношение которых не расходится с написанием.

12. Знакомство с буквами, объединение букв в слоги и слова.

13. Преобразование слов путём замены отдельных звуков: «сок», «сук».

14. Полный слого-звуко-буквенный анализ слов. [6]

Правильная коррекционная работа позволит устранить дефект и подготовить ребенка к школе.

Читайте так же:  Калькулятор декретные и пособие по уходу за ребенком

Список литературы.

1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. – СПб.,2004.

2. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи – СПб., 2004.

3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся

начальных классов. – М., 1998.

4. Российская Е.Н., Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи. – М., 2003.

5. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М., 2004.

6. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М., 2000.

7. Ханьшева Г.В. Практикум по логопедии: коррекция звукопроизношения. – Р-н-Д., 2006.

8. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми. – М., 2002.

9. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками. – М., 2003.

I. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

Ребенок, имеющий отклонения в речевом развитии, чтобы научиться понимать и говорить на родном языке, должен постепенно усвоить артикуляционные движения, способы сочетаемости звуков, ритмико-интонационное оформление слов, фраз; различать реально произносимые в данном языке звуки от всех прочих и научиться определять признаки звуков, существенные для понимания слов, для общения. В этом заключается овладение системой фонем данного языка.

При правильных условиях воспитания дети достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата они не могут правильно воспроизводить все фонемы родного языка но при этом хорошо осознают тонкость произношения. Например: трехлетняя девочка Вера С. на вопрос: «Как тебя зовут?» — отвечает: «Вея». «Тебя зовут Вея?» — «Не Вея, а Вея — я е пьявильно говоить не могу». В это время ребенок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонетическими признаками; он узнает неправильно произносимые слова и способен проводить различие между правильным и неправильным произношением. В возрасте 5-6 лет у детей уже довольно высокий уровень фонематического развития; они правильно произносят звуки родного языка, у них формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. Все это составляет основу для овладения звуковым анализом и синтезом и является необходимым условием для усвоения письма и чтения в школьный период.

Однако изучение речевого развития большого количества школьников показало, что в возрасте 5-6 лет имеется достаточно высокий процент детей, у которых отмечаются выраженные отклонения в формировании как произносительной стороны речи, так и ее восприятия, и их готовность к обучению во многом зависит от своевременного преодоления этих недостатков речи.

Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

Транскрипт

1 Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (6-й год жизни) Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. — М.: МГОПИ, с.

2 Предлагаемая программа предназначается для воспитателей и логопедов дошкольных групп для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Представленный материал содержит характеристику особенностей речевого развития детей пятилетнего возраста с ФФН, методические приемы их обследования, раскрывает вопросы организации и содержания коррекционного обучения по преодолению фонетикофонематического недоразвития у детей. I. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ Ребенок, имеющий отклонения в речевом развитии, чтобы научиться понимать и говорить на родном языке, должен постепенно усвоить артикуляционные движения, способы сочетаемости звуков, ритмико-интонационное оформление слов, фраз; различать реально произносимые в данном языке звуки от всех прочих и научиться определять признаки звуков, существенные для понимания слов, для общения. В этом заключается овладение системой фонем данного языка. При правильных условиях воспитания дети достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата они не могут правильно воспроизводить все фонемы родного языка но при этом хорошо осознают тонкость произношения. Например: трехлетняя девочка Вера С. на вопрос: «Как тебя зовут?» отвечает: «Вея». «Тебя зовут Вея?» «Не Вея, а Вея я е пьявильно говоить не могу». В это время ребенок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонетическими признаками; он узнает неправильно произносимые слова и способен проводить различие между правильным и неправильным произношением. В возрасте 5-6 лет у детей уже довольно высокий уровень фонематического развития; они правильно произносят звуки родного языка, у них формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. Все это составляет основу для овладения звуковым анализом и синтезом и является необходимым условием для усвоения письма и чтения в школьный период. Однако изучение речевого развития большого количества школьников показало, что в возрасте 5-6 лет имеется достаточно высокий процент детей, у которых отмечаются выраженные отклонения в формировании как произносительной стороны речи, так и ее восприятия, и их готовность к обучению во многом зависит от своевременного преодоления этих недостатков речи. Характерной особенностью фонетической стороны речи этих детей является не только неправильное произношение звуков, но и их перестановка, замены, пропуски, что значительно снижает внятность речи, усугубляет ее смазанность и неотчетливость. Многочисленные дефекты звукопроизношения варианты: 1) недифференцированное произнесение пар или групп звуков. В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем 2-х или 3-х других звуков, например, мягкнх: мягкий звук гь произносится вместо звуков с, ч, ш (тябака, мятик, тюба, вместо собака, мячик, шуба); 2) замена одних звуков другими, более простыми по артикуляции и представляющими, поэтому меньшую произносительную трудность для ребенка. Обычно звуки, сложные для произношения, заменяются более легкими, которые характерны для 2

3 раннего периода речевого развития (например, звук йог употребляется вместо звуков ль, л, р, звук ф вместо звуков с, ш): 3) смешение звуков. Это явление характеризуется не-устойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах В одних случаях ребенок употребляет звук верно, в других этот же самый звук заменяет другими, близкими акустически или артикуляционно. Причем неустойчивость произношения усиливается в самостоятельной речи детей, свидетельствуя о том, что подобные отклонения в формировании произношения связаны в значительной степени с недостаточностью фонематического восприятия. В этих случаях дети затрудняются воспроизводить ряды слогов с оппозиционными звуками, хотя изолированно эти же звуки произносятся ими правильно (например, бапа — папа; тадата — датата и т.п.). Допускаются ошибки при выделении звуков из слогов и слов, при определении наличия звука в слове, отборе картинок и придумывании слов с определенным звуком. Испытывают дети затруднения при выполнении элементарных заданий, связанных с выделением ударного звука в слове. Узнавание первого, последнего согласного в слове, слогообразующего гласного в односложных словах практически им недоступно. Все это еще раз свидетельствует о низком уровне развития фонематического восприятия. В целом, комплекс описанных недостатков в сфере произношения и восприятия звуков у таких детей дает основание отнести их к категории детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН). Раннее их выявление, проведение направленного обучения в условиях специального детского сада позволяет,не только своевременно исправить дефект, но и полностью подготовить их к обучению в школе. II. ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ Логопедическое обследование детей проводится в первые две недели сентября, оно включает в себя: 1) обследование звукопроизношения; 2) обследование фонематического слуха; 3) обследование слоговой структуры слова. 1. Обследование звукопроизношения Необходимо проверить, как ребенок произносит звук изолированно в слогах, словах, предложениях, текстах. Ему предлагается назвать картинки, повторить слова, где исследуемый звук занимает разные позиции: в начале, в середине, в конце слова. Желательно, чтобы в этих словах отсутствовали другие, трудно произносимые звуки. Учитывая возрастные особенности детей-дошкольников, более эффективно проводить обследование с использованием разнообразных игровых приемов. Примерный лексический материал для обследования звукопроизношения разных групп звуков Звуки к, г, х Какоку акок ук ком Коля мак окно 3

4 Коля пъет кофе Кати клюква. га го гу ха хо ху Галя гамак губы ах ох ух Нога погода хобот ухо мох Пингвин У Гали болит нога Вот летит муха. У Гали болит губа. У хаты поёт петух. Дети едят уху. Звуки е, я, ё, ю Ай, ой, уй, эй; яма, мая, юг, йод, юбка, каюта, мой, моя, моё. Дай, даю, даёт купай-купаю-купает катайкатаю-катает Мая купает утку. Мая копает яму. Звук ль лед Люба Лида лебедь плита, клетка, клюв пальма моль даль Лена и Лида купили пальму. Лева любит лимоны. 4

5 Лиля и Люда катали Олю. Звуки с, сь сад оса автобус са со су Сима косить ось ас ос ус Соня стоит на мосту. ся, се, сю ась, ось усь Вася несёт сено Звуки з-зъ за зо зу аза, озо, узу зубы козы тазы Зина бузина У Зои ваза. У Зины земляника. Зина идёт в музей. Звук ц ца цо цу ац оц уц цапля лицо боец На сцене поет певица. У Цыли кольцо. Звук ш ша шо шу 5

6 аш ош уш шапка кошка мышь Миша и дедушка покупают шахматы и шашки. Кошка видит мышку. Звук ж жа, жо жу ажа ожо ужу жук жаба одежда пиджак Жук лежит, летать не может, ждет он, кто ему поможет. Звуки р рь ра ро ру ар ор ур рука парад хор Рома кормит рыб. ря ре рю арь орь урь репа ряды берег берет море порядок лекарь ребята сидят в третьем ряду. моряки подняли якорь. Звук л Ла ло пу ал ол ул лапа палатка гол Алла мыла куклу Клаву. звук ч 6

7 ча чо чу ач оч уч чайник дочка ночь Леночка наливает в чайник водичку. Ученики учат уроки. Звук щ ща що щу ащ ощ ущ щука овощи плющ Щенок лезет в щель. В ящике клещи и щётка В реке щуки и лещи. Нередки случаи, когда ребенок изолированно или в простых по структуре словах произносит заданный звук правильно, а в более сложных случаях, когда одновременно встречаются оппозиционные звуки, смешивает их. Поэтому необходимо предложить ему произнести слоги, слова с оппозиционными звуками. Звуки к г х ка га ха ком том какой-такой бок-бот тыква-книга так-как хобот-гудок Звуки ль йот я ля ля я ляля я ай аль оль — ой мой моль бой боль ямка лямка мой лимон; моя клюква Юля поливает лилии. 7

8 Звуки с сь сася сяса сад сядь оса оси квас квась нос — носик Звуки з зь зазя зяза аза азя зона Зина ваза вези газон газета завозить Звуки ш ж шажа аша ажа жо шо ошо ожо Ноша ножи мыши вожжи каша кожа вишни — вижу Звуки с ш Саша шаса Саш — шас Саша сушит сушки. Звуки з ж зажа жаза зожо жозо Жук зуб ножи зонты кожа коза одежда — звезда Звуки ч щ ц ш чаща чаца чаша чатя чася сятяча сятяща сятяца сь ть чашка часовщик ученица учительница носильщик Игры и игровые приёмы для обследования звукопроизношения у детей 1. «Волшебный колпачок». На игровом поле находятся «лунки», где нарисованы картинки, в названии которых имеется изучаемый звук. Волшебный колпачок попадает в одну из лунок. Ребенок называет соответствующую картинку. 2. «Вертолина». Круглый циферблат разделен на несколько секторов. В каждом из них нарисована соответствующая картинка, посредине циферблата стрелка. Ребенок продвигая стрелку, останавливает её у любой картинки, называя её. 3. «Веселый рыболов». В коробке сложены картинки, в названии которых есть исследуемый звук. Ребенок с помощью удочки «вылавливает» картинки и называет их. 8

9 4. «Кто самый внимательный». На столе лежат конверты, в каждом из них часть разрезной картинки. Ребенок достает отдельные части, ищет недостающие элементы, складывает их и называет картинку. 5. «Волшебная ромашка». На каждом лепестке ромашки нарисованы картинки с изучаемым звуком. Ребенок, «открывая» лепестки, называет соответствующие картинки. 6. «Загадочный сундучок». В красиво оформленном сундучке разложены игрушки, в названии которых есть исследуемый звук. Ребенок наощупь берет игрушку, угадывает ее и называет. 7. «Украсим нашу елку». На столе устанавливается маленькая искусственная елочка. Ребенок по просьбе логопеда развешивает на ней картинки-игрушки и называет их. 8. Игра «Наоборот». Логопед бросает ребенку мяч, называет прямой слог с заданным звуком, а ребенок, возвращая мяч, называет обратный слог с этим же звуком. 9. «Найди свою пару». На столе разложены картинки с изображением одного или нескольких одинаковых предметов; дети берут любую понравившуюся им картинку, затем по сигналу логопеда разбиваются на пары так, чтобы у одного ребенка были картинки с одним предметом, а у другого с двумя-тремя. Затем каждый из детей называет свою картинку. 10. «Собери осенний букет». В группе «растет дерево», на которое прикрепляются контуры осенних листьев. На их оборотной стороне нарисованы картинки с обследуемым звуком. Дети гуляют по группе и слушают музыку. Как только музыка прекращается, логопед произносит: «Листья падают, летят, наступает листопад». Дети быстро берут листья и подходят к логопеду. Затем каждый называет картинку, нарисованную на его листочке. Листья ставятся в вазу. 2. Обследование фонематического слуха Наряду с выявлением навыков звукопроизношения, необходимо выяснить, как дети на слух различают фонемы родного языка. С этой целью логопед предлагает ряд заданий. 1. «Слушай и показывай». На столе лежат несколько картинок, обозначающих слова, сходные по звучанию, но разные по значению (нос-нож, усы-уши, удочка-уточка, дочка-точка, змея-земля и т.д.). Логопед медленно и четко произносит название картинки, а ребята отыскивают нужную и показывают ее логопеду. 2. «Кто самый внимательный?». Логопед называет ряд звуков (слогов), а ребенок должен хлопнуть в бубен (в ладоши), поднять флажок, сигнал, если услышит исследуемый звук, слог с этим звуком. 3. «Слушай и повторяй». Логопед предлагает ребенку повторить сочетания из 2- х 3-х слогов, состоящих из правильно произносимых звуков, типа ба-па, па-ба-па. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Затем подсчитывается количество правильных ответов. 9

10 4. «Какие подарки принес Буратино». В волшебном мешочке у Буратино разные игрушки. Он называет их и отдает детям только тогда, когда в их названии дети отгадывают изучаемый звук. 5. «Путешествие». Дети отправляются на прогулку в лес. На пути им встречается ежик, который их не пропускает, а просит вынуть из его иголок картинки с определенным звуком. Путешествие продолжается. На дороге появляется Красная шапочка с корзинкой и предлагает детям взять себе игрушки, в названии которых есть исследуемый звук. В конце путешествия дети подходят к «волшебному» домику. В него могут войти только те ребята, которые придумают слова с заданным звуком. 3. Обследование слоговой структуры слова Учитывая, что у детей с ФФН могут быть нарушения при произнесении многосложных слов с различной звуконаполняемостью, логопед предлагает детям назвать ряд действий, изображенных на картинках, например: Водопроводчик чинит водопровод. Гимнасты выступают под куполом цирка. Ткачиха ткет ткань. Мотоциклисты едут на мотоцикле. Фотограф фотографирует детей и т.д. Затем дети повторяют вслед за логопедом слова типа: ковер, дверь, снеговик, регулировщик сковорода, скатерть, троллейбус и т.п. (рекомендуется предложенные картинки называть несколько раз подряд). В речевой карте (образец ее дается ниже) записываются те ошибки, которые допускает ребенок при выполнении всех заданий. Анализ представленных результатов обследования позволяет сделать логопедическое заключение. Речевая карта Фамилия, имя ребенка Дата рождения (месяц, год) Домашний адрес Где находился ребенок до поступления в группу Жалобы родителей Данные о речевом развитии (появление первых слов, предложений) Уровень общего развития ребенка 10

11 Устойчивость внимания, работоспособность Состояние общей и мелкой моторики Общее звучание речи (темп, интонация, разборчивость) Строение и подвижность артикуляционного аппарата Произношение звуков (гласных, звонких и глухих, мягких и твердых согласных, свистящих, шипящих, соноров, аффрикат) Различие звуков на слух и в произношении Произношение слов сложного слогового состава (например: ткачиха, фотограф, телефонистка; водопроводчик чинит водопровод) Связная речь (рассказ по картинке, серии картин, пересказ) Словообразование Грамматический строй (В карте обязательно приводятся образцы детских высказываний.) III. МЕТОДКЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЮ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Важную роль в обучении и воспитании детей с ФФН играет четкая организация их жизни в период посещения детского сада. Поэтому следует создать необходимые условия, чтобы обеспечить разнообразную активную деятельность детей. Ре-жим дня и сетка специальных занятий в значительной степени отличаются от общепринятых. В течение года дети фактически изучают две программы: общеобразовательную и коррекционную. Соблюдение определенного режима, правильное равномерное распределение нагрузки на протяжении всего дня позволяют без лишнего напряжения и переутомления выполнять поставленные задачи. Важно при этом правильно распределить обязанности логопеда и воспитателя. В соответствии с «Положением о дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи» в каждой группе работают логопед и два воспитателя. Логопед ежедневно с 9 ч до 13 ч проводит логопедическую работу с детьми фронтально, с подгруппами и индивидуально. Согласно сетке занятий воспитатель планирует занятия по различным видам учебной деятельности, как в первой, так и во второй половине дня. Количество фронтальных логопедических занятий по формированию произношения зависит от периода обучения: в 1 периоде 2 занятия, во П 3, в Ш — 4 занятия. 11

Читайте так же:  Меню 11 месячного ребенка на каждый день комаровский

12 Фронтальные логопедические занятия проводятся с 9 ч до 9 ч 20 мин, а воспитательные занятия — с 9 ч 30 мин до 9 ч 50 мин. С 10 ч до 12 ч 30 мин дети находятся на прогулке. Индивидуальная и подгрупповая работа, оформление документации, планирование заданий воспитателю по коррекции речи осуществляются логопедом с 9 ч 30 мин до 13 ч. После сна воспитатель мин занимается с детьми по формированию речи, после полдника или перед ужином в отдельные дни он проводит занятия по одному из видов учебной деятельности (см.сетку занятий). Режим дня детей старшей группы (от 5-ти до 6-ти лет)подъем детей, утренний туалет, дежурство, утренняя гимнастика Подготовка к завтраку, завтрак занятие (проводит логопед или воспитатель) занятие (проводит воспитатель) Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия Подготовка к прогулке, прогулка Подготовка к обеду, обед Подготовка ко сну, дневной сон Подъем, индивидуальные занятия по заданию логопеда (проводит воспитатель), спокойные игры Подготовка к полднику, полдник Вечернее занятие (проводит воспитатель) Спокойные игры. Подготовка к прогулке, прогулка Подготовка к ужину, ужин Спокойные игры Подготовка ко сну, ночной сон Примерное планирование занятий логопеда и воспитателей I. период обучения.день недели Время Занятие Кто проводит Понедельник Вечер Физкультура Рисование Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые) Развитие речи Воспитатель Воспитатель Логопед Воспитатель Вторник Вечер Фронтальное логопедическое занятие Математика Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые) Физкультура Логопед Воспитатель Логопед Воспитатель 12

13 Среда Аппликация Музыкальное занятие Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые) Музыкальный руководитель Логопед Четверг Фронтальное логопедическое занятие Лепка Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые) Воспитатель Логопед Пятница Воспитатель Логопед Вечер Математика Музыкальное занятие Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые) Лепка (конструирование) Воспитатель Музыкальный руководитель Логопед Воспитатель II. Период обучения. День недели Время Занятие Кто проводит Понедельник Вечер Физкультура Рисование Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые) Развитие речи Воспитатель Воспитатель Логопед Воспитатель Вторник Вечер Фронтальное логопедическое занятие Математика Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые) Физкультура Логопед Воспитатель Логопед Воспитатель 13

14 Среда Аппликация Музыкальное занятие Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые) Музыкальный руководитель Логопед Четверг Воспитатель Вечер Фронтальное логопедическое занятие Лепка Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые) Музыкальное занятие Логопед Воспитатель Логопед Музыкальный руководитель Пятница Вечер Фронтальное логопедическое занятие Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые) Лепка (конструирование) Воспитатель Логопед Воспитатель III. Период обучения.день недели Время Занятие Кто проводит Понедельник Вечер Развитие речи Рисование Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые) Физкультура Воспитатель Воспитатель Логопед Воспитатель Вторник Вечер Фронтальное логопедическое занятие Математика Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые) Лепка (конструирование) Логопед Воспитатель Логопед Воспитатель Среда

15 Фронтальное логопедическое занятие Музыкальное занятие Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые) Музыкальный руководитель Логопед Четверг Вечер Математика Развитие речи Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые) Конструирование (лепка, рисование) Воспитатель Воспитатель Логопед Воспитатель Пятница Логопед Вечер Фронтальное логопедическое занятие Музыкальное занятие Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые) Рисование Воспитатель Музыкальный руководитель Логопед Воспитатель В зависимости от индивидуальных особенностей детей в сетку занятий воспитателя могут быть внесены изменения. Это касается увеличения или уменьшения продолжительности занятий по отдельным видам деятельности, при сохранении их общего количества. Возможно проведение фронтальных логопедических занятий и занятий воспитателя по подгруппам в зависимости от произносительных возможностей детей. Это поможет педагогу уделять больше внимания каждому ребенку, а детям проявлять речевую активность в процессе общения со сверстниками. IV. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ 1. Индивидуальные подгрупповые занятия Для логопедической работы во время подгрупповых занятий дети объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения. Состав детей в подгруппах в течение года периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребенка. Индивидуальная логопедическая работа проводится с теми детьми, у которых имеются затруднения при произношении слов сложного слогового состава, отдельные специфические проявления патологии речи, выраженные отклонения в строении артикуляционного аппарата и т.д. Индивидуальноподгрупповая работа включает в себя: а) закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков. Сюда, как правило, включаются гласные (а, о, у, и, э, ы), 15

16 наиболее доступные согласные звуки (м-мь, н-нь, п-пь, т-ть, к-кь, ф-фь, в-вь, 6-бь, д, ггь и т.д,). Нередко многие из них в речевом потоке звучат несколько смазанно, произносятся с вялой артикуляцией. Поэтому необходимо произношение каждого из этих звуков уточнить, отработать более четкую артикуляцию. Это позволит не только активизировать сам артикуляционный аппарат, на базе имеющихся звуков отработать сознательное их восприятие на слух, создав таким образом основу для самостоятельного появления в речи детей отсутствующих звуков, но и увеличить внятность речи в целом; б) постановку отсутствующих у ребенка звуков, которая осуществляется общепринятыми в логопедии методами, Последовательность появления в речи этих звуков зависит от того, какие конкретно звуки дефектно произносятся ребенком. Так, в группе свистящих и шипящих звуки ставятся в следующей последовательности: с-сь, з-зь, ц, ш, ж, ч, щ. Озвончение начинается с з и б, в дальнейшем от звука л ставится звук ж, от б д от д т. Последовательность постановки соноров р и л определяется тем, какой звук поддается коррекции быстрее. При условии одновременной постановки нескольких звуков. относящихся к разным фонетическим группам, логопед имеет возможность подготовить детей к фронтальным занятиям. Постановке звуков предшествует работа по выработке подвижности и дифференцированности органов артикуляционного аппарата. Важно, чтобы артикуляционные установки для ребенка были вполне осознанными. Поэтому логопед не только показывает, но и описывает каждый артикуляционный уклад при воспроизведении звуков, привлекая слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы. В работе над произношением выделяется два этапа собственно постановка звука при изолированном произношении и отработка его в сочетании с другими звуками в слогах, словах. Приемы постановки и коррекции звуков разнообразны и специфичны не только для каждого звука, но и для отдельного случая. Постановке звуков предшествуют, как правило, подготовительные артикуляционные упражнения для выработки дыхательной струи. При этом максимально используются зрение, осязание и кинестетические ощущения. При отработке звука в сочетании с другими звуками рекомендуется придерживаться определенной системы: учим произносить звук в слоге и сразу же в слове, из которого выделяем заданный звук: а) в открытых слогах (звук в ударном слоге): са сани су сук со совы сы — сын б) в обратных слогах: ос нос; в) в закрытых слогах: сас сосна; г) в стечении с согласными: ста станок, сту стук, ска -миска; 16

17 миска. д) в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге: маска, киска, Мягкий звук отрабатывается после твердого в той же последовательности. Очень полезны слоговые упражнения с постепенным наращиванием слогов, с попеременным ударением. Дифференциация звуков осуществляется в следующей последовательности. Например: са ша ша СА саша шаса саш сош сашаса саша шаса шас шос шасаша В период закрепления большое значение придается неоднократному повторению слов, включающих заданный звук. Одновременно с постановкой звуков проводятся упражнения по их различению на слух. Восприятие звука стимулирует правильное произношение, а четкая, осознанная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему различению звуков. Поэтому с самых первых занятий детей приучают узнавать звук даже в том случае, если самостоятельно ребенок этот звук произносить еще не может. Концентрация внимания детей на звуковой стороне языка, на отрабатываемых звуках воспитывает активность и осознанность фонематического восприятия. 2. Фронтальные занятия К работе на фронтальных занятиях дети готовятся на индивидуальных и подгрупповых. На фронтальных занятиях изучаются звуки, которые правильно произносятся всеми детьми изолированно и в облегченных фонетических условиях. Фронтальное занятие включает в себя несколько этапов. Все они тесно связаны между собой и взаимообусловлены. I ЭТАП закрепления правильного произношения изучаемого звука. При подборе лексического материала необходимо предусмотреть его разнообразие, насыщенность изучаемым звуком, при этом исключить по возможности дефектные и смешиваемые звуки. Рекомендуется включать упражнения на употребление усвоенных детьми лексико-грамматических категорий (единственное и множественное число существительных, согласование прилагательных и числительных с существительными, приставочные глаголы и т.д.), а также различные виды работ, направленные на развитие связной речи (составление предложений, распространение их однородными членами, составление рассказов по картине, серии картин, пересказ). В процессе выработки правильного произношения звуков логопед учит детей сопоставлять изучаемые звуки, делать определенные выводы о сходстве и различии между ними в артикуляционном укладе, способе их артикулирования и звучания. 17

18 II ЭТАП дифференциации звуков (на слух и в произношении). Процесс овладения детьми произношением предусматривает активную мотивационно насыщенную познавательную работу по наблюдению над звуками речи, словами, морфологическими элементами. Работа по развитию фонетической стороны речи проводится одновременно с работой по различению фонем родного языка. От умения ребенка воспринимать и правильно произносить имеющиеся в его речи звуки во многом зависит точное воспроизведение звуко-слоговой структуры слов. Направленность внимания на звуковую сторону языка, на отработку фонем из разных противопоставленных групп позволяет активизировать фонематическое восприятие. Систематические, последовательные занятия по отработке всех звуков, по дифференциации часто смешиваемых звуков обеспечивают основу для подготовки детей к овладению элементами грамоты. 3. Подготовка к овладению грамотой В процессе овладения фонетической стороной речи в занятия постепенно включаются упражнения по обучению детей осознанному анализу и синтезу звукового состава слова. Развитие умения выделить звуки из разных позиций в слове, в свою очередь, помогает восполнить пробелы фонематического развития. Система упражнений по подготовке детей к обучению грамоте начинается с выделения звука в слове и заканчивается анализом и синтезом односложных слов. I период обучения (сентябрь, октябрь, первые две недели ноября) Индивидуальная и подгрупповая работа проводится ежедневно, фронтальные занятия по произношению 2 раза в неделю. На фронтальных занятиях изучаются гласные звуки, доступные по артикуляции согласные звуки: а, у, ау, и, о, э, ппь, т, ккь, птк, ауои, ы, йот, ль, йот лъ. Такая последовательность отработки звуков обеспечивает поэтапную работу над фонемами, постепенный переход от более легких к сложным звукам. Это помогает, в свою очередь, постепенному усвоению детьми фонетической системы языка. В процессе обучения произношению следует воспитывать у детей стойкий познавательный интерес, активизировать мыслительную деятельность, постоянно ставить посильные и в то же время требующие определенного напряжения задачи. Работа по развитию произношения проводится одновременно с работой по развитию слухового восприятия. В течение первого периода обучения детей учат четко, даже утрированно воспроизводить гласные звуки, угадывая, их по беззвучной артикуляции, слышать и выделять в ряду других звуков. Включаются упражнения по удерживанию в памяти ряда, состоящего из 3-4-х гласных звуков. Учитывая возрастные особенности детей, все задания предлагаются в игровой форме. Например, по правилам игры в «Эхо» дети делятся на две команды: 1-я произносит звуки а, у, и громко; 2-я эти же звуки тихо. Или другая игра: каждому ребенку раздаются длинные и короткие ленточки (полосы). В зависимости от их величины, одни дети произносят звуки длительно плавно, другие отрывисто. Во время игры «Кто кого перетянет» детям раздаются цветные мелки. Они поочередно подходят к доске, протяжно произносят гласные звуки, рисуя при этом длинную линию. Выигрывает 18

19 тот, у кого получилась длиннее «дорожка». Играя в игру «Убери лишний звук», дети получают от ведущего символы гласных звуков. Логопед произносит ряд из нескольких гласных звуков (ааау; иииои и т д.). Дети выстраиваются в определенной последовательности, а затем определяют, какой звук лишний и объясняют, почему. Можно предложить и более усложненный вариант, например, какие нужно назвать звуки, чтобы лишний был звук и и т.д. Или игра «Звуки и грибочки». Один ребенок отбирает несколько грибков, а другой называает такое же количество гласных. Все эти упражнения воспитывают у детей внимание к речи, к звукам, умение запоминать и воспроизводить нужное количество звуков. Отработка правильного произношения простых гласных звуков (ппь, т, ккь, ль) сочетается с выработкой умения слышать эти звуки в ряду других, выделять соответствующие слоги среди других слогов, а также определять наличие данного звука в слове. Сначала дети выделяют начальную позицию звука в слове (паук), затем — конечную (паук). Много внимания уделяется запоминанию слоговых рядов, типа та-ат, пу-уп-пу и т.д. Эти слоги произносятся с разной интонацией, силой голоса, медленно и отрывисто, с выделением ударного слога. Например: па, па, па па, па, па папапа Процесс проговаривания сопровождается отхлопыванием, отстукиванием ритма, угадыванием количества слогов. Постепенно ряды слогов удлиняются и варьируются. Сюда включаются не только прямые, но и обратные слоги, со стечением согласных, открытые и закрытые. Упражнения на узнавание звука в слове, отбор картинок, придумывание слов с этим звуком также осуществляются в процессе игр с использованием различного дидактического материала. Например, игра «Кто самый внимательный?». На столе у детей лежат картинки. Логопед называет разные звуки: а, у, р, л, т, к и т.д. Дети, услышав звук т, должны поднять картинку, в названии которой есть этот звук. Или игра «Добавь пропущенное слово» ( в нем должен быть звук т). Построили новый дом, а рядом сидит собака Том. Сидит дома девочка Тома. Когда дети свободно определяют наличие звука в слове, можно перейти к определению его места в слове. Игра «Кто в домике живет?» Дети ищут только те картинки, в названии которых есть, например, звук т. А затем «расселяют» их в 3-х этажном домике. На первом этаже картинки со звуком т в начале слова. на 2-м в середине, на 3-м в конце (Таня, кот, плита, коты, Том, утка, Тома, Тоня, боты, тыква, хата и т.д.). Умение выделять гласные и согласные звуки позволяет перейти к анализу и синтезу обратных слогов (ат, ап, ут, уп, ит, ип, аль, оль). Дети играют в «живые звуки», когда каждый из них выбирает себе один из пройденных гласных и согласных звуков. По сигналу логопеда дети становятся в определенной последовательности, образуя названные слоги (уп, ут и т.д.). В то же время их учат преобразовывать слоги, изменяя один звук (уп оп от и т.д.). II период обучения (вторая половина ноября первая половина февраля) 19

20 Индивидуальная и подгрупповая работа проводится ежедневно, фронтальные занятая по произношению 3 раза в неделю. На индивидуальных занятиях продолжается постановка отсутствующих звуков и их автоматизация. По-прежнему эта работа предопределяет содержание фронтальных занятий. Новым по сравнению с 1 периодом является усиление направленности на дифференциацию (на слух и в произношении) звуков по принципам твердости и мягкости, глухости и звонкости. Наибольшее количество фронтальных занятий посвящается закреплению и дифференциации свистящих звуков (ссъ, ззь, ц). По мере включения в лексический материал новых звуков детей знакомят с изменением форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. Например, при закреплении правильного произношения звуков ссь, ззь дети упражнялись в согласовании прилагательных синий, зеленый с существительными 3-х родов; при отработке дифференциации звуков л ль включались задания на преобразование глаголов типа: гуляет гуляли погуляли; копает — копали выкопали и т.д.; звуков ы-и на закрепление категории числа существительных: тыквы кубики, боты битки, коты соки, лилии липы и т.д. На фронтальных занятиях изучаются следующие звуки: ль ы — и, с, ссь, з, з-зь, с-з, сь-зь, ц, б-п, ш, ж, с-ш,, з-ш, з-ж, с — ш — з — ж. Количество занятий колеблется от 2-х до 3-х на каждый звук. В зависимости от индивидуальных особенностей детей, динамики их продвижения, логопед имеет право уменьшать или увеличивать время для изучения звуков. В это же время продолжается работа по составлению и распространению предложений по вопросам демонстрации действий, картинкам, опорным словам. Широко используется фланелеграф. Оречевляя простые сюжеты, дети учатся составлять несложные рассказы с опорой на наглядность. В то же время заучиваются короткие рассказы, стихотворения, потешки. Продолжается работа по закреплению навыков звукового анализа и синтеза. На материале изучаемых звуков дети тренируются в выделении согласного в слове, определении его позиции (начало, середина, конец слова), составлении слогов типа ас-са, уц-цу и т.д. В это же время детей учат определять гласный в положении после согласного (мак, суп, кот) и т.д. В конце П периода обучения дети самостоятельно в устной форме анализируют слоги типа са-со-су, соединяют отдельные звуки (согласные и гласные) в прямые слоги и преобразуют их (са-су, цу-цо и и т.д.). В то же время на практике усваиваются термины: слог, слово, гласные звуки, согласные звуки (звонкие, глухие, мягкие, твердые), предложение. Индивидуальная работа проводится по мере необходимости с детьми, имеющими стертую дизартрию, ринолалию или какие-либо другие осложнения. В подгруппах занимаются дети, у которых трудности в дифференциации звуков, усвоении анализа и синтеза. Фронтальные занятия проводятся 3 раза в неделю. В течение этого времени изучаются звуки: л, р, л-ль, р-рь, л-р, л-ль-р-рь, ч, щ и осуществляется их дифференциация. Акцент переносится на закрепление навыка употребления этих звуков в самостоятельной речи. При этом много внимания уделяется развитию самостоятельных высказываний (составление рассказов по картине, серии картин, пересказ). Весь материал подбирается с учетом правильно произносимых звуков. Важно, чтобы дети достаточно свободно пользовались словами с уменьшительно-ласкательными значениями, приставочными глаголами, передающими оттенки действий, учились образовывать 20

Читайте так же:  Организация продуктивной деятельности детей дошкольного возраста

21 родственные слова, подбирать слова-антонимы. Большое значение уделяется совершенствованию практического навыка употребления и преобразования грамматических форм (категории числа существительных, глаголов, согласование прилагательных и числительных с существительными), использованию предложных конструкций. Отрабатываемые речевые формы включаются в работу над связной речью. На каждом логопедическом занятии даются упражнения на звуковой анализ и синтез Основной единицей изучения является теперь не отдельный звук в составе слова, а целое слово. Детей учат делить слова на слоги. В качестве зрительной опоры используется схема, где длинной полоской обозначено слово, короткими слоги. Выделяются гласные звуки красными кружочками, согласные синими. К концу Ш периода дети самостоятельно проводят анализ и синтез односложных слов (рак, шум, лук), слогов со стечением согласных (сто, шко, сту) и слов типа: стол, стул, шкаф. Заканчивается обучение детей в июне. К этому времени дети овладевают навыками правильного произношения и различения фонем родного языка, а также анализа и синтеза односложных слов без стечения согласных и со стечением согласных. В самостоятельной речи они должны достаточно свободно пользоваться лексикограмматическими конструкциями, структурами простых и сложных предложений. Приложение РЕКОМЕНДАЦИИ К ПЛАНИРОВАНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПЕРИОДАМ ОБУЧЕНИЯI период обучения Звуки у, а, ау, ауиз, о, ауио, ы, п,, пь, т, к, кь, пгк, х, хь Подготовка к звуковому анализу и синтезу Выделение гласных звуков из ряда других звуков. Выделение ударного гласного из начала слова Анализ звукового ряда типа а-у, а-у-и и т.д. Выделение первого и последнего согласного звука в слове (паук, кот, мак). Анализ и синтез обратных слогов типа ат, от, ут, ак, ок, ук и т.д. Преобразование слогов путем изменения одного звука от ут-ит. Закрепление лексико-грамматических категорий и развитие связной речи Закрепление навыка употребления категории множественного числа существительных (утка-утки, конфета-конфеты и т.д.), формы родительного падежа с предлогом у (У Таты боты, у Нины конфеты, у Вовы кубики, а у Толи утки Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое с существительными мужского, женского, среднего рода (мой кот, кубик, моя утка, конфета, мое окно). Категории числа и лица глаголов настоящего времени (я пою, мы поем, вы поете, они поют). Употребление категорий прошедшего времени глаголов множественного числа (гуляли, пели, катали, купали, мыли). Составление предложений по демонстрации действий. Объединение этих предложений в короткий текст. Таня и Вова дома. Таня моет окно. Вова подметает. Они помогают маме. II. период обучения 21

22 Звуки ль, йот, ы-и, с, сь, з-зь, с-з, сь-зь, ц, бп, ш, ж, с-ш, с-ш-з-ж Подготовка к звуковому анализу и синтезу Дифференциация звуков на слух, выделение их в ряде других звуков, нахождение их в слове. Определение места звука в слове. Выделение гласного звука в положении после согласного. Анализ и синтез прямого слога типа са, со, су. Закрепление лексико-грамматических категорий. Развитие связной речи Закрепление навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе падеже (синий пояс (зеленый), синяя (зеленая) ваза, синее (зеленое) пальто, образования относительных прилагательных (меховая шуба (шапка), меховые сапоги, меховой пояс, сосновый лес, сосновая хвоя, стеклянный стакан, стеклянная ваза, железный нож, железная шпага, снежный ком, снежная баба, бумажный змей, бумажная пеленка). Согласование числительных с существительными (шесть жуков, обезьян, лисиц, лошадей, окон). Подбор однокоренных слов (лесной, лесовик, лёса; снегснежинка, снега

снежный снеговик). Образование сложных слов (снегопад, листопад, пылесос, самолет и т.д.). Составление предложений по демонстрации действий, картине, вопросам. Распространение предложений путем введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений (Соня и Миша слепили снеговика (снежную бабу, снежный ком, самолет). Саша, Женя, Наташа и Миша купили стеклянную вазу, меховую шапку, зеленый пояс и синюю коляску; Вася и Сима помогали маме: они носили воду, копали яму, поливали пионы, лилии, маки. Составление предложений по опорным словам (Соня, стоять, мосту, Даша, шуба, вешать). Составление рассказов по картине, серии картин, пересказ. Заучивание стихотворений. (Рекомендуется использовать дидактический материал) III период обучения Звуки л, р, л-ль, р-рь, лъ, л-р-р-, ч, щ, ч-щ Звуковой анализ и синтез Различение на слух и в произношении изучаемых звуков. Выделение их среди других звуков и слогов. Определение наличия данных звуков в слове и их позиции. Анализ и синтез прямых и обратных слогов (ал-ла, орро, лара-лоро). Анализ и синтез односложных слов (лак-рак, стол-стул), преобразование слов путем замены первых звуков (лак-бак, бок-рог). Знакомство со схемой слова Выделение кружочками разного цвета гласных и согласных звуков. Закрепление лексико-грамматических категорий. Развитие связной речи Закрепление навыка образования уменьшительной формы существительных (ящичек, вазочка, сучочки), прилагательных (сосновый лес, сосновая роща, шишка, ветка, иголка; клюквенный морс, сок, кисель, сироп). Подбор однородных слов (чай, чайник, чайная, чайница; мыло — мылить, обмылки, мыльница); приставочных глаголов (машина поехала к дому, подъехала к дому, отъехала от дома, объехала вокруг дома, между домами проехала, из ворот выехала). Употребление предложных конструкций (залез под шкаф, вылез из-под шкафа спрятался между столом и шкафом). Подбор слов с противоположным значением (толстый-тонкий, короткийдлинный). Образование существительных от глаголов и наоборот (читать — читатель, читателъница; учить — учитель — учительница, воспитывать — воспитательница, пловец — плавать, летчик летать; краснота краснеть). Закрепление навыка употребления сложносочиненных предложений с разными придаточными (Миша заплакал, потому что 22

23 он упал, ему было больно, он обиделся на Веру, он испугался собаки и т.д.). Составление разных типов рассказов; оречевление серии выполненных действий ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ Одним из необходимых условий успешной работы логопеда является ведение четкой документации, позволяющей: а) выявлять и регистрировать всех детей, нуждающихся в логопедической помощи; б) фиксировать результаты психолого-педагогического обследования ребенка; в) планировать этапы обучения; г) отражать содержание индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятий; д) определять преемственность в работе логопеда, воспитателя, родителей; е) подводить итоги логопедической работы. Правильно оформленная документация позволит более объективно оценить эффективность коррекционного обучения. 1. Отбор детей в специальные детские сады Дошкольники, которые имеют отклонения в речевом развитии, должны получить логопедическую помощь в группах для детей с недостатками речи. Это предполагает открытие достаточного количества специальных учреждений и проведение дифференцированного отбора. От своевременности начала обучения и воспитания этих детей во многом зависит успех дальнейшей работы. Чем раньше ребенок начинает обучаться в специальном дошкольном учреждении, тем более полной оказывается компенсация дефекта и готовность к усвоению школьной программы. Своевременное и раннее выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи, позволяет вести статистический учет, планирование, открывать группы разного профиля. Проверять речь детей рекомендуется начинать с младшей группы детского сада. При этом особое внимание уделяется тем детям, у которых в три три с половиной года фразовая речь или отсутствует, или представлена в виде отдельных лепетных сочетаний, например: Пи асю — питъ хочу (3 г. 8 м.). Ве ди ко Вера ходит в школу (3 г. 8 м.). Дай се дай еще (3 г. 11 м.). Эта везе таки сека Эта везет санки по снегу (4 г.). 23

24 В течение года логопед детской поликлиники или логопед детского сада не реже одного раза посещает все возрастные группы, выявляя тех, кто нуждается в целенаправленной логопедической помощи. Эти дети направляются на медикопедагогическую комиссию. На тех, кому рекомендуется посещение группы, составляется логопедическая характеристика. В ней указывается: а) владеет ребенок фразовой речью или говорит отдельными словами; б) как пользуется в самостоятельной речи лексико-грамматическими категориями; в) насколько сформирована произносительная сторона речи и слоговая структура слов; г) каковы отклонения в развитии фонематического слуха. Заканчивается характеристика логопедическим заключением и рекомендациями к зачислению ребенка в группу соответствующего профиля. Если ребенок посещал детский сад, родители представляют характеристику воспитателя. В ней, кроме формальных данных о ребенке, необходимо отметить: а) когда ребенок начал посещать детский сад; б) как быстро он освоился в новом коллективе; в) как относится к окружающим его взрослым и детям; г) как усваивает программный материал по всем видам учебной деятельности, в чем испытывает затруднения; д) насколько внимателен, усидчив, заинтересован и целенаправлен на занятиях; е) как организует свою игровую деятельность (играет творчески; быстро переключается с одного вида занятий на другой; бессистемно манипулирует отдельными игрушками и т.д.); является ли ведущим в игре или ведомым; играет молча или пытается оречевлять то, что делает; ж) как выходит из положения в конфликтной ситуации (уступает или агрессивен); з) как относится к своему речевому дефекту (равно-душен, озлоблен, переживает, болезненно раним); и) каковы навыки самообслуживания; к) насколько опрятен в одежде. Все отобранные дети обследуются врачом-психоневрологом, который дает заключение об интеллектуальном развитии ребенка, об отсутствии или наличии 24

25 органического поражения ЦНС, что может быть одной из причин речевой недостаточности. Справка от врача-отоларинголога содержит данные о состоянии слуха и ЛОРорганов. Медико-педагогическая комиссия оформляет журнал регистрации детей. В нем фиксируются данные о ребенке, диагноз и заключения специалистов, направивших его на комиссию. Здесь же записываются рекомендации о зачислении ребенка (указывается профиль группы), определяется срок его обучения (1-2-3 года). Если имеются какие-либо противопоказания, дается родителям мотивированный отказ с соответствующими рекомендациями (в каком учреждении должен находиться ребенок), В журнале медикопедагогической комиссии есть графа, где указывается дата выпуска ребенка (в школу, детский сад), заключение о его речи. Таким образом, четкое ведение этого журнала дает возможность составить сведения о том, какое количество детей и с какими нарушениями нуждаются в специализированной помощи, какова эффективность логопедической работы. 2. Организация логопедической работы В течение учебного года логопед оформляет следующие виды документации: речевую карту; планы (конспекты) фронтальных занятий; тетради для вечерних логопедических занятий воспитателя; отчеты о результатах проведенной работы. А. Речевая карта Все данные логопедического обследования записываются в речевой карте. При этом указывается уровень сформированности связной речи, обращается внимание на правильность ее фонетического и лексико-грамматического оформления. готовность к звуковому анализу и синтезу слов, отмечается сформированность слоговой структуры, сохранность и подвижность артикуляционного аппарата. В речевой карте обязательно приводятся примеры образцов детской речи с лексическими, грамматическими и фонетическими ошибками, например: Пересказ сказки «Три медведя» (Рома X., 5 лет) Девитька аблюдиясь и лесу. Гядит домик. Сея абольсой тул. Упаля. Босей ведмедь десь сей. Влезя а дугой. Небодно. Влезя амаликий Хоясо. (Девочка заблудилась в лесу. Глядит домик. Села на большой стул, Упала. Большой медведь здесь сидел. Влезла на другой неудобно. Влезла на маленький стульчик. Хорошо.) Лексические ошибки. Я буду кораблем (капитаном). (Катя К., 5 лет). 25

26 Мальчик колотит дерево (пилит). Закончив обследование, логопед знакомит воспитателя с основными дефектами в речевом развитии каждого ребенка (в соответствии с речевой картой), особенно подробно останавливается на содержании коррекционного обучения детей, имеющих наиболее тяжелые отклонения в фонетико-фонематическом развитии. Логопед определяет требования к речи отдельных детей на разных этапах обучения. Каждый воспитатель должен хорошо слышать дефектное произношение звуков, аграмматизм в речи детей, четко представлять картину речевого нарушения, знать у кого из детей звуки в настоящее время находятся в стадии постановки. закрепления или дифферентации. Это дает возможность повседневно следить за речью детей и поправлять их на занятиях и вне занятий с учетом их индивидуальных особенностей. В конце учебного года в карте фиксируется итог логопедической работы: отмечаются нескорригированные дефекты в речевом развитии ребенка, даются рекомендации родителям в отношении дальнейшего обучения. Пример оформления речевой карты Отбор картинок со звуком с (миска, щенок, фикус, самолет, цапля, сумка, чайник, (курица, чемодан, часы, сова), Повторение слогов: паба папа какага — какака дата дада бабапа — бапаба Рассказ по картине (Маша Н., 5,5 лет). Девоська гибы собиает, сыски. Диевья асут тут, титоцки исо асут тут. Лето. Лето). (Девочка грибы собирает, шишки. Деревья растут тут, цветочки еще растут тут. Рассказ по серии картин (Дима Е., 5,5 лет). Наступила зима. Собака повезья шанки, а дети упаи, а шабака за косками бегает. Собака бегает за косками, а коски убегают. А шобака увезля санки, шанки переверну-лищ. Кустики голые. Дети упали и лезят на шнегу. (Наступила зима. Собака повезла санки, а дети упали, а собака за кошками бегает. Собака бегает за кошками, а кошки убегают. А собака увезла санки, санки перевернулись. Кустики голые. Дети упали и лежат на снегу.) В конце речевой карты дается логопедическое заключение, которое должно соответствовать ошибкам, зафиксированным в речи детей. 26

27 Б. Планирование работы логопеда В течение года логопед проводит фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия по коррекции речи. К каждому фронтальному занятию должен быть составлен развернутый план (или конспект), где указаны тема, цель, основные этапы занятия. Нет необходимости писать перспективный план работы, так как имеются государственные программы воспитания и обучения детей 5-6-летнего возраста с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи. В конце плана указаны дети, с которыми логопед будет заниматься по коррекции произношения, используя разнообразный картинный и дидактический материал по формированию фонетической стороны речи. (см. раздел «Оборудование логопедического кабинета»). Далее даются примерные образцы плана и конспекта фронтального занятия. Тема: Звук л Цель: Закрепление четкого произношения звука л в слогах, словах, предложениях. Анализ и синтез слов типа палка полка План I. Организационный этап. Назвать картинки, которые выставлены на доске, определить повторяющийся в них звук («Л»). II. Игра «Кто внимательный»: произнесение вслед за логопедом обратных и прямых слогов со звуком л: ла ал ла; ол ло ол. III. Игра «Угадай по цвету предмет». Отобрать игрушки, про которые можно сказать белый, белая. IV. Физкультминутка (выполняя движения, дети называют потешки: лалала Клава куклу купала; лололо по небу облако плыло; лулулу слон уснул в своем углу. V. Анализ слов палка полка. Самостоятельное выкладывание слов кукла, булка. I. Организационный этап. В группе спрятаны разноцветные конверты с картинками. Надо найти конверты белого и голубого цвета, достать картинки и поставить их на доске. 27