Меню

Воспитание дошкольника здоровый образ жизни

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим.

Очевидна значимость формирования у детей дошкольного возраста определенной базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Проблема здоровья детей всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка-дошкольника. В частности, в условиях системного рассогласования отношений человека с внешней природной средой необходим пересмотр педагогических путей и условий валеологического воспитания детей. В силу этого возникает потребность в создании гибких социально-педагогических технологий здоровьесберегающего обучения и воспитания личности в условиях государственных воспитательно-образовательных учреждений. Использование педагогами данных технологий позволит сформировать основы здорового образа жизни, развить у ребенка чувство сопереживания другим людям, определенные навыки саморегуляции, позволяющие предупреждать девиантное поведение.

Одновременно с использованием инновационных технологий важнейшим фактором воздействия на личность ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей. Родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие ребенка к родителям делают его особо восприимчивым к их воздействию. Семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства.

Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника.

Как показывает практика, и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе. Педагоги недооценивают роль семьи и не стремятся объединить с родителями усилия для развития и воспитания детей, поэтому не налаживают надлежащим образом обратную связь, не используют в полной мере влияние семьи на воспитание ребенка.

Современная педагогическая наука располагает многочисленными свидетельствами, подтверждающими то, что веками вызревало в народной практике воспитания, прогностически отмечалось в трудах выдающихся мыслителей прошлого, а именно: бесспорный приоритет семейного воспитания в развитии личности ребенка (К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.).

Семья является источником и важным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.

Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно дает ребенку всю гамму чувств, широчайший круг представлений о жизни. Кроме того, его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным, воспитанием в детском саду или школе.

Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Большое значение при этом уделяется формированию физической культуры личности как значительной части общечеловеческой культуры.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

В теории и практике разработано множество различных формулировок, определяющих понятие здоровья. Официальным определением можно считать дефиницию, принятую Всемирной организацией здравоохранения и записанную в ее уставе. В соответствии с данным документом, здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Основой педагогической модели по формированию здорового образа жизни является на наш взгляд, воспитание не только физически крепкого ребёнка, но и цельной личности с устойчивой нервной системой, готовой к успешной бытовой, трудовой и социальной адаптации к реальным условиям жизни, к интеграции в обществе. Для этого будет необходимо решить следующие задачи:

  • создать развивающую среду – пространство самореализации;
  • помочь ребёнку накопить необходимый опыт и знания для успешного выполнения главных задач воспитательно-оздоровительной работы по укреплению его физического и психического здоровья;
  • сформировать через активную деятельность здоровый организм ребенка его динамическое и устойчивое состояние к экстремальным ситуациям;
  • стимулировать дошкольника включиться в процесс физического развития и двигательной активности, побуждать его к самопознанию и одновременно создавать условия для внутренней активности личности;
  • направлять совместную работу всего педагогического коллектива и родителей на развитие и закаливание организма ребенка;
  • формировать навыки саморегуляции поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья.

Педагогическая технология формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста – это специальным образом организованный педагогический процесс, позволяющий ребенку получить элементарные анатомические и медицинские знания о собственном организме; целенаправленно и гарантированно обеспечивающий сохранение, поддержание, укрепление и наращивание здоровья его субъектов в единстве всех его составляющих в ходе их взаимодействия в учебно-воспитательных ситуациях.
Разработанная модель организации работы ДОУ № 22 г. Альметьевска по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников представляет собой планомерное, последовательное и целенаправленное взаимодействие, включающее три взаимосвязанных и взаимодополняющих блока: взаимодействие с педагогами, с родителями и с детьми в данном направлении.

Алгоритм взаимодействия выглядит следующим образом.

1) Самосовершенствование педагогов: перестройка мышления на
здоровый образ жизни; пополнение собственного багажа теоретических знаний (анатомия, физиология, психология, теория и методика физического воспитания, гигиена и др.); овладение оздоровительными системами и технологиями в области физической культуры; приобретение и закрепление практических навыков здорового образа жизни (зарядка, водные закаливающие процедуры, регулярные пешие прогулки, выполнение дыхательных упражнений и т.п.).

2) Работа с родителями включает: проведение теоретико-практических семинаров по вопросам оздоровления (закаливание, двигательная активность, питание, релаксация, дыхательные системы и т.д.); практических семинаров; семейных соревнований «Папа, мама, я – спортивная семья»; дней открытых дверей и других мероприятий.

3) Работа со старшими дошкольниками по здоровьесбережению включает: формирование адекватных представлений об организме человека (о строении собственного тела); осознание самоценности своей и ценности жизни другого человека; формирование потребности в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни; привитие навыков и гигиены, первой медицинской помощи, умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков; умение сочувствовать, сопереживать.

Только совместная деятельность педагогов, родителей и детей может дать значимый результат.

Данная модель предполагает не только целенаправленную работу с дошкольниками, но и обязательное активное включение (взаимодействие) педагогов и родителей в процесс формирования основ здорового образа жизни у детей.

Реализация системной, целенаправленной педагогической деятельности с семьями по формированию основ здорового образа жизни способствует повышению уровня готовности родителей к поддержке работы, осуществляемой в дошкольном образовательном учреждении, повышению их психолого-педагогической компетенции.

Доказательством эффективности предложенной модели взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по формированию основ здорового образа жизни у старших дошкольников ДОУ № 22 г. Альметьевска служит положительная динамика показателей физического развития, повышение степени резистентности по кратности к острым заболеваниям, а так же значительное улучшение социального самочувствия детей.

Формирование здорового образа жизни дошкольников

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.

Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.

Следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

Читайте так же:  Почему не пинается ребенок

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно — правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании» (ст.51), «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.

Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

  • Занятия физкультурой, прогулки.
  • Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна

Правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья. Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма, в предупреждении и лечении многих заболеваний.

Следующий фактор здорового образа жизни — закаливание. Практически всем известно изречение: «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья». И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды — переохлаждению и перегреву. Закаливание — эффективное средство укрепления здоровья человека. Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов:

— учет индивидуальных особенностей.

Психическая закалка стимулирует и физиологические защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желез, Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье

  • дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды
  • бережное отношение к окружающей среде, к природе
  • медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций
  • формирование понятия «не вреди себе сам»

Физкультурно-оздоровительная деятельность включает в себя:

Создание системы двигательной активности в течение дня:

  • утренняя гимнастика (ежедневно);
  • физкультурные занятия (3 раза в неделю);
  • музыкально — ритмические занятия (2 +2 раза в неделю);
  • прогулки с включением подвижных игр;
  • оздоровительный бег (ежедневно);
  • пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)
  • зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях)
  • оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);
  • физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);
  • эмоциональные разрядки, релаксация;
  • ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение);
  • спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз месяц)

Необходимо поддержания и укрепления здоровья детей.

Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой. Эти знания дети приобретают на специальных занятиях в нашем детском саду.

Задачи работы по формированию здорового образа жизни дошкольников:

  • формировать представления о том, что быть здоровым — хорошо, а болеть — плохо; о некоторых признаках здоровья;
  • воспитывать навыки здорового поведения: любить двигаться, есть побольше овощей, фруктов; мыть руки после каждого загрязнения; не злиться и не волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; соблюдать режим;
  • помочь овладеть устойчивыми навыками поведения;
  • развивать умение рассказывать о своем здоровье, здоровье близких;
  • вырабатывать навыки правильной осанки;
  • обогащать знания детей о физкультурном движении в целом;
  • развивать художественный интерес

Спортивно-театрализованный праздник «Богатырские состязания»

(Для детей подготовительной группы)

Цели: учить передавать в движении эмоциональное состояние, входить в воображаемую ситуацию, развивать у детей организационные навыки, настойчивость в достижении цели, расширять зону общения и взаимодействия, способствовать развитию мышления, воображения, творческих способностей.

Спортивный инвентарь и оборудование: детские стулья, большие мячи, гантели, палки, ленточки, скамейки, 2 метлы, воздушные шары, стойки, 2 тазика с водой, яблоки, «Избушка на курьих ножках».

Действующие лица: ведущая — инструктор по физкультуре, Илья Муромец, Баба-Яга, Елены Премудрые (жюри)

Ведущая — Привет, друзья!

Ведущая — как настроение?

В. — предлагаю сегодня устроить богатырские состязания — пусть мальчишки покажут нам свою силу и удаль! Скажите!- а кто самый главный богатырь — Илья Муромец. Вот к нему мы и отправимся в гости! Согласны? Тогда занимаем места (дети рассаживаются на стулья, поставленные в шахматном порядке).

В. — чтоб расти и закаляться, будем спортом заниматься! Занимайся, детвора! В добрый путь — Физкульт — Ура!

Танцуйте сидя и стоя на стульях.

(Звучит музыка, входит Илья Муромец).

И.М. — уж вы гости, еси добры молодцы, богатыри земли нашей! Привет вам, да поклон низкий от меня И.М., да сотоварищей моих — Добрыни Никитича, да Алеши Поповича. И вам поклон низкий, девицы — красавицы. Услыхал я про сильных, могучих богатырей и решил испытать вашу силушку богатырскую. Станем — ка, богатыри, насупроть друг друга, да разомнемся перед состязанием серьезным.

В. — все собрались? Все здоровы? Бегать и играть готовы? Ну, тогда не зевай, не ленись! На разминку становись!

Разминка с гантелями.

И.М. — а теперь нам надо придумать названия командам. Пусть слева будут «Богатыри», а справа «Добры молодцы». Судить наше состязание предлагаю самым мудрым Василисам Премудрым. (члены жюри — зав. д\с, методист, логопед, психолог).

И.М. — какой же богатырь без коня? Сейчас мы посмотрим как наши молодцы умеют держаться в седле. Приведите-ка мне моего боевого коня. Надо на коне объехать вон тот курган и вернуться обратно.

Скачки на хопах.

И.М. — какие вы сказки знаете? А моя любимая сказка «Лягушка — путешественница». Следующий конкурс так и называется:

«Лягушка — путешественница»

И.М. — отгадайте-ка загадку?

«Без рук, без ног
Ходит и следов не видно» (рыба)

Следующее состязание называется:

«Рыбак и рыбки»

(за 30 сек. необходимо поймать как можно больше рыб)

И.М. — а теперь проверим вашу силушку, богатыри!

Уложи руку противника.

В. — Илья Муромец, ты нам загадывал загадки, а теперь мы тебе загадаем.

«Азбука движений»

(посмотри, подумай и отгадай букву)

И.М. — Издавна богатыри сражались с нечистой силой. Ну-ка назовите, кто это такие?

(звучит музыка, появляется баба-яга)

Баба-яга — здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! А вот и я! Хочу вам предложить вот такой конкурс!

Бег в ступе с метлой, с преодолением препятствий.

Баба-яга — а сейчас хочу проверить, какие вы смелые. Змея Горыныча не испугаетесь, тогда начинаем!

Бой со Змеем Горынычем.

В. — приглашаю всех вас на «Веселый тренинг»:

  • Колобок
  • Паровозик
  • Солдатик
  • Ладошки
  • Веселый чертенок
  • Цапля
  • Насос

И.М. — ну что ж убедился Я: силы и ловкости вам не занимать, значит, пора на серьезное испытание отправляться. Заточил Кощей Бессмертный всех Елен Прекрасных в своей темнице. Надо их выручать! Но перед тем как отправиться в путь дороженьку, надо подкрепиться молодильными яблочками.

Молодильные яблочки.

(дети поочереди подбегают к тазу с водой, достают от туда без помощи рук яблоко и возвращаются к своей команде)

В. — а сейчас, чтобы отдохнуть, перевести дух, предлагаю выполнить упражнения для пальцев рук, которые называются:

«Мудры».

И.М. — а теперь самое сложное испытание. Надо проникнуть в царство кощеево и освободить Елен Прекрасных!

Полоса препятствий по карточкам.

И.М. — ну, молодцы богатыри. Показали свою богатырскую силу, да молодецкую удаль. Выходите Елены Прекрасные, вы свободны. Да спляшите нам, порадуйте глаз красотой своей!

Степ-аэробика.

(выступают Елены Прекрасные — девочки старшей группы)

И.М. — Елены Премудрые вам слово (слова, награждения, медали)

Баба-яга — приглашаю всех в «Трактир на курьих ножках»!

(дети выходят из спортивного зала, идут в изо — студию)

Дети — «Избушка, избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом».

Избушка — вот мой слушайте приказ, в полтора десятка фраз. Улыбнитесь! Отвернитесь! Лягте на пол! Повернитесь на бочок, рот закрыли и молчок. Ручками похлопали, ножками потопали. А теперь все дружно встали и веселыми вновь стали.

Баба-яга — проходите, гости дорогие, отдохните, посидите, да умом пошевелите.

Баба-яга — хочу проверить какие вы внимательные дети? На все вопросы отвечайте «я», но слушайте внимательно:

  • Кто любит шоколад?
  • Кто любит мармелад?
  • Кто любит груши?
  • Кто не моет уши?

Баба-яга — ах, какой денек чудесный, не послушать ли нам песню!

Песня «Будем в армии служить».

В общем, милые мальчишки,
Мы откроем вам секрет:
Лучше вас на белом свете
Никого, конечно, нет!

Баба-яга — а теперь поудобней усаживайтесь, да отведайте моих пирожков, да напиточка.

В результате проделанной работы по программам мною были получены следующие результаты:

— у детей сформировался двигательный опыт, дети освоили подражательные движения, появился интерес к двигательной деятельности, научились реализовывать двигательное творчество и импровизацию в играх, что позволяет говорить о развитии фантазии.

Читайте так же:  Все о развитии 3-4 мес ребенка

— снизилась заболеваемость детей ОРВИ, гриппа, и верхних дыхательных путей, повысилась посещаемость детей в группе.

— итоговое обследование детей педиатрами показало, что при выпуске детей из детского сада в школу, группы здоровья изменились.

— дети не имеют отклонений от нормального, соответствующего возрасту, уровню физического развития.

Предложенные пути физического оздоровления детей дошкольного возраста являются эффективными и позволяют существенным образом повысить уровень физического здоровья и психологической готовности к школе.

Литература.

  1. Автор: Золотых Ираида Николаевна — инструктор по физической культуре, Белгородская область г. Губкин, МДОУ «Детский сад комбинированного вида N2 «Ромашка».
  2. Автор: Кочешкова Е.В., старший воспитатель МДОУ N57, г. Старый Оскол, Белгородская обл.
  3. Автор: Исмагилова Альфия Ризвановна, воспитатель I квалификационная категория, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад N 358 комбинированного вида с воспитанием и обучением на татарском языке» Приволжского района г. Казани Республики Татарстан.

Физическое воспитание дошкольников в режиме здорового образа жизни

Главная > Контрольная работа >Педагогика

«Физическое воспитание дошкольников в режиме здорового образа жизни»

Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности. В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.

Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Если 25 лет назад рождалось 20-25% ослабленных детей, то сейчас число «физиологически незрелых» новорожденных утроилось. Каждый четвёртый ребёнок дошкольного возраста болеет в течение года более 4-х раз (данные Т.Я. Чертюк, З.С. Макаровой, М.Н. Беловой, Б.Н. Капустян и др.). Всего около 5,6% дошкольников можно назвать абсолютно здоровыми (1группа здоровья), 26% имеют хронические заболевания (3 группа), остальные – ослабленное здоровье (2 группа здоровья).

В чём же причины детской заболеваемости?

Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своём испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. В детском саду и дома дети большую часть дня проводят в статичном положении (за столами, у телевизора, компьютера). Это увеличивает статичную нагрузку на определённые группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости и др.

В последние десятилетия всё большее внимание учёных привлекает проблема детских стрессов, которые и влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную заболеваемость. Детские стрессы — это следствие дефицита положительных эмоций у ребёнка и отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервозности в детском учреждении (из-за переполненности групп, «заорганизованности» воспитательно-образовательного процесса), отсутствия гибких режимов дня и рационального чередования умственной нагрузки с физическими упражнениями, отдыхом. Таким образом, детские стрессы нарушают нормальное течение физиологических процессов, что неизбежно ведёт к ухудшению здоровья ребёнка.

Ребёнок ХХI века, по мнению академика Н.М. Амосова, сталкивается с тремя пороками цивилизации: накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки, перееданием и гиподинамией. Два последних обстоятельства, по мнению учёных, ведут к акселерации – ускоренному развитию организма ребёнка, и в первую очередь, увеличению роста и веса. Внутренние же органы в своём развитии отстают от роста, поэтому возникают различные заболевания и отклонения.

Общепринятая система физического воспитания практически не может решить данные проблемы, так как:

— не учитывает конкретных условий детских учреждений в разных регионах России;

— не предусматривает дифференцированного подхода к детям в соответствии с их индивидуальными особенностями и здоровьем;

— не реализует потребности детей в движении и др.

Слабый медицинский контроль за состоянием здоровья и физического развития детей также не обеспечивает должного уровня системы физического воспитания дошкольников.

Физическое воспитание дошкольников в режиме здорового образа жизни

Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:

— охрана и укрепление здоровья детей;

— формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;

— создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;

— воспитание потребности в здоровом образе жизни;

— обеспечение физического и психического благополучия.

Успешное решение поставленных задач возможно только при условии комплексного использования всех средств физического воспитания.

Таким образом, триаду здоровья составляют рациональный режим, закаливание и движение. Причём, чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка, работа в детском учреждении должна строиться в следующих направлениях:

— создание условий для физического развития и снижение заболеваемости детей;

— повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей ДОУ;

— комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач;

— воспитание здорового ребёнка совместными усилиями ДОУ и семьи.

Для полноценного физического развития детей и реализации потребности в движении в ДОУ должны быть созданы определённые условия.

Так, в группе должно быть выделено достаточно места для активного движения, физкультурных пособий, спортивных комплексов и тренажёров. Всё это повышает интерес детей к физкультуре, развивает жизненно важные качества, увеличивает эффективность занятий, позволяет упражняться во всех видах основных движений в помещении.

На участке ДОУ желательно оборудовать физкультурную площадку с зонами для подвижных и спортивных игр, беговыми дорожками, «полосами препятствий» и т.д.

На улучшение здоровья детей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребёнка в ДОУ, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника.

Гармоничному физическому и полноценному психическому развитию ребёнка способствует гибкий режим дня, который следует рассматривать в 3-х аспектах:

— динамичный режим дня для детей;

— гибкий график работы воспитателей, специалистов;

— разная длительность пребывания детей в группе.

Режим дня для детей предусматривает их разнообразную деятельность в течение всего дня в соответствии с интересами и потребностями, с учётом времени года, возраста детей, а также состояния их здоровья. Такой режим обеспечивает жизнеспособность и функциональную деятельность различных органов, создаёт условия для своевременного и правильного физического и полноценного психического развития.

Ежедневно во всех возрастных группах должно быть предусмотрено несколько форм физического воспитания детей: утренняя гимнастика на воздухе или в зале, разнообразные подвижные игры в течение всего дня, закаливающие процедуры, занятия физкультурой и плаванием (при наличии бассейна), что позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение дня, рационально распределить интеллектуальную нагрузку дошкольников.

Обеспечить воспитание здорового ребёнка можно только при условии содружества медицины и педагогики, чётко организованного медико-педагогического контроля, в который входят:

— медицинское обследование состояния здоровья и физического развития детей, определение на его основе мер по улучшению данной работы;

— медико-педагогические наблюдения за методикой физического воспитания и закаливания организма, за физиологической реакцией детей, соответствием нагрузки их возрастным и индивидуальным возможностям;

— санитарно-педагогический надзор за местами, где производятся физкультурные занятия и закаливающие процедуры, за гигиеническим состоянием оборудования, пособий, одежды занимающихся детей.

Вся работа по физическому воспитанию детей должна строиться с учётом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Для этого на основании индивидуальных медицинских карт врач ДОУ составляет сводную схему, которая поможет иметь чёткую картину о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребёнка в отдельности.

Особое внимание в режиме дня следует уделять проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Поэтому важна система закаливания, предусматривающая разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей.

Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течение всего времени пребывания ребёнка в ДОУ. Для этого необходимы:

— чёткая организация теплового и воздушного режима в помещении;

— соблюдение режима прогулок во все времена года;

— сон с доступом воздуха;

— гигиенические процедуры и др.

Функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды способствуют физические упражнения на свежем воздухе в различных формах: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, спортивные игры и упражнения, развлечения.

Особое значение в воспитании здорового ребёнка придаётся развитию движений и физической культуры детей на физкультурных занятиях. Причём, в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:

— маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приёмам элементарной страховки;

— в среднем возрасте – развить физические качества (прежде всего выносливость и силу);

— в старших группах – сформировать потребность в движении, развить двигательные способности и самостоятельность.

Поэтому необходимо использовать разнообразные варианты проведения физкультурных занятий.

В целях развития индивидуальных способностей детей хорошо использовать в вечернее время занятия различных секций по интересам: волейбол, футбол, баскетбол и др.

Вопросы воспитания здорового ребёнка должны решаться в тесном контакте с семьёй. Проведение родительских собраний, вовлечение родителей в спортивно-оздоровительную работу детского сада должно осуществляться систематически.

Таким образом, можно заключить, что при систематическом проведении физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, дети, выпускающиеся из детского сада в школу, имеют хорошую физическую подготовленность, улучшения в состоянии здоровья, а это надёжная основа для дальнейшего обучения.

Также, воспитание детей в ДОУ в режиме здорового образа жизни, закладывает полезные навыки и умения у ребёнка на будущее.

Бузунова А., Волков П. Медико-педагогическая оздоровительная работа//Дошкольное воспитание.-№4.-2003.-с.44

Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-№1.-2004.-с.115

Доскин В.А. Растём здоровыми: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры/В.А. Доскин, Л.Г. Голубева.-М.: Просвещение, 2002

Читайте так же:  Нравственное воспитание дошкольников в семье и доу

Журавлёва М, Стасюк А.О системе физкультурно-оздоровительной работы//Дошкольное воспитание.-№9.-1997.-с.39

Здоровье и физическое развитие детей в ДОУ.:М., изд-во ГНОМ и Д, 2002

Кудрявцев В. Физическая культура и развитие здоровья ребёнка//Дошкольное воспитание.-№1.-2004.-с.81;№5.-2004.-с.66

Маханёва М.Д. Воспитание здорового ребёнка: пособие для практических работников ДОУ.- М.:АРКТИ, 1999

Шишкина В.А., Мащенко М.В. Какая физкультура нужна дошкольнику, М.: Просвещение, 2005.

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Публикации в журнале
  • Воспитание здорового образа жизни
  • Формирование здорового образа жизни у дошкольников

Формирование здорового образа жизни у дошкольников

Формирование здорового образа жизни у дошкольников

Дошкольный возраст является важным и ответственным периодом. В этот период происходит перестройка функционирования разных систем детского организма, поэтому крайне необходимо всячески способствовать воспитанию у детей этого возраста привычек и потребностей к здоровому образу жизни, поддержанию и укреплению своего здоровья. Это одна из приоритетных задач, которая стоит перед родителями и педагогами. Именно в это время нужно начинать формирование основ здорового образа жизни у дошкольников.
Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.
Главным образом в формировании основ здорового образа жизни у дошкольников и правильного отношения к своему здоровью у дошкольников являются соответствующие игры, просмотр фильмов, мультфильмов, чтение и обсуждение художественной литературы, викторины, пешие прогулки, дни здоровья, спортивные праздники. Именно такие мероприятия являются наиболее интересными для детей, и в этом процессе продуктивней формировать нужное отношение к здоровому образу жизни у дошкольников.
В ходе физкультурно-оздоровительной работы, а именно физкультурных минуток, минуток здоровья, двигательных разрядок, элементов релаксации и т.п., закладываются физические, психические и нравственные качества детей, воспитываются самостоятельность и творчество.
Необходимо уделить серьезное внимание культурно-гигиеническим навыкам, сформировать привычки правильного умывания, вытирания, ухаживания за полостью рта, пользования носовым платком, правильного поведения при кашле и чихании.
Основные компоненты здорового образа жизни.
1.Рациональный режим.
Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.
При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие.
При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:

  • Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании). Крепкий сон — залог гармоничного развития, один из важнейших элементов человека, а особенно ребёнка. Именно во сне происходит сложнейшая работа, в результате которой формируется мозг, развивается тело. Нужно постараться в максимальной степени соблюдать ритм сна и бодрствования.
  • Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
  • Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах.
  • Формирование культурно-гигиенических навыков.
  • Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
  • Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Рациональный режим должен быть стабильным и вместе с тем динамичным для постоянного обеспечения адаптации к изменяющимся условиям внешней социальной и биологической среды..

2.Правильное питание.
В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.
Основные принципы рационального питания:

  • Обеспечение баланса
  • Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах.
  • Соблюдение режима питания.

Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. В связи с важностью такого компонента питания, как регулярность, в выходные и праздничные дни родителям над рекомендовать придерживаться того же распорядка приема пищи, что и в дошкольном учреждении.
3.Рациональная двигательная активность.
Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.
Средства двигательной направленности
• Физические упражнения;
• Физкультминутки;
• Эмоциональные разрядки;
• Гимнастика (оздоровительная после сна) ;
• Пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая;
• Подвижные и спортивные игры способствуют улучшению работы всех органов и организма в целом.
Двигательная культура дошкольников начинается с формирования структуры естественных движений и развития двигательных способностей, создания условий для творческого освоения детьми эталонов движения в различных ситуациях, формирования двигательного воображения, способности эмоционально переживать движения.
Основными условиями формирования двигательной культуры являются:

  • Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий.
  • Развитие воображения при выполнении двигательных действий.
  • Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры.
  • Создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.

Воспитание двигательной культуры – процесс взаимонаправленный, для его успеха необходима организация целенаправленной системы воспитания и образования в детском саду и семье.
В процессе воспитания двигательной культуры ребенок приобретает знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевает способами деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой деятельности ребенка, его познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы. Как правило, в детском саду здоровый образ жизни реализуется в частности регулярными физическими нагрузками. Ежедневная зарядка, занятия физкультурой и танцами, подвижные игры на свежем воздухе являются обязательными практически в любом дошкольном учреждении. Не должны стать исключением и выходные дни. Кроме активного развития костного скелета и мускулатуры рациональная физическая нагрузка учит дошкольника чувствовать свое тело и управлять им, к тому же движение активирует аппетит, улучшает обмен веществ и пищеварительные процессы, тренирует волю и характер, дает ребенку массу позитивных эмоций.
4.Закаливание организма
Закаливание способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно не только повышает устойчивость, но и способность к развитию компенсаторных функциональных возможностей организма, повышению его работоспособности. Для развития процесса закаливания организма необходимо повторное или длительное действие на организм того или иного метеорологического фактора: холода, тепла, атмосферного давления. Благодаря повторным действиям факторов закаливания, более прочнее развиваются условно рефлекторные связи. Если закаливание проводить систематически и планомерно, оно положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь, простудного характера, вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней среды, повышается выносливость организма.
5. Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций.
Поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, обеспечивающее гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду.
Касательно психологической обстановки в дошкольном возрасте значение имеют два аспекта: отношения в семье и обстановка в дошкольном учреждении. Отношения в семье являются основой психологического состояния ребенка: именно от них зависит, насколько ребенок уверен в своих силах, насколько он весел и любознателен, насколько открыт общению и готов к настоящей дружбе. Если ребенок знает, что дома его ждут любящие родители, которым можно поверить все свои тревоги и неудачи, от которых он получит новый заряд любви и тепла, ему по силам будет перенести многие неприятности и невзгоды.
Что же касается отношений в детском саду, то, как правило, любая конфликтная ситуация может быть решена. Сложности общения с конкретными детьми могут быть разрешены путем обращения к психологу и совместному с воспитателем планированию решения возникшей проблемы.
Для развития психологически полноценной личности следует использовать все возможные способы: творчество, в котором ребенок получает удовольствие от процесса создания чего-то нового и учится выражать свои чувства и эмоции; общение со сверстниками.
6. Соблюдение правил личной гигиены
Гигиенические мероприятия должны стать для дошкольника обычными и субъективно необходимыми – этого можно достичь регулярностью и возможно более ранним их введением.
Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение, разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая её владельца. Сколько радости доставляет человеку, ощущение хорошо и слаженно работающего организма!
Важно, чтобы малыш у
своил, что в его теле нет органов, отделов ненужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте.
Приучать ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка.
Подводить детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.
Обучение организовывать не только на занятиях, но и в повседневной жизни, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме.
Специфика формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников включает в себя: охрану и укрепление здоровья, формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе, воспитание привычки к здоровому образу жизни, организацию разносторонней деятельности, направленной на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий.