Меню

Воспитание детей в европейских семьях

Как воспитывают детей в Европе

27 февраля 2012 . Раздел Разное

В любом уголке земного шара родители одинаково любят своих детей, но воспитывают всё же по-разному. Отличия видны даже в странах, которые на географической карте граничат друг с другом. Давайте посмотрим на детей, глазами родителей некоторых европейских стран.

Французские женщины, как правило, работающие, и чтобы обеспечить своих детишек всем необходимым, выходят на работу практически сразу после появления малыша на свет, примерно через два-три месяца. Мамы Франции, кроме того, считают, что ребенок должен расти социально адаптированным и поэтому с ранних лет детей помещают в коллектив. С другими малышами ребенок познает все, начиная с умения одеваться самостоятельно и кушать с использованием столовых приборов, и заканчивая чтением, рисованием. Таким образом, он учится всему в компании новых друзей и для него нормально, что мама работает, сколько он себя помнит.

В отличие от славянских семей, где заботы мам часто на себя перенимают бабушки, во Франции это не распространено. Бабушки и дедушки живут своей жизнью, изредка видят внуков и лишь иногда могут отвести их на занятия в секцию или кружок.

Детям в Италии позволяется всё. В этой стране ребенок в первую очередь – ребенок, поэтому если он активный, если он балуется, стоит на голове, делает все что хочет, то родители никогда его не накажут, потому что он ведет себя, как ребенок и это нормально. Такие дети вырастают артистичными, раскрепощенными и не зажатыми, потому что слово «нельзя» они не слышали вообще, или слышали крайне редко. Итальянские мамы и папы достаточно времени проводят со своими чадами, но не слишком опекают и заботятся, как это принято, например, в славянских странах.

Основная цель всех родителей Испании – это счастливые дети. Испанцы любят рассказывать о своих детях, восхищаются ими, дарят подарки за что-то и просто так. В силу своей южной эмоциональности возможны вспышки гнева, направленные в сторону ребенка, но, как правило, длятся они недолго, и заканчиваются крепкими объятиями, поцелуями и извинениями. Дети не вырастают эгоистичными и избалованными, потому что понятия добра и зла, плохих поступков и таких, которые можно ставить в пример другим, четко разделяются. Прожив такое детство, взрослые испанцы становятся достаточно уверенными в себе, жизнерадостными и умеют, как и их родители, наслаждаться жизнью и веселиться.

Воспитание детей в Германии можно охарактеризовать словами «защита» и «безопасность». И как ни странно защищает государство детей даже от собственных родителей. С детства маленьких граждан приучают к тому, что их никто не должен обижать, бить, наказывать и в том числе повышать голос. Такие отношения приводят к вседозволенности и избалованности и к тому, что родители, дабы, вдруг не вызвать негативной реакции в свою сторону со стороны закона, не слишком привязаны к детям, и передают свои родительские обязанности посторонним – няням.

Швеция, как и другие скандинавские страны, лидирует в рейтинге государств наиболее комфортных для детей и их мам. Как и немцы, шведы негативно относятся к тому, чтобы ударить ребенка, даже если он провинился. Дети с ранних лет знают о своем праве неприкосновенности. Тем не менее, определенные рамки и границы строгости в шведских семьях существуют, так как считается, что вседозволенность и избалованность приводят к тому, что человек вырастает несчастным. Но если родители что-то запрещают своему малышу, то они обязаны объяснить почему, выслушать его аргументы и мнение, шведы за диалог.

Особенности воспитания детей в России

В российской семье, появляясь на свет, ребенок практически становится самым главным членом семьи. Все родительское внимание, внимание бабушек и дедушек полностью приковано к малышу. Российские мамы с большим трепетом относятся к своему чаду. Ребеночка опекают и переживают, если он испачкался, упал или поранился. Бывает и так, что иногда в отношении к ребеночку мамы перегибают палку, проявляя излишнюю осторожность.

Следует заметить, что в отличает от европейских стран, воспитанием ребенка в большей степени занимается именно мама. В этом прослеживается некая приближенность России к Восточным странам, где отец – добытчик и глава семьи, а мать – хранительница уюта в доме.

Примечательно так же то, что в отличает от европейский стран, российские мамочки стараются как можно больше времени проводить с малышами на прогулке. Мамы с детками могут часам гулять на улице и дышать свежим воздухом. Большое внимание в России уделяется детскому питанию. Мамы всегда стараются соблюдать принципы здорового питания для своих деток.

Еще одна особенность воспитания детей в России заключается в том, что родители всегда могут рассчитывать на помощь бабушек и дедушек. В российском законодательстве даже прописан тот момент, что бабушки могут уходить в декретный отпуск вместо мамы и заниматься воспитанием ребенка. В декрет так же может уйти и кто-то другой из ближайших родственников. В европейских странах, например, все с точностью да наоборот: бабушки и дедушки проживают вдали от своих внуков и видятся с ними только несколько раз в год.

Так же, отличительной особенностью российского воспитания является декретный отпуск, в период которого мама находится рядом с малышом и занимается его воспитанием. В декрете российские мамы могут находиться, как полтора, так и три года. В период отпуска по уходу за ребенком мамочкам выплачивается пособие.

До трехлетнего возраста малыши воспитываются в семье, затем ребенок идет в детский сад. Российские детские сады представляют собой дошкольные именно образовательные учреждения. Помимо возможности играть и развлекаться детки здесь вместе со своими сверстниками получают при занятиях с воспитателями элементарные, но тем не менее важные знания.

Конечно на воспитание детей оказывают влияние так же и культурные особенности России. Эти особенности связны с использованием в воспитании фольклора – народного творчества.

Поговорки, сказки и песни носят не только развлекательный характер, но непременно и воспитательный. Для российских родителей важным моментом является приобщение деток к фольклору, да и их развитие в общем.

В воспитании детей используются различные методы, в том числе поощрение и наказание. В большей степени, в российской действительности, наказание является методом контроля поведения ребенка. Как воспитывать своего ребенка конечно каждый решает самостоятельно, но российские мамы и папы воспитывают своих детей так, как воспитывали их самих же, то есть во многих случаях не исключая применение наказаний.

Собственный взгляд на воспитание детей в Германии

«Семья — ячейка общества». Это высказывание популярно и верно не только в России. Так же, как и в России, помощь в воспитании детей является в Германии одной из основных общественных и государственных задач.
Существует в Германии и еще одно выражение: «Дети – это памятник их родителям».
Моральную стоимость этого «памятника» оценить сложно, а вот материально она начинает ощущаться родителями буквально с первого дня жизни их малыша.

Материальные издержки – одна из причин низкой рождаемости в Германии (в прошлом году она составила 8,7 новорожденных на тысячу жителей). Для многих современных молодых немецких семей наличие наследников — непозволительная роскошь, препятствующая карьере, отнимающая массу свободного времени и денег. И, пожалуй, так же, как и в России: чем ниже социальный и, соответственно, материальный уровень семьи, тем больше в ней детей.

Здравствуй, малыш!
Но вот, в семье появился малыш, его долго ждали, готовили приданое, придумывали имя, мечтали о его будущем. Наконец, он появился на свет! Это – большой праздник для любой семьи. И не важно, где географически произошло это чудо – в Германии, или в России, оно наполняет радостью и гордостью сердца всех, сопричастных событию. А вот дальше. Дальше все, или почти все по-другому, начиная, пожалуй, с первых дней в родильном доме.
В Германии, вне зависимости от материального и социального положения родителей малыша, молодая мама и новорожденный получают отдельную палату и персональный уход. Малыш может находиться в комнате с мамой (даже палатой это помещение назвать – язык не поворачивается). Никаких пеленок! Маленький человечек с первых дней одет в ползунки, нарядные рубашечки и кофточки. На столике, у входа в палату – первый фотоальбом для гостей, которые свободно могут посетить маму и малыша в часы приема. Вспоминаю, как в первые дни жизни моих детей, я получила строгий наказ от своей бабушки — малыша никому не показывать! Многие молодые родители в России уверены, что ребенка могут сглазить. Беззащитный и беспомощный, он нуждается в ласке и тепле, постоянной заботе и внимании взрослых.
Российской модели воспитания, на мой взгляд, вообще присущи чрезмерная забота и опека. Очень хорошее русское слово, определяет наше отношение к детям – чадолюбие. Маленьких детей в российских семьях принято баловать, настолько, насколько позволяют, конечно, возможности родителей. Ребенок — центр жизни, вокруг него и его интересов строится жизнь всей семьи. Порой, когда семьи живут под одной крышей, воспитание это эмоционально и непоследовательно: мама разрешает, а папа запрещает, бабушка и дедушка, как правило, активно участвуют в воспитании, оспаривая авторитетность родительских замечаний.
Однако, именно в большой семье, вырастают открытые для общения и контакта люди. Думаю, именно этим характеризуются русские, мы всегда открыты контактам, рады любому человеку, переступившему порог нашего дома, любим шумные компании, можем постучаться в дверь к другу, без предварительной договоренности. Противоречивость и эмоциональность, пожалуй, главное свойство характера русского человека. А все мы – «родом из детства».
Немецкая модель дошкольного воспитания.
В противоположность нашему, немецкий стиль воспитания, это — четкая организация и последовательность.
Жизнь в Германии начинается очень рано. Многие взрослые спешат на работу в пять- шесть часов утра! Маленьких детей обычно укладывают спать в 20.00, а то и раньше. Меня первое время очень удивляли тихие дворы и пустынные улицы вечерних городов, без этой привычной детской колготни и шума у подъездов жилых домов. Кстати сказать, и в дневное время этот шум можно услышать только в специально отведенных местах – на детских игровых площадках, в парках и скверах. Под окнами своего дома никто не шумит и не зовет маму, голося на весь двор так, чтобы услышали на последнем этаже! Молодые родители, конечно, очень трепетно относятся к своим чадам, но чрезмерной опекой не балуют: Упал? – Вставай сам! Мокрые штанишки? — Не беда, после прогулки сменим, испачкал руки или залез в лужу? — Ребенок познает мир!
С самого первого дня жизни ребенка, родители много внимания уделяют обустройству его быта. В каждой немецкой квартире есть детская комната, которую ребенок украшает вместе с мамой и папой. Там его территория и позволено все! Что касается остальной квартиры – строгость и порядок. Малыш не должен трогать папины вещи или валяться в постели родителей. Чужое брать нельзя, играть только в те предметы, которые находятся в детской. Может поэтому немцев так удивляет наша универсальность мышления? Мы с детства исследуем мир детских и взрослых вещей. Приспосабливая одно к другому, находим неожиданные решения любых проблем.
Телевизор тоже — строго по расписанию. Днем — обязательная прогулка. Ребенок должен быть на свежем воздухе, даже, если он сопливит и температурит. И не беда, если мама в его присутствии выкурит сигаретку-другую. Это ее приватная жизнь! Вон там песочница, качели, карусели – займись своей!
С малых лет маленьких немцев приучают к пунктуальности и обязательности. Дочурка моей соседки получила на свое четырехлетие Terminkalender – записную книжечку, куда они, вместе с мамой, записали все дни рождения и праздники, которые наметили посетить, получив предварительные приглашения. Меня насмешила запись: «День рождения бабушки – 12 августа с 14-30 до 18-00».
А еще у каждо
го малыша есть своя копилка Sparschwein. Даже маленькие дети законно получают от родителей карманные деньги, копят, учатся экономить и планировать свои собственные маленькие покупки. На рождество каждый малыш получает не только подарки, но и небольшие денежные суммы, для пополнения своего бюджета.
Свои дни рождения, маленькие именинники проводят вместе с мамами и другими детьми в кафе, устраивают совместные походы в кино, на концерты. Сидеть дома за столом не принято, главное – радость общения и сопричастия любому увлекательному действу, будь то театр или просто городской праздник в парке.
И немецкие мамы, тоже очень любят собираться вместе, читать книги о воспитании детей и обмениваться собственным опытом. Создаются общества молодых мам, ищется дешевое помещение, которое является неким общим клубным пространством для мам и детей. Дети играют, а мамы читают, обмениваются рецептами воспитания и просто болтают, за чашечкой кофе. Очень популярна сейчас в Германии книга Элизабет Платтер «Ребенок. Первые годы жизни». Я не раз слышала, что она также популярна в Германии, как у нас в свое время были популярны труды доктора Спока.
Привожу цитату из этой книги:
«Послушание здоровое и принудительное –различные понятия. И это различие мы должны точно зафиксировать, чтобы никогда больше не путать здоровое послушание с принудительным, достигнутым нами посредством хитростей и уловок ложным псевдо-послушанием, которое унижает человеческое достоинство. Послушание именно тогда является для ребенка необходимой защитой, когда он поступает в соответствии с договоренностями без нашего присмотра. Только подлинное послушание защищает ребенка и позволяет родителям освободиться от постоянного страха».
У мамы тоже есть своя жизнь!
Материнство не должно исключать немецкую женщину из общественной и семейной жизни. Никто не оставляет малыша с бабушкой или соседкой, даже если надо пойти на прием в солидное государственное учреждение. Это просто никому не придет в голову. Появился новый человек, член семьи, поэтому он участвует во всех семейных походах и мероприятиях.
Очень часто можно встретить молодую маму, путешествующую с малышом, которому и месяца еще нет, в «сумке-кенгуру» или вообще, привязанным к маме большим платком, причем не имеет значения — на спине или на груди. Младенец спокойно спит, а мама прогуливается по городу, посещает супермаркет, останавливаясь у цветных витрин, или просто попивает кофе с приятельницами. Ребенка с рождения приучают к тому, что мир вокруг принадлежит всем в равной мере, и у мамы есть другие дела, и с этим надо считаться. Может быть, поэтому немцы — бесконфликтные люди и всегда с большим уважением относятся к внутреннему миру другого человека и никогда не нарушат границ условностей в общении.
«Мой дом – моя крепость»! Выражение это справедливо не только для англичан, но и вполне характеризует немцев. Здесь никто не побежит к соседу или другу просить десятку до получки. Нуждаешься в помощи? Обратись к государству! Особенно, если в этой помощи нуждаются мать или ребенок.
В Германии социальная помощь, помощь по безработице и пособия на воспитание детей составляют суммы, позволяющие не только «сводить концы с концами», но и обеспечивать малышу до трех лет и его маме, необходимый прожиточный минимум. Не смотря на это, многие молодые мамы стараются, как можно быстрее, вернуться к нормальной трудовой деятельности. В этот момент перед родителями остро встает вопрос: где будет находиться их ребёнок в часы, когда они работают или учатся? Кто будет заботиться о нем?
К бабушке? Никогда! Только в детский сад.
Все мы с теплотой и нежностью вспоминаем наших бабушек. Мягкие руки, добрая улыбка, фартук в муке – классика! Это наша российская бабушка! Куда на каникулы (выходные, праздники, во время отпуска родителей)? Конечно к бабушке!
Совсем другая картина в Германии. Бабушка, конечно, тоже присутствует в жизни малыша, но, только как член семьи, добрая родственница, которая всегда принесет на праздник подарок и не забудет памятных дат в жизни своих внуков, но не больше! У бабушки тоже своя приватная жизнь, своя «крепость». Детям поможет государство, воспитанием должны заниматься профессионалы, а родители, приняв решение иметь ребенка, должны хорошенько подумать и рассчитывать только на себя!
Итак, варианты с бабушкой или дедушкой не проходят. В Германии это просто не принято. Поэтому там, где родители работают, как правило, нанимают няню, а мамы могут делать карьеру и зарабатыв
ать на оплату помощников по ведению хозяйства и воспитанию детей. Либо отдавать детей в детские учреждения, причем о месте надо позаботиться заранее – многие мамы встают на очередь сразу после выхода из род.дома. Исходя из того, на сколько часов в день необходим уход и присмотр за детьми, можно использовать одну из двух существующих в Германии возможностей: Tageseinrichtungen и Tagespflege. Tageseinrichtungen — дневные детские учреждения, где обеспечивается присмотр, обучение и воспитание детей от 4 месяцев до 14 лет. Под крышей Tageseinrichtungen могут находиться дети нескольких возрастных групп:
Kindergartengruppen — группы детского сада, работающие с 8.00 до 12.00 для детей от 3 лет до поступления в школу;
Tagesstätten — группы дневного детского сада, работающие с 8.00 до 16.00, смешанные группы для детей от 4 месяцев до поступления в школу; Hortgruppen(наши группы продленного дня) — группы детского очага, для детей от 3 до 14 лет. Существуют и частные детские сады, которые создаются по инициативе родительских общественных организаций. Есть детские сады при религиозных общинах, работают лесные детские сады – для детей со слабым здоровьем.
Дети-инвалиды, как правило, ходят в специализированные детские сады, но раз в неделю они общаются, играют со своими здоровыми сверстниками. Дети должны с ранних пор уметь понимать, принимать и заботиться о своих маленьких больных согражданах.
Трогательный праздник проходил в детском саду у Юльки – дочери моей подруги. В садик привезли малышей – даунов, праздник назывался так: «мы все очень похожи – и все разные, давайте дружить!».
После прощального застолья маленькая Юлька нежно целовала девочку-дауна и с восторгом рассказывала мне – какая она умница! Умеет петь по-английски! А Юлькина мама вытирала слезы, — как она могла различить эту девчушку в толпе маленьких даунят, они же все на одно лицо? Юлька была рассержена: «Мама! Они все разные!» Терпимость к инвалидам, забота о них – это тоже большой плюс в воспитании детей. Я помню, каким изгоем рос в нашем российском дворе мальчик-инвалид, переболевший когда-то полиэмелитом. Как сердце обливалось кровью, когда я видела его, одиноко сидящим на скамеечке – вдали от играющей детворы.

Читайте так же:  Лимфаденит у детей лечение комаровский

«Делаю только то, что хочу!»

В сегодняшней Германии все детские учреждения работают в системе воспитания детей, которая включает в себя богатый опыт немецкой культуры и педагогики, исключая авторитарные и подавляющие индивидуальность ребенка, методы воспитания. Основам демократии дети учатся уже в детском саду. В каждом детском саду есть определённые правила и традиции. Например, в какой-то определенный день недели, дети и взрослые собираются вместе, обсуждают свои проблемы и трудности, вместе принимают решения и следят за их выполнением. Темой обсуждения может быть проблема уборки игровой комнаты или плохое поведение, или реакция воспитателя на игру детей – главное в этих собраниях то, что каждый может высказать свое мнение открыто, получить дружеский совет и поддержку.
Игры для детей организуют воспитатели и их добровольные помощницы – старшеклассницы, которые мечтают в будущем связать свою жизнь с воспитанием детей. Играм уделяется очень большое внимание. В них моделируются житейские ситуации, развивается умение самостоятельно мыслить и принимать решение.
В каждом детском саду обязательно есть большая комната, где много строительных кубиков, конструкторы «Лего», машины — дети строят замки, железную дорогу и пр. Еще одна отдельная комната — кукольный дом, где много кукол и всевозможных игрушек для игр в куклы. Там же стоит большой стол для рисования. Если ребенку надоели общие игры и развлечения, он может спокойно заняться своим делом. Или просто выбрать игрушку и посидеть тихонечко в своем уголке. Игрушек в детских садах очень много, сломанные просто выбрасываются. А родители повзрослевших воспитанников часто приносят в детский сад надоевшие домашние игрушки.
В чем главное отличие детского сада в Германии от российского? – спросила я 6-летнюю Юлю. «В немецком детском саду я могу делать то, что хочу я!», ответила девочка.
И это действительно так. В каждом детском саду есть несколько помещений: кухня-столовая, где дети едят свои, принесённые из дома завтраки. А если съел всё своё, а есть ещё хочется, то всегда найдутся фрукты, «мюсли» и молоко. За горячее питание, которое организуют для детей, остающихся на полный день, доплачивают родители отдельно. Если семья сама не в состоянии вносить плату за детский сад, например – семья безработных, оплату берет на себя орган социальной защиты семьи.

Читайте так же:  Почему дети часто болеют психосоматика

Есть в садике и комната для отдыха. В этой комнате почти нет мебели, просто на полу лежат много матрасов и подушек, здесь дети по желанию отдыхают или играют в спокойные игры. Здесь целый день звучит музыка. В этой комнате читают книги, отдыхая от шумных развлечений и прогулок. Имеется специальная комната-спортзал для активных игр, там стоят детские тренажеры, снаряды, мячи. Конечно, при каждом детском саду есть большой и обустроенный двор. На прогулке детям выдают велосипеды, машины для катания, в каждом дворе устроены песочницы, летом – маленькие бассейны. Дети постарше имеют право сами выходить во двор, малыши – только под присмотром воспитателей. У детей там — абсолютная свобода. Если погода плохая, дети катаются на велосипедах и машинках прямо в коридорах детского сада. На груди каждого – бейджик с именем. Дети учатся быть вежливыми «на дорогах», уступать друг другу. Нарушителей строго наказывают маленькие регулировщики движения.
Воспитатель не столько занимается с детьми, сколько соучаствует в их играх и занятиях. Главное, опять же, не навязать и заставить, а понять – чего хочет ребенок, заинтересовать, увлечь и быть умным и добрым участником детских придумок и игр. И нужно уметь завоевать доверие ребенка, оставаясь рядом – не мешать ему чувствовать себя главным в этом процессе, и вообще, сделать посещение детского сада желанным и радостным событием для каждого малыша. Чтобы утро начиналось не со слезного прощания с мамой, а с радости начала нового дня в кругу своих друзей – маленьких и взрослых. Чем меньше больничных, тем легче маме удержаться на своем рабочем месте!
Кстати о пропусках в посещении детского сада. Причин не так уж и много, температура или простуда не являются основаниями для отсутствия ребенка в саду. Здесь на температуру до 38 градусов никто просто не обратит внимание. Меня не перестает удивлять и то, как спокойно относятся в детских садах к невымытым рукам, но зато, после каждого приема пищи – обязательно почистят зубы! В детских садах Германии очень распространен педикулез(!) это никого не пугает, кроме наших российских мам, внешний вид ребенка тоже не является чем-то важным. Главное, чтобы было удобно, чисто, функционально. В шкафчиках целый гардероб: фартучки для рисования, одежда для похода в лес, для игры в песочнице и резиновые сапоги – чтобы ходить по лужам.
Мой маленький «эксперт» Юля сказала маме, после первого визита в немецкий садик, что она больше туда не пойдет. «Там все говорят не по-русски и совсем нет девочек!» В своем российском садике, Юля и ее подружки носили нарядные платья и огромные банты. Девочки в немецком садике, чисто внешне, от мальчиков мало, чем отличаются. Все те же брюки, футболки, кроссовки. Удобно и практично – главное. Но это не значит, что у детей нет возможности принарядиться — в феврале во всей Германии проходит карнавал — это что-то вроде нашей Масленицы. Воспитатели вместе с детьми готовят костюмы, детям читают сказки, и они сами инсценируют маленькие спектакли. Причем никто не заставляет детей учить роли и действовать по сценарию – главное получить роль и «остаться в теме», импровизация и живое участие – главное.
Что такое праздник? Творчество!
Очень популярны на праздниках гримерные работы. Дети с удовольствием подставляют лица для раскрашивания. Это увлечение немецких детишек поддерживается и используется, как один из видов развлечений, на городских праздниках. В парках устанавливаются гримерные, дети терпеливо стоят в очереди к художнику, выбирают в красочных альбомах свой образ и. разгуливать потом по городу: смешные котята, загадочные феи, страшные монстры и веселые клоуны.
И еще немного о праздниках для детей: главная забава во всех детских парках – надувные батуты и горки для лазанья – все бесплатно. В разных местах парка устанавливаются мастерские: гончарные, художественные, швейные, цветочные, по плетению корзин – отдых и творчество одновременно! С праздников дети уносят домой собственные поделки, призы и сладости. Все это, повторюсь, совершенно бесплатно. Организацией этого процесса занимаются многочисленные общественные организации, которые финансируются частично городскими учреждениями, частично членами этих обществ.
А рождественскими вечерами малыши вместе с мамой готовят подарки своим близким. И обязательно своими руками! В серьезных офисах над столами ответственных работников, висят милые, наивные детские рисунки. Рождественское песочное печенье с глазурью Plätzchen, малыши пекут и украшают тоже вместе с
мамой и приносят потом в детский сад, или дарят своим бабушкам и дедушкам, на совместных семейных празднованиях Рождества.
Немецкие малыши, как мне кажется, непрерывно что-то мастерят: на праздниках, в детских садах, в своей комнате. Очень популярны, поэтому, многочисленные и разнообразные выставки детских работ, с вручением призов и подарков.
А воспитательницы постоянно совершенствуют свои креативные способности, посещая всевозможные курсы, а потом, внедряют все новое и интересное в работе с детьми.
В детских садах очень популярны детские базары. Там родители могут принести и продать за символическую сумму старые вещи своих детей, а сами дети продают свои поделки, а потом, на выручку, устраивается торжественное чаепитие, где родители могут спеть, потанцевать и поиграть со своими детьми и при участии всего коллектива воспитателей.
«Счастлив мира обитатель только личностью своей».
Визитная карточка любой воспитательницы, а позже, учительницы в школе – улыбка. Если Вы спросите о том, – как дела у Вашего ребенка в садике, то ответ, как правило, будет один – хорошо! Все проблемы, которые возникают внутри детского коллектива, призваны решать воспитательницы, профессионалы и потому — незачем загружать родителей! Родительские собрания в садиках, конечно, проходят, но только тогда, когда надо спланировать совместное проведение праздника, поездки, украсить зал для выступлений. И не более того. Никаких замечаний публично, никаких демонстраций типа: «Дети, все посмотрите на Колю, так делать нельзя»! Только улыбка и дружеский совет. Не понимаешь? Оставайся один и подумай, захочешь играть вместе со всеми – милости просим!
В этом году Юлька попрощалась с детским садом и отправилась в школу. Она уже бегло читает по-русски и знает счет до ста (бабушка Юли в прошлом — учительница русского языка, и это целиком ее заслуга). Немецкий язык и математику Юлька будет изучать в школе. Дошкольная подготовка в детском саду в Германии предусматривает: развитие логического мышления (все дети перед школой проходят веселые тесты на логику, образность мышления и умение правильно выражать свою мысль), навыки в рисовании и прикладном творчестве, общее физическое развитие, начальное музыкальное образование. Грамоте и письму немецкие дети в садиках не учатся. Не мне судить – хорошо это или плохо. Немецкая система образования, на мой взгляд, сильно отличается от Российской. Наверное, такой подход к воспитанию детей отвечает одной из главных задач дошкольного воспитания – создать территорию счастливого и безоблачного детства.
Может быть еще и поэтому, взрослые немцы так часто улыбаются, умеют радоваться, как дети и очень открыты для общения и сотворчества. Пусть не всегда универсально их мышление и не развита смекалка («меня этому не учили – я этого знать не должен!») , но это люди, всегда готовые учиться новому, готовые честно и кропотливо работать.
Немецкое общество, — это общество, где растят не только узких специалистов, но, главным образом, профессионалов. Скучно? Может быть. Порядок – это не всегда весело. Но привычка к порядку и системе, это именно то, что помогает немецкому обществу оставаться более или менее стабильным и благополучным.
Моя немецкая подруга, преподаватель с большим стажем, сказала мне, когда я спросила ее мнение об основных принципах воспитания детей в Германии,
— Воспитывать – значит помогать, содействовать тому, чтобы ребенок состоялся как индивидуальность, как личность. К сожалению, воспитатели часто забывают об этом, заботясь в основном о собственном удобстве! А воспитать личность – значит подарить человеку целый мир, мир его собственного я!
И процитировала своего любимого Гете,- «Счастлив мира обитатель только личностью своей».
Так хочется, чтобы дети и в Германии, и в России были именно личностями. Со своей яркой индивидуальностью и богатством души, вмещающей богатство своего народа. Как хочется, чтобы были они счастливыми обитателями будущего мира!

Кнут и пряник: как воспитывают детей в разных странах

К 1 июня, Всемирному дню защиты детей, мы решили поинтересоваться: как же обстоят дела с воспитанием в других странах? Поделиться своими наблюдениями WDay.ru попросил лайф-блогеров и просто наших соотечественниц, уехавших жить за границу.

«У меня двое детей. Сын в этом году оканчивает школу, а дочь пошла в первый класс как раз в год нашего переезда. С самого первого дня я наблюдала и волей-неволей сравнивала, „а как у них?“. Из-за работы мужа мы переезжали несколько раз и сменили три региона Франции. Поэтому я могу сделать некоторые общие выводы о детях и родителях-французах», – рассказывает Элла.

«В свое время книга американки Памелы Друкерман „Французские дети не плюются едой“ получила огромный резонанс. Настолько, что даже вышел «наш ответ Чемберлену». «Русские дети вообще не плюются», – так назвала свою книгу Маргарита Заворотняя. Но, положа руку на сердце, признаемся: это не так! Дети шумят, шалят и капризничают. Вопрос лишь в том, как на это реагируют взрослые.

Читайте так же:  Зодак капли для месячных детей

На том, как поступают французы в ответ на плохое поведение детей, сказывается давление общества, призывающего к толерантности. Да, я слышала, как молоденькая учительница сорвалась на крик, отчитывая 6-летнего ученика в бассейне. Видела гусынь-мамаш, оттаскивающих в сторону своих чад и шипящих им в ухо. Мне известно об отце, залепившем пощечину своей дочери-подростку прямо посреди улицы в Ницце. Но это – исключение. Проявлять открытую агрессию во французском обществе не только не принято, но и наказуемо.

Начиная со средних классов, среди детей регулярно проводится анкетирование, иногда анонимное. И стоит ребенку пожаловаться на то, что «мама иногда шлепает меня», как делу тут же дается ход. Ребенок в тот же день с уроков отправляется в приемную семью, и родители несколько месяцев добиваются встречи с ним. Мне рассказывали о женщине, которая каждое утро в течение 6 месяцев приезжала к школе, чтобы из салона своего автомобиля увидеть, как чужие люди привозят ее дочь на уроки. Она сама могла лишь провожать взглядом свою девочку.

Когда мой 15-летний сын вернулся из своего нового лицея домой, он пожаловался на то, что в классе слишком шумно. «А что же учитель?» – поинтересовалась я. «Ну, один раз сказал „силь ву пле!“, но все как шумели, так и продолжали». Дисциплина на уроках во французских школах – это отдельная тема. Учителя крайне редко делают замечания. Их задача – передавать знания, а не воспитывать ваших чад. Наверное, учителей не «прессуют» сверху, если даже весь поток напишет контрольную на 2 балла. Успеваемость – личное дело учеников. Платное репетиторство не имеет таких размахов, как в российских школах. Подготовка и сдача ВАС (французский ЕГЭ) – стресс и большая нагрузка. Но не выкачка денег из родительских кошельков. Кстати сказать, я до сих пор не в курсе, как пройдет выпускной. А ведь до окончания года остался месяц!»

«На собраниях, которые проходят как индивидуальные встречи с каждым преподавателем (запись ведется заранее и строго по времени, не более 15 минут на каждого) ребенка не отчитывают. Скорее, дают советы. Учительница английского поставила меня в тупик вопросом: «Как вы считаете, счастлив ли ваш сын здесь? Есть ли у него друзья?».

Что же касается моей дочери, то тут сюрпризы начались с первого дня. Чтобы устроить ее в школу, нам понадобился 1 рабочий день. Есть ребенок – нужна школа. Дети должны учиться! 1 сентября к нам подошел улыбчивый месье и объяснил, что поскольку наша девочка еще не говорит по-французски, он будет несколько раз в неделю проводить с ней индивидуальные уроки. Я с благодарностью вспоминаю этого педагога. К Рождеству наша дочь лепетала не хуже француженок. Нам это не стоило ни сантима. Это государственная программа интеграции детей.

В конце каждого учебного года дирекция школы интересуется: «Не хотите ли вы повторить этот класс?» Что означает: «Вы хотите оставить ребенка на второй год?» И 1−2 ученика из класса «повторяют». Добровольно. Чтобы в будущем преуспеть. К слову, и «перешагивать» через класс тоже не возбраняется.

Французы, как точно подметила Памела Друкерман, не воспитывают, а «растят» детей. Их не ругают за порванные или испачканные вещи. Родители не накричат, если малыш разобьет тарелку за ужином. Просто дадут ему возможность самому убрать осколки. Иногда у меня создавалось впечатление, что взрослые будто наблюдают со стороны за свои чадом. Никаких бурных эмоций. Притом что французы очень эмоциональный народ!

В жизни французских детей есть великое множество спортивных секций и прочего активного досуга. Но все это «лайт»-версия, по сравнению с российскими музыкальными школами, танцами или фигурным катанием. Ребенок во Франции успевает посещать за неделю 3−4 секции, например, консерваторию, бассейн и каток. Все занятия возможно совмещать и вопрос выбора «или-или» не стоит. Редко кто хочет преуспеть в чем-то одном. Главное – участие! Французские мамы не перекладывают свои амбиции на хрупкие плечики детей».

«Совсем другое я видела в семьях эмигрантов или смешанных семьях. Русские мамы до тошноты пичкают детей дополнительными упражнениями и требуют по максимуму. Однажды я наблюдала, как на региональных соревнованиях по фигурному катанию высокая блондинка в мехах „разогревала“ свою дочь перед выступлением. Она буквально силой тянула девочку в шпагат, оттеснив миниатюрную француженку-тренера.

„Отсадите мою дочь отдельно!“ – „прорабатывала“ учителя математики моя соседка. Суть конфликта заключалась в том, что за работу „в паре“, когда задание дается на двоих, девочка получила 18 баллов из 20, в то время как индивидуальные задания делала неизменно на 20. „Я не вижу смысла в совместной работе, если страдает успеваемость“, – негодовала мать.

Конечно, все родители разные. Есть строгие, есть пофигистически-спокойные. Есть мамы-подружки, есть такие, чей авторитет непререкаем, даже если своими успехами не похвастать, можно пытаться „построить“ жизнь детей по-своему.

Да, мы все хотим для детей самого лучшего. Но мы привыкли, что успех – это жертвы, это когда „через тернии“. А для французов жизнь – это жизнь. И они дают себе время ею насладиться».

Даша – мама 10-летней Лики. Когда они приехали в Чехию, девочке был всего годик. Вот что рассказывает она:

«Лика почти сразу пошла в детский сад, а теперь ходит школу с углубленным изучением английского языка. Поделюсь своими наблюдениями, как воспитывают детей здесь. Первое и самое главное – это свобода во всем! Чехи очень лояльно воспитывают детей! Нет ограничений. Можно все: ползать, прыгать, лизать пол и прочие шалости.

Молодые семьи много путешествуют, приучают детей заниматься спортом с младенчества. Ролики, велосипеды – ежедневное явление в парках. Зимой большинство семей имеют возможность выезжать в горы на лыжи. Здесь ведут очень активный образ жизни.

В Чехии в семьях по 2−3 детей при небольшой разнице в возрасте. Поэтому сидеть в декрете – это тоже работа, которая растягивается на несколько лет. Часто, кстати, дома с детьми сидят папы. Специфично, что от детей ничего не требуют в учебе. В некоторых школах даже нет домашнего задания. По статистике, большой процент жителей Чехии не стремится получить высшее образование. Хотя в государственных вузах образование бесплатное и в целом доступное. Тем не менее, подростков рано отправляют из дома, чтобы они начинали самостоятельную жизнь: подрабатывали, сами платили за жилье. Среднее профессиональное образование считается вполне приемлемым. А вот платные школы и университеты дорогие. Сопоставимы с московскими.

Но и уровень требований и знаний здесь отличается в разы. Строгий контроль и дисциплина. Нам это ближе. И результат есть: дочь к третьему классу уже свободно говорит по-чешски и по-английски. В поездках за рубеж у нее нет языкового барьера, она прекрасно общается».

Закон, запрещающий бить детей, был принят в Дании в 1968 году. За почти 50 лет выросло не одно поколение, не знающее физического наказания. «В Дании дети управляют своей жизнью с пеленок! Это мое мнение, основанное на личном опыте. И действительно, на детей нельзя здесь психически влиять или угрожать наказанием. Каким-либо, я не имею в виду ремень – это уголовно наказуемо», – говорит Инна, которая замужем за датчанином.

Тем не менее, датчан нельзя назвать «маменькиными сынками». Как раз наоборот, воспитание в этой стране с «мужским характером». Сильная половина принимает, пожалуй, даже более активное участие в развитии детей, чем женщины. Папы в декрете, мужчины-воспитатели – это распространенное явление. Возможно, поэтому физическому развитию и закаливанию отводится не последнее место.

Для наших соотечественников многие вещи кажутся дикими. «Детям дозволено все – можно пить из лужи, валяться в грязи, лить ее себе на голову, бегать в носках или босиком, снимать одежду, даже если на дворе зима. Воспитатели следуют единственному правилу: «нельзя кричать на детей и физически наказывать», – здесь это запрещено законом, а все остальное – пожалуйста. Вообще, над детьми тут никто не трясется. Дети летом без панамок, зимой без шапок, одеты не по сезону. Частое явление – сопли или аллергическая сыпь. У датчан принято сидеть прямо на асфальте или траве. Они совершенно не заботятся, что могут испачкаться или простудиться. Нередкое явление – босые дети», – пишет в своем блоге Татьяна.

Родительский дом дети покидают, достигнув 18 лет. Они считаются уже самостоятельными людьми, которые создают свою собственную жизнь. Датские законы, позволяющие решать квартирные вопросы даже детям в возрасте 15 лет, дают возможность молодым людям быстро обзавестись собственным жильем.

Как бы там ни было, психологи утверждают, что датчане – одна из самых счастливых стран в мире.

В Канаде очень доброжелательное отношение к детям. Разрешено все, что безопасно. Вот что рассказала нам 45-летняя Светлана, которая уже более 10 лет живет в Оттаве:

«Несколько лет назад, когда моему сыну было 4 года, мы приехали в Россию. Для ребенка это был большой стресс. Он был в недоумении, почему все «нельзя»? Нельзя сидеть на траве, нельзя обнимать других детей, нельзя трогать руками что-то в магазине. Приведу такой пример. В Канаде мне нужно было срочно заказать новые очки перед отъездом, и мы вместе с сыном зашли в отдел оптики. Ну, вы представляете, кругом дорогие оправы, стекло. И тут заходит мой активный мальчик четырех лет… Консультант среагировал мгновенно – он вручил мальчугану два воздушных шара! Ребенок замер от восхищения. Внимание, а главное, руки были заняты. И я благополучно оформила заказ. Ни одна оправа не пострадала! И совсем противоположная ситуация случилась с нами в магазине парфюмерии в России. Не успели мы зайти, как на моего ребенка начали шикать, а на меня смотреть с укоризной. Канадцы в целом стремятся избегать любых конфликтов. В Канаде считается неприемлемым делать замечания чужим детям. У нас же страна советов! Такое впечатление, что все готовы «воспитывать» чужих детей: в магазине, на детской площадке, в транспорте».