Меню

Влияние тревожности на самооценку

ХX Международная научно-практическая интернет-конференция

ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ НА САМООЦЕНКУ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ (ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ)

Людмила Мунтеану (Владимир, Россия) | Скачать статью

Исследования по изучению гендерных особенностей влияния тревожности на самооценку, проявляющейся у подростков, отражены в научных трудах таких отечественных и зарубежных ученых как: К. Гуарда (теория дифференциации эмоций); психоаналитические теории (3.Фрейда, К. Хорни и др.); теория Ч.Д. Спилбергера; концепции отечественных психологов (Захарова, И. В, Дубровиной, В.Р. Кисловской, Л.И. Божович, К.С. Лебединской, В.В. Суворовй, А.М. Прихожан, Н.Д. Левитова, Давыдова и др.).В теории К. Изарда тревожность определяется как комплексное сплетение фундаментальных эмоций и других [1]. Проблема тревожности у подростков часто приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. Подросток с повышенной тревожностью, как правило, имеет неадекватную самооценку: заниженную, завышенную, часто противоречивую, конфликтную, что может привести к различными соматическим заболеваниями. В связи свышеизложенным, целью нашего исследования стало изучение влияния тревожности на самооценку подростков в гендерном аспекте.

Взаимосвязь самооценки и тревожности у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психология»

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Сизова И. В.,

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь самооценки и тревожности у детей старшего дошкольного возраста»

Взаимосвязь самооценки и тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Для современного общества, по мнению многих исследователей, характерна социальная депрекция т. е. лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условий, необходимых для выживания и развития каждого ребенка. Отмечается, что психологическое самоощущение детей, поступающих в школу, характеризуется нехваткой любви, теплых надежных отношений в семье, эмоциональной привязанности. Тревожность надежно коррелирует с самооценкой у детей старшего дошкольного возраста. Это выведено на основании научных трудов ученых и специалистов-практиков.

Так, по определению Р.С. Немова, тревожность — постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства и испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях. Тревожность оказывает негативное воздействие на развитие личности. Если есть тревожность, значит что-то неблагополучно в личности человека. С тревожностью связаны такие психические расстройства, как фобии, навязчивые состояния, истерия и др. Тревога часто появляется, когда человек заранее ждет неудач, особенно в общении с окружающими, и от того, что не может правильно оценить ситуацию.

До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин тревожности кроется в нарушении детскородительских отношений.

В детском саду тревожный ребенок напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей.

Таких детей в детском саду и в школе немало, и работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими категориями «проблемных» детей, потому что и гиперактивные, и агрессивные дети всегда на виду, как на ладошке, а тревожные стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже

других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Самооценка — это оценка личностью самого себя, своих возможностей и способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка включает аффективную оценку представления о себе. Пониженная самооценка проявляется в постоянном стремлении недооценивать собственные возможности, способности и достижения, в тревожности, боязни отрицательного мнения о себе, ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. В этом случае страх самораскрытия ограничивает глубину и близость общения. Люди с пониженной самооценкой подчас недоверчиво и недоброжелательно относятся к другим людям.

Тревожность как свойство личности во многом обусловливает поведение субъекта. Существует определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность, назначение которой является обеспечение безопасности субъекта на личностном уровне. Уровень тревожности показывает внутреннее отношение ребенка к определенному типу ситуаций и дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе.

Когда же этот уровень превышает оптимальный, можно говорить о появлении повышенной тревожности. Повышенный уровень тревожности у ребенка может свидетельствовать о его недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. У детей с данным уровнем тревожности формируется установочное отношение к себе как к слабому, неумелому. В свою очередь, это порождает общую установку на неуверенность в себе. Ребенок боится совершить ошибку, в нем нет уверенности цельного человека. Неуверенность в себе — одно из проявлений заниженной самооценки. Например, родители внушили ребенку, что он «гадкий утенок». Сформировалась заниженная самооценочная установка, и умный ребенок начинает считать себя безнадежно глупым, красивый — безобразным, ладный — нескладным. Он стесняется самого себя, затаенно и мучительно презирает себя, чувствует вину перед сильными и красивыми родителями.

В детском саду тревожные дети, если у них хорошо развиты игровые навыки, могут не пользоваться всеобщим признанием в группе, но и не оказываются в изоляции, они чаще входят в число наименее популярных, так как очень часто такие дети крайне неуверенны в себе, замкнуты, малообщительны, или же напротив, сверхобщительны, назойливы, озлобленны. Также причиной непо-

пулярности является их безынициативность из-за своей неуверенности в себе, следовательно, эти дети не всегда могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях. Результатом безынициативности тревожных детей является то, что у других детей появляется стремление доминировать над ними, что ведет к снижению эмоционального фона тревожного ребенка, к тенденции избегания общения, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в себе. Также в результате отсутствия благоприятных взаимоотношений со сверстниками появляется состояние напряженности и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности, либо агрессивности. Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, отчужденным. Такой ребенок будет обижаться и жаловаться, фальшивить и обманывать. Это плохо в обоих случаях, так как может способствовать формированию отрицательного отношения к детям, людям вообще, мстительности, враждебности, стремлению к уединению.

Личность с повышенным уровнем тревожности, а именно с личностной тревожностью, склонна воспринимать угрозу своей самооценке. Как правило, у нее формируется неадекватная заниженная самооценка. Типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная тревожность, выражающаяся в склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, в том числе в таких, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Очевидно, что дети, имеющие такую самооценку, находятся в постоянном психическом перенапряжении, которое выражается в состоянии напряженного ожидания неприятностей, нарастающей, несдерживаемой раздражительности, эмоциональной неустойчивости.

Результаты практических исследований свидетельствуют о том, что у старших дошкольников есть прямая взаимосвязь между тревожностью и самооценкой, так как многие дети, которые испытывают тревожность имеют низкую самооценку. Это может быть связано со множественными факторами и, в частности, с тем, как воспитывают ребенка в семье, и как к нему относятся в группе. Часто дети испытывают дискомфорт во время ответов на занятии, так как боятся, что неправильно ответят, это как раз связано с низкой самооценкой. По таким методикам, как «Лесенка» и «Выбери лицо» мы увидели, что дети имеют проблемы в общении с родителями, они замкнуты, неуверенны в себе, тревожны. Это связано с тем, что дома их, возможно, часто ругают, вследствие чего у них и понизилась самооценка и повысился уровень тревожности. Дети боятся все время что-то не так сделать, так как знают, что их накажут.

В связи с этим хотелось бы отметить необходимость применения специальных методик для повышения уровня самооценки и, соответственно, снижения уровня тревожности у дошкольников, а также обязательное использование рекомендаций для педагогов и родителей.

Л. В. Скородумова

Инновационные формы и технологии музыкальнооздоровительной работы музыкального руководителя

Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России — главная задача педагога, от решения которой зависит будущее страны. Здоровье — это ценностные ориентиры полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Созданный фундамент здоровья в дошкольном детстве — сформированное здоровье в будущем.

В комплексных программах воспитания и обучения в дошкольном образовательном учреждении приоритет отводится мероприятиям, связанным с охраной здоровья ребенка, повышением его возможностей, уровнем физического, психического развития и двигательной подготовленности.

Дошкольное детство — период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду. Сохранить здоровье ребенка — основная задача, стоящая перед всем коллективом детского сада. Совместная работа педагогов и медицинского работника по оздоровлению детей может дать положительный эффект.

Читайте так же:  Как вычислить разницу в возрасте

Музыка — это одно из средств физического развития детей. Музыкальное развитие очень важно для любого ребенка. Музыкальный руководитель учит его слушать, понимать музыку, наслаждаться ею. Музыкальное воздействие на слуховой рецептор влияет на эмоциональное и общее физическое состояние ребёнка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

Цель музыкально-оздоровительного воспитания: укрепление психического и физического здоровья, развитие музыкальных и творческих способностей, формирование потребности в здоровом образе жизни.

В нашем детском саду создана система музыкальнооздоровительной работы, объединяющая традиционные музыкаль-

Изучение влияния тревожности на самооценку детей младшего школьного возраста

В последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению тревожности существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности, тревогу и тревожность [1 — 4].
Изучение тревожности у детей и подростков (генетический аспект) также носит, как правило, ярко выраженный прикладной, «служебный» характер.
Наибольшее количество работ посвящено детям 5—8 лет (что во многом связано с проблемой готовности к школе), исследований тревожности у более старших детей и у подростков явно недостаточно. Тревожность чаще всего изучается преимущественно в рамках одного какого-либо возраста. Работы, посвященные сравнительному проявлению тревожности в разные периоды детства, единичны (Захаров А.И., Кисловская В.Р., Кочубей Б.И., Новикова Е.С. и др.) [5, с.58].
Особенно актуальным является изучение тревожности у подрастающего поколения. Как показывают исследования, профессиональный интерес психологов к изменению личности несовершеннолетних, к особенностям формированию тревожности в процессе учебной деятельности весьма высок и устойчив многие годы. За последние годы психологами и педагогами было выполнено ряд работ по изучению проблем тревожности младших школьников [6, с.219].
В связи с тем, что тема влияния тревожности на самооценку изучена мало и не полно, проводимая нами работа актуальна.
Целью данной работы является теоретическое и эмпирическое изучение влияния тревожности на самооценку младших школьников.
Гипотеза исследования: предполагаем, что у детей младшего школьного возраста существует взаимосвязь между уровнем тревожности и самооценки.
Исследование страхов у детей старшего дошкольного возраста проходило в три этапа:
1. Поисково-подготовительный этап: теоретическое изучение психолого-педагогической литературы, подбор методик для проведения констатирующего эксперимента. На этом этапе выполнено изучение литературы по проблеме страхов у старших дошкольников, определение особенностей проявления страхов. Были подобраны методики с учетом возрастных характеристик и темы исследования.
2. Опытно-экспериментальный этап: проведение констатирующего эксперимента, обработка результатов. Была проведена психодиагностика испытуемых по двум методикам. Затем полученные результаты были обработаны, выражены в виде диаграмм и сведены в общие таблицы.
3. Контрольно-обобщающий: математико-статистическая обработка экспериментальных данных, проверка гипотезы и оформление работы.
В исследовании изучения влияния уровня тревожности на самооценку детей младшего школьного возраста были использованы следующие методы и методики:
В опытно-экспериментальном исследовании был использован комплекс методов и методик:
1. Теоретический: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы;
2. Эмпирический: констатирующий эксперимент, тестирование по методикам:
а) исследование самооценки по методике Т.В. Дембо С.Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.
б) тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен).
в) исследование школьной тревожности методика Б.Н.Филлипса (Beeman N. Phillips).
3. Математико-статистический: коэффициент ранговой корреляции Спирмена, выборочное среднее значение.
В исследовании приняли участие учащиеся 2 «б» класса МБОУ СОШ № 108, в количестве 23 человек. Для осуществления психолого-педагогического исследования мы использовали 3 (три) психодиагностические методики, направленные на изучение тревожности и самооценки у младших школьников.
В ходе проведения психодиагностической методики «Исследование самооценки» Т.В. Дембо С.Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан были получены результаты, представленные на рисунке 1.

Исходя из того, что исследование проводилось в начальной школе с младшими школьниками, то мы изучали лишь уровень самооценки ребят, уровень притязаний мы не брали во внимание, потому что ребенок еще не может адекватно оценить в себе развитие тех или иных качеств [7].
Мы получили следующие результаты из проведенной методики:
У 43,48% (10 человек) завышенная самооценка. У успевающих учеников формируется, как правило, высокая, часто завышенная самооценка. Их отличает уверенность в себе, нередко переходящая в чрезмерную самоуверенность, привычка быть первыми, образцовыми. Переоценка себя и своих сил может также привести к нервному истощению и разочарованию в собственных силах.
У 52,17% (12 человек) адекватная самооценка, что способствует адекватному развитию личности ребенка, хорошей школьной успеваемости, нормальной оценке своих сил и возможности.
У 4,35% (1 ребенка) заниженная самооценка. Низкая самооценка способствует развитию у человека неуверенности в собственных возможностях. Во всех своих начинаниях и делах он ждет только неуспеха. Такая самооценка может сопровождаться эмоциональными срывами. Отстающие школьники нелегко мирятся с низкими оценками их деятельности и качеств личности — возникают конфликтные ситуации, усиливающие эмоциональное напряжение, волнение и растерянность ребенка. У слабых учеников постепенно начинает развиваться неуверенность в себе, тревожность, робость, они плохо чувствуют себя среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым.
В ходе проведения методики «Тест тревожности» Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена были получены результаты, представленные на рисунке 2.

Также применен коэффициент ранговой корреляции Спирмена к проведенным методикам: диагностика уровня школьной тревожности Филлипса и «Исследование самооценки» Т. В. Дембо С. Я. Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан. В результате проведенных вычислений, мы получили подтверждение гипотезы Н1 (чем выше уровень школьной тревожности, тем ниже уровень самооценки). Корреляция между уровнем школьной тревожности (А) и уровнем самооценки (В) статистически значима и является прямой, т.е. чем выше уровень тревожности, тем ниже самооценка у младшего школьника.

Таким образом, проведя исследование и выполнив необходимые расчеты мы можем сделать вывод, что младшие школьники переживают кризис 7 лет, что влияет на повышение тревожности и снижение самооценки. Возможна ситуация и наоборот: повышена и тревожность, и самооценка, что тоже указывает на негативное развитие личности. И требует коррекции психолога и внимания родителей и учителей за такими детьми. Повышенную тревожность и неадекватную самооценку важно вовремя заметить и начать проводить психолого-педагогическую коррекцию. Необходимо работать в команде: родители, учитель, психолог. Важно не допустить развитие тревожности в тревогу или страхи, а неадекватную самооценку в невроз.

1. Долгова В.И., Барышникова Е.В., Саркисян М.С. Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности у детей младшего школьного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — Т. 31. — С. 101-105.

2. Долгова В.И., Клочева Г.М., Бондарчук В.А. Изучение тревожности у детей младшего школьного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — Т. 31. — С. 26-30.

3. Долгова В.И., Крыжановская Н.В., Грамзина Н.А. Исследование влияния самооценки на ситуативную тревожность младших школьников //Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — Т. 31. — С. 46-50.

4. Долгова В.И., Крыжановская Н.В., Гойванюк К.В. Влияние детско-родительских отношений на агрессивное поведение младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — Т. 31. — С. 41-45.

5. Гольева Г.Ю., Белобородова Н.В. Теоретическое обоснование процесса моделирования психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. – 2015.- №1 (1). — С. 57-58

6. Гюру Эйестад. Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей/ пер. Наргис Шинкаренко. – М.: Альпина Паблишер, 2014. 294с.

7. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2013. 448с. (Серия «Мастера психологии»).

Влияние уровня тревожности на самооценку старших подростков

Аннотация. В статье показано, что тревожность является индивидуальной психологической особенностью, проявляющаяся в склонности индивида к интенсивным и частым проявлениям тревожных состояний, главной составляющей, является личностный или ситуативный страх; представлены результаты исследования влияния уровня тревожности на самооценку старших подростков.
Ключевые слова: тревожность, тревога, самооценка, подростковый возраст.

Модернизация в системе образования, постоянно заставляет детей адаптироваться к новым условиям обучения, а так как не все школы способны организовать полное и квалифицированное психолого–педагогическое сопровождение образовательного процесса не все дети могут адаптироваться и выпадают из общеобразовательного процесса, а вследствие этого становятся более тревожными. Вопрос о психолого–педагогическом сопровождении образовательного процесса, сейчас регулярно поднимается в общеобразовательных учреждениях. Главной проблемой является не столько отсутствие квалифицированных специалистов, сколько отсутствие целостности и системности психолого–педагогического сопровождения.

Тревожность оказывает весьма серьезное влияние на самооценку старшего подростка. Высокий уровень тревожности старшего подростка может так же свидетельствовать и о недостаточной эмоциональной приспособленности личности к разным социальным ситуациям. Это и порождает неуверенность в себе [1].

Инновационная деятельность, которую должны осуществлять обучающиеся в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта, требует у обучающихся высокий уровень саморегуляции, адекватные эмоциональные реакции [2].

Таким образом, вопрос изучения влияния подростковой тревожности на самооценку занимает значительное место в педагогике и психологии.

Объект исследования: тревожность и самооценка старших подростков.

Предмет исследования: влияние ситуативной тревожности на самооценку старших подростков.

Цель исследования: изучение влияния ситуативной тревожности на самооценку старших подростков.

Гипотеза: высокий уровень ситуативной тревожности негативно влияет на самооценку старших подростков.

В научной литературе изучением тревожности занимались такие авторы, как В.И, Долгова, [3], Я. В. Латюшин [4]). С. Ю. Головин определил тревожность, как состояние необходимого увеличение сенсорного внимания, а так же моторного напряжения в тех ситуациях возможной опасности, обеспечивающих соответственную реакцию человека на страх. Такая личностная черта, которая проявляется в частом и легком выражении состояний тревоги. Так же это склонность личности к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом выражения тревоги и один из основных параметров индивидуальных различий [5].

Тревожность – это устойчивое образование личности, которое сохраняется на протяжении долгого времени. Тревожность имеет своеобразную побудительную силу, считает А. М. Прихожан, и постоянные формы реализации поведения с преобладанием в них защитных и компенсаторных проявлений [6].

Читайте так же:  Обязан ли муж при разводе обеспечить жильем детей

Уильям Джеймс был первым, кто ввел понятия самооценки в структуру личности индивида [7]. Его начинания были развиты многими известными психологами, такими как А. Адлер [8], Э. Эриксон [9], среди отечественных исследователей можно выделить: И.С.Кон [10], А.И.Липкина [11].

Внимание исследователей привлекает не только самооценка, но так же причины, влияющие на ее формирование. (К. Хорни [12], Исследования, проведенные учеными, выявили факторы, оказывающие существенное влияние на самооценку индивида. С помощью этих исследований причины формирования неадекватной самооценки широко изучены, а это способствует наиболее эффективному поиску способов ее преодоления (В.И. Долгова, Н.В. Цветкова [13]).

Участники группы выбранной для исследования являются одноклассниками и учениками 10 «а» класса. Возраст респондентов от 15 до 16 лет. Выбор подросткового возраста обусловлен тем, что в подростковом возрасте наиболее актуальна проблема тревожности и самооценки. Общее количество человек в классе 21, но так как в классе много спортсменов и во время проведения исследования 6 человек отсутствовали в свези с соревнованиями, в исследовании принимало участие пятнадцать учеников подросткового возраста. Выбор подросткового возраста обусловлен тем, что в подростковом возрасте наиболее актуальна проблема тревожности и самооценки.

В исследовании принимали участие только девушки–15 человек. После того как выборка была сформировании, мы провели исследование. Диагностика производилась на уроке психологии, с помощью двух методик.

Из выбранных нами учеников трое воспитываются в неполной семье, в одной из которых ребенка воспитывает отец. У одного испытуемого воспитательную функцию осуществляют бабушка и дедушка. Социальный статус респондентов находиться примерно на одном уровне. Успеваемость данных подростков средняя, а это значит, что средний балл их оценок равен четырем.

По методике Ч. Д. Спилберга – Ю. Л. Ханина мы получили такие результаты по шкале ситуативная тревожность: У 12 подростков (80%) наблюдается высокая тревожность, на высоком уровне, характеризуется чрезмерной, преувеличенной тревогой и волнением в случае простых жизненных ситуаций. Подростки с высоким уровнем общей тревожности имеют склонность к постоянному ожиданию неприятностей и не могут прекратить волноваться о жизни, деньгах, семье и учебе. У подростков с высоким уровнем общей тревожности, тревога часто беспочвенна или выходит за рамки ситуации, т.е. неадекватна событиям. При высоком уровне общей тревожности возникают неудобства в повседневной жизни, постоянно присутствует тревога, страх и боязнь. В конечном случае беспокойство возобладает в личном представлении настолько, что это будет мешать повседневным обязанностям, включая школу, социальную активность и взаимодействия.

У 20% средний уровень ситуативной тревожности. Это значит что уровень ситуативной тревожности у подростков в норме. Такие подростки не испытывают трудностей в общении и обучении, по–видимому, коммуникативные трудности у подростков возникают только в некоторых, специфических ситуациях общения с людьми.

У большинства подростков (66,7%) высокий уровень самооценки удовлетворяет реалистичную («адекватную») самооценку. Высокий уровень самооценки личности отличается от реалистичной самооценки, преимущественной ориентацией старших подростков при переносе самооценки на знание своих особенностей, не глубокими и не разносторонними самооценочными суждениями.

13,2% подростков очень высокий уровень самооценки. Высокий уровень самооценки может характеризовать незрелую личность, немеющую правильно оценить результаты собственной работы, сопоставлять себя другим; данный уровень самооценки может отражать на существенное искажение в формировании личности индивида – «замкнутости» для получения опыта, нечувствительность к собственным ошибкам, неудачам, оценкам и замечаниям окружающим. Очень высокий уровень самооценки у старших подростков определяет о неумение правильно и адекватно оценить себя в сравнении с окружающими людьми, нечувствительность к своим неудачам, замечаниям других, неблагополучии в развитии индивида.

У 20% подростков средний уровень самооценки, реалистическое представление о своих возможностях. Средний уровень характеризуется адекватной самооценкой индивидом своих особенностей и возможностей обычно обеспечивает соответствующий уровень притязаний, гибкость по отношению к поставленным целям, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. Такому человеку легче жить на свете, он более энергичен, активен и оптимистичен. Отсюда вывод: надо стремиться развивать у себя адекватную самооценку на основе самопознания.

Результаты исследования по методике исследования самооценки Т.В.Дембо – С.В. Рубинштейна показали по уровню притязаний–представления о своих возможностях, что у большинства подростков (66,7%) очень высокий уровень притязаний нереалистичное, некритическое отношение подростков к собственным возможностям. Высокий уровень притязаний (27,8%) характеризует адекватное представление о собственных возможностях, что является необходимых фактором развития личности индивида. У 5,6% подростков средний уровень – реалистическое представление о своих возможностях.

Уровень ситуативной тревожности высокий, а именно по методике Спилбергера-Ханина у 20% средний уровень тревожности, высокий уровень у 80% учеников. По уровню самооценки, методика Дембо-Рубинштейна, результаты примерно такие же.

Проверим гипотезу исследования с помощью метода ранговой корреляции зависимость данных факторов [14]. Для этого было выполнено:

Н: Ранговая корреляционная связь между уровнем тревожности и самооценки старших подростков, незначима.

Н1: Между уровнем тревожности и самооценки старших подростков существует значимая ранговая корреляционная связь.

Ответ: Н отвергается. Корреляция между А и В статистически значима.

Вывод: врезультате анализа научной литературы мы выяснили, что тревожность является индивидуальной психологической особенностью, проявляющаяся в склонности индивида к интенсивным и частым проявлениям тревожных состояний, главной составляющей, является личностный или ситуативный страх. Рассмотренные нами теории позволили сделать такой вывод: что подходы в изучении феномена тревожности различны. Но, в своей основе, тревожность рассматривают как эмоциональное состояние индивида, которое негативно влияет на психическое здоровье личности. Тревожность исследует большинство авторов в весьма плотной взаимосвязи со страхом, ведь страх есть объективное выражение тревоги. Но некоторые исследователи определяют тревогу как первичную реакцию, некоторые на страх как фактор, призывающий состояние тревожности. Тревога нами была охарактеризована как – неадекватная реакция на ситуации внешних угроз; реакцию аналогичную страху, но проявляющуюся в отсутствии ситуации явной внешней опасности; реакцию, определенную как состояние бездействия и беспомощности во время угрозы личности.

Самооценка в свою очередь относится к центральным личностным образованиям, к ее ядру. Самооценка в большей степени определяет личностную социальную адаптацию. Самооценка есть регулятор деятельности и поведения. Но следует отметить, что самооценка это то, что изначально присущее индивиду. Формирование же самой самооценки проходит как в процессе деятельности, так и в процессе взаимодействия между личностями.

Общественное мнение весьма значительно влияет на формирование самооценки индивида. Так как отношение личности к самой себе образуется позже. Однако, благодаря такому свойству личности в структуре отношений человека самооценке принадлежит весьма важное место. Ярко отражается прямая связь с процессами социальной дезадаптации и адаптации индивидуума в обществе.

С помощью ранговой корреляции было доказано влияние уровня тревожности на самооценку старших подростков.

Ссылки на источники

  1. Лебедева В.А. Психология сегодня. Материалы Х регион. студ. Науч .-практ. конф. Екатеринбург, 23 — 24 апр. 2008 г. / Отв. за выпуск В.А. Лебедева. — Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. — 254 с.
  2. Долгова В.И. Психофизиологические детерминанты готовности к инновационной деятельности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2013. — №12. — С. 17-24.
  3. Долгова В. И., Кормушина Н. Г. Коррекция страха смерти у подростков: Монография /В.И. Долгова, Н.Г. Кормушина. – Челябинск: РЕКПОЛ, 2009. – 324 с.
  4. Долгова В.И., Латюшин Я. В. Страх как причина развития аддиктивного поведения // Вестник института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. — Серия 3. — 2002 — 70-77с.
  5. Словарь психолога-практика. / Под общ. Ред. С. Ю. Головин. — Минск: Харвест., 2009.- 976 с.
  6. Прихожан А. Н. Причины и профилактика и преодоление тревожности. / А. М. Прихожан. // Психологическая наука и образования, 1998г.№2.-С.18-26.
  7. Джеймс У. Психология/ У. Джеймс — М., Педагогика. 1991.- 368 с.
  8. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: Пер. с нем. Вступ. ст. А.М. Боковикова. — М., 1995.
  9. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М.: Прогресс, 1996.- 344 с.
  10. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. — М.: «Политиздат», 1984. — 151 с.
  11. Липкина А.И. Самооценка школьника, — М.: Знание, 1976. — 64 с.
  12. Хорни К. Невротическая личность нашего времени / перевод с английского /В.В. Старовойтова. Общ. ред. Г.В. Бурменской — М.: Издательская группа «Прогресс», 2000.- 193 с.
  13. Долгова В.И., Цветкова Н.В.. Влияние системы обучения младших школьников на формирование межличностной рефлексии в подростковом возрасте / Вестник ЧГПУ. — №7. – 2014. – C. 89-98.
  14. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии — СПб.: ООО «Речь», 2003. — 350 с.

Лебедева В.А. Психология сегодня. Материалы Х регион. студ. Науч .-практ. конф. Екатеринбург, 23 — 24 апр. 2008 г. / Отв. за выпуск В.А. Лебедева. — Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. — 254 с.

Долгова В.И. Психофизиологические детерминанты готовности к инновационной деятельности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2013. — №12. — С. 17-24.

Долгова В. И., Кормушина Н. Г. Коррекция страха смерти у подростков: Монография /В.И. Долгова, Н.Г. Кормушина. – Челябинск: РЕКПОЛ, 2009. – 324 с.

Долгова В.И., Латюшин Я. В. Страх как причина развития аддиктивного поведения // Вестник института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. — Серия 3. — 2002 — 70-77с.

Словарь психолога-практика. / Под общ. Ред. С. Ю. Головин. — Минск: Харвест., 2009.- 976 с.

Прихожан А. Н. Причины и профилактика и преодоление тревожности. / А. М. Прихожан. // Психологическая наука и образования, 1998г.№2.-С.18-26.

Джеймс У. Психология/ У. Джеймс — М., Педагогика. 1991.- 368 с.

Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: Пер. с нем. Вступ. ст. А.М. Боковикова. — М., 1995.

Читайте так же:  Как вернуть былые отношения с девушкой

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М.: Прогресс, 1996.- 344 с.

Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. — М.: «Политиздат», 1984. — 151 с.

Липкина А.И. Самооценка школьника, — М.: Знание, 1976. — 64 с.

Хорни К. Невротическая личность нашего времени / перевод с английского /В.В. Старовойтова. Общ. ред. Г.В. Бурменской — М.: Издательская группа «Прогресс», 2000.- 193 с.

Долгова В.И., Цветкова Н.В.. Влияние системы обучения младших школьников на формирование межличностной рефлексии в подростковом возрасте / Вестник ЧГПУ. — №7. – 2014. – C. 89-98.

Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии — СПб.: ООО «Речь», 2003. — 350 с.

О ВЗАИМОСВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ И САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

студент 4 курса, Институт педагогики и психологии образования, Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет»,

Школьная тревожность — это одна из типичных проблем, с которой сталкиваются школьные психологи, педагоги, родители школьников. Детей с различными формами школьной тревожности в первых классах в настоящее время – до 30–35% [3, с. 35].

Особое внимание она привлекает потому, что выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребёнка, отрицательно влияет на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебную деятельность, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на состояние здоровья и общий уровень психологического благополучия.

Проблема школьной тревожности осложняется тем, что формы её проявления бывают различными и не всегда им уделяется необходимое внимание. Довольно часто в практике школьной жизни дети с выраженной тревожностью считаются наиболее «удобными» для учителей и родителей: они прилежны в учёбе, всегда готовят уроки, стремятся выполнять все требования педагогов, не нарушают правила поведения в школе и за её пределами.

Также проблема школьной тревожности связана с формированием самооценки школьников. Именно в младшем школьном возрасте начинает складываться самооценка в условиях адаптации к новой для ребёнка школьной образовательной и социальной среде. И тревожность во многих случаях связана с неадекватностью самооценки обучающихся, наличием в ней противоречия, несоответствия реальности.

По данным психолого-педагогической литературы (Э.В. Гилязова, М.С. Неймарк, Л.И. Божович, А.М. Прихожан) между тревожностью и самооценкой чаще отмечается двусторонняя отрицательная взаимосвязь: высокотревожные дети обычно отличаются неуверенностью в себе и обладают неустойчивой самооценкой, в связи с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. В то же время типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная тревожность.

В своей работе я исходила из сложного и обоюдного характера имеющейся связи между этими характеристиками: с одной стороны, наличие адекватной высокой самооценки способствует снижению уровня общей и школьной тревожности, а неадекватная, неустойчивая (как низкая, так и высокая) самооценка может рассматриваться как фактор, способствующий формированию и закреплению повышенного уровня тревожности; с другой стороны – повышенная тревожность также может оказывать влияние на самооценку через «механизм замкнутого психологического круга»: дезорганизующая и угнетающая тревожность негативно сказывается как на успешности обучения, так и на отношениях с одноклассниками, педагогами, что будет приводить к снижению самооценки и дальнейшему закреплению тревожности.

В целом, школьная тревожность рассматривается как специфический вид тревожности, являющейся результатом взаимодействия личности школьника с типичными ситуациями определённого класса, а именно — ситуациями взаимодействия ребёнка с различными компонентами школьной образовательной среды.

На основе результатов проведённого психодиагностического исследования, выявляющих особенности самооценки и тревожности у младших школьников, было установлено, что большинство респондентов в нашей исследуемой группе характеризуются адекватными и завышенными уровнями самооценки и отличаются умеренным и средним уровнем тревожности. Ни одного респондента с высоким уровнем тревожности выявлено не было.

Для обработки и дальнейшей интерпретации полученных результатов был проведён корреляционный анализ между показателями общей тревожности и тревожности в школе с одной стороны, и средней самооценкой, и расхождением её с уровнем притязаний – с другой стороны.

Характер выявленной зависимости можно определить как нелинейный и обоюдный: влияние самооценки на тревожность опосредуется действием иных внешних факторов и внутренних свойств личности.

Нужно подчеркнуть, что тревожность не является изначально негативной чертой. Определённый уровень тревожности — естественная и обязательная характеристика активной личности, неотъемлемая составляющая ситуации открытия нового знания, формирования «позиции школьника», необходимое условие ответственного отношения обучающегося к своим школьным и не только обязанностям. Главным является установление и поддержание ее в определённом диапазоне, не превышающем порогового значения, после которого тревожность начинает оказывать не стимулирующее, мотивирующее, организующее, а прямо противоположное действие.

Самооценка в психологии рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я-концепции, выполняющего регуляторную и защитную функции, влияет на поведение, деятельность и развитие личности, взаимоотношения с другими людьми.

Г.М. Коджаспирова отмечает: «Адекватная самооценка позволяет человеку правильно соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих» [2, с. 364].

Л.С. Выготский предполагал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться, оформляться самооценка – обобщённое, т.е. устойчивое, внеситуативное и, вместе с тем, дифференцированное отношение ребёнка к себе. [1, с. 5.]

Доминирующая роль учебной деятельности в формировании самооценки определяется тем, что именно она (учебная деятельность) формирует предпосылки отвлечённого теоретического мышления, что способствует возникновению такого нового свойства как рефлексия, которое в теории Ж. Пиаже трактуется как осознание ребёнком собственных действий. Рефлексия – это качественно новое свойство человеческой психики на данном этапе развития. В теории развивающего обучения Эльконина — Давыдова рефлексия рассматривается как существенный показатель умственного развития, компонент теоретического мышления. Без умения рефлексировать собственные действия сформировать адекватную самооценку невозможно.

Для изучения взаимосвязи тревожности и самооценки у младших школьников было проведено психодиагностическое исследование. Исследование проводилось в ГБОУ Школа №1883 «Бутово» ШО1. В исследовании принимали участие 45 человек из 4-ых классов. Из них 19 девочек и 26 мальчиков.

При проведении психодиагностического исследования использовались следующие методы:

  • Тест школьной тревожности Ф.Р. Филлипса
  • исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан;

На основе полученных результатов были сделаны следующие выводы:

  1. общая тревожность и средняя самооценка по результатам исследования демонстрируют наличие отрицательной связи средней степени (коэффициент ранговой корреляции -0,419 в первой группе респондентов и -0.59 – во второй);
  2. общая тревожность и разница между средней самооценкой и уровнем притязаний по результатам исследования демонстрируют наличие положительной связи средней степени (коэффициент ранговой корреляции 0,482 в первой группе респондентов и 0,643 – во второй);
  3. общая тревожность в школе и разница между средней самооценкой и уровнем притязаний по результатам исследования демонстрируют наличие положительной связи, выраженной достаточно слабо (коэффициент ранговой корреляции 0,308 в первой группе респондентов и 0.363 – во второй).

Таким образом, находит подтверждение представление о нормализации школьной тревожности через коррекцию самооценки школьников. Хотя это далеко не единственное направление такой деятельности. Коррекция тревожности в младшем школьном возрасте осуществляется с использованием специальных средств и техник, направленных на снижение уровня тревожности.

Большинство отечественных психологов (Б. Кочубей и Е. Новикова, Е.К. Лютова, В.С. Мухина, А.М. Прихожан, М.И. Чистякова) выделяют три основных направления коррекции тревожности у младших школьников [4, с. 225-226]:

  1. повышение самооценки ребёнка, внушение ему веры в свои способности;
  2. привитие ребёнку навыков саморегуляции, обучение приёмам снятия мышечного напряжения, релаксации, создания комфортной для себя обстановки;
  3. обучение умению управлять собой в ситуациях, вызывающих наибольшее беспокойство, развитие самоконтроля.

Среди основных методов и способов коррекции тревожности в младшем школьном возрасте можно выделить следующие: психогимнастика, музыкотерапия, арттерапия, куклотерапия, проективное рисование, «сочинение историй», метод реципрокного торможения, метод активной нервно-мышечной релаксации. Каждый из этих методов представляет собой набор техник, в той или иной степени реализующих перечисленные выше основные направления коррекции школьной тревожности. Наиболее эффективным и целесообразным представляется их комбинированное использование в работе с тревожными детьми.

Помимо специальных методов и приёмов можно также выделить общие практические рекомендации и правила работы и поведения с тревожными детьми, которые необходимо соблюдать педагогам и родителям.

К наиболее важным из них можно отнести следующие:

  • следует с осторожностью включать тревожных детей в состязания и какие-либо виды работы на скорость, особенно если он в них испытывает известные затруднения; при организации групповой и индивидуальной работы, проведении каких-либо мероприятий следует стараться подбирать им задания, роли, в которых им будет достаточно психологически комфортно;
  • не следует сравнивать ребёнка с окружающими, особенно злоупотреблять сравнениями «не в его пользу»;
  • по возможности следует отмечать успехи ребёнка (пусть даже скромные) как в учёбе, так и во внеучебной деятельности; при этом похвала должны быть уместной и предметной — ребёнок должен знать и понимать, за что его похвалили, отметили — это позволит ребёнку формировать навыки самоанализа, положительного отношения к себе, адекватной самооценки;
  • требования, предъявляемые к ребёнку со стороны педагогов, семьи должны быть реалистичными, конструктивными, не противоречивыми.

Список литературы:

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. — Москва: АСТ: Астрель: Люкс, 2005. — 671 с. — ISBN 5-17-027239-1
  2. Коджаспирова Г.М. Педагогика : учебник для вузов по педагогическим специальностям (ОПД.Ф.02 — Педагогика) / Г.М. Коджаспирова . — М.: КноРус, 2010 . – 744 с. — ISBN 978-5-406-00237-7.
  3. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. — СПб.: Речь, 2004. — 248 с, ил. ISBN 5-9268-0300-4
  4. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с. (Серия «Библиотека педагога-практика»). ISBN 5-89502-089-5 (МПСИ) ISBN 5-89395-174-3 (НПО «МОДЭК»).