Меню

Влияние самооценки на уровень притязаний

Самооценка, уровень притязаний — факторы, регулирующие способы решения конфликтных ситуаций подростков

Дата публикации: 18.09.2017 2017-09-18

Статья просмотрена: 294 раза

Библиографическое описание:

Некрасова Е. А. Самооценка, уровень притязаний — факторы, регулирующие способы решения конфликтных ситуаций подростков // Молодой ученый. — 2017. — №37. — С. 105-109. — URL https://moluch.ru/archive/171/45628/ (дата обращения: 15.02.2019).

Вданной статье предпринята попытка доказать гипотезу о существовании зависимости между выбором конструктивных способов решения конфликтных ситуаций старших подростков с их самооценкой и уровнем притязаний. Проведен анализ исследования по методикам: измерения самооценки Дембо — Рубинштейна, определения смысложизненных ориентаций (методика СЖО) Д. А. Леонтьева, диагностики типа акцентуации личности тест — опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда, оценки агрессивности в отношениях тест А. Ассингера, по типам поведения в конфликте опросник Кеннета Томаса (Kenneth Thomas) «Определение способов регулирования конфликтов».

Ключевые слова: самооценка, уровень притязаний, смысложизненные ориентации, акцентуации личности, агрессивность, стили поведения в конфликте

Введение: Целью настоящего исследования является выявление влияния самооценки и уровня притязания старших подростков на выбор ими конструктивных способов разрешения конфликтов между субъектами образовательного пространства системы СПО. Объектом исследования являются самооценка и уровень притязаний обучающихся, влияющая на выбор способов разрешения и конфликтных ситуаций, возникающих внутри образовательного пространства системы среднего профессионального образования. Предмет исследования — это взаимосвязь самооценки, уровня притязания обучающихся и способов разрешения конфликтных ситуаций в образовательном пространстве системы среднего профессионального образования. Общая гипотеза исследования состоит в предположении — конструктивность способов разрешения конфликтной ситуации зависит от уровня притязаний и высоты самооценки обучающихся, способствует удовлетворению процессом общения в образовательном пространстве СПО.

Основная часть. Из эмпирических методов исследования применялись психолого-педагогический эксперимент, наблюдение, психодиагностические методы. Математическая обработка эмпирических данных ограничивалась приемами первичной статистики. В качестве опытно-экспериментальной базы исследования выступили обучающиеся групп 1–2 курсов профессий металлообработки в количестве 20 человек краевого государственного бюджетного образовательного учреждения профессионального образования «Красноярский техникум промышленного сервиса». Для исследования в общем континууме обучающихся техникума выбраны испытуемые группы риска, имеющих высокий уровень социальных проблем. С ними были проведены практические исследования по теме «Повышение самооценки и коррекции уровня притязания», «Выбор способов выхода из конфликтной ситуации». Проведена игра «Ослиная шкура», направленная на коррекцию самооценки, снятие напряжения в отношениях с другими. Проведено интерактивное занятие «Горячий стул», направленного на создание своего образа с помощью оценки окружающих и формирование личной самооценки на основе полученной информации. Проведена игра «Красная Шапочка» в форме театрального этюда, позволяющей создать активную творческую атмосферу и позитивный настрой в группе. Упражнение «Два листочка пополам» позволило развить способности к соединению идей из разных областей опыта. Проведено разучивание упражнения медитации: «Мое сознание расслабленно и умиротворенно».

Практические исследования проведены по теме «Выбор конструктивных способов разрешения конфликтной ситуации» в различных формах. Проведена деловая игра «Конфликт», на основе кейса реальных конфликтных ситуаций между подростками техникума. При проведении квеста «Шесть шагов разрешения конфликта» обучающиеся выбирали способ выбора выхода из конфликтной ситуации.

Получены следующие результаты:

Рис. 1. Сравнительный анализ значений средней меры показателей высоты самооценки по методике Дембо — Рубинштейна.

Ряд № 1 высота самооценки до эксперимента,

Ряд № 2 итоговая высота самооценки

Увеличился показатель уровня заниженной самооценки до адекватной величины у 100 % испытуемых (средний уровень 52–65 высокий 66–79)

Самооценку связывают с уровнем притязания личности, а начало данный подход берет в работах одного из представителей гештальтпсихологии Курта Левина.

Рис. 2. Сравнительный анализ результатов «Значение средней меры показателей уровня притязаний обучающихся» по методике Дембо — Рубинштейна

Снизился завышенный уровень притязаний у 20 % исследуемых, повысился низкий уровень притязаний до среднего у 20 % обучающихся. Таким образом, у 80 % подростков уровень притязаний стал соответствовать норме.

Уровень притязаний видеться как уровень трудностей тех целей и задач, которые человек выбирает для себя, а формируются они в первую очередь благодаря влиянию прошлых успехов или же неудачей в деятельности. Именно поэтому, успехи в прошлой деятельности (а конкретнее — переживание самим субъектом деятельности и своих достижений как успешных или же неуспешных), способствуют росту уровня притязания и соответственно вызывают повышение самооценки человека.

Рис 3. Сравнительный анализ показателей расхождения самооценки и уровня притязаний исследуемой группы

Произошло снижение степени расхождения сильной величины до умеренной у 45 % обследуемых.

Предложенные испытуемым пары противоположных утвержденийтеста смысложизненные ориентации (методика СЖО) Д. А. Леонтьев, помогли выявить следующие ценности в смысловой сфере личности с низким показателем:

‒общий показатель «осмысленности жизни»- увеличился до среднего у 50 % испытуемых;

‒показатель «цель в жизни» перешел в средний показатель у 5 % опрошенных;

‒показатель «процесс жизни» из низкого перешел в средний у 15 % подростков;

‒показатель «результативность жизни» достиг среднего уровня у 10 % подростков.

показатель «локус контроля — я»- не изменился, остался на прежнем уровне у 15 % (низкие баллы по шкале «локус контроля — Я» (Я — хозяин жизни) показывают неверие подростков свои силы, возможность контролировать события собственной жизни);

показатель «локус контроля — жизнь» не изменился, остался на низком уровне у 30 % подростков группы риска. Низкие баллы по шкале «локус контроля — жизнь или управляемость жизни» демонстрируют фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

Для диагностики типа акцентуации личности был использован тест — опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда, который показал наличие акцентуаций у 70 % испытуемых группы. Причем, демонстративный тип акцентуации выявлен у 15 %;педантичный тип-5 %;застревающий тип-15 %;возбудимый-5 %; гиперпертимический-30 %;дистимический-0 %;тревожный-10 %;циклотимный-25 %;аффективно-экзальтированный15 %;эмотивный15 % опрошенных подростков. По нескольким акцентуациям от 2 до5 типов в наличии у 51 % группы.

Для оценки агрессивности в отношениях был использован тест (А. Ассингер) выделивший: из них излишне агрессивны 40 %, умеренно агрессивны 50 %, чрезмерно миролюбивы 10 %. Снизилось количество излишне агрессивных подростков с 40 % до 10 %, неуравновешенных и жестоких по отношению к другим, надеющихся добраться до управленческих «верхов», рассчитывая на собственные методы, добиться успеха, жертвуя интересами окружающих

Увеличилось количество умеренно агрессивных подростков с 50 % до 65 % (рост 15 %), вполне успешно осваивающих образовательную профессиональную программу, поскольку в них достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.

Увеличилось количество чрезмерно миролюбивых обучающихся с 10 % до 25 %, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях.

Снизилось количество подростков со взрывами разрушительный агрессивности с 65 % до30 % (уменьшение на 35 %), склонных к непродуманным поступкам и ожесточенным дискуссиям, относящихся к людям пренебрежительно и своим поведением провоцирующих конфликтные ситуации, которых вполне могли бы избежать.

Увеличилось количество чрезмерно замкнутых подростков с 35 % до 65 %, подавляющих вспышки агрессивности слишком тщательно. Чрезмерно замкнутых подростков группы риска по конфликтам 35 %.(7 чел). Это не значит, что им не присущи вспышки агрессивности, но они подавляют их уж слишком тщательно.

Проведенный тест Томаса К. по типам поведения в конфликте показал следующее гистограммное выражение форм поведения в конфликтных ситуациях:

Снизилось количество обучающихся, выбирающих деконструктивный способ выхода из конфликта соперничество с 35 % до 10 % (снижение на 25 %).

«Соперничество»- наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другого.

Снизилось количество выбирающих деструктивный способ — приспособление с40 % до 20 (снижение на 20 %). «Приспособление» — означает, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.

Снизилось количество выбирающих деконструктивным способом выхода из конфликта — избегание с 50 % до 35 % (снижение на 15 %). «Уклонение» (избегание)- для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

Рис. 4. Сравнительный анализ результатов теста -опросника Томаса К. «Определение способов регулирования конфликтов»

Увеличилось количество выбирающих компромисс с 15 % до 60 %

Стали выбирать конструктивный способ компромисс 45 % испытуемых, ранее предпочитающих деструктивные способы (избегание и приспособление).

«Компромисс» — компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок.

Увеличилось количество выбирающих конструктивный способ сотрудничество с 30 % до 45 % (рост на 15 %).

«Сотрудничество»- когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Несколько типов способа поведения при разрешении конфликта выявлено у 40 % подростков.

Читайте так же:  Психология восприятия женщин

Рис. 5. Сравнительный анализ результатов теста -опросника Томаса К. «Определение способов регулирования конфликтов»

В данном исследовании самооценки и способов разрешения конфликтной ситуации получены экспериментальные данные, доказывающие рост конструктивных способов принятия решения выхода из конфликтной ситуации составивший 20 %, а так же снижение деструктивных способов выхода из конфликтной ситуации на 60 % (на 12 человек меньше). Тем самым, доказывающие существование зависимости конструктивности решения конфликта от адекватности самооценки интегративных личностных свойств. Экспериментальным путем установлена способность личности к решению межличностных конфликтных ситуаций в подростковом возрасте. Полученные в нем результаты способствуют расширению научных представлений о способах разрешения конфликтов у старших подростков, обучающихся в образовательном профессиональном учреждении.

Образование как социокультурная технология является не только источником интеллектуального богатства, но и мощным фактором регулирования и гуманизации общественной практики и межличностных отношений. Проблема конфликта межличностного или группового всегда актуальна. Только адекватная самооценка, опосредованная деятельностью, поведением, общением, дает возможность личности выявлять степень соответствия своих психологических качеств и отношений к окружающему требованиям, которые ей предъявляет общество, с одной стороны, и требованиям, предъявляемым ею к самой себе — с другой. Самооценка является своеобразным итогом развития самосознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и миру. Исследования самооценки отечественными и зарубежными учеными экспериментально подтверждают, что ей принадлежит огромная роль в развитии и формировании личности в детском, подростковом и юношеском возрасте.

Выводы. Способность личности успешно разрешать конфликтные ситуации во многом определяется накопленным на ранних этапах социализации опытом конструктивного разрешения постепенно усложняющихся конфликтов. В основе внутриличностного конфликта находится реакция индивида на препятствие, обусловленная социальной ситуацией развития. В процессе приспособления к новой социальной ситуации у личности возникают психологические конфликты, обусловленные несовместимостью представлений о себе и представлений о нем окружающих. Конфликт самооценки определяет специфику поведения старшего подростка в ситуации возрастного кризиса.

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Смысл, 2000. -367с
  2. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М., 2009.- 273с.
  3. Аппаев Магомет Билялович. Психологические причины и способы предупреждения конфликтов между учителями и школьниками: Дис. канд. психол. Наук., 2007.-151с.
  4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. — М.: Международная педагогическая академия, 2003–368с.
  5. Гончар С. Н. Особенности развития смысложизненных ориентаций современных студентов-первокурсников [Текст] // Современная психология: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 17–19.
  6. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Агрессивные дети. Из книги «Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми». Москва, изд-во ЦСПА «Генезис», 2001
  7. Проблемы психологии современного подростка /Под ред. Д. И. Фельдштейна, Г. И. Кузнецовой, М. Г. Тайчинова.— М.: Политиздат, 2002.- 379с.

Самооценка и уровень притязаний личности, их роль в жизни и деятельности человека

Одной из значимых характеристик личности является самооценка, подразумевающая оценку себя, своей деятельности, своего положения в группе и своего отношения к другим членам группы. От нее зависит активность человека и стремление к самоусовершенствованию. Она развивается путем постепенной интериоризации внешних оценок, выражающих общественные требования в требования человека к самому себе.

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ ЛИЧНОСТИ (англ. personal level of aspiration) — стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. В основе Уровеня притязаний личности лежит такая оценка своих возможностей (см. Я-концепция), сохранение которой стало для человека потребностью.

Уровень притязаний личности, который относится к достижению в отдельных видах и областях деятельности (напр., в спорте, музыке и т. п.) или человеческих отношений (стремление занять определенное место в коллективе, в дружеских, семейных или производственных отношениях и т. п.), называется частным. В основе такого У. п. л. лежит самооценка в соответствующей области.

Уровень притязаний личности может носить более общий характер, т. е. относиться ко многим областям жизни и деятельности человека, и прежде всего к тем, в которых проявляются его умственные и нравственные качества. В основе такого У. п. л. лежит целостная оценка себя как личности.

Понятие У. п. л. было введено К. Левином и его учениками. Было показано, что У. п. л. в экспериментальных условиях формируется под влиянием успеха или неуспеха в деятельности, однако решающим фактором в его становлении является не сам по себе объективный успех или неуспех, а переживание субъектом своих достижений как успешных или неуспешных (см. Достижения мотив).

У. п. л. м. б. адекватным возможностям индивида и неадекватным (заниженным, завышенным). Завышенный У. п. л. может стать источником аффекта неадекватности. При воспитании детей важно учитывать особенности У. п. л., так как его соответствие возможностям ребенка — одно из условий гармоничного развития личности. Его несоответствие является источником возникновения различных конфликтов ребенка как с др. людьми, так и с самим собой, что может привести к отклонениям в развитии личности (см. Аффективные дети, Притязания детские).

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ — понятие, введенное К. Левином для обозначения стремления индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям. Соответствует достижениям в некоем виде деятельности и некоей сфере общения, на кои рассчитывает человек при оценке своих способностей и возможностей.

1) уровень трудности, достижение коего является общей целью серии будущих действий, — цель идеальную;

2) выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий, — уровень притязаний в данный момент;

3) желаемый уровень самооценки личности, — уровень Я.

Это образование, тесно связанное с самооценкой личности, формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности.

Уровень притязаний может быть адекватным, то есть соответствовать способностям индивида, и неадекватным — заниженным или завышенным. (-> притязание: уровень).

Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций:

1) повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех;

2) снизить их, чтобы избежать неудачи.

Переживание успеха (неуспеха), возникая вследствие достижения (недостижения) уровня притязаний, влечет за собой его смещение в область более трудных (легких) задач. Снижение трудности избираемой цели после успеха или же ее повышение после неудачи — атипичное изменение уровня притязаний — говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке.

Люди, имеющие реалистичный уровень притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным, завышенным или заниженным притязаниям. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, в тенденции избегать ситуаций соревнования, в некритичности оценки достигнутого, в ошибочности прогноза, и пр.

Самооценка – ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самопознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я-концепции.

В исследованиях А.З.Зака самооценка представляется в качестве средства анализа и осознания субъектом собственных способов решения задач, на которых строится внутренний план действий, обобщённая схема деятельности личности.

Т.Шибутани говорит о самооценке так: «Если личность – это организация ценностей, то ядром такого функционального единства является самооценка».

Ведущая роль самооценке отводится в рамках исследования проблем самосознания: она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидуального уровня его развития, его личностный аспект, органично включённый в процесс самопознания. С самооценкой связываются оценочные функции самопознания, вбирающие в себя эмоционально — ценностное отношение личности к себе, специфика понимания личности самой себя.

Б.Г.Ананьев высказал мнение, что самооценка является наиболее сложным и многогранным компонентом самосознания (сложный процесс опосредованного познания себя, развёрнутый во времени, связанный с движением от единичных, ситуативных образов через интеграцию подобных ситуативных образов в целостное образование — понятие собственного Я, являющимся прямым выражением оценки других лиц, участвующих в развитии личности. Самосознание принадлежит целостному субъекту и служит ему для организации его собственной деятельности, его взаимоотношений с окружающими и его общения с ними.

Самопознание – сложный многоуровневый процесс, индивидуализированно развёрнутый во времени. Условно можно выделить две стадии: познание своих особенностей через познание особенностей другого, сличение и дифференциацию; на стадии подключается психоанализ. Итоговый продукт самопознания Я — образ или Я — концепция, т.е. совокупность представлений индивида о себе самом, сопряжённая с их оценкой (Р.Бернс).

Читайте так же:  Связь самооценки с уровнем притязания

Самооценка – один из аспектов Я – концепции (собственного представления о себе или образа самого себя, то есть совокупности мнений о своём здоровье, внешности, характере, влиянии на окружающих, способностях и недостатках; поскольку она основана на собственном мнении, она не всегда соответствует действительности). Человек с высокой самооценкой воспринимает себя в позитивном свете, в то время как при низкой самооценке Я – концепция носит негативный характер.

Самооценку рассматривают и как элемент самоотношения, наряду с самоуважением, самосимпатией, самопринятием и т.п. Так И.С.Кон говорит о самоуважении, определяя его как итоговое измерение «Я», выражающее меру приятия или неприятия индивидом самого себя. А.Н.Леонтьев предлагает осмыслить самооценку через категорию «чувство» как устойчивое эмоциональное отношение, имеющее «выраженный предметный характер, который является результатом специфического обобщения эмоций».

Ковель М.И. (Самооценка как основа саморегуляции и внутренней мотивации). Cамооценка является основой внутренней мотивации и тесно связана с процессом познания. Учащиеся включаются в общественно значимую деятельность (учение, самообразование) при наличии внутренней мотивации и саморегуляции в ходе этой деятельности.

Структура самооценки представлена двумя компонентами – когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе, второй – его отношение к себе как меру удовлетворённости собой. В деятельности самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве: в чистом виде не может быть представлено ни то, ни другое /И.И.Чеснокова/. Знание о себе, приобретаемые субъектом в социальном контексте, неизбежно обрастают эмоциями, сила и напряженность которых определяется значимостью для личности оцениваемого содержания Основу когнитивного компонента самооценки составляют операции сравнения себя с другими людьми, сопоставление своих качеств с выработанными эталонами, фиксация возможной рассогласованности этих величин /Л.И.Корнеева/. Суверова Э.И.

Самооценка характеризуется по следующим параметрам:

уровню – высокая, средняя, низкая

соотношению с реальной успешностью – адекватная и неадекватная

особенностям строения – конфликтная и бесконфликтная

По характеру временной отнесённости выделяются прогностическая, актуальная и ретроспективная самооценка.

В психологическом словаре говорится: «Самооценка развитого индивида образует сложную систему, определяющую характер самоотношения индивида и включающую общую самооценку , отражающую уровень самоуважения , целостное принятие или непринятие себя , и парциальные , частные самооценки , характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности , поступкам , успешности отдельных видов деятельности. Самооценка может быть разного уровня осознанности »

Таким образом, результатом самооценки является либо констатация некоторых качеств, либо результат сопоставления этих качеств с некоторым эталоном, либо результат некоторого эмоционально-чувственного отношения.

Для изучения вопросов самооценки большое значение также имеют исследования средств самооценки. В качестве средств или стандартов самооценки применяются такие параметры как: ценностные ориентации, и идеалы личности (Петровский А.В.) , мировоззрение (Рубинштейн С.Л.) , уровень притязаний (Божович Л.И.,Хекхаузен Х. И др.), «Я» — концепция (Соколова Е.Т.,Столин В.В.), требования, предъявляемые коллективом (Савонько Е.И.).

Уровень притязаний — характеризует: 1) уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель); 2) выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (уровень притязаний в данный момент); 3) желаемый уровень самооценки личности (уровень Я). Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций — тенденции повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех, и тенденции снизить их, чтобы избежать неудачи. Переживание успеха (или неуспеха), возникающее вследствие достижения (или недостижения) уровня притязаний, влечет за собой смещение уровня притязаний в область более трудных (или более легких) задач. Снижение трудности избираемой цели после успеха или ее повышение после неудачи (атипичное изменение уровня притязаний) говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке.

Постулат, выдвинутый У.Джемсом, звучит так:

«Самооценка прямо пропорциональна успеху и обратно пропорциональна притязаниям, то есть потенциальным успехам, которых индивид намеревался достичь», в виде формулы это может быть представлено таким образом:

Самооценка = притязания / возможности.

Самооценка интерпретируется как личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности человека, как автономная характеристика личности, её центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий своеобразие её внутреннего мира.

Дата добавления: 2014-10-22 ; просмотров: 3810 . Нарушение авторских прав

Презентация «Влияние самооценки и уровня притязаний на обучение учащихся»

? Как обучающийся справляется с проблемами, возникающими в учебном процессе, важны для протекания его дальнейшей жизни. Как учащийся видит себя в этой жизни, как ставит цели, достигает их, справляется с трудностями во многом определяется школьным периодом. ? Будет ли обучение успешным, зависит от множества факторов. Это и внутренняя позиция школьника, и поддержка родителей, квалификация педагога, традиционная или развивающая программа, внедренная в школе — множество разных более или менее важных причин.

«Учение. Это так просто. Мы учимся, как безумные…….когда хотим учиться. И ни черта не выучиваем….. неважно, каковы будут «последствия», если это неинтересно, не волнует нас, не приносит удовольствия и не актуально».

Просмотр содержимого документа
«презентация «Влияние самооценки и уровня притязаний на обучение учащихся»»

«Влияние самооценки и уровня притязаний на обучение учащихся».

Педагог-психолог Снопик Светлана Ильинична

в период школьного возраста одна из важнейших целей модернизации образования»

«Учение. Это так просто. Мы учимся, как безумные…….когда хотим учиться. И ни черта не выучиваем….. неважно, каковы будут «последствия», если это неинтересно, не волнует нас, не приносит удовольствия и не актуально».

  • Как обучающийся справляется с проблемами, возникающими в учебном процессе, важны для протекания его дальнейшей жизни. Как учащийся видит себя в этой жизни, как ставит цели, достигает их, справляется с трудностями во многом определяется школьным периодом.
  • Будет ли обучение успешным, зависит от множества факторов. Это и внутренняя позиция школьника, и поддержка родителей, квалификация педагога, традиционная или развивающая программа, внедренная в школе — множество разных более или менее важных причин.

Влияние самооценки и уровня притязаний на обучение учащихся:

  • Начального возраста
  • Среднего возраста
  • Старшего возраста

Изменение самооценки и уровня притязаний и их влияние на обучение учащихся в разные возрастные периоды.

Самооценка и связанный с ней уровень притязаний оказывают решающее влияние на развитие личности ребенка, что проявляется в успешности обучения. Предполагается, что высокий уровень самооценки притязаний способствуют успешному обучению учащихся.

Провести анализ материалов исследований и выделить взаимосвязь: самооценки и уровня притязаний.

Провести динамику самооценки и уровня притязаний в разные возрастные периоды.

Выявить оптимальные положительные сочетания самооценки и уровня притязаний для успешного обучения.

Оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, являясь регулятором поведения человека, влияет на эффективность его деятельности.

Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний.

Уровень притязаний формируется под влиянием переживаний успеха или неуспеха в любой деятельности.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности, стремлением к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным.

Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что учащийся начинает неправильно себя оценивать, следствие чего его поведение становится неадекватным.

Возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность, агрессивность.

Особенности поведения учащихся с различным уровнем самооценки влияет на обучение.

Адекватная – активность, общительность,

Высокая – стремление к успехам в разных видах деятельности, уверенность в своих силах.

Завышенная – высокомерие, бестактность, переоценка своих возможностей, недооценка чужих возможностей.

Низкая – неуверенность в себе, застенчивость, повышенная тревожность.

Заниженная – пассивность, замкнутость, постоянная недооценка своих возможностей, переоценка чужих возможностей.

Отношение к ошибкам «Своим» и «Чужим».

  • Адекватная – могут огорчиться, свои стараются исправить, чужим сочувствуют.
  • Высокая – чаще предпочтут не исправлять, а забыть, не думать о них, отнестись безразлично.
  • Завышенная – считают случайными, вызванными посторонними факторами, само собой разумеющимися, закономерными.
  • Низкая – переживают, но не стремятся исправить или относятся сравнительно безразлично.
  • Заниженная – считают закономерными, воспринимают как должное, оправдываются, считают случайными.

учащиеся с реалистичным уровнем притязаний отличаются

  • уверенностью в своих силах,
  • настойчивостью в достижении цели,
  • большей продуктивностью,
  • критичностью в оценке достигнутого.

на протяжении раннего и дошкольного возраста, происходит под влиянием значимых взрослых, особенно родителей.

Реакции взрослых являются важнейшим регулятором поведения ребенка. Самой главной значимости в жизни.

У младшего школьника

именно УЧИТЕЛЬ становится авторитетнее и влиятельнее родителей.

К концу младшего школьного возраста учащиеся больше считаются с мнением и оценкой своих друзей и сверстников.

Переход из начального в среднее звено школы

является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника.

Это сложный этап не только для ребенка, но и для учителей и родителей.

Неустойчивость и конфликтность самооценки возрастает в критические периоды развития, в частности в младшем подростковом возрасте ( 5 – 6 класс ).

На протяжении среднего школьного возраста

складывается уже относительно устойчивая самооценка и уровень притязаний.

Читайте так же:  Как удержать мужчину и влюбить

Это порождает потребность быть не только на уровне требований других людей, но и на уровне собственных требований несобственной самооценки.

Влияние самооценки и уровня притязаний на обучение учащихся 5-8 классов.

  • По мере взросления у подростков возникает интерес к своей личности, к выявлению своих возможностей и их оценке.
  • Развитие самопознания порождает потребность быть не только на уровне требований окружающих, но и соответствовать уровню собственных требований и собственной самооценки.

Умственная активность младших подростков

велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции.

Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения.

Оценки играют важную роль:

высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности.

Совпадение оценки самооценки важно для эмоционального благополучия подростка.

В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт.

Влияние самооценки и уровня притязаний на обучение учащихся 9-11 классов.

В процессе обучения учащийся, постигая основы наук, формирует свою самооценку, уровень притязаний, установки на жизненные успехи или неудачи, свое отношение к людям.

Учебные победы или поражения имеют не меньшее влияние на становление характера учащегося, чем на его интеллект, эрудицию и познавательные интересы.

Фундаментальная человеческая потребность в самоутверждении заставляет учащихся занижать ценность школьных знаний, любознательности, старательности, исполнительности – словом, всего того, что связано с образом хорошего ученика и хорошей успеваемости. В противовес этому демонстрируется независимость и различные признаки взросления — курение, пропуски уроков без какой – либо причины, обман, демонстративный интерес к противоположному полу.

Самооценка и уровень притязаний: как оценить по методике Шварцландера

Статьи по теме

Самооценка и уровень притязаний влияют на мотивированность и лояльность человека. Как получить количественную оценку уровня притязаний по методике Шварцландера, читайте в статье.

Из статьи вы узнаете:

Зачем в HR-практике используется диагностика самооценки и уровня притязаний?

Самооценка и уровень притязаний личности — оценочные категории, которые используются в психологии. Самооценка — это то, как человек оценивает себя и свои возможности, свою позицию в социуме. Она влияет на его поведение и действия, на то, как он будет взаимодействовать с окружающими людьми и обществом в целом. Адекватность самооценки определяет успешность деятельности человека и то, как его личность будет развиваться в дальнейшем.

Скачайте документы по теме:

Самооценка бывает трех видов:

  1. Завышенная (самодовольство). Высокомерие, тщеславие, заносчивость, нежелании видеть свои недостатки и работать над их устранением.
  2. Заниженная (недовольство собой). Нерешительность, униженность, робость, обреченность, неверие в свой успех.
  3. Адекватная. Четкое понимание своих возможностей, умении ставить цели, которые будут достигнуты.

Самосознание личности, самооценка и уровень притязаний взаимосвязаны. Термином «уровень притязаний» в психологии обозначают цели, которые человек ставит перед собой, руководствуясь самооценкой.

Сотрудники уходят, так как надеялись получить от компании больше. На собеседовании выявляйте уровень притязаний кандидатов

Ответ подготовлен совместно с редакцией журнала «Директор по персоналу».

Отвечает Ирина Залозных,
HR-generalist компании Elecard Group.

С небольшим перерывом из компании ушли сразу два неплохих руководителя служб — маркетинга и логистики. Один проработал в компании два с половиной года, другой — чуть больше трех лет. Директор по персоналу помнит, как проводил с ними собеседования. Оба были активными, с горящими глазами уверяли, что хотят работать именно в этой компании, преодолевать возможные трудности. Но что же произошло, почему управленцы сейчас уволились?

Полная версия ответа доступна после бесплатной регистрации

Мотивация, самооценка и уровень притязаний

Уровень притязаний характеризуется желаемым уровнем самооценки личности. Человек, имеющий завышенную самооценку, будет ставить перед собой цели, которые превышают его возможности. Не все из поставленных целей он сможет достичь. В результате неудач самооценка человека может понизиться, и уровень притязаний станет в большей степени соответствовать его реальным возможностям. В другом случае человек будет винить в своих неудачах обстоятельства, не желая понижать уровень притязаний. Если неудачи будут постоянными, мотивация к дальнейшим действиям будет снижаться.

У человека, недовольного собой, влияние самооценки на уровень притязаний выражается в неуверенности в своих силах. Он претендует на меньшее, чем могут обеспечить его способности. Ставя перед собой несложные и незначительные цели, он не чувствует удовлетворения, даже если достигает их. Такие достижения он не расценивает ни как успех, ни как победу над собой. Его самооценка не растет. Мотивация человека с заниженной самооценкой невысока.

Низкая самооценка и высокий уровень притязаний — сочетание, которое психологи называют эффектом неадекватности. Он провоцирует возникновение комплекса неполноценности, внутреннего ощущения повышенной тревожности. Такие люди тоже не мотивированы на достижение поставленных целей. Выясните, достаточно ли сотрудник мотивирован с помощью методики Макклелланда в электронном журнале «Директор по персоналу». Чтобы прочитать статью, оформите демодоступ на 3 дня.

Прямая взаимосвязь самооценки и уровня притязаний у человека, адекватно оценивающего свои возможности, позволяет ему ставить перед собой высокие цели и не бояться неудач. Уровень его притязаний соответствует степени сложности и трудности поставленных задач. Степень трудности решаемых задач он выбирает с учетом успехов и неудач в прошлой деятельности. Со временем, ошибки он допускает все реже, неудач становится все меньше. Уровень притязаний растет, что провоцирует и повышение самооценки. Мотивация такого человека всегда высока.

Изучите кейсы по теме в электронном журнале «Директор по персоналу»:

Для чего проводится диагностика самооценки и уровня притязаний?

Сотруднику полезно знать, насколько его самооценка соответствует способностям. Если она неадекватна, он может скорректировать ее, чтобы объективно понимать то, на что он может претендовать. Уровень самооценки и уровень притязаний соискателя HR-менеджерам полезно оценивать на этапе приема на работу — на должности, где требуется умение принимать решения и самостоятельно определять свои цели.

Сотрудники, имеющие завышенную самооценку, склонны к завышению собственных возможностей и способностей. Люди с пониженной самооценкой неорганизованны, эмоционально нестабильны. В некоторых ситуациях и те, и другие могут нанести имиджевый или финансовый урон компании.

Кандидат, чей уровень притязаний характеризуется желаемым уровнем самооценки личности, ставит перед собой цели, которые может достичь в установленное время. Он мотивирован, ориентирован на успех, уверен в своих силах и может их правильно рассчитать. Таких людей отличает и высокая степень лояльности.

О самооценке и уровне притязаний читайте в «Системе Кадры»:

Самооценка уровня притязаний по методике Шварцландера

Существует много методик, позволяющих получить объективное представление о самооценке и уровне притязаний соискателя. Для этого, например, используется презентация. В процессе предложите человеку рассказать о себе и ответить на определенные вопросы.

С высокой степенью точности самооценка личности, виды самооценки, уровень притязаний могут быть оценены с помощью простой и понятной методики Шварцландера. При этом и тестирование, и интерпретация результатов займет не более пяти минут.

Тест «Самооценка уровня притязаний» по методике Шварцландера, а также ключ к нему, вы можете найти на нашем сайте. Инструкция по заполнению теста показана ниже.

Таких бланков требуется четыре. Они используются последовательно. Спросите собеседника, сколько «плюсиков» он сможет проставить в бланке 1 за 10 секунд. Названное значение впишите в графу УП (уровень притязаний). Засеките время, дайте команду «Старт». Кандидат по команде начнет проставлять «плюсики» и должен остановиться по команде «Стоп». Количество знаков, которые ему удалось проставить за этот промежуток времени, укажите в бланке в графе УД (уровень достижений).

«Самооценка и уровень притязаний» (тест Шварцландера) повторите еще три раза, заполнив бланки 2, 3 и 4. Чтобы получить количественную оценку уровня притязаний соискателя, воспользуйтесь формулой:

УП (n) — уровень притязаний;

УД (n) — уровень достижений;

n — номер бланка;

N = 3 (разность числа проб и единицы).

Интерпретация результатов теста по методике Шварцландера «Уровень притязаний»

Подсчитайте уровень притязаний по формуле. Если уровень притязаний Шварцландера превышает значение 3, то притязания соискателя завышены. Нормальным считается уровень притязаний от 1 до 2,99. Значения ниже 1 свидетельствуют о низком уровне притязаний.

Методика Шварцландера позволяет выявить и лиц с нереально высоким или нереально низким уровнем притязаний. К первым относятся те, кто набрал 5 и больше баллов, ко вторым — получившие —1,5 и менее баллов.

Высокий уровень притязаний. Такие сотрудники сильно переоценивают свои способности и возможности. Как результат — они часто терпят неудачи, поскольку берутся за задачи, которые просто не могут выполнить.

Низкие самооценка и уровень притязаний. Не верят в свои силы. В некоторых случаях их самооценка в действительности может быть высокой, а низкий результат объясняться «социальной хитростью». То есть, сознательным отстранением от трудных и ответственных поручений.

От самооценки и уровня притязаний зависит уровень мотивации личности. Подобрать кандидатов с адекватным уровнем притязаний поможет простой и понятный тест «Самооценка уровня притязаний» по методике Шварцландера.