Меню

Влияние матери на личность ребенка

Оглавление:

О роли мамы в жизни ребенка

Материнство – это не только безграничная и безоговорочная любовь к своему ребенку, но и особая ответственность, которая ложится на плечи женщины. Ответственность эта заключается в понимании того, что такое материнская сила, как поведение матери влияет на формирование личности ребенка, как нужно проявлять внимание к самой себе.

Чем материнство так отличается от других ролей? Быть матерью – это полностью отказаться от своих желаний или же все же женщина, родившая ребенка, имеет право жить так, как она считает нужным? На эти вопросы в Международный День Матери отвечает известный блогер, автор книг о материнстве и женственности, Ольга Валяева.

Мама – это безопасность

Мама – это единственный человек, находясь рядом с которым ребенок испытывает наибольший комфорт и спокойствие. В присутствии матери ребенок чувствует себя под ее защитой, поэтому расслабляется и не боится быть самим собой. Под посторонних людей ребенку постоянно приходится подстраиваться, адаптироваться, а когда рядом мама, ему не страшно показаться смешным или нелепым.

Подпитываясь ощущением безопасности, которое обеспечивает ему мать, ребенок постепенно учится строить собственные отношения с миром. Он перестает бояться насмешек и осуждения, а также возможности совершать ошибки. Это бесценный опыт.

Мама – это гарантия полноценного детства

Мама является не только гарантом безопасности ребенка, но и обеспечивает ему еще одну защиту – защиту его права быть ребенком. Дети, рядом с которыми находится мама, не боятся бегать, прыгать, играть, быть активными и заниматься обычными «детскими» делами, среди которых непременно есть и шалости. Ребенок, растущий рядом с матерью, может позволить себе познавать окружающий мир любыми доступными ему способами, поскольку мама защищает его от внешнего мира, дает ему сполна насладиться прелестью беззаботного детства и не торопит взрослеть.

Мама – это жизненные ценности

Жизненные приоритеты, ценности, поведение и привычки ребенка формируются в соответствии с родительским поведением. Поскольку ближе всего ему мама, именно ее поведение существенно влияет на формирование у ребенка стереотипов того, как нужно себя вести.

Если мама на детской площадке курит и пьет пиво, а спустя несколько лет будет объяснять своему ребенку, что курить и пить – плохо, ребенок ее попросту не поймет, ведь в его сознании уже укрепилась мысль, что такое поведение нормально.

Важно не только то, что делает мать, когда ребенок рядом, но и то, как она себя ведет без него. Поэтому каждой матери важно научиться смотреть на себя со стороны, чтобы понимать, какой видят ее дети.

Мама – это модель взаимоотношений

Дети в большинстве случаев «забирают себе» модель родительских отношений, поэтому наиболее вероятно, что если у матери был счастливый брак, то и дочь последует этому примеру.

Матери всего лишь нужно быть такой женщиной, какой она желает видеть свою дочь в будущем, или такой, какую хочет видеть рядом со своим сыном.

Дети удивительно тонко чувствуют взаимоотношения между родителями, даже если с виду кажется, что они еще ничего в этом не понимают. Ни одна недовольная гримаса, ни одно сказанное в сердцах плохое слово, ни одна попытка соврать не проходят мимо детей. Они все прекрасно видят, чувствуют, а впоследствии копируют.

Мама – это любовь

Любовь нужно уметь не только принимать, но и отдавать. Это и есть самый главный материнский урок.

Наблюдая за поведением матери, ребенок задает себе несколько вопросов, ответ на которые дает ему представление о том, что входит в понятие «любить»:

  • Умеет ли мама любить по-настоящему, без зависимости?
  • Разделяет ли она окружающих ее людей на группы: одних любит, других ненавидит, к третьим относится равнодушно?
  • Как можно охарактеризовать ее любовь: это чрезмерная забота, относительное равнодушие или служение интересам ребенка?
  • Какими словами можно назвать эту любовь?
  • Нравится ли ей любить, готова ли она безвозмездно отдавать и получать от этого удовольствие?
  • Можно ли ее любовь назвать бескорыстной или она ожидает чего-то в ответ?

Быть матерью – не только большая ответственность, но и большое счастье. Я – Родитель от всей души поздравляет своих читательниц с Международным Днем Матери!

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

ВЛИЯНИЕ МАТЕРИ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

С древнейших времен у разных конфессий считалось, что влияние матери на развитие ребенка начинается задолго до его рождения. Очень важны взаимоотношения в семье, отношение матери к зачатию, к отцу ребенка, к самой беременности. Отме­чается негативное влияние стресса матери во время беременности на последую­щее развитие ребенка (А.И.Захаров, 1998).

Особое значение исследователи придают периоду младенчества, уделяя наи­большее внимание оценке надежности связи младенец-мать, отзывчивости матери и ее влиянию на развитие младенца (М.Малер, 1969; Д.Мак-Девитт, 2005; Г.Амонн, 2000; Д.В.Винникотг, 1998; Р.А.Даирова, 2005; Г.А.Арина, В.В.Николаева, 2005; А.Менегетти, 2005).

Основатель «Теории привязанности» Дж. Боулби выявил особую значимость для психического развития ребенка эмоционального контакта с матерью. В своих исследованиях автор выявил, что необходимым условием сохранения психическо­го здоровья детей в младенчестве и раннем детстве является наличие эмоциональ­но близких, теплых, и устойчивых отношений с матерью [2, с. 149]. Отсутствие или разрыв подобных отношений приводят к серьезному дистрессу, возникновению проблем в психическом развитии и поведении ребенка. По Боулби, наиболее важ­ным компонентом материнского ухода является, во-первых, внимание и чут­кость ее реагирования к сигналам, подаваемым ребенком, а не только повседнев­ный уход, и, во-вторых, частота и длительность взаимодействия с младенцем.

Изучив мнения многих исследователей, можно сделать вывод, что изначально ребенок не воспринимает себя отдельным от матери существом, он не разграничивает «Я» и «не-Я», внутренний мир и внешний (М. Mahler, 1973, D.W. Winnicott, 1965, Г. Амон, 2000 и др.). Проблема разделения для ребенка «Я» — «не-Я» и процесс формирования идентичности связаны с особенностями его раннего развития, периодом психологического симбиоза младенца и матери. В.А. Подорога считает, что мать и ребенок на­ходятся под одним (материнским) покровом. Все ощущения, связанные с форми­рованием самосознания ребенка определяются самым ближайшим к нему «Другим» (матерью). Этот «Другой», по мнению автора, будет его второй кожей, кото­рая не только являет собой нечто вроде панцирной защиты, но и может оказаться самым опасным врагом первой [4].

М.Малер и Д. Мак-Девитт в понятие симбиоза ребенка и матери вкладывает восприятие ребенком себя и материнского объекта как двуединого существа. Это такое состояние слияния ребенка с матерью, в котором «Я» ребенка еще не дифференцировано. По мнению М.Малер, симбиотическая фаза продолжается при­мерно до пяти месяцев. Она характеризует этап жизни ребенка, когда только на­чинает обнаруживаться дифференциация его собственного Я от матери. Это важная фаза для формирования эмоциональной привязанности к матери, которая яв­ляется основой для всех его дальнейших межличностных отношений. Адекватное прохождение данной фазы является предварительным условием для своевремен­ного протекания сепарации (отделения) ребенка от матери, а также для дальней­шего развития его идентичности на последующей фазе сепарации — индивидуации. По мнению М. Малер, сепарация — это процесс, в ходе которого младенец посте­пенно формирует внутрипсихическую репрезентацию себя, отличную от репрезентации его матери. Несвоевременное или резкое отделение ребенка от заботяще­гося объекта (как правило, это мать) может привести к серьезным осложнениям и искажениям развития ребенка [3, с. 174].

М. Малер особо выделяла значение адекватного поведения матери для нормального становления его индивидуации. Индивидуация означает попытку ре­бенка осознать собственные индивидуальные характеристики, построить свою уникальную идентичность. Для успешного прохождения процесса сепарации — индивидуации мать должна, во-первых, обеспечивать ребенка достаточным коли­чеством соматосенсорной стимуляции и, во-вторых, создать такие условия, в ко­торых ребенок мог бы почувствовать себя отдельным существом. Препятствие ре­бенку в его стремлении к сепарации способно привести к фиксации симбиотической стадии в отношениях между ними, в результате чего образ Я ребенка, его идентичность оказывается неправильно и недостаточно сформированной [3].

Основоположник современной онтопсихологии А. Менегетти отмечает: «По­ка субъект остается в диадических отношениях, он не способен к самостоятельно­му движению» [1] .

Как отмечает Дж. Макдугалл, (1985) встречаются две основные формы нарушения взаимодействия матери и ребенка, которые могут привести к нарушениям в развитии ребенка. При первой из них нарушена своевременная се­парация, мать и ребенок слиты в симбиозе, а при второй — отвержение со стороны матери приводит ребенка к преждевременной сепарации. Исследователь отмечает, что в ряде случаев материнское отвержение предшествовало не только заболеванию ре­бенка, но и его рождению. Характерным является отношение матери к ребенку как к нарциссическому продолжению себя самой, а также чрезмерное внимание мате­ри к телесным симптомам детей по сравнению с их эмоциональной сферой, «поч­ти как если бы у матери и ребенка тело было одно на двоих». Отец ребенка в этой ситуации, согласно утверждению Дж. Макдугалл, неспособен проникнуть в сим­биоз матери-ребенка. Причем оба сценария «подавляют нарождающуюся психи­ческую активность младенца», препятствуя его сепарации от матери и нормально­му выстраиванию им личных границ, что и приводит в дальнейшем к психосома­тическим расстройствам [1, с. 13].

Таким образом, потребность в устойчивых, эмоционально позитивных отно­шениях со значимым взрослым и ближайшим окружением является базовой, жиз­ненно необходимой для гармоничного эмоционального и психосоматического развития ребенка. Отсутствие эмоциональной связи с матерью, нарушения взаи­модействия матери и ребенка на раннем этапе развития могут приводить к нару­шению развития ребенка.

Изучение основных теоретических подходов и экспериментальных фактов, привело к пониманию психолого-педагогического сопровождения матери воспитывающей детей с ОВЗ позволило сделать следующие выводы:

1. Современное состояние проблемы психолого-педагогического благополучия детей с ОВЗ нельзя признать удовлетворительным. Несмотря на то, что многими исследо­вателями признается роль психологических факторов в возникновении и обостре­нии отношений, вопрос организации психологиче­ской помощи таким детям до сих пор остается нерешенным.

2. Теории психических заболеваний предлагают разнообразные при­чины нарушения взаимодействия психического и телесного, которые приводят к психосоматическим заболеваниям: нарушение системы детско-родительских от­ношений, нарушение первичной идентичности, различные внутриличностные конфликты, особенности личности, психологические травмы и т.д. При этом мно­гие из них формируются на раннем этапе развития ребенка, тесно связаны с осо­бенностями ранних отношений в диаде «мать-ребенок» и обусловлены его инди­видуальным эмоциональным и телесным опытом.

3. Взаимообусловленность негативных факторов, связанных с нарушением психосоматического развития детей, указывает на необходимость специальной психологической помощи ребенку с обязательным включением родителей в психокоррекционный процесс. В связи с этим, особую актуальность приобретает изучение психолого-педагогических особенностей семей воспитывающим детей с ОВЗ, страдающих хроническими соматическими заболеваниями, как содержательной основы выбора методов комплексной психологической помощи.

Литература:

1. Аммон Г. Психосоматическая терапия. СПб.: Речь — 2000 — 238 с.

Читайте так же:  Лечение гранулезного фарингита у детей

2. Боулби Дж. Привязанность. — М.: Гардарики — 2003. — 477 с.

3. Малер М., Мак-Девитт Д. Процесс сепарации — индивидуации и формирование идентичности // Журнал практической психологии и психоанализа — 2005. — №2.-С. 12-24.

4. Подорога В.А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. М.: «Ad Marginem», 1995. — 340 с.

5. Mahler M., Pine F., Bergman A. The mother’s reaction to her toddler’s drive for indi­viduation. // Antony J.E., Benedek T. (Eds.) Parenthood: its psychology and psycho- pathology. Little Brown — N.Y. — 1970.

[1] Менегетти А. Психосоматика — М.: ННБФ «Онтопсихология», 2005 — 233 с.

Статья по теме:
О роли матери и отца в формировании личности ребёнка

Для развития личности огромное значение имеет семья. М ать и отец – главные наставники своих детей, отвечающие за их воспитание. С емейное воспитание – это создание нравственных, духовных, эмоциональных и других основ личности..

Предварительный просмотр:

О роли матери и отца

в формировании личности ребенка

Шевченко Рауя Рашитовна,

МОУ ДО «Шумиловская ДШИ»

Исторически сложилось, что отцы и матери выполняли в семье разные функции, соответственно отцовское воспитание отличалось от материнского. Традиционно отец являлся главой семьи, что не могло не наложить свой отпечаток на его взаимоотношения с детьми.

Мать являлась хранительницей домашнего очага и эмоциональным ядром семьи, передавала и прививала своим детям те качества, которые поэт Н. Заболоцкий прекрасно назвал «грацией души». Дети, находясь в отчем доме и под материнским кровом, в одинаковой степени вбирали в себя то доброе и светлое, что старались им дать отец и мать. Своеобразный синтез материнского и отцовского воспитания был (и остается) важнейшим условием нормального развития в семье. Как не существует полноценного дома без отца или матери, так не может быть сформирована полноценная личность ребенка без гармоничного сочетания мужского и женского воспитания в семье.

Сегодня в воспитании детей доминирующая роль принадлежит женщине-матери. Она играет важнейшую роль в становлении личности ребенка в целом и в особенности его полоролевой социализации. Мать-женщина – главный воспитатель своих детей.

Материнство – свойственное женщине осознание постоянной родственной, духовной и моральной связи с детьми, забота об их выращивании и воспитании, смысл личного существования, показатель общечеловеческой и гражданской позиции. Материнство (вместе с отцовством) наиболее полно удовлетворяет сенсорные, когнитивные, эмоциональные и социальные потребности ребенка, обеспечивает его постепенное включение в систему социальных отношений, облегчает усвоение социальных ролей.

Что же есть такое в матери, от чего ребенку так хорошо, спокойно, уютно с ней? Многие утверждают, что это, прежде всего, любовь к ребенку и. всегда любовь к ребенку. Эта любовь многогранна. Это и защита ребенка, и забота о нем, и внимание, и беспокойство, и многое другое. Необходимо признать, что любовь матери, особые отношения, которые устанавливаются между ней и ребенком, являются одним из факторов нормального развития эмоциональной сферы и, следовательно, всей жизни ребенка.

Но есть матери, которые уделяют слишком мало внимания и тепла своим детям, устают от общения с ними (хотя это может и не отражать их истинные чувства). В свою очередь дети, не встречая понимания со стороны матери, обращаются за советом к другим людям. В результате теряется взаимопонимание, контакт, близость и дружба между матерью и ребенком становятся невозможными.

Отсутствие или недостаток материнской ласки, любви очень часто является причиной появления у ребенка не только целого ряда отрицательных, а то и просто тяжелых психических состояний, начиная от чувства незащищенности и кончая озлобленностью, но и чисто физических недомоганий, и даже гибели ребенка.

Считается, что мать является самым первым воспитателем и самым первым наставником ребенка, именно от нее зависят счастье и будущее величие, обходительность и образованность, справедливость, разум и вера ее маленьких детей.

С помощью матери ребенок прикасается к интеллектуальному миру, духовной реальности, она позитивно воздействует на него, создает благодатную атмосферу для творческого роста.

Священная обязанность, возложенная на матерей, настолько важна, что им не следует допускать ничего, что могло бы помешать ее осуществлению.

Чувство отцовства, видимо, приходит позже и не в той форме, что у женщин. Потому что в отличие от материнства, состояния скорее бессознательного, во многом инстинктивного, отцовство – явление скорее мировоззренческого характера, нежели чувственного.

В современной семье отец все больше выступает как партнер матери по воспитанию детей, беря на себя возрастающую долю заботы о них. В патриархальном обществе отцу отводиться роль «палача», приводящего в исполнение приговор матери. Прогрессивная тенденция заключается в том, что роль отца как главы семьи сменяется ролью более уравновешенного, стабильного, сильного друга жены и детей: от него ожидается сдержанность в проявлении чувств при безусловном наличии этих чувств, справедливая и беспристрастная оценка положительных и отрицательных событий.

Первое и главное качество хорошего отца заключается в том, чтобы являть собой прекрасный образец мужчины. Вообще подобное качество он приобретает, как правило, задолго до того, как стать отцом, и это единственная гарантия, что время, которое мужчина уделяет своим детям, действительно необходимо им.

Именно в общении с отцом мальчик учится быть мужчиной, приобретает типично мужские черты характера, причем сделать это ему нетрудно – достаточно лишь подражать взрослому. А не будь мужчины в семье, мальчику многого недоставало бы, потому что матери может подражать только дочь. Тем не менее, и девочка, когда в ней начинает пробуждаться женственность, способна многому научиться у отца. У неё складывается точное представление о том, что собой представляет мужчина в домашней жизни, и она узнает, как мужчины относятся к женщинам, являясь невольным свидетелем повседневных взаимоотношений мамы и папы. Она понимает природу мужчины, наблюдая множество тонких нюансов в поведении родителей.

Очень важно, чтобы отцы не устранялись от воспитания детей. Они должны считать своей первейшей обязанностью уделять внимание детям и в соответствии со своими возможностями принимать участие в их воспитании и обучении.

Недостаток внимания со стороны отца влияет на поведение детей вне дома, которое, как правило, бывает прямым следствием подобного отношения к детям. Он часто не имеет представления о том, с кем общается его ребенок, какие у него отношения со сверстниками, что он делает во время отдыха и развлечений.

Не зная, чем занимаются его дети в семье, отец, без сомнения, будет оставаться в неведении и о том, как они ведут себя вне дома.

На первом месте у отцов всегда должна стоять семья, и важнейшей обязанностью отца является воспитание и обучение детей. А это большая ответственность.

Мужчина, созревший для вступления в брак и готовый к отцовству, не считает, что дети могут обременить его больше, чем он ожидает. Отец, принимающий живое участие в жизни своих детей, быстро становится их другом, и чувство отцовской ответственности дополняется гордостью тем, что он живет в полном согласии со своими детьми.

Итак, мать и отец – главные наставники своих детей, отвечающие за их воспитание перед государством. С раннего возраста они формируют личность ребенка. Их долг – воспитать хорошего человека. Достойное поведение родителей в семье служит детям примером для подражания, формирует у них такие нравственные черты, как доброта, отзывчивость, заботливость и др. Мать вместе с отцом охраняют и оберегают жизнь своих детей, создают условия для их полноценного развития.

Родительское отношение является двойственным и противоречивым, представляя, с одной стороны, безусловную любовь и глубинную взаимосвязь с ребенком, а с другой – объективное оценочное отношение, направленное на формирование ценных качеств и способов поведения.

Роли родителей всеобъемлющи и многогранны. Родители несут ответственность за выбор ребенком жизненной позиции. Рождение ребенка и необходимость обеспечения ему условий для развития влекут за собой определенную реорганизацию домашней жизни. Но кроме заботы о детях, роли родителей распространяются и на формирование личности ребенка, мира его мыслей, чувств, стремлений, на воспитание его собственного «Я». Гармоничное развитие личности ребенка связано не только с присутствием и активной деятельностью в семье каждого из родителей, но и согласованностью их воспитательных действий. Разногласия в воспитательных методах и межличностных отношениях родителей не дают ребенку понять и осмыслить, что хорошо, а что – плохо. Кроме того, когда согласие между родителями нарушается, когда самые близкие ребенку люди лица, являющиеся его опорой, находятся в ссоре, да к тому же он слышит, что это происходит по причинам, касающимся его, то он не может чувствовать себя уверенно и в безопасности. А отсюда и детская тревога, страхи и даже невротические симптомы. Для ребенка очень важны взаимоотношения между членами семьи. И особенно важно для него понимать, как взрослые относятся к нему.

Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.

Конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию детей.

Родители должны найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго. Они обязаны сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.

Дети быстро «схватывают» сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

Понятие «личность» фиксирует социально значимое в человеке, являющемся, с одной стороны, частью природы, а с другой, — социальным индивидом, членом конкретного общества. Это его общественная сущность, которая развивается только вместе с обществом или только на его основе.

Для развития личности огромное значение имеет семья. Она предоставляет ему безопасность, опеку и воспитание. Здесь развиваются продолжительные взаимоотношения детей с родителями и другими членами семьи. Здесь ребенок узнает, что такое семейные нормы и ценности, здесь он учится действиям и поступкам, подражая другим, сопоставляя себя с ними, слушая разговоры; здесь он формируется как личность. Отсюда семейное воспитание – это создание нравственных, духовных, эмоциональных и других основ личности.

Крайне важно, чтобы в семье стили воспитания у матери и отца совпадали, взаимодополняли или, по крайней мере, не противоречили друг другу. Противоречия в воспитательных позициях родителей приводят к возникновению межличностных конфликтов между ними, нарушая реализацию семьей ее воспитательной функции, снижая потенциал семьи как института социализации.

Как проблемы родителей влияют на личность ребенка и его жизненные сценарии?

Для каждой мамы самое главное – это физическое и психическое здоровье ее малыша и его счастливое будущее. Но надо помнить, что самое сильное влияние на формирование личности ребенка оказывает именно мать. Своим отношением и жизненными установками она «пишет» его жизненный сценарий. С какими внутренними проблемами стоит разобраться женщине в начале материнства (а желательно и до него), чтобы они не испортили жизнь малышу?

Мария Коновалова
психолог, Яхрома

Каждый человек, придя к взрослой жизни, уже имеет определенный «багаж» знаний, умений и переживаний, идущих еще из детства. Иногда оказывается, что прошлый опыт оказал травмирующее воздействие на личность. Причины травмы обычно не осознаются, но активно проявляются в виде разнообразных негативных чувств по отношению к себе и всему миру (чувство вины, неуверенность в себе, ощущение бессмысленности жизни и т. д.).

Читайте так же:  Варианты планировки 1 комнатной квартиры для семьи с ребенком

Воспитывая ребенка, мамы и папы вместе с заботой и любовью невольно внушают ему и свои жизненные установки, отношение к разным сферам жизни, не подозревая, что эти «представления» часто являются причиной их собственных трудностей. Многие нерешенные душевные проблемы родителей передаются их детям – не всегда в том же самом виде, но запуская новое звено в цепочке психологических травм. Неся в себе груз болезненных переживаний прошлого, взрослые, под его влиянием, могут совершать неосознаваемые ошибки воспитания. Можно ли их избежать?

Да, если вы готовы к непростой и глубокой работе над собой. Что же можно обнаружить, заглянув в свое подсознание, и как эти внутренние проблемы проявляются в родительстве?

Почему «окаменевшая» мать травмирует личность ребенка?

Иногда случается, что в жизни женщины произошли печальные события: потеря близкого человека, болезнь, несправедливость… Любая ситуация, ставшая травмирующей, потому что не получила разрешения в нужный момент по причине установок: «Мне нельзя плакать, нужно держаться, чтобы никто не увидел мою слабость», «Ничего, я выдержу, сейчас нельзя раскисать». Но эмоции никуда не уходят, они лишь перестают осознаваться, «консервируются» в теле. Страх, обида, гнев как будто каменеют, нарушая способность чувствовать и понимать чувства других.

Как проявляется с ребенком?

  • Сложность эмоционального контакта с ребенком. Находясь в дисгармонии со своими чувствами, женщине сложно «почувствовать» и самого ребенка. При всем своем желании искренне любить малыша, она больше заботится о его телесном благополучии, безопасности, нежели проявляет нежность. Кроме того, запертые в подсознании переживания периодически прорываются вовне в виде раздражительности, жесткости.
  • Сомнения малыша в своей ценности. Если ребенок ощущает мамину холодность, у него формируется подозрение в собственной ненужности, нелюбимости. Страдает самооценка. Когда нет контакта с матерью, ребенок оказывается неспособным ориентироваться в своих чувствах, желаниях, может начать продолжительно болеть, у него часто развивается тяга к саморазрушению (опасные игры, экстремальный спорт, разного рода зависимости).

Как себе помочь?

  • Понимание эмоций. Заведите себе за правило сосредотачиваться на настоящем моменте. Это можно делать по пути на работу в автобусе, в очереди у врача и т. д. Задайте себе вопросы: «Что я сейчас чувствую? Расслаблены ли плечи? Почему сбито дыхание? Что меня волнует?» Возможно, на первых порах, чтобы четче описать ощущения, вам понадобится словарь эмоций, но вскоре вы привыкнете замечать свои чувства.
  • Правильно выражать чувства. Каждая негативная эмоция, если у нее нет выхода, задерживается в теле и грозит вырваться наружу в любой момент. Поэтому важно научиться правильно выражать чувства, «отреагировать». Методов для этого множество: от стирки вручную до просмотра «слезного» фильма с собственными рыданиями. Вам нужно лишь подобрать несколько способов для себя.
  • Маленькие удовольствия. Чтобы любить своего ребенка, необходимо научиться просто любить: себя, мужа, близких, окружающий мир. Не делать что-то, потому что надо, должна, а делать, получая от этого удовольствие. Попробуйте каждый день выделять время для приятных моментов (вечернее чаепитие с мужем, маникюрный салон), постепенно стараясь находить позитив и в ежедневных обязанностях (например, чистота и свежесть после уборки дома).

Совет психолога
Молодым мамам часто не нравится, когда малыш тянется к кому-то, кроме нее – к бабушке, к няне, к папе. Эта ревность – следствие неуверенности в себе. Не надо сравнивать себя с кем-либо, вы – уникальная личность и мама. Напишите список своих качеств, которыми вы гордитесь, и поверьте в себя.

Неудовлетворенные потребности матери формируют негативный жизненный сценарий у ребенка

Эта психологическая проблема заключается в ощущении недополучения чего-то (неуспешности, недолюбленности, нереализованности и т. д.). Если во внутреннем мире женщины это есть, то ребенок будет восприниматься как способ получения того, чего не хватает.

Как проявляется с ребенком?

  • Ты – часть меня! Например, полученное в детстве травмирующее переживание нехватки любви в родительстве может выразиться в стремлении к симбиозу со своим ребенком, желании жить его жизнью. Впоследствии такая привязанность мамы мешает ему научиться осознавать свои потребности и принимать решения.
  • Чрезмерные требования к ребенку. Все, что хотелось достичь женщине, все ее чаяния обрушиваются на малыша, без оглядки на его склонности. «Ты должен учиться на отлично, чтобы поступить в институт», «Ты будешь знаменитым спортсменом!», «Мне всегда нравилось рисовать, поэтому я записала дочь в изостудию». Ребенок воспринимается как улучшенная копия себя, и проживает не свою жизнь, а «мамину мечту». Так женщина компенсирует свои неудачи, но для ребенка такая позиция чревата постоянным напряжением.

Как себе помочь?

  • Список желаний. Подумайте о том, чего бы хотелось именно вам. Важно, чтобы вы могли осознать собственные потребности и записать их, чтобы не переадресовывать малышу. В тот момент, когда вы захотите навязать что-то ребенку, загляните в свой список, возможно, именно вам стоит заняться реализацией этого занятия.
  • Смещение акцента на ребенка. Заведите себе правило вести дневник наблюдений за развитием ребенка, его предпочтениях, успехах, склонностях. Узнавайте его и учитесь просто быть рядом.

Материнская тревога меняет личность ребенка

Мамы с повышенной тревожностью всегда полны разнообразных страхов, они могут бояться собак, самолетов, лифтов, врачей, вирусов и т. д.

Как проявляется с ребенком?

  • Тотальный контроль. У мамы постоянно нагнетается внутреннее беспокойство и желание все предусмотреть. Это способствует формированию у нее гиперопекающего стиля воспитания. Ребенок становится заложником маминых комплексов, он становится нерешительным, нередко невротичным.
  • Утомительный перфекционизм. Страх сделать что-то не так, пропустить, выбрать не самое лучшее заставляет молодых мам всегда стремиться к «идеальности». Именно тревожность, привычная с детства и слабо осознаваемая, толкает такую женщину бросить все силы на воспитание малыша «по высшему разряду», с опорой на новые развивающие методики. Постоянная гонка за лучшим и недовольство уже имеющимся мешает радоваться счастливому родительству, практически гарантирует молодой маме невротическое состояние, а ребенку – апатию в подростковом возрасте, нежелание чем-либо заниматься и за что-либо отвечать.

Как себе помочь?

  • Научитесь отделять собственные страхи от жизни ребенка. Обозначьте несколько основных правил для малыша, которые необходимы для его безопасности (например, всегда останавливаться перед дорогой), а в остальных случаях (например, игра малыша в песочнице) применяйте дыхательные упражнения для успокоения.
  • Формирование достижимого идеала. Ставьте перед собой реальные цели, чтобы вам не приходилось постоянно нервничать из-за того, за чем не можете угнаться. Идеальности не существует, поэтому ваша задача – создать свой образ, который будет вам подходить. Удачи!

Роль матери в развитии ребенка

Нормальное развитие ребенка и формирование успешно действующих защитных механизмов возможно лишь при хорошем приспособлении к социальной среде. Изоляция от родителей и собратьев, даже у приматов, делает невозможным формирование чувства любви, ведет к появлению стойкого страха и агрессивности, становится препятствием для социализации. Родившийся ребенок, почти не обладая никакой самостоятельностью, в то же время является частью диады. Другая часть диады — мать, основное условие жизнедеятельности ребенка и его развития. Мать формирует его как будущую личность, способную противостоять изменениям среды и бороться со стрессами. В этом основополагающую роль играет привязанность или чувство любви, возникающее между младенцем и его матерью. Сформировавшаяся эмоциональная связь между матерью и ребенком побуждает его искать у родительницы защиты при любом проявлении опасности, осваивать под ее руководством все необходимые навыки, без которых у него не разовьется необходимое для жизни чувство безопасности и уверенности в своих возможностях. Процесс развития привязанности основан на ряде врожденных способностей ребенка, с которыми он уже рождается. Новорожденный подготовлен к тому, чтобы с ним общались, все его чувства функционируют, хотя и развиты в разной степени. Он с рождения улыбкой пытается установить контакт с тем, чье лицо он воспринимает. Следит взглядом за красным мячом уже с 3-4-й недели жизни. В то же время лицо матери ему удается различить лишь с 3 месяцев. Развитие зрения у младенца очень важно, так как для общения с матерью взгляд играет основную роль. В течение первых 6 месяцев устанавливается визуальный контакт между матерью и ребенком. Он очень облегчает взаимодействие в диаде. В том случае, если мать будет обременена другими серьезными заботами, расстроена или больна, именно через этот контакт могут прийти сигналы, которые обеспокоят малыша.

Новорожденный хорошо слышит. Он вздрагивает от шума. Поворачивает голову в сторону звучащего голоса. На первом месяце жизни у него уже появляется положительная реакция на человеческий голос. Ему не нравятся шумное движение, громкие звуки радио, телевидения.

Обоняние развивается рано, оно существенно как для узнавания матери, так для развития привязанности к ней. Уже на 3-6-й день жизни ребенок отличает по запаху ту из двух марлевых повязок, которая находилась на груди его матери. Успокаивающее действие материнского запаха используется для лечения у ребенка расстройств сна, для чего материнский платок кладут ему на подушку. Сладкое у только что родившегося ребенка вызывает довольную улыбку, соленое — гримасу неудовольствия, чеснок — отвращение. Новорожденный очень чувствителен к прикосновениям, от одних он возбуждается, другие его успокаивают. Начиная с 10-дневного возраста у младенцев можно отметить проявления грусти и радости. Он тревожится, будучи голодным и выглядит удовлетворенным после кормления. Сначала эти чувства очень примитивны, но их прогресс заметен даже на первом году жизни.

Забравшись на руки к матери, ребенок стремится исследовать ее лицо и другие части тела. Для малыша большое удовольствие быть с матерью, играть с ней. Поскольку младенец уже готов к общению, ему необходимо пойти навстречу. Со своей стороны мать отзывается на его плач, ухаживает за малышом, играет с ним. Ребенок очень рано имитирует движения родителей. Так, подражая отцу, младенец в 2—20-дневном возрасте показывает язык. Однако сильная привязанность сможет возникнуть лишь, если мать будет эффективно реагировать на плач ребенка от боли, голода или скуки. При этом для успокоения малыша ей придется стимулировать его звуком голоса, предоставлением ему возможности сосания груди или пустышки, укачиванием на руках или в кроватке. Развитию положительных эмоций, важных для возникновения любви с одной стороны и укрепления жизненного тонуса с другой способствуют игры с ребенком. Эти игры носят характер диалога, в котором взаимодействующие обмениваются вербальными (мать) и невербальными сигналами (мать и ребенок). Дети, которых матери быстро успокаивают, плачут гораздо меньше тех, к кому не подходят. Таким образом, сила привязанности ребенка, то есть переживание своей защищенности и, в значительной мере, уверенности, определяется двумя необходимыми качествами матери. Во-первых, готовностью незамедлительно помочь ребенку, когда он тревожится (плачет). Во-вторых, активностью материнского взаимодействия с ребенком и способностью к общению с ним.

Основными факторами эффективного материнского ухода, обеспечивающими нормальное развитие ребенка, считают:
— мать как источник сенсорных и других стимулов, то есть пеленание, ласка, разговор, нахождение в поле зрения ребенка, игра с ним;
— мать как источник удовлетворения потребностей ребенка (в пище, желаемых предметах);
— мать как посредник между ребенком и раздражителями внешней среды, ослабляющая или реже интенсифицирующая их воздействие.

L. J. Yarrow (1965) указывает на значительную взаимосвязь между раздражителями, исходящими от матери, и одновременным развитием ребенка в период младенчества. При этом прогресс в развитии он определял по тесту Кетелла для детей в возрасте 6 месяцев. Четыре фактора материнского ухода имеют высокую степень корреляции с результатами тестов развития: стимуляция развития, адаптация к раздражителям, масштабы физического контакта.

Способность противостоять стрессу (реакции ребенка в моменты расстройства в обстановке теста и его характерные реакции на обычные неприятные ему моменты повседневной жизни), по всей вероятности, в значительной степени зависит от того, насколько мать может приспособить внешнюю среду ребенка к его индивидуальным особенностям. Корреляция между материнской долей в адаптации раздражителей и способностью самого ребенка противостоять стрессу составляет +0,85. Другие факторы, связанные с уровнем удовлетворения потребностей ребенка и снижением напряженности, также были в значительной степени связаны со способностью ребенка противостоять стрессу. Особое значение имела степень физической близости: г = +0,66. Характер физического контакта также имел отношение к способности ребенка сохранять спокойствие в напряженных ситуациях; между фактором внешней среды, способностью противостоять стрессу и двумя элементами, отражающими характер физического контакта (стремление «успокоить» ребенка и материнская чуткость), корреляция равняется +0,57. К этой категории поведения ребенка относятся и несколько факторов эмоционального порядка — интенсивность эмоциональных отношений: r = +0,65; уважение к личности: r= +0,62; положительные реакции: r +0,57. Очевидно, с самых первых месяцев жизни ребенок знает, когда можно ожидать (или, наоборот, не ожидать) со стороны матери действий, которые влекут за собой удовлетворение тех или иных его желаний или успокаивают его. В раннем детстве повторно возникающие ситуации, приводящие к беспокойству или напряжению, не делают ребенка способным противостоять стрессам. Ребенок, который редко подвергается испытаниям трудностями (потребности в большинстве случаев удовлетворяются своевременно), лучше переносит стрессы, чем тот, который неоднократно испытал напряжение отрицательных эмоций. Стабилизации психического состояния, уменьшающего риск неблагоприятных последствий при возникновении трудных жизненных обстоятельств у детей, способствуют неменяющиеся родителями принципы ухода и неизменный «образ матери».

Читайте так же:  Температура 39 у 11 месячного ребенка

В предшествующие десятилетия преобладало мнение, что материнской заботы для формирования адаптивного поведения ребенка достаточно. Нежность, доброта, самоотверженная забота о ребенке, проявляемые отцом, рассматривались лишь как имитация женского поведения и необязательные для воспитания ребенка. В действительности, в отцовстве и материнстве больше сходства, чем различий, ибо они — продукт обмена чувствами с их собственными родителями обоего пола. Доказано, что активное участие отца в подготовке родов уменьшает количество осложнений в них, снижает восприимчивость новорожденного к стрессам. Отношения малыша, формирующиеся не в диаде «мать—ребенок», а в триаде «отец—мать—ребенок», способствуют тому, что младенец доброжелателен и весел, рано начинает улыбаться. В начальный период адаптации не только мать, но и отец должны знакомиться со степенью готовности ребенка к жизни, воздействовать на него с тем, чтобы установить с ним обратную связь. Исследование детей раннего возраста в присутствии матери или отца и без них обнаружило одинаково стимулирующее влияние обоих родителей. Понятно, что фигура отца, как и матери, облегчает ребенку переживание трудной ситуации. Отец также оказывает влияние на ребенка не только прямо, но и через мать и посредством семейного климата, одним из создателей которого он является. Некоторые авторы идут дальше, утверждая, что не только родители воспитывают детей, но и вся семья оказывает непосредственное влияние на развитие и направление происходящих в ребенке процессов созревания. Они полагают, что близкие родственники, составляющие расширенную семью (дедушки, бабушки, братья, сестры, кузены, кузины и т. д.), в этом принимают участие, так же, как это делает и все общество в целом. Социальные стимулы, получаемые ребенком от окружающих его людей, освобождают рефлекторные инстинктивные проявления.

Психоаналитическая теория объясняет взаимоотношения мать—дитя зависимостью младенца от матери. Этологическая концепция на передний план выводит формирование прочной эмоциональной связи, являющейся врожденной мотивационной системой. В соответствии с этим пониманием и мать и ребенок стремятся к тесному физическому общению. Один из механизмов объединения детеныша и его матери — импринтинг (врожденная способность животных следовать за объектом). Новорожденный осуществляет «поиск близости» посредством плача («иди сюда») или улыбки («не уходи). Возможно, что корни этого заложены до рождения путем воздействия на плод звуков сердца матери. Запечатление (импринтинг),
происшедшее у плода, связывают с материнскими сердцебиениями, поэтому они успокаивают младенца. Рождение для младенца — травматическая ситуация. Ему приходится защищаться, снижая уровень эмоционального напряжения. Объятия (прикосновения) матери и звуки ее сердца, которые при ее приближении снова хорошо слышны, — источники чувства безопасности младенца, позволяющие нормализовать уровень его внутреннего напряжения. В формировании материнского чувства критический период — 24 часа после рождения. Очень важно, чтобы новорожденный не позже этого побывал на руках
у матери, тогда возникшая привязанность будет особенно сильной. На ранней стадии возникновения привязанности между матерью и ребенком особое значение имеет тесный телесный контакт между ними. В этой связи неправильно не брать плачущего ребенка на руки. Необходимо удовлетворять его потребность в контакте, в результате чего сформируется чувственное впечатление — любовь. Если все-таки ребенка не берут на руки, он не будет плакать, у него появится «хорошее поведение» (фактически безразличное), однако его эмоциональное развитие нарушится и сделает его недостаточно защищенным от стрессов. Нарушение системы общения между матерью и ребенком может сделать мать нечувствительной к потребностям малыша. Мать может решить, что он благополучен. В этом случае она не обеспечит ему всего необходимого для формирования привязанности.

С 6-го месяца телесный контакт заменяется иной формой общения. С этого времени голос и зрительный образ родительницы несут такой же позитивный эмоциональный заряд, как и физический контакт. Плачущий ребенок, увидев или услышав мать, успокаивается. Устрашающая ситуация еще вызывает у него потребность в физическом контакте, однако порог такой реакции повышается с возрастом. Таким образом, не только матери воспитывают детей, но и дети со своей стороны стремятся управлять поведением матери, привлекая ее внимание, если она не успевает выполнять их желания. Этологи видят усилия матери и ребенка в том, чтобы находиться вместе для наилучшей адаптации к жизни. Мать сделает относительно беспомощного ребенка защищенным от опасностей и удовлетворит его нужды.

Таким образом, существует целый ряд предпосылок психического здоровья младенца:
1) здоровые отношения между матерью и ребенком;
2) качественные отношения между матерью и ребенком, приводящие к благополучному физическому, познавательному и эмоциональному развитию;
3) положительные отношения между матерью и ребенком, обучающие способности доверять и обращаться к другим;
4) реципрокность и синхрония отношений «мать—дитя» как основной элемент положительного характера привязанности между ними;
5) несменяемость первичного воспитателя младенца (желательно, чтобы это была мать от рождения и без перерывов);
6) снабжение родителями своих детей возможностями для оптимального развития.

A. W. Burgess (1978) сформулировал ранние признаки стойкой и глубокой привязанности, а также обратил внимание на признаки слабой, плохо формирующейся привязанности.

Признаки стойкой привязанности матери к ребенку:
— ищет и поддерживает глазной контакт;
— произносит слова с особенными интонациями;
— прикасается к ребенку, ласкает его;
— часто держит на руках, располагает соответственно формам своего тела, прижимает к себе;
— испытывает положительные чувства.

Признаки стойкой привязанности ребенка к матери:
— возвращает взгляд и поддерживает глазной контакт;
— поворачивается, настораживается, пытается подражать тону материнского голоса или сам производит звуки для матери;
— настораживается, улыбается, кажется успокоившимся;
— принимает форму материнского тела, кажется расслабленным — хорошо приноравливается;
— испытывает положительные чувства (живость, спокойствие), может успокоиться, если плачет.

Ранние признаки плохо формирующейся привязанности матери к ребенку:
— избегает глазного контакта или он «плавающий»;
— редко обращается прямо к ребенку, не использует особенных интонаций;
— избегает прикосновений и ласк;
— редко держит на руках, не прижимает к себе, держит ребенка вдали от себя;
— само тело матери не гибкое;
— испытывает негативные чувства (невыраженные явно или гневные).

Ранние признаки плохо формирующейся привязанности ребенка к матери:
— избегает глазного контакта или он только мимолетен;
— отворачивается, не возвращает вокализации, не пытается спровоцировать мать на вокализацию;
— отворачивается, не реагирует, плачет;
— негибкий, отворачивается, не податлив, беспокоен, плачет, плохо приноравливается;
— испытывает негативные или невыраженные чувства (сонливость или беспокойство), если плачет, не может успокоиться.

К сожалению, существуют препятствия, которые могут помешать матери правильно воспитывать ребенка. Установление глубокой эмоциональной связи внутри диады между матерью и ребенком может затрудняться незрелостью чувств и характера матери, ее неуравновешенностью. Препятствием может быть юный (до 18 лет) возраст матерей. В половине случаев зачатие у них происходит случайно, беременность оказывается незапланированной, а ребенок нежеланным не только для будущей матери, ее полового партнера, но и для родственников (13,7% из них пытаются оформить отказ от своего ребенка). Естественно, что социальная и психологическая неподготовленность к осуществлению обязанности матери не позволят женщине создать положительную эмоциональную среду, необходимую для формирования глубокой привязанности между матерью и ребенком. Юных, и более старших, но эмоционально незрелых матерей в прошлом подвергали депривации, их отвергали родители или воспитывали в неблагополучных семьях. Они могут быть инфантильными, эгоцентрически сосредоточенными на своих делах, неспособными к любви и справедливым отношениям между людьми. При появлении ребенка у них не хватает теплоты и нежности при обращении с ним, понимания его основных потребностей. Эти матери не способны установить прочные отношения и с отцами своих детей, создать благоприятную эмоциональную атмосферу в семье, что также затрудняет благополучное развитие детей. Помехой возникновению благоприятных отношений в системе «мать—дитя» может быть неразвившаяся гестационная доминанта, то есть недостаточная готовность и решимость
стать матерью. Нелюбимый или нежеланный ребенок не вызывает к себе положительных эмоций, которые так необходимы для формирования привязанности, чувства безопасности, уверенности в своем благополучии и дальнейшего развития. Отказ матери от кормления грудью или невозможность этого лишает младенца естественной хорошо усвоиваемой пищи, снабжающей всем необходимым для физического развития и укрепления иммунитета. Однако, отсутствие лактации у матери — нередко признак перенесенных ею тяжелых или неоднократных стрессов, а также того или иного заболевания. Все эти изменения у матери могут индуцировать у ребенка эмоциональные нарушения, усугубляющиеся недостаточным телесным контактом из-за того, что ребенка не прикладывают к груди. По некоторым данным только 5% матерей осведомлены о том, что грудное вскармливание укрепляет психологический контакт в системе «мать—дитя». Много доказательств было приведено в пользу того, что недостаточная эмоциональная и сенсорная стимуляция ребенка раннего
возраста, особенно при отделении от родителей, обязательно вызовет серьезные нарушения в его эмоциональном и, в конечном итоге, в общем психическом развитии. Не отделение от матери, а неправильный уход, не обеспечивающий любовь, внимание и безопасность более вредны для ребенка.

Психологическое состояние современных матерей, имеющих детей до 3-х лет, далеко от стабильности. В одном из исследований было показано, что 40% из них конфликтует с мужьями, 35% не довольны своей работой, 30% испытывают страх одиночества. У половины из этих матерей ребенок оказался нежеланным, а у трети — после рождения ребенка ухудшились отношения между родителями. В результате нежеланные дети отстают по своим показателям психомоторного.развития и способностям адаптации к социальному окружению. Еще больше трудностей появляется, если мать страдает неврозом или психозом. Особенно сложно осуществлять заботу женщинам, у которых после родов развивается депрессия. Способность реагировать на потребности ребенка требует значительных психических и физических ресурсов, которых у депрессивных женщин недостаточно. Полагают, что число таких матерей значительно и колеблется между 26 и 40%. Наиболее частым последствием воспитания матерями со стойким патологически сниженным настроением оказывается нарушение взаимоотношений в диаде, приводящее в дальнейшем к измененному эмоциональному реагированию: эмоциональной неустойчивости, страхам, высокой сепарационной тревожности. Все эти расстройства в большинстве случаев у детей раннего возраста проявляются соматическими, а по существу, психосоматическими расстройствами: нарушениями сна, пищевого поведения, болевыми симптомами и т. д.