Меню

Виды формирования физической культуры личности

Рубрикатор

Методы формирования физической культуры личности

Методы формирования ФК личности: понятие метод, методический прием, методика обучения, методический подход, методическое направление и их краткая характеристика. Классификация методов.

МЕТОД — это разработанная с учетом педагогических закономерностей система действии педагога (учителя, преподавателя, тренера), целенаправленное применение которой позволяет организовать определенным способом теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую освоение им двигательных действий, направленное развитие физических качеств и формирование свойств личности.

Под МЕТОДИЧЕСКИМ ПРИЕМОМ понимают способы реализации того или иного метода в конкретной педагогической ситуации.

Прием — это составная часть метода, выражающая единичные, одноактные действия педагога. Внутри каждого метода используются разнообразные методические приемы. Поэтому неслучайно иногда методы рассматривают как определенное сочетание, совокупность различных приемов. С другой стороны — при одном и том же методе реализация его может осуществляться за счет разных приемов.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ – система действий педагога в процессе преподавания, обучаемого – при условии учебного материала. В соответствии с усилиями обучения методов реализуется с помощью методических приемов, входящих в состав данного метода.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД представляет собой совокупность способов воздействии педагога на занимающихся, выбор которых обусловлен определенной научной концепцией, логикой организации и осуществления процесса обучения, воспитания и развития.

МЕТОДИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ — это один из путей в методике обучения двигательным действиям или развития физических качеств, ориентирующий на использование однородных, однотипных заданий, методов и методических приемов, позволяющих решить поставленную задачу за счет воздействия какого-то одного доминирующего фактора.

К примеру, при создании максимальных силовых напряжений в процессе развития силовых способностей выделяют следующие методические направления:

• преодоление непредельных отягощений (сопротивлений) с предельным числом повторений;

• использование предельных отягощений с непредельным числом повторений;

• преодолением сопротивлений с предельной скоростью и др.

В настоящее время в теории физической культуры имеются несколько классификаций методов обучения, воспитания и развития личности. Здесь рассматривается классификация, в основании которой лежит направленность методов на решение специфических педагогических задач, связанных с формированием отдельных сторон физической культуры личности. Пользуясь ею, из общего набора методов можно выбрать те, которые наиболее полно содействуют решению конкретной задачи: образовательной, воспитательной или физического развития.

В предлагаемой классификации методы подразделяются на три большие группы:

I. Направленные на овладение знаниями.

II. Способствующие овладению двигательными умениями и навыками.

III. Направленные преимущественно на развитие физических качеств, способностей.

В каждой группе методов, в свою очередь, можно выделить соответствующие подгруппы, виды и разновидности методов. Тот или иной метод включает в себя разнообразные по характеру методические приемы. В то же время одни и те же методические приемы могут входить в состав разных методов. При построении классификации мы исходили из представлений о том, что каждая группа методов должна строиться и использоваться на базе закономерностей, лежащих в основе процесса усвоения знаний, либо двигательных умений и навыков или направленного развития физических качеств. . И поскольку закономерности обучения двигательным действиям и развития физических качеств существенно отличаются между собой, то правомерно считать ее обоснованной и весьма перспективной в теоретическом и практическом отношениях.

Виды формирования физической культуры личности

Перед педагогом при решении воспитательно-образовательных задач и задач физического развития в процессе физического воспитания, спортивной тренировки, физической рекреации и реабилитации особо важ­ное значение приобретают способы применения избранных средств, которые помогут более успешно и продуктивно их достигнуть. Этот поиск связан с выбором эффективных методов обучения двигательным действиям, развития двигательных способностей и воспитания личностных свойств.

В теории физической культуры под методом понимают способ вы­полнения или применения конкретного упражнения или применение других средств, обеспечивающих достижения по­ставленной цели.

В соответствии с задачами и условиями занятий каждый метод реализуется с помощью методических приемов. Например, метод показа осуществляется разными приемами: показом упражнения в профиль или анфас, зеркальным показом и т.д.

Под методическим приемом понимают способы реализации того или иного метода в конкретной педагогической ситуации.

Методика – это определенная система методов, методических приемов, средств и форм организаций занятий, созданная для решения педагогической задачи.

В теории физической культуры имеется несколько классификаций методов, предложенных разными авторами.

Классификация методов, предложенная Ю.Ф. Курамшиным, включает три группы:

1. Направленные на приобретение знаний.

2. Направленные на овладение двигательными умениями и навыками.

3. Направленные преимущественно на развитие двигательных способностей.

Отличительным признаком в данной классификации являются закономерности, лежащие в основе процесса усвоения знаний, или дви­гательных умений и навыков, или направленного развития двигательных способностей.

Выбор и применение конкретного метода в практике зависит от ряда факторов и условий:

1. Закономерностями формирования двигательных навыков и развития двигательных способностей и вытекающими из них методическими принци­пами.

2. Поставленными целями и задачами обучения, воспитания и развития организма занимающихся.

3. Характером содержания учебного материала, применяемых средств.

4. Возможностями занимающихся — их возрастом, состоянием здоро­вья, полом, уровнем подготовленности, моторной одаренностью, физичес­ким и умственным развитием, психологическими особенностями и др.

5. Возможностями самих преподавателей — их предшествующим опы­том, уровнем теоретической и практической подготовленности, способнос­тями в применении определенных методов, средств, стилем работы и лич­ными качествами.

6. Временем, которым располагает преподаватель. Например, беседа требует больше времени, чем описание.

7. Этапами обучения двигательным действиям, фазами развития физи­ческой работоспособности (повышение уровня развития качеств, их стаби­лизация или восстановление).

8. Структурой отдельных занятий и их частей, этапов, периодов, цик­лов тренировки.

9. Особенностями внешних условий, в которых проводятся занятия (температура воздуха, влажность, сила ветра, состояние оборудования).

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013

ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

В настоящее время формирование физической культуры подрастающего поколения стало одним из важнейших направлений государственной политики России, что связано со снижением уровня здоровья, психофизического состояния и слабой физической подготовленностью. Здоровье человека все более осознается как приоритетная задача государства, общества и всех его социальных институтов.

Физическая культура личности – это социально-детерминированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамичное состояние, характеризующееся определенным уровнем специальной образованности, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентаций и социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и интегрированных в физкультурно-спортивной деятельности, культуре образа жизни, духовности и психофизическом здоровье.

В личности учащегося различают такие сферы, как мотивационная, интеллектуальная, эмоциональная, уровень развития которых имеет определенное значение для результативности его учебной деятельности.

Процессу формирования личности средствами физической культуры можно придать управляемый характер при реализации следующей совокупности психолого-педагогических условий в системе непрерывного образования:

— мониторинг состояния проблемы физкультурного образования в системе непрерывного образования (экологическая обстановка в регионе; материально-техническая база; условия проведения занятий; используемые методики; состояние здоровья занимающихся и т.п.);

— изучение и интеграция основных характеристик развития личности средствами физической культуры в процессе непрерывного образования дают возможность выявить реальную структуру и содержание средств, которые будут служить ориентиром;

— определение уровня развития личности на разных этапах процесса непрерывного обучения при изучении различных дисциплин позволит выяснить состояние процесса формирования личности средствами физической культуры и даст возможность разработки технологии формирования личности в процессе непрерывного образования средствами физической культуры;

— полученные на этой основе данные будут способствовать, при соответствующем внедрении, повышению эффективности воздействия средств физической культуры в процессе непрерывного образования на развитие личности.

Мотивы занятий на уроках физической культуры делятся на общие и конкретные, допускается при этом и их сосуществование. К общим мотивам относится желание заниматься физической культурой.

Конкретные мотивы, связаны с желанием заниматься любимым видом спорта, определенными упражнениями. Мотивы занятий физической культурой дифференцируются по возрасту (классам) и полу учащихся. У младших школьников это «хочу быть чемпионом» без указания вида спорта и масштаба спортивных соревнований или «хочу участвовать в спортивных соревнованиях». В 5-8х классах занятия физической культурой мотивированы желанием улучшить физическое развитие, в основном осанки или осваивать красоту форм движений.

Мотив старших школьников – желание быть физически развитыми, сильными. Учащиеся начальных классов отдают предпочтение играм: мальчики — спортивным, девочки — подвижным. В последующем физкультурные интересы учащихся дифференцируются по видам физкультурно-спортивной деятельности (гимнастика, легкая атлетика, единоборства, ходьба на лыжах, хоккей, футбол, волейбол баскетбол, гандбол и т.д.). Мотивы посещения уроков физической культуры тоже разные. Группы учащихся, которым нравятся уроки, посещают их ради укрепления здоровья и физического развития. Другие, у кого не сформировано позитивное отношение к данной дисциплине, ходят на урок ради того, чтобы избежать неприятностей из-за пропусков занятий [3].

Читайте так же:  Дисбактериоз у детей до 3 лет лечение

Другой мотив, по данным российских педагогов (В.К. Бальсевича [1], Н.Н. Визитея [2], Ю.Д Железняка, В.М. Минбулатова [3]), характеризует учащихся, их различия по состоянию здоровья, уровню физического развития и двигательной подготовленности. В учебных классах занимаются учащиеся с разницей в возрасте. К примеру, в 1 классе обучаются дети шести, семи и восьми лет. В последующих классах такая тенденция сохраняется, и это обусловливает дифференциацию уровней физического развития и двигательной подготовленности. Если средний показатель прыжка в длину у мальчиков 1 класса равен 110 см, то учащиеся шести лет в среднем прыгают в длину с места на 98 см, семи лет — на 113, а восьми — на 136 см. Аналогичны двигательные возможности в беге на 30 м (быстрота), подтягивании на перекладине, челночном беге 3х10 и других видах контрольных испытаний. Решить задачу формирование физической культуры личности возможно в процессе совместной интеллектуальной работы участников педагогического процесса (учащихся и педагогов) с использованием современных педагогических технологий, которые помогают развивать память, различные виды мышления, учат принимать правильные решения и т.д.

Важнейшим педагогическим условием, содействующим формированию физической культуры личности современной школы является конкретизация задач и совершенствование содержания образования.

Систематическое изучение мотивации и процесса становления интереса к занятиям физической культурой и спортом – важнейшее условие воспитания личной физической культуры человека. И пока не будут созданы условия для реализации сформированных целенаправленно или сформировавшихся спонтанно интересов, личной физической культуры у человека не будет, а следовательно, не будет и основы здорового образа жизни.

Библиографический список

Бальсевич, В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) [Текст]: / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры.- М., НИЦ 2008, № 4.- с. 21.

Визитей, Н.Н. Физическая культура личности [Текст]: учебное пособие

/ Н.Н. Визитей. – Кишинев: Штиница, 1989 — 110 с.

3. Железняк, Ю.Д. Теория и методика обучения предмету « Физическая культура» [Текст]: учебное пособие / Ю.Д Железняк, В.М. Минбулатов. — М.: Академия, 2004. -275 с.

Модель формирования физической культуры личности в условиях непрерывного физкультурного образования Кривова, Елена Анатольевна

Диссертация, — 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Кривова, Елена Анатольевна. Модель формирования физической культуры личности в условиях непрерывного физкультурного образования : диссертация . кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Кривова Елена Анатольевна; [Место защиты: Волгогр. гос. акад. физ. культуры].- Волгоград, 2012.- 177 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-13/89

Средства формирования физической культуры личности

педагогические науки

  • Шишкин Константин Михайлович , студент
  • Бекмансуров Раиль Хадиярович , старший преподаватель
  • Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабужский институт
  • СТУДЕНТ
  • ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
  • ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
  • ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
  • ПРИРОДНЫЕ ФАКТОРЫ

Похожие материалы

Физическая культура личности подразумевает за собой совокупность знаний, навыков и умений, которые используются в дальнейшем для достижения физического и интеллектуального развития способностей человека. Существуют различные формы средств, формирующие физическую культуру личности, которые мы рассмотрим в данной статье. Перед нами стоит задача выявления проценты увлеченности к физической культуре и уровня знаний о средствах формирования физической культуры личности среди молодёжи.

Под понятием «средство» понимается то, что использует человек для достижения своих целей. Совокупность предметов, условий, форм и видов деятельности, которые используются людьми для усовершенствования физической подготовки, называются средствами физической культуры. Люди используют различные формы и методы для усовершенствования своего физического состояния организма, а так же преследуют для этого совершенно разного рода мотивации. Этим может послужить как улучшение физических показателей здоровья, так и желание похудения на летний сезон. Причины и мотивы могут различаться и нести совершенно противоположные смысловые нагрузки.

На данный момент выделяют такие группы средств физической культуры как физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы, инвентарь и технические средства, идеомоторные и аутогенные факторы. Из вышеперечисленных факторов некоторые относятся к специальным средствам физической культуры. Ими являются физические упражнения, природные и гигиенические факторы, рассмотрим каждый отдельно из этих факторов.

1. Физические упражнения — это совокупность двигательной деятельности человека, направленная на выполнение задач, целью которых является формирование физического воспитания.

Признаками, которые отличают физические упражнения, могут считаться следующие: направленность на физическое совершенство человека, наличие определённых закономерностей и соразмерное развитие всех органов и систем человека.

Существует множество факторов, которые влияют на эффективность воздействия физических упражнений. И знание определенных факторов благоприятно воздействует на формирование педагогического процесса. Первая группа факторов предполагает индивидуальные возможности людей. В зависимости от возраста, пола, физической подготовки и многих других факторов формируются комплекс, длительность, сложность, упражнений. Вторая группа рассматривает квалификацию преподавателя. В третью группу входят особенности самого упражнения, которые подразумевают его сложность, техника выполнения или направленность. Последняя группа включает внешние условия, например, качество используемого спортивного инвентаря или его наличие.

2. Природные факторы или естественные силы природы — это явления, которые влияют на организм человека, и под их воздействием происходят биохимические изменения в организме, влияющие на состояние здоровья: излучение солнечного света, воздействие температуры воздуха на организм человека, контрастные изменения атмосферного давления, повышенная влажность в воздухе и другие различные факторы.

Существует два направления использования природных факторов в физической культуре. Первое направление связано с благоприятными условиями при выполнении физических упражнений. А природные факторы, рассматривающиеся как самостоятельные средства закаливания и оздоровления, можно назвать вторым направлением физической культуры.

3. Гигиенические факторы — это дополнительные средства, которые играют большую роль для решения задач физического воспитания. Если идеально соблюдать гигиенические нормы, то именно они и повысят эффективность выполнения физических упражнений. Примером может послужить консолидация хорошо организованного педагогического процесса с правильным режимом сна и питания, обратный эффект имеет, например выполнение физических упражнений в антисанитарных условиях.

На данный момент существуют две группы средств, входящие в гигиенические факторы. Первая группа представляет собой средства, которые способны обеспечить жизнедеятельность человека вне воспитательного процесса физической культуры (нормы личной гигиены). Вторая группа содержит средства, которые входят в состав физической жизнедеятельности человека. Например, создание индивидуально-специализированного питания, активизация восстановительных процессов организма с помощью массажа.

Нами был проведён опрос среди пятидесяти студентов Елабужского института КФУ, включающий в себя пять вопросов:

  1. Занимаетесь ли Вы физической культурой?
  2. Как часто Вы уделяете этому время? (с вариантами ответов: «каждый день», «несколько раз в неделю», «один раз в неделю»).
  3. Какой вид спорта Вам предпочтителен?
  4. Как Вы укрепляете своё здоровье?
  5. Какие средства формирования физической культуры Вы знаете?

Люди, отвечающие на первый вопрос положительно, продолжают опрос. Если же ответ отрицательный, то участникам опроса необходимо ответить только на четвертый и пятый вопрос.

Проведя опрос, мы получили следующие результаты:

  • 48% из опрошенных респондентов ответили, что занимаются физической культурой. Из них восемь человек ответили, что занимаются спортом каждый день, 12 человек — несколько раз в неделю и 4 человека — один раз в неделю. Так же среди 24 человек отметили, что предпочитают лёгкую атлетику, фитнес, баскетбол и волейбол. Остальные 52%, которые составляют 26 из опрошенных респондентов, не занимаются физической культурой.
  • Из всех опрошенных респондентов 24 ответили, что укрепляют своё здоровье, выполняя физические упражнения, остальные же, которые не занимаются физической культурой, ответили, что укрепляют своё здоровье дополнительным приёмом витаминов.
  • Респонденты предложили несколько средств формирования физической культуры: закаливание, правильное питание, физические упражнения, здоровый сон.

Анализируя ответы участников опроса, мы приходим к следующему выводу: студенты Елабужского института минимально заинтересованы в спорте и имеют довольно скудные знания о средствах формирования физической культуры личности, мало уделяют внимание своему здоровью и не заинтересованы в поддержании организма своего тела.

Комплексное взаимодействие вышеперечисленных средств, направленных на формирование личности в сфере физической культуры, приведёт к наиболее высоким результатам, нежели их разобщённому взаимодействию. Синтез разнообразных средств удвоит результат и покажет усиленный прогресс личности в физической культуре. Например, использование гигиенических факторов с природными данными человека покажет максимальное влияние на человека в положительном русле.

Познакомившись со средствами формирования личности в сфере физической культуры, мы легко можем составить идеальный план, который подойдёт лично каждому, для создания здорового физического состояния. При систематизации средств формирования физической культуры личности мы выявили так же и отрицательные факторы, влияющие на организм человека. Нельзя забывать о природных явлениях, которые могут помешать на протекание совершенного формирования личности. Зная при этом «минусы» мы можем избежать последствия и превратить их в желательные «плюсы». Это нам поможет создать комплекс упражнений и правильный режим питания на основе данных, которые мы проанализировали.

Физическая культура помогает нам создать идеальный здоровый организм. Именно для этого и существуют различные средства формирования личности, влияющие на наше тело и интеллект.

Читайте так же:  Ребенок 3 года вопросы почему

Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Средства формирования физической культуры личности;

Теория ФК как учебная дисциплина – главная, профилирующая в учебных планах средних и высших физкультурных ВУЗов.

Физическая культура – это вид культуры человека и общества, это деятельность и ее результаты по формированию физической готовности Ч к жизни. Это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования людей.

В структуру физической культуры как процесса, входят:

Физическое воспитание – вид ФК, процесс формирования потребности в занятиях физическими упражнениями (ФУ) в интересах всестороннего развития личности, положительного отношения к ФК, выработке ценностных ориентаций, убеждений, вкусов, наклонностей.

Физическая рекреация – вид ФК, использование упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах для активного отдыха людей, получение удовольствия от этого процесса, развлечение, переключение с одного вида деятельности на другой.

Двигательная реабилитация – вид ФК, целенаправленный процесс использования ФУ для восстановления или компенсации частично или временно утраченных двигательных функций, лечения травм и их последствий.

Спорт – вид ФК, соревновательная деятельность и подготовка к ней, основанные на использовании ФУ и направленные на достижение наивысших результатов.

В структуру ФК как результата деятельности входят:

техническая подготовленность – двигательные навыки и умение их применить;

физическая подготовленность – морфологические и функциональные параметры;

психологическая подготовленность – психологические свойства и личностные качества.

1. Классификация средств. Компоненты ФК человека.

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

студент, ИЭУБ, кафедра социологии, правоведения и работы с персоналом Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Кубанский государственный технологический университет

ст. преподаватель кафедры физического воспитания и спорта Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Кубанский государственный технологический университет

Трудно представить, какую большую роль физическая культура оказывает на процесс формирования личности. Однако, научно доказано, что именно во время выполнения физических упражнений увеличивается эмоциональный фон человека, выявляется склонность к взаимопомощи, к ответственности за совершенные действия, и, конечно же, к проявлению лидерских качеств.

Человек – это существо био-социальное, а следовательно физическая культура влияет как на биологическую сущность человека, так и на социальную. К первому относится: укрепление здоровья, закаливание организма, всестороннее развитие физических качеств. Ко второму можно адресовать следующие функции: всестороннее развитие психических качеств, обеспечение высокого уровня трудоспособности, творческой деятельности.

Физкультура – это область культуры, основными задачами которой является укрепление и сохранение здоровья, формирование здорового образа жизни. Физическая культура представляет собой совокупность ценностей, знаний, норм, которые используются обществом для гармоничного развития физических, психических и нравственных качеств человека.

Физическая культура затрагивает множество сфер жизни общества, таких как политика, экономика, экология, медицина ,а также и другие не менее важные сферы общественной жизни. Она предоставляет людям информацию, которая не может предложить ни одна другая наука. Например, результаты влияния спорта на формирование психологических и физических качеств личности; способы выживания в экстремальных ситуациях.

Таким образом, можно сделать вывод, что физическая культура выполняет большое множество задач, связанных не только с физическим состоянием человека, но и с его психо-эмоциональным состоянием, а также другие социальные заказы общества в области экономики, политики, воспитания.

Физическая культура состоит из:

-комплекса специальных научных дисциплин;

Именно физическая культура является отправной точкой для всестороннего развития индивида, а также является средством удовлетворения духовных, материальных потребностей, как отдельной личности, так и общества в целом.

Таким образом, физическая культура – эта часть общей культуры всего общества.

Сущность физической культуры личности пытались объяснить еще в начале 20-х гг. прошлого века и объяснялось как «осознанное отношение человека к физическому состоянию и развитию всего своего организма»

Такие научные деятели как: Л.П. Матвеев и А.Д. Новиков под физической культурой личности понимали воплощенные в человеке результаты материальной и духовной ценностей, так или иначе относящихся к физической культуре в широком смысле. Это знания, умения, навыки, показатели развития. Совокупность данных элементов предполагает взаимосвязь интеллектуальной и физической деятельности составляющих основу всестороннего развития личности.

В.К. Бальсевич создал целую иерархию физической культуры личности. На первой ступени расположил глубину, полноту и основательность знаний о физической культуре, назвав это уровнем физкультурной образованности. Вторая ступень- это личные физические достижения. И, наконец, третья ступень — структура и направленность мотивации физической активности человека.

Таким образом, теория о физической культуры личности на определенном этапе ее развития преобразовалась в стратегию ее формирования, что повлекло за собой переоценку системы физического воспитания личности.

Физическая культура личности является воплощением в человеке результатов физической деятельности, т.е. усвоение человеком умений, знаний, навыков.

Духовным компонентом физической культуры личности является совокупность знаний в области физического развития. Они выступают в качестве способов реализации социальных потребностей общества.

Важным элементом развития личности в процессе занятия физкультурой является усвоение знаний в данной области.

Физическая культура личности – это часть культуры, усвоенная человеком, единство физических или спортивных занятий, необходимых для удовлетворения своих потребностей.

В процессе реализации образовательно-воспитательного процесса возникает группа культурных задач, которые обеспечивают формирование физической культуры личности.

Итак, первые задачи – естественно-культурные задачи. Эти задачи направлены на завершение биологического развития систем организма, стабилизацию жизненно необходимых сил.

Вторые задачи — социально-культурные задачи. Данные задачи охватывают все возможные морально-нравственные, познавательные, которые представляются личности в вербальной форме, а также существуют в общественной практике в качестве ценностей и норм.

Третьи задачи – социально-психологические задачи. Решение этих задач развивает самосознание, самоутверждение личности; обретение чувств индивидуальности; проявление коммуникации.

Можно сделать вывод, что все задачи в целом создают полноценную сформированность физической культуры личности.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что целью физической культуры является формирование физической культуры личности. Результатами данной деятельности являются: формирование ориентации на здоровый образ жизни, формирование отличительных черт характера.

Физическая культура личности – это социально-детерминированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное состояние, характеризующееся определенным уровнем специальной образованности, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентаций и социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и интегрированных в физкультурно-спортивной деятельности, культуре образа жизни, духовности и психофизическом здоровье.

Список литературы:

  1. Ашмарин Б.А. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для пед. институтов [текст] / Под ред. Б.А. Ашмарина. — М., 1990.
  2. Виленский М.Я. Спортивная метрология: учеб. для ин-тов физ. культ [текст] / М.Я. Виленский, В.А. Беляева — М., 1988.
  3. Гужаловский А.А.. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для техникумов физ. культ [текст]/ Под ред. А.А. Гужаловского. — М., 1986.
  4. Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры [текст] / Под ред. Л.Б. Кофмана. — М., 1998.
  5. Матвеев Л.П. Теоретико-методические основы формирования учебного предмета «Физическая культура»

Виды формирования физической культуры личности

В современных условиях развития образовательных систем возникает необходимость пересмотра содержания профессионального образования будущих педагогов. Важной тенденцией современной высшей школы выступает переход от квалификационного подхода в профессиональном образовании к компетентностному. Эта тенденция выражается в том, что инновационные технологии в современном производстве не соответствуют традиционным понятиям профессиональной квалификации. Современная высшая школа направлена на формирование профессионала, обладающего достаточным уровнем профессиональной компетентности. Перестройка системы образования поставила перед вузами задачу улучшения профессиональной подготовки и физкультурно-оздоровительной деятельности будущих специалистов. В рамках становления новой парадигмы высшего профессионального образования существенное значение приобретают вопросы обеспечения социальной адаптации обучающегося к изменяющимся жизненным условиям, формирования духовно и физически здорового специалиста. [6].

Цель исследования: выявить и обосновать теоретико-методические основы формирования физической культуры личности студента, разработать и экспериментально проверить методику и психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность данного процесса.

Материалы и методы исследования

Исследование проводится на базе ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко», ряда педагогических образовательных учреждений Удмуртской Республики и Республики Татарстан.

На первом этапе осуществлялся историко-педагогический анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы, первоисточников и электронных ресурсов по проблеме исследования, учебно-методической литературы по организации физкультурно-оздоровительной среды педагогического пространства гуманитарного вуза, практической реализации средств и элементов содержания физической культуры современных физкультурно-оздоровительных технологий в обучении; обобщение передового российского и зарубежного педагогического опыта.

На втором этапе разрабатывался научный аппарат исследования, его исходные параметры; разрабатывались технологические основы исследуемого явления; осуществлялось мониторинговое исследование состояния сформированности физкультурно-оздоровительной среды образовательного пространства гуманитарного вуза, выявление посредством опроса экспертов её содержания. Анализировалось содержание ФГОС ВПО третьего поколения (требования к результатам освоения основных программ бакалавриата, в частности, формируемые компетенции для дисциплины «Физическая культура»). На основе анализа положений системного, культурологического, аксиологического, компетентностного и личностно-ориентированного подходов обосновывались концептуальные основы процесса формирования физической культуры личности студента в педагогическом пространстве гуманитарного вуза, конструируивалась модель организации физкультурно-оздоровительной среды в педагогическом пространстве гуманитарного вуза.

Читайте так же:  Атопический дерматит у детей народное лечение

На третьем этапе разрабатывалась и реализовывалась программа исследования и научно-методическое обеспечение проведения опытно-экспериментальной работы, организовывалась физкультурно-оздоровительная среда образовательного пространства гуманитарного вуза; на основе организации среды внедрялась методика формирования физической культуры личности студента, основанная на инновационном научно-методическом обеспечении и нетрадиционных физкультурно-оздоровительных системах физических упражнений, включая национальные элементы физического воспитания, с учетом развития профессионально важных качеств студентов различных педагогических специальностей; обосновывалось внедрение средств физической культуры и спорта для формирования психологической готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности, основанной на выявлении наиболее устойчивых характеристик личности и типов темперамента; проводился сбор фактического материала, разрабатывалась методика формирования физической культуры личности студентов гуманитарных вузов; у студентов формировалась мотивация к занятиям физической культурой на основе нетрадиционных подходов к обучению; осуществлялась интеграция физического воспитания в процесс гуманитарного профессионального образования; выявлялись организационно-педагогические условия эффективности развития творческой компетентности будущего учителя.

На четвёртом этапе осуществлялась проверка эффективности разработанной методики и педагогических условий формирования физической культуры личности студента в педагогическом пространстве гуманитарных вузов, проводилась обработка и систематизация полученных результатов, обобщались результаты, подводились итоги исследования.

Результаты исследованияи их обсуждение

В русле системного подхода к исследованию проблемы рассмотрены: формирование физической культуры личности студентов различных специальностей гуманитарных вузов с учетом специфики их будущей профессиональной деятельности; система мотивов, предпосылок, факторов, принципов, методов, педагогических условий совершенствования профессионального педагогического образования. Категориальный аппарат теории и методики профессионального образования дополнен и усовершенствован следующими понятиями: «физическая культура», «физическая культура личности», которые используются в исследовании в качестве теоретического конструкта, позволяющего разрешать противоречия между тенденцией к стандартизации и новыми требованиями к учителю, возникающими в условиях динамично меняющейся социальной ситуации развития образования в Российской Федерации. Сделан определенный вклад в исследование теоретических проблем современного образования, связанный с разработкой методологии исследования в области теории обучения, мониторинга эффективности образовательной деятельности на определенных этапах как необходимого условия современной дидактики высшей школы в условиях динамично развивающегося социума. [7]. Разработанная оригинальная концепция формирования физической культуры личности студента в педагогическом пространстве гуманитарного вуза выступает как новое научное обоснование повышения качества профессиональной подготовки будущих учителей. Значение концептуальной идеи состоит в преобразовании образовательной среды гуманитарного вуза в единое инновационное физкультурно-оздоровительное педагогическое пространство на основе инновационно-современного подхода, который включает в себя основной принцип: современности (потребность познания с учетом требований времени) к формированию физической культуры личности, ориентированный на постоянное динамичное развитие, способность к обновлению, открытость новому, который позволит преодолеть ярко выражающийся с каждым годом разрыв между системой образования и молодежью, которой необходимо адаптироваться к новым условиями жизни. Он обязывает подходить к изучению педагогических явлений как к находящимся в постоянном изменении, как к моменту на траектории непрерывного развития, ведущей в будущее, как к мгновенному фотографическому снимку бегущего человека. Этому служит гармонизация принятия и усвоения будущим учителем накопленного педагогического опыта и развития, физкультурного преобразования и обогащения последнего в условиях профессионально-образовательной деятельности. Концепция вносит вклад в развитие понятийного аппарата педагогики, дидактики высшей школы, формулирует методологические основы исследования на базе системного, культурологического, аксиологического [1], личностно-ориентированного и компетентностного подходов. Определены педагогические принципы, составляющие ядро концепции формирования физической культуры личности студента: целостности, направленности, индивидуализации, дифференциации, коллективизма (основополагающего в объединении людей для достижения общих целей и осуществления совместной деятельности), информативности (проведение онлайн-лекций и вебинаров с ведущими физкультурниками республики и России, теоретические и теоретико-методические занятия с применением информационных технологий), личностно-ориентированного характера системы, реализуемого через цели оздоровления человека; акмеологической ориентации учебного процесса, заключающейся в разработке в и внедрении индивидуальных образовательных маршрутов; усиления личностной направленности физкультурно-оздоровительной деятельности, обеспечивающей учет ценностей и интересов; перехода от командно-административного к социально-личностному виду управления и контроля деятельности; оптимальности физических нагрузок; свободного выбора вида физкультурно-оздоровительной деятельности; интегративности содержания, усиления междисциплинарных связей в контексте формирования физической культуры личности студента; единства научной, педагогической и физкультурно-оздоровительной деятельности.

Создана авторская модель физкультурно-оздоровительной среды в педагогическом пространстве гуманитарного вуза, направленная на формирование физической культуры личности студента. Она вносит определенный вклад в теорию моделирования сложных педагогических систем, в частности, в реализацию операционной системной парадигмы (задание целей, принятие решений, измерение, оценка, оптимизация, планирование, управление) [2]. Модель ориентирует на формирование физической культуры личности студентов различных специальностей гуманитарных вузов с учетом специфики их будущей профессиональной деятельности и состоит из следующих компонентов: целевого, теоретико-методологического, средового, технологического, организационно-деятельностного, содержательного и результативного.

В исследовании выявлены этапы формирования физической культуры личности студента: мотивационно-ценностный, теоретико-методологический, творческий и рефлексивно-аналитический. Критериально-уровневый аппарат, методы психолого-педагогической диагностики и процедуры их использования в процессе формирования физической культуры личности студента в педагогическом пространстве гуманитарного вуза, определенные автором, вносят определенный вклад в теорию психолого-педагогических измерений, мониторинг и диагностику, в теорию квалиметрии [3]. Они способствовали выявлению исходного и конечного уровня формирования физической культуры личности студента на основе определения степени сформированности ее основных критериев: психо-физиологической готовности к будущей профессиональной деятельности, физической развитости, физкультурно-оздоровительной компетентности и основ здоровьесозидающей физкультурно-оздоровительной деятельности со школьниками.

В исследовании обоснованы компоненты формирования физической культуры личности студента: физкультурно-оздоровительная эрудиция: знания теоретические, педагогические, методические и технологические из области физической культуры и здоровьесберегающих технологий; инновационная умелость: исследовательские, коммуникативные, проектные, инициаторские, технологические, диагностические умения; физкультурно-спортивная готовность или личностные качества: креативность, направленность на творчество и инновации, рефлексивность, морально-волевая устойчивость, импровизированность, инициативность; физическое совершенствование: оптимальный уровень физического развития и ведение здорового образа жизни. Также определены уровни сформированности физической культуры личности студента: высокий – студент творчески, аналитично, рефлексивно и инициативно подходит к физкультурно-оздоровительной деятельности, регулярно занимается физической культурой, предлагает оригинальные здоровьсберегающие методы, активно проявляет себя в здоровьесозидающей физкультурно-оздоровительной деятельности со школьниками на практике, у него выявлен высокий уровень психо-физиологической готовности к будущей профессиональной деятельности; средний – студент активно включается в процесс физкультурно-оздоровительной деятельности вуза, но действует по стандарту; без инициативы осуществляет здоровьесозидающую физкультурно-оздоровительную деятельность школьников на практике, у него выявлен средний уровень психо-физиологической готовности к будущей профессиональной деятельности; удовлетворительный – студент включается в физкультурно-оздоровительную деятельность формально, не систематически занимается физической культурой; низкий – студент отказывается от физкультурно-оздоровительной деятельности, не занимается физической культурой, отрицательно влияет на физкультурно-оздоровительную деятельность школьников на практике, у него выявлен низкий уровень психо-физиологической готовности к будущей профессиональной деятельности.

Разработанная авторская методика формирования физической культуры личности студента в педагогическом пространстве гуманитарного вуза, включающая реализацию следующих этапов деятельности: мотивационного, целевого, содержательного, деятельностного, контрольно-оценочного и рефлексивного, играет значительную роль в системе вузовского образования при учете регионально-национального компонента (учет антропометрических и психологических данных удмуртов) [4]. Названная методика вносит существенный вклад в технологии инновационного обучения и воспитания, физического, интеллектуального и духовного развития и саморазвития; помогает в активизации научно-исследовательского сотрудничества, реализации личностно-ориентированного подхода.

Выводы и заключение

Мониторинг студенческой молодежи выявил положительную динамику в увеличении количества испытуемых с высоким и средним уровнем сформированности физической культуры личности. Это в свою очередь подтверждает эффективность внедрения авторской методики и психолого-педагогических условий:

1. Разработка и внедрение инновационного научно-методического обеспечения и нетрадиционных физкультурно-оздоровительных систем физических упражнений с учетом развития профессионально важных качеств студентов различных педагогических специальностей.

2. Обоснованность внедрения средств физической культуры и спорта для формирования психо-физиологической готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности, основанной на выявлении наиболее устойчивых характеристик личности и типов темперамента (психолого-педагогический мониторинг).

3. Организация физкультурно-оздоровительной деятельности студентов на основе создания инновационной физкультурно-оздоровительной среды в образовательном пространстве гуманитарного вуза (Спортклуб, Центр досуга и творчества, Центр студенческих инициатив, Центр нетрадиционных видов физических упражнений и молодежных движений, Конкурс «Звезда спорта», Шахматно-шашечный центр).

4. Формирование у студентов мотивационно-ценностного отношения к занятиям физической культурой на основе нетрадиционных подходов к обучению и контролю (модульно-рейтинговая система, основанная на стимулировании динамики в физическом, психо-физиологическом развитии и самостоятельности в выборе физкультурно-оздоровительной деятельности, учебный модуль «духовно-нравственное воспитание») [5].

5. Интеграция физического воспитания в процесс гуманитарного профессионального образования. (Подготовка инструкторов по видам спорта. Внедрение модуля «Подготовка будущих педагогов как классных руководителей средствами физической культуры и спорта» в рамках учебной дисциплины «Физическая культура»).

Результаты исследования создают базу для модернизации профессионального педагогического образования, совершенствования содержания, структуры и контроля дисциплины «Физическая культура», создания новых педагогических ситуаций для формирования физической культуры личности студента в педагогическом пространстве гуманитарного вуза. Оригинальные подходы к конструированию содержания педагогического образования могут служить ориентировочной основой при разработке инновационных учебных планов и программ педагогических дисциплин.

Рецензенты:

Казаринов А.С., д.п.н., профессор кафедры информатики, теории и методики обучения информатики, ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко», г. Глазов;

Тутолмин А.В., д.ф.-м.н., доцент, профессор кафедры педагогики и методики начального образования ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко», г. Глазов.