Меню

Виды деятельности для детей дошкольного возраста по фгос

Рабочая программа на тему:
Виды детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО

Детская деятельность в образовательном процессе.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область «Физическое развитие»Проведение прогулок в соответствии с режимом дня. Одежда детей для прогулки по сезону.

Консультация для воспитателей.

Виды детской деятельности в соответствиис ФГОС дошкольного образования.

Здесь Вы найдете описание видов детской деятельности в соответсвии с ФГОС ДО.

Презентация «ФЭМП в интеграции с другими видами деятельности в соответствии с ФГОС ДО» в первой младшей группе.

Консультация для воспитателей.

Виды детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО.

Материал по теме:
Основные виды деятельности детей в ДОУ

Таблица «Основные виды деятельности детей в ДОУ» в которой отражены:

— Специфические задачи психолого-педагогимческой работы

Предварительный просмотр:

Основные виды деятельности детей в ДОУ

Специфические задачи психолого-педагогической работы

— накопление и обогащение двигательного опыта детей;

— формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;

— развитие физических качеств

Физминутки и динамические паузы.

Гимнастика (утренняя, бодрящая, дыхательная).

Подвижные игры, игры с элементами спорта, игры-соревнования.

Игры-имитации, хороводные игры.

Народные подвижные игры.

Разнообразная двигательная деятельность в физкультурном уголке.

— развитие игровой деятельности детей;

— формирование положительного отношения к себе, к окружающим;

— приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

бытовые, производственные, общественные.

игры-имитации (в том числе игры-этюды),

ролевые диалоги на основе текста,

с игрушками-персонажами, прдметами-заместителями.

Игры-фантазирования (ТРИЗ, «Грамматика фантазии» Дж.Родари и др.)

Игры со строительным материалом: строительными наборами, конструкторами, природным материалом: песком, снегом.

Игры-экспериментирования с разными материалами: водой, льдом, снегом, светом, звуками, магнитами, бумагой и др.

с предметами (в том числе сюжетно-дидактические и игры-инсценировки); настольно-печатные; словесные (в том числе народные).

Интеллектуальные развивающие игры: головоломки, лабиринты, смекалки;

игры Никитина, Воскобовича и др.

Подвижные (в том числе народные) игры: сюжетные, бессюжетные, игры с элементами соревнований, игры-аттракционы, игры с использованием предметов (мяч, кегли, кольцеброс, серсо и др.)

Игры с элементами спорта: городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей, баскетбол, волейбол.

Досуговые игры:игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные.

Проектная деятельность, н-р, «Школа волшебников» (сочинение сценария и игра- инсценировка придуманной сказки.

— развитие продуктивной деятельности;

— развитие детского творчества;

— приобщение к изобразительному искусству.

Рисование (гуашь, акварель, мелки, сангина, пастель, тушь);

лепка (глина, пластилин, пластика);

аппликация(бумага, ткань, природные материалы)

*на заданную тему.

Художественный труд(поделки из бумаги, картона, поролона, ткани;природного, бросового материала и др.):

*украшения к праздникам,

*поделки для выставок детского творчества,

*декорации к театрализованным спектаклям,

*украшение предметов личного пользования и др.

Конструирование из строительного материала и деталей конструктора:

*по образцу (схеме, чертежу, модели),

Конструирование из бумаги:

Свободное конструирование из природного материала (постройки из песка и снега).

Творческая продуктивная деятельность

с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности(монотипия, кляксография, оттиск, тиснение, набрызг и др.).

Творческая продуктивная деятельность

на развитие воображения и фантазии («Жители неизвестной планеты», «Сказочное животное», «Необыкновенный вид транспорта», «Волшебное дерево» и др.)

Разнообразная интегративная деятельность:

*рисование иллюстраций к литературным и музыкальным произведениям; *создание коллажей, панно, композиций с использованием разных видов продуктивной деятельности и др.

*архитектурно–художественное моделирование («Цветочный город», «Наша улица», «Дворец Снежной королевы», «Страна чудес» и др.);

*дизайн интерьера, одежды, украшений, посуды и др.

Организация и оформление выставок.

Проектная деятельность, н-р, «Подарок маме», «Новогодняя мастерская», «Детский сад будущего» и др.

— развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

— развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности;

— практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Свободное общение на разные темы.

Художественно-речевая деятельность: сочинение сказок,

рассказов, стихов, загадок, пословиц, дразнилок; придумывание сценариев для театрализованных игр-инсценировок.

Специальное моделирование ситуаций общения: «Интервью», «У меня зазвонил телефон», «Телеканал детского сада представляет» и др.

Коммуникативные игры (на знакомство детей друг с другом, создание положительных эмоций; развитие эмпатии, навыков взаимодействия и др.)

Придумывание этюдов для театрализации(невербальные средства выразительности).

Театрализованные, режиссерские игры, игры-фантазирования по мотивам литературных произведений (см.раздел 1).

Подвижные (в том числе народные) игры с диалогом.

Дидактические словесные (в том числе народные) игры.

Проектная деятельность, н-р,

Деду Морозу»; «Книжка-малышка».

— развитие трудовой деятельности;

— воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатами;

— формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Дежурство(по столовой, по подготовке к совместной образовательной деятельности, в уголке природы – полив растений).

*помощь в уборке группы,

*перестановка в предметно-развивающей среде группы и др.

*работа на осеннем участке – сбор урожая, заготовка природного материала для поделок;

*работа на зимнем участке – изготовление кормушек для птиц, их подкормка; уборка снега, изготовление цветного льда;

*работа на весеннем участке – изготовление скворечников и подкормка птиц; участие в посадке и поливке растений;

*работа на летнем участке –полив растений.

Ручной труд(поделки из природного и бросового материала, бумаги, картона, поролона, ткани, дерева и др.):

*изготовление атрибутов для игры, *предметов для познавательно-исследовательской деятельности и др.

Проектная деятельность, н-р,

( детский дизайн) и др.

— развитие сенсорной культуры;

— развитие познавательно-исследовательской продуктивной (конструктивной) деятельности;

— формирование элементарных математических представлений;

— формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Опыты, исследования; игры-экспериментирования, с разными материалами(см. раздел 1).

Рассматривание, обследование, наблюдение.

Решение занимательных задач, проблемных ситуаций.

Создание символов, схем, чертежей, моделей, макетов, алгоритмов (в уголке природы, лаборатории «Почемучка» и др.

Просмотр познавательных мультфильмов, видеофильмов, детских телепередач с последующим обсуждением.

Рассматриваниеиллюстраций, фотографий впознавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях.

Создание тематических альбомов, коллажей, стенгазет, н-р, «Знаете ли вы?», «Этот удивительный мир диких животных» и др.

Оформление тематических выставок, н-р, «Предметы, которые нас удивили», «Игрушки наших дедушек и бабушек» и др.

Оформление уголка природы.

Создание коллекций (гербарии, минералы, марки и др.)

Ведение «Копилки вопросов» (в том числе запись с помощью рисунков, символов).

Дидактические игры, интеллектуальные развивающие игры(см. раздел 1).

Сюжетно-ролевые, режиссерские игры-путешествия, н-р, «Путешествие в Африку», «Путешествие на батискафе», «Космическое путешествие» и др.

Поисково-исследовательские проекты,н-р,«Красная книга Ленинградской области»,«Путешествие в прошлое вещей», «Птицы – жители нашего города» и др.

город
Вятские Поляны

управление образования

Виды деятельности в образовательном процессе

Ольга Бережнова: о видах деятельности в образовательном процессе дошкольного образования.

«Это сквозные механизмы развития ребенка. Я думаю, со ФГОС вы знакомы, и эти сквозные механизмы уже выучили. Их предлагается три: это игра, общение и исследовательская познавательная деятельность.

Это три сквозных механизма, это те виды деятельности, которые являются для дошкольника ведущими на разных этапах его развития и продолжают оставаться очень значимыми на всем периоде дошкольного детства. Что бы мы ни организовывали, в каком бы блоке, в какой образовательной области мы бы ни работали, мы должны подумать сначала, где у нас игра, где мы общаемся с ребенком, а где он познает и исследует окружающий мир?

Берем и художественно-эстетическое развитие, любое мероприятие по ИЗО. Где игра, где общение, где познавательная деятельность? На этом все строится, это три кита, на них держится деятельностный подход к системе дошкольного образования.

Но этими тремя видами деятельности не может ограничиться образовательный процесс в детском саду:

  1. Двигательная деятельность, активность. Она является приоритетной для реализации задач образовательной области. Физическое развитие — без него мы никуда не денемся. Мы что-то планируем по физическому развитию, обязательно берем двигательную деятельность, игровую, общение и познавательно-исследовательскую. Чтобы активность стала деятельностью, она должна стать для ребенка социально значимой. Активны мы все как биологические механизмы в движении, а деятельность нужна социально значимым существам – человеку. Когда активность детская превратится в социально значимую деятельность, организованную вами – это и есть «фишка» педагога.
  2. Трудовая деятельность, которая должна быть организована вами в детском саду. Пусть и не в большом объеме, но все же.
  3. Конструктивная деятельность ребенка или конструирование. Это, прежде всего, показатель его умственного роста, умственного развития, то есть познавательных способностей. Это конструкторы, лего, конструирование из бумаги, из природного материала, из бросового и так далее. Это приоритетный вид деятельности в познавательном развитии.
  4. Восприятие художественной литературы и фольклора как вида детской деятельности. Не чтение, а именно восприятие. Данный вид деятельности мы активно будем использовать при развитии речи и художественно-эстетическом развитии дошкольника, т.к. литература и фольклор – это искусство.
  5. Изобразительная и музыкальная деятельность как приоритетный вид для решения задач образовательной области, художественно-эстетическое развитие.
  6. Непосредственно образовательная деятельность (НОТ) как период наивысшей восприимчивости детей к чему-то новому, тогда когда их нужно чему-то учить. В большинстве известных вариативных программ НОТ выделяют только по четырем областям. НОТ – это не занятие, не мероприятие, это период времени, наибольшей активности ребенка для восприятия новой информации, к обучению. Этот период может быть в разных формах. Мы его выделим отдельно, т.к. именно на этот период у нас просят учебный план. Во ФГОС написано, что образовательная программа может реализовываться в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду. Вы сами решаете в течение какого времени. Для круглосуточных групп – не более 14 часов в день.
Читайте так же:  Развитие ребенка третий месяц

Конечно же, есть и другие формы в режиме дня: концерты, выставки, беседы… Педагоги могут самостоятельно для себя определить те формы организации детских видов деятельности, которые приемлемы в группе».

Виды деятельности в ДОУ по ФГОС

Статьи по теме

Достижение воспитательно-образовательных целей, предусмотренных программным минимум дошкольного образования, основывается на правильной организации активности дошкольников.

Виды детской деятельности по ФГОС в детском саду: таблица

Виды детской деятельности по ФГОС в детском саду (таблица разработана с учетом возраста воспитанников)

Выделение различных видов деятельности в ДОУ по ФГОС способствует:

  • глубокому пониманию педагогами дошкольного воспитания принципов возрастной психологии;
  • оптимальному прогнозированию полезного досуга воспитанников и результатов реализуемого образовательного комплекса;
  • формированию интересной предметно-пространственной среды, соответствующей возрастным потребностям малышей;
  • возможности творческого поиска наиболее продуктивных методов педагогического взаимодействия.

Надо ли учитывать ФГОС дошкольного образования при организации семейной формы получения образования?

Отвечает Елена Болотова, доктор педагогических наук, доцент, проректор по учебной работе МПГУ

Дошкольный возраст — один из наиболее важных жизненных этапов, когда происходит переход от пассивного, созерцательного взаимодействия с миром к активному, по сути представляющему собой деятельность. Под детской деятельностью следует понимать комплекс специфических видов активности, направленных на познание окружающих предметов и действий, их преобразование в соответствии с личными предпочтениями, а также процесс овладения навыками и умениями, необходимыми для дальнейшего развития и самопознания.

Ввиду отсутствия в актуальной методической литературе однозначного определения видов детской деятельности по ФГОС, воспитатели детских садов руководствуются в своей работе различными справочными таблицами, представленными в программных и справочных документах. В то же время Стандарт ДО регламентируется строгое выделение пяти образовательных областей, это:

  1. Познавательное развитие.
  2. Речевое развитие.
  3. Социально-коммуникативное развитие.
  4. Физическое развитие.
  5. Художественно-эстетическое развитие.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Описание этих областей во ФГОС и определяет дальнейшую классификацию видов деятельности дошкольников, которые описывают в соответствии с возрастным принципом.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! Учебная программа «Компетенции воспитателя». За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Перечень видов детской деятельности по ФГОС в детском саду

Определение приоритетных видов и форм деятельности, выделенных стандартами ФГОС по

возрастному фактору, в ходе планирования воспитательной работы выполняется в индивидуальном порядке для каждой группы ДОУ, в соответствии с утвержденным программным содержанием. Но в перечне видов детской деятельности по ФГОС следует отдельно выделить игровую активность дошкольников в детском саду, поскольку она является естественным способом адаптации подрастающего индивида, осознания себя в системе окружающей действительности.

Игровая деятельность

Игра является одной из первых форм активности ребенка, которую отличает восприятие действия как самоцель и принятие условностей. Во время игры дошкольники стремятся копировать поведение взрослых, причем формы выбираемого поведения зависят от возраста и уровня развитости ребенка. Для малышей характерно желание воспроизводить простейшие действия (разговор по телефону, жестикуляцию, имитирование выполнения базовых действий), но в процессе взросления в качестве игровых моделей все чаще выбираются сложные, комплексные формы поведения (игры в дочки-матери, в доктора, в школу и т.д.).

Поощрение детских игр взрослыми способствует скорейшему усвоению дошкольниками общественного опыта, пониманию норм социального поведения и способов овладения предметными действиями, преодолению личностных страхов и тревожных состояний. В рамках организации полезного досуга в детском саду могут проводиться такие виды игр:

  1. Сюжетно-ролевые, посвященные бытовым и общественным темам («На приеме у доктора», «В магазине», «В гостях»).
  2. Дидактические, в ходе которых происходит усвоение новых знаний и привитие полезных навыков (словесные игры, игры с использованием наглядных материалов, математические игры, экологические игры).
  3. Интеллектуальные, стимулирующие развитие нестандартного мышления (игры-смекалки, головоломки, игры по системе Никитина).
  4. Игры со строительными материалами, помогающие привить интерес дошколят к процессу конструирования («Мы строим дом для куклы», «Возводим замок из песка»).
  5. Подвижные, основанные на принципе соревнования или коллективной деятельности (сюжетные и бессюжетные, с использованием инвентаря (колец, мячей, кольцебросов) и без использования, а также хороводные и народные).
  6. Спортивные, призванные сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье, привить любовь к активному образу жизни и различным спортивным дисциплинам (бадминтон, настольный теннис, хоккей, футбол и прочие).
  7. Театрализованные, способствующие развитию эмоциональной уверенности (разыгрывание диалогов по ролям, игры-имитации, драматизации, импровизации).
  8. Режиссерские, действие в которых строиться на использовании игрушек-персонажей. Способствуют развитию фантазии, творческого мышления.
  9. Экспериментаторские, основанные на выполнении игровых действий с материалами разной структуры — водой, снегом, песком, бумагой, магнитами.
  10. Проектные, в ходе которых дошкольники под руководством воспитателя разрабатывают игровой сценарий и разыгрывают его.
  11. Досуговые, предназначенные для сплочения детского коллектива и утверждения положительного эмоционального настроя (игры-потешки, развлечения, детские карнавалы).
  12. Компьютерные, основанные на сюжетах художественных произведений или интеллектуальных задачах.

Познавательно-исследовательская деятельность

В рамках организации данной формы деятельности в детском саду предусмотрено создание условий для обогащения личностного опыта ребенка через познание связей отдельных объектов и явлений, переход от частных задач к обособлению. В ходе познавательно-исследовательской активности воспитанники знакомятся с различными способами познания, что позволяет стимулировать интерес к самостоятельному изучению мира и своего места в нем.

В систему познавательно-исследовательского взаимодействия в детском саду рекомендуется включить такие виды активности:

  1. Сеансы наблюдений (исследовательская работа на участке, знакомство с повадками питомцев в уголке природы).
  2. Проведение опытов (проращивание семян, фасоли).
  3. Коллективное решение проблемных ситуаций, занимательных задачек.
  4. Просмотр мульфильмов, передач, роликов познавательного содержания с последующим обсуждением.
  5. Работа с наглядными тематическими материалами (рассматривание картинок, альбомов, рисунков, схем).
  6. Создание моделей, макетов в преддверии тематических дней, праздничных дат. Впоследствии эти работы следует представить на выставках в группах или холле ДОУ.
  7. Сбор коллекций (например, коллекции необычных игрушек, коллекции вкладышей, редких растений).
  8. Оформление стенгазет, коллажей на различные темы («Смена времен года», «Когда птицы улетают на юг», «История наших бабушек и дедушек»).
  9. Ведение «Вопросника почемучки», куда в форме рисунков, эскизов и в текстовой форме вносятся нестандартные вопросы, на которые дети самостоятельно стараются найти ответ.
  10. Разыгрывание фантазийных путешествий по странам и континентам, в ходе которых дошкольники узнают о традициях разных национальностей, различиях климата и способа проживания.
  11. Инициация поисковых проектов («История моей семьи», «Откуда берутся книги»).

Коммуникативная деятельность

Характер взаимодействия дошкольников друг с другом и взрослым зависит от сформированности речевых навыков и коммуникативной способности, которые позволяют согласовать условия сотрудничества и использовать имеющиеся ресурсы для удовлетворения личных интересов.

Цель поощрения коммуникативной деятельности малышей — это формирование их способностей свободно общаться на разные темы, что достигается посредством тренировки речевых навыков в ситуативных моментах, при решении практических задач, удовлетворении познавательных и эмоциональных потребностей. Это один из наиболее значимых видов деятельности дошкольников в ДОУ по ФГОС, что должно учитываться при планировании педагогической работы.

Читайте так же:  Физическое воспитание детей с зпр дошкольного возраста

Механизмами развития коммуникативной деятельности дошколят являются такие виды педагогической работы:

  1. Слушание и последующее воспроизведение рассказов, сказок, разучивание стихов, скороговорок, потешек.
  2. Моделирование различных ситуаций, в ходе которых разыгрываются различные сценарии диалогового общения («Я говорю по телефону», «Поздравляем друг друга с днем Рождения», «Интервью с героем сказки»).
  3. Проведение коммуникативных разминок, игр в ходе которых ребята рассказывают друг другу о себе, совершенствуют навыки общения и коллективного взаимодействия.
  4. Разыгрывание театральных инсценировок, участие в которых позволяет развивать навыки невербального общения.
  5. Включение коммуникативной активности в подвижные игры с инвентарем (например, игра с мячом в «Съедобное – несъедобное»).
  6. Проведение викторин, мини-конкурсов юных ораторов.
  7. Включение элементов коммуникации в проектную работу (например, составление коллективного письма деду Морозу).

Продуктивная деятельность

Привитие дошкольникам различных навыков и умений — процесс, который подпадает под определение детская продуктивная деятельность — организовывается в рамках подготовки к дальнейшему обучению. К числу видов продуктивной активности относят:

  • Конструирование — форма творчества, способствующая развитию пространственного мышления, усидчивости, внимательности, совершенствованию мелкой моторики. Практикуют различные способы собирания конструкций по образцу, с соблюдением озвученных условий, согласно теме. В качестве строительного материала дошкольникам можно предложить детали обучающих конструкторов, бумагу, природные и другие материалы.
  • Лепка — творческий процесс, в основе которого лежит работа с пластилином, глиной или другими пластичными материалами. Создание объемных фигурок благотворно сказывается на осознании ребенком пропорций, развитии фантазии.
  • Рисование — процесс создания на бумаге различных образов с использованием карандашей, мелков, фломастеров, акварели, гуаши и других изобразительных средств. Способствует последовательной подготовке руки к письму, формированию творческого начала.
  • Выполнение аппликационных работ из бумаги, ткани, природных материалов. Переход от работы по заданному образцу до самостоятельного творчества позитивно отражается на процессе самореализации, творческой активности.
  • Художественный труд — вид активности, способствующий объединению всех вышеперечисленных способов выражения творческого «я». В процессе создания поделок из природных или бытовых материалов (праздничных украшений, декораций к театральным постановкам, элементов выставочных стендов) дети применяют навыки, приобретенные в ходе рисования, лепки, конструирования.

Ввиду того, что в последние годы наблюдается активное развитие художественной сферы, а детский интерес к традиционным формам продуктивного творчества постепенно снижается, целесообразно включить в перечень видов деятельности в детском саду нестандартные виды работ:

  • Оформительство — вид продуктивной деятельности, основанный на знакомстве с нестандартными изобразительными техниками (тиснение, оттиски, контуринг, кляксография и другие).
  • Дизайнерская работа, суть которой заключается в создании красочных декораций к представленным в группе игровым стендам («Замок для Золушки», «В мире животных»), украшении личных вещей воспитанников.
  • Праздничная мастерская — ситуативный вид активности, реализуемый с целью изготовления праздничных открыток, сувениров для родителей малышей.
  • «Папа, мама, я — творческая семья» — взаимодействие с семьями по вопросам художественного воспитания.

Трудовая деятельность и сформированность навыков самообслуживания

В ходе выделения видов детской деятельности по образовательным областям по ФГОС важно уделить особое внимание трудовой активности, которая находится вне образовательных областей, и все же имеет ключевое значение. В ходе выполнения трудовых задач малыши могут удовлетворить личные физиологические и моральные потребности, добиться желаемого, а значит — осознать возможность изменения окружающей действительности.

Приобщение к трудовой деятельности в детском саду достигается путем:

  1. Привития навыков самообслуживания (обучение детей элементарным правилам соблюдения чистоты и порядка в групповых помещениях).
  2. Организации дежурств (по столовой, в групповом уголке природы).
  3. Инициации выполнения несложных хозяйственно-бытовых поручений (во время уборки группы, переорганизации предметно-развивающей среды и игровой зоны).
  4. Поощрения труда в природе (на участке во время прогулок: высадка и полив растений, изготовление кормушек для птиц, сбор природного материала, уборка снега).
  5. Обучения основам ручного труда (изготовление игровых материалов, поделок).

Музыкально-художественная деятельность

Данный вид активности позволяет апеллировать к природным творческим способностям детей, развивать художественный и музыкальный вкус, учить ценить эстетическую составляющую, видеть прекрасное в явлениях окружающего мира.

Знакомство с музыкальной и художественной деятельностью в детском саду начинается с прослушивания и созерцания, и под влиянием педагогов постепенно перерастает в готовность не только заниматься исполнительством, но и искать пути для творческого самовыражения.

Организация музыкально-художественной деятельности представлена такими формами досуговой активности дошкольников:

  1. Прослушивание детской музыки, соответствующей возрасту (классических и народных произведений).
  2. Обучение игре на детских музыкальных инструментах.
  3. Песенное исполнительство.
  4. Экспериментирование со звучанием различных предметов.
  5. Разучивание танцевальных движений, двигательных этюдов, участие в массовых постановках.
  6. Драматизация песенных произведений.
  7. Участие в музыкально-театрализованных, музыкально-дидактических играх.
  8. Подготовка импровизированных концертов.

Восприятие художественного слова и творчества

Эффективность детской активности, предполагающей внутреннее содействие, проявление сопереживания во время прослушивания литературных произведений, во многом зависит от педагогического таланта, умения завлечь малышей в мир художественных фантазий.

Цель работы воспитателя по данному направлению заключается в создании у детей иллюзии общения с героями любимых сказок, текстов, что способствует развитию творческого мышления и фантазии. Этим и обуславливается выбор форм взаимодействия в рамках организации данного вида деятельности.

Прочтение произведений с детьми дошкольного возраста проводится с последующим обсуждением, решением проблемных ситуаций, рассматриванием иллюстраций в книгах и продумыванием альтернативных вариантов сюжетов, подготовкой и оформлением тематических выставок.

Двигательная деятельность

Движение для ребенка естественно, но тенденцией последних лет стал отказ малышей от различных форм двигательной активности в пользу компьютерных развлечений и статичного времяпровождения.

С целью сохранения детского здоровья данный вид деятельности по ФГОС в ДОУ должен всячески поощряться и реализовываться в следующих формах:

  1. Тренировка основных движений (ходьба, бег, прыжки, подтягивания, совершенствование равновесия) во время гимнастических занятий, физкультминуток, уроков ритмики.
  2. Организация простейших форм туризма.
  3. Катания на самокатах, санках, ходьба на лыжах по участку.
  4. Проведение игр с элементами спортивных соревнований.
  5. Поощрение любых форм активности в физкультурных уголках в группе.

Особенности развития видов детской деятельности по ФГОС дошкольного образования

В процессе организации различных видов досуговой активности дошкольников для достижения оптимальных результатов педагогической работы воспитателю важно помнить о возрастных особенностях реализации основных видов деятельности по ФГОС в детском саду.

Освоение различных форм деятельности детьми дошкольного возраста происходит в следующем порядке:

  1. Самостоятельная работа, в ходе которой малыш пробует себя в новом виде активности.
  2. Возникновение затруднений.
  3. Взаимодействие со взрослыми и другими детьми: ребенок сначала следит за действиями воспитателей, членов семьи и повторяет их, а потом выполняет элементы деятельности самостоятельно, с учетом продемонстрированных способов преодоления трудностей, под контролем взрослых.
  4. Совместная деятельность со сверстниками, обмен опытом.
  5. Самодеятельность — вид активности, основанный на личном поиске путей быстрого решения задач, реализации творческого подхода.

Читать еще по теме:

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Виды детской деятельности

Александра Веселова
Виды детской деятельности

Виды детской деятельности

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

Поэтому главной задачей дошкольного образования является создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

ФГОС выделяет 5 образовательных областей, которые реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.

.На первом месте стоит — игровая деятельность, так как она обусловлена самой природой человека. Главной особенностью игровой деятельности является возможность развития и совершенствования человека, а также создание условий для общения и взаимодействия с людьми различного возраста и интересов. Игра объединяет и сверстников, и людей разных поколений.

Игровой вид детской деятельности, организуется при проведении режимных моментов, совместной деятельности взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности детей.

Познавательно-исследовательская организуется с целью развития у детей познавательных интересов, их интеллектуального развития. Основная задача – формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

Коммуникативная деятельность осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в ДОУ, и способствует овладению ребенком конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми – развитию общения со взрослыми и сверстниками, развитию всех компонентов устной речи.

Читайте так же:  Особенности формирования личности младших школьников

Двигательная деятельность организуется при проведении физических занятий, при проведении режимных моментов, в совместной деятельности взрослого и ребенка.

Самообслуживание и элементы бытового труда. Данный вид деятельности включает в себя: самообслуживание, бытовой труд в помещении, бытовой труд на улице.

Изобразительная деятельность направлена на формирование эстетической стороны окружающей действительности. Данный вид деятельности реализуется через рисование, лепку, аппликацию.

Музыкальная деятельность направлена на развитие способности эмоционально воспринимать музыку. Направления работы: слушание, пение, песенное творчество, музыкально-ритмические движения, танцевально-игровое творчество, игра на музыкальных инструментах.

Восприятие художественной литературы направлено на формирование интереса и потребности в чтении книг. Реализуется через: чтение книг, обсуждения прочитанного, разучивание стихов, ситуативный разговор. Дети учатся быть слушателями, бережно обращаться с книгами.

В процессе своей деятельности ребенок сталкивается с трудностями, когда у него возникает затруднение, он обращается к взрослым, его окружающим. Схема развития любого вида деятельности такова:

1. Самостоятельная деятельность ребенка

3. Совместная деятельность со взрослыми и со сверстниками

4. Совместная деятельность со сверстниками

5. Самодеятельность

Важным показателем развития ребенка- является уровень овладения им различными видами детской деятельности. Помогают ребенку на этом этапе воспитатели дошкольного образования, которые в свою очередь должны уметь организовывать ведущие виды детской деятельности, а также организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

Виды деятельности в детском саду согласно ФГОС

Наталья Василишин 25.09.2018 1 4.5k

Дошкольный этап детства у детей связан с активным периодом познания мира вокруг, осознанием собственного «я», а также динамично протекающей социализацией. Малыши приобщаются к культурному наследию и общечеловеческим морально-этическим нормам. Всё это определяет основную цель процесса образования в детском саду, а именно создание условий, благоприятствующих формированию личности ребёнка. И действенным способом её реализации считается вовлечение ребят в разные виды деятельности.

Суть понятия «деятельность»

Деятельность в литературе психолого-педагогической направленности определяется специфическим видом проявления инициативы человека, предполагающим познание, творческое осмысление мира вокруг и понимание себя в этом мире.

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определены пять векторов образовательного процесса (познавательное развитие, развитие речи, социально-коммуникативное развитие, физическое, художественно-эстетическое), которые реализуются комбинациями форм практикуемых в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) видов активности, выполняющими конкретную миссию в зависимости от возраста воспитанников.

Вовлечение детей в разные виды деятельности происходит посредством целого комплекса форм взаимодействия

Таблица: виды деятельности и формы взаимодействия с детьми в ДОУ

  • мыслительная деятельность (совокупность мыслительных операций, направленных на решение какого-либо вопроса, например, поиск ответа на проблемный вопрос: «Почему с Колобок попался Лисе?»);
  • перцептивно-сенсорная деятельность (основа познания у малышей, которые опираются на единство зрительных и ручных действий, например, ребёнок в младшей группе сначала видит, как педагог использует шумовую коробочку, а затем сам трясёт её и догадывается, что составляет её содержимое);
  • опытная деятельность;
  • наблюдение (пример организации этого вида деятельности со старшими дошколятами можно найти здесь);
  • моделирование (методические аспекты работы по этому виду деятельности можно найти здесь;
  • счётная деятельность, направленная в том числе и на развитие элементарных математических представлений.
  • рисование;
  • аппликация;
  • лепка;
  • дизайн-деятельность, предполагающая создание объектов для оформления предметно-развивающей среды.
  • самообслуживание как основа
  • самостоятельной деятельности;
  • ручной труд;
  • труд в природном окружении.

Познакомиться с теоретическими основами организации занятия по конструированию можно здесь.
Интересные виды работы можно найти в картотеке игр по конструированию.

  • исполнительство, то есть игра на музыкальных инструментах, певческая деятельность;
  • творчество, то есть вовлечение в процесс создания музыки.
  • чтение;
  • заучивание наизусть;
  • обсуждение, рассуждение;
  • беседа.
  • гимнастика (бег, ходьба, строевые задания, упражнения с блоками движений спортивного характера, хореографические движения);
  • игры (подвижные, хороводные, туристические, то есть походы, экскурсии);
  • пальчиковые игры, нацеленные на разработку мелкой моторики;
  • ритмопластика;
  • катание на санках, лыжах, самокатах и пр.

Это интересно. Миссия организации активности дошколят едина для малышей всех групп, различия заключаются лишь в задачах, которые ставятся перед детьми того или иного возраста.

Таблица: цели и задачи видов деятельности по возрастным группам

  • становление игровой активности;
  • воспитание позитивного отношения к людям вокруг;
  • развитие инициативности;
  • воспитание уважения и принятия правил взрослых в отношении установления контактов с окружающими людьми.
  • развитие сенсорных представлений;
  • поощрение продуктивной активности;
  • формирование первичных математических представлений;
  • расширение кругозора;
  • формирование общих представлений о мире вокруг.
  • практика неподготовленного общения с товарищами и взрослыми;
  • развитие устной речи;
  • овладение речевыми нормами.
  • развитие творческой активности;
  • знакомство с произведениями искусства;
  • поощрение самостоятельности.
  • воспитание культурно-гигиенических навыков;
  • формирование ценностного отношения к тому, что сделано другими людьми и своими руками;
  • развитие представлений о труде взрослых людей, а также его роли в жизни каждого члена общества.

В подготовительной группе добавляется уход за обувью, которую малыши после соответствующей погоды моют, протирают, чистят кремом.

  • развитие логики, мышления;
  • формирование структурного подхода к анализу окружающего мира;
  • воспитание терпения, выдержки.
  • приобщение к миру музыки;
  • развитие музыкальных способностей.
  • обогащение представлений о мире;
  • стимуляция литературной формы речи;
  • воспитание уважения к словесному искусству.
  • расширение опыта движений у детей;
  • воспитание потребности в двигательной активности;
  • развитие и совершенствование физических качеств.

Видео: игровая деятельность как механизм развития дошкольника — вебинар координатора направления дошкольного образования образовательной системы «Школа 2100»

Узнать об образовательной программе «Детский садик 2100» можно из нашей статьи — Программа «Детский сад 2100»: образовательный процесс без стресса и перегрузок.

Как мотивировать детей на разные виды деятельности

Настроить ребёнка на тот или иной вид активности, переключив с другой деятельности, – это непростая задача, с которой педагог сталкивается по нескольку раз в день. И в этом смысле особое значение приобретает методический багаж приёмов, упрощающий этот самый переход. Следует сказать, что в методике нет жёстких рамок, какой приём на какой вид деятельности мотивирует. Всё зависит от целесообразности использования каждого из них: соответствия теме, эффективности в отношении конкретной группы детей, а также содержания материала этого приёма.

Выбор мотивационных приёмов зависит также и от индивидуальных особенностей детей конкретной группы

Таблица: мотивационные приёмы для разных видов активности в детском саду

  • исследовательско-познавательная;
  • коммуникативная;
  • трудовая и самообслуживание;
  • конструирование;
  • музыкальная деятельность;
  • восприятие литературы и фольклора.
  • изобразительная;
  • труд и самообслуживание;
  • конструирование;
  • музыка;
  • восприятие литературы и фольклора.
  • игровая;
  • исследовательско-познавательная;
  • коммуникативная;
  • изобразительная;
  • трудовая и самообслуживание;
  • музыкальная деятельность;
  • восприятие литературы и фольклора.
  • игровая;
  • исследовательско-познавательная;
  • коммуникативная;
  • изобразительная;
  • трудовая и самообслуживание;
  • конструирование;
  • музыкальная деятельность;
  • восприятие литературы и фольклора.
  • игровая;
  • иследовательско-познавательная;
  • коммуникативная;
  • изобразительная;
  • трудовая и самообслуживание;
  • музыкальная деятельность;
  • восприятие литературы и фольклора.
  • игровая;
  • исследовательско-познавательная;
  • коммуникативная;
  • конструирование;
  • музыкальная деятельность;
  • восприятие литературы и фольклора.
  • игровая;
  • исследовательско-познавательная
  • коммуникативная;
  • трудовая и самообслуживание; изобразительная;
  • музыкальная деятельность;

восприятие литературы и фольклора.

Видео: иллюстративный материал приёма просмотра — мультфильм «Каша из топора»

Пять этапов развития любого вида деятельности у ребёнка

Вне зависимости от вида деятельности дети проходят пять этапов её развития. Остановимся на каждом, используя в качестве примера освоение лепки ребятами первой и второй младших групп как элемента изобразительной деятельности:

  • самостоятельная или свободная деятельность ребёнка (малыши первой младшей группы пробуют приминать пластилин, греют его в руках, повышая пластичность материала);
  • затруднения (дети не могут придать нужную форму пластилину);
  • деятельность вместе со взрослым (педагог показывает, как нужно отрывать кусочек пластилина, раскатывать его между ладоней, придавая форму шарика, а затем, если нужно, приплющивать этот «шарик», чтобы сделать «блинчик»);
  • деятельность рядом или совместно с товарищами (своим воспитанникам во второй младшей группе я давала задание проложить «блинчиками» путь Колобка-«шарика» от картонного домика к бумажному лесу, где каждый малыш кладёт свою часть дорожки-«блинчик»);
  • самодеятельность (к примеру, мои малыши делали «семью шариков» и разыгрывали ими сюжет сказки — придуманной, увиденной в мультфильме или по хорошо знакомой сказке «Репка»).

Каждый уровень освоения деятельности, безусловно, важен, но «переломным», то есть обеспечивающим возможность дальнейшей эволюции конкретного вида активности, является этап совместной работы со взрослым. На этой стадии освоения деятельности дети обогащают свой личный опыт, а также осознают ошибки этапа затруднения. В итоге они успешно переходят на уровень деятельности рядом или совместно с товарищами и самодеятельности. Таким образом, третий уровень развития деятельности требует особой методической точности разработки.

Любая деятельность проходит пять этапов развития