Меню

Успеваемость и самооценка

Оглавление:

Успеваемость и самооценка

В школе ребенок становится объектом оценки с точки зрения интеллектуальных, социальных и физических возможностей. Вследствие этого школа неизбежно становится источником впечатлений, на основе которых начинается бурное развитие самооценки ребенка. Появляется еще одна значимая фигура – учитель, от которой он получает обратную связь. В школе успешность и неуспешность проявляется со всей отчетливостью, они приобретают официальный характер, постоянно регистрируются и провозглашаются. Итак, характер самооценки, обусловленный факторами семейного воспитания, в школе проявляется, делается очевидным.

Доминирующей ценностью в системе образования являются успехи в учебе. Повторяющиеся на протяжении многих лет как положительные, так и отрицательные оценки не могут не оказать существенного влияния на самооценку. Хотя положительные подкрепления учебной деятельности школьника, свидетельствующие о его достижениях, не являются гарантией позитивности самооценки, но значительно повышают вероятность такого результата. С другой стороны, если в учебных ситуациях школьник будет получать преимущественно отрицательный опыт, то вполне возможно, что у него сформируется не только негативное представление о себе как об учащемся, но и негативная общая самооценка. Характерными в этом плане являются данные, полученные Ричером (1968), который провел обследование подростков, оставивших школу до ее окончания. Многие из опрошенных заявляли, что уйдя из школы, они получили возможность стать самими собой, ибо почувствовали, что их принимают друзья и товарищи по работе.

Для мальчиков поступление в школу оказывается событием психологически более напряженным, чем для девочек. Это связано с более быстрым взрослением девочек. Но в основном начало школьной жизни вызывает снижение самооценки у всех детей. Максимальное значение успеваемость имеет для развития самооценки в раннем подростковом возрасте (Бахман, 1979). Самоустановки индивида и характер его личностной мотивации оказывают наибольшее влияние на успеваемость (Смит, 1969). Результаты многочисленных исследований говорят о том, что между успеваемостью и представлениями индивида о своих учебных способностях существует более тесная связь, чем между успеваемостью и Я-концепцией в целом (Бруковер, Эриксон, Джойер, 1967). У подростков, обладающих негативными представлениями о своих учебных способностях, другие элементы Я-концепции могут быть позитивными, негативными или нейтральными. Тем не менее школьники, обладающие низкой самооценкой, в целом составляют среди них приблизительно половину.

Для тех, кто учится плохо, всегда нужен какой-то способ снизить влияние низкой успеваемости на самооценку (занятия спортом или другими видами деятельности, иногда дело доходит до правонарушений). Ученые установили, что Я-концепции успевающих школьников более адекватны, чем у неуспевающих (Финк, 1962). Неуспевающие школьники отличаются ощущением вины, отверженности или изоляции, защитным типом поведения, уступчивостью, уклончивостью, трудностями самовыражения (Уолш,1956).

Дети, которые хорошо учатся, получают преимущество не только в плане самооценки, но и во взаимоотношениях с учителем, сверстниками и родителями. Это в свою очередь мотивирует ребенка сознательно проявлять в учебе еще большее упорство. К факторам, влияющим на успеваемость по мнению Р.Бернса, относятся Я-концепция (25%), показатель интеллекта, принадлежности к социальному классу, заинтересованность родителей.[21]

Теоретические основы становления общественной активности студентов в педагогическом вузе. Глоссарий
Базовые понятия, на которые опирается наша работа это понятия «активности» и «личности». Под активностью мы понимаем непрерывный процесс накопления и проявления потенциального в личности, обеспечивающего расширение и углубление ее связей с окружающим миром, обществом, другими людьми, самим собой посредством социальных, педагогических, п .

Коммуникативные барьеры.
К коммуникативным барьерам относятся: 1.Социальные барьеры — политические, религиозные и т.д. Они порождают недопонимание, подозрительность, ведущие к блокированию межличностного общения; 2.Этнокультурные барьеры — национально-культурные особенности, сильно влияющие на восприятие других народов. Свои традиции и привычки воспринимают .

Заключение.
Становление и совершенствование мышления зависят от развитости у ребёнка воображения. Главные линии развития мышления в дошкольном детстве можно наметить следующим образом: совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения; улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредствованной .

Самооценка, успеваемость и будущее детей младшего школьного возраста

С первого взгляда может показаться, что тут нет ничего общего. Но при более подробном рассмотрении становится очевидным,
что успеваемость напрямую влияет на самооценку,
а в дальнейшем самооценка влияет на успеваемость.

Во взрослой жизни высокая самооценка способствует более успешному построению карьеры и межличностных отношений.

Самооценка является основным компонентом для развития самосознания. Под самосознанием имеется в виду осознание самого себя и своих возможностей как физических, так и умственных.

Самооценка позволяет младшему школьнику ставить реальные цели и тем самым получать удовлетворение от проделываемой работы.

В начальной школе ребята могут либо повысить самооценку за счет собственных усилий, поддержки сверстников и объективности преподавателей, либо понизить ее в случае неспособности устанавливать контакт и при низком доверии родителей к словам и претензиям ребенка.

Важно! Самооценка ребенка определяется не только справедливостью или несправедливостью действий учителя, но и внутренними психическими особенностями ученика, связанными с его отношением к себе и оценкой, получаемой от ближнего окружения: как от взрослых, так и от детей, с которыми ребенок контактирует вне дома.

На сегодняшний день и в школе, и дома к ребенку предъявляются все большие требования к обучению и самовосприятию. И родители, и учителя должны помнить о том, что дети -личности постоянно меняющиеся и развивающиеся. То, что сегодня для одного является сложным, другому дается легко. Но завтра все может оказаться наоборот. Поэтому стоит активно укреплять веру ребенка в себя и в свои интеллектуальные способности.

Каждый родитель и учитель сталкиваются с негативными эмоциями ученика на получаемую оценку, замечания о поведении, разногласия со сверстниками и нежеланием выполнять требования. К сожалению, часто источник подобного поведения не просто остается неизвестным, его даже не пытаются прояснить. А это очень важно, ведь эти реакции являются сигналом какого-то неблагополучия возникшего в психике ребенка.

Подобное поведение может иметь разную продолжительность, глубину и заряженность. Если Вы замечаете хоть малейшее изменение в поведении ребенка, обратитесь к специалисту. Ведь в данный момент происходит формирование взглядов и интересов Вашего ребенка, а соответственно формируется его личность и самооценка.

Важно! Помните, что самооценка, закрепившаяся на этапе первичной оценки другими людьми, и ставшая чертой характера, не ограничится только образовательным процессом, со временем низкая самооценка распространится и на другие жизненные сферы.

На определенном жизненном этапе самооценка становится более важной, чем оценка окружающих. В такие периоды самооценка становится стержнем, за счет которого переживаются как нормативные, так и ненормативные кризисы, которые являются неотъемлемой частью жизни каждого человека.

Виды самооценки и их влияние на дальнейшее становление личности ребенка

Очевидным фактом является то, что оценка себя не существует отдельно от тех действий, на выполнении которых она формируется.

Важно! Всегда при научении ребенка чему-то новому помните главное правило «От простого к сложному» и не забывайте давать ребенку возможность как следует и с разных сторон освоить новый навык.

При адекватной самооценке ребенок более активно берется за освоение новых задач, он более контактен и активен, самостоятельно пытается решить задачки и сам выражает желание попробовать справиться с более трудной задачкой. При сложностях с решением они обращаются ко взрослым и не отступают при возникших трудностях. Такие дети более самостоятельны.

Заниженная или неадекватная самооценка очень влияет на настроение и поведение ребенка. Дети выбирают более легкие задачи, чем способны решить, таким образом не происходит развитие. Почти никогда самостоятельно не проявляют инициативу в любых действиях. Такие дети очень чувствительны к похвале как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников. Но проблемы самооценки могут быть настолько глубокими, что похвалы всегда бывает мало.

Негативной для формирования успеваемости является и завышенная самооценка. Дети с завышенной самооценкой часто переоценивают свои возможности, берутся решать задачи, которые им не под силу, часто не выполняют свои обещания. Что явно не способствует их гармоничному развитию. Для таких детей свойственна резкая смена настроения.

Знать уровень самооценки ребенка важно и необходимо для того, чтобы помочь ему сформироваться в дальнейшем в уверенную в себе личность. Необходимо помнить о том, что самооценка ребенка только начинает формироваться. Она очень подвижна, легко поддается воздействию окружающих.

Общаясь с ребенком дома, а также с учителем в школе важно формировать или подкорректировать самооценку в сторону адекватной. Ведь в будущем, опираясь именно на самооценку, ребенок строит планы, мечты, надежды. Самооценка полностью формирует то, на что человек претендует и что в итоге получает.

Важно! Ребенок не появляется на свет с каким-либо отношением к себе. Как и многие другие особенности его личности, самооценка формируется в процессе воспитания сначала в семье, далее в социуме.

Ученые, проводившие исследования в данном направлении, не выявили связи между самооценкой и количеством времени, проводимым родителями с ребенком. Значимыми и ведущими являлись показатели качественные. Необходимо бережно и уважительно относиться к тому, что и как делает Ваш ребенок. Чем он интересуется. Что вызывает в нем неприязнь. Не стоит всегда ставить под сомнения слова ребенка о ком-то или о чем-то, даже если речь идет о поведении или высказывании взрослых.

В психологическом консультировании часто сталкиваемся с проблемами и травмами, нанесенными детям в школе учениками и учителями, но еще большей травмой является недоверие к словам ребенка в семье.

Важно! Помните, что самооценка — не статичное образование, она меняется на протяжение первых лет обучения в начальной школе. В какие-то моменты она будет завышенной, адекватной или заниженной.

Любите своих детей и прислушивайтесь к тому, что они говорят!
Цените их откровенность!

Самооценка личности и успеваемость студентов 2 курса лечебного факультета Текст научной статьи по специальности «Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук»

Похожие темы научных работ по общим и комплексным проблемам естественных и точных наук , автор научной работы — Л. Ю. Путенкова, Л. П. Нарезкина, О. Е. Шалаева,

Текст научной работы на тему «Самооценка личности и успеваемость студентов 2 курса лечебного факультета»

Л. Ю. Путенкова, Л. П. Нарезкина, О. Е. Шалаева

УДК 612.821.+ 616.89-008

САМООЦЕНКА ЛИЧНОСТИ И УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА

Л. Ю. Путенкова, Л. П. Нарезкина, О. Е. Шалаева

Смоленская государственная медицинская академия

Существенной стороной самопознания, от которой зависит степень адекватности оценки себя и окружающих, является самооценка. Это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка может быть адекватной и неадекватной (завышенной и заниженной). При неадекватной завышенной самооценке, человек переоценивает себя в ситуациях, которые не дают ему для этого повода, часто берется за то, что ему явно не по силам. Чрезмерно завышенная самооценка может привести к формированию таких черт личности, как высокомерие, зазнайство и пр. а в некоторых случаях и к патологическим отклонениям в психике. Наоборот, чрезмерно заниженная самооценка может способствовать появлению замкнутости, неуверенности в себе, тревожности, болезненному мнению о себе и других, качеств, тормозящих развитие личности.

Исследовался уровень самооценки студентов 2 курса нашей академии. Выявлялся характер зависимости между уровнем самооценки и личностных притязаний студентов и их учебной успеваемостью. Для определения уровня самооценки проводилось анкетирование среди 70 студентов лечебного факультета. Были получены следующие результаты: 36% опрошенных студентов имеют высокий уровень самооценки, 54% — нормальный уровень и 10% низкий уровень самооценки. Согласно проведенному анкетированию оказалось, что больше всего испытуемые ценят в людях доброту (37%) , за ней следует аккуратность (20%). Так же важными качествами для человека были отмечены терпеливость и уступчивость. Меньше всего привлекают в людях такие качества, как грубость, капризность, вспыльчивость и равнодушие. Сопоставление данных по самооценке личности и успеваемости студентов показало, что чем выше самооценка студента, тем ниже его успеваемость.

Самооценка и уровень притязаний у учащихся с разной академической успеваемостью Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Рифель Наталья Валерьевна

В статье представлены результаты изучения самооценки и уровня притязаний у учащихся младшего школьного возраста с разной академической успеваемостью . Выявлено, что с возрастом уровень притязаний становится более адекватным и стабильным.The article presents the results of a study of self-appraisal and aspiration of primary school students with different academic progress. The study shows that the aspiration level tends to improve and become more adequate with the child’s growing up.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Рифель Наталья Валерьевна,

Текст научной работы на тему «Самооценка и уровень притязаний у учащихся с разной академической успеваемостью»

САМООЦЕНКА И УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ У УЧАЩИХСЯ С РАЗНОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ Аннотация. В статье представлены результаты изучения самооценки и уровня притязаний у учащихся младшего школьного возраста с разной академической успеваемостью. Выявлено, что с возрастом уровень притязаний становится более адекватным и стабильным.

Читайте так же:  Привязанность и любовь психология

Ключевые слова: личность, самооценка, уровень притязаний, академическая успеваемость, учебная деятельность.

SELF-APPRAISAL AND ASPIRATION OF STUDENTS WITH DIFFERENT ACADEMIC PROGRESS Abstract. The article presents the results of a study of self-appraisal and aspiration of primary school students with different academic progress. The study shows that the aspiration level tends to improve and become more adequate with the child’s growing up.

Key words: personality, self-appraisal, level of claims, academic progress, educational activity.

Одной из важных задач, стоящих перед современной школой, является формирование

гармонично развитой личности. Об этом говорится в федеральном государственном

образовательном стандарте основного общего образования в части требований к личностным

результатам освоения учащимися программы основного общего образования. Речь идет о

готовности и способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,

сформированности их учебной мотивации и целенаправленной познавательной

деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-

смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности,

социальные компетенции, способности ставить цели и строить жизненные планы.

В планируемых результатах основной образовательной программы начального

общего образования указывается, что в сфере регулятивных универсальных учебных

действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на

организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и

задачу, планировать её реализацию (в том числе, во внутреннем плане), контролировать и

оценивать свои действия, объективно оценивать собственные возможности, планировать

свою деятельность, самостоятельно принимать решения, находить пути их реализации, вносить коррективы в их выполнение. Таким образом, целью современного школьного образования является личностное, познавательное и общекультурное развитие учащихся.

Ведущим видом деятельности учащихся младшего школьного возраста является учебная деятельность. В процессе ее освоения школьниками идет формирование произвольности психических функций, внутреннего плана действий, рефлексии, самооценки, уровня притязаний и т. д. По мнению Л. С. Выготского самооценка, как внеситуативное, устойчивое, дифференцированное отношение к себе, начинает складываться в семилетнем возрасте. Она опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт его деятельности и общения с другими людьми [1, с. 184]. Таким образом, младший школьный возраст можно считать сензитивным периодом для развития самооценки и уровня притязаний.

Этому способствуют специфические особенности самой учебной деятельности. Опора при самооценке на каждый из ее компонентов способствует формированию объективного, дифференцированного, критичного взгляда на результат собственной деятельности. По мнению Л. М. Фридмана ведущее место в учебной деятельности школьника занимает оценочный компонент. Автор указывает, что формирование внутренней контрольно-оценочной деятельности учащихся происходит посредством подражания и ориентации на соответствующую деятельность учителя, а корректировка деятельности происходит в зависимости от результатов контрольно-оценочной деятельности учителя. Оценочный компонент становится внутренним стимулом в учебно-познавательной деятельности, поскольку ученик начинает поощрять и стимулировать себя на выполнение конкретной учебной задачи. Источники активности на решение конкретных задач он видит внутри собственной учебной деятельности, в ней он находит источники своего стимулирования.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний. Он определяется степенью трудности целей, которые ставит перед собой ученик. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями может приводить к неправильной оценке собственных возможностей, что не может не сказаться на успешности выполнения деятельности или решении определенной задачи.

Следует отметить, что развитие самооценки идет по пути дифференциации.

С возрастом, в процессе обучения и воспитания, под влиянием интериоризации внешних

оценок (родителей, учителей, сверстников), она становится более осознанной,

дифференцированной, адекватной. В частности, Т. А. Кузьмин отмечает, что одним из

эффективных социально-психологических условий формирования и коррекции уровня

притязаний и познавательной активности у старших подростков являются систематически создаваемые в процессе учебной деятельности ситуации публичного выбора ранга трудности заданий и возникающего в них социального сравнения.

Настоящее исследование посвящено изучению самооценки и уровня притязаний у учащихся младшего школьного возраста с разным уровнем притязаний. В нем приняли участие учащихся первого и четвертого классов МОУ «Лицей № 31» г. о. Саранск в количестве 60 человек: 30 учащихся 1 класса и 30 учащихся 4 класса.

Для изучения самооценки и уровня притязаний были использованы следующие методики: 1) методика Дембо-Рубинштейн; 2) методика «уровень притязаний» в модификации Е. А. Серебряковой: детям предлагались задания 9 уровней трудности (по 2 варианта каждого). Испытуемый мог выбрать любое. Всего он выполнял 7 заданий.

Описание результатов исследования начнем с характеристики групп учащихся по группе в целом. Анализ результатов изучения уровня притязаний у учащихся младшего школьного возраста показал, что в зависимости от результатов предшествующей деятельности основная масса учащихся четвертого класса изменяла свои действия в ситуации решения задачи: если ученики справлялись с заданием, то они повышали свои притязания, если нет — снижали. Большинство учащихся первого класса не всегда учитывали опыт выполнения предыдущих заданий: несмотря на неуспех в решении задачи пытались решить задачи более высокого уровня сложности.

Изучение самооценки у учащихся младшего школьного возраста показало, что в учащихся четвертого класса она более дифференцирована, чем у учащихся первого класса: 48% учащихся имеют адекватную самооценку, 36% — завышенную, 16% — заниженную. В группе первоклассников основная масса учащихся имеют завышенную самооценку (78%), и незначительное количество — адекватную и заниженную (8% и 14% соответственно).

Далее опишем особенности самооценки и уровня притязаний у учащихся младшего школьного возраста с разной академической успеваемостью.

В группе учащихся первого класса с высокой академической успеваемостью все респонденты имеют завышенную самооценку. Учащиеся со средней академической успеваемостью демонстрируют в основной своей массе завышенную самооценку (70%), несколько меньшее их число — адекватную (21%), и совсем незначительное — заниженную (9%). Для учащихся с низкой академической успеваемостью характерна заниженная самооценка.

Несколько иная тенденция выявлена в уровне притязаний у учащихся первого класса

с разной академической успеваемостью: для учащихся с высокой и средней академической

успеваемостью характерен высокий уровень притязаний. Учащиеся изначально стремились выполнить задания более высоко уровня сложности. Даже в случае неудачи, они незначительно снижали уровень сложности задач. Учащиеся с низкой академической успеваемостью и низкой самооценкой выбирали изначально самые простые задания, а в случае неудачи — вовсе отказывались от выполнения последующих заданий.

Совсем другая тенденция выявлена у учащихся 4 класса. Учащиеся с высокой академической успеваемостью, как и учащиеся со средней, имеют высокий и средний уровень самооценки, а учащиеся с низкой успеваемостью — средний или низкий уровень ее развития. Что касается уровня притязаний, то у учащихся четвертого класса он более адекватный: основная масса школьников изначально выбирала задания среднего уровня сложности. В случае успешности решения задачи — выбирали задания более высокого уровня, в случае неудачи — более низкого. Такая тенденция прослеживается во всех группах: с высокой, средней и низкой академической успеваемостью.

При этом следует отметить, что учащиеся четвертого класса изначально выбирают задания более высоко уровня сложности, чем учащиеся первого класса. Подобная тенденция была выявлена в исследовании Т. Н. Прилепской [5].

Кроме того, если в группе учащихся первого класса были респонденты, выбиравшие задания более высокого уровня сложности, несмотря на неверное решение предыдущего, то в группе учащихся четвертого класса таковых не было вовсе. Это может говорить о том, что уровень притязаний к четвертому классу становится более адекватным, стабильным, учащиеся способны учитывать опыт выполнения предыдущих заданий и собственные возможности при выборе последующих.

Обобщая результаты проведенного исследования можно говорить о следующих особенностях самооценки и уровня притязаний у учащихся младшего школьного возраста.

1. Учащиеся четвертого класса изначально выбирают задания более высоко уровня сложности, чем учащиеся первого класса.

2. Основная масса учащихся четвертого класса изменяла свои действия в ситуации решения задачи: если ученики справлялись с заданием, то они повышали свои притязания, если нет — снижали, тогда как большинство учащихся первого класса не всегда учитывали опыт выполнения предыдущих заданий: несмотря на неуспех в решении задачи пытались решить задачи более высокого уровня сложности.

3. Группе учащихся первого класса с высокой академической успеваемостью все

респонденты имеют завышенную самооценку, учащиеся со средней академической

успеваемостью демонстрируют в основной своей массе завышенную самооценку, несколько

меньшее их число — адекватную, и совсем незначительное — заниженную; учащимся с низкой академической успеваемостью характерна заниженная самооценка. Совсем другая тенденция выявлена у учащихся 4 класса: учащиеся с высокой академической успеваемостью, как и учащиеся со средней, имеют высокий и средний уровень самооценки, а учащиеся с низкой успеваемостью — средний или низкий уровень ее развития.

4. Для учащихся первого класса с высокой и средней академической успеваемостью характерен высокий уровень притязаний: они изначально стремились выполнить задания более высоко уровня сложности; даже в случае неудачи, они незначительно снижали уровень сложности задач; учащиеся же с низкой академической успеваемостью и низкой самооценкой выбирали изначально самые простые задания, а в случае неудачи -отказывались от выполнения последующих заданий.

5. У учащихся четвертого класса уровень притязаний более адекватный: основная масса школьников изначально выбирала задания среднего уровня сложности; в случае успешности решения задачи — задания более высокого уровня, в случае неудачи — более низкого. Данная тенденция прослеживается во всех группах: с высокой, средней и низкой академической успеваемостью.

Таким образом, наше предположение о том, что самооценка и уровень притязаний у учащихся с разной академической успеваемостью имеют свои особенности, подтвердилось.

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 2000 — 380 с.

2. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 томах: Т. 2. Проблемы общей психологии. -М.: Педагогика, 1982. — 504 с.

3. Ласко М. В. О возможности прогнозирования эффективности деятельности в условиях высокой мотивации по характеристикам уровня притязаний // Проблемы медицинской психологии. — Л.: Медицина, 1976. — С. 45-47.

4. Липкина А. И. Как формировать и изменять самооценку // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия. — М.: Академия, 2000. — С. 197-200.

5. Прилепская Т. Н. Особенности самооценки и уровня притязаний у глухих и слышащих школьников // Дефектология. — 1989. — № 5. — С. 26-32.

РИФЕЛЬ Н. В. САМООЦЕНКА И УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ У УЧАЩИХСЯ С РАЗНОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ

Транскрипт

1 РИФЕЛЬ Н. В. САМООЦЕНКА И УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ У УЧАЩИХСЯ С РАЗНОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ Аннотация. В статье представлены результаты изучения самооценки и уровня притязаний у учащихся младшего школьного возраста с разной академической успеваемостью. Выявлено, что с возрастом уровень притязаний становится более адекватным и стабильным. Ключевые слова: личность, самооценка, уровень притязаний, академическая успеваемость, учебная деятельность. RIFEL N. V. SELF-APPRAISAL AND ASPIRATION OF STUDENTS WITH DIFFERENT ACADEMIC PROGRESS Abstract. The article presents the results of a study of self-appraisal and aspiration of primary school students with different academic progress. The study shows that the aspiration level tends to improve and become more adequate with the child s growing up. Key words: personality, self-appraisal, level of claims, academic progress, educational activity. Одной из важных задач, стоящих перед современной школой, является формирование гармонично развитой личности. Об этом говорится в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования в части требований к личностным результатам освоения учащимися программы основного общего образования. Речь идет о готовности и способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированности их учебной мотивации и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, способности ставить цели и строить жизненные планы. В планируемых результатах основной образовательной программы начального общего образования указывается, что в сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе, во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, объективно оценивать собственные возможности, планировать 1

2 свою деятельность, самостоятельно принимать решения, находить пути их реализации, вносить коррективы в их выполнение. Таким образом, целью современного школьного образования является личностное, познавательное и общекультурное развитие учащихся. Ведущим видом деятельности учащихся младшего школьного возраста является учебная деятельность. В процессе ее освоения школьниками идет формирование произвольности психических функций, внутреннего плана действий, рефлексии, самооценки, уровня притязаний и т. д. По мнению Л. С. Выготского самооценка, как внеситуативное, устойчивое, дифференцированное отношение к себе, начинает складываться в семилетнем возрасте. Она опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт его деятельности и общения с другими людьми 1, с Таким образом, младший школьный возраст можно считать сензитивным периодом для развития самооценки и уровня притязаний. Этому способствуют специфические особенности самой учебной деятельности. Опора при самооценке на каждый из ее компонентов способствует формированию объективного, дифференцированного, критичного взгляда на результат собственной деятельности. По мнению Л. М. Фридмана ведущее место в учебной деятельности школьника занимает оценочный компонент. Автор указывает, что формирование внутренней контрольнооценочной деятельности учащихся происходит посредством подражания и ориентации на соответствующую деятельность учителя, а корректировка деятельности происходит в зависимости от результатов контрольно-оценочной деятельности учителя. Оценочный компонент становится внутренним стимулом в учебно-познавательной деятельности, поскольку ученик начинает поощрять и стимулировать себя на выполнение конкретной учебной задачи. Источники активности на решение конкретных задач он видит внутри собственной учебной деятельности, в ней он находит источники своего стимулирования. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний. Он определяется степенью трудности целей, которые ставит перед собой ученик. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями может приводить к неправильной оценке собственных возможностей, что не может не сказаться на успешности выполнения деятельности или решении определенной задачи. Следует отметить, что развитие самооценки идет по пути дифференциации. С возрастом, в процессе обучения и воспитания, под влиянием интериоризации внешних оценок (родителей, учителей, сверстников), она становится более осознанной, дифференцированной, адекватной. В частности, Т. А. Кузьмин отмечает, что одним из эффективных социально-психологических условий формирования и коррекции уровня 2

Читайте так же:  Дети с разницей в возрасте 6 лет

3 притязаний и познавательной активности у старших подростков являются систематически создаваемые в процессе учебной деятельности ситуации публичного выбора ранга трудности заданий и возникающего в них социального сравнения. Настоящее исследование посвящено изучению самооценки и уровня притязаний у учащихся младшего школьного возраста с разным уровнем притязаний. В нем приняли участие учащихся первого и четвертого классов МОУ «Лицей 31» г. о. Саранск в количестве 60 человек: 30 учащихся 1 класса и 30 учащихся 4 класса. Для изучения самооценки и уровня притязаний были использованы следующие методики: 1) методика Дембо-Рубинштейн; 2) методика «уровень притязаний» в модификации Е. А. Серебряковой: детям предлагались задания 9 уровней трудности (по 2 варианта каждого). Испытуемый мог выбрать любое. Всего он выполнял 7 заданий. Описание результатов исследования начнем с характеристики групп учащихся по группе в целом. Анализ результатов изучения уровня притязаний у учащихся младшего школьного возраста показал, что в зависимости от результатов предшествующей деятельности основная масса учащихся четвертого класса изменяла свои действия в ситуации решения задачи: если ученики справлялись с заданием, то они повышали свои притязания, если нет снижали. Большинство учащихся первого класса не всегда учитывали опыт выполнения предыдущих заданий: несмотря на неуспех в решении задачи пытались решить задачи более высокого уровня сложности. Изучение самооценки у учащихся младшего школьного возраста показало, что в учащихся четвертого класса она более дифференцирована, чем у учащихся первого класса: 48% учащихся имеют адекватную самооценку, 36% завышенную, 16% заниженную. В группе первоклассников основная масса учащихся имеют завышенную самооценку (78%), и незначительное количество адекватную и заниженную (8% и 14% соответственно). Далее опишем особенности самооценки и уровня притязаний у учащихся младшего школьного возраста с разной академической успеваемостью. В группе учащихся первого класса с высокой академической успеваемостью все респонденты имеют завышенную самооценку. Учащиеся со средней академической успеваемостью демонстрируют в основной своей массе завышенную самооценку (70%), несколько меньшее их число адекватную (21%), и совсем незначительное заниженную (9%). Для учащихся с низкой академической успеваемостью характерна заниженная самооценка. Несколько иная тенденция выявлена в уровне притязаний у учащихся первого класса с разной академической успеваемостью: для учащихся с высокой и средней академической 3

4 успеваемостью характерен высокий уровень притязаний. Учащиеся изначально стремились выполнить задания более высоко уровня сложности. Даже в случае неудачи, они незначительно снижали уровень сложности задач. Учащиеся с низкой академической успеваемостью и низкой самооценкой выбирали изначально самые простые задания, а в случае неудачи вовсе отказывались от выполнения последующих заданий. Совсем другая тенденция выявлена у учащихся 4 класса. Учащиеся с высокой академической успеваемостью, как и учащиеся со средней, имеют высокий и средний уровень самооценки, а учащиеся с низкой успеваемостью средний или низкий уровень ее развития. Что касается уровня притязаний, то у учащихся четвертого класса он более адекватный: основная масса школьников изначально выбирала задания среднего уровня сложности. В случае успешности решения задачи выбирали задания более высокого уровня, в случае неудачи более низкого. Такая тенденция прослеживается во всех группах: с высокой, средней и низкой академической успеваемостью. При этом следует отметить, что учащиеся четвертого класса изначально выбирают задания более высоко уровня сложности, чем учащиеся первого класса. Подобная тенденция была выявлена в исследовании Т. Н. Прилепской 5. Кроме того, если в группе учащихся первого класса были респонденты, выбиравшие задания более высокого уровня сложности, несмотря на неверное решение предыдущего, то в группе учащихся четвертого класса таковых не было вовсе. Это может говорить о том, что уровень притязаний к четвертому классу становится более адекватным, стабильным, учащиеся способны учитывать опыт выполнения предыдущих заданий и собственные возможности при выборе последующих. Обобщая результаты проведенного исследования можно говорить о следующих особенностях самооценки и уровня притязаний у учащихся младшего школьного возраста. 1. Учащиеся четвертого класса изначально выбирают задания более высоко уровня сложности, чем учащиеся первого класса. 2. Основная масса учащихся четвертого класса изменяла свои действия в ситуации решения задачи: если ученики справлялись с заданием, то они повышали свои притязания, если нет снижали, тогда как большинство учащихся первого класса не всегда учитывали опыт выполнения предыдущих заданий: несмотря на неуспех в решении задачи пытались решить задачи более высокого уровня сложности. 3. Группе учащихся первого класса с высокой академической успеваемостью все респонденты имеют завышенную самооценку, учащиеся со средней академической успеваемостью демонстрируют в основной своей массе завышенную самооценку, несколько 4

5 меньшее их число адекватную, и совсем незначительное заниженную; учащимся с низкой академической успеваемостью характерна заниженная самооценка. Совсем другая тенденция выявлена у учащихся 4 класса: учащиеся с высокой академической успеваемостью, как и учащиеся со средней, имеют высокий и средний уровень самооценки, а учащиеся с низкой успеваемостью средний или низкий уровень ее развития. 4. Для учащихся первого класса с высокой и средней академической успеваемостью характерен высокий уровень притязаний: они изначально стремились выполнить задания более высоко уровня сложности; даже в случае неудачи, они незначительно снижали уровень сложности задач; учащиеся же с низкой академической успеваемостью и низкой самооценкой выбирали изначально самые простые задания, а в случае неудачи отказывались от выполнения последующих заданий. 5. У учащихся четвертого класса уровень притязаний более адекватный: основная масса школьников изначально выбирала задания среднего уровня сложности; в случае успешности решения задачи задания более высокого уровня, в случае неудачи более низкого. Данная тенденция прослеживается во всех группах: с высокой, средней и низкой академической успеваемостью. Таким образом, наше предположение о том, что самооценка и уровень притязаний у учащихся с разной академической успеваемостью имеют свои особенности, подтвердилось. ЛИТЕРАТУРА 1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, с. 2. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 томах: Т. 2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, с. 3. Ласко М. В. О возможности прогнозирования эффективности деятельности в условиях высокой мотивации по характеристикам уровня притязаний // Проблемы медицинской психологии. Л.: Медицина, С Липкина А. И. Как формировать и изменять самооценку // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия. М.: Академия, С Прилепская Т. Н. Особенности самооценки и уровня притязаний у глухих и слышащих школьников // Дефектология С

Самооценка и успеваемость

В работе раскрыты теоретические аспекты зависимости успеваемости обучающихся от особенностей самооценки. Проведено практическое исследование.

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение — Гимназия № 45

“Взаимосвязь самооценки и успеваемости”

Дубовкина Марианна Максимовна,

МБОУ — Гимназия № 45,

Антропова Татьяна Сергеевна,

МБОУ — Гимназия № 45,

I квалификационная категория

1.3. Самооценка подростка как фактор личностного развития………………..8 стр.

1.4. Адекватность самооценки подростка…………………………………..9-10 стр.

1.5. Анализ методов повышения самооценки подростков . …. 10-13 стр.

Способы повышения самооценки подростков 11-14 лет…………. …………16-18 стр.

Подростковый возраст — непростой и очень важный этап в жизни каждого человека. Это время «первых самостоятельных выборов», которое во многом может определить дальнейшую судьбу человека. Он знаменует собой переход от детства к взрослой жизни. В этом возрасте формируется первые представления, идеалы, ценности. Для данного периода характерно развитие сознания и самосознания личности, а поведение человека регулируется его самооценкой, которая представляет собой центральное образование личности.

Многие дети приходят в начальную школу, не умея общаться и сотрудничать. Они не могут знакомиться, не знают, как вежливо обратиться к другому ребенку, как вежливо отказать. Плохо ориентируясь в понятиях «мое», «твое», «общее» способны брать без разрешения чужие вещи. Не умеют отличать искреннее непонимание или шутку от агрессии. Зачастую ребята совершенно не приучены чувствовать границы необходимой самообороны: в ответ на грубое слово могут затеять жестокую драку, на легкий толчок рукой – ударить. Обучение всем этим навыкам происходит постепенно, под воздействием разных групп людей (учителя, родители, сверстники), а отношение к себе складывается из их мнений и оценок. И, не всегда. эта оценка является позитивной и помогает ребенку развить адекватное отношение к себе.

«Есть два вида неблаговоспитанности: первый заключается в робкой застенчивости, второй — в непристойной небрежности и непочтительности в обращении. И того и другого можно избегнуть соблюдением одного правила: не быть низкого мнения ни о себе, ни о других». Так говорил британский философ Джон Локк. [2]

С. Л. Рубинштейн, характеризуя процесс развития самосознания у подростков , проводит его через ряд ступеней — от наивного неведения в отношении себя к все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценке. [9]

Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков , выражение их открыто или закрыто.

Ученые выделяют, что многие детские, а особенно подростковые проблемы вызваны нарушениями самооценки.

Увеличился темп обучения. Появились ЕГЭ, ГИА. Современная школа предъявляет учащимся множество новых требований Появились неврологические расстройства из-за больших психических нагрузок. В связи с высокой динамикой обучения и несоответствием требованиям, предъявляемым к учащимся, сильно страдает эмоциональная сфера, в том числе и самооценка. Психологи утверждают, что в основе многих соматических и хронических заболеваний кроются проблемы отношения ребенка с самим собой — т.е. нарушения самооценки. Такие трудности не только разрушают здоровье, они усложняют процесс налаживания контактов с окружающим миром, снижают мотивацию к учебе и социально направленным интересам, мешают хорошей учебе и многое другое.

Опираясь на данные различных исследований мы узнали, что чем лучше ребенок учиться в школе — тем выше должна быть его самооценка. Учащиеся же с низкой успеваемостью, как правило, имеют заниженную самооценку. Этот интересный факт нас заинтересовал. Можно предположить, что если учащиеся будут повышать свою успеваемость, то и самооценка у них будет выше.

Мы решили изучить данный вопрос и поставили перед собой цель

— выявить связь самооценки и успешности обучения детей в школе.

Гипотеза исследования — самооценка отличников выше чем самооценка неуспешных учащихся.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи :

1. теоретический анализ материалов по данной теме, изучение самооценки детей;

2. исследование уровня самооценки и сравнение с результатами школьной успеваемости;

3. аналитический анализ полученных результатов и разработка рекомендаций учащимся.

Самооценка – оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изучаемая в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Самооценка связана с одной из центральных потребностей в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.

Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности, а так же отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживания.

Как же личность осуществляет самооценку? Человек становится личностью в результате совместной деятельности и общения. Все, что сложилось и осталось в личности, возникло благодаря совместной с другими людьми деятельности и в общении с ними, а для этого предназначено. Человек включается в деятельность и общение.

К. Марксу принадлежит справедливая мысль: «Смотрится, как в зеркало, в другого человека, лишь отнесясь к человеку». Иначе говоря, познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственную оценку. Уже сложившиеся оценки собственного “Я” есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его личностным качествам, поступкам, появлениям; все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие. Другими словами, личность ориентируется на референтную группу (реальную или идеальную), идеалы которых являются ее идеалами, интересы – ее интересами и т. д. В процессе общения она постоянно сверяет себя с эталоном в зависимости от результатов проверки, оказывается довольный собой или недовольный. Каков же психологический механизм этой проверки?

Психология располагает рядом методов выявления самооценки человека.

1.2. Виды самооценки

Самооценка может быть оптимальной (адекватно) и неоптимальной (неадекватной).

При оптимальной, адекватной самооценке личность правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций. К оптимальной относятся самооценки “высокий уровень” и “выше среднего уровня” (человек заслуженно ценит, уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию). Но самооценка м. б. и неоптимальной – чрезмерно завышенной или слишком заниженной. [3]

На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Завышенная самооценка приведет и к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он не редко сталкивался с противодействиями окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность или нарочитое высокомерие, агрессию и в конце концов может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться. Происходит острое эмоциональное “отталкивание” всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным – чисто эмоциональным. Рациональное звено оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы – как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.

Читайте так же:  Закон о насилии в отношении женщин

Человек с завышенной неадекватной самооценкой не желает признавать, что все это – следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Возникает тяжелое эмоциональное состояние – аффект неадекватности, главной причиной которого является стойкость сложившегося стереотипа завышенной оценки самой личности. Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствии с реальным положением дел – увеличивается при успехе и снижается при неудачах, то это может способствовать развитию личности, т. к. ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю.

Самооценка может быть и заниженной, т. е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, устойчивости, неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения и тревожности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.

Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, исполняют самоконтроль. Особенно это заметно происходит в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже заметить, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.

При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других. И хотя это делается из самых лучших побуждений, все же становится причиной конфликтов в силу того, что не многие могут терпеть систематическое “пиление”.

Поскольку самооценка складывается под влиянием оценки окружающих и, став устойчивой, меняется с большим трудом, то изменить ее можно, изменив отношение окружающих (сверстников, сотрудников по работе, преподавателей, родных). Поэтому формирование оптимальной самооценки сильно зависит от справедливости оценки всех этих людей. Особенно важно помочь человеку поднять неадекватно заниженную самооценку, поверить в себя, в свои возможности, в свою ценность.

Для нас человек определяется, прежде всего, не его отношением к собственности, а его отношением к его труду. Поэтому и его самооценка определяется тем, что он как общественный индивид делает для общества. Это сознательное, общественное отношение к труду является стержнем, на котором перестраивается вся психология личности, оно же становится основой и стержнем ее сознания.

Самооценка человека существенно обусловлена мировоззрением, определяющим нормы оценки.

1.3. Самооценка подростка как фактор личностного развития

Самооценка подростка — компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков. Несмотря на имеющиеся многочисленные исследования самооценки в детском возрасте, некоторые исследователи склонны считать ее новообразованием подросткового периода. Они утверждают, что самооценка является довольно поздним образованием и начало ее реального действия нередко датируется лишь подростковым возрастом. [7]

Исследователи единодушны в описаниях особенностей самооценки детей этого возраста, отмечая ее ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте .

В процессе развития самосознания центр внимания подростков все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт — к характеру в целом. С этим связаны осознание — иногда преувеличенное — своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне. [1]

Самооценка подростка представляет собой центральное образование личности.

Самооценка подростк а в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности. Хотя, конечно, следует отдавать себе отчет в том, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности.

Самооценка подростка формируется в процессе деятельности и межличностного взаимодействия, получения обратной связи от окружения. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности.

Самооценка подростка, как отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. Но, несмотря на это, в структуре отношений личности самооценке принадлежит особое место. [10]

1.4. Адекватность самооценки в подростковом возрасте.

Многие исследователи отмечают постепенное увеличение адекватности самооценки в подростковом возрасте. Р. Берне объясняет это тем, что подростки оценивают себя ниже по тем показателям, которые представляются им самим важными, и это снижение указывает на их больший реализм, в то время как детям свойственно завышать оценку собственных качеств

В некоторых исследованиях обнаружено, что нет значимых различий между девочками и мальчиками в способности адекватного самооценивания. Однако способность адекватного оценивания других у девочек выше, что объясняется их большим интересом к другим людям. Но следует заметить, что перенос знаний об окружающих на свое Я у девочек не превышает, а может быть, несколько отстает от аналогичной способности у подростков-юношей.

Адекватная самооценка — реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих.

Завышенная самооценка подростка — неадекватное завышение в оценивании себя подростком.

Заниженная самооценка подростка — неадекватное недооценивание себя подростком. Это одна из самых распространенных проблем подросткового возраста. Многие считают, что это естественный период взросления, но это не так. Следует уделить особое внимание этой проблеме у подростка, так как коррекция в более позднем возрасте может быть не возможной.

Российские психологи представили данные об индикаторах различных типов самооценки подростков. Так, адекватную самооценку, по их мнению, предсказывает достоверно сильная ориентация подростка на будущую профессию и высокая учительская оценка выполнения норм морального поведения. Завышенную самооценку вызывает у подростка низкая оценка его поведения сверстниками, заниженную же самооценку — низкая психологическая устойчивость.[8]

Наиболее очевидны изменения в содержательной стороне самооценки
подростков. Это объясняется тем, что именно в этот период, достаточно краткий по своей продолжительности, наблюдается резкий переход от фрагментарного и недостаточно четкого видения себя к относительно полной, всеобъемлющей Я-концепции.

Так, количество качеств, которые осознает в себе старший подросток, в два раза больше, чем у младших школьников. Старшеклассники при оценке себя уже способны охватить почти все стороны собственной личности — их самооценка становится все более обобщенной. Кроме того, совершенствуются также и их суждения относительно своих недостатков.

Суждения подростков о себе передают светлый фон их настроения, ощущение радости бытия. Подростки раскрывают себя в категориях, отражающих их учебную деятельность, любимые занятия, интересы, увлечения. Они ориентированы на идеальную самооценку, но разрыв между их реальной и идеальной самооценкой для многих из них не является травмирующим.

В различных исследованиях подмечено, что в содержании самооценки подростков превалируют основные моральные черты — доброта, честность, справедливость. Довольно высокий уровень самокритичности подростков позволяет им признавать в себе много отрицательных качеств и осознавать необходимость от них избавиться. [6]

Самооценка школьников влияет на их общение с другими ребятами или учителями. Разберемся, как себя ведет ребенок в обществе при разных уровнях самооценки.

Когда ребенок думает о себе плохо, значит, у него есть какие- то комплексы. И они мешают ему нормально общаться со сверстниками. Он боится, что его не примут в общество, обсмеют. И он не хочет ни с кем общаться, а живет сам по себе, в своем мире. На самом же деле он вполне обычный ребенок, как и все, но только думает о себе плохо. Он замкнут и необщителен. Но бывает, что эти люди творческие личности.

Другие дети видят этого ребенка скромны, застенчивым, не разговорчивым. И сами с ним не разговаривают.

Теперь рассмотрим другой вариант. Ребенок думает о себе слишком хорошо. Но такие люди по жизни лидеры, стараются быть во всем и всегда первыми. Он врывается в любое общество, начинает диктовать свои правила. Все начнут от него сторониться. Возможно, ребенок подумает, что если он такой “хороший”, то ему все можно. Начнет обижать других детей. Он тоже конечно потом не будет ни с кем общаться, с таким отношением.

Ребенок с нормальной, адекватной самооценкой умеет правильно вести себя в обществе, и у него не проявляется страхов в общении. Он адекватно о себе думает, так же думают о нем и остальные. [12]

1.5 Анализ методов повышения самооценки подростков.

Развитие самосознания и его важнейшей стороны – самооценки – это сложный и длительный процесс, сопровождающийся у подростка целой гаммой специфических переживаний, на которые обращали внимание буквально все психологи, занимавшиеся этим возрастом. Они отмечали свойственную подросткам неуравновешенность, вспыльчивость, частые смены настроения, иногда подавленность и прочие.

Еще очень незрелые попытки анализа своих возможностей сопровождаются то взлетом самоуверенности, то, напротив, сомнениями в себе и колебаниями. Такого рода неуверенность в себе часто приводит подростков к ложным формам самоутверждения – бравированию, развязанности, нарушению дисциплины исключительно с целью показать свою независимость.

Часто самооценка оказывается у подростка внутренне противоречивой: сознательно он воспринимает себя как личность значительную, даже исключительную, верит в себя, в свои способности, ставит себя выше других людей. Вместе с тем внутри его гложут сомнения, которые он старается не допустить в свое сознание. Но эта подсознательная неуверенность дает о себе знать в переживании, подавленности, плохом настроении, упадке активности и пр. Причину этих состояний подросток сам не понимает, но они находят свое выражение в его обидчивости, грубости, частых конфликтах с окружающими взрослыми.

Нет сомнения, что образ жизни и воспитание накладывают свой отпечаток на особенности личности человека. Следует также отметить, что, чем старше ребенок, тем больше сказывается на нем результаты его индивидуального опыта. Нет и не может быть ни одного подростка, который бы не отличался от другого; личность каждого из них уникальна и неповторима. Исследования показали, что общими для всех подростков, независимо от различий в их социализации, являются те психологические особенности, в основе которых лежит развитие рефлексии, порождающие потребности понять самого себя и быть на уровне собственных к себе требований, т.е. достигнуть избранного образца. А неумение удовлетворить эти потребности определяет целый “букет” психологических особенностей, специфических для подросткового кризиса.

Изучая учащихся средних школ, исследователи установили, что высокая самооценка определяется заинтересованностью родителей в ребенке, в частности их интересом к их друзьям, к его успехам в учебе, их вниманием к высказыванию ребенка. Обнаружилась связь высокой самооценки у подростков 11-14 лет с хорошими семейными взаимоотношениями. В это понятие включались теплые отношения между членами семьи, наличие в семье совместной деятельности, разумное участие детей в принятии решений на семейном совете.

Исследователи выделяют три основных условия формирования у подростка высокой самооценки: 1) принятие родителями ребенка; 2) установление ими ясных и однозначных правил, регламентирующих его поведение; 3) предоставление ребенку свободы действий в установленных родителями границах. [3]

Обычно самооценку интерпретируют как одномерную переменную, которую складывается из множества конкретных представлений индивида о себе. Однако есть немалый смысл в том, чтобы выделить ряд универсальных аспектов самооценки на основе более общего, теоретико-личностного подхода. Это дает возможность сделать ее анализ менее зависимым от особенностей каждого индивида, опираясь на то, что, так или иначе, объединяет всех.

Было установлено, что поддержка родителей значимо влияет на самооценку подростков, в то время как контроль с их стороны такого влияния не оказывает.

Поддержка родителей значимо влияет на самооценку только в присутствии взрослых, например, в семье, в школе и при общении со взрослыми. В ситуациях общения со сверстниками такая зависимость не прослеживается.

Проводимое британскими учеными исследование показало, что социум (референтная группа) является основным фактором развития самооценки подростка. [1]

Полученные данные говорят о том, что школа (особенно уроки), для подростков являются самыми незначимыми, так как там плохо учитываются реальные интересы и потребности молодежи. Подростков угнетает система оценки знаний, дающая лишь немногим возможность испытать чувство успеха. На противоположном полюсе находится группа сверстников, в которой подросток ощущает минимальную отчужденность.

Могут ли родители и учителя помочь подростку в решении насущных проблем? Их главная задача попытаться понять “изнутри” поведение и чувства, которые отличают подростков.

Взрослые должны обеспечивать подросткам постепенно возрастающую свободу выбора и действий в рамках устойчивой системы принципов, регламентирующих поведение. Полная независимость чревата тревожностью даже для взрослых. Указывая подростку возможные ориентиры в жизни, взрослый, помимо всего прочего, еще и демонстрирует ему, что кто-то о нем заботиться.

Помогая подросткам правильно принимать решения, взрослые должны показывать, что то или иное жизненно важное решение – это не выбор между чем-то истинным и чем-то абсолютно ложным, а между вещами, одинаково далекими от идеала. Общение со взрослым должно научить подростка, что истинно взрослые решения основываются на оценке реальной, а не надуманной ситуации. Это не означает, что в своих суждениях можно не оглядываться на принципы; но принципы необходимо трезво применять в соответствии с жизненной реальностью.

Наконец, взрослым надлежит поощрять всякое проявление зрелого поведения, стремление подростка к самопониманию и преодолению трудностей. Такая положительная обратная связь не только закрепляет достигнутые успехи, но и является для молодого человека знаком того, что его одобряют, принимают и ценят, каковы бы ни были перемены, сопровождающие его возрастное развитие.

Все эти меры взаимодействия семь и самих подростков помогут им повысить самооценку, найти понимание и поддержку не на улице, а в школе и своей семье, что более благоприятно скажется на их развитии.