Меню

Условия в детском саду для социального развития детей

Социальное развитие детей дошкольного возраста

Слайд №1

Проблема развития социальной педагогики сегодня представляется очень актуальной. Социальная помощь имеет глубокие исторические корни. Еще с давних времен известны многочисленные примеры благотворительности, попечительства.

Дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социализации, который по высказываниям Л.С.Выготского рассматривается как “врастание в человеческую культуру”.

Слайд №2

Социальное развитие (социализация) – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из:

  • трудовых навыков; (слайд №3)
  • знаний;(слайд №4)
  • норм, ценностей, традиций, правил; (слайд №5)
  • социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной).(слайд №6)

Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Человек по природе своей является существом общественным. Все факты, описывающие случаи вынужденной изоляции маленьких детей, так называемых “маугли”, показывают, что такие дети никогда не становятся полноценными людьми: они не могут овладеть человеческой речью, элементарными формами общения, поведения и рано погибают.

Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.

Само слово “общество” произошло от латинского “societas”, означающего “товарищ”, “друг”, “приятель”. Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как любая его потребность не может быть удовлетворена без помощи и участия другого человека.

Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

Всех взрослых, которые общаются с ребенком и влияют на его социальное развитие, можно разделить на четыре уровня приближенности, характеризующиеся различными сочетаниями трех факторов:

  • частотой контактов с ребенком;
  • эмоциональной насыщенностью контактов;
  • информативностью.

На первом уровне находятся родители – все три показателя имеют максимальное значение.

Второй уровень занимают воспитатели ДОУ – максимальное значение информативности, эмоциональная насыщенность.

Третий уровень – взрослые, имеющие с ребенком ситуативные контакты, или те, которых дети могут наблюдать на улице, в поликлинике, в транспорте и т.д.

Четвертый уровень – люди, о существовании которых ребенок может знать, но с которыми он никогда не встретиться: жители других городов, стран и т.д.

Ближайшее окружение ребенка – первый и второй уровень приближенности – в силу эмоциональной насыщенности контактов с ребенком не только влияют на его развитие, но и сами меняются под воздействием этих отношений. Для успешности социального развития ребенка необходимо чтобы его общение с ближайшим взрослым окружением было диалогично и свободно от директивности. Однако даже непосредственное общение людей на самом деле является сложным и многогранным процессом. В нем осуществляется коммуникативное взаимодействие, происходит обмен информацией. Основными средствами общения людей являются речь, жесты, мимика, пантомима. Еще не владея разговорной речью, ребенок точно реагирует на улыбку, тон и интонацию голоса. Общение предполагает понимание людьми друг друга. Но маленькие дети эгоцентричны. Они считают, что другие думают, чувствуют, видят ситуацию так же, как они, поэтому им трудно войти в положение другого человека, поставить себя на его место. Именно недостаточное взаимопонимание между людьми чаще всего является причиной конфликтов. Этим объясняются и столь частые ссоры, споры и даже драки между детьми. Социальная компетентность достигается благодаря продуктивному общению ребенка со взрослыми и сверстниками. У большинства детей данный уровень развития общения может быть достигнут только в образовательном процессе.

Основные принципы организации процесса социального воспитания (слайд №8)

  • индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и критических
    ситуаций в социальном взаимодействии личности, ценностном становлении ее жизненных отношений;
  • воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;
  • развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;
  • развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта саморазвития человечества;
  • становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.
  • Современные тенденции развития системы образования в России связаны с реализацией запроса на оптимальное обновление его содержания и методов в соответствии с прогрессом общества, науки, культуры. Общественный заказ на развитие системы образования предопределяется основной его целью — подготовкой подрастающего поколения к активной творческой жизнедеятельности в мировом сообществе, способного к решению глобальных проблем человечества.

    Современное состояние науки и практики дошкольного образования свидетельствует о наличии огромного потенциала в области разработки и внедрения программ и технологий социального развития дошкольников. Данное направление отражено в требованиях государственного образовательного стандарта, включено в содержание федеральных и региональных комплексных и парциальных программ (“Детство”, “Я — человек”, “Детский сад — дом радости”, “Истоки”, “Радуга”, “Я, ты, мы”, “Приобщение детей к истокам русской народной культуры”, “Непреходящие ценности малой Родины”, “Развитие у детей представлений об истории и культуре”, “Сообщество” и др.).

    Анализ имеющихся программ позволяет судить о возможности реализации отдельных направлений социального развития дошкольников.

    (Слайд №9)

    Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Этот опыт представлен в структуре личности неповторимым сочетанием находящихся в тесной взаимозависимости четырех компонентов:

    1. Культурные навыки – представляют собой совокупность специфических навыков, вменяемых обществом человеку в различных ситуациях как обязательные. Например: навык порядкового счета до десяти перед поступлением в школу.
    2. Специфические знания – представления полученные человеком в индивидуальном опыте освоения окружающего мира и несущие на себе отпечатки его взаимодействия с действительностью в виде индивидуальных пристрастий, интересов, системы ценностей. Их отличительная особенность – тесная смысловая и эмоциональная взаимосвязь между собой. Их совокупность образует индивидуальную картину мира.
    3. Ролевое поведение – поведение в конкретной ситуации, обусловленной природной и социокультурной средой. Отражает знакомство человека с нормами, обычаями, правилами, регулирует его поведение в тех или иных ситуациях, определяется его социальной компетентностью. Даже в дошкольном детстве у ребенка уже много ролей: он- сын или дочь, воспитанник детского сада, чей-то друг. Недаром маленький ребенок дома ведет себя иначе, чем в детском саду, а с приятелями общается не так, как с незнакомыми взрослыми. Каждая социальная роль имеет собственные правила, которые могут меняться и различны для каждой субкультуры, принятых в данном обществе системы ценностей, норм, традиций. Но если взрослый человек свободно и осознанно принимает ту или иную роль, понимает возможные последствия своих действий и осознает ответственность за результаты своего поведения, то ребенку только предстоит этому научиться.
    4. Социальные качества, которые можно объединить в пять комплексных характеристик: сотрудничество и забота об окружающих, соперничество и инициативность, самостоятельность и независимость, социальная адаптированность, открытость и социальная гибкость.

    Все компоненты социального развития находятся в тесной взаимосвязи. Поэтому изменения в одной из них неизбежно влекут за собой изменения в остальных трех компонентах.

    Например: ребенок добился принятия в игры сверстников, которые ранее его отвергали. У него сразу же изменились социальные качества – он стал менее агрессивным, более внимательным и открытым для общения. Его кругозор расширился новыми представлениями о человеческих отношениях и себе: я тоже хороший, меня, оказывается, любят дети, дети тоже не злые, с ними занятно проводить время и пр. Его культурные навыки через некоторое время неизбежно обогатятся новыми приемами общения с предметами окружающего мира, поскольку он сможет наблюдать и пробовать эти приемы у партнеров по играм. Ранее это было невозможно, опыт других отвергался, потому что отвергались сами дети, отношение к ним было неконструктивным.

    Все отклонения в социальном развитии ребенка дошкольного возраста – результат неправильного поведения окружающих взрослых. Они просто не понимают, что их поведение создает в жизни ребенка ситуации, с которыми он не может справиться, поэтому его поведение начинает носить асоциальный характер.

    Процесс социального развития представляет собой сложное явление, в ходе которого происходит присвоение ребенком объективно заданных норм человеческого общежития и постоянное открытие, утверждение себя как социального субъекта.

    Содержание социального развития определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний мирового уровня культуры, общечеловеческих ценностей, с другой — отношением к этому самого индивида, актуализацией собственного “Я”, раскрытием творческих потенциалов личности.

    Как способствовать социальному развитию дошкольника? Можно предложить следующие тактики взаимодействия воспитателя с детьми с целью формирования социально-приемлемых форм поведения и усвоения моральных норм общества:

    • чаще обсуждать последствия действий ребенка или взрослого на чувства другого человека;
    • подчеркивать сходство между разными людьми;
    • предлагать детям игры и ситуации, в которых необходимо сотрудничество и взаимопомощь;
    • вовлекать детей в обсуждение межличностных конфликтов, возникающих на моральной почве;
    • последовательно игнорируйте случаи отрицательного поведения, обращайте внимание на ребенка, который ведет себя хорошо;
    • не повторяйте без конца одни и те же требования, запреты и наказания;
    • ясно формулируйте правила поведения. Объясняйте, почему следует поступать так, а не иначе.

    Социальный опыт, к которому приобщается ребенок с первых лет своей жизни, аккумулируется и проявляется в социальной культуре. Усвоение культурных ценностей, их преобразование, способствующие общественному процессу, является одной из фундаментальных задач образования.

    Применительно к содержанию дошкольного образования в аспекте социального развития речь может идти о следующих разделах культуры и соответствующих им направлениях организации педагогического процесса: культура общения, включенная в содержание нравственного воспитания; психосексуальная культура, содержание которой отражено в разделе полового воспитания; национальная культура, реализуемая в процессе патриотического воспитания и религиоведческого просвещения; этническая культура, включенная в содержание интернационального воспитания; правовая культура, содержание которой представлено в разделе основ правового сознания. Такой подход, возможно, несколько ограничивает содержание социального развития, исключая разделы экологического, умственного, трудового, валеологического, эстетического, физического, экономического воспитания.

    Слайд №10.

    Однако процесс социального развития предполагает реализацию комплексного подхода, правомерность условного выделения этих разделов из целостного педагогического процесса подтверждается одним из существенных оснований, связанных с социальной идентификацией ребенка в дошкольном возрасте: видовой (ребенок — человек), родовой (ребенок — член семьи), половой (ребенок — носитель половой сущности), национальной (ребенок — носитель национальных особенностей), этнической (ребенок — представитель народа), правовой (ребенок — представитель правового государства).

    Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. В ней растущий человек проходит путь от саморазличения, самовосприятия через самоутверждение к самоопределению, социально ответственному поведению и самореализации.

    В силу специфики развития психических процессов и функций идентификация дошкольника возможна на уровне эмпатийного переживания, возникающего в ходе отождествления себя с другими людьми.

    Эффективность социального развития как результата социализации-индивидуализации обусловлена действием различных факторов. В аспекте педагогического исследования важнейшим из них является образование, цель которого — приобщение к культуре, ее воспроизведение, присвоение и сотворение. Современные исследования личностного развития ребенка (в частности, авторского коллектива по разработке базисной программы “Истоки”) позволяют дополнить, конкретизировать обозначенный перечень и отнести к универсальным человеческим способностям ряд базисных характеристик личности, становление которых осуществимо в процессе социального развития: компетентность, креативность, инициативность, произвольность, самостоятельность, ответственность, безопасность, свобода поведения, самосознание личности, способность к самооценке.

    Социальный опыт, к которому приобщается ребенок с первых лет своей жизни, аккумулируется и проявляется в социальной культуре. Усвоение культурных ценностей, их преобразование, способствующие общественному процессу, является одной из фундаментальных задач образования.

    • содержание социального развития дошкольников определяется различными основаниями социальной идентификации, доминирующими в том или ином возрасте: младший дошкольный возраст — видовая и родовая идентификация; средний — видовая, родовая, половая идентификация; старший — видовая, родовая, половая, национальная, этническая, правовая идентификация;

    Огромное значение в процессе освоения культуры и в становлении универсальных социальных способностей имеет механизм подражания как один из путей проникновения в смысловые структуры человеческой деятельности. Первоначально, подражая окружающим людям, ребенок овладевает общепринятыми способами поведения, вне зависимости от особенностей коммуникативной ситуации. Взаимодействие с другими людьми не дифференцировано по видовым, родовым, половым, национальным признакам.

    По мере актуализации интеллектуальной активности, обогащения смыслового социального спектра взаимодействия происходит осознание ценности каждого правила, нормы; их применение начинает ассоциироваться с конкретной ситуацией. Действия, освоенные прежде на уровне механического подражания, приобретают новый, социально наполненный смысл. Осознание ценности социально направленных действий означает зарождение нового механизма социального развития — нормативной регуляции, влияние которого в дошкольном возрасте непереоценимо.

    Реализация задач социального развития детей дошкольного возраста наиболее эффективна при наличии целостной педагогической системы, построенной в соответствии с основными подходами общенаучного уровня методологии педагогики.

    (Слайд №11)

    • Аксеологический подход позволяет определить совокупность приоритетных ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии человека. Применительно к социальному развитию дошкольников в качестве таковых могут выступать ценности коммуникативной, психосексуальной, национальной, этнической, правовой культуры.
    • Культурологический подход позволяет принимать во внимание все условия места и времени, в которых родился и живет человек, специфику его ближайшего окружения и исторического прошлого своей страны, города, основные ценностные ориентации представителей своего народа, этноса. Диалог культур, являющийся одной из доминантных парадигм современной системы образования, невозможен без приобщения к ценностям своей культуры.
    • Гуманистический подход предполагает признание личностного начала в ребенке, ориентацию на его субъективные потребности и интересы, признание его прав и свобод, самоценности детства как основы психического развития, культуротворческой функции детства как одного из важнейших аспектов социального развития, психологического комфорта и блага ребенка приоритетными критериями в оценке деятельности социальных институтов.
    • Антропологический подход позволяет повысить статус психолого-педагогической диагностики в определении динамики социального развития дошкольников, учитывать различные (возрастные, половые, нацио-нальные) особенности личностного развития в процессе нравственного, полового, патриотического, интернационального, правового воспитания.
    • Синергетический подход позволяет рассматривать каждый субъект педагогического процесса (дети, воспитатели, родители) как саморазвивающиеся подсистемы, осуществляющие переход от развития к саморазвитию. В аспекте социального развития детей данный подход предусматривает, к примеру, постепенную смену общих ориентаций педагога в становлении основных видов деятельности (от восприятия — к воспроизведению по образцу — к самостоятельному воспроизведению — к творчеству).
    • Полисубъектный подход предполагает необходимость учета влияния всех факторов социального развития (микрофакторы: семья, сверстники, детский сад, школа и др.; мезофакторы: этнокультурные условия, климат; макрофакторы: общество, государство, планета, космос).
    • Системно-структурный подход предполагает организацию работы по социальному развитию дошкольников в соответствии с целостной педагогической системой взаимосвязанных и взаимообусловленных целей, задач, содержания, средств, методов, форм организации, условий и результатов взаимодействия педагогов с детьми.
    • Комплексный подход предполагает взаимосвязь всех структурных компонентов педагогической системы применительно ко всем звеньям и участникам педагогического процесса. В содержание социального развития включается ориентировка ребенка в явлениях общественной и собственной жизни, в самом себе.
    • Деятельностный подход позволяет определить доминанту взаимоотношений ребенка с окружающим миром, актуализировать реализацию потребностей в осознании себя субъектом деятельности. Социальное развитие осуществляется в процессе значимых, мотивированных видов деятельности, особое место среди которых занимает игра, как самоценная деятельность, обеспечивающая ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя “здесь и теперь”, достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.
    • Средовой подход позволяет решить задачу организации образовательного пространства как средства социального развития личности. Среда представляет собой совокупность ниш и стихий, среди которых и во взаимодействии с которыми протекает жизнь детей (Ю.С. Мануйлов). Ниша — это определенное пространство возможностей, позволяющее детям удовлетворить свои потребности. Условно их можно разделить на природные, социальные, культурные. Применительно к задачам социального развития организация образовательного пространства требует создания предметно-развивающей среды, обеспечивающей наиболее эффективное приобщение детей к эталонам культуры (общечеловеческой, традиционной, региональной). Стихия представляет собой ничем не сдерживаемую силу, действующую в природной и общественной среде в виде различных социальных движений, проявляющихся в настроениях, потребностях, установках. В отношении плана социального развития стихия будет обнаружена во взаимодействии детей и взрослых, в доминанте ценностных ориентаций, иерархии целевых установок по отношению к ранжированию воспитательных задач.

    (Слайд №12)

    Краткий обзор основных концептуальных положений проблемы социального развития позволяет сделать следующие выводы:

    • социальное развитие представляет собой последовательный, многоаспектный процесс и результат социализации-индивидуализации, в ходе которого осуществляется приобщение человека к “всеобщему социальному” и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры;
    • дошкольный возраст является сензитивным периодом в социальном развитии человека;
    • социальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в актуальной разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми.

    Список использованной литературы

    1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М., 2003
    2. Арнаутова Е.П. Педагоги семья М.,2002
    3. Блинова Л.Ф. Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста. Казань., 2007
    4. Галагузова М.А. Социальная педагогика М., 2001
    5. Данилина Т.А., Степина Н.М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. М., 2004.
    6. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. Пермь, 2002.
    7. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Социально-нравственное воспитание детей. М., 2005
    8. Рылеева Е.Н. Вместе веселее! М., 2004

    Социальное развитие и адаптация дошкольников в детском саду

    Каждый человек – это отдельная личность со своими убеждениями, интересами, ценностями. Но живет он не изолированно, а в социуме – в непосредственных взаимоотношениях с другими людьми, определяющихся, в свою очередь, едиными условиями жизни, морально-нравственными нормами и культурными традициями.

    Социализация ребенка начинается с первых дней его жизни и реализуется через общение с родителями. Мамино прикосновение, слово, её улыбка учат малыша доверять окружающему миру, усваивать элементарные правила поведения. В дальнейшем в этот процесс вовлекаются другие члены семьи, посторонние взрослые и сверстники. К году ребенок овладевает такими необходимыми социальными умениями, как: устанавливать зрительный контакт, открыто выражать эмоции, просить чужую игрушку, делиться своей, здороваться, прощаться и другое.

    Дети получают основы общения в детском саду

    Роль детского сада в социальном развитии дошкольника

    К двум годам в жизни ребенка наступает новый этап, обусловленный важным событием – он начинает ходить в детский сад.

    Дошкольное общеобразовательное учреждение (ДОУ) – один из важнейших институтов социализации. Если до этого процесс социального развития ребенка проходил в большей степени ситуационно и стихийно, то в стенах ДОУ он становится целенаправленным и планомерным.

    Цель социального развития ребенка в дошкольном учреждении – сформировать полноценную личность, обладающую опытом взаимодействия с другими членами общества в рамках приемлемых норм и правил поведения.

    Социальное развитие — определение

    Реализуется через задачи:

    1. Дать ребенку необходимые знания: познакомить с допустимыми правилами поведения в дошкольном учреждении и группе;
    2. Научить ребенка вести себя в соответствии с общепринятыми нормами;
    3. Помочь ребенку самоопределиться в рамках данного социума;
    4. Помочь ребенку приобрести положительный опыт взаимодействия в саду с детьми и взрослыми

    Поставленные задачи выполняются следующим образом:

    1. Создаются благоприятные условия для вовлечения дошкольника в социальное взаимодействие;
    2. Применяются специальные методы и приемы работы:
    • наблюдение;
    • анкетирование;
    • беседа, разъяснение;
    • приучение, тренировка;
    • индивидуальная коррекционная работа;
    • создание воспитывающих ситуаций;
    • эмоциональное воздействие, поощрение.

    Совместные занятия родителей и детей помогают социализации

    Основные направления и виды работы по социальному развитию в дошкольном учреждении

    Детский сад дает возможность для социализации ребенка как в процессе его повседневного общения и взаимодействия с педагогами и сверстниками, так и в рамках специально организованных занятий посредством специфических методов, форм и видов работ:

    • Вовлечение в социально полезную деятельность (трудотерапия).
    • Слушание музыкальных произведений (музыкотерапия).
    • Рисование, рассматривание иллюстраций и репродукций картин (арт-терапия).
    • Чтение педагогической литературы (сказки, детские стихи, рассказы).
    • Сюжетно-ролевые игры.

    Утренник в саду — один из видов арт-терапии

    Арт-терапия – эффективный метод формирования у дошкольника мировоззрения, социального самоопределения, адекватной самооценки. Используется, в первую очередь, на диагностическом этапе: по детскому рисунку можно определить психологический климат в семье, асоциальные и антисоциальные тенденции. Например, изображение преступника или полицейского является признаком отклонения в социальном развитии ребенка.

    На дальнейшем этапе посредством изобразительной деятельности дошкольник избавляется от скрытых негативных факторов, повышает самооценку, разрешает внутриличностные и межличностные конфликты.

    Работа педагога заключается в следующем:

    • Создание доверительной и психологически комфортной обстановки для проведения занятия.
    • Анализ детских работ (все исправления вносятся только на словах и в корректной форме).
    • Постановка перед ребенком посильных для выполнения задач, оказание необходимой помощи.
    • Организация выставок детских работ в саду.

    К данным занятиям для повышения их эффективности можно привлекать родителей.

    Основные понятия социального развития

    Совместная арт-терапия поможет наладить межличностные отношения и решить имеющиеся или назревающие проблемы в семье.

    Сказкотерапия в социальном развитии – метод психологического воздействия на ребенка посредством чтения и анализа сказок. Уникальность и эффективность данного метода обусловлены яркими запоминающимися персонажами, наглядными примерами моделей поведения героев.

    В сказке прослеживается тесная связь социального и морально-нравственного: четкое разграничение добра и зла, что хорошо и что плохо, как можно поступать и как нельзя.

    Сказкотерапия — любимые занятия детей

    Примерный список сказок для дошкольного чтения: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Два жадных медвежонка», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой», «Кукушка», «Айога», «Крылатый, мохнатый, масляный» (в обработке А.Толстого), «Заяц-хваста», «Лисичка-сестричка и волк», «Двенадцать месяцев» (в обработке С.Маршака), «Гадкий утёнок» Г.Х.Андерсен.

    Сюжетно-ролевая игра – один из основных и наиболее значимых инструментов осуществления социального развития дошкольников.

    По сути своей – это моделирование общественных взаимоотношений, в которых есть участники, совершающие конкретные совместные действия в рамках установленных правил для достижения определенных целей.

    Этот уникальный вид деятельности дает возможность ребенку получить положительный опыт социального взаимодействия в двух плоскостях: между участниками игры и между её персонажами.

    Сюжетно-ролевая игра «В больнице»

    • Овладевает нормами социального поведения и навыками общения.
    • Учится выходить из той или иной жизненной ситуации (смоделированной в игровой форме).
    • Реализует свою потребность в самоопределении в рамках детского общества.
    • Повышает уровень самооценки.

    Систематическая сюжетно-ролевая игровая деятельность в ДОУ – залог успешной социализации ребенка в школе и в дальнейшей взрослой жизни.

    Примерная тематика игр: «На приеме у врача», «Едем в автобусе», «Идем в гости», «Дочки-матери», «В парикмахерской», «В магазине» и другое.

    Взаимодействие дошкольного учреждения и родителей в реализации социального развития ребенка

    Для повышения эффективности процесса социального развития дошкольника необходима слаженная работа детского сада и семьи на основе взаимного доверия.

    Совместная работа родителей и детей — хороший метод социального воспитания

    В рамках данного взаимодействия предусмотрено следующее:

    • Совместная помощь ребенку, в период адаптации к дошкольному учреждению: соблюдение единых режимных моментов, создание максимально благоприятной психологической обстановки в семье.
    • Индивидуальная работа с родителями ребенка, имеющего сложности в успешном овладении нормами общественного поведения.
    • В трудных педагогических случаях – привлечение к данной работе психолога.
    • Оформление стендов с полезной информацией: рекомендованный список детской и педагогической литературы, тематика сюжетно-ролевых игр и совместной творческой деятельности в семье.
    • Привлечение родителей к участию в досуговых мероприятиях: викторины, игры, эстафеты, утренники.
    • Организация получения активной обратной связи.

    Умение жить в обществе – одно из важнейших составляющих полноценной, гармонично развитой личности.

    Дошкольное учреждение имеет уникальную возможность осуществлять как естественный, так и специально организованный процесс социального развития своих воспитанников. Посредством занятий, с использованием педагогических методов и видов работ у ребенка формируется модель положительного и продуктивного взаимодействия с другими членами общества, сформировавшегося в условиях детского сада. Успешное овладение данной моделью в дошкольном возрасте — залог будущей интересной, яркой и счастливой жизни ребенка.

    Детский сад – школа социального развития ребенка

    Перестройка всех сфер жизни общества определила основную цель системы образования – подготовку подрастающего поколения к жизни в демократическом, многонациональном и поликультурном обществе.

    На образовательные учреждения, в том числе и на дошкольные, в современных условиях возлагаются очень ответственные социальные задачи – воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный прогресс российского общества нового столетия.

    В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – не в кризисе экономики, не в реформе политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

    В рамках реализации национальной образовательной инициативы “НАША НОВАЯ ШКОЛА” обеспечивается формирование принципиально новой системы непрерывного образования, определяются пять основных направлений его развития, а вместе с тем стратегически важные задачи. Одним из ключевых механизмов образования, заложенных в проекте Президента РФ “Наша новая школа”, остается приоритетный национальный проект “Образование”. Таким образом, продолжается практика поддержки лучших учителей и талантливой молодежи, развитие инструментов поощрения воспитательной деятельности, активное использование современных образовательных технологий. Кроме того, получат развитие такие направления: как разработка новых физкультурно-оздоровительных технологий, обновление инфраструктуры образовательного учреждения, обеспечение равных стартовых условий поступления детей в школу, создание условий для полноценного включения детей в образовательное пространство и их успешной социализации.

    Педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения обсудил инициативы и направления работы ДОУ в рамках проекта “Наша новая школа” и определил приоритетное направление в работе – социальное развития ребенка.

    Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия – миром людей, природы, предметным миром; происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка, время, когда определяются траектории его дальнейшего развития. Образовательная инициатива “Наша новая школа” важнейшими качествами личности видит инициативность, способность творчески мыслить, находить нестандартные решения и уметь адаптироваться к меняющимся условиям жизни. Поэтому именно в дошкольном возрасте важно заложить эти основы.

    Ведь социализация – это процесс социального влияния на личность под воздействием стихийных, относительно регулируемых и целенаправленных условий, с целью усвоения ей общественных норм, ценностей, смыслов, общественно и личностно значимых качеств, способов поведения, позволяющих выявить свои индивидуальные особенности и возможности, использование их в окружающей среде.

    Семья и дошкольное учреждение — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их тесное взаимодействие.

    Социальное воспитание – это составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и целенаправленная на формирование социальной зрелости и развития личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, учебе и социально-полезной деятельности.

    Современные нормативные акты провозгласили приоритет семьи в воспитании ребенка (в ст. 18 Закона РФ “Об образовании” говорится Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. …В помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений). Семья создает личность ребенка, она проводник знаний, ценностей, отношений, ролей и обычаев от поколений к поколению. А дошкольное учреждение выступает в роли активного партнера и помощника родителей. Концепция “Наша новая школа” предполагает, что современная школа, а значит, и дошкольное учреждение, должны тесно взаимодействовать с семьей, чтобы приходить в образовательное учреждение вместе с детьми стало интересно и взрослым.

    Возрастание роли образования, которое наблюдается в нашей стране, меняет отношение к дошкольным учреждениям. Теперь во главу ставится педагогическая функция ДОУ: как воспитывают, чему учат, насколько успешно готовят к школе.

    По-нашему мнению, современный детский сад должен быть не столько транслятором знаний (подобно телевизору), сколько школой социального развития, в которой идет ежедневная вариативная совместная работа всех участников образовательного процесса: детей, педагогов и родителей. Это позволит нам превратить ДОУ “в себе”, в ДОУ “для себя” — детский сад, открытый всем жизненным ветрам, где разделяющая линия проходит не между знанием и незнанием, а между действием и бездействием. И цель, которую мы ставим перед коллективом педагогов ДОУ, будет:

    • не напичкать детей огромным количеством знаний перед школой, а с помощью этих знаний заложить фундамент активной жизненной позиции каждого ребенка;
    • научить детей действовать в современном мире;
    • оказать социально-педагогическую поддержку, а именно — оказание помощи ребенку со стороны педагогов и общества в осуществлении процесса социальной адаптации и социальной интеграции с целью раскрытия индивидуально заданных способностей и талантов при условии принятия интересов и норм общества.

    Наша мечта – превратить детский сад в информационный, культурный, досуговый центр, основной отличительной чертой которого будет развивающий характер образования.

    Дошкольная жизнь представляет собой систему самых разнообразных образовательных циклов, способов общения, видов деятельности, путей детского самопознания. Педагоги нашего ДОУ хорошо понимают возложенную на них важную социальную миссию “Научить ребенка жить в ладу с собой, с другими людьми, с окружающим миром”. Именно поэтому, наш детский сад стал местом, где ребенок получает возможность широкого социально-практического самостоятельного контакта с наиболее значимыми и близкими для его развития сферами жизни.

    Реализация этих задач осуществляется педагогами ДОУ через обеспечение образовательного процесса современным программно-методическим комплексом.

    Требования к социальному развитию дошкольников отражены в содержании федеральных комплексных и парциальных программах. Определены они и в образовательной программе нашего детского сада, в основе которой заложены рекомендации общеобразовательной программы “Детство”. Профессионализм и постоянный творческий поиск позволяет педагогам ДОУ активно внедрять современный вариативный комплект инновационных программ, технологий и методик, направленный на социальное развитие дошкольников. Сочетание программы “Детство” с рядом парциальных программ:

    • “Я — человек” (С.Козловой);
    • “Основы безопасности детей дошкольного возраста” (Р.Стеркиной, О. Князевой);
    • “Приобщение детей к основам русской народной культуры” (Маханева)

    позволяет педагогам ДОУ в полной мере обеспечивать процесс социализации – индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

    Образовательной программой детского сада обозначены основные направления в работе по социальному развитию воспитанников:

    • создание в НДОУ социально-формирующей среды;
    • оррганизация общения (ребенок — взрослый, ребенок-ребенок);
    • организация игровой деятельности;
    • организация трудовой деятельности;
    • организация познавательной деятельности с акцентом профориентации;
    • патриотическое воспитание;
    • гражданское воспитание;
    • взаимодействие с семьей;
    • социальное партнерство.

    Человек с самого рождения готов к восприятию окружающего мира. Обеспечить его успешную социализацию и гармоничное развитие помогает предметно-развивающая среда дошкольного учреждения. Педагогический коллектив детского сада № 247 ОАО “РЖД” сумел придать предметно-развивающей средесоциально — формирующуюнаправленность. При проектировании центров детской активности учитывались особенности дошкольников: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, половой состав групп, личностные характеристики. Так появились в группах интересные многофункциональные центры детской активности:

    • Центр краеведения “Я живу в России”;
    • Профориентационный центр “Юный железнодорожник”;
    • Интеллектуальный центр “В гостях у Почемучки”;
    • Центр искусства “Творческая мастерская”;
    • Центры сюжетно-ролевых игр;
    • Эколого-экспериментальный центр;
    • Центр речевого творчества “Речецветик”;
    • Центр по ОБЖ “Островок безопасности” и др.

    Все элементы среды легко трансформируются при сохранении общей смысловой целостности. Зонирование, нестандартное оборудование, игры, дидактические пособия, изготовленные умелыми руками педагогов, позволяют одновременно включить детей в активную познавательно-творческую деятельность, в рамках которой происходит развитие социального опыта, формирование навыков общения. Центры детской активности задают определенные требования, которые оформлены в виде правил, но их свойства удивительны: они задают нормы деятельности в конкретном центре, обеспечивая становление у детей социально-значимых личностных качеств.

    Общеизвестно, что роль Общения ребенка и взрослого в процессе социального развития огромна, так как взрослый является носителем знаний, сенсорных эталонов, правил поведения…

    Взаимодействие сотрудников дошкольного учреждения выстраивается на основе принципов диалогизации, проблематизации, индивидуализации и носит личностно — ориентированный характер. Педагоги нашего детского сада создают оптимальные условия для установления позитивно- эмоционального общения между детьми и взрослыми, прежде всего, через:

    • Проявление педагогами собственной инициативы в установлении партнерских эмоциональных контактов, как с детьми, так и между собой;
    • Поддержку и поощрение детской инициативы в общении со сверстниками и педагогами посредством организации проблемных ситуаций, способствующих совместным переживаниям, проявлению эмпатии;
    • Предоставление детям позитивной свободы (отсутствие излишней регламентации их жизнедеятельности, предоставление права выбора партнеров для совместной деятельности и т.п.);
    • Обеспечение ситуации успеха детям во время организованной и самостоятельной деятельности.

    Большинство педагогов – значимые взрослые для воспитанников нашего детского сада, потому что их детские контакты отличаются большой степенью доверительности, близости и теплоты отношений. Наши наблюдения неоднократно свидетельствовали о том, что если значимый взрослый обеспечивает дошкольнику эмоциональное и информационное поле, то ребенок тянется к нему, ищет новые контакты, которые полноценно удовлетворяют его потребность в общении и социальном познании.

    Педагоги творчески подходят к реализации принципов педагогического воздействия, поэтому каждый ребенок ощущает на себе внимание воспитателя или специалиста, заинтересованность в его успешности, любовь, помощь и поддержку. В каждой группе существуют определенные традиции (утреннее приветствие, групповые ритуалы, коллективные творческие дела, читательский четверг, коммуникативные игры, день именинника, мини-вернисажи…).

    Одним из основных составляющих социального развития ребенка является развитие общения, установление отношений, формирование дружеских связей со сверстниками, так как для ребенка очень важно их внимание и сотрудничество, признание его достоинств. С целью решения данных задач в детском саду созданы условия, обеспечивающие интеграцию ребенка в детское сообщество, накопление опыта регуляции взаимодействие между детьми разного пола и возраста, завоевание личностного статуса и возможность транслировать окружающим свой собственный опыт. Педагоги ДОУ используют широкий спектр средств и методов, обеспечивающих освоение положительного социального опыта и ценностных ориентаций. А именно: поисковые ситуации, ситуации непосредственной помощи, игровые упражнения, тематические и авторские детские выставки, презентации детских коллекций, творческие объединения детей из разных возрастных групп, совместные праздники, развлечения, межгрупповые проекты и пр.

    Применение педагогами психологической методики “Школа добрых волшебников” (В.Холмогоровой) позволяет воспитателям совместно с педагогом-психологом создать в группах благоприятный эмоциональный климат, дает толчок к развитию партнерских отношений между сверстниками, сплачивает детский коллектив и в то же время раскрывает индивидуальные особенности детей.

    Важным механизмом социального развития детей является ИГРА, как особая, специфическая для дошкольного возраста форма самоопределения ребенка. Ведь она обеспечивает вхождение ребенка в социальный мир – мир социальных и межличностных отношений и его непосредственное освоение (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин).

    Игра – это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной”. Я.Корчак

    Игра, наводя мосты между детством и взрослостью, предлагает “идеальную форму”, задающую образец – эталон будущей взрослости в понятной ребенку и доступной для подражания форме. Осваивая социальные роли, в процессе игры дети приобретают жизненный опыт, насыщенный новыми эмоциями и содержанием, закрепляют знание правил взаимодействия, совершенствуют социальные навыки.

    Педагоги ДОУ с целью расширения игрового опыта детей проводят тематические игровые дни, неделю игры, игры-погружения, внедряют игровые проекты, которые представляют собой длительные сюжетно-ролевые игры. Включение педагогов в детскую игру на правах партнера, умение профессионально решать задачи руководства ею с учетом способа организации игры в зависимости от возраста, позволяет получать высокие результаты. Для поддержки детской игры, педагоги вместе с детьми создают макеты, что способствует моделированию реалистических и вымышленных событий, активизации сюжетосложения и социальному развитию детей.

    Государственная образовательная политика декларирует сегодня в качестве ведущей социальной ценности патриотизм как вершину социализации личности российского гражданина. С раннего возраста в детском саду организуется работа по патриотическому воспитанию дошкольников. Данное направление в работе педагогов сопровождается девизом “Мы – россияне”. Ведь педагоги нашего детского сада понимают, что годы детства – это прежде всего воспитание сердца, а чувство любви к Родине формируется постепенно и вырастает из любви к близким, родному краю, осознанию причастности к судьбе родины. Творческой группой педагогов разработан долгосрочный проект “С чего начинается Родина”, который предусматривает познавательные маршруты для каждой возрастной группы. В рамках этого проекта параллельно включена работа по гражданскому воспитанию дошкольников, нацеленная на формирование у воспитанников активной социальной позиции, осознание себя участником и созидателем общественной жизни. Мы очень надеемся, что наши воспитанники вырастут достойными гражданами своей страны.

    И конечно, кто-нибудь из них, в дальнейшем, выберет профессию железнодорожника. Потому, что в нашем детском саду созданы все условия для того, чтобы с ранних лет у детей были сформированы представления о важности и значимости труда железнодорожников. В рамках реализации программы ОАО “РЖД” “Молодёжь компании” педагогами детского сада развёрнута разноплановая работа по ранней профориентации дошкольников. Долгосрочный проект “Путешествие по железной дороге”, реализуемый в детском саду, позволил адаптировать информационно-познавательный материал к восприятию дошкольников, расширил детский кругозор, познакомил с трудом их родителей. Результатом реализации проекта стал новый социальный опыт, приобретённый нашими воспитанниками.

    Решая стоящие задачи социального развития ребёнка, дошкольное учреждение широко использует потенциал социального партнёрства. Социальное партнерство предполагает формирование единого информационного образовательного пространства; налаживание конструктивного взаимодействия между социальными партнерами. Детский сад № 247 взаимодействует со многими социальными институтами: предприятиям ж.д. транспорта, Управлением образования и молодежной политики УГО, городским центром детского творчества, городским драматическим театром, УГПИ, ДК “Дружба”, с муниципальной СОШ № 130, МОУ- Гимназией № 133. Тесное взаимодействие установлено между Детским садом № 247 ОАО “РЖД и школой-интернатом № 29 ОАО “РЖД”. На протяжении уже 3-х лет проводится разноплановая работа по преемственности между нашими учреждениями. Обусловлено это еще и тем, что многие выпускники детского сада в дальнейшем становятся воспитанниками и учениками школы-интерната № 29 ОАО “РЖД”.

    Переход в школу – качественно новый этап в развитии ребенка. Этот этап связан с изменением “социальной ситуации развития”, с личностными новообразованиями. Очень важно обеспечить социальную готовность детей к школьному обучению и принятию новой социальной роли “ученика”. Планом преемственности со школой-интернатом № 29 предусматривается работа по нескольким направлениям, а именно:

    • организационно-методическое;
    • социально-познавательное;
    • профориентационное;
    • физкультурно-оздоровительное;
    • культурно-досуговое.

    Аргументированный выбор форм сотрудничества между детским садом и школой (организация “уголка школьника” в подготовительной группе, педагогическая лаборатория, создание проекта для будущих школьников “Мы исследуем школу”, неделя преемственности “Школа и детский сад: лицом друг к другу”, совместные мероприятия по профориентации) способствует воспитанию положительного отношения к школе и обеспечивают более лёгкое течение адаптации к школьному обучению.

    Как я уже говорила ранее, Концепция “Наша новая школа” предполагает, что современное дошкольное учреждение должно тесно взаимодействовать с семьей, чтобы приходить в образовательное учреждение вместе с детьми стало интересно и взрослым. Поэтому работе с родителями уделяется большое внимание в нашем дошкольном учреждении. В основе взаимодействия с семьей лежит сотрудничество, инициатором установления доверительных отношений с родителями выступают педагоги детского сада. Особенностью организации образовательного процесса в ДОУ является широкое включение в него родителей через:

    • Реализацию проекта “В детский сад – всей семьей” по безболезненной адаптации детей к условиям ДОУ;
    • Создание семейных творческих проектов (“Паровозик будущего”, “Жила-была сказка”, “Наш друг – светофор” и др.);
    • Участие родителей в игротеках;
    • Участие в организации и проведении различных выставок (“Наша железная дорога”, “Дары природы”, “Мой друг детства – мишка”, “Веселый светофор”, и др.), в познавательных занятиях “Встреча с интересным человеком”;
    • Участие в социально — ориентированных акциях (“Цветущий детский сад”, “Доброе сердце”, “Елка для друзей”, “Берегиня”, и др.)
    • Проведение психологических гостиных и обучающих тренингов, “круглых столов”;
    • Участие родителей в конкурсах, совместных праздниках, проводимых в ДОУ;
    • Педагогическое просвещение родителей (групповые встречи, конференции, консультации)

    В работе с семьей также используются наглядные формы: стенды для информации, журналы, памятки, буклеты, тематические выставки детских и совместных с родителями работ, презентации работы ДОУ посредством слайд-шоу, видеопросмотров. Взаимодействие с родителями строится на основе анализа особенностей и возможностей семей воспитанников детского сада.

    Педагоги обязательно предусматривают формы обратной связи, такие как анкетирование, интервьюирование, индивидуальные беседы, экспресс-опрос родителей. Именно они показали, что деятельность нашего дошкольного учреждения строится в соответствии с социальным заказом семей воспитанников детского сада, потребности родителей — работников предприятий ОАО “РЖД”, выявили высокий рейтинг детского сада на рынке образовательных услуг. Известность и популярность НДОУ “Детский сад № 247 ОАО “РЖД” привели к увеличению социального запроса среди работников предприятий железнодорожного транспорта ст. Уссурийск.

    Таким образом, результатом проводимой в ДОУ работы по социальному развитию детей стало накопление ими разнообразного практического социального опыта. У наших выпускников в элементарном виде сформированы социально-ценностные ориентации, они более независимы и самостоятельны в своём поведении. Большинство из них не нуждаются в постоянной опеке и помощи старших. В привычных условиях они действуют осознанно и целенаправленно, понимают и оценивают результаты и последствия своих действий, легче адаптируются к смене условий. Выпускники детского сада понимают сущность своего “Я” и осознают себя частью природы (Я — первооткрыватель), частью социума, частью окружающего мира (Я — личность, Я – живой организм), частью культуры (Я — созидатель, хранитель).

    Показатели качества работы по социальному развитию определены нами по трем позициям:

    1. С позиции педагога:

      степень удовлетворенности трудом;
    • принятие себя и других;
    • гуманизация всех видов деятельности;
    • диалогичность общения;
    • стремление к профессиональному росту;
    • активная жизненная позиция.

    2. С позиции ребенка:

      снижение общей тревожности;
    • эмоционально-положительное отношение к себе, другим людям;
    • отсутствие частых конфликтов между детьми;
    • высокая продуктивная деятельность детей, результатом чего является множество разнообразных продуктов детской деятельности, выполненных в течение дня;
    • спокойная, нешумная обстановка, в которой голос воспитателя не доминирует над голосом детей. Но, в то же время, он хорошо различим;
    • повышение самооценки;
    • собственная активность.

    3. С позиции родителей:

      удовлетворенность родителей образовательной услугой НДОУ;
    • стремление участвовать в образовательной деятельности НДОУ.

    Наш детский сад помогает ребёнку понять и оценить своё “Я”, ведя его на основе самоутверждения, самосовершенствования, равноценного партнёрства и общения, игры и познания к видению, различению, принятию и уважению индивидуальности каждого человека и воспитывая ценностное отношение ребёнка к окружающему его миру, мы воспитываем маленького человека ЧЕЛОВЕКОМ.

    Читайте так же:  Воспитание правильной речи у детей