Меню

Упражнения для подростков для поднятия самооценки

Материал (11 класс) по теме:
ТРЕНИНГ ПОВЫШЕНИЯ САМООЦЕНКИ

Занятие в «Клубе старшеклассников»,

основными задачами которого я вляются:

1. Установление связи между самооценкой и лидерскими качествами;

2. Мотивация на повышение самооценки;

3. Технологии повышения самооценки.

Предварительный просмотр:

ТРЕНИНГ ПОВЫШЕНИЯ САМООЦЕНКИ.

Цел ь : повышение самооценки старшеклассников.

Установление связи между самооценкой и лидерскими качествами;

Мотивация на повышение самооценки;

Технологии повышения самооценки.

Упражнение «Снежный ком»: каждый участник называет свое имя и придумывает прилагательное, начинающееся на ту же букву, что и его имя. Очень важно сказать тот эпитет, который подчеркивает индивидуальность участника. Необходимо, следить за тем, чтобы определения не повторялись. Участник сначала называет имя и прилагательное того участника, который представился перед ним, затем свое. и т.д.

Упражнение «Круг знакомств»: участники встают в круг. Один из игроков делает шаг в центр круга, называет свое имя, показывает какое-то движение или жест. свойственный ему или придуманный, затем возвращается в круг. Все игроки повторяют его имя и движение.

Упражнение «Расскажи мне обо мне»: участники делятся на пары. В течении 2-х минут они общаются и стараются рассказать о себе как можно больше информации. Затем по сигналу ведущего все возвращаются в круг и представляют друг друга: партнер становится за спину другого, кладет руки на плечи и говорит о партнере как о себе.

• Создание благоприятной психологической атмосферы

Упражнение «От 1 до 20»: группа встает в круг. Необходимо сосчитать до 20. Если какое-то число одновременно произносят несколько человек, счет начинается сначала. Число счета можно увеличивать. Когда группа справилась с заданием, его можно усложнить. Необходимо всем присесть. Если одновременно пытаются присесть несколько человек, все начинается сначала.

Упражнение «Ворота из глаз»: группа образует круг. Один из участников остается за дверью. Остальные договариваются, что двое рядом стоящие будут «воротами». Задача оставшегося за дверью, выйти из круга через «ворота», но сначала по глазам угадать кто из членов группы эти «ворота». Все члены группы, кроме «ворот», стараются равнодушно посматривать на того кто стоит в центре круга. Все участники, в том числе и «ворота», должны сохранять нейтральное выражение лица, однако «ворота» взглядом приглашают идти. Если он ошибается его не выпускают, если угадал, «ворота» открываются.

• Влияние самооценки на физическое состояние (профессиональную эффективность)

Кинесиология — это метод тестирования мускулов, используемый в косметологии и медицине для установления диагноза.

Цель : Это занятие демонстрирует власть позитивного и негативного мышления над нашим телом.

1. Попросите участника найти себе партнёра примерно такого же роста и комплекции и рассредоточиться по комнате. Пусть они решат кто будет «экспериментатором», а кто «объектом исследования» для первого этапа упражнения. Предупредите, что потом они поменяются местами.

2.Перед началом упражнения дайте каждой паре следующие рекомендации:

а) Подними руку в сторону до уровня плеча параллельно полу.

б) Не поднимай плечо, когда «экспериментатор» будет надавливать на запястье, иначе результат будет неверным.

в) Не открывай глаза во время упражнения и проговаривай фразы с как можно большей уверенностью.

а) Положи руку на запястье партнёра.

б) Сначала надавливай не сильно, постепенно увеличивай воздействие до тех пор, пока его рука не начнёт слегка двигаться.

в) Резко не дёргай его руку вниз, пытаясь одолеть партнёра. Это не
принесёт результатов и может потянуть мышцы.

3.Предложите им проделать следующий эксперимент друг на друге:

а) «Экспериментатор» медленно надавливает на запястье, усиливая давление до тех пор, пока она не начнёт двигаться. Это так называемая «обычная сила». Она будет эталоном для сравнения с другими результатами.

б) После этого «объект исследования» закрывает глаза и начинает про себя повторять следующую фразу: «я плохой».

в) Через 10-15 секунд «экспериментатор» опять начинает давить на запястье, а «объект исследования» сопротивляться давлению. В 99 случаях из 100 рука «объекта исследования» будет значительно слабее, чем во время «эталонного» теста, и ему будет сложно выдержать давление «экспериментатора».

г) Теперь «объекту исследования» предлагается повторять другую
фразу: «Я хороший!». И эксперимент повторяется снова. В 99
случаях из 100 «Объект исследования» будет, по меньшей мере, так же силён, как и в начале упражнения, если не больше.

4.Обсудите, что происходило.

в) Неудачный опыт

6.После проведения эксперимента, спросите кто из участников почувствован
ослабление организма, когда представлял себя и других в негативном
свете.

Некоторые не заметят никаких изменений. Если это произойдёт, просто признайте, что это может быть. Если вас попросят объяснить этот факт, скажите, что эксперимент не оказывает подобного эффекта на некоторых людей, но концентрация на положительных эмоциях в отношении себя по меньшей мере позволит чувствовать себя лучше, и даже может способствовать личностному росту.

«Белые медведи»: 2-3 человека берутся за руки цепочкой «белые медведи» Задача — замкнуть цепочку вокруг остальных участников «пингвинов».

С — события в нашей жизни Р — реакция на эти события П — последствия, из которых мы извлекаем опыт

Для того чтобы изменить сумму, т.е. «П», нужно изменить одно из слагаемых. Зачастую мы пытаемся изменить «С», внешние события. Часто мы это делаем в следующей форме «если бы только . ». «Если бы только учитель больше понимал меня . Если бы только мой отец больше любил меня . Если бы только мой парень понимал, что я чувствую . Если бы только . » Дело в том, что «С» — обстоятельства и окружающий нас люди — редко меняются так, как мы этого хотим. Это возможно, но не случается очень часто. Чтобы получить другие, более желанные последствия, мы должны изменить своё собственное поведение и реакцию.

• «Освобождаясь от прошлого»

Цель: помощь в подведении черты под прошлым и в создании новой реальности для себя. Процесс:

Найдите место, где вы бы могли остаться на какое-то время наедине со своими мыслями и чувствами.

Прочитайте вопросы приложения «Подведение итогов», ответьте на них письменно или просто обдумайте. Определите чувства, которые возникают у вас и попробуйте в них разобраться (вы можете также делать эти
упражнения в парах).

Постарайтесь жить настоящим:

о на данный момент вы можете только обдумывать произошедшее;

о что случилось — то случилось; вы не можете изменить прошлое, но можете изменить сове отношение к нему:

о сейчас у вас есть возможность как-то влиять на то, что происходит в настоящий момент, не тратьте время на переживания по поводу прошлого, а сконцентрируйтесь на текущих событиях.

4. Когда вы почувствуете, что с помощью этих советов вы добились
положительных результатов, не забывайте о достигнутом в будущем.

Реактивность — это реакция на то, что уже случилось. Ваше внимание сконцентрировано

на прошлом. Реагируя, вы тратите энергию на внешнее воздействие. Проактивность — способность предвидеть потенциальные проблемы прежде, чем они возникнут, и вести себя в соответствии с создавшейся ситуацией. Ваше внимание сконцентрировано на будущем.

Взаимодействие — способность жить настоящим и вести себя в соответствии с происходящим (то есть с тем, что согласуется с поставленной вами целью). Вы сконцентрированы на настоящем.

Цель : научиться занимать наиболее эффективную позицию в различных ситуациях. Процесс:

1.Разбейте группу на микрогруппы по 3 — 4 человека.

2.Каждая микрогруппа выбирает реальную ситуацию, произошедшую в классе или школе, когда учитель отреагировал на чьи либо действия.

3.Каждая микрогруппа представляет остальным участникам свою ситуацию в виде миниатюры.

4.Обсудите ситуации и постарайтесь ответить на следующие вопросы:

Есть ли у вас «слабые места», которые ваши ученики могут использовать, чтобы заставить вас реагировать?

Что делает вас уязвимым?

Что вы можете сделать для того, чтобы больше взаимодействовать, чем быть реактивным?

Как бы вы могли прореагировать иначе?

5.Инсценируйте новый выход из данной ситуации.

«Дракон»: Все участники встают в цепочку. Первый — «голова дракона», последний «хвост». Голова должна поймать хвост.

Цель: внутренняя улыбка — это простой, но очень действенный способ расслабления. Искренняя улыбка способна преобразовать энергию организма и направить её на объединение и оздоровление себя и окружающих . Когда вы «улыбаетесь себе», то тем самым поднимаете свой энергетический уровень и подготавливаетесь к максимальной отдаче, что помогает вам положительно настроиться по отношению к себе.

Дайте группе следующие указания: «Сядьте прямо на стуле. Поставьте ноги на ширине плеч. Положите руки на колени так, чтобы вам было удобно,
закройте глаза и дышите как обычно.

Постепенно расслабьте мышцы лица. Представьте, что вы находитесь в каком-нибудь очень располагающем к релаксации месте — возможно там, где вы чувствовали себя наиболее комфортно.

Теперь представьте, что вы видите своё улыбающееся лицо. Ваши глаза излучают в энергию. Почувствуйте, как улыбка расслабляет и

разогревает ваше лицо.

Улыбайтесь сами. А теперь перенесите эту чистую энергию на челюсти и почувствуйте, как напряжение, сковывающее их, тает от тепла вашей улыбки.

Направьте тепло улыбки на шею , и почувствуйте, как любые неприятные ощущения исчезают.

А теперь улыбнитесь вашему сердцу и поблагодарите его за его постоянную и необходимую работу, которую оно совершает для вас ежесекундно.
Согрейте его теплом улыбки, и вы почувствуете, что ему стало намного легче работать. Пусть энергия вашей улыбки заполнит сердце любовью и радостью,

Теперь улыбнитесь своим лёгким, поблагодарите их за то, что они снабжают сердце кислородом. Когда вы в очередной раз вдохнёте в лёгкие воздух, почувствуйте, как они наполняются добротой и силой.

Теперь улыбнитесь печени и почкам, за то, что они следят за чистотой вашего организма. Вы почувствуете, что избавляетесь от злости и страха, которые испытывали.

Теперь направьте энергию улыбки в желудок и поблагодарите его за работу, которую он делает, переваривая пищу, которую вы едите.

Распространите тепло улыбки на мышцы ног и рук, расслабляя их.

Ваша внутренняя улыбка расширяется и распространяется,

заполняя вас целиком. Вы полностью расслаблены.

А теперь ощутите каждую частичку вашего тела.

Прекрасно. Когда будете готовы, медленно откройте глаза и посмотрите на меня. Замечательно! Сейчас, если хотите, то можете потянуться перед тем, как мы продолжим».

14. Проведя это упражнение вместе с группой, вы можете предложить им практиковать его дома с утра или в любое другое время, когда они просто хотят расслабиться или повысить чувство самооценки.

Цель: помочь участникам осознать, что всё, что они делают в жизни, зависит от их собственного выбора , даже то, что они бы предпочли не делать. Существует много всего, что они, как им кажется, должны делать, но всё же, в большинстве случаев, у них есть выбор. Всё дело в отношении. Это упражнение может помочь участникам тренинга осознать, что они могут выбирать своё отношение.

Читайте так же:  Виды семейных конфликтов это

Начните с вопроса: «Можете ли вы назвать то, что обязаны делать, но делать вам это совсем не нравится? Давайте составим список этих вещей на ватмане».

Запишите « недовольства » участников группы на ватмане. Сделайте две колонки: «Я должен . », «Это вызывает во мне . ».

После того как вы закончите список, спросите участников: «Как вы думаете, те эмоции, которые мы здесь перечислили положительные или отрицательные?»
(Ответ: «Отрицательные»)

Спросите: «Какая фраза может быть противоположна фразе «Я должен?»
(Ответ: «Я хочу »)

Спросите участников: «Что в вашей жизни, связано со словами «я хочу»? Существует ли то, что вы делаете только потому, что хотите это делать?»

Ещё раз, запишите всё, что они ответят, на доске. Например: «Я хочу . », «Это вызывает во мне . ». После того как вы закончите писать это список, спросите участников: «Эти чувства положительные или отрицательные?» (Ответ: «Положительные»)

Спросите участников: «Является ли то, что вы перечислили здесь (все «я хочу») выбором? А все «я должен», которые записаны на ватмане, это тоже выбор?
Каким образом мы можем расценивать их как выбор? Имеем ли мы право выбора в том, «что должны делать»?»

Исследуйте (на уровне чувств или действий) эту тему с участниками группы. Акцентируйте внимание на том, что мы, на самом деле, вообще не обязаны ничего делать, у нас всегда есть возможность обдумать негативные и положительные последствия какого-либо действия, а затем решить: совершить его или нет. Например: (Т — тренер, У — участник )

Т: Сергей, существует ли что-нибудь, что тебе совсем не нравится, но ты обязан делать?

У: Ходить в школу.

Т : А как ты думаешь, что бы случилось, если бы ты бросил школу? Какие были бы последствия?

У: Моим родителям сообщили бы об этом, и они бы очень рассердились.

Т: И что бы произошло?

У: Отец наказал бы меня, возможно, не выпускал бы из дома, не

разрешил бы смотреть телевизор но выходным и давал бы меньше

Т: Какие другие последствия это могло бы повлечь за собой?

У: Ну, я бы не смог больше встречаться со своей девушкой, и она бы обиделась на меня.

Т: И если бы это случилось, что бы произошло с тобой?

У: Не знаю , наверное, впал бы в депрессию.

Т: Тогда мог бы ты сейчас сказать, что ты скорее выберешь:

идти в школу, или остаться под домашним арестом, потерять свою

девушку и впасть в депрессию?

У: Ну, конечно, идти в школу.

9. Объясните цель упражнения:

Видите, в какой-то мере, наш выбор зависит от последствий действия, от которых нам не хотелось бы страдать, например: если бы вы решили бросить школу , то получили бы:

Потерю возможности видеться с друзьями;

Невозможность дальнейшего образования и, соответственно, устройства на хорошую работу;

Если же вы решаете идти в школу, то получаете положительные последствия:

Возможность видеться с друзьями;

Участие в интересных занятиях;

Обучение новым навыкам;

Достижение какой-либо цели.

В любом случае выбор остается за вами.

10. Некоторые участники группы могут не согласиться: «Фактически это не выбор. Меня вынуждают поступать так !» Вы можете парировать с помощью следующего наглядного примера. Задайте одному из несогласных участников следующий вопрос :

Т: Кроме тебя самого, кто для тебя дороже всего в жизни? Человек,

Которого ты больше всего всего любишь и о котором больше всего заботишься? Кто это для тебя?

Прекрасно. Теперь давай представим, что я привязал твою сестру к креслу за правую руку замкнул в устройство, похожее на наручники, к которому прикреплен пистолет, дуло которого направлено прямо в голову сестры. Ты не можешь убрать пистолет. Он прикреплён. Другой пистолет находится в моей руке и его дуло направлено на тебя. Я приказываю тебе нажать на курок и выстрелить в сестру, иначе я у бью тебя. Что бы ты сделал в этом случае?

У: Я бы не стал стрелять.

Т: Даже, если бы дуло моего пистолета было бы направлено на тебя?

У: Да, я никогда бы не убил свою сестру.

Т: Таким образом, даже под дулом пистолета, под угрозой смерти, у тебя всё же остаётся выбор, не так ли? Последствие того, что ты не выполнишь мой приказ, очень печально, но у тебя всё равно есть выбор. Никто не может заставить тебя делать что-либо, Теперь ты понимаешь это?

11. Нарисуйте следующую схему на ватмане:

Хочу (положительное отношение)

Выбор Должен (отрицательное отношение)

12. Объясните, что главное различие между «я должен» и «я хочу» заключается в вашем отношении к тому , о чём вы говорите; вы вольны определить своё отношение. Это то немногое, что есть у нас. Никто не заставляет нас выбирать для себя негативные эмоции: стыд, страх или скуку. Мы регулируем свою реакцию! Если бы вам предстояло выбрать отношение «я хочу», продолжая заниматься тем, что бы вы делали с отношением «я должен», жизнь стала бы веселее!

Приведите пример из жизни.

Итак, для того, чтобы изменить отношение, вам необходимо:

Осознать то что. вы обладаете правом выбора;

Необходимо узнать преимущества, которые вы получите для себя за сделанную работу; вознаграждение может быть как внешним (чистая кухня), так и внутренним ( чувство удовлетворения).

15. Попросите участников поделиться тем, что, по их мнению, может выступать в роли вознаграждения за то, что они делают с отношением «я должен».

16. Напомните ещё раз основные моменты этого упражнения:

Вы можете выбирать отношение к чему-либо в жизни;

Вы можете концентрироваться на выгоде или вознаграждении

своей работы, нежели чем на том, чего вам будет стоить её

Если . вам всё-таки предстоит выполнить какую-то работу, то

почему бы вам не настроиться положительно и не выполнить её с радостью?

• «Я люблю себя, даже когда. »

Цель: выполняя это упражнение, участники поймут, что необходимо хорошо

относиться к себе при любых обстоятельствах, разграничивая два аспекта: самих себя и действия, которые они совершают. Это упражнение даёт возможность участникам признать то, что им в себе не нравится. Затем они определят, что их не устраивает и найдут способ принять себя такими, какие они есть.

Необходимые материалы : листы бумаги (А4), цветные маркеры или карандаши.

Предложите участникам нарисовать в центре листа (А4) самого себя.

Затем дайте следующие инструкции:

а) Рядом со своим рисунком маркером или карандашом напишите одну вещь, которая вам нравится в себе, то чем вы гордитесь. Речь может идти о чём угодно: о внешности, личных качествах и т.д.

б) Теперь переверните лист. На обратной стороне напишите одну вещь, которая вас не устраивает.

в) Переверните лист обратно. Напишите ещё одну вещь, которая вам нравится в себе ( используйте любимый цвет). Затем переверните лист и напишите вторую вещь, которая вам не нравится в себе (используя нелюбимый цвет).

г) Продолжайте писать то, что вам нравится в себе на стороне с
рисунком и то, что вам не нравится в обратной стороне, используя соответствующие маркеры для каждого пункта.

д) После того, как вы написали всё плохое о себе, о чём только могли подум ать, прочитайте это и затем напишите над этими словами: «Я люблю себя, даже когда . ».

е) Признайте, что вы привлекательны даже с учётом того, что вам в

себе не нравится. Недостатки касаются ваших действий, а не вас

как человека. Помните, что при любых обстоятельствах вы

достойны быть любимыми.

Попросите участников вернуться в одну группу Пусть они покажут свои рисунки всем и объяснят, что им нравится в себе, а что нет.

Когда все закончат, вы можете попросить их повесить свои рисунки на стену так, чтобы всем была видна только «положительная» сторона. Можно предложить им взять рисунки домой и повесить там.

психологические упражнения для тренингов

Тренинг «Уверенность в себе»

Цель тренинга: самопознание и терапия, самоисследование, самосовершенствование, личностный и профессиональный рост, познание своего не выявленного потенциала.

  • открыть и осознать свои взгляды и привычки;
  • создать новые вдохновляющие интерпретации;
  • жить радостно, ярко, воплощая в жизнь свои самые заветные мечты.

Возраст: старшие школьники, студенты учебных заведений.

Состав участников: 15-20 человек.

Режим работы: 3 часа; перерыв 10 минут.

Актуальность: Личностный рост – это не просто чтение интересных книжек и хождение на всякого рода полезные курсы.

Прежде всего, это осознанное решение просто стать самим собой, обрести подлинную внутреннюю свободу. Помешать в этом могут привычки, лень, страх. Помогут страстное желание, готовность рисковать, терпение и последовательность. Чего в Вас больше? – К тому Вы и придете!

Почему важен личностный рост: Самое главное – это изначально признание уникальности и самоценности человеческой личности, и осознание ценности своего существования, принятие ответственности за совершенные поступки, решение проблемы аутентичности, как желаемый результат тренинга, и, соответственно, показатель личностного роста. Именно это достигается на личностном тренинге.

Структура тренинга:

  • Орг. момент – 4 минуты
  • Вступление – 5 минут
  • Цель задачи – 3 минут
  • Разминка – 5 минут
  • Основная часть – 5 часа 20 минут (320 минут)
  • Рефлексия – 20 минут
  • Орг. конец – 3 минуты

Ход тренингового занятия:

  1. Разминка Упражнение «Веселый мячик» – 5 минут
  2. Упражнение «Дюжина» – 15 минут
  3. «Анализ моментов на которые мы теряем время» – 15 минут
  4. Упражнение «Интонация» – 15 минут
  5. Игра «Угадай стиль общения» – 20 минут
  6. Упражнение «Автопилот» – 15 минут
  7. Игра «Сотворение мира» – 25 минут
  8. Упражнение «Я такой, какой я есть» – 15 минут
  9. Игра «Я в будущем» – 15 минут

Перерыв 20 минут.

  1. Упражнение «Если бы +, то я стал бы +» – 20 минут
  2. Упражнение «Зато +» – 25 минут
  3. Упражнение «Фигурные построения» – 15 минут
  4. Упражнение «Ступеньки» – 10 минут
  5. Упражнение «Доведи за меня до конца» – 20 минут
  6. Упражнение «10 заповедей» – 10 минут
  7. Упражнение «5 шагов» – 10минут
  8. Упражнение «Слалом» – 40 минут
  9. Упражнение «Событие» – 20 минут
  10. Упражнение «Подарок» – 15 минут

Все рассаживаются на места в круге.

– Здравствуйте. Мы + и сегодня проведем для вас тренинг на сплочение. Цель нашего тренинга – это самопознание и терапия, самоисследование, самосовершенствование, личностный и профессиональный рост, познание своего не выявленного потенциала.

  • Понятие личностного роста:
    • Личностный рост по процессу:
      • Осознавание сторон собственной личности,
      • Осознавание своих потенций и возможностей,
      • Повышение уровня психологической компетентности,
      • Разрешение внутренних конфликтов,
      • Самоактуализация личности,
      • Интерес к самопознанию.
    • Личностный рост по результату:
      • Принятие себя,
      • Понимание и принятие окружающих,
      • Выстраивание гармоничных отношений с окружающими
      • Душевное равновесие и гармония.
      • Появление новых форм самореализации.
Читайте так же:  С ребенком не хотят играть сверстники

Разминка «Веселый мячик»

Цель упражнения: разминка, выработка умения говорить и выслушивать комплименты.

– Начнем сегодняшний день с игры. Бросая по очереди, друг другу этот мяч, будем говорить о безусловных достоинствах, сильных сторонах того, кому бросает мяч. Будем внимательны, чтобы мяч побывал у каждого.

Упражнение «Дюжина»

Цель упражнения: «Интеллектуальная разминка», тренировка навыков уверенного поведения в ситуациях, когда нужно оперативно реагировать на изменяющуюся ситуацию.

Описание упражнения: Участники расположены в кругу. Водящий показывает на любого из них и называет число от 2 до 12. Тот, на кого показал водящий, демонстрирует на пальцах названное число (если оно больше 10, то в два приема). Тот, кто стоит справа от него, демонстрирует на пальцах число на единицу меньше, следующий правый сосед – еще на единицу меньше и т.д., пока не будет достигнут ноль. Кто ошибется или замешкается – выбывает из игры.

Обсуждение: Какие умения, с точки зрения участников, развиваются в этом упражнении?

«Анализ моментов, на которых мы теряем время»

Участникам ставится задача проанализировать, в какой степени они теряют время по нижеследующим пунктам

1. Потери времени при постановке цели

  1. Имею ли я систематический обзор задач, возникающих в сфере моей деятельности?
  2. Представляю ли я взаимосвязь моей работы с функционированием всего предприятия?
  3. Соответствует ли моя нагрузка моим возможностям?
  4. Соответствуют ли мои мелкие проблемы глобальной цели моей работы?
  5. Руковожу ли я своими подчиненными путем постановки конкретных целей (целеориентированный менеджмент)?
  6. Работаю ли я регулярно над собой? (новые идеи, знания, навыки.)?

2. Потери времени при планировании

  1. Знаю ли я примерное распределение времени (в %) необходимого для выполнения предстоящих дел?
  2. Готов ли я к возможным трудностям при выполнении работы?
  3. Предусматриваю ли я резервное время для непредвиденных случаев, кризисов или помех?
  4. Принимаю ли я меры против помех, чтобы не отрываться от своей работы?
  5. Упорядочено ли мое расписание служебных визитов и командировок?
  6. Фиксирую ли я сроки, активность, задачи в дневнике времени?

3. Потери времени при принятии решений

  1. Оцениваю ли я работу, прежде чем приступить к ней (стоит ли она временных затрат)?
  2. Устанавливаю ли я приоритетность дел в зависимости от их важности?
  3. Уделяю ли я отдельным делам нужное количество времени в соответствии с их значением (важностью и срочностью)?
  4. Контролирую ли я время звонки, посетителей или встречи, которые не имеют серьезного значения?
  5. Работаю ли я над серьезными делами, уделяя мелочам не больше времени, чем это необходимо?
  6. Могу ли я, когда это необходимо, освободить себя от рутинной работы?
  7. Решаю ли я главный вопрос при выполнении поставленной передо мной задачи?
  8. Способен ли я не отвлекаться на частные разговоры в промежутках между выполнением отдельных дел?

4. Потери времени из-за недостаточно четко организованной работы

  1. Разумно ли я дозирую время работы над одной проблемой?
  2. Делегирую ли я полномочия?
  3. Располагаю ли я помощниками, которым мог бы поручить выполнение какой-либо задачи?
  4. Порядок ли на моем рабочем месте?
  5. Использую ли я технические средства, облегчающие и ускоряющие мою работу?
  6. Интересуют ли меня вопросы систематического упрощения труда в сфере моей деятельности?
  7. Способен ли я своевременно исправлять и не повторять ошибки?

5. Потери времени при начале работы

  1. Планирую ли я вечером, предстоящий рабочий день?
  2. Болтаю ли я с коллегами, прежде чем приступить к работе?
  3. Занимаюсь ли я в первую очередь личными делами?
  4. Читаю ли газеты в начале дня?
  5. Требуется ли мне в начале дня время, чтобы приступить к работе?
  6. Продумываю ли я дело, прежде чем начать его?
  7. Забочусь ли о достаточной подготовке моей трудовой активности?
  8. Откладываю ли я часто важные дела?
  9. Занимаюсь ли трудными проблемами в конце рабочего дня?
  10. Довожу ли я свои дела до конца?

6. Потери времени при составлении распорядка дня

  1. Знаю ли я свой личный трудовой ритм и график продуктивности?
  2. Знаю ли я суточные закономерности своей производительности?
  3. Соответствует ли мой рабочий распорядок этим ритмам?
  4. Планирую ли я благоприятное время дня для важнейших дел?
  5. Занимаюсь ли я в свои наиболее продуктивные часы не важными проблемами или рутиной?

7. Потери времени при обработке информации

  1. Выбираю ли я материал для чтения с учетом его важности?
  2. Пробегаю ли я информацию чтобы «схватить» главное и лишь потом знакомиться с деталями?
  3. Заканчиваю ли я беседу, звонок или совещание, если всякое продолжение кажется бесполезным?
  4. Перед разговором проверяю ли я цели свои и собеседников, чтобы исключить напрасную трату времени?
  5. Пишу ли я черновики своей корреспонденции?
  6. Использую ли схемы для рутинной работы?

Список основных время поглотителей

  1. Нечеткая постановка цели
  2. Отсутствие приоритетов в делах
  3. Попытка слишком немало сделать за один раз
  4. Отсутствие полного представления о предстоящих задачах и путях их решения
  5. Плохое планирование дня
  6. Личная неорганизованность, заваленный письменный стол
  7. Чрезмерное чтение
  8. Скверная система досье
  9. Недостаток мотивации, индифферентное отношение к работе
  10. Поиски записей, адресов, телефонов, и т.д.
  11. Недостатки кооперации или разделения труда
  12. Незапланированные посетители
  13. Неспособность сказать »нет«
  14. Неполная, или запоздалая информация
  15. Отсутствие самодисциплины
  16. Неумение довести дело до конца
  17. «Липкие» телефонные звонки
  18. Отвлечения
  19. Долгие совещания
  20. Недостаточная подготовка к беседам
  21. Отсутствие связи или неточная обратная связь
  22. Болтовня на частные темы
  23. Излишняя коммуникабельность
  24. Чрезмерность деловых записей
  25. Синдром «откладывания»
  26. Желание знать все факты
  27. Длительные, бесполезные ожидания
  28. Спешка, нетерпение
  29. Слишком редкое делегирование
  30. Недостаточный контроль за перепорученными делами.

Упражнение «Интонация»

Цель: коррекция замкнутости.

На маленьких клочках бумаги группа пишет название любого чувства, эмоции. Затем листки собираются, перетасовываются и раздаются вновь. Теперь группа решает, какую фразу, строчку из стиха взять за основу дальнейших действий. После этого участники по очереди произносят эту фразу с интонацией, соответствующей тому чувству, что записано у них на листке бумаги. Остальные члены группы угадывают, с какой интонацией была произнесена фраза.

Игра «Угадай стиль общения»

Цель игры: научить участников диагностировать стиль общения – свой и собеседника, выяснять факторы, влияющие на выбор того или иного стиля общения, выработать навыки быстрого выбора наилучшего варианта собственного поведения.

Участники делятся на три подгруппы по пять-шесть человек, каждая из которых готовит к показу сценку, отражающую определенный стиль общения — конвенциальный (деловой), манипулятивный, примитивный. (Краткое описание стиля общения предлагается каждой подгруппе на отдельной карточке).

Обсуждение: участники-зрители анализируют продемонстрированные им сценки, отвечая на следующие вопросы: Как можно назвать стиль общения, который показала подгруппа?

Упражнение «Автопилот»

Цель: осознание своих устремлений. Повышение уверенности в своих силах.

Участники размышляют о том, какими им хотелось бы стать: как себя вести, как относиться к себе и окружающим и т.д. В соответствии с этим каждый составляет программу для своего «автопилота» по определенной схеме, например: «Я уверен в себе; я доброжелателен». Когда программа готова, каждый участник читает ее вслух так, чтобы у присутствующих возникло убеждение, что этот человек именно таков.

Цель упражнения:

  • формирование установок на выявление позитивных личностных и других качеств;
  • умение представить себя и войти в первичный контакт с окружающими

Участникам дается следующее пояснение: в представлении вы должны постараться отразить свою индивидуальность так, чтобы все остальные участники сразу запомнили выступившего. Например, «Я высокий, сильный и уверенный в себе человек. Внешность у меня обыкновенная, зато волосы красивого цвета и слегка вьются, что является предметом легкой зависти многих женщин. Но главное, на что хочу обратить ваше внимание – со мной в любой компании интересно и весело, знаете, как правило, играю роль тамады» или «Возраст у меня средний, внешность не броская, способности и возможности обыкновенные. Единственное, в чем я разбираюсь, может быть лучше других и готова посвящать все свое время – это вкусно готовить и угощать. Обещаю всем яблочный пирог к чаю».

Игра «Сотворение мира»

Цель: творческое самораскрытие участников и повышение их компетентности в области социальной адаптации в процессе поиска работы.

Необходимый материал: лист ватмана, ножницы, клей, цветные фломастеры.

  1. После того, как «мир сотворен», тренер разрезает лист ватмана на количество частей, равное количеству работающих подгрупп. Далее тасует и путает разрезанные части, после чего раздает каждой подгруппе по одной части «сотворенного мира» со следующим заданием:
    • описать доставшуюся часть созданного мира;
    • дать всему необходимые названия;
    • подчеркнуть характерные особенности;
    • государственный строй;
    • сферы деятельности;
    • предметы импорта и экспорта;
    • приблизительная численность населения;
    • чем население занимается, наиболее востребованные профессии;
    • есть ли безработица, перспективы развития рынка труда;
    • культурные традиции (гимн, флаг, сленг, мифы, легенды, нормы, правила, стандарты жизни и поведения, что нужно знать и уметь иностранцу, чтобы попасть в государство, и т.д.).

Время выполнения задания 30 минут.

  1. Презентация участников каждой из подгрупп происходит по следующей схеме: рассказ о своем государстве, реальные перспективы государственного развития с позиции карты востребованных профессий, готовность к сотрудничеству, реальность проникновения в страну эмигрантов и т.д.
  2. По окончании презентации происходит обсуждение аспектов »совместного сотворения« и общей ответственности за существование и развитие мира, оценка динамики и перспектив дальнейшего мирового развития.

Рисунок «Я такой, какой я есть»

Цель упражнения: способствовать выработке у участников более объективной самооценки.

Участники рисуют себя так, чтобы никто не видел. После этого рисунки собираются и смешиваются. Производится обмен впечатлениями по каждому рисунку.

Упражнение «Я в будущем»

Каждый участник рисует себя в будущем. Происходит защита участниками своего рисунка.

Упражнение «Если бы. то я стал бы. »

Цель упражнения: выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию.

Упражнение происходит по кругу: один участник ставит условие, в котором оговорена некоторая конфликтная ситуация. Например: «Если бы меня обсчитали в магазине. ». Следующий, рядом сидящий, продолжает (заканчивает) предложение. Например: «. я стал бы требовать жалобную книгу».

Целесообразно провести это упражнение в несколько этапов, в каждом из которых принимают участие все присутствующие, после чего следует обсуждение.

Ведущий отмечает, что как конфликтные ситуации, так и выходы из них могут повторяться.

Упражнение «Зато. »

Цель: снижение уровня фрустрации или стресса. Поиск возможных путей ее разрешения.

1) Тренер предлагает каждому участнику игры вкратце описать на листке бумаги какое-либо несбывшееся желание, какую-либо актуальную стрессовую или конфликтную ситуацию, неразрешенную на данный момент или запомнившуюся как трудноразрешимая (допускается анонимность авторства).

2) Затем все листки тренер собирает, перемешивает и предлагает участникам следующую процедуру обсуждения:

  1. каждая написанная ситуация зачитывается на группе и участники должны привести как можно больше доводов к тому, что данная ситуация вовсе не трудноразрешимая, а простая, смешная или даже выгодная с помощью связок типа: «зато. », «могло бы быть и хуже!», «не очень-то и хотелось, потому что. » или «здорово, ведь теперь . »;
  2. после того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.
Читайте так же:  Картинки женатый мужчина

Упражнение «Фигурные построения»

Цель: Упражнение сплачивает группу, способствует формированию взаимопонимания, обучает уверенному поведению в условиях необходимости принимать решения при ограниченности доступной информации, брать на себя ответственность за свою часть в общей работе.

Описание упражнения: Участники хаотично перемещаются по помещению. По команде ведущего они закрывают глаза и пытаются построиться, образовав ту геометрическую фигуру, которая названа ведущим (круг, треугольник, квадрат, «змейка» и т.п.). Если кто-то подсматривает – он выбывает из игры. Когда построение закончено, участники по команде ведущего открывают глаза и смотрят, что в итоге получилось.

Обсуждение:

  • Насколько успешным участники считают построение разных фигур?
  • Что требуется от участников, чтобы справиться с таким заданием?
  • Что же обеспечивает возможность взаимопонимания в таких ситуациях, да еще, если у участников закрыты глаза?

Упражнение «Ступеньки»

Цель упражнения: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку.

Участникам раздается бланк с нарисованной на ней лесенкой из 10 ступеней. Дается инструкция: «Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь».

После того, как все нарисовали, ведущий сообщает ключ к этой методике:

  • 1-4 ступенька – самооценка занижена
  • 5-7 ступенька – самооценка адекватна
  • 8-10 ступенька – самооценка завышена

Процедура «Доведи за меня до конца!»

Ведущий объясняет, что следующее упражнение будет направлено на демонстрацию того, как важно уметь доводить начатое дело до конца.

После этого каждый участник по очереди рассказывает какое-либо дело, которое он когда-либо не закончил, бросил, не доделав. Группа задает уточняющие вопросы. Затем группа должна решить, как бы она на месте участника завершила бы это дело. Ведущий должен следить за тем, чтобы не обсуждалось то, стоило ли вообще заканчивать дело.

Упражнение «10 заповедей»

Цель упражнения: помощь участникам в овладении ранжированием ценностей, выстраивании их в иерархии.

Участников просят придумать 10 заповедей – неких общечеловеческих законов, обязательных для соблюдения каждым человеком. Ведущий на этом этапе записывает каждое поступившее предложение. После того, как 10 заповедей собраны, дается задание проранжировать их: выбрать сначала наименее ценную заповедь из десяти, затем наименее ценную из оставшихся девяти и т.д. Все заповеди ведущий фиксирует на доске или ватмане.

Упражнение «5 шагов»

Смысл упражнения: повысить готовность участников выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив, а также готовность соотносить свои профессиональные цели и возможности.

Игра может проводиться как в круге (для 6-12 участников), так и при работе с классом. Среднее время на игру 30-40 минут. Процедура включает следующие этапы:

  1. Ведущий предлагает группе определить какую-либо интересную профессиональную цель, например, поступить в какое-то учебное заведение, оформиться на интересную работу, а может даже совершить в перспективе что-то выдающееся на работе. Эта цель, так как ее сформулировала группа, выписывается на доске (или на листочке).
  2. Ведущий предлагает группе определить, что за воображаемый человек должен достичь эту цель. Участники должны назвать его основные (воображаемые) характеристики последующим позициям: пол, возраст (желательно, чтобы этот человек был сверстником играющих), успеваемость в школе, материальное положение и социальный статус родителей и близких людей. Это все также кратко выписывается на доске.
  3. Каждый участник на отдельном листочке должен выделить основные пять этапов (пять шагов), которые обеспечили бы достижение намеченной цели. На это отводится примерно 5 минут.
  4. Далее все делятся на микрогруппы по 3-4 человека.
  5. В каждой микрогруппе организуется обсуждение, чей вариант этапов достижения выделенной цели наиболее оптимальный и интересный (с учетом особенностей обозначенного выше человека). В итоге обсуждения каждая группа на новом листочке должна выписать самые оптимальные пять этапов. На все это отводится 5-7 минут.
  6. Представитель от каждой группы кратко сообщает о наиболее важных пяти этапах, которые выделены в групповом обсуждении. Остальные участники могут задавать уточняющие поп росы. Возможна небольшая дискуссия (при наличии времени).
  7. При общем подведении итогов игры можно посмотреть, насколько совпадают варианты, предложенные разными микрогруппами (нередко совпадение оказывается значительным).

Также в итоговой дискуссии можно оценить совместными усилиями, насколько учитывались особенности человека, для которого и выделялись, пять этапов достижения профессиональной цели. Важно также определить, насколько выделенные этапы (шаги) реалистичны и соответствуют конкретной социально-экономической ситуации в стране, т.е. насколько общая ситуация в обществе позволяет (или не позволяет) осуществлять те или иные профессиональные и жизненные мечты.

Вполне возможно проведение данного игрового упражнения и по другим процедурным схемам. К примеру, сначала каждый выделяет пять этапов на своих листочках, затем 2-3 желающих (добровольца) выходят к доске и выписывают свои предложения, после чего в общем, обсуждении рассматриваются по порядку этапы, выписанные этими участниками и выделяется наиболее оптимальный вариант.

В другом случае, можно сразу разбить учащихся на группы и предложить им (без индивидуальной предварительной работы) составить общий вариант программы достижения намеченной цели (выписать пять шагов-этапов) для данного человека.

Упражнение «Слалом»

Данное упражнение достаточно тяжелое, поскольку предлагает высокий темп и интенсивность информационного воздействия на участника. Поэтому для него приглашается доброволец из числа те, кого тренер считает способным справиться в ситуацией нагнетания напряжения.

Общая инструкция проговаривается перед всей группой. Также представляются другие участники упражнения. Инструкции каждому участнику передаются в письменном виде.

По дороге к начальнику наш специалист встречает

  • друга детства, с которым он не виделся более 10 лет;
  • бизнес-партнер, с которым взаимодействуют специалисты Вашего отдела;
  • коллегу-конкурента, соперника при перспективном повышении;
  • своего заместителя, который занимается текущими вопросами деятельности;
  • представителя прессы, который периодически появляется в вашей организации для написания очередной статьи.

Задача: успеть за 10 минут пройти через этих людей, успев к назначенному времени к начальнику (у которого пунктик на пунктуальности) и быть в состоянии вести с ним серьезный договор, возможно, о перспективах повышения.

При видеопросмотре анализируются приемы корректного сворачивания контакта, а также выявляются факторы, которые обеспечивают его «схлопывание».

«Слалом» Инструкция «герою»

Вы – руководитель среднего звена солидной компании. Вы знаете, что в вашем отделе ожидаются кадровые перестановки, и поскольку Вы на хорошем счету у руководства, то считаете себя в праве рассчитывать на повышение. Вчера Ваш босс многозначительно попросил Вас зайти к нему сегодня в определенное время для серьезного разговора.

«Слалом» Инструкция друга детства

Вы не виделись более 10 лет. Однако в данной организации Вы оказались по делам: Вам предложили войти с бизнес в качестве соучредителя и одного из директоров. Прежде чем принять решение, вы хотели бы получить дополнительную (желательно — неофициальную) информацию об организации. И тут в коридоре видите +

«Слалом» Инструкция бизнес-партнера

С данным специалистом у Вас чисто деловые отношения. Сейчас вы явились в организацию потому, что на сутки просрочена поставка важного оборудования Вашим клиентам. Вас важно срочно решить этот вопрос, поскольку Вам грозят серьезные неустойки. Вы – клиент такого уровня, что Вам хотелось бы, чтобы с Вами взаимодействовал именно начальник отдела, а не рядовой менеджер. Вы специально разыскали его в коридорах фирмы, чтобы сказать +

«Слалом» Инструкция коллеги-конкурента

Всю свою жизнь в этой организации Вы с коллегой шли, что называется, «ноздря в ноздрю»: если повышали одного, то соответственно рос в должности и другой. Теперь Вы на той ступеньке, когда повысить могут только одного. При всем доброжелательном уровне отношений, между Вами никогда не было дружбы.

К Вам на руки попал черновик отчета, составленного Вашим коллегой – соперником. Вы как раз шли к вашему общему руководителю, чтобы использовать повод доложить начальству о допущенных серьезных ошибках в отчете. Увидев (как некстати) своего коллегу-соперника, Вы вдруг решаете сохранить корректную мину и обратиться к нему со своими замечаниями, предупредив его, что «если он не исправит “эти грубые ошибки”, то пострадает репутация всего отдела». При этом Вы не будете огорчаться, если он даст Вам повод «с чистой совестью» выйти в этой информацией на руководство. Что ж, он приближается +

«Слалом» Инструкция заместителя

В условиях жесткого цейтнота деятельности, который всегда наступает в конце квартала, к Вам в отдел нагрянула налоговая инспекция, требующая открыть сейф и предоставить документы на проверку. Вы меньше всего хотели бы стать краеугольным камнем в этой разборке, поэтому разыскиваете своего начальника, чтобы сообщить ему о случившемся. Ваша задача – получить четкие инструкции (желательно – письменные), гарантии ухода от необходимости нести ответственность за возможные негативные последствия ситуации. С этим настроем Вы идете по коридору и встречаете своего начальника +

«Слалом» Инструкция журналиста

Вы приехали сделать репортаж об этой организации. Но пока не определились, будет ли этот репортаж хвалебным (чтобы он прошел как рекламный материал) или скандальным (чтобы порадовать читателей). Вы решили определиться по ходу дела. И тут (какая удача) Вам навстречу направляется человек явно руководящего вида +

Упражнение «Событие»

Цель: включение адаптивных механизмов, отработка навыков проявления эмоций, способствующих процессу профессиональной адаптации.

  1. Тренер предлагает каждому из участников рассказать о себе и о значимых для него событиях с позиции того, что вызвало:
    • удивление,
    • интерес,
    • радость.
  2. Процедура идет по кругу и может включать оценку самопрезентации предшествующего участника по той же схеме «удивление интерес радость».
  3. По окончании процедуры можно обсудить в группе результаты самопрезентации (при необходимости).

Упражнение «Подарок»

Цель: коррекция замкнутости.

Все члены группы анонимно дарят друг другу воображаемые подарки, как если бы возможности дарящего были не ограничены ничем. Для этого понадобятся листки бумаги. Игрок получает свои подарки, а затем, читая записки вслух, пытается догадаться, кто автор того или иного подарка и почему он так решил.

Участникам группы предлагается закрыть глаза и представить, что занятия в группе закончились. Вы идете домой.

– Подумайте о том, что вы не сказали группе, но хотели бы сказать. Через несколько минут откройте глаза и скажите это.

  • Какие психологические качества у вас проявились при участия в тренинге?
  • Какие чувства испытывали?
  • Что нового узнали о себе, о группе?
  • Как будете использовать эти знания?
  • Чему научились?
  • Как это пригодиться в будущем?
  • Что было важным?
  • Над чем вы задумались?
  • Что происходило с вами?
  • Что нужно развивать на будущее?

Спасибо вам большое, что пришли на наш тренинг, надеемся, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеемся, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. До свидания.