Меню

Уход за ребенком больным пневмонией

Уход при пневмонии

В лечении пневмонии у недоношенных детей уходу за ребенком принадлежит одно из ведущих мест. Недостаточный уход может свести на нет все успехи, достигнутые в ходе лечения, и способствовать обострению пневмонии. Основные положения ухода сводятся к следующему:

1. Проветривание. Помещение, в котором находятся больные пневмонией, должно постоянно и интенсивно проветриваться. Свежий прохладный воздух рефлекторно через рецепторы верхних дыхательных путей нормализует функционирование дыхательного центра, улучшает кровообращение и успокаивающе действует на центральную нервную систему. Внешне это проявляется довольно быстро: дыхание становится более глубоким и редким, кожные покровы — более розовыми, уменьшается цианоз. Ребенок вскоре засыпает.

Интенсивность проветривания зависит от характера пневмонии. Чем больше выражена дыхательная недостаточность, тем интенсивнее проводится проветривание. Допустимое снижение температуры воздуха — не ниже 20 °С. При этом необходимо полностью избежать охлаждения ребенка. Дети должны быть хорошо согреты, при всех манипуляциях с ними (пеленание, подмывание и т. д.) необходимо включать обогревательную аппаратуру.

2. Возвышенное положение. У детей с пневмонией верхняя часть туловища должна находиться в возвышенном положении, а голова несколько запрокинута назад. В таком положении кишечник, желудок, а вслед за ними и диафрагма опускаются вниз, что приводит к расправлению нижних отделов легких и увеличению дыхательной поверхности.

Возвышенное положение можно сделать с помощью различных приспособлений. В инкубаторах имеются соответствующие подставки, в кроватях-грелках можно использовать небольшие подголовники или под головной отдел матраца подложить сложенную в два раза подушку. Для детей, находящихся в кроватях, мы применяем небольшие деревянные бруски (рис. 22), длина которых соответствует ширине кровати, высота равна 9 см и ширина 8 см. Брусок подкладывают под ножки головного отдела кровати. Окрашенный под цвет пола он почти незаметен и в то же время очень удобен. Эти же бруски можно использовать при кормлении детей.


Рис. 22. Возвышенное положение верхней части туловища у ребенка с пневмонией.

Когда ребенок находится в возвышенном положении, ему под верхнюю часть спины нужно подложить небольшой валик из свернутой пеленки, при этом голова окажется несколько запрокинутой назад. Такое положение головы облегчает прохождение воздуха через верхние дыхательные пути.

3. При наличии двусторонней пневмонии для равномерной вентиляции обоих легких ребенка необходимо каждые 1—2 ч перекладывать с одного бока на другой. При односторонней пневмонии, особенно если она носит сливной характер, предпочтительнее, чтобы ребенок большую часть времени лежал на стороне здорового легкого.

4. При наличии в дыхательных путях слизи ее необходимо периодически отсасывать электроотсосом или резиновым баллоном.

5. Больные с пневмонией должны быть обеспечены достаточным количеством жидкости. Как известно, во время дыхания организм теряет часть последней. При одышке потеря жидкости, естественно, возрастает, и без ее достаточного восполнения у недоношенного и, в особенности, у глубоко недоношенного ребенка может наступить состояние обезвоживания.

6. Больных с пневмонией следует всячески предохранять от вздутия живота, так как при метеоризме диафрагма поднимается вверх, поджимает нижние отделы легких и ухудшает их вентиляцию. Для этого детям, склонным к метеоризму, необходимо несколько раз в день проводить легкий массаж живота. В случае же развития метеоризма необходимо как можно скорее добиться отхождения газов (поставить газоотводную трубку, сделать легкий массаж живота, ввести прозерин).

7. У больных с пневмонией необходимо избегать тугого пеленания и по возможности быстрее переходить на пеленание со свободными руками.

Особенности ухода при пневмонии

Воспаление легких или пневмония – вирусное или бактериальное заболевание, при котором поражается легочная ткань. Болезнь требует профессионального медицинского контроля и комплексного лечения, которое обычно проходит в стенах медицинского учреждения или в домашних условиях. Вне зависимости от места нахождения пациента, услуга сестринского ухода упрощает процесс оказания помощи больному и помогает ускорить выздоровление. Квалифицированный персонал контролирует соблюдение рекомендаций врача, параллельно наблюдая за самочувствием подопечного.

Когда необходим сестринский уход

Родственники и близкие не всегда способны организовать свое время так, чтобы все особенности ухода за больным с пневмонией соблюдались в полной мере: кому-то не позволяет состояние здоровья, кто-то не может оставить работу, кто-то должен присматривать за иждивенцами. Также врач может рекомендовать уход медицинской сестры в трех случаях заболевания:

  • Интерстициальная пневмония – течение болезни осложняется дыхательной недостаточностью, что требует постоянного контроля
  • Долевая или крупозная пневмония – поражение легочной ткани сопряжено с тяжелым состоянием больного
  • Очаговая – одна из видов острой пневмонии

Важно помнить, что болезнь очень быстро прогрессирует – поэтому время и скорость полного выздоровления пациента напрямую зависит от организованности ухода. Особого внимания заслуживает пневмония у маленьких детей и возможное развитие осложнений, которые всегда лучше предупредить, чем лечить.

Организация правильного ухода

В обязанности патронажной сестры, наблюдающей больного пневмонией, входит наблюдение за:

  • Режимом дня, гигиеной пациента
  • Приемом лекарств и выполнением предписанных процедур
  • Состоянием больного в процессе лечения

Медицинская сестра следит за тем, чтобы пациент полностью соблюдал постельный режим, иначе ослабленный организм не только не справится с болезнью, но и заработает осложнения. Пристального внимания требует и питание больного наряду с количеством потребляемой жидкости. Важная функция патронажной сестры заключается в том, что весь первый период заболевания пациент находится под ее контролем – а, значит, именно медсестра способна заметить изменения в состоянии больного и обратить внимание лечащего врача на улучшение или ухудшение самочувствия.

Особенности ухода за маленькими детьми при пневмонии

Течение болезни у детей осложняется чаще, чем у взрослых – именно поэтому сестринский уход должен быть внимательным и ответственным. Грамотно выстроенная система оказания помощи обеспечит быстрое выздоровление, а постоянное наблюдение медработника не упустит возможные изменения самочувствия ребенка. Сестринское вмешательство при воспалении легких у детей включает в себя:

  • Организацию постельного режима, изоляцию ребенка от других людей
  • Обеспечение необходимого питания и потребления жидкости
  • Наблюдение за общим состоянием больного и отдельными параметрами: температурой, пульсом, дыханием и т.д.
  • Поддержание чистоты и комфортного микроклимата в помещении
  • Проведение необходимых медицинских манипуляций и прием лекарственных препаратов
  • Консультирование родителей или их законных представителей о состоянии больного

Особенности уборки помещения

Помимо наблюдения за самочувствием пациента патронажная сестра следит за помещением, в котором находится больной. Больничная палата стационара (или комната, если пациент лечится в домашних условиях) нуждается в регулярном проветривании. Свежий и влажный воздух – один из факторов выздоровления при условии, что воздух теплый и в палате (комнате) нет сквозняков. В холодное время года удобно воспользоваться увлажнителем воздуха, либо выбрать менее затратный метод – поставить емкость с водой возле источника тепла. Испаряясь, жидкость будет увлажнять воздух без его охлаждения (как в случае с открытым окном).

Постельное и нательное белье пациента регулярно меняется. Как можно чаще проводится влажная уборка, предотвращающая скопление пыли и попадание ее в легкие. Если уборка проводится с помощью дезинфицирующих средств, следует выбирать щадящие составы, не имеющие резкого запаха.

Гигиена больного при пневмонии

В обязанности медицинской сестры входит обеспечение гигиены пациента, а также комфортного положения тела (если речь идет о тяжелых случаях). Больным пневмонией следует лежать с приподнятой головой – для этого медработник может приподнять изголовье кровати или просто подложить подушки. Воспаление легких может протекать настолько тяжело, что пациенту трудно передвигать ноги или переворачиваться с боку на бок – с этим тоже помогают приставленные люди. Правильное положение корпуса во время болезни обеспечивает отдых для мышечной системы, что благоприятно для самочувствия больного.

Сестринский уход незаменим для лежачих больных, ведь состояние пациента требует постоянного присутствия помощника. Следует ежедневно обмывать кожный покров теплой водой и проводить гигиенические процедуры после посещения туалета. Если мокрота отходит с трудом, то медсестра проводит постуральный дренаж, а также очищает ротовую полость дезинфицирующим раствором (во избежание воспаления). Протекание пневмонии нередко сопровождается повышением температуры, которую нужно отслеживать для предупреждения лихорадки.

Питание при воспалении легких

Грамотная организация питания может улучшить состояние больного: для этого необходимо придерживаться принципа «часто, но понемногу». Небольшие порции с интервалом в 2-3 часа не станут большой нагрузкой для ослабленной пищеварительной системы, но помогут ускорить обмен веществ. В рацион входит:

  • Отварное куриное филе или рыба
  • Бульоны
  • Овощи
  • Молочная продукция

Обязательное условия режима – обильное теплое питье, способствующее разжижению мокроты и ее последующему выведению из организма. Поить можно обычной водой, морсами, отварами ягод или минеральной водой без газа. Полноценное и сбалансированное питание помогает организму восстанавливать силы и бороться с заболеванием. На этапе выздоровления режиму питания и питья также уделяется большое внимание, чтобы избежать осложнений и других негативных последствий.

Лечебный режим и питание при пневмонии

Проблема пневмонии остается одной из самых актуальных.

Пневмония — это болезнь, при которой происходит воспаление различных структур легкого и которая развивается как первичное заболевание или как осложнение другой патологии.

При этом заболевании вовлекаются в процесс нижние дыхательные пути (бронхи, бронхиолы, альвеолы), пишет Хроника.инфо со ссылкой на healthinfo.

Проблема пневмоний по-прежнему остается одной из самых актуальных. Несмотря на большие достижения в лечении этого заболевания, пневмония является одной из основных причин смертности у детей. Отчетливо проявляется увеличения чистоты пневмоний вызванных вирусной и стафилококковой инфекцией, а также вирусно-бактериальными возбудителями.

Вызывает тревогу отсутствие желаемого эффекта от лечения антибиотиками, особенно при пневмонии, вызванной сразу несколькими видами бактерий.

Заболеваемость пневмониями у детей первого года жизни составляет 15-20 на 1000 детей, старше 3 лет 5-6 на 1000, у взрослых 10-13 на 1000 взрослого населения. Большая частота пневмоний у детей раннего возраста связана с анатомо-физиологическими особенностями органов дыхания.

Гигиена и режим при пневмонии

Более 80% больных пневмонией могут проходить лечение дома. Для повышения эффективности лечения и скорейшего выздоровления больного важно оказать больному необходимую помощь и уход.

Предметы личного пользования (полотенца, ложки, тарелки, чашки) – строго индивидуальные. В помещении, где находится больной, должны проходить: постоянная влажная уборка и проветривание.

Рекомендуется постельный режим в течение всего острого периода.

Дети первых месяцев жизни укладываются в положении полуоборота для предупреждения захлебывания рвотными массами. Пеленание грудной клетки не допускается. При одышке следует обеспечить правильное положение ребенка в кровати с приподнятой верхней части туловища.

Когда состояние ребенка улучшается, следует чаще менять положение ребёнка в кровати и брать его на руки

Ухаживающий за больным помогает принять правильную и удобную позу для больного, а также научить его правильному дыханию и релаксации мышц для обеспечения полного покоя. Необходимо регулярно контролировать положение тела во избежание возникновения пролежней и помогать больному менять позу каждые 2 часа.

Рациональное питание: увеличение потребляемой жидкости 1.5-2.0 литра в сутки, желательно тёплой.

Можно использовать морсы, соки, чай с лимоном. Не употреблять жирную пищу (свинина, гусь, утка), кондитерские изделия (торты, пирожное). Сладкое усиливает воспалительные и аллергические процессы.

Очищение дыхательных путей от мокроты путем отхаркивания.

У детей до года очищение дыхательных путей от слизи и мокроты в домашних условиях производится мамой (полость рта очищается салфеткой). В отделении производят отсасывание слизи и мокроты электроотсосом из ротовой полости и носоглотки.

Регулярное проветривание и влажная уборка в комнате, при отсутствии в комнате больного.

При температуре воздуха на улице более 20 градусов в комнате постоянно должно быть открыто окно. При более низкой температуре на улице комнату проветривают не менее 4 раз в день, так чтобы за 20-30 минут температура в комнате снижалась на 2 градуса.

Зимой во избежание быстрого охлаждения комнаты форточку закрывают марлей.

Самая лучшая профилактика пневмоний — это ведение рационального образа жизни:

Правильное питание (фрукты овощи, соки), прогулки на свежем воздухе, избежание стрессов.

В зимнее и весеннее время чтобы избежать снижения иммунитета можно принимать комплекс поливитаминов.

Читайте так же:  После отлучения ребенок плохо спит

Отказ от курения.

Лечение хронических заболеваний, умеренное употребление алкоголя.

Читайте также: Простые советы, которые помогут быстро справиться с простудой

Для детей важно исключение пассивного курения, консультации у врача отоларинголога, если ребёнок часто болеет простудными заболеваниями, своевременное лечение рахита, анемии.

У ребенка пневмония. Лечимся только в стационаре?

Главная > Консультации > врач-педиатр > У ребенка пневмония. Лечимся только в стационаре?

Воспаление легких (пневмония) — смертельно опасная болезнь. Особенно опасна пневмония в детском возрасте. До появления антибиотиков детская смертность от пневмонии превышала все мыслимые значения, однако и в современном мире периодически регистрируют случаи смерти детей (как правило, в возрасте до 1 года). Даже при теперешнем уровне развития медицинских средств статистика заболеваемости и смертности детей до пятилетнего возраста остается высокой — 150–160 млн случаев заболеваний и 1–2 млн летальных исходов каждый год (согласно мировой отчетности).

Естественно, прежде чем обсуждать тактику ведения ребенка с пневмонией, необходимо ее установить (или хотя бы просто заподозрить). У ребенка диагностировать пневмонию весьма проблематично по тем причинам, что далеко не всегда дети адекватно оценивают свое состояние. Естественно, первые проявления этого заболевания заметят родители (другие взрослые родственники). Если ребенок маленький, он не будет вообще ничего говорить (до двух-трехлетнего возраста), ребенок постарше уже сможет более-менее четко сформулировать свои жалобы. В первую очередь, в глаза бросится упадок сил и общая вялость ребенка. Он будет апатичен, не будет бегать, прыгать, проявлять какую-либо активность. Будет существенно снижен аппетит, много будет спать. При такой симптоматике обязательно надо измерить температуру тела. При пневмонии в большинстве случаев она будет высокой (достигнет фебрильных значений, поднимется до 38 градусов Цельсия и выше). Необходимо прислушаться к дыханию — при воспалении легких оно будет ослаблено.

Окончательный диагноз пневмонии устанавливается и подтверждается только врачом согласно данным осмотра, результатам анализов и рентгенографии (последняя — самая информативная). Выявить пневмонию, особенно у маленьких детей непросто.

Поводом для подозрений должны стать:

  • высокая температура свыше 3 дней (обычно выше 38 0С, но не обязательно, особенно у детей до года), также следует помнить, что у детей раннего возраста возможно молниеносное развитие пневмонии (в течение нескольких часов);
  • одышка и нарушение ритма дыхания;
  • втяжение грудной клетки во время вдоха;
  • посинение ногтей, губ, кожи, носогубного треугольника;
  • снижение аппетита, отказ от груди (у младенцев);
  • нарушения сна;
  • кряхтение и кашель;
  • потливость во время сна.

При осмотре ребенка не всегда сразу можно различить легочные изменения, поэтому при подозрении на воспаление врач направляет на анализы и рентгенологический снимок.

Повышение содержания лейкоцитов и увеличение СОЭ в общем анализе крови и очаги изменений в легочной ткани на снимке говорят в пользу пневмонии.

Лечение в стационаре обязательно при наличии хотя бы одной из ситуаций:

  • возраст менее 3 лет;
  • осложненное течение болезни;
  • наличие дыхательной недостаточности;
  • сопутствующие хронические и системные заболевания;
  • гипотрофия (расстройство питания);
  • врожденные пороки сердечной и дыхательной систем;
  • неблагоприятные бытовые условия по месту проживания.

После того, как ребенка госпитализировали, проводят дополнительные обследования — общий анализ крови, общий анализ мочи, посев мокроты с определением чувствительности флоры к антибиотикам и самое главное — обзорная рентгенография органов грудной клетки, которая и подтвердит диагноз. После всех проведенных анализов возможна смена антибактериального препарата в случае его неэффективности на тот, к которому определена чувствительность.

Срок лечения в клинике занимает не весь процесс выздоровления. Обычно на амбулаторный режим выписывают на 3–4 день после нормализации температуры и показателей крови. Как правило, это происходит на 10–12 день в нетяжелых случаях. За сколько можно вылечиться в отделении при осложненных вариантах и как долго это происходит — решается только индивидуально.

При отсутствии показаний к госпитализации, врач назначает лечения воспаления легких на дому. При этом важно тщательно контролировать состояние ребенка, внимательно следить за проявляющимися симптомами и проходить рентгенологический контроль. При ухудшении состояния или неэффективности домашнего лечения, необходимо немедленно обратиться к врачу с целью коррекции терапии или дальнейшего лечения в больнице.

Лечение дома возможно только при наличии всех нижеперечисленных условий:

  • возраст от 3 лет и старше;
  • легкое течение болезни;
  • отсутствие других заболеваний;
  • отсутствие выраженной интоксикации;
  • отсутствие аллергических реакций на препараты;
  • наличие санитарно-бытовых условий (проветривание, влажная уборка, покой и постельный режим);
  • уверенность в четком выполнении родителями всех назначений и процедур.

Важно! Принимать решение о домашнем лечении можно только с разрешения врача и при точной уверенности в строгом соблюдении схемы лечения и режима! Если есть сомнения в возможностях выполнения — лучше перестраховаться и выбрать стационарное лечение!

Сегодня существует выбор между государственными клиниками (как по месту жительства, так и по выбору) и частными.

И те, и другие используют стандартные протоколы лечения, включающие антибиотики или противовирусные (по типу возбудителя), а также по показаниям препараты для устранения дыхательных спазмов, иммуномодулирующие средства, физиотерапию и средства для коррекции сопутствующих заболеваний (при их развитии).

Государственная клиника предоставляет полное диспансерное наблюдение и протокол лечения, но не всегда имеет комфортные условия. В некоторых стационарах есть платные палаты с личным санузлом и душевой, а также по договоренности возможен родительский уход за ребенком.

Частные клиники отличаются более высоким уровнем комфорта и обслуживания (отдельные палаты-люкс, современная мебель, индивидуальная медсестра или сиделка и т. д.). Но не все они имеют отделения реанимации и неотложной хирургии, поэтому в случае осложнений ребенок будет переведен в соответствующее отделение государственной больницы.

При выборе места госпитализации, кроме общих условий, нужно выяснить наличие отделения реанимации и интенсивной терапии, диапазон действия лицензии клиники, а также алгоритм действий при возможном развитии осложнений (куда будут переводить, как будет организована доставка, если потребуется перевод в другую больницу, какое время это займет).

Также в пользу конкретной клиники говорит ее оснащение, наличие широкопрофильной лаборатории, рекомендации и отзывы пациентов. Обо всем этом родитель может заранее поинтересоваться, используя поиск в интернете по выбранной клинике.

Сроки лечения зависят от степени тяжести пневмонии, ее формы, возбудителя, наличия или отсутствия осложнений и ответа организма на антибактериальные или антивирусные препараты.

Согласно протоколам, с нетяжелой пневмонией в клинике «лежат» 7–10 дней, с осложненной — 10–14. Осложненная (тяжелая), с вовлечением других систем и органов, развитием аллергий и побочных реакций — до получения адекватного отклика на терапию — сроки индивидуальные. У маленьких детей борьба с заболеванием проходит на пределе защитного резерва организма, поэтому сроки лечения и восстановления дольше, чем у детей старше 5 лет.

Полное излечение наступает (с исчезновением всех признаков, включая рентгенологические) в нетяжелых случаях — 4–6 недель, тяжелых — от 1,5 месяцев.

Важно! Самолечение, самостоятельное изменение назначений врача, невыполнение схемы лечения и отмена лекарств могут привести к осложнениям: отеку, абсцессу и гангрене легких, выраженной дыхательной недостаточности, развитию сепсиса, менингита, сердечных нарушений. Эти осложнения настолько опасны, что могут привести к летальному исходу! Особенно стремительно развиваются осложнения у детей до года.

Независимо от того где проводится лечение воспаления легких у ребенка, в стационаре или дома, применяются одинаковые принципы терапии, призванные устранить причину болезни, облегчить симптомы и ускорить процесс выздоровления. К ним относятся:

  • этиотропная терапия — при ней используются препараты, оказывающие влияние на микроорганизмы, вызвавшие пневмонию. Это могут быть антибиотики (при бактериальной инфекции), противовирусные и противогрибковые средства;
  • cимптоматическое лечение — при котором применяются лекарственные средства, призванные устранить неприятные проявления болезни. Для этого применяются жаропонижающие, муколитики и отхаркивающие средства, бронходилататоры и др.;
  • хирургическое лечение — осуществляется в условиях стационара при наличии осложнений (плевральный выпот, абсцесс легкого).

На этапе выздоровления врачи назначают физиотерапевтические процедуры (электрофарез, УВЧ, ЛФК), а также витаминно-минеральные комплексы, с целью восстановления организма после изнуряющей болезни.

Необходимые дозы, кратность и продолжительность приема всех препаратов определяется врачом в зависимости от тяжести течения болезни, возраста и массы тела больного ребенка. Категорические нельзя самостоятельно отменять препараты или же заниматься самолечением. Подобранная специалистом комплексная эффективная терапия является залогом успешного выздоровления.

Помимо медикаментозной терапии, без которой не обойтись при лечении воспаления легких, необходимо обеспечить ребенку все условия, способствующие облегчению состояния и ускорению излечения, в особенности, если терапия проводится в домашних условиях. К подобным методам относятся.

  • Диета — рацион должен быть сбалансированным, богатым витаминами и питательными веществами. Кормить ребенка следует небольшими порциями через равные промежутки времени.
  • Обильное теплое питье — особенно важно это в начале лечения, когда у многих детей часто отсутствует или снижен аппетит. Ребенку следует давать теплые чаи, морсы, соки, компоты, отвары трав.
  • Доступ чистого, влажного, прохладного воздуха. Рекомендуется частое проветривание и использование увлажнителей воздуха, поскольку это улучшает процессы дыхания и способствует лучшему отхождению мокроты при кашле.
  • При лечении антибиотиками необходимо использовать сорбенты и средства, нормализующие кишечную микрофлору, с целью профилактики и лечения дисбиоза.
  • После разрешения специалиста можно выполнять дыхательную гимнастику и вибрационный массаж, способствующий лучшей эвакуации мокроты из легких.

В начале лечения, важно строго соблюдать постельный режим. При соблюдении всех врачебных назначений и улучшении состояния, спустя 7 дней терапии, малыша переводят на обычных режим и разрешают кратковременные прогулки на свежем воздухе. После перенесенной пневмонии школьникам дается освобождение от занятий физкультурой, длительность которого в среднем составляет 1 месяц.

Проводить прививки разрешаются не ранее чем через 1,5 месяца после полного выздоровления, график согласовывается с лечащим педиатром.

Сестринский процесс при острой пневмонии у детей

Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания. Заболевания органов дыхания в структуре детской заболеваемости составляют более 60 %.
Сестринский процесс при острой пневмонии
Информация о заболевании. Пневмония это острое воспаление легочной ткани.
Этиология: инфекционная — пневмококки, стафилококки, вирусы, микоплазма. Чаше всего наблюдается смешанная — вирусно-бактериальная этиология. В 60-80 % случаев «домашних» пневмоний возбудителем является пневмококк.
Предрасполагающие факторы: перинатальная патология, врожденные пороки сердца, гиповитаминозы; хронические очаги инфекции ЛОР-органов, повторные ОРВИ, рецидивирующий бронхит, активное и пассивное курение. В развитии пневмонии большое значение имеет состояние реактивности организма ребенка.
Инфекция проникает воздушно-капельным путем, а затем бронхогенно распространяется по дыхательным путям, задерживается в бронхиолах и альвеолах, вызывая местное воспаление, инфильтрацию и заполнение альвеол экссудатом. Основными механизмами патологического процесса являются развитие интоксикации (воздействие бактерий и их токсинов) и дыхательная недостаточность, так как в результате нарушения внешнего дыхания легкие не способны обеспечивать нормальный газообмен.
Клинические проявления, продолжительность течения, характер осложнений зависят от типа пневмонии и возраста ребенка.
Типы острых пневмоний:
Очаговая — наиболее частая у детей раннего возраста; воспаление захватывает участки легочной ткани размерами не менее 1 см.
Огагово-сливная — наблюдается у детей разного возраста; воспаление захватывает участки легочной ткани в нескольких сегментах или во всей доле легкого.
Сегментарная — возникает у детей разного возраста; воспаление захватывает один или несколько сегментов легких, иногда с вовлечением плевры.
Долевая (крупозная) — пневмококковая, наблюдается у детей старшего возраста; воспаление захватывает целую долю легких. Течение этой пневмонии тяжелое с выраженными симптомами интоксикации и дыхательной недостаточности.
Интерстициальная — редкая форма пневмонии, вызывается микоплазмой или пневмоцистами; воспаление захватывает межальвеолярную соединительную (интерстициальную) ткань легких; характеризуется быстрым развитием дыхательной недостаточности.
Детей дошкольного и школьного возраста при неосложненной пневмонии можно лечить амбулаторно в условиях «стационар на дому».
Показания к госпитализации: дети первого полугодия жизни; дети, независимо от возраста, с тяжелым и осложненным течением заболевания; при отсутствии эффекта от лечения в амбулаторных условиях; при отсутствии условий для лечения на дому; дети из социально-неблагополучных семей.
Принципы лечения: постельный режим на весь лихорадочный период; питание полноценное, по возрасту; медикаментозная терапия: антибиотики, муколитические препараты, инфузионная терапия. Физиотерапевтическое лечение. ЛФК, массаж.

Этапы сестринского процесса при острой пневмонии:

1 этап. Сбор информации

— Субъективные методы обследования:
Характерные жалобы: гипертермия с ознобом при крупозной пневмонии; снижение аппетита, слабость, недомогание; кашель сухой или влажный, появление ржавой мокроты при крупозной пневмонии; боль в грудной клетке, одышка.
История (анамнез) заболевания: начало острое с повышения температуры тела.
— Объективные методы обследования:
Осмотр: самочувствие ребенка нарушено, вялый, лихорадка; кожные покровы бледные, цианоз носогубного треугольника; дыхание стонущее, одышка (40 в минуту у детей старше 2 лет, 60 в минуту у детей до 2 лет), участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры с втяжением межреберных промежутков, тахикардия. При перкуссии — укорочение легочного звука; при аускультации — ослабленное дыхание, наличие влажных хрипов.
Результаты методов диагностики (из амбулаторной карты или Истории болезни): общий анализ крови: нейтрофильный лейкоцитоз и увеличение СОЭ; рентгенография легких — наличие инфильтрации очаговой, сегментарной, полисегментарной или занимающей часть или всю долю.

Читайте так же:  Диагноз у ребенка ммд гиперактивность

2 этап. Выявление проблем больного ребенка

У пациента с пневмонией нарушаются потребности: поддерживать температуру тела, поддерживать общее состояние, дышать, есть, спать, отдыхать, общаться.
Существующие проблемы, обусловленные интоксикацией: повышение температуры тела, недомогание, слабость, головная боль, снижение аппетита.
Существующие проблемы. обусловленные развитием дыхательной недостаточности: одышка, участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры, тахикардия.
Потенциальные проблемы: острая дыхательная недостаточность; острая сердечно-сосудистой недостаточность: затяжное и хроническое течение.

3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в стационаре

Цель ухода: способствовать выздоровлению, не допустить развитие осложнений.
План сестринского ухода за пациентом в условиях лечения «стационар на дому». Медицинская сестра обеспечивает:
Организацию постельного режима на весь период лихорадки, до улучшения самочувствия и общего состояния.
Организацию питания: молочно-растительную диету. При отсутствии аппетита — суточный объем пищи уменьшить на1/2 или 1/3 восполняя обильным питьем жидкости.
В соответствии с назначениями врача: антибактериальную терапию, прием отхаркивающих и мокроторазжижающих средств, симптоматическую терапию, домашнюю физиотерапию.
Независимые вмешательства:
— активное посещение больного ребенка до полного выздоровления:
— наблюдение за реакцией ребенка на лечение;
— динамическое наблюдение и оценка общего состояния ребенка: положение в постели, самочувствие, цвет кожных покровов и слизистых, аппетит, наличие и характер кашля, температура тела, частота, глубина и ритм дыхания;
— обучение ребенка и родителей «технике кашля», вибрационного массажа для эвакуации мокроты, созданию дренажного положения, проведению домашней физиотерапии — горчичники, горчичное обертывание, ингаляции;
— консультирование ребенка и его родителей относительно его здоровья;
— проведение санитарно-просветительных бесед о заболевании, профилактике осложнений.
Сестринский процесс при острой пневмонии
План ухода
1. Обеспечивать организацию и контроль над соблюдением лечебно-охранительного режима
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Провести беседу с пациентом и /или родителями о заболевании и профилактике осложнений; объяснить пациенту и/или родителям о необходимости соблюдения режима; приподнять головной конец кровати: проведение постурального дренажа 2-3 раза в день; рекомендовать матери грудного ребенка чаще брать его на руки и менять положение в кроватке.
Мотивация:
Охрана ЦНС от избыточных внешних раздражителей. Создание режима щажения, обеспечение максимальных условий комфорта. Облегчение дыхания. Эвакуация мокроты
2. Обеспечивать организацию и контроль над питанием
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Проведение беседы с пациентом/родителями о питании; Рекомендовать родителям приносить продукты с большим содержанием углеводов, фрукты, овощи; не кормить ребенка насильно, при отказе от пищи недостающий суточный объем восполнять питьем жидкости
Мотивация:
Удовлетворение, физиологических, потребностей
3. Организация досуга
Реализация ухода:
Независимое вмешательство: Рекомендовать родителям принести ребенку любимые книги, игры и др.
Мотивация:
Создание условий для соблюдения режима
4. Создание комфортных условий в палате
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Контролировать проведение влажной уборки и регулярного проветривания; регулярность смены постельного белья; соблюдение тишины в палате
Мотивация:
Улучшение дыхания. Удовлетворение физиологических потребностей во сне
5. Оказание помощи в проведении гигиенических мероприятий и приеме пищи
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Провести беседу о необходимости соблюдения гигиены; Рекомендовать родителям принести зубную пасту, расческу, чистое сменное белье
Мотивация:
Обеспечение санитарно-гигиенических мероприятий. Потребность быть чистым
6. Выполнять назначения врача
Реализация ухода:
Зависимые вмешательства: Введение антибиотиков, обеспечение приема лекарственных препаратов: проведение инфузионной терапии Независимые вмешательства: Объяснить пациенту и/или родителям про необходимость введения антибиотиков, прием других лекарственных препаратов; провести беседу с пациентом и/или родителями о возможных побочных эффектах терапии; сопровождать на физиотерапевтические процедуры
Мотивация:
Этиотропное лечение. Профилактика осложнений. Раннее выявление побочных эффектов. Дезинтоксикация
7. Обеспечивать динамическое наблюдение за реакцией пациента на лечение
Реализация ухода:
Независимое вмешательство: Опрос о самочувствии, жалобах, регистрация характера кашля; измерение температуры тела утром и вечером; ЧД. ЧСС. При ухудшении общего состояния срочно сообщить врачу
Мотивация:
Контроль эффективности проводимого лечения и ухода. Раннее выявление и профилактика осложнений.

5 этап. Оценка эффективности ухода

При правильной организации сестринского ухода наступает выздоровление ребенка, пациент выписывается под наблюдение участкового педиатра. Пациент и его родители должны знать об особенностях режима, питания, физической нагрузки, которые должен соблюдать ребенок после заболевания, о необходимости диспансерного наблюдения и строгом соблюдении всех рекомендаций.

Пневмония у детей: симптомы и лечение

Воспаление легких (пневмония) – тяжелое инфекционное заболевание, которому подвержены люди всех возрастов. И дети не являются исключением. В последнее время наблюдается увеличение количества острых инфекционных заболеваний органов дыхания, и воспаление легких является самым опасным из них. Поэтому родители должны понимать, что это такое – пневмония, как распознать эту болезнь, и что делать в случае ее появления у ребенка.

Опасность болезни связана с той важной ролью, которую играют легкие в организме человека. Ведь легкие выполняют функцию доставки кислорода в ткани организма и, следовательно, поражение столь важного органа может иметь тяжелые последствия.

В легкие поступает кислород из верхних дыхательных путей во время вдоха. В специальных пузырьках легких – альвеолах происходит процесс обогащения крови кислородом. Одновременно из крови в альвеолы поступает углекислый газ, который выбрасывается наружу при выдохе. Внутренняя поверхность легких имеет слизистую оболочку, назначение которой — защищать легкие от негативных внешних воздействий.

Каждое легкое состоит из 10 сегментов, которые сгруппированы в доли – в правом легком их три, в левом – два. При воспалении легких инфекционный процесс поражает внутренние структуры легких, что значительно затрудняет процесс дыхания и газообмена. А это может отражаться и на других органах, прежде всего, на сердце.

Газообмен отнюдь не исчерпывает функции легких в организме. Также они участвуют в следующих процессах:

  • регулирование температуры тела,
  • фильтрация вредных веществ ,
  • регулирование количества жидкостей и солей,
  • очищение крови,
  • выведение токсинов,
  • синтез и нейтрализация белков и жиров.

При инфекционных заболеваниях желудочно-кишечного тракта, отравлениях, травмах и ожогах во много раз возрастает нагрузка на легкие, и они могут не справляться с выведением токсинов из организма. Это может спровоцировать инфекционный процесс в легких.

Разновидности воспаления легких

В отличие от других заболеваний органов дыхания доля случаев, имеющих чисто вирусную этиологию, невелика. Примерно в 80% случаев речь идет о поражении легких различными штаммами бактерий. В детском возрасте основная масса заболеваний пневмонией связана с тремя типами бактерий – пневмококком, микоплазмой и легочной хламидией. Однако и бактерии других видов также могут стать источником заболевания.

В их число входят стафилококки, стрептококки, клебсиеллы, гемофильная палочка, кишечная палочка, синегнойная палочка, микобактерии туберкулеза и некоторые другие. Гораздо реже легкие страдают от воздействия патогенных грибков, еще реже могут наблюдаться пневмонии, вызванные гельминтами.

По возрастным группам возбудители также распределяются неравномерно. Пневмония у грудных детей и у детей дошкольного возраста чаще всего вызвана пневмококками. В младшем школьном возрасте дети чаще подвержены микоплазменной пневмонии. Подростки чаще всего болеют пневмонией, вызываемой хламидиями.

По размерам и форме области воспаления пневмония делится на:

  • очаговую,
  • сегментарную,
  • сливную,
  • крупозную,
  • левостороннюю,
  • правостороннюю.

При очаговой пневмонии существуют лишь отдельные очаги воспаления размером около 1 см, а при сливной эти очаги сливаются вместе. При сегментарной пневмонии поражается один из сегментов легких. При крупозном типе воспаления легких патологическим процессом охватывается вся доля.

Бактерии в дыхательных путях. Фото: Kateryna Kon

При бронхопневмонии затрагиваются не только ткань легких, но и слизистая оболочка бронхов. Обычно бронхопневмония является следствием бронхитов.

Реже встречается чисто вирусная пневмония. Возбудителями данной формы болезни могут являться вирусы гриппа, парагриппа, аденовирусы. Двусторонняя пневмония чаще всего вызывается пневмококками и гемофильной палочкой. Атипичная пневмония у ребенка чаще всего вызывается микоплазмами и хламидиями. Этот вид пневмонии может длиться дольше, и тяжело поддается лечению антибиотиками.

Больничная пневмония чаще всего вызывается стафилококками, синегнойной палочкой и клебсиеллой.

Особенности воспаления легких в детском возрасте

Левосторонняя пневмония у ребенка чаще всего протекает тяжелее, чем правосторонняя. Это обусловлено тем, что легкие имеют ассиметричное строение, и с левой стороны дыхательные пути уже, чем с правой. Это обстоятельство затрудняет выведение слизи и способствует укоренению инфекции.

Хорошо известно, что дети подвержены пневмонии чаще, чем взрослые. У этого факта есть несколько причин. Прежде всего, у маленьких детей довольно слабый иммунитет по сравнению с взрослыми. А вторая причина заключается в том, что органы дыхания у ребенка не столь развиты как у взрослого. Кроме того, узость дыхательных ходов у детей обуславливает застой в них слизи и затрудняет ее выведение.

Также у грудных детей обычно осуществляется дыхание при помощи движений диафрагмы, на которые влияет состояние желудочно-кишечного тракта. Нарушение его работы, выражающееся, например, во вздутии живота, немедленно отражается на легких – в них возникают застойные явления, приводящие к повышению количества болезнетворных микроорганизмов. У грудных детей также относительно слабая дыхательная мускулатура, которая не позволяет им эффективно откашливать мокроту.

Симптомы пневмонии у ребенка

Как проявляется пневмония? Симптомы пневмонии у детей разного возраста несколько отличаются. Однако стоит отметить, что при всех видах пневмонии отмечается такой симптом, как дыхательная недостаточность. Она выражается, прежде всего, в учащении дыхания при пневмонии, чего обычно не бывает при инфекционных заболеваниях верхних дыхательных путей. В норме соотношение пульса и частоты дыхания составляет 3 к 1. Однако при пневмонии соотношение может достигать 2 к 1 и 1 к 1. То есть, если пульс у ребенка – 100, то частота дыхания может составлять более 50 вдохов в минуту. Несмотря на повышенную частоту дыхания, оно обычно поверхностное, неглубокое.

Как еще можно определить дыхательную недостаточность? Существует и ряд других признаков, свидетельствующих о ней, например, посинение кожных поверхностей, прежде всего, в области носогубного треугольника. Иногда может наблюдаться бледность кожных покровов.

Во-вторых, при воспалении легких существует и другой характерный признак – высокая температура. Уровень гипертермии при пневмонии обычно значительно выше, чем при прочих респираторных заболеваниях и может достигать +39-40ºС. Однако этот симптом может наблюдаться не при всех видах пневмонии. Признаки атипичной пневмонии у ребенка включают субфебрильную температуру или температуру несколько выше +38ºС. Иногда может наблюдаться и такой сценарий заболевания, когда температура в первые дни повышается до высоких значений, а затем снижается. Кроме того, у детей до года из-за несовершенства иммунной системы температура также может оставаться в пределах субфебрильной даже при тяжелейших формах пневмонии.

Признаки пневмонии у ребенка включают и другие респираторные симптомы. Прежде всего, это кашель. Как правило, он может наблюдаться в том случае, если инфекцией затронуты не только легкие, но и бронхи, что чаще всего и бывает на практике, а также в том случае, если пневмония является осложнением ОРЗ. Кашель может быть разнообразным, но как правило, он не совсем сухой, а связан с отхождением мокроты. Или же в первые дни заболевания появляется сухой кашель, а затем он переходит в кашель с отхаркиванием мокроты. Многообразием проявлений отличается двусторонняя крупозная пневмония. У детей симптомы при данной форме заболевания включают не только кашель, но «ржавую» мокроту, включающую эритроциты из поврежденных мелких капилляров.

При развитии пневмонии у ребенка симптомы будут включать признаки интоксикации – головные боли, тошнота, головокружение. При некоторых видах пневмонии у детей симптоматика может включать боли в груди, иногда в области подреберья.

Симптомы пневмонии у грудного ребенка могут быть не столь сильно выражены, как у детей старшего возраста. Часто симптомы пневмонии у грудных детей включают лишь субфебрильную температуру и кашель (в некоторых случаях может и отсутствовать). Поэтому распознавание недуга в возрасте до года затруднено. Следует обращать внимание на косвенные симптомы – низкий тонус мышц, вялость, отказ от груди, беспокойство, частые срыгивания.

Причины возникновения

По причинам возникновения пневмония делится на первичную и вторичную. К первичным пневмониям относятся случаи заболевания, которые возникают непосредственно от заражения болезнетворными микроорганизмами. К вторичным пневмониям относятся случаи заболевания, представляющие собой осложнения других респираторных заболеваний – ОРВИ, бронхита, гриппа, ангины, и т.д.

В большинстве случаев речь идет о вторичных заболеваниях. Надо отметить, что вирусные респираторные заболевания очень часто провоцируют возникновение пневмоний и подготавливают для них почву тем, что они ослабляют иммунитет и понижают защитные свойства бактерицидной мокроты, образующейся в легких.

Читайте так же:  Повышенная тревожность у детей лечение

Довольно редко пневмония переносится от человека к человеку воздушно-капельным путем. Как правило, возбудители заболевания уже обитают в организме, задолго до его начала, и просто ждут своего часа, чтобы начать свое наступление на легкие. Спусковым крючком, способным спровоцировать активизацию патогенной микрофлоры, может быть инфекционное заболевание верхних дыхательных путей, грипп, ослабление иммунитета, например, в результате переохлаждения организма.

В особую группу случаев заболеваний пневмонией входят так называемые госпитальные инфекции. Они возникают в стационарах, в том случае, если больные лечатся от других заболеваний. Госпитальные пневмонии вызываются особыми, госпитальными штаммами бактерий, имеющих повышенную устойчивость к традиционным антибиотикам.

Таким образом, пневмонию могут вызвать и застойные явления в легких, связанные с долгим постельным режимом. У маленьких детей застой в легких может вызываться и кишечными инфекционными заболеваниями, при которых появляется вздутие живота и нарушается нормальная вентиляция легких. Также возникновению пневмонии может способствовать частое срыгивание пищи ребенком, при котором рвотные массы с содержащимися в них кишечными патогенными микроорганизмами могут частично попадать в легкие.

Если пневмония возникает у новорожденных, то этому могут быть две основные причины – либо ребенок заразился непосредственно в роддоме, либо был инфицирован уже в утробе матери.

Прочие факторы, способствующие заболеванию:

  • стрессы,
  • авитаминозы,
  • неправильное питание,
  • пассивное курение окружающих.

Диагностика

У ребенка острая пневмония может диагностироваться лишь врачом. При первых признаках пневмонии у ребенка следует вызвать терапевта. Опытный врач может определить очаг воспаления при помощи прослушивания шумов и хрипов в легких и простукивания грудной клетки. Также для распознавания болезни используются и прочие диагностические признаки: дыхательная недостаточность, характер гипертермии, поражение верхних дыхательных путей.

Однако для того, чтобы однозначно поставить диагноз и определить местоположение очага заболевания в большинстве случаев требуется рентгенография. На рентгеновском снимке прекрасно видны степень поражения легких и область распространения патологического процесса. Именно этот признак является наиболее важным при диагностике.

Тем не менее, рентген далеко не всегда позволяет определить возбудителя заболевания. А ведь от этой информации во многом зависит стратегия лечения. Для этой цели используются бактериологические анализы – выделение антител к возбудителю или самих возбудителей из крови и капелек мокроты. Правда, далеко не всегда удается однозначно определить возбудителя, поскольку в мокроте может содержаться сразу несколько потенциально патогенных микроорганизмов. Кроме того, принимается во внимание нарушение лейкоцитарной формулы, увеличение уровня СОЭ (20 мм/ч и более), снижение гемоглобина. Однако значительное увеличение количества лейкоцитов сопровождает не все виды пневмонии. Максимальное увеличение количества лейкоцитов наблюдается при хламидийных инфекциях (30 000 на мкл).

В большинстве случаев пневмонии у детей, при условии своевременного обращения к врачу прогноз благоприятный. Серьезную опасность для жизни представляют пневмонии у новорожденных и грудных детей, особенно у недоношенных. Также опасны своими тяжелыми осложнениями пневмонии, вызванные стафилококками и стрептококками, а также синегнойной палочкой. В большинстве случаев при правильном лечении вероятность осложнений невелика.

Осложнения

Воспаление легких у ребенка в возрасте 2 года может принимать тяжелые формы и перекидываться на другие органы.

Среди наиболее распространенных осложнений стоит назвать абсцесс легкого, деструкцию легочной ткани, плеврит, попадание воздуха в область плевры.

Осложнения при пневмонии у детей, оказывающие влияние на другие органы:

  • сердечная недостаточность,
  • сепсис и септический шок,
  • менингит,
  • миокардит,
  • эндокардит,
  • перикардит,
  • нарушение свертываемости крови.

Лечение острой пневмонии у ребенка может проводиться как в стационаре, так и в домашних условиях. Выбор того или иного варианта делается врачом, исходя из таких факторов:

  • возраст ребенка,
  • состояние больного,
  • предполагаемый тип заболевания,
  • возможность родителей обеспечить должный уход за ребенком,
  • наличие курящих в семье.

Если не вылечить острую пневмонию, то она может перейти в хроническую, длящуюся до полугода.

Лечение бактериальной пневмонии у ребенка осуществляется в основном при помощи антибиотиков. Разумеется, во время первого осмотра у врача зачастую нет возможности точно установить тип возбудителя. Поэтому сначала назначаются антибиотики общего действия или же выбирается антибиотик на основе приблизительных предположений. Впоследствии, по мере того, как будут накапливаться диагностические данные, это назначение может быть либо отменено, либо подтверждено. Эффективность антибиотика оценивается в первые дни после назначения, обычно спустя 2-3 дня. Как понять, подействовал ли препарат? Если на фоне его приема происходят улучшения состояния пациента – снижение температуры, ослабление симптомов, свидетельствующих о легочной недостаточности, то медикаментозная терапия данным препаратом продолжается. Если же улучшений не наступает, то используется другой препарат. К этому времени у врача уже могут быть в распоряжении данные о природе инфекции, которые могут помочь ему сделать правильный выбор.

Далеко не всякий антибактериальный препарат может использоваться при лечении пневмонии у детей. Среди препаратов, эффективных при пневмонии и разрешенных в педиатрической практике, наибольшее распространение получили антибиотики группы цефалоспоринов и макролидов. Однако возможен и выбор других препаратов – пенициллинов, сульфаниламидов, амоксициллинов. Реже используются фторхинолоны и тетрациклины, лишь в случае тяжелых осложнений и неэффективности других средств. Стоит учитывать и возраст ребенка, например, в 3 года могут подойти одни препараты, а в 1 год – уже нет.

Выбор препарата – непростое дело, и он должен осуществляться не наобум, людьми, не обладающими сведениями о свойствах антибиотиков, а квалифицированным специалистом, обладающим большим практическим опытом и способным учесть все факторы, такие как противопоказания, эффективность и побочные действия препарата, а также состояние больного, его возраст, особенности заболевания. В противном случае применение антибиотиков может только навредить.

Фото: Ermolaev Alexander/Shutterstock.com

Если у ребенка пневмония, то, как правило, назначается пероральный прием антибиотиков. Однако в случае тяжелого протекания болезни, или же в том случае, если прием антибиотиков вызывает у ребенка тошноту или рвоту, назначается парентеральное введение препаратов.

Следует строго соблюдать указанную врачом дозировку препаратов. Нерегулярный прием может свести на нет весь терапевтический эффект лекарств, из-за того, что в крови не будет достаточной концентрации вещества. Также, если у больного появились признаки улучшения, не стоит бросать прием препарата, необходимо довести курс лечения до конца.

Среди негативных факторов, связанных с приемом антибиотиков, следует выделить то обстоятельство, что они негативно воздействуют на полезную микрофлору организма, прежде всего, кишечную. Поэтому параллельно с приемом антибиотиков следует принимать и препараты-пробиотики.

Стоит ли использовать жаропонижающие и противовоспалительные средства при пневмонии у ребенка? Это делать в отдельных случаях можно, но только с разрешения врача. Сбивать температуру при помощи жаропонижающих при воспалении легких не рекомендуется по той причине, что гипертермия является защитной реакцией организма и призвана мобилизовать все его силы на борьбу с инфекцией. Разумеется, многое зависит от того, насколько высоки значения температуры. Если она превышает +39ºС, то такой перегрев организма может негативно сказываться на состоянии больного. У маленьких детей высокая температура может даже приводить к судорогам. В подобных случаях стоит давать ребенку жаропонижающее уже при достижении градусником отметки в +37, 5ºС. В противном случае, если ребенок хорошо переносит температуру, и у него нет каких-то сопутствующих заболеваний, при которых высокая температура может быть опасна, то температуру лучше не снижать искусственно. В качестве жаропонижающих препаратов чаще всего используются парацетамол и прочие нестероидные препараты.

Необходимо также давать больному как можно больше питья. При пневмонии у ребенка организм теряет много жидкости – это связано, прежде всего, с обильным выделением пота. Кроме того, обильное питье позволяет скорее выводить токсины из организма. Однако при признаках отека легких прием жидкости ограничивается.

Как правило, пневмония у ребенка сочетается с образованием слизи в бронхах и кашлем, при котором эта слизь выводится из дыхательной системы. Поэтому важной категорией средств являются препараты для облегчения кашля. Они делятся на три основные группы – муколитические, отхаркивающие и бронхорасширяющие. Муколитические средства понижают вязкость бронхиальной слизи, а отхаркивающие средства облегчают ее вывод. Среди отхаркивающих и муколитических препаратов чаще всего используют бромгексин, амброгексал, ацетилцистеин. Среди бронхорасширяющих препаратов, предназначенных для снятия бронхоспазмов, чаще всего используется эуфиллин.

Противокашлевые препараты, подавляющие активность кашлевого центра, противопоказаны, поскольку они приводят к застою мокроты в легких.

Можно ли применять народные средства?

Стоит ли использовать средства народной медицины при пневмонии, выявленной у ребенка, и могут ли они заменить антибиотики? Как известно, многие родители настороженно относятся к антибиотикам. И эта обеспокоенность понятна – ведь антибиотики могут иметь побочные эффекты, например, дисбактериоз и способны вызывать аллергические реакции. Поэтому они стараются заменить антибиотики при лечении инфекционных заболеваний какими-то альтернативными средствами. Стоит прямо сказать, что подобный подход в случае бактериальной пневмонии – это безответственное легкомыслие.

Пневмония у ребенка – это не ангина, которая проходит за семь дней в случае лечения, и за неделю в случае отсутствия лечения. Это тяжелая и представляющая опасность для жизни болезнь, которая не имеет других эффективных способов лечения, кроме приема антибиотиков. Связано это с тем, что очаг воспаления находится очень глубоко, порой в нижней части легких, и никакие полоскания горла настоями трав и даже ингаляции не смогут на него воздействовать. Желающим лечить своего ребенка народными методами следует вспомнить, что до изобретения антибиотиков выживаемость маленьких детей в случае пневмонии составляла около 30%. Эта статистика наглядно показывает эффективность народных средств по сравнению с современной антибиотикотерапией. Разумеется, если ребенок плохо переносит какой-то антибиотик, то следует сказать об этом врачу, и он наверняка сможет найти замену.

Дополнительные меры при лечении

В качестве вспомогательных мер могут назначаться массаж и физиопроцедуры. Их проводят при пневмонии, когда у ребенка началась снижаться температура.

Само собой разумеется, что при лечении в домашних условиях больной должен соблюдать постельный режим. Воздух в комнате, где он находится, не должен быть ни слишком теплым, ни слишком холодным. Оптимальной является температура в 19-20 градусов. Также следует следить за достаточной влажностью воздуха, поскольку сухой воздух раздражает слизистые оболочки дыхательных путей. Помимо обильного питья также стоит обратить внимание на диету. Разумеется, больного не стоит кормить насильно, если нет аппетита при высокой температуре. Однако стоит отметить, что при заболевании организм должен получать повышенное количество белков, витаминов и микроэлементов, так что питание должно быть полноценным. Пища должна быть легкоусвояемой и гипоаллергенной.

В стационарных условиях при тяжелом состоянии проводится оксигенотерапия (искуственная вентиляция легких).

Восстановительный период

При правильном соблюдении всех предписаний врача полное выздоровление может произойти за 10-14 дней. Однако даже после выздоровления ребенок, посещающий школу, на несколько месяцев (от 1,5 до 3) должен быть освобожден от занятий физкультурой и физических нагрузок Следует избегать эмоционального и физического переутомления детей, переболевших пневмонией. Их ставят на диспансерный учет на период до полутора лет. В этот время могут назначаться дополнительные анализы и рентгеновские исследования. В период реабилитации рекомендуется использовать дыхательную гимнастику.

После выздоровления могут в течение некоторого времени наблюдаться остаточные симптомы болезни, например, сухой кашель, связанный с недостаточным восстановлением слизистой оболочки. Для скорейшего восстановления функциональности легких рекомендуется санаторно-курортное лечение, вдыхание морского воздуха.

Профилактика

Пневмония у ребенка в большинстве случаев – это болезнь пониженного иммунитета. Поэтому профилактика заболевания у детей включает мероприятия по повышению иммунитета – закаливание, правильный распорядок дня, физическая активность, полноценное питание, прием витаминных комплексов. Вместе с этим следует следить за тем, чтобы ребенок не получал бы переохлаждений, за чистотой и достаточной влажностью воздуха в квартире.

И, разумеется, необходимо вовремя лечить респираторные заболевания, которые могут стать непосредственной причиной пневмонии – ОРВИ, фарингиты, ларингиты, тонзиллиты, и в первую очередь, бронхиты.

Универсальных прививок от пневмонии на данный момент не существует, однако можно сделать прививки от некоторых возбудителей пневмонии, например, пневмококка и гемофильной палочки. Эти прививки не являются обязательными и проводятся по желанию родителей.

Склонность к пневмониям в детском возрасте является поводом для глубокого обследования и выявления причин ситуации. Вполне возможно, что ребенок имеет наследственные патологии легких и бронхов и хронические заболевания, такие, как мусковисцидоз. Это состояние требует постоянного наблюдения и лечения.