Меню

Участие родителей в творческом развитии ребенка

Родительское собрание на тему «Развитие творческих способностей у ребенка»

Эпиграф к собранию:

“Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других.» Б.Асафьев

Оборудование: бумага А4, ручки, цветные карандаши.

По преданию семь мудрецов Древней Греции, сойдясь в храме Аполлона в Дельфах, написали на нём: «Познай самого себя «Это высказывание в полной мере относится к проблеме способностей. Как только человек начинает осознавать себя, выделять как личность из окружающего мира, перед ним встают важные жизненные вопросы: «кто я?», «в чём моё предназначение?», «на что я способен?». Что же такое способности? Это такие свойства личности, которые обеспечивают человеку успешное выполнение какой-либо деятельности. Специалисты расходятся в своём мнении по поводу происхождения и развития способностей: одни считают, что способности даны человеку от природы, а воспитание и обучение лишь способствуют развёртыванию способностей в течение жизни человека. Другая группа учёных уверена, что все дети рождаются с одинаковыми возможностями, а способности – результат обучения и усилий преподавателей, родителей, воспитателей. Истина, как говорится, находится посередине. Существует и третье мнение: и врождённые возможности (задатки) и влияние среды одинаково важны для развития и проявления способностей.

Считается, что каждый здоровый ребёнок имеет от природы все способности, чтобы овладеть любым делом, любой профессией до среднего уровня.

В современном мире творчество ценится очень высоко. Творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный путь для успешной реализации своего творческого потенциала. Но к сожалению, многие родители не считают творчество важной составляющей воспитания, развития и обучения своего ребенка. Они предпочитают делать акцент и ставят во главу угла речь, мышление и память ребенка, порой полностью забывая про воображение и творчество. Конечно, первые три пункта очень важны для каждого ребенка, но полностью исключать творчество нельзя, его развитие может и должно идти одновременно со всеми остальными направлениями развития.

Творчество важно не столько в детстве, сколько во взрослой жизни. Но чтобы творчество было во взрослой жизни, его развитие должно осуществляться в детстве. Сегодня можно привести огромное количество примеров успешных людей творческих профессий: актеры, певцы, артисты, писатели и другие. Они реализовали себя через творчество, у них яркая и интересная жизнь, признание и уважение окружающих. Безусловно, чтобы творческие способности проявлялись столь ярко, необходимо иметь какие-то природные задатки. Стоит особенно отметить, что развитие творческих способностей необходимо для каждого ребенка. Пусть даже он и не станет в будущем знаменитостью, но зато творческий подход к решению тех или иных вопросов поможет ему в жизни, сделает его интересной личностью и человеком, способным преодолевать трудности, возникающие на его жизненном пути.

Зачем нужно развивать творческие способности?

Сегодня к ребенку и человеку вообще предъявляются все более высокие требования, соответствие которым помогает ему в жизни, в профессиональной деятельности, в решении проблем. Творческий подход к той или иной ситуации помогает подобрать различные варианты и выбрать наиболее подходящий. Конечно, у каждого ребенка творчество проявляется по-разному, у кого-то – в большей степени, у кого-то – в меньшей. Но если у ребенка есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться, трудиться, строить отношения с окружающими людьми, справляться с трудностями.

Пожалуй, каждому родителю хотелось бы, что бы его ребенок вырос творческой личностью. Ничем не ограниченное воображение, свободный полет фантазии, хорошая интуиция – все эти факторы являются необходимым условием творчества, которое потом преобразовывается в различные открытия и изобретения. Поэтому, если родители хотят видеть свое чадо творческой личностью, они должны стимулировать развитие творческого потенциала у ребенка.

Что такое творческие способности?

Творческие способности – комплексное понятие, которое включает в себя следующие составляющие:

  • стремление к познанию;
  • умение познавать новое;
  • живость ума;
  • умение в привычных вещах, явлениях находить нестандартное;
  • стремление к открытиям;
  • умение применять на практике, в жизни полученные знания, опыт;
  • свободное воображение;
  • фантазия и интуиция, в результате которых появляются изобретение, открытия, что-то новое.

Временами можно наблюдать картину, когда взрослый рисует предмет, или просто показывает картинку малышу и озвучивает название предмета, который изображен. А малыш видит это своеобразно. Ребенку кажется, что машинка похожа на дворовую добрую собачку, а чайник – на рыбку. Но взрослый требует от ребенка, что тот запомнил правильное название с точки зрения родителя. Родитель пытается научить свое чадо шаблонному социальному восприятию и пониманию вещей, и пропускает мимо то, что ребенок относится к миру творчески.

Родителю нужно измениться самому, прежде всего, для развития творческого потенциала ребенка. Современные взрослые не умеют играть, фантазировать, как ребенок, они хотят выглядеть серьезными, вместо того, чтобы веселиться или шалить. Они боятся нарушить социальные правила поведения. Однако, прекрасные терапевтические средства, которые могут дать возможность отдохнуть, расслабиться, вдохновиться – это игра, творчество, свободный полет фантазии.

Консервативность, скованность и чрезмерная серьезность родителей – не лучшие помощники для развития творческих способностей ребенка. Научитесь играть в детские игры, не бойтесь на некоторое время стать ребенком, шалите и веселитесь, нарушайте иногда правила поведения взрослого человека во имя вашего ребенка. Это не только поможет вам сблизиться с вашим ребенком и будет способствовать его развитию, но и станет хорошей психотерапией, которая позволяет отдохнуть, отвлечься, снять напряжение и стресс. Сочиняйте вместе с ребёнком сказки, стихотворения, придумывайте несуществующих животных и растений – поддерживайте его творческую инициативу .

Для развития творческих способностей необходимо создание условий для сознательного и активного участия в творческой деятельности важен поиск творческих приемов, формирования и совершенствования и совершенствования базовых знаний, умений и навыков, вариативное их использование и на любых уроках. Главное – это создание общей атмосферы творчества и радости.

Великий Ян Амос Коменский писал: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».

По мнению известно психолога К.Роджерса, дети утоляют свое любопытство, свою неуёмную энергию с помощью интереса. А если его нет у человека, жизнь его становится скучной, окрашиваются в грустные серые тона, радость собственного существования уходит. Давайте откроем дверь в мир интереса ребят нашего класса.

Нередко родители, имеющие детей среднего и старшего школьного возраста, замечают, что, взрослея, их сообразительный ребенок становится более заурядным. Конечно, он становится все умнее, получает все больше знаний, но теряет живость впечатлений, неординарность суждений. Несомненно, задача родителей – не позволить ребенку потерять способность фантазировать, оригинально мыслить. Очень важно не упустить время!

II. Практическая работа

Что способствует развитию творческой активности у ребенка?

На развитие творческих способностей у ребенка положительно влияют различные виды детской деятельности:

  • Окружающий мир.
  • Развивающие игры и игрушки.
  • Рисование.
  • Лепка.
  • Чтение.
  • Музыка.
  • Аппликация.

Уважаемые родители, давайте начнем прямо сейчас, пока дети способны все воспринимать с присущей им природной живостью ума. Существуют специально разработанные упражнения, часть из которых описана в популярном пособии для родителей и педагогов Л.Я. Субботиной «Развитие воображения у детей». Сейчас мы проиграем в некоторые из них. Но для начала я хочу предложить Вам самим проверить свои способности. (Тест «Ваш творческий потенциал», Приложение 1)

Родители слушают музыку. После прослушивания они берут четыре краски: красную, зеленую, синюю, желтую – и изображают услышанную музыку. Затем можно предложить родителям озаглавить рисунок.

Упражнение «Незаконченный рисунок»

Родителям предлагается лист с изображенными на нем кружочками, квадратиками, крестиками. Линиями вертикальными, горизонтальными, зигзагами и др. Задача – используя различные элементы, изобразить какие-либо образы. Повторяться нельзя.

Родители придумывают слова, окончания которых звучат одинаково (палка – галка), сочиняют двустишья на заданные рифмы.

– несуществующий прибор, необходимый в домашнем хозяйстве;
– необычные способы использования обычных предметов.

– вы называете предмет или явление, а ребенок должен сказать, что в нем хорошо, а что – плохо. Например, утюг: хорошо – белье будет поглажено, плохо – можно обжечься, ветер: хорошо – не будет жарко в солнечный день, плохо – можно простыть.

– пусть ребёнок находит предметам необычный способ использования, например, ложкой можно не только кушать, но еще и переливать воду из одной емкости в другую и т. п. Придумайте необычный способ использования зеркала, стола, кружки, мяча и другим предметам. Не бойтесь сами придумывать различные задачки.

Например, вот вариант одной из них. В город приехал цирк, но в городе не оказалось ни одной капли клея. Как расклеить афиши, чтобы о приезде цирка узнали все жители? Другая задачка. Вся семья собралась идти в лес, взяли с собой консервы, хлеб, чай. Но когда пришли в лес, то вспомнили, что забыли дома нож для открытия консервы. Что делать? Как открыть банку? И еще одна задачка. Маше на день рождения подарили несколько одинаковых игрушек (бантов, открыток и т. д.). Что ей с ними делать?

– предложите ребенку пофантазировать: что будет, если все люди станут великанами, исчезнет посуда, кошки заговорят человеческим языком и так далее.

Создание условий в семье для развития творческих способностей ребенка.

Читайте так же:  Речевое развитие дошкольников через обучение пересказу

Если Вы хотите воспитать творческую личность и одновременно не забывать о психическом здоровье своих детей, то:

Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или «за гранью».

Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество.

Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного (быть недобрым, агрессивным).

Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими.

Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. Избегайте критиковать первые опыты – как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.

Помогайте ребенку. порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.

Один восточный мудрец сказал: «Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Этой мудростью и следует руководствоваться при воспитании своего ребенка. Не забывайте, что у каждого ребенка свои задатки и свой предельный уровень способностей. Для одного ребенка максимальным будет нарисовать радугу, а для другого – целую картину вокруг нее.

Лысогорская М.В. «Азбука воспитания». – Саратов: Изд-во Научная книга, 2005. стр. 30

Развитие творческих способностей детей в содружестве с родителями

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление, родителей дать детям знания, научить их читать, писать и считать, вместо способности чувствовать, думать и творить.

Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад. Они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограниченны, а игры однообразны.

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

Фантазия — это источник творческой духовности человека. Если бы не было фантазии, не было бы музыки, живописи, литературы, любви. Эда Ле Жан в своей книге «Когда ваш ребенок сводит вас с ума» так определяет роль фантазий в развитии и жизни ребенка: «Фантазия помогает осознать действия ребенка, понять, что творится в его душе. Фантазия помогает осознать и признать страхи, мысли, которые ребенок скрывает. Фантазия — один из наиболее важных способов научиться, как вести себя в реальном мире. И, наконец, — фантазия — источник творчества».

Основной целью воспитания, основанного на выбранном нами приоритете общечеловеческих ценностей, является формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

Что включает в себя такая деятельность. Она включает в себя такие качества ума, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности.

Для того, чтобы ребенок мог проявить творчество, ему необходим свой жизненный опыт и педагог просто обязан способствовать его обогащению яркими образами, формированию необходимых представлений, умений, навыков.

Ведь чем богаче опыт малыша, тем ярче будут его творческие проявления в различных видах деятельности, что позволяет сделать их жизнь интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Чтобы ребенок был готов к жизни, уверенно чувствовал себя в этом большом мире необходимо вооружить его социальными умениями, расширить круг взаимодействия. Это значит, что ребенок должен общаться и вступать в контакт с незнакомыми для него людьми, налаживать доброжелательные дружеские или деловые отношения.

Важно, чтобы ребенок мог управлять своим поведением, зная свои особенности, умел выбрать по отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения, способ обращения с ним, проявлял гибкость и творчество в выборе коммуникативных средств в процессе диалога с другими. Для этого необходимо научить ребенка умению видеть и понимать другого человека, развивать способность поставить себя не место другого и переживать с ним его чувства, умение действенно откликнуться на эмоциональное состояние другого.

Взрослому необходимо создавать условия для различных способов поведения в той или иной ситуации; моделирование проблемных ситуаций; активизация самостоятельной и творческой деятельности детей.

Используя творчество, как средство развития коммуникативных свойств личности, необходимо комбинировать индивидуальные и коллективные творческие задания, предоставляя детям, возможность выбора, взятие на себя определенной роли, которая требует от ребенка более уверенного поведения, свободы движения, самовыражения, где он сам, осознано, строит свои взаимодействия с партнерами. Все это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, скованность детского мышления, стремления ребенка действовать по готовым схемам, образцам. Это пробуждает в нем способность импровизировать, придумывать, доказывать, рассуждать.

Выдающиеся педагоги прошлого убеждены были, что главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются родители. Но для того, чтобы они правильно воспитывали своего ребенка, педагоги должны предоставить в их распоряжение специальные пособия и дидактический материал.

Опубликованная в 1989 году «Концепция дошкольного воспитания» (В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.) положила начало реформе дошкольного образования. В ней было зафиксировано, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга, поэтому так важно для успешного воспитания установление доверительного делового контакта между дошкольным образовательным учреждением и родителями.

Что такое взаимодействие педагога с родителями. Чтобы точно ответить на этот вопрос, мы обратились к словарю русского языка С. Ожегова, где значение слова «взаимодействие» объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка.

В 2006 году наше дошкольное учреждение пошло по пути структурно-функциональной модели взаимодействия с семьей, организовали работу с родителями по двум взаимосвязанным направлениям:

Просвещение родителей, передача информации по вопросам творческого развития детей;

Организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. обмен мыслями, идеями, чувствами.

С этой целью был принят проект «Развитие творческих способностей детей в содружестве с родителями», были запланированы мероприятия, которые позволяют включать родителей в общее интересное дело, что «вынуждает» взрослых вступить в общение с ребенком, которое ориентированно на общее дело: рисунок, поделка, театрализованное представление, подготовка к празднику.

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОДРУЖЕСТВЕ С РОДИТЕЛЯМИ»

Наше время — время перемен. Способность преодолевать запутанные жизненные коллизии, умение находить новые, нестандартные решения проблем — эти важные качества стали весьма актуальны в условиях современного мира. К решению проблем необходимо подходить с разных точек зрения, творчески. Развитие творческих способностей должно стать одним из важных звеньев современного образования.

Цели проекта: обучение детей дошкольного возраста различным видам творческой деятельности, используя богатство эмоциональных состояний ребенка, успешно развивая высшие психические функции: мышление, воображение, восприятие. Помочь усвоить моральные и нравственные нормы посредством творческой деятельности.

Задачи:

  • Обеспечение благоприятной атмосферы.
  • Обогащение окружающей среды разнообразными предметами и стимулами с целью развития любознательности.
  • Обучение детей умению ставить цель, планировать работу, подбирать соответствующие замыслу материалы, инструменты.
  • Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
  • Формирование умения использовать наиболее рациональные способы достижения результата, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
  • Формирование умения самостоятельно анализировать полученные результаты.
  • Поощрение высказываний оригинальных идей.
  • Предоставление возможности активно задавать вопросы.
  • Развитие желания пользоваться специальной терминологией, умение вести конструктивную беседу в процессе совместной деятельности.
  • Развитие художественно-творческих способностей.
  • Использование личного примера творческого подхода к решению проблемы.
  • Воспитание эстетического отношения к окружающему.
  • Формы реализации:

  • театрализованные игры;
  • праздники и развлечения;
  • театрализованная деятельность;
  • занятия по развитию речи, занятия познавательного характера;
  • изготовление изделий из природного и бросового материала, игрушек, сувениров, фитокомпозиций из природного материала, реквизита для кукольных и детских спектаклей;
  • выставка детского творчества, совместного творчества детей и взрослых;
  • Основные средства:

  • информирование родителей о задачах и содержании творческого развития детей в детском саду и семье;
  • вовлечение родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребёнком творчества;
  • подготовка оборудования, материалов и инструментов;
  • включение произведений детского творчества в эстетически развивающую среду, окружающую детей;
  • проведение выставок детско-взрослого творчества, праздников, развлечений, конкурсов.
  • Ожидаемый результат:

  • активное участие родителей в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста;
  • подготовка творческой работы по данной теме;
  • умение планировать свои действия, аргументировать свой выбор;
  • умение видеть красоту человеческого творения;
  • Этапы реализации проекта.

    I этап. Организационный.

    Детское творчество — это наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности. Высшую ступень развития способностей называют талантом.

    Возникла идея: помочь развитию творческих способностей детей.

    • составление и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы;
    • анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;
    • создание банка идей и предложений;
    • подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;
    • подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса эстетической направленности.
    • выявление потребности родителей в педагогической поддержке и готовности семьи к активному взаимодействию на основе социально-педагогической и психологической диагностики;
    • определение и развитие организационных форм взаимодействия с семьей, обеспечение включения родителей в образовательный процесс и управление им с учетом их желаний и возможностей;
    • психолого-педагогическая поддержка семей при профессиональном взаимодействии специалистов (воспитатель, педагог — психолог, музыкальный руководитель, воспитатель по ИЗО, старший воспитатель, заведующая ДОУ)
    Читайте так же:  Выход из отпуска по уходу за ребенком досрочно украина

    II этап. Планирование реализации проекта.

    • определение задач воспитательно-образовательной работы;
    • планирование деятельности педагогов;
    • разделение на творческие группы реализации задуманного;
    • объединение результатов коллективной деятельности в логике общего замысла.

    Анкета для родителей «Развитие творческого потенциала ребенка в семье»

    Столичный учебный центр
    г. Москва

    Многие из вас стремятся сделать все возможное для поддержки развития своего ребенка. С этой целью мы приводим анкету, которая содержит вопросы для самопроверки и самооценки вашего вклада в РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕБЕНКА.

    По каждому пункту определите свою позицию, выбрав один из ответов:

    «ДА», «ЧАСТО», «ИНОГДА», «НЕТ», «НЕ ЗНАЮ».

    I. Создание условий для творческого развития ребенка в доме и вне его:

     приобретаете книги, игрушки, игры, которые с вашей точки зрения полезны для развития ребенка;

     обеспечиваете материалом для творчества (бумага, клей, пластилин и др.);

     организуете место для творчества ребенка (стол, книжная полка, место для

    игрушек, игр на полу, место для творчества, соответствующее освещение);

     позволяете ребенку использовать старые , ненужные вещи для создания

    различных конструкций, поделок;

     позволяете изменять привычный порядок вещей в доме (по-своему убирать

    кровать, комнату, украшать окно и т. п.);

     контролируете умственные занятия и физическую нагрузку ребенка, режим дня;

     даете ребенку время для работы, размышлений в одиночестве;

     приглашаете друзей ребенка к себе;

     организуете посещение ребенком кружков, студий.

    II. Активное участие родителей в творчестве и творческом развитии

    а) занятия с ребенком дома:

     отвечаете на вопросы ребенка;

     обсуждаете вместе разные проблемы;

     читаете ребенку книги;

     вместе с ребенком разгадываете загадки, решаете ребусы, кроссворды и

    придумываете свои собственные;

     рисуете, лепите, вырезаете ножницами, играете, конструируете;

     совместно с ребенком выполняете работы по дому;

     вместе смотрите телепередачи и обсуждаете увиденное;

     устраиваете вместе с ребенком выставки его работ;

     помогаете составлять различные коллекции в соответствии с его интересами;

     приобщаете ребенка к тем видам занятий, которые интересны вам

    (коллекционирование, рукоделие, музыцирование, игра в шахматы, работа по

     записываете идеи, высказывания, сочинения ребенка;

    б) совместный досуг вне дома:

     отдыхаете на воздухе в выходные дни: гуляете во дворе, ходите в парк,

    выезжаете за город;

     проводите с ребенком свой отпуск, выезжая на отдых за пределы своего

     занимаетесь вместе с ребенком спортом, физическими упражнениями, ходите на стадион, посещаете спортивные соревнования;

     устраиваете совместное посещение театров, музеев, выставок, кинотеатров и пр.;

    III. Стимуляция творческой активности ребенка:

     поощряете его творческую деятельность и создание творческих работ

    (рассказов, рисунков, сказок, стихов, коллекций, конструкций и т. д.);

     поощряете стремление ребенка исследовать окружающий мир;

     помогаете ребенку в поиске интеллектуальных партнеров среди ровесников и взрослых, с кем он может обсуждать интересующие его проблемы;

     поощряете активное учение ребенка, помогаете ему приобрести необходимые умения, знания, навыки;

     показываете ребенку, что вы цените его достижения;

     цените в нем личность, уважаете его интересы, даже если вы не всегда их

    Попробуйте со стороны посмотреть на свое общение с ребенком: что преобладает в вашей речи – приказ, указание, требование или вопрос, совет?

    Ответив на вопросы анкеты, задумайтесь, какую оценку вы можете поставить себе.

    Итак, ваша активность и участие в развитии творческого потенциала ребенка:

     НЕДОСТАТОЧНА, если в ответах преобладают «не знаю», «нет», «иногда». Существует опасность того, что со временем ваш ребенок, развиваясь, будет отдаляться от вас. Сами вопросы анкеты подскажут вам нужное направление для усиления вашего внимания на развитие творческих возможностей ребенка;

     СВЕРХДОСТАТОЧНА, если в ответах на вопросы анкеты категория «да», «часто» выбиралась значительно большее число раз, чем «не знаю», «нет», «иногда». Значит вы внимательны к личности своего ребенка, в курсе всех его дел, проблем, отношений. Стремитесь максимально использовать свои знания, умения, материальные возможности во благо своему ребенку. Но в то же время вас подстерегает опасность переусердствовать и получить вместо желаемого результата обратный, т.е. ваши усилия могут привести к сковыванию творческой активности ребенка;

     РАЗУМНА И ДОСТАТОЧНА, если вы обнаружите баланс ответов «да», «часто» и «нет» с небольшим преобладанием положительных ответов. В этом случае есть надежда на то, что собственная активность ребенка стимулируется по мере возможности.

    Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени

    и занятости на работе, недостатка методических материалов и соответствующей литературы, практических пособий. Но в этом мы всегда рады вам помочь!

    Объединив усилия, мы добьемся больших результатов.

    Творческий потенциал ребенка: как помочь детям развивать способности

    Все мы хотим, чтоб наши детки были талантливыми и успешными.

    Арт-терапевт Наталия Грабовская даст несколько советов родителям, которые помогут развить способности наших детей.

    Вы точно знаете, что ваш ребенок – очень талантлив, умен и уникален, внутри него находится огромное количество возможностей, которые при успешной реализации обеспечат ему блестящее будущее.

    И знаете, что больше всего на свете хотели бы помогать ему на пути раскрытия своих талантов, реализации и научить его работать над собой. Мои поздравления, вы – талантливый родитель, которому под силу помочь ребенку воплотить все! Очень надеюсь, что приведенные ниже советы помогут вам в этом!

    Итак, для того чтобы начать работать над творческим потенциалом ребенка, необходимо, в первую очередь, сделать две вещи – принять внутри себя важное и окончательное решение заниматься этим систематически и при любой возможности, со всей отдачей и верой в результат, даже если работа не будет давать желанных плодов сразу. А еще, работая с ребенком и помогая ему развиваться, обязательно проводить параллельно серьезную работу над собой, честно и безжалостно избавляясь от собственных комплексов, зажимов и неуверенности. Именно ради своего талантливого чада. Связь проста: любая работа с ребенком дает свои плоды, когда перед глазами у него – достойный авторитет, который, прежде всего, своим собственным примером демонстрирует достойный результат. В общем, отныне ваш девиз: «Только вперед»!

    Любая работа с ребенком дает свои плоды, когда перед глазами у него – достойный авторитет, который, прежде всего, своим собственным примером демонстрирует положительный результат

    Самое первое и главное условие для развития – создание специальной среды везде, где только можно – это и приобретение интересных книг «на сейчас» и «на вырост», развивающих игр, которые приносят пользу (а от тех, которые никакой пользы не приносят, постепенно избавляться, например, от телевизора с рекламой). То же самое касается материалов для творчества – клея, пластилина, бумаги разного формата, красок. Даже если сегодня ребенок не проявил интерес к какому-то занятию, не факт, что этого не произойдет завтра, пусть материалы будут на виду!

    Важна так же правильная организация пространства для творчества: стол, книжная полка, место для игрушек, игр на полу, место для рисунков и других работ ребенка, соответствующее освещение.

    Превращаемся в «Плюшкина» и ничего не выбрасываем! Старые вещи, бумаги, поломанные игрушки, можно использовать, как материал для творчества — создания различных конструкций, поделок. Только, конечно, не стоит ждать несколько лет, пока на вас «снизойдет вдохновение», и они пригодятся. Лучше расположите ненужные вещи перед собой и дайте задачу – себе и ребенку – смастерить что-то полезное. Или красивое. Возможно, скоро вы сами поразитесь результату!

    Для заботливого родителя важно сформулировать для себя правильный подход к контролю всего, чем занимается ребенок: пытаемся держать «руку на пульсе» не относительно того, что ребенку делать НЕ НУЖНО, а относительно того, что ему делать НЕОБХОДИМО! Например, обязательные умственные занятия, физическая нагрузка ребенка, развивающий режим. В течение дня ему обязательно нужно время для занятий, посещения развивающих уроков, кружков, студий. Однако немаловажно так же достаточно времени для размышлений в одиночестве. Для получения «обратной связи» во всем, что происходит с ним. А еще для ребенка необходимо активное участие родителей во всем, чем он живет, обсуждение и принятие совместных решений, чтение вслух, совместное «изобретение» новых игр и развлечений. Даже совместная работа по дому, как ни странно, будет работать на развитие творческого потенциала, если позволить ребенку самому обозначать круг своих обязанностей и делать что-то в доме по своему вкусу: перестановка, декорирование, применение старых вещей в новом качестве — все, для чего требуется творческий подход.

    Обязательно – наличие совместного досуга «вне дома»: отпуска, выезды, гости, мероприятия (пусть даже не детские), совместные занятия спортом, посещения театров, музеев, выставок, кинотеатров. И даже не ради самого факта посещения, а ради того обсуждения, которое последует за ним. Важно обсуждать все нюансы – что ребенок «вынес» оттуда, что впечатлило, понравилось или нет. И в соответствии с выявленной информацией строить дальнейшие совместные планы. Старайтесь приобщать ребенка к тем видам занятий, которые интересны вам (коллекционирование, рукоделие, музицирование, игра в шахматы), рассказывать об их преимуществах для вашего личного развития.

    Помогайте ребенку составлять различные коллекции в соответствии с его интересами, устраивать для него «выставки» с видео и фотоотчетами. Записываете идеи, высказывания, сочинения ребенка, делитесь ими со знакомыми, друзьями и родственниками в присутствии чада. Дело в том, что уверенность ребенка и его творческая продуктивность очень тесно связана с тем, как окружающие воспринимают его «творения». Только не переборщите с похвалой – дети очень чувствительны к правде!

    Читайте так же:  Требования к игрушке для детей дошкольного возраста

    Стимуляция творческой активности ребенка – это такая себе поддержка всех его начинаний плюс вовремя предложенные интересные активности. Поощряйте создание творческих работ (рассказов, рисунков, сказок, стихов, коллекций, конструкций), исследование окружающего мира, приобретение различных знаний, умений, навыков, составляйте планы и расписания, ведите дневники. Пусть это войдет в хорошую привычку, и однажды вы заметите, что ребенок начинает все это делать сам – без вашего участия и напоминания! Старайтесь организовывать для ребенка разностороннее общение (различные встречи – обсуждения со сверстниками, детками постарше, помладше, взрослыми), а самое главное — проявляете уважение к его интересам и предпочтениям, даже если вы не всегда их разделяете!

    Не забывайте, что в ваших силах – «заразить» ребенка практически любым занятием.

    Для этого необходима малость – быть увлеченным самому! Однако есть еще один хороший друг родителя – гибкость. Если ребенок сразу не откликается (или сопротивляется) предложенному вами, важно отложить попытку, переформатировать предложение или быть готовым предложить альтернативу. А для того чтобы знать, какую именно, достаточно быть внимательными к личности своего ребенка, находиться в курсе его дел, проблем, отношений.

    Резюмируя сказанное, хочется добавить, что вас всегда подстерегает опасность переусердствовать и получить вместо желаемого обратный результат, то есть ваши усилия могут привести и к сковыванию творческой активности ребенка. Если вы чувствуете, что ситуация поворачивается именно так, просто дайте перерыв и себе, и ребенку, переключите внимание. В конце концов, у вас нет цели сделать ребенка Нобелевским лауреатом в следующем месяце. А через какое-то время, шаг за шагом, начните возвращаться к своей «развивающей системе». И старайтесь шире использовать свои способности! Не спешите говорить ребенку: «Я этого не знаю, не умею!» — смелее подключайте свой опыт, интуицию, знания в освоении заинтересовавших малыша вопросов.

    Успешного и увлекательного развития!

    Развитие творческого потенциала детей в сфере дополнительного образования

    Дата публикации: 18.11.2015 2015-11-18

    Статья просмотрена: 2837 раз

    Библиографическое описание:

    Угольникова Е. Н. Развитие творческого потенциала детей в сфере дополнительного образования // Молодой ученый. — 2015. — №22.3. — С. 22-24. — URL https://moluch.ru/archive/102/23556/ (дата обращения: 13.02.2019).

    Одной из задач системы образования является «развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности». Именно способностью к творчеству определяется уровень развития личности, и главная цель воспитания состоит в том, чтобы углубить и расширить творческий потенциал ребенка.

    В связи с этим, проблема развития творческих способностей личности является актуальной на сегодняшний день. В качестве высшей цели образования определено становление саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, способной к открытому, творческому взаимодействию с окружающей природой, обществом, государством на основе общепринятых гуманистических ценностей. Необходимость формирования этих качеств, особенно в школьный период, является актуальной проблемой. Еще К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, С. Т. Шацкий, П. П. Блонский и другие отмечали важность единства обучения и воспитания в образовательном процессе с учетом интересов, способностей, возможностей и потребностей ребенка; большое внимание уделялось ими индивидуальному подходу в работе со школьниками, созданию условий для их саморазвития, самореализации как во время учебных занятий, так и в свободное время. Здесь закладывается фундамент личности, интенсивно формируются базовые социальные установки, основы мировоззрения, привычки, развиваются познавательные способности, складываются многообразные отношения с окружающим миром. Тем не менее, совершенно очевидно, что такая задача не может быть выполнена усилиями одной только школьной системы.

    Огромную роль в ее решении играет семья, окружение, средства массовой информации. Имея основной целью создание педагогических условий для самовоспитания, самообразования и самореализации личности, дополнительное образование является для ребенка специфической средой, важной как для его творческого развития, социализации, становления жизненного опыта, так и для самоопределения ребенка. Вместе с тем остался целый ряд вопросов, в частности, место внешкольного дополнительного образования детей в общей системе дополнительного образования; основные направления дополнительного образования детей и их развитие в образовательных учреждениях всех типов и видов, влияние дополнительного образования на творческое развитие личности ребенка и его самоопределение; отношение детей и родителей к различным направлениям и видам дополнительного образования и другие, требующие своего решения. Однако реальные возможности большинства современных школ недостаточны для решения проблемы творческого развития личности ребенка, его самоопределения.

    В связи с этим возникает ряд противоречий между: возрастающими требованиями времени к формированию саморазвивающейся и самоопределяющейся личности. Гипотезой исследования является предположение о том, что дополнительное образование детей как определенная система оказывает существенное влияние на процесс творческого развития личности ребенка, его самоопределения при наличии соответствующих педагогических условий, основными из которых являются: вариативность образования; личностно-деятельный характер организации образовательного процесса; личностно-ориентированный подход к ребенку; адекватные содержанию, формам и методам работы с ребенком, особенности педагога дополнительного образования; позитивное отношение самого ребенка и его семьи к дополнительному образованию.

    В основе системы дополнительного образования детей лежат свободный выбор каждым ребенком направления и вида деятельности; содержание и организационные формы работы, отвечающие познавательной потребности ребенка; особенности самого педагога, адекватные данной форме образовательного процесса. Педагогическими условиями дополнительного образования детей, обеспечивающими их творческое развитие, самоопределение выступают соответствующее содержание деятельности, многообразие дополнительных образовательных программ, личностно-ориентированный, личностно-деятельный подход в организации работы и адекватные этой форме образования особенности личности педагога.

    Система дополнительного образования детей обеспечивает творческое развитие личности ребенка, способствует его самоопределению при позитивном отношении к дополнительному образованию родителей (законных представителей) ребенка, наличии следующих педагогических условий, соответствующего содержания деятельности, многообразия образовательных программ, личностно-деятельностного подхода в организации работы. Как оказалось, наибольшее предпочтение дети и родители отдают спортивно-оздоровительному, художественно-эстетическому, техническому творчеству, эколого-биологическому и туристско-краеведческому направлениям дополнительного образования, что связано в первую очередь с интересами, склонностями, потребностями и возможностями ребенка. Результаты теоретического и эмпирического исследования дают основание утверждать, что система дополнительного образования детей обеспечивает творческое развитие личности ребенка, способствует его самоопределению при позитивном отношении к дополнительному образованию родителей (законных представителей) ребенка.

    Современная система дополнительного образования направлена на взаимодействие с семьей, школой, социумом, предоставляя при этом возможность каждому учащемуся заниматься разными видами деятельности, обеспечивая активное включение ребенка в социальные отношения окружающей среды и возможность общения. Дополнительное образование располагает богатыми возможностями по реализации интересов детей и развитию творческих способностей.

    Специфика дополнительного образования дает возможность создать условия для формирования самосознания, самоопределения и самореализации ребенка в его успешной социализации в нынешней и будущей жизни. Причем процесс социализации в данной системе образования опосредован творчеством, творческой деятельностью в коллективе. Он имеет свою собственную логику развития, предполагает преодоление и снятие противоречий и может, при создании определенных педагогических условий, способствовать адаптации личности учащихся, развитию их творческих способностей. Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Модернизация системы общего образования нацелена на формирование нового образовательного пространства, которое позволяет обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, подготовку его к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов.

    Учреждения дополнительного образования в работе с детьми на первое место ставят задачи обучения специальным знаниям и навыкам, способствующим освоению детьми социального опыта. Задачи воспитания социальной активности осуществляются не на научно-практическом уровне, а на эмпирическом. Выявлены особенности деятельности учреждения дополнительного образования по воспитанию социальной активности. Сотворчество детей и педагогов, акцентированная субъектность, координирующая роль педагога в воспитательном процессе, возможность самореализации детей в социально-ориентированной деятельности, выраженность критериально-значимых характеристик социальной активности — вот главные принципы построения педагогического процесса. Обосновано содержание воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования, отражающее многообразие направлений предметно-практических занятий, обеспечивающих развитие их мотивации и опыта социально значимой деятельности. Содержание воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования отражает многообразие направлений предметно-практических занятий с правом выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы в избранной сфере познания, обеспечивает развитие их мотивации и опыта социально значимой деятельности. Структура воспитания социальной активности показывает его социально-ориентированную направленность на организацию сотворчества детей и взрослых (педагогов и родителей) в субъектно-ориентированных формах воспитания. Деятельность педагогов по организации жизни детей с учетом общественно-хозяйственной деятельности России носила характер конкретно-практической направленности воспитания, что имело исключительную педагогическую ценность для становления общественного воспитания.

    По мнению исследователей, первые внешкольные учреждения во многом выполняли компенсирующую функцию: занятия в этих учреждениях компенсировали отсутствие у детей школьного образования. Таким образом, опираясь на исследования ученых, констатируем, что в конце XIX — начале XX века прогрессивные деятели-энтузиасты создавали в разных городах России клубы для детей, летние колонии на средства местных педагогических обществ. В это же время появился термин «внешкольная работа», но в него вкладывался другой смысл — этим словом называли культурно-просветительную работу. Е. Н. Медынский подчеркивал, что «помочь войти растущему человеку в культуру, освоить ее и сделать частью своей жизни только школьное образование не может, оно непременно должно быть дополнено внешкольными формами». С. Судзуки писал, что «единственная забота родителей- воспитать ребенка честным человеком. Этого вполне достаточно. Мы только должны добиться, чтобы у него были чистые помыслы и благородные помыслы».

    1. Актуальные проблемы музыкального образования. К.,1986.
    2. Музыкальное воспитание в школе. Вып. 4., М., 1965.
    3. Обучение и воспитание школьников средствами музыкального искусства. М., 1981.
    4. Проблемы комплексного творческого воспитания музыканта- исполнителя: (Школа- училище- вуз). Новосибирск, 1984.