Меню

Технологии триз в работе с детьми школьного возраста

Использование элементов ТРИЗ на занятиях с детьми младшего школьного возраста

He ищи предмет другой –
используй то, что под рукой!

Современная концепция школьного образования предусматривает необходимость воспитания творческой личности.

Формирование диалектического стиля мышления является основой интеллектуального развития личности. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) предполагает деятельность, в результате которой развиваются важные показатели личности:

  • системность мышления,
  • умение видеть мир в противоречиях,
  • способность генерировать неожиданные идеи.

В повседневной жизни ребенок сталкивается с незнакомыми предметами и явлениями природы. Непосредственный опыт ребенка не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, для установления зависимостей между ними. Установить постоянные и необходимые связи и отношения между явлениями — значить открыть закон. Ребенок сделать этого не может, поэтому ему следует помочь – дать способ познания мира, а не просто вооружить знаниями.

В группе продленного дня (далее – ГПД) часто рождаются занятия по интересам детей. Детям ненавязчиво, в игровой форме предлагается фантазировать, рассуждать на различные темы. Так появились циклы занятий о воде, об огне, о воздухе (Приложение 1).

Предварительно был составлен перечень педагогических мероприятий, определена детская литература для изучения, подобраны игры для развития логического мышления.

Дети по своей природе – первооткрыватели. Необходимо только приобщаться к детскому творчеству, направлять его. На занятиях применялись методы фантастических гипотез. Техника этого приёма проста. Она выражается в форме вопроса, что было бы, если? Приём моделирования окружающего мира с помощью “маленьких человечков” (далее — ММЧ) очень хорошо воспринимается детьми. Порой они сами выступали в роли “маленьких человечков”, изображая тающую лужу, духи и прочее. Приём эмпатии помогает детям поставить себя на место исследуемого предмета, воспитывает сочувствие, сопереживание. Для развития творческого воображения используется приём, называемый “бином фантазии”, метод использования предметов в другом качестве, фокальных объектов и др. В практической работе используются приёмы, способствующие развитию диалектического мышления ребёнка. Например, игра “Хорошо – плохо”. Эта игра затрагивает и иллюстрирует некоторые законы диалектики, такие категории, как противоречие, качество, количество, возможность и действительность, формирует основы системного мышления логического анализа действительности, имеет большое значение для усвоения знаний и обобщённых представлений о мире, его закономерностях, сложных видов связей и отношений. Очень любят дети и игру “Наоборот”, которая помогает освоить слова с противоположным значением.

Очень важно при ознакомлении учащихся с окружающим миром показать: всё, что нас окружает, взаимосвязано, состоит из частей и частью чего-то является. Нет в мире ничего неизменного, только хорошего или только плохого. В этом случае важнейшим методическим средством является построение системного оператора, анализ с его помощью изучаемой системы и синтез (мысленное проектирование) будущей системы, лучшей, чем изучаемая система.

Во время проведения опытов с водой (смотри Приложение 1) ученики наблюдают превращения: лед — вода — пар — капельки воды (на стекле). Эти опыты формируют представления детей о различных состояниях воды, помогают сделать самостоятельные открытия, объяснить явления, происходящие в природе. Понимание этого проявлялось в высказываниях детей: “Весной тает лед — появляются лужи, а летом солнце греет и вода испаряется — так образуются облака. Потом вода возвращается на землю дождем”. Использование элементов ТРИЗ помогает формированию представления детей о свойствах и состоянии воды. Решение логических задач – основа детского изобретательства, позволяет видеть явления во взаимосвязи, мыслить системно.

ММЧ заключается в использовании ассоциативных рисунков для объяснения изучаемых объектов. С помощью этого метода дети составляют схемы воды в жидком, твердом, газообразном состояниях, схематично изображают «снежинку в теплый день», «капельку в заморозки». Эта работа способствует пониманию детьми процесса перехода воды из одного состояния в другое.

Дети самостоятельно изобретают новый вид грелки “ледогрелку, придумывают оригинальные несуществующие слова “водохлеб”, “водолед” (когда в воде лед лежит, когда вода и лед вместе). Вместо бензина в машину заливают воду – в итоге воздух чистый и кругом цветы. Вот и решена экологическая проблема.

Учащимся предлагается найти ответ на вопрос “Можно ли сохранить ледяной дом весной?”. Дети предлагают строить такие дома на Севере, где никогда не тает лед. Тогда задача усложняется: “Как сохранить ледяной дом в наших условиях?” и дается подсказка вспомнить холодильник и подумать, почему там лед не тает. Дети предлагают использовать в ледяном доме такое же вещество, как в трубках домашних холодильников.

Использование технологии ТРИЗ позволяет обозначать противоречия познаваемого предмета или явления. Например, обсуждая проблему применения льда, дети делают вывод, что лёд может вызывать заболевания и быть лекарством. Эти выводы были использованы в придумывании загадки: “Холодный, но не снег, Прозрачный, но не стекло, Твёрдый, но не камень, От него можно простудиться, А можно и полечиться”.

Придуманные детьми загадки показывают наличие умения перенести знания о свойствах и состояниях воды на решение других заданий, ситуаций.

Умение видеть противоречия и решать их в процессе познания помогают игры “Хорошо — плохо”, “Польза — вред”, “Наоборот” и др.

Большое значение имеет систематичность проведения игр и упражнений. Творческие задания “Дорисуй”, “На что это похоже?”, “Какая игрушка?”, “Перевертыши” активизируют мыслительную деятельность детей, развивают их творческое воображение. Задачи-шутки способствуют преодолению инерции мышления, являются гимнастикой ума. Проблемные ситуации ставят детей в условия практического поиска решения задач, т.е. ребенок оказывается перед необходимостью объяснений: почему? для чего? как? Эта работа побуждает детей к самостоятельному поиску решений, будят мысль ребёнка, формирует нестандартное мышление. Поисковые вопросы побуждают детей обосновывать свои ответы, активизируют их мыслительную деятельность. Логические задачи вызывают необходимость рассмотрения явления с разных сторон, что стимулирует самостоятельность мышления, гибкость ума.

Правильно организованная деятельность детей способствует формированию нестандартного подхода к решению поставленных задач.

Анализ результатов диагностики показал, что дети, посещающие занятия с элементами ТРИЗ, способны творчески подходить к поставленным проблемам, быстрее решают нестандартные задачи, обладают более гибким и оригинальным мышлением.

Использование технологии ТРИЗ в образовательном процессе дошкольного учреждения

В современных условиях количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым нововведениям. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных перемен, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал [9, с. 3].

На протяжении длительного периода воспитание в дошкольном учреждении ориентировалось на формирование, прежде всего знаний, умений и навыков, носило репродуктивный, информационный характер.

В настоящее время происходит переориентация образования на развитие творческих качеств личности.

Задача развития творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности в процессе воспитания и обучения, поставленная в Федеральном законе «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ и Федеральным государственным образовательном стандартом, утвержденном приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, является одной из социально значимых приоритетов современного общества [1], [2].

Перед педагогами детского сада сегодня стоит непростая задача – совершенствовать педагогический процесс так, чтобы он соответствовал требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и обеспечивал сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.

Внедрение инновационных технологий в ДОО – важное условие совершенствования системы дошкольного образования.

Среди инновационных технологий обучения детей творчески мыслить ведущее место, занимает технология Г.С. Альтшуллера — теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), адаптированная к работе с дошкольниками Т.А.Сидорчук, С.В. Лелюх С.В., Н.Н. Хоменко Н.Н. и др. около 20 лет назад [9, с. 4].

ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление, технология позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход, и принцип природосообразности, что особенно актуально в контексте ФГОС ДО.

«ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию», так считал основатель теории Г. С. Альтшуллер и его последователи [3, с. 2].

ТРИЗ — технологии используются в непосредственной образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности детей, в совместных со взрослым видах деятельности, в работе с родителями.

ТРИЗ как универсальный инструментарий используется на занятиях из всех образовательных областей. Это позволяет формировать единую гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка, осуществлять эвристическое обучение. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие [6, с. 2].

Например, на занятиях по формированию элементарных математических представлений широко используются следующие игры: «Какое число потерялось?», «Где встречаем в жизни это число?», «Где встречаем эти линии?», «Где спрятались геометрические фигуры?», «Игры головоломки». Игры с применением игрового материала: (счетные палочки) «Измерить длину предмета»; «Выложить узор»; «Построение объектов по заданию»; (кубики) «Сравнение объектов по количеству кубиков…»; «строительство объектов».

Оптимальной формой овладения детьми методиками творчества является система творческих заданий, которые даются детям через игры, алгоритмы на занятиях и в течение дня, и практически воплощаются в творческой мысли: в рисунках, сочинениях, сказках, песнях, загадках, поделках, движениях [5, с. 5].

Читайте так же:  Симптомы аппендицита у детей 14 лет

Занятия с применением элементов ТРИЗ у детей снимают чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается фантазия, логика мышления, воображение. ТРИЗ дает детям возможность проявлять свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить.

ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения [5, с. 6].

В совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей игры и упражнения ТРИЗ — технологии используются следующим образом:

1. Использование системных игр и упражнений интеллектуального характера в совместных со взрослым видах деятельности, в том числе и режимных процессах («Теремок» с предметами личной гигиены, посуды, постельных принадлежностей; «Ты мой кусочек» с предметами одежды во время одевания на прогулку; «Раньше – позже» на определение последовательности режимных процессов; составление загадок, сравнений, метафор о тех объектах, которые используются в режимных моментах; игры с анализаторами «Узнай по запаху, что сегодня на обед», «Узнай на ощупь, что ты сегодня оденешь»).

2. Использование системных игр и упражнений интеллектуального характера в образовательном процессе в специально организованном обучении (на играх-занятиях, занятиях).

3. Использование системных игр и упражнений интеллектуального характера в самостоятельной деятельности детей [5, с. 9].

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ

Технология ТРИЗ помогает нам в развитии воображения у детей, в развитии логического мышления, в развитии умения ставить и решать проблему.

Чтобы правильно организовать совместную деятельность с дошкольниками, педагоги должен знать различные методы и приёмы, применяемые в ТРИЗ.

Метод маленьких человечков. Суть метода состоит в том, чтобы представить объект в виде множества (толпы) маленьких человечков. Такая модель сохраняет достоинства эмпатии (наглядность, простота) и не имеет присущих ей недостатков (неделимость человеческого организма).

Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». Метод предложен Г. С. Альтшуллером. Суть метода заключается в разделении ситуации на реальную и фантастическую составляющие с дальнейшим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.

Метод морфологического анализа. Метод разработан известным швейцарским астрономом Ф. Цвики. Цель метода — систематический обзор и анализ всех мыслимых вариантов данного явления или объекта [10, с. 42].

Метод «Синектика». Это так называемый метод аналогий: а) личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Примерные варианты заданий: — изобрази будильник, который забыли выключить; — покажи походку человека, которому жмут ботинки; — изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного кролика; — представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню [10, с. 25].

Круги Луллия (автор – Раймонд Луллий). Принцип изготовления развивающих игр состоит в следующем: вырезанные из картона круги разбивают на нужное, сверху прикрепляется стрелка или контур по величине сектора. На сектора прикрепляются изображения, знаки, символы по теме.

Игры могут быть подобраны по двум направлениям:

1. На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний – например, на сектора самого большого круга прикрепляются изображения деревьев (дуб, яблоня, сосна и т.д.), на меньший по величине – изображение листьев этих деревьев, на третий – плодов или семян (желудь, яблоко, шишка и т.п.), а на самый маленький – места произрастания (опушка леса, сад, сосновый бор и др.)

2. На развитие воображения, фантазии и творчества – например, на занятии по изодеятельности ребенок самостоятельно выбирает, какую вазу он будет рисовать: на первом круге прикрепляются различные формы вазы, на среднем – цвет, а на маленьком – варианты росписи [9, с. 26].

Метод каталога. Детям предлагается сочинить сказку с помощью какой-либо книги. Ведущий задает детям вопрос, ответ на который ребенок находит, указав слово на открытой странице выбранного текста. Ответы, найденные в книге, собираются в единую сюжетную линию. Рекомендуется научить детей составлять логически связный текст, в котором добро побеждает зло [9, с. 26].

Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Например, мяч. Какой он? Смеющийся, летающий, вкусный; рассказывающий на ночь сказки. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки «забавные животные», «пиктограммы», назвать их и сделать презентацию.

Например «Левообезьян» Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева [10, c. 27].

Методы активизации перебора вариантов. Один из наиболее распространенных методов такого рода — мозговой штурм. Решение задачи проходит в два этапа. На первом этапе (генерирование идей) запрещена всякая критика, поощряются «дикие», даже фантастические предложения. На втором этапе эксперты критически оценивают результаты штурма, пытаясь отобрать рациональные идеи [3, с. 28].

Метод «Робинзона» Формирует умение находить применение казалось бы совсем ненужному предмету. Может проводиться в воде игры «Аукцион» в старшей группе и подготовительной группе. Воспитатель предлагает детям предмет (например, фантик от жвачки, колпачок от ручки и др.) и просит придумать ему как можно больше применений. Предмет «продается» тому, кто сделал последнее предложение [10, с. 29].

Метод контрольных вопросов. Этот метод позволяет генерировать новые идеи и решения, сформулировать их с помощью наводящих вопросов. Применяется в форме монолога, обращенного к самому себе, либо диалога изобретателей [9, с. 30].

Приемы фантазирования: прием «сделать наоборот»; прием «изменить неизменяемое» (если какое-то свойство предмета или явления кажется вам совершенно неизменным, — измените его); прием объединения; прием «вынесение» (или прием «отделения функции от объекта»), здесь нужно отделить от объекта одно из его главных свойств, или наоборот приписать данному объекту свойство совершенно другого объекта; прием ускорение (замедление): выбрать объект или процесс и ускорить его действие до такой степени, чтобы возникло новое качество; прием универсализации (обобщения) и др. [8, с. 45]

Театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для развития творческого воображения у детей: Все театральные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры драматизации. К первой группе – режиссерским играм в детском саду можно отнести настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе.

Вторая группа – игры-драматизации, которые основаны на собственных действиях исполнения роли. Еще один путь для развития творческого воображения – это специальные игры.

Например, игра в функции предметов. В этой игре нужно назвать как можно больше вариантов использования одного и того же предмета. Вот кирпичик. Его можно использовать как строительный материал, как пресс, как мел (если им чертить на асфальте), как украшение садовых дорожек (если его истолочь и посыпать им дорожки) и т.п. Так можно назвать самые обычные предметы и придумать их назначения [4, с. 18].

Игра «Сказка по вопросам». Играют несколько детей. Каждый по очереди (по кругу) должен ответить на свой вопрос, продолжая сюжет общей истории. Вопросы: Где происходит действие? Кто главный герой? Где он находится? Что делает? Куда идет? Кого встречает? Что сказал? Что ему ответили? Чем все окончилось?

Придумай окончание сказки. Жил-был зайчик. Он был маленький, беленький и очень одинокий. Решил он найти себе друга. Поскакал он мимо елочек на опушку леса.. . Играя с ребенком, нужно помнить, что главное – это развитие общих особенностей воображения, умение планировать свою деятельность в сочетании с творческими, нестандартными решениями. Поощрение творческих проявлений особенно важно в дошкольном возрасте. Именно у дошкольника вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этом возрасте, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем [4, с. 19].

ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить, а также может стать оптимальным решением развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в аспекте подготовки их к школе.

Именно поэтому нужно применять в совместной и в свободной деятельности адаптированную к дошкольному возрасту технологию ТРИЗ.

1. Закон «Об образовании» в Российской Федерации» от 1 сентября 2013г.

273- ФЗ [Электронный ресурс].

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — Издательский Дом «Ажур», 2014 г. — 23 с.

3. Альтшуллер, Г.С. Программа «ТРИЗ» [Текст]/ Г.С. Альтшулер. – М.: Информ издат. центр «ТРИЗ-инфо», 1997. – 208 с.

4. Белоусова, Л.Е. Веселые встречи [Текст]/ Л.Е. Белоусова. — СПб.: Детство- Пресс, 2009. – 128 с.

Читайте так же:  Почему ребенок 6 мес плохо спит

5. Ляшко, Т.В. Через игру – к творчеству [Текст]/ Т.В. Ляшко. – Обнинск: Фирма «Интерколледж», 2004. — 28 с.

6. Петухова, О.А. Вариативные изобразительные технологии в дошкольном образовательном учреждении [Текст]/О.А. Петухова. – Йошкар-Ола: МГПИ им. Н. К. Крупской, 2007. – 76 с.

7. Редько, Л. В. Дошкольная ступень образования в креативной педагогической системе НФТМ-ТРИЗ [Текст]/ Л.В.Редько// Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 14. – С. 91–95. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46519.htm.

8. Серегина, О. В. Формирование навыков связной речи у детей дошкольного возраста в процессе использования приёмов ТРИЗ-технологий. / Научная статья. Журнал «Вестник Томского государственного педагогического университета» [Текст]/ О.В. Серегина. — 2012 — № 5.- С. 45 – 47.

9. Сидорчук, Т.А. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков (Технология ТРИЗ) [Текст]/ Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх. — М.: Изд-во: Аркти, 2010. — 76 с.

10. Страунинг, А. М. Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста «Росток», 1 том: Учебно-методическое пособие [Текст]/ А.М. Страунинг. — Обнинск: Изд. «Принтер», 2000. -204 с.

11. Утёмов, В. В. Педагогика креативности: прикладной курс научного творчества на основе ТРИЗ: Учебное пособие [Текст]/ В.В. Утёмов, М.М. Зиновкина, П.М. Горев. – Киров, 2013. – 212 с.

Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности (рисование)

Дата публикации: 28.12.2016 2016-12-28

Статья просмотрена: 513 раз

Библиографическое описание:

Пашнева В. А. Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности (рисование) // Молодой ученый. — 2016. — №29. — С. 591-595. — URL https://moluch.ru/archive/133/37311/ (дата обращения: 13.02.2019).

Рисунок — это зеркало чувств, зрелости и развития личности.

В последние годы в системе дошкольного образования происходят кардинальные изменения, она совершенствуется и развивается. Вместе с тем, в функционировании и развитии дошкольного образования обозначился ряд проблем. В детском саду всестороннее гармоничное развитие личности ребёнка порой подменяется жёстким, интенсивным обучением, «натаскиванием» детей на определённый объём знаний. Налицо преувеличение роли интеллектуальной доминанты, нарушение прав ребёнка на всестороннее гармоничное развитие. Это приводит к тому, что в школу приходит ребёнок, имеющий низкий порог «школьной зрелости».

Сегодня, в XXI веке, общество предъявляет новые требования к образованию. На первый план выдвигается идея саморазвития личности, её готовности к самостоятельной деятельности. В современной общеобразовательной школе используются инновационные технологии, требующие от бывших выпускников ДОУ проявления познавательной и творческой активности на уроке, высокого уровня развития творческого воображения и самовыражения, т. е. сформированности общей культуры творческой личности. Меняются функции педагога. Теперь он уже не информатор, а организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия.

Опираясь на теорию JI. C.Выготского о культурно-историческом развитии психики, Д. И. Воробьёва выделяет изодеятельность как центральное звено и ведущее средство освоения культуры человечества: «Занятия по изодеятельности должны включать в сея такие показатели как: развитие любознательности — основы познавательной активности дошкольника; развитие способности самостоятельно решать творческие и другие задачи; развитие творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребёнка; развитие коммуникативности — способности общаться со взрослыми и сверстниками. При этом развитие навыков изобразительной деятельности отнюдь не является самоцелью и критерием развития» [6; 41].

Если в дошкольном возрасте эти базовые основания не реализуются и подменяются принудительным обучением, ребёнок становится пассивным и неспособным к саморазвитию.

К. Д. Ушинский писал: «Дитя. мыслит формами, красками, звуками, ощущениями» [6, 44]. Рисование, по его мнению, является одним из лучших средств развития наблюдательности, а вместе с тем и памяти, мышления, воображения.

На необходимость соблюдения единства познавательных и эстетических задач в процессе восприятия предметов и явлений окружающей действительности указывала в своих исследованиях Н. П. Сакулина. По мнению исследователей, формирование познавательной активности у детей означает формирование устойчивых интересов к изучаемому предмету, умения активно применять полученные знания в жизни.

В сферу познавательного интереса исследователи включают не только приобретаемые детьми знания, но и процесс овладения ими. Познавательный интерёс не созерцателен, а продуктивен. Он активизирует психические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействующее эмоциональному подъему, развитию творчества.

В работе с детьми по развитию познавательной и творческой активности ребёнка дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности нашего ДОУ используется идеальная модель взаимодействия педагога и ребёнка, которая привлекает свободой и радостью, умной радостью детского бытия — это «Школа освобождающего образования» Паулу Фрейре.

Главной идеей и целью педагогического опыта работы по данной теме считаю следующее: стремление помочь сформировать у ребёнка целостное и многогранное представление об окружающем мире в процессе работы над художественными образами средствами изобразительного искусства, используя универсальность и синкретизм последнего, гармоничное развитие психомоторных, художественных и интеллектуальных возможностей ребёнка в процессе доступной для его возраста деятельности.

Если в дошкольном возрасте эти базовые основания не реализуются и подменяются принудительным обучением, ребёнок становится пассивным и неспособным к саморазвитию.

К. Д. Ушинский писал: «Дитя. мыслит формами, красками, звуками, ощущениями» [6, 44]. Рисование, по его мнению, является одним из лучших средств развития наблюдательности, а вместе с тем и памяти, мышления, воображения.

На необходимость соблюдения единства познавательных и эстетических задач в процессе восприятия предметов и явлений окружающей действительности указывала в своих исследованиях Н. П. Сакулина. По мнению исследователей, формирование познавательной активности у детей означает формирование устойчивых интересов к изучаемому предмету, умения активно применять полученные знания в жизни.

В сферу познавательного интереса исследователи включают не только приобретаемые детьми знания, но и процесс овладения ими. Познавательный интерёс не созерцателен, а продуктивен. Он активизирует психические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействующее эмоциональному подъему, развитию творчества.

В работе с детьми по развитию познавательной и творческой активности ребёнка дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности нашего ДОУ используется идеальная модель взаимодействия педагога и ребёнка, которая привлекает свободой и радостью, умной радостью детского бытия — это «Школа освобождающего образования» Паулу Фрейре.

Главной идеей и целью педагогического опыта работы по данной теме считаю следующее: стремление помочь сформировать у ребёнка целостное и многогранное представление об окружающем мире в процессе работы над художественными образами средствами изобразительного искусства, используя универсальность и синкретизм последнего, гармоничное развитие психомоторных, художественных и интеллектуальных возможностей ребёнка в процессе доступной для его возраста деятельности.

Развитие творческого потенциала личности, способствующее яркому проявлению творческой активности ребёнка, осуществляется через следующие мероприятия: занятия по изодеятельности с использованием игровых технологий; индивидуальная работа с детьми с использованием коррекционной методики Е. А. Алябьевой; работа с одарёнными детьми на базе кружка по ИЗО «Юный художник» с использованием разработанной план — программы «Палитра фантазий», направленной на развитие воображения и образного мышления ребёнка дошкольного возраста; проведение подгрупповых игр — занятий, направленных на сенсомоторное развитие детей (логоритмические игры — занятия); работа с семьёй и взаимодействие с социокультурными учреждениями города, способствующая накоплению детьми знаний об окружающем мире через изобразительное искусство; проведение развлечений по изодеятельности для различных возрастных групп детей с использованием технологии ТРИЗ.

Передача и приумножение опыта творческой деятельности детей (самореализации личности ребёнка) осуществляется на занятиях с особой структурой — ребёнок последовательно проживает несколько этапов взаимодействия: с миром искусства, с детьми, с педагогом; с использованием синтеза трёх искусств (поэзия, музыка, живопись) и методов, направленных на эмоционально-творческое развитие личности ребёнка (метод одномоментности, метод контрастности и метод «подмастерья»).

Наши дети вступают в жизнь во время больших перемен, требующих инициативности и решительности, ответственности и образованности, гражданского мужества и самостоятельности.

Человек входит в мир. Когда начинается этот путь? Завершается ли он в определённом возрасте или длится до конца жизни? Как происходит этот процесс? Можно ли на него влиять? До каких пределов эти коррекции желательны? Чего от него ждём? В чём видим его предназначение? Нужно ли специально заботиться о формировании индивидуальности? Зачем так много дарований необходимо выявить в столь нежном возрасте? Ответ напрашивается сам: чтобы успешнее их развить, ничего не упустить, не прозевать. Ну а развивать задатки ребёнка до виртуозного уровня зачем? Вряд ли кто-нибудь сознается, что жаждет славы, известности, хочет давать интервью тележурналистам. Скорее всего непонятливому скептику ответим, что человек, чьё призвание определилось, действительно счастлив, он нужен людям, его ценят и любят. «Мы слишком долго занимались построением педагогических и методических систем, не считаясь с детьми, с их устремлениями, чувствами, тенденциями. Не считаясь с их личностью, самолюбием, стремлением к радости и успеху, — считает Амоношвили. Такая педагогика давления, встречающаяся, к сожалению, не только в некоторых семьях, но и в школе или детском саду должна быть окончательно преодолена.

С трёх до шести лет длится дошкольное детство, этап господства игровой деятельности. Пока ребёнок не играет, он в плену реальности, в которой находится. Игра открывает перед дошкольником всё расширяющийся внешний мир, делает его возможности практически безграничными. Игру недаром называют девятым валом детского развития. Играя, ребёнок легче запоминает, поймёт новый материал, проявит инициативу, раскроет свои внутренние резервы творческой личности». Поэтому разработанная система занятий по изобразительной деятельности (см. приложение «Палитра фантазий») максимально приближена к игре.

Читайте так же:  Налоговые льготы семьям с детьми инвалидами

Ребёнку важно чувствовать, что все необходимые задатки для полноценного развития в нём есть, вы их видите, и пока недостаёт лишь терпения, настойчивости, смелости, навыков и умений.

Наука свидетельствует об огромных резервных возможностях человеческой психики, нераскрытых тайнах индивидуальности, невостребованных задатках, и наша задача — обнаружить их, дать толчок к проявлению познавательной и творческой инициативности ребёнка.

Система работы с детьми дошкольного возраста (5–7 лет) по развитию познавательной и творческой активности ребёнка на занятиях по рисованию и апробация план — программы по развитию творческого воображения и образного мышления «Палитра фантазий» в ДОУ (старший дошкольный возраст) способствовали более высокому уровню развития мыслительных операций у детей (подготовительные к школе группы): анализа, выделения общего и характерного, сравнения, уподобления, обобщения, т. е. тех операций, которые способствуют развитию когнитивных структур, определяемых психологами при оценке интеллектуального развития детей, степени их творческой и познавательной активности в жизни. Это выражалось в следующем:

– в умении увидеть в стандартной ситуации нестандартное решение, образ;

– в способности активизировать образы — представления, имеющиеся в опыте, соотнося их с поставленной задачей;

– в готовности увидеть общее в частном и частное в общем;

– активное использование модели, схемы для естественного освоения процесса изображения.

Положительный результат, наблюдаемый нами в развитии интеллекта, эмоций, способностей и личностных качеств детей, на наш взгляд определяется тем, что разработанный проект творческого развития ребёнка даёт педагогу основания для конструирования на предложенной основе вариативного содержания, наиболее приспособленного к условиям детского коллектива, конкретного ребёнка.

У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. Если ребёнок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление ему недоступно. А ведь именно через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность.

Вид деятельности. Рисование

Тема: «Стоит вполе домок-теремок». (по ТРИЗ).

Программные задачи: закреплять знания детей о сказках. Развивать эмоционально-чувственную сферу и образное мышление дошкольников. Продолжать развивать детское изобразительное творчество, умения самостоятельно задумывать содержание рисунков. Побуждать детей к активному экспериментированию с цветом, помогать им добиваться наиболее выразительного решения и получать удовлетворение от полученного результата. Развивать фантазию, технические навыки работы различными изоматериалами.

Методы и приёмы:сюрпризный момент, психокинетическая разминка, беседа, игра — драматизация, пальчиковая гимнастика, использование ТСО, напоминание, индивидуальная помощь (словесная), анализ детских работ.

Материалы иоборудование: костюм «Бабушка Загадушка», панно «Страна сказок», шапочки к игре-драматизации «Теремок на новый лад», аудиозапись Э. Грига «Утро», … ,«Где водятся волшебники», альбомные листы бумаги, различный изобразительный материал (фломастеры, цветные восковые мелки, гелиевые ручки, акварельные краски, краска гуашь, кисти, розетки, салфетки для кистей.

Предварительная работа:чтение русских народных и зарубежных сказок, литературных сказок; проведение игр-драматизаций по русским народным сказкам, игры-занятия (подгрупповые) «Игры с кляксами» (монотипия), отгадывание загадок о сказках.

Звучит аудиозапись «Где водятся волшебники». Дети входят в зал, их встречает Бабушка Загадушка (педагог по ИЗО).

Бабушка Загадушка: Здравствуйте, мальчишки-шалунишки и девочки-вертелочки, здравствуйте, гости мои дорогие! Я — бабушка Загадушка, люблю загадки загадывать да сказки сказывать. А вы, ребятушки, любите сказки? Приятно это слышать. Ну-ка отгадайте мои загадки! /Педагог загадывает загадки о сказках/.

Бабушка Загадушка: Молодцы, ребятушки, все мои загадки отгадали! Скажите мне, дети, а что такое сказка? А что такое волшебство? Расскажите мне, какие удивительные превращения происходят в сказках? А какими ещё волшебными качествами обладают сказочные герои? Какими бывают сказки? Как много вы знаете о сказках, это очень приятно слышать, ребятушки! И я приглашаю вас в увлекательное путешествие в страну сказок.

/Звучит аудиозапись «Утро», педагог проводит психокинетическую разминку «В домике фей». Дети стоят в кругу, взявшись за руки и закрыв глаза(по системе Е. А. Алябьевой «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста». Творческий центр Сфера, М., 2004.)/.

Бабушка Загадушка: Вот мы и в стране Сказок. Все в этой стране сказочное и необычное: и небо, и горы, и леса, и моря, и цветы. Сейчас я поколдую над вами и вы превратитесь в героев различных сказок: «Раз, два, три в зверушку превратись!». /Педагог надевает на ребят шапочки с изображением зверей-героев сказок/. Теперь можно и в сказку отправиться и можно поиграть в неё.

/Проводится игра-драматизация «Стоит в поле теремок». в теремок приходят жить Муха (из сказки «Муха-Цекотуха» К.Чуковского), Мышка (из французской сказки «принцесса-мышка), Лягушка (из русской народной сказки «Царевна-лягушка»), Зайчик (из русской народной сказки «Заяц — хвастак»), Ежик (из сказки «Заяц и ёж»), Лиса (из русской народной сказки «Волк и лиса»), Волк (из русской народной сказки «Волк и семеро козлят»), Кабан-клыкан (из украинской народной сказки «Рукавичка»), Ворон (из французской народной сказки «Король-ворон»), Медведь (из русской народной сказки «Маша и медведь»)/.

Бабушка Загадушка: Ай — я — я! Вот беда, наш неуклюжий мишка разрушил терем-теремок. Как же нам помочь сказочным героям? Может вы сможете это сделать? /Детям предлагается стать художниками- архитекторами и создать эскиз домика для каждого сказочного героя/.

Знаменитый художник Тюбик из Солнечного города решил нам немного помочь — он приготовил для вас разнообразный изобразительный материал. Представьте себе, каким должен быть дом для вашего сказочного героя. Домик должен своим внешним видом подсказывать, чей это он, какого сказочного, героя.

/Педагог рассаживает детей за рабочие места, напоминает правила работы с определёнными изоматериалами, о различных техниках рисования (техника «по-сырому», техника «по-сухому» («тычком»), техника «художественного мазка», «кистевая техника» (по М.Парнах). Во время выполнения задания звучит песня «Где водятся волшебники»/.

Бабушка Загадушка: Какие чудесные эскизы у вас получились, ребятушки. Вы так старательно работали. Давайте разомнём ваши пальчики — труженики. /Проводится пальчиковая гимнастика «Здравствуй!»/:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю —

Всех я вас приветствую!

Пальцами правой руки по очереди здороваться с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

Бабушка Загадушка: Ребятушки, давайте разместим ваши домики на нашем панно «Стана сказок» и полюбуемся на ваших рук творения./Детские работы размешаются на панно, проводится анализ детских работ. Дети рассказывают, для кого построили домики/.

1. Косминская В. Б. Теория и методика изобразительности в детском саду: Учебное пособие для студентов пед. институтов и специалистов / В. Д. Косминская, Е. И. Васильева, Р. Г. Казакова, Н. Б. Халезова, Л. Г. Юлдашев. — 2-е изд., перераб. и допол. — М.: Просвещение, 1985.

2. Ростовцев Н. Н. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия: учебное пособие для студентов художественно-граф. Факультета пединститутов / Н. Н. Ростовцев, С. Е. Игнатьев, Е. В. Шорохов. — М.: Просвещение, 1989.

3. Косминская В. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Учебное пособие для студентов пединститутов. — М.: Просвещение, 1981.

4. Галанов А. С. Занятия с дошкольниками изобразительному искусству /А. С. Галанов, С. Н. Корнилова, С. Л. Куликова. — М.: ТЦ Сфера, 2002.

5. Тюфанова И. В. Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников: пособие для воспитателей. — СПб.: Детство — Пресс, 2002.

6. Комарова Т. С. Программа эстетического воспитания детей 2–7 лет «Красота. Радость. Творчество». — 2-е изд., исправл. и дополн. — М.: Педагогическое общество России, 2002.

7. Комарова Т. С. Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе: метод.пособие / Т. С. Комарова, О. Ю. Зырянова. — 2-е изд., перераб. и дополн. — М.: Педагогическое общество России, 2002.

8. Шестаков К. А. Давайте рисовать: Учебное пособие / К. А. Шестаков. — 2-е изд., перераб. и дополн. — М.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1963.

9. Куревина О. А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста / О. А. Куревина. — М.: Линка — Пресс, 2003.

10. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников / Т. Г. Казакова. — М.: Педагогика, 1983.

11. Басина Н. Э. С кисточкой и музыкой в ладошке: практич.пособие / Н. Э. Басина, О. А. Суслова. — М.: Линка-Пресс, 1997.

12. Чумичёва P. M. Дошкольникам и живописи: практич. пособие / Р. М. Чумичёва. — М.: Просвещение, 1992.

13. Куренкова Р. А. Эстетика: учебник для студентов высших учебных заведений / Р. А. Куренкова. — М.: Владос — Пресс, 2004.

14. Законодательство Российской Федерации об образовании: базовые федеральные законы. — 3-е изд. — М.: ИФ образование в документах, 2002.

15. Кузин B. C. Основы обучения изобразительному искусству в образовательной школе: пособие для учителей / B. C.Кузин. — М.: Педагогика, 1972.