Меню

Технологии самооценки личности

Формирование самооценки школьника — один из способов развития ребенка как субъекта обучения

В концептуальной программе гимназии записано, что начальное обучение должно быть направлено на повышение уровня социально-значимого мотива учебной деятельности, выведение детей на более высокий уровень образованности и духовно-нравственного воспитания, формирование способности жить в гармонии с собой и окружающим миром. Один из способов решения данных задач я вижу в формировании в ребенке прогимназии способностей анализировать свою деятельность, поступки, свое поведение. Я считаю, что самооценка является важным фактором формирования личности. Она позволяет делать человеку активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей.

Если открыть словарь Ожегова, то там мы читаем: самооценка — оценка самого себя, своих достоинств и недостатков. А оценка — это мнение о ценности, уровне или значении кого — чего — нибудь.

В словаре практического психолога (составитель Головин) написано: «Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качества и места среди других людей».

Для учащегося начальной школы, я считаю, что самооценка — это оценка себя, своих возможностей, достоинств и недостатков. Для этого необходимо знать себя. Всегда ли совпадает то, что думают о нас другие? Вопрос становления самооценки, ее формирование у ребенка — важнейший вопрос, определяющий развитие его личности.

Самооценка внешне выражается в том, как человек оценивает возможности и результаты своей деятельности и деятельности других.

Если у ребенка завышенная самооценка — то идет негативное развитие личности: развивается высокомерие, зазнайство, проявление грубости. Адекватная самооценка ведет к воспитанию положительных черт личности: доброжелательности, взаимовыручки, воли, терпения и т.д.

Через самооценку ребенок проходит такие стадии: потребность в саморазвитии, в самопознании, в самоконтроле.

Самоконтролем необходимо заниматься, чтобы пользоваться доверием в коллективе, нести добро людям, уважать себя и быть уважаемым. В отечественной психологии разработан вопрос влияния самооценки на познавательную деятельность человека, определены приемы формирования адекватной самооценки, а при ее деформации — приемы ее преобразований путем воспитательных воздействий. И именно в младшем школьном возрасте одним из основных психологических новообразований является рефлексия — способность наблюдать и оценивать себя. Такой анализ позволяет оценить себя, сравнить свои достижения с другими, зафиксировать изменения в себе самом сегодняшнем в сравнении с собой вчерашним, представить себя завтрашним.

Что может оценить ребенок начальной школы сам? Он может оценить свои действия, поступки, знания и незнания. Технология развивающего обучения предполагает развитие самооценки как одного из способов формирования личности младшего школьника.

Главной целью в этом вопросе стала разработка методики формирования самооценки у учащихся. Глубже изучила философскую основу самооценки, исследовала данный вопрос в трудах современных педагогов и психологов. Изучила статью доктора психологических наук Захарова и кандидата психологии Боцмонова, а так же книгу Тубельского “Школа самоопределения”, статью Амоношвили “О возможности сделать оценку средством развития и воспитания личности”.

Сегодня я могу представить механизм самооценки. Заключается он в следующем:

1. В выделении значимых элементов содержания обучения и средств привлечения самих ребят к оценке их усвоения.

2. В использовании различных форм содержательных характеристик, которые выявляют не только степень усвоения программы, а дают ребенку знания о своих незнаниях. Изучая какую — либо тему, закладываю основные вопросы, по которым в последствии и идет оценивание. (Приложение)

Используя методику психолога Захарова, я определила уровень самооценки своих детей.

I уровень — самооценка реалистична. (Дети знают свои возможности и могут прогнозировать свою деятельность — что получится, что нет, неудачи относят к своим недостаткам) этим детям не свойственна категоричная самоуверенность. Они применяют выражения “Я думаю. ”, “Возможно. ”

II уровень — реалистичных самооценок меньше. Знание о себе это мнение окружающих. Менее самостоятельны. Часто ошибаются в прогнозе. Неудачи относят к сложившимся ситуациям, обстоятельствам.

Ill уровень — самооценка неадекватна, хотят оценить себя повыше, обосновывая “так хочется”. Свои неудачи относят к сложившимся обстоятельствам (помешал товарищ, учебник забыл и т.д.)

Результаты самооценки по классу таковы: 1 уровень-19 человек, 2 уровень-5, 3 уровень-3.

Каковы же критерии ожидаемых результатов?

1. К концу 3 класса довести самооценку учащихся на адекватный уровень по оцениванию своих поступков и знаний.

2. Научить определять границы знаний и не знаний, намечать план ликвидации пробелов (т.е. вести коррекционную работу).

В формировании самооценки у учащихся я привлекаю и своих родителей.

Я считаю, что моя проблема актуальна, т.к. самооценка поможет сформировать ученика как личность, способную к продолжению получения образования в средней школе, она формирует этические нормы и моральные ценности, соответствующие этике поведения в обществе. Статью хочу закончить словами: “Старание ведет к успеху. А успех — к повышению самооценки”.

Приложение

Проверка орфограмм слабых позиций

1.Проверь орфограммы слабых позиций; объясни способ проверки.

2. Соедини слова и буквы, которые должны стоять на месте пропуска

Технологии самооценки личности

Актуальность. Важное значение для развития личности, особенно в юношеском возрасте, имеет общение. Каждый молодой человек стремится встретить друга или подругу, которые будут, разделять его взгляды, увлечения, давать эмоциональную поддержку. Как указывает Б.Г. Ананьев, общение всегда соответствует определённым, исторически сложившимся и социально необходимым формам коммуникаций [1]. Общение можно охарактеризовать как средство, через которое человек строит свои отношения в другими людьми [2].

В результате глобализации меняются способы установления контакта между людьми. Все большую популярность завоевывают Интернет-знакомства, которые привлекают своей легкостью, доступностью, безопасностью. Виртуальный способ характеризуется тем, что собеседники не имеют возможности увидеть друг друга, но могут общаться друг с другом с помощью специальных сайтов в Интернете, электронной почты и других приложений. Реальные же знакомства являются первоначальной формой знакомств и отличаются наличием между собеседниками визуального, слухового и тактильного контактов [3].

Интернет ресурсы значительно обогащают наши возможности общения. Термин «социальная сеть» был введен социологом Д. Барнсом в 1954 году. Социальная сеть – это интерактивный, многопользовательский сайт, содержание которого наполняется его посетителями с возможностью указания какой-либо информации об отдельном человеке, по которой страницу могут найти другие пользователи. В настоящее время возможности общения в Интернете расширяются, благополучно функционируют тысячи форумов, сайтов знакомств. Социальные сети, приобрели исключительную популярность у молодежи, позволяют легко поддерживать отношения в любой точке мира, расширяют возможности знакомства, поиска друзей, старых знакомых, а иногда и поиска работы, жилья. Знакомиться в интернете стало нормально.

Общение в Интернете способствует снижению психологического дискомфорта. Гораздо проще «добавить в друзья» или прокомментировать фотографию в Контакте , чем подойти на улице и познакомиться. Информация, представленная на странице пользователя заменяет ступени знакомства, так как сразу становятся известны интересы, увлечения и т.п. Но нередко информация страницы оказывается вымышленной, а чувства, испытываемые и выражающиеся участниками общения в смайликах, не настоящими.

Нами проведено эмпирическое исследование с целью выявления различия уровня самооценки у людей, знакомящихся и взаимодействующих в виртуальном пространстве и в условиях реальной жизни. Мы предположили, что люди с нормальной, адекватной самооценкой чаще знакомятся в реальной жизни, чем в Интернете, чем люди с заниженной и завышенной самооценками.

Экспериментальная работа проходила на базе Краснодарского Муниципального Медицинского Института Высшего Сестринского Образования. В исследовании принимали участие 30 студентов второго курса специальности «Сестринское дело» и 45 студентов второго и третьего курсов специальности «Клиническая психология». Совокупная выборка составила 75 респондентов.

Экспериментальная работа включала несколько этапов:

1. Психологическая диагностика самосознания и уровня самооценки личности.

Целью первого этапа было выяснение уровней самооценки респондентов и соотнесение полученных данных о уровнях самооценки с преобладающими у респондентов психическими состояниями. Было проведено тестирование уровня самооценки с использованием разных методов диагностики.

Первый этап включал подсчет результатов, проведение качественного и количественного анализа, а также предварительную интерпретацию результатов исследования.

2. Целью второго этапа исследования было проведение анализа способа знакомств, систематизация данных, формулировка выводов и общих результатов по каждому испытуемому. Было необходимо выяснить, какой способ знакомств наиболее часто используется каждым респондентом и почему. Для реализации поставленной цели использовался опрос.

3. Целью третьего этапа была окончательная обработка и интерпретация результатов исследования, установление и соотнесение данных об уровнях самооценки, преобладающего психического состояния и предпочитаемого способа знакомств.

Исследование проводилось в специально оборудованном кабинете, способствующем созданию соответствующего эмоционального настроения, доверительных отношений между экспериментатором и исследуемыми. Эксперимент включал проведение предварительного и итогового тестирования.

Были использованы следующие методики:

1. Исследование самооценки по методу С. Я. Рубинштейн и Т.В. Дембо в модификации А.М. Прихожан [4].

2. Экспресс-диагностика уровня самооценки авторов Н.П Фетискина, В.В. Козлова и Г.М. Мануйлова [5].

3. Методика диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенка.

На первом этапе исследования мы использовали методику Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан, которая направлена на выявление уровня самооценки. Респондентам было предложено семь линий, каждая из которых символизировала уровень развития отдельного качества. Они обозначали: здоровье, ум, способности, характер, авторитет у сверстников, умение много делать своими руками, внешность, уверенность в себе. Нижняя точка каждой линии символизировала самое низкое развитие данного качества, а верхняя-наивысшее. На каждой линии чертой (-) необходимо было отметить то, как респондент оценивает у себя развитие этого качества, со стороны своей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) следовало отметить, при каком уровне развития этих качеств, респондент был бы удовлетворен собой или почувствовал гордость за себя.

В качестве зависимой переменной выступала уверенность в себе. Независимой переменной выступало: пространство. Контролируемыми переменными выступали: уровень уверенность в себе, состав группы, количество людей в экспериментальной и контрольной группах, цели, преследуемые респондентами в момент знакомства в интернет пространстве и в реальной жизни, условия проведения эксперимента, атмосфера в помещении, где будет проводится исследование. Побочные переменные: социальный статус и характер респондентов, материальное положение, настроение респондентов.

В методике Дембо-Рубинштейн для измерения самооценки были представлены измерительные шкалы на основе которых формировались результаты исследования самооценки респондентов: шкала «здоровья», «ум, способности», «характер», «авторитет среди одногруппников», «умение многое делать своими руками», «внешность», «уверенность в себе». Использовались методы статистической обработки данных и процедуры сравнения на основе анализа полученных результатов.

Для подтверждения достоверности полученных результатов с помощью методики Дембо-Рубинштейн нами использовалась методика диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенка. С помощью данной методики возможно диагностировать уровень тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности респондентов. В качестве дополнительной, нами была использована экспресс-диагностика уровня самооценки авторов Н.П Фетискина, В.В. Козлова и Г.М. Мануйлова.

Результаты исследование соотношения уровней самооценки респондентов представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты исследование соотношения уровней самооценки

Из рисунка 1 следует, что самая многочисленная группа 32% респондентов имеют низкую самооценку, 26,7% заниженную. На втором этапе исследования использовалась анкета, позволяющая определить наиболее предпочитаемые респондентами способы знакомств. Для проверки гипотезы исследования была проведена процедура статистического анализа данных.

На основании проведенного нами исследования среди респондентов было выделено семь малых групп, которые в дальнейшем можно определить в три большие группы. Для определения уровня самооценки мы использовали 5 основных терминов: чрезмерно высокая (нереалистичная), высокая, нормальная (реалистичная, средняя, адекватная), низкая, заниженная (критичная). Так же нами учитывались показатели относительной устойчивости и не устойчивости самооценки.

Читайте так же:  Беременна разлюбил муж

Первая малая группа – люди с высокой, реалистичной, устойчивой, но не завышенной самооценкой, выявленным по обоим методикам. Все они обладают высоким и средним уровнем агрессивности. В равной степени отдают предпочтение знакомствам в реальной жизни и Интернет знакомствам. В причинах, которые, по их мнению, сподвигают людей на знакомства в интернете отмечают стеснительность (2), внешние недостатки, неумение завязать знакомство, маленький словарный запас, недостаток внимания, скуку, рабочие моменты, необщительность (10 человек).

Вторая малая группа – тестируемые с неустойчивой по первому тесту и заниженной по второму тесту (Н. П. Фетискин…, см. Приложение 1) самооценкой. Они обладают повышенными показателями тревожности, фрустрации и ригидности. Показатели агрессивности колеблются от самых низких до высоких, что объясняет повышенный уровень тревожности и неустойчивый уровень самооценки. Такие люди отдают предпочтение знакомствам в Интернете, т.к. слишком о многом тревожатся, не умеют должным образом скрыть или проявить свою агрессивность. Из-за этого они склонны во многом себе отказывать и в общении придерживаться определенных, однажды установленных правил, что повышает показатели ригидности. Причины общения в Интернет пространстве: скука, желание найти интересного человека, скованность при реальном общении, замкнутость, смущение, интроверсия, стеснение (2), не знают (4) (12 человек).

Третья малая группа – респонденты с нормальной, устойчивой и в меру повышенной самооценкой по обоим тестам. Предпочитают знакомства в реальной жизни. Все показатели преобладающих эмоциональных состояний средние, не повышенные. Они уверенны в себе и не строят иллюзий. Умеют проявлять себя вовремя и должной силой. Это объясняет выбранный ими способ знакомств. Причины: скука, лень (2), простота (4), легкость (2), отсутствие зрительного контакта, скованность, низкая самооценка, страх подойти и быть отвергнутым (11 человек).

Четвертая малая группа – испытуемые по первому тесту обладают завышенной неустойчивой самооценкой, а по второму – средней, реалистичной. Знакомятся как в реальной жизни, так и в Интернете. Повышенные показатели агрессивности и ригидности. Средние показатели тревожности. Эта группа респондентов предположительно склонны к завышению собственных возможностей, но обладая относительно стабильной самооценкой не слишком тревожатся о том, что переоценивают себя. Всегда готовы постоять за себя и свои интересы. Причины: скука, неуверенность в себе, скованность (2), застенчивость, интерес к человеку (10 человек).

Пятая малая группа. К ней относятся люди, обладающие нормальной самооценкой по первому тесту и заниженной по второму. Предпочитаются знакомиться в Интернете. Чаще обладают средними показателями тревожности и повышенными показателями агрессивности и ригидности. Занижая собственные способности, избавляются от повышенной тревожности. Зная, что способны на большее они проявляют агрессию, в случае если кто-то позволит себе еще больше, чем они сами занизить их возможности. Причины: стеснительность (2), неуверенность, некоммуникабельность, желание чего-то нового, удобство, низкая самооценка, не ответил 1 (10 человек).

Шестая малая группа – люди с неустойчивой и заниженной самооценкой по первому тесту и заниженной по второму. Обладают высокой ригидностью и средней тревожностью. Предпочитают знакомства в Интеренете. Как и все люди, обладающие заниженной самооценкой склонны тревожности. Но следуя своим, определенным жизненным правилам понижают уровень тревожности и избегают ситуаций фрустрации. Не склонны выходить за рамки собственной зоны комфорта. Причины: неуверенность в себе (2), лень (2), недостаток времени, недостаток реального общения, технологии 21 века, доступность, безопасность, избегание страха, возможность в любой момент прекратить общение, 2 не знают (12 человек).

Седьмая малая группа – респонденты с устойчивой, реалистичной самооценкой по первому тесту и пониженной по второму тесту. Испытуемые данной группы не исключают возможности знакомства обеими способами, но все же отдают предпочтение знакомствам в сети Интернета. Все показатели психологических состояний средние. Причины: боязнь реальности, неумение общаться в реальной жизни, скованность, боязнь не понравиться собеседнику в реальной жизни, стеснение (2), осторожность, конфиденциальность. (10 человек).

Результаты исследования представлены в таблицах 1,2.

Таблица 1 — Соотношение уровней самооценки респондентов

Инновационные технологии деятельности волонтера по коррекции самооценки младших школьников

Актуальность исследования самооценки младших школьников формирование социально активной, реализующей свои способности личности — главные задачи образования, успешность решения которых во многом зависит от направления и темпа школьной жизни. Одной из актуальных проблем, стоящих перед волонтерами, является психолого-педагогическое отношение к развивающейся личности — обучение и воспитание не всегда основывается на знаниях о психологии развития ребенка и формировании его личности.

Самооценка играет очень важную роль в организации результативного управления своим поведением, без нее трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство [1].

Самой главной особенностью самооценки младшего школьника является ее высокий уровень, потому что считается возрастной нормой для детей младшего школьного возраста. Данная особенность — это возрастная норма для данного периода развития личности.

В младшем школьном возрасте на первом месте среди оснований для самооценки, как правило, стоят учебные успехи и оценка поведения ребенка учителем.

Сказанное подчеркивает, что основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочные воздействия учителя, родителей и их отношение к учебной деятельности.

Развитие самосознания у ребенка в младшем школьном возрасте проявляется в том, что у детей постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь объективными обстоятельствами, второклассники и третьеклассники относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении. В младшем школьном возрасте происходит переход от конкретно-ситуативной самооценки (оценки своих действий, поступков) к более обобщенной, возрастает и самостоятельность самооценки. Если самооценка первоклассника почти полностью зависит от оценок и поведения взрослых, то ученики 2-х и 3-х классов оценивают свои достижения более самостоятельно, подвергая критической оценке и оценочную деятельность самого учителя [2].

  • · Регуляторная на основе, которой идёт процесс решения задач личного выбора.
  • · Защитная, обеспечивает относительную стабильность и независимость лиц.
  • · Функция развития. Самооценка является стимулом для развития личности.
  • · Значительную роль в формировании самооценки оценки играют другие личности и достижений самого индивида. В теории, самооценка является оценкой самого человека.

В современной психологии существует три вида самооценки:

Низкая самооценка может возникнуть из различных факторов, в том числе генетических факторов, внешности или веса, психического здоровья, социально-экономического статуса, давление со стороны других.

Люди с низкой самооценкой могут обладать такими характеристиками, как:

  • · Излишняя самокритика и неудовлетворенность;
  • · Повышенная чувствительность к критике. Негодования и обиды на критику, ощущение того, что он атакован;
  • · Хроническая нерешительность и чрезмерный страх совершить ошибку перед людьми, особенно, если некоторые из них являются его друзьями — он боится потерять их;
  • · Страстное желание угодить и нежелание никого расстраивать;
  • · Идеализм, который может привести к разочарованию, когда идеал не достигается;
  • · Постоянная враждебность, универсальная защитная позиция и раздражительности без какой-либо причины;
  • · Пессимизм и общий негативный прогноз;
  • · Зависть, предвзятость или общественный резонанс;
  • · Относится к временным неудачам, как постоянным и невыносимым.

Люди с низкой самооценкой очень критикуют себя и зависят от признания и поощрения других. Они считают, что их признание другими зависит от их результатов на работе, в школе, отношения и т.д. То есть, человек с заниженной самооценкой кажется, что уровень любви других к нему будет возрастать по мере его успешности, а в случае неудачи, окружающие просто отвернутся от него [3].

Самооценка включает в себя как представление о себе (например, «Я компетентен / некомпетентен», «Я популярный / непопулярный) связанные с ним эмоции (например, радость / отчаяние, гордость / стыд). Это также влияет на поведение (например, настойчивость / застенчивость, уверенность / осторожность).

Особое место в исследовании самооценки принадлежит младшему школьному возрасту, потому что в этом возрасте идет интенсивный процесс формирования учебной деятельности как ведущей деятельности.

Ученые выявили, что самооценка состоит из 4 уровней и этапов развития [3]:

1 этап — от рождения до 18 месяцев. Основа формирования позитивного самоощущения, приобретение чувства доверия к окружающему миру, формирования позитивного отношения к самому себе.

2 этап — от 1,5 до 3-4 лет. Ребенок осознает свое индивидуальное начало и самого себя как активно действующее существо. В это время у детей развивается чувство автономности или чувство зависимости от того, как взрослые реагируют на первые попытки ребенка добиться самостоятельности. На этом этапе развития самооценка тесно связана с чувством автономии. Ребенок более самостоятельный, более любознательный обычно обладает и более высокой самооценкой.

3 этап — от 4 до 6 лет. У ребенка появляются первые представления о том, каким он может стать человеком. В это время развивается либо чувство вины, либо чувство инициативы, в зависимости от того, насколько благополучно протекает процесс социализации ребенка, насколько строгие правила поведения ему предлагаются и насколько жестко взрослые контролируют их соблюдение.

4 этап — школьные годы от 6 до 14 лет. Развитие чувства трудолюбия, способности к самовыражению в продуктивной работе. Опасность данного этапа: неумение выполнять определенные действия, низкий статус в ситуации совместной деятельности ведут к появлению чувства собственной неадекватности. Ребенок может разувериться в своей способности участвовать в каком-либо труде. Таким образом, развитие, происходящее в школьные годы, существенно влияет на представление человека о себе как о компетентном, творческом и способном работнике.

Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.

Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки младшего школьника, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе.

Внутренний конфликт может вызвать расхождение между:

-Самооценкой и оценками, которые дают человеку другие люди;

-Самооценкой и идеальным «Я», к которому стремится человек.

Таким образом, самой главной особенностью самооценки младшего школьника является ее высокий уровень, потому что считается возрастной нормой для детей младшего школьного возраста. Данная особенность — это возрастная норма для данного периода развития личности. Один из основных компонентов самооценки в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей

С развитием личности младшего школьника белее точным становится его знание о себе, более правильной самоориентация, совершенствуется умение разбираться в своих силах и возможностях, возникает стремление действовать в определенных ситуациях, опираясь не на оценки окружающих, а на собственную самооценку. Причем самооценка становится не только более обоснованной, но и захватывает более широкий круг качеств.

Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения с другими людьми.

Самооценка младшего школьника динамична и в то же время имеет тенденцию к устойчивости, переходит в дальнейшем во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения, влияет на формирование определенных качеств личности.

В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом. К завершению младшего школьного периода самооценка ребенка становится в меньшей степени зависимой от мнения окружающих.

Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально выполнить исследование самооценки младших школьников.

Объект: самооценка младших школьников.

Предмет: исследование самооценки младших школьников.

Гипотезой является: у младших школьников преобладает и высокий уровень развития самооценки.

Читайте так же:  Моя семья общается со мной как с

1.Проанализировать понятие «самооценка» в психолого-педагогической литературе.

2.Выявить психологические особенности самооценки младших школьников.

3.Проанализировать этапы, методы и методики исследования.

4.Охарактеризовать выборку и проанализировать результаты исследования.

5. Составить рекомендации волонтерам, педагогам и родителям по коррекции самооценки младших школьников.

Исследование проводилось в 2015 году в МКОУ СОШ №2 г. Нязепетровск. В экспериментальном исследовании участвовал 3б класс, численностью 21 человек. Возраст испытуемых 8-9 лет. Из них 12 мальчиков и 9 девочек.

Психологический климат в классе доброжелательный. Дети достаточно дружелюбны и открыты, но также есть и замкнутые дети, которые мало взаимодействуют с другими.

Все ребята общаются между собой и с учителем. Устремленность к ровесникам, тяга к общению между собой, особенно к тем детям, которые имеют лидерские качества. Так же класс сплоченный.

В классе дети осознают свои ошибки, слушают замечания и воспринимают их. Преподаватель оценивает знания учеников и ориентируясь на отметки преподавателя дети сами разделяют себя и одноклассников на отличников, средних и слабых учеников, старательных, ответственных и дисциплинированных.

На уроках дети обладают хорошей работоспособностью и сообразительностью. Внимательно слушают все указания учителя и выполняют все действия.

Внимание учащихся при выполнении заданий устойчивое. Концентрированно выполняют задания.

Стараются быть самостоятельными в разных ситуациях, строго следуют нормам поведения.

С учениками третьего класса было проведено исследование по подобранным методикам.

После проведения с испытуемыми всех запланированных тестов нами были получены следующие результаты.

С учащимися 3 «Б» класса было проведено исследование изучения самооценки младших школьников по методике «Лесенка» В.Г. Щура. Результаты исследования представлены на рисунке 1.

Рисунок — 1. Распределение показателей самооценки учащихся 3 класса по методике В. Г. Щура.

Анализ данных, представленных на рисунке 1, показывает, что 2 учащихся этого класса имеют завышенную самооценку. Первая ступень является часто характерным для первоклассников и является для них возрастной нормой. Часто случается, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это объясняется слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и стереотипные мнения, переживания или действия с мнениями и оценками окружающих).

Адекватная самооценка у большинства учащихся, она составляет 60% (13чел) показали нормальный уровень развития самооценки. У учащихся сформировано положительное отношение к себе. Они умеют оценивать себя и свою деятельность, и это считается нормой.

Заниженный уровень самооценки у 5-ти студентов. Это связано с определенной психологической проблемой ученика. В разговоре ребенок может рассказать о своей проблеме. Могут быть проблемы в отношениях в семье. Также могут быть разрушена ситуация успеха и положительное отношение к школе, по крайней мере, до написания уроков. Возможно нарушение межличностных отношений со значимыми взрослыми.

Только у 1-го учащегося низкий уровень самооценки. По статистике, у младших школьников с низкой самооценкой в классе около 8-10%, таков результат и в моем исследовании. Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса могла произойти неудачная ситуация, что могло и повлиять на выбор ребенка.

Гораздо серьезнее являются стойкие мотивированные ответы ребят. Опасность этой ситуации в то, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю его жизнь, так он может и не раскрыть своих возможностей, способностей, задатков.

Нет учащихся, которые бы выбрали ступеньку седьмую, поэтому уровень самооценки резко заниженной, составляет 0%.

Исследование по методике «Дерево» Л.П. Пономаренко рисунке 2.

Рисунок — 2. Уровень самооценки личности учащихся 3 класса по методике Л. П. Пономаренко.

Завышенный уровень самооценки у 2-х учащихся в данном классе. У таки детей появляется желание добиваться успехов, не преодолевая трудности. Возникает чувство несправедливости по отношению к другим. У таких учеников часто присутствуют обиды, нетерпимости к малейшим замечаниям.

Высокий уровень самооценки личности проявилось у 7-ми учащихся в данном классе. Характеризуется установкой на преодоление препятствий, общительность и дружеская поддержка, мотивация, развлечения. Четкое понимание о своих целях и ценностях, рассматривают других, как равных, могут принять как поощрения, так и критики.

10 учащихся показали средний уровень самооценки личности. Дети на этом уровне, чувствовать себя комфортно, хорошо адаптированы. Лучший уровень для приспособления индивида к среде, в межличностных отношениях, проблемных ситуациях.

Низкий уровень самооценки личности выявлен у 2 учащихся. На этом уровне дети испытывают тревожность, неуверенность, зависимость, усталость есть небольшие запасы прочности, отстраненность, замкнутость, тревожность, уход. Испытывают большие затруднения в межличностных отношениях, что не расходится с проведенными ранее исследованиями [5, 6].

Рекомендации родителям по коррекции с детьми с низким уровнем самооценки [7]:

Низкая самооценка ученика развивается вследствие влияния семейного воспитания, безответная любовь, чрезмерная самокритичность, неудовлетворенность внешним видом, недовольство. Такие дети не редко склонны к суицидальным мыслям. Поэтому, жизненно важно, чтобы было внимание, любовь родных и уважение близких. От критики лучше воздержаться, даже если это необходимо. Внимание должно быть сосредоточено только на все положительные аспекты, качества человека. Ребенок с низкой самооценкой должен чувствовать, что его уважают и одобряют его поведения.

— Избегайте резких оценок в адрес внешности ребенка, не следует обсуждать какие-либо недостатки в присутствии ребенка.

— Объективно подчеркивать достоинства ребенка. Хвалите за его доброту и щедрость по отношению к другим детям.

— Учитывайте реальные возможности ребенка и уважайте их. Не делайте для него то, что он сможет справиться и самостоятельно.

Поэтому, цель и задачи исследования достигнуты, гипотеза не подтвердилась.

1. Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе/монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 200 с.

2. Долгова В.И., Крыжановская Н.В., Грамзина Н.А. Исследование влияния самооценки на ситуативную тревожность младших школьников //Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — Т. 31. — 46-50 с.

3. Гюру Эйестад. Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей/ пер. Наргис Шинкаренко. – М.: Альпина Паблишер, 2014. — 294 с.

4. Казакина М.Г. Самооценка личности школьника и педагогические условия ее формирования. – Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена,2001. –65 с.

5. Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Пастухова С.С. Влияние самооценки на ситуативную тревожность учащихся начальных классов // Актуальные вопросы психологии: сб. науч. тр. / под науч. ред. В.И. Долговой. — Вып. 1. — Киров: ВКК, 2016. — С. 25–33.

6. Долгова В.И., Кондратьева О.А., Гайсина В.А. Исследование взаимосвязи тревожности и самооценки детей младшего школьного возраста // Актуальные вопросы психологии: сб. науч. тр. / под науч. ред. В.И. Долговой. — Вып. 1. — Киров: ВКК, 2016. — С. 33–38.

7. Долгова В.И., Кондратьева О.А. Психологическая защита: монография. – М.: Перо, 2014. –160 с.

Технологии самооценки личности

Одним из важных факторов, влияющих на процесс целенаправленного получения знаний учащимися, является влияние самооценки и уровня притязаний на процесс обучения. Самооценка относится к ядру личности и существенно влияет на поведение индивида. Она тесно связана с уровнем притязаний человека – степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.

Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, хотя может вести к искажению опыта. Самооценка характеризуется по следующим параметрам: уровень (высокая, средняя, низкая); соотношение с реальной успешностью (адекватная и неадекватная, или завышенная и заниженная);особенности строения (конфликтная и бесконфликтная).Также самосознание и самооценки юношей и девушек сильно зависят от стереотипных представлений о том, какими должны быть мужчины и женщины, а эти стереотипы, в свою очередь, производны от исторически сложившейся в том или ином обществе дифференциации половых ролей.

Уровень притязаний – характеризует уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель); выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (уровень притязаний в данный момент); желаемый уровень самооценки личности (уровень Я).

Развитие самосознания влияет на самооценку и уровень притязаний, отражаясь на успешности обучения. С возрастом самооценка становится более адекватной, что помогает учащимся реальнее оценивать свои возможности и в соответствии с этим планировать учебу, соразмерять свой уровень притязаний. Прослеживается тенденция снижения самооценки от школьного возраста к юношескому. В средних классах самооценка у многих детей завышена (приблизительно у 80 %). Резкое понижение самооценки отмечается в возрасте 16лет, когда школьник переходит в старший класс (50 % на 50 %). По исследованиям ученых значительно не меняется в юношеском возрасте. Согласуясь с этими данными, учителю желательно максимально поддерживать в школьнике веру в себя, свои силы и способности, стремление постигать каждый раз более сложную и высокую ступень познания, расширяя диапазон возможного.

Модель психолого-педагогической коррекции самооценки старшеклассников

Проблема самооценки, как элемента формирования самосознания, рассматривается многими психологами и является одним из важнейших вопросов исследования личности.

На сегодняшний день исследования самооценки подростков представляют огромный интерес для психологии, как в теоретическом, так и в практическом аспекте. Изучаются сдвиги в содержании уровня самооценки и ее компонентов, — какие качества осознаются лучше, как меняется с возрастом уровень и критерии самооценок, какое значение придается внешности, а какое умственным и моральным качествам.

Были изучены различные аспекты самооценки личности. С точки зрения роли самооценки в сохранении целостности структуры личности она изучалась в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович. Многофункциональность самооценки (регуляторная, интерпретационная, защитная, проективная и другие функции) раскрыта в работах Р. Бернса, Е.И. Исаева. Связь самооценки с системой ценностей и мотивационной сферой субъекта показана в работах Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейна. Многочисленные исследования посвящены прикладным аспектам самооценки (И.С. Кон, А.И. Липкина, Р. Бернс и др.) [1].

Анализ психолого-педагогической литературы позволил отметить различные подходы к определению понятия самооценки среди ученых. Так, Р. Бернс, определяет это понятие как «составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя» [2].

Самооценка взрослых, как утверждает Ю.М. Кон, по большинству показателей более реалистичны и объективны, чем юношеские, а юношеские — чем подростковые, в чем сказываются большой жизненный опыт, умственное развитие и стабилизация уровня притязаний. В развитии самосознания ребенка Б.Г. Ананьев выделяет ориентирующую и стимулирующую функцию оценок и делает попытку определить источники формирования самооценки и охарактеризовать развитие самооценки на определенных возрастных этапах. Б.Г. Ананьев выделяет ориентирующую и стимулирующую функцию оценок и делает попытку определить источники формирования самооценки, охарактеризовать развитие самооценки на определенных возрастных этапах [3].

Учеными отмечается и тот факт, что самооценка является одной из характеристик эмоционально-оценочного компонента «Я-концепции». Степень адекватности «Я-концепции» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов — самооценки личности.

В области изучения самооценки особое место занимают работы А.И. Липкиной. А.И. Липкина отмечает, что самооценка — это отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику [4].

Интерес к особенностям самооценки, свойственным подростковому возрасту, вызван тем, что в этот период жизни человека происходят одни из самых значительных по своим проявлениям и последствиям личностные изменения, связанные с переструктурированием самосознания.

В самооценке старшего школьника отражаются представления как об уже достигнутом, так и о том, к чему он стремится, проект его будущего — путь его несовершенный, но играющий огромную роль в саморегуляции его поведения в целом и учебной деятельности в частности

Читайте так же:  Онегин отношение к женщинам

Следует отметить, что именно старшие школьники с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а также на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения. Старшие подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.

Учеными отмечается, что самооценка старшего школьника является познавательно — оценочной деятельностью, развернутой во внешнем словесном плане.

Самооценка подростка формируется в общении со сверстниками благодаря наблюдениям, подражаниям, разговорам о своих качествах, поступках, отношениях. У многих она завышена, и уровень их притязаний к родителям, учителям, сверстникам выше реальных возможностей. А.А. Реан, обобщая результаты многочисленных исследований самооценки, и её динамики пишет: «Юношеский возраст очень важен в развитии ребенка, в формировании у него самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности [5]. В самооценке подростка отметим следующие преобразования: начиная от младшего подросткового возраста к старшему возрасту содержательный аспект самооценки подростков углубляется и переориентируется с учебной деятельности на взаимоотношения с товарищами и на свои физические качества; в связи с увеличением критичности подростка к себе его самооценка становится более адекватной; подросток способен констатировать как свои положительные, так и отрицательные качества; в самооценке становится более выражены моральные качества, способности и воля; происходит дальнейшая эмансипация самооценки от внешних оценок, но оценка значимых других оказывает огромное влияние на характер самооценки подростка; влияние родителей на самооценку снижается и повышается влияние сверстников как референтной группы; самооценка оказывает влияние на успешность деятельности и социально-психологический статус подростка в коллективе, регулирует процесс общения.

Следовательно, обобщая сведения авторов, отметим следующее:

• старший подростковый возраст является важным периодом в формировании и развитии самооценки;

• адекватная самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности;

• особенностями развития самооценки у старших школьников являются увеличение адекватности самооценки, довольно высокий уровень самокритичности.

Изучения психолого-педагогических исследований позволили разработать модель психолого-педагогической коррекции самооценки старшеклассников, которая содержит пять блоков: целевой, теоретический, диагностический, коррекционно-развивающий и аналитический блоки. Результатом является изменение или не изменение уровня самооценки старшеклассников в результате реализации программы психолого-педагогической коррекции (Долгова В. И, Аркаева Н. И., Цветкова Н. И. [6]).

Моделирование педагогических систем является одной из важнейших задач современной педагогики и психологии, так как возрастает значимость проектирования и внедрения новых инновационных технологий, соответствующих передовым теоретическим идеям отечественной науки.

Моделирование, по мнению докторов педагогических наук Е.В. Яковлева и Н.О. Яковлевой, это «воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для его изучения, который называется при этом моделью». Именно моделирование позволяет описать основные характеристики исследуемого процесса и дает целостное представление о нем. Педагогическое моделирование (создание модели) – это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения. Как отмечает доктор психологических наук В.И. Долгова, «в процессе изучения модель выступает в качестве самостоятельного квазиобъекта, позволяющего при исследовании получить некоторые знания о самом объекте» [7]. Отметим, что под «моделью» учеными понимается такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе исследования замещает объект-оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале.

Одним из основных этапов моделирования является целеполагание. Раскроем «дерево целей» психолого-педагогической коррекции самооценки у старшеклассников.

Генеральная цель: теоретическое обоснование и реализация модели психолого-педагогической коррекции самооценки у старшеклассников.

1. Теоретически обосновать проблему изучения психолого-педагогической коррекции самооценки у старшеклассников.

1.1. Раскрыть понятие «самооценка» у старшеклассников.

1.2. Рассмотреть возрастные особенности проявления самооценки у старшеклассников.

1.3. Разработать модель психолого-педагогической коррекции самооценки у старшеклассников.

2. Организовать и провести исследование по изучению самооценки у старшеклассников.

2.1. Определить этапы, методы и методики исследования.

2.2. Охарактеризовать выборку исследования.

2.3. Изучить уровень самооценки у старшеклассников.

2.4. Проанализировать полученные результаты.

3. Провести экспериментальную работу по проведению психолого-педагогической коррекции самооценки у старшеклассников.

3.1. Внедрить модель психолого-педагогической коррекции самооценки у старшеклассников.

3.2. Разработать и реализовать программу психолого-педагогической коррекции самооценки старшеклассников.

3.3. Проанализировать полученные результаты коррекционной работы.

3.4. Разработать практические рекомендации родителям и педагогам по коррекции самооценки старших школьников.

В научной литературе существуют различные модели. Отметим, что классификацию моделей можно проводить по различным основаниям. Анализ научной литературы по проблеме исследования позволил выделить следующие классификации моделей [8]:

• модели познавательные, прагматические, инструментальные (И.Б. Новик);

• модели воспитания и образования (Н.В. Бордовская, А.А. Реан);

• модели субстанциональные, структурные, функциональные, смешанные (Б.А. Глинский, Л.М. Фридман);

• модели педагогические, структурно-функциональные, функционально-структурные, образовательные, процессные, компетентностные, функциональные, математические, организационные (Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева).

Считаем, что большое разнообразие моделей обусловлено, прежде всего, существованием различных проблем в психолого-педагогических исследованиях, специфичностью разных наук и задачами, решаемыми на определенном этапе их развития. В качестве классификационных признаков могут служить цели моделирования, средства моделирования, объекты моделирования, уровни (глубина) моделирования и масштабы моделирования.

Моделирование относят к числу универсальных методов. Оно применяется как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования. По мнению ученых, модель строится поэтапно [9].

Первый этап построения модели предполагает наличие некоторых знаний об объекте-оригинале. Познавательные возможности модели обусловливаются тем, что модель отображает какие-либо существенные черты объекта-оригинала. Поэтому любая модель замещает оригинал лишь в строго ограниченном смысле. Из этого следует, что для одного объекта может быть построено несколько «специализированных» моделей, концентрирующих внимание на определенных сторонах исследуемого объекта или же характеризующих объект с разной степенью детализации.

На втором этапе модель выступает как самостоятельный объект исследования. Одной из форм такого исследования является проведение «модельных» экспериментов, при которых сознательно изменяются условия функционирования модели и систематизируются данные о ее «поведении». Конечным результатом этого этапа является множество знаний о модели.

На третьем этапе осуществляется перенос знаний с модели на оригинал, т.е. формирование множества знаний. Одновременно происходит переход с «языка» модели на «язык» оригинала. Процесс переноса знаний проводится по определенным правилам. Знания о модели должны быть скорректированы с учетом тех свойств объекта-оригинала, которые не нашли отражения или были изменены при построении модели.

Четвертый этап – практическая проверка получаемых с помощью моделей знаний и их использование для построения обобщающей теории объекта, его преобразования или управления им.

С учетом выше изложенного рассмотрим модель коррекции самооценки у старших школьников, которая представлена на рисунке 1.

Отметим более подробно блоки представленной выше модели психолого-педагогической коррекции самооценки у старших школьников.

Целевой блок направлен на реализацию генеральной цели: теоретическое обоснование и реализация модели психолого-педагогической коррекции самооценки у старших школьников.

Цель: теоретическое обоснование и реализация модели психолого-педагогической коррекции самооценки у старшеклассников.

Цель: провести анализ литературных источников по проблеме, осуществить моделирование, подобрать методики изучения самооценки у старшеклассников

Диагностический блок: изучить уровень сформированности самооценки старшеклассников

Провести диагностику с помощью следующих методик: методика «Исследования самооценки личности С.А. Будасси», методика «Самооценка личности старшеклассника» Казанцева, методика Дембо-Рубинштейн

Коррекционно-развивающий блок: создание и реализация программы психолого-педагогической коррекции самооценки у старшеклассников

Цель: познакомить старших школьников с понятием «самооценка» и «адекватная самооценка», обучить способам адекватному восприятию самого себя

Аналитический блок или блок проверки эффективности коррекционных мероприятий

Цель: провести повторную диагностику, проанализировать и обработать полученные результаты с помощью Критерия Т–Вилкоксона

Теоретический блок предполагает изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования, осуществление моделирования, подбор методик изучения уровня сформированности самооценки у старших школьников.

Диагностический блок включает в себя систему мероприятий, позволяющих выявить уровень самооценки старших школьников. Целью его является проведение диагностики с помощью следующих методик: методика «Исследования самооценки личности С.А. Будасси», методика «Самооценка личности старшеклассника» (Г.Н. Казанцева), методика Дембо-Рубинштейн.

Коррекционный блок разрабатывается на основе результатов первичной психологической диагностики. Целью данного блока является ознакомление старших подростков с понятием «самооценка», повышение уровня самооценки старших школьников, развитие коммуникативной компетентности у старших школьников. Данный блок включает разработку и реализацию программы психолого-педагогической коррекции самооценки старших школьников, проведение психолого-педагогической коррекции самооценки с помощью упражнений, игр, релаксации. Аналитический блок или блок проверки эффективности коррекционных мероприятий направлен на проведение повторной диагностики, анализ и обработку полученных результатов с помощью Критерия Т–Вилкоксона [10].

Особенностью разработанной модели являются:

• открытость, поскольку содержательное наполнение модели зависит, прежде всего, от требований образовательной организации, от первоначального уровня сформированности самооценки у старших подростков;

• уровневость, поскольку коррекционно-развивающая программа предполагает сформированность различных уровней самооценки у старших подростков и предоставляет возможность перехода с одного уровня на другой; гибкость, поскольку предполагается вариативность содержания разработанной модели, вариативность в выборе форм и методов; динамичность, поскольку возможно внесение коррективов с учетом полученных результатов исследования.

Таким образом, самооценка — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Формирование самооценки происходит с раннего детства и под воздействием внешних факторов. Главной особенностью самооценки старших школьников является ее высокий уровень, так как старший школьный возраст является наиболее сензитивным для формирования адекватной самооценки. Анализ теоретического аспекта позволил разработать модель психолого-педагогической коррекции самооценки старшеклассников, которая содержит пять блоков: целевой, теоретический, диагностический, коррекционно-развивающий и аналитический блоки. Модель может быть основой для разработки частных методик, необходимых для решения задач по исследуемой проблеме.

1. Курбанова З. С. Журнал Известия Южного федерального университета. Выпуск № 13 / том 68 / 2006 Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/problema-razvitiya-samootsenki-lichnosti-podrostka-pod-vliyaniem-vzaimootnosheniy-so-sverstnikami [дата обращения 20.01.2016].

2. Долгова В. И., Цветкова Н. В. Влияние системы обучения младших школьников на формирование межличностной рефлексии в подростковом возрасте//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 7. С. 89-98.

3. Долгова В. И., Аркаева Н. И. Смысложизненные ориентации: формирование и развитие. — Челябинск: Искра, 2012. – 229 с.

4. Долгова В. И., Долгов П. Т., Крыжановская Н. В. Формирование психологической безопасности общения в подростковом и юношеском возрастах//материалы Всероссийской студенческой олимпиады по направлению «Педагогика и психология», (28-29 марта 2008 г.) Федеральное агентство по образованию РФ, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Челябинский гос. пед. ун-т – Челябинск, 2008.

5. Яковлев Е.В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов – Режим доступа: http://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/278 [дата обращения 21.01.2016].

6. Долгова В.И. Готовность к инновационной деятельности в образовании: монография. – М.: КДУ. – 2009. – 228 с.

7. Новик И.Б. Моделирование как метод научного исследования. – М.: Гардарики, 2005. – 149 с.

8. Долгова В.И., Капитанец Е.Г., Смирнова О.А. Влияние детско-родительских отношений на самооценку дошкольников // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2015. – Т. 31. С. 116-120.

9. Долгова В.И., Попова Е.В., Молоканов А.В. Психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений у старших подростков. // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2015. – Т. 31. С. 91-95.

10. Долгова В.И., Кондратьева О.А., Леонидова И.С. Исследование стратегий психологической защиты старшеклассников в период подготовки к итоговой государственной аттестации // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2015. – Т. 31. С. 151-155.