Меню

Технические средства в обучении и воспитании детей смирнов

Использование аудиовизуальных технологий в учебном процессе Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Зарубина Римма Викторовна, Лапшина Ирина Владимировна

Статья посвящена проблеме, связанной с необходимостью внедрения в процесс обучения современных средств информационно-вычислительной техники, которые основываются на синтезе современных достижений педагогической науки и новых аудиовизуальных сред обучения.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Зарубина Римма Викторовна, Лапшина Ирина Владимировна,

Текст научной работы на тему «Использование аудиовизуальных технологий в учебном процессе»

3. Bachman. L.F., Palmer, A.S. Language Testing in Practice: Designing and Developing Useful Language Tests. Oxford University Press, 1996. 377 p.

4. Gear, J., Gear, R. Cambridge Preparation for the TOEFL test. Cambridge University Press, 2006.

5. Spolsky, B. The Prehistory of TOEFL // Language Testing. 1990. Vol. 7. № 2. P. 158-173.

Р.В. Зарубина, И.В. Лапшина ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что в учебном процессе, как в средней школе, так и в высшей необходимы преобразования которые связаны с широким диапазоном задач. В нашей статье мы рассмотрим проблему, связанную с необходимостью внедрения в процесс обучения современных средств информационно-вычислительной техники, которые основываются на синтезе современных достижений педагогической науки и новых аудиовизуальных сред обучения.

Сегодня современные средства аудиовизуальных технологий обучения позволяют выйти за рамки учебной аудитории, поскольку их использование дает возможность имитировать различные воспитательные ситуации. Далее на следующем этапе своего развития и активного применения они могут повлиять на саму основу учебного процесса, поскольку информационно-виртуальные среды способны передавать информационный материал через непосредственный контакт ученика/студента с изучаемыми объектами и явлениями.

Информационные среды и программные модули позволяют в наши дни проектировать и даже воссоздавать учебные ситуации в режиме реального времени, в которых ученик/студент сможет самостоятельно принимать решения и предпринимать определенные действия, что в свою очередь послужит базисом для воспитания индивидуальности и современного восприятия окружающей ученика среды повседневности.

Одним из ярких примеров новых информационных средств обучения может стать использование интегрированной технологии — виртуальной реальности которая позволяет осуществить эффект присутствия и воссоздать иллюзию реальности происходящего [4], а так же активного участия в ней ученика/студента. Однако виртуальная среда, которая может быть использована в учебном процессе, в первую очередь должна носить этико-педагогический характер. Подобные компьютерные среды не должны воспитывать в ученике вседозволенность и неограниченную свободу, а наоборот они и методики на их основе необходимо адаптировать с позиций нравственно — этических критериев поведения ученика/студента в различных виртуальных сценариях имитирующих повседневную реальность.

Для ученика/студента мир виртуальной реальности является эмоционально-образным. В психологической ткани его внутреннего мира сегодня имеются пустоты неопределенностей, которые и могут быть «заполнены» личной интерпретацией образов, созданных виртуальным воображением и они как следствие, будут для него определенностями. Так в сеансе виртуальной реальности для ученика виртуальные образы могут стать реальностью. Поэтому необходимо проводить исследование по критериям возрастного ограничения использования виртуальных методик, а так же всестороннюю экспертизу виртуальных сценариев, которые планируется в дальнейшем использовать в учебном процессе.

Внедрение современных информационных средств и программных сред позволит сегодня изменить, как уровень, так и характер самого учебного процесса. Данные технологии позволят стимулировать стремление учащихся к совершенствованию, поскольку различные компьютерные среды требуют постоянного прогресса знаний учащихся, а так же и педагогического состава.

Кроме того, отметим, что применение аудиовизуальных средств в обучаемом процессе, таких как: технические средства отбора и обработки учебного материала, преобразования и отображения, проектирования позволяют внедрять в учебный процесс комбинированные технологии. Пожалуй, сегодня уже не вызывает сомнения то, что использование в учебном процессе только вербальных средств (мела и доски) уже не достаточно. Необходимость использования технических

устройств в учебном процессе нужно так же еще в силу того, что это позволит не только расширить диапазон знаний прикладного и теоретического уровня студента, но и даст возможность в режиме реального времени осуществить самоконтроль усвоения знаний обучающихся посредством использования различных тестирующих программных модулей.

В данный информационный период развития общества осуществляется переход на современные образовательные информационные технологии на основе компьютера и мультимедийной аппаратуры. В учебном процессе необходимость использования аудиовизуальных технологий обусловлена усложнением объекта обучения. Задачи обучения постепенно усложняются, поэтому для их успешного решения требуется непрерывное совершенствование форм и методов учебной работы на основе широкого использования достижений педагогики, психологии и смежных наук. Аудиовизуальные технологи обучения позволяют сделать видимым то, что невозможно увидеть невооруженным взглядом, имитировать любые ситуации.

Важнейший фактор повышения эффективности учебного процесса и управления им — рациональное использование в обучении компьютеров. В настоящее время в учебном процессе значительно возрастает роль компьютеров и сейчас важно найти наиболее целесообразную, разумную, удобную форму для их применения не только в среднем и старшем звене, но и в начальной школе [1]. Компьютеры оказывают положительное влияние на жизнь современного общества, в том числе и в образовании: их применение помогает детям более творчески относиться к учебе. Польза от применения в образовании компьютеров очевидна, но проблема влияния от использования компьютеров на физическое, умственное и социальное развитие детей еще мало изучена.

Компьютерное обучение — это, по определению ЮНЕСКО, такая система обучения, одним из технических средств которой является компьютер [2]. Методология, методика и технология компьютерного обучения еще только разрабатывается на основе обобщения эмпирического опыта. Реализация компьютерного обучения требует соответствующего учебно-методического комплекса, а также компьютерной грамотности, информационной культуры и соответствующего уровня мышления по отношению к компьютеризации образования.

В настоящее время довольно распространенно мнение о том, что для успешной реализации ребенка в информационном обществе необходимо, как можно раньше научить его работать на компьютере и затем систематически расширить приобретенные знания и навыки. Данная проблема волнует ученых-педагогов. По их мнению, для того, чтобы работа с компьютером помогла когнитивному развитию ребенка, а не тормозила его, необходимо помочь ему рано, в возрасте 6-9 лет, стать творчески мыслящей личностью. Ребенок всегда личностно и индивидуально ориентирован, поэтому содержание, методы и формы компьютерного обучения, с одной стороны, должны быть новы и интересны для ребенка, с другой — опираться на уже имеющийся опыт и включать его отдельные элементы. Сам процесс компьютерного обучения необходимо связывать со всей многоаспектной и эмоционально богатой жизнью ребенка [7].

Одной из главных задач учителя начальной школы является развитие интеллектуальной активности ребенка: стремление к самостоятельному усвоению знаний, поиску решения проблемных ситуаций, использованию знакомых способов действий. Современная начальная школа предлагает детям относительно низкий уровень интеллектуальной деятельности.

В Постановлении Правительства Российской Федерации № 630 от 28 августа 2001 года о федеральной целевой программе «Развитие единой образовательной информационной среды (2001 -2005 гг.)», выделены задача создания и использования в учебном процессе современных электронных материалов и разработка средств информационно-технической поддержки и развития учебного процесса, создание и практическое внедрение электронных учебных материалов для начальной школы [3]. Но до настоящего времени особых сдвигов в этом направлении не произошло.

На сегодняшний день начальная школа практически не обеспечена наглядными электронными пособиями, соответствующими современному уровню развития новых информационных технологий. Значит, возникает необходимость в разработке и внедрении на практике таких пособий, которые шли бы в ногу со временем. Уроки в школе проходили бы на более высоком уровне, если бы существовали электронные учебники по различным предметам. Освоение различных тем было бы более продуктивно, если бы на занятиях применялись мультимедийные технологии.

С появлением в школах компьютеров стало возможным использование на уроках в школе мультимедийных пособий.

Мультимедиа — это представления объектов и процессов с помощью фото, видео, графики, анимации, звука в сочетании с традиционным текстовым описанием Мультимедийная среда много выше по информационной плотности. По данным ЮНЕСКО большинство школьников запоминают 15 % услышанного и 25 % увиденного. Одновременное использование аудио и видеоинформации повышает запоминаемость до 65 % [2].

Учителя школ работают с уже готовыми обучающими программами, а также создают собственные программы с анимацией и звуковым сопровождением. В некоторых школах учителя сами разрабатывают электронные уроки с применением мультимедийных технологий. Составители таких пособий не всегда задумываются о методической правильности своих работ. Очень часто материал электронного урока представляет собой набор иллюстраций к материалу учебника. Работы выполнены не на должном методическом уровне, их можно использовать только в качестве дополнительных иллюстраций к уроку. В качестве основного материала, где учащийся мог бы не только смотреть, но и работать самостоятельно, опираясь на увиденное, видеть плоды своей деятельности, сравнивать, анализировать, исправлять ошибки, радоваться своей победе, такие работы использовать невозможно. В результате чего средства и методы реализации таких электронных пособий не разработаны. Только сочетание методической составляющей с умелым использованием мультимедийных технологий вырабатывает новые подходы с учетом индивидуальных способностей и потребностей учащихся, открывает новые возможности в процессе формирования умений и навыков при изучении математики и информатики в начальной школе.

Такие электронные уроки могут применяться не только в качестве пособий для младших школьников, но и на занятиях по методике обучения математике, информатике и другим предметам в педагогических институтах. При работе с такими пособиями студенты приобретали бы навыки в обучении детей, развивали свое творческое, теоретическое мышление, на основе применения новых средств информационных технологий в обучении и знакомясь с психолого-педагогическими основами использования современных технических средств обучения в работе с детьми.

Читайте так же:  Почему новорожденные дети теряют вес

Работа с мультимедийными пособиями направлена на развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей, зоны ближайшего развития и перспектив развития. При использовании современных мультимедийных пособий учителю важно методически правильно применять их в обучении [5]. При проведении электронного урока учителю необходим помощник — лаборант. В его функции входят следующие умения: запустить компьютерную программу, организовать выдачу раздаточного материала, выполнить запись фрагмента урока и т.п. Также нужно помнить о том, на уроке сидят дети 7-10 лет и время работы на компьютере для этого возраста ограничено 20-30 минутами. Поэтому необходимо во время урока переключать внимание детей на другую деятельность без использования компьютера, давая им 3-5 минут отдыха.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что при правильном использовании мультимедийных технологий в учебном процессе школы осуществляется сильное стимулирующее педагогическое воздействие, которое развивает у детей наглядно-образное, интуитивное, творческое, теоретическое мышление. Например, доказано, внимание во время работы с обучающей программой на базе мультимедиа удваивается, что приводит к высвобождению дополнительного времени на обучение, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

Также можно с уверенностью сказать, что с использованием мультимедиа в школе открываются новые методические возможности в процессе формирования умений и навыков в сфере проектирования предметного мира, при формировании абстрактных образов и понятий, в процессе моделирования объектов и явлений окружающей действительности.

В связи с изменением содержания образования лишь те преподаватели, которые смогут овладеть информационной культурой, используя в работе свои личные качества и профессиональную компетентность, смогут достигнуть взаимообогащения и взаимодействия с учениками/студентами. Для эффективного решения профессиональных задач в современной школе преподавателям надо не только обладать необходимыми знаниями, но и ориентироваться в новом информационном пространстве. В связи с расширением арсенала технических средств обучения не-

обходимо умело и грамотно применить свои знания на практике с использованием в своей работе аудиовизуальных технологий.

Аудиовизуальные технологии обучения открыли широкие возможности для самостоятельного созидания знаний, так как они учитывают особенности возрастного и психологического развития учащихся [4]. Интерактивные технологии обучения требуют от преподавателя знания предмета и педагогического опыта. Занятия дают возможность, как преподавателю, так и ученику/студенту импровизировать и творчески строить учебный процесс. Интерактивное обучение учитывает потребности ученика/студента и готовит его к использованию интерактивного содержания в реальном мире.

Использование интерактивных технологий в наши дни в процессе обучении так же нам представляется необходимым, поскольку в мировом сообществе в настоящее время уже широко используются различные технологии интерактивного и сенсорного обучения. Интерактивные технологии позволяют вести диалоговые режимы обучения с непосредственным применением технологий интерактивного обучения. Интерактивные доски интегрируются с компьютером, что и позволяет эффективно проводить занятия лекционного и прикладного уровня. Программное обеспечение интерактивной доски дает пользователю (студенту или педагогу) доступ к обширной базе цифровых изображений, различных шаблонов, диалогового и образовательного содержания, а так же широкого диапазона современного инструментария.

Таким образом, применение и активное использование современных информационно -технических средств аудиовизуального уровня сегодня в учебном процессе представляется бесспорным. Информационные технологии предоставляют практически неограниченные возможности в хранении и обработке информации обучаемого плана. Интерактивные доски, используемые в учебном процессе в школе, так и в институте позволят повысить уровень компьютерной компетенции, как преподавательского состава, так и учащихся/студентов.

1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Педагогика, 1995.

2. Высшее образование в Европе. ЮНЕСКО. М.: Европейский центр по высшему образованию, 1996.

3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. М.: Академия, 2005.

4. Коджаспирова Г. М. Технические средства обучения и методика их использования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров. М.: Академия, 2006.

5. Масбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1992.

6. Молокова А.В., Молоков Ю.Г. Информационные технологии в традиционной начальной школе // Начальное образование. 2003. №1.

7. Смирнов А.В. Технические средства в обучении и воспитании детей. М.: Академия, 2005.

СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АВСТРАЛИИ И РОССИИ (ПЕРИОД ДОВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ)

В этой статье приводится информация о системе непрерывного образования Австралии (Аи). На примере ТТИ ЮФУ анализируется один из важнейших этапов непрерывного образования России, аналогом которой за рубежом является система довузовского образования. Отмечаются его слабые звенья, даются рекомендации по его модернизации, соответствию мировым образовательным стандартам, направленные на совершенствование российского технического образования с целью его международного признания [1].

Согласно статистике, среди англоязычных государств, являющимися флагманами образовательного мирового рынка, молодая Австралия занимает на сегодняшний день третье место (после Соединенных Штатов и Великобритании), по числу иностранцев, обучающихся в школах, колледжах и вузах страны, доходы от образовательных услуг являются существенным вкладом в госбюджет страны, сравнимым с доходами от импорта сырья.

Использование электронных средств обучения при изучении специальных дисциплин

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Дата публикации: 27.09.2013

Статья просмотрена: 260 раз

Библиографическое описание:

Титаренко С. А. Использование электронных средств обучения при изучении специальных дисциплин [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 117-118. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4225/ (дата обращения: 13.02.2019).

Условия современного мира описываются в настоящее время как условия открытого информационного общества. Одной из мировых тенденций в развитии современного инженерного образования является распространение электронных и мультимедийных обучающих средств.

С использованием последних достижений науки и техники подготовка технического специалиста– это одно из приоритетных направлений среднего профессионального образования.

Постоянное совершенствование программного обеспечения, компьютерной техники и т. д., требует от техника по компьютерным системам и комплексам умения свободно ориентироваться в информационном пространстве, владеть актуальной информацией, постоянно ее обновлять. В связи с этим студенты специальности «Компьютерные системы и комплексы» должны уметь выполнять самостоятельную поисковую работу по анализу и отбору необходимой информации, а также использованию этой информации для обучения и самообразования. Для этого студентов необходимо вовлечь в активную поисковую творческую деятельность, для того чтобы в процессе решения прикладных задач, они искали способы решения стоящих перед ними проблем. Найденное самостоятельно решение запоминается лучше, чем решение подсказанное или предложенное кем-то. Таким образом, подготовка учащихся к самостоятельному освоению новых знаний, вовлечение их в учебный процесс, а также их продуктивная деятельность, с целью развития творчества и приобретения профессиональных навыков — основная задача преподавателей техникума.

Одним из путей совершенствования образования является организация информационно-образовательной среды, создание которой сопровождается развитием нового направления — электронной педагогики, решающей задачи личностного развития будущего специалиста: самореализации и самоактуализации, профессионального самоопределения, формирования высокой профессиональной компетентности, обеспечивающей оперативную переквалификацию в условиях быстро изменяющихся технологий, профессий и специализаций. Решение перечисленных выше задач в нашем техникуме осуществляется через использование электронных средств обучения при изучении специальных дисциплин.

Для успешного применения методики обучения с помощью электронных средств обучения создаются следующие дидактические и организационные условия:

— доступность компьютерной техники, как на учебных занятиях, так и в самостоятельной работе;

— полнота информационного обеспечения;

— применение учебных заданий с различной детальностью описания деятельности при выполнении проекта;

— применение автоматизированных форм контроля и самоконтроля процесса обучения.

Невероятно высокие темпы современного научно-технического развития заставляют по-новому взглянуть на сложившиеся 20–30 лет назад подходы к применению в учебном процессе экранно-звуковых средств обучения (ЭЗСО).

Мощное средство обучения — интерактивные мультимедийные учебники, которые делают процесс нашего обучения более эффективным, индивидуализированным, сокращают сроки обучения и в целом более «производительным».

Материал в таком учебнике подается с учетом особенностей человеческого воспроизведения и памяти. Одновременное представление информации в аудиальной и визуальной формах, с использованием всего богатства средств, представляемых компьютером, позволяет облегчить запоминание материала студентом. Интерактивность, то есть возможность для студента самому управлять скоростью и подробностью обучения, а наличие контрольных блоков, позволяет проверить, насколько студент усвоил информацию и в случае необходимости — провести работу над ошибками и на основании вышеизложенного позволяет использовать этот учебник для самостоятельного обучения.

Необходимыми элементами такого учебника являются:

· Звуковое сопровождение. Речь диктора, музыка, звуки, сопровождающие анимацию на экране.

— Качественная графика, нарисованная профессиональным художником или фотографии. Возможны анимационные вставки, фильмы, «живые схемы» и прочее.

— Единое оформление, подобранное дизайнером с учетом выбранной темы.

— Динамическое развертывание кадра. Статический кадр хуже запоминается, чем кадр, развивающийся по ходу разъяснений.

— Наличие паузы для самостоятельного обучения. Студент сам решает, когда перейти к следующему кадру, нажимая кнопку «дальше».

— Возможность повтора объяснений текущего кадра и «отмотки» назад на несколько кадров.

— Контрольный блок. Может встречаться после каждой темы, либо распределен по всей теме блоками по два-три вопроса. Не прохождение контроля может вести либо к выставлению баллов, либо возвращению на кадр, содержащий правильный ответ.

— Глоссарий. Студент может иметь доступ к словам терминов без отрыва от обучения.

Применение и использование учебных презентаций, видео материалов и электронных учебно-методических средств в преподавании технических дисциплин определяется возможностями, позволяющими представлять учебный материал, с высокой степенью наглядности, в особенности при моделировании явлений физических процессов в динамике; повысить мотивацию обучаемых при применении учебных презентаций, в которых основополагающие учебные вопросы, сопровождаются звуковыми маркерами, что способствует усилению эмоционального фона образования; расширить потенциал по индивидуализации образования; обеспечить широкую зону контактов с обучаемыми; предоставить широкое поле для активной самостоятельной деятельности студентов.

Учебное кино называют самым наглядным из всех средств обучения. Его особенности во многом обусловлены той огромной работой, которая проводится при создании фильма. Коллективная работа сценариста, режиссера и оператора при участии методиста-педагога направлена на то, чтобы целесообразно использовать все доступные возможности отображения, фиксации и воспроизведения действительности для учебных целей. Режиссер, оператор, художник, мультипликатор определенным образом организуют отображаемый материал, что и обусловливает характер зрительного ряда в экранном пособии.

В учебном кино большая роль принадлежит мультипликации, схематическим изображениям, раскрывающим на доступном учащимся уровне сложные явления, понятия, процедуры и алгоритмы действия. Очень важно передать учащимся те знания, которые способствуют научному пониманию сущности развития природы и общества, определению своего собственного отношения к явлениям окружающей жизни, формированию научных основ сознательной деятельности.

Читайте так же:  Методика диагностики уровня тревожности дошкольника

Фильмы по информатике могут носить обобщающий характер и отражать большой по объему материал. Такие фильмы можно использовать главным образом на вводных или заключительных (обобщающих) уроках. Другие фильмы по информатике могут освещать конкретные вопросы курса. Так, например, учебные фильмы позволяют наглядно демонстрировать различные аспекты безопасности на уроках информатики, логично и доступно проводить информационный ввод в дисциплину, излагать цели и задачи курса, рассматривать информационные процессы и информационное общество и т. д.

В отличие от всех известных средств обучения видеозапись позволяет мгновенно воспроизвести записанное изображение и повторять его необходимое число раз. Это свойство видеозаписи можно эффективно использовать при подготовке учащихся к практическим работам, выполнению экспериментальных заданий на экзамене. Во время проведения фронтальных практических работ учащиеся должны работать в определенном темпе. Это один из сложных организационных моментов урока.

При использовании электронных средств обучения в процессе изучения специальных дисциплин, ориентированных на самостоятельное освоение учебного материала, имеющих профессиональную направленность, предусматривающих систематическое применение электронных учебных материалов во всех видах учебной работы и реализующих деятельностный подход к обучению программированию обеспечивается активизация учебно-познавательной деятельности студентов и формирование умений самостоятельно осваивать новые технологии.

1. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров — М: ACADEMA, 2003. — 272 С.

2. Потапенко, Н. И. Электронные средства обучения: методические рекомендации / Н. И. Потапенко — Минск: РИПО, 2005. — 81с.

3. Смирнов А. В. Технические средства в обучении и воспитании детей: Учеб. пособие для средних учебных заведений. М.: Академия, 2005.

Характеристика и применение технических средств обучения

Рубрика: 12. Технические средства обучения

Статья просмотрена: 2756 раз

Библиографическое описание:

Фадеев О. В., Пешков Д. В. Характеристика и применение технических средств обучения [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 185-187. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2293/ (дата обращения: 13.02.2019).

Как известно, успешное восприятие тех или иных сведений во многом зависит от их наглядности. Конечно, никакая техника не может заменить живое слово преподавателя, от умения и таланта которого, прежде всего, зависит результат учебного процесса. Тем не менее, современные технические средства значительно расширяют возможности преподавателя по изложению, а аудитория по восприятию учебного материала [2].

Техническое обеспечение включает в себя адаптацию, совершенствование и разработку компьютерной техники, используемой для передачи информации учащимся, обратной связи от учащихся к преподавателю, контроля знаний, организации самостоятельных занятий, обработки и документирования информации.

По своему функциональному предназначению технические средства обучения подразделяются на три основных группы:

К информационной группе в основном относится аудиовизуальное учебное оборудование: образовательные фильмы и учебное телевидение, прослушивание текстов, музыкальных произведений, радиовещание, лингафонное оборудование. Подобные средства позволяют, как преподносить учебную информацию, так и усиливать наглядность изучаемого материала.

Контролирующая группа ТСО позволяет получать сведения о степени и качестве усвоения учебной информации. Данные устройства могут быть использованы в любом отрезке учебного цикла. Контроль обеспечивает обратную связь между педагогом и учащимися и является неотъемлемой частью образовательного процесса. С помощью ТСО можно проводить текущий контроль усвоенного материала, а также итоговый – по завершению определенного этапа обучения. Контролирующие ТСО различны по сложности: от простейших систем до специальных контролирующих комплексов. Использовать такие средства можно как для индивидуального, так и группового контроля.

Они отличаются типом обучающих программ и методом ввода ответа учащихся. По степени сложности контроля знаний варьируются от простых карт, кассет и билетов автоматизированного контроля до специальных компьютерных программ. Однако применение этих устройств, как показала практика, целесообразно лишь в узких пределах и не может заменить непосредственные контакты учителя с учащимися во время анализа и оценки результатов их работы.

При автоматизированном контроле качества усвоения материала преподаватель в значительной степени освобождается от трудоемких операций, присущих обычным методам опроса, что дает ему возможность уделять больше внимания творческим аспектам обучения и индивидуальной работе учащимися. Контроль становится более регулярным, достоверным, экономичным (с точки зрения затрат времени).

Обучающие возможности ТСО реализуются соответствующими программами, которые разработаны с учетом теоретических знаний в области изучаемого предмета. Наиболее полными являются автоматизированные обучающие системы (АОС). АОС обеспечивает взаимосвязанную работу различных подсистем, входящих в ее состав и работает в режиме диалога для коллективного использования. АОС используют быстродействие ЭВМ, обеспечивают сохранность и накопление информации, позволяют получить удаленный доступ к массивам информации. Применение АОС позволяет сделать обучение более индивидуальным, способствует развитию творческой активности и сформировать стремление к познавательной деятельности учащихся. Одним из инновационных решений является учебно-лабораторное оборудование, которым оснащаются цифровые лаборатории по различным учебным дисциплинам. Обучающие программы бывают линейные, разветвленные и комбинированные. Линейные программы не зависят от правильности ответа по каждой порции материала. Разветвленные программы дают возможность продвигаться только при условии правильного ответа. Если ответ ошибочный, обучаемый возвращается программой к предыдущему материалу до тех пор, пока не будут ликвидированы возникшие пробелы в знаниях и не получены правильные ответы при каждом предъявлении проверяющих вопросов. Комбинированные программы, как ясно из их названия, сочетают оба варианта [3].

Функции компьютерной техники в учебно-воспитательном процессе многообразны. Они взаимодополняющие, взаимообусловленные, и выделение их достаточно условно. Не все функции могут быть присущи той или иной компьютерной технике в полном объеме.

Первая из функций компьютерной техники – коммуникативная или функция передачи информации.

Вторая – управленческая, предполагающая подготовку учащихся к выполнению заданий и организацию их выполнения, получение обратной связи в процессе восприятия и усвоения информации и коррекцию этих процессов.

Третья – кумулятивная, т.е. хранение, документализация и систематизация учебной и учебно-методической информации.

Четвертая – научно-исследовательская функция связана с преобразованием учащимися информации, получаемой с помощью компьютерной техники с исследовательской целью, с поиском вариантов использования технических средств обучения и воспитания педагогом, моделированием содержания и форм подачи информации [4].

Активное применение технических средств обучения – это не привилегия отдельных педагогов. ТСО стали неотъемлемой частью учебного процесса.

Вспомогательные технические средства объединяют средства малой автоматизации (механизации) и аппараты, используемые для вспомогательных целей: движущиеся ленточные классные доски, устройства для перемещения карт, плакатов, устройства дистанционного управления комплексами компьютерной техники и затемнением предметных кабинетов; радиомикрофоны, микрофонную проводную технику, усилители, полиэкраны, электронные доски и т.п. [1].

Компьютерные обучающие и контролирующие программы – программные средства учебного назначения, которые широко используются в образовательном процессе и позволяют:


индивидуализировать подход и дифференцировать процесс обучения;

контролировать обучаемого с диагностикой ошибок и обратной связью;

обеспечить самоконтроль и само коррекцию учебно-познавательной деятельности;

моделировать и имитировать процессы и явления;

проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты в условиях виртуальной реальности;

повысить интерес к процессу обучения, используя игровые ситуации и многое др.

Степень применения компьютерной техники зависит от характера преподаваемой дисциплины, подготовленности и интересов учащихся, формы занятий, склонностей и пристрастий самого преподавателя, программно – методического обеспечения. Возможны условно выделяемые три уровня использования компьютерной техники: эпизодической, систематический и синхронный.

На эпизодическом уровне компьютерная техника используется от случая к случаю.

Систематический позволяет значительно расширить объем изучаемой информации и разнообразия ее представления для восприятия, когда педагог продуманно и последовательно включает компьютерную технику в процесс преподавания [3].

Синхронный уровень предполагает практически непрерывное сопровождение изложения материала применением компьютерной техники на протяжении всего занятия или значительной его части.

Одна из причин слабого использования компьютерной техники многими педагогами состоит в том, что не все умеют обеспечить техническую работоспособность подобных средств обучения. Боязнь технической сложности аппаратуры и затруднений, возникающих при ее неисправности, является сильнейшим психологическим барьером для широкого использования компьютерной техники. И чем дороже по цене и современней становится техника, тем менее охотно многие педагоги склоняются к ее использованию. Современная компьютерная техника не обеспечит необходимого эффекта, если она будет использоваться неумело, без необходимой методической подготовки и дидактических материалов, с нарушением эргономических и психолого-педагогических требований, т.е. методически неграмотно. Поэтому необходимо не только знакомить будущего педагога с компьютерной техникой и методикой ее использования на занятиях по данному курсу, но и активно вовлекать компьютерную технику в практические занятия, давать разнообразные задания по ее применению [2].

Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие – Москва 1998. – 640 с.

Карпов Г.В., Романин В.А. Технические средства обучения: учебное пособие – Москва 1972. – 350 с.

Смирнов А.В. Технические средства в обучении и воспитании детей: учебное пособие – Москва 2005. – 24с.

Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования: учебное пособие – Москва 2007. – 153 с.

Похожие статьи

Использование информационных технологий в процессе обучения

учебный процесс, образовательный процесс, учебный материал, компьютер, обучение, преподаватель, дистанционное обучение, интерактивная лекция, информационная технология, программа.

Электронные средства обучения как компонент информатизации.

электронное средство обучения, учебный процесс, практика разработки, информационная среда, образовательный процесс, традиционная модель обучения, индивидуализация обучения, модель обучения, процесс.

Электронные средства и методы обучения для повышения.

– материально-техническая база; – учебный план образовательного учреждения; – программы и учебники

Для учителя программные средства является мощным средством обучения, облегчающим процесс создания учебного материала, его демонстрации.

Особенности применения технических средств при организации.

Важнейшей составляющей внедрения средств ИКТ в учебный процесс являются цифровые образовательные ресурсы. Под цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) в самом общем случае понимается любая информация образовательного характера.

Использование мультимедийных средств обучения в практике.

учебный материал, урок, учебный процесс, презентация, звуковое сопровождение, классная доска, образовательный процесс, программное обеспечение, интерес учащихся, процесс обучения. Особенности применения технических средств при организации.

Роль и место средств обучения в учебном процессе

учебный процесс, интенсивное обучение, учебная деятельность, подход, обучение, учебная мотивация, учебная задача, проблемное обучение, образовательный процесс, учебно-познавательная деятельность. Активизация познавательной деятельности учащихся.

Внедрение автоматических обучающих систем в учебный.

учебный процесс, образовательный процесс, учебный материал, компьютер, обучение, преподаватель, дистанционное обучение, интерактивная лекция, информационная технология, программа. Использование электронных средств обучения при изучении.

Использование технических средств обучения на уроках.

Технические средства обучения (ТСО) — совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации.

Читайте так же:  Что подарить на новый год 5 месячному ребенку

Внедрение дистанционного обучения в образовательный процесс

Компьютерная технология обучения. Эта технология уже прочно закрепилась в учебном процессе, обычно учебный материал в этой технологии представлен в виде компьютерных программ или систем.

Использование технических средств в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений для детей с нарушением слуха

Рубрика: 12. Технические средства обучения

Дата публикации: 08.02.2014

Статья просмотрена: 4150 раз

Библиографическое описание:

Молодцова И. А. Использование технических средств в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений для детей с нарушением слуха [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 246-248. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5090/ (дата обращения: 13.02.2019).

В статье обосновывается необходимость использовать разные виды технических устройств при обучении и воспитании детей с нарушением слуха.

Ключевые слова: звукоусиливающая аппаратура, дети, нарушение слуха, учебно-воспитательный процесс, образовательные учреждения.

В последние годы увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе страдающих тугоухостью и глухотой. По данным Всемирной организации здравоохранения в индустриально развитых странах количество лиц с нарушениями слуха более 40 дБ на лучше слышащее ухо, различной этиологии, составляет около 300 миллионов человек. В настоящее время на планете проживает 250 миллионов людей, страдающих тугоухостью. По данным Американской академии аудиологии, ежегодно во всем мире рождается более 665 тысяч детей с нарушением слуха. Это количество удваивается к 9 годам. В 2010 году число лиц со сниженным слухом в Российской Федерации превысило 13 миллионов, из них более 1 млн. — дети.

Положение человека со слуховыми нарушениями определяется отношением к нему в обществе. Издавна в России народ жалел людей с расстройствами зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, называя их «убогонькими», «слепенькими», «хроменькими», «каликами перехожими», «блаженненькими» и др. Однако над глухими чаще всего издевались, осыпали их обидными упреками — «глухой чурбан», «для глухого поп два раза обедню не служит», «глух, хоть в ухо ему мочись». Это связано с влиянием имеющегося нарушения на одну из главных способностей человека — речь, так как именно физическое здоровье определяет индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.

Дети с нарушенным слухом представляют собой разнородную группу с разной степенью, характером и временем его понижения, наличием или отсутствием дополнительных отклонений в развитии. Заключение об оценке состояния слуха, степени тугоухости, ее типе, характере слухопротезирования делают согласно требованиям Международной аудиологической классификации (МАК). Для рационального построения сети дошкольных и школьных учреждений, отбора детей в эти учреждения, организации коррекционно-педагогической работы используют критерии Медико-педагогической классификации нарушений слуха в детском возрасте (Р. М. Боскис, Л. В. Нейман, 1961). Эти классификации основаны на использовании для исследования слуха технических устройств — аудиометров. Снижение слуха в 82 % случаев возникает в первые два года жизни малыша, которые особенно важны для развития речи, познавательных и эмоциональных навыков, всей личности. Раннее выявление тугоухости определяет успех коррекционно-педагогической работы.

В 2011 году в России утверждена государственная программа «Доступная среда» на 2011–2015 годы, целью которой является защита прав людей с ограниченными возможностями здоровья. Среди основных направлений государственной Программы для детей с нарушенным слухом особенно важны обеспечение равного доступа, наравне с другими, к окружению, информации и связи, объектам и услугам, предоставляемым людям с сохранным слухом за счет внедрения новых технологий и моделей технических средств реабилитации, оснащения современной техникой учреждений для проведения реабилитационных мероприятий, обеспечения инвалидов по слуху надлежащими вспомогательными слуховыми устройствами.

В настоящее время в нашем городе функционируют несколько образовательных учреждений для лиц с нарушением слуха. Дошкольное обучение осуществляется в детских садах Центрального, Тракторозаводского и Краснооктябрьского районов. На их базе имеются логопедические группы для детей с нарушением слуха, начальная школа — детский сад, группы круглосуточного пребывания интернатного типа.

Среднее образование глухие и слабослышащие дети получают в Волгоградской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернат I и II вида № 7, Волжской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе I и II вида и Ленинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернат II вида. Школы стали преемницами существующих в довоенные годы образовательных учреждений для неслышащих детей Сталинграда и Царицына.

Государственное образовательное учреждение начального профессионального образование «Профессиональное училище № 12» принимает на обучение выпускников школ с нарушением слух по специальностям: портной, мастер столярно-плотничных и паркетных работ.

Организация коррекционного процесса детей с нарушенным слухом включает комплекс медико-психолого-педагогических мероприятий: выявление слуховых нарушений, слухопротезирование, подбор и использование различной звукоусиливающей аппаратуры. На каждом этапе применяют технические средства, которые условно можно разделить на несколько групп: первая — позволяет выявить тугоухость и глухоту, вторая — проводить коррекцию первичного дефекта (слуха) и вторичного нарушения (речи), третья — облегчает социально-бытовую реабилитацию (рис. 1).

Рис. 1. Технические средства для организации коррекционного процесса у детей с нарушенным слухом

Ранняя диагностика нарушений слуха создает условия для раннего слухопротезирования. В учебно-воспитательном процессе специального образования применяются, как правило, приборы коррекции слуха и речи и вспомогательные устройства, которые рассчитаны на использование сохранившейся в той или иной степени функции слухового анализатора. При организации образовательного процесса наличие звукоусиливающей аппаратуры (ЗУА) является необходимым условием для создания слухоречевой среды, проведения коррекционной работы по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи для адаптации в обществе. ЗУА не может полностью заменить утраченную или сниженную функцию слухового анализатора, но позволяет ребенку в определенной степени компенсировать имеющееся нарушение. Их применение обеспечивает детям с нарушением слуха большую полноту и точность информации об изучаемом объекте для формирования базовых знаний и представлений, содействует проявлениям познавательной активности и самостоятельности, благоприятно сказывается на развитии словесной речи. Эта работа осуществляется через разнообразные формы деятельности — фронтальные, групповые, индивидуальные занятия. Поэтому при организации слухоречевой среды применяют технические средства проводные и беспроводные, индивидуального и коллективного пользования. Техническое совершенство аппаратуры, ее использование, индивидуальный подбор с учетом личностных особенностей и остаточного слуха ребенка определяют эффективность педагогических мероприятий.

Все дети с нарушенным слухом обязательно используют индивидуальные звукоусиливающие устройства — слуховые аппараты (СА). В методическом отношении подбор СА представляет сложную задачу, предъявляющую строгие требования к выбору электроакустических параметров, адекватных состоянию и компенсаторным возможностям остаточного слуха пациента. К таким параметрам относят пороги слуховой чувствительности в зоне речевых частот, уровни дискомфортной и комфортной громкости и динамический диапазон в зоне речевых частот. Подбор СА начинается с выбора базовых моделей, у которых характеристика максимального выходного уровня звука и усиления соответствует степени снижения слуха и конфигурации аудиограммы. Настройку СА проводит аудиолог-слухопротезист с помощью триммеров или компьютера. При этом учитывают не только пороги слуха, но и уровень дискомфорта, то есть уровень звукового сигнала, вызывающий у пользователя неприятные ощущения. Ребенок должен заниматься с сурдопедагогом, во время этих занятий подбирают оптимальные режимы настройки, которые корректируют при повторных визитах к аудиологу-слухопротезисту. Этот процесс может занимать несколько недель или месяцев. У детей, особенно раннего возраста, предпочитают бинауральное слухопротезирование, которое обеспечивает возможность локализовать источник звука в пространстве, уменьшить влияние реверберации и шума на восприятие речи, эффект «тени головы», улучшить разборчивость воспринимаемой речи, создает адекватные условия для восприятия звукового пространства. При подборе СА для детей предпочтение отдают заушным, цифровым СА, при этом, является обязательным наличие функции автоматического контроля и регулировки усиления громкости. Однако необходимо учитывать, что применение современных слуховых аппаратов не решает всех проблем ребёнка с нарушенным слухом.

Существует мнение, что работу по развитию слухового восприятия следует начинать с ЗУА коллективного назначения. Объясняется это тем, что данная аппаратура имеет определенное преимущество перед другими видами ЗУА по своим тактико-техническим данным. Смена видов аппаратуры требует строго индивидуального подхода, так как у детей могут возникнуть затруднения в усвоении материала. Необходимо иметь в виду, что включение технических средств в учебные ситуации зависит от возраста обучаемых, содержания учебного предмета, характеристик зрительного восприятия, внимания, работоспособности. В настоящее время в образовательных учреждениях Волгограда имеются разнообразные виды аппаратуры, которые используются в различных условиях — слуховые аппараты, слухоречевые тренажеры «Соло», аудиоклассы «Сонет», «Верботон», «Глобус» и др.

Таким образом, сурдотехнические средства занимают особое место в образовательном процессе лиц с нарушением слуха. Их использование не позволяет полностью преодолеть тугоухость и глухоту, но существенным образом улучшает адаптационные возможности детей с нарушенным слухом, уменьшает их социальную изоляцию и оторванность от слышащего общества.

1. Альтман Я. А., Таварткиладзе Г. А. Руководство по аудиологии. — М.: ДМК Пресс., 2003. — 360с.

2. Богомильский М. Р. Нарушения слуха и их коррекция у детей. — М., 2008. — 224с.

3. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика. — М.: Владос, 2001. — 304с.

4. Козлов М. Я., Левин А. Л. Детская сурдоаудиология. — Л.: Медицина, 1989. — 224с.

5. Королева И. В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста. — СПб.: КАРО, 2005. — 288с.

6. Леве А. Развитие слуха у неслышащих детей. История. Методы. Возможности. — М.: Академия, 2003. — 224с.

7. Марушкина Г. И., Марушкин Д. В. Сенсоневральная тугоухость у детей: этиопатогенез, диагностика и методы лечения //Лекарственный вестник, 2007. — № 3. — С.24–28.

8. Назарова Н. М. Специальная педагогика. — М.: Академия, 2000. — 519с.

9. Руленкова Л. И., Смирнова О. И. Аудиология и слухопротезирование. — М.: Академия, 2003. — 208с.

10. Рязанцев С. В. Среди запахов и звуков. — СПб: Диалог, 2010. — 536с.

11. Таварткиладзе Г. А., Шматко Н. Д. Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни. — М.: Полиграф сервис, 2001. — 159с.

12. Черкасова Е. Л. Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции. — М.: АРКТИ, 2003. — 192с.

13. Янн П. А. Воспитание и обучение глухого ребенка. Сурдопедагогика как наука. — М.: Академия, 2003. — 248с.