Меню

Стратегия развития воспитания до 2020 года

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»

Комментарии Российской Газеты

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее — Стратегия).

2. Минобрнауки России:

с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в 6-месячный срок разработать план мероприятий по реализации Стратегии и внести его в Правительство Российской Федерации;

совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить реализацию Стратегии.

Председатель Правительства Российской Федерации Д. Медведев

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

I. Общие положения

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее — Стратегия) разработана во исполнение Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», в части определения ориентиров государственной политики в сфере воспитания.

Стратегия учитывает положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, затрагивающих сферы образования, физической культуры и спорта, культуры, семейной, молодежной, национальной политики, а также международных документов в сфере защиты прав детей, ратифицированных Российской Федерацией.

Стратегия развивает механизмы, предусмотренные Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», который гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой также в форме самостоятельной деятельности.

Стратегия создает условия для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, формирует предпосылки для консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание подрастающего и будущих поколений.

Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.

Стратегия ориентирована на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка.

II. Цель, задачи, приоритеты Стратегии

Целью Стратегии является определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в Российской Федерации, учитывающих интересы детей, актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе.

Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Для достижения цели Стратегии необходимо решение следующих задач:

создание условий для консолидации усилий социальных институтов по воспитанию подрастающего поколения;

обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей;

повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования, физической культуры и спорта, культуры и уровня психолого-педагогической поддержки социализации детей;

создание условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за ее результаты;

формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, экскурсионно-туристических и других организаций;

создание условий для повышения эффективности воспитательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в сельских поселениях;

повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей (с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении, сирот), способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество;

обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей.

Приоритетами государственной политики в области воспитания являются:

создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности;

формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;

поддержка единства и целостности, преемственности и непрерывности воспитания;

поддержка общественных институтов, которые являются носителями духовных ценностей;

формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения;

обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования, физической культуры и спорта, культуры и воспитания;

формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности;

развитие на основе признания определяющей роли семьи и соблюдения прав родителей кооперации и сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных организаций, учреждений культуры и спорта, средств массовой информации, бизнес-сообществ) с целью совершенствования содержания и условий воспитания подрастающего поколения России.

III. Основные направления развития воспитания

1. Развитие социальных институтов воспитания

Поддержка семейного воспитания включает:

содействие укреплению семьи и защиту приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми иными лицами;

повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности, в том числе среди приемных родителей;

содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей;

популяризацию лучшего опыта воспитания детей в семьях, в том числе многодетных и приемных;

возрождение значимости больших многопоколенных семей, профессиональных династий;

создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми;

расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма и спорта, включая организованный отдых в каникулярное время;

поддержку семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению семейных и нравственных ценностей с учетом роли религии и традиционной культуры местных сообществ;

создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания.

Развитие воспитания в системе образования предполагает:

обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов;

полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического профилей;

содействие разработке и реализации программ воспитания обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, которые направлены на повышение уважения детей друг к другу, к семье и родителям, учителю, старшим поколениям, а также на подготовку личности к семейной и общественной жизни, трудовой деятельности;

развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей;

использование чтения, в том числе семейного, для познания мира и формирования личности;

совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей;

развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного образования детей и других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;

создание условий для повышения у детей уровня владения русским языком, языками народов России, иностранными языками, навыками коммуникации;

знакомство с лучшими образцами мировой и отечественной культуры.

Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов предусматривает:

создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов, в первую очередь информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в целях воспитания и социализации детей;

информационное организационно-методическое оснащение воспитательной деятельности в соответствии с современными требованиями;

содействие популяризации в информационном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения;

воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов;

обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию.

Поддержка общественных объединений в сфере воспитания предполагает:

улучшение условий для эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей, а также с другими организациями, осуществляющими деятельность с детьми в сферах физической культуры и спорта, культуры и других сферах;

поддержку ученического самоуправления и повышение роли организаций обучающихся в управлении образовательным процессом;

поддержку общественных объединений, содействующих воспитательной деятельности в образовательных и иных организациях;

привлечение детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении;

расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей.

2. Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций

Гражданское воспитание включает:

создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;

развитие культуры межнационального общения;

формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;

воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;

формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

Читайте так же:  Как укладывать ребенка спать в 35 года

разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов.

Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности предусматривает:

создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения, по формированию российской гражданской идентичности;

формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;

повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов, обеспечивающего ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;

развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.

Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется за счет:

развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;

развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;

расширения сотрудничества между государством и обществом, общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей, в том числе традиционными религиозными общинами;

содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;

оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.

Приобщение детей к культурному наследию предполагает:

эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического;

создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;

воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;

увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;

создание условий для доступности музейной и театральной культуры для детей;

развитие музейной и театральной педагогики;

поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей;

создание и поддержку производства художественных, документальных, научно-популярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное, гражданско-патриотическое и общекультурное развитие детей;

повышение роли библиотек, в том числе библиотек в системе образования, в приобщении к сокровищнице мировой и отечественной культуры, в том числе с использованием информационных технологий;

создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества.

Популяризация научных знаний среди детей подразумевает:

содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей;

создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья включает:

формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;

формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;

создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования;

развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек;

предоставление обучающимся образовательных организаций, а также детям, занимающимся в иных организациях, условий для физического совершенствования на основе регулярных занятий физкультурой и спортом в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями детей;

использование потенциала спортивной деятельности для профилактики асоциального поведения;

содействие проведению массовых общественно-спортивных мероприятий и привлечение к участию в них детей.

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством:

воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;

формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;

развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;

содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.

Экологическое воспитание включает:

развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;

воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.

IV. Механизмы реализации Стратегии

В целях реализации Стратегии применяются правовые, организационно-управленческие, кадровые, научно-методические, финансово-экономические и информационные механизмы.

Правовые механизмы включают:

развитие и совершенствование федеральной, региональной и муниципальной нормативной правовой базы реализации Стратегии;

совершенствование системы правовой и судебной защиты интересов семьи и детей на основе приоритетного права родителей на воспитание детей;

развитие инструментов медиации для разрешения потенциальных конфликтов в детской среде и в рамках образовательного процесса, а также при осуществлении деятельности других организаций, работающих с детьми;

нормативно-правовое регулирование порядка предоставления участникам образовательных и воспитательных отношений необходимых условий в части ресурсного (материально-технического, финансового, кадрового, информационно-методического) обеспечения реализации задач и направлений развития воспитания, предусмотренных Стратегией.

Организационно-управленческими механизмами являются:

совершенствование в субъектах Российской Федерации условий для обеспечения эффективной воспитательной деятельности на основе ее ресурсного обеспечения, современных механизмов управления и общественного контроля;

консолидация усилий воспитательных институтов на муниципальном и региональном уровнях;

эффективная организация межведомственного взаимодействия в системе воспитания;

укрепление сотрудничества семьи, образовательных и иных организаций в воспитании детей;

системное изучение и распространение передового опыта работы педагогов и других специалистов, участвующих в воспитании детей, продвижение лучших проектов и программ в области воспитания;

формирование показателей, отражающих эффективность системы воспитания в Российской Федерации;

организация мониторинга достижения качественных, количественных и фактологических показателей эффективности реализации Стратегии.

Кадровые механизмы включают:

повышение престижа таких профессий, связанных с воспитанием детей, как педагог, воспитатель и тренер, создание атмосферы уважения к их труду, разработка мер по их социальной поддержке;

развитие кадрового потенциала в части воспитательной компетентности педагогических и других работников на основе разработки и введения профессионального стандарта специалиста в области воспитания, совершенствования воспитательного компонента профессиональных стандартов других категорий работников образования, физической культуры и спорта, культуры;

модернизацию содержания и организации педагогического образования в области воспитания;

подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников образования и других социальных сфер деятельности с детьми в целях обеспечения соответствия их профессиональной компетентности вызовам современного общества и задачам Стратегии.

Научно-методические механизмы предусматривают:

формирование системы организации научных исследований в области воспитания и социализации детей, процессов становления и развития российской идентичности, внедрение их результатов в систему общего и дополнительного образования, в сферы физической культуры и спорта, культуры;

изучение влияния новых информационных и коммуникационных технологий и форм организации социальных отношений на психическое здоровье детей, на их интеллектуальные способности, эмоциональное развитие и формирование личности;

проведение прикладных исследований по изучению роли и места средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет в развитии личности ребенка;

проведение психолого-педагогических и социологических исследований, направленных на получение достоверных данных о тенденциях в области личностного развития современных российских детей.

Финансово-экономические механизмы включают:

создание необходимых организационно-финансовых механизмов для развития эффективной деятельности социальных институтов воспитания;

обеспечение многоканального финансирования системы воспитания за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов, а также за счет средств государственно-частного партнерства и некоммерческих организаций;

создание гибкой системы материального стимулирования качества воспитательной работы организаций и работников.

Информационные механизмы предполагают:

использование современных информационных и коммуникационных технологий, электронных информационно-методических ресурсов для достижения цели и результатов реализации Стратегии;

организацию информационной поддержки продвижения положений и реализации Стратегии с привлечением общероссийских и региональных средств массовой информации.

V. Ожидаемые результаты

Реализация Стратегии обеспечит:

укрепление общественного согласия, солидарности в вопросах воспитания детей;

повышение престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и укрепление традиционных семейных ценностей;

создание атмосферы уважения к родителям и родительскому вкладу в воспитание детей;

развитие общественно-государственной системы воспитания, основанной на межведомственной и межрегиональной координации и консолидации усилий общественных и гражданских институтов, современной развитой инфраструктуре, правовом регулировании и эффективных механизмах управления;

повышение роли системы общего и дополнительного образования в воспитании детей, а также повышение эффективности деятельности организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;

повышение общественного авторитета и статуса педагогических и других работников, принимающих активное участие в воспитании детей;

укрепление и развитие кадрового потенциала системы воспитания;

доступность для всех категорий детей возможностей для удовлетворения их индивидуальных потребностей, способностей и интересов в разных видах деятельности независимо от места проживания, материального положения семьи и состояния здоровья;

создание условий для поддержки детской одаренности, развития способностей детей в сферах образования, науки, культуры и спорта, в том числе путем реализации государственных, федеральных, региональных и муниципальных целевых программ;

утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы, развитие эмпатии;

снижение уровня негативных социальных явлений;

развитие и поддержку социально значимых детских, семейных и родительских инициатив, деятельности детских общественных объединений;

Читайте так же:  Почему дети любят прыгать

повышение качества научных исследований в области воспитания детей;

повышение уровня информационной безопасности детей;

снижение уровня антиобщественных проявлений со стороны детей;

формирование системы мониторинга показателей, отражающих эффективность системы воспитания в Российской Федерации.

Стратегия развития воспитания на период до 2025 года: ход формирования «дорожной карты»

8 октября (четверг) в ТАСС (г. Екатеринбург) состоялся круглый стол в формате телемоста на тему «Воспитание – звено национальной безопасности», посвященный вопросам разработки Стратегии развития образования и воспитания с точки зрения родителей и педагогов, с позиций национальной безопасности.

Срок завершения формирования «дорожной карты» согласно постановлению правительства РФ — 29 ноября. Участники обсудили состояние воспитания в школе, «подводные камни» Стратегии и формы контроля ее реализации родителями и педагогами.

Из Москвы в дискуссии принял участие директор Российского института стратегических исследований (РИСИ), генерал-лейтенант Леонид Решетников, начальник сектора демографии, миграции и этнорелигиозных проблем РИСИ Игорь Белобородов, заместитель директора православной гимназии Святителя Василия Великого в деревне Зайцево Иван Смирнов.

В Екатеринбурге на мероприятии присутствовали заместитель министра общего и профессионального образования Свердловской области Нина Журавлева, руководитель Уральского регионального информационно-аналитического центра Российского института стратегических исследований Дмитрий Попов, президент фонда «Русский предприниматель» Сергей Писарев.

В Новосибирске на связь вышли научный сотрудник Института истории СО РАН, доцент Новосибирского государственного университета, соруководитель Гуманитарной экспертной школы Вадим Журавлев и председатель совета Новосибирского отделения Общероссийской общественной организации «Российский Клуб Православных Меценатов» Евгений Цыбизов.

В России есть понимание, что воспитание является звеном национальной безопасности. Вышло Распоряжение Правительства РФ от 29 мая «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Для завершения ее разработки правительство отвело полгода. Срок завершения «дорожной карты» — 29 ноября.

«Российский институт стратегических исследований по поручению президента Российской Федерации занимается комплексом вопросов, связанных с национальной безопасностью, в том числе, разработкой Стратегии развития образования и воспитания в России с точки зрения идеологии и безопасности, – отметил Леонид Решетников. – Россия подвергается мощной атаке со стороны наших цивилизованных конкурентов. Страна, по сути, находится в состоянии информационной и экономической войны. И необходимо думать, как наша молодежь готова к такому мобилизационному моменту нашей истории.

Последние годы общество жило под лозунгом «Воспитываем образованного потребителя». С таким настроем нельзя защищать национальные интересы. Момент патриотического воспитания был упущен и забыт. А патриотизм – это главное качество гражданина. То есть «Стратегия воспитания» должна стать сигналом ко всем нам, что необходимо сосредотачивать усилия на основных направлениях. Давно надо понять, что кризисы, будь то в России или в мире, находятся только в головах людей. Кризис морально-нравственный, кризис патриотической позиции – с этого все начинается, с воспитания, с постановки идеальных целей. Тогда общество мобилизуется, будет готово к совершению благородных поступков и подвигов. Но предстоит большая работа со стороны семьи, школы, высших и средних учебных заведений и СМИ. Эта работа займет не один год, но она не должна быть «барабанной».

«Можно очень долго рассуждать о патриотизме, в том числе о мнимом, «барабанном», или о том, которое на самом деле помогает ребенку почувствовать свою идентичность и причастность к Родине. Данная Стратегия направлена на развитие социальных институтов и обновление воспитательного процесса общего и дополнительного образования, – отметила Нина Журавлева. – Школа занималась этими вопросами и до создания данного документа. Но в Стратегии более четко прослеживается связь между семьей и школой. Вот те два главных социальных института, которые должны разъяснять ребенку «что такое хорошо, и что такое плохо». Воспитание должно начинаться с раннего дошкольного возраста. Современные социальные вызовы требуют новых подходов, и наше министерство готово к тому, чтобы приступить к обновлению воспитательного процесса в школах, начиная с учителей. И не случайно сейчас очень много говорится о роли историко-обществоведческого образования, ведь без знания собственной истории нельзя говорить о настоящем и о воспитании подрастающего поколения».

«Я хочу отметить, что впервые говорят о стратегии именно воспитания. Воспитание является основой образовательного процесса. Оно, в свою очередь, опирается на культурные коды, а в основе культуры лежат ценности. И Стратегия, как документ, нас отсылает именно к ним. В нем идет речь о системе духовно-нравственных, традиционных и семейных ценностей, – продолжил Евгений Цыбизов. – Важно, чтобы эти понятия были конкретно определены. Если нет конкретики, то и результата не будет. При этом, говоря о духовно-нравственных ценностях, нужно говорить о вероисповедании, религиозности. Эти аспекты обязательно должны присутствовать в воспитательном фокусе, наравне с такими понятиями, как ответственность и трудолюбие».

«Я хочу отметить, что последняя версия данной Стратегии сильно отличается от первоначального варианта в лучшую сторону. Авторам удалось снять многие спорные моменты. Но при этом для директора школы, завуча или учителя очень важным становится конкретное наполнение и конкретные мероприятия, которые предполагаются в рамках Стратегии. Здесь наиболее важным становится вопрос, как правильные и мудрые мысли, заложенные в документе, будут реализованы на местах, в конкретных школах, гимназиях, – заметил Иван Смирнов. – Мне хотелось бы выступить с предложением о создании рабочей группы, которая могла бы в конкретные сроки предложить точный план мероприятий по каждому из основных моментов стратегии, иначе Стратегия превратится лишь в декларацию без практического выхода».

«До недавнего времени школа не несла ответственности за воспитание молодого поколения. Эта функция лежала на семье, а по факту — на массовой культуре и СМИ. Это в корне ошибочный подход. Ведь в человеке необходимо развивать профессиональные и духовно-нравственные навыки. И если заниматься только одной стороной, то получится крайне опасный продукт. Именно такой путь воспитания нации принят многими прогрессивными странами, совершившими рывок в своем развитии», – пояснил Дмитрий Попов.

«Важно понимать, что общество лишь номинально состоит из людей, по факту оно состоит из семей, то есть из детей и родителей. Если в системе воспитания и образования нет четких национальных и культурно ориентированных критериев, то не стоит удивляться, что появляются различные опасные суррогатные проекты. Война уже давно поменяла свои формы, хотя и ее циничные, агрессивные элементы, безусловно, присутствуют. Но никто не отменял войны информационные и даже демографические, когда насаждаются антисемейные концепты, потребительство, релятивизм, секуляризация и так далее. В результате поколениям насаждается атеизм, эгоцентризм, и как итог – самоизоляция и самоуничтожение», – сказал Игорь Белобородов.

«Я работаю в научном сообществе, и все преподаватели видят качественное падение уровня студентов, которые попадают в университет со школьной скамьи. Студент принципиально меняется. Важен даже не кризис школьного образования, который сейчас очевиден всем. В Стратегии есть важные зафиксированные моменты, но не прописаны важнейшие отечественные наработки. Все знают знаменитый «треугольник Лаврентьева», когда было необходимо объединить в один сущностный процесс образование, научное исследование и производство или внедрение, – отметил Вадим Журавлев. – В результате мы пришли к одной очень важной вещи: образование состоит из двух неразрывных элементов. Момент обучения создает знания и умения, а воспитание формирует отношение. И эти два процесса неразрывны. Дело в том, что в ходе организации образовательного процесса нужно понимать, что нельзя воспитание сводить только к мероприятиям. Любой учитель дает личностный пример и формирует отношение».

«На сегодня и среди специалистов, и среди родительских организаций, и в обществе в целом, сложилось понимание того, что современная система образования в средней школе не соответствует необходимому уровню в части воспитательных процессов, считает Сергей Писарев. Концепция о подготовке «образованного потребителя» никоим образом не соответствует тем задачам и вызовам, которые стоят перед государством и обществом. Отсутствует четкая и понятная стратегия образования, «государственный заказ» на воспитание в школе. Вместо этого появляются различного рода сомнительные проекты прозападного толка, типа «Форсайт-проект «Детство-2030», с элементами ювенальных технологий, «прикольным детством», планами поголовного чипирования детей и тому подобное. Система ЕГЭ, чехарда с учебниками и методиками, предложение об отмене обязательного среднего образования – все это вызывает естественную тревогу, как минимум, в родительской среде.

Вместе с тем, появление «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», а также предложение руководства страны к гражданскому обществу активнее участвовать в решении тех проблем, которые его волнуют, вселяют надежду на возможность решения.

Такое мистическое совпадение, что сегодня день Преподобного Сергия Радонежского, а он, как известно, является покровителем всех учащихся. Мне кажется, что этот факт будет способствовать тому, чтобы наше дело получило хороший результат. Наш фонд, безусловно, готов поддержать Рабочую группу в части финансирования и в организационных моментах. Состав участников, который сегодня обсуждал проблему, говорит о том, что у нас большой шанс на успешное завершение работы», – отметил Сергей Писарев.

Справка:

Распоряжение правительства России «Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года» вышло 29 мая 2015 года. Согласно документу, Минобрнауки Россиис участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти до 30 ноября 2015 года необходимо разработать план мероприятий по реализации Стратегии, и обеспечить ее реализацию совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

По итогам видео-конференциипод эгидой РИСИ создана рабочая группа, которая начала разработку мероприятий по улучшению системы воспитания и образования в РФ. В нее вошли представители законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и регионов, ученые, представители родительского сообщества, педагоги.

Читайте так же:  Развитие iq у детей

Эта группа стала первой, объединившей представителей всех структур, имеющих отношение к образованию и воспитанию, в том числе родительских сообществ.

8 октября (четверг) в ТАСС (г. Екатеринбург) состоялся круглый стол в формате телемоста на тему «Воспитание – звено национальной безопасности», посвященный вопросам разработки Стратегии развития образования и воспитания с точки зрения родителей и педагогов, с позиций национальной безопасности.

Срок завершения формирования «дорожной карты» согласно постановлению правительства РФ — 29 ноября. Участники обсудили состояние воспитания в школе, «подводные камни» Стратегии и формы контроля ее реализации родителями и педагогами.

Из Москвы в дискуссии принял участие директор Российского института стратегических исследований (РИСИ), генерал-лейтенант Леонид Решетников, начальник сектора демографии, миграции и этнорелигиозных проблем РИСИ Игорь Белобородов, заместитель директора православной гимназии Святителя Василия Великого в деревне Зайцево Иван Смирнов.

В Екатеринбурге на мероприятии присутствовали заместитель министра общего и профессионального образования Свердловской области Нина Журавлева, руководитель Уральского регионального информационно-аналитического центра Российского института стратегических исследований Дмитрий Попов, президент фонда «Русский предприниматель» Сергей Писарев.

В Новосибирске на связь вышли научный сотрудник Института истории СО РАН, доцент Новосибирского государственного университета, соруководитель Гуманитарной экспертной школы Вадим Журавлев и председатель совета Новосибирского отделения Общероссийской общественной организации «Российский Клуб Православных Меценатов» Евгений Цыбизов.

В России есть понимание, что воспитание является звеном национальной безопасности. Вышло Распоряжение Правительства РФ от 29 мая «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Для завершения ее разработки правительство отвело полгода. Срок завершения «дорожной карты» — 29 ноября.

«Российский институт стратегических исследований по поручению президента Российской Федерации занимается комплексом вопросов, связанных с национальной безопасностью, в том числе, разработкой Стратегии развития образования и воспитания в России с точки зрения идеологии и безопасности, – отметил Леонид Решетников. – Россия подвергается мощной атаке со стороны наших цивилизованных конкурентов. Страна, по сути, находится в состоянии информационной и экономической войны. И необходимо думать, как наша молодежь готова к такому мобилизационному моменту нашей истории.

Последние годы общество жило под лозунгом «Воспитываем образованного потребителя». С таким настроем нельзя защищать национальные интересы. Момент патриотического воспитания был упущен и забыт. А патриотизм – это главное качество гражданина. То есть «Стратегия воспитания» должна стать сигналом ко всем нам, что необходимо сосредотачивать усилия на основных направлениях. Давно надо понять, что кризисы, будь то в России или в мире, находятся только в головах людей. Кризис морально-нравственный, кризис патриотической позиции – с этого все начинается, с воспитания, с постановки идеальных целей. Тогда общество мобилизуется, будет готово к совершению благородных поступков и подвигов. Но предстоит большая работа со стороны семьи, школы, высших и средних учебных заведений и СМИ. Эта работа займет не один год, но она не должна быть «барабанной».

«Можно очень долго рассуждать о патриотизме, в том числе о мнимом, «барабанном», или о том, которое на самом деле помогает ребенку почувствовать свою идентичность и причастность к Родине. Данная Стратегия направлена на развитие социальных институтов и обновление воспитательного процесса общего и дополнительного образования, – отметила Нина Журавлева. – Школа занималась этими вопросами и до создания данного документа. Но в Стратегии более четко прослеживается связь между семьей и школой. Вот те два главных социальных института, которые должны разъяснять ребенку «что такое хорошо, и что такое плохо». Воспитание должно начинаться с раннего дошкольного возраста. Современные социальные вызовы требуют новых подходов, и наше министерство готово к тому, чтобы приступить к обновлению воспитательного процесса в школах, начиная с учителей. И не случайно сейчас очень много говорится о роли историко-обществоведческого образования, ведь без знания собственной истории нельзя говорить о настоящем и о воспитании подрастающего поколения».

«Я хочу отметить, что впервые говорят о стратегии именно воспитания. Воспитание является основой образовательного процесса. Оно, в свою очередь, опирается на культурные коды, а в основе культуры лежат ценности. И Стратегия, как документ, нас отсылает именно к ним. В нем идет речь о системе духовно-нравственных, традиционных и семейных ценностей, – продолжил Евгений Цыбизов. – Важно, чтобы эти понятия были конкретно определены. Если нет конкретики, то и результата не будет. При этом, говоря о духовно-нравственных ценностях, нужно говорить о вероисповедании, религиозности. Эти аспекты обязательно должны присутствовать в воспитательном фокусе, наравне с такими понятиями, как ответственность и трудолюбие».

«Я хочу отметить, что последняя версия данной Стратегии сильно отличается от первоначального варианта в лучшую сторону. Авторам удалось снять многие спорные моменты. Но при этом для директора школы, завуча или учителя очень важным становится конкретное наполнение и конкретные мероприятия, которые предполагаются в рамках Стратегии. Здесь наиболее важным становится вопрос, как правильные и мудрые мысли, заложенные в документе, будут реализованы на местах, в конкретных школах, гимназиях, – заметил Иван Смирнов. – Мне хотелось бы выступить с предложением о создании рабочей группы, которая могла бы в конкретные сроки предложить точный план мероприятий по каждому из основных моментов стратегии, иначе Стратегия превратится лишь в декларацию без практического выхода».

«До недавнего времени школа не несла ответственности за воспитание молодого поколения. Эта функция лежала на семье, а по факту — на массовой культуре и СМИ. Это в корне ошибочный подход. Ведь в человеке необходимо развивать профессиональные и духовно-нравственные навыки. И если заниматься только одной стороной, то получится крайне опасный продукт. Именно такой путь воспитания нации принят многими прогрессивными странами, совершившими рывок в своем развитии», – пояснил Дмитрий Попов.

«Важно понимать, что общество лишь номинально состоит из людей, по факту оно состоит из семей, то есть из детей и родителей. Если в системе воспитания и образования нет четких национальных и культурно ориентированных критериев, то не стоит удивляться, что появляются различные опасные суррогатные проекты. Война уже давно поменяла свои формы, хотя и ее циничные, агрессивные элементы, безусловно, присутствуют. Но никто не отменял войны информационные и даже демографические, когда насаждаются антисемейные концепты, потребительство, релятивизм, секуляризация и так далее. В результате поколениям насаждается атеизм, эгоцентризм, и как итог – самоизоляция и самоуничтожение», – сказал Игорь Белобородов.

«Я работаю в научном сообществе, и все преподаватели видят качественное падение уровня студентов, которые попадают в университет со школьной скамьи. Студент принципиально меняется. Важен даже не кризис школьного образования, который сейчас очевиден всем. В Стратегии есть важные зафиксированные моменты, но не прописаны важнейшие отечественные наработки. Все знают знаменитый «треугольник Лаврентьева», когда было необходимо объединить в один сущностный процесс образование, научное исследование и производство или внедрение, – отметил Вадим Журавлев. – В результате мы пришли к одной очень важной вещи: образование состоит из двух неразрывных элементов. Момент обучения создает знания и умения, а воспитание формирует отношение. И эти два процесса неразрывны. Дело в том, что в ходе организации образовательного процесса нужно понимать, что нельзя воспитание сводить только к мероприятиям. Любой учитель дает личностный пример и формирует отношение».

«На сегодня и среди специалистов, и среди родительских организаций, и в обществе в целом, сложилось понимание того, что современная система образования в средней школе не соответствует необходимому уровню в части воспитательных процессов, считает Сергей Писарев. Концепция о подготовке «образованного потребителя» никоим образом не соответствует тем задачам и вызовам, которые стоят перед государством и обществом. Отсутствует четкая и понятная стратегия образования, «государственный заказ» на воспитание в школе. Вместо этого появляются различного рода сомнительные проекты прозападного толка, типа «Форсайт-проект «Детство-2030», с элементами ювенальных технологий, «прикольным детством», планами поголовного чипирования детей и тому подобное. Система ЕГЭ, чехарда с учебниками и методиками, предложение об отмене обязательного среднего образования – все это вызывает естественную тревогу, как минимум, в родительской среде.

Вместе с тем, появление «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», а также предложение руководства страны к гражданскому обществу активнее участвовать в решении тех проблем, которые его волнуют, вселяют надежду на возможность решения.

Такое мистическое совпадение, что сегодня день Преподобного Сергия Радонежского, а он, как известно, является покровителем всех учащихся. Мне кажется, что этот факт будет способствовать тому, чтобы наше дело получило хороший результат. Наш фонд, безусловно, готов поддержать Рабочую группу в части финансирования и в организационных моментах. Состав участников, который сегодня обсуждал проблему, говорит о том, что у нас большой шанс на успешное завершение работы», – отметил Сергей Писарев.

Справка:

Распоряжение правительства России «Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года» вышло 29 мая 2015 года. Согласно документу, Минобрнауки Россиис участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти до 30 ноября 2015 года необходимо разработать план мероприятий по реализации Стратегии, и обеспечить ее реализацию совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

По итогам видео-конференциипод эгидой РИСИ создана рабочая группа, которая начала разработку мероприятий по улучшению системы воспитания и образования в РФ. В нее вошли представители законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и регионов, ученые, представители родительского сообщества, педагоги.

Эта группа стала первой, объединившей представителей всех структур, имеющих отношение к образованию и воспитанию, в том числе родительских сообществ.