Меню

Способы определения физического развития детей

Оценка физического развития человека и основные методы исследования

При назначении ЛФК необходимо провести углубленное клиническое обследование перед началом курса и по окончании его, а при необходимости — и в середине курса с использованием методов функциональной диагностики, по показаниям, биохимических анализов, характеризующих состояние, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, нервной систем и опорно-двигательного аппарата. Врачи определяют выбор методов обследования с учетом имеющейся патологии.

Наряду с результатами функциональной диагностики с применением функциональных проб необходимо учитывать показатели физического развития.

Физическое развитие — это комплекс морфологических и функциональных свойств организма, который определяет массу, плотность и форму тела, а у детей и подростков — процессы роста. Оценка физического развития помогает оценить выносливость, работоспособность, физическую силу.

Инструктор ЛФК должен уметь определять артериальное давление (АД), я также контролировать самочувствие, частоту пульса до и после процедуры.

Все эти показатели помогают определить величину и характер физических нагрузок.

Основными методами исследования физического развития служат соматоскопия (внешний осмотр) и антропометрия (соматометрия).

Соматоскопия

Соматоскопия выявляет особенности телосложения, осанку и состояние опорно-двигательного аппарата.

Особенности телосложения определяются конституцией. Различают три типа конституций: нормостенический, гиперстенический и астенический:

  • у нормостеников существуют определенные пропорции между длиннотными и широтными размерами тела (относительно пропорциональное тело);
  • у гиперстеников пропорции нарушены в сторону увеличения широтных размеров (относительно длинное туловище и короткие; ноги);
  • у астеников пропорции нарушены в сторону увеличения длиннотных размеров (длинные ноги и короткое туловище).

Наружный осмотр необходим, чтобы выявить, нет ли нарушений осанки. Проводят осмотр в трех положениях: спереди, сбоку и сзади:

  • при осмотре спереди обращают внимание на возможные асимметрии лица, шеи, на форму грудной клетки, рук, ног, положение таза;
  • осмотр сбоку позволяет проверить осанку в сагиттальной плоскости (плоская, круглая, сутулая, плосковогнутая, кругловогнутая спина и др.);
  • при осмотре сзади выявляют возможные искривления позвоночника во фронтальной плоскости (сколиоз).

Осанка — это привычная поза непринужденно стоящего человека. Нормальная осанка характеризуется умеренно выраженными физиологическими изгибами позвоночника и симметричным расположением всех частей тела. Голова движется прямо, надплечья слегка опущены и отведены назад, руки прилегают к прямому туловищу, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах, стопы параллельны или слегка разведены в стороны. Нарушения осанки возни-кают при слабости мышц в любом возрасте. Чаще других развивается сутуловатость. Круглую спину часто называют юношеским кифозом. Круглая и кругловогнутая спина способствуют снижению функции дыхания и кровообращения, Плоская спина снижает рессорную функцию позвоночника. Важно своевременно выявить, нет ли бокового искривления позвоночника — сколиоза. При сколиозе любой локализа-ции на выпуклой стороне искривления пространство между туловищем и опущенными руками (треугольник) менее выражен. При I степени сколиоза уже можно выявить торсию позвонков вокруг вертикальной оси в положении наклона туловища до 90°.

Нарушение формы грудной клетки: крыловидные лопатки, асимметричное положение плечевого пояса. Живот в норме несколько втянут.

Для определения формы ног обследуемому предлагают в положении стоя соединить пятки и несколько развести носки врозь. Форма ног различна: нормальная, Х-образная и О-образная. Ноги считают прямыми, если колени, стопы соприкасаются. При Х-образных ногах соприкасаются только колени, при О-образных — только стопы.

Стопы могут иметь нормальную форму, уплощенную и плоскую.

При плоскостопии уплощен свод стоп. Диагностируют плоскостопие по отпечаткам подошвенной поверхности стопы (плантография) и измерению ее размеров (подометрия). Легко определить плоскостопие, когда пациент стоит на стуле на коленях, стопы отвисают.

Для определения формы рук в положении стоя обследуемый должен вытянуть руки вперед ладонями вверх и соединить их так, чтобы мизинцы кистей соприкасались. Если руки прямые, то они не соприкасаются в области локтей, при Х-образной форме — соприкасаются.

Развитие мускулатуры оценивают как хорошее, среднее и слабое — по состоянию тонуса, силы и рельефа мышц.

Антропометрия

Антропометрия — это измерение ряда параметров человеческого тела: роста, массы) тела, ширины плеч, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и силы мышц.

Рост у взрослых измеряют на антропометре. Обследуемый стоит, касаясь ягодицами и лопатками антропометра. Рост ребенка до 2 лет измеряют в положении лежа.

Окружность груди измеряют в трех состояниях: в моменты максимального вдоха, полного выдоха и в покое. Сантиметровую ленту накладывают сзади под нижними углами лопаток и спереди: у детей и мужчин доводят до сосков, у женщин над грудной железой на уровне верхнего края IV ребра. Разность между величинами вдоха и выдоха (экскурсия грудной клетки) у мужчин равняется 4-5 см, у женщин 4-6 см, у спортсменов достигает 10-14 см, у больных снижена до 2-1 см или равна 0.

Окружность живота измеряют в положении лежа на боку на уровне наибольшей его выпуклости, а талию — в положении стоя на уровне наименьшей выпуклости живота.

Окружность плеча измеряют при напряженных мышцах плеча и предплечья поднятой до уровня надплечья и согнутой в локте руки. Ленту накладывают в области наиболее выступающей части двуглавой мышцы плеча. В расслабленном состоянии на том же уровне проводят измерения при опущенной руке.

Окружность бедра измеряют под ягодичной складкой, а голени — в области наибольшей выпуклости икроножной мышцы. Ширину плеч измеряют тазомером, устанавливая ножки его на выдающемся крае аромиона. При измерении ширины таза ножки тазомера ставят между точками гребней подвздошных костей.

Жизненную емкость легких измеряют при помощи спирометра. Пациента ставят лицом к аппарату, предлагают сделать глубокий вдох, а выдох через мундштук в трубку спирометра. Повторяют 2-3 раза и записывают наибольший результат.

Силу мышц измеряют динамометром. Силу мышц кисти определяют, сжимая ручной динамометр кистью отведенной вперед руки. Для измерения силы мышц спины используют становой динамометр. Пациент становится на опорную площадку его, крюк которой должен находиться между стопами, пациент тянет рукоятку, соединенную с динамометром, вверх. Рукоятку устанавливают на уров-не колен. При измерении — ноги прямые.

Для объективного суждения о физическом развитии определяют соотношения, отдельных антропометрических показателей — индексы.

Весоростовой показатель (индекс Кетле) вычисляется путем деления массы тела в граммах на рост в сантиметрах.

Для мужчин его норма в пределах 370-400, для женщин — 325-375.

Жизненный индекс определяется путем деления жизненной емкости легких (в кубических миллиметрах) на массу тела (в килограммах). Для мужчин этот средний показатель равен 60-65 мл, для женщин — 50-55 мл. Более точное представление о функции внешнего дыхания получают при сравнении индивидуальной ЖЕЛ с должной (ДЖЕЛ), которую определяют по формуле:

ДЖЕЛмуж =(27,63 — 0,112 х В) х Р;
ДЖЕЛжен =(21,78 — 0,101 х В) х Р,

где В — возраст; Р — рост (в см).

У здоровых соотношение ЖЕЛ и ДЖЕЛ не менее 90%, у больных — менее 90%, у спортсменов — больше 100%.

Показатели силы кисти получают от деления данных динамометрии силы мышц кисти (в кг) на массу тела (кг), умноженных на 100. Средний показатель у мужчин — 65-75%, у женщин — 45-50%. Соответственно сила мышц спины у мужчин — 200-220%, у женщин — 135-150%. У больных показатели значительно снижены, у спортсменов — более высокие.

Критерием адекватности нагрузки при тренировках является отсутствие признаков ее непереносимости.

Функциональные пробы для оценки влияния физических нагрузок приводятся в главе 15.

Физическое развитие. Методы определения и оценки физического развития детей

В свою очередь от уровня физического развития зависит устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям среды, сопротивляемость болезням. Таким образом, физическое развитие и здоровье ребенка взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Определяют уровень физического развития и степень его гармоничности с помощью методов антропометрических исследований.

— Измерение длины тела (роста);

— Функциональные показатели (емкость легких, мышечная сила рук) можно измерить только у старших дошкольников с помощью специальных приспособлений;

— Окружность грудной клетки.

У детей от трех до шести лет значительно быстрее происходит рост конечностей, чем туловища. Полученные показатели физического развития ребенка – чаще всего рост и вес оцениваются путем сравнения величины его роста с нормами, представленными в стандартных таблицах.

Методы оценки физического развития детей и подростков

В содержание понятия «физическое развитие» входит совокупность морфологических и функциональных признаков, которые определяют физическую работоспособность человека на определенном этапе его жизни. В процессе индивидуального развития на физическое развитие существенное влияние оказывают условия питания и быта, а также воспитания и обучения.

Для оценки физического развития используются данные измерений человека, которые принято именовать антропометрическими показателями. В их число входят следующие показатели:

  • 1. Морфологические (соматометрия) – измерения тела (рост, масса тела, окружность груди и др.);
  • 2. Функциональные (физиометрия) – измерения функций организма (мышечная сила кистей рук, спины (становая тяга), кровяное давление, жизненная емкость легких (ЖЕЛ) и др.);
  • 3. Соматоскопические (описательные) – оценка состояния опорно-двигательного аппарата (форма позвоночника, осанка, форма грудной клетки, конечностей), состояние кожи и видимых слизистых, характер жировых отложений, мышечный тонус, соответствие полового развития возрасту и др.

Наблюдение за физическим развитием отдельного ребенка или группы детей носит название индивидуализирующего метода изучения физического развития.

Существует и генерализующий метод, когда в относительно короткий период проводятся массовые исследования детей области или целой республики (региона). Статистическая обработка полученных данных позволяет установить средние показатели физического развития каждой возрастно-половой группы. Эти показатели получили название региональных возрастных стандартов физического развития. Каждые 5–10 лет стандарты уточняются, так как физическое развитие представляет собой динамический процесс. Возрастные стандарты позволяют своевременно выявить отклонения физического развития от норм, сохранить здоровье, а значит, создать лучшие условия для правильного применения преподавателями и воспитателями различных методов обучения и воспитания детей.

Отсутствие знаний о детском организме может привести к ошибкам в работе преподавателя. Поэтому будущему педагогу важно овладеть методикой оценки физического развития детей.

Оценивают физическое развитие детей на основании совокупности всех исследуемых признаков: морфологических, функциональных и соматоскопических. Для определения уровня физического развития сопоставляют данные роста, массы тела и окружности грудной клетки ребенка со средними показателями таблицы стандартов.

Читайте так же:  Почему мультики нравятся детям

Оценка антропометрических показателей

Существует четыре основных способа оценки антропометрических показателей:

  • 1) метод ориентировочных расчетов (оценка по формулам);
  • 2) параметрический метод (сигмальный);
  • 3) непараметрический метод (по центильным таблицам);
  • 4) оценка по «критериальным» таблицам (процент от среднего значения).

Метод ориентировочных расчетов

Средняя длина тела доношенного новорожденного равна 48–52 см. Чем младше ребенок, тем интенсивнее его рост. За первые 3 месяца жизни длина тела увеличивается на 3 см ежемесячно, или на 9 см за квартал. Во втором квартале – на 2,5 см ежемесячно, а в третьем квартале – на 1,5–2,0 см и в четвертом квартале длина тела ребенка увеличивается на 1 см в месяц. Общая прибавка длины тела за первый год – 25 см.

К первому году рост ребенка достигает 75–77 см. В течение второго и третьего года прибавки в длине тела составляют соответственно 12–13 и 7–8 см. Дальше рост становится относительно равномерным – прибавки по 5–6 см в год.

С 2 до 12 лет долженствующую длину тела можно вычислить по формуле

возраст (годы) × 6 + 77 см.

К четырем годам длина тела новорожденного удваивается, к 12 годам – утраивается.

В динамике роста в длину нормально развивающегося ребенка можно выделить несколько фаз.

В первые два года жизни ребенок растет особенно быстро. Затем, после некоторой стабилизации, возникает первое ускорение роста в возрасте от 4 до 5,5 лет у мальчиков и после 6 лет у девочек. В последующем скорость роста снижается, достигая минимума у мальчиков в 9,5 лет и у девочек в 8,5 лет.

С 11 – 12 лет у мальчиков и с 9–10 лет у девочек начинается новое ускорение роста. У мальчиков в возрасте 13,5–15,5 лет оно составляет в среднем по 8– 10 см и более в год. У девочек в возрасте 10–11,5 лет достигается максимум роста тела, однако могут быть индивидуальные различия, связанные с типом конституции.

Вытягивание мальчиков 11 – 12 лет идет исключительно за счет нижних конечностей. Между 14 и 15 годами ноги перестают расти, и наступает пик скорости роста для туловища. У девочек эти особенности относятся соответственно к 9 и 11 – 12 годам. Прекращение роста в длину происходит у юношей в 18–19 лет, у девушек в 16–17 лет.

Не всегда показатели массы тела и длины тела нарастают параллельно. В процессе развития происходит чередование периодов преимущественного роста в длину с ростом в ширину.

Так называемый период первой полноты наступает в возрасте 3–4 лет. Период первого вытягивания наступает от 4 до 5,5 лет у мальчиков и после 6 лет у девочек.

Период второй полноты (преимущественный рост в ширину) – 8–10 лет. Период второго вытягивания – 11–12 лет у мальчиков и 9–10 лет у девочек.

Окружность грудной клетки при рождении в среднем равна 32–34 см. Она несколько меньше, чем окружность головы. Окружность головы при рождении в среднем равна 34–36 см.

В 3–4 месяца окружность грудной клетки и окружность головы сравниваются, а затем скорость увеличения грудной клетки опережает рост головы.

На первом году жизни размеры окружности грудной клетки ребенка увеличиваются на 13–15 см, за второй год – на 2,5–3 см, за третий год – на 1,5–2 см.

Окружность грудной клетки у мальчиков и девочек до 11 лет преимущественно равны, затем девочки обгоняют мальчиков, удерживая этот перевес до 16 лет, после чего мальчики по этому показателю обгоняют девочек.

Методы исследования и оценки физического развития детей и подростков

Научить студентов использовать методы исследования и оценки физического развития детей и подростков, как показателя состояния здоровья детского населения (ПК-11, ПК-12, ПК-26).

Вопросы для самоподготовки

1. Физическое развитие, понятие, цели и задачи динамического наблюдения за физическим развитием детей и подростков.

2. Основные закономерности роста и развития ребенка и их характеристика.

3. Характеристика факторов, оказывающих воздействие на физическое развитие.

4. Методы исследования физического развития детей и подростков.

5. Методы оценки физического развития.

После освоения темы студент должен

показатели физического развития, как критерия состояния здоровья детского населения;

— основные закономерности роста и развития ребенка;

— факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на организм ребенка;

— инструментарий, необходимый для антропометрических измерений.

— оценить физическое развитие различными методами, проанализировать полученные результаты;

— провести оценку физического развития по комплексной программе (определение биологического уровня развития организма и его соответствия календарному (паспортному) возрасту).

— методикой исследования физического развития (антропометрические и физиометрические исследования, соматоскопия);

— методикой оценки физического развития детей и подростков (центильные шкалы, метод сигмальных отклонений, по шкалам регрессии).

К основным закономерностям роста и развития организма детей и подростков относятся: 1) неравномерность темпа роста и развития; 2) неодновременность роста и развития отдельных органов и систем; 3) половые различия; 4) генетическая обусловленность роста и развития; 5) акселерация; 6) обеспечение биологической избыточности. Неравномерность роста и развития характеризуется тем, что данные процессы протекают непрерывно, но их темп имеет нелинейную зависимость от возраста. Чем моложе организм, тем интенсивнее процессы роста и развития, причем они имеют скачкообразный характер. Выделяют три периода ускоренного роста: 1) первый год жизни ребенка (за данный период масса тела новорожденного увеличивается в 3 раза, а длина на 47%); 2) возраст 5-7 лет; 3) период полового созревания. Проблема физического развития детей и подростков тесно связана с явлением акселерации. Необходимо дать определение акселерации и разобрать возможные причины этого явления (генетические, физико-химические и т.д.). Следует подчеркнуть роль медицинского контроля за состоянием здоровья детских коллективов с учетом процесса акселерации, а также обратить внимание на практические мероприятия, связанные с ускоренным ростом и развитием детей и подростков (контроль за физическим воспитанием, нормирование физических нагрузок, пересмотр стандартов школьной и детской мебели).

Физическое развитие детей и подростков – это совокупность морфологических, анатомических, физиологических, гистологических признаков, обусловливающих процессы роста и развития. Физическое развитие является одним из ведущих показателей состояния здоровья детского населения, и оно зависит от экзогенных (особенностей питания, климата, соблюдения режима, социальных условий и т.д.) и эндогенных (наследственности, состояния здоровья и т.д.) факторов.

Для исследования физического развития детей и подростков используются следующие методы: 1) соматометрия (измерение длины и массы тела, окружности грудной клетки и т.д.); 2) соматоскопия (состояние кожных покровов и видимых слизистых оболочек, степень развития подкожно-жирового слоя, состояние опорно-двигательного аппарата, степень полового развития); 3) физиометрия (исследование дыхательной, сердечно-сосудистой систем, мышечной силы и т.д.). Необходимо рассмотреть критерии биологического развития: уровень оссификации скелета, сроки прорезывания и смены зубов, появление вторичных половых признаков, морфологические показатели физического развития (длина тела и ее погодовые прибавки). В разные возрастные периоды одни показатели биологического развития являются ведущими, а другие играют второстепенную роль. Так, в младшем школьном возрасте ведущими показателями являются рост, годовая прибавка длины тела и число постоянных зубов. В период полового созревания особое значение приобретают степень выраженности половых признаков и характер ростовых процессов, а длина тела и развитие зубочелюстной системы теряют свою информативность.

К методам оценки физического развития детей и подростков относятся: 1) метод индексов; 2) метод сигмальных отклонений; 3) регрессионный метод (оценка по шкалам регрессии); 4) центильный метод. Сущность метода сигмальных отклонений заключается в том, что показатели физического развития индивидуума (рост, масса тела, окружность грудной клетки) сравнивают со средними арифметическими взвешенными этих признаков для соответствующей возрастно-половой группы, взятыми из таблицы стандартов. Данные обследуемого в той или иной мере отличаются от средних показателей в сторону либо увеличения, либо уменьшения признака. Для суждения о степени их отличия эту разницу с соответствующим знаком (+ или -) делят на среднеквадратичное отклонение (σ), получая так называемое сигмальное отклонение. Таким образом, устанавливают, на какую долю сигмы (σ) или на сколько сигм показатель индивидуума отличается от взвешенной средней арифметической этого признака данной возрастной группы. Последовательно определяют сигмальное отклонение для роста, массы тела и окружности груди. Далее строится профиль физического развития – это графическое изображение сигмальных отклонений от средних для данного возраста и пола величин роста, веса, окружности грудной клетки. По сигмальным отклонениям показателей устанавливается степень гармоничности развития (гармоничное, дисгармоничное и резкодисгармоничное). Недостатком данного метода является то, что не учитывается взаимообусловленная связь между ростом, весом и окружностью груди, то есть оценка проводится изолированно по каждому признаку, только с учетом его сигмы и вне корреляционной связи с другими показателями. Это может привести к ошибочной характеристике физического развития.

1. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. – М. : Медицина, 2003. – С. 30-98.

2. Пивоваров Ю.П. Гигиена и основы экологии человека. — М. : изд. центр Академия, 2004. – С. 428-436.

4. Гигиена : учебник / под ред. акад. РАМН Г.И. Румянцева. — 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2001. – С. 438-451.

1. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека / Ю.П. Пивоваров, В.В. Королик. – М. : изд. центр Академия, 2004. – С. 310-360.

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Цель: 1. Ознакомиться и овладеть наиболее простыми, доступными методиками определения уровня физического развития и здоровья детей и подростков. 2. Оценить уровень физического развития студентов группы.

Оборудование: весы медицинские, ростомер, динамометр, сантиметровая лента, спирометр, спирт, вата, секундомер, тонометр.

Вопросы для теоретической подготовки:

1. Определение понятия «физическое развитие».

2. Показатели физического развития.

3. Типы телосложения.

4. Понятие осанка, ее виды.

5. Понятие здоровья.

6. Физическое развитие как ведущий показатель здоровья.

7. Группы физического развития. Группы здоровья.

8. Возрастные и половые особенности здоровья.

9. Внутренние и внешние факторы, влияющие на здоровье.

Для полного представления о состоянии здоровья подрастающего поколения необходимо изучение ведущего критерия здоровья детского организма – физического развития.

Под физическим развитием понимают размеры и форму тела, соответствие их возрастной норме. Количественная оценка физического развития может быть выражена как в абсолютных (кг, см), так и в относительных (доля в процентах от возрастной нормы) величинах. С физическим развитием тесно связаны моторное (двигательное) развитие и половое созревание. Выраженные отклонения от нормативов физического развития, как правило, означают нарушения процессов роста и созревания организма. Часто они бывают связаны с теми или иными метаболическими нарушениями, а также с патологией эндокринной и центральной нервной систем. При этом существенное отставание в физическом развитии иногда даже менее опасно, чем значительное опережение, которое почти всегда свидетельствует о наличии гормональных нарушений.

Читайте так же:  Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет

Исследование физического развития проводится одновременно с изучением состояния здоровья во время углубленных медицинских осмотров, проводимых в детских и подростковых учреждениях. Изучение физического развития начинается с установления его календарного (хронологического) возраста. У каждого обследуемого ребенка должен определяться точный возраст на момент обследования, выраженный в годах, месяцах и днях. Это необходимо в связи с тем, что скорость изменения показателей физического развития неодинакова в разные периоды жизни ребенка, поэтому с учетом меняющихся темпов развития возрастная группировка проводится с различными интервалами («временным шагом»).

Для детей первого года жизни – каждый 1 месяц.

Для детей от 1 до 3 лет – каждые 3 месяца.

Для детей от 3 до 7 лет – каждые 6 месяцев.

Для детей старше 7 лет – каждый год.

Именно поэтому при возрастной группировке было бы неправильным считать число полных прожитых лет, так как при этом к 8-летним детям, например, пришлось бы относить и тех, кому только исполнилось 8 лет, и тех, кому 8 лет 11 месяцев 20 дней. Поэтому применяют другой прием, по которому к 8-летним детям относят детей в возрасте от 7 лет и 6 месяцев до 8 лет и 5 месяцев 29 дней, к детям 9 лет – от 8 лет 6 месяцев до 9 лет 5 месяцев и 29 дней и т.д.

Для оценки физического развития используют данные измерений человека, которые принято называть антропометрическими. В программу унифицированных антропометрических исследований входит определение из всего многообразия морфологических и функциональных признаков ряда основных. К ним относятся соматометрические, соматоскопические и физиометрические признаки.

Соматометрия включает определение длины, массы тела, окружности грудной клетки, талии и др. длина тела является суммарным показателем, характеризующим состояние пластических (ростовых) процессов в организме. Это наиболее стабильный показатель из всех показателей физического развития. Масса тела свидетельствует о развитии костно-мышечного аппарата, подкожно-жировой клетчатки, внутренних органов; в отличие от длины масса тела относительно лабильна и может изменяться даже под влиянием кратковременного заболевания, изменения режима дня, нарушения питания. Окружность грудной клетки характеризует ее вместимость и развитие грудных и спинных мышц, а также функциональное состояние органов грудной полости.

Соматоскопия проводится для получения общего впечатления о физическом развитии обследуемого: типе строения тела в целом и отдельных его частей, их взаимоотношении, пропорциональности, наличие функциональных или патологических отклонений. Соматоскопическое обследование носит весьма субъективный характер, однако использование единых методических подходов (а в некоторых случаях и дополнительных инструментальных измерений) позволяет получить максимально объективные данные. Соматоскопия включает:

— оценку состояния опорно-двигательного аппарата: определение формы черепа, грудной клетки, ног, стоп, позвоночника, вида осанки, развития мускулатуры;

— определение степени жироотложения;

— оценку степени полового созревания;

— оценку состояния кожных покровов;

— оценку состояния слизистых оболочек глаз и полости рта;

— осмотр зубов и составление зубной формулы.

Физиометрия включает определение функциональных показателей. При изучении физического развития измеряют жизненную емкость легких (что является показателем вместимости легких и силы дыхательных мышц) – спирометрия, мышечную силу рук, характеризующую степень развития мускулатуры, и становую силу – динамометрия.

В зависимости от возраста детей программа антропометрических исследований может и должна меняться. Характеристика физического развития детей раннего и дошкольного возрастов должна дополняться данными о развитии моторики речи, но исключать некоторые функциональные исследования (определение ЖЕЛ, мышечной и становой сил). При изучении физического развития подростков целесообразно включать в программу обследования ряд функциональных проб для определения состояния основных систем организма.

При разработке и выборе методов оценки физического развития необходимо, прежде всего, учитывать основные закономерности физического развития растущего организма:

— гетероморфность и гетерохронность развития;

— наличие полового диморфизма и акселерации;

— зависимость физического развития от генетических и средовых факторов.

Для оценки показателей физического развития используют нормативные таблицы и шкалы, основанные на сигмальных отклонениях, когда показатели развития индивидуума сравниваются со средними показателями, характерными для соответствующей возрастно-половой группы, разница между ними выражается в долях сигмы. При проведении оценки физического развития сначала оценивают длину тела, затем соответствие массы тела и длин окружностей измеренной длине тела. Это делается с помощью стандартных уравнений линейной регрессии. Для количественной оценки используют специально разработанные стандарты физического развития.

Стандарты физического развития представляют собой результаты антропометрического обследования больших групп населения данной местности – не менее 100-150 человек на возрастно-половую группу. Поскольку физическое развитие населения подвержено колебаниям в зависимости от географических, климатических, социальных, биогенных, экологических и иных факторов, стандарты и нормативы физического развития требуют регулярного (не реже 1 раза в 5-10 лет) обновления. Стандарты физического развития всегда имеют региональный характер, причем внутри регионов, населенных разными этническими группами, должны использоваться стандарты, разработанные на основании обмеров представителей соответствующих этнических групп. Это имеет большое значение в районах крайнего Севера, Дальнего Востока, а также Поволжья, на Кавказе и в других регионах России, где вместе проживают представители разных этносов и рас, имеющих существенные генетически предопределенные антропологические различия.

Телосложение определяется размерами, формами, пропорцией и особенностями взаимного расположения частей тела. Выделяют три основных типа телосложения (или соматотипа): мезоморфный, брахиморфный и долихоморфный. К мезоморфному типу телосложения (от греч. mesos – средний) относятся люди, чьи анатомические пропорции приближаются к средним параметрам нормы (их называют также нормостениками). К брахиморфному типу (от греч. brachys – широкий) относятся люди обычно невысокого роста, у которых преобладают переднезадние размеры (гиперстеники). Они отличаются круглой головой, большим животом, относительно слабыми руками и ногами. Люди, относящиеся к третьему – долихоморфному (от греч. dolychos – длинный) типу, отличаются стройностью, легкостью, относительно более длинными конечностями, слабо развитыми мышцами и тонкими костями. Подкожный жировой слой почти отсутствует. У людей этого типа (астеников) часто худое вытянутое лицо, длинные тонкие руки и ноги, высокий лоб, узкая грудная клетка, сердце расположено почти вертикально.

Прослеживается связь между определенным соматическим типом человека и предрасположенностью к ряду заболеваний, а также с характером поведения. Так, туберкулезом чаще болеют астеники, чем люди коренастые. Инфаркт миокарда чаще поражает лиц мезоморфного телосложения. Безусловно, существует связь между типом телосложения и физиологическими процессами, уровнем обмена веществ, однако вопрос этот мало изучен. Различия в поведении также достаточно отчетливы.

Осанка – это индивидуальные особенности положения тела при сидении, стоянии, ходьбе. Формироваться она начинает с раннего детства и к 6-7 годам заканчивает. У каждого человека осанка изменяется в зависимости от строения скелета, состояния нервной системы, тонуса, развития мышц и от питания.

Правильной считается такая осанка, которая наиболее благоприятна для функционирования, как двигательного аппарата, так и всего организма.

Осанка характеризуется умеренными естественными изгибами позвоночника, симметрично расположенными лопатками, развернутыми плечами, прямыми ногами и нормальными сводами стоп.

Существует несколько видов нарушения осанки (рис. 1):

1. Сутулость – возникает при слабом развитии, главным образом, мышц спины. При этом голова и шея отклонены вперед, живот несколько выпячен.

2. Кифотическая осанка – это такие же признаки, как и при сутулости, только резче выражены.

3. Лордотическая осанка характеризуется чрезмерным выпячиванием живота вперед (хождение животом вперед).

4. Сколиозная осанка характеризуется асимметричным положением плеч, лопаток и таза.

5. Выпрямленная осанка – это плоская спина и голова наклонена вперед.

Рис. 1. Виды осанки: а – нормальная; б – выпрямленная; в – кифотическая;

г – лордотическая; д – сутуловатая; е – сколиотическая

Причиной сколиозов (при отсутствии заболеваний позвоночника) является неравномерность тонуса и сокращений скелетных мышц по обеим сторонам позвоночника.

Неправильная осанка неблагоприятно сказывается на функциях внутренних органов: затрудняется работа сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, уменьшается жизненная емкость легких, снижается обмен веществ, появляются головные боли, повышенная утомляемость, снижается аппетит, ребенок становится вялым и апатичным.

На формирование осанки сильно влияет форма стопы. При плоскостопии нарушается опорная функция конечностей, ухудшается их кровообращение, появляются боли, стопа становится потливой, холодной, синюшной. Уплощение стопы ведет к нарушению осанки.

Состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее

Здоровье – естественное состояние организма, при котором гармонично взаимодействуют все его органы и системы, обеспечивая эффективность приспособительных реакций к изменяющимся условиям внешней среды. Здоровье объективно устанавливается по совокупности антропометрических, клинических, физиологических и биохимических показателей. Эти показатели определяются в соответствии с возрастом, полом, условиями воспитания и обучения, а также с учетом климатических и географических условий.

Для анализа состояния здоровья детских и подростковых коллективов служат такие показатели, как общая заболеваемость, инфекционная заболеваемость; индекс здоровья, процент длительно и часто болеющих; распространенность и структура, процент лиц с нормальным физическим развитием и лиц, имеющих недостатки в умственном и физическом развитии; распределение по группам здоровья.

Заболеваемость является одним из важнейших критериев, характеризующих здоровье детского населения. В широком понимании под заболеваемостью подразумеваются данные о распространенности, структуре и динамике различных болезней, зарегистрированных среди населения в целом или его отдельных группах (территориальных, возрастных, половых и др.).

Заболеваемость (первичная заболеваемость) – число заболеваний, нигде не зарегистрированных ранее и впервые выявленных в данном календарном году.

Распространенность (болезненность) – общее число всех имеющихся заболеваний, как выявленных в данном году, так и в предыдущие годы, по поводу которых больной вновь обратился за медицинской помощью в данном календарном году.

Заболеваемость по обращаемости позволяет установить также кратность обращений, выявить детей, болеющих длительно и многократно и не болевших в календарном году ни разу.

Количество часто болеющих детей в течение года определяется в процентах к числу обследованных. Часто болеющими принято считать детей, которые в течение года болели 4 раза и более.

Читайте так же:  Деньги по уходу за ребенком до 1 5 лет

Количество детей, длительно болеющих в течение года, определяется в процентах к числу обследованных. Длительно болеющими принято считать детей, которые по одному заболеванию болеют более 25 календарных дней.

Количество детей, не болевших за год ни разу, в процентах к общему числу обследованных определяется как «индекс здоровья».

Инвалидность у детей (по ВОЗ) – это значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.

За последние 5 лет число детей-инвалидов всех возрастов увеличилось на 170 тыс. человек, распространенность детской инвалидности составляет 200 случаев на 10000 детского населения. При этом более 65% инвалидов – это дети подросткового возраста (10-17 лет включительно). В структуре причин детской инвалидности ведущее место занимают инфекционные и соматические заболевания (25,7%).

В зависимости от морфологического и функционального состояния органов и систем организма, физического развития и полового созревания, заболеваемости все дети подразделяются на четыре группы (табл.1).

Способ оценки физического развития лиц призывного возраста и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву

Владельцы патента RU 2363377:

Изобретение относится к медицине, в частности к гигиене, и предназначено для оценки физического развития лиц мужского пола в возрасте от 18 до 20 лет. Способ включает измерение соматометрических и физиометрических показателей. В соответствии с их значениями определяют группу физического развития: низкое физическое развитие, пониженное физическое развитие, среднее физическое развитие, повышенное физическое развитие. Способ позволяет оценить уровень физического развития и распределить военнослужащих в соответствии с их функциональными возможностями. 1 ил.

Изобретение относится к медицине, в частности к гигиене, и предназначено для оценки физического развития лиц мужского пола в возрасте от 18 до 20 лет.

По данным исследований, выполненных НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А.Семашко и Научным центром охраны здоровья детей и подростков РАМН, физическое развитие современных детей характеризуется следующими особенностями: грацилизация телосложения, дефицит массы тела, низкорослость, снижение динамометрических показателей и силовых возможностей детей и подростков [9, 14]. Поэтому актуальным является разработка нового способа оценки физического развития лиц призывного возраста и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, позволяющего получить объективные данные о состоянии физического развития индивида, с целью:

проведения профилактических мероприятий по повышению уровня физического развития допризывной и призывной молодежи на этапах подготовки к военной службе (15-18 лет);

определения программы адаптации в начальный период службы;

наиболее адекватного распределения по родам войск и воинским специальностям;

оценки влияния условий службы на состояние здоровья военнослужащих.

Известен способ оценки степени физического развития военнослужащих, основанный на определении таких показателей, как окружность грудной клетки, длина и масса тела [17]. Такой подход не учитывал особенности функциональных резервов организма и его работоспособность.

В настоящее время физическое развитие рассматривается как некоторая условная мера физической дееспособности организма, которая определяет запас его физических сил и суммарный эффект, обнаруживающийся в течение длительного срока [9]. То есть при оценке физического развития, помимо соматометрических показателей, целесообразно учитывать и ряд основных физиометрических показателей, результаты нагрузочных проб, отражающих функциональные резервы таких важных в процессе адаптации к нагрузкам систем организма, как сердечно-сосудистая и респираторная системы, а также показатели работоспособности [1].

Таким образом, в настоящее время отсутствует общепринятая, объективная и доступная методика оценки физического развития подростков призывного возраста и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Вместе с тем, необходимость такой методики обусловливается задачами по комплектованию войск пополнением, способным успешно справляться с выполнением своих служебных обязанностей в соответствии с предъявляемыми, в том числе повышенными, требованиями к физическому развитию и работоспособности [3, 15, 16].

Целью предлагаемого изобретения является объективность оценки степени физического развития лиц призывного возраста и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, повышение качества распределения их по видам и родам Вооруженных Сил.

Поставленная цель достигается измерением ряда соматометрических и физиометрических показателей с последующей их оценкой с использованием математических моделей (моделей дискриминантных функций).

При разработке способа использовались показатели соматометрии (измерение массы и длины тела, окружности грудной клетки в покое, толщины кожно-жировой складки, окружности правого плеча), физиометрии (измерение жизненной емкости легких в покое, силы правой кисти, частоты сердечных сокращений (ЧСС), систолического и диастолического артериального давления в покое (САД, ДАД), результаты выполнения упражнения на скорость (бег на 100 метров), а также оценивались результаты проб — Штанге [7] и нагрузочной пробы с 20 отжиманиями и 20 приседаниями [6]. Всего 19 показателей.

С использованием центильного метода создали эталонную систему классификации групп физического развития [10]. Сущность системы заключалась в следующем. Значения всех оцениваемых показателей в выборке были распределены, в соответствие с общепринятой методикой, по 8 центильным интервалам [5]. Результаты распределения выражались в баллах (от 1 до 8 соответственно). То есть каждый член выборки, соответственно оцениваемому показателю, попадающему в тот или иной центильный интервал, получал балльную оценку. Затем они были пересчитаны с учетом поправочных коэффициентов, полученных при работе экспертной группы [11, 12, 13]. Полученные значения по каждому члену выборки сложили и разделили на количество оцениваемых показателей (19). Получили интегральный оценочный балл по каждому члену выборки. Эти баллы вновь распределили по центильным интервалам. Получили градацию физического развития по 8 группам.

В связи с тем, что распределение значений показателей морфофункционального состояния организма в выборке носили ассиметричный характер, для создания математической модели использовали линейный пошаговый дискриминантный и множественный регрессионный анализ [8]. Создали две модели и определили их согласованность с эталонным способом. Наибольшее согласование было выявлено между результатами оценки физического развития эталонным способом и дискриминантного анализа (R=0,79; p 2 =146,41 — низкое физическое развитие;

(-6,83-5,27) 2 =131,33 — пониженное физическое развитие;

(-6,83-4,22) 2 =122,10 — среднее физическое развитие;

(-6,83-4,09) 2 =119,25 — повышенное физическое развитие.

То же делаем и со значениями F2:

(3,83-4,63) 2 =44,22 — низкое физическое развитие;

(3,83-5,27) 2 =29,38 — пониженное физическое развитие;

(3,83-4,22) 2 =10,82 — среднее физическое развитие;

(3,83-4,09) 2 =0,08 — повышенное физическое развитие.

Складываем полученные значения по каждой группе. Получаем:

44,22+146,41=190,63 — низкое физическое развитие;

131,33+29,38=160,71 — пониженное физическое развитие;

122,10+10,82=132,93 — среднее физическое развитие;

119,25+0,08=119,33 — повышенное физическое развитие.

В соответствии с методикой «наименьших квадратов» наименьшее значение (119,33) соответствует наиболее близкому центроиду, то есть центроиду группы физического развития «повышенное».

1. Баткис Г.А., Лекарев Л.Г. Социальная гигиена и организация здравоохранения. — М., 1969. — С.329-350.

2. Боровиков В.П. Популярное введение в программу Statistica. — М., 1998. — 235 с.

3. Генрих К.Р. Оценка состояния здоровья призывной молодежи крупного промышленного города (1981-1995 гг.). Автореф. дис. … канд. мед. наук. — Н. Новгород, 1996. — 23 с.

4. Григорьев С.Г., Перфилов A.M., Левандовский В.В., Юнкеров В.И. Statgraphics на персональном компьютере. — М., 1992. — 186 с.

5. Гублер Е.В. Информатика в патологии, клинической медицине и педиатрии. — Л., Медицина, 1990. — 342 с.

6. Дюдяков А.А. Гигиеническое обоснование профилактических мероприятий по укреплению здоровья допризывной молодежи в системе образовательных учреждений. Автореф. дис. … канд. мед. наук. — Н. Новгород, 2000. — 26 с.

7. Дубровский В.И. Здоровый образ жизни / В.И.Дубровский. — М., 1999. — 557 с.

8. Ким Дж.О., Мьюллер Ч.У., Клекка У.Р., Олдендерфер М.С., Блэшфилд Р.К. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ. Пер. с англ. / Под ред. И.С.Енюкова. — М., Финансы и статистика, 1989.

9. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков / В.Р.Кучма. — М.: Медицина. 2001. — 382 с.

10. Матвеева Н.А., Усанова Е.П., Кузмичев Ю.Г. Оценка длины и массы тела, артериального давления и частоты пульса детей с помощью центильных шкал и номограмм. Методические рекомендации. — Горький, 1989. — 12 с.

11. Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). / Д.А.Новиков. — М., 2004. — 67 с.

12. Орлов А.И. Устойчивость в социально-экономических моделях / А.И.Орлов. — М., Наука, 1979. — 263 с.

13. Орлов А.И. Статистика объектов нечисловой природы и экспертные оценки // Экспертные оценки. Вопросы кибернетики. — В.58. — М.: Научный Совет АН СССР по комплексной проблеме «Кибернетика», 1979. — С.17-33.

14. О состоянии здоровья детей в Российской Федерации (по итогам всероссийской диспансеризации 2002 г.) // Доклад МЗ РФ, 2003.

15. Покровский А.В. Состояние здоровья допризывной и призывной молодежи и оптимизация медицинского обеспечения ее подготовки к службе в Вооруженных Силах России: Автореф. дис. … канд. мед. наук. — Н. Новгород, 1999. — 24 с.

16. Постановление Правительства РФ от 1 июня 2000 г. №426. Положение о социально-гигиеническом мониторинге. — 64 с.

17. Руководство по медицинскому обеспечению Советской Армии и Военно-Морского флота. — М.: Воениздат, 1991. — 590 с.

Способ оценки физического развития лиц призывного возраста и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, включающий измерение соматометрических показателей и вычисления уравнений дискриминантных функций F1 и F2, где
F1=88,87-0,05·x1-0,08·x2-0,02·x3+0,03·x4-0,08·x5-0,15·x6-0,04·x7-0,08·х8-0,12·х9-0,10·х10-0,09·х11-0,06·х12-0,01·х13-0,19·х14;
F2=-28,27+0,06·x1+0,02·x2+0,05·x3+0,25·x4+0,01·x5-0,11·x6+0,01·x7+0,02·х8+0,01·х9+0,02·х10+0,01·х11+0,03·х12+0,002·х13-0,24·х14,
где х1 — масса тела, х2 — длина тела, х3 — окружность грудной клетки в покое, х4 — частота сердечных сокращений в покое, х5 — частота сердечных сокращений после нагрузки, х6 — частота сердечных сокращений после восстановления, х7 — систолическое артериальное давление в покое, х8 — систолическое артериальное давление после нагрузки, х9 — систолическое артериальное давление после восстановления, х10 — диастолическое артериальное давление в покое, x11 — диастолическое артериальное давление после нагрузки, х12 — диастолическое артериальное давление после восстановления, х13 — сила правой кисти, х14 — жизненная емкость легких;
полученное значение F1 откладывают по оси абсцисс, а значение F2 — по оси ординат, определяют близость точки с полученными координатами к центроидам групп физического развития, где координаты групп
для первой группы — низкое физическое развитие — F1=5,27, F2=-2,82;
для второй группы — пониженное физическое развитие — F1=4,63, F2=-1,59;
для третьей группы — среднее физическое развитие — F1=4,22, F2=0,54;
для четвертой группы — повышенное физическое развитие — F1=4,09, F2=4,11;
и находят наиболее близкую группу, к которой и относят полученную точку.