Меню

Совместное творчество в воспитании ребенка

Консультация на тему:
Значение совместного творчества детей и родителей в развитии личности ребёнка.

Совместное творчество сближает детей и родителей, помогает лучше узнать друг друга.

Чем творчество может быть полезно для ваших отношений:
• Приятное времяпрепровождение (хорошая альтернатива мультикам).
• Совместная деятельность очень сближает и развивает обоих участников.
• Когда мама рядом и включена в процесс вместе с ребёнком, он чувствует, что он любим!
• Вы можете стать для ребёнка другом, если не просто присутствуете, а делаете вместе.
• Ребёнок чувствует, что вам можно доверять, т.к. вы искренне проявляете интерес к его детским делам.
• Творчество – хороший способ воспитывать в ребёнке черту характера – доводить дело до конца.
• Создание чего-то нового дает ребёнку ощущение собственной значимости (Я МОГУ!)
• Если вы расставляете детские поделки в квартире, вешаете рисунки на зеркала, шкафы или у вас есть для это специальная полка в зале (не в детской комнате) – это даёт ребёнку ощущение, что его в вашей семье уважают и принимают за равного.

А в чем польза творчества для родителей? Да еще и для детей?

Творчество обладает огромным целительным потенциалом, помогает родителям справиться со стрессом, депрессией, разобраться в своём эмоциональном состоянии, выразить свои чувства и переживания, почувствовать себя счастливым, а жизнь сделать более яркой и насыщенной. А дети видят, что родители чем-то увлечены, получают удовольствие от творческого процесса. Что родитель в поиске чего-то нового, красивого, вдохновляющего. Что они берут что-то обычное и делают из этого что-то необычное! Ведь мы так хотим, чтобы наши дети выросли людьми творческими, способными нестандартно мыслить и принимать нестандартные, но эффективные решения.

Наблюдая за родителем в творческом процессе, помогая, посильно, в этом деле, ребёнок учится тому, чему не научишь словами. Что творчество — это просто и естественно. Что если есть ситуация, то можно найти и решение. А как же иначе, ведь моя мама (или папа) делает это постоянно, я это постоянно вижу, когда она рисует, декупажит, варит мыло или готовит!

Когда ребёнок ещё очень мал, его можно сравнить с человеком, который видит вокруг себя множество игр и важных дел, смысл которых от него ещё ускользает. И по началу, только действия родителей и тех, кто близко окружает ребёнка, показывает ему каковы правила этих игр и смысл различных происходящих вокруг событий. Казалось бы, причём здесь творчество родителей? Ведь молодым родителям не продохнуть от новых забот. Всё очень просто! Если мама находит несколько минут, естественно не в ущерб малышу, чтобы заняться любимой вышивкой или декупажем, то малыш впитывает это с молоком матери. Для него естественно, что мама (и папа) имеют творческую жилку и любимое занятие. Для него естественно, что люди творчески подходят к жизни, а как же иначе, ведь мои родители именно так и живут! Для него естественно искать себе творчество по вкусу и многое пробовать! Этому не научить разговорами, нравоучениями и лекциями. Ребёнок уверен: всё происходящее в семье имеет к нему отношение. Ничто не ускользает от внимания детей, будет иллюзией думать, что взрослая жизнь им непонятна и неинтересна. Дети необыкновенно восприимчивы по отношению к нам, нашему эмоциональному состоянию, и даже погрузившись в игру или мультики, все слышат и запоминают. А уж если им разрешить самим принять участие в вашем творчестве, в каком-то виде, или просто попутно объяснять, что вы сейчас делаете и зачем – это точно не пойдёт мимо вашего ребёнка! Так что не стоит мучить себя совестью, что вы не всё отдаете на благо своему любимому чаду, но и для собственного удовольствия занимаетесь любимым творчеством! Так вы вводите ребёнка в мир прекрасного и волшебного, которое можно создать своими руками вокруг себя!

Подведём итоги:

· Поощряйте ребёнка заниматься творчеством.

· Устраивайте совместные творческие посиделки.

· Получайте удовольствие от творчества и искренне восхищайтесь творческим процессом и творениями вашего малыша!

· С раннего детства покажите крохе, что творчество естественно и приносит удовольствие.

· Занимайтесь своим творческим процессом рядом с ним, и объясняйте понемногу, что вы делаете и зачем.

· Постепенно разрешайте и ему поучаствовать в том, что вы делаете!

Программа по формированию навыков продуктивной деятельности через совместное творчество детей и родителей «Мастерская совы»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность дополнительной программы.

Дополнительная программа «Мастерская совы» имеет социально-педагогическую направленность и реализуется в Социальном центре – SOS. Мурманск с 2016 года.

Программа составлена на основании действующего Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 21.12.2012 г., приказа Минобрнауки «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам» № 1008 от 29.08.2013 г., письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Данная программа направлена на формирование и развитие навыков продуктивной деятельности детей и родителей через совместное творчество. Рассчитана на детей в возрасте от 3 до 18 лет и их родителей.

Актуальность программы.

На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных объединений, но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает. Семья, дом, дети являются одной из составляющих развития человеческой личности. Семья придает детям ощущение собственной принадлежности к клану и уникальной индивидуальности. Она является или, по крайней мере, должна являться источником эмоциональной поддержки и утешения, тепла и воспитания, защиты и безопасности. Семейные взаимоотношения дают детям незаменимое чувство того, что их ценят, и предоставляют жизненно необходимую сеть исторических связей и социальной поддержки. В каждой здоровой семье присутствует взаимность — получение и отдача своей любви — и сопереживание каждым членом семьи.

Семья — это нечто большее, чем просто группа отдельных личностей. У нее есть собственные цели и стремления. Помимо этого, семья служит местом, где каждый ребенок и взрослый должен чувствовать, что он особенный, и получать поддержку, чтобы следовать и добиваться своей цели и исполнения мечты; это место, где индивидуальность каждого должна раскрываться [26].

Влияние родителей на детей нельзя недооценить. Оно начинается в самый ответственный момент развития ребенка, когда закладываются основы человеческой личности, и продолжается всю жизнь. Именно от отца и матери зависит, как будет проходить процесс социализации ребенка, то есть его обучения жизни в обществе.

Родители передают детям свой жизненный опыт. Прежде всего, происходит это через совместную деятельность, в которую необходимо включать творчество.

Совместное творчество детей и родителей способствует:

  • формированию доверительных отношений между ними, дружелюбной атмосфере в доме;
  • положительному влиянию на развитие ребенка;
  • формированию навыков взаимодействия и сотрудничества;
  • стимуляции всестороннего развития ребенка;
  • совершенствованию моторных навыков;
  • формированию мыслительных процессов;
  • осознанию собственной индивидуальности, раскрытию творческого потенциала;
  • восполнению недостатка родительского внимания, ведь родители обычно весь день проводят на работе;
  • формированию интересного и увлекательного времяпровождения друг с другом;
  • появлению положительных эмоций;
  • созданию условий для самовыражения ребенка;
  • созданию условий для ощущения значимости ребенка [10].

Однако современные родители оставляют воспитание, обучение и развитие своих детей на откуп общеобразовательным учреждениям. Зачастую, родители мало интересуются успехами своих детей. Заинтересовать их очень трудно, а привлечь к совместной деятельности практически невозможно. А ведь именно в совместной деятельности и происходит полноценное развитие ребенка.

У каждого ребенка есть своя Зона Ближайшего Развития — это то, что ребенок уже умеет делать вместе со взрослым, но еще не способен сделать самостоятельно. Именно эти умения ребенок готов осваивать в ближайшем будущем. Для того чтобы чему-то научить ребенка, нужно сделать это вместе с ним. И сделать несколько раз. Сначала он просто посмотрит, потом внесет свой минимальный вклад, а потом уже сможет сделать сам. И в этом основная роль принадлежит родителям. Н.Д.Бертрам писал: «Вещь, сделанная самим ребёнком, соединена с ним живым нервом, и, что передаётся его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдёт по чужому, фабричному, и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий» [19].

Очень трудно донести до родителей значимость совместного творчества, что ребенка надо не только накормить, одеть, уложить спать, но и общаться с ним, научить его размышлять, думать, сопереживать, мастерить. А как здорово всё делать вместе — играть, гулять, разговаривать на разные темы, делиться секретами, придумывать разные истории, делать поделки, читать книжки и даже смотреть мультики.

Для ребенка в возрасте трех-четырех лет взрослый – это целый мир, такой загадочный и неизведанный. Ему интересно все, что мама и папа делают, о чем они говорят и т.д. И если родители будут делать то, что малышу нужно и полезно, то и малыш будет воспринимать это как норму. Это полезно и для становления адекватной самооценки детей. Ведь когда ребенок получает похвалу от значимого взрослого, он чувствует себя действительно важным и ценным, понимает, что старался не зря. А когда мама в процессе совместного творчества немного помогает и направляет его, он понимает, что нет ничего невозможного, было бы желание. «Творчество, — пишет психолог В.В.Давыдов, — является уделом всех, … оно обязательно должно являться нормальным и постоянным спутником детского развития» [30].

Читайте так же:  Новообразования младшего школьного возраста презентация

Изучение вопроса совместного творчества в семьях с высоким уровнем социального сиротства, находящихся на социально-психологическом сопровождении в проекте укрепления семьи «Вместе с мамой» (г. Мурманск), показало, что совместному творчеству родителей с детьми уделяется мало внимания. В основном домашние занятия ограничиваются рисованием или раскрашиванием с ребенком. У большинства родителей просьба специалистов образовательного учреждения, которое посещает (ют) их ребенок (дети), выполнить творческую работу дома вместе с ним (ними) вызывает чувство тревоги, страх, неуверенность, ведь они считают, что «ничего делать руками не умеют». Опыта публичного представления семейных изделий не имеют. Отсутствие совместной продуктивной деятельности с детьми объясняют дороговизной материалов для творчества, а также ненужностью данной деятельности в развитии ребенка.

Таким образом, одним из основных направлений работы специалистов проекта укрепления семьи «Вместе с мамой» (г.Мурманск) становится поиск путей совершенствования семейного воспитания, направленных на решение задач по формированию навыков продуктивной деятельности детей и родителей через совместное творчество.

На основании вышесказанного, специалистами проекта укрепления семьи «Вместе с мамой» частного учреждения социального обслуживания «Социальный центр – SOS Мурманск» была разработана и апробирована программа «Мастерская совы».

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Цель программы – создание условий для формирования и развития навыков продуктивной деятельности детей и родителей через совместное творчество.

Задачи программы для детей:

  • формировать технические умения и навыки в работе с различными материалами: природные материалы (листья, шишки, ветки и др.), искусственные материалы (бумага, картон, пластилин и др.), бросовый материал (пластиковые баночки от йогурта, твердые бумажные коробки из под молока, сока, кефира, спичечные коробки и др.) и инструментами;
  • расширять знания об окружающем мире (природе, свойствах различных материалов др.);
  • закреплять знания о правилах техники безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами.
  • развивать творческие способности, наглядно-образное мышление, внимание, память;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • развивать произвольность, усидчивость, целеустремленность.
  • воспитывать эстетический вкус, эмоционально-положительное отношение к деятельности и полученному результату;
  • вызывать интерес к окружающему миру, воспитывать любовь к природе;
  • воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание довести начатое дело до конца.

Задачи программы для родителей:

  • раскрывать важность совместной продуктивной деятельности с детьми;
  • развивать интерес к совместной продуктивной деятельности с детьми;
  • снимать психологический зажим перед выполнением изделия своими руками;
  • формировать навык работы с различными видами творческих материалов;
  • давать опыт публичного представления семейных творческих работ;
  • повышать уверенность родителей в вопросе исполнения изделия своими руками;
  • формировать позитивное и конструктивное взаимодействие между членами семьи;
  • повышать уровень психолого-педагогической грамотности.

Особенность программы, ее педагогическая целесообразность.

В программе участвуют дети разных возрастов и родители. Такой состав группы имеет следующие преимущественные факторы или позиции:

  • развивающее обучение. Видя пример старших детей в группе, остальные стараются им подражать, осваивая при этом важную информацию с легкостью;
  • саморазвитие. Стремление наследовать поведение и поступки детей постарше приучают к самостоятельности, организованности. При этом старшие дети стараются быть примером, а соответственно, также контролируют свои действия, стараются показать свои знания, навыки, выполнить задание лучше;
  • взаимопомощь. Дети будут стараться помочь друг другу. Это позволяет повысить эффективность обучения, формирует у детей ощущение того, что вместе легче решать любые задачи. В такой группе дети не обижают друг друга, а стараются всячески помогать;
  • ответственность. Взаимодействие детей и родителей является важным фактором. Занятия в группе проводятся преимущественно по принципу совместного изготовления изделия, что не просто дает знания, но и формирует чувство ответственности за общий продукт творчества;
  • получение разносторонних знаний. Дети разных возрастов во время занятий обмениваются мнениями, впечатлениями, а не просто демонстрируют знания. Это дает возможность гармонично всесторонне развиваться;
  • разноплановая социализация. Разновозрастная группа позволяет построить различные варианты общения. Так, ребенок строит связи «ребенок-взрослый», где родитель выполняет роль помощника и соратника, а руководитель выступает в роли наставника и учителя. Также формируется связь «сверстник-сверстник», где появляется опыт общения с равным себе. Третей формой общения выступает «малыш-старший ребенок» и соответственно «младший-старший». Такие варианты общения позволяют оценить различные возможности социализации, дают больше возможностей личностного развития.

При выборе материала для изготовления изделий использован не только привычный для творчества материал (цветная бумага, пластилин, картон, шишки, листья и др.), который используют в своей работе с детьми воспитатели ДОУ, но и так называемый бросовый материал (пластиковые баночки от йогурта, твердые бумажные коробки из под молока, сока, кефира, спичечные коробки и др.). В каждом доме имеется достаточно большое количество «ненужных» вещей и материалов. Все это замечательный материал для всевозможных изделий. Бросовый материал даёт огромные возможности для осуществления фантазий. Самое интересное, что такой материал для изделий всегда находится под рукой. Для того, чтобы смастерить что-то занятное, не нужно идти в магазин, ехать в лес или идти в парк и собирать природный материал. Преимуществом такого материала является то, что он бесплатный и его можно найти у себя дома. В процессе работы дети приобретают трудовые умения и навыки, развивают творческое воображение и конструктивное мышление, осваивают способы работы с различными инструментами, подходящими именно к тому материалу, с которым в данный момент работают. С помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения и технических навыков, способствует развитию конструкторской деятельности детей. А в сотрудничестве с родителем приобретают бесценный опыт совместного творческого взаимодействия.

Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний детей об окружающем мире. Эта тема неисчерпаема, можно бесконечно придумывать новые роли для старых вещей, которые нас окружают и дело не в богатстве или в бедности, дело в нравственном к ним отношении.

Самое главное научить детей и родителей переживать чувство радости от совместно выполненного продукта творчества, приучать их преодолевать трудности друг с другом, формировать у них желание «творить» вместе дома, фантазировать на тему использования в творчестве тех или иных материалов.
Для проведения занятий необходимым условием является наличие помещения, в котором будет достаточное количество мест для совместной творческой деятельности участников программы. Также необходимо подготовить расходные материалы, соответствующие тематике занятий и безопасные для детей инструменты. Желательно при проведении занятий иметь демонстрационную технику (ноутбук, проектор).

Возраст детей, срок реализации.

Программа рассчитана на детей в возрасте от 3 до 18 лет, родителей.

Срок реализации: 1 год 2 месяца, 44 академических часа.

Этапы образовательного процесса.

Программа включает в себя три блока:

Психодиагностический блок

Включает в себя:

  • Анкету для родителей «Семейное творчество» [Приложение 1].
    Цель – получение и анализ информации об отношении родителей к совместному творчеству с детьми. Она заполняется родителями на первом занятии.
  • Диагностику базовых позиций продуктивной деятельности в семье для развития совместного творческого процесса детей и родителей [Приложение 2].
    Цель – получение информации о наличии базовых позиций продуктивной деятельности в семье для развития совместного творческого процесса детей и родителей. Диагностика проводится до включения родителей и детей в программу на занятиях по ручному труду, а затем после их участия в программе.

Основной блок

Заключается в непосредственной реализации самой программы. На данном этапе проводятся планируемые занятия. По программе запланировано 14 занятий, периодичность их проведения составляет один раз в 3-4 недели. Продолжительность мероприятий около 3-4 академических часа. Первое и заключительные занятия более длительны по времени, чем все остальные. Первое занятие направлено на включение родителей в понимание значимости участия в программе, осознание ее целей и задач, знакомство участников, сплочение детей и родителей в процессе игровых упражнений. Заключительное занятие предполагает подведение итогов программы, получение обратной связи от её участников, вручение памятных подарков. Каждое занятие состоит из следующих этапов: организационный момент; вводная беседа; физическая минутка; рассматривание образца изделия; показ приемов изделия, правила техники безопасности и личной гигиены; закрепление последовательности изготовления изделия; пальчиковая гимнастика; самостоятельная работа детей и родителей по изготовлению изделия; анализ совместных работ руководителем; чаепитие.

Заключительный

Включает в себя: диагностику произошедших изменений, личностных состояний и внутрисемейных отношений участников по результатам участия в программе.

Формы и режим занятий.

Формы проведения занятий различны: индивидуальные, групповые. Предусмотрены как теоретические – вводная беседа (рассказ специалиста), беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, — так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских работ, непосредственное изготовление изделий.

Читайте так же:  Лечение кашля и поноса у детей

Режим занятий: 1 раз в месяц в субботу.

Основные принципы работы с участниками программы.

  • Принцип безопасности. Перед каждым мероприятием проводится инструктаж по технике безопасности. Ответственность за жизнь и здоровье детей во время проведения мероприятий несут родители.
  • Принцип «Не навреди!». Вся информация, предлагаемая участникам, не должна наносить вред, должна быть тщательно взвешена и проанализирована.
  • Принцип практикоориентированности информации. Вся информация предлагаемая участникам, должна быть доступной и полезной в жизни.
  • Принцип наглядности. «Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский) [29].
  • Принцип доброжелательности. Проявление уважения к каждому участнику, признание ценности личности самой по себе, ее неповторимости и целостности, создание положительной мотивации и атмосферы доброжелательности, доверия, способствующей эффективному развитию каждого участника.
  • Принцип безоценочности. Отсутствие оценочных суждений, направленных в адрес участников программы.
  • Принцип учета жизненного опыта участников. Содержание занятий, ролевые ситуации, язык изложения должны быть понятны и доступны участникам программы.
  • Принцип конфиденциальности. Каждый участник программы имеет возможность выразить свои чувства, переживания, мысли, при этом исключено разглашение любой информации, полученной о человеке.
  • Принцип обратной связи. При реализации программы необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности участников группы, степень открытости — закрытости в процессе общения, предоставление исчерпывающей информации и возможности проведения индивидуальных бесед и консультаций.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

В ходе занятий по формированию навыков продуктивной деятельности детей и родителей посредством совместного выполнения изделий из различных материалов получены следующие результаты:

  • сформирован навык по проведению совместной продуктивной деятельности детей и родителей;
  • привит интерес к занятию продуктивной деятельностью вместе;
  • у родителей снят психологический зажим перед выполнением изделия своими руками;
  • приобретен опыт публичного представления семейных творческих работ;
  • уровень психолого-педагогической культуры родителей повысился;
  • сформированы технические умения и навыки в работе с различными материалами: природные материалы (листья, шишки, ветки и др.), искусственные материалы (бумага, картон, проволока, пластилин и др.), бросовый материал (пластиковые баночки от йогурта, твердые бумажные коробки из под молока, сока, кефира, спичечные коробки и др.) и инструментами;
  • у детей расширены знания об окружающем мире (природе, свойствах различных материалов др.);
  • закреплены знания о правилах техники безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметам;
  • раскрыта важность совместной продуктивной деятельности с детьми;
  • уровень развития мелкомоторных функций повысился;
  • активизировались мыслительные и познавательные процессы у детей и родителей.

В течение периода реализации программы проводится отслеживание промежуточных результатов с помощью следующих способов диагностики:

  • наблюдение;
  • анализ выполнения упражнений и индивидуальных творческих работ;
  • анализ участия детей в выставках, фестивалях, соревнованиях в образовательных организациях, учреждениях;
  • изучение активности детей в процессе коллективной творческой деятельности.

В начале проведения программы и после ее окончания дети выполняют задания, на основании которых проводится итоговая диагностика успешности усвоения детьми программы.

Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому применяются различные критерии, такие как:

  • текущая оценка достигнутого самим ребенком совместно с родителем;
  • оценка законченной работы, изделия;
  • активность на занятиях;
  • участие в выставках, организованных в образовательных организациях, центрах и др.;
  • реализация ребенком собственных идей, задумок.

Формы подведения итогов реализации программы.

Основной формой итогового контроля являются результаты диагностики, анкетирования, а также активное участия родителей и детей в выставках, творческих проектах, проводимых образовательными организациями, учреждениями.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное, коллективное творчество совместно с родителями и участниками программы. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению изделий из различных материалов, дают возможность детям и родителям сделать подарок своими руками на тот или иной праздник близким, друзьям, участвовать в выставках, фестивалях по ручному труду без страха получить опыт неудачи. На занятиях в процессе изготовления изделия обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию.

Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия. Она включает в себя 14 занятий.

Каждое занятие состоит из следующих этапов: организационный момент; вводная беседа; физическая минутка; рассматривание образца изделия; показ приемов изготовления изделия, правила техники безопасности; закрепление последовательности изготовления изделия; пальчиковая гимнастика; самостоятельная работа детей и родителей по изготовлению изделия; анализ совместных работ руководителем; чаепитие.

Сайт для воспитателей детских садов

Консультация для родителей
Тема: «Роль совместного творчества в семье»

Творчество детей — это мир ярких удивительных образов, с помощь которых они передают свои впечатления об окружающей их действительности.

Многие родители считают: главное — восхищаться любимыми детскими работами, оберегая «внутренний мир» ребенка, давать возможность без всякого вмешательства с их стороны выражать свои мысли и чувства.

Такое отношение к детскому творчеству ошибочно. Конечно, не следует навязывать ребенку свое видение, свои вкусы, но научить ребенка навыкам и умениям необходимо.

Как достигнуть должного уровня детского творчества?

В каком возрасте оно возникает?

Каковы его источники?

Почему родители должны обращать внимание на проявление творческих способностей у ребенка?

Беседуя с родителями можно отметить: как правило, детское творчество раньше проявляется в тех случаях, когда дети наблюдают аналогичную деятельность взрослых и начинают им подражать.

Детское творчество активизирует процесс обучения: развивающиеся в процессе творчества инициатива, самостоятельность и активность побуждают детей осваивать знания, навыки, умение, формируют у них способность к самообучению и саморазвитию.

Чтобы деятельность ребенка носила действительно творческий характер, необходимы определенные условия.

Прежде всего, связь обучения с жизнью: родители должны знать и понимать, что ребенка может заинтересовать, то, что связано с его непосредственным опытом и окружением. Важно также, чтобы новые знания и умения он мог применить.

А в связи с тем, что восприятие дошкольников является чувственным (для них важно потрогать, увидеть, «почувствовать» реалии этого мира), познание мира должно носить наглядный характер.

Для создания творческой атмосферы в семье необходимо также предоставление ребенку свободы. Родители должны учиться понимать своего ребенка, помочь ему убедить родителей, что в приобщении ребенка к творчеству главную роль играет не методика, а терпение, понимание, деликатность, доброта и вера.

Родители, приобщаясь к детскому творчеству, приобретают практические умения, благодаря которым они могут вместе с детьми заниматься и творить.

Во время осенних прогулок, изображая красоту осеннего леса, родители увлечённо вместе с детьми рисуют. Это ценно, как общение, ведь ничто так не сближает детей и родителей, как совместная деятельность и в то же время взрослый всегда имеет возможность помочь своему ребенку справиться с затрудненными, возникающими в процессе деятельности, а также увлечь, заинтересовать личным примером.

Одной из форм работы с родителями являются выставки совместного творчества. Родители должны быть вовлечены в процесс развития творческих способностей детей. Родители проявляют интерес, увлекаются, создают много разнообразных совместных с детьми поделок и активно участвуют в выставках: «Золотая осень», «Новогодняя сказка», «Мой любимый город» и т.д. Родители оставляют отзывы о выставке.

Развивая творческие способности и творческую индивидуальность детей через разнообразную совместную деятельность, мы помогаем им осваивать мир красоты и добра. Совместно с родителями дети успешно овладевают основами изобразительной грамоты, которая открывает им путь к пожеланию изобразительного искусства и красоты окружающего мира.

Дети и родители. Совместное творчество

В дошкольном воспитании для успешного развития ребенка огромную роль играет сотрудничество родителей и педагогов, так как от взаимопроникновения в интересы друг друга зависит успешность и эффективность воспитательно-образовательного процесса в любой работе с детьми.

В нашей работе мы не только сотрудничаем с родителями, но и включаем их в процесс развития ребенка.Так как родители присутствуют на каждом нашем занятии, и мы называем их «группой поддержки», то при необходимости дети обращаются к ним за помощью. Использование в практике такой формы как совместное творчество или сотворчество детей и взрослых, не встречает сопротивления ни с какой стороны, наоборот, в процессе сотворчества дети легко учатся, быстро осваивают необходимые навыки, а родители учатся доверять ребенку и давать ему возможность проявлять самостоятельность не переживая за конечный результат. Ведь взрослым всегда хочется, чтоб работа была выполнена, на их взгляд, хорошо, а ребенок еще не умеет делать как взрослый а смириться с такой позицией взрослый не хочет.

Так в конце года с детьми из группы от 4 до 5 лет и родителями была выполнена работа, которую мы назвали «Весна. Тропинка цветов».

Родители вырезали из бумаги цветы, а дети под руководством взрослых выполняли работу в цвете.

Важным в сотворчестве является: во-первых, обстановка, в которой любой ребенок спокойно выполняет задание впервые; во-вторых, навык, который приобретают дети в процессе работы; в-третьих, равные шансы при выполнении задания, а это, в свою очередь, влияет на формирование адекватной самооценки; в-четвертых, хорошее настроение, потому что любая коллективная работа всегда интересна.

Читайте так же:  Больничный лист по уходу за ребенком до 7 лет за счет фсс

В содружестве со взрослым для дошкольника отсутствует опасность, что работа не получится, так как им помогают родители. Кроме всего, сотворчество укрепляет доверительные, дружеские отношения между детьми и взрослыми, а так же формирует позитивное отношение к работе. Так в содружестве с детьми можно придумать много интересного для дома или для дачи. Главное определить, какая роль отводиться ребенку.

Доверяйте своим детям, учите их аккуратно выполнять любую работу и они не будут огорчать вас в будущем. Удачи!

Совместное творчество с детьми стимулирует и творческий потенциал мамы

Всем привет! Сегодня с нами замечательная дважды мамочка Алена
http://www.baby.ru/u/dpakowe4ka/

Расскажи нам немного о себе и своей семье?

Добрый день! Меня зовут Алена Юханова, мне 29 лет, я лингвист-переводчик, репетитор иностранных языков. Вместе с мужем растим сына (5 лет) и дочку (2,5 года). Очень любим путешествовать, особенно, на машине. Чувствуется подлинный дух свободы!

На фото: Семья Алены

Как появление детей изменило твою жизнь?

Раньше ритм жизни был очень быстрым: я была трудоголиком, уделяла много времени самообразованию, занималась спортом. Смысл жизни виделся в постановке целей и их достижении, некогда было остановиться и наслаждаться моментом, все время нужно было бежать. При этом я всегда хотела семью и много детей. С их появлением жизнь стала размереннее. Когда родился сын, я не могла от него оторваться: буквально дышала им, хотела запомнить каждый момент, который дарило мне материнство. При этом я прислушивалась к советам «бывалых», мол, отдыхай больше, потом не будет такой возможности. Я отсыпалась, а когда спать уже не хотелось, вспомнила свои прежние увлечения, на которые раньше не хватало времени: вышивание, вязание. Надо сказать, что я не из тех, кто в декрете скучает и жаждет выхода на работу. У меня наконец-то появилось время, чтобы увидеть настоящую жизнь, заключённую в ежедневных моментах: улыбках, детском смехе, играх, прогулках. С сыном я заново открывала для себя мир и искала ответы на вопросы, которые раньше меня не особо интересовали. Совместное творчество с детьми стимулирует и творческий потенциал мамы. Мне всегда хотелось научиться рисовать, и именно в декрете я нашла время, чтобы взять несколько уроков живописи. Декрет для меня — это время возможностей.

На фото: Алена с сыном на прогулке

Как ты пришла к тому, что хочешь развивать своих детей самостоятельно?

В детстве я хотела стать учителем. Даже брата заставляла играть со мной в школу. Ну, как заставляла? — Конечно, мы договаривались: в обмен я играла с ним в солдатики и машинки. Дети всегда сопровождали меня: в нашей большой семье я рано стала тётей. Когда мне было 7 лет, у меня появилась двоюродная племянница, потом число племянников стало увеличиваться. У подруги детства при мне появилась сестра, нам было по 10, и мы её нянчили: меняли памперсы, гуляли, потом забирали из сада. Во дворе мы играли со всеми: не только с ровесниками, но и с малышами. Поэтому я прекрасно представляла себе, что такое дети, и не строила иллюзий. Уже в старших классах школы у меня состоялся педагогический дебют — у нас проводились дни самоуправления, когда дети становятся учителями и полноценно проводят уроки. Конечно, предварительно мы к этому готовились наедине с преподавателем. Когда у меня появились дети, я осознала свою ответственность за их воспитание, обучение. Я не хочу складывать её на чужих людей и учреждения, а потом предъявлять претензии. Я не хочу однажды зайти в комнату к сыну и обнаружить там абсолютного чужого мне 15-летнего человека. Конечно, придётся делегировать какие-то полномочия, вряд ли мы обойдемся без школы. Но научить, что такое «хорошо» и что такое «плохо» — задача моя как родителя. А также дать любовь, ласку, обеспечить надёжный тыл для гармоничного развития ребёнка.

На фото: детки Алены

Пользуешься ли ты специальными методиками для развивающих занятий или следуешь интуиции?

У меня нет ни плана занятий, ни определённой методики. У меня нет педагогического образования, поэтому и нет стереотипов и рамок. Я полагаюсь не только на интуицию, но также изучаю опыт и рекомендации специалистов — сторонников естественного развития. Это не про то, как чему-то научить ребёнка, а про то, как развить в нем необходимые качества, высвободить его творческий потенциал, не подавить его природную любознательность, не отбить интерес к последующей учебной деятельности.

Как часто ты занимаешься с детками? Какие задания нравятся им больше всего?

С детьми я занимаюсь нечасто (если иметь в виду занятия с привлечением учебных пособий с целью получения определённых знаний и навыков: письма, счёта, чтения и т.п.), я не сторонник раннего обучения, но при этом я не против раннего развития. Поэтому с детьми мы общаемся, играем, гуляем, занимаемся творчеством. Очень важно уделять внимание физическому развитию ребёнка. А то сейчас бывает такое, что девочка хорошо считает и рассказывает стихи, но при этом неуклюжа, постоянно падает и не умеет ловить мяч. Именно хорошее физическое развитие стимулирует развитие интеллектуальное.

На фото: доченька Алены

Кроме улицы, где можно много бегать, прыгать и лазать, можно организовать «макромоторные» игры дома — дартс, кегельбан, кольцеброс, мини-баскетбол и т.п. Детей не обманешь. Как ни старайся в городе найти им занятия, их все равно на природу тянет. Покопаться в песке, повозиться с водой, кидать камешки, собирать шишки… Поэтому стараюсь больше времени с ними проводить на улице, особенно летом. Вообще при таком подходе сложно сказать, что дети любят больше всего — им нравится все! Они же дети, и от природы любознательны. Если не отбить им охоту занятиями «по программе», то они будут и лепить, и рисовать, и раскрашивать, и наклейки клеить, и книжки слушать, а потом и читать, и лабиринты обводить, а потом и писать… Так, от игровой деятельности к 7 годам плавно переходим к деятельности учебной. Всему своё время, не стоит торопиться.

На фото: игры с водой и красками

У тебя двое чудесных деток, как ты считаешь, кого воспитывать сложнее: дочку или сына?

Сложно сказать. Сын — он первенец, и с ним мы каждый раз открываем для себя новые этапы взросления, вырабатываем тактику поведения. Кажется, что дочка просто повторяет этот путь, и, вроде бы, все уже знакомо. Но она другая, поэтому на этом «знакомом» пути мы сталкиваемся с её новыми реакциями. Это требует изменения подхода, понимания, что все дети разные, и невозможно воспитывать конвейерным методом.

Какие качества ты бы хотела воспитать в сыне и дочке?

Самое главное для меня — воспитать в детях человечность, не дать им обозлиться на окружающих. Для меня дико, когда у человека вроде и образование есть, а он в метро притворяется спящим, чтобы старушке место не уступить. Или беременной. Полюби ближнего своего, как самого себя. И не важно, сколько при этом ты будешь знать языков. Также для меня важно научить их жить в семье, понимать свои обязанности, чтобы потом им было не страшно создавать свои семьи, чтобы они не бежали от малейших трудностей.

На фото: малыши на отдыхе

Какие принципы воспитания ты соблюдаешь? Есть ли у тебя пример для подражания?

Воспитание — это не набор правил, тут невозможно составить инструкцию и строго ей следовать. Во всем нужен гибкий подход и адаптивность. Самый главный принцип — родительская согласованность. Если мама говорит «да», а папа «нет» — от этого бывают нервные дети. Все, что касается безопасности, обсуждению не подлежит. Идём через дорогу — беру детей за руки, даже если они вырываются. Веду и приговариваю: «Дорога кончится — сам пойдешь». Очень важно, чтобы все участники воспитательного процесса (бабушки, дедушки, родственники, учителя) не подрывали родительский авторитет. Очень страшно, когда ребёнок теряет ориентиры, когда родительского авторитета нет.

Конкретного примера нет, я изучаю опыт разных людей, которых уважаю и чьи взгляды на жизнь и воспитание совпадают с моими. Если где-то не хватает знаний или опыта, советуюсь со специалистами, изучаю литературу по психологии и педагогике.

На фото: творческий процесс

Что бы ты хотела пожелать нашим читателям?

Хочется пожелать мира и гармонии в семье. В жизни нет такого, чтобы «повезло» или «не повезло» — мы сами способны влиять на ситуацию и отношения с людьми. Просто часто не хотим ничего менять в себе, но требуем, чтобы другие были идеальны и делали все, как мы хотим, чтобы нам было легко и комфортно. Счастливые семьи — это всегда результат работы, в первую очередь, над собой. Я как-то услышала хорошую фразу, которая с тех пор стала моим девизом брачной жизни: «Счастливый брак — это когда супруги каждый день соревнуются, кто кого любит сильнее». Желаю вам никогда не проигрывать.