Меню

Социально-педагогическая коррекция воспитания ребенка

КОРРЕКЦИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ. ТИПИЧНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ, ТРЕБУЮЩИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

В процессе социализации, социального воспитания человека важно предупредить различные отклонения, а при их возникновении обеспечить целесообразную коррекцию, направляя его социальное развитие. Важно увидеть исключительность ситуации для данного человека и уметь скорректировать его развитие и воспитание для подготовки к жизни в обществе. Этими проблемами занимается социально-педагогическая коррекция.

В результате изучения главы 31 студент должен:

знать

  • • сущность коррекции в социальной педагогике;
  • • особенности коррекции недостатков характера, преимущественно обусловленных эмоционально-волевыми особенностями ребенка;
  • • сущность и особенности коррекции воспитательной деятельности;

уметь

  • • организовывать коррекцию недостатков характера преимущественно обусловленных эмоционально-волевыми особенностями ребенка;
  • • организовывать коррекцию воспитательной деятельности;

владеть

  • • методами организации коррекции недостатков характера, преимущественно обусловленных эмоционально-волевыми особенностями ребенка;
  • • методами организации коррекции воспитательной.

Сущность коррекции в социальной педагогике

Воспитание ребенка, целенаправленное или нецеленаправленное (намеренное или ненамеренное), начинается с его рождения. Младенец уже с первых своих дней восприимчив ко всяким привычкам. По данным исследователей, характер ребенка образуется между двумя и четырьмя годами. Если в это время на воспитание смотреть сквозь пальцы, то для исправления ошибок в последующем потребуются больше усилий.

Именно в раннем возрасте складываются «дефекты» характера ребенка, – те недостатки, которые создают существенные трудности в жизни и деятельности для его самого и для окружения. Родители часто упускают это: одни – по незнанию и своей неопытности, другие – в силу родительского пристрастия или, наоборот, грубого и жестокого отношения, третьи – вследствие полного безразличия к воспитанию. В процессе роста ребенка идет формирование его своеобразия. Предупредить негативные явления в формируемой личности, скорректировать развитие и воспитание – важнейшая и сложная проблема, стоящая перед воспитателем.

По данным исследований значительная часть детей и подростков имеет отклонения, обусловленные не генетическими, а социальными причинами и воспитанием. Подобную категорию детей известный отечественный врач и педагог Всеволод Петрович Кащенко (1870–1943) называл исключительными, подчеркивая, что врачи и педагоги имеют дело с аномалиями, обусловленными не только органическими недостатками, но и отклонениями при изначальной нормальной психико-соматической конституции, вызванными неправильным образом жизни, неблагоприятными условиями и недостатками в воспитании.

Всякое отклонение в развитии и воспитании представляет собой отдельный случай, который требует индивидуального подхода в диагностике и коррекции. Исходными установками в работе с ребенком, но мнению В. П. Кащенко, должны быть следующие:

  • – ориентироваться на потенциальную социально-психологическую полноценность формируемой личности;
  • – помнить, что воспитание ребенка есть дело величайшей сложности и трудности;
  • – учитывать, что воспитывают ребенка не только родители, воспитатели, учителя, но и все общество в целом, атмосфера и обстановка культуры и быта, живая повседневность, в которой нет мелочей.

Каждый поступок, который видят или слышат дети, каждое слово и даже более того – интонация, с которой оно произносится, являются капельками, падающими в тот поток, который называется жизнью ребенка, формированием его личности. Негативные факторы среды, упущения и просчеты воспитателей отрицательно сказываются на процессе и результате воспитания, что требует коррекционной деятельности.

Коррекционная работа – это целенаправленная деятельность по реализации комплекса индивидуально ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений в его физическом, психическом и нравственном развитии.

В конце XIX – начале XX в. в связи с деятельностью Марии Монтессори (1870–1952) [1] и Жана Овида Де- кроли (1871-1932) [2] появился термин «коррекционно- воспитательная работа». Он использовался применительно к работе с умственно отсталыми детьми. В отечественной педагогике термин применил В. П. Кащенко в работе с детьми, имеющими различные отклонения в процессе воспитания.

В связи с развитием социальной педагогики в России возникла необходимость выделения в ней сферы теории и практики коррекции, коррекционной деятельности в решении определенных воспитательных задач.

Коррекция в социальной педагогике – это система социальных и педагогических мер, направленных на исправление (частичное или полное) процесса и результата социального развития и воспитания ребенка. Она предусматривает целесообразное использование бытовых и средовых условий, комплекса учебно-воспитательных мер, направленных на преодоление определенных отклонений у детей, отражающихся на их социальном статусе, поведении и возможностях самореализации в среде жизнедеятельности.

Коррекционная деятельность в социальной педагогике нередко сопровождается психологической коррекцией (психокоррекцией) и психосоциальной коррекцией. Первая представляет направление реабилитационной, коррекционной и коррекционно-воспитательной работы с аномальными детьми, целью которой является преодоление нарушений психического развития, в первую очередь отклонений в развитии личности. Вторая – это комплекс мер, направленный на преодоление психологических, педагогических и социальных отклонений у человека, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, вследствие внешних или внутренних факторов.

Предметом коррекционной работы в социальной педагогике выступает процесс коррекции отклонений характера, обусловленный своеобразием ребенка и негативным влиянием среды и воспитания. Недостатки характера, требующие коррекции, преимущественно обусловлены эмоционально-волевым своеобразием ребенка. В социально-педагогической коррекции также нуждается сама воспитательная деятельность родителей, лиц их заменяющих, способствующая формированию у ребенка соответствующих отклонений.

В. П. Кащенко рассматривал необходимость, содержание и особенности коррекционной деятельности с медико-педагогических позиций. С одной стороны такой подход связан с тем, что значительная часть детей имела различные патологии, с другой, – с детьми изначально занимаются врачи – педиатры. Они совместно с педагогами имеют возможность создать наиболее благоприятные условия для развития и воспитания каждого ребенка, исходя из его своеобразия.

Примером подобного сотрудничества в современных условиях является деятельность Бонума (Екатеринбург), центра челюстно-лицевой патологии. Врачи выявляют факт патологии с рождения ребенка и организуют комплексную помощь. После преодоления органической патологии на медико-педагогическом консилиуме ставится социально-педагогический диагноз ребенку, на основе которого социальный педагог начинает свою коррекционную деятельность по стимулированию его социального развития и воспитания. Он разрабатывает методики коррекционной работы в условиях детской консультации и дает рекомендации родителям по их использованию в домашних условиях. При необходимости в интересах интеграции совместных усилий в процессе коррекционной работы социальный педагог привлекает других специалистов (логопеда, дефектолога, психолога).

В современных условиях получили развитие медико-психолого-педагогические центры. В них занимаются коррекционной работой с различными категориями детей, имеющих патологии. Однако необходим социальный педагог медицинского учреждения, который мог бы участвовать в медико-педагогическом консилиуме по определению патологии ребенка и на этой основе организовывать помощь родителям в коррекционном развитии и воспитании. При необходимости он направлял бы ребенка в медико-психолого-педагогический центр, в процессе коррекционной работы с ним привлекал других специалистов.

Коррекция любых негативных черт характера дело весьма сложное и топкое. Результаты ощутимы тогда, когда она проводится рационально, систематически и индивидуально.

Типичные отклонения, встречаемые у детей, их причины, проявление и особенности коррекционной работы с ними представлены по материалам разработанными В. П. Кащенко [3] .

  • [1] Итальянский педагог, врач, разработала метод развития органов чувств у умственно отсталых детей, который положительно проявил себя и в работе с нормальными детьми дошкольного возраста. Система Монтессори основана на идеях свободного воспитания. Задачу воспитания она видела в создании таких условий, которые соответствуют потребностям ребенка, помогают выявлять запросы и способности его самовоспитания и самообразования.
  • [2] Бельгийский врач, психолог, педагог, один из представителей нового воспитания. В 1907 г. создал школу, названную «школой для жизни, школой через жизнь», где обучение строилось на основе принципа «свободы ребенка».
  • [3]Кащенко В. П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков: пособие для ссузов и вузов. М.: Изд. центр «Академия», 2000.

Сущность и методы социально-педагогической профилактики;

Профилактика и коррекция в содержании деятельности социального педагога. Специфика коррекционно-развивающей деятельности в системе специального образования.

В каждой конкретной ситуации социально-педагогической деятельности перед социальным педагогом стоит не только проблема выбора оптимальных и эффективных технологий, методик, методов решения проблемы, алле и предотвращения или ограничения негативных социальных явлений и их последствий.

Деятельность, направленная на предотвращение возникновения, распространения или обострению проблем и негативных явлений называется социальной профилактикой (от греч ргоригу1акисо8 — мера) Термин \»профилактика\» заимствован из медицинских знаний, но широко используется в педагогической науке Составной социальной профилактики является педагогическая, правоохор Ронни и медико-оздоровительная профилактики.

Осуществление социальным педагогом комплекса профилактических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения патологий в обществе (алкоголизм, пьянство, наркомания, проституция и др.) и их последствий ов (противоправное, аддиктивное, девиантное, суицидальное поведение, безнадзорность детей, насилие, незанятость т.д.) называется превентивной (превенция — предупреждение, предостережение) социально-педагогической й работой При этом на превентивном уровне профилактика обеспечит предупреждения возникновения различных отклонений — нравственного, физического, психологического и социального аспектов.

Целью социальной профилактики является не только предупреждение проблем и негативных явлений, но и создание условий для полноценного функционирования общества и жизнедеятельности отдельных лиц

Основными направлениями профилактики являются:

· предупреждения возможных социальных проблем в отдельных лиц или групп риска;

· сохранение, поддержку и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей;

· содействие в достижении целей и раскрытии внутренних потенциалов, ресурсных возможностей людей

Выполняя профилактическую функцию социально-педагогической деятельности, специалист:

— организует систему профилактических мероприятий по предупреждению отклонений в поведении;

— влияет на формирование морально-правовой устойчивости личности;

— организует систему мер социально-педагогического оздоровления детей, молодежи и неблагополучных семей

Читайте так же:  Может ли дедушка уйти в отпуск по уходу за ребенком

Недостатком профилактики является то, что она не устраняет индивидуальных проблем личности и не помогает защитить ее от негативного влияния социальных факторов Используя различные методы профилак ческой работы, социальный педагог выполняет просветительскую роль, учит положительного опыта формирования здорового образа жизни, воспитывает те ценности у человека, которые помогут удовлетворить свои потребности нешкид ным чином.

зависимости от стадии развития проблемы, профилактические меры можно разделить на три типа: первичную, вторичную, третичную

Первичная профилактика направляется на сохранение и развитие условий, обеспечивающих здоровье, на сохранение жизни людей, на предупреждение неблагоприятного воздействия на него факторов социальной и природной среды Первичная профилактика является массовой и наиболее эффективною.

Задачей вторичной (ранней) профилактики является деятельность направлена на предотвращение возможных нарушений моральной регуляции Показателем необходимости профилактических мероприятий является характер поведения, который наносит является вред обществу или интересам отдельных лиц (агрессивность, грубость, лживость, леность, драчливость и др.) Нарушения поведения свидетельствует об искажении ценностных ориентаций и недостатки внутрених регуляторов поведения человека.

Третичная, или целенаправленная профилактика — это совокупность мероприятий, направленных на коррекцию поведения, ее переориентацию, а также реабилитацию

Выделяют три уровня профилактики:

1 Общегосударственный, который предусматривает деятельность государства, общества, институтов, направленную на решение противоречий в области экономики, социальной жизни, морально-духовной сфере и др. реализации ия профилактической работы проводится в виде комплексных профилактических программ, кампаний в средствах массовой информации, координированной деятельности сети установоков.

2 специальных уровень состоит в целенаправленном воздействии на негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или проблем Профилактика осуществляется в виде специальных программ, мероприятий, окр ремих действий в рамках учреждения или организации.

3 индивидуальных уровень — это комплекс мероприятий, направленных на отдельную личность, поведение которой имеет признаки проблематичности

распространенными методами профилактики выступают: профилактически-консультативный беседа; диспуты, постоянное наблюдение; теоретические конференции, вечера вопросов и ответов, устные журналы, профилак ские тренинги стимулирование развития новых навыков, моделей поведения; метод нейтрализации конфликтной ситуации, телефоны доверия и анонимные консультации, помощь психиатра, волонтерская работа и и.

Профилактические беседы является распространенным методом социально-педагогической деятельности Индивидуальная вербализация проблемы очень важна потому, что человек начинает слушать не всех вокруг себя, а себя Эффективность беседы зависит от соблюдения следующих этапов:

Первый этап (начальный) — установление эмоциональных контактов с собеседником, проявляя толерантность в общении

Второй этап — установление условия и причины проблемы

Третий этап — формирование новой модели поведения, которая позволила бы предупредить негативное развитие события

Четвертый этап (заключительный) — внутреннее принятие клиентом новой модели поведения и настройки на успех

Во время беседы просят охарактеризовать проблему, рассказать об отношениях с близкими и сотрудниками, о планах на будущее, о поведении во время конфликта и в стрессовых ситуациях, какие качества хар рактеру ценятся в других людях Социальный педагог должен проявлять деликатность и убедительность чтобы привлечь клиента в процесс совершенствования, развивать положительные качеі.

Диспут — метод влияния на становление личности, выработка ее позитивной жизненной позиции Диспут пройдет интересным и эффективным тогда, когда участники ознакомятся с рекомендованной литературой, а социальный пе едагога составит план, определит цель, подготовит ряд вопросов к обсуждаемой теми.

Теоретическая конференция проводится с целью расширения научного мировоззрения, общеобразовательного уровня Проведение конференции требует тщательной подготовки: 1) обнародование даты, времени и места проведения; 2) объявление тематики и доклада и выступлений, 3) определение списка рекомендованной литературы Методика проведения конференции такова: короткое выступление руководителя, 2-3 доклада по 15-20 мин, обсуждение докладов, подведение Длит умкиків.

Проведение вечеров вопросов и ответов требует значительной подготовительной работы: сбор и систематизация вопросов, подбор лекторов и консультантов, определения последовательности их выступлений На такие меры стоит то приглашать не более 3-4 консультантов, чтобы не рассеивать внимание и не утомлять аудиториейю.

Устный журнал состоит из нескольких страниц-устных выступлений, сообщений на 15-20 мин Все слушатели могут выступать в разных ролях: лектора, докладчика, оппонента, комментатора, обозревателя Содержание каждой страницы раскрыто иваеться в различных формах — выступления интересных людей, ответы на вопросы, декламации стихов, исполнение песен, разыгрывание сцен, обзор статей, периодической прессси.

Профилактика должна строиться на основе принципов целенаправленности, плановости, доступности, непрерывности Основным принципом в профилактической социально-педагогической деятельности выступает принцип оп ори на положительные качества личности и педагогического оптимизмам.

Таким образом, проведение профилактики — не кратковременная кампания, а целенаправленный социально-педагогический процесс, который осуществляется планомерно, постоянно, с комплексным охватом различных сфер життедиял льности человека с целью приобретения знаний о негативном влиянии явлений и событий общества Успешность социально-педагогической профилактики зависит от социальной политики, деятельности учреждений образования, охраны здоровья, работы правоохранительных органов и работников культуры, средств массовой информации тощо.

Коррекция в содержании деятельности социального педагога.

Коррекция — (от лат. correctio — исправление) — система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков. Коррекция может выступать как самостоятельное педагогическое явление, как специфические действия, направленные на частичное исправление недостатка или преодоление дефекта, в то же время коррекция может быть составной частью учебно-воспитательного процесса и выступать как педагогическое явление, направленное на изменение формирующейся личности ребенка. В рамках единого педагогического процесса коррекция выступает как совокупность коррекционно­воспитательной и коррекционно-развивающей деятельности.
Коррекционно-воспитательная деятельность охватывает всю совокупность мер педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении. Она направлена на изменение познавательных возможностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы, улучшение индивидуальных личностных качеств, на развитие его интересов и склонностей, трудовых, художественно-эстетических и иных способностей.
Коррекционно-развивающее обучения — это система мер дифференцированного образования, позволяющая решать задачи своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении и школьной адаптации. основная задача данной работы — систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребенка, восполнения его предшествующего развития и обучения, развитие недостаточно сформированных умений и навыков, коррекцию отклонений в познавательной сфере ребенка, подготовку его к адекватному восприятию учебного материала.
Социально — педагогическая коррекция — деятельность специалиста по исправлению тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям, нормам поведения воспитанника.
Основные функции коррекции (по А. И. Кочетову):
— восстановительная — восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у воспитанника до появления дезадаптации, обращение к предыдущему положительному социальному опыту;
— компенсаторная — формирование у подопечного стремления компенсировать ситуации неуспеха в одной сфере жизни успехом в увлекающей деятельности;
— стимулирующая — активизация положительной социально-полезной деятельности воспитанника, оказание эмоциональной поддержки, небезразличное отношение социального педагога к личности подопечного, его поступкам;
— исправительная — исправление отрицательных качеств, использование методов коррекции поведения (убеждение, пример, тренинги, включение в группу поддержки).
Особенности социально-педагогической коррекции агрессивного поведения подростка проявляются в том, что, с одной стороны, она направлена на опережающее формирование позитивных жизненных установок, ценностей, опыта подростка. С другой стороны — объектом ее внимания выступают дети, получившие нежелательный жизненный опыт и оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Коррекционный процесс отличается от психотерапии тем, что ориентирован на клинически здоровую личность, имеющую в повседневной жизни трудности, проблемы социального характера; в данном случае воздействие направлено на изменение поведения и развитие личности. Коррекционное воздействие имеет дело с уже сформировавшимися видами поведения и направлено на их «переделку». Исходя из этого, коррекция как метод комплексного воздействия на подростков для изменения его жизненных установок и навыков поведения предполагает формирование новых конструктивных взаимодействий личности с группой.
Как известно, в структуре агрессивного поведения выделяют несколько взаимосвязанных уровней:
1) мотивация, побуждающая к агрессивному поведению;
2) эмоциональные процессы, сопровождающие агрессивное поведение;
3) процессы саморегуляции;
4) когнитивная переработка информации;
5) внешне наблюдаемые проявления и действия.
Достижение позитивных поведенческих изменений в конкретном направлении является целью коррекции агрессивного поведения. Коррекционная работа осуществляется в форме консультирования, педагогической коррекции, тренингов, психотерапии. При этом используются разнообразные приемы: ролевые игры, игровые упражнения, тренинги в повседневной жизнедеятельности, позитивное подкрепление, групповые дискуссии, способы самоконтроля.
Тактика коррекционных во
здействий должна строиться в зависимости от предлагаемой природы агрессивного поведения ребенка. В одном случае следует игнорировать агрессивную тенденцию и не фиксировать на ней внимание; в другом — включить агрессивные действия в контекст игры; в третьем — не принять агрессию и установить запрет на подобные действия. Исходя из данных заключений, предполагается, что коррекция включает в себя широкий арсенал методов, среди которых ведущее место занимают:
1) коррекция через игру; 2) через творческое самовыражение;
3) через сублимирование агрессии в социально одобряемую деятельность (например, спорт); 4) через участие в тренинговой группе; 5) коррекция с помощью поведенческих методов.
Компенсация — (от лат. compensatio — возмещение, уравновешение) — это сложный, многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых функций организма. В процессе компенсации в организме ребенка происходит формирование новых динамических систем и условных связей, перестройка нарушенных или ослабленных функций. Компенсаторные возможности организма ребенка проявляется на фоне мобилизации резервных ресурсов, активизации защитных средств, сопротивления наступлению патологических процессов в организме. В то же время сопротивляемость дефекту, его компенсация усиливаются при активизации социальных факторов действенной помощи ребенку со стороны педагогов, родителей.
Реабилитация социальная (от лат. rehabilitatio — восстановление) – это процесс включение ребенка с отклонениями в развитии и поведении в социальную среду, в нормальную общественно полезную деятельность и адекватные взаимоотношения со сверстниками.
Процесс реабилитации — это сложное и многогранное явление, поскольку полноценное возвращение в социум происходит через медицинскую реабилитацию (лечении недостатков, ликвидация последствий дефекта), психологическую реабилитацию (снятие психологических комплексов, восстановление психических процессов), педагогическую реабилитацию (восстановление утраченных учебных умений, познавательных навыков, формирование индивидуальных личностных качеств). Реабилитация — это своего рода итог всей коррекционно­педагогической деятельности.
Реабилитация проходит в несколько этапов:
— определение исходного реабилитационного потенциала (социально-бытовая; медико-физиологическая; медико-психологическая; психолого-педагогическая; социально-трудовая);
— составление индивидуальной комплексной программы реабилитации (социально-бытовая; медико-физиологическая; медико-психологическая; психолого­педагогическая; социально-трудовая);
— реализация разработанной программы и ее периодическая корректировка (социально-бытовая; медико-физиологическая; медико-психологическая; психолого­педагогическая; социально-трудовая);
— выдача рекомендаций воспитаннику (социально-бытовая; медико­физиологическая; медико-психологическая; психолого-педагогическая; социально­трудовая).
Ведущий метод реабилитации — создание ситуации успеха и уменьшение эмоциональной значимости конфликта.
Основные этапы реабилитационной работы (по А. Б. Кугану):
I. Определение исходного реабилитационного потенциала:
1. Социально — бытовой аспект — развитие навыков социально — бытового самообслуживания;
2. Медико — физиологический аспект — первичное медицинское обследование, сбор анамнестических данных;
3. Медико — психологический аспект — выявление острых психологических проблем, сбор психологического анамнеза, оказание психологической поддержки при наличии кризисного состояния, патопсихологическое исследование нарушений психического развития;
4. Педагогический аспект — определение уровня образовательной подготовки, составление рекомендаций по обучению, выявление педагогических проблем;
5. Социально — трудовой аспект — выявление отношения к трудовой деятельности, определение профессиональных интересов.
II Реализация разработанной программы и ее периодическая корректировка:
1. Социально — бытовой аспект — адаптация ребенка к условиям жизни учреждения, социально — бытовое обучение и воспитание;
2. Медико — физиологический аспект — периодическое медицинское обследование, назначение курсов медикаментозного и физиотерапевтического лечения, направление на санаторно — курортное лечение;
3. Психологический аспект — периодическая психологическая диагностика, психокоррекция и психотерапия выявленных нарушений адаптации, индивидуальное психологическое
консультирование, включение в группу психологического тренинга;
4. Педагогический аспект — реализация индивидуального плана обучения и воспитания;
5. Социально — трудовой аспект — профессиональная ориентация, воспитание положительного отношения к труду, трудовое обучение.

Читайте так же:  Повышение пособия по уходу за ребенком до 15 лет в 2019

Вернуть детство

Социально – педагогическая коррекция и реабилитация девиантных детей

(составитель – Литяйкина О.Г., к.п.н., доцент)

План

1. Понятие и методы социально-педагогической коррекции

2. Понятие и методы социально-педагогической реабилитации

Понятие и методы социально-педагогической коррекции

Коррекцией принято называть сочетание процесса перевоспи­тания (внесение изменений в ценностные ориентации, установки и т. п.) с позитивными влияниями, предполагающими изменения в развитии личности.

По мнению А.И. Кочетова, коррекция имеет следующие функции:

восстановительную, предполагающую восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростка до появления трудновоспитуемости, обращение к памяти подростка о добрых делах;

компенсирующую, заключающуюся в формировании у под­ростка стремления компенсировать тот или иной недостаток успехом в интересующей его деятельности (в спорте, в труде, в творчестве и т. п.);

стимулирующую, направленную на активизацию позитив­ной общественно полезной деятельности подростка; она осуществляется посредством осуждения или одобрения, то есть небезразличного, эмоционального отношения к личности подростка, его поступкам;

исправительную, связанную с исправлением отрицательных качеств подростка и предполагающую применение разнооб­разных методов (поощрение, убеждение, пример и т. д.).

Коррекция отклоняющегося поведения предполагает в первую очередь выявление неблагополучия в системе отношений ребенка, подростка со взрослыми и сверстниками и корректировку педагоги­ческих позиций учителей, родителей, которая должна способство­вать, в частности, разрешению острых и вялотекущих конфликтов, неблагоприятно сказывающихся на социальном развитии подростка. Кроме того, чрезвычайно важным представляется:

анализ социометрического статуса подростка в коллективе класса, в среде сверстников;

определение места, которое он занимает в системе межлич­ностных отношений;

выяснение того, насколько оправдываются его престижные ожидания;

выяснение того, имеет ли место психологическая изоляция, поиск ее корней и причин, а также возможных путей ее пре­одоления.

Понятие и методы социально-педагогической реабилитации

Реабилитация в переводе с греческого означает — восстановление.

Ведущий метод социально-педагогической реабилитации — создание ситуации успеха и уменьшение эмоциональной значимо­сти конфликта.

Традиционные направления социально-педагогической реа­билитации:

организация социально-педагогического контроля за усло­виями воспитания и поведением ребенка, подростка;

социально-педагогическая поддержка тех, кто испытывает затруднения из-за неблагоприятной обстановки в семье;

помощь в преодолении внутриличностного конфликта, свя­занного с проблемами в среде обитания подростка;

предупреждение и пресечение всевозможных отклонений в поведении, когда социальная неприспособленность под­ростка требует использования определенных санкций к нему самому или к лицам, занятым его воспитанием;

координация отношений ребенка с классным коллективом;

Необходимо четко представлять, что эффективность социально-педагогической реабилитации достигается только при условии ис­пользования всего комплекса реабилитационных мер (медицинских, психологических, профессиональных, социальных).

Учебники
1. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. В 2 ч. М., 2002.
2. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. М., 2004.
3. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2002.
4. Воронов В.В. Технология воспитания. М., 2000.
Дополнительная
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996.
2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. — М.,1994.
3. Байард Р. и Дж. Ваш беспокойный подросток. М.,1991.
4. Веселова В.В. Билет в будущее. М.,1990.
5. Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. М.,1988.
6. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.,1995.
7. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. Под ред. Н.Л. Селивановой. М., 1998.
8. Джайнотт Х.Дж. Родители и дети.М.,1986.
9. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М., 1999. Глава 3.
10. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии.М.,1995.
11. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1996.
12. Калгрен Франс Воспитание к свободе. М., 1992.
13. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М., 1996
14. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция.М.,1992
15. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М., 1997.
16. Кон И.С. Психология ранней юности. М.,1989.
17. Лещинский В.М., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми: пед. практикум. М., 1995.
18. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. М., 1997.
19. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания. М.,1984.
20. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. М., 1994.
21. Новое педагогическое мышление. /Под ред. А.В. Петровского. М., 1991.
22. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. М.. 1996
23. Поляков С.Д. Технологии воспитания. М., 2002.
24. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. М.,1989.
25. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.,1994.
26. Российская педагогическая энциклопедия. / Под ред. В.В. Давыдова. В 2 т.т. М. 1993-1999.
27. Росс Кэмпбелл. Как на самом деле любить ребенка. М.,1992.
28. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. — М.,1994.
29. Смирнов В.И Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 1999.
30. Степанов В.Г Психология трудных школьников. М., 1997.
31. Социология молодежи /Отв. Ред. Лисовский В.Т. С-Петербург.1996.
32. Теория и практика воспитательных систем. /Ред. Л.И. Новикова. Кн. 1, 2. М., 1993.
33. Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования. М., 1997.
34. Хрестоматия по социальной психологии/Сост. Т.Кутасова.М.,1994.
35. Цырлина Т.В. Пути к совершенству: Антология интересных школьных и педагогических находок 20 века. М., 1997.
36. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. — М.,1997.
37. Шнекендорф З.К. Путеводитель по конвенции о правах ребенка. М., 1997.
38. Шварцман К.А. Философия и воспитание. М., 1989.
39. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. М., 1998.

Вопрос 9.Социально-педагогическая коррекция: сущность, направления, методы. Изучение среды жизнедеятельности ребенка и ее социально-педагогическая коррекция.

Одним из направлений социально-педагогической деятельности является коррекционная работа с подопечными.

Коррекция — (от лат. correctio — исправление) — система специальных и педагогических мер, направленных на ослабление или преодоление психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков.

Коррекция может выступать как самостоятельное педагогическое явление, как специфические действия, направленные на частичное исправление недостатка или преодоление дефекта, в то же время коррекция может быть составной частью учебно-воспитательного процесса и выступать как педагогическое явление, направленное на изменение личности ребенка.

В рамках единого педагогического процесса коррекция выступает как совокупность коррекционно-воспитательной и коррекционно-развивающей деятельности.

Коррекционно-воспитательная деятельность охватывает всю совокупность мер педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении. Она направлена на изменение познавательных возможностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы, улучшение индивидуальных личностных качеств, на развитие его интересов и склонностей, трудовых, художественно-эстетических и иных способностей.

Коррекционно-развивающая деятельность — это система мер дифференцированного образования, позволяющая решать задачи своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении и школьной адаптации.

Виды коррекции: коррекция дефектов, педагогическая, социально – педагогическая, психологическая, психосоциальная коррекция.

Коррекция дефектов – система медико – социальных мер, направленных на исправление или преодоление недостатков психофизического развития ребенка.

Педагогическая коррекция – комплекс учебно–воспитательных мер, которые направлены на преодоление у детей отклонений, связанных с психическими процессами: познавательными, эмоциональными и волевыми.

Психологическая коррекция – направление реабилитационной, коррекционной и коррекционно-воспитательной работы с аномальными детьми, целью которой является преодоление нарушений психического развития, в первую очередь отклонения в развитии личности.

Психосоциальная коррекция — комплекс мер, направленных на преодоление тех психологических, педагогических и социальных отклонений у человека, которые отражаются на его социальном статусе и мешают самореализации в среде жизнедеятельности.

Социально — педагогическая коррекция — деятельность специалиста по исправлению тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям, нормам поведения воспитанника.

Функции социальной коррекции (по А.И. Кочетову):

Восстановительная – восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у воспитанника до появления дезадаптации, обращение к предыдущему положительному социальному опыту;

Читайте так же:  Б спока ребенок и уход за ним

Компенсаторная – формирование у подопечного стремления компенсировать ситуации неуспеха в увлекающей его деятельности;

Стимулирующая – активизация положительной социально полезной деятельности воспитанника, оказание эмоциональной поддержки, небезразличное отношение социального педагога к личности подопечного, его поступкам;

Исправительная – исправление отрицательных качеств, использование методов коррекции поведения (убеждение, пример, тренинги, психотерапевтические методики, включающие в группу поддержки).

Коррекционная деятельность социального педагога включает в себя следующие этапы:

Выявление детей, нуждающихся в коррекции;

Составление коррекционной программы в зависимости от проблемы, недостатка ребенка;

Реализация коррекционной программы.

При проведении коррекционной работы социальной педагог взаимодействует не только с самим ребенком, а также с семьей, родителями, педагогами, т.е. изучает среду жизнедеятельности ребёнка. Только при взаимодействии этих институтов можно достичь желаемого результата.

Для проведения коррекционной работы социальному педагогу необходимо наладить отношения с подопечным, которые разворачиваются поэтапно:

Расположение к общению;

Поиск общего интереса;

Выяснение предполагаемых положительных качеств;

Выяснение предполагаемых отрицательных качеств;

Адаптивное поведение партнеров;

Установление оптимальных отношений.

Изучение среды жизнедеятельности ребенка и ее социально-педагогическая коррекция.

Календарно-тематическое планирование по теме:
Социально-педагогическая коррекция и реабилитация

Процесс перевоспитания с позитивными влияниями, предполагающими изменения в развитии личности ребенка.

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная ( коррекционная) школа — интернат № 6 для детей с ограниченными возможностями здоровья Красногвардейского района Санкт — Петербурга.

коррекция и реабилитация»

Кичемасова Райхана Назифовна

Социально-педагогическая коррекция и реабилитация.

* Коррекцией принято называть сочетание процесса перевоспитания с позитивными влияниями, предполагающими изменения в развитии личности.

Коррекция имеет следующие функции:

1.Восстановительная — восстановление положительных качеств воспитанника.

2.Компенсирующа — компенсировать тот или иной недостаток успехом в интересующей его деятельности.

3.Стимулирующая — активизация позитивной общественно полезной деятельности.

4.Исправительная — исправление отрицательных качеств с применением разных методов (поощрение, убеждение, пример и т.д.)

Коррекция отклоняющегося поведения предполагает выявления неблагополучия в системе отношений ребенка, подростка со взрослыми и сверстниками и корректировку педагогических позиций педагогов, родителей, которая должна способствовать разрешению острых и вялотекущих конфликтов, неблагоприятно сказывающихся на социальном развитии подростка

* Реабилитация – создание ситуации успеха и уменьшение эмоциональной значимости конфликта.

Направления социально – педагогической реабилитации:

*Контроль за условиями воспитания и поведением ребенка.

*Поддержка тех, кто испытывает затруднение в семье.

*Помощь в преодолении внутриличностного конфликта.

*Предупреждение и пресечение всевозможных отклонений в поведении.

*Координация отношений ребенка с групповым коллективом.

Основная задача образования-дать каждому ребенку, с учетом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.

Количество школьников, которых выделяют как учащихся с девиантным поведением, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения.

* Биологические факторы — неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма.

* Психологические факторы -нервно-психические заболевания, обуславливающие неадекватные реакции подростка.

* Социально-психологические факторы -дефекты школьного, семейного или общественного воспитания, приводящие к нарушениям процесса социализации.

Таким образом, девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка условия, в которых он оказался и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.

Для того, чтобы помочь воспитаннику в преодолении трудностей в общении, обучении и поведении в современной педагогике выделяют следующие 3 технологии.

* Технология социально-педагогической профилактики .

Она направлена на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий , вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков.

* Технология психолого — педагогического сопровождения .

Она является индивидуальной и осуществляется по запросу администрации и родителей.

* Технология социально-психологической реабилитации .

Практически не используется в рамках общеобразовательных учреждений.

* Цель коррекционной работы : социально-педагогическая профилактика отклоняющегося поведения.

1.Выявление интересов и потребностей воспитанников, трудностей и проблем, отклонений в поведении, уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде.

2.Содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности воспитанника в учреждении, в семье, в окружающей социальной среде.

3.Профилактика асоциального поведения и правонарушений, охрана жизни и здоровья.

4.Координация взаимодействия педагогов, родителей, специалистов социальных служб, представителей административных органов для оказания помощи воспитанникам.

1.Работа с семьей.

* Используемые формы, средства, приемы и технологии.

Индивидуальная, групповая работа в форме беседы, игры, тренинга, игровых задач, занятий.

* Технология социально – педагогической профилактики с игровым и коммуникативно – диалогическим подходом.

Коррекция личностного развития воспитанника.

Перспективный план коррекционной работы

1.Диагностика его состояния, личностных особенностей воспитанника.

3.Диагностика положения воспитанника в группе.

4.Диагностика измерения познавательных потребностей.

5.Ведение дневников наблюдений за воспитанниками группы.

* Коррекция семейных отношений.

1.Пропаганда психолого – педагогических знаний.

2.Дифференцированная и индивидуальная помощь родителям.

-роль семьи в формировании личности ребенка;

-проблемы здоровья детей;

-мой друг компьютер;

-семья глазами ребенка;

4.Подбор специальной литературы по вопросам воспитания детей.

* Подключение специалистов для оказания помощи ребенку.

1..Организация встреч родителей со специалистами – психологами, медицинскими работниками и другими специалистами по проблемам здорового образа жизни.

2.Организация встреч с руководством школы.

* Программа по адаптации ребенка к социально-здоровой среде при помощи положительных форм активности-труда, игры, познания.

1.Индивидуальные консультации детей.

*снятие неблагоприятного состояния у воспитанника(конфликт )

*профилактика и разрешение конфликтов.

2.Работа с группой: труд, игра, познание.

Технология коллективно – творческой деятельности.

Игра – особый вид деятельности.

Игра – щадящая форма обучения ребенка жизненно – важным умениям.

Игра – мягкое корректирование воспитанности ребенка, незаметное вовлечение его в ценностную палитру новых для него отношений.

Игра – один из простых способов подарить ребенку счастливые моменты проживания радости жизни.

Игровые методики – это методики ролевого ситуационного воспроизведения жизненных явлений с проблемным содержанием духовно – социального плана.

Содержанием игры выступают:

— ценностные отношения детей к миру (они проживаются)

-умения детей взаимодействовать с миром (они приобретаются)

-знания детей о мире (они приобретаются)

Знания, умения, отношения – вот содержание воспитательного процесса.

В наше время чрезвычайно актуально формировать, развивать, активизировать интерес детей к процессу познания, к способам поиска, усвоения, переработки и применения информации.

Познавательный интерес можно определить как проявление избирательной направленности личности на процесс познания.

Педагогический процесс направлен на стремление воспитать воспитанника, способного самостоятельно добывать знания , жить в обществе , природе согласно их законам, уметь принимать решения и отвечать за них.

Ожидаемый результат: повышение уровня познавательных интересов воспитанников, включающие навыки конструктивного взаимодействия, успешности самореализации, активизации внутренних ресурсов личности накануне вступления в самостоятельную жизнь.

Воспитание у воспитанников готовности к трудовой деятельности

1.Хозяйственно – бытовой труд.

* Посещение школьных кружков, секций.

* Посещение театров, музеев, выставок, культурных мероприятий района и города

Календарный план коррекционной работы.

1.Диагностика характерных поведенческих особенностей воспитанников.

2.Диагностика социальной среды воспитанника.

3.Выработка путей коррекционной работы с воспитанниками.

4.Работа с семьей, изучение условий семейного воспитания.

5.Проведение индивидуальных консультаций с родителями и воспитанниками.

6.Игровая задача коррекции расстройств поведения и эмоций у детей.

1.Диагностика – измерение познавательной потребности воспитанника.

2.Индивидуальные консультации воспитанников.

3.Тренинг Коллективный счет.

4.Игра «На пне в лесу», «Фрак кота Матроскина»

5.Упреждающая работа по предупреждению проявления насилия в детской среде (агрессия детей)

6.Коррекция семейного воспитания через работу с родителями, дифференцированная и индивидуальная помощь родителям.

1.Диагностика – положение ребенка в коллективе сверстников.

2.Социально-педагогическая работа по адаптации воспитанников (индивидуальные беседы).

3.Индивидуальные консультации родителей и воспитанников «Социум и воспитание».

4.Тренинг «Испорченный телефон».

5.Игра «Час тихого чтения», «Когда говорят предметы».

1.Мониторинг динамики изменений в социально-психолого-педагогической сфере воспитанников.

2.Коррекция социально-педагогического процесса.

3.Индивидуальные консультации родителей и воспитанников «Экология и здоровье ребенка».

4.Тренинг «Муха в квадрате».

5.Игра «Терем – теремок», «Калейдоскоп»

1.Индивидуальные консультации родителей и воспитанников. Пропаганда психолого – педагогических знаний.

2.Игра «Взгляд», «Белка в колесе».

3.Тренинг «15 слов».

4.Игровая задача коррекции расстройств поведения и эмоций у детей.

1.Индивидуальные консультации для родителей и воспитанников «Трудные дети и трудные взрослые».

3.Тренинг «Колечко», «Вещи и люди».

4.Игра «Путешествие в детство».

1.Игра «Садовник», «На золотом крыльце».

2.Индивидуальные консультации для родителей и воспитанников «Воспитание здоровых людей».

3. Тренинг «Хлопки».

4.Игровая задача коррекции расстройств поведения и эмоций у детей

1.Индивидуальные консультации для родителей и воспитанников «Взаимодействие родителей и детей».

2.Тренинг «Кто тормоз».

3.Игра «Нашел на дороге», «Смешинка».

1.Индивидуальные консультации для воспитанников.

2.Игра «Проверь себя», «Конверт дружеских вопросов».

3.Анализ коррекционной работы с воспитанниками.

4.Консультации для родителей по организации летнего отдыха детей.

5.Составление педагогических характеристик на группу и воспитанников группы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одним из главных направлений деятельности социального педагога является социально – педагогическая поддержка семей и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Цель и задачи программы.Цель: профилактика асоциальных явлений среди несовершеннолетних.Задачи: — развитие социальной ответственности подростков.- оказание комплексной социальной психологической и пед.

От того насколько своевременно, систематично и целенаправленно будет проводиться профилактическая и коррекционно-педагогическая работа педагогов, воспитателей и родителей с учащимися будет.

Развитию речи детей с нарушением слуха способствуют фронтальные занятия по музыкальной стимуляции с использованием верботонального метода, значение которого заключается в том, что речь как общественно.

Работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Год от года увеличивается количество родителей, лишенных родительских прав, растет число детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, физическое и.

В своей внеурочной работе «Азбука выживания» руководствуюсь принципом «Выживание – это прежде всего деятельность разума». Необходимость подготовки в области выживан.