Меню

Социальная психология самооценка

Самооценка как социально-психологический феномен

Отчёт по опытно-экспериментальной работе по проблеме «Организация в общеобразовательном учреждении системы и использования данных оценки учащихся для мониторинга их ежегодного прогресса»

Предварительный просмотр:

Самооценка как социально-психологический феномен

В отечественной и зарубежной психологии накоплено большое количество эмпирических данных о связи уровня самооценки с другими свойствами личности и типами поведения. Большой научный вклад в разработку данной проблематики внесли Р. Бернс, С.А. Матошук, Хекхаузен, Л.В. Бороздина, Ю.А. Борисов, В.В. Столин, С.Р. Пантелеев, И.А. Галкина, Л.Н. Корнеева, И.А. Кудрявцев, И.И. Чеснокова и др.

Самооценка как результат интеграции процессов самопознания и самоотношения играет важную роль в психической жизни личности, выступает внутренним фактором регуляции поведения и деятельности.

Согласно трактовке Большого психологического словаря «самооценка — ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения» [1] . Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру, в значительной степени определяя социальную адаптацию и являясь своеобразным механизмом регуляции поведения и деятельности .

В зарубежной психологии, благодаря работам Бернса, самооценка связана с понятием «Я-концепция». Под «Я-концепцией» понимают динамическую систему представлений индивида о себе. В «Я-концепции» выделяют три структурных компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Когнитивный компонент — «Образ Я» — система знаний субъекта о себе. Эмоционально-ценностный — переживание отношения к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности и деятельности (самоотношение). Потенциальная поведенческая реакция — внешние проявления когнитивного и эмоционального компонентов. Самооценка в этой схеме отождествляется с эмоционально — ценностным отношением к себе.

Психологи, при изучении феномена самооценки, сталкиваются с определённой сложностью. Эта сложность обусловлена тем, что самооценка включает в себя два взаимосвязанных аспекта: процессуальный и структурно-итоговый, то есть её рассматривают и как процесс, и как результат — личностное образование. Двуединая природа самооценки нашла отражение и в определениях, которые ей даются в психологической литературе. Наиболее распространённым является следующее определение. Самооценка — оценка человеком собственных возможностей, качеств, достоинств и недостатков, места среди других людей.

В отечественной психологии самооценку принято рассматривать как компонент самосознания. При исследовании проблемы самосознания самооценке отводится ведущая роль: она характеризуется как стержень этого процесса, показатель уровня его развития, интегрирующее начало и его личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания. Самооценка рассматривается как компонент самосознания, функционирующий на определенном ее уровне. Она определяется как продукт самосознания, отражающий субъективные ощущения индивида (его представления о себе, образе Я, об окружающих, его отношение к данным аспектам), а также является инструментом изучения уровня развития самосознания личности.

Классик отечественной психологии С.Л. Рубинштейн связывал развитие личности со становлением самосознания человека, которое представляет собой специфическую форму сознания личности и проявляется в осознании человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающему, к другим людям и к самому себе.

Проблеме самосознания посвящено много работ. Исследовательские интересы психологов направлены на понимание сути феномена, сопоставление его с понятиями «Я — концепция», «образ Я» и т.д., создание многоуровневой модели самосознания и описание его элементов.

Так, В.В. Столин [2] рассматривает проблему выделения уровней самосознания, соотнося их с различными уровнями активности человека как организма, индивида, личности. Таким образом, им выделяется три уровня, на первом из которых находятся функции, играющие важную роль «обратной связи» в формах активности организма. В данном случае речь идет о процессах «самовыделения и принятия себя в расчет» в перцептивных и двигательных актах. Следующий уровень представляет собой совокупность процессов; связанных с принятием точки зрения другого на себя, идентификацией с родителями, усвоением стандартов выполнения действий и формированием самооценки, формированием самоидентичности в рамках семейных отношений и отношений со сверстниками, формированием половой и профессиональной идентичности, становлением самоконтроля. Данный уровень именуется «самосознанием индивида». Наконец, высшим уровнем развития самосознания автор называет выявление социальной ценности и смысла бытия, формирование и изменение представлений о будущем, прошлом и настоящем. Именно на этом уровне может идти речь о самосознании личности.

В качестве важнейших компонентов самосознания, обеспечивающих его динамику, принято выделять процессы идентификации, самопознания или рефлексии. Процесс идентификации играет ключевую роль в становлении самосознания личности и связан с формированием личности в контексте социального взаимодействия. Рассматривая процесс идентификации как основу становления самосознания, В.В. Столин описывает выбор субъектом определенной «модели», в качестве которой изначально чаще всего выступают родители. Начальным этапом данного процесса становится усмотрение ребенком своего сходства с данной «моделью», затем к действию подключается- механизм переживания субъектом «викарных аффективных реакций», соответствующих событиям, в которых оказывается «модель». Субъект также стремится обладать теми чертами избранного образца, которые кажутся ему желательными, стремится к сходным целям, усваивает его установки и особенности поведения.

Таким образом, идентификация представляет собой процесс формирования идентичности, а, следовательно, самосознания зрелой личности. Идентификация обеспечивает наличие у индивида объективной и дифференцированной самооценки, подчёркивал А.Б. Орлов.

В процессе развития индивида происходит усложнение его когнитивных способностей, основой и следствием данного процесса становится развитие рефлексии. Рефлексия представляет собой и способ, и форму деятельности самосознания, она обеспечивает его постоянное наполнение новым материалом, способствует его структурированию и помогает субъекту адекватно реагировать на существующие условия. Процесс рефлексии делает самосознание важным положительным фактором самоконтроля, сохранения своего поведения в принятых индивидом нормативных рамках.

Рефлексия наделяет самосознание обратной связью, благодаря которой человек может оценивать намеченную цель с точки зрения перспектив успеха, корректировать ее с учетом различных норм, чувствовать себя ответственным за возможные результаты, продумывать их последствия для себя и окружающих .

Рефлексивность при самооценке, также как и способность к осознанию ее средств, является показателем достаточно высокого уровня ее развития. Именно с рефлексией наиболее тесно связано произвольное управление собственным поведением и его регуляция. Самооценка является результатом рефлексивности психического отражения. Весь продукт отражения можно разделить на образ внешней действительности (природной и общественной) и образ «Я». Образ «Я» состоит из всей сохранившейся в памяти информации о собственной личности. Процессы самопознания, которые формируют образ «Я», можно разделить на описательные и оценочные. Продуктом первого вида процессов являются эмоционально нейтральные, дескриптивные элементы образа «Я», а продуктом второго вида процессов — разнообразные самооценки, которые характеризуют данный поведенческий акт, данное переживание или устойчивое свойство личности как более или менее желательное с точки зрения определенных ценностных ориентаций. Эти самооценки связаны с определенными эмоциями, такими как удовлетворенность самими собой, гордость, стыд и т.д.

Как уже было отмечено, процесс рефлексии тесным образом связан с самопознанием личности. Самопознание — развернутый во времени процесс движения от единичных, ситуативных образов к целостному образованию — образу собственного «я» как субъекта, отличного от других субъектов. В случае направленности самопознания на публичные аспекты «Я», оно способствует формированию социально-нормативного поведения, фиксация на внутренних аспектах «самости», напротив, снижает значимость оценок социума и социальную активность в целом. Самопознание выводит нас на уровень самооценки, которая, наряду с самокритичностью как способностью личности оценить особенности своей личности и поступков, и составляет основу самопознания .

Результаты интегративной работы в сфере самопознания и в сфере эмоционально-ценностного отношения объединяются в особое образование самосознания личности — в самооценку [3] . Самооценка выражает фундаментальные свойства личности и, наряду с другими факторами, отражает ее направленность, активность. Кроме этого, самооценка является показателем определенного уровня психического развития личности .

Затрагивая проблему рефлексии и самопознания личности в контексте феномена самооценки, перейдем к рассмотрению основной ее функции — регуляции поведения. В концепции Дж. Боулби, регулятивная функция самооценки связана с процессом осознания своих качеств и проявления их вовне, во взаимодействии. Так, опираясь на сформированную «рабочую модель себя и мира» индивид оценивает свои «новые» (с точки зрения осознания) качества, которые могли проявиться в общении с другими. На основании этой оценки возникает чувство удовольствия либо неудовольствия, что побуждает индивида к определенному действию (поведению), которое снова подвергается оценке по этой же схеме. В этом заключается регулятивная функция самооценки.

Среди регулятивных функций самооценки A.B. Захарова выделяет оценочные, контрольные, стимулирующие, блокирующие и защитные.

Самооценка также тесно связана с таким феноменом как уровень притязаний личности. Данное явление впервые получило свое рассмотрение в школе К. Левина, а наибольшую содержательную наполненность приобрело в работах Хоппе, которая определила его как «совокупность сдвигающихся с каждым достижением то неопределенных, то более точных ожиданий, целей и притязаний к собственным будущим достижениям». [4] Соотношение уровня самооценки и уровня притязаний во многом определяет специфику психологических переживаний личности. Значительное расхождение данных показателей, проявляющееся чаще всего в виде низкой самооценки в сочетании с неадекватно завышенным уровнем притязаний, как правило, влечет за собой невротизацию личности.

Основные параметры самооценки — это высота, устойчивость и адекватность. Кроме перечисленных трех основных параметров выделяются следующие аспекты анализа самооценки: реальная — идеальная; завышенная — заниженная; глобальная или частная самооценка. При адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди. У человека с неадекватно завышенной самооценкой возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности. Самооценка может быть и неадекватно заниженной, т.е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе и невозможности реализовать свои способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе [5] .

Реальная самооценка — это восприятие того, какие мы есть (Я- реальное), идеальная — то, какими мы стремимся быть (Я — идеальное). По К. Роджерсу, Я — идеальное отражает те атрибуты, которые человек хотел бы иметь, но пока не имеет. Это «Я», которое человек ценит и к которому стремится. Большое расхождение между реальной и идеальной самооценкой приводит к дисгармонии и невротизации личности.

Однако наиболее распространено выделение двух основных видов самооценки: общей (глобальной) и частных самооценок. Глобальная самооценка соотносится с оценкой целостного образа «Я» в концепции К. Роджерса . Эта структура самооценки может носить как осознанный, так и бессознательный характер, но зависит глобальная самооценка от общего отношения личности к самой себе. Общую самооценку рассматривают как одномерную переменную, отражающую принятие или непринятие личностью себя, т.е. позитивное или негативное отношение ко всему тому, что входит в сферу «Я».

Читайте так же:  Как понять что мужчина лев влюблен в тебя

В связи с введением понятия «глобальная самооценка», возникает проблема его определения и соотнесения с таким понятием как «самоотношение». Необходимо отметить, что В.В. Столин и С.Р. Пантелеев рассматривают «глобальную самооценку» и «самоотношение» как синонимы. Однако С.Р. Пантелеев подчеркнул различие между данными компонентами самосознания. Согласно его гипотезе, принципиальная разница между самооценкой и самоотношением заключается в различии оснований этих видов самооценивания. Самооценка является отражением субъект-объектных отношений превосходства и предпочтения, т.е. основана на социальном сравнении. Самоотношение имеет своим основанием сопоставление «Я» с самим собой и отражает отношение к себе только в координатах «Я» — «Я».

И.С. Кон [6] отмечает, что между общей и частной самооценками существует гибкая связь. Например, снижение частной самооценки в контексте низкой глобальной самооценки значительно более болезненно для индивида, чем подобное явление, но в рамках изначально высокой общей самооценки. В формировании единой глобальной самооценки большая роль принадлежит самоанализу, который является ее рациональным компонентом. Благодаря самоанализу происходит осознание своих личностных качеств и, соответственно, их оценивание. Определяя сущность глобальной самооценки, большинство авторов указывают на то, что она не является простой суммой частных самооценок. Общая самооценка отождествляется с эмоционально-оценочным отношением к себе, мерой удовлетворенности собой. Показателем особенностей общей самооценки является также мера уверенности личности в себе или «сила Я», связанная с развитием волевых качеств индивида и эмоциональной стабильностью.

Частная самооценка отражает отдельный аспект функционирования личности на определенном уровне. Частные самооценки являются оценками личности отдельных сторон жизнедеятельности, своих физических и психических качеств, особенностей социального статуса, способностей и возможностей. Частные самооценки выполняют функцию структурирования- информации относительно определенного аспекта «Я». Поскольку самооценка тесно связана с уровнем притязаний, можно говорить о взаимосвязи самооценки с субъективным прогнозом индивидуальных успехов и достижений личности.

Организация самостоятельной активности учащихся на уроке с возможностью выбора заданий, дифференцированных по степени трудности, эвристичности и пр. способствует развитию самооценки учащихся. При этом процесс формирования адекватной самооценки и уровня притязаний личности, в процессе обучения будет эффективным при соблюдении ряда условий:

  1. Учащиеся с помощью педагога включаются в систематический и последовательный процесс взаимодействия по анализу и оценке своей познавательной деятельности
  2. Педагог разделяет традиции гуманистической педагогики и психологии, поддерживает их положительное эмоциональное состояние при оценке и самоанализе деятельности, оказывая своевременную поддержку в форме совета, корректировки и пр.
  3. Педагог побуждает школьников к осмыслению собственных достижений посредством самоанализа и самооценки учебной деятельности -> рефлексивно-оценочный этап деятельности (адаптационно-ориентировочный, репродуктивно-деятельностный этапы деятельности)

Целью опытно-экспериментальной работы по проблеме «Организация в общеобразовательном учреждении системы и использования данных оценки учащихся для мониторинга их ежегодного прогресса» является определение критериев и показателей развития самооценки учащихся на основе познавательной самостоятельности

Изучение самооценки личности учащихся проводилось с помощью процедуры тестирования с использованием опросника Г.Н. Казанцевой и шкалы самооценки A.M. Пригожина. Исследование проводилось фронтально, в исследовании участвовали учащиеся 6 «А» класса (18 чел), учащиеся 6 «Б» класса (23 чел), 8 «А» класса (23 чел).

Необходимо отметить, что экспериментальной группой выступают учащиеся 6 «А» и 8 «А» классов, то есть классов, участвующих в опытно-экспериментальной работе, тогда как 6 «Б» класс – контрольная группа. Исследование самооценки учащихся проводились дважды, первый срез – сентябрь 2016 года, второй срез – декабрь 2016 года

Результаты исследования самооценки с помощью методики Г.Н. Казанцевой представлены в Таблице 1, на рисунке 1 (I срез)

Результаты эмпирического исследования общей самооценки учащихся

Самооценка

Самооценка — один из важнейших структурных компонентов Я-концепции личности. Всякое знание человека о себе сопряжено с его эмоционально-оценочным отношением к этому знанию.

Вопрос о самооценке достаточно исследован в отечественной и зарубежной психологии. Наряду с исследованиями теоретического плана, в которых разрабатываются вопросы социально-психологической природы и нравственной основы самооценки, ее структуры и роли в психической жизни личности, существуют и исследования генезиса самооценки.

Психологическими словарями самооценка определяется как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. В психологической науке самооценка рассматривается как центральное личностное образование и центральный компонент Я-кон-цепции.

Самооценка выполняет регуляторную и защитную функцию, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Основная функция самооценки в психической жизни личности состоит в том, что она выступает необходимым внутренним условием регуляции поведения и деятельности. Высшая форма саморегулирования на основе самооценки состоит в своеобразном творческом отношении к собственной личности — в стремлении изменить, улучшить себя и в реализации этого стремления. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, может вести к искажению опыта.

Самооценка — достаточно сложное образование человеческой психики. Она возникает на основе обобщающей работы процессов самосознания, которая проходит различные этапы, и находится на разных уровнях развития в ходе становления самой личности. Поэтому самооценка постоянно изменяется, совершенствуется. Процесс установления самооценки не может быть конечным, поскольку сама личность постоянно развивается, а следовательно, меняются и ее представления о себе и отношение к себе. Источником оценочных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в том числе социальные реакции на какие-то проявления его личности, а также результаты самонаблюдения.

По мнению Бернса, есть три момента, существенных для понимания самооценки. Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, т.е. с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Это сопоставление часто фигурирует в различных психотерапевтических методиках, при этом высокая степень совпадения реального и идеального Я считается важным показателем психического здоровья. Таким образом, чем меньше разрыв между реальным представлением человека о себе и его идеальным Я, тем выше самооценка личности.

Во-вторых, важный фактор для формирования самооценки связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.

Наконец, в-третьих, на формирование самооценки существенное влияние оказывают реальные достижения личности в самых разнообразных видах деятельности. И здесь, чем значительнее успехи личности в том или ином виде деятельности, тем выше будет и ее самооценка.

Следует особо подчеркнуть, что самооценка независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурные нормы, всегда носит субъективный характер.

Содержание самооценки многоаспектно, так же как сложна и многоаспектна сама личность. Оно охватывает мир ее нравственных ценностей, отношений, возможностей, способностей. Единая целостная самооценка личности формируется на основе самооценок отдельных сторон ее психического мира.

Самооценка — субъективное и очень личностное образование нашей психики. Она формируется при более или менее активном участии самой личности, несет на себе отпечаток качественного своеобразия ее психического мира, поэтому самооценка не во всех своих элементах может совпадать с объективной оценкой данной личности. Ее адекватность, истинность, логичность и последовательность устанавливаются на основе реальных проявлений личности в деятельности и поведении.

В психологии различают самооценку адекватную и неадекватную. Адекватная самооценка отражает реальный взгляд личности на саму себя, ее достаточно объективную оценку собственных способностей, свойств и качеств. Если мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет, то говорят, что у него адекватная самооценка. Неадекватная самооценка характеризует личность, чье представление о себе далеко от реального. Такой человек оценивает себя необъективно, его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие.

Неадекватная самооценка, в свою очередь, может быть как завышенной, так и заниженной. Если человек переоценивает свои возможности, результаты деятельности, личностные качества, то его самооценка является завышенной. Такой человек самоуверенно берется за работу, превышающую его реальные возможности, что при неудаче может приводить его к разочарованию и стремлению переложить ответственность за нее на обстоятельства или других людей. Если человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он есть в действительности, то его самооценка заниженная. Такая самооценка разрушает у человека надежды на собственные успехи и хорошее отношение к нему со стороны окружающих, а реальные свои успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные. Как завышенная, так и заниженная самооценка затрудняют жизнь человека. Нелегко жить неуверенным в себе, робким; трудно жить и высокомерным. Неадекватная самооценка осложняет жизнь не только тех, кому она свойственна, но и окружающих.

Адекватная самооценка также не бывает однородной. У одних людей она высокая, у других более низкая. Повышенная самооценка характеризует человека, который не считает себя хуже других и положительно относится к себе как к личности. У него достаточно высокий уровень притязаний и вера в свои способности. Такой человек руководствуется своими принципами, знает себе цену, мнение окружающих не имеет для него решающего значения. Он уверен в себе, поэтому критика не вызывает у него бурной защитной реакции и воспринимается спокойно. Человек, положительно относящийся к себе, обычно более благосклонно и доверчиво относится к окружающим.

Пониженная самооценка проявляется в постоянном стремлении недооценивать собственные возможности, способности, достижения, повышенной тревожности, боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. В этом случае страх самораскрытия ограничивает глубину и близость общения. Люди с пониженной самооценкой подчас недоверчиво и недоброжелательно относятся к другим людям.

Для развития положительной самооценки важно, чтобы ребенок был окружен постоянной любовью вне зависимости от того, каков он в данный момент. Постоянное проявление родительской любви вызывает у ребенка ощущение собственной ценности и способствует формированию положительного отношения к себе.

Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди как социальные существа неизбежно включаются. Особенно важно учитывать самооценку ребенка, как и все в нем. Она только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению.

4.2. Я-концепция и самооценка

Психологический термин «Я» в русском языке неоднозначен. С одной стороны, Я – это, как уже говорилось, результат выделения человеком самого себя из окружающей среды, что позволяет ему ощущать и переживать собственные физические и психические состояния, осознавать себя субъектом деятельности. С другой стороны, собственное Я человека является для него и объектом самопознания.

В этом случае в состав Я человека входит его самовосприятие и самопонимание. Иначе говоря, то, каким данный человек видит себя и как он истолковывает себе свои действия, составляет Я-концепцию личности. Это своеобразная психология и философия собственного Я. В соответствии со своей Я-концепцией человек и осуществляет свою деятельность. Поэтому поведение человека является всегда логичным с его точки зрения, хотя оно может не казаться логичным на взгляд других людей.

Читайте так же:  Как отпустить любимого женатого мужчину

Каждый из нас не только видит себя определенным образом, но также оценивает себя и свое поведение. Такой оценочный аспект Я называется самооценкой. Далее представлена шкала, обычно используемая для измерения самооценки [239]. Выявить общую оценку, которую индивид дает себе, позволяет использование следующих положений.

  • 1. В целом я удовлетворен собой.
  • 2. Временами я думаю, что не являюсь хорошим вообще*.
  • 3. Я считаю, что у меня есть ряд хороших качеств.
  • 4. Я способен делать разные вещи так же хорошо, как большинство других людей.
  • 5. Я считаю, что у меня нет оснований гордиться собой*.
  • 6. Я определенно чувствую временами свою бесполезность*.
  • 7. Я считаю, что я достойный человек, по крайней мере, не хуже других.
  • 8. Я хотел бы, чтобы я мог больше уважать себя*.
  • 9. В общем, я склонен чувствовать себя неудачником*.
  • 10. У меня позитивное отношение к себе.

Прочитайте каждое из приведенных выше положений и затем отметьте, насколько точно каждое из этих положений характеризует вас, используя приведенную в инструкции шкалу оценок:

Инструкция для подсчета баллов.

  • 0 = крайне нехарактерно (совсем непохоже на меня);
  • 1 = нехарактерно (довольно непохоже на меня);
  • 2 = ни характерно, ни нехарактерно;
  • 3 = характерно (довольно похоже на меня);
  • 4 = очень характерно (очень похоже на меня).

Половине данных положений для самооценки баллы присвоены на противоположной основе, т.е. для них низкая оценка показывает в действительности более высокий уровень самооценки. До того как суммировать баллы, полученные при оценке указанных положений для определения вашего общего показателя самооценки, перекодируйте те, которые помечены звездочкой (*), таким образом, чтобы 0=4, 1=3, 3=1 и 4=0. Показатель вашей общей самооценки может ранжироваться от 0 до 40, при этом более высокий балл свидетельствует о более высоком уровне самооценки. Показатель выше 20 свидетельствует об общем позитивном отношении к себе, в то время как показатель ниже 20 говорит об общем негативном отношении к себе.

По данным исследований [255], люди с высокой самооценкой думают о себе хорошо, ставят перед собой соот

ветствующие цели, принимают во внимание мнения других людей для увеличения своих успехов, хорошо справляются с трудными ситуациями. Люди с низкой самооценкой не очень хорошо думают о себе, часто выбирают нереалистические цели или вообще уклоняются от каких-либо целей, с пессимизмом смотрят в будущее и враждебно реагируют на критику или другие виды негативной обратной связи.

Вдобавок к общей самооценке каждый человек имеет специфические, парциальные, оценки своих способностей в отдельных сферах. Например, какой-либо студент может иметь высокую самооценку в целом, но при этом знать, что ему трудно поддерживать разговор с малознакомыми людьми и он не очень музыкален. Другой студент может иметь низкую самооценку в целом, но знать, что он является хорошим вратарем факультетской футбольной команды.

Исследования показывают, что уровень самооценки личности связан с когнитивными аспектами Я-концепции [165]. Так, люди с низкой самооценкой имеют менее ясно определенную и устойчивую Я-концепцию, чем люди с высокой самооценкой. Я-концепция людей с низкой самооценкой, по-видимому, является менее сложной и менее гибкой. Имеются данные, говорящие о том, что именно уверенность в себе является причиной высокой самооценки, а не наоборот (т.е. неверно утверждение, что высокая самооценка порождает более высокий уровень уверенности в себе). Итак, можно предположить, что первым компонентом высокой самооценки является знание себя или, по меньшей мере, размышление о знании себя. Другим детерминантом уровня самооценки, по-видимому, может быть, как отмечает Франзой, способ, посредством которого индивид «организует» позитивную и негативную информацию о себе в памяти. Речь идет нс только о том, что все количество позитивной информации сравнивается с количеством негативной информации, что в целом определяет уровень самооценки. Главное здесь – каким образом это знание о себе «организовано». Некоторые индивиды проявляют тенденцию подразделять информацию о себе на отдельные позитивные и негативные категории («Я хороший» и, наоборот, «Я нехороший»). Другие же имеют обыкновение формировать ментальные категории, которые содержат в себе смесь позитивной и негативной информации о себе. Исследования показывают, что если люди проявляют тенденцию подразделять в пределах своей Я-концепции информацию о себе на позитивную и негативную и первая чаще вспоминается, то такой когнитивный стиль повышает их самооценку и понижает уровень депрессии. У тех людей, для которых позитивные аспекты Я являются более важными, подразделение информации о себе на позитивную и негативную может быть частью процесса, способствующего исключению в конце концов негативной информации из памяти. А это, в свою очередь, удаляет такую информацию из Я-концепции. С другой стороны, людям, которым негативные аспекты Я кажутся более важными, психологически более приемлемо смешивать в своем сознании вместе позитивные и негативные аспекты Я.

САМООЦЕНКА КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

доцент, к. филос. н., Московский физико-технический институт (государственный университет),, кафедра социально-политических наук, г. Долгопрудный, Московской области

В условиях рыночной экономики одним из важнейших направлений деятельности современной высшей школы является формирование личностной зрелости, готовности молодежи к самореализации в профессиональной деятельности, а также способности молодых специалистов эффективно действовать на рынке труда.

Переход от обязательного распределения выпускников высших учебных заведений к отсутствию гарантий трудоустройства, приводит молодых людей к необходимости самостоятельно решать проблемы занятости. В складывающейся ситуации, вузы могут оказывать содействие своим выпускникам в получении необходимых знаний для адекватного понимания своих личностных ресурсов, эффективном выборе профессиональной деятельности, обучении студентов технологиям достижения успеха.

Результаты социологических исследований показывают, что в систему профессиональных ценностей современных студентов входит, во-первых, перспективная работа по специальности и, во-вторых, возможность карьерного роста. Одна из первых трудностей, с которыми встречаются современные выпускники вузов – поиск работы и успешное трудоустройство. Отсутствие навыков самопрезентации, незнание основных требований при трудоустройстве, растущая неуверенность в себе, провоцируют проблемы у большинства молодых людей, даже успешно окончивших вуз. Всё более утверждается понимание того, что от индивидуальной самореализации каждой личности зависит достижение персональных успехов в социальном и духовном пространстве.

Особая роль в решении таких проблем отводится преподаванию социологии и психологии личности, особенно в технических вузах. Проблема психологической готовности к успешному трудоустройству не исчерпывается формированием у студентов определенных, пусть даже весьма значимых, теоретических знаний. Учебный курс социально-психологического блока гуманитарных дисциплин должен носить практически-ориентированный характер.

Следовательно, необходим междисциплинарный подход к изучению личности и её проблемам. Стремление к социально релевантной психологии и социологии человека, несомненно, будет влиять на плодотворность и осмысленность человеческой деятельности. Следствием этой тенденции к большей вовлечённости в конкретный мир человеческих дел может быть то, что направления теорий личности будут более эклектичными, чем те, которые известны нам сегодня.

Каждая личность уникальна, по-своему воспринимает и формирует отношения с внешним миром. У каждого есть свои ограничения, достоинства и недостатки, человек порой сам себе создаёт проблемы и жизненные сложности. Психологи называют их установками. Некоторые установки являются для человека своеобразным стержнем, который поддерживает личность, делает ее сильнее. Другие – мешают личностному саморазвитию и эффективной социально-психологической адаптации. Что можно сделать, чтобы обрести позитивную динамику межличностных отношений, уверенность в себе и духовную силу? Прежде всего, научить студентов разбираться в механизмах своих поступков и действий, эффективно использовать личностные ресурсы, понимать свои ограничения и возможности. Ответы на эти и многие другие вопросы дают специальные знания из области социологии и психологии человека.

Каждое общество заинтересовано в идеальном типе личности, и потому предъявляет свои требования к формированию социального характера. Такой подход находит своё воплощение в системе образования и воспитания, в средствах массовой информации. Исследования западных социологов показали, что специфика отношений в различных сферах общественной жизни стимулирует проявление определённых личностных качеств и типов поведения. Например, рыночные отношения способствуют развитию прагматизма, хитрости, расчётливости, отношения в сфере производства формируют эгоизм, карьеризм и вынужденную кооперацию.

В то же время, в социологии известен обратный механизм – влияние личностных качеств на возникновение и развитие общественных, в том числе экономических отношений определённого типа. М. Вебер в своё время показал, что изменения в сфере сознания, перестройка ценностных ориентаций и отношения к труду, дали толчок к возникновению рыночных отношений. Следовательно, комплекс определённых личностных качеств может ускорять общественное развитие в том или ином направлении, а может наоборот, препятствовать ему или делать его вообще невозможным.

Социология, по М. Веберу, так же как и история, изучает поведение индивида или группы индивидов. Отдельный индивид и его поведение являются как бы «клеточкой» социологии и истории, их «атомом», тем простейшим единством, которое не подлежит дальнейшему разложению и расщеплению. Социология с точки зрения М. Вебера, рассматривает поведение личности лишь постольку, поскольку личность вкладывает в свои действия определенный смысл. Только такое поведение может интересовать социолога; что же касается психологии, то для нее этот момент не является определяющим. «Действием, – пишет он, – называется. человеческое поведение. в том случае и постольку, если и поскольку действующий индивид или действующие индивиды связывают с ним субъективный смысл» [1].

При этом М. Вебер имеет в виду тот смысл, который вкладывает в действие сам индивид, – то есть субъективно подразумеваемый смысл. Осмысленное целенаправленное действие не является предметом психологии именно потому, что цель, которую ставит перед собой индивид, не может быть понята, если исходить только из анализа его душевной жизни. Правда, связь между целью и выбираемыми для ее реализации средствами опосредована психологией индивида; однако, согласно М. Веберу, чем ближе действие к целерационализму, тем меньше коэффициент психологического преломления, «чище», рациональнее связь между целью и средствами.

Реальная жизнь показывает, что чисто социологический подход или только психологический, с точки зрения поведения личности, интересен лишь в научных целях. Практический смысл изучения социологии и психологии личности как предмета гуманитарного цикла в технических вузах, требует практических знаний, направленных на адекватное познание законов общества, себя и своих личностных ресурсов для успешной самореализации в обществе после окончания вуза. Во всех видах деятельности и поведения отношения между людьми следуют за отношением к ситуации, предмету и средствам деятельности. Лишь пройдя через многие объекты отношений, сознание становится само объектом самосознания. Требуется накопление опыта множества подобных осознаний себя субъектом поведения для того, чтобы отношения к себе превратились в свойство, называемое рефлексивностью. Однако, именно эти свойства завершают структуру личности и обеспечивают ее целостность. Они наиболее тесно связаны с целями жизни и деятельности, ценностными ориентациями, установками; выполняя функцию самопознания, самоконтроля и самоорганизации.

Человек не часто прибегает к самоконтролю, во-первых, потому что многие поведенческие акты регулируются автоматически и, во-вторых, человек часто неудовлетворен собственной самооценкой. Самосознание включается только тогда, когда этого невозможно избежать, например, в условиях рассогласования правил и норм с поведением, или когда требуется внимательное отношение к себе. Самосознание — культурный феномен, позволяющий сохранять постоянство собственного поведения и испытывать чувство ответственности за социальные ценности, усвоенные индивидом. В рамках концепции «объективного самосознания» оно рассматривается как сличение совершаемого поведения или поведения, требуемого ситуацией, с представлениями о самом себе [2]. Способность к самоконтролю сопряжена с волевым усилием над собой. Мы видим, что в жизни не обойтись без психологических категорий, понимания психологии поведения, определяющих успешность деятельности индивида и пути к успеху и профессиональной карьере. Необходим комплекс интегральных знаний о человеке и его поведении, формирующий базовую основу социально-психологической подготовки студентов для будущей управленческой деятельности.

Читайте так же:  Базаров отношение к женщине

Уровень амбиций выпускников престижных вузов многим испортил карьеру, хотя многим способствовал достижению высоких результатов [3]. Лучшие лекарства от неразумных амбиций – сравнение самооценок и оценок, сравнение результатов с планами, способность выслушивать критику. Любой успех порождает и почитателей, которые могут впадать в лицемерие, и противников, которые могут просто молчать либо активно бороться с вами. Ваш успех может просто мешать другим, и это вполне нормально. Вот почему большой интерес у студентов вызывает понятие и определение личностной самооценки. В психологической науке принято следующее определение самосознания: «Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный «образ «Я» [4]. «Образ «Я» — это не просто представление или понятие личности о самой себе, а социальная установка, отношение личности к себе. Поэтому в образе «Я» можно выделить три компонента:

  1. познавательный (когнитивный) — знание себя, самосознание;
  2. эмоционально-оценочный — ценностное отношение к себе;
  3. поведенческий — особенности регуляции поведения.

Образ «Я» — не статическое, а чрезвычайно динамичное образование личности. Часто человек смотрит на себя сквозь призму собственных желаний, не учитывая своих реальных возможностей. Обычно фантастическое «Я» сопровождается словами «если бы», что означает, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным. Степень правильности образа «Я» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов — самооценки личности, т.е. оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка — непременный спутник нашего «Я». Она проявляется не столько в том, что человек думает или говорит о себе, сколько в его отношении к достижениям других. Без самооценки трудно и даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянная диагностика своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и её результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против. Все «Я» уживаются в человеке одновременно. И если одно из «Я» будет преобладать над другими, это может отразиться на его личности. Так, если перевес в структуре личности фантастических представлений о себе не сопровождается поступками, которые способствовали бы осуществлению желаемого, происходит дезорганизация деятельности и самосознания человека. Например, студент, который имеет среднюю успеваемость, может в своих мечтах быть отличником, которого все узнают и восхищаются его способностями. Но если эти мечты не подкрепляются систематическими занятиями и посещением лекций, можно разочароваться в собственных возможностях ввиду очередного несовпадения желаемого и действительного. Поэтому так важно ещё в студенческом возрасте понимать собственные возможности, не впадая в крайности.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности, которую можно определить как желаемый уровень самооценки, проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой. Если личность стремится к повышению самооценки в случае, когда имеется возможность свободно выбирать степень трудности очередного действия, то могут возникнуть два конфликта: с одной стороны — стремление повысить притязания, чтобы пережить максимальных успех, а с другой — снизить притязания, чтобы избежать неудачи. В первом варианте уровень притязания обычно повышается, а во втором – уменьшается. Уровень притязания обычно устанавливается где-то между очень легкими и очень трудными целями и задачами, для того, чтобы сохранить на приемлемом уровне собственную самооценку. Не только на основе предвосхищения успеха или неудачи, но и на основе прежних успехов или неудач идет формирование личностью своего уровня притязаний. С помощью чего личность может повысить свой уровень притязания? С одной стороны это может происходить после того, как будут успешно выполнены поставленные перед собой определенные цели. Но также это может произойти с помощью коллектива или руководителя, если последние будут всячески подбадривать индивида в процессе выполнения поставленных задач. К примеру, в процессе ответа на поставленный вопрос на семинарском занятии студенту говорят: «Вы идете в правильном направлении» или «Ваша мысль правильна» и т.п. В этом случае повышается самооценка личности, а вследствие чего личность может достигнуть успеха. В конечном счете, у индивида повышается уровень притязания.

Самооценка человека изменяется в течение жизни. На устойчивость того, как мы себя оцениваем, влияет много факторов. События прошлого и настоящего, отношения с людьми, состояние здоровья, возраст отражаются на мыслях и чувствах. Причины низкой самооценки могут уходить корнями в детство, и взрослый человек порой не осознает их, расценивая негативное восприятие как естественное состояние. В таких случаях увидеть себя с другой стороны бывает крайне сложно. Люди с низкой самооценкой, как правило, замечают в жизни больше плохого, чем хорошего. Многие свои действия они считают бесполезными, бессмысленными, а прилагаемые усилия неоправданными. При низкой самооценке человек часто думает, что он ни на что не годен и никому не нужен или того, что он делает недостаточно, чтобы изменить ситуацию и расположить к себе людей. Такой человек постоянно сравнивает себя с другими не в свою пользу, акцентирует внимание на том, что считает своими недостатками и часто преувеличивает достоинства окружающих. Низкая самооценка не позволяет человеку быть уверенным в себе и настойчивым в достижении целей, проявлять способности, свободно общаться и поддерживать дружеские личные отношения. Это сказывается на жизни: труднее получить желаемую работу, обрести финансовое благополучие, устроить семейную жизнь. Разочаровавшись в себе, человек начинает замыкаться, отгораживаться от помощи. Довольно часто люди с низкой самооценкой испытывают страх при общении, полагая, что окружающие могут их использовать, если узнают ближе. Переживания такого рода еще больше подавляют и ситуация кажется безвыходной.

Завышенная самооценка и ее причины

Бывает так, что родители или ближайшие родственники ребенка склонны переоценивать, излишне восхищаясь как он(а) умны и сообразительны, но попадая в другую среду, такой ребенок испытывает драматические переживания, поскольку его оценивают по реальной шкале, по которой его способности оказываются оцененными далеко не столь высоко. В этих случаях, завышенная родительская оценка играет злую шутку, вызывая у ребенка когнитивный диссонанс в период, когда собственные критерии адекватной самооценки еще не выработались. Тогда завышенный уровень самооценки сменяется заниженным, вызывая у ребенка психологическую травму, тем более сильную, чем в более позднем возрасте она произошла [5].

Адекватная самооценка

Самооценка оказывает существенное влияние на эффективность деятельности и формирование личности на всех этапах развития. Адекватная самооценка придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей в карьере, бизнесе, личной жизни, творчестве, придает такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов. Под адекватной самооценкой в данном случае подразумевается верная оценка своих возможностей, способностей и положения в жизни. Низкая самооценка сопровождает человека робкого, неуверенного в принятии решений. Высокая самооценка, как правило, становится неотъемлемым качеством успешного человека, независимо от профессии – будь то политики, бизнесмены, представители творческих специальностей. Однако распространены и случаи завышенной самооценки, когда люди придерживаются слишком высокого мнения о себе, собственных талантах и способностях, в то время как реальные их достижения, по мнению экспертов в той или иной области, представляются более или менее скромными. Почему так? Практические психологи нередко выявляют два типа поведения (мотивации) – стремление к успеху и избегание неудачи. В случае если человек придерживается первого вида мышления, он настроен более позитивно, его внимание менее акцентировано на трудностях, и в этом случае мнения, высказываемые в социуме, просто менее значимы для него и его уровня самооценки. Человек, исходящий из второй позиции, менее склонен к риску, проявляет больше осторожности и нередко находит в жизни подтверждение своим страхам, что его путь к целям сопряжен с бесконечными препятствиями и тревогами. Такой тип поведения, возможно, не позволяет ему поднять самооценку. Возможно, они забывают, что неудачи – также ценный ресурс опыта, а также что их индивидуальность не менее уникальна, чем у других людей. Также важен вопрос о критериях оценки и самооценки (как и что именно оценивать?), т.к. в некоторых, даже профессиональных областях (не говоря уже о личных отношениях) они могут оставаться относительными или недостаточно четко проясненными. Адекватность самооценки определяется психологом путем анализа реальных и желаемых (идеальных) притязаний и возможностей человека. Высокий уровень самооценки обычно характерен для успешных, уверенных в себе людей, ставящих реальные цели и имеющих достаточно сил и умения их достичь. Низкая самооценка формируется у людей слишком стеснительных, стремящихся избегать сложных ситуаций и решительных действий. Тем не менее, оба примера относятся к адекватной самооценке. Однако случается, что человек слишком высоко оценивает себя и свои возможности, неоправданно возвышает себя над окружающими людьми, или наоборот. Такие люди подпадают под определение личностей с неадекватной завышенной или заниженной самооценкой. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния. Максимально адекватное отношение к себе — высший уровень самооценки.

Заключение

Одним из основных требований, предъявляемых к современному выпускнику высшего учебного заведения, помимо специальной подготовки, являются знания по общей и социальной психологии, социологии, этике, которые необходимы в общении с людьми, формирующие нравственные правила поведения. Современный студент среди важных личностных качеств будущего специалиста выделяет умение строить взаимоотношения с другими людьми, знание законов человеческих взаимоотношений, что может в дальнейшем существенно помочь в решении жизненных проблем.

Список литературы:

  1. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990.
  2. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1983.
  3. Физтех – взгляд в будущее. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
  4. Кон И.С. Открытие «Я». – М.: 1987.
  5. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998.