Меню

Ситуационные задачи по сыпному тифу

Брюшной тиф (ситуационная задача № 4 о предварительном диагнозе 24-летнего больного)

Страницы работы

Содержание работы

Больной М., 24 года, поступил в районную больницу на 7-й день заболевания с жалобами на недомогание, головную боль, плохой сон, высокую температуру. Больному назначен курс пенициллинотерапии, однако в течение недели улучшения в состоянии не отмечалось, что послужило поводом для перевода больного в городскую больницу на 9-ый день болезни. При поступлении сохранялась высокая температура и явления интоксикации (бледность, вялость, апатия, заторможенность, оглушённость, анорексия). Розеолезная сыпь на коже живота, элементы единичные, появились на 9-ый день болезни. Брадикардия, дикротия пульса, гипотония, тоны сердца приглушены. Язык обложен светло-коричневым налётом, сухой, несколько увеличен в размерах, с отпечатками зубов на латеральной поверхности, кайма очищенная. Выраженный метеоризм, болезненность в илеоцекальной области, положительный симптом Падалки. Печень и селезёнка увеличены. На 22-й день болезни резкое ухудшение состояния, дважды была рвота, появились сильные боли в животе. Перкуторно – укорочение тона в правой подвздошной области, слабо выраженные перитонеальные явления.

1. Предварительный диагноз, обосновать диагноз

2. План обследования

3. План терапии (режим, диета)

4. Проведение противоэпидемических мероприятий

а) лептоспироз б) малярия

г) эпидемический сыпной тиф д) менингококковая инфекция

2.Возбудителем заболевания является:

в) простейшее г) риккетсия д) хламидия

3.Механизм передачи при данном заболевании:

а) воздушно-капельный б) трансмиссивный

в) фекально- оральный

г) контактный д) возбушно-пылевой

4.Источником инфекции является:

а) крупной рогатый скот б) грызуны

г) птицы д) клещи

5.Для данного заболевания характерно все, кроме:

а) экзантемы б) интоксикации

в) «малинового» языка

г) длительная лихорадки д) гепатоспленомегалии

6.В гемограмме при данном заболевании отмечается:

а) лейкоцитоз, нейтрофилез, повышение СОЭ

б) лейкозитоз, эозинофилия, нормальное СОЭ

в) лейкопения, относительный лимфоцитоз, анэозинофилия, повышение СОЭ

г) лейкоцитоз, абсолютный лимфоцитоз, нормальное СОЭ

д) лейкопения, палочкоядерный сдвиг влево, тромбоцитопения, нормальное СОЭ

7.Симптом Падалки это:

а) сгущение сыпи в естественных складках кожи б) сыпь на переходных складках коньюнктив в) желтушное окрашивание ладоней и стоп г) укорочение перкуторного звука в илеоцекальной области д) тремор языка

8. Общими симптомами для брюшного тифа и тифоподобного варианта острого описторхоза являются все, кроме:

а) лихорадки б) интоксикации

в) уртикарной сыпи

г) гепатомегалии д) утолщенного, с отпечатками зубов, языка

9. Общими симптомами для брюшного тифа и сыпного тифа являются все, кроме:

а) лихорадки б) головной боли в) экзантемы

г) гиперемии лица и шеи

10.К специфическим осложнениям данного заболевания относится:

а) пневмония б) холангит в) менингит г) инвагинация

д) кишечное кровотечение

11.Абсолютным подтверждением диагноза является:

а) диагностический титр антител в РНГА

б) диагностический титр антител в реакции Видаля в) обнаружение возбудителя в кале

г) обнаружение возбудителя в крови

д) обнаружение возбудителя в желчи

12. Сроки серологического исследования при данном заболевании:

а) однократно при поступлении б) при поступлении и перед выпиской в) на 1-й и 7-й день болезни

г) на 7-й и 14-й день болезни

д) на 1-й, 7-й и 14-й день болезни

13.Укажите осложнение, развившееся у больного на 22 день болезни:

а) инфекционно-токсический шок б) кишечное кровотечение

в) перфорация кишечника

г) острый пиелонефрит д) острый аппендицит

14.Постельный режим при данном заболевании назначается:

а) на весь период лихорадки б) только в период разгара болезни в) до 5 дня нормальной температуры

в) до 10 дня нормальной температуры тела

г) строгий постельный режим не обязателен

15.Для лечения данного больного можно использовать все препараты, кроме:

а) левомицитина б) ципрофлоксацина в) гентамицина г) пенициллина

16.Антибактериальная терапия назначается:

а) на весь лихорадочный период б) до 2 дня нормальной температуры тела в) до 5 дня нормальной температуры тела

г) до 10 дня нормальной температуры тела

д) до 21 дня нормальной температуры тела

17.Контрольное исследование при выписке реконвалесцентов включает:

а) однократное бактериологическое исследование крови

б)трехкратное бактериологическое исследование кала и мочи, однократное бактериологическое исследование желчи

в) контрольное бактериологическое исследование не обязательно г) однократное бактериологическое исследование кала, крови и мочи д) трехкратное бактериологическое исследование желчи

18.При хирургических осложнениях больному назначается:

19. За лицами, находившимися в контакте с больным, наблюдают:

а) 14 дней б) 30 дней

г) 7дней д) 5 дней

20. К специфической профилактике данного заболевания относится использование:

б) гамма-глобулина в) антибиотиков г) иммунной плазмы д) индукторов интерферонов

Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям Чита 2010 удк 616. 9(076.)

Сыпной тиф. Болезнь Бриля. Ку-лихорадка.

Цель занятия: выявить клинико-эпидемиологические особенности сыпного тифа, болезни Бриля и Ку-лихорадки, определить ведущие симптомы и клинические формы заболеваний, принципы диагностики.

В результате изучения данной темы, студент

Должен знать: этиопатогенез, эпидемиологию, клиническую классификацию, клинические проявления, дифференциальную и лабораторную диагностику, принципы лечения.

Должен владеть: методами диагностики, профилактики и лечения.

Должен уметь: правильно собрать анамнез, проводить целенаправленное обследование больного, осуществлять сбор направленного эпидемиологического анамнеза, оценить тяжесть состояния больного, проводить забор материала для серологического обследования, проводить дифференциальную диагностику с заболеваниями, имеющими сходную клиническую картину, дать оценку результатам лабораторных исследований.

2. Вопросы для подготовки к практическим занятиям.

  1. Определение риккетсиозов их общая характеристика
  2. Сыпной тиф. Эпидемиологические особенности. Критерии постановки диагноза. Диф. диагностика. Лечение.
  3. Болезнь Брилля. Эпидемиологические особенности. Особенности клинических проявлений Диф. диагностика. Лечение.
  4. Ку-лихорадка. Этиология. Клиника диагностика Принципы терапии.

3. Список рекомендуемой литературы

Основная

  1. Покровский В.И. Инфекционные вопросы и эпидемиология : учебник / В.И. Покровский [ и др.]. – М. : ГЭОТАР – МЕД, 2003. – 816с.
  2. Инфекционные вопросы и эпидемиология : учебник / В.И. Покровский, [ и др.]. –2-е изд. — М. : ГЭОТАР – МЕД, 2007. – 816 с.
  3. Организация противоэпидемических мероприятий при инфекционных болезнях на догоспитальном этапе : учеб. пособие / под. ред. Л.Б. Кижло. – Чита, 2007. – 94 с.
  4. Сборник ситуационных задач и алгоритмов диагностики инфекционных заболеваний : учеб.-метод. пособие / под. ред. Л.Б. Кижло. – Чита, 2005. – 148 с.
  5. Ющук Н.Д. Инфекционные болезни : учебник / Н.Д. Ющук, Ю.Я. Венгеров. – М. : Медицина, — 2003. – 544 с.
  6. Лекции.

Дополнительная литература

  1. Богомолов Б.П. Инфекционные болезни : неотложная диагностика, лечение, профилактика / Б. П. Богомолов. – М. : Изд-во Ньюдиамед, 2007. – 653 с.
  2. Борисов В.А. Клещевой энцефалит / В.А. Борисов, И.В. Малов. — Новосибирск : Наука, 2002. – 186 с.
  3. Инфекционные вопросы и эпидемиология : контрольные тестовые задания для самоподготовки / Н.И. Брико, [ и др.]. — 2-е изд. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2004. – 368 с.
  4. Природноочаговые трансмиссивные инфекции Забайкалья (Клещевой борреллиоз. Клещевой риккетсиоз. Клещевой энцефалит) : учебное пособие для студентов лечебного и педиатрического факультетов / Л.Б. Кижло [ и др.]. – Чита : ИИЦ ЧГМА, 2008. – 97с.
  5. Атлас. Экзантемы и энантемы / Л.Б. Кижло [ и др.]. – Чита : ЧГМА, 2007. – 58с.
  6. Лобзин Ю.В. Инфекционные болезни : учебник / Ю.В. Лобзин. – М. : Cпециальная литература, 2001. – 568 с.
  7. Лобзин Ю.В. Избранные вопросы инфекционных болезней / Ю.В. Лобзин. – СПб. : Фолиант, 2005. – 909с.
  8. Рахманова А.Г. Инфекционные болезни : руководство / А.Г. Рахманова, В.А. Неверов, В.К. Пригожин. — 2-е изд. – СПб., 2001. – 723 с.
  9. Ющук Н.Д. Инфекционные болезни / Н.Д. Ющук Ю.Я. Венгеров. — М., — 2007. – 1200 с.

4.Тесты для самопроверки

1.Укажите правильные утверждения.

Возбудитель сыпного тифа:

А) относится к риккетсиям

В) устойчив к высушиванию

Г) выращивается только на питательных средах, содержащих белок

Д) содержит эндотоксины

2. Укажите одно правильное утверждение.

Источником инфекции при сыпном тифе является:

В) домашние животные

Г) мышевидные грызуны

Д) различные виды вшей

3. Укажите одно правильное утверждение.

При сыпном тифе:

А) источником возбудителя инфекции является носитель риккетсий

Б) больные заразны в течение всего лихорадочного периода

В) переносчик – платяная вошь

Г) заражение происходит при втирании экскрементов вшей в поврежденную кожу

Д) восприимчивость человека высокая

4. Укажите правильные утверждения.

Болезнь Брилла отличается от сыпного тифа:

А) отсутствием педикулеза у больного и его окружении

Б) свойствами возбудителя

В) укороченным лихорадочным периодом

Г) менее тяжелым течением болезни

Д) редкостью осложнений

5. Укажите одно правильное утверждение.

Возбудителем ГЛПС является:

5. Ситуационная задача

Больная 3. 70 лет заболела остро 30.11. Вечером повысилась температура до 39,6°С, появилась головная боль в лобно-височных областях, головокружение, ломота во всем теле, заложенность носа, сухой болезненный кашель, царапающая боль за грудиной. На следующий день температура поднялась до 41°С, не могла подняться с постели, смотреть на свет. Отмечала плохой сон, отсутствие аппетита. Вызвала участкового врача. Врач отметил гиперемию лица, инъекцию сосудов склер, покраснение и зернистость слизистых мягкого неба. Дыхание через нос затруднено, в легких дыхание жесткое, хрипы не выслушиваются. Со стороны сердечно-сосудистой системы отмечается небольшая гипотония (АД 140/90), пульс 96 уд/мин при температуре 40°С. Язык суховатый, слабо обложен белым налетом. Живот мягкий, безболезненный во всех отделах. Печень и селезенка не увеличены. Дизурических явлений нет. Менингеальные знаки не выявляются.

Эпиданамнез. Приехала из Молдавии. В дороге ехала с соседкой по купе, больной гриппом. Во время войны перенесла сыпной тиф.

1. О каком заболевании следует думать?

2. Есть ли данные за сыпной тиф?

3. Что следует предусмотреть в плане обследования?

Клещевой риккетсиоз. Клещевой борреллиоз. ГЛПС и др. геморрагические лихорадки.

Цель занятия: в результате изучения данной темы, студент

Должен знать: патогенез, клиническую классификацию, клинические проявления клещевого риккетсиоза, клещевого боррелиоза, ГЛПС, дифференциальную и лабораторную диагностику, принципы лечения, противоэпидемические мероприятия в очаге.

Читайте так же:  Методы лечение туберкулеза

Должен уметь: Проведя опрос и осмотр больных, выявить основные признаки клещевого риккетсиоза, боррелиоза, ГЛПС, выявить симптомы, характерные для клещевого риккетсиоза, боррелиоза, ГЛПС, целенаправленно собрать эпидемиологический анамнез, на основании клинико-эпидемиологических данных поставить диагноз, составить план обследования больного с учетом обязательных и дополнительных исследований, оценить тяжесть течения, определить стадию заболевания, составить план лечения в зависимости от стадии заболевания.

Должен владеть: методами догоспитальной посиндромальной диагностики ГЛПС, методами лечения ГЛПС.

2. Вопросы для подготовки к практическим занятиям.

  1. Клещевой риккетсиоз. Эпидемиологические особенности. Критерии постановки диагноза. Диф. диагностика. Лечение.
  2. Клещевой боррелиоз. Эпидемиологические особенности. Критерии постановки диагноза. Диф. диагностика. Лечение.
  3. Профилактика клещевых риккетсиозов и боррелиоза.
  4. Геморрагические лихорадки. Общая характеристика. Классификация.
  5. ГЛПС. Классификация. Этиология. Эпидемиология. Принципы диагностики. Лечение.

3. Список рекомендуемой литературы

Основная

  1. Покровский В.И. Инфекционные вопросы и эпидемиология : учебник / В.И. Покровский [ и др.]. – М. : ГЭОТАР – МЕД, 2003. – 816с.
  2. Инфекционные вопросы и эпидемиология : учебник / В.И. Покровский, [ и др.]. –2-е изд. — М. : ГЭОТАР – МЕД, 2007. – 816 с.
  3. Организация противоэпидемических мероприятий при инфекционных болезнях на догоспитальном этапе : учеб. пособие / под. ред. Л.Б. Кижло. – Чита, 2007. – 94 с.
  4. Сборник ситуационных задач и алгоритмов диагностики инфекционных заболеваний : учеб.-метод. пособие / под. ред. Л.Б. Кижло. – Чита, 2005. – 148 с.
  5. Ющук Н.Д. Инфекционные болезни : учебник / Н.Д. Ющук, Ю.Я. Венгеров. – М. : Медицина, — 2003. – 544 с.
  6. Лекции.

Дополнительная литература

  1. Богомолов Б.П. Инфекционные болезни : неотложная диагностика, лечение, профилактика / Б. П. Богомолов. – М. : Изд-во Ньюдиамед, 2007. – 653 с.
  2. Борисов В.А. Клещевой энцефалит / В.А. Борисов, И.В. Малов. — Новосибирск : Наука, 2002. – 186 с.
  3. Инфекционные вопросы и эпидемиология : контрольные тестовые задания для самоподготовки / Н.И. Брико, [ и др.]. — 2-е изд. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2004. – 368 с.
  4. Природноочаговые трансмиссивные инфекции Забайкалья (Клещевой борреллиоз. Клещевой риккетсиоз. Клещевой энцефалит) : учебное пособие для студентов лечебного и педиатрического факультетов / Л.Б. Кижло [ и др.]. – Чита : ИИЦ ЧГМА, 2008. – 97с.
  5. Атлас. Экзантемы и энантемы / Л.Б. Кижло [ и др.]. – Чита : ЧГМА, 2007. – 58с.
  6. Лобзин Ю.В. Инфекционные болезни : учебник / Ю.В. Лобзин. – М. : Cпециальная литература, 2001. – 568 с.
  7. Лобзин Ю.В. Избранные вопросы инфекционных болезней / Ю.В. Лобзин. – СПб. : Фолиант, 2005. – 909с.
  8. Рахманова А.Г. Инфекционные болезни : руководство / А.Г. Рахманова, В.А. Неверов, В.К. Пригожин. — 2-е изд. – СПб., 2001. – 723 с.
  9. Ющук Н.Д. Инфекционные болезни / Н.Д. Ющук Ю.Я. Венгеров. — М., — 2007. – 1200 с.

4.Тесты для самопроверки

Укажите правильные утверждения.

1. Для клещевого риккетсиоза характерны:

Б) Первичный аффект

2. Укажите правильные утверждения.

Возратный эпидемический тиф:

А) Встречается редко

Б) Вызывается спирохетой из рода боррелий

В) Характеризуется острым началом

Г) Характеризуется острой лихорадкой и интоксикацией

Д) Лечится главным образом стрептомицином

3. Укажите правильные утверждения.

Для хронического течения болезни Лайма характерны:

А) Хронический остеомиелит

Б) Спастический парапарез

Д) Хронический атрофический дерматит

4. Укажите одно правильное утверждение.

Основным источником ГЛПС является:

Б) Рыжая полевка

5. Укажите одно правильное утверждение.

Для ГЛПС характерно:

Б) Увеличение селезенки

В) Петехиальная сыпь

Г) Ригидность мышц затылка

Д) Мышечные боли

5. Ситуационная задача

С 3 июня по 26/ХII за медицинской помощью обращались больные с жалобами на слабость, недомогание, повышение температуры, боли в пояснице и животе. У многих была гиперемия лица, инъекция склер, конъюнктивит, у 3-их были субсклеральные гематомы. У большинства больных отмечалась изогипостенурия, микрогематурия, снизился диурез. Заболело всего 20 человек, из них 16 детей в возрасте от 5 до 15 лет и четверо взрослых, из которых трое учителей и один рабочий совхоза. В хозяйственных постройках населенного пункта, в школе, детском саду, буфете, столовой, в жилых домах было отловлено большое количество мышевидных грызунов. Поселок расположен в лесу, а школа и детский сад в одном здании в 50 метрах от лесного массива.

1. Предварительный диагноз.

2. Дифференциальная диагностика.

Цель занятия: Закончив изучение темы, студент

Должен знать: этиологию, эпидемиологию, ранние признаки, клинические проявления, принципы профилактики и лечения ВИЧ – инфекции у взрослых.

Должен владеть: методами посиндромной диагностики, профилактики и лечения ВИЧ – инфекции.

Должен уметь: правильно собрать анамнез заболевания, свойственный для ВИЧ – инфекции, произвести осмотр больного; установить стадию ВИЧ – инфекции; провести дифференциальный диагноз со сходными заболеваниями; составить план обследования; оценить показатели иммунного статуса больного, результаты серологических исследований; наметить основные направления лечения в соответствии с выявленной патологией; провести беседу с больным о его заболевании, правах и обязанностях больного ВИЧ – инфекцией.

2. Вопросы для подготовки к практическим занятиям.

1. ВИЧ- инфекция. Определение

2. Этиопатогенетические особенности.

3. Эпидемиология. Источники инфекции Механизм, пути передачи. Группы риска. Возможности инфицирования в ЛПУ.

4. Клиника. Стадии течения ВИЧ — инфекции.

5. Диагностика ВИЧ. Значение комплекса эпидемиологических, клинических и лабораторных данных для ранней диагностики ВИЧ – инфекции. Лабораторные методы исследования.

6. Принципы терапии. Антиретровирусная терапия.

7. Лечение оппортунистических инфекций. Симптоматическая терапия.

3. Список рекомендуемой литературы

Основная

  1. Покровский В.И. Инфекционные вопросы и эпидемиология : учебник / В.И. Покровский [ и др.]. – М. : ГЭОТАР – МЕД, 2003. – 816с.
  2. Инфекционные вопросы и эпидемиология : учебник / В.И. Покровский, [ и др.]. –2-е изд. — М. : ГЭОТАР – МЕД, 2007. – 816 с.
  3. Организация противоэпидемических мероприятий при инфекционных болезнях на догоспитальном этапе : учеб. пособие / под. ред. Л.Б. Кижло. – Чита, 2007. – 94 с.
  4. Сборник ситуационных задач и алгоритмов диагностики инфекционных заболеваний : учеб.-метод. пособие / под. ред. Л.Б. Кижло. – Чита, 2005. – 148 с.
  5. Ющук Н.Д. Инфекционные болезни : учебник / Н.Д. Ющук, Ю.Я. Венгеров. – М. : Медицина, — 2003. – 544 с.
  6. Лекции.

Дополнительная литература

  1. Богомолов Б.П. Инфекционные болезни : неотложная диагностика, лечение, профилактика / Б. П. Богомолов. – М. : Изд-во Ньюдиамед, 2007. – 653 с.
  2. Инфекционные вопросы и эпидемиология : контрольные тестовые задания для самоподготовки / Н.И. Брико, [ и др.]. — 2-е изд. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2004. – 368 с.
  3. Исакова В.А. Герпес вирусные инфекции человека : руководство для врачей / В.А. Исакова, Е.И. Архипова, Д.В. Жаков. – СПб., 2006. – 189 с.
  4. Лобзин Ю.В. Инфекционные болезни : учебник / Ю.В. Лобзин. – М. : Cпециальная литература, 2001. – 568 с.
  5. Лобзин Ю.В. Избранные вопросы инфекционных болезней / Ю.В. Лобзин. – СПб. : Фолиант, 2005. – 909с.
  6. ВИЧ – инфекция : клиника, диагностика и лечение / В.В. Покровский [ и др.]. – М. : ГЭОТАР Медицина, 2000. – 276 с.
  7. Покровский В.В. ВИЧ-инфекция и СПИД : клинические рекомендации / В.В. Покровский. – М., 2006. – 128 с.
  8. Покровский В.В. ВИЧ – инфекция : клиника, диагностика и лечение / В.В. Покровский. — 2-е изд. — М., 2003. – 488 с.
  9. Рахманова А.Г. Инфекционные болезни : руководство / А.Г. Рахманова, В.А. Неверов, В.К. Пригожин. — 2-е изд. – СПб., 2001. – 723 с.
  10. Ющук Н.Д. Инфекционные болезни / Н.Д. Ющук Ю.Я. Венгеров. — М., — 2007. – 1200 с.

4. Тесты для самопроверки

1. Укажите правильные утверждения.

Для СПИДа характерны следующие поражения кожи:

Б) токсикоаллергический дерматит

В) рецидивирующий простой герпес

Д) саркома Капоши

2. Укажите правильные утверждения.

Для СПИДа характерны следующие оппортунистические инфекции:

Б) хроническая дизентерия

Д) пневмоцистная пневмония

3. Укажите правильные утверждения.

Для подтверждения диагноза ВИЧ-инфекции используют следующие методы:

Д) генетический ГПТТР

4. Укажите одно правильное утверждение.

В нуклеокапсиде вируса иммунодефицита человека находится фермент:

В) обратная транскриптаза (ревертаза)

5. Укажите одно правильное утверждение.

Мононуклеозоподобный синдром в стадии П А ВИЧ отличается от инфекционного мононуклеоза:

Г) лимфоцитозом и наличием атипичных мононуклеаров в периферической крови

Д) отрицательной реакцией Гоффа-Бауэра

5. Ситуационная задача

Больной Т. 30 лет обратился к дерматологу в связи с по­явлением темных пятен на коже, которые начали появляться 4 месяца тому назад. Объективно: на лице, туловище, ко­нечностях немногочисленные темно-красные с синюшным от­тенком пятна размером от 0,4 до 0,8 см. Некоторые элемен­ты выступают над поверхностью кожи. Подобные образова­ния имеются на слизистой рта и нижней губе. Со стороны внутренних органов патологии не обнаружено. Пальпируются мелкие лимфатические узлы: подмышечные, надключичные, шейные. Поставлен диагноз «саркома Капоши».

1. В чем своеобразие случая?

2. Ваши предположения о диагнозе?

2. Тактика ведения больного.

3. Какая дополнительная информация о больном необходима?

Эталоны ответов тестовых заданий раздела 2.

Тема № 13: 1-А, Б, Г, Д; 2-А; 3-Г, Д; 4-А, Б, Г, Д; 5-Б.

Тема № 14: 1-А, В, Г, Д; 2-А; 3-А, Б, В, Д; 4-Б; 5-Б.

Тема № 15: 1-Д; 2-А; 3-А, Б, В, Д; 4-Г; 5- Б.

Тема № 16: 1-А, Б, В, Д; 2-А; 3-Б, В, Г, Д; 4-А, В, Г, Д; 5-А.

Тема № 17: 1-А, Б, В, Д; 2-А, Б, В, Г; 3-Б, Г, Д; 4-Б; 5-В.

Тема № 18: 1-А, В, Г, Д; 2-А, В, Г, Д; 3-А, Б, В, Д; 4-В; 5-Д.

Методические рекомендации для студентов лечебного факультета.

Ситуационные задачи

Ситуационная задача № 1.

Больная Р., 30 лет, поступила в клинику с жалобами на нарастающую слабость, умеренную головную боль, повышение температуры тела до 39-40 0 С, понижение аппетита. При осмотре на коже верхних отделов живота и нижних отделов грудной клетки розеолезная сыпь, грубое урчание слепой кишки и болезненность в правой подвздошной области. Печень и селезенка при пальпации увеличены. В испражнениях и пробах из кожных высыпаний обнаружена S. Typhi. На 18-й день болезни во время нахождения в клинике появились признаки острого живота, диагностирован перитонит. Проведена операция, в ходе которой удалена часть тонкой кишки. При ревизии брюшной полости обнаружены изменения мезентериальных лимфатических узлов, фибринозно-гнойный экссудат. В патологоанатомическом отделении при исследовании операционного материала подтверждены изменения мезентериальных лимфатических узлов, в подвздошной кишке обнаружены глубокие язвы в области некротизированных групповых фолликулов. Одна из язв перфоративная.

Читайте так же:  Новости о лихорадке эбола ноябрь

Вопросы к ситуационной задаче № 1.

1. О каком заболевании идет речь?

2. Какая стадия заболевания?

3. Какой вид имели мезентеральные лимфатические узлы?

4. Какие образования в групповых фолликулах и лимфатических узлах брыжейки при гистологическом исследовании имеют диагностическое значение?

5. Какое микроскопическое строение имеют эти образования?

6. Чем может быть обусловлено развитие перитонита?

Ситуационная задача № 2.

У больного дизентерией (шигеллезом), подтвержденной резуль­татами бактериологического исследования, обна­ружены явления парапроктита. Спустя некоторое время появились боли в пояснице, пиурия, резко повысилась температура тела. Также обнаружены увеличение размеров печени и ее болезненность при пальпации, при ультразвуковом исследовании в области ворот округлое образование с нечеткими границами.

Вопросы к ситуационной задаче № 2.

1. О какой стадии местных изменений вероятнее всего идет речь?

2. Какая форма колита характерна для этой стадии?

3. Какова при­чина парапроктита?

4. Какое осложнение, помимо парапроктита, мо­жет возникать в связи с этой причиной?

5. С какими внекишечными осложнениями связаны изменения печени, развитие пиурии, резкий подъем температуры?

Ситуационная задача № 3.

Больной А., 50 лет, поступил в клинику с выраженными отеками. В моче протеинурия более 20 г в сутки, следы липидов. Для выяснения природы протеинурии проведено обследование. При ультразвуковом исследовании почки увеличены в размерах. Взята биопсия слизистой оболочки толстой кишки, при окраске конго красным выявлен амилоид. В ходе бесед с пациентом выяснилось, что около 15 лет назад он перенес тяжелую форму дизентерии, после которой сохранялись периодические боли в левом подреберье. За последний год пациент значительно похудел. При эндоскопическом исследовании в области сигмовидной кишки выявлена деформация стенки кишки.

Вопросы к ситуационной задаче № 3.

1. Объясните возможную причину развития амилоидоза.

2. Поражение каких органов, кроме почек и кишечника, характерно для данной формы амилоидоза.

3. В чем причина стеноза и деформации стенки сигмовидной кишки.

4. Назовите изменения сигмовидной кишки, предшествующие стадии язвенного колита.

5. Какие еще внекишечные осложнения характерны для дизентерии.

Ситуационная задача № 4.

Инструкция. Оцените ситуацию и укажите номера всех правильных ответов по каждому вопросу.

Больной С., 42 лет, вернувшийся 12 дней назад из командировки из местности, где произошла авария в системе водоснабжения, обратился к врачу с жалобами на постепенное в течение 5-6 дней повышение температуры тела до 39° С, метеоризм, периодически жидкий стул. В области живота обнаружена розеолезная сыпь, бледнеющая при надавливании. Из крови высеяна Salmonella typhi.

1. Следовательно, это

2. Данная болезнь обычно протекает в

3. Легко предположить, что это стадия

а) изъязвления фолликулов

б) мозговидного набухания фолликулов

в) некроза фолликулов

г) фибринозного колита

4. Кишечные осложнения обычно возникают в стадии

5. Из кишечных осложнений наиболее часто развиваются

а) кровотечение и малигнизация

б) малигнизация и прободение язвы

в) прободение язвы и кровотечение

г) верного ответа нет

6. Если присоединяется пневмония, то она чаще всего бывает

7. Брюшнотифозный сепсис кишечными изменениями обычно

б) не сопровождается

Ситуационная задача № 5.

Инструкция. Оцените ситуацию и укажите номера всех правильных ответов по каждому вопросу.

В детском коллективе отмечена вспышка заболевания, которая

проявлялась повышением температуры тела, развитием диареи со схваткообразными болями в животе, тенезмами. В каловых массах слизь, примесь крови. Поставлен предположительный диагноз «дизентерия».

1. В постановке окончательного диагноза поможет бактериологическое исследование

2. Современное название данного заболевания

г) верного ответа нет

3. Местные изменения при этом заболевании развиваются в слизистой оболочке

б) тонкой и толстой кишок

в) толстой кишки

4. Эти изменения носят название

5. Он протекает в

6. Стадия местных изменений в кишке, при которой на слизистой оболочке появляется

фибринозная пленка носит название колита

Ситуационная задача № 6.

Инструкция. Оцените ситуацию и укажите номера всех правильных ответов по каждому вопросу.

Больной Х., 35 лет, во время пребывания в эндемическом очаге заболел холерой, которая протекала с резким обезвоживанием организма, цианозом, судорогами. Явления эксикоза на фоне проведения инфузионной терапии уменьшились, но сохранялась анурия. В анализе желудочного сока – картина ахлоргидгии. Больной скончался через 2 дня от уремии.

1. Ахлоргидрия важное значение для заражения холерой

2. У больного стадия холерного

3. Уремия обусловлена развитием у больного

а) острого пиелонефрита

б) некроза эпителия канальцев (ОПН)

в) амилоидоза почек

4. Трупное окоченение у умерших от холеры

а) наступает быстро

б) развивается медленно

5. При этом у больного отмечается симптом

а) «спинной сухотки»

б) «позы гладиатора»

г) триады Гетчинсона

6. Наиболее характерные осложнения холеры

а) холерный тифоид

в) постхолерная уремия

Ситуационная задача № 1.

В неврологическую клинику поступила больная, 25 лет, с жалобами на нарушение глотания. При обследовании выявлены периферические параличи мышц мягкого неба, шеи и конечностей. Позже к указанным симптомам присоединилась острая сердечная недостаточность. Больная умерла внезапно. Из анамнеза известно, что два месяца назад больная перенесла дифтерию зева.

Вопросы к ситуационной задаче № 1.

1.Охарактеризуйте этиологию, путь и возможные источники заражения дифтерией.

2. Опишите морфологические изменения, наблюдавшиеся в зеве у больной за 2 месяца до смерти.

3. Назовите причину развития параличей у данной больной.

4. Поражение каких структур обусловило развитие сердечной недостаточности?

5. Какие изменения в сердце могли наблюдаться у больной в конце 1-й- начале 2-й недели заболевания?

6. Какая разновидность сердечной недостаточности по механизму развития наблюдалась у больной? Как оценивают тяжесть сердечной недостаточности?

Ситуационная задача № 2.

У 3-х-летнего ребенка внезапно поднялась температура до 39,5 0 , через несколько часов после начала заболевания появилась геморрагическая звездчатая сыпь, резко упало артериальное давление, появились адинамия, заторможенность, ребенок умер. Посмертно из крови ребенка высеян менингококк. При обследовании членов семьи умершего ребенка в смывах из носоглотки отца и 12-летней сестры ребенка высеян менингококк. У сестры отмечены насморк, кашель, при осмотре по задней стенке глотки стекает серозный экссудат, слизистая оболочка с выраженной гиперемией.

Вопросы к ситуационной задаче № 2.

1. Перечислите клинико-морфологические формы менингококковой инфекции.

2. Какими формами заболевания страдали умерший мальчик, его сестра и отец?

3. Какой фактор патогенности менингококка определяет клинические и морфологические проявления менингококкемии?

4. Опишите морфологические изменения в коже умершего ребенка.

5. Опишите морфологические изменения, обусловившие развитие острой надпочечниковой недостаточности. Как называется синдром острой надпочечниковой недостаточности у детей?

6. Дефицит каких гормонов надпочечника определяет, главным образом, развитие острой надпочечниковой недостаточности. Перечислите основные клинические проявления данного состояния.

Ситуационная задача № 3.

У больной, 29 лет, через 3 дня после криминального аборта повысилась температура до 40°С, отмечено появление на коже множественных кровоизлияний. Через 2 суток после появления этих симптомов наступила смерть.

Вопросы к ситуационной задаче № 3.

1.О какой клинико-морфологической форме сепсиса можно думать?

2. Какой это вид сепсиса в зависимости от характера входных ворот инфекции?

3. Охарактеризуйте морфологию местных изменений.

4. Ка­кие процессы можно обнаружить: в паренхиме органов; в строме; в кроветворной и лимфоидной ткани?

Ситуационная задача № 4.

Больная З., 68 лет, поступила в клинику для вскрытия абсцесса. После вскрытия абсцесса температура тела оставалась 39°С, появилась одышка. В анализах крови лейкоцитоз со сдвигом до промиелоцитов, повышение СОЭ. В анализах мочи небольшая протеинурия, лейкоцитурия, единичные эритроциты. Смерть наступила при явлениях острой сердечной недостаточности.

Вопросы к ситуационной задаче № 4.

1. Какая клинико-морфологическая форма сепсиса развилась у больной?

2. Какой вид сепсиса в зависимости от характера входных ворот?

3. Какие макроскопические изменения в связи с особенностями распространения инфекта можно найти в легких, сердце, почках, головном мозге?

4. Какие макроскопические изменения селезенки найдены на вскрытии?

Ситуационная задача № 5.

У больного 40 лет, страдавшего ревматическим по­роком сердца с поражением аортального клапана, после удаления зуба появились гектическая лихорадка, желтушность кожных покровов, геморрагические высыпания, одышка в покое, отеки. В клинической кар­тине резко выражены геморрагический и тромбоэмболический синдромы, увеличение селезенки, микрогематурия и протеинурия. На конъюнктиве у внутреннего угла нижних век обоих глаз — петехиальные кровоизлияния.

Вопросы к ситуационной задаче № 5.

1. Назовите клинико-морфологическую форму сепсиса.

2. Назовите локализацию септического очага.

3. Назовите изменения в септическом очаге.

4. Объясните механизм развития полипозно-язвенного эндокардита склерозированных клапанов.

5. Объясните механизм развития геморрагического синдрома.

6. Назовите изменения на конъюнктиве глаз

Ситуационная задача № 6.

Инструкция. Оцените ситуацию и укажите номера всех правильных ответов по каждому вопросу.

Читайте так же:  Интерфероны препараты от гепатита с

У больной К., 9 лет, отмечается повышение температуры тела, боли при глотании. При обследовании обнаружено: выраженный отек слизистой оболочки зева, резкое увеличение миндалин, трудноотделяемый грязно-белый налет на них, переходящий на мягкое нёбо, резко выражена общая интоксикация, тахикардия, нарушения ритма сердца, что в совокупности дает основание поставить диагноз дифтерии.

1. У больной по локализации дифтерия

г) половых органов

2. Грязно-белый налет трудно отделяется, так как слизистая оболочка

миндалин в норме покрыта эпителием

в) многослойным плоским

3. Данное воспаление у больной имеет характер

б) фибринозного крупозного

г) фибринозного дифтеритического

4. Общая интоксикация у больной обусловлена

а) наличием токсина в пленке

б) проникновением токсина в кровь

г) правильного ответа нет

5. Сердечные симптомы у данной больной обусловлены

а) фибринозным перикардитом

в) инфекционным эндокардитом

г) правильного ответа нет

6. В тяжелых случаях болезни причинами смерти могут быть

а) гломерулонефрит и асфиксия

б) асфиксия и миокардит

в) миокардит и хронический отит

г) хронический отит и гломерулонефрит

Ситуационная задача № 7.

Инструкция. Оцените ситуацию и укажите номера всех правильных ответов по каждому вопросу.

У больного З., 7 лет, на фоне повышения температуры тела появились боли в горле. На второй день выявлена мелкоточечная сыпь на коже, при этом носогубный треугольник не поражен, бледный. Отмечаются ярко-красный язык и миндалины.

1. Предположительный диагноз

а) дифтерия носа

в) дифтерия зева

2. Возбудитель данного заболевания

а) β-гемолитический стрептококк группы А

г) дифтерийная палочка

3. Мелкоточечная сыпь на коже имеет цвет

г) правильного ответа нет

4. Язык при этом имеет вид

5. Такое изменение вида языка связано с

а) гипертрофией его сосочков

б) атрофией его сосочков

в) полнокровием его слизистой оболочки

6. Данное заболевание в поздний период может осложниться развитием

а) твердой флегмоны шеи

б) острого гломерулонефрита

в) мягкой флегмоны шеи

г) хронического гломерулонефрита

Ситуационная задача № 8.

Инструкция. Оцените ситуацию и укажите номера всех правильных ответов по каждому вопросу.

У больного С., 20 лет, после нескольких суток назофарингита, внезапно поднялась температура тела до 40° С, появились сильнейшие головные боли, рвота. К концу первых суток стали нарастать менингеальные симптомы. Проведена спинномозговая пункция.

1. При этом ликвор обычно вытекает

а) под большим давлением

б) крайне медленно

в) отдельными брызгами

2. Следовательно, у больного

а) менингококковый назофарингит

б) гнойный менингит

3. Пораженная оболочка головного мозга имеет при этом вид

а) «зеленоватого чепчика»

б) «красного чепца»

4. Гнойный менингит осложняться менингококковым назофарингитом

5. Менингококковый назофарингит более опасен для

а) самого больного

б) окружающих людей

6. Если больной не умирает от отека и набухания головного мозга, то у него

впоследствии может развиться общая церебральная кахексия, что связано с

а) ишемического инфаркта головного мозга

в) атрофии полушарий головного мозга

г) кровоизлияния в головной мозг

Ответы к тестовым задачам

1-1, 2-3, 3-4, 4-3, 5-4, 6-1,7-3,8-3,9-3, 10-4,11-4,12-5,13-3,14-5.

Ответы к тестовым заданиям занятия 13

1-3, 2-4, 3-1, 4-2, 5-3, 6-3, 7-5, 9-4, 10-5, 11-4.

Эталоны ответов на вопросы к ситуационным задачам.

Ответы на вопросы к ситуационной задаче № 1.

2. Стадия образования язв.

3. Уве­личены в размерах, серо-красные, с признаками некроза.

4. Брюшнотифозные грану­лемы.

5. Гранулемы построены из брюшнотифозных клеток — макрофагов.

6. Развитие перитонита обусловлено перфорацией язв и некрозом брыжеечных лимфатических узлов.

Ответы на вопросы к ситуационной задаче № 2.

1. Третьей стадии.

2. Язвенный колит.

3. Перфорация (микроперфорация) язвы.

5. Увеличение и болезненность печени в сочетании с данными ультразвукового исследования позволяют предположить развитие пилефлебитических абсцессов печени. Развитие пиурии характерно для пиелонефрита.

Ответы на вопросы к ситуационной задаче № 3.

1. У пациента развился вторичный амилоидоз, который может быть осложнением дизентерии при хроническом течении заболевания.

2. Для вторичного амилоидоза также характерно поражение печени, селезенки, надпочечников.

3. На 10 — 12-й день заболевания для дизентерии тяжелого течения характерно развитие язвенного колита. Язвы при дизентерии имеют причудливую форму, края их неровные, глубина местами может быть значитель­ной. В стадию заживления на месте обширных и глубоких язв образуются рубцы, деформирующие стенку и равномерно суживающие просвет (рубцовый стеноз) или в виде узких, поперечно расположенных перетя­жек — стриктур.

4. Стадии язвенного колита предшествуют стадии катарального и фибринозного колита.

5. К внекишечным осложнениям относят бронхопневмонию, пиелит и пиелонефрит, серозные артриты, которые обычно возникают вследствие актива­ции аутоинфекции, а также пилефлебитические абсцессы печени. При хро­ническом течении заболевания возможно развитие кахексии.

Ответы на вопросы к ситуационной задаче № 4

Ответы на вопросы к ситуационной задаче № 5

Ответы на вопросы к ситуационной задаче № 6.

Эталоны ответов на вопросы к ситуационным задачам.

Ответы на вопросы к ситуационной задаче №1.

1.Возбудитель дифтерии — Corynebacterium diphteriae (дифтерийная палочка). Патогенные свойства дифтерийной палочки связаны, главным образом, с выделением экзотоксина. Именно действие токсина определяет клинические проявления дифтерии. Токсигенность дифтерийной палочки определяется наличием бактериофага, заражающего коринебактерии и несущего гены, детерминирующие продукцию токсина. Источником заражения является больной или бактерионоситель. Путь заражения — воздушно-капельный. В ряде случаев возможно заражение через предметы и третьих лиц, так как дифтерийная палочка очень устойчива к факторам внешней среды и длительно сохраняет патогенные свойства.

2. При дифтерии зева на миндалинах образуется фибринозная пленка, плотно соединенная с подлежащими тканями (дифтеритический вариант фибринозного воспаления). Пленка, покрывающая некротизированные ткани, создает благоприятные условия для размножения возбудителя с образованием токсина и всасывания его в кровь.

3. Экзотоксин вызывает развитие паренхиматозного неврита, который сопровождается разрушением миелиновой оболочки, реже — шванновской оболочки и осевых цилиндров. При этом развиваются периферические параличи мягкого неба, мышц шеи, туловища, конечностей, диафрагмы и других мышц. Опасными для жизни являются параличи дыхательной мускулатуры и мышц, ответственных за глотание.

4. Через 2-2,5 месяца от начала заболевания в результате поражения блуждающего нерва и интрамуральных ганглиев сердца может развиться сердечная недостаточность и даже остановка сердца — так называемый поздний паралич сердца при дифтерии. Если пациент перенес указанные критические состояния, функция пораженных нервов через 2-3 месяца полностью восстанавливается.

5. В конце первой- начале второй недели токсической дифтерии может развиться миокардит, который проявляется выраженной степенью дистрофии кардиомиоцитов (преимущественно жировой) и их некрозом, лимфомакрофагальной инфильтрацией интерстиция. Поражение сердца может быть настолько тяжелым, что приводит к смерти от острой сердечной недостаточности (так называемый ранний паралич сердца).

6. Сердечная недостаточность, развивающаяся при дифтерии, по механизму развития является метаболической. Тяжесть сердечной недостаточности оценивают по гемодинамическим и клиническим показателям. Основной гемодинамический критерий – снижение МОК (минутного объема кровообращения) — менее 2,98 л/мин. Среди клинических критериев наиболее часто учитывают одышку, цианоз и отеки.

Ответы на вопросы к ситуационной задаче № 2.

1. Выделяют локализованные формы менингококковой инфекции (менингококковое носительство и острый назофарингит) и генерализованные (менингококкемия, менингит, менингоэнцефалит, смешанные формы).

2. Умерший мальчик страдал наиболее тяжелой, быстро протекающей генерализованной формой менингококковой инфекции – менингококкемией. У сестры выявлен менингококковый назофарингит, отец являлся носителем менингококка.

3. Клинические проявления при генерализованной инфекции определяются, главным образом, действием эндотоксина, приводящего к развитию ДВС-синдрома и эндотоксического шока.

4. На коже определяется геморрагическая сыпь в виде звездочек, в центре которых нередко имеются очаги некроза. При гистологическом исследовании кожи видны очаги некроза, диапедезные кровоизлияния, в сосудах дермы можно обнаружить фибриновые тромбы.

5. ДВС-синдром при менингококковой инфекции приводит к двустороннему массивному кровоизлиянию в надпочечники с развитием острой надпочечниковой недостаточности (синдром Уотерхауса-Фридериксена). Такие изменения надпочечников характерны для менингококкемии, их обнаруживают в 60-100% летальных случаев.

6. Клинические симптомы острой надпочечниковой недостаточности обусловлены дефицитом глюко- и минералокортикоидов, обусловленным разрушением коркового вещества надпочечников. У больных наблюдаются мышечная слабость, симптомы дегидратации и электролитные расстройства.

Ответы на вопросы к ситуационной задаче № 3.

2. Маточный сепсис.

3. В матке картина септического эндометрита: она увеличена, дряблая, слизистая обо­лочка грязно-серого цвета с гнойным налетом. Микроскопически отмечаются: некроз слизистой оболочки, в некротических массах — колонии микробов; инфильтрация слизистой оболочки и подслизистого слоя полиморфно-ядерными лейкоцитами, гнойный тромбофлебит.

4. В паренхиме органов — дистрофические изменения, в строме — межуточ­ное воспаление, в кроветворной и лимфоидной ткани — гиперпластические процессы.

Ответы на вопросы к ситуационной задаче № 4.

3. В легких — метастатические гнойники, в сердце — острый септический полипозно-язвенный эндокардит и межуточный миокардит, в головном мозге — абсцессы и гнойный менингит, в почках – эмболический гнойный нефрит.

4. Септическая селезенка: увеличена, дряблой консистенции, пульпа дает обильный соскоб.

Ответы на вопросы к ситуационной задаче № 5.

1. Вторичный инфекционный эндокардит.

2. Аортальные клапаны сердца.

3. Полипозно-язвенный эндокардит склерозированных клапанов.

4. Для возникновения полипозно-язвенного эндокардита необходимым условием является бактериемия, фиксация бактерий к клапанному и париетальному эндокарду и колонизация микробов на клапанной стенке

5. Морфологические изменения клапанного аппарата и нарушения сердечной гемодинамики, связанные с пороками сердца, облегчают адгезию микроорганизмов на эндотелиальной поверхности.

6. Иммунокомплексный васкулит.

7. Пятна Лукина – Либмана

Ответы на вопросы к ситуационной задаче № 6

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.026 с) .