Меню

Ситуационная задача по коклюшу

Ситуационные задачи

Численность населения района С. составляет 30000 чел. За последний год в районе родилось 450 детей. Требуется определить уровень рождаемости.

Оценить распределение больных по нозологическим формам

В районе А с численность населения 75000 за год умерло 743 человека, в районе Б, численность населения которого составила 89000, умерло 820 человек. Возрасно-половой состав проживающих в двух районах был примерно одинаковым. Требуется определить, отличаются ли уровни смертности в названных районах и отобразить их доверительные границы.

На основании приведенных данных провести анализ и преобразование динамического ряда.

В районе К. зарегистрировано болезней системы кровообращения

В районе А родилось 1580 детей, в районе Б – 1560. Известен возрастной состав женщин в обоих районах.

Отличаются ли показатели плодовитости?

Требуется определить, отличаются ли показатели плодовитости женщин в двух районах (А и Б), если известно, что в районе А проживало 23200 женщин в возрасте от 15 до 49 лет, а в районе Б – 23900 и имеются сведения о возрастном распределении родильниц.

Данных о возрастном распределении женщин в двух районах не имеется.

Ситуационная задача №5

Ситуационные задачи для проведения квалификационного экзамена

По профессиональному модулю

«Проведение профилактических мероприятий»,

Специальность «Сестринское дело», 2 курс

Ситуационная задача №1.
У молодой женщины с атопической бронхиальной астмой приступы возникают в весеннее время, в период цветения злаков. Сенсибилизация к злакам доказана при аллергологическом обследовании.

Задание:

1. Дайте рекомендации женщине по профилактике обострений.

2. Расскажите о роли астма-школы.

Ситуационная задача №2.
Ребенок 6 месяцев, перенес коклюш; против дифтерии, столбняка и коклюша не прививался в связи с медицинскими отводами.
Задание:
1. Какими вакцинальными препаратами должен быть привит ребенок против дифтерии и столбняка?

2. В какие сроки должна быть проведена вакцинация, согласно национальному календарю профилактических прививок?

Ситуационная задача №3.
Семья состоит: муж, жена, живут 2 года, детей нет. Муж работает водителем автобуса, стаж работы 10 лет. Жена работает маляром, стаж работы 9 лет.
Задание:
1. Перечислите профвредности, действующие на мужа, как возможные факторы риска заболеваний.

2.Перечислите профвредности, действующие на жену, как возможные факторы риска заболеваний.

Ситуационная задача №4.

Больной Б., 37 лет, с диагнозом Хронический обструктивный бронхит вызван на диспансерный осмотр. Болеет в течение 15 лет, обострения возникают периодически в осенне-весенний период и часто связаны с переохлаждением. Слизисто-гнойная мокрота выделяется при обострениях несколько месяцев подряд в умеренном количестве. Больной курит в течение 20 лет по 1 пачке сигарет в день. Работает водителем маршрутного такси.
Объективно: Общее состояние удовлетворительное. Кожа чистая. Перкуторный звук над легкими ясный. Дыхание ослабленное, везикулярное, с обеих сторон определяются единичные сухие хрипы. ЧДД 22 в мин. Тоны сердца ясные, ритмичные. ЧСС 72 в мин. АД 120/80 мм рт.ст. Абдоминальной патологии не выявлено.

Задания

1. Проведите беседу с пациентом о профилактике данного заболевания.

2. Перечислите факторы риска, влияющие на развитие заболевания.

Ситуационная задача №5.

Больной к. 58 лет страдает гипертонической болезнью. Из анамнеза – к врачу обращается редко, лекарства принимает не регулярно, курит с 20 лет, иногда выпивает алкоголь. Рост 172 см; вес 105 кг.
Объективно: температура 36,40С. Общее состояние удовлетворительное. Подкожно-жировой слой выражен избыточно. Дыхание везикулярное. Левая граница относительной сердечной тупости на 1 см кнаружи от среднеключичной линии. Тоны сердца приглушены, резкий акцент 2-го тона на аорте. ЧСС 92 в мин., пульс твердый, напряженный, 92 в мин. АД 180/110 мм рт.ст. Абдоминальной патологии не выявлено.
Задание:

1. Проведите беседу с пациентом о профилактике данного заболевания.

2. Расскажите о роли школы здоровья для пациентов с артериальной гипертензией.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.021 сек.)

Коклюш ситуационные задачи

Ситуационные задачи

Задача № 1

Ребенок 3-х лет, посещающий детский сад, заболел коклюшем. Проживает в коммунальной квартире. В семье – мать и отец (работают в банке), брат 4г.8 мес. – посещает детский сад и сестра – школьница 13 лет. В квартире у соседей проживают двое детей 11 и 14 лет — школьники; мать работает в доме ребенка – воспитатель.

Задание:Какие противоэпидемические мероприятия необходимо провести в домашнем очаге коклюша.

Задача № 2

К врачу на 3-й день болезни обратился 10-летний мальчик с жалобами на боль в горле и легкое недомогание. Поставлен диагноз ангина и ребенок отстранен от посещения школы. Через 2 дня получены результаты исследований мазка из зева – выделена токсигенная дифтерийная палочка типа “mitis”.

Установлено, что за 4 дня заболевания ребенок вместе с родителями ездил на праздник в гости к родственникам в соседний район. Дети родственников болели “ангинами”. В семье заболевшего ребенка трое взрослых (бабушка – пенсионерка, отец – ветеринарный фельдшер, мать – бухгалтер НИИ) и один ребенок 4-х лет, посещающий детский сад. Заболевший привит в соответствии с возрастом, его 4-х летняя сестра в возрасте 1 г.1 мес. Получила трехкратную вакцинацию АКДС.

Задание:Определить характер и объем противоэпидемических мероприятий.

Ответы на ситуационные задачи

Задача №1

Задание:Какие противоэпидемические мероприятия необходимо провести в домашнем очаге коклюша?

Ответ:

1. Обследовать бактериологически 2-х кратно (2 дня подряд, или через день) на коклюш брата (4 г.8 мес.), посещающего детский сад и соседку, работающую в доме ребенка.

2. Брат 4 г.8 мес. подлежит отстранению от детского сада сроком на 14 дней в случае изоляции больного, и на 25 дней, если больной не изолирован. Принимается в детский сад с 2-мя отрицательными бак.анализами на коклюш.

3. Заболевший ребенок подлежит 2-х кратному диагностическому

бакобследованию 2 дня подряд, или через день. Допускается в детский сад через 25 дней от начала заболевания (если он – первый заболевший в группе) и изолируется по клиническим показаниям, если случай заболевания не первый.

4. Все кашляющие в квартире подлежат 2-х кратному бактериологическому обследованию на коклюш.

5. Медицинское наблюдение за контактными в квартире: 14 дней при изоляции больного; 25 дней, если больной не изолирован.

Задача №2

Задание: Определить характер и объем противоэпидемических мероприятий.

Ответ:

— бактериологическое обследование контактных в домашнем очаге;

— непривитые подлежат прививкам;

— сестру заболевшего отстранить от посещения детского сада до получения отрицательных результатов;

— информировать органы госсанэпиднадзора того района, где проживают родственники для проведения мероприятий.

Тема 4.4. Эпидемиологический надзор за стрептококковой инфекцией

Цель занятия

Необходимость изучения данной темы обусловлена ростом заболеваемости стрептококковой инфекцией и отсутствием в системе

здравоохранения должной профилактики данной инфекции на популяционном уровне.

Научить врачей интернов основам организации системы ЭН за стрептококковой инфекцией.

Врач-интерн должен знать

  • Содержание понятия «стрептококковая инфекция»;
  • Классификацию клинических форм стрептококковой инфекции;
  • Основы лабораторной диагностики стрептококковой инфекции;
  • Основы организации ЭН за стрептококковой инфекцией

Врач-интерн должен уметь

  • Организовать противоэпидемические мероприятия в очагах стрептококковой инфекции;
  • Купировать вспышки стрептококковой инфекции.

Содержание занятия

Выявление знаний врачей-интернов по теоретическим вопросам эпидемиологии и профилактики дифтерии, кори, эпидемического паротита

Обсуждение результатов оценки качества и эффективности мероприятий по профилактике и ЭН за стрептококковой инфекцией с разработкой рекомендаций по их совершенствованию

Длительность занятия4 часа

Место проведения: аудитория кафедры — семинар, решение ситуационных задач

учебно-наглядные пособия, мультимедиа презентации, дидактическая техника и учебно-методические разработки

Работа на занятии

Самостоятельная работа14 часов

. При подготовке к занятию врач-интерн на основе знаний, полученных на додипломном уровне образования, изучает работу врача-эпидемиолога в единичных и множественных очагах стрептококковой инфекции, оценивает её. Изучает организацию взаимодействия санитарно-эпидемиологической и лечебной службы по популяционной профилактике стрептококковой инфекции

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Во вступительном слове преподаватель определяет учебную цель занятия.

2. Проверка исходного уровня знаний осуществляется в виде беседы по вопросам .

3. Основная часть семинара проводится преподавателем в виде групповой дискуссии по

вопросам, с которыми интерны были ознакомлены заранее.

Вопросы

1.Классификация стрептококковой инфекции.

2.Эпидемиология и профилактика.

3.Оценка эпиднадзора, осуществляемого в базовом ФГУЗ

4. Далее интерны читают доклады (краткие сообщения) по заранее предложенным темам в рамках занятия

5.Преподаватель привлекает слушателей к обсуждению проблем, затронутых в докладах.

6. Проверка усвоения материала и достижения цели занятия осуществляется по решению ситуационных задач .

7 .Задание для самоподготовки по теме следующего практического занятия

8. В заключительном слове преподаватель подводит итоги занятия подчеркивает его значение в практический деятельности врача-эпидемиолога.

Список литературы

Обязательная:

1. Л.П. Зуева, Р.Х. Яфаев. Эпидемиология. Учебник.- СПб: ООО «Издательство ФОЛИАНТ,2006г.

2. Руководство к практическим занятиям по эпидемиологии инфекционных болезней: учебное пособие /Под редакцией В.И. Покровского, Н.И. Брико.- М.,ГЭОТАР-Медиа,2006г.

Читайте так же:  Менингит симптомы и как лечить

3. Н.Д. Ющук, Ю.В. Мартынов./Краткий курс эпидемиологии. Учебное пособие. Медицина, 2005г.

4. В.И. Покровский, Н.И. Брико, С.Г. Пак. Инфекционные болезни и эпидемиология. Учебник. – ГЭОТАР МЕД, 2003.

5. В.И.Покровский, С.Г.Пак, Н.И.Брико, Б.К. Данилкин. Инфекционные болезни и эпидемиология. Учебник для вузов. — М. – Издательский дом Гэотар-мед. – 2003

Рекомендуемая:

1. Иммунопрофилактика. Справочник под руководством Н.А.Озерецковского, В.К.Таточенко. М, 2007.

2. Приказ МЗ РФ №229 от 28.06.2001 г. «О национальном календаре профилактических прививок»

3.Лекционный материал

Тема 4.5. Организация иммунопрофилактики. Проблемы. Перспективы

Цель занятия

Необходимость изучения данной темы обусловлена активизацией заболеваемости инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики, связанной с дефектами в организации прививочной работы. Концепция эпиднадзора за иммунопрофилактикой является результатом многолетних исследований кафедры эпидемиологии Пермской государственной медицинской академии им. ак. Вагнера Е.А., внедрена в ряде территорий РФ, что обеспечивает управление вакцинопрофилактикой как массовым профилактическим мероприятием.

Подготовить врачей интернов к организации и проведению ЭН за вакцинопрофилактикой.

Врач-интерн должен знать

Положения эпиднадзора за вакцинопрофилактикой, его цели и задачи. Структуру и содержание ЭН за гриппом, менингококковой инфекцией, краснухой.

Врач-интерн должен уметь

  • Организовать сбор информации характеризующий иммунопрофилактику
  • Провести РЭА, выявить факторы риска, снижающие эффективность иммунопрофилактики.
  • Организовать и проводить ЭН за дифтерией, корью, эпидемическим паротитом на региональном и учрежденческом уровне.

Содержание занятия

Выявление знаний врачей-интернов по теоретическим вопросам:

· Положения эпиднадзора за вакцинопрофилактикой, его цели и задачи.

· Структура и содержание ЭН за вакцинопрофилактикой. Обсуждение результатов оценки качества и эффективности ЭН за иммунопрофилактикой с разработкой рекомендаций по их совершенствованию.

Длительность занятия4 часа

Место проведения: аудитория кафедры — семинар, решение ситуационных задач

учебно-наглядные пособия, мультимедиа презентации, дидактическая техника и учебно-методические разработки

7. Задания на усвоение темы:

1. Контрольные вопросы:

Пути заражения коклюшем.

Восприимчивость к коклюшу различных возрастных групп.

Источники инфекции при коклюше.

Эпидемиологическое значение стёртых и ложных форм коклюша в детском коллективе.

Сроки карантина для контактных детей.

Каковы клинические особенности катарального периода коклюша.

Клиника спазматического периода коклюша.

Каковы показатели тяжести коклюша.

Каковы отдалённые последствия коклюша, перенесенного в раннем грудном возрасте.

Особенности клиники и течения коклюша у привитых детей.

Чем опасен коклюш для детей грудного возраста?

Каковы отдалённые последствия коклюша, перенесенного в раннем грудном возрасте.

Какие осложнения характерны для коклюша?

Дифференциальный диагноз коклюша в катаральном периоде, в периоде спазматического кашля.

Дифференциальный диагноз коклюша и паракоклюша.

Методы лабораторной диагностики коклюша.

Неотложные мероприятия при приступах апноэ.

Профилактические меры в очаге коклюша.

Сроки изоляции больного и карантина контактных детей.

Сроки проведения профилактических прививок против коклюша.

2. Ситуационные задачи:

Задача 1. Юра К. 3 лет поступил в детскую инфекционную больницу 4 февраля с жалобами на

повышенную температуру до 37,5 С, кашель в течении 8 –10 дней, который постепенно нарастал, приобретая навязчивый характер. Проводимое лечение на дому – горчичники, отхаркивающая микстура, сульфадимезин – оказались не эффективным. Общее состояние ребенка удовлетворительное, самочувствие и поведение без особенностей. Отмечается не резко выраженные катаральные явления – небольшой насморк, легкая гиперемия в зеве. В легких перкуторный звук с коробочным оттенком, непостоянные рассеянные хрипы. Со стороны других внутренних органов патологических изменений не выявлено. Из анамнеза выявлено, что ребенок недели три назад был в контакте с больным коклюше и все необходимые прививки мальчик получил в соответствии с возрастом.

Ваш предположительный диагноз.

Что говорит за это заболевание?

С какими заболеваниями нужно дифференцировать?

Дополнительные методы исследования

Какие изменения типичны со стороны крови?

Наметить план лечения

Этиология данного заболевания

Коклюш, катаральный период.

Контакт с больным коклюшем, навязчивый характер кашля, отсутствие эффекта от проводимого лечения.

ОРВИ; корь, катаральный период; бронхит.

Общий анализ крови; бактериологическое исследование на коклюшную палочку; исследование методом иммунофлюоресценции; рентгенография органов грудной клетки;

полноценная диета; антибактериальная терапия – макролиды; свежий прохладный воздух; отвлекающие занятия с ребенком; противокашлевые средства (кодеин); комплекс витаминов; десенсибилизирующая терапия.

возбудитель – палочки Борде –Жангу.

Задача 2. Коля С. 4 лет заболел 13 февраля, когда появился кашель, который постепенно нарастал, приобретая все более упорный навязчивый характер. С 23 февраля кашель становится

пристуобразным с репризами, до 12-14 раз в сутки. Длительность приступа 1-2 минуты. Во время кашля лицо больного краснеет, иногда даже синеет, шейные вены набухают. Приступ кашля заканчивается выделением вязкой мокроты, иногда (1-2 раза в сутки) рвотой. Состояние ребенка средне — тяжелое. В межприступный период сохраняется одутловатость лица, бледность кожных покровов, периоральный цианоз. При осмотре на уздечке языка обнаружена язвочка. Сердечные тоны ритмичные, слегка приглушены. Со стороны других органов и систем патологии не обнаружено.

Поставьте диагноз согласно классификации

Основные моменты патогенеза?

С какими заболеваниями нужно дифференцировать?

Дополнительные методы исследования

Коклюш, типичный, среднетяжелая форма, период спазматического кашля.

а) гипоксемия, гипоксия, б) формирование очага возбуждения по типу доминанты Ухтомского.

а) острый ларингит, б) ларинготрахеобронхит, в) туберкулез внутригрудных лимфатических узлов (туморозная форма).

а) общий анализ крови, б) бактериологический, в) реакция агглютинации, г) реакция связывания комплемента, д) иммунофлюорсеценция, е) рентгенография органов грудной клетки.

а) щадащая диета (пища охлажденная, полужидкая, небольшими порциями, непосредственно после рвоты), б) свежий воздух, в) отвлекающие занятия с ребенком, г) антибиотики в течение 10 дней, д) миксура от кашля, е) витаминотерапия, ж) десенсиблизирующая терапия, з) седативные (валерьяна), и) нейроплегические средства (аминазин, пропазин).

Коля Н. 3 месяцев болен третью неделю. Жалобы на частый приступообразный кашель.

Заболевание началось с обычного кашля, который постепенно учащался, приобретая навязчивый характер, а последние 5 дней стал носить приступообразный характер до 15-20 раз в сутки. Во время приступа лицо и глаза больного краснеют, язык высовывается до предела. Приступ заканчивается выделением тягучей мокроты и рвотой. Длительность приступа 1-2 мин. В момент приступа 2-3 раза в день возникает апноэ. В легких масса сухих и влажных,

преимущественно среднего калибра, хрипов. Перкуторно – легочный звук с коробочным

оттенком. Частота дыханий в покое 60 в минуту. При кашле резко выражен цианоз носогубного треугольника, отмечается втяжение межреберных мышц. Тоны сердца учащены, слегка приглушены. Со стороны других систем патологии не обнаружено. В анализе крови – лейкоцитоз и эозинофилия. Ренгенография легких: легочный рисунок усилен, корни широкие. Видны мелкоочаговые тени в обоих легких. Реакция Манту отрицательная.

Предположительный диагноз основного заболевания, и осложнения.

С какими заболеваниями нужно дифференцировать?

Дополнительные методы исследования.

Основное заболевание: коклюш, типичный, тяжелое течение, спазматический период

Осложнения: двухсторонняя, мелкоочаговая пневмония, тяжелая форма,

острое течение, ДН IIстепени.

острый ларингит, острый ларинготрахеит, туберкулез внутригрудных лимфатических узлов, опухоль средостения, инородное тело бронхов, пневмония.

а) общий анализ крови, б) бактериологическое исследование на коклюшную палочку, в) реакция агглютинации, г) реакция связывания комплемента, д) иммунофлюоресценция.

а) щадящая диета (грудное охлажденное молоко, небольшими порциями,

лучще сразу после рвоты), б) свежий воздух, кислородотерапия, в)

антибиотикотерапия, г) микстура от кашля, д)витаминотерапия, е)

десенсиблизирующая терапия, ж) седативные (валерьяна), з)

нейроплегические средства (аминазин, пропазин), и) горчичники на

Коклюш ситуационные задачи

Методич еские указания для студентов

Кафедра педиатрии с детской хирургией №1

ЗАНЯТИЕ № 3 (практическое 6 часов)

1. Коклюш, паракоклюш. Клиника, диагностика, профилактика, организация карантинных мероприятий, принципы лечения и ухода, показания к госпитализации.

2. Корь, краснуха. Клиника, диагностика, профилактика, организация карантинных мероприятий, принципы лечения и ухода, показания к госпитализации.

3. Скарлатина, ветряная оспа. Клиника, диагностика, профилактика, организация карантинных мероприятий, принципы лечения и ухода, показания к госпитализации.

Количество часов: 6.

Професионная ориентация студентов. Большинство инфекционных заболеваний человек переносит в детском возрасте. Основные клинические и лабораторные симптомы детских инфекционных заболеваний и особенности лечебной тактики необходимы врачам всех специальностей. Знание основных клинических форм инфекционных заболеваний поможет избежать ошибок.

Цель: Научить собирать эпидемический анамнез у больных с признаками инфекционных заболеваний, виявлять диагностические критерии заболеваний, проводить дифференционную диагностику, назначить лечение, проводить профилактические мероприятия.

Методика проведения практической работы:

І. Тема №1 практического занятия.

Собрать анамнез у ребёнка с инфекционным заболеванием, что проявляется наличием кожных высыпаний. Сделать выводы стосовно вероятности причин возникновения даного процесса.

Провести обьективное обследование пациента, выделить ведущие патологические синдромы, обосновать диагноз.

Назначить лечебные и профилактические мероприятия даному больному.

ІІ. Тема №2 практического занятия.

Собрать анамнез у ребёнка с проявлениями инфекционного заболевания (коклюш, дифтерия, паротит).

Провести обьективное обследование пациента, выделить ведущие патологические синдромы, обосновать диагноз.

Назначить адекватное лечение и профилактические мероприятия даному больному.

ІІІ. Тема №3 практического занятия.

Собрать анамнез у ребёнка с проявлениями инфекционного заболевания (скарлатина, ветряная оспа).

Программа самоподготовки студента

І. Тема №1 практического занятия

1. Этиопатогенез коклюша, паракоклюша.

2. Клинические проявления коклюша и паракоклюша у детей.

3. Диагностика коклюша и паракоклюша.

4. Дифференциальная диагностика коклюша и паракоклюша.

Читайте так же:  Можно ли сдавать кровь ттг при простуде

5. Лечение и профилактика коклюша и паракоклюша у детей.

ІІ. Тема №2 практического занятия

1. Этиопатогенез кори, краснухи.

2. Клинические проявления кори, краснухи у детей.

3. Диагностика кори, краснухи.

4. Дифференциальная диагностика кори, краснухи.

5. Лечение и профилактика кори, краснухи у детей.

ІІІ. Тема №3 практического занятия

1. Ветряная оспа: эпидемиология, клинические признаки и особенности ухода.

2. Скарлатина: эпидемиология, клиника, дифференциальная диагностика, лечебная тактика.

Семинарское обсуждение теоретических вопросов.

Примеры тестовых заданий и ситуационных задач.

1. Источник инфекции при ветряной оспе:

A. Носитель инфекции.

C. Больной человек.

E. Дикие и домашние животные.

2. Этапность высипаний при ветряной оспе:

E. Пятн о- пузырь-корочка.

3. Назовите препараты этиотропной терапии ветряной оспы:

E. Не существует.

4. Характеристика высипаний при скарлатине:

A. Пятнисто-папулезные, бледно-розовые, на неизмененном фоне кожи, на разгибательных поверхнях, не оставляют пигментации.

B. Геморагические звезднообразные, разной величины.

C. Пятнисто-папулезные ярко-розовые, с тенденцией к слиянию, возникают поэтапно, оставляя пигментацию.

D. Мелкоточечные , образуют гиперэмированный фон, бледный носогубной треугольник, на сгибательных поверхностях, в складках.

5. Антибиотик, который применяют для лечения скарлатины.

6. Основные клинические симптоми при коклюше до 1 года :

A. Температурная реакция.

B. Кровоизлияния в слизистые.

C. Спазматический кашель.

E. С индром круп а .

7. Сроки вакцинации при коклюше:

A. Н а 4-5 день п о сл е ро ж ден и я одно кратно.

B. В 1 мес. дважды с и нтервалом м е ж ду вакцинациями в 1 м е сяц .

C. В 3 м ес. тр ехкратно с и нтервалом 30 суток, ревакцинац и я в 18 м е с.;

D. В акцинац и я в 1 год, ревакцинац и я в 3 года.

E. В акцинац и я в 3 м ес. , ревакцинац и я в 3 и в 6 лет .

У девочки 3 лет на фоне субфебрильной температуры возникли высипания в виде папул и одиночных везикул на разных участках кожи, в том числе на голове, которые вызывают зуд. Болеет на протяжении 3 дней. Ребёнок до заболевания посещал детский садик.

1. Какое заболевание можна подозревать у пациентки?

2. Нужно ли проводить противоэпидемические мероприятия в детском саду и какие ?

Мальчик 9 лет болеет 3 дня. Начало с повышения температуры тела до 39,2, в конце 1-ых суток появились высипания. Известко, что младшая сестричка несколько недель переболела ангиной.

Ребёнок жалуется на головную боль, боль в горле, общую слабость. При осмотре: на умеренно гиперемированной кожи яркая мелкоточечная высипка, носогубной треугольник бледный, миндалины, язычек ярко гиперемированны, отёчные, в лакунах гной. На мягком небе мелкоточечные геморагические высипания. Дермографизм белый. Умеренно увеличенны подчелюстные лимфоузлы. Выраженная тахикардия.

1. Какой диагноз у ребенка?

2. Перечислите основные критерии диагноза.

Ребёнку 6 лет. Жалобы на сухой кашель, который появился 8 дней до поступления, повышение температуры тела до 37,8 С. В первые дни был осмотр участкового врача, диагностирован острый фарингит и назначено соотвествующее лечение. Кашель с каждым днем усиливался. Профилактические привывки проводились не регулярно. Детский садик не посещает. Во время осмотра ротогорла появился сухой надсадный кашель.

1. Какое заболевание нужно заподозрить, критерии диагноза?

2. Какие симптомы могут появится в последующие дни?

3. Какие исследования нужно провести для постановки диагноза?

1. Ветряная оспа, типичная форма, легкая степень, период высипаний.

2. Да, потому что ребенок заразен с последних дней инкубационного периода (в это время посещала детский сад). Необходимо изолировать больного к 5 дню со времени появления последних высыпаний.

Карантин в детском садике с изоляцией контактных , которые не болели с 11 по 21 день последнего контакта. Влажная уборка, проветривание. Срочное оповещение в СЭС .

1. Скарлатина, типичная форма, период высипаний, средней тяжести, легкое течение.

2. Мелкоточечные высипания на незначительно гиперемированном фоне, бледный носогубной треугольник, белый дермографизм, ангина, выраженная интоксикация, реакция регионарных лимфатических узлов.

1. Коклюш, катаральный период. Критерии диагноза: стойкий сухой кашель, периодичность которого наростает, чаще беспокоит ночью.

2. Через 5-7 дней кашель становится нападообразным, усиливается.

3. Общий анализ крови (лейкоцитоз, лимфоцитоз), бактериологический посев мокроты на коклюшну палочку (мазок или метод «кашлевых пластинок»).

Студент должен знать:

1. Этиопатогенез коклюша, паракоклюша.

2. Клинические проявления коклюша и паракоклюша у детей.

3. Диагностика коклюша и паракоклюша.

4. Дифференциальная диагностика коклюша и паракоклюша.

5. Лечение и профилактика коклюша и паракоклюша у детей.

6. Этиопатогенез кори, краснухи.

7. Клинические проявления кори, краснухи у детей.

8. Диагностика кори, краснухи.

9. Дифференциальная диагностика кори, краснухи.

10. Лечение и профилактика кори, краснухи у детей.

11. Ветряная оспа: эпидемиология, клинические признаки и особенности ухода.

12. Скарлатина: эпидемиология, клиника, дифференциальная диагностика, лечебная тактика.

Студент должен уметь:

1. Соблюдать основные правила работы у постели больного на инфекционное заболевание.

2. Собрать анамнез заболевания с оценкой эпидемиологических данных.

3. Осмотреть больного и выявить основные симптомы, характерные для даного заболевания.

4. Оформить даные анамнеза и обследования больного в истории болезни и обосновать предварительный диагноз.

5. План обследования больного.

6. Провести организацию противоэпидемических мероприятий в очаге инфекции.

7. Проводить уход за ребенком при наличии высыпаний при ветряной оспе.

8. Оказывать неотложную помощь при гипертермическом синдроме у ребенка.

9. Проводить уход за ребенком при наличии высыпаний при кори, краснухе, скарлатине.

1. А.М.Михайлова, Л.О.Трішкова, С.О.Крамарєв, С.М.Кочеткова. Інфекційні хвороби у дітей. К.: Здоров”я,1998.

2. В.Ф.Учайкин Керівництво по дитячих інфекційних хворобах, Сп-б, ГЕОТАР, 2000.

3. Медицина дитинства /за ред. П.С.Мощича, Т.3- До: Здоров’я, 1999.

1. Практична педіатрія / за ред. И.С.Сміяна. – К.: Здоров’я, 1993. – 240 з.

2. Быстрякова Л.В. Інфекційні висипи в дітей. – Л.: Медицина, 1982. – 216 з.

Методические указания составила: к.м.н. Косовская Т.М.

1. 1 Теоретические основы сестринского дела. Философия сестринского дела

На профилактическом приеме мальчик 2 лет. Часто болеет простудными заболеваниями. Масса тела 11,5 кг, длина 89 см.

 Оцените физическое развитие ребенка. Дайте рекомендации по физическому воспита­нию и закаливанию ребенка.

Ребенку 5 месяцев. Масса тела 7100,0; длина 65 см. Девочка отличает близких от чужих, узнает голос матери, различает строгую и ласковую интонацию обращенной к ней речи, четко берет игрушку из рук взрослого и удерживает ее, лежит на животе, опираясь на предплечья вытянутых рук, не переворачивается со спины на живот; ровно, но неустойчиво стоит при поддержке под мышки; подолгу певуче гулит, ест с ложки полугустую пищу.

 Оцените физическое и нервно-психическое развитие ребенка.

 Дайте рекомендации по режиму дня, физическому воспитанию ребенка, по организации бодрствования.

На профилактическом приеме мальчик 12 месяцев. За год 5 раз перенес ОРЗ. Семья ребенка проживает в общежитии. Осмотр педиатра и узких специалистов патологии внутренних органов на выявил. Профилактические прививки получает по индивидуальному календарю. Жалоб нет. масса тела 10600,0, длина тела 80 см. Ходит самостоятельно, выполняет разученные действия с игрушками, говорит 8 облегченных слов, понимает слово «нельзя», выполняет поручения («принеси», «закрой» и т.д.), самостоятельно пьет из чашки.

 Оцените физическое и нервно-психическое развитие ребенка.

 Определите группу здоровья с обоснованием.

 Дайте рекомендации физическому воспитанию и закаливанию.

Правовые и этические аспекты сестринской работы в семье по воспитанию здорового ребенка.

Особенности воспитания ребенка-инвалида детства, роль медицинской сестры общей практики.

12.2.1 Принципы рационального вскармливания.

Естественное вскармливание. Рекомендации ВОЗ.

Роль медицинской сестры общей практики в проведении грудного вскармливания новорожденного ребенка.

Преимущества грудного вскармливания, опасности, существующие при искусственном вскармливании.

Принципы рационального вскармливания детей.

Роль медицинской сестры общей практики в воспитании культуры рационального питания членов семьи.

Ребенок 5 месяцев. На грудном вскармливании, получает соки, творог, 5 % манную кашу. На коже щек гиперемия, шелушение, в паховых складках опре­лости, ребенок беспокоен, плохо спит. Медицинский диагноз экссудативно-катаральный диатез. Масса тела 8,200,0; длина 65 см.

 Смоделируйте I, II, III этапы сестринского процесса.

Мальчик 3 месяцев. Находится на грудном вскармливании. Масса тела 5400,0, длина 60 см. в ответ на общение с ним улыбается, гулит, размахивает ручка­ми; хорошо держит головку в вертикальном положении, при поддержке подмышки хорошо упирается ножками, согнутыми в коленных и тазобедренных суставах; фиксирует взгляд на не­подвижных предметах, находясь в любом положении.

 Оцените ФР и НПР ребенка. Дайте рекомендации по режиму дня и физическому воспитанию ребенка.

Ребенок 5 месяцев с массой тела 7 000,0, находящийся на искусственном вскармливании неадаптированными молочными смесями.

1. Составить меню.

Ребенок, находится на смешанном вскармливании, возраст 3 месяца, масса тела 5400,0. Объем докорма составляет 1/3 суточного рациона питания.

Ребенок 8 месяцев на искусственном вскармливании адаптированными молочными смесями. Масса тела ребенка 8700,0.

12.3.1 Прививочный календарь.

Роль медицинской сестры общей практики в реализации Национальной программы вакцинопрофилактики инфекционных заболеваний у детей.

Читайте так же:  Могут ли коты заразиться от человека гриппом

Подготовка ребенка и семьи к вакцинации.

Профилактика и первая помощь при возникновении прививочных реакций.

Нормативно-правовая документация по иммунопрофилактике в работе медицинской сестры общей практики.

Права ребенка и семьи при решении вопросов проведения профилактических прививок.

Составление индивидуального прививочного календаря.

Сестринская учетно-отчетная документация.

Обеспечение холодовой цепи при прививочной работе.

Виды прививочных реакций, их прогнозирование в работе медицинской сестры общей практики.

На профилактическом приеме ребенок 3 месяцев. Жалоб нет. Здоров. в анамнезе в возрасте 1-го месяца отмечалась кратковременная аллергическая реакция в виде крапивницы, причинный аллерген не выявлен. В родильном доме привит против туберкулеза.

 Какими иммунобиологическими препаратами целесообразно начать иммунизацию?

У ребенка 4,5 месяцев после второй вакцинации АКДС отмечалась сильная реакция — повышение температуры до 40,5 градусов.

Тактика медсестры по дальнейшей иммунизации против дифтерии, столбняка.

Ребенок 6 месяцев, перенес коклюш; против дифтерии, столбняка и коклюша не прививался в связи с медицинскими отводами.

Какими вакцинальными препаратами должен быть привит ребенок против дифтерии и столбняка?

Порядок вакцинопрофилактики беспризорных детей, в отношении которых нет сведений о прививочном анамнезе.

Схема проф. прививок беспризорным детям по возрастам.

12.4.1 Практическое занятие. Задачи и содержание сестринских патронажей к ребенку первого года жизни.

Правовые и этические аспекты сестринской патронажной работы медицинской сестры общей практики.

Проведение консультаций молодым семьям, ожидающим ребенка.

Сестринский патронаж к ребенку 4 месяцев. Мальчик на грудном вскармливании. Мама жалуется на плохой сон ребенка, беспокойство, просит порекомендовать молочную смесь для докорма. При сестринском обследовании получены следующие данные: с ребенком редко гуляют на улице, ссылаясь на холодную погоду, мальчик удовлетворительного питания, на коже туло­вища элементы потницы, легкое облысение затылка, большой родничок 2х1,5 см, края податли­вы. Масса тела при рождении — 3200,0, длина 51 см, в настоящее время масса тела 6300,0, длина 62 см. Ребенок рожден в июле. профилактика рахита витамином Д не была назначена, позднее необходимость назначения витамина Д была упущена из виду.

 Поставьте предполагаемый медицинский диагноз.

 Определите нарушенные потребности ребенка и его матери.

 Смоделируйте 2 и 3 этапы сестринского процесса по приоритетным проблемам.

На патронаже ребенка 7 месяцев. Масса тела 7600,0, длина — 68 см. Знает свое имя, свободно берет игрушку из любых положений, переворачивается с живота на спину, не ползает, подолгу лепечет, пьет из чашки, которую держит взрослый.

 Оцените физическое и нервно-психическое развитие мальчика.

 Дайте рекомендации по режиму дня, занятиям с ребенком, физическому воспитанию

Ребенок 3 месяцев. Родился с массой тела 3600,0, длина 52 см. в настоящее время весит 5800,0, длина тела 61 см. Ребенок удовлетворительного питания, кожа и слизистые чистые, тургор и эластичность тканей не снижены. Ребенок беспокоен, с жадностью сосет кулачки, со слов мамы. в последние два дня ребенок редко мочится, плохо спит. Мать встревожена тем, что у нее мало молока, просит порекомендовать ей молочную смесь для докорма. На контрольном кормлении ребенок высосал 100м л молока.

 Оцените физическое развитие ребенка.

 Определите нарушенные потребности ребенка и мамы.

 Смоделируйте II, III этапы сестринского процесса.

Патронаж к новорожденному на 7 сутки жизни. Ребенок от первой беременности, первых срочных родов. Матери 17 лет, ухаживает за ребенком одна, ее беспокоит сыпь на коже и уве­личение молочных желез у ребенка. При осмотре медсестра выявила двухстороннее нагрубание молочных желез без признаков воспаления, мелко — точечную сыпь в области шейных и подмышечных складок. В комнате душно, включен обогреватель, здесь же сушатся пленки.

 Смоделируйте сестринский процесс по приоритетной проблеме.

12.5.1 Практическое занятие. Ребенок-инвалид в семье.

Консультативная помощь семье по обеспечению безопасной окружающей среды для ребенка в домашних условиях.

Особенности ухода за детьми инвалидами в различных возрастных периодах.

Прогнозирование критических ситуаций в жизни детей.

Учет психотравмирующих семейных взаимоотношений в проведении реабилитационных мероприятий.

Особенности организации ухода за детьми-инвалидами в разные возрастные периоды. Консультационная роль медицинской сестры общей практики.

Роль медицинской сестры общей практики в выполнении функции социального контроля за поведением ребенка — как метод профилактики девиантных поведений и личностных нарушений.

12.6.1 Практическое занятие. Организация диспансеризации здоровых, детей группы риска и больных детей.

Охрана материнства и детства в России. Федеральные, территориальные, региональные программы.

Роль медицинской сестры общей практики в диспансеризации здоровых детей.

Факторы риска заболеваний у детей.

Роль медицинской сестры общей практики в диспансеризации детей группы риска.

Роль медицинской сестры общей практики в снижении показателей младенческой смертности.

Роль медицинской сестры общей практики в диспансеризации детей, имеющих хронические заболевания.

Выполнение зависимого сестринского вмешательства по фармакотерапии детей разных возрастов в условиях семейной практики.

Роль медицинской сестры общей практики в организации неотложной посиндромной помощи и уходе на дому больному ребенку.

Роль медицинской сестры общей практики в оптимизации реакции членов семьи на болезнь ребенка.

На приёме мальчик 10 лет. Находится на диспансерном учете с диагнозом хронический гастрит с повышенной секрецией. Сам ребенок жалоб не предъявляет. Со слов мамы, мальчик диету не соблюдает, питается всухомятку, записался в спортивную секцию, мечтает о спортив­ной карьере. Периодически беспокоят боли в эпигастрии, которые проходят после приема пищи.

 Выявите нарушенные потребности пациента, сформулируйте проблемы пациента.

 Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.

На приеме в кабинете здорового ребенка девочка 6 лет. Готовится к поступлению в шко­лу. За год 5 раз перенесла ОРЗ. Масса тела 21 кг, длина 119 см, есть два постоянных зуба. По­сещает детский сад, с программой успешно справляется. Дефектов речи нет. На профилактиче­ском осмотре педиатром и узкими специалистами патологии не выявлено. Результаты психофи­зиологического тестирования:

1. Тест Керна — Иерасека — 8 баллов

2. Словесно — ассоциативный тест — 3 ошибки (20 %)

3. Тест вырезывания круга — 1 мин, 30 сек, 3 ошибки

 Оцените физическое развитие и биологическую зрелость ребенка.

 Оцените школьную зрелость и функциональную готовность к обучению в школе.

Мальчик 6 лет. Находился на стационарном лечении по поводу острой пневмонии, выписан с выздоровлением. В настоящее время предъявляет жалобы на плохой аппетит, быструю утомляемость. При сестринском обследовании установлено: ребенок пониженного питания, кожа чистая, бледная; ЧД -22 в мин, пульс- 90 в мин., температура тела — 36-6 градусов, масса тела 18,5 кг. (10 центиль), длина тела 117 см. (50 центиль), в общем анализе крови Нв — 116 г/л, эритроциты 3,5х10*9 /л, СОЭ — 5мм/час, лейкоциты 7х10*9/л, анализ мочи без особенностей.

 выявите нарушенные потребности пациента, сформулируйте проблемы пациента.

 определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.

13.1.1 Проблемы семей, имеющих подростков.

Психологические особенности подростков. Факторы риска здоровью подростка.

Модели поведения подростка. Группирование со сверстниками как ведущий поведенческий фактор.

Комплексная оценка здоровья подростка.

Скрининг-программы, скрининг-тесты в работе медицинской сестры общей практики.

Роль медицинской сестры общей практики в динамическом наблюдении за подростками, страдающими хроническими заболеваниями.

Консультативная помощь медицинской сестры общей практики в вопросах сохранения здоровья юношей допризывного и призывного возраста.

Уровни влияния на развитие личности подростка, роль семьи.

Консультативная помощь медицинской сестры общей практики родителям по организации и проведению реабилитации подростков.

Роль медицинской сестры общей практики в профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.

Семья: Мама, папа, сын подросток. Мама обеспокоена раздражительностью, взрывчатостью, резкими колебаниями настроения у подростка. Не прощает родителям малейших оплошностей, недостатков. Выносит категоричные и бескомпромиссные приговоры.

 Тип семьи. Стадия развития семьи.

 Проблемы подростка, проблемы родителей.

 Возможный вариант дальнейшего поведения подростка.

Консультация родителей для восстановления взаимоотношений.

13.2.1 Практическое занятие. Проблемы подростковой наркологии.

Работа семейной сестры по борьбе с вредными привычками у членов семьи.

Проблемы подростковой наркомании. Совместная работа семейной сестры с наркологической службой.

Многодетная семья. Один из детей (подросток 15 лет) со слов матери часто и подолгу не бывает дома. Мама замечает странности в поведении. При проверке карманов обнаружила какие-то «таблетки» обратилась за консультацией к семейной сестре.

 Перечислите возможные варианты развития данной ситуации.

 Возможные медико-социальные проблемы у подростка и семьи.

 Консультативная помощь семейной сестры по решению этих проблем.

Нозологические формы психических и поведенческих расстройств, вызванных употреблением ПАВ.

Роль медицинской сестры общей практики в организации неотложной помощи при острых отравлениях ПАВ.

Роль медицинской сестры общей практики в организации преемственности с наркологической службой.

Отраслевой стандарт объема доврачебной медицинской помощи при острой алкогольной интоксикации детей.

Роль медицинской сестры общей практики в купировании абстинентного синдрома при опийной наркомании у несовершеннолетних.

Роль медицинской сестры общей практики в купировании абстинентного синдрома при наркомании и токсикомании седативными снотворными.

Роль медицинской сестры общей практики в купировании абстинентного синдрома при наркомании каннабиоидами.