Меню

Синдром питера пена и женщины

Синдром Питера Пэна

Синдром Питера Пэна

Он как прежде был маленьким мальчиком, а она — уже взрослой женщиной. Но он ничего не заметил, потому что был занят собой.

Джеймс Барри «Питер Пэн»

Синдром Питера Пэна — широко популярный в последние годы термин, принятый для обозначения своеобразного психологического явления — ненормально затянувшегося мальчишества, неумения и нежелания мальчика повзрослеть (в силу трудно объяснимых, хотя интуитивно понятных причин девочки данному синдрому практически не подвержены). Своим появлением термин обязан американскому психологу Дэну Кейли, выпустившему недавно одноименную книгу. Синдром назван по имени Питера Пэна — героя сказки английского писателя Джеймса Барри.

В наших краях эта сказка мало известна, и ее отечественная экранизация 1987 г. широкого внимания не привлекла. Сегодня, когда знаменитой сказке исполнилось 100 лет (книга была написана в 1904 г.), а по экранам недавно прошла ее новая, потрясающая голливудская экранизация, это невольно привлекает внимание к одноименному синдрому, тем более что его широкое распространение отмечают многие авторитетные авторы, а сам термин (по крайней мере, если судить по англоязычному Интернету) прочно вошел даже в повседневную речь.

Классическая сказка начинается словами: «Все дети рано или поздно вырастают. Кроме одного». Это единственное исключение — вечно двенадцатилетний Питер Пэн, воплощающий собой самые сокровенные фантазии всех своих сверстников. Избавленный от родительской опеки (родителей у него просто нет), он живет на сказочном острове, населенном феями, русалками, индейцами, пиратами, и постоянно переживает захватывающие приключения. Иногда его жизнь подвергается смертельной опасности («смерть — это ведь тоже приключение!»), но он всякий раз с честью выдерживает испытания (что не так уж сложно при его умении летать).

По временам он посещает наш скучноватый реальный мир — в частности для того, чтобы тайком послушать сказки, которые девочка Венди рассказывает своим младшим братьям. Познакомившись с Венди, он приглашает ее с братьями на свой сказочный остров, и дети с восторгом принимают приглашение. Но, проведя несколько дней в азарте приключений, Венди (ох уж эти девочки!) решает вернуться в родительский дом — туда, где мужество проявляется не фехтовании на саблях, а в ежедневной прозаической борьбе за хлеб насущный, и где дети неизбежно становятся взрослыми. А Питер Пэн остается навеки двенадцатилетним на своем острове и в сказках, которые повзрослевшая Венди станет рассказывать своим детям, а потом и внукам. (Интересно, что успех первой книги побудил психолога Кейли написать вторую — посвященную Венди).

Как всякая хорошая сказка, книжка Барри — глубокомысленная, многослойная и, по большому счету, немного грустная. Ведь сказочный Питер Пэн заслуживает не столько восхищения, сколько сочувствия. «Законсервировавшийся» в своем ребячестве, он превыше всего ценит спонтанные радости жизни и категорически противится принятию на себя каких-либо обязанностей и обязательств. И самое главное — он не способен на настоящую привязанность, его товарищи — герои его приключений, не более того. И даже их уход из его жизни, или даже вообще из жизни, воспринимается им как досадная неприятность, но никак не утрата. «Бесшабашный, легкомысленный и бессердечный, как все мальчишки» он не в состоянии понять, как можно чем-то, даже самим собой пожертвовать для другого. Когда, чтобы спасти Питера, фея Динь-Динь выпивает предназначавшийся ему яд, он с недоумением вопрошает: «Зачем ты это сделала?»

«Ее крылышки уже беспомощно опустились, крохотное тельце похолодело. «Дурачок ты!» — только и сказала она с последней грустной улыбкой».

Стоп! А ведь нечто подобное я не так давно читал в писаниях одного безумно популярного современного гуру (имя указывать нет нужды — в популяризации он давно не нуждается). Дословная цитата:

Я люблю свою жену и своих детей, но не могу сказать, чтобы был к ним привязан. Они могут исчезнуть из моей жизни [2] или из жизни вообще, и я отнесусь к этому так же, как к любому другому природному явлению.

Признаюсь, одно это высказывание перечеркнуло для меня все прочие писания данного автора (кстати, местами небезынтересные). Человека, способного переживать утрату близких не сильнее, чем моросящий за окном дождик, я могу воспринимать только как безнадежного морального урода, от которого лучше держаться подальше. Но ведь именно это уродство и провозглашается целью его практической доктрины и привлекает тысячи последователей по всей стране! Надо ли после этого удивляться тому, как множится по городам и весям легион Питеров Пэнов?!

Вы наверняка встречали этих резвых, «самодостаточных» мальчиков всех возрастов, не умеющих и не желающих обременять себя привязанностью, стремящихся наслаждаться жизнью «здесь и теперь» (еще одна модная «фишка»!), превыше всего ценящих свою свободу говорить и делать что им вздумается. Повзрослеть для них — значит утратить свою спонтанность и конгруэнтность! Они отказываются признать, что «жизнь — это тоже замечательное приключение», хотя и мало похожа на увлекательную сказку, а порой скучна, тяжела, чревата перенапряжением и болью. Не желая ничем нарушать душевное благополучие своего внутреннего дитяти, современные Питеры Пэны беззаботно плывут по течению жизни. Или просто не тонут.

Зарубежные психологи сходятся во мнении, что данный синдром — результат дефектов семейного воспитания. Стоит добавить, что это еще и червивый плод современной поп-психологии, а также всей общественной атмосферы последних лет, в которой традиционные «взрослые» ценности оказались дискредитированы. «Самодостаточный» Питер Пэн, у которого все есть (кроме, пожалуй, личностного стержня) и который никому ничего не должен, становится культовой фигурой нашего времени. Венди, стремящаяся домой, где ее ждет учеба, а потом и работа, семья (причем традиционная, а не «партнерская», «открытая» или «гостевая», о которых с умилением пишет уже упоминавшийся гуру), похоже, сама скоро превратится в сказочного персонажа.

Старая сказка Барри невольно акцентирует один важный момент, на который закрывают глаза современные записные «гуманисты»: реальные дети, хотя они по-своему милы и даже прекрасны, по натуре своей безответственны, легкомысленны и бессердечны, не способны ни на самоотверженность, ни даже на элементарную самодисциплину. Настоящими людьми им только предстоит стать, причем обязательно с активной помощью взрослых, которые постепенно, дозировано приучают их к грузу взрослой жизни. Если это не делается, мальчишке так и не удается по-настоящему повзрослеть. И что с ним происходит?

Он сам себе не рад, да и окружающим с ним немало хлопот из-за его хронической безответственности, вечного промедления в делах, мифологического сознания, упорного нежелания смотреть правде в глаза. Он всегда причиняет горе тем, кто его любит, жаждет внимания и любви, но легко плюет в душу любящих его.

Психологически портрет Питера Пэна включает шесть основных черт:

Эмоциональный паралич. Его эмоции заторможены, его реакции неадекватны: недовольство выходит на поверхность в виде ярости, радость — в виде истерики, разочарование — жалости к себе и т. п.

Социальная беспомощность. Как он ни старается, у него нет настоящих друзей, потому что он сам никого не ценит и с легкостью их предает. В подростковом возрасте он легко попадает под влияние сверстников. Действия его импульсивны, нет четкого представления о том, что хорошо, что плохо. Он чаще проявляет внимание по отношению к знакомым, чем к своей семье. Он одинок и одиночество часто приводит его в состояние паники.

Страусиная политика. Стремление не замечать проблем в надежде, что они разрешатся сами по себе. Не признает своих ошибок и просто не может заставить себя извиниться. Очень изобретателен в сваливании своей вины на других.

Зависимость от матери. У него двойственное отношение к матери — раздражение сочетается с чувством вины, порожденным желанием освободиться от ее влияния. В присутствии матери возникает напряженность в отношениях с элементами сарказма и последующими вспышками нежности. В детстве он часто бьет на чувство жалости к себе, чтобы добиться, в основном от матери, желаемого, особенно денег.

Зависимость от отца. Контакт с отцом не получается. Он жаждет духовной близости с отцом, но не надеется заслужить его любовь и одобрение. В зрелом возрасте он продолжает идеализировать отца. Отсюда и возникают его проблемы и в отношениях с начальством.

Сексуальная зависимость. Его социальная беспомощность распространяется и на его отношения с противоположным полом. Вскоре, после наступления половой зрелости, он начинает интенсивно искать себе подругу, но его инфантильность, как правило, отталкивает девушек. Боязнь быть отвергнутым он прячет под маской жестокости и бессердечия «бывалого парня». В большинстве случаев он остается девственником и после 20 лет, но стыдится этого и хвастается мнимыми победами.

— с 12 до 17 лет — четыре основных качества присутствуют в разной степени — безответственность, беспокойный характер, одиночество, нарушение половой роли;

— с 18 до 22 лет — отрицание проблем в установлении межличностных контактов превращается в нарциссизм (самолюбование и перенос сексуального влечения на себя). В поведении преобладает чрезмерная жесткость;

— с 23 до 25 лет — серьезный кризис, общее разочарование в жизни, как правило и приводящее в круг себе подобных — во всевозможные тренинговые сообщества;

— с 26 до 33 — смиряется с хроническим состоянием недовольства жизнью, играет роль взрослого (с большим трудом, т. к. ни в чем не берет на себя ответственность — не может, да и не хочет);

— с 31 до 45 — даже если к этому возрасту есть постоянная работа, жена и дети, — находится в состоянии непреходящего отчаяния, которое делает его жизнь скучной и монотонной;

Читайте так же:  Осп по ставропольскому краю

— После 45 лет — депрессия и раздражительность усиливаются. В некоторых случаях может восстать против бессмысленности и ненужности своей жизни. В попытке вернуть молодость бросает семью и пытается искать утешения у молоденьких.

Для большинства из нас сказочный остров беззаботного детства давно подернулся туманной дымкой. «До сих пор до нашего слуха порой доносится шум прибоя, но мы уже никогда не высадимся на том берегу». Потому, наверное, что перестали быть бесшабашными, легкомысленными и бессердечными. Не все, к сожалению.

Синдром Питера Пена

Внутри каждого взрослого живет невинное дитя. Считается нормой, если периодически мы выпускаем его наружу. Но есть и те, кто не спешит становиться зрелой личностью и когда дело доходит до отношений у таких людей, синдром Питера Пена дает о себе знать.

Помните главного героя Питера в одноименной книге Джеймса Барри? Вот в честь него и назван данный синдром. Беззаботный Питер не желает принимать участие во взрослой жизни. Его главный страх – быть взрослым.

Каковы симптомы синдрома Питера Пена?

  1. Вечно молодой. Питер Пен современного мира выглядит моложе своих лет, несмотря на то, что прилагает к этому минимум усилий.
  2. Ни одной свободной минуты. Он вечно занят чем-то (компьютерные игры, еда на роликах и пр.). Увлечения его не длительные. Они мимолетны.
  3. Тяжкая ноша – работа. В подростковом, как и в зрелом, возрасте они боятся ответственности. Не раздумывая, способны бросить учебу, а на работе им все кажется скучным, поэтому рабочее место меняют часто.
  4. Провал на личном фронте. Такие мужчины способны легко очаровывать дам, но как только подруга его сердца демонстрирует потребность в чем-то, он начинает испытывать тревогу, которой не может дать точное определение. А причина тому: внутри него доминирует личность маленького мальчика, которому не дано понять, чего хочет взрослая женщина.
  5. Искаженное восприятие реальности. Питерпеновец оценивает людей только с точки зрения их полезности для него.
  6. Лживость дружбы. Эти люди не могут заводить истинные отношения с людьми так как дружба предполагает некие взаимные обязательства.

Синдром Питера Пена у женщин

Среди женщин этот синдром встречается реже, чем среди мужчин. Такие женщины обаятельны, но являются ненадежными личностями. Они такими вырастают в результате сверх опеки со стороны семьи, что стремится дать своему чаду только самое лучшее. Вырастая, эти женщины все больше проявляют свой инфантильный характер и стремятся, чтоб мужчины вокруг них все время исполняли их желания, терпели амбициозные выходки.

Имея дело с людьми, внутри которых живет инфантильное дитя, необходимо просто уметь менять стратегию в общении с ними.

Как распознать синдром Питера Пена

Всем нам с детства известна сказка про Питера Пена, мальчика, который никогда не взрослеет. Его жизнь беззаботна и полна приключений. Синдром напрямую связан с этой сказкой, только она, увы, стала реальностью. Синдром Питера Пена связан с нежеланием человека взрослеть и принимать на себя ответственность. С такими людьми очень трудно строить отношения, семью или вести совместный бизнес.

Основные признаки

Людей с этой проблемой довольно легко определить, им присуща не только беззаботность и ежедневный оптимизм, но и ряд других качеств.

  1. Первое и самое губительное – это полная зависимость от родителей или второй половинки. Такие люди эмоционально незрелые, они не могут существовать самостоятельно. Они требуют постоянного нравоучения и наставления на путь истинный.
  2. Эгоизм. Люди думают только о себе, их волнует лишь свое благополучие и интересы.
  3. Эмоциональная нестабильность. Нередко у людей с синдромом наблюдаются истерики и приступы гнева. Такую же ситуацию можно наблюдать у маленьких детей. Когда они не получают желаемого, слезы и истерика обеспечены на определенный промежуток времени.
  4. Длительные отношения – это не для них. Они не способны наладить эмоциональную связь с личностью и по причине этого не могут выстроить отношения. А также не все готовы нянчиться со второй половинкой, как с маленьким ребенком.
  5. Страх ответственности. Люди с синдромом редко становятся успешными. Для этого стоит идти на риск, отвечать за свои действия и быть обязательным индивидом, что не представляется им возможным.
  6. Такие люди абсолютно не умеют планировать свое личное время, в основном все тратится на мимолетные забавы.
  7. Самопожертвование – это не про них. Сочувствие и склонность к альтруизму – два неприсущих явлений для вечных детей.
  8. Антисоциальность. Особа боится быть в окружении незнакомых ей людей.

Научно доказано, что эмоциональная и психологическая зрелость у девушек наступают раньше, нежели у парней. Поэтому сложно встретить женщину с синдромом Питера Пена, эти признаки встречаются у мужчин.

Синдром Питера Пена может наблюдаться с подросткового возраста. Со взрослением человека в симптоматической картине происходят изменения:

  • 13–18 лет: основные качества — безответственность, беспокойность, эмоциональная нестабильность, одиночество;
  • 19–23: характеризуется отрицанием проблем в личной жизни, отсутствием крепких эмоциональных связей, возможен нездоровый эгоизм, приступы агрессии;
  • 24–26: разочарование в жизни, возможна глубокая депрессия;
  • 27–35 лет: человек свыкается с разочарованием, «исполняет» роль взрослого, убеждает свое окружение, что нашел стабильную работу, это убеждение – ложь;
  • 36–50: считает жизнь скучной и однообразной, наличие семьи и детей не меняет обстановку;
  • 50 лет и больше — бросает семью, находит утешение в юных любовницах.

Группа риска

Главной причиной появления синдрома является неправильное воспитание. Множество родителей старается оградить своих детей от проблем взрослого мира. По их мнению, у детей должно быть беззаботное детство. Из таких разбалованных детей со временем вырастают полноценные «мамины сыночки», которые абсолютно не готовы к жизни и ждут, что вся работа будет выполняться другими.

Можно также выделить влияние современного мира. В наше время, для того чтобы заработать деньги, не нужно обязательно идти на завод. Можно получать доход не выходя из дома. Стоит отметить, что такая работа подходит только дисциплинированным людям. «Питерам Пенам» же это дает возможность сидеть целыми днями дома и забавляться компьютерными играми, время от времени произнося гордую фразу: «У меня есть работа, я могу нас обеспечивать».

Опираясь на истоки проблемы, в группу риска можно отнести следующих людей:

  • «мамины сынки»: молодые люди, которые чрезмерно опекались своими родителями, вырастают эгоистичными, безответственными мужчинами;
  • «папина принцесса»: хоть раньше и сообщалось, что девушки не поддаются влиянию синдрома, можно выделить отдельную группу разбалованных барышень, которые с детства привыкли к опеке и многочисленным подаркам со стороны отца — такие девушки имеют проблему с нахождением любви своей жизни, не всякий мужчина будет постоянно потакать женщине.

Все наши проблемы родом из детства, поэтому, чтобы не допустить развития множества синдромов и комплексов в осознанном возрасте, следует уделить время правильному воспитанию ребенка. Во взрослой жизни психологическую проблему исправить намного сложнее, чем вовремя развить чувство ответственности у ребенка.

Так что начнем лечение с профилактики. Не забывайте про правильное воспитание ребенка. Никто не говорит загрузить ребенка непосильными ему проблемами, стоит развивать ответственность шаг за шагом, поручая ребенку различные задания.

Если же вы столкнулись с синдромом у взрослого человека, здесь могут быть два варианта.

  1. Первый и менее критичный можно исправить самостоятельно. Если ситуация не запущена, важно указать личности на наличие у него проблемы и помочь с ней справиться. Необходимо научить человека быть ответственным. Делать это стоит постепенно, как и в случае с маленькими детьми.
  2. Во втором случае индивид совершенно беспомощен и не может жить самостоятельной жизнью. Здесь необходима помощь специалиста, рекомендуется обратиться к психотерапевту или попробовать гипноз. О самотерапии речи идти не может, персона не осознает наличия проблемы.

Общение с Питерами Пенами

Многих интересует, как же общаться с такими людьми. Ответ прост: общайтесь и относитесь, как ко взрослому человеку. Не потакайте детским прихотям. Попытайтесь воспитать взрослого человека. Как показывает практика, общение и отношения с людьми, застрявшими в детском возрасте, не складываются. Бракам с «Питерами Пенами» не характерна длительность и гармония в семье. Имеющие опыт в отношениях с «вечными детьми» настоятельно рекомендуют не связывать себя с ними, потому что вам это принесет больше вреда, чем пользы.

Заключение

Необходимо отметить, что синдром берет свои истоки с детства. Если вы разбаловали своего ребенка в детстве, не стоит потом удивляться его распущенности и неспособности аккумулироваться к взрослой жизни. Относительно лечения запущенного синдрома, действенной будет только помощь специалиста. Девушкам лучше не заводить серьезные отношения с такими людьми, потому что их придется опекать до старости, забыв о себе и своих желаниях.

Синдром питера пена и женщины

Он как прежде был маленьким мальчиком, а она — уже взрослой женщиной. Но он ничего не заметил, потому что был занят собой.

Джеймс Барри «Питер Пэн»

Синдром Питера Пэна — широко популярный в последние годы термин, принятый для обозначения своеобразного психологического явления — ненормально затянувшегося мальчишества, неумения и нежелания мальчика повзрослеть (в силу трудно объяснимых, хотя интуитивно понятных причин девочки данному синдрому практически не подвержены). Своим появлением термин обязан американскому психологу Дэну Кейли, выпустившему недавно одноименную книгу. Синдром назван по имени Питера Пэна — героя сказки английского писателя Джеймса Барри.

В наших краях эта сказка мало известна, и ее отечественная экранизация 1987 г. широкого внимания не привлекла. Сегодня, когда знаменитой сказке исполнилось 100 лет (книга была написана в 1904 г.), а по экранам недавно прошла ее новая, потрясающая голливудская экранизация, это невольно привлекает внимание к одноименному синдрому, тем более что его широкое распространение отмечают многие авторитетные авторы, а сам термин (по крайней мере, если судить по англоязычному Интернету) прочно вошел даже в повседневную речь.

Читайте так же:  Как лечить флегмонозная ангина

Классическая сказка начинается словами: «Все дети рано или поздно вырастают. Кроме одного». Это единственное исключение — вечно двенадцатилетний Питер Пэн, воплощающий собой самые сокровенные фантазии всех своих сверстников. Избавленный от родительской опеки (родителей у него просто нет), он живет на сказочном острове, населенном феями, русалками, индейцами, пиратами, и постоянно переживает захватывающие приключения. Иногда его жизнь подвергается смертельной опасности («смерть — это ведь тоже приключение!»), но он всякий раз с честью выдерживает испытания (что не так уж сложно при его умении летать).

По временам он посещает наш скучноватый реальный мир — в частности для того, чтобы тайком послушать сказки, которые девочка Венди рассказывает своим младшим братьям. Познакомившись с Венди, он приглашает ее с братьями на свой сказочный остров, и дети с восторгом принимают приглашение. Но, проведя несколько дней в азарте приключений, Венди (ох уж эти девочки!) решает вернуться в родительский дом — туда, где мужество проявляется не фехтовании на саблях, а в ежедневной прозаической борьбе за хлеб насущный, и где дети неизбежно становятся взрослыми. А Питер Пэн остается навеки двенадцатилетним на своем острове и в сказках, которые повзрослевшая Венди станет рассказывать своим детям, а потом и внукам. (Интересно, что успех первой книги побудил психолога Кейли написать вторую — посвященную Венди).

Как всякая хорошая сказка, книжка Барри — глубокомысленная, многослойная и, по большому счету, немного грустная. Ведь сказочный Питер Пэн заслуживает не столько восхищения, сколько сочувствия. «Законсервировавшийся» в своем ребячестве, он превыше всего ценит спонтанные радости жизни и категорически противится принятию на себя каких-либо обязанностей и обязательств. И самое главное — он не способен на настоящую привязанность, его товарищи — герои его приключений, не более того. И даже их уход из его жизни, или даже вообще из жизни, воспринимается им как досадная неприятность, но никак не утрата. «Бесшабашный, легкомысленный и бессердечный, как все мальчишки» он не в состоянии понять, как можно чем-то, даже самим собой пожертвовать для другого. Когда, чтобы спасти Питера, фея Динь-Динь выпивает предназначавшийся ему яд, он с недоумением вопрошает: «Зачем ты это сделала?»

«Ее крылышки уже беспомощно опустились, крохотное тельце похолодело. «Дурачок ты!» — только и сказала она с последней грустной улыбкой».

Стоп! А ведь нечто подобное я не так давно читал в писаниях одного безумно популярного современного гуру (имя указывать нет нужды — в популяризации он давно не нуждается). Дословная цитата:

Я люблю свою жену и своих детей, но не могу сказать, чтобы был к ним привязан. Они могут исчезнуть из моей жизни [что, кстати, вполне естественно и произошло. — С.С.] или из жизни вообще, и я отнесусь к этому так же, как к любому другому природному явлению.

Признаюсь, одно это высказывание перечеркнуло для меня все прочие писания данного автора (кстати, местами небезынтересные). Человека, способного переживать утрату близких не сильнее, чем моросящий за окном дождик, я могу воспринимать только как безнадежного морального урода, от которого лучше держаться подальше. Но ведь именно это уродство и провозглашается целью его практической доктрины и привлекает тысячи последователей по всей стране! Надо ли после этого удивляться тому, как множится по городам и весям легион Питеров Пэнов?!

Вы наверняка встречали этих резвых, «самодостаточных» мальчиков всех возрастов, не умеющих и не желающих обременять себя привязанностью, стремящихся наслаждаться жизнью «здесь и теперь» (еще одна модная «фишка»!), превыше всего ценящих свою свободу говорить и делать что им вздумается. Повзрослеть для них — значит утратить свою спонтанность и конгруэнтность! Они отказываются признать, что «жизнь — это тоже замечательное приключение», хотя и мало похожа на увлекательную сказку, а порой скучна, тяжела, чревата перенапряжением и болью. Не желая ничем нарушать душевное благополучие своего внутреннего дитяти, современные Питеры Пэны беззаботно плывут по течению жизни. Или просто не тонут.

Зарубежные психологи сходятся во мнении, что данный синдром — результат дефектов семейного воспитания. Стоит добавить, что это еще и червивый плод современной поп-психологии, а также всей общественной атмосферы последних лет, в которой традиционные «взрослые» ценности оказались дискредитированы. «Самодостаточный» Питер Пэн, у которого все есть (кроме, пожалуй, личностного стержня) и который никому ничего не должен, становится культовой фигурой нашего времени. Венди, стремящаяся домой, где ее ждет учеба, а потом и работа, семья (причем традиционная, а не «партнерская», «открытая» или «гостевая», о которых с умилением пишет уже упоминавшийся гуру), похоже, сама скоро превратится в сказочного персонажа.

Старая сказка Барри невольно акцентирует один важный момент, на который закрывают глаза современные записные «гуманисты»: реальные дети, хотя они по-своему милы и даже прекрасны, по натуре своей безответственны, легкомысленны и бессердечны, не способны ни на самоотверженность, ни даже на элементарную самодисциплину. Настоящими людьми им только предстоит стать, причем обязательно с активной помощью взрослых, которые постепенно, дозированно приучают их к грузу взрослой жизни. Если это не делается, мальчишке так и не удается по-настоящему повзрослеть. И что с ним происходит?

Он сам себе не рад, да и окружающим с ним немало хлопот из-за его хронической безответственности, вечного промедления в делах, мифологического сознания, упорного нежелания смотреть правде в глаза. Он всегда причиняет горе тем, кто его любит, жаждет внимания и любви, но легко плюет в душу любящих его.

Психологически портрет Питера Пэна включает шесть основных черт:

Эмоциональный паралич. Его эмоции заторможены, его реакции неадекватны: недовольство выходит на поверхность в виде ярости, радость — в виде истерики, разочарование — жалости к себе и т.п.

Социальная беспомощность. Как он ни старается, у него нет настоящих друзей, потому что он сам никого не ценит и с легкостью их предает. В подростковом возрасте он легко попадает под влияние сверстников. Действия его импульсивны, нет четкого представления о том, что хорошо, что плохо. Он чаще проявляет внимание по отношению к знакомым, чем к своей семье. Он одинок и одиночество часто приводит его в состояние паники.

Страусиная политика. Стремление не замечать проблем в надежде, что они разрешатся сами по себе. Не признает своих ошибок и просто не может заставить себя извиниться. Очень изобретателен в сваливании своей вины на других.

Зависимость от матери. У него двойственное отношение к матери — раздражение сочетается с чувством вины, порожденным желанием освободиться от ее влияния. В присутствии матери возникает напряженность в отношениях с элементами сарказма и последующими вспышками нежности. В детстве он часто бьет на чувство жалости к себе, чтобы добиться, в основном от матери, желаемого, особенно денег.

Зависимость от отца. Контакт с отцом не получается. Он жаждет духовной близости с отцом, но не надеется заслужить его любовь и одобрение. В зрелом возрасте он продолжает идеализировать отца. Отсюда и возникают его проблемы и в отношениях с начальством.

Сексуальная зависимость. Его социальная беспомощность распространяется и на его отношения с противоположным полом. Вскоре, после наступления половой зрелости, он начинает интенсивно искать себе подругу, но его инфантильность, как правило, отталкивает девушек. Боязнь быть отвергнутым он прячет под маской жестокости и бессердечия «бывалого парня». В большинстве случаев он остается девственником и после 20 лет, но стыдится этого и хвастается мнимыми победами.

с 12 до 17 лет — четыре основных качества присутствуют в разной степени — безответственность, беспокойный характер, одиночество, нарушение половой роли;

с 18 до 22 лет — отрицание проблем в установлении межличностных контактов превращается в нарциссизм (самолюбование и перенос сексуального влечения на себя). В поведении преобладает чрезмерная жесткость;

с 23 до 25 лет — серьезный кризис, общее разочарование в жизни, как правило и приводящее в круг себе подобных — во всевозможные тренинговые сообщества;

с 26 до 33 — смиряется с хроническим состоянием недовольства жизнью, играет роль взрослого (с большим трудом, т.к. ни в чем не берет на себя ответственность — не может, да и не хочет);

с 31 до 45 — даже если к этому возрасту есть постоянная работа, жена и дети, — находится в состоянии непреходящего отчаяния, которое делает его жизнь скучной и монотонной;

После 45 лет — депрессия и раздражительность усиливаются. В некоторых случаях может восстать против бессмысленности и ненужности своей жизни. В попытке вернуть молодость бросает семью и пытается искать утешения у молоденьких.

Для большинства из нас сказочный остров беззаботного детства давно подернулся туманной дымкой. «До сих пор до нашего слуха порой доносится шум прибоя, но мы уже никогда не высадимся на том берегу». Потому, наверное, что перестали быть бесшабашными, легкомысленными и бессердечными. Не все, к сожалению.

Сергей Степанов, «Мифы и тупики поп-психологии»

Синдром Питера Пена

Последние два дня в Лондоне гуляли с Андрюшей в Кенсингтонских садах. Тех самых, где нерадивые няньки забывали своих подопечных. А подопечные эти направлялись прямиком к Питеру Пену навстречу приключениям и вечному детству. Сады – однозначно чудное место. А вот историю про Питера Пена мне сложно оценить. Вернее, сложно вынести вердикт главному герою.

Знаете ли вы, что в психологии существует термин – синдром Питера Пена, описывающий нежелание людей взрослеть? Говорят, что свойственно это явление в основном мужчинам, хотя кое-кто утверждает, что и дамы нынче бывают очень даже в стиле «вечного ребенка».

Нашла крайне интересный текст российского психолога Сергея Степанова об этом синдроме. И не менее интересную дискуссию, ему посвященную. Итак, вот как Степанов Питер Пенов описывает (сразу предупреждаю, он их не любит).

Читайте так же:  Диагностика сепсиса у детей

Вы наверняка встречали этих резвых, «самодостаточных» мальчиков всех возрастов, не умеющих и не желающих обременять себя привязанностью, стремящихся наслаждаться жизнью «здесь и теперь» (модная нынче фишка!), превыше всего ценящих свою свободу говорить и делать что им вздумается. Повзрослеть для них – значит утратить свою спонтанность и конгруэнтность! Они отказываются признать, что «жизнь – это тоже замечательное приключение», хотя и мало похожа на увлекательную сказку, а порой скучна, тяжела, чревата перенапряжением и болью. Не желая ничем нарушать душевное благополучие своего внутреннего дитяти, современные Питеры Пены беззаботно плывут по течению жизни. Или просто не тонут?…

Зарубежные психологи сходятся во мнении, что данный синдром – результат дефектов семейного воспитания. Стоит добавить, что это еще и червивый плод современной поп-психологии, а также всей общественной атмосферы последних лет, в которой традиционные «взрослые» ценности оказались дискредитированы. «Самодостаточный» Питер Пен, у которого все есть (кроме, пожалуй, личностного стержня) и который никому ничего не должен, становится культовой фигурой нашего времени. Венди, стремящаяся домой, где ее ждет учеба, а потом и работа, семья (причем традиционная, а не «партнерская», «открытая» или «гостевая), похоже, сама скоро превратится в сказочного персонажа.

Старая сказка невольно акцентирует один важный момент, на который закрывают глаза современные записные «гуманисты»: реальные дети, хоть они по-своему милы и даже прекрасны, по натуре своей безответственны, легкомысленны и бессердечны, не способны ни на самоотверженность, ни даже на элементарную самодисциплину. Настоящими людьми им только предстоит стать, причем обязательно с активной помощью взрослых, которые постепенно, дозированно приучают их к грузу взрослой жизни. Если это не делается, мальчишке так и не удается по-настоящему повзрослеть. И что с ним происходит?

Он сам себе не рад, да и окружающим с ним немало хлопот из-за его хронической безответственности, вечного промедления в делах, мифологического сознания, упорного нежелания смотреть правде в глаза. Он всегда причиняет горе тем, кто его любит, жаждет внимания и любви, но легко плюет в душу любящих его.

Основательно приложил Степанов Питер Пенов, правда?:)

А вот как отреагировали читатели. Женщины, как водится, начали признаваться, что пять, а то и десять лет жизни именно на такую особь убили. Мужчины (некоторые) встали на дыбы и заявили, что лучше уж быть вечным ребенком – беспечным, творческим и незашоренным, чем жить в скучном «взрослом» мире под гнетом ответственности, которую женщины так и норовят на тебя навесить.

«Я больше всего ценю свободу», — пишет один товарищ. «И беру на себя только то, что готов нести. Связывать себя потому, что так принято – не собираюсь».

«Я испытываю ужас не перед взрослением, или старением, а перед скукой, унылостью и монотонностью, — пишет другой. Если взрослая жизнь – это взятие на себя ответственности и все больших обязательств, дел, с которыми фактически не можешь уже справиться, то нафиг мне оно – лучше я буду в 70 мальчишничать».

Послушать спорящих — получается противопоставление какое-то: либо унылая скучная жизнь с непомерными обязательствами и ответственностью (чем больше повторяешь, тем больше это слово раздражение вызывает:)), либо творчество, свобода и полет в образе вечного мальчишки. Откуда эта однобокость, интересно?

Мне вот кажется, что в благоприятных условиях ребенок постепенно начинает понимать, что свобода и ответственность — две стороны одной медали. Чем старше становишься, тем шире выбор, который ты можешь сделать, тем больше возможностей и меньше ограничений. Но и отвечать за тебя, твои дела и поступки будут уже не мама с папой, не любящая супруга (иль верный супруг), а ты сам, И соломку уже никто не подстелет в случае падения жесткого. Готов к такому раскладу? — твори, радуйся жизни, пользуйся свободой. И да, неси ответственность за свои решения — без этого никак.

В общем, я бы не противопоставляла «взрослую» скучную жизнь веселой детской игре. Место радостям и творчеству есть и там, и там. Просто нужно понимать, что любой твой поступок влечет некие следствия, за которые отвечаешь только ты. И, кстати, я солидарна с одним из спорщиков — не готов к ответственности, не бери.

Что скажете? Встречались ли вам Питер Пены и как вы к ним относитесь?

Как распознать Питера Пена

В современной психологии не часто встретишь патологию, которую сравнивают с литературным героем. Такой термин существует, и получил он название синдром Питера Пена. Патология была названа американским психологом Дэном Кайли. Этот синдром нельзя назвать серьезным заболеванием. Это скорее психологическая проблема, которая требует решения.

Синдром Питера Пена проявляется нежеланием взрослеть

Ребенок или уже взрослый человек не желает взрослеть, предпочитая всегда оставаться маленьким мальчиком или девочкой. Патология присуща мужчинам, но все же встречается синдром и у женщин. Что же представляет собой эта патология и как проявляется у представителей разного пола.

Понятие синдрома

Это психологическое расстройство, основным проявлением которого является нежелание человека взрослеть. Подобная патология встречается у мужчин. Поступки пациента инфантильные и незрелые.

Друзья и родные замечают у Питера Пена резкие скачки настроения: от добродушного человека не может остаться ничего. Любимые люди привыкли к необдуманным поступкам своего избранника. Порой без особых причин, он бросает свою вторую половину, потом передумывает. Не может добиться ответственности от Питера Пена и начальник на работе. Никто не может предугадать, сможет ли он сделать определенное задание в указанный срок. Все зависит от его настроения. И дело не в том, что человек ленив и ему просто не хочется выполнять задание, он просто не видит проблем в непунктуальности и неорганизованности.

Понятие синдрома Питера Пена

Основные проявления

Некоторым психологам удалось выделить несколько особенностей в поведении пациентов с синдромом Питера Пена. Среди них особое внимание нужно уделить:

  • социальной беспомощности;
  • эмоциональной нестабильности;
  • зависимости от родителей;
  • проблеме сексуального плана;
  • невосприятию действительности и т. д.

Первая характеристика проявляется в том, что уже взрослый человек боится новых знакомств. Он не может найти общий язык со сверстниками, так как те находятся на другой стадии умственного развития. Человек боится шумных компаний и предпочитает все свободное время проводить с мамой или папой.

Эмоциональная нестабильность проявляется в том, что уже взрослая личность не может контролировать свои эмоции. Питер Пен начинает плакать, если у него что-то не выходит или когда он не получает того, чего хочет.

Зависимость от родителей проявляется в том, что уже взрослые дети с синдромом Питера Пена даже не пытаются устроить самостоятельную жизнь, съехав от родителей.

Такие люди часто говорят: «Я не хочу ничего менять в своей жизни. Мне удобно жить с родителями, так как после работы у меня всегда будет, что поесть, в комнате всегда будет чисто, да и своих денег особо тратить не нужно на аренду жилья и коммунальные услуги».

Взрослый человек, которому присущ комплекс нуждается в сексуальных отношениях. Своим незрелым поведением они только отталкивают представителей противоположного пола, поэтому сексуальная жизнь начинается у них поздно.

Типичная черта Питера Пена – это нежелание смотреть в глаза реальности. Ему легче забыть о проблеме и оставить ее нерешенной, нежели приложить некоторые усилия для ее преодоления.

Комплекс у девушек

Психология говорит о том, что синдром характерен для мужчин. Нередко встречаются варианты, когда заболевание поражает и женщин. Основные проявления:

  • необходимость в постоянной помощи родителей;
  • неспособность наладить отношения и построить семью с мужчинами;
  • неудовлетворенность своей внешностью.

Представительницы прекрасного пола уже во взрослом возрасте не могут свыкнуться с мыслью, что все ее проблемы должны решаться без участия родителей. В детстве каждая девочка рассказывала папе, как ее обижает одноклассник и т. д. Подобная ситуация повторяется и во взрослом возрасте, только выглядит это уже нелепо. Девушка постоянно жалуется на своего молодого человека, коллег и других окружающих, желая получить хоть немного родительской защиты.

Уже взрослая женщина с синдромом Питера Пена не может самостоятельно справиться со своим внешним видом. Она просит у мамы, чтобы та погладила платье, сделала ей прическу и т. д. Такого во взрослом возрасте быть не должно.

Для женщин с подобным синдромом характерна неспособность серьезно общаться с представителями противоположного пола. Они не видят в мужчине потенциального спутника по жизни и расценивают его в качестве друга.

Нарушения у мужчин

Если женщины подвергаются этой проблеме редко, то для мужчин патология не является чем-то необычным. Как показывает практика, каждый третий мужчина обладает подобным синдромом.

Проявляется нарушение тем, что у представителя сильного пола, который по своей природе должен быть добытчиком, нет стремления становиться финансово независимым. Он берет деньги у родителей и не желает работать сам.

Часто возникает проблема нерешительности. Даже если у них выходит завоевать внимание девушки, они не способны предложить ей руку и сердце. Такие отношения длятся недолго.

Питер Пен всегда надеется на родительскую помощь

Правильное воспитание – залог отсутствия комплексов. Рационально будет проводить профилактику этого синдрома: развивайте у своего малыша чувство ответственности. Избавиться от синдрома можно двумя способами.

  1. Постараться решить проблему самостоятельно. Без помощи родных, которые должны лояльно указать больному на его патологию, здесь не обойтись. Как и в случае с маленькими детьми, предстоит работа по обучению быть самостоятельным.
  2. Если справиться с задачей не выходит, есть смысл обратиться к специалистам. Психологические тренинги, групповые занятия, гипноз – такие меры помогут избавиться от синдрома Питера Пена.