Меню

Школьный возраст размеры

Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей.

Развитие восприятия у детей младшего школьного возраста

Восприятие — форма целостного отражения предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Основой его становления как высшей психической функции является активное движение. Именно восприятие больше всего связано с преобразованием информации, поступающей из внешней среды. В результате этого формируются психические образы, которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, представление, воображение, мышление, эмоции. Благодаря связям, образующимся между разными анализаторами при восприятии, в психических образах отражаются такие свойства предметов и явлений, для которых нет специфических анализаторов, например величина, вес, форма, регулярность,— что свидетельствует о сложной организации этого психического процесса. В отличие от простейшего психического процесса — ощущения,— восприятие зависит не только от раздражителя, но и от самого воспринимающего субъекта (воспринимает не глаз, а живой человек), поэтому в восприятии обязательно сказываются особенности личности воспринимающего. Отсюда следует, что внешняя среда воспринимается нами под углом зрения наших потребностей, интересов, под давлением необходимости выбирать адекватную форму поведения. Можно сказать, что восприятие — это прижизненно формирующаяся система перцептивных действий, с помощью которой дети строят образ окружающей действительности и затем ориентируются в ней. Таким образом, привычный мир — это лишь описание, программа восприятия, которая закладывается в сознание человека с самого детства. Ребенок воспринимает мир в соответствии со сформированным в его сознании описанием, и эти описания и их интерпретации могут быть частично ошибочными.

Важнейшие свойства восприятия — предметность, целостность, константность и обобщенность. Предметность — это отнесенность восприятия к отображаемому объекту, способность выделять предмет из окружающего фона как отдельно взятую вещь. Целостность — органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Константность — относительная независимость образа от физических условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности. Обобщенность — отнесенность каждого образа к некоторому классу объектов, имеющих название. Все эти свойства не являются врожденными и развиваются в течение всей жизни человека.

Приведем несколько примеров. У маленького ребенка окружающие его предметы не сохраняют константные характеристики, т. е. постоянство размера, веса, объема. Так, у 2—3-летнего ребенка константность восприятия еще очень несовершенна: воспринимаемые размеры предметов уменьшаются с их удаленностью, но к 10-летнему возрасту они устанавливаются на уровне взрослого. Предметность у него тоже еще выражена слабо, поскольку ребенок плохо выделяет себя из среды, он как бы слит с миром внешних объектов. Интересна по этому вопросу позиция Пиаже. Он считает, что константность восприятия размеров и расстояния развивается и достигает высокого уровня уже в период младенчества, но только по отношению к ближнему пространству, в котором ребенок непосредственно действует. Дальнее пространство в младенческом и детском возрасте воспринимается неконстантно вследствие недостатка собственного опыта в этой среде.

У младших школьников восприятие уже хорошо развито. Они не только различают цвет, форму, величину предметов и их положение в пространстве, но и могут правильно назвать предлагаемые формы и цвета, правильно соотнести предметы по их величине. Они могут изобразить простейшие формы и раскрасить их в заданный цвет. Однако в первом и в начале второго класса восприятие еще весьма несовершенно и поверхностно. Дети допускают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Иногда не отличают и смешивают сходные по начертанию и произношению буквы и слова, изображения сходных предметов и сами сходные предметы. Часто выделяют случайные детали, а существенное и важное не воспринимают. Таким образом, они не умеют еще хорошо рассматривать предметы. Другой особенностью восприятия младших школьников является его тесная связь с действиями. Для младшего школьника воспринять предмет — значит что-то сделать с ним, как-то изменить, взять, потрогать. Вместе с тем, его восприятие отличается остротой и свежестью, своего рода созерцательной любознательностью.

Очень точно такие особенности восприятия детей прослеживаются в стихотворении А. Барто «Я у мальчиков спросила. »:

Я у мальчиков спросила:
— Это что за деревце?
— Говорят они: — Осина.
— Только мне не верится.

Даже елки мы вначале
От сосны не отличали:
Раз торчат иголочки,
Значит, это елочки.

А когда на ветку ели
Мы получше поглядели,
Оказалось, что она
Не такая, как сосна.

Мы в своей тетрадке синей
Нарисуем все листы
И не скажем об осине:
«Ах, береза, это ты!».

Очень важно, чтобы дети в этом возрасте умели устанавливать идентичность предметов тому или иному эталону. Такое умение наблюдается еще не всегда. В природе существует бесконечное разнообразие цветов, форм и звуков, и человечество только постепенно упорядочило их, сведя к сенсорным эталонам — системам цветов, форм, звуков. Эталоны — это выработанные человечеством образцы основных разновидностей качеств и свойств предметов. Если ребенок может правильно назвать цвет и форму предмета, если он может соотнести воспринимаемое качество с эталоном, то он может установить идентичность (мяч круглый), частичное сходство (яблоко круглое, но не настолько, как мяч) и несходство (шар и куб).

В предложенной нами схеме диагностики психологической готовности детей к школе уделяется внимание оценке перцептивного развития ребенка. Известно, что замедленность процессов приема и переработки сенсорной информации, неполноценность пространственной ориентировки, недостаточное овладение образом слова нередко приводит к задержке психического развития у детей. Используя модификацию теста О. М. Дьяченко «Художник», мы просим детей дорисовать восемь изображенных на листе бумаги схожих фигурок так, чтобы не получилось одинаковых рисунков. После завершения рисования ребенку надо дать картинкам названия, то есть воспринять изображения, которые он нарисовал, и соотнести их с каким-либо классом предметов из хранящихся в памяти (с эталоном), а затем обозначить словами свои изображения. Практика показывает, что около трети детей 6—7 лет, проходящих отбор в первый класс, испытывают трудности в вербализации, дают стереотипные названия или вовсе не могут дать название собственному рисунку, то есть соотнести его с эталонами, хранящимися в памяти. Эти проблемы чаще обнаруживаются у мальчиков.

Уже из приведенных выше фактов можно видеть, что такое свойство восприятия, как обобщенность, у многих детей еще несовершенно. В то же время, именно обобщенность предопределяет становление других психических познавательных процессов — памяти, представления, речи, мышления. Обобщенность связывает индивидуальный и общественный опыт человека, обеспечивая семантическую константность. К сожалению, операции обобщения и классификации у детей этого возраста находятся еще только в стадии формирования, что может отражаться не только на академической успеваемости ребенка, но и на его способности к усвоению норм и требований взрослых. Даже будучи воспринятыми, они по своему смыслу могут оставаться недоступными.

Источник: «Психологическая защита у детей» (И.М.Никольская Р.М.Грановская)
Скачать книгу

Школьный возраст размеры

Одежду из ткани для мальчиков/девочек ясельного и дошкольного возраста изготавливают в одной полнотной группе.

Одежду для мальчиков/девочек младшего и среднего школьного возраста изготавливают в двух полнотных группах с интервалом по обхвату талии между полнотными группами равным 6 см.

Финская размерная линейка

Для производителей одежды из Финляндии (Luhta,TokkaKids) действует эта размерная линейка:

Младший школьный возраст

Развитие деятельности младшего школьника. По возрастному периодизации, принятой украинскими психологами и педагогами, время жизни детей от шести до одиннадцати лет называется младшим школьным возрастом. При определении его границ учитываются особенности психического и физического развития детей, учитывается переход их от игровой к учебной деятельности, которая становится и в этом возрасте ведущей.

Поступление ребенка в школу — это резкое изменение ее жизни и деятельности. Ребенок идет в школу с физическим и психологической готовностью к этому изменению. В школьном обучении используются и продолжают развиваться физические и умственные способности, формируются психические свойства младшего школьника.

Читайте так же:  У ребенка поднялась температура 39 без симптомов

Анатомо-физиологические особенности. На протяжении младшего школьного возраста происходит дальнейший рост организма ребенка.

Это видно из следующих средних показателей развития младших школьников (табл. 4.1.):

С 6 лет у детей наступает период равномерного роста, который длится в среднем до 9 лет у девочек и к одиннадцатому мальчиков. Девочки после 9 лет опережают в росте мальчиков.

Костно-соединительный аппарат младших школьников отмечается гибкостью, поскольку в их костях еще много хрящевой ткани. На это нужно учитывать, чтобы предотвратить возможное искажение позвоночника, что отрицательно сказывается на кровообращении, дыхании и тем самым ослабляет организм. До 12 лет продолжается окостенение фаланг пальцев руки, а окостенение запястья завершается в 10-13 лет. Преимущественно этим объясняется, почему точные движения руки во время письма, рисования и т.д. утомляют детей 7-8 лет быстрее, чем старших. Изменится и развитие таза, кости которого начинают срастаться, однако связная система их еще мягкая и гибкая. Поэтому важно следить, чтобы ученик правильно сидел за партой, чтобы мебель в школе и рабочие места дома соответствовали росту ребенка. Увеличение размеров у детей этого возраста иногда сопровождается ощущением боли, особенно в ночные периоды. У первоклассников выпадает до 20 молочных зубов. С появлением постоянных зубов взрослые замечают, что их размер не совпадает рта ребенка, но это несоответствие исчезает позже с ростом костей черепа.

Развивается мышечная система младших школьников. Увеличивается вес всех мышц относительно веса тела, способствует росту физической силы детей, повышается способность организма к относительно длительной деятельности. Мелкие мышцы кисти руки развиваются медленнее. Дети этого возраста, хорошо владея ходьбой, бегом, еще недостаточно координируют движения, осуществляемые мелкими мышцами. Первокласснику трудно писать в пределах строки, координировать движения руки, не делать лишних движений, которые вызывают быструю утомляемость. Поэтому в 1 классе следует проводить физкультминутка, которые снимают напряжение мелких мышц пальцев и кисти руки. Со временем школьники приобретают способность распределять нагрузку на разные группы мышц, движения их становятся более координированными, точными, совершенствуется техника письма. Важно учитывать то, что у младших школьников усиливается развитие двигательного аппарата, обусловливает чрезмерную подвижность детей этого возраста и учитывать их стремление бегать, лазить, плавать и т.д., помня, что развитие моторики детей связан не только с физическим, но и умственным развитием подрастающей личности. Однако и чрезмерная двигательная активность в течение длительного времени может негативно отразиться на состоянии здоровья ребенка.

Вес мозга первоклассника приближается к весу мозга взрослого человека. У младших школьников увеличивается подвижность нервных процессов, что позволяет детям быстро изменять свое поведение в соответствии с требованиями учителя.

У детей хорошо развиты все органы чувств, но некоторые из них имеют свои особенности. Так, их глаза, благодаря эластичности хрусталика, могут быстро менять свою форму в зависимости от позы во время чтения и письма. Если не учесть этой особенности органов зрения младших школьников и не исправить их позы, то это может привести к повышению внутриглазного давления, к нечеткости изображения на сетчатке и к возникновению близорукости.

Период старшего школьного возраста (от 12 до 17-18 лет)

Старший школьный возраст – это период постепенного перехода от детства к зрелости. В это время происходит качественно новый период – половое созревание. Это также период активных физических и психосоциальных процессов развития человека. Это нормальный период «смятения» как неизбежная, необходимая часть процесса роста.

Особенности роста и развития в период старшего школьного возраста

Происходит резкое увеличение антропометрических размеров тела, особенно длиннотных, – пубертатный ростовой скачок за счет удлинения туловища и конечностей. Скорость роста у девочек в 12 лет – 9 см в год; у мальчиков в 14 лет – 10 см в год; затем отмечается замедление роста у девочек в 16-17 лет, у мальчиков в 18-19 лет и прекращение роста у девушек – 18 лет, у юношей – 20-25 лет. Происходит изменение пропорций тела: увеличиваются поперечные и обхватные размеры тела. В этот возрастной период дистальные отделы рук и ног непропорциональны. Отмечается угловатость, неловкость, резкость движений. Характерен индивидуальный тип биологического созревания. Происходит развитие вторичных половых признаков. Отмечается интенсивное развитие мышц, в том числе и мелких. Масса мышц по отношению к массе тела составляет 32,6 %.

В период старшего школьного возраста завершаются процессы морфофункционального созревания органов и систем организма.

Особенности ЦНС в период старшего школьного возраста

Центральная нервная система в этот возрастной период «вынуждена» функционировать в неоптимальном режиме гормональных влияний. Наблюдается снижение регуляторных функций высших отделов мозга, что имеет функциональный, преходящий характер.

К подростковому периоду завершается группировка нейронов различного типа в коре головного мозга, отмечается совершенствование региональной специфичности. Характерно изменение соотношений между корой больших полушарий головного мозга и подкорковыми областями в сторону преобладания подкорки, повышение активности диэнцефальных структур. Отмечается избыточная функциональная активность органов и систем на ранних стадиях полового созревания вследствие неустойчивости вегетативной регуляции.

ЭЭГ в период старшего школьного возраста

К окончанию пубертатного периода ЭЭГ соответствует таковой у взрослых, хорошо выраженные α-ритм в затылочной области, активность в лобных отделах и смешанная в височной области. У подростков нередко на ЭЭГ отмечается преобладание возбуждения нервных процессов над торможением.

Нервно-психическое развитие в период старшего школьного возраста:

  • формирование теоретических обобщений;
  • психосоциальное развитие;
  • рост самосознания;
  • стремление к самостоятельности и самоутверждению;
  • формирование воли, сознательности, нравственности, гражданственности;
  • эмоциональная неустойчивость (пик у мальчиков – 11 -13 лет, у девочек -13-15 лет).

В период старшего школьного возраста характерно проявление полярных качеств психики: целеустремленность и настойчивость могут сочетаться с импульсивностью и неустойчивостью; повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях может сменяться легкой ранимостью и неуверенностью в себе. Возвышенность чувств уживается с сухим рационализмом, циничностью, враждебностью и даже жестокостью. Происходит становление характера, переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности.

В 11-13 лет наблюдается дезинтеграция основных свойств внимания вследствие сдвига баланса корково-гипоталамических отношений. По завершении полового созревания (к 14-15 годам) характеристики внимания приближаются к дефинитивному уровню.

В нервно-психическом развитии происходит идентификация себя как личности, установление более тесных контактов со сверстниками. Составление для себя общей картины мира.

Наблюдается несоответствие между возрастом наступления физической зрелости и возрастом, когда приобретаются или предоставляются экономическая правовая и социальная независимость.

Ведущий тип деятельности. В старшем школьном возрасте – производительный труд, в подростковом периоде – общение.

Особенности эндокринной системы в период старшего школьного возраста

Физиологическая гиперфункция гипоталамуса и гипофиза, активация гормонов мозгового слоя надпочечников. У подростков к 12 -14 годам достигает максимального уровня продукция соматотропного гормона (увеличивается с 10-летнего возраста), с чем связан максимальный ростовой скачок. Отмечается максимальная нейрогуморальная актив-гость глюко- и минералокортикоидов, достигающая пика у подростков; усиливается активность симпатико-адреналовой системы в 13-14 лет (к 17-18 годам постепенно снижается). Адренокортикотропный гормон (АКТГ) обеспечивает адаптационно-приспособительные реакции, в том числе на стрессы. Происходят созревание, формирование и становление репродуктивной функции. У подростков в силу ускоренного развития повышается потребность организма в тиреоидных гормонах, что ведет к «рабочей» гипертрофии щитовидной железы.

Устанавливается гормональный баланс, при котором у мальчиков в больших количествах продуцируются андрогены, у девочек – эстроген. Наиболее ранняя граница появления признаков полового созревания для девочек – 8-8,5 лет, для мальчиков -10-10,5 лет. Задержка признаков полового созревания для девочек -12,5-13 лет, для мальчиков – до 14 лет.

Особенности иммунитета в период старшего школьного возраста:

V критический период иммунитета – уменьшение массы лимфоидных органов, физиологическая инволюция тимуса.

Подавление клеточного звена иммунитета.

Ослабление гуморального звена.

Нарастает влияние экзогенных факторов на иммунную систему (курение, алкоголь, наркотики, ксенобиотики, стрессовые ситуации).

IgA – к 12 годам уровень взрослого.

Читайте так же:  Ребенок кашляет всю ночь не может спать

IgG, IgM – уровни взрослого.

Способность образования интерферона достигает максимума к 12-18 годам.

Неврозы и вегетососудистые дистонии.

Хронические болезни органов пищеварения.

Ревматизм, болезни почек.

Хронические неспецифические заболевания легких.

Диффузные заболевания соединительной ткани.

Расстройства питания (тучность) и дефицит массы тела.

Скрытый дефицит железа и железодефицитная анемия.

Возрастает доля заболеваний опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, пограничные остеопении и остеохондропатии).

Стрептококки и другая кокковая флора.

Возбудители венерических заболеваний.

Пубертатный период является критическим по формированию хронических заболеваний органов и систем. Нередко проявление отягощенной наследственности по психическим заболеваниям. Наблюдаются психосоматические симптомы: «ожирение от огорчений» или нервная анорексия, ночные страхи.

На росте развития подростков сказываются события детства, в частности перинатального периода и раннего детства. Это последний период в жизни, когда окончательно реализуется индивидуальная генетически детерминированная программа развития организма.

Биологические (физиологические) детерминанты развития младшего школьника

В период младшего школьного возраста происходит интенсивное биологическое развитие детского организма (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов). Этот период иногда называют вторым физиологическим кризом. В его основе лежит эндокринный сдвиг – включаются в действие «новые» железы внутренней секреции и перестают действовать «старые». По данным физиологов, примерно к 7 годам прекращается активная деятельность вилочковой железы, в результате чего снимается тормоз с деятельности половых и ряда других желез внутренней секреции, например гипофиза и коры надпочечников, что дает старт выработке таких половых гормонов, как андрогены и эстрогены. Эта физиологическая перестройка требует от организма ребенка большого напряжения для мобилизации всех резервов. При этом темп и характер перестройки определяют индивидуальную динамику психического развития [1] .

В отношении скорости роста отмечается, что «после завершения полуростового скачка и до начала пубертатного скачка отмечаются самые низкие темпы роста длины и массы тела. Увеличение длины и массы тела происходит таким образом, что ребенок “вытягивается”, продолжает снижаться относительное содержание подкожного жира. Отчетливо начинают проявляться индивидуально-типологические конституциональные особенности телосложения. По пропорциям тела ребенок уже очень похож на взрослого, хотя по сравнению с полностью сформированными юношами и девушками его ноги еще относительно короче, у мальчиков более узкие плечи, а у девочек – бедра» [2] . Продолжается смена молочных зубов на постоянные. Размеры черепа приобретают фактически размеры взрослого и черепные кости к этому возрасту уже сращены. Это позволяет говорить о том, что «дальнейшее развитие мозга может идти только путем качественных преобразований и усложнения его структуры» [2] . По так как позвоночник продолжает расти, младший школьный возраст особо значим для формирования осанки ребенка. Не случайно одним из основных гигиенических правил в этом возрасте выступает требование к расположению тела во время статичных положений тела. Тем более что одной из особенностей младшего школьного возраста становится именно уменьшение подвижности и увеличение статичных поз – сидение за партой, при чтении, просмотре телепередач или спектаклей и т.п. Отмечается, что «биологически этот возраст как бы предназначен для повышенной игровой двигательной активности, поэтому негативное влияние социально обусловленной гипокинезии в младшем школьном возрасте особенно значимо» [4] . Существенные изменения скелетных мышц позволяют младшему школьнику максимально проявлять подвижность. К 8–10 годам, при условии оптимальной смены режимов мышечной деятельности, дети достигают высокого уровня работоспособности. В целом динамика работоспособности в этот возрастной период «отражает возрастающую надежность функционирования организма ребенка. За время обучения в школе при надлежащем физическом воспитании надежность физиологических функций, определяющих работоспособность, увеличивается в 40 раз» [5] .

В 6 лег детям только при наличии специальных тренировок доступна способность длительной поддержки функциональной активности. В 7 лет эта способность должна быть сформирована, иначе у ребенка возникнут сложности в обучении, требующем во многом такого свойства, как усидчивость. Младший школьный возраст сензитивен к становлению такой способности, как длительная целенаправленная, произвольно регулируемая деятельность (умственная и физическая). При этом длительная физическая пассивность на уроках детьми максимально компенсируется на переменах (особенно в возрасте 8–9 лет). Это требует создания для младших школьников возможностей реализации такой потребности. Младшие школьники должны активно двигаться между уроками – играя, занимаясь физическими упражнениями, бегая.

Важным аспектом в развитии младшего школьника, влияющим на успешность также и в учебной деятельности, является питание. При относительной стабильности обменных процессов в этом возрасте наблюдаются существенные индивидуальные различия в обменных процессах у разных детей. Это требует особого внимания к выработке норм рационального питания, имеющих индивидуальные особенности для каждого ребенка. Нарушения режима питания, несоблюдение правил при выборе пищевых предпочтений у детей в возрасте 8–9 лет могут привести к хроническим заболеваниям и функциональным расстройствам желудочно-кишечного тракта и печени.

Физиологические особенности младшего школьника требуют также особого внимания к кислородной насыщенности помещений. Мозг ребенка в этом возрасте примерно в два раза интенсивнее потребляет кислород в сравнении с мозгом взрослого человека. В других органах также в этом возрасте более интенсивно идут окислительные процессы.

Считается, что возраст 7–10 лет оптимален для формирования произвольных движений. Нс случайно для серьезных занятий различными видами спорта или танцами, требующими сложной координации, скорости и точности реакции, этот возраст считается чрезвычайно значимым. «К 7 годам заметно расширяются связи двигательной области головного мозга с одним из важных центров регуляции движений – мозжечком и подкорковыми образованиями, в частности с красным ядром. К этому возрасту морфологические признаки коркового отдела двигательного анализатора ребенка близки к таковым взрослого человека. Достигает значительной зрелости и рецепторный аппарат двигательной системы. Морфологическое дозревание двигательной коры мозга завершается в период от 7 до 12–14 лет. К этому же возрасту полностью развиваются чувствительные и двигательные окончания мышечного аппарата» [6] .

Функциональное созревание мозга и системная организация когнитивной деятельности позволяют младшему школьнику осуществлять произвольную регуляцию познавательными процессами. По мере структурно-функционального созревания мозга [7] существенно возрастают функциональные возможности ребенка – восприятие, внимание, память, речь и мышление.

Важной составляющей психофизиологического развития младшего школьника является развитие произвольной регуляции движений и моторики. Как отмечает М. М. Безруких, к началу младшего школьного возраста в норме сформированы основные предпосылки для становления навыков письма – одного из самых сложных видов произвольного движения [8] . Собственно к 6–7 годам начинает формироваться навык письма на основе предшествующего опыта графической деятельности. Выделяют следующие этапы формирования сложнокоординированных двигательных действий:

  • 1) аполитический – несформированность моторной программы, освоение отдельных элементов действий с поэлементной регуляцией и нестабильностью исполнения. Ребенок сосредоточенно выводит отдельные буквы или сочетания букв, зачастую проговаривая их вслух. Это характерно для детей 6–7 лет;
  • 2) синтетический – объединение отдельных элементов моторных движений в целостное действие, но при нестабильных временны́х и качественных характеристиках и высоком мышечном напряжении. Ребенок начинает писать словами, по очень сосредоточенно, полностью фиксируясь па регуляции действия письма. Этот этап дети проходят с разным темпом, но обычно в 7–8 лет;
  • 3) автоматизации – произвольная регуляция основных параметров движения при варьировании темпа, скорости, качества письма. Ребенок может спокойно писать, уделяя внимание уже не самому процессу моторного действия, а смысловому содержанию. Этот этап обычно достигается к 9–10 годам.

Безусловно, активное развитие опыта взаимодействия с новыми технологиями и сокращение непосредственного опыта рисования и микромоторного манипулирования с предметами в дошкольном возрасте несколько трансформируют моторный опыт младших школьников. Зачастую младшие школьники легче пользуются клавиатурным набором текста или интерактивными формами взаимодействия с техникой, чем осваивают письмо. Однако в ряде школ, особенно в таких странах, как Япония, в этом возрасте особое внимание уделяется каллиграфии и чистописанию как значимому навыку, влияющему на развитие ребенка в целом. В последнее время в некоторых школах России стали возвращаться к практике освоения чистописания и развития каллиграфических навыков у младших школьников уже не просто с целью формирования навыка письма, а с целью использования письма как средства психического развития.

  • [1]Безруких М. М., Сонькин В.Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). М.: Академия, 2003. С. 367.
  • [2] Там же.
  • [3] Там же.
  • [4] Там же. С. 368.
  • [5]Безруких М. М, Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка).
  • [6]Безруких М. М., Сонысин В. Д„ Фарбер Д. Л. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). С. 371.
  • [7] См. подробнее: Безруких М. М., Сонысин В. Д., Фарбер Д. А. Указ. соч. С. 373–382; Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / под ред. Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2009.
  • [8] См. подробнее: Физиология развития ребенка. Руководство по возрастной физиологии / под ред. М. М. Безруких, Д. А. Фарбер. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. С. 406-413.
Читайте так же:  Лечение неинфекционной диареи у детей

Таблица размеров

Размеры одежды для детей дошкольного и школьного возраста:

Возраст

2 года

3 года

4 года

5 лет

6 лет

7 лет

Размер
Рост

Обхват
груди

Возраст

8 лет

10 лет

11 лет

12 лет

13 лет

14 лет

Размер
Рост

Обхват
груди

Размеры одежды для детей ясельного возраста:

Возраст

0-3 мес.

3-6 мес.

6-9 мес.

18-24 мес.

Размер
Рост

Обхват
груди

Размеры одежды для детей возраста детского сада:

Возраст

2 года

3 года

4 года

5 лет

Размер
Рост

Таблицы размеров детской одежды

Краткая таблица соответствия

Таблица соответствия размеров одежды измерениям фигуры девочек

Таблица соответствия размеров одежды измерениям фигуры мальчиков

График работы шоурума на Новогодние праздники. Шоурум на Яхтенной, д. 3 в Санкт-Петербурге:
❄ работает по 30 декабря 2018 включительно — с 10.00 до 19.00 часов.
❄ выходные с 31.12.18 по 09.01.2019 года.
❄ 10 января мы работаем в обычном режиме!

Показатели возрастных, индивидуальных и половых особенностей изменения антропометрических параметров головы ребенка школьного возраста

Дата публикации: 19.12.2016 2016-12-19

Статья просмотрена: 150 раз

Библиографическое описание:

Мирзакаримова Д. Б., Якубова Р. М., Валиева Н. М., Ибрагимова Л. М., Дадаханова Р. А. Показатели возрастных, индивидуальных и половых особенностей изменения антропометрических параметров головы ребенка школьного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 282-285. — URL https://moluch.ru/archive/132/36621/ (дата обращения: 13.02.2019).

В постнатальном онтогенезе в антропометрических параметрах тела происходят не только количественные, но и качественные возрастные, индивидуальные изменения, как это справедливо было отмечено рядом авторов при изучении соматометрических частей тела.

Немногочисленность и противоречивость существующих в литературе соматометрических данных, присущих каждому возрастному периоду антропометрических показателей массы и длины тела, корпуса, туловища, головы, грудной клетки, таза и конечностей, затрудняет работу врача-педиатра по контролю за ростом и развитием ребенка, по своевременному выявлению патологии.

Поэтому клиницисты-педиатры, а также школьные врачи остро нуждаются в антропометрических данных, об особенностях соматометрических показателей у детей от 7 до 17 лет.

В связи с вышесказанным, целью нашего исследования явилось изучение возрастных, индивидуальных и половых антропометрических параметров головы у детей школьного возраста.

Цель исследования изучить возрастные, индивидуальные и половые особенности изменения антропометрических параметров головы у детей от 7 до 17 лет.

Материал иметоды исследования. Материалом исследования послужили практически здоровые дети, учащиеся школ и академических лицеев г. Андижана. Всего обследовано 2200 детей в возрасте от 7 до 17 лет, с использованием антропометрических методов Б. А. Никитюка (1989), В. С. Сперанского с соавт. (1989), Г. Г. Автандилова (1990), с применением вариационной статистики по Б. А. Никитюку (1985).

Результаты исследования. Исследования показали, что у мальчиков в возрасте от 7 до 17 лет продольный размер головы увеличивается в 1,1 раза (с 16,1±0,1 до 17,7±0,2 см, Р>0,05), у девочек — в 1,07 раза (с 15,8±0,2 до 16,9±0,1 см, Р>0,05). При этом абсолютный прирост продольного размера головы в изученных возрастах у мальчиков составляет в 8 летнем возрасте (по сравнению с 7 лет) равнялось 0,2 см; в 9–0,1 см; в 10–0,1 см; в 11–0,11 см; в 12–0,12 см; в 13–0,02 см; в 14–0,05 см; в 15–0,08 см; в 16–0,5 см; в 17–0,22 см; у девочек — соответственно: 0,1; 0,1; 0,1; 0,04; 0,07; 0,17; 0,02; 0,2; 0,15; 0,15 см (табл.1).

Как видно из описанных данных, у мальчиков продольный размер головы наиболее интенсивно увеличивается в 16 летнем возрасте, с 8 по 12 лет — этот рост замедлен. У девочек рост продольного размера головы наиболее интенсивно происходит в 13, 15, 16, 17 лет, а в остальных возрастах рост замедлен.

Данные показали, что рост продольного размера головы в 8, 11, 12, 14, 16, 17 летнем возрасте у мальчиков больше, чем у девочек, а в 9, 10 лет — рост у обоих полов почти одинаково.

Поперечный размер головы в школьном возрасте у мальчиков увеличивается в 1,03 раза (с 14,4±0,2 до 14,9±0,1 см, Р>0,05), у девочек — в 1,06 раза (с 13,3±0,2 до 14,16±0,1 см, Р>0,05). Абсолютный прирост поперечного размера головы составляет в 8 летнем возрасте у мальчиков 0,04 см; в 9 лет — 0,06; в 10–0,04; в 11–0,05; в 12–0,01; в 13–0,02; в 14–0,03; в 15–0,03; в 16–0,13; в 17–0,09 см; у девочек — соответственно: 0,15; 0,15; 0,1; 0,18;0,14; 0,02; 0,04; 0,0; 0,05; 0,03 см. Нами отмечено, что поперечный размер головы у мальчиков наибольше увеличивается в 16, 17 летнем возрастах, в 9, 10, 11 лет несколько менее интенсивно, а в остальных возрастах наименьше, а у девочек — с 8 по 12 лет рост поперечного размера, значительно, интенсивен, чем в других возрастах.

В школьном возрасте у мальчиков высота головы увеличивается в 1,34 раза (с 10,6±0,2 до 14,2±0,1 см, Р 0,05). При этом, абсолютный прирост в 8 летнем возрасте (по сравнению с 7 лет) составляет 1,26 см, в 9–0,74, в 10–0,03, в 11–0,2, в 12–0,29, в 13–0,12, в 14–0,26, в 15–0,09, в 16–0,41, в 17–0,2 см, у девочек — соответственно: 1,12; 0,88; 0,07; 0,08; 0,17; 0,06; 0,22; 0,07; 0,08; 0,25 см (табл.1). Нами отмечено, что у обоих полов высота головы наиболее интенсивно увеличивается в 8 и 9 лет, затем слегка интенсивно нарастает у мальчиков в 11, 12, 14, 16, 17 лет, а у девочек — в 12, 14, 17 лет.

Окружность головы в школьном возрасте у обоих полов слегка увеличивается (у мальчиков с 53,2±0,2 до 57,2±0,2 см, Р>0,05); у девочек — с 52,5±0,2 до 55,7±0,2 см, Р>0,05). При этом абсолютный прирост окружности головы у мальчиков составляет в 8 лет (по сравнению с 7 лет) 0,4 см; в 9 –0,15; в 10–0,51; в 11–0,32; в 12–0,08; в 13–0,07; в 14–0,07; в 15–1,32; в 16–0,51; в 17–0,47 см; у девочек соответственно: 0,32; 0,18; 0,9; 0,31; 0,47; 0,07; 0,15; 0,45; 0,2; 0,15 см. Как показали исследования, у мальчиков окружность головы существенно увеличивается в 15 лет, затем почти в 2,5 раза меньше в 10, 16, 17 лет, а в остальных возрастах незначительно нарастает. У девочек окружность головы увеличивается менее интенсивно (в 8, 11, 12, 15 лет), чем у мальчиков (табл. 1).

Высота лица от 7 до 17 лет у мальчиков увеличивается в 1,17 раза (с 10,5±0,2 до 12,2±0,1 см, Р>0,05), т. е. в среднем на 1,7 см; у девочек — в 1,1 раза (с 10,6±0,2 до 11,7±0,1 см, Р>0,05), т. е. в среднем на 1,1 см. (табл.2). При этом наиболее интенсивный рост высоты лица у мальчиков наблюдается в 12 летнем возрасте, у девочек — в 12 и 13 лет.

Ширина лица в школьном периоде у мальчиков увеличивается в 1,17 раза (с 8,8±0,2 до 10,3±0,2 см, Р>0,05), т. е. в среднем на 1,5 см, у девочек — в 1,2 раза (с 8,7±0,3 до 10,4±0,2 см, Р 0,05

Динамика роста размеров лица ушкольников г. Андижана (Х±m, minmax, всм)