Меню

Семейные конфликты примеры и их решения

Типичные семейные конфликты и пути их решения

Главная > Реферат >Психология

2.1 Типичные семейные конфликты и пути их решения ………………4

Семейные конфликты актуальная тема в современном обществе, к сожалению. Мне бы хотелось, как молодой семье разобраться, какие существуют конфликты, какие способы решения и как не допустить этих семейных конфликтов. Ведь семья это самое ценное, что есть в мире. Это взаимопонимание и взаимоуважение друг друга. И не хотелось бы чтоб все разрушилось от недопонимания.

2. Основная часть

2.1 Типичные семейные конфликты и пути их решения.

Любая семья сталкивается в процессе своей жизнедеятельности с проблемными ситуациями, разрешение в которых осуществляется в условиях противоречивости индивидуальных потребностей, мотивов и интересов. Конфликт определяется как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений.

Семейные кон­фликты подразделяются на конфликты между: супругами, роди­телями и детьми, супругами и родителями каждого из супругов, бабушками (дедушками) и внуками.

Основную роль в семейных отношениях играют супружеские конфликты. Они чаще возникают из-за неудовлетворения по­требностей супругов. Можно выделить причи­ны супружеских конфликтов:

-психосексуальная несовместимость супругов;

неудовлетворение потребности в значимости своего «Я», не­уважение чувства достоинства со стороны партнера;

неудовлетворение потребности в положительных эмоциях: отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания;

пристрастие одного из супругов к чрезмерному удовлетворе­нию своих

потребностей (алкоголь, наркотики, финансовые расходы только на себя);

неудовлетворение потребности во взаимопомощи и взаимо­понимании по вопросам ведения домашнего хозяйства, вос­питания детей, в отношении к родителям и т.д.;

различия в потребностях по проведению досуга, увлечениях.

Кроме того, выделяют факторы, влияющие на конфликтность супружеских

отношений. К ним относят кризисные периоды в развитии семьи.

Первый год супружеской жизни характеризуется конфликтами адаптации друг к другу, когда два «Я» становятся одним «Мы». Происходит эволюция чувств.

Второй кризисный период связан с появлением детей:

-ухудшаются возможности профессионального роста супругов.

— у них становится меньше возможностей для свободной реализа­ции в лично-привлекательной деятельности (увлечения, хобби).

— усталость жены, связанная с уходом за ребенком, может привести к временному снижению сексуальной активности.

— возможны столкновения взглядов супругов и их родителей по проблемам

Третий кризисный период совпадает со средним супружеским возрастом, который характеризуется конфликтами однообразия. В результате

многократного повторения одних и тех же впечат­лений у супругов наступает насыщение друг другом.

Четвёртый период конфликтности отношений супругов на­ступает после 18-24 лет совместной жизни. Его возникновение часто совпадает с приближением периода инволюции, возникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей.

Значительное влияние на возникновения супру­жеских конфликтов оказывают внешние факторы: ухудшение материального положения многих семей; чрезмерная занятость од­ного из супругов (или обоих) на работе; невозможность нор­мального трудоустройства одного из супругов; длительное отсутствие своего жилья; отсутствие возможности устроить детей в детское учреждение и др.

В современном обществе на семейные конфликты и само общество это и рост социального отчуждения; снижение моральных цен­ностей, в том числе традиционных норм сексуального поведе­ния; изменение традиционного положения женщины в семье (противоположными полюсами этого изменения являются пол­ная экономическая самостоятельность женщины и синдром до­мохозяйки); кризисное состояние экономики, финансов, соци­альной сферы государства.

Раз­решения супружеских конфликтов зависит в первую очередь от умения супругов понимать, прощать и уступать. Одно из условий завершения конфликта любящих супругов — не добиваться победы. Победу за счет поражения любимого человека трудно назвать достижением. Важно уважать другого, какая бы вина ни лежала на нем. Нужно быть способным честно спросить у самого себя (и глав­ное, честно ответить себе), что же тебя на самом деле волнует. Лучше самим придти к взаимопониманию и не втягивать в свои конфликты других — родителей, детей, друзей, соседей и

знакомых. Только от самих супругов зависит благополучие семьи.

Отдельно стоит остановиться на таком радикальном способе разрешения

супружеских конфликтов, как развод. По мнению психологов, ему предшествует процесс, состоящий из трех стадий:

а) эмоциональный развод, выражающийся в отчуж­дении, безразличии супругов друг к другу, утрате доверия и любви;

б) физический развод, приводящий к раздельному про­живанию;

в) юридический развод, требующий правового оформ­ления прекращения брака.

Многим развод приносит избавление от враждебности, не­приязни, обмана и того, что омрачало жизнь. Конечно, он имеет и негативные последствия. Они различны для разводящихся, детей и общества. Наиболее уязвима при разводе женщина, у которой обычно остаются дети. Она больше, чем

мужчина, под­вержена нервно-психическим расстройствам. Негативные последствия развода для детей гораздо значи­тельнее по сравнению с

последствиями для супругов. Ребенок теряет одного любимого родителя, и во многих слу­чаях матери препятствуют отцам встречаться с детьми.

Ребенок часто испытывает давление сверстников по поводу отсутствия у него одного из родителей, что сказывается на его нервно-психическом состоянии. Развод ведет к тому, что общество по­лучает неполную семью, увеличивается число подростков с от­клоняющимся поведением, растет преступность. Это создает для общества дополнительные трудности.

Семье также могут возникать конфликты между родителями и детьми.

Одна из самых распро­страненных проблем в повседневной жизни.

И так почему же возникают конфликты между родителями и детьми?

1. Тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений. В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, фор­мировании семейного «Мы», способности членов семьи разре­шать противоречия.

Дисгармония семьи — это негативный характер супружеских отношений,

выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реак­циям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокой­ства у детей.

2. Деструктивность семейного воспитания. Выделяют сле­дующие черты

деструктивных типов воспитания:

— разногласия членов семьи по вопросам воспитания;

— противоречивость, непоследовательность, неадекватность;

— опека и запреты во многих сферах жизни детей;

— повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений,

3. Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной конфликтности. Возрастной кризис представля­ет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети становятся непослуш­ными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся тре­бованиям, доходящее до упрямства. Выделяют следующие воз­растные кризисы детей:

— кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству);

— кризис «трех лет» (переход от раннего детства к дошкольно­му возрасту);

— кризис б—7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту);

— кризис полового созревания (переход от младшего школь­ного к подростковому возрасту 12-14 лет);

— подростковый кризис 15-17 лет.

4. Личностный фактор. Среду личностных особенностей ро­дителей,

способствующих их конфликтам с детьми, выделяют консервативный способ

мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным

привычкам (употребление ал­коголя и т.д.). Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т.п. Таким образом, рассматриваемые конфликты могут быть представлены как результат ошибок родителей и детей.

Выделяют следующие типы отношений родителей и детей:

— оптимальный тип отношений родителей и детей;

— потребностью это назвать нельзя, но родители вникают в интересы детей, а дети делятся с ними своими мыслями;

— скорее родители вникают в заботы детей, чем дети делятся с ними (возникает обоюдное недовольство);

-скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем те вникают в заботы, интересы и занятия детей;

-поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы родители;

— поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы дети;

-родители не вникают в интересы детей, а дети не испыты­вают желания

делиться с ними.

Наиболее часто конфликты у родителей возникают с детьми подросткового возраста. Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями: конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка); конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожида­ния); конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля); конфликт отцовского авторите­та (стремление добиться своего в конфликте любой ценой).

Обычно ребёнок на конфликтные действия ро­дителей отвечает

такими реакциями, как:

— реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);

— реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);

— реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий).

Исходя, из этого основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми могут быть следующие:

1. Повышение педагогической культуры родителей, позво­ляющей учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния.

2. Организация семьи на коллективных началах. Общие пер­спективы,

определенные трудовые обязанности, традиции взаи­мопомощи, совместные

увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий

3. Подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса.

4. Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям. По мнению

психологов, конструктивному поведению родителей в конфлик­тах с маленькими детьми может способствовать следующее:

всегда помнить об индивидуальности ребенка;

учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения;

стараться понять требования маленького ребенка;

помнить, что для перемен нужно время;

проявлять постоянство по отношению к ребенку;

чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив;

одобрять разные варианты конструктивного поведения;

совместно искать выход путем перемены в ситуации;

уменьшать число «нельзя» и увеличивать число «можно»;

ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость и необходимость;

Читайте так же:  Цели методики самооценки

дать ребенку возможности прочувствовать неизбежность негативных

последствий его проступков;

логически разъяснять возможности негативных последствий;

расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений;

использовать положительный пример других детей и родителей;

учитывать легкость переключения внимания у маленьких детей.

1. Подросток не выполняет требований родителей (поздно возвращается домой, грубит, игнорирует домашнюю работу и т.п.).

Проанализируйте возможные причины и перечислите способы

решения данной проблемы.

Причин здесь много это может быть и переходный возраст, и конфликты со сверстниками или учителями; взаимоотношения между родителями; влияние белее старших детей на его; здесь может быть что ребенок, таким образом, хочет, привлечет внимание родителей; родители требуют слишком много от ребенка, а ребенок своими действиями противоречит родителям; так же может быть неблагополучная семья и т.п.

Как решить такую проблему мне кажется надо начинать с родителей, потому что это самые близкие люди, и они знают своего ребенка как ни кто другой. Ни в коем случае не давить на ребенка и не кричать это только ухудшит ситуацию. Надо найти подход к ребенку, заинтересовать его, найти общие темы для разговора, начать делать какое-то общее дело (увлечение, хобби), может привести пример из вашего детства как вы поступали в таких ситуациях. Больше проводить времени с ребенком, но и не каждую минуту спрашивать как ты, что ты делаешь давать время ребенку побыть наедине с собой так, же разрешать общаться с друзьями.

Надо что бы вы научились доверять ребенку, а ребенок доверял вам.

И если родители к сожалению не находят подхода к своему ребенку надо обращаться за помощью в специализированные центры (психологу), но не только ребенку, но и родителем потому что это их общая проблема.

К сожалению сейчас мамы и папы не могут много проводить время со своими детьми, так как в современном обществе родители вынуждены много работать, а вопросом о воспитание детей занимаются бабушки, детские сады, школы в лучшем случае, а в худшем «улицы».

Основную роль в семейных конфликтных отношениях играют супружеские конфликты. Они возникают из-за недопонимания друг друга. Не желание услышать друг друга, доказать своё «Я» или сделать что то назло.

Специалистами выработаны рекомендации по регулированию супружеских конфликтов.

Уважай себя, а тем более другого. Помни, что он (она) самый близкий для тебя человек, отец (мать) твоих детей. Старайся не копить ошибки, обиды, а сразу решайте их. Это исключит накопление отрицательных эмоций.

Не делайте замечаний друг другу в присутствии других (детей, знакомых, гостей и т.д.).

Не преувеличивай собственные способности и достоинства, не считай себя всегда и во всем правым. Больше доверяйте, и ревность своди к минимуму. Будь внимательным, умей слушать и слышать супруга. Никогда не обобщай даже явные недостатки супруга, веди разговор только о конкретном поведении в конкретной ситуации. Относись к увлечениям супруга с интересом и уважением.

Конфликты между родителями и детьми возникают из-за деструктивности внутрисемейных отношений, недостатков в семейном воспитании, возрастных кризисов детей, индиви­дуально-психологических особенностей родителей и детей. Старайтесь больше общаться с детьми слышать и понимать их и тогда будет мир и согласие в вашем доме.

Антология гендерных исследований. Минск, 2000.

Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 1996.

Карабанова О .А. психология семейных отношений и основы семейного консультирования , Гардарики -2007.

Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение.

Семейные конфликты: профилактика и лечение. Беседа 2

Конструктивный конфликт лучше «доброй ссоры»

Итак, братия мои возлюбленные,
всякий человек да будет скор на слышание,
медлен на слова, медлен на гнев.
(Иак. 1: 19)

Неконструктивный способ поведения в конфликтной ситуации приводит либо к ссоре, либо к неразрешенной ситуации, то есть к тому самому «худому миру». Противоречия не разрешены, но стороны временно примиряются и находятся как бы в состоянии «холодной войны». Неконструктивный конфликт часто сопровождается «запрещенными силовыми приемами»: взаимными оскорблениями, давлением, шантажом и т.д. При таком способе ведения диалога оппоненты иногда вообще забывают, в чем собственно состоял первоначальный предмет спора.

Отсутствие видимых противоречий и столкновений в какой-либо группе людей иногда вовсе не свидетельствует о том, что здесь царят любовь и гармония. Известно, например, что в американских коммунах, поселениях хиппи было очень мало конфликтов, которые неизбежны в сообществе людей, тесно проживающих на ограниченной территории. Почти полное отсутствие ссор и конфликтов в хипповских колониях объяснятся очень легким отношением хиппи к жизни и друг к другу. Они проповедовали любовь и свободу, но на самом деле судьба собратьев была им глубоко безразлична. Философия хиппи такова: пока ты с нами, нам хорошо, весело, мы делимся с тобой едой, наркотиками, но ты свободен уйти, нас покинуть, и про тебя никто особо не вспомнит. Если человек из колонии внезапно исчезал, его никто не разыскивал, и все не очень-то переживали, что с ним случилось: попал ли он в тюрьму, убит или умер от передозировки наркотиков. В 1960-е годы одна девушка из поселения хиппи сошла с ума после неудачного приема ЛСД. Ее увезли в психиатрическую лечебницу, и никто из ее собратьев не попытался ее оттуда вызволить или хотя бы навестить в больнице.

Практически никем не управляемое бесконфликтное общество держалось на индифферентном отношении к друг другу и равнодушии к ближнему.

Нередко в парах, где мужчина и женщина соединились для сожительства вне брака, тоже наблюдается внешне весьма мирное сосуществование, но стоит такой паре заключить законный брак, начинаются конфликты. Почему? Люди, соединенные безответственностью и взаимным наслаждением, не строят настоящих отношений, их не соединяют настоящие чувства. Пока нам хорошо вдвоем – мы живем вместе, надоело – разбежались. Люди, по большому счету, равнодушно относятся друг к другу. Ближний для них не очень-то дорог, они не особо болеют за него и поэтому легко примиряются с его недостатками. Они как бы говорят: мы собрались вместе не для того, чтобы вместе делать общее дело, работать над собой, а чтобы вместе отдыхать, так не будем в этом друг другу мешать. В этой ситуации, когда люди объединены грехом блуда, и бесы не особо искушают их: зачем разрушать союз, созданный во имя греха и беззакония?

Поэтому, когда между супругами возникают столкновения, разномыслия, это вовсе не означает, что они не любят друг друга. Они, может быть, наоборот, хотят улучшить свои отношения, болеют за близкого человека, но, к сожалению, часто не знают, как правильно действовать в ситуации разногласия.

Конечно, мы все должны стараться свести конфликты к минимуму. Заниматься профилактикой и предупреждением их. Но если конфликтная ситуация все-таки возникла, необходимо уметь разрешить ее конструктивно и продуктивно для обеих сторон.

Самые общие, но и самые главные правила поведения в конфликтной ситуации, изложены в эпиграфе, приведенном выше. В конфликте, споре самый плохой советчик – это гнев. Гнев, раздражение помрачают разум и парализуют волю человека, так что человек просто не способен в таком состоянии принять правильные решения. «Вспыльчивый может сделать глупость» (Притч. 26: 27), – говорит премудрый Соломон. На эту тему существует много пословиц: «От одного слова да на век ссора»; «Придержи язык в беседе, а сердце в гневе»; «Пустой спор до ссоры скор» и т.д. И поэтому апостол Иаков и дает такое указание: «всякий человек да будет» «медлен на гнев» и «медлен на слова», чтобы не сказать чего-нибудь лишнего, что может только запутать конфликт и обидеть ближнего. Неосторожное, необдуманное слово может очень навредить при серьезном разговоре. Поэтому нужно учиться выслушивать, слушать оппонента (будь «скор на слышание»), чтобы понять, что он хочет нам сказать и чего он хочет от нас, и только тогда отвечать ему, думая над своими словами и не только над смыслом, но и над формой нашего ответа. Ведь известно, что не так важно что сказать, а важно как сказать. Одну и ту же мысль можно сказать так, что человек обидится всерьез и надолго, а можно так, что прислушается к нашим словам.

Итак, перейдем непосредственно к способам решения конфликтов.

Разрешение конфликтов: стратегия и тактика

Воспитание мужчины или женщины проверяется тем,
как они ведут себя во время ссоры.
Бернард Шоу

В 70-е годы прошлого века специалистами по конфликтологии было выделено пять стилей поведения в конфликтной ситуации: уклонение, приспособление, конфронтация, компромисс, сотрудничество.

Рассмотрим каждый из этих стилей по отдельности.

Уклонение. Само название этого стиля говорит о том, что участник столкновения стремится уйти от конфликта, уклониться от него. При этом у уклоняющегося отсутствует желание прилагать активные усилия для отстаивания своей позиции или сотрудничать с противоположной стороной, работая над поиском решения, удовлетворяющего все стороны конфликта.

Уклонение избирают обычно в нескольких случаях:

– когда предмет конфликта не представляется важным и существенным для уклоняющейся стороны. Человек считает, что незачем конфликтовать из-за таких пустяков;

– когда есть вариант достичь своих целей неконфликтным путем;

– когда конфликт случается между равными по силе и положению людьми, которые хотят избежать осложнений в своих отношениях;

– когда уклоняющийся от конфликта знает свою неправоту или видит, что его визави обладает большей силой, более высоким положением, рангом или находится в эмоционально-неуравновешенном состоянии. Уклонение иногда необходимо для того, чтобы отсрочить острое столкновение и получить время для принятия нужного, взвешенного решения.

Читайте так же:  Простит ли водолей измену

Уклонение не всегда приемлемо как способ поведения в конфликтной ситуации. Иногда проблема, вызвавшая конфликт, требует действительно серьезного обсуждения и поиска совместного решения. Но очень часто уклонение помогает избежать надвигающейся ссоры, особенно если ее предмет незначителен, а один из оппонентов находится в состоянии гнева и раздражения. Такой случай описан в «Отечнике» святителя Игнатия (Брянчанинова): «Были два монаха, родные братья по плоти и братья по духу. Против них кознодействовал лукавый диавол с целью разлучить их. Однажды к вечеру, по их обычаю, младший брат засветил лампаду и поставил ее на подсвечнике. По злонамеренному действию демона подсвечник упал, и лампада погасла. Лукавый диавол устраивал повод к ссоре между ними. Старший брат вскочил и в ярости начал бить младшего. Этот упал ему в ноги и уговаривал родного брата: “Успокойся, владыко мой, я снова засвечу лампаду”. По той причине, что он не ответил гневными словами, лукавый дух, будучи посрамлен, тотчас отступил от него» [1] .

Приспособление. Еще один стиль поведения при конфликте. Имеет много общего с уклонением, но отличается от него тем, что стороны не избегают совместных действий для решения конфликта. При этом стиле поведения интересы конфликтующих сторон более учитываются. При приспособлении участники стремятся смягчить, сгладить конфликт путем взаимного доверия, уступчивости, примирения. Они проявляют сговорчивость и готовы уступать друг другу, учитывая интересы другой стороны.

Приспособление как способ поведения в конфликтной ситуации приемлем в нескольких случаях.

Прежде всего, когда конфликт достиг точки кипения, накала страстей и для сохранения мира требуются взаимные уступки и шаги навстречу друг другу.

В качестве примера можно привести такой случай: «Два брата, желая жить вместе, поселились в одной келье. Один из них так рассуждал сам с собой: “Буду делать только то, что угодно моему брату”. Равно и другой говорил: “Буду исполнять волю моего брата”. Они жили много лет в любви. Враг, увидев это, захотел разлучить их. Он пришел, встал у дверей и одному представился голубицей, а другому – вороной. Один из братьев сказал: “Видишь ли этого голубя?” “Это ворона”, – ответил другой, и начали они спорить между собой. Один говорит то, другой – другое. Наконец они подрались, к полной радости врага, и разошлись. Спустя три дня они пришли в себя, попросили друг у друга прощения, сказали один другому, чем каждому из них представилась виденная птица, и узнали в этом искушение врага. После этого они жили уже неразлучно до самой смерти» [2] .

Приспособление может быть применено там, где участник конфликта считает возникшую проблему не очень важной, существенной для себя и поэтому готов принять во внимание интересы другой стороны, уступить ей.

В конфликтологии приспособление считается наиболее приемлемым способом решения конфликтов. При нем конфликтующие не уклоняются от решения, но стремятся к примирению, совместно работают над проблемой, ценя добрые взаимоотношения и дружеское расположение. Они идут на уступки, но при этом помнят о своих интересах.

Конфронтация как способ поведения в конфликте характерна тем, что применяющий такой стиль стремится навязать другим сторонам свою точку зрения, действуя жестко и самостоятельно, без учета интересов других сторон конфликта. При этом применяются силовое давление, служебное положение, шантаж, запугивание, принуждение и т.п., чтобы взять верх над оппонентом, одержать победу в конфликте.

Конфронтацию применяют тогда, когда конфликтующая сторона абсолютно уверена, что ее позиция по решению проблемы единственно правильная. По своему более высокому положению она действует с позиции силы и хочет принудить другую сторону к принятию нужного для нее решения.

При конфронтации не всегда может применяться сила и власть. Но это всегда очень твердое и бескомпромиссное отстаивание своей позиции, своих интересов.

Конфронтация, конечно, самый нежелательный стиль поведения в конфликтных ситуациях. В качестве иллюстрации можно привести пример какого-нибудь супружеского конфликта, где муж хочет решить проблему, используя свою власть главы семьи.

Живет молодая семья: муж и жена, у них есть дети. Можно даже дать супругам какие-нибудь имена, например, Владимир и Ирина. Я знал несколько семейных пар, где супругов звали Володя и Ира. Но пусть они не обижаются на меня: наши герои вымышленные, так сказать, общечеловеческие, и поэтому все совпадения являются чистой случайностью. Мои беседы посвящены тому, как стяжать мир в семье, и поэтому имена Владимир и Ирина самые подходящие, ибо Ирина с греческого языка переводится как «мир», а Владимир – имя славянское, и означает оно «владеющий миром».

Супруги обсуждают, к чьим родителям поехать после праздничной службы отмечать Рождество. Владимир предлагает поехать к его родителям: они живут на другом конце города, и потому молодые редко бывают у них; вдобавок его мама очень вкусно готовит. Ира, напротив, хочет навестить своих родителей: они, мол, живут близко, а маленькие дети и так устанут после службы; к тому же, у Ирины, честно говоря, не очень хорошо сложились отношения с мамой мужа, и ей, конечно, приятнее провести время со своими родителями. Слово за слово… Ситуация накаляется. Никто не хочет уступить. Наконец Владимир применяет «тяжелую артиллерию». «Ира! – грозным голосом говорит он. – Кто глава семьи? Кто имеет решающее слово? Как я сказал, так и будет. Забыла, что читалось на венчании: “А жена да боится своего мужа”?» Ирине приходится скрепя сердце смириться, но праздничный обед для нее уже испорчен. А ведь эту, в принципе, несложную ситуацию можно было разрешить другим, мирным, путем, но об этом немного позже.

Уже было сказано, что при конфронтации вовсе не всегда употребляется грубая сила; иногда конфронтация может выражаться в твердом и упорном отстаивании своей позиции. Сторона, заявляющая такую позицию, применяет убедительные аргументы и непоколебимость в своем решении, потому что знает, что обсуждаемая проблема очень для нее важна. Например, нередка такая ситуация, когда один из супругов (например, жена), верующий церковный человек, хочет водить детей в церковь, воспитывать их в Православии. А муж к вопросам веры не только равнодушен, но и очень враждебно относится к благочестию супруги: запрещает ей ходить в храм, молиться и причащать детей. Здесь послушание мужу не может быть выше послушания Богу, и жена должна твердо стоять на своей позиции (не теряя, конечно, уважения к мужу) и не поступаться своими христианскими принципами. Любовь к Богу выше любви родственной: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10: 37).

Или такой пример. Жена хочет сделать аборт. Муж категорически против. Здесь компромисс невозможен. Если жена не послушает мужа и все-таки пойдет на детоубийство против его воли, он даже имеет право на развод с ней, согласно Социальнойконцепции Русской Православной Церкви, принятой на Архиерейском Соборе 2001 года.

Но конфронтация почти всегда не лучший способ решения конфликтов, и применять этот стиль можно лишь в очень редких случаях.

Компромисс. При этом стиле поведения участники конфликта готовы урегулировать свои разногласия путем взаимных уступок; они ищут срединное решение, которое будет удовлетворять все стороны. Компромисс – один из наиболее предпочтительных способов решения конфликтов, так как ведет к преодолению недоброжелательности и позволяет в какой-то мере удовлетворить всех участников конфликта.

Когда стороны конфликта прибегают для решения проблемы к компромиссу, это говорит об их высокой культуре поведения и здравомыслии. Однако прежде, чем применить этот стиль, необходимо очень хорошо все взвесить, не торопиться с принятием компромиссных решений и хорошо проверить, годится ли в данной ситуации компромисс или следует прибегнуть к уклонению, приспособлению или сотрудничеству. Компромисс не всегда может быть решением проблемы и не всегда способен разрешить все противоречия и удовлетворить все интересы сторон, но иногда компромисс может быть применен, даже когда конфликтующие имеют взаимоисключающие интересы, но сознают необходимость найти временное решение и смиряются с данным положением вещей до того времени, пока не представится возможность найти лучшее решение. Также компромисс очень желателен как промежуточный вариант, если конфликт грозит перерасти в ссору и чреват разрывом отношений и большими потерями.

Рассматривая конфронтацию как способ поведения в конфликтной ситуации, мы делали это на примере одной семьи. Вновь обратимся к этим супругам, чтобы понять, как можно разрешить ту же ситуацию, но уже с помощью компромисса.

Итак, каждый из супругов хочет праздновать Рождество у своих родителей, происходит столкновение интересов. Муж, Владимир, хочет, чтобы интересы супруги также были удовлетворены, но своих родителей он тоже хочет навестить. Здесь возможен такой вариант. Владимир говорит жене: «Ириша, я очень уважаю твоих родителей, мне всегда приятно бывать у них, но мы давно не навещали моих родственников, ведь живут они неблизко, а у твоих были недавно. Давай мы все-таки проведем праздник у моих родителей, но я обещаю тебе, что мы обязательно навестим твоих папу и маму через пару дней, на Святках, ведь праздник Рождества празднуется не один день». Видя искреннее расположение мужа и желание уладить разногласия мирным путем, Ирина соглашается на этот компромисс. Она проявляет послушание супругу, а муж, учитывая интересы жены, обещает посетить и ее родителей, хотя, может быть, не очень этого хочет.

Читайте так же:  Психология любовных отношений между женщиной и женщиной

Сотрудничество характерно тем, что участники конфликта хотят максимально реализовать свои интересы, но, в отличие от конфронтации, они совместно ищут путь решения, удовлетворяющий все стороны. Они действуют совместно, сотрудничают для достижения общей цели.

Этот стиль приемлем, когда проблема является важной для всех сторон, и никто не намерен уклоняться от ее разрешения.

При этом стороны считаются с интересами и потребностями друг друга. Стиль этот не прост, ибо обсуждение проблемы требует большой мудрости, терпения, дружелюбия и умения принимать совместные решения. Ведь нужно максимально учесть все пожелания участников конфликта и прийти к согласию.

Для примера вновь обратимся к нашим супругам. У Володи и Иры старший сын пошел в школу. Они отдали его в православную гимназию, которая находится не очень близко от дома: нужно несколько остановок ехать на трамвае. Но у них есть еще двое детей, и их воспитание также требует много времени и сил. И вот Ирина просит Владимира забирать ребенка после работы из школы (он остается на продленку). Владимир много работает, устает и еще берет работу на дом (он пишет статьи для одного научно-популярного журнала). И ему не хочется еще где-то задерживаться после работы, потому что у него останется меньше времени на отдых, да еще надо отредактировать несколько статей. Здесь возможны два варианта. Или Владимир применит метод конфронтации и категорически откажется помогать жене, что ей вряд ли понравится, или они будут искать способ разрешить эту проблему совместно. Например, Владимир говорит жене: «Ира, ты же знаешь, как я устаю после работы, а мне еще нужно исправить ошибки в текстах. Но я понимаю, что ты тоже совсем замоталась с детьми, поэтому давай постараемся найти какое-нибудь решение». Ирина отвечает супругу: «Если бы ты оставил мне свои статьи, я бы могла помочь тебе: в течение дня просмотреть их и исправить стилистические ошибки, тогда у тебя будет свободное время, чтобы забрать мальчика из школы и побыть с нами. Я очень ценю то, что ты для нас делаешь, и знаю, что тебе надо отдыхать после работы». Это решение устраивает обоих супругов, и конфликт оказывается исчерпан.

Обобщив все вышесказанное, можно сделать вывод, что наиболее конструктивными, продуктивными стилями поведения в конфликтной ситуации являются сотрудничество и компромисс, так как предполагают активные, совместные действия всех участников. Уклонение и приспособление также могут быть применены в некоторых ситуациях, хотя и предполагают пассивные действия.

В семейной жизни особенно важно помнить, что главное – это сохранение мира и любви, и поэтому выбирать стиль поведения в конфликте нужно таким образом, чтобы семейный мир не был нарушен, даже если при этом супругам придется пожертвовать собственными интересами. Нужно всегда отделять главное от второстепенного. Главные вопросы спокойно обсуждать, а во второстепенных уметь уступать друг другу.

Семейные конфликты примеры и их решения

Дронова А.М., Ступакова О.А.

Научный руководитель: Андриенко Л. К.

Донецкий национальный университет экономики и торговли

имени Михаила Туган-Барановского

Семейные конфликты и пути их решения

С ростом конфликтных ситуаций в семье семейные отношения принято считать одной из самых популярных тем на сегодняшний день, так как институт семьи и брака является неотъемлемой частью социальной жизни общества. В повседневной жизни достаточно часто бывает, что любящие друг друга муж и жена не могут найти главного – понимания, что и приводит к большому количеству конфликтов в семье. Полное взаимопонимание между супругами чаще всего встречается в семьях старшего поколения, преимущественно тех, которые прошли военный период. Современному же поколению, которое находится в постоянном движении, остается либо принять сложившуюся ситуацию, либо искать пути решения семейных конфликтов.

Целью статьи является рассмотрение причин возникновения и путей решения семейного конфликта.

Семья — древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Ее уникальность состоит в том, что несколько человек самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени, насчитывающего десятки лет, т. е. на протяжении большей части человеческой жизни. В такой системе интенсивного взаимодействия не могут не возникать споры, конфликты и кризисы[1, С.34].

Под конфликтом в социологии понимают осознанное столкновение, противоборство ми­нимум двух людей, групп, их взаимно противоположных, несовме­стимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, це­лей, типов поведения, отношений, установок, существенно зна­чимых для личности и групп.

Конфликты невозможно избежать, они появляются при любых жизненных обстоятельствах и сопровождают человека от рождения до самой смерти.

Ученые выяснили, что конфликтные ситуации между супругами могут возникать по следующим причинам:

1)ранний возраст вступления в брак;

4)отношение родителей к браку детей;

6) продолжительность знакомства до брака и т.д.

Все вышеперечисленные причины сводятся к одному – несовместимость жизненных позиций относительно различных аспектов функционирования семьи (в воспитании детей, разногласия в финансовых вопросах и т.д.).

Возникновение конфликтов связано со стремлением людей удовлетворять те или иные потребности или создать условия для их удовлетворения без учёта интересов другого супруга или члена семьи.

Выбор средств взаимодействия конфликтующими супругами зависит от уровня культуры, типа темперамента, особенностей характера, степени психолого-педагогической готовности к семейной жизни, возраста и т. п.

В зависимости от средств, выбираемых супругами для разрешения конфликта, он может выполнять как разрушительную, так и созидательную роль. К средствам, разрушающим семейные отношения, относятся оскорбления, унижение человеческого достоинства, стремление проучить, обидеть. В итоге исчезает взаимное уважение, супружеское взаимодействие становится неприятной обязанностью. Во втором случае, когда конфликт выполняет созидательную роль, супруги стремятся выбирать средства, способствующие выяснению причин конфликтов, ищут их, прежде всего, в своих действиях и поступках, выражают взаимную готовность изменить сложившиеся взаимоотношения.

На основании социологических исследований учёными были выявлены следующие принципы избегания семейных конфликтов:

1. Необходимость установления причины конфликта. Для этого следует провести конструктивный диалог между конфликтующими сторонами. Чаще всего именно инициатор конфликта – обиженный супруг первым идёт на компромисс, пытаясь таким образом наладить отношения в семье. При этом вторая сторона должна поддерживать данную инициативу и с максимальным пониманием отнестись к ней. Ясно сформулированная позиция сторон позволяет быстрее разрешить конфликт.

2. Не рекомендуется привлекать в конфликт третьи лица – детей, родителей, знакомых, соседей, друзей. Третье лицо обязательно примет какую-либо сторону и не может объективно оценить сложившуюся ситуацию[3, C .14].

Особое влияние конфликт в семье оказывает на эмоциональное состояние ребенка и его психику, так как ребёнок может спроектировать подобную форму отношений в своей будущей семье[2].

3. Концентрация на существующей проблеме. В конфликте необходимо сконцентрироваться на решении конкретной проблемы, а не пытаться решить все сразу. Может потребоваться много времени для выяснения всех разногласий. Обсуждение должно касаться не только конфликта в целом, но и обстоятельно рассматривать все нюансы и ошибки.

4. Уважение мнения супруга. Относитесь толерантно к позиции противоположной стороны, даже если она кажется вам абсурдной и неправильной. Важно понять позицию друг друга с целью положительного разрешения сложившейся конфликтной ситуации.

4. Поиск компромисса. Конфликт возникает потому, что супруги имеют разные мнения, интересы и не имеют желания, а иногда и не могут уступить, отказаться от них. Необходимо для выхода из ситуации хотя бы частично принять и выполнить просьбы супруга, с другой стороны, не настаивать на идеальном, максимальном выполнении претензий. Нужно избегать упрямства и эгоизма, которые могут привести к большим разногласиям.

5. Чувство юмора помогает сгладить конфликт, но не избавляет от обсуждения проблемы. Также можно иногда промолчать или игнорировать попытку супруга инициировать конфликт, чувствуя, что он расстроен и встревожен. Нельзя обострять конфликт из-за пустяка, так как он может превратиться в затяжную войну.

6. Не следует идеализировать отношения. Не строить иллюзий, чтобы не разочароваться, так как на­стоящее вряд ли будет отвечать тем нормам и критериям, которые были заранее спланированы.

7. Избегание трудностей. Совместное преодоление трудных ситуаций является прекрасной возможностью быстрее узнать, насколько оба партнера готовы жить по принципу двустороннего компро­мисса.

8. Иметь чувство меры. Умение спокойно и доброжелательно воспринимать критику. Важно подчеркивать в первую очередь до­стоинства партнера, а потом в доброжелательной форме указы­вать на недостатки[3, c .16].

Вывод. Итак, если обдумать хорошо произошедший конфликт, можно без сомнения разрешать их в семье, не прибегая к унижениям и оскорблениям, что позволит в дальнейшем укрепить отношения и быстро решать накопившиеся проблемы.

Разрешение семейных конфликтов, в первую очередь, зависит от человека, его самообладания, выдержки, терпения по отношению к каждому члену семьи. Применение принципов избегания семейных конфликтов позволит отношениям в семье, а соответственно и в обществе, стать более гармоничными, так как каждая отдельная семья является ячейкой общества.

1. Елизаров А.Н. Конфликт и динамика семейного развития // Вестник РАТЭПП (Российской ассоциации телефонной экстренной психологической помощи). — 1995. — №2. — С. 32 — 37.

2. Семейные конфликты с участием детей. Б.Г. Херсонский и С.В. Дворяк (Электронный ресурс) http://adalin.mospsy.ru

3. Александров И.Ф. Семья как первичная ячейка и как субъект права//Актуальные проблемы поведения, №3, 2003 – C . 13-19.