Меню

Семей с детьми нуждающихся в государственной поддержке

Оглавление:

Меры социальной поддержки и льготы малоимущим семьям в 2019 году

Меры социальной поддержки Меры социальной поддержки и льготы малоимущим семьям

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» семья (одиноко проживающий гражданин) считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки и льгот, если её среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в регионе проживания.

Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512.

Меры социальной поддержки и льготы малоимущим семьям установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (в дальнейшем по тексту — Федеральный закон N 178-ФЗ), рядом других федеральных и региональных нормативно-правовых актов, которыми предусмотрены:

  • Субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг
    • предоставляется малообеспеченным гражданам и членам их семей по месту постоянного жительства в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
  • Субсидия родителям на оплату детского сада
    • 20% среднего размера родительской платы на 1-го ребенка;
    • 50% — на 2-го ребенка;
    • 70 % — на 3-го и последующих детей в семье.
  • Государственная социальная стипендия
    • устанавливается студентам, доход на одного члена семьи которых меньше установленного прожиточного минимума в среднем по РФ.
  • Социальная доплата к пенсии
    • назначается пенсионерам, у которых общая сумма его материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте РФ по месту его жительства или пребывания.
  • Социальная материальная помощь
    • предоставляется отдельным категориям малоимущих граждан.
  • Ежемесячные денежные выплаты при рождении третьего ребенка до достижения возраста трех лет
    • назначаются и выплачиваются в соответствии с региональным законодательством в размере величины прожиточного минимума для детей.

Для малоимущих семей, имеющих детей, предусматриваются также меры социальной поддержки и льготы семьям с детьми.

Предоставление мер социальной поддержки и льгот малоимущим семьям (одиноко проживающим гражданам) осуществляются в целях:

  • поддержания их уровня жизни;
  • адресного использования бюджетных средств;
  • усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
  • создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
  • снижения уровня социального неравенства;
  • повышения доходов населения.

В соответствии со статьей 8.1 Федерального закона N 178-ФЗ в целях стимулирования активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации малоимущие семьи, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, имеют возможность заключить социальный контракт с органами социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания на срок от трех месяцев до одного года в зависимости от содержания программы социальной адаптации, в рамках которого средства государственной поддержки могут быть направлены на улучшение социального статуса семьи.

С региональными льготами и мерами социальной поддержки малоимущих семей можно ознакомиться в разделе » Меры социальной поддержки граждан и льготы в регионах» по своему региону проживания.

Новости по теме

Мало кто знает, что все малоимущие семьи имеют право получать как пособия, обусловленные их социальным статусом, так и те, которые положены всем без исключения категориям граждан при наступлении определенных условий.

Семья с тремя детьми должна стать нормой в каждом субъекте РФ. Такую задачу перед правительством и губернаторами президент поставил еще в начале 2010-х. С тех пор чиновники изобретают все новые способы повышения рождаемости. На федеральном уровне в ход идет активная пропаганда семейных ценностей. На местах граждан стимулируют рублем. За вклад в улучшение демографии региональные власти обещают жителям солидные денежные выплаты, сулят налоговые скидки и даже раздают бесплатных коров. Подробнее о том, на какую помощь от государства могут рассчитывать многодетные россияне — в настоящем материале адвоката Олега Сухова.

Бедность исчезнет в России тогда, когда социальная поддержка от государства будет направляться не по категориям, а тем гражданам, кто действительно в ней нуждается. Об этом журналистам заявила первый замглавы Минфина РФ Татьяна Нестеренко.

Семейно-ориентированный подход в работе с детьми нуждающимися в государственной защите

Главная > Дипломная работа >Социология

1. Теоретико-методологические основы социальной работы с детьми, нуждающимися в государственной помощи

1.1 Направления государственной защиты детей на современном этапе

1.2 Перспективные технологии работы с детьми, нуждающимися в государственной защите

1.3 Семейно-ориентированный подход и его роль в работе с детьми

2. Реализация семейно-ориентированного подхода в работе с детьми, нуждающимися в государственной помощи в Томской области

2.1 «Куратор случая» и его роль в реализации семейно-ориентированного подхода

2.2 Применение семейно-ориентированного подхода в организациях социального обслуживания детей в Томской области

2.3 Исследование перспектив применения семейно-ориентированного подхода

Актуальность обращения к семейно-ориентированному подходу обусловлена тем, что используемые на сегодняшний день технологии работы с детьми, нуждающимися в государственной поддержке, не в полной мере обеспечивают эффективность такой работы.

На сегодняшний день, в Томской области государственная поддержка детей становится одним из приоритетных направлений деятельности. К концу 2006 года около 20 000 детей Томской области (10% от общего числа детей), в том числе 7387 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 3937 детей-инвалидов, а также более 4000 детей, находящихся в социально опасном положении, нуждались в первоочередном порядке в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в семью и общество.

К 2006 году доля безнадзорных и беспризорных детей к общей численности детского населения Томской области сократилась с 2,41 в 2005 году до 2,37 в 2006 году. На четверть по сравнению с 2005 годом уменьшилась численность детей, систематически пропускающих занятия или оставивших школу, что свидетельствует о некоторой стабилизации этой ситуации. На 2,5% снизился удельный вес подростковой преступности (2005 год — 10,47%).

Значительно расширился спектр и повысилось качество социальных услуг, предоставляемых семьям с несовершеннолетними детьми, что позволило специализированным учреждениям для несовершеннолетних на 17% увеличить количество воспитанников, возвращенных родителям. Наполовину сократилась численность детей, переданных данными учреждениями на полное государственное обеспечение в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Однако, несмотря на позитивные результаты, в сфере обеспечения жизнедеятельности детей оставалось много проблем, требующих решения.

По-прежнему высоким остается число вновь выявленных детей, оставшихся без попечения родителей (более 1000 человек ежегодно), безнадзорных и беспризорных детей и детей, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении (около 600 человек). На 10% увеличилась численность несовершеннолетних, состоящих на учете в органах внутренних дел в связи с совершением правонарушений.

На областном уровне отсутствует единая межведомственная система выявления и учета семей группы риска для проведения высокоэффективной профилактической работы. Недостаточно развиваются формы замещающей семейной заботы.

Сохраняется тенденция роста детской инвалидности. В этой связи усиления профилактической направленности требует деятельность специализированных учреждений для детей с ограниченными возможностями.

Изменение действующей на тот момент системы защиты детства требует изменения существующих механизмов управления и, что самое важное, — внедрения инновационных методов социальной работы с детьми, нуждающимися в государственной поддержке. Одним их таких инновационных методов может стать семейно-ориентированный подход в работе с детьми данной категории.

На сегодняшний день традиционная деятельность государственных организаций и ведомств, включенных в работу с семьей, организована таким образом, что львиная доля усилий (при минимальном социальном эффекте) направляется на решение проблем, возникших в ситуации уже свершившегося факта социального сиротства ребенка.

Показал свою несостоятельность и другой консервативный подход — когда положение ребенка улучшалось преимущественно путем его изъятия из семьи.

Очевидно, что оказание комплексной и эффективной помощи ребенку, нуждающемуся в государственной поддержке, возможно только при условии проведения планомерной систематической комплексной работы с неблагополучными семьями, что является основой деятельности по защите прав детей. При этом недостаточно просто внедрить блок профилактических услуг. Неблагополучные семьи не мотивированы на систематическую помощь, часто за ней просто не обращаются. В этой связи требуется разработка и внедрение таких организационно-управленческих механизмов, которые обеспечат доступность профилактических услуг семьям и детям и их высокое качество. Одним из таких механизмов может стать реализация семейно-ориентированного подхода.

Семейно-ориентированный подход как совокупность методов и определенная «идеология» социальной работы появился в США и Европе относительно недавно – в 80-х годах XX века. В социальную работу этот подход пришел из психологии и психотерапии, в рамках которых разрабатывался с конца 60-х годов. Для отечественной теории и практики социальной работы семейно-ориентированный подход и вовсе является новым. Только в последние несколько лет были переведены на русский язык некоторые работы западных специалистов в области семейно-ориентированного подхода, состоялся ряд семинаров (в том числе и в г. Томске в 2008 г.), проведены пилотные эксперименты по внедрению данного подхода в отечественную практику. На данном этапе идет активный процесс адаптации семейно-ориентированного подхода в западной интерпретации к отечественным условиям с учетом национальной специфики и того опыта социальной работы с семьей, который накоплен в нашей стране. Именно поэтому как теоретические, так и эмпирические исследования в области семейно-ориентированного подхода обладают высокой степенью актуальности.

Цель работы: проанализировать возможности семейно-ориентированного подхода в работе с детьми, нуждающимися в государственной поддержке.

Определить основные направления государственной защиты детей на современном этапе

Выявить перспективные технологии социальной защиты детей

Охарактеризовать теоретические основы семейно-ориентированного подхода в работе с детьми.

Проанализировать технологию реализации семейно-ориентированного подхода в Томской области в рамках технологии «работы со случаем».

Проанализировать опыт областных организаций социального обслуживания детей и подростков по применению семейно-ориентированного подхода.

Объект исследования: семьи детей, нуждающихся в государственной поддержке.

Предмет исследования: технологии семейно-ориентированного подхода в социальной работе.

1. Теоретико-методологические основы социальной работы с детьми, нуждающимися в государственной помощи


1.1 Направления государственной защиты детей на современном этапе

Конституция Российской Федерации (1993) закрепила положение о том, что детство находится под защитой государства, основные гарантии жизнеобеспечения детей, включая охрану здоровья, возможность получения образования, право на жилище, социальное обеспечение и пр. В дальнейшем предстояло сформировать целостную систему правовой защиты интересов детей применительно к новым социально-экономическим условиям, обеспечить механизмы ее реализации. Сегодня можно отметить определенный прогресс, достигнутый в этом направлении. Так, в предыдущие годы принято около 300 нормативных правовых актов, затрагивающих проблематику детства, включая федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации 1 .

Новый Семейный кодекс Российской Федерации, содержащий специальную главу «Права несовершеннолетних детей», установил особые нормы защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, ввел для них новый институт семейного воспитания — приемную семью.

Большое значение для улучшения положения детей имело принятие новых Гражданского и Уголовного кодексов Российской Федерации, которые расширили средства и способы защиты несовершеннолетних; федеральных законов «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и др.

На протяжении 1999-2004 годов на парламентских слушаниях обсуждались наиболее актуальные вопросы по улучшению положения детей и молодежи, такие, как наркомания несовершеннолетних и меры противодействия этому социальному злу, борьба со СПИДом, международное усыновление и пр. На заседаниях Правительства Российской Федерации только за два последних года рассматривались вопросы, связанные с распространением детской безнадзорности, положением детей-сирот, продлением действия программы «Дети России», политикой в отношении пособий на детей. Аналогичная работа велась в субъектах Российской Федерации, где принимались соответствующие региональные законы, разрабатывались и выполнялись программы, направленные на улучшение положения детей с учетом местной специфики и имеющихся ресурсов 2 .

Учитывая важность согласованной совместной деятельности по защите прав детей в рамках Содружества Независимых Государств, Советом глав правительств государств — участников СНГ в ноябре 2000 г. принято решение «О защите детства в государствах — участниках СНГ».

Ребенок, находящийся в трудной жизненной ситуации, иногда сопряженной с риском для жизни, не может ждать. Именно поэтому усилия Правительства Российской Федерации сосредоточены, прежде всего, на мерах по защите и поддержке наиболее уязвимых групп детей. Разработка и реализация президентской программы «Дети России», включающей 11 федеральных целевых программ, явилась эффективным средством оказания на основе программно-целевого подхода комплексной помощи детям, особенно нуждающимся в социальной защите (детям-инвалидам, детям-сиротам, детям-беженцам и пр.), решения острых проблем детства (профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, развитие системы социального обслуживания семьи и детей, охрана здоровья матери и ребенка и др.), а также объединения действий ряда федеральных органов исполнительной власти, региональных органов законодательной и исполнительной власти по созданию благоприятных условий для обеспечения жизнедеятельности и всестороннего развития детей. За короткий период (практически за 5 лет) в стране создана принципиально новая система индивидуализированной социальной помощи детям, находящимся в особо трудных условиях, — сеть специализированных учреждений социального обслуживания семьи и детей, подведомственных Минтруду России. Основными задачами учреждений социального обслуживания семьи и детей являются профилактика семейного неблагополучия, индивидуальная поддержка семьи и детей в кризисных жизненных ситуациях, помощь детям с девиантным поведением, детям-инвалидам, детям-сиротам в их социальной реабилитации и адаптации в семье и обществе. Очень важно, что благодаря этим учреждениям появилась альтернатива помещению ребенка в интернатное учреждение, в том числе для детей-инвалидов, возможность сохранить его семейные связи, предотвратить угрозы развитию, здоровью, а часто и жизни. Создание современной системы специализированной социальной помощи потребовало не только формирования совершенно новой для страны концепции работы с семьей и детьми, но и огромных усилий по подготовке необходимых кадров, разработке законодательной и нормативно-правовой базы, методического обеспечения. В условиях тяжелейшего перманентного финансового кризиса на эти цели были изысканы необходимые средства 3 .

Читайте так же:  Средний отит симптомы и лечение у детей

На начало 2002 г. в России насчитывалось 2744 учреждения социального обслуживания семьи и детей (в 1995г. — 997), в том числе 396 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, 490 социальных приютов для детей и подростков, 237 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. В течение 2001г. в них получили помощь 3,6 млн. детей; необходимая помощь — как материальная, так и психологическая, консультативная — предоставлена 2,9 млн. семей.

В течение 1998-2001 годов на федеральном уровне было осуществлено реформирование системы государственных пособий гражданам, имеющим детей. Первым этапом этой работы явилась передача функций назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка органам социальной защиты населения, которая к концу 1998 г. была в основном завершена во всех субъектах Российской Федерации. По данным государственной статистической отчетности, на 1 января 2002 г. ежемесячное пособие на ребенка было назначено и выплачивалось в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на 18,8 млн. детей 4 .

Политика государственной социальной поддержки семей с детьми в Российской Федерации в современных условиях :Социологический аспект тема диссертации и автореферата по ВАК 22.00.04, кандидат социологических наук Капустина, Сталина Васильевна

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Капустина, Сталина Васильевна

Глава 1. Теоретико-методологические подходы к формированию политики государственной социальной поддержки семей с детьми .

§1. Социальная политика в Российской Федерации: содержание, сущность и принципы.

§2. Государственная семейная политика как направление социальной политики.

§3. Политика государственной социальной поддержки семей с детьми в современных условиях.

Глава 2. Реализация политики государственной социальной поддержки семей с детьми в Российской Федерации .

§1. Особенности социально-экономического положения семей с детьми в современных условиях и их социальная защита.

§2. Реализация политики государственной социальной поддержки семей с детьми в Российской Федерации.

§3. Социологический анализ реализации политики государственной социальной поддержки семей с детьми в субъектах Российской Федерации.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Политика государственной социальной поддержки семей с детьми в Российской Федерации в современных условиях :Социологический аспект»

Актуальность исследования. В период перехода к рыночной экономике и правовому обществу Россия оказалась в ситуации системного кризиса, кардинально изменившего условия жизни семей с детьми. Учитывая то, что значительная часть из них не сумела приспособиться к происшедшим в стране переменам, государство в своей социальной политике усилило акцент не только на социальной адаптации, но и на создании устойчивых компенсационных механизмов, обеспечивающих защиту и выживание семей с детьми с учетом специфических особенностей их типов в новых социально-экономических условиях. Реализация новой социальной политики государства вполне естественно потребовала серьезной научной переработки всей системы оказания поддержки семьям с детьми.

Научная разработка новых форм социальной поддержки семей с детьми необходима не только потому, что изменились условия жизни в стране, но и в связи с появлением глобальных факторов:

— кризисом института семьи, который выдвигает перед каждой семейной парой и обществом в целом качественно новые сложные проблемы, нуждающиеся в решении;

— технологизацией социальной жизни и ростом потребности в социальной защите и услугах профессионалов (специалистов и экспертов), имеющих специальные знания и навыки разрешения трудных жизненных ситуаций.

В Российской Федерации насчитывается более 40 млн. семей. Последствия социально-экономического кризиса привели к тому, что в 2002 г. 50,4% семей с одним ребенком, 62,3% — с двумя детьми и 74,3% — с тремя и более детьми оказались за чертой бедности1.

Проблемы бедности семей существенно сказываются на состоянии здоровья детей. Так, 39,3% детей рождаются с отклонениями в здоровье, более 70%) подростков страдают различными патологиями . Увеличивается число

1 Данные Госкомстата России.

2 О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад. 2002 год. — М., 2002. — С.11. больных детей в возрасте от 0 до 14 лет с диагнозом, установленным впервые в жизни. В связи с коммерциализацией многих учебных, культурно-спортивных и оздоровительных учреждений бедные семьи не могут обеспечить своим детям достойное современное образование и культурное развитие.

Дефицит ресурсов государства, который выражается как в ограниченности финансовых средств, так и в недостатке времени для решения социальных проблем, на наш взгляд, обусловливает необходимость не только выбора самых нуждающихся категорий семей с детьми для оказания адресной социальной поддержки, но также точных и выверенных ее форм, видов и методов, отвечающих критерию необходимости и достаточности в условиях ограниченных социальных возможностей, и кроме того — активизации собственного потенциала развития каждой семьи.

Социальная политика, существующая в настоящее время в России, не может полностью обеспечить снижение негативного влияния социально-экономического кризиса и способствовать созданию условий для нормальной жизнедеятельности семей с детьми. Она отстает от стремительно меняющейся реальности. Кроме того, в связи с появлением новых форм собственности социальной инфраструктуры и изменением менталитета значительной части общества появилась возможность кардинально видоизменить структуру поддержки семей с детьми. Однако, исследования в данной области значительно отстают от темпов перемен, происходящих в социальной сфере. Это требует выработки новых подходов к решению социальных проблем, поиска качественно и структурно новых источников ресурсов и технологий их реализации.

Степень разработанности проблемы исследования. Социология семьи занимает одно из первых мест в исследовании социальной жизни. Начиная с работ И.Бахофена, Л.Моргана, О.Конта, Э.Дюркгейма, М.Вебера, классическая социология трактует семью как историческую категорию, подверженную структурным и функциональным изменениям. Позитивистские концепции семьи нашли свое продолжение в марксистской социологии (в трудах

К.Маркса и Ф.Энгельса), связывающей существование семьи на всем протяжении ее истории со способом производства.

Неоднократно обращались к исследованию семьи как к генетическому источнику социальной сферы общества многие российские ученые (В.П.Васильев, В.И.Жуков, И.Г.Зайнышев, С.В.Кадомцева, Г.Н.Карелова, В.М.Капицын, В.Н.Ковалев, В.В.Колков, В.Г.Малыхин, Г.И.Осадчая, Л.И.Савинов, Б.В.Тихомиров, С.В.Устименко, Е.И.Холостова, Т.В.Шеляг, З.А.Янкова и др.).

Новый этап в развитии научных взглядов на политику государства в отношении семьи и детей относится к началу 90-х годов XX в. и связан с процессами осознания новой роли семьи в обществе, необходимости существенных изменений в осуществлении государственной семейной политики. Этим проблемам посвящен целый ряд научных исследований (В.Н.Архангельский, А.Г.Вишневский, С.В.Дармодехин, Л.Т.Дулинова, В.В.Елизаров, Л.П.Кукса, В.А.Луков, М.С.Мацковский, Э.А.Манукян, В.М.Медков, О.Б.Осколкова, А.М.Панов, Л.В.Топчий, Е.М.Черняк). Различные проблемы жизнедеятельности семьи, ее социальной защиты рассматриваются в работах В.Н.Бобкова, Ж.Е.Ивановой, Ю.А.Королева, А.Ф.Кусова, Ю.И.Муратова, Н.В.Панкратьевой, Л.С.Ржаницыной и др.

Констатируя, что проблемы семьи и социальной сферы в целом изучаются сегодня весьма широко и плодотворно представителями различных отраслей науки, заметим, что конкретные вопросы политики государственной социальной поддержки семей с детьми пока не стали предметом специального социологического исследования, изучены недостаточно и поэтому не получили практического применения. Вместе с тем, в настоящее время существует настоятельная необходимость в системной концептуальной проработке данной темы, проведении комплексных исследований, целостном теоретическом осмыслении и, самое главное, в разработке практических мер, направленных на смягчение негативных последствий обнищания семей с детьми и обеспечение максимально эффективной защиты самых социально уязвимых из них.

В качестве объекта исследования выступает семья с детьми в Российской Федерации.

Предметом исследования является процесс осуществления политики государственной социальной поддержки семей с детьми в Российской Федерации в современных условиях.

Цель исследования — разработка концепции политики государственной социальной поддержки семей с детьми в условиях перехода России к новой парадигме своего развития.

Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:

1) дать характеристику социально-экономического положения семей с детьми в Российской Федерации в современных условиях;

2) выявить на основе социологических исследований доминирующие тенденции в реализации политики государственной социальной поддержки семей с детьми в субъектах Российской Федерации;

3) определить сущность, содержание и принципы политики государственной социальной поддержки семей с детьми как социального института новой России;

4) разработать рекомендации по совершенствованию формирования и реализации современной политики государственной социальной поддержки семей с детьми в Российской Федерации.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составляют теоретические положения социологической науки, позволяющие рассматривать процесс государственной социальной поддержки семей с детьми в неразрывном единстве с развитием общества. Прежде всего, это теоретические разработки М.Вебера, Э.Дюркгейма, О.Конта, К.Маркса, Р.Мертона, Г.Осипова, Г.Спенсера, Э.Фромма, Ш.Эйзенштадта и других ученых, которые определяют методологические принципы анализа проблем семьи и являются инструментом создания новых парадигм стратегии государства по отношению к семьям с детьми. Теоретической базой настоящей работы послужил системный анализ трудов ранее названных отечественных и зарубежных ученых, заложивших фундаментальные основы социологии семьи, позволяющие выработать целостное представление о роли и месте семьи в обществе, о путях ее социальной защиты и определить конкретные направления оптимизации этой защиты в современных условиях жизни страны.

Эмпирической базой диссертации являются документы федеральных и региональных органов власти, министерств и ведомств, Департамента по делам детей, женщин и семьи Министерства труда и социального развития Российской Федерации, данные государственной статистики; результаты социологических исследований и мониторинга социально-экономического потенциала семей, проводимых Минтрудом России и Госкомстатом России; материалы научных конференций, а также специальная литература по теме исследования и различные периодические издания.

При проведении исследования применялись социологические методы -экспертный опрос, наблюдение, интервью, анализ документов. Эмпирические данные были обработаны с помощью методов группировки, классификации, типологизации, а также сравнительного метода.

В диссертации использованы данные конкретных социологических исследований и статистических обследований, проведенных под руководством автора или при его участии:

1) « Социальная поддержка семей с детьми » — экспертные опросы, проведенные в марте 2000 г. и в ноябре 2001 г. Опрошено 77 экспертов (36 экспертов — в 2000 г. и 41 эксперт — в 2001 г.) из 24 регионов России;

2) «Статистические данные об учреждениях и социальных услугах, оказанных семье и детям», — 2002-2003 гг. Ежегодные сбор, обработка и анализ ведомственной статистической отчетности органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации по форме № 1-СД;

3) «Разработка дополнений в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) в части социальных услуг» — 2002 г. Анализ содержания нормативных правовых актов в области социальных услуг; краткий анализ законодательной базы зарубежных стран в области социальных услуг; практическая разработка Перечня социальных услуг для внесения в качестве предложений по дополнению ОКДП в соответствии с действующим законодательством.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— определены сущность, содержание и принципы политики социальной поддержки семей с детьми как социального института;

— сформулирована характеристика социально-экономического положения семей с детьми в Российской Федерации в современных условиях;

— выделены доминирующие тенденции в реализации политики государственной социальной поддержки семей с детьми в субъектах Российской Федерации;

— разработана концепция и даны рекомендации по совершенствованию формирования и реализации политики государственной социальной поддержки семей с детьми в Российской Федерации в современных условиях.

В качестве результатов диссертационного исследования на защиту выносятся теоретические основы концепции совершенствования формирования и реализации политики государственной социальной поддержки семей с детьми в Российской Федерации в современных условиях, включающей следующие основные положения: в новых условиях жизнедеятельности России феномен социальной поддержки семей с детьми представляется в форме системы, обеспечивающей потенциальную возможность оказания помощи, а также деятельность по оказанию помощи семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, для того, чтобы они не утратили своего социального статуса; видоизменение экономической поддержки семей с детьми в настоящее время заключается в том, что она не ограничивается только денежными выплатами, предоставлением различных льгот и субсидий, а должна играть роль фундамента для подъема экономической самостоятельности семьи как самостоятельного агента (ячейки) в сфере производства, потребления и накопления семейного дохода; взаимодействие государства с семьей осуществляется не на патерналистской поддержке, а на основе партнерских отношений, что обеспечивает баланс прав и ответственности институтов государства и семьи и создает необходимые условия для активизации социально-экономического потенциала семьи; главной спецификой в осуществлении государством политики государственной социальной поддержки семей с детьми в новейшей истории России является ее адресность — поддержание объективно слабых индивидов и побуждение к труду и самообеспечению тех, кто может себя обеспечить, но не хочет или не умеет это делать; социальная защита семей с детьми, помимо социальной поддержки, включает в себя и меры, обеспечивающие эффективную профилактику социальных рисков, препятствующих сохранению института семьи во всем его жизненном пространстве — экономической, социально-бытовой и других сферах; система социальной защиты семей с детьми включает в себя и целый комплекс мер правового характера, связанного с внесением соответствующих изменений в законодательную практику финансовых взаимоотношений и разграничения предметов ведения и ответственности между федеральными, региональными органами власти и органами местного самоуправления.

Читайте так же:  Роль родителей в воспитании больных детей

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего развития как специальной социологической теории — социологии семьи, так и теории социальной защиты населения и управления социальными процессами. Выводы, сделанные в работе, представляют интерес для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также руководителей учреждений социального обслуживания семьи и детей.

Инструментарий социологического исследования может применяться в качестве базы для мониторинговых социологических исследований по изучаемой проблеме.

Материалы исследования могут быть использованы преподавателями таких учебных курсов, как « Социология семьи », « Социология социальной сферы », « Семьеведение », « Методика исследований в социальной работе », « Технологии социальной работы » и др.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры прикладной социологии социологического факультета Московского государственного социального университета 3 июля 2003 г.

Материалы исследования были апробированы автором:

1) в выступлениях на всероссийских научно-практических конференциях и семинарах: «Формы и методы реализации социальной политики и федеральных программ на региональном и муниципальном уровне» (Москва,

2002 г.); «Актуальные проблемы прогнозирования социально-трудовой сферы в современных условиях» (Москва, 2002 г.); « Социальное обслуживание семьи и детей в России » (Москва, 2002 г.); «Опыт и проблемы социального обслуживания семьи и детей в учреждениях органов по делам молодежи» (г. Волгоград, 2002 г.);

2) на региональных и межрегиональных конференциях и семинарах: « Основные направления социальной поддержки семьи и детства в Костромской области » (г. Кострома, 2002 г.); « Проблемы материнства, детства, семьи: реальность и перспективы » (г. Вологда, 2002 г.); « Политика в интересах детей: этносоциальный и региональный аспекты » (п. Усть-Ордынский, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, 2002 г.); «Развитие системы учреждений социального обслуживания семьи и детей в Ямало-Ненецком автономном округе» (п. Тарко-Сале, Ямало-Ненецкий автономный округ, 2002 г.); « Социальное обслуживание семьи и детей: первое десятилетие » (г. Орел,

2003 г.); «Взаимодействие органов социальной защиты населения, внутренних дел и просвещения в вопросах профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, расширение сети социальных учреждений» (г. Нальчик, 2003 г.); «Современные проблемы семьи и роль органов социальной защиты в развитии социального обслуживания семьи и детей» (г. Челябинск, 2003 г.); « Развитие системы социальной защиты детей » (г. Кострома, 2003 г.); « Роль некоммерческих организаций в формировании социальной политики » (г. Улан-Удэ, Республика Бурятия, 2003 г.,) и др.;

3) на международных консультациях, семинарах и конференциях: « Россия: социальная политика в интересах детей » (Санкт-Петербург, 2002 г.); « Социальное измерение в фокусе » (Стокгольм, Швеция, 2002 г.); «Положение детей группы риска (Стокгольм, Швеция, 2002 г.); форум по « Северному измерению » в сфере социального обеспечения и здравоохранения (Хельсинки, Финляндия, 2003 г.); « Социальная работа с семьей, детьми и молодежью » (Москва, 2003 г.) и др.

Исследования также апробированы в 11 публикациях общим объемом 15,8 печ.л. в научно-методических сборниках и изданиях: « Социономия », «Возведение « мостов » сотрудничества между ЕС в развитии социальных служб накануне нового тысячелетия», « Работник социальной службы », « Социальное обслуживание семьи и детей: проблемы и перспективы », « Инновационные технологии социального обслуживания населения », « Развитие политики государственной социальной поддержки семей с детьми » и других.

Заключение диссертации по теме «Социальная структура, социальные институты и процессы», Капустина, Сталина Васильевна

На основе анализа социально-экономического положения семей с детьми в России в настоящее время, обобщения эмпирического материала, полученного автором в результате социологических исследований, а также изучения документов и данных статистики может быть сделан вывод о необходимости принятия мер по совершенствованию политики государственной социальной поддержки семей с детьми.

Последствиями проводимых социально-экономических реформ стало расширение перечня типов семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно. Перечень семей, нуждающихся в государственной поддержке, дополнился такими новыми категориями как семьи беженцев и вынужденных переселенцев; семьи, пострадавшие в ходе вооруженных и межнациональных конфликтов; семьи, пострадавшие от стихийных бедствий, экологических и техногенных катастроф; семьи, находящиеся в социально опасном положении и другие.

Вместе с тем, объектами социальной поддержки должны являться не все и не любые типы семей с детьми, а лишь те, которые действительно нуждаются в этом, которые не в состоянии самостоятельно справиться с возникающими в их жизни кризисными и проблемными ситуациями, то есть социальная поддержка должны быть адресной.

На основании проведенных исследований автором разработана типология семей с детьми, нуждающихся в государственной социальной поддержке и определен их Перечень. Оказание государственной социальной поддержки на основе предлагаемой типологизации позволит в большей степени придерживаться принципа адресности, увеличит эффективность социальной помощи, положительно скажется на социальном самочувствии наиболее нуждающихся семей с детьми.

Новое видение политики государственной социальной поддержки семей с детьми в Российской Федерации исходит из необходимости создания основ устойчивого социально-экономического и духовного развития России; обеспечения достойной жизни семей и детей, укрепления и развития социального института семьи.

Таким образом, политика государственной социальной поддержки семей с детьми в диссертации раскрывается как целостная система мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание условий для обеспечения жизнедеятельности семей с детьми, реализации их возможностей и интересов.

В работе проведен анализ нормативной правовой базы федерального и регионального уровней по перечню мер социальной поддержки, которые могут предоставляться семьям с детьми и разработана их типологизация. В отношении финансово-экономической поддержки семей с детьми со стороны государства делается вывод о том, что она не может быть сведена только к денежным выплатам или к предоставлению семьям различных льгот и субсидий. Целью политики государственной социальной поддержки семей с детьми должно быть стимулирование экономического потенциала семьи, ее активности в формировании и рациональном использовании семейных доходов.

Политика государственной социальной поддержки семей с детьми, являясь одним из важнейших механизмов реализации социальной политики, призвана обеспечить адаптацию семей к изменяющимся условиям жизни на основе дифференцированного подхода и определения среди них категорий семей, наиболее нуждающихся в особой помощи государства.

В работе определены сущность, содержание и принципы политики государственной социальной поддержки семей с детьми как социального института, выделены доминирующие тенденции в ее реализации в субъектах Российской Федерации в условиях перехода России к новой парадигме своего развития, а также разработана концепция политики государственной социальной поддержки семей с детьми и даны рекомендации по совершенствованию ее формирования и осуществления.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Капустина, Сталина Васильевна, 2003 год

1. Европейская социальная хартия (пересмотренная). Страсбург.2003.

2. Концепция национальной безопасности РФ: Утв. Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 // Рос. вести. 1997.-25 дек.

3. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Утв. Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440 // Рос. газета. -1996. -9 апр.

4. Концепция развития социального обслуживания населения в Российской Федерации (Одобрена решением коллегии Минсоцзащиты России от 4 августа 1993 г.) // Организация социального обслуживания населения: Сб. нормативных актов. М., 1994.

5. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. ООН , 1966-76. Преамбула.

6. О государственной социальной помощи. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ.

7. О типовой региональной программе социальной защиты населения: Письмо Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 26 января 1995 г. № 342/1-34. Текущий архив Минтруда России.

8. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Федеральный закон от 24 мая 1999 г. №190-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1999. — №26.

9. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации. Федеральный закон от 10 декабря 1995 №195-ФЗ //Собрание законодательства РФ. 1995. — № 50.

10. Об основных направлениях государственной семейной политики. Указ Президента РФ от 14 мая 1996 г. №712 // Собрание законодательства РФ, 1996. -№21.

11. Об утверждении методических рекомендаций по организации работы региональных органов, осуществляющих деятельность по социальной защите населения. Постановление Минтруда России от 26 ноября 2001 г. №82. Текущий архив Минтруда России.

12. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы). Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 г. №910-р // Собрание законодательства РФ. 2001. — №29.

13. Семейный кодекс Российской Федерации. М.: Ось-89, 1996.1. Монографии, брошюры

14. Амплеева А.А. Субсидиарность и демократия. Введение в тему. -М., 1996.

15. Антонов А.И., Медков В.М., Архангельский В.Н. Демографические процессы в России XXI века / Под ред. проф. Антонова А.И. М., ИД « Грааль », 2002. — 168 с.

16. Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века. -М.: Издат. дом « Грааль », 2000.

17. Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Общ. ред. и предисл. П.С.Гуревича. М.: Изд. группа « Прогресс », 1992.

18. Архангельский В.Н. Семейная жизнь и тенденции воспроизводства населения в Великом Новгороде. М., 2002.

19. Асп Э.К. Введение в социологию . Пер. с финск. / Под общ. ред. А.О. Бороноева. — СПб.: Алетейя, 1998.

20. Бергер П.Л. Приглашение в социологи: Гуманистическая перспектива/Пер. с англ. М.:Аспект-Пресс, 1996.

21. Бокарев Н.Н. Социология личности. Вып. 1-й. — М.: Союз, 1994; Вып. 2-й. -М.: Союз, 1997.

22. Васильева Э.К. Семья в социалистическом обществе. М., 1985.

23. Ващекин Н.П., Дзлиев М.И., Урсул А.Д. Безопасность и устойчивое развитие России. -М: Моск. гос. ун-т коммерции, 1998.

24. Вебер М. Избранные произведения / Пер. с нем.; Сост., общ. ред. и послесл. П.П.Гайденко. М.: Прогресс, 1990.

25. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М., 1990.

26. Вишневский А.Г. Семья и семейная политика в СССР . М., 1991.

27. Вишневский А.Г., Васин С. Демографические прогнозы для России // Население и общество. 1995. — №4.

28. Волков А.Г. Семья глазами демографа. М.: Знание, 1989.

29. Гаспарян Ю.А. Институт семьи: социологические проблемы обновления и развития: Автореф. дис. . д-ра социол . наук. СПб., 1998.

30. Гаспарян Ю.А. Семья на пороге XXI века: Социологические проблемы / Под ред.К.Н.Хабибулина. СПб.: Петрополис, 1999.

31. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. -СПб., 1998.

32. Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Л.: Наука, 1984.

33. Голод С.И., Клецин А.А. Состояние и перспективы развития семьи: теоретико-типологический анализ. Эмпирическое обоснование. СПб.: СПб филиал ИС РАН , 1994.

34. Государственные пособия гражданам, имеющим детей: нормативные правовые акты., М., 2003.

35. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Основы современной социологии . -М., 2002.

36. Григорьева И.А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах. СПб., 1998.

37. Дармодехин С.В. Государственная семейная политика в современной России: Дис. . д-ра социол. наук. М., 1998.

38. Дармодехин С.В. Государственная семейная политика: проблемы теории и практики. -М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 1998. 48 с.

39. Дармодехин С.В. Семья и государство: Монография. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания. — 2001. — 208 с.

40. Дармодехин С.В. Семья как объект государственной политики. -М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 1998. 206 с.

41. Дельпере Н. Защита прав и свобод граждан преклонного возраста.-М., 1993.

42. Дементьева И.Ф. Первые годы брака. М., 1991.

43. Денисов С.Б. Социальная защита студенческой семьи: концептуальные и прикладные подходы: Дис. .канд. социол. наук. Саранск, 1999.

44. Доклад Генерального секретаря ООН в 1994 году « Семьи в процессе развития ». Текущий архив Информационно-аналитического управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

45. Домохозяйство, семья и семейная политика / Под ред. В.В.Елизарова и Н.В.Зверевой. М.: Диалог-МГУ, 1997.

46. Дюркгейм Э. Социология. М.: Канон-Пресс, 1995.

47. Дюркгейм Э. Социология . Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.

48. Жуков В.И. Российское образование: истоки, традиции, проблемы. М.: Издательско-книготорговый центр « Маркетинг »; М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2001.

49. Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (начало XVIII-XX вв.). М.: ВЛАДОС, 1997.

50. Карелова Г.Н. Тендерная адаптация в российской реформации конца XX века: Монография. М., 1998.

51. Кваша Б.Ф., Спицнадель В.Б., Минко НИ. Ценностные основы семьи. СПб.: СПб ЮИ МВД РФ, АНИЦ, 1997.

52. Колков В.В. Социальная безопасность. 4.1.-М., 1998.

53. Кравченко А.И. Социология. Учебник для вузов. М., 2003.

54. Кукса Л.П. Концепция семейной политики // Семья на рубеже веков: Материалы обл. науч.-практ. конф. « Стратегия семейной политики: постановка проблем и их решения ». Новосибирск, 11-13 апр. 1995 г. Новосибирск, 1995.

55. Кураков B.JI. Стратегическое планирование развития социальной сферы: методология и концепция повышения результативности ее структурных составляющих. Спб., 2002.

56. Кураков В.Л., Алешева С.А. Стратегические приоритеты социальной поддержки населения в современных условиях. М., 2002.

57. Ламперт X. Социальная рыночная экономика. Германский путь. -М., 1994.

Читайте так же:  Пособие по уходу за ребенком до 15 лет 2019

58. Лебедь О.Л. Социологический портрет современной семьи (по материалам устной народной культуры): Автореф. дис. . канд. социол. наук. -М.: МГУ , 2000.

59. Луков В.А. О концепции фамилистической экспертизы // Семья в России. 1996. -№ 3-4.

60. Луков В.А. Социальная экспертиза. М.: Ин-т молодежи, 1996.

61. Луков В.А. Социальное проектирование. М.: Ин-т соц. работы, 1997. — 192 с.

62. Маркс К. Тезисы о Фейербахе / Маркс К. и Энгельс Ф. Изд. 2-е-Соч. Т.З. М.: Государственное издательство политической литературы. 1955.

63. Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики. М, 1989.

64. Мегаполис на рубеже веков: социально-экономический и экологический аспекты. М., 2000.

65. Медков В.М. Демография. Ростов-на-Дону, 2002.

66. Медков В.М. Основы демографии. М., 2002.

67. Медков В.М. Стратегия фамилистических исследований в России во 2-й половине 90-х годов // Вестн. МГУ. Серия 18. Социология и политология. 1996. -№3.

68. Международный год семьи в Российской Федерации: Информ. бюл.-М., 1994.

69. Миллс Чарльз Райт. Социологическое воображение. М., 1998.

70. Новое и старое в теоретической социологии. Кн.1 / Под ред. Ю.А.Давыдова. М.: Ин-т социологии РАН, 1999.

71. О кризисе наказания. Словарь-справочник социальной работы. -М., 1997.

72. О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад. 2002 год. М., 2002.

73. Огюст Конт. К 200-летию со дня рождения / Под ред. А.О. Боро-ноева и И.А.Голосенко. СПб.:Петрополис, 1998.

74. Организация социального обслуживания населения: Сб. нормативных актов. М., 1994.

75. Осадчая Г.И. Социальная сфера общества: теория и методология социологического анализа. М.: Союз, 1996.

76. Осколкова О.Б. Государственная семейная политика в странах Европейского Союза: Крат, справочник. М., 1994.

77. Осколкова О.Б. Старение в странах Европейского Союза: проблемы и суждения / Осколкова О.Б. М.: МГУ им. М.В.Ломоносова; Центр по изучению проблем народонаселения, 1999.

78. Основы социологии. Курс лекций. Изд-е 2-е, испр. Часть II / Отв. ред А.Г.Эфендиев. М.: О-во « Знание » России, 1994.

79. Охотникова М.М. Социология согласия. Тюмень: Изд-во Тю-мен. гос. ун-та, 2000.

80. Панкратьева Н.В., Дармодехин С.В. и др. Изменения доходов семей с детьми // Мониторинг социально-экономического потенциала семей. -М„ 1996.

81. Попов В.Г., Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа. М., 1997.

82. Региональный опыт назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей / Сост. и ответ, ред. В.И.Жуков. М., 2003.

83. Римашвская Н.М. Население и глобализация: Монография. М.: Ин-т социал.-экон. проблем народонаселения ИСЭПН , 2002.

84. Римашевская Н.М. Базисные сценарии социального развития // Вестн. РАН. 1996. — №8.

85. Римашевская Н.М. Женщина, мужчина, семья в России: последняя треть XX века: Проект « Таганрог »: Монография. М.: Ин-т социал.-экон. проблем народонаселения ИСЭПН, 2001.

86. Римашевская Н.М. Российская семья в условиях экономического кризиса // Семья в процессе развития: Материалы второй всероссийской науч,-практ. конф., 1999 г. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 1999. — С.22-25.

87. Ритцер Д. Современные социологические теории. 5-е изд. / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2002.

88. Российский статистический ежегодник, 2001. М.: Государственный комитет по статистике России, 2002.

89. Роулз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.

90. Семейные пособия: международные нормы и зарубежный опыт / Сост. и ответ, ред. В.И.Жуков. М., 2003.

91. Семенец Н.Я. Институт социальной защиты военнослужащих в условиях социального реформирования: Автореф. дис. . канд. соц. наук. -Саратов, 1998.

92. Семья в кризисном обществе / Под ред. М.С.Мацковского. М.: Ин-т социологии РАН, 1993.

93. Семья на пороге третьего тысячелетия / Под ред. А.И.Антонова, М.С.Мацковского и др. М.: ИС РАН; Центр общечеловеч. ценностей, 1995.

94. Серебрянников В.В., Хлопьев А.Т. Социальная безопасность России / Под общ. ред. В.Н. Иванова , Р.Г. Яновского. М.: МНИИПУ, 1996.

95. Синельников А.Б. Социально-экономический потенциал семей: влияние демографических характеристик. М.: НИИ семьи, 1997.

96. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. М.: Феникс, 1994.

97. Соколова И.В. Социальная информатика (социологические аспекты). М.: Союз, 1999.

98. Соколова И.В. Социальная информатика. Курс лекций. М.: Союз, 2002.

99. Солодников В.В. Социально дезадаптированная семья в современном обществе: социологический анализ: Автореф. дис. . д-ра социол. наук. -М.: РГГУ , 2002.

100. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени / Пер. с англ., послесл. и прил. Т.С.Васильевой. М.: Наука, 1997.

101. Сорокин П.А. Социологические теории современности. М., 1992.

102. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.

103. Социальная защита населения в регионе: Уч. пособие / Под общ. ред. д-ра социол. наук Попова В.Г. Екатеринбург, 1999.

104. Социальная концепция Русской Православной Церкви. М.: Данилов. благовестник, 2000.

105. Социальная энциклопедия. М., 2000.

106. Социально-экономическое развитие современного западного общества. М., 1992.

107. Социология в России XIX начала XX веков. Социология как наука: Тексты / Под ред. В.И.Добренькова. — М.: Междунар. ун-т бизнеса и управления, 1997.

108. Социология в России. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Под ред. В.А.Ядова. М.: Ин-т социологии РАН, 1998.

109. Социология и социальная антропология: Межвуз. сб. к 60-летию со дня рожд. проф. А.О.Бороноева / Под ред. В.Д.Виноградова и В.В.Козловского. СПб: Алетейя, 1997.

110. Социология на пороге XXI века: Новые направления исследований / Под ред. С.И. Григорьева (Россия), Ж. Коэнен-Хуттера (Швейцария). -М.: Интеллект, 1998.

111. Социология. Социальность. Современность. Вып. 4. Социальное развитие современной России: проблемы и перспективы. — В 2-х ч. / Отв. ред. И.В. Соколова. -М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1998.

112. Социология. Социальность. Современность. Вып. 5. Социальная сфера: состояние и тенденции развития. — В 2-х ч. / Отв. ред. О.А. Уржа. -М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1999.

113. Социология. Хрестоматия / Сост. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. -М., 2003.

114. Социология: Хрестоматия / Сост. А.А.Горелов. М.: Хронограф,1998.

115. Судьбы людей: Россия. XX век: Биография семей как объект социологических исследований / Ред. В.Семенова, Е.Фотеева. М.: Ин-т социологии, 1996.

116. Суслаков Б.А. Идентификация социальных систем. М.: Ин-т социал. работы, 1997.

117. Суслаков Б.А. Социальная служба: состояние и перспектива. М.,2001.

118. Сысенко В.А. Психодиагностика супружеских взаимоотношений: Науч.-метод, пособие в помощь работникам соц. служб. М.: НИИ семьи, 1998.

119. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии (введение): Учебник для вузов. М.: NOTA BENE, 1999.

120. Теория социальной работы. М., 1997.

121. Тощенко Ж.Т. Социология жизни как концепция исследований социальной реальности // Социол. исследования. 2000. — №2.

122. Тощенко Ж.Т. Социология: Общ. курс. М.: Прометей, 1994.

123. Уржа О.А. Стратификация и социальное управление. М.: Моск. гос. соц. ун-т. акад. социологии и упр., 2000.

124. Уржа О.А. Теоретико-методологические основы управления процессами функционирования социальной структуры современного российского общества. Социологический аспект: Дис. . д-ра социол. наук, 2000.

125. Урсул А.Д. Переход России к устойчивому развитию: Ноосфер, стратегия. М., 1998.

126. Фаерштейн Д.А. Фэмилилогия базисной семьи и содержание семейного счастья. -М. Вита-Пресс, 2001.

127. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М.: Наука, 1979.

128. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы.-М., 1978.

129. Черняк Е.М. Социология семьи. М., 2003.

130. Шеденков С.А. Социальная зашита в условиях местного самоуправления: Дис. . канд. соц. наук. Белгород, 1995.

131. Шинелева JI.T. Социальное партнерство: состояние и перспективы развития. М., 2001.

132. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.

133. Щукина Н.П. Самопомощь и взаимопомощь в системе социальной поддержки пожилых людей. М., 1999.

134. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21.

135. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Самарский университет, 1996.

136. Яновский Р.Г. Глобальные изменения и социальная безопасность мира. М.: Academia, 1999.

137. Berger В. The Bourgeois Family and Modern Society // The Family: Is It Just Another Lifestyle Choise? London: The IEA Health and Welfare Unit, 1993. -P.8-27.

138. Boss P. Family stress management. Cal.: Sage Publ. Inc., 1988.

139. Carlson A. The Swedish Experiment in Family Politics: The Myrdals and the Interwar Population Crisis. New Brunswick & London: Transaction Publishers, 1990.

140. Carlson A.C. From cottage to Work station: The Family’s Search for Social Harmony in the Industrial Age. San Francisco: Ignatius Press, 1993.

141. Christensen B.J. Utopia against the Family. San Francisco: Ignatius Press, 1990.

142. Politik fur die Familie. 6.Auflage. SOY Graphische Betriebe, Bamberg, 1991.1. Статьи

143. Антонов А.И. Политическая демография: проблемы противодействия упадку семьи и депопуляции // Демографические процессы и семейная политика: региональные проблемы: Материалы Рос. науч.-практ. конф. Липецк, 1999.

144. Баркер Р. Словарь социальной работы. М., 1994.

145. Бергер П.Л. Социалистический миф // Социс . 1990. — №7.

146. Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация: актуальность социологического осмысления // Социология на пороге XXI века.

147. Бобков В. О задачах повышения уровня и качества жизни населения России // Общество и экономика. 2000. — №2.

148. Большой толковый социологический словарь (Collins). М., 1999, Т. 1,2.

149. Борисов В.А. Деградация института семьи и пути ее преодоления // Семья в России. 1995. -№1-2.

150. Бутенко И.А. Использование новых технологий при опросах // Социс. -2000. -№ Ю.

151. Елизаров В.В. Семейная политика в СССР и России // Семья в России. 1995.-№1-2.

152. Капицын В.М. Социальная политика и право: сущность и взаимозависимости // Рос. журнал социальной работы. 1998. — №8.

153. Ковалев В.Н. Информатизация и технологизация процессов социологического наблюдения социальной сферы // Уч. зап. М.: Изд-во «Союз». — 1997.

154. Коллинз Р. Введение в неочевидную социологию. Любовь и собственность // Социология. Хрестоматия. М., 2003.

155. Котельников Г.А. Социолого-синергетический подход к разработке социальных технологий // Рос. журн. социал. работы. 1995. — №2.

156. Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д.М. Гвишиани , Н.И. Лапина; Сост. Э.М. Коржева , Н.Ф. Наумова. -М.: Политиздат, 1989.

157. Кривцова Л.Н. Проблемы социального обслуживания на муниципальном уровне // Рос. журнал социальной работы. 1996. — №2.

158. Мацковский М.С., Олсон Д. Семья в России и США : сравнительный обзор // Семья на пороге третьего тысячелетия / Под ред. А.И.Антонова, М.С.Мацковского и др. М.: ИС РАН; Центр общечеловеч. ценностей, 1995.

159. Медков В.М. Семейная политика // Социальная энциклопедия. -М.: Большая Рос. энциклопедия, 2000.

160. Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // Социология. Хрестоматия. М., 2003.

161. Миронов А., Андреев Э. Социально-гуманитарное знание и образование в новом измерении // Социально-гуманитар. знания. 1999. — №1.

162. Осадчая Г.И. Семьи безработных и семейная политика // Социс. -1997. -№1.

163. Осипов Г.В. Что происходит с Россией // Социс. 1997. -№5.

164. Осколкова О.Б. Государственные программы социальной помощи семьям с детьми в США // Сб. обзоров: Государственная семейная политика в странах Европейского Союза и США. М.: ИНИОН , 1996.

165. Панкратьева Н.В. Экономическое положение многодетных семей и проблемы их социальной защиты // Семья в России. 1997. -№1.

166. Поддубная Е.Н. Социологический анализ бедности как социальной проблемы в современной науке // Отечественный журнал социальной работы. 2002. — №2.

167. Ратников В.П. Социальная справедливость и рыночные отношения // Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. -М., 1992.

168. Раудсепп М. Субъект и поддерживающая среда // Средовые условия развития социальных общностей. Таллинн, 1989.

169. Римашевская Н.М. Исследования жизнедеятельности семьи как теоретическая основа семейной политики // Семья в России. 1995. — №1-2. — С.8-28.

170. Римашевская Н.М. Роль семьи в условиях социальных трансформаций // Человек, семья, духовный мир на пути к информационному обществу.-М.5 1994.

171. Римашевская Н.М. Эта программа будет посильнее шоковой терапии Гайдара // Независимая газета. 1 сент. 2000.

172. Роик В. Социальная политика времен отказа от патернализма и иждивенчества // Человек и труд. 1997. — №2.

173. Ронге Ф. Условия жизни в России // Социол. исследования. -2000. -№3.

174. Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г.В.Осипова. М.НОРМА-ИНФРА-М, 1998.

175. Российская энциклопедия социальной работы. В 2-х тт. М., 1997. — Т.2.

176. Рыбаков А. Две модели // Вестн. социальной работы. 1994.1.

177. Семья: Краткий демографический словарь / Авт.-сост. А.Б.Синельников. М.: НИИ семьи, 1996. — 60 с.

178. Силласте Г.Г. Тендерная социология как частная социальная теория // Социол. исследования. 2000. -№11.

179. Смит Д. Региональное развитие и социальная справедливость // Регион. 1994. -№3.

180. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат,1990.

181. Сорокин П. Человек и общество в условиях бедствия // Вопросы социологии. 1993. — №3.

182. Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

183. Социологический справочник / Под общ. ред. В.И. Воловича. -К.: Политиздат Украины, 1990.

184. Филиппова Т.В. Социология в Интернете // Социс. 2000. — №5.

185. Хайнце Р., Ольк Т., Хильберт И. Новое социальное государство: анализ состояния и перспективы реформ // Экономика труда (развитые капиталистические страны). -М, 1991.

186. Шанин И.Г. Проблемы социального страхования н рыночная экономика // Социология и проблемы социальной защиты. Вып. 1. — М., 1994.

187. Энциклопедический социологический словарь / Общ. ред. акад. РАН Г.В. Осипова. М.: ИСПИ РАН, 1995.

188. Ярошенко С. Теоретические модели бедности // Рубеж: Альманах социальных исследований. 1996. -№8-9.1. Сетевые источники