Меню

Самооценка значение

Самооценка значение

Самооценка

, оценка человеком собственных способностей, значимости и целей в тех областях жизни, которые важны для данного человека; оценка соответствия реальных результатов собственной деятельности личным притязаниям, критериям успеха, поставленным целям. В зависимости от соответствия С реальности различают следующие ее разновидности: а) адекватная С соответствующая действительным способностям, возможностям человека; б) завышенная С, когда человек переоценивает себя; в) заниженная С, когда человек недооценивает себя. Склонность определенному виду С является достаточно устойчивым личностным качеством. Тенденция к завышению С присуща многим людям. Есть основание полагать, что этот феномен лежит в основе самовоспитания и самосовершенствования: для начала человек в представлении о себе, стремится быть лучше, способнее, активнее, целеустремленнее, чем он есть на самом деле. Логическим завершением С является самоисповедь — способ призвать в судьи собственных действий, поступков, побуждений и результатов задуманного и осуществленного самого себя (свое внутреннее «Я»). Результатом самонаблюдения и самоанализа может стать самоотчет — описание человеком самого себя, своих мыслей и действий.

Самооценка ребенка в разном возрасте

Самооценка очень важна для ребёнка. Это главный стержень в формирование личности. Если самооценка адекватная, то есть ребёнок объективно оценивает свои возможности и своё место в обществе, то это уже большой шаг на пути к успешной жизни. А ведь все родители хотят именно этого – чтобы их дети были успешными и счастливыми. Но не все взрослые понимают, как вырастить ребёнка с адекватной самооценкой.

Изначально, так распорядилась природа, самооценка у детей безупречная. Но с возрастом она претерпевает множество изменений.

В дошкольном возрасте самооценка, как правило, немного завышена. И в этом нет ничего страшного, потому что ребёнок только начинает учиться оценивать себя. И родители должны это понимать. Важно запомнить, что именно с ранних лет необходимо развивать у детей положительную самооценку и чувство уверенности, потому что заниженную самооценку сложно «переделать» в адекватную.

Безусловно, родители не должны постоянно нахваливать ребёнка, даже если он с чем-то не справился. Тут важно понимать, что даже критику можно преподнести так, что не будет обидно и не навредит самооценке. Например, вместо привычных фраз — ты «не справился», ты «не старался», ты «не сделал» можно сказать – ты «справился, но», ты «старался, но», ты «сделал, но». Согласитесь, если каждый день любому человеку твердить, что у него две головы, то через год он в это поверит.

Кроме того, родители должны не только правильно строить фразы, но и создавать для детей «ситуации успеха». То есть давайте ребёнку такие задания, с которыми он сможет справиться, а не те, которые он не может выполнить в силу своего возраста. Не забывайте, что взрослые знают и умеют больше детей, поэтому им и кажется, что всё просто. Но, важно понять, что нельзя от ребёнка требовать завязывать шнурки, если он вчера научился держать ложку. Только при создании ситуации успеха дети становятся уверенными в своих силах и самооценка повышается.

К тому же, в старшем дошкольном возрасте дети придают большое значение оценкам от взрослых. Часто дети даже не ждут оценок, а активно сами добиваются их, стремятся получить похвалу, стараются ее заслужить, потому что она им крайне необходима.

Младший школьный возраст

В младшем школьном возрасте самооценка становится всё более адекватной.

В первом классе самооценка, как правило, является адекватно завышенной. Во втором классе наблюдается тенденция к переоценке себя и самооценка снижается. В третьем — у большинства детей проявляется либо адекватная, либо заниженная самооценка, а число учащихся с завышенной и неустойчивой самооценкой уменьшается.

Понять какая у ребёнка самооценка не сложно. Так дети с пониженной самооценкой склонны копаться в своей личности, выискивают в себе слабые стороны, цепляются за это и постоянно видят в себе, главным образом, плохое. А излишняя самокритичность ни к чему хорошему не приводит. У детей с завышенной самооценкой, напротив, блокиратором для развития личности является их пониженная критичность к своей персоне.

Формирование у детей адекватной самооценки зависит от учебно-воспитательного процесса, то есть формирование самооценки идет под влиянием оценки, которую дают учителя, родители и сверстники. Поэтому, родители и учителя, должны понимать, что младшие школьники ещё очень похожи на дошкольников – взрослые для них являются авторитетом, и они безоговорочно верят в их оценки. Так что в этом возрасте из талантливого ребёнка легко сделать неудачника, и напротив легко вселить в ребёнка уверенность в своих силах.

Средний школьный возраст

К среднему дошкольному возрасту у многих детей складывается умение объективно оценивать себя, свои успехи, неудачи, личностные качества.

Однако если в младших классах самооценка определялась учителем и родителями, то в средних классах становятся важным мнения одноклассников, и на первый план выходят не хорошие оценки, а те качества ребенка, которые проявляются в общении.

Поэтому в такой ситуации задача взрослого – помочь ребёнку понять собственные ощущения и желания, подчеркнуть его сильные стороны характера. А если у ребёнка начались небольшие неудачи в обучение, то не стоит делать из ошибок трагедию. В этом возрасте ребёнок не только должен получать новые знания, ему ещё приходиться и узнавать самого себя. В связи с этим, младшие подростки остро нуждаются в уверенных, справедливых и авторитетных родителях. Они ждут от взрослых одобрения и уважения. Для подростка важен интерес взрослых к тому, что с ним происходит. Он хочет, чтобы родители не только проверяли дневник, но и были в курсе его новых интересов и увлечений. Если коротко – средние школьники хотят, чтобы их принимали всерьёз.

Интерес и поддержка мотивируют подростков учиться и развиваться. А тотальный контроль – снижает самооценку, потому что именно в этом возрасте дети обнаруживают в себе способность самостоятельно определять и контролировать собственное поведение, свои мысли и чувства. И могут даже пойти на конфликт, если кто-то усомнится в их умении.

Старший школьный возраст

Старшеклассники очень ранимы – они чувствительны к критике родителей и учителей, к тому же ещё часто страдают от неразделенной любви, заняты поиском себя, а всё это может заметно понизить самооценку.

Чтобы поддержать самооценку старшеклассника на прежнем (адекватном) уровне или повысить — необходимо помнить, что излишняя сосредоточенность на проблеме не дает положительного результата. Подростку надо объяснить, что излишняя критичность и самобичевание могут только навредить. Кроме этого, родители не должны сравнивать ребенка с его друзьями, или просто сверстниками. Особенно, если это сравнение не в пользу ребёнка.

Да, подросток уже практически взрослый человек, но это не значит, что с ним нужно вести себя, как с сорокалетним коллегой по работе. Например, даже если родители сделали шуточное замечание о его внешности, то это может вырасти в трагедию для ребёнка. Так же остро подростки реагируют на замечания, касающиеся способностей, учебы, друзей.

Вырастить уверенного в себе человека сложно, но возможно. Главное не перебарщивать с критикой – она убивает самооценку, и не переусердствовать с похвалой – она может довести до нарциссизма.

Роль самооценки в жизни человека

Одним из главных вопросов, ответ на который вам следует найти на пути к успеху, звучит так: «О чем вы думаете чаще всего?». Все дело в том, что порой нас могут посещать как позитивные мысли, так и негативные. Как правило, у тех, чьи мысли положительного характера, всегда получают успех, а вот неудачи присутствуют в жизни у людей с пессимистическим настроем.
Речь идет о самооценке. Именно она является «управляющей программой» в вашем подсознательном компьютере. Работает она по принципу операционной системы, продолжительное время сохраняя все ваши эмоции, мысли и решения на «жестком диске». Порой зафиксированные впечатления могут влиять на протяжении всей жизни на то, как вы чувствуете, думаете и поступаете.

Роль самооценки в жизни человека очень велика. Лишь самооценке свойственно предопределять уровень вашей успешности в той или иной сфере жизни. Все действия относительно отношений к внешнему миру, несомненно, имеют связь с тем, какие мысли и чувства у вас внутри. Также самооценка может объяснить влияние того или иного психологического закона на формирование вашей личности.

Когда самооценка сформировалась, неважно в какой области вашей жизни, то ей со временем начинает подчиняться все то, что вы делаете. Причем заниженная самооценка вряд ли даст вам в полной мере раскрыть ваш потенциал, даже если у вас выдающиеся таланты.
Существует три составные самооценки. Как говорит медицина, правильно поставленный диагноз – это уже полпути к выздоровлению. Рассмотрим три компонента, составляющие вашу самооценку, их взаимодействия и методы изменения их наилучшим образом.

Во-первых, самоидеализация. Это то, каким вы себя представляете, достигши определенных целей. Желания, мечты, надежды, стремления, фантазии – из этого состоит ваш идеал. Также в нем есть добродетели и качества, которые вызывают у вас восхищение, видя их в себе и других людях. В вашем представлении под определение идеала попадает самый лучший человек, имеющий самую лучшую жизнь, и которым вы хотите быть.

Обычно люди, имеющие счастье и успех, могут точно описать свое идеальное будущее. Они четко представляют то, что уважают, любят и чем восхищаются. То самое можно сказать о добродетелях и качествах, видение которых у таких людей четкое и ясное. Самые успешные люди прекрасно видят то, каким должен быть идеальный человек, его поступки и действия.
По закону притяжения мы приближаемся именно к тому образу, который чаще всего вызывает у нас восхищение. Чем четче мы представляем наше идеальное будущее, тем быстрее мы будем двигаться к нему, и тем вероятнее реализуется наш идеал.

Во-вторых, собственный воображаемый образ или Я-концепция. Когда вы себя представляете популярным, положительным, успешным и продуктивным, то в соответствии с такими представлениями будет формироваться и ваше поведение. Все наши успехи во многом определяются именно нашим поведением. Те результаты, которые мы получаем, укрепляют нашу Я-концепцию как позитивным, так и негативным образом. Да и на основе этих результатов у нас формируется повторение подобных действий в тех или иных ситуациях в будущем.
В-третьих, самоуважение. Это эмоциональная или чувственная составляющая вашей личности, либо другими словами, «активная зона» подсознания. Именно уровень самоуважения может определить вашу активность и управлять вашими действиями.

Читайте так же:  Резко перестать общаться с девушкой

Любое происходящее вокруг вас или с вами событие, так или иначе, имеет влияние на степень вашего самоуважения. Все они или повышают, или понижают его, укрепляют или разрушают. Каждый сделанный жест или сказанное слово других людей в вашу сторону в любом случае может влиять на ваше самоуважение. А значит, укрепление и поддержка вашего самоуважения могут открыть путь к успешному и счастливому будущему.

На нашей самооценке основываются законы ожидания, веры, соответствия и притяжения. Именно она определяет все наши мысли и думы. Помимо этого, она является зоной комфорта и именно в ней должны быть найдены корни имеющейся беспомощности. Следовательно, основной вашей задачей должен быть полный контроль развития вашей самооценки. Только вы можете быть руководителем процесса превращения в выдающегося и способного на многие дела человека.
Вам следует четко и ясно представлять себе те качества и добродетели, которые вызывают у вас восхищение и которые вы желали бы видеть в себе.

Приучите себя перед любым каким-то важным делом рисовать в уме образ своего успеха, отвечающего всем тем качествам, которыми вы стремитесь обладать.
Старайтесь почаще повторять про себя волшебную аффирмацию «Я себе нравлюсь!». Твердите ее до того момента, пока ваше сознание не примет ее и она не станет частью вашей личности.
Когда вы научитесь больше себя уважать и ценить, то в скором времени заметите, что начинаете приобретать нужные привычки, помогающие полностью раскрыться вашему потенциалу.

Ты себя уважаешь: как самооценка влияет на развитие экономики

Почему современному миру сильно нужны люди, адекватно оценивающие себя

Самооценка в привычном понимании — это нечто очень личное, что может повлиять только на судьбу конкретного человека, мы не склонны переоценивать ее значение в глобальном смысле. Однако известный психотерапевт Натаниэль Бранден уверен в обратном: мировая история еще не сталкивалась с ситуацией, когда низкая самооценка была бы столь невыгодной экономически, как сейчас, в век современных технологий. В своей книге «Шесть столпов самооценки» он доказывает, что чем выше темпы преобразований, тем насущнее потребность в большом количестве людей, обладающих высоким уровнем самоуважения. «Идеономика» публикуем отрывок из книги Брандена, которая выходит в издательстве «МИФ».

Изменения общественных и экономических реалий еще в XX веке бросили новые вызовы нашему умению доверять себе.

Самооценка — это уверенность в эффективности нашего разума, нашей способности мыслить. В широком же смысле это уверенность в нашей способности учиться, делать правильный выбор, принимать правильные решения, управлять изменениями. Важность этого качества для выживания очевидна, как и опасность ее отсутствия. Большая часть масштабных катастроф в мире бизнеса разражается из-за боязни руководителей принимать решения. Впрочем, доверие к собственным суждениям должны иметь не только руководители: в нем нуждается каждый из нас, и сегодня более чем когда-либо.

Последние несколько десятилетий были отмечены крупными прорывами в национальной и глобальной экономиках, которые усилили значение самооценки для всех участников производственного процесса — от руководителей до работников первичного звена. В числе таких прорывов можно выделить следующие.

1. Сдвиг от промышленной экономики к информационной

Фредерик Уинслоу Тейлор в 1909 году сформулировал принцип перед студентами Гарварда: задача работника состоит в том, чтобы выяснить, чего хочет начальник, и дать ему именно это. Предполагалось, что работник не обладает никаким творческим потенциалом, позволяющим внести индивидуальный вклад в процесс производства или продаж.

В предыдущие десятилетия примерно половину работающего населения составлял класс «синих воротничков». Сегодня эта доля — менее 18 процентов и, по прогнозам, довольно скоро снизится до 10 процентов. Чтобы получить хорошую работу, недостаточно развить мускулы или чисто физические навыки, которые считались преимуществом на протяжении сотен и даже тысяч лет.

«Синий воротничок» с самой скромной самооценкой мог научиться эффективно трудиться в условиях, созданных для него теми, у кого были необходимые уверенность и амбиции. Сегодняшняя сложная организационная структура слаженно управляет знаниями и навыками специалистов в области финансов, маркетинга и продаж, инженеров, юристов, системных аналитиков, математиков, химиков, физиков, исследователей, компьютерщиков, дизайнеров, медиков, экспертов любого рода. В большинстве компаний мы видим не разделение на управляющих и работников, но интеграцию специалистов. Каждый из них обладает уникальными знаниями и опытом, которых нет больше ни у кого из коллег. Каждый вносит собственный вклад в общее дело тем, что думает, творит, действует новаторски. Высшим приоритетом при таком разделении труда является навык межличностного взаимодействия. А низкая самооценка препятствует его достижению.

2. Необходимость адаптации к стремительному увеличению объема новых знаний, технологий, продуктов и услуг

В 1990-х годах успешные компании поняли: чтобы сохранить конкурентоспособность на мировом рынке, необходим устойчивый поток инновационных продуктов и услуг. В связи с этим корпоративные бизнес-процессы необходимо планировать как неотъемлемую часть коммерческой деятельности. Настоящие профессионалы на собственном опыте почувствовали: опираясь на знания и навыки вчерашнего дня, сегодня не добиться успеха в карьере. Избыточная приверженность известному и привычному становится опасной, дорого обходится и компаниям, и отдельным индивидам, грозя зависанием в прошлом.

Технологические прорывы и научные открытия с беспрецедентной скоростью генерируются в лабораториях и отделах исследований и разработок и тотчас находят применение на практике. Девяносто процентов ученых, вошедших в анналы истории, — наши современники.

3. Становление глобальной экономики с беспрецедентным уровнем конкуренции — еще один вызов нашей неординарности и вере в себя

После окончания Второй мировой войны Соединенные Штаты стали непререкаемым лидером мировой индустрии. Пока другие индустриальные державы пытались оправиться от разрушений, у нас не было конкурентов. Американские рабочие получали самую высокую зарплату. Уровень жизни в США превосходил самые смелые мечты — нам завидовал весь мир.

Знаменитый глава General Motors Альфред Слоун лаконично сформулировал стратегию автомобильной индустрии, признавшись: «Не было необходимости лидировать в техническом дизайне или брать на себя риск экспериментирования, пока наши автомобили, по крайней мере, не уступали конструкциям конкурентов».

В 1950–1960-е годы никто бы не поверил, что в один прекрасный день Япония превзойдет США по производству автомашин, сверхпроводников и бытовой электроники или потеснит Швейцарию с лидирующей позиции в производстве часов. К 1980-м годам конкуренцию США составляла уже не только Япония, но и другие страны Тихоокеанского региона: Южная Корея, Сингапур, Тайвань и Гонконг. На другом направлении наступала возрожденная Европа, и прежде всего — Западная Германия с ее промышленной мощью и быстрым ростом. Первой реакцией американского бизнеса на происходящие в мире перемены стали смятение, неверие и отрицание. Глобальная конкуренция, да еще в таких масштабах, оказалась новым, сбивающим с толку явлением. Да, в «Большой тройке» американской автомобильной промышленности существовала конкуренция, однако General Motors, Ford и Chrysler играли по единым правилам, не рискуя бросить друг другу вызов в виде переосмысления базовых принципов. Это сделали японцы и немцы.

Первой реакцией компаний было более упорное следование традиционным курсом, а порой еще и требование ввести протекционистские меры против иностранцев. Подобное можно наблюдать в психотерапии, когда неуверенный в себе, сомневающийся человек яростно отстаивает целесообразность своего контрпродуктивного поведения, цепляется за иллюзорную безопасность, погрязает в косности и винит в своих невзгодах кого угодно, только не себя.

Десятилетиями, не имея собственных значительных инноваций, Америка сопротивлялась введению радиальных шин, дисковых тормозов, топливных инжекторов, которые впервые были внедрены в производство в Европе. Только неизбежность конкуренции со стороны Японии и Германии вывела автомобильную индустрию США из дремотного состояния.

Глобальная конкуренция — гораздо более мощный стимул к инновациям, чем внутренняя. У выходцев из других национальных культур — иные перспективы, иное видение реальности. Своими идеями они обогащают бизнес-процессы. Но именно по этой причине игрокам на мировой арене требуется более высокий уровень самооценки и компетентности.

4. Требование к сотрудникам любого уровня (а не только к топ-менеджерам) обладать такими приоритетными качествами, как самодисциплина, самоответственность, высокая осознанность, приверженность инновациям и стремление вносить вклад в общее дело

Старая бюрократическая командно-административная иерархия, выстроенная по армейской модели, постепенно уступила позиции менее громоздким структурам с меньшим количеством уровней управления, гибким сетям, межфункциональным командам, сформированным под конкретные проекты группам специалистов. Сегодня лицо компании или корпорации определяют ее требования к потоку знаний и информации, а не «механически предустановленные» иерархические уровни. Должности среднего управленческого звена были радикально сокращены, и не просто ради снижения затрат, а потому, что различные внутренние сведения, предложения, указания и т. д. передаются с помощью компьютеров. Последние отобрали у менеджеров посредническую роль.

В отсутствие прежней субординации многие менеджеры испытывают нечто вроде кризиса самооценки. Теперь, когда больше нет четких понятий о власти и авторитете, они вынуждены по-новому формулировать свои задачи. Им приходится избавляться от привязки чувства собственной значимости к традиционному понятию статусности или определенному кругу обязанностей.

Сегодня повод для гордости — умение анализировать, учиться, искать новые методы работы и адекватно реагировать на изменения. От зала заседаний совета директоров до фабричного станка трудовая деятельность все в большей степени воспринимается как мыслительный процесс. Машины и оборудование необычайно усложнились — соответственно, возросли и требования к знаниям и навыкам управления ими. Ожидается, что работники самостоятельно будут их контролировать, обслуживать, при необходимости ремонтировать, предвидеть и решать проблемы. Иначе говоря, станут профессионалами с высоким уровнем самоуважения и самоответственности.

В продвинутых компаниях понимают, что сотрудники низшего звена лучше своих родителей знают слабые места в производственной и сервисной цепочке, а также в организационных процессах. Книги по бизнесу и менеджменту изобилуют примерами, когда рядовые работники вносят судьбоносные предложения по совершенствованию того или иного вида деятельности. Это истории о людях, которые вышли за рамки своих непосредственных задач, обозначенных в трудовом договоре, когда перед ними встали проблемы выше их уровня ответственности. Предприимчивость и инициатива больше не считаются прерогативой узкого круга избранных. Теперь эти качества приветствуются в каждом.

Читайте так же:  Девушки с какой фигурой нравятся парням

5. Предпринимательская модель и умственные процессы заняли центральное место в адаптации к экономическим реалиям

При слове «предприимчивость» прежде всего приходят на ум независимые коммерсанты, открывающие бизнес, или создатели новых отраслей. Но предпринимательский дух очень важен и для устойчивых достижений большого бизнеса.

Стоит мысленно вернуться во времена зарождения американского бизнеса. Тогдашние пионеры-новаторы обеспечили стране космический рост и заложили основы «предпринимательской ментальности» для нынешних крупных корпораций на многие годы.

В первые десятилетия эпохи капитализма люди, появляющиеся из ниоткуда и не владевшие никаким капиталом, кроме мозгов и амбиций, основывали новые индустрии и зарабатывали состояния. Почти все они были выходцами из рабочей среды, не заканчивали школ (кое-кто не имел даже начального образования). Эти «дети низов» стали вызовом потомственным богачам, цепляющимся за социальное положение и с презрением относящимся к труду. На нуворишей эта старая гвардия взирала с тревогой и негодованием. В их глазах предприниматели были бесстыжими выскочками, угрожающими общественному строю.

С возникновением капитализма и появлением первых американских предпринимателей в сознании людей произошли определенные сдвиги. Стоит отметить, что все они имеют прямое отношение к нашей потребности в самооценке. Вопрос «Зачем ты родился на свет?» сменился другим: «Чего ты смог добиться?». Иными словами, личность по «результату рождения» превратилась в «результат созидания».

6. Разум как главный доминирующий фактор экономической деятельности

Этот тезис красной нитью проходит по всему моему экономическому экскурсу, однако необходимо внести еще несколько дополнений. В аграрной экономике богатство ассоциируется с землей. В индустриальной — со способностью производить капитальные активы, оборудование, сырье для промышленности. Но в обоих этих обществах богатство понимается в физическом смысле, а не в умственном: речь идет о материальных активах, а не о знаниях и информации. Хотя в индустриальном обществе интеллект — это движущая сила экономического прогресса, при слове «богатство» люди представляют себе полезные ископаемые, например никель и медь, а также недвижимые активы, например сталелитейные заводы и текстильные фабрики.

Богатство создается путем превращения природных материалов в предметы, которые служат человеку. Из семян вырастает урожай, водопад вырабатывает электричество, железная руда, известняк и уголь перерабатываются в сталь, а сталь — в арматуру для строительства зданий. Если рассматривать любое богатство как плод труда и разума, который управляет действиями, тогда переход от аграрного к индустриальному обществу следует понимать как глубинное изменение баланса между физическими и умственными усилиями.

Непрерывный прогресс технологий смещает баланс в сторону разума. А высокая роль последнего повышает важность самооценки. Апофеозом прогресса стало возникновение информационной экономики, где материальные ресурсы занимают все более скромное место, а знания и новые идеи — главенствующее.

К примеру, ценность компьютера заключается не в его материальных компонентах, а в его конструкции, в знаниях и творческом мышлении, которые он в себе воплощает, а еще в объеме человеческих усилий, которые он делает ненужными. Медный провод может одновременно нести сигналы 48 телефонных разговоров, а оптиковолоконный кабель — более 8000, поэтому оптические кабели дешевле, эффективнее и рентабельнее, чем медные.

Начиная с 1979 года США ежегодно увеличивали темпы производства электроэнергии, и мировое падение цен на сырье — это следствие внедрения интеллекта в экономическую жизнь. Разум всегда был основным средством выживания человека. Однако на протяжении истории этот факт осознавался не в полной мере. Сегодня же он очевиден почти всему миру.

Понравилась статья? Подписывайтесь на Telegram-канал Идеономики и следите за свежими обновлениями

Самооценка и ее значение в жизни человека

Самооценка – важная составляющая психологии любого человека. Она показывает отношение к самому себе, своей личности, своему положению в обществе. Основой для формирования самооценки являются личные качества, способности, возможности каждого индивида. Люди с нормальной самооценкой адекватно воспринимают внешний мир, видят свои положительные черты, могут работать над отрицательными качествами. Они чаще достигают успехов, чувствуют себя счастливыми и живут в гармонии.

Однако бывают случаи, когда самооценка занижена. Это негативно отражается на эмоциональном состоянии, мешает получать удовольствие от жизни, развиваться и добиваться поставленных целей. Формировать уверенность в себе у ребенка необходимо еще в дошкольном возрасте, постепенно, чтобы он смог реализовать себя в жизни.

Как повысить самооценку ребенка

Отвечая на вопрос, как повысить самооценку, стоит учесть, что проблема уходит корнями в раннее детство. Среди причин заниженного мнения о себе выделяют:

  • недостаточное внимание родителей;
  • постоянное ощущение неполноценности;
  • сравнение ребенка с другими детьми;
  • слишком строгая и постоянная критика;
  • отсутствие признания успехов и индивидуальности малыша.

К этому списку можно отнести также чрезмерную власть или заботу над ребенком, потакание всем его прихотям. На него нельзя перекладывать все несбывшиеся мечты и подталкивать к достижению своих целей.

Чтобы поднять самооценку, необходимо отвлечь ребенка от переживаний, тогда он перестанет зацикливаться на своих неудачах. Его можно записать в какой-либо кружок или секцию, где он будет развиваться вместе с коллективом, учиться общаться и дружить. В этом помогут танцы, театральный кружок или уроки вокала. Необходимо постоянно хвалить за достижение целей, успехи в творчестве и хорошие оценки.

Самооценка ребенка и его уверенность в себе

Если родитель задумывается, как поднять самооценку своего чада, то стоит сначала обратить внимание на себя. В доме должна быть теплая обстановка, необходимо придерживаться демократических отношений между всеми членами семьи, снизить количество критики в адрес друг друга. Нужно обращать внимание на успехи детей, обсуждать волнующие их вещи, учитывать индивидуальность каждого маленького человека.

Самооценка ребенка и уверенность его в себе в большинстве случаев зависят от родителей, но также формируются от отношений со сверстниками. Дети в дошкольном и школьном возрасте могут быть достаточно жестокими, нетактичными, не иметь правильного воспитания. Поэтому важно обсуждать со своим чадом его отношения в коллективе, помогать решать конфликтные ситуации и справляться с различными проблемами. Застенчивый ребенок сможет стать раскрепощенным и поверить в себя.

Самооценка у взрослого

Иногда заниженная самооценка возникает не в детстве, а развивается с годами. На взрослых наваливается много работы, обязанностей, дел, с которыми не каждый хорошо справляется. На отношение к себе влияют успехи в работе, семейной жизни, потеря близких и любые серьезные изменения. В случае провала или неудач человек может впасть в депрессию, почувствовать себя жалким, приобрести те комплексы, которых не было раньше.

Показателями низкой самооценки является чрезмерная самокритика или слишком высокая чувствительность к критике со стороны других людей. Человек всем старается угодить, постоянно испытывает чувство вины, болезненно относится даже к мелким неудачам. В таких ситуациях стоит незамедлительно обратиться к друзьям, близким или специалисту, чтобы поднять самооценку и настроиться положительно.

Как поднять самооценку взрослому

Отношение к себе зависит только от самого человека и является индивидуальным фактором для каждого. Чтобы приобрести уверенность в себе, необходимо придерживаться следующих правил:

  • избавиться от того, что негативно воздействует на собственные принципы;
  • перестать критиковать себя за неудачи;
  • перестать сравнивать себя с другими людьми;
  • верить в свои успехи и достижения;
  • не заострять внимание на мелких обидах;
  • обсуждать с людьми конфликты и недопонимания;
  • записывать и обсуждать собственные победы;
  • заниматься тем, что сделает счастливым и принесет удовольствие.

Для борьбы с низкой самооценкой необходимо принять себя таким, какой есть. Каждый человек талантлив по-своему, даже если внешне этого не заметно. Из любой неудачи можно извлечь что-то положительное, понять свои ошибки и не совершать их в будущем. Новые занятия и увлечения помогут расширить кругозор, завести новых, интересных знакомых и друзей, сделают жизнь разнообразнее. С помощью хобби можно решить проблемы, отвлечься от повседневных дел, найти гармонию с собой и жить в балансе с окружающим миром.

Заниженная самооценка: как с ней бороться

Каждый человек что-то о себе думает, характеризует и оценивает. Иногда слишком высокого о себе мнения, а порой видит себя неадекватно, не принимает как личность со всеми качествами. Это две стороны одной медали, которые портят жизнь в одинаковой мере. В условиях нынешней погони за жизненными успехами больше мешает заниженная самооценка. Поэтому многие ищут способы, как с ней бороться.

Что такое заниженная самооценка

Низкая оценка проявляется в человеке нерешительностью, неуверенностью, обидчивостью. Ревность, зависть, трусость дополняют эти особенности и происходят от них. Все вместе эти черты заведомо ставят их обладателя в проигрышное положение в обществе.

Разберемся, как складывается заниженная самооценка, где ее корни:

  • В детстве, когда формируются черты характера, и заниженная самооценка не исключение. Часто ребенок вырастает без достаточного проявления родительской любви, внимания. Вместо них он имеет критическое отношение ко всему, что делает, повышенную требовательность. Так зарождается неуверенность, боязнь сделать что-то не так. Требование родителей «ты должен быть таким, как …» усугубляет это, а ребенок далек от родительского идеала, — закладываются серьезные комплексы. Если ребенок растет болезненным, он рано осознает свое отличие от здоровых и активных ровесников. Это в дальнейшем тоже приводит к формированию низкой самооценки.
  • В чувствительности к чужому мнению о себе. Такие люди любую оценку понимают как справедливую, открывающую их реальную сущность. Принимая все, что думают другие, не умея критически осмыслить это, они снижают самооценку.
  • В неудачах. Иногда человека постигает неудача в чем-то для него значимом, он теряет уверенность в своих силах и способностях. Дальше появляется страх браться за серьезные проекты, так как он заранее боится проиграть.
  • В заведомо недостижимых целях. Конечно, тщетны усилия в стремлении к невозможному. Но вместо рационального переосмысления поставленных целей человек прекращает всякие попытки к чему-то стремиться.

Признаки, характерные для людей с заниженной самооценкой:

  • Неуважение к самому себе. Окружающие интуитивно чувствуют, кто себя не уважает, и относятся к такому человеку соответствующе.
  • Выбор окружения: общаются с такими же неуверенными людьми, потому что находят взаимопонимание.
  • Жалобы на жизнь. В общении преобладает сетование на невозможность перемен к лучшему, на свою невезучесть.
  • Перекладывание вины за свои неудачи на государство, начальство, супруга, детей. Взять ответственность на себя для них сложно: они не способны осознать, что вина за жизненные промахи скрыта в них. Поэтому постепенно человек приходит к ощущению своей неполноценности.
  • Неадекватная реакция на критику. При низкой самооценке анализ ошибок воспринимается как оскорбление личности, видится как подчеркивание неполноценности.
  • Боязнь снова ошибиться. Сомнения приводят к тому, что человек вообще избегает принимать в работе и жизни какие-либо решения.
  • Отсутствие близких друзей. Они или одиночки, или скрывают свою слабость и неуверенность за агрессивностью, требовательностью.
  • Скованность, замкнутость, грустное выражение лица, понурость.
Читайте так же:  Моя семья общается со мной как с

Как повысить самооценку

Конечно, если человек осознает, что заниженная самооценка — причина неудач, то захочется избавиться от них. Какие конкретные шаги помогут в этом — советуют психологи:

  • Начните с анализа, осмыслите причины своей низкой самооценки. Определите не только слабые черты, но и достоинства, преимущества, ведь они есть у всех. Примите как положительное, так и негативное.
  • Начинайте ценить себя за то хорошее, что присуще вам.
  • Следите за своей внешностью, походкой, выражением лица. Это же самопрезентация человека. Кроме того, не только настроение влияет на улыбку, но есть и обратная зависимость: «нацепив» даже с усилием улыбку — улучшаешь настроение.
  • Приучайтесь контролировать себя, чтобы вовремя заметить неуверенность, тренируйте волю. Без этого работа над собой невозможна. Укрепляйтесь физически и духовно активным отдыхом, тренировками, нагрузками.
  • Лучше относитесь к окружающим, не отказывайте в помощи тем, кто нуждается в ней. Кроме ответного приязненного отношения, вы повысите собственную значимость для себя.

Есть альтернативные психологические советы для избавления от низкой самооценки. Некоторые специалисты считают, что этой проблеме уделяют слишком много внимания и преувеличивают ее значение.

Однако человек, навесив на себя ярлык «заниженная самооценка», ограничивает внутреннюю свободу в развитии. Ему необходима помощь. Попробуйте меньше думать об этом, при разных неудачах обращайтесь к разуму и интеллектуальным возможностям, а не эмоциям и оценкам. Или сделайте так, чтобы самооценка влияла на вашу жизнь как можно меньше. Например:

  • Потерпели крупную неудачу в делах? Это повод в дальнейшем тщательнее продумывать проекты и разумно планировать, но не отказываться от них вообще.
  • Испытываете сложности в общении? Попробуйте в свободное время составить правила своего достойного поведения в разных жизненных ситуациях. Все предусмотреть невозможно, но определенный алгоритм сработает.
  • При унылом состоянии не сидите сложа руки, а погрузитесь в жизнь, займитесь чем-то приятным для себя.

Заниженная самооценка у подростков: как поднять

Подросток из детства перешагивает во взрослую жизнь. Уже не родители для него авторитет, а ровесники во дворе, друзья в классе. Теперь важнее их мнение и то, как они воспринимают его в своем обществе. Отсюда придирчивое отношение к себе, болезненное восприятие критики.

От этого недалеко до формирования заниженной самооценки, развития различных комплексов: застенчивости, неуверенности, напряженности. Чтобы эти возрастные факторы не остались навсегда, не влияли на дальнейшую жизнь, родители должны помочь подростку. Как им вести себя в этот сложный период? Специалисты советуют:

  • Избегайте излишних критических замечаний. Но если они необходимы — измените их характер. Критику направляйте не на личность ребенка, а на его ошибки в поведении. Позиция лучше такая: ты человек хороший, но ошибся. Сочетайте замечания с похвалой.
  • Привыкайте считаться с его мнением, интересами, его правом на самостоятельные шаги. Так проявите к нему уважение как к достойной личности.
  • Не сравнивайте с другими, тем более не делайте этого в пренебрежительной форме.
  • Помогайте ребенку найти себя, если у него не ладятся отношения в школьном коллективе. Это может быть не по его вине. Пусть круг общения не ограничивается только школой. Есть клубы, секции, кружки по интересам. В окружении единомышленников подросток станет увереннее, раскроет себя с лучшей стороны.
  • Если ребенок подвержен чужому влиянию, важно научить его отказывать, иметь собственную позицию, не идти на поводу у кого-то.
  • Относитесь к подростку внимательно, заслужите его доверие пониманием проблем, с которыми он сталкивается. Советуясь с вами, находя в вас поддержку, он будет увереннее.

Работая над недостатками, которые мешают вам жить, не зацикливайтесь на них. На любых самооценках свет клином не сошелся. Это не повод навешивать на себя ярлыки и предаваться унынию. Сумели же проанализировать и увидеть свои слабые стороны, значит вы уже на пути к их исправлению.

Разработка занятия «Самооценка, её роль в жизни человека»

Сформировать у учащихся представления о самооценке, ее важности в различных сферах жизни человека (общение, здоровье, профессиональный выбор).

Ход занятия

Не было, нет и не будет человека, достойного одного лишь осуждения или одной лишь хвалы.

Сегодня с вами мы поговорим о самооценке и ее роли в жизни человека. Скажите, пожалуйста, что такое самооценка? Как вы это понимаете?

В сценарии приводятся предполагаемые ответы учащихся, которые помогают лучше понять процесс развертывания действия.

Это когда человек дает себе оценку, оценивает себя.

А какой может быть самооценка? Как могут люди себя оценивать?

Оценка бывает плохой. Человек оценивает себя слишком критично, низко.

Мы можем в этом случае сказать, что самооценка у человека низкая. А как еще оценивают себя люди?

Слишком хорошо. Считают себя лучше других.

В таком случае, когда человек оценивает себя слишком хорошо, т.е. слишком высоко, можно говорить о высокой, завышенной самооценке.

Существует ли между низкой и высокой самооценкой некое промежуточное состояние?

Если да, то как можно назвать такую самооценку.

Нормальная, т.е. адекватная, соответствующая самооценка. Человек оценивает себя реально. Давайте посмотрим, как это выглядит оценивание людьми самих себя на графике.

Как вы думаете, существуют ли в природе идеальные люди? Люди, у которых одни только “плюсы”?

Да. Нет. Так не бывает. Я — идеальный человек!

А есть ли люди, у которых одни недостатки? Одни “минусы”?

Да, это преступники. Нет, и у преступников тоже есть хорошие качества, только мало.

Как видим, мнения разделились. А как же происходит формирование самооценки на самом деле? Как человек воспринимает себя, давая себе оценку?

Продолжается работа на доске на графике.

Как оценивает себя человек с низкой самооценкой? Что он видит прежде всего в себе: плюсы или минусы?

А плюсы у него есть?

А что ему мешает увидеть в себе плюсы?

Возможно, отрицательное отношение к себе.

Таким образом, мы видим, что человек с низкой самооценкой видит в себе в первую очередь только свои минусы, т.е. недостатки: ах какая я некрасивая, ах какой я неловкий, неуклюжий, и т.д.

Минусы” чертятся на графике и обводятся.

А плюсы, т.е. достоинства, ведь они есть, существуют? Как человек с низкой самооценкой реагирует на комплименты, на похвалу? Он принимает это?

Нет. Он может сказать, что этого у него нет. А если что-то получилось, то это случайно, повезло.

То есть плюсы – достоинства он отвергает. А что видит в себе в первую очередь человек с завышенной самооценкой?

Продолжается работа с графиком, вычерчиваются плюсы для человека с завышенной самооценкой.

А как вы думаете, как он относится к своим минусам, недостаткам?

Он считает, что их у него нет. Он считает недостатки своими достоинствами.

То есть человек с завышенной самооценкой признает в себе наличие только плюсов, а минусов у него нет.

На доске обводятся плюсы у завышенной самооценки.

Давайте теперь посмотрим, как воспринимает себя человек с адекватной, нормальной, самооценкой. Как он относится к своим недостаткам, минусам?

Он признает в себе положительные качества. Он не страдает от того, что у него что-то не так как у других: чего-то нет или он что-то не умеет или делает хуже.

Можно сказать, что человек с адекватной самооценкой принимает себя таким, какой он есть: ну и что, что я не умею кататься на коньках, зато я классно рисую.

На графике психолог обводит мелом все плюсы и минусы адекватной самооценки.

Ребята! Как вы думаете, каким образом может влиять самооценка на жизнь человека?

Вредит. Мешает быть счастливым, удачливым. Помогает преодолевать трудности. Помогает занять положение в обществе.

Да, верно. Самооценка влияет на жизнь человека достаточно сильно, охватывая различные ее стороны: здоровье, общение, выбор и достижение цели. Давайте посмотрим, как же это влияние происходит, в чем проявляется.

II. Работа в группах.

Учащиеся каждого из рядов будут работать с тем или иным видом самооценки (заниженная, адекватная, завышенная). Кроме того, учащиеся одного ряда дополнительно делятся еще на три группы, по числу исследуемых позиций (здоровье, общение, выбор цели и ее достижение). В итоге формируется 9 малых групп.

Каждая группа получает для работы карточку.

Для того, чтобы сделать работу ребят более продуктивной, им в качестве вспомогательного материала предлагается подборка высказываний, отражающих особенности здоровья, взаимоотношений, успешность в жизни и т.д., людей с различными самооценками.

Порядок работы учащихся в группах.

1) Задание малым группам.

1. В течение 5-7 минут продумать ответы на поставленные вопросы, записать их в таблицу и сформулировать вывод, записав его также в нижней части таблицы.

2. Каждая малая группа представляет результаты своей работы. Организуется обсуждение.

2) Задание группам-рядам

Ребятам каждого ряда предлагается обобщить работу малых групп с учетом дополнений, сделанных в ходе обсуждения, и составить портрет-характеристику для каждого вида самооценки, отразив следующие моменты:

  • ведущие черты характера;
  • отношение к жизни в целом;
  • самореализация в жизни.

Время выполнения 10 минут. По окончании зачитываются результаты.

III. Тестирование.

Давайте посмотрим, какова же ваша самооценка на сегодняшний день. Ведь вам предстоит решить очень важную проблему — выбрать профессию. И самооценка при этом может иметь важное значение. В случае если вас не устроит результат диагностики, то следующей темой нашего разговора может стать вопрос, как добиться желаемой самооценки.

Проводится тестирование. Тест “Самооценка”.

Интерпретация результатов психологом.

Литература

  • Кондратьева О.Г., Латышенко О.Н. Дневник профессионального самоопределения. Пособие для учащихся. – Иркутск: Центр образования д. Владимировка, 2004.