Меню

Самооценка в юношеском возрасте диплом

Оглавление:

Психологические особенности самооценки в подростковом возрасте

Главная > Реферат >Психология

1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………. …..5

1.1. Психологическая характеристика подросткового возраста. ……………. 5

1.2. Самооценка как фактор человеческой личности………………………….12

1.3. Особенности развития самооценки в подростковом возрасте…. ………17

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ………………………….24

2.1. Общая характеристика методик изучения самооценки личности……………………………………………………………………….…24

2.3. Результаты исследований…………………………………………………..29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..34

В настоящее время исследования самооценки человека в процессе его жизнедеятельности имеют большое значение в психологической теории и практике. Прежде всего, изучаются сдвиги в содержании уровня самооценки и ее компонентов – какие качества осознаются лучше, как меняется с возрастом уровень и критерии самооценок, какое значение придается внешности, а какое умственным и моральным качествам.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что процесс развития самооценки личности по сравнению с другими психологическими образованиями изучен довольно мало. Интерес к этим исследованием на материале психологии развития быстро возрастает. Переходный возраст заметно отличается от детства, так и от взрослости, имеется грань в этом отношении между подростком и юношей. Именно поэтому, исследование особенностей самооценки подростка является на сегодняшний день актуальным.

Целью данного исследования является изучение особенностей самооценки в подростковом возрасте.

Объектом исследования является подросток.

Предмет исследования – самооценка подростка.

Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи работы:

— изучить особенности развития личности в подростковом возрасте;

— рассмотреть основные точки зрения исследований по проблеме самооценки в подростковом возрасте;

— экспериментально исследовать особенности уровня самооценки у подростков.

Теоретической базой исследования являются труды таких авторов как Р.Я. Бернса, Т.В. Барласа, С.Ю. Головина, О.П. Елисеева, И.С. Кона, В.Н. Куницына, А.И.Кравченко, А.И. Липкина, В.М Мельникова, Р.В. Овчаровой, К.Р. Сидорова и др.

Экспериментальное исследование проводилось на учащихся 8-го класса средней школы №9 города Мозыря. Общая выборка 19 человек.

Структура работы: научная работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений.

1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

1.1. Психологическая характеристика подросткового возраста

Подростковый возраст это время необычайно важно для каждого человека, наполнено событиями и переменами, противоречиями и бурями. Не менее сложное оно и для тех, кто его изучает, старается выделить и проследить основные закономерности [1, с. 20]. Подростковый возраст (отрочество) – период онтогенеза (от 10-11 до 15 лет), соответственный переходу от детства к юности [2, с. 98].

Говоря о переходном возрасте, учёные часто используют слово «кризис», подчёркивая, что сложности и проблемы, присущие, этому периоду, закономерны и встречаются в жизни практически каждого. Источники кризиса, считает И.В. Дубровина, – в сложности триединой задачи, которая стоит перед тем, кто вступает в переходный возраст, – задачи перехода от детства к взрослости, включающей три аспекта – биологический, социальный, психологический. Ряд проблем переходного возраста связан с неравномерностью трёх аспектов развития в этот период и со сложностью их взаимодействия. Часто неравномерность возникает из-за того, что достижение социальной зрелости в нашем обществе занимает слишком много времени, Но случается и обратная ситуация: жизненные обстоятельства складываются так, что требуют раннего вступления во взрослую жизнь, тогда как психологически человек ещё не расстался с детством, то есть социальный аспект взросления опережает психологический. Неравномерность развития в переходном возрасте ярко проявляется и на индивидуальном уровне. В одном классе можно встретить и почти взрослую девушку, и мальчишку на голову её ниже. Не меньше, и хотя не так легко заметные различия между сверстниками существуют и в психологическом и социальном плане. При этом физически менее развитый подросток может опережать своих сверстников в умственном развитии или быть психологически гораздо более зрелым сформировавшимся как личность. Поэтому в переходном возрасте, как ни в каком другом велико разнообразие вариантов развития, а общие закономерности могут плохо соответствовать, тому, что происходит с каждым в отдельности [13, с 153]. И.С. Кон считал, что главные психологические изменения переходного возраста связаны с открытием собственного внутреннего мира, его богатства и сложности. Интересы взрослеющего человека смещаются от событий и явлений вокруг него к собственному Я, уникальному и неповторимому. Открытие Я или, на языке более строгой научной терминологии формирование Я – образа является центральным психологическим процессом переходного возраста и одновременно основным его достижением. По данным психологов, для подростков в начале переходного возраста характерно снижение самооценки, отрицательное отношение к своим качествам, причем именно к тем, которые кажутся наиболее важными. Подростки делаются застенчивыми, растет убеждение, что родители, учителя и товарищи хуже к ним относятся. Источник подобных трудностей – в сложности и противоречиях процессов формирования Я- образа [5, c. 62].

Подросток, по мнению И.В.Дубровиной, требует признания своей самостоятельно­сти, своего равенства, хотя для этого отсутствуют ре­альные условия – и физические, и интеллектуальные, и социальные. Только в специально организуемой обще­ственно полезной деятельности создается ситуация, в которой подросток вступает в действительно равноправ­ные отношения со взрослыми. Психологическая значи­мость этой деятельности заключается в том, что в ней он включается в широкую систему взаимоотношений, удовлетворяет свои притязания на отношения со взрос­лыми. Кстати, и в отношениях с товарищами, коллегами по утверждению своего места в обществе, главное состоит в совместном их стремлении быть признанными в мире взрослых отношений [13, c. 149].

Как считает В.Н.Куницына, неудачи в жизни могут вызвать у подростка неверие в себя, может возникнуть состояние беспомощности, ощуще­ние своей никчемности. Со временем это станет отличи­тельной и достаточно стойкой особенностью человека.

Преодоление отрицательных состояний у подростков крайне важно потому, что они не только препятствуют успешному выполнению какой-либо деятельности, но и сказываются на поведении ребенка в целом. Временное отрицательное состояние может стабилизироваться, перей­ти в черту характера, если не будут вовремя приняты долж­ные меры [7, с. 115].

По мнению Р.В Овчаровой, у многих подростков наблюдаются так называемые «ак­центуации характера», при которых заостряются негатив­ные свойства, повышающие степень риска психической па­тологии и отклоняющегося поведения. К «группе риска» относятся подростки с повышенной возбудимостью, склон­ностью к резким перепадам настроения, повышенной утом­ляемостью, повышенной чувствительностью, повышенной тревожностью и мнительностью, аутизмом, эпилептоидностью, истеричностью, конформностью. Акцентуации у не­которых подростков могут усиливаться из-за недостаточ­ного развития интеллекта и способности к рефлексии. Неудовлетворение потребности подростка быть или хотя бы казаться взрослым, отношение к нему как к ребенку часто приводит к появлению и закреплению у школьников упрямства, капризности, негативизма, грубости, а то и бо­лее серьезных деформаций черт характера.

Нормы поведения подростков определяются требовани­ями со стороны родителей и учителей. И все же правила поведения детей в отрочестве в большей степени зависят от нормативов референтной группы сверстников.

Моральные убеждения вырабатываются постепенно. Решающую роль в их формировании играет личный опыт морального выбора, сложившиеся в детстве нравственные привычки и чувства, пример значимых взрослых, требова­ния коллектива сверстников.

Одновременно с системой моральных ценностей у чело­века складывается система взглядов на общество и мир, на действительность, на самого себя и других людей. Одним из центральных моментов при этом является поиск смыс­ла жизни [12, с. 23].

По определению А.A.Реана, развитие самосознания – центральный психический процесс переходного возраста. Перестройка самосознания связана не столько с умственным развитием подростка, сколько с появлением у него новых вопросов о себе, новых контекстов восприятия и углов зрения, под которыми он себя рассматривает.

В процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстни­ками подросток все больше осознает себя личностью. Он усваивает права личности на самостоятельность и уваже­ние. Перед подростком встает вопрос: «Что я за человек? Что во мне хорошего, а что плохого?» У подростка возни­кает интерес к себе и другим людям, желание понять осо­бенности человека и взаимоотношений его с другими людь­ми, мотивы его поступков и его переживания. Установка на сравнение себя с другим человеком выражена у подростка очень ярко. Особое внимание привлекают поступки – соб­ственные и чужие [14, с. 73].

По данным И. В. Дубровиной, личностная рефлексия начинает проявляться у 78% детей в возрасте 12-13 лет. У подростков наблюдается повышенная склонность к само­наблюдению, эгоцентризм, неустойчивость «образа Я»; об­наруживается феномен самоотвержения, самонеприятия.

Важным побуждающим моментом к тому, чтобы по­размышлять о себе, оказывается для подростка стремле­ние занимать уважаемое положение в кругу сверстников, общаться с товарищами, которые нравятся. Среди многих качеств, привлекающих ребят в тех людях, на которых они хотят быть похожими, на первом месте стоят нравствен­ные качества, затем качества мужественности. Преобладающие образцы подражания для подростков при этом – реальные люди.

В общении с товарищами и друзьями подросток учится познавать другого человека и себя, становятся богаче его представления о собственных качествах, недостатках и осо­бенностях – он сам сравнивает себя с товарищами, они также высказывают свои суждения о нем. Оценки взрос­лых важны для того, чтобы у подростка сложилась пра­вильная самооценка [13, с.160].

Психологические особенности подросткового возраста могут приобрести, при резкой выраженности, «подростко­вый комплекс», а обусловленные ими нарушения поведе­ния проявляются как «пубертатный криз».

И.С.Кон определил, что подростковый комплекс включает перепады настрое­ния от безудержного веселья к унынию и обратно без дос­таточных причин, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений со­четается с излишней самонадеянностью и безапелляцион­ными суждениями в отношении окружающих. Сентимен­тальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость – с развязностью, чувствен­ное фантазирование – с сухим мудрствованием, желанием быть признанным и оцененным другими [5, c. 67].

С точки зрения А. Е. Личко, суть «подросткового комплекса» составляют свойственные этому возрасту оп­ределенные психологические особенности, поведенче­ские модели, специфические подростковые поведенче­ские реакции на воздействия окружающей среды. К ним относятся реакции эмансипации, группирования со свер­стниками, реакция увлечения (хобби-реакция) и реак­ции, обусловленные формирующимся сексуальным вле­чением.

Дипломная работа — Сравнительный анализ характерных особенностей самооценки школьников

Смотрите также

Дипломная работа — Особенности проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Дипломная работа. – 88 с. Автор не известен.
Специальность – психология.

Аннотация.
Цель данной работы заключается в выявлении особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования является личность детей старшего дошкольного возраста.

Курсовая работа — Факторы, влияющие на формирование самооценки младших школьников

Дипломная работа — Образ мира молодежи и пенсионеров: Сравнительный анализ

Теоретико-методологические основания исследования образа мира
Психосоматический анализ возрастного образа мира личности

Цель исследования – осуществить сравнительный анализ психологических особенностей образа мира у молодежи и пенсионеров.
Объект исследования – образ мира личности.
Предметом исследования вы.

Дипломная работа Взаимосвязь детско-отцовских отношений и самооценки ребенка младшего школьного возраста

Агрессивное поведение младших школьников

Дипломная работа. – 2010. — 128 с.

Аннотация.
Цель исследования: изучение особенностей агрессивности в младшем школьном возрасте.

Объект исследования: агрессия.
Предмет исследования: психологические особенности агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.

Диплом — Связь самооценки и уровня личностной тревожности в среднем возрасте

Дипломная работа. – М. — ИППСТ, — 70 с. Автор не известен.
Специальность – психология.

Аннотация.
Объект исследования: свойства личности (самооценка и личностная тревожность).

Предметом исследования: связь самооценки и уровня личностной тревожности в среднем возрасте.

Цель данной работы состо.

Контрольная работа — Самооценка в подростковом периоде

Курсовая работа — Влияние самооценки и уровня притязаний подростка на развитие хореографических способностей

Курсовая работа по психологии — Самооценка в подростковом возрасте

БГПУ им. М. Танка, матфак.

Оглавление.
1. Введение.
2. Подростковый возраст и его специфика.
3. Самооценка подростка и ее структура.
4. Формирование самооценки.
5. Роль самооценки в развитии межличностных отношений.
6. Диагностика самооценки.
7. Способы повышения самооценки подростков.
8.

Диплом — Исследование особенностей социализации младших школьников

— Севастополь, СГГУ, 2010. 105с.

Введение
Глава I. Психологическое содержание феномена социализации
Отечественные и зарубежные подходы к изучению процесса социализации
Общая характеристика процесса социализации
Особенности социализации младших школьников
Глава II. О.

Особенности самооценки в подростковом возрасте

Главная > Курсовая работа >Психология

ГОУ ВПО «Оренбургская медицинская академия»


Кафедра общей психологии.


Курсовая работа: Особенности самооценки в подростковом возрасте.


Работу выполнила: студентка 21 кп группы Николаенко В. Э.


Научный руководитель: ассистент кафедры, Жакеева Ю. В.


г. Оренбург.


Оглавление

Глава 1. Особенности самооценки детей младшего подросткового возраста

Глава 2. Экспериментальное изучение самооценки детей младшего подросткового возраста

Глава 3. Практическая часть

Выводы и рекомендации

Список использованной литературы

Самооценка является важным регулятором поведения человека, от нее зависят взаимоотношения с окружающими, критичность и требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам. Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности, тесно связана с уровнем притязаний человека, то есть с трудностью целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным: возникают эмоциональные срывы, повышается тревожность.

Цель работы: изучить уровень самооценки в группе.

В данной работе нами решались следующие задачи:

Проанализировать литературные источники по данной проблеме.

На основе анализа источников построить схему исследования самооценки детей младшего подросткового возраста.

Обработать результаты и сделать соответствующие выводы.

экспериментальная группа в количестве 25 человек, из них 13 мальчиков и 12 девочек в возрасте 10-11 лет;

экспериментальная группа “Б” в количестве 25 человек, из них 12 мальчиков и 13 девочек также в возрасте 10-11 лет.

Для изучения уровня самооценки каждого ребенка группы была использована методика самооценки качеств личности (Т. Дембо – С. Рубинштейна)

1.1. Понятие “самооценка”.

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям [12].

Различают общую и частную самооценку. Частной самооценкой будет, например, оценка каких-то деталей своей внешности, отдельных черт характера. В общей, или глобальной самооценке отражается одобрение или неодобрение, которое переживает человек по отношению к самому себе.

Человек может оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения). Самооценка может быть высокой и низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности.

Процесс формирования глобальной самооценки противоречив и неравномерен. Это обусловлено тем, что частные оценки, на основе которых формируется глобальная самооценка, могут находится на разных уровнях устойчивости и адекватности. Кроме того, они могут по-разному взаимодействовать между собой: быть согласованными, взаимно дополнять друг друга или противоречивыми, конфликтными. В глобальной самооценке отражается сущность личности.

Читайте так же:  Можно ли женатому мужчине быть свидетелем

Итоговым измерением Я, формой существования глобальной самооценки является самоуважение личности. Самоуважение — устойчивая личностная черта, и поддержание его на определенном уровне составляет важную заботу личности. Самоуважение личности определяется отношением ее действительных достижений к тому, на что человек претендует какие цели перед собой ставит.

Совокупность таких целей образует уровень притязаний личности. В его основе лежит такая самооценка, сохранение которой стало для личности потребностью [16]. Уровень притязаний – это тот практический результат, которого субъект рассчитывает достичь в работе. В своей практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации. Как фактор, определяющий удовлетворенность или неудовлетворенность деятельностью, уровень притязаний имеет большое значение для лиц, ориентированных на избежание неудач, а не на достижение успехов. Существенные изменения в самооценке появляются в том случае, когда сами успехи или неудачи связываются субъектом деятельности с наличием или отсутствием у него необходимых способностей.

Следовательно, функции самооценки и самоуважения психической жизни личности состоят в том, что они выступаю внутренними условиями регуляции поведения и деятельности человека. Благодаря включению самооценки в структуру мотивации деятельности личность постоянно соотносит свои возможности, психические ресурсы с целями и средствами деятельности.

Знания, накопленные человеком о самом себе, а также глобальная самооценка, формирующаяся на основе таких знаний, позволяют сформировать многомерное образование, которое называется Я — концепцией и составляет ядро личности. Я — концепция — это более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми, осуществляет регуляцию своего поведения и деятельности.

Таким образом, важнейший компонент целостного самосознания личности, каким является самооценка, выступает необходимым условием гармонических отношении человека как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие.

Самооценка-отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику. Она может быть правильной (адекватной), когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет. В тех же случаях, когда человек оценивает себя не объективно, когда его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие, самооценка чаще всего бывает неправильной, то есть неадекватной.

Если человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он в действительности есть, то у него самооценка заниженная. В тех же случаях, когда он переоценивает свои возможности, результаты деятельности, личностные качества, наружность, характерной для него является завышенная самооценка.

Неадекватная самооценка осложняет жизнь не только тех, кому она свойственна, но и окружающих, тех людей, которые, в разных ситуациях – производственных, бытовых и других — общаются с ними. Конфликтные ситуации, в которых оказывается человек, очень часто являются следствием его неправильной самооценки.

Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди, как социальные существа, неизбежно включаются.

Самооценка является сложным личностным образованием. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.

1.2. Особенности развития самооценки детей младшего подросткового возраста.

Один из самых важных моментов в развитии личности подростка – формирование у него самосознания, потребности осознать себя как личность. У подростка возникает интерес к себе, своей внутренней жизни, качествам собственной личности, потребность в самооценке, сопоставлении себя с другими людьми. Он начинает всматриваться в самого себя, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. Потребность самосознания возникает из жизни, практической деятельности, определяется растущими требованиями взрослых коллектива. У подростка возникает потребность оценить свои возможности, для того чтобы найти свое место в коллективе.

На первых порах в основе самосознания подростка лежат суждения о нем других- взрослых (учителей и родителе), коллектива, товарищей. Младший подросток словно смотрит на себя глазами окружающих. С возрастом, помимо этого, начинает сказываться тенденция самостоятельно анализировать и оценивать собственную личность. Но поскольку подросток еще не обладает достаточным умением правильно анализировать собственные личностные проявления, то на этой основе возможны конфликты, порождаемые противоречием между уровнем притязаний подростка, его мнением о себе и его реальным положением в коллективе, отношением к нему со стороны взрослых и товарищей.

2. Экспериментальное изучение самооценки детей младшего подросткового возраста

Данное исследование проводилось в экспериментальной группе А и в эксперементальной группе Б. Исследование проводилось в групповом режиме, в равных условиях, в привычной обстановке.

В ходе исследования был использован метод тестирования.

Исходя из целей и задач , исследование было спланировано следующим образом

1 этап- изучение самооценки.

2 этап- анализ, обработка, интерпретация итогов исследования.

2.1. Описание методики.


2.1.1. Методика изучения самооценки (Т. Дембо-С. Рубинштейн)

Для исследования была применена методика изучения самооценки качеств личности Т. Дембо — С. Рубинштейна.

Целью данной методики является выявление уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования (например, установленных с помощью других методов трудностей в общении, для получения дополнительной информации можно предложить для оценки такое качество как общительность).

Материалом для исследования послужили ряд шкал (100 мм.), условно обозначающих проявление различных качеств личности (доброта, честность, сообразительность и др.)

Методика предполагает следующую процедуру проведения: Ребенку предлагается ряд шкал, условно обозначающих проявление различных черт личности, и следующая инструкция: «Допустим, что на этой линии расположились все люди мира в порядке повышения их состояния здоровья (пример со шкалой здоровья): внизу – самые больные люди, вверху – самые здоровые (те, которые никогда не болеют). Как ты думаешь, где твое место среди всех людей мира по состоянию здоровья?».

На примере оценки качества «здоровье» ребенок с помощью экспериментатора усваивает выполнение инструкции. Работу с остальными шкалами он осуществляет самостоятельно.

Высота самооценки определяется с помощью условного разбиения шкал на отрезки в соответствии с пятибальной системой. При этом одно деление на шкале является равным 0,5 балла. Исходя из этого подсчитывается средний балл самооценки. «Нормальной», «Средней» самооценкой принято считать самооценку со средним баллом 2.5 и немного выше; «Высокой» – со средним баллом 4–5; «Низкой» – со средним баллом 0-2.5.

2.2. Описание выборки испытуемых.

В качестве экспериментальной группы “А” были выбраны учащиеся 5–го “а” класса школы 14, обучающиеся по традиционной программе. Всего в количестве 25 человек, 12 девочек и 13 мальчиков. Возраст детей 10-11 лет. Особенность этого класса в том, что данный коллектив учащихся является “сборным”, то есть дети стали учиться вместе только с пятого класса.

В качестве экспериментальной группы “Б” были выбраны учащиеся 5 “б” класса школы 14, обучающиеся по традиционной программе, в количестве 25 человек, 13 девочек и 12 мальчиков. Возраст детей 10-11 лет. Дети данного коллектива обучаются вместе с первого класса.

Динамика самооценки личности в подростковом возрасте тема диссертации и автореферата по ВАК 19.00.07, кандидат психологических наук Макеева, Лариса Васильевна

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Макеева, Лариса Васильевна

Глава 1. Проблема изучения самооценки подростков в отечественной и зарубежной психологии.

1.1.Понятие самооценки в психологии

1.1.1 Личностный подход.

1.1.2 Структурно-динамический подход.

1.1.3. Деятельностный подход.

I.14. Функциональный подход.

II.5. Психотерапевтический подход.

1.1.6. Гуманистический подход.

1.2.Психологические особенности подросткового возраста.

1.2.1 Психологические особенности физического развития подростков.

12 2. Половая социализация подростков.

1.2.3 Подростковый кризис и особенности его протекания.

1.2.4. Подростковая субкультура.

1.2.5 Формирование идентичности в подростковом возрасте

1.3.Особенности самооценки подростков.

13. Меритерии анализа самооценки.

I 3 2. Динамика развития самооценки подростков.

1 3 3 Соотношение Я -реального и Я -идеального в структуре самооценки подростков.

Выводы по 1 главе.

Глава 2. Организация и методы исследования самооценки подростков 2.1 Лонгитюдные исследования самооценки и организация исследования.

2.2. Характеристика экспериментальных групп подростков.

2.3. Методы изучения самооценки подростков.

2.3.1.Методика « Личностный дифференциал ».

2.3.2 Метод экспертной оценки.

2.3 3. Социометрическое исследование.

2.3.4. Тест Айзенка .

2.4. ]У1атематическая обработка экспериментальных данных.

Глава 3 Половозрастные особенности самооценки подростков.

3.1. Динамика уровневых характеристик самооценки подростков. выводы по параграфу 3.1.

3.2. Возрастные особенности самооценки девочек.

3.2.1 .Возрастные особенности самооценки 10-1 1-летних девочек.

3 2.2 Возрастные особенности самооценки 11-12-летних девочек

3.2 3 Возрастные особенности самооценки 12-13-летних девочек

3 2 4. Возрастные особенности самооценки 13-14-летних девочек.

3 2 5. Возрастные особенности самооценки 16-17-летних девушек.

3.2 6 Сравнительный анализ самооценок и экспертных оценок 1617-летних девушек. выводы по параграфу 3 2.

3.3.Возрастные особенности самооценки мальчиков.

3.3.1 .Возрастные особенности самооценки 10-1 1-летних мальчиков

3 3 2 Возрастные особенности самооценки 11-12-летних мальчиков.

3.3.3. Возрастные особенности самооценки 12-13-летних мальчиков

3.3.4. Возрастные особенности самооценки 13-14-летних мальчиков.

3.3.5 Возрастные особенности самооценки 16-1 7-летних юношей.

3.3.6. Сравнительный анализ самооценок и экспертных оценок 16- 1 7-летних юношей. выводы по параграфу 3 3.

3.4. Соотношение Я — реального и Я -идеального в структуре самооценки подростков.

3.4 1. Структурные особенности Я -идеального мальчиков.

3.4.2. Структурные особенности Я -идеального девочек. выводы по параграфу 3.4.

3.5.Самооценка подростков и темперамент . выводы по параграфу 3.5.

3.6.Самооценка подростков и социометрический статус. выводы по параграфу 3.6.

3.7.Самооценка подростков и успешность школьного обучения. выводы по параграфу 3.7.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Динамика самооценки личности в подростковом возрасте»

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что самооценка является важным регулятором поведения человека. От самооценки во многом зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношения к успехам и неудачам как в учебном процессе, так и в других сферах взаимодействия с окружающими. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшую социализацию его личности.

Изучение динамики самооценки личности в подростковом возрасте является значимым и актуальным для дальнейшего совершенствования педагогического процесса в современной школьной практике.

В отечественной и зарубежной психологии обсуждаются такие вопросы как онтогенез самооценки, её структура, функции, возможности и закономерности формирования. Проблемы самосознания и самооценки личности рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных учёных ( Ананьева Б.Г., Анисимовой О.М., Божович Л И. Демидова Д.Н. , Визгиной A.B., Захаровой A.B. , Кона И.С, Леонтьева А Н., Лисиной A.M. , Спиркина А.Г., Столина В В., Рыбалко Е.Ф. и др.; в зарубежных — Бернса Р., Джеймса У., Кули Ч., Мида Дж., Куперсмита У. , Эриксона Э. и др. )

Сложность изучения проблемы самооценки определяется тем, что она органично включает в себя два взаимосвязанных аспекта: процессуальный и структурно — итоговый. Значимость данной проблемы, её недостаточная разработанность, потребность практических психологов в новых экспериментальных данных обусловили выбор темы настоящего исследования.

Объект исследования: школьники подросткового и юношеского возраста.

Предмет исследования: динамика самооценки у подростков в период подросткового и юношеского возраста.

Гипотеза исследования. Самооценка личности представляет собой сложную динамическую структуру, подверженную половозрастным изменениям, связанную с темпераментом , социометрическим статусом и успешностью школьного обучения.

Цель исследования’. Выявить половозрастные уровневые и структурные особенности самооценки и изменения в её развитии на протяжении подросткового и юношеского периодов.

1. В ходе семилетнего лонгитюдного исследования проследить динамику уровневых и структурных показателей самооценки у подростков в соответствии с возрастом и полом .

2. Изучить соотношение между Я — реальным и Я — идеальным в самооценках подростков .

3. Исследовать соотношение самооценки с темпераментными характеристиками и социометрическим статусом у подростков.

4. Исследовать взаимосвязи самооценки и успешности школьного обучения.

База исследования, исследование проводилось в средней школе 192 г. Санкт — Петербурга в 1993-2000г.г. В общей сложности в лонгитюдном опытно — экспериментальном исследовании приняло участие 126 человек -учащихся средних классов, а в качестве экспертов — 9 учителей.

Теоретическая значимость 1″. Впервые выполнено семилетнее лонгитюдное исследование самооценки подростков.

2. Выявлено, что самооценка подростков имеет половозрастные структурные особенности на всех этапах подросткового возраста . Полученные данные вносят вклад в исследование структурных элементов самосознания (Я -реальное, Я — идеальное ), выявлены особенности соотношения Я — образов , взаимосвязанные с социометрическим статусом подростков.

3. Выявлено, что самооценка подростков положительна, большинство (85%) личностных качеств сохраняют свою относительную устойчивость и лишь 15% личностных качеств значимо изменяется.

4. В результате анализа литературы сформулированы и описаны подходы в изучении самооценки: личностный, структурно — динамический, деятельностный, функциональный, психотерапевтический, гуманистический.

Практическая значимость исследования

1. Разработан и внедрён комплекс психолого — педагогических мероприятий по формированию адекватной самооценки школьников. Создана и апробирована программа « Психология личности » для подростков.

2. Полученные в ходе настоящего исследования результаты, сделанные на их основе выводы и рекомендации используются в практической деятельности школьных психологов.

3. Представленные в работе результаты, методики исследования и обработки результатов включены в курсы « Возрастная и педагогическая психология », « Психология общения » в акушерском медицинском колледже и медицинском училище при BMA им. С.М. Кирова г. Санкт-Петербурга.

Апробация и внедрение результатов исследования:

Основные положения отражены в 9 публикациях. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на всероссийской научно — практической конференции «Проблемы и пути духовно — нравственного воспитания личного состава ОВД » (1994), на региональной научно — практической конференции « Законность, правопорядок и борьба с преступностью » (1995), на X Всероссийской конференции по педагогике ненасилия «Педагогика как диалог — диалог педагогик» (1995), на международной научно-практической конференции « Общество, право, полиция » (1996), на студенческой научно- практической конференции « Ананьевские чтения»(1999), на У Всероссийской конференции « Практическая психология в школе » (2000), на ХХУП Международном Конгрессе Психологии в Швеции (2000), на конференции » Актуальные проблемы юридической психологии» в академии МВД (2001), на УП Европейском Конгрессе психологии в Лондоне (2001), на У1 Всероссийской конференции « Практическая психология в школе ».

Основные положения, выносимые на защиту

1. Самооценка подростков (Я — реальное, Я- идеальное) имеет сложную динамическую структуру, которая подвержена возрастным изменениям на протяжении всего подросткового периода. Структурные (качественные) характеристики самооценки подростков более динамичны, чем уровневые (количественные).

2. Уровневые и структурные особенности Я — реального и Я -идеального у подростков имеют значительные различия, что составляет потенциал для активного процесса самосовершенствования личности в подростковом возрасте.

3. Структура и содержание Я — идеального имеет половозрастные особенности на каждом этапе подросткового периода и претерпевает значительные изменения на протяжении всего подросткового периода.

4. Взаимосвязи самооценки подростков с их темпераментными характеристиками, социометрическим статусом и успешностью школьного обучения проявляются и изменяются по-разному в разных возрастах.

Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, приложения и списка литературы. Диссертационная работа изложена на 185 страницах машинописного текста, содержит 7 таблиц, 26 рисунков, 8 таблиц и 1 рисунка в приложении. Список литературы насчитывает 254 наименований, в том числе 19 на английском языке.

Заключение диссертации по теме «Педагогическая психология», Макеева, Лариса Васильевна

Выводы по параграфу 3.7.

1 В подростковом возрасте успешность в обучении и некоторые качества и самооценки взаимосвязаны. Чем успешнее подростки в игольном обучении, тем выше они оценивают свои нравственные и волевые качества

2 Успешные в обучении подростки имеют более высокий личностный статус среди сверстников на протяжении всего подросткового возраста

3. Сходство у 12-13- летних девочек и мальчиков проявилось в том, что успешные в школьном обучении учащиеся имеют высокий учебный и личностный статусы среди одноклассников. Высокие школьные оценки впервые связаны не только с нравственными, но и с волевыми качествами

Читайте так же:  25 лет не хочу ребенка

4 У 13-14- летних мальчиков школьные оценки сильнее связаны с волевыми качествами самооценки. Кроме того, школьные оценки взаимосвязаны у них также с личностным статусом, что подтверждается литературными данными об ориентации мальчиков на результат и успех в деятельности.

Заключение и выводы

Проблема самооценки личности относится к числу фундаментальных, поскольку она затрагивает глубинные основы детерминации поведения. Особенно эта проблема остро стоит в подростковом возрасте, когда развитие самосознания и самооценки становится центральным психологическим процессом

В настоящей работе предпринята попытка изучить развитие самооценки на протяжении всего подросткового периода С учётом полученных результатов была разработана авторская программа « Психология личности » для учащихся восьмых классов средней школы Программа апробировалась в средней школе 192 в течении четырёх лет в 1993-1997г.г Одна из задач этой программы: формирование адекватной самооценки у подростков, развитие рефлексии как средства саморазвития.

В целом, выдвинутая в начале исследования гипотеза подтвердилась Однако, в своей работе мы не смогли охватить всех аспектов, связанных с развитием самооценки подростков . Эта тема требует дальнейшей разработки Дальнейшее исследование самооценки подростков может быть направлено на : изучение соотношения самооценок и экспертных оценок, при этом в качестве экспертов на всех этапах подросткового возраста могут выступить не только учителя, но и родители и сверстники; продолжение лонгитюдного исследования самооценки испытуемых.

На основании проведённого исследования мы сделали следующие выводы :

1. В ходе лонгитюдного семилетнего исследования было выявлено, что 80-90% подростков имеет среднюю и высокую самооценку , 10- 20% -низкую В процессе школьного онтогенеза обнаружена слабая динамика уровневых (количественных) характеристик самооценки подростков, изменяется самооценка 8-14% всех качеств, в то время как самооценка 8692% всех качеств остаётся относительно устойчивой. Это свидетельствует о том, что уровневые характеристики самооценки (высокая, адекватная, низкая)

-155в основном формируются на более ранних этапах онтогенеза — в дошкольном и младшем школьном возрасте. Нравственные качества приобретают субъективную значимость в самооценках подростков начиная с 12-13 лет. У 13-14-летних подростков возрастает критичность самооценок.

2. В процессе школьного онтогенеза происходят изменения степени интегрированности разноуровневых показателей самооценки. С возрастом уменьшается количество взаимосвязей и число показателей, входящих в корреляционные плеяды, что свидетельствует о возрастании когнитивной сложности самооценки по мере взросления личности. Неизменными остаются 20-25% связей в структуре самооценки, 75-80% связей изменяются

3. Половозрастные различия проявляются как в уровневых, так и в качественных, структурных особенностях самооценки. Когнитивная сложность самооценки у девочек в раннем подростковом возрасте (10-12 лет) выражена в большей степени, чем у мальчиков, что подтверждает положение о более раннем созревании самосознания девочек . Уровневые показатели самооценки 16-17-летних девушек и юношей становятся схожими, тогда как структурные особенности имеют качественное своеобразие.

4 Половозрастные особенности самооценки проявились в том, что в структуре самооценки девочек важную субъективную роль наряду с внешностью играют нравственные качества добросовестный, добрый, честный, дружелюбный, отзывчивый . На протяжении всего изучаемого периода центральным качеством у девочек является уверенность, что свидетельствует о важности этого параметра в самооценке девочек.

Одним из центральных в структуре самооценки мальчиков на протяжении всего подросткового возраста является коммуникативное качество — общительный . Начиная с 12 лет, в структуре самооценки мальчиков возрастает роль волевых качеств, что связано с особенностями их полоролевой идентификации

5 Сравнительный анализ самооценок и экспертных оценок 16-17-летних девушек и юношей показал , что в целом девушки более критично, чем юноши относятся к своим личностным качествам, особенно волевым. У девушек и юношей вызывают затруднения самооценка психодинамических качеств, таких как энергичность, напряжённость, упрямство. Социально -одобряемые качества (отзывчивый, дружелюбный, честный и т.д.) оцениваются девушками выше, чем социально- неодобряемые ( упрямый, напряжённый суетливый).

6. С возрастом у подростков изменяется соотношение Я — реального и Я — идеального. Степень когнитивной сложности Я — идеального увеличивается. Содержание Я- идеального стабилизируется , что проявляется в увеличении схожести с Я — реальным у 16-17-летних .

7. Я — идеальное подростков имеет специфические половозрастные особенности . С возрастом меняется содержание Я — идеального подростков (количество связей, их структура). У 12 -летних мальчиков содержание Я -идеального фрагментарно, при этом центральными в структуре Я — идеального являются волевые и деловые качества. В 13 лет в структуре Я — идеального мальчиков появляются новые корреляционные плеяды, в центре которых нравственные качества. Содержание Я — идеального 16-летних юношей приобретает большую цельность и полноту и структурировано вокруг волевых, деловых и нравственных качеств. У 12-13- летних девочек содержание Я — идеального более разноплановое, чем у мальчиков; центральными в его структуре являются волевые, деловые и нравственные качества. В 16-летнем возрасте в содержании Я — идеального девушек преобладающими становятся нравственно-этические качества

8. В ходе исследования обнаружились взаимосвязи между темпераментными характеристиками и самооценкой. Подростки с высокими показателями экстраверсии высоко оценивают свои нравственные, волевые и коммуникативные качества. Подростки с высокой степенью интроверсии оценивают эти качества ниже. Подростки, проявляющие признаки эмоциональной нестабильности ниже своих одноклассников оценивают свою привлекательность, самостоятельность, независимость.

8. Были выявлены взаимосвязи между самооценкой и социометрическим статусом подростков. Подростки отдают предпочтение сверстникам с высокой самооценкой. Статус подростков в учебной деятельности и личностный социометрический статусы взаимосвязаны на

— 3 5? — протяжении всего подросткового периода. Самооценка девочек в большей степени взаимосвязана с их статусом .

9. В подростковом возрасте успешность школьного обучения и некоторые показатели самооценки взаимосвязаны. Чем успешнее подростки в обучении, тем выше они оценивают свои нравственные и волевые качества . Основные положения исследования отражены в следующих публикациях автора:

1. Ценностные ориентации подростков // Педагогика как диалог- диалог педагогик : тезисы докладов X Всероссийской конференции по педагогике ненасилия, 14.04. СПб 1995.с 71-72

2. Транзактный анализ как ключ к саморазвитию личности подростка .// там же , с.72-73

3. Возрастная динамика самооценки подростков // Тезисы к студенческой конференции СПбГУ, апрель 2000,

4. Dynamics of adolescent’s( teen-ager’s) self-consciousness// International Journal of psychology- abstracts XXYII International Congress of Psychology, Stockholm, Sweden, July 23-28, 2000, psychology press-476 p, p 151-152

5. Развитие самооценки в процессе социализации учащихся // Практическая психология в школе . цели и средства- тезисы У Всероссийской конференции 12.11.2000

6. Половозрастные особенности самооценки выпускников средней школы // Актуальные проблемы юридической психологии: тезисы конференции , 17.05,2001-Академия МВД-120с.,с.52 .

7. Gender psychological peculiarities of teen-ager’s self-esteem// Book of Abstracts , European Congress of psychology 1-6 July,2001,London, European federation of professional psychologists associations, 241p.,p 161-162

8. Психологические особенности самооценки учащихся подросткового возраста // Психология в школе : практический психолог — профессия нового века : материалы У1 Всероссийской конференции 1-3.11.01-СПб, Иматон,2001г-348 е., с. 126

9. Психологическое обследование детей с речевыми проблемами // там же , ( в соавторстве) с.251

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Макеева, Лариса Васильевна, 2002 год

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М : Академия, 1997. — 700 с.

2. Абрелева М.М. Взаимосвязь самооценок детей и оценок родителей в дошкольном возрасте. Дисс к. п. н. JI., 1988.- 161с.

3. Абульханова К.А. Психология и сознание личности. Избранные психологические труды. М. МОДЭК 1999г. -224с.

4. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации: сб. науч. тр./под ред. Бодалева A.A., Ковалева Г А М АПН СССР ,1983.-98с.

5. Александрова Ю.Б. Динамика самоотношения и отношения к другому у взрослого человека (25-35 лет) Автореф. к.п.н. М., 1999. -20с.

6. Альманах психологических тестов .- М.: « КСП »,1995 400с.

7. Амишаускене Р.В. Связь ценностных ориентаций студентов с социально -психологическими характеристиками академических групп. Диссертация насоискание степени кандидата психологических наук. Л. 1985г. -182с.

8. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Избранные психологические труды .т.2 М.: Педагогика, 1980. 288с

9. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания : учебное пособие для студентов психологических и педагогических специальных ВУЗов М.: Аспект пресс, 2000 — 287с.

10. Андреева Г.М. Психология социального познания М, 1980

11. Аникеева Н. П. Воспитание игрой .-М,-1987 -143 с.

12. Анисимова О.М. Самооценка в структуре личности студента: Автореф. к. п.н. Л., -17с.

13. Анцыферова Л.И. Психология самоактуализирующейся личности в работах А. Маслоу //Вопросы психологии .- М., 1973 № 4

14. Артемьева Е Ю., Мартынов Е М. Вероятностные методы в психологии. -М.-.МГУ, 1975.-207с.

15. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности М Мысль, 1976,- 158с.

16. Асмолов А.Г. Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А Н. Леонтьева М. 199917. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ 1990.-367с.

17. Атватер И. Я вас слушаю. М.Экономика -1984. -111с.

18. Батракова С И. Основы профессионально- педагогического общения. -Ярославль 1986.

19. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М.:Семья и школа -202 с.

20. Белобров Д.Н. Идентичность подростка в современном обществе //сб. Психолого педагогические проблемы развития личности в современных условиях: Тезисы докладов межвузовской научной конференции, С-Пб.: изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 1999,- с. 275-278

21. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб. Лениздат, 1992 400с.

22. Берне Р. Развитие Я концепции и воспитание — М.: Прогресс, 1986 -420с.

23. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе М. 1997. -297с.

24. Бодалёв A.A. Психология о личности .- М.: МГУ, 1988. -188с

25. Бодалёв A.A. Личность и общение (избранные труды).- М. Педагогика, 1983.-271 с.

26. Бодалёв A.A. Общение и формирование личности школьника .М. Педагогика, 19870- 147с.

27. Бодалёв A.A., Криволап Л И. О некоторых особенностях формирования у подростков симпатии к другим людям //Общение как предмет теоретических и прикладных исследований. Л. 1973.

28. Богданова С И. Общение со сверстниками как фактор социализации учащейся молодежи. Дисс. кандидат психологических наук. Л.: 1990.-211с.

29. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте М.: Просвещениею 1968 — 464с.

30. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание .- М.: Знание. 1979г.-96с.

31. Бондаревский В.Г. Беседы о самовоспитании. (Для учащихся старших классов)-М.: Просвещение 1976.-127с.

32. Бордовская Н.В., Реан А.А Педагогика: учебник для ВУЗов СПб: Питер, 2000 -299с.

33. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний: Учебное пособие.-М.: ин-т РАН , 1993-141с.

34. Боязитова И В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции при переходе детей от дошкольного к младшего школьного возраста. Автореф. к.п.н. М., 1998.-21с.

35. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М 1999 363с.

36. Бэрон Р., Ричардсон Д.- Агрессия .- СПб.: Питер 1997.-330с

37. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии: книга для учителей и родителей М.: Просвещение, 1992 .- 255с.

38. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи, записки детского психиатра: кн для учителей и родителей- М.: Просвещение, 1988 207с

39. Визгина А.В Роль внутреннего диалога в самосознании личности. Автореферат на соискание звания кандидат психологических наук М 1987.-. 20с.

40. Винокуров А.И. Взаимосвязь индивидуальных и личностных характеристик человека. Дисс. к. п. н .-СПб.: СПбГУ, 1996. -242с.

41. Волкова НА. Динамика ценностных ориентаций в структуре личностных характеристик у школьников. Автор, дисс. к. п. н Л.: ЛГУ 1983 -15с.

42. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей / Бурменская Г.В., Карабонова O.A., Лидере А.Г.- М.:МГУ, 1990,- 136с.

43. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии .- М.: Союз, 1997 -220с.

44. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб.: Союз М., 1997.-144с.

45. Гаврилова Т.П. Эмпатия и её особенности у детей младшего и среднего школьного возраста .- Автореф. к. п. н. М. 1977.-22с.

46. Гамезо М.В., Герасимова B.C., Горелова Г Г. Возрастная психология: личность от молодости до старости: учебное пособие. -М.: Ноосфера, 1999 -272с.

47. Гейжан Н.Ф. Психолого -педагогические основы индивидуализации профессионального воспитания .- Автореф. докт. пед. н,- СПб, 1995 -54с

48. Годфруа Ж. Что такое психология : в 2-х тт. 1 пер. с франц.,-М. Мир, 1992.-496с.

49. Голод С.И. Будущая семья : какова она? -М, 1990. -62с.

50. Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта -Автор, докт. пед. наук -СПб, 1995.-96с.

51. Гурин Л. Г. Психологические аспекты в организации экспертного оценивания. М.: ВЦ Ран , 1999- 41 с.

52. Демидов Д.Н. Соотношение образов Я реальное и Я -идеальное и проблемы подростков .- Автор. К.п. н. СПб, 2000 -19с.

53. Десфонтейнес Л.Г. Ценностные ориентации на различных этапах развития личности. Дисс. к. п. н .- СПб.: СПбГУ, 1995 -148с.

54. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: книга для учителя и родителей М: Просвещение, 1987.-205с.

55. Добрович А.Б. Глаза в глаза. -М. Просвещение ,1982.-207с.

56. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. М.: Яуза -1996.-253с.

57. Драгунова Т.В. Подросток М.: Знание , 1976.-96с.

58. Дубовская Е.М. Кричевский Р.Л. Психология малой группы теоретический и прикладной аспекты .- М.:МГУ, 1991-205с.

59. Емельянов Ю.Н. Общественные воспитатели несовершеннолетних М.: Юридическая литература, 1974.-72с.

60. Ерастов Н.П. Психология общения: пособие для студентов — психологов .- Ярославль: ЯрГУ, 1979- 96с.

61. Ермолаев О.Ю. Марютина Т.М. Индивидуальность школьника и компьютеры. М.: Знание 1990. -80с.

62. Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни (книга для учителей и родителей) М: Просвещение 1990.-253с.

63. Заззо Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды.//Вопросы психологии.-1967. №2 с. 111-134.

64. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. М.: Педагогика ,1986 -109с.

65. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. -М. :Просвещение , 1986 -127с.

66. Захарова A.B. Когнитивные аспекты оценочной деятельности школьника // Психологические проблемы учебной деятельности школьника/ Под ред. В В. Давыдова. М., 1977. с.270-273.

67. Захарова A.B., Андрущенко Т.Ю. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности // Вопросы психологии. 1980. №4 с.90-99

68. Захарова A.B. Деятельностный подход к изучению самооценки // Психодиагностика и школа: Тезисы симпозиума. Таллин , 1980. с. 11-14

69. Захарова A.B., Боцманова М.Э. Особенности рефлексии как психического новообразования в учебной деятельности. //Формирование учебной деятельности школьников .- М., 1982. с. 152-163.

70. Зюбин Л.М. Психология воспитания: методическое пособие. М.: Высшая школа, 1991- 96с.

71. Исурина Г.Л. Групповая психотерапия ,-М: Медицина ,1990 383с.

72. Каган В.Е. Психосексуальное воспитание детей и подростков .- Л : Лик, 1990,-63с.

73. Каган В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и « образ Я» у подростков // Вопросы психологии №3 1989г.

74. Как определить и развить способности ребёнка. СПб.: Респекс, 1996 -432с.

75. Каменская В.Г. Психология общения (Структура системы эго -защитных процессов в онтогенезе поведения). СПб .Образование, 1993 — 26с.

76. Кан Калик В.А. Основы профессионально- педагогического общения. -Грозный, Чеч.-Инг. Ун-т, 1979- 138с.

77. Кан — Калик В.А. Учителю о педагогическом общении книга для учителя -М., 1987- 190с.

78. Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог .-СПб.: Питер, 1994.-219с.

79. Карвасарский В.Д. Психотерапия. М ,:Медицина , 1986-ЗОЗс

80. Карнеги Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей. -Киев

81. Кирай Девай Формирование идеального Я в школьном возрасте/УПсихологические исследования познавательных процессов и личности//М: 1983.

82. Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие .- М: Педагогика. 1991 -171 с.

83. Клюева Н.В., Касаткина Ю-В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность.(Популярное пособие для детей и педагогов). Ярославль: Академия развития 1996.-240с.

84. Князева М.Л. Ключ к самосозиданию . М.: Молодая гвардия, 1990 -253с.

85. Ковалев Г.А. Психология личности. М: Просвещение, 1969.-391с.

86. Ковалев Г.А. О возможностях активной коррекции межличностных отношений. М. 1981.

87. Колесов Д.В. Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка .- М.: Просвещение ,1986- 80с.

Читайте так же:  Как вести себя если мужчина перестал звонить

88. Колеченко А.К. Развивающаяся личность и педагогические технологии: методические рекомендации .- СПб:УПМ, 1992- 103с.

89. Колеченко А. К. Психологическое обеспечение педагогических технологий учебного процесса в школе .- СПб: УПМ , 1997-189с.

90. Колеченко А.К. Ученическое посредничество в школьных конфликтах (методические рекомендации).- 1997-58с.

91. Колеченко А.К. Психологическое обеспечение учебного процесса в школе. СПб: УПМ, 1998 378с.

92. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах : общие и возрастные особенности .- Минск: Тетрасистема.-2000-431с

93. Коломинский Я.Л. Психология общения. М.: Знание , 1974-96с.

94. Коломинский Я.Л. Человек: психология. Книга для учащихся старших классов М.: Просвещение , 1980-391с.

95. Кон И.С. Дружба: этико -психологический очерк .- М. . Политиздат, 1980. 348с.

96. Кон И.С. В поисках себя. М.: Политическая литература, 1984. -255с.

97. Кон И.С. Психология ранней юности. М : Просвещение, 1989.-255с.

98. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности .М. 1984,- 355с.

99. Корнеева Л.Н. Самооценка как.фактор саморегуляции пилота: Автореф. к. п. н,-Л. 1984,- 17с.

100. Коростылёва Л.А. Психология самореализации личности: основные сферы жизнедеятельности .- Автор. Док.пс. н. СПб,2001-39с.

101. Краковский А.П. О подростках. Содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка М. Педагогика , 1970-272с.

102. Кричевский P.Jl. Социальная психология: личность и общение Учебное пособие ,-М: РАГС , 2000-114с.

103. Кроник A.A. Межличностное оценивание в малых группах. Киев Наук Думка,- 1982- 159с.

104. Крохина И.М., Крупенин А. Эффективный учитель .- Ростов: Феникс, 1995.

105. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников: книга для учителей и классных руководителей,- М.: Просвещение , 1976- 303с.

106. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребёнка от рождения до 17 лет .- М.: РОУ , 1996.-180с.

107. Левис Ш., Левис Ш.К. Ребёнок и стресс. СПб: Питер-Пресс ,1996. -208с.

108. Левитин К.Е. Личностью не рождаются М : Наука 1990г-208с.

109. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность .- М.: Политиздат 1974- 304с.

110. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики .-М.: МГУ 1981.-584с

111. Липкина А.И. Психология самооценки школьника: Автореф. д. п.н. М.1974-35С.

112. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения .- М, 1986. 144с.

113. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл 1993 43с.

114. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростка М. .Медицина ,-1977-208с.

115. Лук А.Н. Эмоции и личность .- М : Знание ,1982,-176с.

116. Лучшие психологические тесты / под ред. Кудряшова А.Ф.Петрозаводск: Петроком ,1992. -318с.

117. Люблинская A.A. Детская психология: учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов М.: Просвещение, 1971-415с.

118. Люшер М. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы .- Воронеж. НПО МОДЭК, 1993,- 152с.

119. Масгутова С.К. Основные проблемы подросткового возраста в контексте школьной психологической службы. Автор. К.п.н. -М 1988г-21с.

120. Мастеров Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности .- М.: Интерпракс, 1994. -155с.

121. Межличностное восприятие в группе /под ред. Андреевой Г.М., Донцова А.И.-М.: МГУ, 1981.-293с.

122. Мелешенкова И.П. Комплексное исследование личности подростка в условиях социально- психологического кризиса .- Автореф. К.п.н., Ярославль,2001 -22с.

123. Мельников В.М., Ямпольский Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985,- 319с.

124. Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. 2-е изд. -Пермь, 1964-304с.

125. Мерлин B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание. Пермь, 1990. -1 Юс.

126. Милтс A.A. Гармония и дисгармония личности .- М. Политиздат, 1990.-222с.

127. Мир детства: Подросток / Под ред. А. Г. Хрипковой -М.: Педагогика, 1989.-288с.

128. Михайловская И.Б., Вершинина Г.В. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения .- М.: Просвещение, 1990,- 143с.

129. Моросанова В. И., Коноз Е.М. Регуляторные аспекты экстраверсии и нейротизма : новый взгляд //Вопросы психологии №2 2001 с.59-73.

130. Мотков О.И. Психология самопознания личности .- М: 1993.-96с.

131. Мудрик A.B. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих: книга для учащихся М.: Просвещение 1990 -189с.

132. Мухина B.C. Возрастная психология (учебник для студентов ВУЗов). М: Академия, 1997.-432с.

133. Насырова O.A. Психологические особенности самосознания гиперактивных младших подростков. Автореф. К.п.н М. 1999.-21с.

134. Наш проблемный подросток: Учебное пособие .- СПб .:Союз- 144с.

135. Немов P.C. Психология: пособие для учащихся: 10-11 кл М: Просвещение , 1995.-239с.

136. Никитинская М.И. Психологические особенности идеалов подростков и старших школьников М: Советская педагогика, 1976 №11

137. Никольская A.A. Психология и школа: избранные психологические труды .- М.: Ин-т практ. Психологии, Модэк ,- 1997.-349с.

138. Обозов H.H. Типы личности, темперамент и характер. СПб 1997.-36с.

139. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы .- М : Тривола 1995 357с.

140. Общая психодиагностика /под ред. Бодалёва A.A., Столина В.В./-М.: изд. МГУ, 1987 -303с.

141. Ожегов С И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка .- М: A3, 1995.-928с.

142. Ольшанский В.Б. Психология практикам: учителям, родителям и руководителям .- М: Тривола ,1996.-264с.

143. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера .- М:, Просвещение, 1988.-224с.

144. Пезешкиан X. Основы позитивной психологии Архангельск: изд. Архангельского мед. Ин-та, 1993-116с.

145. Петренко В.Ф. Экспериментальная психосемантика : исследование индивидуального сознания. //Вопросы психологии №5 1982 /

146. Петровская JI. А. Компетентность в общении социально -психологический тренинг М.:МГУ, 1989-216с.

147. Петрулите А.Р. Когнитивный и эмоциональный компоненты в структуре образа Я у студентов: автореф. к.п.н.

148. Пиз А. Язык телодвижений .- Нижний Новгород : Ай кью, 1992,-262с.

149. Платонов К.К. Структура и развитие личности М Наука, 1986. -254с.

150. Познай себя: Диагностические методики самопознания. Ставрополь: СКИУУ, 1995.-72с.

151. Поливанова КН. Психологический анализ кризисов возрастного развития //Вопросы психологии .- 1994 № 3 с 61-69

152. Популярная психология для родителей / под ред. Бодалбва A.A.- М -Педагогика, 1989.- 256с.

153. Портнова А.Г. Возрастная динамика индивидных и личностных характеристик учащихся в связи со школьной адаптацией. Автореферат к. п. н. СПб ,-2001,- 19с.

154. Потбмкина О Ф. Способ составления психологического портрета и автопортрета .- М. : ин-т психологии ИПАН , -1993-27с.

155. Практическая психология /под ред. Тутушкиной М.К.- М. изд. Ассоциация строит. Вузов 1997.-333с.

156. Прихожан A.M. К анализу генезиса самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте. // Воспитание, обучение и психическое развитие . ч.З-М 1983.-708с.

157. Прихожан A.M. Анализ содержания « образа Я » в старшем подростковом возрасте у учащихся массовой школы и школы- интерната. /Возрастные особенности психического развития детей/ М. 1982.-163с.

158. Прихожан A.M. Психологический справочник или как обрести уверенность в себе: книга для учащихся. М.: Просвещение, 1994.-191с.

159. Прихожан A.M., Толстых H.H. Подросток в учебнике и в жизни. М.: Знание, 1990-79с.

160. Проблемы психологии личности (материалы финского симпозиума) М: Наука 1982 -246с.

161. Проблемы психологии современного подростка: сборюж научных трудов АПН СССР // ред. Фельдштейн Д.И. М: Политическая литература 1990- 160с.

162. Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов: сборник .- Л.:ЛГУ,- 1976-248с.

163. Психология. Словарь /под ред. Петровского A.B.- М: Политическая литература, 1990 494с.

164. Психология в школе: практический психолог- профессия нового векаЛ Материалы YI Ежегодной Всероссийской научно- практической конференции .СПб: Иматон , 2001

165. Психология индивидуальных различий (тексты) /под ред. Гиппенрейтер Ю.Б.- М.: МГУ, 1982.-318с.

166. Психология: учебное пособие для начальной школы /под ред. Дубровиной И.В.-М.: Гардарика, 1998.-176с.

167. Психология современного подростка/под ред. Фельдштейна Д.И М.: Педагогика, 1987.-236с.

168. Психология развивающейся личности / под ред. Петровского A.B.- М.: Педагогика, 1987 238с.

169. Психологическое самообразование: читая зарубежные учебники, проблемы психологии личности // пер. с англ., под ред. Матюшкина A.M.- М.: Школа-пресс, 1992- 111с.

170. Рабочая книга школьного психолога /под ред. Дубровиной И.В.- М: Просвещение, 1991.-352с.

171. Раев М.А. Психологическая близость со значимыми лицами и некоторые особенности самооценки старшеклассников / Проблемы общения и воспитание, т.2 Тарту, 1974.

172. Райкрофт « Критический словарь психоанализа» .- СПб : Ин-т психоанализа, 1995г.-249с.

173. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста .- СПб.: Питер, 1999 -624с.

174. Реан A.A., Лукин С.Е. Методическое руководство по исследованию типов акцентуаций .- СПб.: Иматон,1993 47с.

175. Российское сознание. психология, феноменология, культура: межвузовский сборник научных работ. Самара : ТОР , 1994-296с.

176. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности// пер. с нем. .- М.: Мир, 1994 -319с.

177. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология Л.: ЛГУ, 1990.-256с.

178. Рыбалко Е.Ф. Становление личности // сб.Социальная психология личности .- Л.: Знание, 1974- 222с, с. 20-31

179. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. -М: Педагогика , 1976-416с.

180. Рогов E.H. Настольная книга практического психолога в образовании. /Учебное пособие/- М.: Владос, 1996.-528с.

181. Рудестам К. Групповая психотерапия : психокоррекционные группы ( теория и практика) М.: Прогресс, 1993 — 367с.

182. Савонько Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентаций на самооценку другими людьми /Изучение мотивации поведения детей и подростков / под ред. Божович М.: Педагогика, 1972. -352с.

183. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения//под ред. Ядова В.А. -Л.: Наука, 1979-264с.

184. Семейное воспитание: краткий словарь /сост. Гребенников И.В., Ковинько Л.В.-М.: Политиздат, 1990.-319с.

185. Семёнов В.Е. Социальная психология искусства : предмет, концепция, проблемы .- Автореф. док.психол.н.-СПб, 1995- 36с.

186. Семенова В’). Сопиков .All Рассуждение о рассуждениях (рефлексивность сознания личности)// Социальная психология личности Л 1974

187. Силяева I,- Г Возрастная психология Теоретический курс авторизованного изложения М:М’.)ГУ. 1993- 155с

188. Сшиокова I’ M Динамика отношения к себе \ детей младшего школьною возраста Автореф к.п н Казань. 1998 -22с

189. Скопылаюв ИД. Виноградова ГА Психологические основы управления педагогическими коллективами учебное пособие для ст\ дептов ВУЗов .-Томбов: 2000

190. Солдатова 1Л Креативность в структуре личности (на примере развития креативности в подростковом возрасте) С116 199(> -242с

191. Социальная психология личности в вопросах и ответах (учебное пособие) под ред. Лабунской В.А,- М.: I ардарики. 1999.-397с.

192. Спиридонова С.Б. Особенности развития и формирования самопознания в младшего школьного возраста Автореф. к п п Казань . I 99К -22с

193. Скиркнн А Г Сознание и самосознание М: Полит, литература 1972 -202с1.96

194. Справочник по психологии и психиатрии детскою и подросткового во фас i а -CI16 I 1итер. 1999 -752с

195. С таровойтенко Г.Б. Жизненные отношения личное и модели психологического) развития Киев Лыбидь . 1992-2 15с

196. Столиц В В Самосознание личности. М МГУ. 1983 284с

197. Сычева Т Ь Жизненные позиция учащейся молодежи (соцпа. п.по-психоло! ичсский аспект) дис к.п.п.-Л. 1985. 182с

198. Стивеис Дж Приручи своих драконов (Как обратить свои недостатки в достоинства) СПб. Питер Пресс 1996 -48с

199. Тарасов Е-. Популярная психотерапия . М: Фаир, 1997-320с

200. Тарасов С.Г. Основы применения математических методов в психологии (учебное пособие) СПб: СпбГУ, 1999-116с

201. Теплов Б.М. (учебник для средней школы) М 1954 -255с.

202. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника (популярное пособие для родителей и педагогов).- Ярославль: Академия развития -240с

203. Толстых 11.11 Социальная ситуация развития и проблема возраста // Формирование личности в онтогенезе/ Под ред. Дубровиной И В VI АПП СССР 1991

204. Тулупьева Т В Психологическая защита и особенности личности в юношеском возрасте Автореф к.п н. СПб.2001- 19с

205. Турусова О В. Динамика становления субъекта самооценивания : дис. К.п.н Л. 1991.-243с.

206. Универсальные тесты профессора Айзенка СПб: Стелла, 1995 -143с

207. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно содержательные характеристики процесса развития личности : избранные труды .- М.:Флинта 1999-670с.

208. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М: межд педагогич. академия 1995 -156с

209. Философский словарь М 1989.-815с

210. Франкл В. Человек в поисках, смысла. Под ред. Гозман М Прогресс 1990 -386с.

211. Франселла Ф., Ьаннистер Д. Новый метод исследования личности: руководство по репертуарно- личностным методикам // пер с англ Под ред. Забродина М: Прогресс, 1987- 232с.

212. Фридман Л.М. Волков К Н. Психологическая наука -учителю. М 1985

213. Фридман Л.М., Пушкина Т А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: кн. для учил елей М.: Просвещение 1988. -207с.

214. К. Флэйк Хобсон и др. Мир входящему: развитие ребенка и его отношений с окружающими -М: центр общечеловеческих ценностей 1992 -511с.

215. Фрумин ИД, Эльконин БД. Образовательное пространство как пространство развития, школа взросления //Вопросы психологии 1993.№1 с.24-32

216. Хохлова Е В. Особенности Я концепции старшеклассников и структура взаимоотношений в группе. Дипломная работа. ЛГУ 1990 -57с.

217. Хьелл Л., Зиглер Л. Теории личности: основные положения, исследования и применение, учебное пособие для ВУЗов// пер. с англ. -СПб Питер , 1998- 606с.

218. Цукерман Г А. Психология саморазвития: задача для подростков и ихпедагогов. М: Интерпракс 1994.-156с.

219. Цукерман Г А. Десяти двенадцатилетние школьники, «ничья земля в возрастной психологии».//Вопросы психологии 1998. с. 17- 31

220. Чеснокова И И. Проблема самосознания в психологии М.:Наука, 1977-144с.

221. Шадура А.Ф. Психологическая коррекция отклонений в самосознании личности в подростковом и раннем юношеском возрасте Автореф к п. н М 1991. -18с

222. Шмидт В.Р. Взаимосвязь самоотношения и умственного развития учащихся 1-2 класса. Автореф. к.п.н. М. 1998 -19с.

223. Шарп Д. Типы личности. Юнговская типологическая модель -Воронеж: НПО МОДЭК 1994,- 128с.

224. Шибутани Т. Социальная психология // сокр. перевод с англ.- М. Прогресс,- 1969-535с.

225. Шмелев А.Г. Традиционная психометрика и экспериментальная психосемантика : объектная и субъектная парадигмы анализа данных /Вопросы психологии 1982г.№5/.

226. Шумилин Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника// под ред. Давыдова В. В.- М.: Педагогика , 1979-152с 229. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи СПб: Питер. 1999 652с.

227. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М: Прогресс 1996.-344с 234 Ядов В. А. Социальная идентификация личности// Социальная психология -М : ИС, 1994 153с.

228. Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб : Изд. Михайлова -639с

229. Abstracts of the XXVII Congress of psychology IUPsyS 2000-p.476

230. Adelson J. The development of ideology in adolescence NY Halsted Press, 1975. p 63-78

231. Ames L., Ilg F , Baker S. Your ten-to-fourteen-year-old -NY. Delacorte Press, 1988- 275

232. Barenboim C. Developmental changes in the interpersonal cognitive systems from middle childhood to adolescence // Child Devel. 1977.V 48 p 1467-1474

233. Beane J A middle school curriculum from rhetoric to reality/ Columbus, Ohio: NMSA, 1990 -537p.

234. Book of Abstracts. YII-th European Congress of psychology 1-6 July 2001, European Federation of Professional Psychologists Associations-24 lp

235. ChazanM., Larng A., Davies D. Emotional and behavioral difficulties in middle childhood. L.: The Falmer Press, 1994- 288p.

236. Family therapy Volume 29, Taylor and Francis group- 81 p/

237. Kohlberg L. The psychology of moral development: The nature and validity of moral stages. N Y : Holt, Rinehart and Winston, 1984 285p

238. Lewis C Aspects of Human Development. BPSbooks ,1995, 64p 246. Psychologist -vol. 4№ 6- Epy — 223p.

239. Psychology (The science of behaviour) Neil Carlson , 2000-744p.

240. Rappard H.R. Psychology as self- knowledge. Van Gorkum Assen The1. Netherlands. 1979- 347p.

241. Schave D, Schave B Early adolescence and the search for self A developmental perspective. N Y ; L.: Preager, 1989 —263p.

242. Simmons R.G., Blyth J. Children’s competence: The impact of pubertal change and school context, N.,Y., De Gruyter, 1987 263p.

243. Self-knowledge. Oxford university press. 1994 241 p

244. Suttone C Child and Adolescent Behavioural Problems : A Multi-disciplinary Approach to Assessment and Intervention. BPSbooks -2000-320p

245. Tucker N. Adolescence, Adulthood and Ageing. BPSbooks- 2000- 48p 254. Turner P. Sex, Gender and Identity -BPSbooks ,1995,-56p