Меню

Самооценка школы за год

Часть 1
Что такое самооценка школы?

Как мы работаем?

Люди всегда рассуждают о качестве местных школ и об образовании в общенациональном масштабе. В отчетах инспекции Ее Величества по образованию (ИЕВО) дается детальный ответ на вопрос об образовании в общенациональном масштабе: Насколько хорошо поставлено образование в Шотландии? Отчеты о стандартах и качестве работы школ, составляемые местными властями, ставят своей целью дать ответ на вопрос: Насколько хорошо поставлено образование на территории данной администрации?

Это издание стремится помочь учителям дать ответ на вопрос: Насколько хорошо работает наша школа? Оно подсказывает, как выделить наиболее сильные стороны в деятельности школы, определить направления, по которым следует улучшить работу, помогает составить отчеты о соблюдении стандартов и качестве работы, а также планы дальнейших действий.

Насколько хорошо работает наша школа?

То, что мы понимаем под качеством, с течением времени меняется под влиянием изменений в обществе и нашего опыта. Все, кто имеет отношение к сфере образования, вовлечены в постоянный процесс познания, а также развития своих идей, будь то ученики, управленцы, учителя, родители или чиновники системы образования. По мере развития нашего мышления, изменяется и наш взгляд на то, что такое «очень хорошее» или «отличное» обеспечение. Так что для эффективно работающей школы самооценка, изменения и совершенствование являются естественными и необходимыми вещами. Школы подотчетны обществу, и в качестве учителей мы вовлечены в процесс согласования целей и установок своей работы для того, чтобы совершенствовать учебную деятельность обучающихся. Занимаясь этим, мы исходим из:

собственной оценки того, в чем нуждаются учащиеся и общество, для которого мы трудимся;

взглядов родителей, учащихся и общества в целом;

рекомендаций местных и общенациональных органов;

отчетов об исследованиях эффективности получения знаний и обучения.

Хорошая школа знает:

к чему она стремится;

насколько она успешна в достижении поставленных целей;

что нужно поддерживать на достигнутом уровне, а что улучшать;

выполняют ли свою задачу введенные изменения.

Если образовательное учреждение знает эти вещи и действует соответственно, оно на верном пути к созданию системы, обеспечивающей качество работы. Сердцевиной такой системы является самооценка школы.

Что такое самооценка школы?

Самооценка образовательного учреждения состоит в ответе, в частности, на такие вопросы:

Как мы работаем в этой школе?

Как мы работаем в этом классе?

Как мы работаем в этом подразделении школы (в методическом объединении, на кафедре и т.д.)?

Как мы работаем в этом коллективе 1 ?

Под этим подразумевается:

общий анализ ключевых областей работы – учебного плана, успеваемости, учебы и обучения, помощи учащимся, моральных целей, ресурсов и управления, руководства и обеспечения качества;

детальный анализ конкретных областей работы, которые считаются успешными или вызывают озабоченность.

Поводом к детальному анализу может быть:

какой-либо вопрос, возникший в ходе общего анализа;

регулярное мероприятие, в ходе которого рассматривается работа школы;

проект, появившийся в результате осуществления общенациональных задач или целей, поставленных местными властями и, возможно, разработанный в содружестве с местными школами, общинами, представителями бизнеса или иными учреждениями, такими, например, как учреждения здравоохранения или социального обеспечения;

текущий контроль выполнения первоочередных задач в рамках плана развития школы;

вопрос, возникший в ходе изучения мнения родителей или учеников;

проверка обеспеченности школы, проведенная местной образовательной администрацией на предмет соблюдения качества и улучшения работы;

инспекция со стороны ИЕВО;

анализ информации о результатах работы образовательных учреждений, осуществляющих образовательные услуги, представленный местной администрацией.

Проанализировав (используя строго определенные методы измерения успеха) все ключевые области за несколько лет, школы могут увидеть, что необходимо улучшать или поддерживать на достигнутом уровне. Самооценка также является важным этапом планирования.

Как самооценка связана с планированием?

Чтобы составлять эффективные планы, необходимо знать, как вы работаете в настоящее время. Это очевидно. Эффективная самооценка закладывает прочную основу для хорошего планирования.

Планирование осуществляется на всех уровнях образовательной системы.

На общенациональном уровне ставятся первоочередные задачи и цели по основным аспектам образовательной деятельности. В свою очередь региональные власти определяют направления по улучшению работы на местном уровне, принимая во внимание свои собственные обстоятельства. Школы используют эти поставленные задачи для того, чтобы выработать свои первоочередные проекты и наметить цели.

На всех уровнях важной стадией в процессе планирования являются консультации. В школах в ходе консультаций во внимание принимаются мнения, выраженные родителями, школьным советом и учащимися.

Хорошо управляемое планирование:

способствует эффективности учебы и обучения;

сосредотачивается на улучшении качества успеваемости учащихся и приобретении ими социального опыта;

гарантирует, что изменения управляются и проверяются теми, кто их осуществляет;

помогает быть реалистичными в установлении приоритетов, целей и сроков;

помогает наилучшим образом использовать школьный бюджет и ресурсы.

Хороший план развития охватывает все эти факторы. Он объединяет цели школы и результаты самооценки. Он намечает стратегию развития школы, приоритетные проекты и устанавливает ясные цели. Эффективный цикл самооценки и планирования мероприятий – ключ к обеспечению качества и совершенствованию работы.

Что можно сказать об обеспечении качества и совершенствовании?

Проверка качества охватывает все аспекты школьной жизни. Она включает в себя обеспечение такого положения дел, при котором равенство и справедливость являются неотъемлемым элементом в повседневной работе школ. Качество и равенство при этом «встроены», а не «пристроены». Проверка качества нацелена на утверждение такого идеала, при котором только лучшее имеет право на существование. Добиваться того, чтобы обеспечение качества было встроено в образ нашего мышления и в наши действия в школах – задача административных органов образования, директоров, преподавателей и вспомогательного штата при поддержке родителей и ИЕВО. Сотрудничая, мы можем добиться существенного улучшения качества шотландского образования.

Как связаны между собой самооценка школ, оценка со стороны ИЕВО и административных органов образования?

Все мы должны иметь возможность получить внешнюю оценку своей деятельности. Оценка работы шотландских школ на общенациональном уровне выполняется ИЕВО. И нет никакой мистики в том, что оценка ИЕВО охватывает те же самые области, что и школьная самооценка, и использует показатели и язык, которыми оперируют школы и преподаватели.

Административные органы образования играют важную роль при оценке и контроле работы в подведомственных школах. Но, фокусируя внимание на различных сторонах работы школы, чиновники одновременно сосредотачивают свои усилия и на непрерывном усовершенствовании системы образования, добиваясь оптимальных результатов. Будучи заняты в этом процессе, они, как и ИЕВО, используют те же самые показатели и терминологию, что применяется и школами.

Следовательно, самооценка школы и внешняя ее оценка, хотя и служат разным целям, тем не менее, укрепляют у всех нас стремление к рефлексии собственной деятельности. В рамках самооценки школы и внешней ее оценки, вне зависимости от того, сделана она административными органами образования или ИЕВО, исследуются приоритеты школы, стандарты и достижения в ключевых областях, упомянутых ранее. Школы и административные органы образования могут составить такие оценки, исходя из тех же самых вопросов, что и ИЕВО:

Насколько хорошо учатся учащиеся?

Насколько хорошо руководят школой?

Насколько эффективна школа?

Как нам это узнать?

Мы можем узнать, как мы работаем, сравнивая наши достижения с ожиданиями, выраженными в рамках, поставленных нашей школой целей. В прошлом мы вполне оправданно смотрели на показатели классной работы и школьные оценки. Однако нужно также принимать во внимание индикаторы, которые отражают более широкие понятия. Это может быть сделано с помощью показателей качества, приведенных в части 3, а также других фактических материалов, таких, например, как результаты анализа мнений родителей и учеников и результаты экзаменов.

Качественные показатели помогают нам судить о состоянии школьного обеспечения. Они касаются ряда факторов, которые влияют на эффективность изучения материала учащимися и в некоторой степени контролируются школами. Они:

помогают нам судить о качестве работы по ряду критериев;

определяют области, которые требуют детального анализа;

помогают школьным руководителям принимать решения с учетом общей картины сильных и слабых сторон в работе;

Оценивая работу с помощью этих показателей, мы можем обратиться к множеству источников с фактическими данными:

оценка школой успеваемости учащегося;

качество работы в пределах общенационального уровня достижений для детей в возрасте 5–14 лет и программы общенациональной квалификации;

мнения родителей, учеников, а также других заинтересованных сторон и пользователей;

анализ других данных;

другие критерии, используемые в рамках обеспечения качества.

Методы оценки школой успеваемости учащегося

Эти методы могут помочь нам оценить качество преподаваемого курса и успеваемости учащихся. Такая оценка может проводиться в различных формах:

путем применения к работе над курсом критериев оценки для детей в возрасте 5–14 лет или оценок по системе Шотландской квалификационной организации;

путем оценки прогресса в плане достижения отдельных целей всеми учащимися, включая их профильные предметы и индивидуальные образовательные программы (ИОП) для детей с особыми нуждами;

путем оценки мероприятий, имеющих отношение к учебному плану и разрабатываемых отдельными школами.

При оценке акцент может меняться в соответствии с учебными планами, возрастом учащихся и уровнем развития.

Оценка работы в соответствии с общенациональным уровнем достижений для детей в возрасте 5–14 лет, оценка работы в соответствии с общенациональной системой квалификации и достижением целей в рамках ИОП

Ежегодно каждой средней школе и административным органам образования рассылаются стандартные таблицы оценки работы в соответствии с общенациональной системой квалификации. Отдельные начальные, средние и специальные школы сопоставляют свои результаты с общенациональным уровнем достижений для детей в возрасте 5–14 лет в чтении, письме и математике, а также результаты достижения целей в рамках ИОП. Они могут также сопоставить сведения о работе учащихся на разных этапах их образования – например, исходные данные на самых ранних стадиях их школьного опыта или данные, составленные в соответствии с общенациональным уровнем достижений для детей в возрасте 5–14 лет в других областях обучения. Многие административные органы образования собирают и анализируют информацию о работе всех школ в своем районе. Эти анализы помогают школам определить и оценить:

области, где есть конкретные сильные или слабые стороны, как, например, в сфере составления учебных планов, на каком-то уровне образования или во всей школе;

положительные или отрицательные тенденции, развивающиеся в течение продолжительного периода времени;

продвижение ученика в рамках школьной системы.

Существует множество местных и общенациональных изданий, которые дают рекомендации относительно того, как школы могут более тщательно оценивать успеваемость учащихся.

Мнения родителей, учащихся и других заинтересованных сторон и пользователей

Положительный образ школы влияет на успеваемость, уровень усвоения знаний и ожидаемые результаты. Хорошие школы выслушивают и принимают во внимание мнения учеников, родителей, персонала и общественности множеством разных способов. Некоторые школы разрабатывают свои собственные опросные анкеты. Другие используют анкеты, применяемые ИЕВО в ходе проверок, либо анкеты, составленные другими организациями, контролирующими качество работы. Регулярно собираемые данные в результате таких обзоров способствуют созданию благоприятной перспективы для образовательных услуг, предоставляемых такими школами.

Анализ других данных

Родители, школы и административные органы образования имеют доступ к целому ряду данных, например, касающихся качества работы или посещаемости. Некоторые из них школы получают в течение всего года. Другие публикуются в общенациональных отчетах. Отдельные административные органы образования могут собрать информацию, касающуюся местных проблем, проектов усовершенствования или некоторых аспектов успеваемости, из подопечных школ.

Данные такого рода позволяют школам и органам образования:

проводить сравнения на общенациональном и местном уровнях;

проводить долгосрочные сравнения;

делать выводы в отношении поставленных целей и ожидаемых результатов в пределах школы.

Показатели качества в части 3

Все источники фактических данных, которые обсуждались выше, дают важную информацию, на которую нужно полагаться, оценивая качество работы в пределах школы и, в частности, делая выводы с использованием показателей качества. ИЕВО и отделы образования также используют их в своих оценках качества работы в школах.

Эти показатели могут быть полезны:

в рамках проверки всей школы при определении областей для совершенствования;

при анализе успеваемости, чтобы определить факторы, которые ей способствуют;

для общей оценки всей работы школы в рамках процесса планирования;

для более детального рассмотрения какой-либо конкретной области в ходе регулярного цикла самооценки;

для последующей работы над вопросами, которые выявились при анализе мнений родителей и учащихся;

для слежения за ходом осуществления первоочередных проектов в рамках плана развития школы и для оценки его выполнения;

для оценки качества работы по отдельно взятому вопросу, который может быть специфическим для данной школы или может иметь значение в общенациональном или местном масштабе.

Можно использовать эти показатели так же, как и ИЕВО, для ответа на следующие вопросы:

Насколько хорошо учатся учащиеся?

Насколько хорошо руководят школой?

Насколько эффективна школа?

Применение общенациональных критериев, основанных на консенсусе, способствует выработке согласованности и общего языка при обсуждении уровня усвоения знаний учащимися. Административные органы образования и школы могут использовать показатели качества в своих собственных производственных процессах. Учителя могут применять их при планировании совершенствования работы, когда они обдумывают, каким образом лучше всего поднять успеваемость в классе.

Как мы используем показатели качества в ходе самооценки?

Показатели качества могут помочь нам оценить, в каком объеме выполняются школьные задачи. Тем более, что поставленные каким-либо ОУ задачи, всегда вызывают интерес в плане их выполнения. В национальных и местных изданиях публикуются данные об ожидаемых результатах в отношении учебных планов, образовательных ступеней или вопросов, касающихся процессов учебы и обучения. Вместе с поставленными школами задачами они помогают согласовать показатели качества с существующей системой, предлагая параметры для ориентира. Они могут быть оценены с помощью шкалы из шести уровней качества работы, которая является неотъемлемой частью каждого показателя. Эти шесть уровней, которые используются ИЕВО при проверках, следующие:

– явные сильные стороны

– сильные стороны в важных областях работы при наличии аспектов, требующих улучшения

– сильные стороны несколько перевешивают слабые

– слабые стороны в важных областях работы

– явные слабые стороны

В сфере образования есть масса способов, с помощью которых можно оценить школу. Мы должны принять во внимание, что отнесение школы к тому или иному уровню всегда будет в большей степени результатом профессионального навыка, чем технической процедуры. Тем не менее, следует последовательно применять следующие общие руководящие принципы.

Оценка «отлично» относится к положению дел, которое само по себе представляется образцовым. Обучение учащихся и усвоение ими знаний находятся на очень высоком уровне. Оценка «отлично» отражает высокий стандарт состояния дел, который может служить примером наилучшей практической работы и заслуживает распространения за пределами данной школы. Она подразумевает, что такой весьма высокий уровень качества работы может быть обеспечен и сохранен.

Оценка «очень хорошо» относится к положению дел, которое характеризуется явными сильными сторонами в работе. Лишь очень немногие области требуют совершенствования, но и они лишь в незначительной степени снижают качество обучения учащихся. Несмотря на то, что оценка «очень хорошо» представляет собой высокий стандарт состояния дел, он должен быть достижим для всех. Он означает, что совершенно правильно будет продолжать вести дела таким же образом, без каких-либо значительных поправок. Вместе с тем от школы ожидают, что она воспользуется возможностью улучшить свою работу, стремясь довести ее уровень до отличного.

Читайте так же:  Господи я не хочу ребенка

Оценка «хорошо» относится к положению дел, которое характеризуется сильными сторонами в важных областях работы. Взятые вместе, они определенно перевешивают какие-либо потребности в улучшениях. Эта оценка отражает состояние дел, при котором сильные стороны в работе имеют значительное позитивное воздействие. Вместе с тем качество обучения учащихся снижено в некоторых аспектах, нуждающихся в улучшении. Она подразумевает, что школа должна стремиться к дальнейшему совершенствованию сильных сторон в важных областях своей работы и вместе с тем принять меры к улучшению работы там, где это необходимо.

Оценка «адекватно» относится к положению дел, при котором сильные стороны в работе едва перевешивают слабые. Такая оценка означает, что учащиеся имеют доступ к базовому уровню качества обучения. Она представляет собой стандарт, в рамках которого сильные стороны в работе школы оказывают положительное воздействие на обучение учащихся. Вместе с тем, несмотря на то, что слабые стороны в работе не столь весомы, чтобы оказать отрицательное воздействие на учащихся, они, тем не менее, сдерживают общее развитие качества обучения. Эта оценка означает, что школа должна принять меры для улучшения работы в своих слабых областях, одновременно укрепляя сильные.

Оценка «неудовлетворительно» ставится тогда, когда имеются явные слабые стороны в положении дел в школе, требующие немедленного исправления. Обучение учащихся находится в значительной степени под угрозой. Почти во всех случаях персоналу, отвечающему за состояние дел в школе, которое оценено как неудовлетворительное, требуется помощь со стороны старших управляющих в деле составления планов и при осуществлении необходимых мер для улучшения работы. Это может включать в себя работу с другим персоналом или учреждениями в школе или вне ее.

Оценки, которые выставляются в ходе самооценки школы и ее проверок, просто помогают персоналу задаться правильными вопросами. Они не предлагают готовых ответов. Соответственно, оценки не должны суммироваться по разным показателям или превращаться в проценты. В таких случаях процентные показатели в лучшем случае могут оказаться бессмысленными, а в худшем – ввести в заблуждение. Например, ничего не значат слова о том, что 75% всех оценок в отчете школы о проведенной самооценке или о ее проверке являются оценками «хорошо» или «очень хорошо». Без дальнейшей интерпретации исходные проценты могут скрыть тот факт, что обучение в школе повсеместно слабое, что все оценки по двум из восьми предметов в средней школе являются низкими или что-либо подобное.

Более того, неправильно будет «усреднять» показатель улучшения качества по шести уровням оценок. Вместо этого мы всегда должны применять принцип распределения по частоте встречаемости. Весьма полезно бывает взглянуть на системы оценок по каким-либо конкретным показателям, так как это помогает определить, локализована или повторяется по всей школе та или иная сильная или слабая сторона в ее работе. Это поможет персоналу сосредоточиться на источниках слабости и наметить соответствующие первоочередные меры по совершенствованию или распределению ресурсов. С течением времени тенденции в работе помогут понять, привело ли то или иное конкретное действие к намеченному улучшению.

Проведение общего анализа

Можно ежегодно анализировать все показатели качества и относить каждый из них к одному из шести уровней на основе профессионального суждения. Этот процесс раздельного осмысления может проходить в рамках всей школы или отдельных ее частей и коллективов. Он должен основываться на готовом и доступном фактическом материале и оказывать немедленное обратное воздействие на те области работы, которые отличаются своими сильными сторонами или вызывают наибольшую озабоченность.

Проведение детального анализа

Общий анализ даст вам картину общего состояния дел. Однако вы можете провести более детальный анализ определенных областей работы, обратившись к более широкому ряду фактических данных:

в тех областях работы, которые до этого не были охвачены плановой проверкой;

в определенных областях, вызывающих беспокойство, или в областях, где какие-то действия были уже предприняты и где вы хотите оценить прогресс;

в областях, имеющих отношение к национальным приоритетам или к местным задачам по усовершенствованию работы.

В тех случаях, когда какая-либо инициатива исходит извне, вам не следует ставить задачу в этой области с нулевого уровня. Вполне возможно, что это уже сделано на национальном уровне или на уровне административных органов образования. Вместо этого лучше сосредоточиться на определении того, что нужно сделать, чтобы выполнить эту задачу.

Вне зависимости от того, проводите вы общий или детальный анализ, важно, чтобы вы полностью оценили положение дел. В этом как раз и может помочь вам внешняя оценка со стороны административных органов образования или со стороны ИЕВО. Их оценка, основанная на анализе положения дел в большом количестве школ, служит важным фактором регулирования. Такое регулирование помогает вам понять, что ваши суждения точны и ваши ожидания результатов соответствуют ситуации и в достаточной мере побудительны. Внешнее регулирование оценки также придаст вам уверенность в справедливости собственных оценок.

Национальные стандарты и отчеты о качестве работы школ, включая и те, что касаются отдельных аспектов, связанных с составлением учебных планов, также дают вам важные ориентиры, которые можно использовать при проведении оценки работы вашей собственной школы, сектора или коллектива. Вы можете встретить отчеты о проверках отдельных школ по всей Шотландии на веб-сайте ИЕВО (http://www.hmie.gov.uk). На этом веб-сайте также публикуется информация, касающаяся дополнительных источников с рекомендациями о том, как пользоваться показателями качества.

Что мы собираемся делать в настоящее время?

Ответив на вопросы Как мы работаем? и Как нам это узнать?, вы должны перейти к планированию улучшений и составлению отчета о стандартах и качестве работы в школе. Самооценка является неотъемлемой частью обоих процессов.

В разделе плана развития школы, посвященном проверкам, вы будете составлять краткую оценочную сводку результатов самооценки с указанием сильных сторон в работе и того, что нуждается в развитии, с вашей точки зрения.

В разделе, посвященном мероприятиям, вы будете перечислять первоочередные задачи и цели, поставленные в рамках планирования улучшений в работе, которые следует выполнить для удовлетворения нужд школы.

В вашем отчете о стандартах и качестве работы вы будете подробно освещать результаты проведенной самооценки. Возможно, вы сосредоточитесь на детальном анализе одного или нескольких аспектов каждой ключевой области за последние три года или другой период. Если это не представляется возможным, вы сможете собрать фактический материал в ходе общего анализа качества работы школы.

Вам пригодятся показатели шести уровней качества работы, которые помогут вашему отчету стать основательнее и вместо простого описания положения дел дадут ему настоящую оценку. Эти шесть уровней должны позволить вам сделать такие выводы о качестве работы, как: «Большинство учащихся соответствует национальному уровню обучения или превосходит этот уровень по чтению … или … почти во всех классах отмечена слабая способность к решению задач по математике . или . хотя в некоторых секторах существует хорошая практика работы, оценочная сторона деятельности как составляющая преподавания поставлена повсеместно слабо. Многим секторам школы предстоит еще освоить пересмотренные школьные правила для выработки сравнительных параметров успеваемости учащихся и для установления регулярной обратной связи».

В хорошем отчете о стандартах и качестве работы должны быть:

прописаны наиболее важные сильные стороны работы;

определены уровни работы, которых следует придерживаться;

определены нужды и приоритеты развития, а также поставлены задачи.

Могут быть случаи, когда по некоторым аспектам работы ответом на вопрос Что мы собираемся делать в настоящее время? будет В настоящее время ничего. Это объясняется тем, что, несмотря на неважное положение дел в каком-либо рассматриваемом секторе работы, оно соответствует приемлемому стандарту, в то время как имеются проблемы, которые вызывают гораздо большую озабоченность.

Ответ на вопрос о том, что следует делать в настоящее время, поможет вам выбрать управляемое количество первоочередных проблем, для решения которых вы можете поставить конкретные, выполнимые и поддающиеся оценке задачи. Первоочередные задачи должны:

отражать цели, поставленные школой;

включать в свой временной цикл общенациональные приоритеты и соотносимые местные задачи по улучшению работы;

быть увязаны на уровне коллектива с первоочередными задачами школы;

вести к составлению ясных планов действий.

Подготовка отчетов о стандартах и качестве работы является составной частью процесса планирования и самооценки. Вы должны подавать отчеты в соответствии с временным циклом, установленным для этого вашим руководством, а также предоставлять его на рассмотрение школьного сообщества и других заинтересованных сторон. Этот отчет должен также включать в себя вопросы для обсуждения с работниками административных органов образования и их мнения о стандартах и качестве работы в соответствии с общей точкой зрения административных органов образования. Последние будут ссылаться на ваш отчет, а также на отчеты других школ при составлении сводных отчетов о стандартах и качестве работы в рамках административных органов образования. ИЕВО будет использовать его в качестве отправной точки для своих проверок. Наконец, он может быть использован при планировании соответствующей поддержки со стороны консультативных и вспомогательных органов.

1 В рамках данного издания термин «коллектив» включает в себя самые различные группы людей, которые работают в дошкольных учреждениях и школах. В качестве примера можно привести персонал дошкольных учреждений и детских ясель, учителей определенного уровня начальной школы, членов «управления» средней школы, старших управленцев, персонал, занимающийся инструктажем и оказывающий помощь при обучении, рабочие группы, группы партнерских учреждений, технический, офисный и административный персонал.

Приемы самооценки и самоконтроля в начальной школе

Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент, наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации), должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы.

Система контроля и оценивания учебной работы школьника не может ограничиваться узкой целью – проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения.

В своей работе используем следующие приемы самооценки и самоконтроля:

1) Словесные приемы

а) Для развития самооценки и самоконтроля в конце уроков задаются следующие вопросы:

– Что ты узнал на уроке?
– Чему научился?
– За что себя можешь похвалить?
– Над чем еще надо поработать?
– Какие задания тебе понравились?
– Какие задания показались трудными?
– Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?

б) используем наглядное пособие, которое помогает в оценивании своих достижений

Сегодня на уроке я …
Мне удалось…
Я могу похвалить…
Я недостаточно…
Я старался…

Свою работу в конце недели, в конце месяца можно оценить с помощью рисунка. Дети на подсознательном уровне изображают свою самооценку в цвете, в изображении какого- либо предмета. Например : изобразить дерево настроения, цветок настроения, облачко настроения и.д. или раскрасить в цвете какой-либо предмет.

Такой прием используем особенно в первом классе, когда дети еще не умеют писать. Также такой прием используется и во 2, 3, 4 классах наряду с другими приемами.

5) Личный дневник школьника

Используем дневник школьника, авторами которого являются Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева и др. с одной стороны в него включены все необходимые элементы традиционного дневника школьника, а с другой стороны он предназначен для развития у младших школьников самоорганизации, самоконтроля и самооценки.

Начинаем работу с того, что на родительском собрании знакомим родителей с дневником, с правилом работы с ним. После этого на классном часе знакомим детей с содержанием дневника.

В 3-4 классах в начале каждой недели ученики класса пишут цель на эту неделю, для этого отведена специальная строчка. Например « На этой неделе буду активно работать на уроках», «Я постараюсь получать хорошие отметки». В конце недели школьники могут оценить степень достижения цели. Например « Я выполнял домашние задания самостоятельно», «На этой неделе я получил 5 по русскому языку» и др.
При ведении дневника ученик ежедневно оценивает свои достижения, анализирует свои достижения и недостатки, а также ищет пути устранения последних. Благодаря ведению дневника младший школьник может научиться планировать свои дела на неделю, на месяц. Для этого на листе «План моих дел» он отмечает, какие важные дела, в какие дни ему нужно сделать. Добиться регулярности записей помогают родители. В конце дневника напечатано содержание программ по предметам.

Обучающиеся проводят самоанализ в конце четверти, в конце года под руководством учителя. Такая работа служит и дополнительным источником мотивации ученика, и создает ситуацию успеха. Работа с дневником будет более эффективной и понятной, если он ведется с первого класса. Хотя в первом классе дети не умеют писать, они могут оценивать свои достижения в дневнике при помощи условных обозначений.

При регулярной работе над дневником можно отметить, что к 4 классу у большинства учеников формируется субъективность учебной деятельности, причем ярко проявляется в развитии таких компонентов, как учебно-познавательный интерес, целеполагание и оценка. Также они умеют анализировать свою деятельность, искать причины неудач и пути их исправления в школе и вне нее.

6) «Портфель ученика»

Работу с «Портфелем ученика» начинаем с первого класса. Дети вместе с родителями собирают все творческие работы, начиная с первого и по четвертый классы.

В конце 4 класса все работы просматриваются учениками, отбираются на взгляд учеников лучшие работы, делаются выводы, какие предметы удавались лучше, какие предметы удавались не совсем хорошо. Выявлялись причины неудач, ставилась цель к учебной деятельности в 5 классе.

По результатам проделанной работы проводилась конференция, на которую приглашали будущих классных руководителей. Для выступления были предложены следующие вопросы:

– Чем отличился на протяжении всех 4 лет обучения.
– По каким предметам был успешнее?
– Какие предметы не совсем удавались? В чем причина?
– На что будешь обращать внимание в 5 классе?
– Какую цель поставишь в 5 классе?

7) Анализ работы за четверть, за год, за период обучения.

В конце четверти в 3-4 классах наряду с тем, что выставляем четвертные отметки, проводим самоанализ своей учебной деятельности. Для этого используем следующие вопросы:

– Что удалось в этой четверти?
– По каким предметам результаты получились лучше?
– Что не получилось? В чем причина?
– Какую цель поставишь в следующей четверти?

Читайте так же:  Лист самооценки ученика на уроке по фгос математика 5 класс

В конце года также проводим самоанализ своей работы. Для этого используем следующие вопросы:

– Какими результатами первой четверти можешь гордиться?
– Над чем еще необходимо поработать?
– По каким предметам возникали затруднения? В чем причина?
– Какую цель поставишь на следующую четверть?

Такой прием наиболее эффективен в 4 классе. Используем при групповой форме обучения. Дети, работая в группах, оценивают работу своей и других групп. И в конце работу оценивает учитель.

Для того, чтобы развитие самооценки было эффективным следует выполнять следующие условия:
1. Совместная разработка учителем и учениками четких эталонов оценивания для каждого конкретного случая;
2. Создание необходимого психологического настроя обучающихся для анализа собственных результатов;
3. Обеспечение ситуации самостоятельного свободного эталонного оценивания учащимися своих результатов;
4. Сопоставление и выводы об эффективности работы;
5. Составление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.

Самооценка учащихся начальной школы

Столичный учебный центр
г. Москва

Развитие самооценки учащихся начальной школы.

Самооценка — это оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Она во многом определяет отношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. От самооценки зависит активность человека и стремление к самосовершенствованию. Она развивается путем постепенной интериоризации внешних оценок, выражающих общие требования, в требования человека к самому себе.

Самооценка человека зависит от множества факторов. Психологи, однако, пользуются формулой:

Повысить самооценку можно либо максимизируя успех, либо минимизируя неудачи. Расхождение между притязаниями и реальным поведением человека ведет к искажениям самооценки. Чем выше притязания, тем большими должны быть успехи, чтобы человек чувствовал себя удовлетворенным.

Обнаруживается уровень самооценки не только в том, как человек говорит, а и в том, как он поступает.

Заниженная самооценка проявляется в повышенной тревожности, постоянной боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. Заниженная самооценка разрушает у человека надежды на хорошее отношение к нему и успехи, а реальные свои успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные. Для человека с заниженной самооценкой многие проблемы кажутся неразрешимыми, эти люди очень ранимы, их настроение подвергнуто частым колебаниям, они острее реагируют на критику, смех, порицания. Они более зависимы.

Формирование самооценки младших школьников

Контроль и оценка результатов обучения являются обязательным компонентом процесса обучения. Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту.

Сложившаяся годами система оценки качества учебных достижений учащихся имеет серьёзный недостаток. Это направленность оценки исключительно на внешний контроль, сопровождаемый санкциями, а не на поддержку улучшения результатов, ориентация преимущественно на проверку репродуктивного уровня усвоения знаний, умений и навыков. Роль оценки сводится к постоянному принуждению. В результате этого у многих учащихся возникает пренебрежение к качеству полученных знаний, чувство неприязни к педагогу.
Традиционная «пятибалльная» система:

не даёт полноценной возможности для формирования у школьников оценочной самостоятельности, не предполагает ни оценки учеником собственных действий, ни сопоставления его внутренней оценки с внешней оценкой (оценкой учителя, других учеников); выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя.

затрудняет индивидуализацию обучения. Учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребёнка в сравнении с предыдущими результатами его обучения.

Фактически учителю приходится лавировать между фиксацией успешности результата ребенка, сравнивая этот результат со среднестатистической нормой («Три ошибки в диктанте – это хорошо или плохо?»), и фиксацией успешности результата данного ребенка («Для данного ребенка три ошибки – хорошо, если обычно у него их десять»). Даже если учитель склонен к оценке индивидуального результата ребенка («Для тебя – три ошибки – хорошо, ты – молодец!) официальный статус отметки («Все равно за такую работу надо ставить три»), сводит на «нет» все старания педагога;

является малоинформативной (нельзя судить о действительном уровне знаний) и нельзя определить, что именно надо улучшить, над чем поработать, в какой степени это вообще возможно для данного ребёнка;

часто имеет травмирующий характер, потому что «отметочная» система оказывается орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, непосредственно на ребенка, а с другой стороны, на родителей, которые, в свою очередь, тоже используют это средство для оказания давления на ребенка. Все это приводит к снижению интереса к обучению, роста психологического дискомфорта учащегося в обучении, его тревожности, и, возможно, даже к ухудшению его физического здоровья.

Необходима новая система оценивания , которая:

не имеет травмирующего характера;

сохраняет интерес к обучению;

снижает психологический дискомфорт, тревожность;

создает возможность для формирования у школьников оценочной самостоятельности;

является информативным (позволяет судить о действительном уровне знаний).

Новая система оценивания должна :

развивать у школьников умение

1) проверять и контролировать себя,

2)критически оценивать свою деятельность,

3)устанавливать ошибки и находить пути их устранения.

В такой системе обучения приоритетной становится самооценка как результат оценочной деятельности ученика.

II. 11 лет назад в нашей школе начался эксперимент по безотметочному обучению в начальных классах.

Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания.

В первую очередь мы развели понятия оценка и отметка.

Оценка — словесная характеристика результатов действия (можно за любое действие ученика). Это есть сравнение результата с эталоном.

Отметка — фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (только за решение продуктивной задачи – каждой в отдельности).

Это зафиксированный результат процесса оценивания.

Таким образом, безотметочное обучение – это система контроля и самоконтроля учебных достижений младших школьников, которая отражает качественный результат процесса обучения, включает уровень усвоения учеником знаний по предметам и уровень его развития.

Конечная цель безотметочного обучения – формирование контрольно – оценочной самостоятельности младших школьников, закладывающей основы учебной самостоятельности школьников (основы умения учиться). В связи с этим безотметочное обучение становится лишь базовым педагогическим условием для решения этой проблемы.

Переход на безотметочное обучение произошло на основе нормативных документов, которые предусматривали б/о в начальной школе.

Эксперимент по безотметочному обучению начался на основании следующих документов:

Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.1998г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»

Письмо Министерства образования РФ от 3 июня 2003г. № 13-51-120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования»

Письмо Министерства образования РФ от 20 апреля 2001г. № 408/13-13 «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период»

Положение о безотметочном обучении, разработанное в соответствии с письмом Министерства образования РФ от 3 июня 2003г. № 13-51-120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования»

В результате в школе было разработано «Положение о безотметочной системе обучения» — основной документ , регламентирующий, нормы контроля и оценивания результатов обучения в школе.

Положение действует в соответствии с Законом РФ «Об образовании», «Национальной доктриной образования», Концепцией модернизации российского образования на период до 2019 года», «Постановления от 23.03.2001 №24 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования», с Уставом школы п. 3.8., с Программой развития школы.

Основные принципы безотметочного обучения

Критериальность — содержательный контроль и оценка строится на критериальной, выработанной совместно с учащимися основе. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими. (Критерий – это признак, на основании которого производится оценка чего-либо).

Приоритет самооценки в учебном процессе наряду с использованием внешней оценки (оценка учителя, взаимооценка) формируется способность учащихся самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. Для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок обучающихся – прогностической (оценки предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы).

Самооценка должна предшествовать учительской оценке

Гибкость и вариативность в учебном процессе используются разнообразные виды оценочных шкал, позволяющие гибко реагировать на прогресс или регресс в успеваемости и развитии ученика.

Естественность процесса контроля и оценки – контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение.

Работая в режиме безотметочного обучения, мы отслеживали не только ЗУНы, но и формирование компонентов учебной деятельности, уровень познавательной активности, уровень самостоятельности, уровень усвоения ОУУНов.

А в этом году мы начали работать по ФГОС , который устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным , метапредметным , предметным.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования включают в себя универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Мы начали работу в этом направлении, находясь на б/о обучении.

Учебная деятельность имеет свою структуру. Д.Б. Эльконин выделил в ней несколько взаимосвязанных компонентов:

1) Учебная задача — это то, что ученик должен был освоить.

2) Учебное действие — это изменения учебного материала, необходимые для его усвоения учеником, это то, что ученик должен сделать, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он изучает.

3) Действие контроля — это указание на то правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу.

4) Действие оценки — определение того достиг ли ученик результата или нет.

Особое значение придается действиям контроля и оценки, т. к. именно эти действия обеспечивают способности к самостоятельной организации и регуляции своей деятельности. Действие с/к рассматривается как необходимое условие успешности обучения.

Ю.К. Бабанский определил самоконтроль как умение самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруженных пробелов. По Ю.К. Бабанскому самоконтроль относится к одному из методов развивающего контроля. Контроль оказывает влияние на формирование устойчивого внимания, памяти, приемов самоконтроля. К приемам самоконтроля известный педагог относит:

-умение составлять самостоятельно краткий план текста после прочтения учебника

-пользуясь этим планом пересказывать основные мысли текста

-уметь составлять план ответа в виде контрольных вопросов по тексту

-уметь проводить приближенную прикидку результата, сверку решения с ответом, проверку одних математических действий другими (обратными)

-уметь оценивать жизненность полученного результата

Уметь подходить к решению результата различными способами

-уметь с помощью алгоритмов производить проверку правильности написания слов, постановку ударения и т. д.

-производить самопроверку и взаимопроверку письменных работ

А.В. Захарова определяет самооценку «как оценку человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности».

Самоконтроль и самооценка тесно связаны между собой, самооценка может рассматриваться как конечный компонент процесса самоконтроля.

Самоконтроль не может осуществляться без наличия того, что проверяется, контролируется. Самоконтроль предполагает наличие эталона, т. е. того, что должно быть в идеале.

При формировании самооценки можно применять эталон, который может быть в различных формах: устной, письменной, графической.

В процессе самооценки происходит операция сравнения выполненной работы с эталоном, в результате которой выявляется степень правильности работы, ее качество, выставляется оценка.

Самооценка в учебном процессе происходит при помощи самоанализа своей учебной деятельности. Самооценка позволяет ставить цели, планировать способы и методы для достижения поставленных целей.

Обучающая функция — заключается в том, что ученик, оценивая свою работу, еще раз повторяет пройденную тему, выполняет упражнения, производит сравнения с эталоном.

Стимулирующая функция — стимул побуждает ученика в совершенствовании самооценки знаний, умений, навыков по своей воле, охотно.

Мотивационная функция – обеспечивает приучение к систематической работе, к продуктивному труду, выработку волевых усилий.

Воспитывающая и развивающая функции – связаны с формированием адекватной самооценки. В результате этого процесса одни учащиеся избавляются от излишней самоуверенности, другие – начинают понимать свои недостатки, трудности, третьи осознают, что оценку своих возможностей произвели правильно.

Аналитическая функция — связана с рефлексией учащегося, самоанализом учащегося, выявлением пробелов, трудностей в изученном материале.

Главная задача учителя – научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной — залог успешности ученика.
Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать:

что нужно оценивать,

какие формы оценок существуют.

Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение.

Самооценивание – один из компонентов деятельности. Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя. Самооценивание меньше всего связано с выставлением баллов, в большей мере с характеристикой выполнения задания. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны.

О становимся на видах самоконтроля

Предварительный проверяет уровень готовности к выполнению заданий, к решению задач.

Процессуальный (контроль в процессе выполнения устной и письменной работы).

Итоговый контроль или контроль по результату ( по завершению задания)

1 . Предварительный , упреждающий или прогнозирующий контроль проверяет уровень готовности к выполнению заданий, к решению задач.

В процессе поиска способов решения учебной задачи ученику надо во внутреннем плане проиграть различные предполагаемые способы действия и сопоставить с ожидаемыми результатами. Т.е. представил результат – выбрал путь решения – выполнил – сопоставил с ожидаемыми результатами. Прежде, чем проиграть во внутреннем плане нужно сначала проиграть это внешне. (сначала эта работа идет с участием учителя и его вопросами, затем в группе совместно, потом самостоятельно).

обеспечить понимание, т. е. сделать задачу более осознаваемой в последовательном выполнении действий

предварительный контроль проверяет исходное состояние к выполнению задания, к решению задач

обеспечить целенаправленность предстоящих действий.

фиксирование ошибочного действия

С точки зрения учителя действия предварительного контроля заключаются в выявлении пробелов для установления изучения следующих тем (путем диагностики, когда дети получают задания или с помощью вопросов).

До начала работы:

— Сможете ли вы выполнить это задание?

-Трудно ли оно для вас?

-В чем заключается трудность?

-Из каких этапов будет состоять работа?

-В какой последовательности вы будете выполнять задание, решать задачу?

-Как вы сможете себя проверить?

-Какие возможные ошибки, трудности могут встретиться?

— Составьте алгоритм своей работы.

-Какая помощь понадобится?

В упражнении бывает несколько заданий:

-какое из заданий необходимо выполнить 1-м, 2-м? Почему?

-какое из заданий (из вопросов) будет главным (соответственно теме, задаче урока)? Почему?

Какое из заданий будет считаться трудным? Почему? Как его можно будет проверять?

Представьте, с чего начнете выполнять? (планирование действий)

-на каком шаге надо быть особенно внимательным? Вам легче обсудить проблему парой, в группе или индивидуально?

Со временем эти вопросы как бы переходят во внутренний план действий учащегося.

Определение плана или хода выполнения задания (по алгоритму, по памятке)

С чего лучше начать? (обсуждаем вместе с детьми, в дальнейшем опираемся на выработанный алгоритм действий)

Читайте так же:  Как завоевать успех у мужчин

3. Самоинструктаж или взаимоинструктаж

-Подумайте, как лучше выполнить (упражнение, задание, решить задачу)

-Попробуйте приготовить инструкцию к выполнению задания (в письменной или

устной форме; можно приготовить только к наиболее сложной части работы)

4.на уроках русского языка: орфографическое прочтение (тоже предупреждает ошибки)

5. Фиксирование ошибочного действия

-Подчеркнуть, выделить сложности, которые требуют особого внимания

6. Предупреждение ошибок (в любом задании, в решении УЗ) на уроках и подготовке к проверочной работе.

7. «Найди лишнее» или «Что недостает»

Учитель дает алгоритм определения им. существительного. «Какие шаги обязательны, а какие лишние? Обоснуйте»

-Найти в предложении слово, с которым связано существительное по смыслу и задать от него вопрос вспомнить окончание существительного.

-По вопросу и предлогу определить падеж.

Кроме обоснования сравнить с правильным алгоритмом и проделать эти действия.

С точки зрения учащихся предварительный контроль заключается в получении детьми ответов на следующие вопросы:

— По силам ли мне это задание?

-Смогу ли я выполнить?

-На что обратить внимание?

-Какого рода ошибки я могу допустить?

— Нужна ли мне помощь и какая?

-Что мне понадобится для его выполнения?

-В каком месте необходимо быть внимательней?

На этом этапе с/к дети производят прогностическую с/о, предварительно оценивая свои возможности выполнения задания, затем после проверки выставляют итоговую оценку и сверяют ее с прогностической. Ученик может определить границу своих возможностей, границу своего «знания – не знания» через прогностическую оценку.

Прогностическая с/о также также определяется ребенком, например, перед выполнением разноуровневой проверочной работы, когда ребенок должен оценить на каком уровне он способен выполнять работу.

Процессуальный контроль ( контроль в процессе выполнения устной и письменной работы) должна сопровождать оценка. Ученик все время сверяет результат и действия с эталоном, и это входит в привычку.

Процессуальный контроль может быть:

-в письменной форме

Для контроля необходимо знать алгоритм действия, прием работы при выполнении задания. Процессуальный контроль обеспечивает «думанье» по ходу действий. Этот вид контроля позволяет точно определить в каких действиях возникает ошибка и провести немедленную коррекцию выявленных недостатков.

-обеспечить произвольность внимания

-оперативное видение ошибки

Обеспечить качество усвоения

Проговаривание в устной форме ( комментирование свернутое или развернутое или с опровождение) целесообразнее проводить на подготовительном этапе усвоения (с новым вычислительным приемом, с любым видом языкового разбора), важно, чтобы дети поняли, что значит сопровождать (т.е. выполнять действие и одновременно комментировать его).

В процессе работы с учебником предметом осознания для учащихся становятся не только знания, но и способы деятельности (это означает, какие действия нужно выполнить, чтобы чему-то научиться, что-то узнать). Эти сведения получили название операционных, поскольку они содержат указания на то. какие операции или действия нужно выполнить и в какой последовательности (например, чтобы определить падеж имени существительного, спряжение глагола, правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного, правильно составить текст- рассуждение, уметь определить . и т.д., надо . Чаще всего используется такой прием: когда один или несколько учеников действия по алгоритму (схеме, памятке), а остальные контролируют работу, производя попутно оценку каждой операции, например + , не совсем правильно ? , неправильно . Так постепенно учащиеся осваивают образцы действий и эталоны ответов.

Один объясняет, другой комментирует

(в т. ч. комментирование цепочкой)

Ставить вопросы (вести запись) по тексту (по ходу чтения)

Пометки на полях (+ знаю-умею, ? не понимаю, сомневаюсь, — не знаю, не умею)

Выделение орфограмм, письмо с дырками (пропуск букв на месте слабых позиций звуков. Если я сомневаюсь, то я не пишу букву, а поставлю пропуск в виде черточки или точки, данный прием развивает орфографическую зоркость). Задать вопросы товарищу «Почему ты пропустил букву в слове «м_роз»?

Этот прием лучше начинать постепенно: сначала со слова, затем словосочетания, предложения, а потом работать с текстом.

Составление плана действий (алгоритм) (в групповой, индивидуальной работе учащиеся устанавливают порядок действий по применению …)

Фиксирование хода работы в инструкции, плане действий (поставлю +, т.к. этот шаг я сделал)

Возможно во время работы у доски. Ученик, работая у доски, подходит к таблице с алгоритмом, показывает указкой, какое действие он будет сейчас выполнять, проговаривает каждый шаг. Остальные дети выполняют задание в тетрадях, контролируя действия ученика у доски.

По ходу работы (в процессе):

Со стороны учителя

-На каком этапе находишься?

-Как можешь себя проверить?

-Что надо учитывать?

-Есть ли другие способы решения этой задачи?

Позднее эти вопросы в процессе работы ребенок должен задавать самому себе или учителю.

3.Итоговый контроль или контроль по результату (по завершению задания).

Главное вновь вернуться к цели, к задаче, которую решали.

-Над чем работали?

-Что надо было сделать?

-Как мы решали эту задачу?

1.Проверка (сличение с образцом (орфографическое прочтение, выразительное чтение, чтение по ролям, правило и т.д.)

Этот прием может использоваться, начиная с первых уроков в первом классе при обучении написания букв (напиши букву целую строчку, подчеркни те, которые больше похожи на образец), при проведении зрительных диктантов, при проверке таблицы сложения (реши, а потом проверь себя по таблице)

2.Вернуться к вопросам

3. Восстановление части, текста (редактирование)

4.Составление плана после прочтения текста плана, схем, опорных сигналов

5. Сравнить и сопоставить схему (таблицу, правило или образец рассуждения, которые выработали вместе или в группах), дополнение схемы (таблицы, правила, образца рассуждения), сравнение схемы учителя с изученной темой.

6. Через распределение функций (кто-то отвечает за первую часть, кто-то за 2 часть и т.д.)

7. В начале урока «Хочу узнать (научиться)» или «Что должен знать (уметь)»

В конце урока фиксация значком тех умений и знаний, которые планировал получить.

8.В оценочном листе или на шкале зафиксировать выполненные умения.

Какие цели были реально достигнуты?

-Трудным ли было это задание? В чем его трудность?

— Успешно ли вы с ним справились?

-Трудно ли было проверить себя?

-Как ты сможешь проверить себя сейчас?

-На что будешь опираться?

-Как ты теперь думаешь, для чего надо выполнять такие упражнения? В каких ситуациях они тебе пригодятся?

-Над чем бы стоило еще поработать? Какие проблемы решить

-Какую задачу можно для себя поставить?

-Как бы вы оценили свою работу?

-Как справился с этой работой твой одноклассник? Какие трудности он испытывал?

Приемы и способы для формирования самоконтроля

-комментирование выполняемого задания (в т. ч. по цепочке)

-сопровождение комментариев действиями (показать руками целое, части)

-придумывание «ловушек» (2-х=5)

-письмо с сомнением (где сомневаюсь, пропускаю)

-пошаговая сверка с образцом (например, при списывании)

-составление заданий для одноклассников (диктанты, словарные диктанты, уравнения и т. п.), предварительно обговариваются критерии

-составление задачи по данной схеме

-составление задачи подобной данной

-составление алгоритмов по разным видам работ

Приобретенные умения и навыки самооценки совершенствуются в ходе взаимоконтроля при различных видах деятельности.

Частота применения контроля: чаще процессуальный и предварительный контроль.

Остановимся подробнее на критериальном оценивании.

Содержательный контроль и оценка строится на критериальной, выработанной совместно с учащимися основе. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими.

Критериальное оценивание подразумевает ряд установок:

1 .оцениваться с помощью отметки может только работа учащегося, а не его личность и личные качества (темп работы, особенности памяти, внимания, восприятия).

2 .работа учащегося сравнивается не непосредственно с работами других учеников, а с эталоном (образцом отлично выполненной работы);

При критериальном оценивании нет условий для сравнения себя с другими. Ты успешен по одному критерию, а я – по другому. Такие ярлыки, как «отличник», «троечник», «хорошист», отпадают сами собой, зато появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения по тому или иному критерию. Важно только, чтобы каждый балл был содержательно наполнен и им обозначался конкретный уровень достижений (Критериальное оценивание не предполагает отказа от цифровой, формальной отметки, от балльной системы, поэтому вы можете использовать его и при традиционном «пятибалльном» оценивании).

эталон известен учащимся заранее;

разработан четкий алгоритм выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку;

Критерии не должны быть спущены сверху

Они должны быть четкими, ясными, понятными

На 1 этапе нет смысла брать много критериев, достаточно 1-2, которые определяют это умение (в начальном звене достаточно 3-4).

На этапе предварительного контроля нужно научить детей выделять критерии задания, ответа и т. д.:

-Что будем оценивать?

-Как будем оценивать?

-Почему ты думаешь, что эти критерии будут важными?

-Кто смог себя оценить?

Для формирования у учащихся первоначального представления о критериях оценки устных ответов учитель дает развернутую содержательную оценку ответа ученика (т. е. формулирует оценочное высказывание), из которой дети определяют требования к данному виду ответа, эти ответы и есть критерии оценки устного ответа .

«Послушайте внимательно, как я буду оценивать ответ, и попробуйте определить, какие требования к нему предъявляются. Ответ Сережи был правильным : он верно дал определение прилагательного, сказал, как оно изменяется, правильно назвал окончания в единственном и множественном числе. Ответ был неполным : Сережа не сказал о связи прилагательного с существительным, о его роли в речи. Он не приводил свои примеры ».

В процессе обсуждения на доске записываются критерии оценки.

Критерии оценки ответа на тему:

Аналогичный прием используется для оценки устных ответов, содержащих последовательность действий, которые нужно совершить.(н-р, для решения грамматической или орфографической задачи или вида языкового разбора)

Критерии оценки «ответа-действий» (т. е. ответы, в которых важна последовательность действий)

1.Правильность выполнения каждого действия

2.Соблюдение нужного порядка действий

Критерии оценивания некоторых форм работ в начальной школе

1. Смотреть на говорящего.

3.Молчать в то время, когда кто-то говорит.

4.Задавать вопросы говорящему (если что-то непонятно или на уточнение).

Умение прочитать стихотворение

1.Все слова должны быть понятны.

2. Выделение голосом знаков препинания.

3.Должно быть все слышно.

5. Хорошо знать стихотворение наизусть.

6. передать настроение стихотворения («нарисовать» голосом картину)

Критерии устного ответа

1.Соответствует ли ответ заданному вопросу?

2. Последовательно ли отвечал?

3. Можно ли считать ответ убедительным?

4. Достаточно ли было приведено примеров, фактов для подтверждения изложенного?

5. Были ли ошибки по существу изложения?

Критериальное оценивание позволяет оценивать действия не только в письменных работах, но и при выполнении заданий в группах и парах.

По каким критериям группа должна оценить свою деятельность?

Предлагаем вам составить в группах критерии для оценки группы.

Критерии оценки работы в группе

Организация работы (тихо, не мешать другим, каждый должен быть услышан)

Стиль общения (вежливо, тактично, не перебивать)

Ответ команды (четко, убедительно, доказательно)

Участие в оценке других групп (одобрение, исполнение, дополнение

Наша школа работает по УМК «Школа 2100». Авторы уМК разработали правила формирования с/о, которые пришлись нам по душе, и мы начали использовать их в работе.

«Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге. У ученика право аргументировано оспорить отметку»

Основа алгоритма самооценки

1 шаг. Что нужно было сделать в этой задаче (задании)? Какая была цель, что нужно было получить?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

5 шаг. Каким умением пользовался?

6 шаг. На каком уровне успешности выполнено задание?

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПРАВИЛОМ «САМООЦЕНКА»

Подготовка к урокам, на которых будет формироваться умение самооценки

1шаг Учитель выбирает уроки, на которых можно ограничить предметный материал до минимума (принцип минимакса). Оставшееся время отводится на выработку у учеников умения с/о (в дальнейшем менее подробное изучение нескольких тем компенсируется более осознанным отношением детей к учебе).

2шаг При планировании урока учитель выбирает для первой демонстрации алгоритма с/о легко выполнимое задание по изученному материалу и ученика, психологически готового к публичному анализу результатов своей работы.

Формирование умения самооценки (окончание)

3 шаг. На последующих уроках самооценку по алгоритму предлагается произвести по очереди всем ученикам класса.

4 шаг. Постепенно вместо проговаривания вопросов, учитель предлагает ученикам самим, глядя на опорные сигналы, задавать себе эти вопросы и отвечать на них.

Примечание: Помимо диалога самооценка может производиться при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется эталон правильного ответа, и каждый ученик в своей тетради оценивает свое решение .

5 шаг. Когда ученики начинают оценивать себя, не глядя на опорные сигналы, учитель может убрать их и доставать, только если у кого-то возникают затруднения.

Базовое умение самооценки сформировано.

Использование сформированного умения самооценки (начало)

1 шаг. Планируя урок, учитель перестает сокращать предметный материал.

2 шаг. Алгоритм самооценки сворачивается: после предложения учителя: «оцени свой ответ», следует краткая фраза ученика: «цель достигнута, ошибок не было», или «решение я получил, но с помощью класса», или «полностью без ошибок решил задачу необходимого уровня, что соответствует отметке «4» — хорошо» и т.п.

Если мнение ученика и учителя совпадают, можно вести урок дальше.

Если мнение учителя отличается от мнения ученика, который завысил или занизил свою оценку, необходимо пройти по алгоритму и согласовать позиции

Использование сформированного умения самооценки (окончание)

3 шаг. После проверки письменных работ, ученик получает право аргументировано оспорить оценку и отметку учителя: после фразы ученика «я не согласен с выставленной отметкой», учитель предлагает ему объяснить свое мнение, используя алгоритм самооценки.

Если ученик прав, учителю стоит поблагодарить его за то, что он помог учителю найти собственную ошибку при проверке.

Если ученик не прав, учителю необходимо объяснить ему на основании чего он принял соответствующее решение, постараться согласовать позиции.

. Не все ученики будут готовы признать свои ошибки. Однако равный и честный разговор с ними, даже если он не заканчивается компромиссом, все равно способствует выработке у них адекватной самооценки, а авторитарное решение учителя – нет!

Мы занимаемся на уроках формированием с/к и с/о. Помогают ли нам в этом учебники? И способствуют ли задания в контрольных и проверочных работах самоконтролю и самооценке выполняемых детьми заданий?

Если такие задания есть, то это, конечно, большая помощь для учителя. А если нет, то учителю приходится дорабатывать задания учебника и проверочных работ.

Предлагаем задания по группам, посмотреть учебники и тетради, есть ли в них задания для с/к и с/о. Если есть, привести примеры, если нет, на примере одного задания составить такие вопросы.

Формирование мотивации к осуществлению контрольно-оценочной деятельности на основе нашей методики и с использованием рабочей тетради самоконтроля и самооценки способствует появлению у младших школьников потребности и желания осуществлять контроль и давать оценку своей деятельности. Во-вторых, поэтапное формирование контрольно-оценочных умений с постепенным усложнением требований к ним способствует эффективному достижению самостоятельности в контрольно-оценочной деятельности учащихся.