Меню

Самооценка психических состояний по айзенку рекомендации

Тест «Самооценка психических состояний» (по Айзенку)

Иногда спланировать и воплотить положительные изменения в своей жизни нам мешают не столько внешние обстоятельства, сколько наши внутренние проблемы – неуверенность, тревожность, боязнь поменять хоть что-то (вдруг не получится?), неготовность выйти из зоны комфорта, отношение к окружающему миру, как к театру военных действий. Готов ли ты идти вперед или не уверен, что в нынешнем состоянии сможешь принять верное решение? Оценить актуальное состояние тебе поможет эта методика.

Инструкция

Предлагаем вам описание различных психических состояний. Если вам это состояние часто присуще, ставятся 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, то ставится 1 балл, если совсем не подходит — 0 баллов.

Описание состояний (Айзенк)

I

  • 1) Не чувствую в себе уверенности.
  • 2) Часто из-за пустяков краснею.
  • 3) Мой сон беспокоен.
  • 4) Легко впадаю в уныние.
  • 5) Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях.
  • 6) Меня пугают трудности.
  • 7) Люблю копаться в своих недостатках.
  • 8) Меня легко убедить.
  • 9) Я мнительный.
  • 10) Я с трудом переношу время ожидания.

II

  • 11) Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых все-таки можно найти выход.
  • 12) Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.
  • 13) При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.
  • 14) Несчастья и неудачи ничему меня не учат.
  • 15) Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.
  • 16) Я нередко чувствую себя беззащитным.
  • 17) Иногда у меня бывает состояние отчаяния.
  • 18) Я чувствую растерянность перед трудностями.
  • 19) В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы пожалели.
  • 20) Считаю недостатки своего характера неисправимыми.

III

  • 21) Оставляю за собой последнее слово.
  • 22) Нередко в разговоре перебиваю собеседника.
  • 23) Меня легко рассердить.
  • 24) Люблю делать замечания другим.
  • 25) Хочу быть авторитетом для других.
  • 26) Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.
  • 27) Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.
  • 28) Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.
  • 29) У меня резкая, грубоватая жестикуляция.
  • 30) Я мстителен.

IV

  • 31) Мне трудно менять привычки.
  • 32) Нелегко переключать внимание.
  • 33) Очень настороженно отношусь ко всему новому.
  • 34) Меня трудно переубедить.
  • 35) Нередко у меня не выходит из головы мысль, от которой следовало бы освободиться.
  • 36) Нелегко сближаюсь с людьми.
  • 37) Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.
  • 38) Нередко я проявляю упрямство.
  • 39) Неохотно иду на риск.
  • 40) Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня.

Обработка результатов

Подсчитайте сумму баллов за каждую группу вопросов:
I. 1. 10 вопрос — тревожность;
II. 11. 20 вопрос — фрустрация;
III. 21. 29 вопрос — агрессивность;
IV. 31. 40 вопрос — ригидность.

Оценка и интерпретация баллов

I. Тревожность:
0. 7 баллов — не тревожны;
8. 14 баллов — тревожность средняя, допустимого уровня;
15. 20 баллов — очень тревожный.

II. Фрустрация:
0. 7 баллов — не имеете высокой самооценки, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей;
8. 14 баллов — средний уровень, фрустрация имеет место;
15. 20 баллов — у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы.

III. Агрессивность:
0. 7 баллов — вы спокойны, выдержаны;
8. 14 баллов — средний уровень агрессивности;
15. 20 баллов — вы агрессивны, не выдержаны, есть трудности при общении и работе с людьми.

IV. Ригидность:
0. 7 баллов – ригидности нет, легкая переключаемость,
8. 14 баллов — средний уровень;
15. 20 баллов — сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни. Вам противопоказаны смена работы, перемены в личной жизни.

Детская психодиагностика и профориентация/ Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. Серия «Учебники, учебные пособия» — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999.

Опросник Айзенка

Статьи по теме

Тест-опросник Айзенка поможет определить темперамент сотрудника и спрогнозировать его поведение. Используйте пошаговый алгоритм, чтобы провести личностный тест Айзенка, и интерпретируйте результаты теста с помощью ключа. Скачайте тест для определения темперамента Айзенка и личностный опросник Айзенка.

Теоретические основы теста опросника Г. Айзенка

Наиболее популярный у специалистов вариант теста Айзенка на темперамент — опросник EPI содержит 57 вопросов. Ответы на них позволяют получить количественные показатели по двум шкалам — «экстраверсия (интроверсия)» и «невротизм». Обе шкалы — биполярные, при этом невротизм оценивают по шкале от «Стабильности» до «Нейротизма». Количественная оценка по этим двум шкалам варьируется от 0 до 24.

Шкала №1 Балл, полученный по шкале «экстраверсия-интроверсия» опросник теста Айзенка трактуют как характеристику психологически-индивидуального склада личности. При этом значение 0 указывает на полную ориентацию на субъективный внутренний мир (интроверт), а значение 24 – на мир внешних объектов. От того, интровертом или экстравертом является человек, зависит его поведение.

  • замкнуты,
  • необщительны,
  • мало социализированы,
  • пассивны при большой настойчивости,
  • склонны к самоанализу,
  • пассивны,
  • недоверчивы.
  • открыты,
  • имеют быструю реакцию,
  • коммуникабельны,
  • имеют высокую социализацию,
  • инициативны при малой настойчивости.

Шкала №2. По второй шкале опросник Г. Айзенка поможет количественно оценить степень невротизма индивидуума. Значение 0 характеризует стабильную личность, которой свойственны:

  • эмоциональная устойчивость;
  • высокая адаптированность;
  • уверенность;
  • высокий уровень самоуважения;
  • личностная зрелость.

Оценка 24 характеризует крайнюю степень невротизма:

  • эмоциональную неустойчивость;
  • тревожность;
  • нервозность;
  • низкую способность к адаптации.

Опросник Айзенка позволяет определить темперамент по пересечению значений, полученных по каждой из этих двух шкал.

В журнале «Директор по персоналу» собраны личностные и профессиональные тесты, которые помогут вам в работе.

Существует четыре психологических типа людей, различающихся по темпераменту:

  1. Меланхолик (аналитик, тихий и мудрый);
  2. Флегматик (расслабленный, спокойный);
  3. Сангвиник (восторженный, активный, коммуникабельный);
  4. Холерик (импульсивный, вспыльчивый, раздражительный).

«Портрет» каждого из этих типов темперамента вы можете увидеть на рисунке.

Ни один из типов темперамента не существует в чистом виде, если речь не идет о психическом расстройстве. Большинство людей амбиверты, в них сочетаются черты двух психологических типов. И все же, преобладание одного над другим влияет на поступки и решения, а также выбор профессии.

Подходит ли кандидат для должности, сработается ли он с коллегами — это зависит не только от темперамента, но и от его соционического типа. Какие соционические типы существуют и как их определить, расскажут эксперты журнала «Директор по персоналу».

Диагностика темперамента по опроснику Айзенка

Личностный опросник EPI (методика Г. Айзенка) содержит 57 вопросов, 24 из которых позволяют оценить степень экстравертности, 24 — степень нейротизма и еще 9 — степень искренности тестируемого.

Важно! Те, кто наберет по шкале искренности более 5 баллов, не совсем честны в своих ответах и стараются соответствовать социально принятым нормам.

Пошаговый алгоритм: как провести личностный тест Айзенка

Шаг №1. Скачайте опросник Айзенка «Состояние психических состояний личности», распечатайте и попросите сотрудников его заполнить. Сотрудники должны подписать свои анкеты.

Шаг №2. Объясните сотрудникам, что ответ «Да» или «Нет» на каждый из вопросов нужно дать без особых раздумий — любой из вариантов будет верным. На прохождение теста дайте 15 минут.

Обратите внимание! Если есть возможность, сотрудники могут пройти личностный опросник Айзенка онлайн. Это можно сделать бесплатно на одном из сайтов интернета.

Шаг №3. Обработайте полученные анкеты с помощью ключа, представленного на рисунке. Ответы, совпавшие с ключом, оцените в 1 балл, не совпавшие — в 0 баллов.


Шаг №4.
Просуммируйте полученные баллы. При наличии специального программного обеспечения «Опросник Айзенка», обработка результатов производится автоматически.

Интерпретация опросника Айзенка

Сверьте полученные результаты и определите экстраверсию, нейротизм и искренность каждого тестируемого.

  • более 19 — выраженный экстраверт;
  • более 15 — экстраверт;
  • ровно 12 — среднее значение;
  • менее 9 — интроверт;
  • менее 5 — глубокий интроверт.
  • от 19 — невротик;
  • более 14 — высокий уровень;
  • 9-13 — среднее значение;
  • менее 7 — стабильная личность.
  • от 5 — неискренность в ответах;
  • меньше 5 — норма.

Определите по схеме темперамент каждого участника тестирования. Опросник Айзенка по определению темперамента схематично представлен на рисунке.

Опросник Айзенка: цель и практическое применение

Тест Айзенка, личностный опросник используют в профориентации и построении карьеры. В таблице показано, какие виды деятельности рекомендованы для людей разного темперамента.

Но несовпадение темперамента с рекомендуемым видом деятельности – не приговор. Опросник Айзенка, самооценка психических состояний личности поможет понять человеку свои сильные и слабые стороны, избавиться от комплекса неполноценности по отношению к своим коллегам, повысить мотивированность и удовлетворенность от своей работы. Любой человек может скорректировать свое поведение и стать более эффективным с учетом особенностей поведения, свойственного его темпераменту. И тут особенно важна роль HR-а, который может помочь сотруднику, дав полезные советы.

Читайте так же:  Отношения с мужчиной старше на 10 лет психология

Читайте в журнале «Директор по персоналу» — курс «Личная эффективность». 8 приемов, как все успеть в 2019 году .

Как повысить личную эффективность сотрудников: подсказки экспертов

Как повысить личную эффективность сангвинику:

  • Использовать в работе тайм-менеджмент, расставить приоритеты и не откладывать важные дела на потом.
  • Комбинировать рутинные и приоритетные задачи, чтобы повысить производительность.
  • Активно участвовать в социальных дискуссиях.
  • Использовать свою общительность и коммуникабельность для участия в переговорах и разрешения конфликтных ситуаций.

Как повысить личную эффективность холерику:

  • Принимать участие в работе над долгосрочными проектами.
  • Делать короткие перерывы в течение рабочего дня, чтобы снять напряжение.
  • Эмоционально участвовать в решении каждой задачи, избегая скуки.
  • Больше общаться с коллегами, имеющими схожие профессиональные интересы.

Как повысить личную эффективность флегматику:

  • Заранее начинать обдумывать предстоящие проекты.
  • Отказаться от многозадачности, посвятив рабочее время решению одной приоритетной проблемы.
  • Избегать бездействия и проволочек.
  • Научиться формулировать свое мнение и претензии и высказывать их.

Как повысить личную эффективность меланхолику:

  • В полной мере использовать свои развитые аналитические способности и интуицию.
  • Не бояться рутинной работы.
  • Применять сильные навыки решения проблем в качестве консультанта и организатора.

Используйте опросник Айзенка «Личностные особенности» для того, чтобы лучше понять индивидуальные различия между сотрудниками и учитывать их в работе с персоналом.

Тест по психологии (5 класс) на тему:
Диагностика суицидального поведения подростков.

Преимущество предложенных методик состоит в простоте проведения и минимальных затратах времени при обработке результатов, и при этом они позволяют достаточно точно выявить индивидуальные особенности, располагающие к суицидальному поведению.

При выборе пакета методик мы исходили из того, что такие психологические особенности, как личностная тревожность, фрустрация, агрессия, ригидность, субъективное чувство одиночества, а также негативное восприятие окружающего и отсутствие осознанного стремления к жизни влияют на способ реагирования подростка в неблагоприятной ситуации.

Пакет диагностических методик включает в себя опросник Г.Айзенка «Самооценка психических состояний личности», адаптированный к подростковому возрасту, тест на одиночество Д. Рассела и М. Фергюсона, метод «Незаконченные предложения» в сокращеном варианте.

Также предлагается готовый двухсторонний бланк и примерный образец справки.

Предварительный просмотр:

Тест на одиночество.

Методика субъективного ощущения одиночества

Д. Рассела и М. Фергюсона

Описание: Данный диагностический тест-опросник предназначен для определения уровня одиночества, насколько человек ощущает себя одиноким.

Феномен одиночества заключается в том, что чувство одиночества воспринимается как остро субъективное, сугубо индивидуальное и часто уникальное переживание. Одна из самых отличительных черт одиночества – это специфическое чувство полной погруженности в самого себя. Чувство одиночества не похоже на другие переживания, оно целостно, абсолютно все охватывающее.

Одиночество представляет собой комплексное чувство, которое связывает воедино нечто утраченное внутренним миром личности. Чувство одиночества побуждает человека к энергичному поиску средств противостояния этой “болезни”, ибо одиночество действует против основных ожиданий и надежд человека и, таким образом, воспринимается как крайне нежелательное.

В чувстве одиночества есть познавательный момент. Одиночество есть знак своей самости; оно сообщает человеку, «кто я такой в этой жизни». Одиночество – особая форма самовосприятия, острая форма самосознания.

Тест насколько ты одинок? Методика субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М. Фергюсона:

Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Выбранный вариант отметьте знаком «+».

Текст опросника (вопросы).

Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку

Мне не с кем поговорит

Для меня невыносимо быть таким одиноким

Мне не хватает общения

Я чувствую, будто никто не понимает меня

Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят, напишут мне

Нет никого, к кому бы я мог обратиться

Я сейчас больше ни с кем не близок

Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи

Я чувствую себя покинутым

Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает

Я чувствую себя совершенно одиноким

Мои социальные отношения и связи поверхностны

Я умираю от тоски по компании

В действительности никто как следует не знает меня

Я чувствую себя изолированным от других

Я несчастен, будучи таким отверженным

Мне трудно заводить друзей

Я чувствую себя исключенным и изолированным другими

Люди вокруг меня, но не со мной

Обработка, ключ к тесту на чувство одиночества.

Подсчитывается количество каждого из вариантов ответов.
Сумма ответов «часто» умножается на 3, «иногда» — на 2, «редко» — на 1 и «никогда» — на 0.
Полученные результаты складываются. Максимально возможный показатель одиночества — 60 баллов.

высокую степень одиночества показывают от 40 до 60 баллов,

от 20 до 40 баллов — средний уровень одиночества,

от 0 до 20 баллов — низкий уровень одиночества.

Чувства, которые ассоциируются с одиночеством

Факторный анализ эмоциональных состояний одинокого человека

Ощущение собственной непривлекательности

Желание к перемене

Ощущение собственной глупости

Неспособность взять себя в руки

Тоска по конкретному человеку

Факторный анализ причин одиночества

свобода от привязанностей

Чувствую себя «белой вороной»

«Прихожу домой в пустой дом»

Привязанность к дому

Пребывание вдали от дома

Непонимание со стороны других

Прикован к постели

Новое место работы или учебы

Разрыв отношений с супругом,
с любимым

Слишком частые переезды или передвижения

Отсутствие близких друзей

Факторный анализ реакций на одиночество

Учусь или работаю

Иду к кому-нибудь в гости

Сижу и размышляю

Ничего не делаю

Занимаюсь любимым делом

Пью или «отключаюсь»

Предварительный просмотр:

Методика диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенка

Методика предназначена для диагностики таких психических состояний как: тревожность , фрустрация , агрессивность , ригидность .

Инструкция к тесту

Предлагаем вам описание различных психических состоянии. Если вам это состояние часто присуще, поставьте 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, поставьте 1 балл, если совсем не бывает – 0 баллов.

  1. Не чувствую в себе уверенности.
  2. Часто из-за пустяков краснею.
  3. Мой сон беспокоен.
  4. Легко впадаю в уныние.
  5. Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях.
  6. Меня пугают трудности.
  7. Люблю копаться в своих недостатках.
  8. Меня легко убедить.
  9. Я мнительный.
  10. Я с трудом переношу время ожидания.
  11. Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых все-таки можно найти выход.
  12. Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.
  13. При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.
  14. Несчастья и неудачи ничему меня не учат.
  15. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.
  16. Я нередко чувствую себя беззащитным.
  17. Иногда у меня бывает состояние отчаяния.
  18. Я чувствую растерянность перед трудностями.
  19. В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы пожалели.
  20. Считаю недостатки своего характера неисправимыми.
  21. Оставляю за собой последнее слово.
  22. Нередко в разговоре перебиваю собеседника.
  23. Меня легко рассердить.
  24. Люблю делать замечания другим.
  25. Хочу быть авторитетом для других.
  26. Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.
  27. Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.
  28. Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.
  29. У меня резкая, грубоватая жестикуляция.
  30. Я мстителен.
  31. Мне трудно менять привычки.
  32. Нелегко переключать внимание.
  33. Очень настороженно отношусь ко всему новому.
  34. Меня трудно переубедить.
  35. Нередко у меня не выходит из головы мысль, от которой следовало бы освободиться.
  36. Нелегко сближаюсь с людьми.
  37. Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.
  38. Нередко я проявляю упрямство.
  39. Неохотно иду на риск.
  40. Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня.

Обработка результатов теста

Подсчитайте сумму баллов за каждую группу вопросов:

  • I . Вопросы №1-10 – тревожность;
  • II . Вопросы №11-20 – фрустрация;
  • III . Вопросы №21-30 – агрессивность;
  • IV . Вопросы №31-40 – ригидность.

Иинтерпретация результатов теста

  • 0-7 баллов – тревожность отсутствует;
  • 8-14 баллов – тревожность средняя, допустимого уровня;
  • 15-20 баллов – высокая тревожность.
  • 0-7 баллов – имеете высокую самооценку, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей;
  • 8-14 баллов – средний уровень, фрустрация имеет место;
  • 15-20 баллов – у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы.
  • 0-7 баллов – вы спокойны, выдержаны;
  • 8-14 баллов – средний уровень агрессивности;
  • 15-20 баллов – вы агрессивны, не выдержаны, есть трудности при общении и работе с людьми.
  • 0-7 баллов – ригидности нет, легкая переключаемость;
  • 8-14 баллов – средний уровень;
  • 15-20 баллов – сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни.

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Последние новости

Самое популярное

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

В качестве экспериментальной группы были выбраны учащиеся 9 класса СОШ №65, в количестве 22 человек (12 девочек и 10 мальчиков). Возраст ребят 15-16 лет. Особенность этого класса в том, что данный коллектив учащихся является «сборным», то есть дети стали учиться вместе только с пятого класса.

В ходе исследования были использованы методы наблюдения, тестирования.

Исходя из гипотезы, исследование было спланировано следующим образом:

1 этап- изучение самооценки.

2 этап- исследование межличностных взаимоотношений и установление

Читайте так же:  Девушка влюблена в мужчину

социального статуса каждого учащегося в классе.

3 этап- анализ, обработка, интерпретация итогов исследования.

2.1 методика изучения самооценки Г. Айзенка
В процессе данного исследования была применена методика диагностики самооценки психических состояний Г.АЙЗЕНКА. Методика предполагает следующую процедуру проведения: ученикам был предложен тест, включающий в себя десять вопросов о наиболее часто встречающихся психических состояниях. Ребятам надо было выбрать один из трех вариантов ответов: да, иногда, нет.
После обработки данных мы получили следующие результаты:

Проанализировав полученные данные, мы выяснили, что 41% учащихся имеет среднюю самооценку, у 59% учащихся самооценка высокая. Ребят с заниженной самооценкой нет. Рассмотрев отдельно мальчиков и девочек, мы видим, что у 60% мальчиков уровень самооценки высокий, у 40% — средний; 58% девочек имеют высокую самооценку, 42% — среднюю.

2.2 Социометрический эксперимент
Для того чтобы получить более полную картину о самооценке в юношеском возрасте, мы проведем социальное исследование, с помощью которого можно узнать, насколько адекватна самооценка у юношей и девушек в данном классе.
Для того чтобы использовать количественные характеристики при изучении социальных взаимодействий в группе применяется так называе­мая социометриче­ская процедура, или социометрия (впервые предло­женная в 30-х годах Д. Морено).
Социометрия – это система некоторых приёмов, дающих возмож­ность выяс­нить количественное определение предпочтений, безразличий или неприятий, кото­рые получают индивиды в процессе межличностного общения и взаимодействия. Данные социометрического анализа широко используют при исследовании самочув­ствия личности в группе, при оп­ределении структуры первичных групп, при исследо­вании способов и форм распределения авторитета и власти в малых группах, при ди­агно­стике уровня деловой активности и т.д. Социометрический метод, как за­мечает К. К. Платонов, предполагает анализ осмысленных ответов членов группы на ряд по­ставленных вопросов различного типа и характера, на­пример: «С кем бы ты хотел си­деть за одной партой?»; «…готовиться вме­сте к контрольной работе?» и т.д.
Подобные вопросы называются социометрическими критериями, они охваты­вают различные стороны деятельности и общения личностей внутри групп. Такие критерии могут быть связаны с выполнением какой-либо задачи, с учебой, общест­венными нагрузками, отдыхом, совместным времяпрепровождением и т.д. Различают сильные и слабые критерии вы­бора. Сильные критерии касаются наиболее важных и значимых для ис­пытуемого сторон его жизни. Слабые критерии – это круг вопросов, свя­занных с сиюминутными, ситуативными факторами.
В работах современных психологов названы следующие сильные критерии: 1) ролевой («Представь себе, что ты капитан команды КВН и с позиции данной роли оцени или выбери себе партнеров»); 2) перцептив­ный («если группе будет предло­жено выбрать капитана КВН, как ты ду­маешь, кто назовет твое имя?»); 3) функцио­нальный («Ваш класс будет участвовать в соревновании клуба веселых и находчивых. Кто из одно­классников, по твоему мнению, может быть капитаном команды КВН?»); 4) выбор «действием» («Положи эти открытки тем ребятам из своего класса, которых ты бы хотел обязательно поздравить с Новым годом»). В практике социометрического эксперимента используется, как пра­вило, 5-7 критериев (Н.Г. Валентинова, И.П. Волков, Е.С. Кузьмин), реже 2-3 (Е. Дженнингс, Д. Морено, Л. Фестингер).
Существенное значение для точности эксперимента имеет число выборов, ко­торыми располагают испытуемые. Выборы могут быть сво­бодными («Назови тех од­ноклассников, которых ты пригласил бы к себе на день рождения») и фиксирован­ными («Назови тех пять одноклассни­ков, которых ты бы пригласил к себе на день рождения»).
В обоих случаях опрашиваемого обычно просят установить после­дователь­ность своего выбора, следуя порядку предпочтения. Порядок вы­боров имеет при ана­лизе характера и закономерностей межличностного общения. В группах до 10-15 че­ловек более целесообразно количество выборов не ограничивать, в группах же до 30-40 человек лучше позволить делать 3-5 выборов.
Социометрическая процедура требует от экспериментатора четкого определе­ния критериев выборов и их количества, исходя из целей и задач исследования. Ре­зультатом этого является карточка опроса. Её содержа­ние составляет обращение к испытуемому, объяснение смысла опроса, инструкцию по заполнению, перечень во­просов, гарантию сохранения тайны ответов, благодарность, шифр.
Ход социометрических исследований зависит также в значительной мере от личности экспериментатора, от его умения войти в контакт с чле­нами группы, объяс­нить им смысл и важность предстоящих измерений. Вначале необходимо потратить определенное время на знакомство с группой. Этот период называется социометриче­ской разминкой.
Результаты ответов переносят на так называемые матрицы выбора. Их число соответствует числу критериев. Матрица выбора является осно­вой для социометриче­ского анализа. Для удобства обработки данных ка­ждый член группы получает свой номер и далее на протяжении всех эта­пов эксперимента фигурирует под ним. При ис­следовании школьного класса номера учащимся присваиваются согласно алфавит­ному списку.
Исходя из данных матрицы, можно определить величину социомет­рического статуса любого члена группы. Она рассчитывается путем пропорции, измеряется в процентах
Социограмма наглядно показывает картину эмоциональных тяготе­ний внутри группы, для обнаружения которой путем наблюдений потре­бовалось бы длительное время.
По теории, у большинства самооценка в этом возраст адекватна и устойчива и совпадает с социальным положением в группе. Хотя, как писал И.С.Кон, юноша всё-таки рассчитывает на то, что оценки его самого его же лучшим другом будет выше, чем его собственная. Мы с этим согласны, и предполагаем, что оценки окружающими должны совпадать с оценкой самого себя.
Методика предполагает следующую процедуру проведения: учащимся предложили ответить на три вопроса:
1.«Кого из класса ты пригласил/а бы к себе на день рождения?»;
2.«С кем из класса ты стал/а бы готовиться к экзамену?»;
3.«С кем из класса ты стал/а бы готовиться к внеклассному мероприятию?».
Вопросы подобранны с учётом различной сферы деятельность, то есть личная сфера, внутри класса и общественная. Каждый должен был выбрать и написать несколько человек
Проанализировав полученные данные, мы выделили четыре статусных категории учащихся:
1 – «лидеры»: 3 учащихся, рейтинг которых составляет 73%,50% и 36%.
2 – «предпочитаемые»: 11 учащихся, рейтинг которых колеблется от 23% до 32%
3 – «принебрегаемые»: 7 учащихся, рейтинг которых колеблется от 14% до 18%.
4 – «отверженные»: 1 учащийся, рейтинг которого составляет 0%.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что 36% учащихся имеют неблагоприятный статус в классе, а 64% относятся к 1 и 2 статусным категориям.
2.3 интерпретация полученных РЕЗУЛЬТАТОВ. ВЫВОДЫ
Сопоставляя статусное положение каждого учащегося с присущим ему уровнем самооценки, мы получили следующие результаты

  1. из общего количества учащихся первой категории (лидеры)33 % имеют высокий уровень самооценки и 67% имеют средний уровень самооценки;
  2. из всех учащихся, относящихся во второй категории (предпочитаемые) 45% имеют средний уровень самооценки и 55% имеют высокую самооценку;
  3. 14% учащихся, относящихся к третьей статусной категории (принебрегаемые) имеют средний уровень самооценки и 86% имеют высокий уровень самооценки;
  4. один учащийся, находящийся в четвертой статусной категории (отверженные) имеет средний уровень самооценки.

Проанализировав результаты двух тестов, мы видим, что наша гипотеза подтверждается: учащиеся с низким статусным положением имеют более высокую самооценку, чем учащиеся, имеющие, более высокий статус. Отсюда можно сделать вывод о том, что 32 % учащихся данного класса оценивают себя неадекватно. Их высокая самооценка не соответствует их социальному статусу в группе. Это, прежде всего, связано с тем, что у этих учащихся не до конца завершился переход в юношеский возраст, они все еще находятся в подростковом возрасте. 72% ребят с завышенной самооценкой составляют мальчики. А они, как нам известно, от природы немного отстают в развитии по сравнению с девочками, что и подтверждают результаты нашего исследования. Несмотря на то, что в юности самооценка адекватна в большинстве случаев, нельзя забывать и о том, что неадекватная самооценка тоже встречается.
Открытие себя как неповторимо индивидуальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Юношеская рефлексия есть, с одной стороны, осознание собственного «Я» («Кто я? Какой я? Каковы мои способности? За что я могу себя уважать?»), а с другой стороны — осознание своего положения в мире («Каков мой жизненный идеал? Кто мои друзья и враги? Кем я хочу стать? Что я должен сделать, чтобы и я сам, и окружающий мир стал лучше?»). Первые обращенные к себе вопросы ставит, не всегда сознавая это, уже подросток. Общие, мировоззренческие вопросы ставит юноша, у которого самоанализ становится элементом социально-нравственного самоопределения. Этот самоанализ часто иллюзорен, как во многом иллюзорны жизненные юношеские планы. Но сама потребность в самоанализе — необходимый признак развитой личности и целенаправленного самовоспитания.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
( МЕТОДИКА)

Методика изучения самооценки Г. Айзенка

Аналитический отчёт психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса 2017 – 2018

психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса

МБОУ СОШ №1 им Б.П. Юркова г.Зверево

за 2017 – 2018 учебный год.

Основными направлениями в работе были:

Психологическое просвещение помогает приобщить учащихся, педагогов, родителей к психологическим знаниям. Большое значение в школе имеет профилактика наркомании, суицида, работа с детьми «группы риска», работа с одаренными детьми. На ШМО, ГМО, педсоветах, совещаниях, семинарах освещаются психологом вопросы по работе, анализируются результаты диагностики.

Читайте так же:  Почему мужчина игнорирует женщину в которую влюблен

«Готовность к школе»;

«Адаптация» 1-х классов;

«Адаптация» 5-х классов;

«Адаптация 10 класса

Анкета по проблемам молодежи» (9 -11кл.);

«Диагностика склонности к нарушению социальных норм и правил» (9-10кл.)

Методика самооценки психических состояний ( по Г. Айзенку)

Социометрия 6 А класс

Таблица факторов риска развития кризисных состояний

и наличия суицидальных знаков у обучающихся (педагоги).

(21) 1 и 2 полугодие;

РСЦЗО модуль 8 тестов — 6-10 кл (169 чел.)

ДДО по профориентации в 9 классе (19 чел.)

Габреева Г.Ш. «Изучение эмоциональной напряженности»

Тест агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут) — 8А и 8Б кл.

ГМО педагогов-психологов — август 2017г.

Семинар для педагогов «Социально-психологический аспект профилактики суицидального поведения учащихся » (Раздаточный материал: «Рекомендации педагогам и родителям в случае, если есть склонность у ребенка к самоубийству»

Совещание педагогов — Выступление о форуме по инклюзивному образованию (опыт работы в г. Батайске)

Проводился анализ результатов диагностики – на совещаниях, педсоветах, родительских собраниях, для учащихся.

Групповое консультирование педагогов по заполнению «Таблицы факторов наличия кризисной ситуации у обучающихся»

Психологом проведены следующие родительские собрания:

Общее школьное собрание «Психологическая поддержка ребенка в семье».

«Что такое психологическая готовность к школе».

«Как помочь детям 1-х классов пережить первые трудности в

«Как помочь детям 1-х классов адаптироваться.»

«Как помочь детям 5-х классов адаптироваться и стать

Родители 7Б и 6А классов « Социально- профилактические

аспекты профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних»

Групповое консультирование по результатам диагностики РСЦЗО модуль 8 тестов. 4 родителей после собрания получили индивидуальные консультации по результатам. 28 родителей.

Для учащихся проведены следующие психологические часы:

Урок толерантности (5Б кл.)

«Воровство» (5В кл.)

«Качества важные для дружбы» (6 А кл)

Деловая игра « Познай профессии» (8 А кл)

Групповое консультирование учащихся по результатам диагностики:

«Изучение уровня напряженности в школе» — 10 класс.

«Адаптация к среднему звену» — 5А,Б,В классы.

Анкета по проблемам молодежи (9-11 кл.)

«Диагностика склонности к нарушению социальных норм и правил» (9, 10 кл.);

Методика самооценки психических состояний ( по Г. Айзенку)

Социометрия 6 А класс и др.

Консультативная деятельность – важное направление работы педагога – психолога. После диагностики, семинаров, родительских собраний и в кризисные моменты жизни приходят на консультации родители, учителя,

учащиеся. Всего было проведено консультаций — 313.

Из них: для учителей – 97:

По таким вопросам: конфликт с учеником;

адаптация к школе;

готовность к школе;

межличностные отношения в классе;

конфликты в классе;

работа с трудными детьми

для учащихся – 151:

проблемы в семье;

конфликты со сверстниками;

для родителей — 65:

адаптация к школе;

кризисные состояния; и др.

47 учащихся — результаты РСЦЗО Модуль 8 тестов получили индивидуальные консультации

ПСИХОДИАГНОСТИКА И ПСИХОКОРРЕКЦИЯ .

Ориентированность диагностики на исследование личности или группы в поведении, учебной деятельности, в которых наблюдаются отклонения с целью осуществления помощи и коррекции.

Рассмотрим эти направления за истекший период:

Для 55 будущих первоклассников была проведена групповая диагностика «Готовность к школе». Высокий уровень готовности показали — 7 (1а) и 7 (1б) детей, средний уровень – 14 (1а) и 15 (1б) детей и 2 (1а) детей показали низкий уровень,

С результатами ознакомлены учителя, администрация, родители. Даны родителям рекомендации.

Обследование адаптации учащихся 1а и б классов; 58 учащихся 5а, 5б, 5в классов было направлено на выявление привыкания к школе и к среднему звену. Исследовались тревожность, мотивация к учению, самооценка, отношения к школе, учителям, в семье, трудности по предметам, перегрузка. С результатами были ознакомлены классные руководители, администрация, учащиеся, родители. По результатам проводились индивидуальные консультации для учителей, учащихся, родителей. Для учащихся проводились индивидуальные и групповые коррекционно – развивающие занятия.

23 учащихся 10 класса показали, что успешно адаптировались в старшем звене, в классе достаточно хорошие взаимоотношения. Никто из них не показал высокий уровень тревожности в школе по методике Габлреевой Н.М., Пейсахова Н.М. «Изучение эмоциональной напряженности.

Проводятся групповые занятия в 5А, 5 Б, 5В классах по программе «Я- пятиклассник» (Коробкин С.А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1,5, 10 классы).- Волгоград, 2011, с. 59-80).

Проводилась работа по профилактике употребления ПАВ, негативных привычек, взаимоотношений с окружающими.

С учащимися 8А и 8Б класса проводятся занятия по программе:

Мясниковой М.Н. «Развитие толерантных способов поведения подростков, переживших психологическую травму» — г. Ростова – на – Дону

Проводились коррекционно развивающие занятия для будущих первоклассников.

по проведенной анонимной АНКЕТЕ ПО ПРОБЛЕМАМ МОЛОДЕЖИ

с УЧАЩИМИСЯ 9 — 11 КЛАССОВ МБОУ СОШ 1, г. Зверево, РОСТОВСКОЙ ОБЛ.

Дата октябрь-ноябрь 2017г

Количество учащихся: 61
Возраст:14 лет — 7 уч-ся;15 лет – 20 уч-ся; 16 лет — 23 уч-ся;

17 лет — 10 уч-ся; 18 лет — 1 уч-ся.
Пол: мужской – 31 уч-ся; женский – 25 уч-ся. (5 уч- ся не обозначили)

1. Какие отношения у вас с родителями?

А) доверительные — 45 уч-ся — 74%

Б) мы мало общаемся — 2 уч-ся — 3%

В) напряженные — 6 уч-ся — 10%

Г) доверие к одному из родителей — 5 уч-ся — 8 %

Д) свой вариант — 3 уч-ся — 5%

2. Кто для вас авторитет?

А) родители — 49 уч-ся — 80%

Б) друзья — 8 уч-ся — 13%

В) учителя — 8 уч-ся — 13%

Г) никто — 9уч-ся — 15%

Д) свой вариант — 4 уч-ся — 6%

3. К кому вы пойдете, если случится неприятность?

А) к родителям — 47 уч-ся — 77%

Б) друзьям — 21 уч-ся — 34%

В) учителям — 1 уч-ся — 2%

Г) родственникам — 13 уч-ся -21%

Д) свой вариант — 7уч-ся — 11%

4. Что для вас главное в жизни?

А) семья — 43 уч-ся — 70%

Б) здоровье — 29уч-ся — 48 %

В) материальное благополучие — 18 уч-ся — 30%

Г) профессиональная карьера — 16 уч-ся — 26%

Д) свой вариант — 5 уч-ся — 8 %

5. Как вы относитесь к курению?

А) мне все равно — 14 уч-ся — 23%

Б) это не для меня- 12 уч-ся — 20%

В) категорически против — 14 уч-ся — 23%

Г) я курю 3 уч-ся — 5%

Д) я не курю, но не против, если курят другие? — 16 уч-ся— 26%

Е) свой вариант — 2уч-ся (не втягиваюсь)

6. Как вы относитесь к спиртному?

А) никогда не пробовал — 13 уч-ся -21%

Б) пью с друзьями — 6 уч-ся — 10%

В) пью дома на праздники — 18 уч-ся — 30%

Г) категорически против его употребления — 18 уч-ся — 30%

Д) свой вариант — (нейтрально ) — 11 уч-ся- 18%

7Как вы относитесь к наркотикам?

А) никогда не пробовал и не буду — 58 уч-ся — 95 %

Б) считаю, что все надо в жизни попробовать — 1 уч-ся— 2%

В) их употребление – норма в наше время — 1 уч-ся— 2%

Г) свой вариант -1 уч-ся— 2%

8 . Как вы считаете, почему молодежь начинает курить?

А) любопытство — 26 уч-ся — 43%

Б) стремятся так доказать свою взрослость — 28 уч-ся

В) не хотят выделяться — 5 уч-ся — 8 %

Г) уходят от решения проблем — 13 уч-ся -21%

Д) способ расслабиться — 18 уч-ся — 30%

Е) свой вариант — 2 уч-ся— 3%

9. Необходима ли в городе работа по предупреждению химической зависимости?

А) да — 47 уч-ся — 77%

Б) нет — 14 уч-ся— 23%

10. С помощью, каких мероприятий можно защитить подростков от табакокурения, алкоголизма, употребления наркотиков?

А) разработка и демонстрация наглядных материалов — 22 уч-ся — 36%

Б) организация психологической само – и взаимопомощи — 22 уч-ся — 36%

В) уроки по профилактике ПАВ в школе — 17 уч-ся — 28%

Г) свой вариант — 9 уч-ся (запугать, повысить уровень жизни, все равно) — 15%

1. У 74 % уч-ся доверительные отношения с родителями.

2. Учителя являются авторитетом для 8 учащихся, но к ним обратится за помощью 1 уч-ся

3. 70 % учащихся главным в жизни считают семью, 48 % учащихся — здоровье

4. Отношение к курению: только 46 % уч-ся против курения.

5.Отношение к спиртному: 51 % уч-ся не пробовали и категорически против.

6. 95 % уч-ся категорически против употребления наркотиков.

7.Основными причинами курения подростков считают –

8. 77 % уч-ся считают, что работа в городе по предупреждению

химической зависимости необходима.

Рекомендации психологу и классном руководителю:

1.Работа с семьей «Как оказать помощь детям, оказавшимся в критической ситуации» и «создание доверительных отношений с детьми»

2.Профилактические мероприятия по предупреждению курения,

по проведенной диагностике психических состояний

учащихся 8 — 11 классов МБОУ СОШ №1 им. Б.П. Юркова

2017-18 учебный год

Цель: выявление отклонений в психическом состоянии учащихся для оказания помощи

Методика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку)