Меню

Самооценка несовершеннолетнего

Показатели жизненного плана безнадзорных подростков

Жизненный план является внешним коррелятом сложнейшего процесса овладения безнадзорным подростком своим внутренним миром, оформления его мировоззрения. Это определенная система приспособления к окружающей действительности, впервые осознаваемая ребенком в подростковом возрасте. Так как именно в этот период происходит «осязание» собственной индивидуальности, открытие «Я», установка на сознательное построение своей жизни, постоянное врастание в различные сферы общественной жизни. Параллельно с этим происходят психологические процессы самооценивания, формирования самоотношения.

Категория «жизненный план» безнадзорных несовершеннолетних в рамках проводимого нами исследования рассматривается как совокупность трёх основных составляющих:

Психолого-социальная. По отношению к безнадзорным несовершеннолетним профессиональное самоопределение выступает как активный долговременный процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способ его самореализации через согласование внутриличностных и социально- профессиональных потребностей с помощью самоанализа, самопознания и самоориентирования собственных способностей и ценностных ориентаций. В роли внутриличностных детерминирующих факторов профессионального самоопределения выступают: приоритетные интересы безнадзорного подростка в сфере профессионального становления, личностная направленность, темперамент, уровень эмпатии, тип акцентуации личности, стремление к риску в достижении целей, потребность аффилиации.

По результатам нашего исследования, в большинстве (89,7%) подростка имеют иждивенческие интересы («пусть другие работают, только не я..»). При этом фактически отсутствует образ социально приемлемого трудового пути кого-нибудь из близких (родителей, родственников и т.д.)

Социальная. Социально-мотивационная направленность личности обездоленного подростка — динамический процесс формирования мотивов, которые обуславливают выбор жизненного пути, а также определяют возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм профессиональной и иных видов деятельности в непосредственной зависимости от возрастных, социально- личностных характеристик безнадзорных несовершеннолетних.

Детерминирующее влияние на формирование социальной направленности безнадзорных несовершеннолетних подростков оказывает ведущий «мотивационный комплекс личности».

В процессе формирования социально направленных мотивов «внутренний фильтр» играет ведущую роль. Чем более зрелым в социальном плане является подросток, чем меньшее время он пробыл в уличной среде, с её «безвременным пространством», тем больше его устремлений направлено в будущее, тем больше у него формируется социально позитивных мотивационных установок, связанных с намечаемой жизненной перспективой.

По своему виду мотивы выбора жизненной перспективы можно разделить на три группы:

· ссылка на пример;

Подавляющее большинство безнадзорных несовершеннолетних подростков осуществляют немотивированный выбор, что обусловлено неспособностью (ввиду различных психосоциальных обстоятельств) к планированию будущей жизни. В других же случаях, когда безнадзорные несовершеннолетние осуществляют, так или иначе, мотивированный выбор, более 50% из них делают это, ориентируясь на перспективу удовлетворения своих потребностей и получения материальной выгоды. Здесь прослеживается потребительское отношение к социальному окружению, государству, жизни в целом.

Индивидуально–психологическая. Ведущим показателем данной составляющей жизненного плана является самооценка как показатель сформированности представлений безнадзорных подростков о себе, их психологической готовности к определению социально — позитивного жизненного плана и его реализации.

На основании этого мы выделяем два основных приоритетных процесса, непосредственно зависящих от самооценки:

· прогнозирование своей жизненной позиции.

В процессе исследования нами выделены характеристики трёх уровней адекватности самооценки обездоленного несовершеннолетнего:

Высокий уровень присущ тем безнадзорным несовершеннолетним, чья самооценка интересов, способностей, личных качеств полностью совпадает с оценкой родителей (или лиц их заменяющих), школьных учителей, воспитателей социально-реабилитационных центров и интернатов, специалистов по социальной работе и отчасти ближайшего социального окружения. Это подтверждается деятельностью с достигнутыми успехами подростка в различных видах занятий и организацией своего свободного времени. Высокая самооценка может быть и у криминально настроенного ребенка, когда одобряемый криминальными авторитетами, он подтверждает свою самооценку «результативностью и успехами», которые в кратчайшее время приводят его в колонии для несовершеннолетних.

Средний уровень наблюдается в том случае, когда подростки частично переоценивают или недооценивают свои возможности по сравнению с оценкой взрослых. Жизненная стратегия определяется на основе познавательного интереса к различным видам деятельности без учета своей пригодности.

Низкий уровень имеет место тогда, когда заметна резкая переоценка или недооценка своих интересов, способностей, личных качеств по сравнению с оценкой учителей, воспитателей, специалистов по социальной работе.

Как показало наше исследование, подавляющее большинство безнадзорных несовершеннолетних имеет заниженную самооценку, которая по нашим предположениям может являться изначально заложенной психофизической особенностью ребенка, так и следствием прохождения процесса социализации в крайне неблагоприятной социально-педагогической и психосоциальной обстановке.

Таким образом, категория «жизненный план» выступает для нас как совокупность внутриличностных и психосоциальных особенностей несовершеннолетних, определяющих и характеризующих процесс жизненного самоопределения и социальной зрелости безнадзорного ребенка, и, находящихся в прямой зависимости от социально-педагогических условий протекания процесса его социализации и жизнедеятельности.

Особенности самооценки несовершеннолетних правонарушителей

Наше исследование не выявило фактов, подтверждающих ту или другую тенденции. Уровень самооценки несовершеннолетних правонарушителей варьируется, обнаруживая практически равномерное распределение между низкой, средней и высокой самооценками. Поэтому правомерна следующая точка зрения (А.А.Реан): самооценка подростков делинквентов всегда находится в противоречии с оценкой социума, что и выступает пусковым механизмом к асоциальному поведению.

Анализ результатов исследования парциальных составляющих общей самооценки выявил следующую закономерность. У испытуемых с высокой общей самооценкой показатели по шкале «Значимость для других» самые высокие, а у испытуемых с низкой общей самооценкой они самые низкие. Этот факт указывает на то, что важнейшим фактором, влияющим на интегральную самооценку подростков делинквентов, является оценка значимости себя для окружающих, для референтной группы.

По параметру «Доброта, отзывчивость» практически у всех испытуемых отмечены крайне высокие оценки. Этим подтверждается мнение о том, что человек оценивает себя по нравственным критериям выше, чем по другим параметрам и кроме того оценивает себя по этому критерию выше, чем других людей. Позитивные нравственные характеристики, высоко ценимые в человеческой культуре, по мнению индивида, свойственны ему в большей мере, чем другим. Эта тенденция, возникнув на ранних этапах онтогенеза, сохраняется у человека на всю жизнь.

По остальным параметрам были выявлены вполне прогнозируемые результаты. Так, по шкалам «Способность отвечать за себя», «Сила воли», рассматриваемые в подростковой среде как одни из наиболее значимых, у подростков были отмечены высокие значения. По параметрам, оценивающим интеллект, знание, умение, выявлены средние значения. По шкале «Способность к лидерству» у испытуемых с высокой общей самооценкой наблюдаются высокие значения, а у подростов с низкой общей самооценкой низкие значения.

Особенности личности несовершеннолетнего, вовлеченного в совершение преступлений и антиобщественных действий

Рубрика: Государство и право

Дата публикации: 16.12.2016 2016-12-16

Статья просмотрена: 283 раза

Библиографическое описание:

Шмидт Е. В. Особенности личности несовершеннолетнего, вовлеченного в совершение преступлений и антиобщественных действий // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 723-725. — URL https://moluch.ru/archive/132/36935/ (дата обращения: 14.02.2019).

В настоящее время особую важность, для общества и государства в целом является воспитание подрастающего поколения. И поэтому необходимо осуществлять деятельность по предупреждению вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступлений и антиобщественных действий. До наступления совершеннолетия, человек становится самостоятельной личностью, формирует характер и приобретает навыки поведения в обществе.

В раннем возрасте, дети еще совсем наивные и доверяют взрослым, именно поэтому их легко вовлечь в совершение преступления и антиобщественные действия. Наряду с этим взрослые пользуются этим и путем обмана, вознаграждения или угрозой вовлекают несовершеннолетних.

Также важное место занимает воспитание подростков, ведь именно в этом возрасте они склонны к совершению правонарушений.

Правонарушающему поведению несовершеннолетних часто предшествует трудновоспитуемость. Это возникает из‑за неблагоприятных условий жизни и воспитания подростка в целом. Исследуя личность несовершеннолетнего правонарушителя очень важно проследить зависимость между неблагоприятными условиями нравственного формирования подростка и постепенной деформацией у него интересов, потребностей, отношений. У него исчезает интерес к учебе, начинаются прогулы в школе и растет тяга к пустому времяпрепровождению.

Как правило, это здоровые, потенциально полноценные дети, но при этом педагогически запущенные — плохо воспитанные, недостаточно обученные и недостаточно развитые. Следствием этого являются недостатки, проблемы, отклонения в деятельности, поведении и общении [1].

Ученые выделили признаки педагогической запущенности:

  1. Отклонения в сознании.
  2. Отклонения в поведении. По стилю поведения можно выделить две группы педагогически запущенных подростков:

– подростки с повышенной независимостью, склонностью к лидерству, агрессии;

– подростки, у которых доминируют признаки зависимости, реакции защитно‑оборонительного типа по отношению к среде сверстников.

  1. Отклонения в эмоционально‑волевой сфере.
  2. Устойчивость проявления отрицательных качеств личности: лени, лживости, грубости, равнодушия, жестокости, потребности курить [2].

Личность и характер несовершеннолетнего можно характеризовать низким уровнем социализации. Подросток плохо или вообще не усваивает систему знаний, норм и ценностей, которые позволяют ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Главным в жизни человека является семья. Если ребенка с ранних лет воспитывали в условиях почитания норм права и морали, то, повзрослев, он также будет почитать и выполнять их. Но, если в воспитании подростка имеются какие‑, то изъяны, то его поведение не будет отвечать требованиям социальных норм.

Также исследования показывают, что для многих несовершеннолетних, вставших на преступный путь, характерна деформация социальных позиций, характерна их возрасту.

С совершением правонарушений у подростков отмечаются и такие формы поведения, как пьянство, наркомания, токсикомания, употребление психотропных веществ, ранняя половая распущенность. Такие формы отклоняющегося поведения опасны тем, что влекут за собой возникновение преступного поведения или являются обстоятельством, способствующим правонарушающему поведению.

Также исследования показывают, каждый второй несовершеннолетний, совершивший преступление вместе с совершеннолетним, находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а каждый четвертый подросток пошел на совершение преступления, чтобы иметь возможность быть в таком состоянии.

Читайте так же:  Ильин дифференциальная психология мужчин и женщин

Еще одной формой социально отклоняющегося поведения у несовершеннолетних правонарушителей, является половая распущенность: вступление в половую связь лиц, не достигших половой зрелости; вступление в случайные половые связи; беспорядочная половая жизнь; проституция. В последнее время значительно увеличилось количество несовершеннолетних в возрасте 12–13‑лет, именно среди девушек, вступающих в беспорядочные половые связи, обращающихся по поводу производства аборта и заражениями венерическими заболеваниями.

Ранняя половая распущенность девочек как выражение пренебрежения к нравственным запретам общества способствует в психологическом плане возможности совершить преступление. Катализаторами здесь выступают: отрицательное, как правило, окружение таких подростков; неправильно сформировавшиеся, связанные с половой распущенностью, извращенные и неумеренные материальные потребности; привычка употреблять спиртное и праздно проводить время досуга [3].

Рассмотренные аномалии поведения приобретают криминогенный характер еще и потому, что у большинства несовершеннолетних правонарушителей происходит замещение ведущей деятельности, которая в их возрасте должна заключаться в получении образования или профессии. Хотя многие подростки работают или учатся, их поведение, потребности, интересы, ценностные ориентации определяют праздное времяпрепровождение. Отсутствует интерес к учебе; отношение к труду у большинства работающих носит формальный характер. [5]

У несовершеннолетних с девиантной формой поведения есть отличительные черты: такие как несформированность личности и отсутствие целеустремленности характера; низкая моральная воспитанность характера; бедность и слабость характера; эмоциональная неуравновешенность; некритическое подражание; привычка к алкоголизму и наркомании; тщеславие; упрямство; эгоизм. В возрасте несовершеннолетнего наблюдается распространение такой черты, как агрессия, это свидетельствует о серьезной проблеме личности, втянутой в сферу антиобщественных действий и поступков.

В силу своего юного возраста несовершеннолетние имеют своеобразный психологический склад. Ценностные качества и самооценка в целом представляют собой характеристику в формировании личности. Если самооценка несовершеннолетнего определяет отношение к себе, то ценностные ориентации — отношение к окружающей его действительности. Самооценка — это то, как оценивает себя человек, в нашем случае ребенок, по сравнению с окружающими людьми, считает ли он себя лучше или хуже окружающих. Ценностные ориентации выявляют способы реализации самооценки, жизненные цели, которые соответствуют данной самооценке. У несовершеннолетних самооценка и ценностные ориентации весьма специфичны. Самооценка, начинает формируется к 14 годам. Ценностные ориентации к этому юному возрасту еще не определились. Несмотря на это, они уже влияют на несовершеннолетнего и его судьбу [4].

Еще у несовершеннолетних также характерна, как завышенная, так и заниженная самооценка. Самооценка — один из важнейших регуляторов поведения личности, то повышенная или пониженная самооценка будет способствовать отклонению поведения от нормы. Конфликтные ситуации, в которых участвует несовершеннолетний, его неуживчивость очень часто являются следствием его неправильной самооценки — завышенной или заниженной. Нормальному развитию личности подростков с повышенной самооценкой препятствует их пониженная критичность к себе; напротив, же развитие детей с пониженной самооценкой мешает их неуверенность к себе.

Ценностная установка — это избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в поведении. Ценностные ориентации включают в себя систему установок, которые определяют состояние субъекта к определенной активности в определенной ситуации.

У несовершеннолетних правонарушителей отмечены глубокие деформации их нравственных и правовых ценностных ориентаций. Так как ценностные ориентации представляют собой готовность к действию, побудительный мотив действия, а также отражают реальные цели, которые человек намерен осуществить, и в то же время — это способы, применение которых обеспечивает успех достижения цели, то несовершеннолетние правонарушители в какой‑то мере готовы к совершению правонарушения. У них отсутствует толкование долга, совести, дозволенности происходит исходя из групповой солидарности, с позиций личной выгоды и индивидуалистических интересов. В то же время подростки равнодушны к переживаниям и страданиям других людей; иногда стремятся самоутвердиться, причиняя страдания тем, кто слабее их.

Для «трудных» подростков характерны черты как: несоблюдение социальных норм; демонстрация своего пренебрежения к социальным нормам; злоупотребление алкоголем или наркотиками; ранние половые связи, стремление создать конфликтную ситуацию в семье, учебном заведении.

Также для этих подростков характерен низкий уровень правосознания.

К правосознанию относится совокупность идей, взглядов, чувств, традиций, переживаний, которые выражают отношение людей к правовым явлениям общественной жизни. Такие представления о законодательстве, законности, правосудии, о правомерном или неправомерном поведении.

Среди несовершеннолетних правонарушителей в совершении преступления проявляются такие качества, как мужество, героизм и ловкость. Такое поведение подростков можно объяснить попыткой быть похожими на людей с отрицательной нравственностью и увлечением преступным миром. Такие подростки отрицательно относятся к закону и нарушают его.

Исходя из проведенного анализа личности несовершеннолетнего правонарушителя можно успешнее проводить работу по предупреждению вовлечения подростков в совершение преступлений и антиобщественных действий.

  1. Тагирова Г. С. Психолого‑педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. М.: Педагогическое общество России, 2003. С. 6.
  2. Гуров Д. В. Педагогические аспекты профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в системе работы органов внутренних дел (на примере Ставропольского края). Ставрополь, 2004. С. 13–15.
  3. Забрянский Г. И. Изучение и предупреждение преступности несовершеннолетних. Краснодар, 1979. С. 33–34.
  4. Саясова И. К. Социально психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей // Трудные судьбы подростков — кто виноват? М., 1991. С. 163.
  5. Поликашина О. В. Предупреждение вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. Прометей, 2013. С 140.

Самооценка несовершеннолетнего

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

САМООЦЕНКА У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ

Г.К. ВАЛИЦКАС, Ю.Б. ГИППЕНРЕЙТЕР

В последнее время в психологической литературе все большее внимание уделяется генезису, структуре и функциям тех внутренних инстанций, или образований, личности, которые связаны с восприятием человеком себя и отношением к себе. При описании этих образований используется широкий набор понятий: самосознание, самооценка, самопознание, «Я-образ», «Я-концепция» и др. [2], [14], [17], [22], [23].

Далеко не все эти понятия определены четко. Некоторые из них употребляются как синонимы, другие же используются в более узком, специальном смысле, однако без четкого операционального их определения. В то же время всеми без исключения авторами признается чрезвычайно важная роль знаний о себе и отношения к себе в выборе поведения и жизненного, пути личности в целом.

Анализ литературы показал, что именно понятие «самооценка» отражает многообразные аспекты самопознания и самоотношения, в то же время оно наиболее обеспечено экспериментально-методическими процедурами. Самооценка описывается по разным параметрам, обычно задаваемым в виде оппозиций: осознаваемое — неосознаваемое, аффективное — когнитивное, общее — частное, реальное — демонстрируемое. В этих оппозициях отражены не просто разные виды самооценки, но и различные генетические стадии и различные уровни ее функционирования.

В настоящем исследовании мы использовали обобщенное рабочее определение самооценки. Она понималась как продукт отражения субъектом информации о себе в соотношении с определенными ценностями и эталонами, существующий в единстве, осознаваемого и неосознаваемого, аффективного и когнитивного, общего и частного, реального и демонстрируемого компонентов.

Самооценка у правонарушителей представляет собой пока мало изученную область. В большинстве случаев исследовались отдельные характеристики самооценки, однако ее роль в развитии преступного поведения остается не до конца выясненной. Некоторые авторы указывают, что самооценка личностных качеств у трудных подростков находится в стадии становления, обладает малой устойчивостью и недостаточной объективностью, основывается на несущественных критериях [7]. Другие подчеркивают связь между адекватностью и устойчивостью самооценки, с одной стороны, и успешностью перевоспитания несовершеннолетних — с другой [4]. Установлены некоторые различия в самооценках правонарушителей мужского и женского пола [6]. Однако в качестве основной особенности самооценки трудных детей и подростков-правонарушителей чаще всего отмечается ее завышенный характер — завышение оценки своих свойств и преувеличение своих возможностей [8], [16], [18]. Есть указания на преобладание завышенных самооценок и у взрослых преступников [1], [12].

Однако более тщательный анализ как цитированных, так и других источников ставит под сомнение вывод о преобладании

завышенных самооценок у правонарушителей. Во-первых, в данных исследованиях использовались, как правило, различные варианты прямых методов измерения самооценки, при которых повышается вероятность демонстрации правонарушителями социально желательных качеств. Во-вторых, правонарушители не всегда понимают вообще или понимают искаженно значение ряда слов-качеств, предлагаемых им для оценки самих себя [3]. Наконец, в некоторых работах, преимущественно зарубежных авторов, показано, что с отклоняющимся поведением тесно связана низкая самооценка [19], [20], [12]. Более того, существует гипотеза, согласно которой низкая самооценка способствует переориентации подростка на асоциальный путь развития [20].

Автор этой гипотезы — американский психолог Г. Каплан — исходит из постулата, что один из ведущих мотивов человека — это мотив самоуважения ( self — esteem motive ). Когда у подростка по каким-то причинам формируется низкая самооценка, его потребность в самоуважении особенно обостряется и заставляет искать способы ее удовлетворения. Если при этом подростку не удается повысить самооценку социально приемлемыми способами, он начинает выбирать альтернативные образцы поведения. Обычно это связывается с переориентацией его на девиантные группы сверстников. Участие в этих группах дает новые способы самоутверждения и позволяет повысить самооценку. Подтверждением этой гипотезы явились данные цитируемого автора о положительных корреляциях между низкой самооценкой и последующим усвоением подростком девиантных реакций, а также между предшествующим девиантным типом поведения и последующим повышением уровня самооценки. Правда, эти факты автор рассматривает как самые общие и предварительные свидетельства в пользу выдвинутой гипотезы, указывая на необходимость ее дальнейшей проверки и уточнения.

Читайте так же:  Памятка как повысить самооценку

В частности, в гипотезе Г. Каплана остается невыясненным вопрос о механизмах связи между низкой самооценкой, отклоняющимся поведением и последующим повышением уровня самооценки делинквентных подростков.

Некоторый свет на этот вопрос проливают результаты исследований ценностно-нормативной сферы личности правонарушителей. В работах А.Р. Ратинова и его сотрудников [10] показано, что переход правонарушителей на негативные образцы поведения сопровождается перестройкой субъективной иерархии ценностей; в частности, вместе с углублением степени асоциального поведения происходит усвоение и расширение контрнормативной системы ценностей [5].

Приведенные данные получены в отношении взрослых лиц. Более близкое отношение к нашей теме имеет исследование Ю.Г. Пилипейченко, проведенное на несовершеннолетних правонарушителях [9]. Им было показано, что состав и содержание внутренних преград совершения действий у правопослушных подростков и несовершеннолетних правонарушителей отличались рядом особенностей, которые в первую очередь были связаны с содержанием их ценностно-нормативной системы.

Все данные о связи самооценки с отклоняющимся поведением, а также отклоняющегося поведения с изменениями в ценностно-нормативной системе субъекта позволили нам выдвинуть следующую рабочую гипотезу : переориентация на контрнормативную систему ценностей является главным звеном в механизме повышения самооценки несовершеннолетних правонарушителей; соответственно стремление повысить самооценку и тем самым восстановить минимальный психологический комфорт является одной из движущих сил, определяющих вступление подростка на асоциальный путь развития.

Для подтверждения этой гипотезы необходимо было решить ряд частных задач: 1) более детально исследовать особенности самооценки несовершеннолетних правонарушителей, используя не только прямые, но и косвенные методы ее измерения; 2) изучить особенности ценностно-нормативной системы несовершеннолетних правонарушителей; 3) выявить связь между ценностно-нормативной

системой и самооценкой у несовершеннолетних правонарушителей. В ходе исследования выявились еще две задачи; нам представилось чрезвычайно важным 4) проследить особенности социальной ситуации развития несовершеннолетних правонарушителей в период, предшествующий совершению правонарушений, и влияние этой ситуации на формирование их самооценки и 5) выявить поведенческие корреляты особенностей самооценки у несовершеннолетних правонарушителей.

ИСПЫТУЕМЫЕ, МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование имело сопоставительный характер и проводилось на несовершеннолетних правонарушителях 14 — 16 лет (учащихся VII—VIII классов закрытых специальных учебных заведений Литовской ССР) и правопослушных подростках того же возраста (учащихся VII—VIII классов общеобразовательных школ Москвы и Вильнюса).

На первом этапе основного исследования в экспериментах участвовали 80 несовершеннолетних правонарушителей (50 юношей и 30 девушек) и 80 правопослушных подростков (40 юношей и 40 девушек). На втором этапе основного исследования испытуемыми были только юноши: 80 несовершеннолетних правонарушителей и 80 правопослушных подростков.

индивидуальные беседы с подростком (продолжительностью около двух часов с каждым); предпринимались специальные усилия для создания атмосферы доверительности и безопасности; в частности, давалось обещание, что содержание беседы останется в тайне, что, конечно, выполнялось;

изучение «индивидуальных дел» несовершеннолетних правонарушителей; объем этих дел иногда доходил до 200 — 300 страниц и включал характеристики учителей, акты обследования семейно-бытовых условий, объяснения совершенных правонарушений самим подростком, объяснения и показания родителей и т. п.;

беседы с учителями и воспитателями, в которых выяснялись особенности личности подростка, его положение в группе сверстников, особенности и успехи процесса его перевоспитания и т. п.;

экспертные оценки учителей и воспитателей: группу из шести экспертов просили выделить среди несовершеннолетних правонарушителей две крайние подгруппы: «повышенного риска рецидива» и «положительную» (остальные подростки попали, таким образом, в среднюю, промежуточную подгруппу).

В качестве основной экспериментальной методики использовалась методика косвенного измерения системы самооценок (КИСС). Она построена на объединении проективных и психосемантических методов исследования. Стимульным материалом в ней служат 10 схематических изображений человеческого лица. Испытуемым предлагается проранжировать их по параметрам: «нравится», «похожесть на себя», а также по ряду качеств; в нашем случае это были: «ум», «доброта», «честность», «отзывчивость», «способности», «здоровье».

Количественная обработка результатов состоит в подсчете коэффициентов ранговой корреляции между различными ранжировками. Коэффициенты ранговой корреляции между ранжировками по отдельным качествам и ранжировкой «нравится» интерпретируются как ценность данного качества для испытуемого. Коэффициенты ранговой корреляции между ранжировками по отдельным качествам и ранжировкой «похожесть на себя» интерпретируются как частные самооценки по этим качествам. Коэффициент ранговой корреляции между ранжировкой «нравится» и «похожесть на себя» отражает уровень самопринятия, или уровень общей самооценки [15].

В целом методика КИСС позволяет косвенно, не прибегая к прямому самоотчету испытуемых, выявлять такие важные характеристики, как иерархия ценностей, частные самооценки, целостное отношение к себе или уровень общей самооценки, устойчивость самооценки (при повторных измерениях).

Другими методиками были:

модифицированный вариант методики «Уровень притязаний» ; испытуемому

предлагался набор задач, составленный из заранее проранжированных по степени трудности прогрессивных матриц Равена;

модифицированный вариант методики Дембо — Рубинштейн; испытуемому предлагались для самооценки следующие шкалы: «счастье», «ум», «доброта», «здоровье», «честность», «отзывчивость», «способности»; его просили указать не только положение, где он находится в настоящей время, но и где он хотел бы находиться;

модифицированный вариант методики КИСС; здесь мы объединили два методических принципа: косвенное измерение самооценки и метод «конфликтных ситуаций» [11]. Сначала испытуемый ранжировал карточки со схематическим изображением человеческого лица по параметру «нравится» (см. процедуру по методике КИСС); потом он вводился в конфликтную ситуацию, вынуждающую сделать выбор между нормативным и контрнормативным образцами поведения. После выбора испытуемому предлагалось проранжировать карточки по тому образцу поведения, которому он отдал предпочтение. Например, если в 1-й ситуации (см. ниже) испытуемый отдавал предпочтение негативному поступку, ему говорилось: «Разложи эти карточки так, чтобы на первом месте оказался тот человек, который сразу бы ударил, на последнем — тот, который все решил бы мирным путем».

Затем следовала 2-я ситуация и т.п. Последняя ранжировка проводилась по параметру «похожесть на себя».

Всего каждому испытуемому предъявлялось шесть конфликтных ситуаций.

Приведем в качестве примера дословный текст 1-й ситуации: «На дискотеку пришли ребята из другой школы. С ними уже давно шла вражда, хотя никто точно не знал, из-за чего все началось. Сначала все было спокойно, но когда Сережа шел мимо одного парня и тот что-то сказал, Сережа сразу повернулся и хотел его ударить, даже не расслышав его слов. Коля, друг Сережи, кинулся его удерживать: «Брось, не надо, зачем ссориться из-за таких пустяков»,— говорил он. Как ты думаешь, что было дальше? Как поступил Сергей?»

Другие ситуации предполагали следующие выборы: угнать машину— или уговорить ребят разойтись по домам (2-я сит.); отомстить за «измену» своей девушки — или оставить ее вместе со своим соперником (3-я сит.); украсть чужие вещи — или ничего не взять (4-я сит.); весело провести время с друзьями — или пойти в школу (5-я сит.); воспользоваться силой — или играть по правилам (6-я сит.).

Этот вариант методики КИСС давал возможность, во-первых, определить систему ценностных шкал и, во-вторых, измерить самооценку подростка в отношении той системы шкал, которую он сам выбрал.

Шкалы были составлены с помощью экспертных оценок предложенных шести конфликтных ситуаций: Они оказались следующими:

1: враждебность — миролюбие

2: авантюристичность — порядочность

3: мстительность — самообладание

4: нечестность — честность

5: безответственности — дисциплинированность

6: грубость — вежливость

Исследование проводилось в два этапа. На первом выявлялись общие черты самооценки несовершеннолетних правонарушителей, отличающие их от самооценки правопослушных подростков, а также проводился качественный анализ биографических данных правонарушителей для выявления возможных причин формирования самооценок с выявленными чертами.

При измерении самооценок определялись следующие их параметры: общий уровень, устойчивость, конфликтность. Для определения устойчивости самооценки измерение по методике КИСС проводилось дважды с интервалом в две недели. Конфликтное строение самооценки считалось установленным, если при изменении косвенным методом (по методике КИСС) испытуемый обнаруживал низкий уровень как общей самооценки, так и частных самооценок (по отдельным качествам), а при измерении прямыми — вербальными —методами эти самооценки были высокими.

На втором этапе проверялась гипотеза о связи повышения самооценки несовершеннолетних правонарушителей с переориентацией на контрнормативную

систему ценностей. Для этого у обеих групп испытуемых (правопослушных и правонарушителей) по методике «конфликтных ситуаций» определялся характер ценностных шкал (нормативных и контрнормативных), а затем относительно этих шкал измерялся уровень самооценки (по модифицированной методике КИСС).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Приводим результаты первого этапа исследования.

В целом уровень самооценки у несовершеннолетних правонарушителей оказался ниже, чем у правопослушных подростков (различия значимы на уровне р

Как видно из данных табл. 1, у несовершеннолетних правонарушителей преобладают низкие самооценки (почти половина испытуемых), в то время как среди правопослушных подростков большая часть испытуемых показала высокую и среднюю самооценки, а наименьшая часть — низкую самооценку.

Данные, полученные с помощью методики уровня притязаний, также показали значимые различия в высоте уровня притязаний между группой несовершеннолетних правонарушителей и группой правопослушных подростков (различия статистически значимы на уровне р 2 ). Для установления высоты уровня притязаний испытуемого использовались два параметра: преимущественное положение выборов в одной из трех зон шкалы трудности (легкая, средняя, высокая) и среднее арифметическое уровня сложности всех выборов за эксперимент.

Процентное соотношение подгрупп с различным уровнем самооценки у несовершеннолетних правонарушителей и правопослушных подростков (по методике КИСС)

§ 1. Проблемы несовершеннолетних в юридической психологии

У большинства таких подростков в структуре личности доминируют отрицательные качества: лень, безволие, безответственность, конформизм, агрессивность и т. п. Важнейшим условием формирования личности трудного подростка в большинстве случаев являются отрицательные семейные условия, алкоголизм родителей или родственников, их аморальное поведение и т. д. Однако нередки случаи, когда искаженную нравственную атмосферу вокруг несовершеннолетнего создают любящие его и желающие ему всякого добра, но не обладающие достаточной педагогической культурой родители.
_____________________________________________________________________________
*См.: Бочкарева Г.Г. Зависимость преступного поведения несовершеннолетних правонарушителей от их податливости групповому влиянию. «Вопросы судебной психологии». М., 1971, с. 58—59.

Читайте так же:  Отношения с мужчиной старше на 10 лет психология

Для трудновоспитуемых подростков, как правило, характерно отрицательное отношение к учебе, которое в конечном счете противопоставляет их коллективу класса, школы, училища и т. п. В подавляющем большинстве случаев в число подростков-правонарушителей попадают те, которые не нашли себя в школьном коллективе в связи с отрицательными отношениями с ними.
Антисоциальное поведение несовершеннолетнего, таким образом взаимообусловлено влиянием факторов в первую очередь внешней социальной среды (в особенности микросреды), а также индивидуальными особенностями личности подростка, которые обуславливают его индивидуальное реагирование на различные жизненные неудачи.
Подростковый возраст (11—15 лет) является переходным главным образом в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания, параллельно которому достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма. В плане социальном подростковая фаза — это продолжение первичной социализации. Как правило, все подростки этого возраста — школьники. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст крайне противоречив. Отсюда — типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка.
Юношеский возраст (14—18 лет) представляет собой как бы «третий мир», существующий между детством и взрослостью. В биологическом плане этот этап — период полного физического созревания. Юность — это завершающий этап первичной социализации. Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и особенности его психики.
Перед ними стоит задача социального и личностного самоопределения, которая означает отнюдь не автономию от взрослых, а четкую ориентировку и определение своею места во взрослом мире*.
_____________________________________________________________________________
*См.: Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.

Процессе усвоения моральных и правовых норм поведения заканчивается в подростковом возрасте к 14—16 годам. Это обстоятельство учитывается законодателем, который установил частичную уголовную ответственность с 14 лет и полную уголовную ответственность за все преступления, предусмотренные уголовными законами, — с 16 лет.
Личность трудного подростка, как правило, характеризуется низким уровнем социализации и отражает пробелы и недостатки в трех основных сферах его воспитания: в семье, в школе (профессионально-техническом училище) и на производстве. С другой стороны, на личность трудного подростка излишне большое влияние оказывает особая сфера — улица, двор, уличные группы, склонные к совершению правонарушений.
Под трудновоспитуемостью прежде всего понимают негативизм и сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, выходящими за рамки педагогической и социальной запущенности.
Конфликтность в отношениях со взрослыми, родителями и учителями очень часто проявляется в подростковом возрасте и объясняется не только органическими изменениями, но и тем, что меняется вся система отношений подростка и со взрослыми, и со сверстниками. Стремясь избавиться, отстраниться от оценки и влияния взрослых, подросток становится весьма критичным по отношению к родителям и учителям, начинает обостренно чувствовать и замечать их недостатки, подвергать сомнению советы и мнения, высказывания старших. Кризисность подросткового возраста с более или менее выраженной тенденцией к криминализации проявляется и в том, что у подростка существенно перестраиваются отношения со сверстниками. Для него в этот период характерна повышенная потребность общения со сверстниками, стремление к самоутверждению в их среде, чуткое реагирование на мнение сверстников.
Следует отметить, что в подростковом возрасте закладываются самосознание, самооценка, основа и фундамент личности, играющие решающую роль в процессе личностного самоопределения и саморегу­лирования. Формирование самооценки, самосознания происходит прежде всего в общении в процессе активного взаимодействия с себе подобными. «Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других. Это и есть процесс становления личности»*. Потребность общения и самоутверждения подростка должна быть реализована в благоприятных условиях, на основе социально-значимой полезной деятельности. Если этого по каким-то причинам не происходит и самоутверждение осуществляется в неформальных подростковых группах, уличных компаниях в форме асоциальных проявлений (выпивка, употребление наркотиков, хулиганство и т. п.), оно может стать опасным криминализирующим фактором.
_____________________________________________________________________________ *Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. С. 196.

Социальную адаптацию детей и подростков могут затруднять различные нервно-психические заболевания и отклонения. Поэтому в данном случае недостаточно мер педагогической коррекции, необходимы вмешательство и помощь психиатров, невропатологов, психотерапевтов, наряду с мерами воспитательного характера осуществляющих медицинскую коррекцию, а также проводящих специальные консультации для педагогов и родителей.
Как правило, на практике неучет биологического фактора приводит к бесполезности воспитательных мероприятий в отношении психически неполноценных, совершивших преступления, поскольку шаблонными методами воспитательного воздействия пытаются исправить того, кто прежде всего нуждается в медицинском вмешательстве и чье поведение в значительной степени детерминировано аномалией психики*.

Однако вмешательство врача далеко не всегда способно привести к желаемым результатам, поскольку оно не может устранить всех причин, вызывающих нервно-психические расстройства. Первое место занимают все-таки причины социального характера, различные психотравмирующие ситуации, которые переживает трудный подросток в семье и школе, а также наследственная алкогольная отягощенность, приводящая к патологическому отставанию в интеллектуальном и психофизиологическом развитии детей.
_____________________________________________________________________________
*См.: Емельянов В.П. Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями. Саратов, 1980, с. 52.

Наряду с отклонениями нервно-психического характера особую проблему представляет социальная адаптация умственно отсталых детей, имбецилов и дебилов. Исследования показывают, что у олигофренов отсутствует фатальная предрасположенность к преступлениям*. Однако же умственная неполноценность этих детей, безусловно, затрудняет их социальную адаптацию, при особых неблагоприятных условиях в силу своей повышенной внушаемости они могут легко попадать под влияние более взрослых, опытных преступников и быть слепым орудием в их руках. Эти обстоятельства нельзя не учитывать в деятельности органов профилактики и специальных учебно-воспитательных учреждений, занимающихся проблемами социальной адаптации олигофренов.
_____________________________________________________________________________
*См.: Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика. Поведение. Ответственность. М.,1980.

Важнейшим условием формирования личности трудного подростка в большинстве случаев являются отрицательные семейные условия. Скандалы родителей, физические наказания подростков, естественно приводят к разрушению тормозных процессов, к воспитанию вспыльчивости, повышенной возбудимости, несдержанности. Тепличные условия, создаваемые детям в некоторых семьях, отстранение их от любой активной деятельности приводят к инфантильности и неспособности преодолеть жизненные трудности в критической ситуации, которые порой бывают довольно банальны: не прошел в вуз по конкурсу и другие.
Конфликтные ситуации, в которых оказывается подросток, его неуживчивость очень часто являются следствием его неправильной самооценки. Препятствием для нормального развития личности подростков с завышенной самооценкой является их пониженная критичность к себе. Как считают некоторые исследователи, дети с заниженной самооценкой не могут нормально развиваться из-за повышенной самокритичности*.
_____________________________________________________________________________
*См.: Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1976, с. 29.

Для несовершеннолетних правонарушителей характерно совершение преступлений в группе, так как многие преступления технически невыполнимы для одиночного подростка; кроме того, некоторые подростки, участвуя в действиях группы, смелеют и даже наглеют, поскольку это одобряется групповым авторитетом.
В.Л. Васильев считает, что криминальную направленность группы характеризуют следующие количественные и качественные характеристики: участие в группе ранее судимых, которые не работают и не учатся, злоупотребляют алкоголем или наркотиками, занимаются азартными играми, а также наличие в группе осознанного лидера, авторитарный стиль управления группой, преимущественно криминальная направленность группы, формирование субкультуры группы (жаргон, специальные клятвы, особый ритуал поведения и т. д.). В дальнейшем при систематической преступной деятельности в группе происходит распределение ролей и функций при совершении преступлений*.
_____________________________________________________________________________ *Васильев В.Л. Юридическая психология. С. 301.

В центре внимания внутренней картины преступления подростка находится его личность, в процессе изучения которой необходимо выделение психологических детерминант антиобщественного поведения на различных этапах его формирования.
При анализе преступного поведения несовершеннолетних выделено четыре типа нарушителей, для которых общественно опасное деяние является: а) случайным, противоречит общей направленности личности; б) возможным с учетом общей неустойчивости личностной направленности но ситуативным с точки зрения повода и ситуации: в) результатом общей отрицательной ориентации личности, обуславливающей выбор среды, времяпрепровождения и непосредственного варианта действий при наличии подстрекательства, примера преступного поведения и т. п.; г) результатом преступной установки личности, включающей активный поиск, организацию повода и ситуации для преступных деяний, соответственно относительно устойчивой системы антисоциальных оценок и отношений. Предложенная типология не только фиксирует основные варианты возможной направленности личности несовершеннолетних правонарушителей, но и отражает процесс постоянного формирования социально негативных черт личности, переход от единичных деформаций к их цепочке.
В результате взаимодействия неблагоприятных внешних условий с определенными пробелами или искажениями в психике подростка возникает трудновоспитуемость. Неблагоприятными условиями могут быть аморальное поведение родителей, кризис в семейных отношениях, ошибки в школьном и семейном воспитании. Однако ни в коем случае не следует считать, что у плохих родителей плохие дети, что типичные неблагоприятные условия порождают типичные недостатки любого подростка. Часто у пьющих родителей и взрослые дети не притрагиваются к вину, у отцов-грубиянов вырастают очень тактичные сыновья и т. д. Подросток, как правило, непросто воспринимает и усваивает неблагоприятные внешние воздействия. Он может их и не воспринимать, отвергнуть, а может с ними бороться. И тогда в борьбе с неблагоприятными условиями формируются положительные качества личности.