Меню

Самооценка на уроке по фгос начальная школа

Учебно-методический материал по теме:
Рефлексия и самооценка на уроках в начальной школе.

Использование некоторых приёмов рефлексии на уроках в начальной школе.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Рефлексия и самооценка на уроках.

Один из принципов развивающего обучения — принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения , его необходимость , если каждое его действие является осознанным и понятным .

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии . Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Понятие рефлексии первоначально возникло в философии и означало размышления индивида о происходящем в его сознании. Рефлексия в общей психологии — это познание субъектом внутренних психических актов и состояний.

Личностная рефлексия понимается как осознание действующим лицом того, как он воспринимается партнёром по общению. Когда человек анализирует себя и своё поведение во взаимоотношениях с другими людьми и пытается представить, что о нём думают окружающие, он, таким образом, приходит к некоторому познанию своего «я» . Это способствует пониманию особенностей своего характера, как положительных, так и негативных. Такого рода самопознание играет существенную роль в процессе самовоспитания.

Отличие личностной рефлексии от интеллектуальной рефлексии заключается в том, что оценивание положения происходит не на базе заданных (объективных, логических, общепризнанных и т.п.) оснований, а на оценке по собственным, часто глубоко субъективным критериям, которые могут иметь морально-нравственную, этическую, культурологическую природу. Поэтому можно сделать вывод, что процесс личностной рефлексии как одного из механизмов саморазвития личности достаточно индивидуален .

В младшем школьном возрасте личностная рефлексия имеет ряд особенностей. Постепенно у учащихся появляется своя точка зрения на всё. Конечно, мнение окружающих влияет на самооценку младших школьников. Обычно, отвечая на вопрос, что о них думают другие, учащиеся начальных классов концентрируют своё внимание на конкретных делах , и лишь в средней школе дети начинают постигать особенности своего характера.

Оценочные представления младших школьников достаточно ситуативны, и критерии их оценок довольно относительны.

В школьные годы дети способны не только запоминать информацию, но и размышлять о том, как они это делают.

Рефлексия как особый вид познавательной деятельности заключается в уточнении своих знаний в выяснении основания своих знаний, в раскрытии их сущности через анализ и обобщение.

Интеллектуальная рефлексия играет важную роль в развитии младших школьников. Интеллектуальная рефлексия — это осмысление ребёнком своих действий, в процессе которого он осознаёт схемы и правила его деятельности.

Несмотря на активное использование этого термина, чёткого понятия «интеллектуальной рефлексии» не существует.

Интеллектуальная рефлексия определяется как умение ребёнка оценивать, выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия . Основой интеллектуальной рефлексии являются мыслительные операции: анализ, синтез, построение умозаключений, обобщений, аналогий, сопоставлений, оценок, выводов.

Рефлексия , по мнению некоторых исследователей, неразрывно связанна с самооценкой , воображением и развитием речи . В теории учебной деятельности Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, с процессом учебная деятельность развивает у младших школьников способность к рефлексии, являющейся одним из трех компонентов теоретического мышления (анализ, планирование, рефлексия). Г.А. Цукерман предлагает изучать рефлексию как способность человека определять границы своего знания и находить способы перехода этих границ. Выходить за границы наличной ситуации и собственных возможностей — главная функция рефлексии и обобщенная характеристика умения учиться.

Механизм порождения рефлексии определяется как процесс осознания оснований собственных действий и способности различения собственного знания и незнания.

Интеллектуальная рефлексия неразрывно связанна со сферой общения. Предпосылки учебной деятельности складываются на основе игровой деятельности , где громадную роль играет воображение . Благодаря игре, ребёнок овладевает навыками общения и приобретает рефлексивную позицию в общении. Поэтому рефлексия непосредственно связанна с общением ребёнка с окружающими.

Какой же может быть рефлексия на уроках в начальной школе?

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация: (слайд №2)

  1. рефлексия настроения и эмоционального состояния
  2. рефлексия деятельности
  3. рефлексия содержания учебного материала

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока , как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Цель рефлексии –научить ребёнка не просто фиксировать готовый результат, а выстроить свою смысловую цепочку , сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими.

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой (классом) и в конце деятельности. Для этого можно применять карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент). (слайд №3,4,5,6,7)

Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания , защите проектных работ . Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «восхождение на пик знаний» (слайд №9), «лестницы успеха», «ёлочки» (слайд №10) . Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость»( более подходит для учеников 3-4 классов) (слайд №11)

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения. Рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… — Теперь я знаю…) (слайд №12)

Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно , в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

В графу «П» — «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И» — «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. (слайд №13)

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске(слайд №14,15):

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…

Можно предложить учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д.

Не менее чем оценка, для мотивации учения и определения степени достижения цели, важна самооценка или рефлексия, а также взаимооценка.

Учителю всегда важно знать, комфортно ли чувствует себя ученик на уроке, при изучении данной темы или вопроса. Интерес к предмету , к изучаемой проблеме со стороны ученика – это 50% успеха урока . В конце урока можно применить и такой вариант рефлексии (слайд №16):

3 балла — я все очень хорошо понял, мне было интересно;

2 балла — мне все понятно, но материал не всегда интересен;

1 балл — я не все понял, но мне было интересно;

0 баллов — я ничего не понял и на уроке скучал.

Закончить урок желательно рефлексией настроения (слайд №17,18,19)

Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель , а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности .

Процесс рефлексии должен быть многогранным . Оценка деятельности должна проводиться не только самой личностью, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя , позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

В начальной школе такое сотрудничество приводит к взаимопониманию между учениками и доверию к учителю, вызывает позитивное настроение на любом этапе урока, не оставляет равнодушными никого в классе. Ученики видят и чувствуют заинтересованность учителя в их успешности и с удовольствием идут в школу, зная, что их мнение нужно и важно!

Составила: учитель начальных классов МБОУ СОШ №22 НГО

Дробина Ирина Дмитриевна

Используемая литература: сайт «Сеть творческих учителей»,сайт «Фестиваль Открытый урок»

Методические рекомендации «Формы и приемы самооценки на уроке»

Столичный учебный центр
г. Москва

ТЕМА. ФОРМЫ И ПРИЕМЫ САМООЦЕНКИ НА УРОКЕ

Методическая разработка содержит формы и приемы организации самооценки на уроке и предназначена для учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования, призвана оказать методическую помощь учителям школы и педагогам дополнительного образования в урочной и внеурочной деятельности.

Источник практического опыта: данная методическая разработка используется учителями начальных классов МКОУ СОШ№4 г. Киренска, учителями района в течение нескольких лет. Для реализации методических рекомендаций используется УМК «Начальная школа X X I века».

Читайте так же:  Как общаться через интернет с девушкой

Сведения об авторе.

Хахол Нелли Саркисовна

учитель начальных классов

МКОУ СОШ №4 г. Киренск

Иркутская область, Киренский район

1. Пояснительная записка…………………………………………………. 3

2. Понятие самооценки как психологической категории ………………….4

3.Формы и приемы самооценки ……………………………………………..4

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Вопрос о формировании самооценки в начальных классах является актуальным в настоящее время.

Вопросы, которые связаны с развитием самооценки, входят в круг центральных проблем педагогической и возрастной психологии. Умение оценить себя закладывается в самом раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.

У детей младшего школьного возраста учеба является приоритетной деятельностью, именно она влияет на формирования самооценки ребенка, а также напрямую связана с его успехами в учении.

Адекватная положительная самооценка младших школьников влияет на дальнейший выбор всесторонних интересов, развитие личности в целом. Учителю следует учитывать, что это одна из главных задач на начальном этапе школьной жизни.

Проблема самооценивания и оценивания в разных аспектах получила отражение в трудах отечественных и зарубежных психологов, педагогов и методистов (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, П.П. Блонский, Дж. Брунер, Л.И. Божович, Л.С. Выгодский, Э.А. Голубева, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, А.Р. Лурия, М.Н. Скаткин, Д.Б. Эльконин, А.И. Липкина).

Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя.

Актуальность темы связана с тем, что большинство учителей не уделяют должного внимания некоторым аспектам и особенностям личности. Одним из таких факторов можно выделить самооценку. Динамика самооценки поможет улучшить свои результаты в процессе обучения, повысить уровень мотивации к обучению и познанию.

Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

— формирование умения принимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности ;

-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

( Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования с. 9)

Данные методические рекомендации окажут помощь в реализации метапредметных и личностных результатов ФГОС.

Цель методических рекомендаций: показать варианты самооценки на уроке и познакомить с формами и приемами самооценки.

Самооценка помогают детям определить границы своего знания незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознать те проблемы, которые еще предстоит решить в учебной деятельности.
Поэтому само собой отпадает вопрос: надо ли учить школьника самооценке.

Л.Леонтьев отмечал, что самоконтроль и самооценка представляют часть целостной учебной деятельности, значит их надо формировать (и рассматривать) в комплексе.
Так если раньше контроль и оценка осуществлялись только педагогом, то теперь эти компоненты учебной деятельности формируются у школьников и даже старших дошкольников.

2.ПОНЯТИЕ САМООЦЕНКИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ

Дети младшего возраста занимают особое место в педагогической и возрастной психологии: в этом возрасте закладывается основа учебной деятельности, начинается формирование основных психических функций, самоконтроль, возникает рефлексия, а действия начинают согласовываться с внутренним планом .

Самооценка оценка самого себя, своих достоинств и недостатков. /С.И.Ожегов. Словарь русского языка./

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей; один из важнейших регуляторов поведения личности. /Советский энциклопедический словарь./

Самооценка — собственная оценка, своих возможностей, качеств и своего положения в обществе. Проникая в суть личности, можно сделать утверждение, что самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят такие социальные факторы, как взаимоотношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Из вышеизложенного делаем вывод, что самооценка влияет на дальнейшие развитие личности и на эффективную деятельность человек / А.А. Реан Психология человека от рождения до смерти. /

Самооценка – ячейка самосознания, характеризующаяся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков, а также является важнейшим регулятором поведения. Самооценка определяется взаимоотношениями человека с окружающими : родителями, учителями, одноклассниками, сверстниками. Тем самым самооценка влияет на эффективную жизнедеятельность человека и развитие личности. Самооценка тесно связана с целями, поставленными человеком перед собой. Адекватная самооценка обеспечивает правильное соотношение своих сил с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Неадекватная (заниженная или завышенная) самооценка искажает внутренний мир личности, деформируя её эмоционально-волевую и мотивационную сферу, и тем самым препятствует её гармоничному развитию.

Самооценка складывается из тех оценок, которые дают окружающие человеку, а также в сравнении образа истинного «Я» (объективное видение себя) с образом идеального «Я» (совершенное видение себя ). Наивысшая степень совпадения среди этих образов соответствует гармоничному душевному складу личности. / Л.С. /Выготский Педагогическая психология /.

Самооценка представляет сбой один из важнейших показателей развития личности. Формирование начинается уже с раннего детства, когда ребенок начинает выделять себя от окружающих людей, она продолжает изменяться на протяжении всей жизни, становясь все более содержательной и критичной. В самооценке отражается то, что ребёнок узнаёт о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.

Причём, от класса к классу возрастает умение правильно оценивать себя, свои возможности и в то же время снижается тенденция к переоценке себя. Можно сделать вывод, что самооценка младшего школьника прогрессивна и в то же время имеет тенденцию к устойчивости, переходит в дальнейшем во внутреннюю позицию личности, закрепляется мотивом поведения, влияет на формирование определённых качеств личности. Вышесказанное подтверждает решающую роль в становлении самооценки ребенка, играют взрослые .

Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент, наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации), должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы.

Система контроля и оценивания учебной работы школьника не может ограничиваться узкой целью – проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения.

Для того, чтобы развитие самооценки было эффективным следует выполнять следующие условия:
1. Совместная разработка учителем и учениками четких эталонов оценивания для каждого конкретного случая;
2. Создание необходимого психологического настроя обучающихся для анализа собственных результатов;
3. Обеспечение ситуации самостоятельного свободного эталонного оценивания

учащимися своих результатов;
4. Сопоставление и выводы об эффективности работы;
5. Составление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.

Какие же существуют формы самооценки?
1. Речевые.
2. Знаковые письменные (цифры, смайлики и т.п.)
3.Знаковые внешние (оценка с помощью пальчиков, различных карточек и т.п.)
4. Шкалы.
5. Таблицы. .

В своей работе использую следующие приемы самооценки и самоконтроля:

1. Словесные приемы

а) Вариант организации работы по самооценки в конце уроков задаются следующие вопросы:

-Кто доволен своей работой?

-У кого не всё получилось? ( дети, оценив свою работу, поднимают руку).

б ) – Что ты узнал на уроке?
– Чему научился?
– За что себя можешь похвалить?
– Над чем еще надо поработать?
– Какие задания тебе понравились?
– Какие задания показались трудными?
– Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?

в) Вариант организации работы по самооценки в оценивании своих достижений

Сегодня на уроке я …
Мне удалось…
Я могу похвалить…
Я недостаточно…
Я старался…..

г) 3.Вариант организации работы по самооценке собственной деятельности при выполнении конкретного задания или проверочной работы

*Выполнение этой работы мне понравилось

(не понравилось) потому что……………………………………

*Наиболее трудным мне показалось……………………………

*Я думаю, это потому что………………………………………

*Самым интересным было………………………………………

*Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал

*Я хотел бы попросить своего учителя…………………………….

а) Вариант организации работы по самооценке собственной деятельности.

Самооценку на уроке изучения нового материала организую поэтапно, для этого использую « Лестницу успеха», учащиеся в течение урока поднимаются вверх по лестнице, а около цифр делают поэтапную самооценку собственной деятельности на уроке. Приведу пример из практики, урок литературного чтения в 1 классе Тема. Знакомство с буквой Т, т. (Приложение 1.)

б) Вариант организации работы по самооценке собственной деятельности

В первом классе предлагается детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!» Нужно отметить, что этим приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

Читайте так же:  Разведенная женщина с ребенком отношение мужчин

2. «Говорящие рисунки»

Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся лицо.

Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй такое лицо «СПОКОЙНОЕ».

Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.

Свою работу в конце недели, в конце месяца можно оценить с помощью рисунка. Дети на подсознательном уровне изображают свою самооценку в цвете, в изображении какого-

либо предмета. Например : изобразить дерево настроения, цветок настроения, облачко настроения и.д. или раскрасить в цвете какой-либо предмет.

Такой прием используем особенно в первом классе, когда дети еще не умеют писать. Также такой прием используется и во 2, 3, 4 классах наряду с другими приемами.

4. «Карточка сомнений»

— — «Не совсем усвоил, сомневаюсь»;

На уроках чтения и окружающего мира при самостоятельной работе с текстом учащиеся делают пометки:

V – УЖЕ ЗНАЛ ЭТО

? – НЕ ПОНЯЛ, ВОЗНИК ВОПРОС

5) «Портфоло ученика»

Портфолио является одним из средств самооценки самого учащегося и инструментом фиксирования его индивидуальных достижений, реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий.

Главные цели ведения портфолио:

создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;

приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);

формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию

Самооценка в начальных классах

В этой работе была сделана попытка собрать внешние (формальные) приёмы самооценивания на уроках в начальных классах.

Просмотр содержимого документа
«Самооценка в начальных классах»

Самооценка на уроках в начальных классах

Одно из основных направлений развития образования это переход на Федеральный Государственный Стандарт общего образования, который является важной инновацией для начального образования. Фундаментом образования является достижение качественных результатов, формирование универсальных учебных действий, которые позволят развивать активную личность, способную реализовать свои возможности.

Особенности ФГОС вносят изменения в систему оценки для того, чтобы она работала не только как средство обучения, но и как самостоятельный элемент содержания и средство для повышения эффективности обучения.

Оценивание должно строиться так, чтобы обучающиеся были включены в контрольно-оценочную работу, чтобы приобретались и совершенствовались навыки адекватной самооценки и взаимооценки как метапредметные результаты.

Самооценка – это оценка человека своих качеств, возможностей и особенностей своей деятельности, это универсальная компетенция, которая нужна человеку не только в школе, но и на протяжении всей жизни. И одна из задач школы состоит в том, чтобы обучить ребенка оценивать свои действия, желания, поступки.

Факторы, которые влияют на формирование самооценки детей в школе это, прежде всего, оценочное поведение учителя, родителей и одноклассников. У учеников начальных классов самооценка бывает заниженная, завышенная и адекватная. Конечно же, надо стремиться к формированию адекватной самооценки.

Существует ряд условий для эффективного развития самооценки:

Психологический настрой обучающихся для самооценивания;

Разработка эталонов оценивания для каждого конкретного случая;

Создание ситуации самостоятельного оценивания учамися своих достижений;

Подведение итогов самооценивания;

Составление программы деятельности на дальнейший этап обучения с учетом результатов самооценки.

Самооценка на уроках в начальной школе

Дата публикации: 14.12.2016 2016-12-14

Статья просмотрена: 2953 раза

Библиографическое описание:

Андрианова О. П., Васильчикова Г. Н., Плетникова Е. А. Самооценка на уроках в начальной школе // Молодой ученый. — 2016. — №27. — С. 642-645. — URL https://moluch.ru/archive/131/36418/ (дата обращения: 15.02.2019).

Одним из основных направлений развития общего образования является переход на новый федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Это наиболее значимая системная инновация за последние годы, в т. ч. и для начальной ступени общего образования. Фундаментальным центром начального общего образования является достижение качественно новых образовательных результатов, в том числе, формирование универсальных учебных действий, позволяющих развивать социально активную, реализующую свои способности личность.

Основные особенности стандартов второго поколения требуют внесения изменений и в систему оценки, которая выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как самостоятельный элемент содержания, средство повышения эффективности преподавания и обучения. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, которая является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. Только при таком подходе приобретаются и формируются навыки и привычка кадекватной самооценке и взаимооценке, рассматриваемые как метапредметные результаты.

Что же такое самооценка? Самооценка — это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, особенностей своей деятельности. Задача школы — обучить ребёнка самооценке своих действий, желаний, поступков, совместных действий, так как это универсальная компетенция, которая необходима человеку не только в учебной деятельности, но и на протяжении всей жизни.

Основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочное поведение учителя, родителей и их отношение к образовательной деятельности. Постоянно сталкиваясь с оценками своей учебной работы и работы товарищей по классу, младший школьник начинает разбираться в своих собственных силах и учебных возможностях.

Что же делать, чтобы ученик адекватно оценивал свои результаты, а значит, сохранял психологическое и физическое здоровье? Ведь от правильной самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. У младших школьников бывает адекватная, заниженная и завышенная самооценка. Это отражается и на учебном процессе. Дети с заниженной самооценкой часто не проверяют собственную работу, чтобы исправить ошибки. Они заранее уверены в отрицательном результате. Дети с завышенной самооценкой, часто убеждены в безошибочности своей работы и так же не проверяют работу, а стремятся быстрее сдать учителю.

Для того, чтобы развитие самооценки было эффективным, следует выполнять следующие условия:

  1. Совместная разработка учителем и учениками четких эталонов оценивания для каждого конкретного случая;
  2. Создание необходимого психологического настроя обучающихся для анализа собственных результатов;
  3. Обеспечение ситуации самостоятельного свободного эталонного оценивания учащимися своих результатов;
  4. Сопоставление и выводы об эффективности работы;
  5. Составление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.

Какие же существуют формы самооценки?

  1. Речевые.
  2. Знаковые письменные (цифры, смайлики и т. п.).
  3. Знаковые внешние (оценка с помощью пальчиков, различных карточек и т. п.).
  4. Шкалы.
  5. Таблицы.

В своей работе используем следующие приемы самооценки и самоконтроля:

1. Словесные приемы.

2.Знаковые письменные.

Вариант организации работы по самооценке собственной деятельности.

Самооценку на уроке изучения нового материала организуем поэтапно, для этого используем «Лестницу успеха», учащиеся в течение урока поднимаются вверх по лестнице, а около цифр делают поэтапную самооценку собственной деятельности на уроке.

1. «Светофор».

В первом классе предлагается детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!» Нужно отметить, что этим приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

2. «Говорящие рисунки»

Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся лицо.

Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй такое лицо «СПОКОЙНОЕ».

Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.

Такой прием используем особенно в первом классе, когда дети еще не умеют писать. Также такой прием используется и во 2, 3, 4 классах наряду с другими приемами.

4. «Карточка сомнений»

— — «Не совсем усвоил, сомневаюсь»;

На уроках чтения и окружающего мира при самостоятельной работе с текстом учащиеся делают пометки:

V — УЖЕ ЗНАЛ ЭТО

? — НЕ ПОНЯЛ, ВОЗНИК ВОПРОС

5) «Портфолио ученика»

Портфолио является одним из средств самооценки самого учащегося и инструментом фиксирования его индивидуальных достижений, реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения — формирование универсальных учебных действий.

Главные цели ведения портфолио: создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях; максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка; развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию; формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста; формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»); формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

6) Лист самооценки

Лист самооценки №1

Примеры листов самооценки учащихся на уроке (начальная школа)

Столичный учебный центр
г. Москва

ПРИМЕРЫ ЛИСТОВ САМООЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ:

Лист самооценки работы группы

Оцени работу своей группы:

Все ли члены группы принимали участие в работе?

А) Да, все работали одинаково;

Б) Нет, работал только один;

В) кто- то работал больше, кто- то меньше других.

Дружно ли вы работали? Были ссоры?

А) Работали дружно, ссор не было;

Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились ;

Читайте так же:  Психология мужчины и женщины олег гадецкий

В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

Тебе нравится результат работы группы?

А) Да, всё получилось хорошо;

Б) Нравится, но можно сделать лучше;

В) Нет, не нравится.

4. Оцени свой вклад в работу группы.

А) Почти всё сделали без меня;

Б) Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась;

В) Я принимал участие в обсуждении.

Лист самооценки работы в паре

Оцени свою работу в паре:

Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий

При разногласиях я принимаю другое решение

Большинство решений предложено мной

Если не согласен, я не спорю, предлагаю другое решение

Работать в паре труднее, чем одному

Мне интереснее и полезнее работать в паре

Лист самооценки ____________________________________

Не совсем всё получилось

Найти информацию самостоятельно

Выбрать самое основное для сообщения

Оцени свой вклад в работу группы.

Отметь свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке.

всё сделали меня

без меня работа бы не

Маршрутный лист самооценки

Оцените работу своей группы.

1.Найдите родственные слова в стихотворении.

Работали дружно, слушали друг друга

Высказывали свою точку зрения, не ссорились

Трудно было договориться.

2.С каким определением согласны?

Работали дружно, слушали друг друга

Высказывали свою точку зрения, не ссорились

Трудно было договориться.

Все работали одинаково

Работал только один

Кто-то работал больше, кто-то меньше других

4. Приглашаем «родственников» в гости

Работали дружно, слушали друг друга

Высказывали свою точку зрения, не ссорились

Трудно было договориться.

Результат работы группы.

«Отличная работа! Молодцы!» —

++ у меня всё получилось

-+ были затруднения, но я справился

у меня не получилось работать в группе

++ у тебя всё получилось

-+ у тебя возникли затруднения,

но ты справился

— у тебя не получилось работать в группе

4.Оценка работы группы (поставить знак +)

Мы работали слаженно

и у нас всё получилось.

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя

Лист самооценки и взаимооценки в работе над проектом

Критерий
(за каждый критерий – от 0 до 5 баллов)

Я внес (-ла) большой вклад в работу группы

Я умею выслушивать мнения других ребят, принимать другую точку зрения

Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать

Я готов(а) принимать новые и неожиданные идеи, отличающиеся от моего первоначального мнения

Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке.

Ответь на вопросы:

1. Сегодня на уроке я узнал(а) ( ЧТО? ) ____________________________________________

2. Сегодня на уроке я научился(лась) ( ЧЕМУ? ) ____________________________________

3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать ( ЧТО? )

4. Самым неожиданным для меня сегодня стало ( ЧТО? )

5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше ( ЧТО СДЕЛАТЬ?)

Осталось непонятным ( ЧТО? ) _________________________________________________

6. Сегодня на уроке я был(а) ( КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ? )

1. На уроке для меня было важно______________________________________

2. На уроке мне было сложно_________________________________________

3. Теперь я умею__________________________________________________

4. На уроке у меня получилось_____________________________________

Оцени сегодняшний урок знаком «+»:

Лист успеха _________________________________________

себя чувствовал в процессе учения

было ли мне комфортно

с каким настроением я работал

доволен ли собой

насколько мне было комфортно работать в составе малой группы

какие у меня были затруднения в общении с группой.

смог ли я помочь товарищам

смогли ли они мне помочь

я достиг цели учения

учебный материал нужен для дальнейшей учебы, для практики, он просто интересен

в чем я затруднялся, почему

как мне преодолеть свои проблемы

Ф. И. ___________________________________________________________________

ТЕМА УРОКА ( Впишите, когда тема будет определена) : _______________________________________________________________________

ЦЕЛЬ УРОКА ( Впишите, когда тема будет определена) : ___________________________________________________________________________

Моё участие на данном этапе

(Отметьте верные для вас утверждения галочкой)

включился с желанием узнать новое

включился с интересом

включился, так как надо

Повторение пройденного материала

получил правильный результат, работая индивидуально и в паре

получил правильный результат, работая индивидуально

передал инициативу партнеру, работая в паре

Выполнение пробного задания — действия

попробовал выполнить задание, но не смог обосновать как

попробовал выполнить задание, но встретился с затруднением

не попробовал выполнить задание

Построение проекта выхода из затруднения

активно выдвигал идеи при обсуждении построения проекта

с интересом участвовал в обсуждении построения проекта

согласился с большинством при обсуждении построения проекта

Реализация проекта выхода из затруднения

успешно работал в группе

работа в группе принесла удовлетворение

передал инициативу партнерам в группе

отвечал у доски , применяя новое знание

получил результат схожий с образцом , работая на месте

списывал готовый результат с доски, закрепляя новое знание

Самостоятельная работа с самопроверкой

выполнил самостоятельно задание без ошибок

выполнил самостоятельно задание с ошибками, понял их и исправил

не смог самостоятельно выполнить задание, отложил на потом

Применение нового материала в системе знаний

принял активное участие в работе

участвовал в работе по мере своих возможностей

созерцал происходящее на данном этапе

Инструктаж по домашнему заданию и итог урока

мне всё понятно по теме урока, я успешно выполню домашнее задание

мне в целом понятна тема, я внимательно буду делать домашнее задание

мне понятна большая часть темы, перед выполнением домашнего задания проконсультируюсь у учителя или одноклассника.

На каждом этапе оцени свою работу, выбрав в нужной строке знак «+».

Выполнил с ошибками

Испытывал большие затруднения

Повторение пройденного материала

Выполнение пробного задания — действия

Построение проекта выхода из затруднения

Реализация проекта выхода из затруднения

Самостоятельная работа с самопроверкой

Применение нового материала в системе знаний

Инструктаж по домашнему заданию и итог урока

Я доволен своей работой.

Я старался, но не всё получилось.

Я недоволен своей работой.

Оценочный лист ученика класса __________________

+ могу\ знаю +\- сомневаюсь — не могу\ не знаю

На уроке я отвечал всегда устно полным ответом.

Я решил без ошибок в тетради примеры и задачу.

Я помогал в группе решать задачу, высказывал свое мнение.

Мое мнение в группе чаще всего учитывалось и др.

У каждого ученика лист с двумя шкалами

Интересный урок Моё участие

— Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался.

А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.

Работал активно, результатом доволен.

Работал не в полную силу, хочу улучшить результат.

результатов в тетради

6-7 баллов – оценка «3»

8-9 баллов – оценка «4»

Более 10 баллов – оценка «5»

10
9
8

7
6
5
4
3
2
1

Ф.И. ученика ____________________________________

У каждого ученика лист с двумя домиками (для уроков письма).

— Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя домиками.
— Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько правильно вы научились писать элементы букв.

— А теперь оцените свою работу на уроке, насколько красиво каждый из вас сегодня написал, выполняя классную работу в прописях.

Ф.И. ученика _____________________________________

«Дерево роста» есть у каждого ученика.

Этот лист самооценки очень удобно использовать при изучении целой темы.

Например, «Устная нумерация в пределах 100».
Ежедневно ученик оценивает свою работу на уроке — закрашивает человечка.
Есть он, усвоил тему урока — закрашивает человечка полностью; если частично – половину человечка, плохо – только ножки.
И таким образом он движется к вершине ЗНАНИЙ.
А учителю легко проследить усвоение материала учеником на уроке.

Ф.И. ученика _____________________________________

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ:

могу похвалить себя за то, что .

могу похвалить одноклассников за то, что .

больше всего мне понравилось .

мне показалось важным .

для меня было открытием то, что .

Лист самооценки и взаимооценки в работе над проектом

Ф.И. ученика _____________________________________

Ф.И. ученика _____________________________________ Класс __________

У каждого ученика листок с двумя шкалами.

Оцениваю себя САМ. Оценивает меня УЧИТЕЛЬ.

— Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, вашу работу на уроке.

— Совпадает ли ваше оценивание с оцениванием учителя? Как вы думаете, почему совпадает (не совпадает)?

  • Опарина Альбина Вениаминовна
  • 2928
  • 02.04.2016

Номер материала: ДБ-003568

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

  • 02.04.2016
  • 293
  • 02.04.2016
  • 455
  • 02.04.2016
  • 204
  • 02.04.2016
  • 2200
  • 02.04.2016
  • 368
  • 02.04.2016
  • 578
  • 02.04.2016
  • 351

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.