Меню

Самооценка на уроках математики

Статья по теме:
Формирование у учащихся самооценки на уроках математики

Математика – учебная дисциплина, наиболее способствующая выработке у обучаемых потребности в критической самооценке и самоконтроле своих действий. Потребность в самоконтроле и тщательной проверке результатов своих действий, умение критически относится к собственной деятельности – являются важнейшими навыками, которые должны быть сформированы у учащихся в процессе изучения курса математики.

Предварительный просмотр:

Формирование у учащихся самооценки на уроках математики

Одним из важных качеств необходимых для управления собственной учебно-познавательной деятельностью и развития своих мыслительных способностей является развитие у учащихся адекватной, дифференцированной, критической самооценки себя и своих действий. Лишь имея сложившиеся представления о себе и определенным образом относясь к себе, личность способна регулировать и контролировать свою деятельность. Развитая самооценка, в свою очередь, способствует развитию мотивации достижения и мотивации успеха, подталкивает ученика к рефлексии, анализу собственных действий, и требует от него тщательного анализа, обобщения, обоснования и самопроверки каждого шага в собственной деятельности. Она позволяет яснее осознать, что известно в данной ситуации и что неизвестно, что ещё требуется узнать и изучить, то есть, приводит к осознанию учащимися противоречия между знанием и незнанием, и появлению познавательного затруднения. У школьника рождается чувство недовольства самим собой, своими имеющимися знаниями, умениями и навыками, появляется необходимость в приобретении дополнительных знаний и умений. Возникшее в ходе рассуждения противоречия будут толчком к самостоятельному пересмотру своих действий, а если это необходимо, то и к её корректировке, к выявлению причин своих ошибок и неудач. Таким образом, потребность в самоконтроле и критической самооценке вызывает познавательную активность ученика, заставляет его активно и самостоятельно мыслить, подталкивает к действиям, направленным на изменение себя.

Математика – учебная дисциплина, наиболее способствующая выработке у обучаемых потребности в критической самооценке и самоконтроле своих действий. Потребность в самоконтроле и тщательной проверке результатов своих действий, умение критически относится к собственной деятельности – являются важнейшими навыками, которые должны быть сформированы у учащихся в процессе изучения курса математики.

Опыт показывает, что часто из целостной структуры учебной деятельности очень часто по самым различным причинам «выпадают» именно самоконтроль и самооценка своих действий со стороны ребёнка. В связи с этим учебная работа ребёнка постепенно лишается собственно контролирующего и оценивающего компонентов и, следовательно, внутренней мотивирующей и направляющей основы, ребенок из субъекта деятельности ставится в позицию объекта образовательного воздействия учителя. Чтобы избежать этого, педагог должен создать на уроке для обучаемых условия для развития контрольно-оценочных действий их учебной деятельности и организовать собственную самооценку. Главным в учебной деятельности ребёнка считаю понимание того, что он изучает и ради чего он это делает. При этом добиваюсь, чтобы ученик осознавал, что с ним происходит в процессе изучения математических дисциплин, ощущал своё развитие.

Важнейшей предпосылкой для этого считаю создание психологического комфорта для приобретения учащимися знаний и самовыражения. Компонентами положительной психологической атмосферы являются: взаимоуважение, взаимопонимание, взаимообогащение учителя и учащихся. При любых продвижениях ученика в изучении моего предмета не скуплюсь на положительные эмоциональные отзывы, слова поощрения. Стараюсь вселить в них уверенность в себе, своих способностях. Поддерживаю положительный настрой разнообразными видами деятельности на уроке, стимулированием, созданием ситуаций успеха, предоставлением каждому ученику возможности для самовыражения, повышения самооценки.

Выделяются следующие этапы формирования самоконтроля и самооценки.

1-й этап – понимание и принятие учеником контроля и оценки своей деятельности со стороны учителя. На этом этапе учитель должен успешно решить следующие задачи: 1)показать учащимся, что любое обучение — органическое единство двух процессов: передача обучаемому в той или иной форме учебного материала и выявление степени усвоения этого материала; 2)ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков; 3)проинформировать учащихся, после изучения каких дидактических модулей необходим контроль, цель, форма его проведения; 4) объяснять критерии оценки.

2-й этап – овладение навыками оценки деятельности товарища. Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей, освоить морально-этические нормы выражения оценки деятельности другого человека.

3-й этап – овладение умениями самоконтроля и самооценки собственной учебной деятельности. Обучающийся должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию. От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности со стороны учителя.

В современной педагогической литературе, посвященной проблеме развития самооценки учащихся на уроках математики дается достаточно подробное описание способов и приемов развития самооценки. Это и различные варианты разноуровневых по степени сложности заданий, работа в группах с единой оценкой всей группы, проверка и оценка работы товарища, использование алгоритмов, схем, моделей выполнения заданий, составление учащимся проверочных заданий, разнообразные приемы работы над ошибками и многое другое. В практике собственной педагогической деятельности для формирования самооценки учащихся использую прием создания ситуации критической самооценки. Рассмотрим некоторые из данных ситуаций.

1. Учащимся дается задание составить задачи для одноклассников, используя пройденный материал. При составлении задачи ученику приходится побывать и в позиции учителя, который составляет задачу, и в позиции ученика, который решает задачу. Он старается составить задачу таким образом, чтобы задача и решалась, и в то же время она в себе содержала некоторую трудность, т. е требовала обдумывания, применения своих знаний, в том числе и знаний полученных по другим предметам. При этом ему необходимо оценивать свои силы, знания, заранее запланировать свои действия. Чтобы не ошибиться, он будет, пересматривать каждое свое действие, контролировать их выполнение. Ему придется решать задачу, анализировать и обобщать её по нескольку раз, вновь возвращаясь к условию задачи.

2. Учащимся даются задания, составленные учителем или сверстниками на нахождение и исправление “допущенных” ошибок. Чтобы развить умение ученика критически относиться к себе, к своей работе и к собственной деятельности, необходимо обучить его искать ошибку у других. Сознательно допущенная ошибка заставит ученика подумать, критически переосмыслять, оценивать не только данную работу, но и пересматривать свои взгляды, свои знания. В процессе поиска и исправления ошибок лучше всего выявляется своя неполнота понимания, что заставляет ученика анализировать свои знания.

3. Учитель при объяснении “допускает” ошибку. Учитель при объяснении на доске сознательно допускает ошибку: при выводе формулы или решения задачи, неполный разбор возможных случаев (например, рассмотрение лишь одного расположения частей чертежа) и т.д. Ученикам, которые нашли ошибки учителя, приходиться давать убедительные объяснения и приводить доказательства, пока все учащиеся не увидят ошибку, не поймут её и не включаться в активную умственную деятельность.

4. Учащиеся объясняют доказательство или решение задачи одноклассникам. Во время объяснения учащимся решения или доказательства какой-либо задачи, все остальные должны напряженно искать возможных возражений и немедленно их высказывать. Ученик, прежде чем сказать, будет обдумывать, анализировать каждый шаг своего решения, рассматривать его с различных точек зрения, пересматривать свою точку зрения, аргументировать и доказывать свое мнение, изыскивать исчерпывающие аргументы.

5. Учащиеся решают одну и ту же задачу несколькими способами, обсуждают и выбирают наиболее удачное решение. Выбор наиболее оптимального решения, требует от учащихся разностороннего рассмотрения условия задачи, тщательного анализа каждого шага их решений, сравнения методов и способов решения этих задач. Ученик опять же будет изыскивать аргументы в пользу понравившегося ему решения, будет стараться доказывать и отстаивать свое мнение.

6. Учащимся дается задание с недостающими данными, которые им необходимо самим определить. В этих задачах отсутствуют некоторые данные, вследствие чего дать точный ответ на вопрос задачи не представляется возможным. Цель таких заданий научить учащихся “схватывать” в процессе восприятия условия задачи ее формальную структуру, обнаружить неполноту данных. В таких задачах следует дать самостоятельность в подборе необходимых подходящих величин из опыта, что также требует неоднократного анализа задачи и самоконтроля результатов решения.

7. Учащимся дается задание с избыточными данными. В таких задачах введены дополнительные, ненужные, не имеющие значения показатели. Учащиеся должны уметь из совокупности данных им величин выделить именно те, которые представляют собой систему отношений, комплекс взаимосвязанных величин, составляющих существо задачи, и являются необходимыми и достаточными для ее решения.

Подводя итог выше сказанному можно сформулировать следующий вывод. Потребность в самоконтроле и критической самооценке своих действий, постоянно развиваясь в ученике, превращается в его личностное качество, которое ему будет необходимо в любой другой деятельности. Сформировавшись, она становится неотъемлемой чертой его характера, которая в свою очередь будет способствовать дальнейшему развитию мыслительных способностей учащегося.

Читайте так же:  Поведение влюбленного овна мужчины

1. Бабанский Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности- М.:Знание, 1981.

2. Возрастные возможности усвоения знаний /Под ред. Д. Б.Эльконина, В. В.Давыдова- М.: Просвещение, 1966.

3. Габай Т. В. Учебная деятельность и ее средства- М.: Издательство Московского университета, 1988.

4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретических и экспериментальных психологических исследований- М.: Педагогика, 1986.

5. Иржавцева В.П., Федченко Л.Я. Систематизация и обобщение знаний учащихся в процессе изучения математики — Киев: 1988.

6. Лында А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся- М.: Высшая школа, 1979.

7. Манвелов С.Г. Задания по математике на развитие самоконтроля учащихся- М.: Просвещение, 2001.

8. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики М.: Просвещение, 2005.

9. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека- Л.: Издательство Ленинградского университета, 1989.

10. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности — Томск: Пеленг, 1993.

11. Рыжик В.И. Формирование потребности в самоконтроле при обучении математике //Математика в школе №3, 1980.

12. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения математике /Сост. Ю.Д.Кобалевский- М.: Просвещение, 1988.

13. Формирование учебной деятельности школьников /Под ред. В.В.Давыдова-М.: Педагогика, 1982.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценивание в деятельности педагога всегда занимает особое место. На мой взгляд, — это сложнейшая педагогическая проблема.Меня, как учителя, всегда волновали вопросы: Почему школьные отличники не.

Актуальность проблемы обучения самоконтролю заключается в практическом не использовании формирования у обучающихся навыка самоконтроля. В связи с этим студенты не всегда умеют предупреждат.

В этой статье я обобщила свой опыт работы над темой «Формирование у учащихся интереса к предмету на уроках математики», описала формы, методы и приемы, которые использую с разными возрастными гр.

обобщение педагогического опыта.

В настоящее время одной из наибо­лее актуальных проблем является проблема построения системы обуче­ния, которая была бы эффективна как в плане формирования у школьников определенных знаний и н.

Цель занятия: организация деятельности учащегося по активизации социальных, интеллектуальных интересов в свободное время.

Презентация знакомит с методами и приемами формирования у обучающихся самооценкию.

Развитие самоконтроля и самооценки на уроках математики в начальной школе

Важнейшими умениями, которыми должны обладать ученики, является самоконтроль и самооценка в процессе учения. Постоянная целенаправленная работа в данном направлении ведется у детей с момента прихода их в первый класс. Курс “Введение в школьную жизнь” Г.А. Цукерман являлся отправной точкой в развитии этого умения у учащихся. После его завершения работа продолжается на всех уроках.

Мне хотелось бы поделиться опытом, как на уроках математики дети учатся самоконтролю и самооценке.

Ученики вместе с учителем постоянно разрабатывают наборы критериев оценки заданий разных видов. Определяют ценность выполнения части задания. Так задача оценивается по следующим критериям:

— определение типа задачи,
— схема,
— решение,
— вычисления,
— ответ.

Каждому критерию присваивается ценность в двадцать процентов.

Дети самостоятельно оценивают свою работу, опираясь на обсуждение ее правильности в соответствии с этими критериями в классе. Затем на отрезке, состоящем из десяти клеток, ставят процент выполнения задания, отмечая уровень выполнения крестиком в первой четверти и числом процентов, начиная со второй четверти.

Важное место на уроках математики занимает обсуждение с детьми, каким образом можно оценить качество через количественный показатель выполнения собственной работы.

В процессе решения ежедневных практических задач по определению количественного показателя, присваиваемого одному из нескольких однотипных заданий, ученики развивают мотивационный компонент приобретения умений в области математики. Так во втором классе, обсуждая, сколько “весит” правильность выполнения одного из шести заданий на сравнение чисел, заданных формулой, дети под руководством учителя делят на шесть сто процентов.

У учеников формируется мотивация научиться делить многозначное число. Они целенаправленно следят за тем, как это делает учитель, и помогают ему выполнить это математическое действие, необходимое ученикам для осуществления оценки своей работы.

В ходе этого процесса дети опосредованно научаются пользоваться таблицей умножения в процессе деления. Далее обсуждается, сколько нужно вычесть из 100% за каждую ошибку в выполнении всего задания. Так тренируется умение устно считать на уроке математики.

Устный счет становится для детей необходимой составляющей их повседневной жизни.

Таким образом, ученики на ежедневных уроках математики решают реальные задачи.

Систематическая работа в данном направлении развивает у детей самоконтроль и самооценку на уроках математики. При этом перед учителем стоит важная задача разработки оценивания учебной работы учениками с точки зрения восприятия выполнения блока заданий, с которым могут справиться все дети, ста процентами, а всего того, что они сделают дополнительно, другими дополнительными баллами. Перед нами стоит задача — найти способ, как перейти от системы оценивания с вычитанием процента за невыполненные части задания, к способу самооценки, при котором баллы прибавляются. Вероятно, это будет уже совсем иная система оценивания. Но она нужна, так как это положительно повлияет на мотивацию учения детей, а также на самооценку учащихся.

Взаимоконтроль и взаимопроверка. Самоконтроль и самооценка на уроках математики.

Столичный учебный центр
г. Москва

Взаимоконтроль и взаимопроверка. Самоконтроль и самооценка на уроках математики.

Проедставлено на заседании творческойгруппы учителей, работающих в 5 классса в МАОУ Абатская СОШ №1

I . Взаимоконтроль и взаимопроверка: правила и способы применения

Современные требования к уроку построены таким образом, что главным условием эффективного обучения становится не сам процесс передачи знаний от учителя к ученику, а обучение детей приемам самоконтроля и самообучения. То есть, современный педагог учит детей не науке, а учит УЧИТЬСЯ.

С введением ФГОС поменялись ориентиры современной школы. Теперь важны не только предметные знания, но умение использовать эти знания на практике. То есть ученик становится активным участником образовательного процесса. Да и требования ФГОС к урокам предусматривают, что вся деятельность ученика на уроке (восприятие темы, осмысление, запоминание, применение и проверка результатов) должна осуществлять учеником самостоятельно.

Взаимоконтроль и взаимопроверка — это особая форма контроля. Когда ученик объективно оценивает работу одноклассника, целой группы учеников. Здесь важно, чтобы учащиеся научились оценивать работу не механически, а смогли обосновать свою оценку.

Как организовать взаимоконтроль и взаимопроверку на уроках?

Прежде, чем вводить взаимопроверку в план урока, учителю необходимо донести до детей алгоритмы проверки. Например, вы просите детей обменятся тетрадями и проверить выполненное упражнение друг у друга. Ученики должны не просто исправить ошибки, но и обосновать исправление — объяснить правило и условия его применения.

Поэтому сначала рекомендуется проводить коллективную проверку вместе с учителем. То есть весь класс слушает ответ ученика, затем проводится коллективное исправление ошибок, проговариваются обоснования исправлений. Таким образом дети запоминают алгоритм действий и учатся объективности оценивания.

Работа в парах . Это самый распространенный прием. Можно попросить ученика проверить у соседа по парте выполненное упражнение в тетради, проверить знание теоретического материала. Вариантов много. Такой прием позволяет контролировать усвоение материала, так как взаимопроверку в парах можно проводить на любом этапе урока: при проверке домашних заданий, на этапе закрепления новой темы, обобщения знаний по теме и т.д.

Работа в группах . Здесь вариантов работы больше.

выполнение письменной работы. На группу дается одно общее задание. Ребята решают задание совместно, попутно контролируя своих «коллег».

выполнение устной работы. Также дается одно задание и назначается главный консультант в группе. Консультант опрашивает 2-3 человек, остальные следят за объективностью оценивания. Затем роль консультанта переходит к другому ученику.

выполнение проекта. Группе учащихся дается задание, на выполнение которого предусмотрено несколько дней. Это может быть реферат, доклад, презентация по теме, проект. Выполненную работу презентует выбранный из группы ученик.

В чем особенность: оценку каждому участнику группы ставят сами ученики этой группы. Но каждая оценка опять-таки должна быть обоснована (какой вклад внес данный ученик в работу, насколько правильными были его суждения и т.д.)

Работа по карточкам . Каждый ученик получает карточку с вопросом по теме. Ответ на этот вопрос он должен знать хорошо. На обратной стороне карточки пишутся фамилии одноклассников, которых он должен опросить и сроки проверки. На подготовку дается 1-2 дня. В указанный день ученик опрашивает одноклассников, за правильный ответ ставится +, за неправильный –, за недочеты ?. Учитель раз в неделю просматривает карточки взаимопроверки. Если много «минусов», проверка знаний всей группы можно провести во внеурочное время или на дополнительных занятиях.

Такую взаимопроверку лучше проводить в конце каждого урока. Времени она много не занимает (минуты 3-4).

Работу с карточками можно применять уже в начальной школе.

Тестирование . Самый легкий прием и не занимающий много времени. Результаты тестов записываются в таблицу. Затем учитель дает ключ — учащиеся проверяют работу друг у друга. Во-первых, учитель экономит массу времени на проверку. Во-вторых, прием можно дополнить все тем же «обоснованием исправления». То есть проверяющий ученик не просто отмечает неправильные ответы, но и объясняет, почему допущена ошибка.

Проблемы, возникающие при организации взаимопроверки и как этого избежать?

Необъективность . Оценка вообще вещь субъективная. А если еще оценку ставит твой одноклассник, который числится в списке твоих «закадычных» друзей, то об объективности судить еще труднее.

Читайте так же:  Симптомы влюбленности у мужчин психология

Как этого избежать?

Почаще меняйте состав пар.

Донесите до учащихся, что каждую оценку они должны быть готовы отстаивать. То есть, если ученик поставил однокласснику «пятерку» за рассказанное стихотворение, значит, он уверен, что стихотворение рассказано без запинки, с должным выражением. Рекомендуется иногда проводить «контрольные срезы»: опросите несколько учеников из тех, кому учащиеся уже поставили свои оценки. Если ваша оценка и оценка проверяющего разнятся, стоит еще раз обсудить критерии выполнения задания и критерии оценивания.

Занимает много времени.

Не стоит увлекаться приемами взаимоконтроля. Все же взаимопроверка носит вспомогательный характер и является одним их этапов полготовки учеников к самостоятельной работе. Работая с товарищем, ученик просто еще раз запоминает алгоритм работы, который пригодится ему при самоанализе.

Учащиеся не могут обосновать исправления .

Об этом уже упоминалось выше. Рекомендуется этап взаимоконтроля предварять коллективной работой всего класса под руководством учителя.

Таким образом, внедряя в практику приемы взаимоконтроля и взаимопроверки, учитель готовит учащихся к следующей, более сложной ступени обучения в школе — развитию навыков самоконтроля и самоанализа.

II . Формирование навыков самоконтроля и самооценки на уроках

В связи с изменением в образовании, связанным с введением системно – деятельностного подхода, формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки становится необходимой частью образовательного процесса.

Выделяются следующие этапы формирования самоконтроля:

1-й этап Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.

Для этого учитель должен:

показать учащимся, что любое обучение — органическое единство двух процессов: передача обучаемому в той или иной форме учебного материала и выявление степени усвоения этого материала.

ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;

сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля;

выставляя ту или иную оценку, объяснять ее, исходя из критериев оценки;

2-й этап Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей.

взаимопроверка служит хорошей школой воспитания самоконтроля — ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность (самоконтроль).

3-й этап Обучающийся должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию.

От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности со стороны учителя.

В результате этой работы:

во-первых, учащиеся организуют свою деятельность в цикличной форме, периодически проверяя и оценивая её, тогда самоконтроль и самооценка выполняют функцию рефлексивного замыкания некоторого этапа этой работы;

во-вторых, в процессе самоконтроля и самооценки ученик, как субъект деятельности, выполняет обобщения и сопоставления, осмысливает критерии анализа своей деятельности.

Чтобы работа учителя по воспитанию навыка самоконтроля была эффективной, нужна систематическая работа в этом направлении. В своей практики я использую следующие приемы:

Обучающимся дается задание составить задачи для одноклассников, используя пройденный материал. При составлении задачи ученику приходится побывать и в позиции учителя, который составляет задачу, и в позиции ученика, который решает задачу. Он старается составить задачу таким образом, чтобы задача и решалась, и в то же время она в себе содержала некоторую трудность, т. е требовала обдумывания, применения своих знаний, в том числе и знаний полученных по другим предметам. При этом ему необходимо оценивать свои силы, знания, заранее запланировать свои действия. Чтобы не ошибиться, он будет, пересматривать каждое свое действие, контролировать их выполнение. Ему придется решать задачу, анализировать и обобщать её по нескольку раз, вновь возвращаясь к условию задачи.

Учащимся даются задания, составленные учителем или сверстниками на нахождение и исправление «допущенных” ошибок . Сознательно допущенная ошибка заставит ученика подумать, критически переосмыслять, оценивать не только данную работу, но и пересматривать свои взгляды, свои знания. В процессе поиска и исправления ошибок лучше всего выявляется своя неполнота понимания, что заставляет ученика анализировать свои знания.

Учитель при объяснении «допускает” ошибку. Учитель при объяснении на доске сознательно допускает ошибку: при выводе формулы или решения задачи, и т.д. Ученикам, которые нашли ошибки учителя, приходиться давать убедительные объяснения и приводить доказательства, пока все учащиеся не увидят ошибку, не поймут её и не включаться в активную умственную деятельность.

Учащиеся объясняют доказательство или решение задачи одноклассникам. Во время объяснения учащимся решения или доказательства какой-либо задачи, все остальные должны напряженно искать возможных возражений и немедленно их высказывать. Ученик, прежде чем сказать, будет обдумывать, анализировать каждый шаг своего решения, рассматривать его с различных точек зрения, пересматривать свою точку зрения, аргументировать и доказывать свое мнение, изыскивать исчерпывающие аргументы. Если он «отобьется” от всех возражений, ему удастся убедить в своей правоте других, то он испытает радость, удовлетворение от своей работы.

Учащиеся решают одну и ту же задачу несколькими способами, обсуждают и выбирают наиболее удачное решение. Выбор наиболее оптимального решения, требует от учащихся разностороннего рассмотрения условия задачи, тщательного анализа каждого шага их решений, сравнения методов и способов решения этих задач. Ученик опять же будет изыскивать аргументы в пользу понравившегося ему решения, будет стараться доказывать и отстаивать свое мнение.

Учащимся дается задание с недостающими данными, которые им необходимо самим определить. Если в задачах отсутствуют некоторые данные, вследствие чего дать точный ответ на вопрос задачи не представляется возможным. Цель таких заданий научить учащихся «схватывать” в процессе восприятия условия задачи ее формальную структуру, обнаружить неполноту данных. В таких задачах следует дать самостоятельность в подборе необходимых подходящих величин из опыта, что также требует неоднократного анализа задачи и самоконтроля результатов решения.

Учащимся дается задание с избыточными данными. В таких задачах введены дополнительные, ненужные, не имеющие значения показатели. Учащиеся должны уметь из совокупности данных им величин выделить именно те, которые представляют собой систему отношений, комплекс взаимосвязанных величин, составляющих существо задачи, и являются необходимыми и достаточными для ее решения.

Трудно переоценить роль самостоятельной работы для формирования самоконтроля. Самостоятельность формирует у учащихся движение от незнания к знанию…. Систематическая самостоятельная работа является не только средством обучения, но и формой управления процессом обучения. При самостоятельной работе воспитывается активная жизненная позиция. Именно в процессе самостоятельной работы в головах учеников возникают вопросы: «Как решать?”, «Каким приёмом воспользоваться?”, «Какой теоретический материал надо знать?”, «Что знаю?”, «Что не знаю?”, «Где возьму?”. Затем в процессе работы следуют ответы и на эти вопросы, и на другие, возникающие на пути к достижению цели. Ученик наблюдает собственное движение, корректирует его, если в этом есть необходимость, т.е. активно управляет собственной учебной деятельностью.

Хорошо формируют самооценку так называемые задания по уровням. Выбирая нужный для себя уровень, ученик учится правильно оценивать свои знания. Задача учителя тактично посоветовать ребёнку правильный выбор, если он на первых порах затрудняется в выборе.

На своих уроках использую разные приемы рефлексии. Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) – анализ учащимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности.

На своих уроках часто использую приём незаконченного предложения. Прошу устно закончить предложение. Сегодня на уроке я научился …», « Мне понравилось…», « Мне не понравилось…», « Сегодня я положил в свою копилку знаний …», Ощутили ли вы интеллектуальный рост? Какую духовную прибыль вы получили? и т.д. А также практикую в своей деятельности заполнение «рефлексивной карты».

Мотивация учения: самооценка и самоконтроль результатов деятельности учащихся на уроках математики

Лухтанова Вера Геннадьевна,

учитель математики высшей квалификационной категории МБОУ гимназии № 9 г. Новосибирска

Мотивация учения: самооценка и самоконтроль результатов деятельности учащихся на уроках математики

Чтобы научить школьников самостоятельно и творчески учиться, нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать «хозяевами» этой деятельности. Для этого нужно выработать у школьников мотивы и цели учебной деятельности («зачем учиться математике?»), обучить способам ее осуществления («как учиться?»).

Определенную роль в обучении играет оценка самостоятельной деятельности школьников. Мотивацией учения является не страх получить плохую отметку, а поощрение, похвала за любое продвижение вперед, чувство удовольствия от преодоления препятствий. Достигнутый успех рождает у ученика веру в свои силы и побуждает его стремиться дальше, появляется потребность совершенствовать свои знания.

Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является ориентация на результаты образования на основе системно-деятельностного подхода. Результаты должны продемонстрировать сами дети в созданных для них условиях. Задача учителя – помочь учащимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себя людьми.

В своей педагогической деятельности применяю следующие формы учета достигнутых результатов: оценка, бальная система, самооценка. Адекватная самооценка обеспечивает школьникам осознание уровня освоения планируемого результата деятельности, приводит к пониманию своих проблем и тем самым создает предпосылки для дальнейшего самосовершенствования.

Читайте так же:  Правила хорошей самооценки

Различаю три типа контроля:

-внешний контроль учителя за деятельностью уча­щихся;

-взаимный контроль учащихся;

Внешний контроль приучает учащихся добросовестно и систематически выполнять учебную работу, вызывает стремление сделать ее лучше, а при целенаправленной работе учителя способствует развитию взаимоконтроля и самоконтроля.

При взаимоконтроле вырабатывается более ответственное отношение учащихся к оценке деятельности одноклассников, нежели своей. Проведение самоконтроля направлено на осознание правильности своих действий, на предупреждение или обнаружение уже совершенных ошибок.

При обучении самоконтролю особое внимание следует уделить ознакомлению и овладению учащимися приемами проведения контролирующих действий.

Чтобы работа учителя по воспитанию навыка самоконтроля была эффективной, нужна систематическая работа в этом направлении. В своей практике я использую следующие приемы:

-сверка с образцом (ответом);

-повторное решение задачи, выполнение упражне­ния;

-проверка полученных результатов;

-использование различных способов выполнения заданий;

-примерная оценка искомых результатов;

-проверка на частном случае.

При проведении самоконтроля ключевым звеном является проверка с готовым или составленным образцом. Контроль должен быть целенаправленным, объективным, всесторонним, регулярным и индивидуальным. Приведу примеры формирования некоторых приемов самоконтроля (например, в 5 классе):

1. Оценивание при помощи знаковых символов.

При проверке письменной работы (домашнего задания, самостоятельной работы и т.д.) ученик правильно решенное задание помечает «+», неправильное «–».

2. Оценивание при помощи поднятой руки (при ответе учащегося у доски).

3.Оценивание по заданной инструкции.

После самостоятельного выполнения задания детям предлагается проверить и оценить свою работу и работу товарища, используя ранее известные методики оценивания (цветовые сигналы, знаковые символы и т. д.) с образцом по инструкции учителя.

4. Проверка по образцу.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу (тест, диктант, решают задачи). Затем проводят проверку своей работы карандашом по образцу вместе с классом или индивидуально, отмечают свои ошибки и выставляют себе отметку. Аналогично проводится и взаимопроверка. Ученики, сидящие за одной партой, обмениваются работами для проверки.

5. Оценить ответ одноклассника.

Ученикам предлагается оценить ответ одноклассника, т.е. указать ошибки, допущенные в ответе, дополнить, сделать соответствующий вывод или проверить правильность решённой задачи.

6. Работа в группах. При работе в группах разрешается выставлять отметки друг другу и учитывать их при оценивании работы группы.

Осуществить оценку, а также развить рефлексию ученика как основу его дальнейшего индивидуального роста и развития позволяет и использование рабочей карты урока (см. Приложение 1).

Правила работы с картой урока:

1. В начале урока учитель озвучивает основные этапы, на которых учащийся должен оценить свою работу, а также количество баллов за деятельность на каждом этапе.

2. В течение всего урока учащиеся анализируют и оценивают свою работу, заполняя рабочую карту самостоятельно.

3. При подведении итогов урока учитель выставляет оценки с учётом общего количества баллов, заработанных на уроке.

Рабочая карта урока

Ученика (цы) _________________________________ 8 класса

(о/т — оценка товарища, с/о – самооценка, о/г — оценка группы)

Рабочая карта урока может применяться на занятиях любого типа. Целью использования данного приема является выработка у учащихся навыков самооценки на каждом этапе урока. Сочетание самоконтроля и самооценки ученика с контролем учителя способствует также объективному выявлению причин затруднений школьника и ликвидации имеющихся у него пробелов в усвоении знаний и умений. Такая работа позволит повысить мотивацию ученика на каждом этапе урока.

Анализ результатов позволяет учителю определить уровень усвоения материала каждым учеником и спланировать работу с ним, дает возможность учителю увидеть, что удалось, а чему следует уделить больше внимания в классе. Накопленная информация является основанием для рационального планирования процесса повторения учебного материала.

Таким образом, самооценка – гибкий инструмент, который учитель использует для управления учебной деятельностью. Самооценка позволяет человеку увидеть сильные и слабые стороны своей работы и выстроить на основе осмысления этих результатов собственную программу дальнейшей деятельности, что удовлетворяет требованиям сегодняшнего дня.

Мастер-класс по теме «Система самоконтроля и самооценки на уроках математики»

Столичный учебный центр
г. Москва

Курс повышения квалификации

Начальная школа: Новые методы и технологии преподавания в соответствии с ФГОС

Курс повышения квалификации

Дошкольное образование: Методическое обеспечение в условиях реализации ФГОС

Описание презентации по отдельным слайдам:

Методический марафон «ФГОС в действии» Учитель математики МОУ «сош №2 г. Ртищево Саратовской области» Федорова Наталья Геннадьевна

«Ребенок, не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолимы, глубоко несчастен… Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями; без вдохновения учение превращается для детей в тягость» В. А. Сухомлинский

Самоконтроль ученика предполагает: умение оценивать свою работу адекватно; умение видеть свои ошибки и находить рациональные способы решения проблемы; умение изменять алгоритм своих действий, согласно изменившимся условиям; умение самостоятельно составлять проверочные задания, разрабатывать алгоритм проверочного действия. Самоконтроль — это умение сопоставлять результат своего труда с эталоном.

Этапы формирования самоконтроля внешний контроль учителя за деятельностью ученика; взаимный контроль учащихся; самоконтроль.

Самостоятельная работа по теме «Деление десятичных дробей»

самопроверка по образцу; взаимопроверка с помощью образца; математические диктанты; задания на составление задач для одноклассников; задания на нахождение и исправление «допущенных» ошибок; задания с недостающими данными; самостоятельные работы; разноуровневые задания. Приемы формирования самоконтроля

Самооценка — это оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других. Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося.

Основные функции самооценки: -констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?); -мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца); -проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…).

Таблица «Мои цели» Цели урока Какую я цель выбрал Достиг ли я своей цели 1.Пообщаться с учителем 2.Пообщаться с товарищем 3.Показать свои знания 4.Получить новые знания 5.Научиться решать 6.Подготовиться к контр.работе 7.Получить удовлетворение от урока 8.Свои цели 9.Свои цели Если да «+» Если нет «─»

Приемы формирования самооценки Волшебная линеечка аккуратность правильность Говорящие рисунки

Приемы формирования самооценки Лесенка успеха Карточка сомнений + «Я понял все»; — «Не совсем усвоил, сомневаюсь»; ? «Не понял».

Приемы формирования самооценки Волшебный мешочек Светофор Требуется помощь Я затрудняюсь Я умею Справился Справился с помощью Буду стараться дальше

Алгоритмы устной самооценки Фронтальная самооценка: – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому ПОКА было трудновато? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? Индивидуальная самооценка: – Что тебе нужно было сделать? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты сделал всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Самооценка предметных компетенций Тема: Умножение десятичных дробей Дата Таблица умножения Правило записи столбиком при умножении десятичных дробей Умножение натуральных чисел столбиком Сложение многознач ных чисел Правило умножения десятич ных дробей столбиком Кол-во ошибок От мет ка + + + — + + + + + +

Самооценка предметных компетенций Тема: Сложение и вычитание дробей Дата Кол-во ошибок От мет ка

Оценочный лист Тема: Решение задач с помощью пропорции 6 класс

Лист самооценки Поставьте себе отметку: если вы набрали 9-11 баллов — «5» 6 – 8 баллов – «4» 3 – 5 баллов – «3» № п/п Деятельность учащегося Критерии самооценки Самооценка 1 Формулировка темы урока, цели и задач урока Я сам смог определить тему, цель и задачиурока-2 балла. Я смог определить только тему урока 1 балл. Я не смог определить тему, цель и задачи урока — 0 баллов. 2 Что я буду делать для достижения цели. Я сам определил, как достичь цели урока 1балл. Я не смог определить, как достичь цели урока – 0 баллов. 3 Выполнение лабораторно — практической работы в паре. Участвовал в работе – 1 балл. Не участвовал в работе – 0 балл. 4 Работа в группе по закреплению правила. Проверка правильности решения примеров Участвовал в работе группы – 1 балл. Не участвовал в работе группы – 0 балл. 5 Выполнение задания из учебника Сделал все примеры сам 2 балла. Сделал больше половины сам – 1 балл Сделал меньше половины сам- 0 баллов. 6 Выполнение самостоятельной работы За каждый правильно решенный пример -1 балл 7 Выполнение творческого задания (работа в группе) Нашел удобный способ решения 1 балл. Не нашел удобного способа решения 0 баллов. 8 Выбор домашнего задания 4 балла –выбрали все задания; 3 балла- выбрали 3 задания из 4, 2 балла – выбрали только 2 номера.

Лист самооценки На уроке я работал активно/пассивно Своей работой я доволен/недоволен Урок для меня показался коротким/длинным За урок я не устал/устал Мое настроение стало лучше/стало хуже Материал урока мне был понятен/непонятен Полезен/бесполезен Интересен/неинтересен Домашнее задание Легкое/трудное Интересное/неинтересное Полезное/бесполезное Достигли ли мы цели?___________________________________________ Для чего нам нужен материал, изученный сегодня? __________________________________________________________________ Ф. И. _____________________ Моя успешность на уроке Вид работы Отлично Хорошо Мог бы лучше 1 2 3 4 5 6 Итоговый балл