Меню

Самооценка классный час

Классный час по теме «Самооценка»

Цель: дать понятие о самоценности человеческого «Я».

Задачи:

  • продолжать развитие навыков самоанализа и самооценки;
  • закрепить навыки групповой работы.
  • помочь учащимся определиться с самооценкой.

Форма: Классный час — размышление.

Эпиграф:

    Уверенность в себе — основа для того, чтобы радоваться жизни и иметь силы действовать. (Ф.Шиллер)

Подготовительный этап. До классного часа необходимо разделить учащихся на группы. Предварительно выполнить предложенное задание, приготовить рисунки к законченным предложениям.

Материалы: тетради, альбомные листы бумаги, карандаши, ручки.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя (общение с ребятами строится на беседе)

Ребята, скажите, пожалуйста, в общении нужно проявлять только какие качества?

— Потому что конфликтов будет меньше.

Проверка творческого домашнего задания.

Дома необходимо было закончить предложения по методике «Незаконченное предложение». Ребята к каждому предложению готовят рисунок, тем самым, раскрывая свой внутренний мир.

— Я словно птица, когда:

— Я превращаюсь в тигра, когда:

— Я словно муравей, когда:

— Я словно рыба, когда:

— Я — прекрасный цветок, если:

Все работы представлены на доске, и ребята по желанию комментируют их.

Примерные ответы ребят:

— Я словно птица, когда о чем-то мечтаю.

— Я превращаюсь в тигра, когда меня обижают.

— Я словно муравей, когда мне страшно.

— Я словно рыба, когда никого не хочу видеть.

— Я — прекрасный цветок, если меня хвалят.

Слово учителя.

— Выступления ребят, к какому выводу нас приводят?

— В общении нужно уметь управлять своим поведением. Чувства не оправдывают плохое поведение.

Работа по теме «Самооценка» с притчей «Счастье»

Чтение учителем притчи «Счастье» (дано в приложении). (На доске дается толкование понятия притчи. Притча — краткий иносказательный поучительный рассказ).

Притча «Счастье»

— Ребята, как вы поняли смысл притчи? Почему человек не услышал ответа от Бога, а лишь ощутил в руках кусочек глины?

Обратите внимание на тему занятия. Как вы понимаете значение слова самооценка?

Самооценка — оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих поступков.

Предлагается ребятам методика изучения самооценки (Т.В. Дембо — С.Я. Рубинштейн). Данная методика проста, она предусматривает быстрое заполнение опросного листа и обработку полученных результатов.

На специальном листе проводится несколько вертикальных линий (шкал), каждая из которых обозначает определенное состояние, свойство или черту личности, 7 шкал: счастье, здоровье, ум, авторитет в коллективе, характер, организаторские способности, исполнительские способности. Верхний полюс каждой шкалы соответствует наивысшему уровню развития того или иного показателя, нижний — самому низкому. Для отсчета верхнего и нижнего полюсов на листе проводятся горизонтальные линии.

Такой лист для опроса, изображенный на рисунке, получает каждый ученик. Значения шкал учитель записывает на доске и поясняет: «У каждого из вас есть самооценка своих возможностей, черт, состояний, способностей, Представьте, что шкалы с 1-й по 7-ю последовательно обозначают счастье, здоровье, ум, авторитет, характер и т.д. Верхняя горизонтальная линия символизирует наивысший уровень развития указанных показателей, нижняя — самый низкий.

На каком уровне развития, по вашему мнению, находится ваше здоровье, характер, ум, авторитет. Отметьте это точкой на каждой из шкал». Полученные результаты ребятами не оглашаются. Учащиеся сами для себя должны отметить, на каком уровне развития находится та или иная черта личности.

Работа в группах (3 мин.) В течение данного времени каждая группа готовит ответ на вопрос: «Что для вас самое важное и ценное в жизни?»

(представитель группы зачитывает, идет обсуждение.)

С помощью классного руководителя ребята делают вывод, что каждый человек неповторим и представляет собой ценность.

Учащимся предлагается закончить следующие предложения.

  • Каждый человек должен:.
  • Любить себя — значит:.
  • Если самооценка у человека низкая, то:.
  • Тот, кто не любит себя.

После окончания работы ребята зачитывают свои варианты предложений. Далее им предлагается сравнить свои варианты с утверждениями психологов.

  • Каждый человек должен любить себя и принимать таким, какой он есть.
  • Любить себя — значит гордиться своими поступками и быть уверенным, что поступает правильно.
  • Если самооценка у человека низкая, то он ощущает беспомощность, бессилие и одиночество.
  • Тот, кто не любит себя, не может искренне любить других.

Ребята приходят к выводу, что человек с низкой самооценкой не может подарить людям счастье.

Далее выполняется упражнение «Мой портрет в лучах солнца»: ребята рисуют в центре листа круг, в нем пишут слова «Я могу».

Вокруг изображаются лучи, вдоль которых нужно написать, что они могут для других. При этом надо постараться, чтобы лучей было как можно больше. По завершении желающие могут прочитать вслух, что они написали.

Чтение классным руководителем притчи «Все в твоих руках».

(Данная притча не комментируется ребятами, каждый остается со своими мыслями наедине).

Рефлексия. Учащиеся дают оценку занятию.

Классный руководитель задает следующие вопросы для обсуждения:

— Что нового вы узнали о себе?

— Как могут пригодиться полученные сегодня знания?

В заключение классного часа каждый ученик получает памятку, в которой прописаны правила повышения самооценки.

Памятка

  1. Каждый день узнавайте новое, делайте что-нибудь то, что никогда раньше не делали.
  2. Старайтесь чрезмерно не демонстрировать свою значимость. Внутренняя уверенность в себе не нуждается в «громких» внешних проявлениях.
  3. Если вам что-то непонятно, не бойтесь задать вопрос собеседнику. Лучше единожды показаться дураком, чем попадать впросак раз за разом.
  4. Вечное недовольство всем и вся любого превратит в унылого брюзгу. Больше оптимизма.
  5. Сравнивайте только себя с самим собой.
  6. Никогда не оправдывайтесь. Человек, сбивчиво бубнящий оправдания, производит жалкое впечатление.
  7. И главное — нужно действовать решительно, помня лишь о стоящей впереди цели.

Удачи вам, ребята!

Приложение

1. Притча «Счастье»

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

— Что еще слепить тебе? — спросил Бог.

— Слепи мне счастье, — попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

2. Притча «Все в твоих руках»

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог дать ответа?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

Классный час по теме:
Классный час «Моя самооценка, или как полюбить себя»

классный час по данной теме можно провести в 8-10 классах

Предварительный просмотр:

Классный час «Моя самооценка, или как полюбить себя»

Цель: побуждение школьников к осмыслению своих возможно стей, качеств и места среди людей.

Задачи: Уяснение сущности понятия «самооценка». Выявление школьниками собственных противоречий и проблем на пути к обретению адекватной самооценки.

Моделирование действий по осуществлению реальной само оценки.

Форма проведения: проблемный диалог.

Формирование вопросов для обсуждения:

  1. Как вы понимаете, что такое самооценка?
  2. Почему оценивать себя — это важно?
  3. Считаешь ли ты, что твоя собственная оценка самого себя сов падает с мнением окружающих?
  4. В чем опасность: а) заниженной; б) завышенной самооценок?
  5. Мнение кого о самом себе ты считаешь наиболее значимым?
  6. Как повысить самооценку?

Формирование банка проблемных ситуаций.

Разработка совместно с учащимися ситуативных заданий и под готовка диагностических материалов в поддержку процесса модели рования их действий по осуществлению реальной оценки своих воз можностей.

Цитата на доску: «Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель — то, что он о себе думает». (Л.Н. Толстой)

Классный руководитель: Ребята! Когда в начале учеб ного года мы планировали темы нашего общения на классных часах, всех очень заинтересовала проблема самооценки. Все согласились с тем, что оценивать себя реально — очень важное умение, помогающее человеку избежать разочарований, реализовать свой потенциал, не быть в конфликте с самим собой. Сегодня разговор мы проведем в режиме диалога. Диалог означает право всех вас, высказывать мнение, не соглашаться, разумеется, приводя при этом аргументы. Предлагаю принять правила нашего общения. Я озвучиваю первое из них, ос тальные формулируете вы.

Возможные варианты: «Мнение каждого должно быть услы шано», «Не перебивай!», «Не будь агрессивным», «Укладывайся в минуту», «Критикуешь — предлагай», «Не спеши с выводами».

Этап первый. Диагностика.

Классный руководитель: Для начала я предлагаю вам небольшой тест «Довольны ли вы собой?» (сначала раздается тест с вопросами, а по завершении работы с ним — «ключ» для самооценки результата).

Тест «Довольны ли вы собой» (С. Степанов)

  1. Мечтаете ли вы родиться заново и начать все сначала? (Да — 4, нет -16).
  2. Есть ли у вас хобби? (Да — 18, нет — 5).
  3. Когда ваша работа не ладится, способны ли вы сказать: «Такое мо жет случиться только со мной»? (Да — 6, нет — 12).
  4. Радуетесь ли вы, узнав, что кто-то вам завидует? (Да -16, нет — 2).
  5. Страдает ли ваше самолюбие, если кто-нибудь отзовется о вас как о скучном, несимпатичном человеке? (Да — 3, нет — 12).
  6. Находите ли вы какое-либо утешение, узнав, Что с вашими друзьями произошли те же неприятности, что и с вами? (Да -18, нет — 5).
  7. Переживаете ли вы, убеждаясь, что какое-то дело идет гораздо луч ше без вашего участия? (Да — 2, нет — 16).
  8. Часто ли к вам приходит желание выиграть большую сумму в лоте рею? (Да — 6, нет — 20).
  9. Сильно ли вы волнуетесь, когда узнаете, что вашим друзьям приоб рели какую-то дорогую вещь? (Да — 1, нет — 12).
Читайте так же:  Ты простишь измену любимого

10. Любите ли вы высказываться в присутствии большого количества
слушателей? (Да — 16, нет — 3).

Подсчитайте количество набранных баллов, расшифруйте получив шуюся сумму.

Более 120 баллов. Вы исключительно довольны самим собой. Думает ся, однако, что вам изрядно не хватает здравой самокритичности, способно сти к реальной самооценке. Попытайтесь разобраться и оценить это обстоя тельство с помощью друзей и близких.

От 60 до 120 баллов. Вы в достаточной степени уверены в своих силах, однако вполне избавлены от крайнего самодовольства и самовлюб ленности.

Менее 60 баллов. Вы себе не нравитесь. Возьмите себя в руки и набе ритесь уверенности. Оглянитесь вокруг и поразмыслите — не исключено, что вы себя просто недооцениваете.

Классный руководитель: Полученный каждым из вас результат — это отправная точка нашего общения. Сегодня мы долж ны обсудить следующие вопросы (обращает внимание на написанное на доске).

  1. Как и из чего складывается уверенность человека в себе?
  2. Почему есть люди, уверенные в себе, и не очень или совсем неуверен ные?
  3. Как это может отразиться на жизненном успехе?
  4. Это предмет нашего сегодняшнего общения.

Этап второй. Определение понятия.

Классный руководитель: Для того, чтобы осмыслить любое понятие, его следует попытаться определить. Попробуем это сделать вместе в режиме «открытого микрофона».

Возможные варианты суждений: «Это какое-то мнение о се бе», «Это заниженное или завышенное ощущение своей значимо сти», «Это — палочка-выручалочка в трудных ситуациях», «Это спо соб защиты от мнений окружающих», «Это трамплин для успеха».

Классный руководитель: Спасибо, суждения очень ин тересные. А вот в психологическом словаре самооценка трактуется как совокупность трех компонентов (перечисляя их, одновременно форми рует на доске схему):

Месте среди людей это мнение Своих возможностях и

человека о качествах

От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружаю щими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успе хам и неудачам. Низкая самооценка — это психологический комплекс неудачника. Первая фраза по поводу неудачи у людей с низкой само оценкой — «Ну что я мог поделать?». И в завышенной самооценке нет ничего хорошего. Падая с «пьедестала», возведенного самому себе, человек может очень сильно разочароваться и обидеться на весь мир.

Предлагаю ситуативную игру.

Вы объединяетесь «четверками» и через пять минут представляете короткий сюжет (в виде сценки, мо нолога или диалога) на тему, которую я предложу или вы выберете сами. Например, ученик получил «двойку» по предмету, разбил стек ло, подрался с одноклассниками и был замечен, его вызывал директор , и др. Нужно постараться представить, какие признаки в поведении, внешнем облике выдают человека с той или иной самооценкой (для каждой группы — один вариант: с завышенной, заниженной или реаль но соответствующей ситуации).

Представление сюжетов сопровожда ется обменом мнений.

Комментарий классного руководителя. Как видим, людей с за ниженной самооценкой обычно выдает беспричинная суетливость, стремление спрятаться за спину других, неуверенность, растерян ность, а то и паника при любых неожиданностях. С такими людьми трудно, они ненадежны, их обычно недолюбливают. «Непризнанные гении» тоже утомляют, так как они всегда недовольны и ищут причины неудач в других. Так что задача каждого привести самооценку к нормальному уровню.

Этап третий. Выявление проблем.

Классный руководитель: А теперь обратимся к обсуж дению вопроса о том, насколько ваша самооценка совпадает с мнени ем окружающих. Предлагаю задание, которое называется «Портрет». Работаем парами. Суть задания заключается в следующем. Вам пред стоит в течение пяти минут написать на листе бумаги словесный портрет своего соседа по парте. Можно использовать, например, толь ко прилагательные. Портрет должен представить читающему ответ на вопросы: «Кто он?» и «Какой он?» Постарайтесь быть объективными, не «лейте елей», но и не сводите счеты.

Возможный вариант представления результата: «Способный, но ленивый; скорее оптимист, чем пессимист; большой фантазер и меч татель; не всегда держит слово; обидчив, но не мстителен; увлекается многим, но быстро «остывает»; не трус, но не может себя защитить».

Классный руководитель: А теперь я прошу сидящих рядом обменяться текстами словесных портретов и сопоставить свое представление о себе с мнением товарища. Поскольку времени на это немного, размышление можно продолжить дома. При этом помните, что не всегда мнение окружающих является абсолютной истиной. Час то то, что люди считают нашими недостатками, является лишь выраже нием нашей индивидуальности. Иногда реальная самооценка является одновременно и освобождением от мнения других. Если вы это пойме те, то у вас пропадет желание постоянно сравнивать себя с другими.

Ученик: Мы часто не задумываемся о том, что мы говорим друг
другу. А ведь слово может окрылить, либо сильно ранить. Готовясь к
классному часу, мы нашли интересное мнение психологов (В.Д. Еремее вой, Т.П. Хризман), которые предлагают набор слов-обращений, которые
могут повысить самооценку тех, кому они адресованы. Вот они, поду

майте, часто ли вы их употребляете (раздает небольшие листки с тек стом на каждый стол):

Молодец! Прекрасное начало!

Удивительно! Ты на верном пути.

Гораздо лучше, чем я ожидал. Здорово!

Лучше, чем все, кого я знаю. Ты в этом разобрался.

Великолепно! Ты ловко это делаешь.

Прекрасно! Это как раз то, что нужно.

Сказано здорово — просто и ясно. | Я тобой горжусь.

Классный руководитель: А теперь попытаемся выяс нить причины низкой самооценки, что очень типично для взрослею щих подростков. Снова объединяемся парами и поработаем с табли цей (раздает на каждый стол карточки с таблицами, в них заполнена только левая графа, в приведенной таблице — один из вариантов за полнения правой графы учащимися). Вам предстоит заполнить пра вую графу таблицы. (Время регламентируется в зависимости от воз раста и возможностей аудитории ребят).

Классный руководитель: Обобщая ваши суждения, хочу подч еркнуть, что наши мысли и слова, в которые мы их облекаем, создают наше будущее и все то, что мы испытываем в жизни. Если мы предпочитаем думать, что жизнь одинока и нас никто не любит, то именно это мы и получим в жизни. Вспомните хотя бы замечательных актеров Б. Стрейзанд, В. Басова, И. Чурикову. Они некрасивы, но они поверили в свой талант, и их полюбил весь мир. Нытье, вечное брюз жание могут погубить любую мечту и потенциальный талант. Я про шу вас подумать на досуге, что следует изменить в себе, чтобы пове рить в себя, повысить свою самооценку.

Четвертый этап. Самооценка и перспектива жизни.

Классный руководитель: А сейчас я попрошу каждого из вас обратиться к самому себе. Вам предстоит продумать и предста вить свой жизненный девиз, который, по вашему мнению, приведет к успеху и исполнению мечты. Как и любой девиз, это должна быть ко роткая, но емкая фраза, в которой заключен ваш рецепт раскрытия, собственной индивидуальности, рецепт на основе реальной самооцен ки. Время на работу — 5 минут, потом девизы озвучиваются.

Возможные варианты: «Только успех!», «Я — лучший, и у меня все получится!», «Не пищать!», «Что бы ни случилось, мечта сбудется!»

Классный руководитель: Итак, мы поняли, что реаль ная самооценка — это очень важно. Каждый из вас уникален и прекра сен. Вы пришли в этот мир, чтобы украсить его и выразить себя. Чаще думайте о том, что может сделать вас счастливыми, верьте в свои си лы и следуйте принятому в жизни девизу!

Тест-упражнение «Моя самооценка» (Г.Г. Филиппова)

Внимательно прочтите слова, характеризующие отдельные ка чества личности (черты характера):

Аккуратность, беспечность, вдумчивость, восприимчивость, гор дость, грубость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, за стенчивость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, мнительность, мститель ность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, не решительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, подозрительность, раду шие, развязность, рассудочность, решительность, самозабвение, сдер жанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.

Составьте два столбца по 10-20 слов в каждом. В первый стол бец — назовем его «Мой идеал» — поместите слова, которые характери зуют ваш идеал. Во второй — назовем его «Антиидеал» — слова, обо значающие черты, которыми идеал обладать не должен. Из первого и второго рядов выберите те черты, которыми вы, как вам кажется, об ладаете. При этом выбор надо производить по системе «да-нет»: есть эта черта у вас или нет, независимо от степени ее выраженности.

Обработка результатов и вывод

Число положительных черт, которые вы себе приписываете, по делите на число слов, помещенных в столбце «Мой идеал». Если ре зультат близок к единице, вы, скорее всего, себя переоцениваете; ре зультат, близкий к нулю, свидетельствует о недооценке и повышенной самокритичности; при результате, близком к 0,5 — нормальная средняя самооценка, и вы достаточно критично себя воспринимаете.

Читайте так же:  Как флиртуют немцы

Таким же образом делаются выводы и на основании подобного сравнения выделенных отрицательных качеств со столбцом «Анти идеал». Здесь результат, близкий к нулю, свидетельствует о завышен ной самооценке, к единице — о заниженной, к 0,5 — нормальной.

Тест «Довольны ли вы собой» (С. Степанов)

  1. Мечтаете ли вы родиться заново и начать все сначала? (Да — 4, нет -16).
  2. Есть ли у вас хобби? (Да — 18, нет — 5).
  3. Когда ваша работа не ладится, способны ли вы сказать: «Такое мо жет случиться только со мной»? (Да — 6, нет — 12).
  4. Радуетесь ли вы, узнав, что кто-то вам завидует? (Да -16, нет — 2).
  5. Страдает ли ваше самолюбие, если кто-нибудь отзовется о вас как о скучном, несимпатичном человеке? (Да — 3, нет — 12).
  6. Находите ли вы какое-либо утешение, узнав, Что с вашими друзьями произошли те же неприятности, что и с вами? (Да -18, нет — 5).
  7. Переживаете ли вы, убеждаясь, что какое-то дело идет гораздо луч ше без вашего участия? (Да — 2, нет — 16).
  8. Часто ли к вам приходит желание выиграть большую сумму в лоте рею? (Да — 6, нет — 20).
  9. Сильно ли вы волнуетесь, когда узнаете, что вашим друзьям приоб рели какую-то дорогую вещь? (Да — 1, нет — 12).
  10. Любите ли вы высказываться в присутствии большого количества
    слушателей? (Да — 16, нет — 3).

Аккуратность, беспечность, вдумчивость, восприимчивость, гор дость, грубость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, за стенчивость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, мнительность, мститель ность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, не решительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, подозрительность, раду шие, развязность, рассудочность, решительность, самозабвение, сдер жанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.

Тест «Довольны ли вы собой» (С. Степанов)

  1. Мечтаете ли вы родиться заново и начать все сначала? (Да — 4, нет -16).
  2. Есть ли у вас хобби? (Да — 18, нет — 5).
  3. Когда ваша работа не ладится, способны ли вы сказать: «Такое мо жет случиться только со мной»? (Да — 6, нет — 12).
  4. Радуетесь ли вы, узнав, что кто-то вам завидует? (Да -16, нет — 2).
  5. Страдает ли ваше самолюбие, если кто-нибудь отзовется о вас как о скучном, несимпатичном человеке? (Да — 3, нет — 12).
  6. Находите ли вы какое-либо утешение, узнав, Что с вашими друзьями произошли те же неприятности, что и с вами? (Да -18, нет — 5).
  7. Переживаете ли вы, убеждаясь, что какое-то дело идет гораздо луч ше без вашего участия? (Да — 2, нет — 16).
  8. Часто ли к вам приходит желание выиграть большую сумму в лоте рею? (Да — 6, нет — 20).
  9. Сильно ли вы волнуетесь, когда узнаете, что вашим друзьям приоб рели какую-то дорогую вещь? (Да — 1, нет — 12).
  10. Любите ли вы высказываться в присутствии большого количества
    слушателей? (Да — 16, нет — 3).

Аккуратность, беспечность, вдумчивость, восприимчивость, гор дость, грубость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, за стенчивость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, мнительность, мститель ность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, не решительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, подозрительность, раду шие, развязность, рассудочность, решительность, самозабвение, сдер жанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как найти себя? На чем остановиться? Какой выбор сделать? Для того, чтобы помочь вам, ребята, вы­брать профессию по душе, не ошибиться в ее выборе, надо расширить кругозор по отно­шению к миру професс.

Психологический классный час.

Методическая характеристика темы: Время — это счет, которым оценивают учение, труд, дела человека. Ценность времени сейчас значительно возросла, потому что время людей наполнено большими и .

Самооценка и самопознание — достаточно трудны для учащихся. Ребята не всегда задумываются «Кто Я», «Какой Я». Форма классного часа — час общения. Пытаемся разобраться в самооценке и ответить на .

Не так-то это просто – жить с самим собой, любить себя, принимать себя таким, какой ты есть, не сживать со свету за промахи и неудачи и ценить за успехи. Ну а как полюбить себя, если знаешь о себе все.

Классный час открывает новые горизонты в общении не только с мамами, но и с окружающими, учит решать конфликтные ситуации.

Классный час психологического направления «Роль самооценки в жизни человека» (9-11 классы)

на тему: «Роль самооценки в жизни человека»

Цель: дать учащимся представление о понятии самооценки личности, научить работать над формированием адекватной самооценки.

Развитие рефлексии и навыков анализа и самоанализа.

Диагностика уровня самооценки.

Овладение методами коррекции самооценки и своих личностных качеств

видеофильм “Служебный роман”;

художественная литература: А.С. Пушкин, И.А. Гончаров,

презентация к уроку;

компьютер, проектор, экран.

Учитель: Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о самооценке: Что это? Для чего необходимо знать свою самооценку и как с ней работать.

Чтение и обсуждение эпиграфа.

Чем бы человек не обладал на земле:
прекрасным здоровьем,
любыми благами жизни,
он все-таки не доволен,
если не пользуется почетом у людей.

А теперь поиграем.

Игра “Прогнозируем поступок”.

Инструкция: Приглашаются два человек, которые хотят поработать со своей самооценкой.

Учащимся предлагаются ситуации.

Вопрос: “Как вы думаете, как бы поступили в данных ситуациях эти люди?” (относительно двух вышедших учащихся).

1. Если бы этот человек увидел, как подросток издевается над животным, он бы…

Б) не заступился.

2. Если бы этому человеку представилась возможность поехать заграницу навсегда, он бы…

3. Лучший друг данного человека попал в беду (влез в большой долг). Действия наших водящих?

А) оказал бы помощь. Как?

4. В отношениях эти люди ценят больше что?

А) внешние данные,

Б) ум, черты характера,

В) длительность и качество отношений.

5. Вы считаете этого человека:

Водящие ученики входят в класс, и эти же вопросы задаются им.

Затем выборочно берутся тетради и зачитываются ответы учащихся .

Вопрос водящим учащимся:

Что вы чувствовали:

А) когда отвечали на вопросы?

Б) когда вас оценивал класс?

Учитель: Ребята, видите, все-таки нам не безразлично как нас оценивают другие. Поэтому мы пытаемся оценить самих себя, стремимся понять, как оценивают нас, наши поступки, мысли окружающие. Сознательно или бессознательно мы все хотим узнать свою человеческую цену.

Самооценка – это личностное суждение о своей ценности. Это отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешности.

Самооценка складывается на основе не только собственных суждений о себе, но и суждений других людей.

Каждый человек стремится к положительной самооценке, она необходима ему для самоуважения, без которого невозможно его психологическое здоровье.

Адекватная (когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он представляет из себя в действительности),

Неадекватная (когда человек оценивает себя необъективно):

А) завышенная ( переоценка),

Б) заниженная (недооценка себя).

Игра “Определи самооценку”.

Инструкция: Определите самооценку у литературных героев. Объясните, почему вы так решили.

Примечание: подобрать отрывки произведений ярко отражающих самооценку литературных героев.

Учитель: А теперь, подумайте, кто и вас может вспомнить любые литературные персонажи, героев мультфильмов, художественных фильмов и определить их самооценку? (анализ ответов учащихся).

У. Джемс (1842-1910) американский философ и психолог. Его теория: “Природа личности, ее самосознание”. Джемс — первый профессор в Гарвардском университете, создал первую психологическую лабораторию.

У. Джемс предлагает такую формулу для определения самооценки человека (1):

где уровень притязаний – это цель, место, на которое претендует человек.

Важно, чтобы уровень притязаний был несколько выше самооценки, создавая тем самым возможности роста.[2]

Давайте, определим вашу самооценку и уровень притязаний

Роль самооценки в жизни человека очень важна. Завышенная или заниженная самооценка затрудняет жизнь человека.

Нелегко быть робким, неуверенным в себе, ранимым и замкнутым. Люди с заниженной самооценкой ставят перед собой маленькие цели и не достигают ничего в жизни, не раскрывают свои потенциальные возможности и не реализуют себя как личность.

Когда человек высокомерен, бестактен, самонадеян, не оценивает реально свои возможности и способности, ставит завышенные, глобальные цели и не может их реализовать.

Следствием неадекватной самооценки является чувство неудовлетворенности собой, приводящее к срывам, депрессии.

Задание: Посмотрите отрывки из х\ф “Служебный роман”.

( Отрывки со сценами «Вечеринка у Юрия (Бассилашвили), где поссорились Новосельцев (Мягков) и Калугина (Фрейндлих)», «Откровения Калугиной», «Диалог Калугиной и секретаря (Ахеджакова) о красоте женщины», «Финал. Реакция окружающих на изменение Калугиной».)

Отследите динамику самооценки.

Психологи считают, что наше внутреннее представление о себе зависит от трех условий:

насколько мы успешны,

как относятся к нам авторитетные для нас люди,

насколько мы правильно умеем оценивать свои успехи и отношение других людей к нам.

Если хотя бы с одним из этих трех взаимосвязанных условий что-то не в порядке, портится вся “модель себя”, и мы начинаем испытывать затруднения в жизни. Но если хоть одно из этих трех условий благоприятно, то отрицательное действие других ослабевает.

Итак, важно не характеризовать себя только с плохой стороны (найдите свои слабые и сильные стороны), будьте уверены в себе, живите так, “чтобы самому уважать себя, тогда и у других вы будете пользоваться уважением” [3].

Читайте так же:  Поздравления с годом отношений любимой девушке

У. Джемс Психология, М., 1997.

Психология, учебное пособие-10 класс //Под ред. И.В. Дубровиной- Москва-Воронеж, 2004.

Е.Л. Прасолова Уроки практической этики и психологии общения- М.: Новая школа, 1998.

Классный час Моя самооценка

Столичный учебный центр
г. Москва

«Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть,

а знаменатель – то, что он о себе думает» (Л.Н.Толстой)

Цели : развитие умений правильно анализировать свои поступки, оценивать себя и других; формирование навыков культуры общения; воспитание уважения к окружающим.

Здравствуйте, ребята. Мне приятно видеть вас в добром расположении духа. Возьмитесь за руки, почувствуйте теплоту рук друг друга, улыбнитесь друг другу. Ваши умные, пытливые глаза говорят о том, что вы будете сегодня активными и доброжелательными.

— Тема нашей беседы — «Моя самооценка, или как полюбить самого себя». Оценивать себя реально – очень важное умение, помогающее человеку избежать разочарований, реализовать свой потенциал, не быть в конфликте с самим собой. Сегодня разговор мы проведем в режиме диалога. Диалог означает право всех вас высказать мнение, не соглашаться, разумеется приводя свои аргументы.

— Чтобы узнать друг друга, нужно уметь слушать. Умеем ли мы слушать и слышать другого?

Внимание, задание. По моей команде «Адрес!» каждый из вас громко должен назвать свой адрес.

(Дети громко выкрикивают свои адреса.)

Теперь проверим, как мы поняли друг друга.

(Педагог обращается к нескольким ученикам с просьбой повторить адрес одного из одноклассников.)

Как видим, хоть и кричали все очень громко, но услышать друг друга нам не удалось. Зато каждый хорошо слышал только себя.

— Какое правило общения можно вывести из этого упражнения?

( Нельзя перебивать, нужно уметь слушать и слышать.)

Предлагаю инициативной группе представить результаты тестирования:

(раздают результаты тестирования-рекомендации)

Кл.руководитель: полученный каждым из вас результат – это отправная точка нашего общения сегодня мы должны обсудить следующие вопросы (на доске)

Как и из чего складывается уверенность человека в себе?

Почему есть люди, уверенные в себе, и не очень или совсем неуверенные?

Как это может отразиться на жизненном успехе?

Чтобы осмыслить любое понятие, его следует попытаться определить. Попробуем это сделать в режиме «открытого микрофона»

(ответы детей: «Это какое-то мнение о себе», «Это заниженное или завышенное ощущение свое значимости», «Это трамплин для успеха» и др.)

Кл.руководитель: спасибо, суждения очень интересные. А вот в психологическом словаре самооценка трактуется как совокупность трех компонентов.

Самооценка – это мнение человека о:

Месте среди людей

Своих возможностях и качествах.

От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающим миром, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Низкая самооценка – это психологический комплекс неудачника. Первая фраза по поводу неудачи у людей с низкой самооценкой – «Ну что я мог поделать?» Завышенная самооценка – тоже ничего хорошего. Падая с пьедестала, возведенного самому себе, человек может очень сильно разочароваться и обидеться на весь мир.

Предлагаю ситуативную игру. Вы объединяетесь четверками и через пять минут представляете короткий сюжет (в виде сценки, монолога и т.д.) на тему, которую вы выберите сами. Нужно постараться представить, какие признаки в поведении, внешнем облике человека с той или иной самооценкой. Представление сюжетов сопровождается обменом мнений.

Кл. руководитель: А теперь обратимся к обсуждению вопроса о том, насколько ваша самооценка совпадает с мнением окружающих.

Задание «Портрет» (работа в парах). В течении 5 минут нарисовать на листе бумаги словесный портрет вашего соседа по парте. Используем только прилагательные (Кто он? Какой он?) Постарайтесь быть объективными. А теперь обменяйтесь портретами.

Ученик: мы часто не задумываемся о том, что мы говорим друг другу, а ведь слово может окрылить. Либо сильно ранить. Мы вам предлагаем набор слов-обращений, которые могут повысить самооценку тех, кому они адресованы. (раздает листочки на каждый стол)

Ученик: А теперь попытаемся выяснить причины низкой самооценки, что очень типично для взрослеющего подростка. (работа в группах) составление таблицы на соответствие.

Кл. руководитель: обобщая ваши суждения, хочу рассказать одну притчу.

В одном селении пронесся слух о том, что появился мудрец, который может ответить на любые вопросы. И тогда один молодой человек подумал: « Дай-ка я перехитрю мудреца – пойду в поле, поймаю бабочку и зажму ее между ладоней. Потом пойду к мудрецу и спрошу его, жива ли бабочка? Если он ответит, что жива, я сожму ладони покрепче. А, если он скажет, что мертва, я раскрою ладони, и бабочка улетит». Как подумал, так и сделал. Пришел парень к мудрецу: «Вот, мудрец, к меня в руках бабочка. Скажи мне, жива она или мертва?» Посмотрел мудрец на юношу и сказал: «Все в твоих руках».

В чем смысл этой притчи?

Наши мысли и слова. В которые мы их облекаем, создают наше будущее и все то, что мы испытываем в жизни. Нытье, вечное брюзжание могут погубить любую мечту и потенциальный талант. В ваших руках изменить в себе то, что поможет поверить в себя!

Самооценка и перспектива жизни .

А сейчас я попрошу каждого из вас обратиться к самому себе. Вам предстоит продумать и представить свой жизненный девиз, который, по вашему мнению, приведет к успеху и исполнению мечты. Как и любой девиз, это должна быть короткая, но емкая фраза, в которой заключен ваш рецепт раскрытия собственной индивидуальности. («Только успех!», «Я- лучший!», «У меня все получиться!» «НЕ пищать!», «Что бы не случилось мечта сбудется!»

Итак, мы поняли, что реальная самооценка – это очень важно. Каждый из вас уникален, и прекрасен. Вы пришли в этот мир, чтобы украсить его и выразить себя. Чаще думайте о том, что может сделать вас счастливыми, верьте в свои силы и следуйте принятому девизу!

Тест «Довольны ли вы собой?»

Мечтаете ли вы родиться заново и начать все сначала? (да, нет)

Есть ли у вас хобби? (да, нет)

Когда ваша работа не ладиться, способны ли вы сказать: Такое может случиться только со мной! (да, нет)

Радуетесь ли вы, узнав, что кто-то завидует вам? (да, нет)

Страдает ли ваше самолюбие. Если кто-нибудь отзовется о вас как о скучном, несимпатичном человеке? (да, нет)

Находите ли вы какое-либо утешение, узнав, что с вашими друьями произошли те же неприятности, что и с вами? (да, нет)

Переживаете ли вы, убеждаясь, что какое-то дело идет гораздо лучше без вашего участия? (да, нет)

Часто ли к вам приходить желание выиграть большую сумму в лотерею? (да, нет)

Сильно ли вы волнуетесь, когда узнаете, что вашим друзьям приобрели какую-то дорогую вещь? (да, нет)

Любите ли вы высказываться в присутствии большого количества слушателей? (да, нет)

Тест «Довольны ли вы собой?»

Мечтаете ли вы родиться заново и начать все сначала? (да, нет)

Есть ли у вас хобби? (да, нет)

Когда ваша работа не ладиться, способны ли вы сказать: Такое может случиться только со мной! (да, нет)

Радуетесь ли вы, узнав, что кто-то завидует вам? (да, нет)

Страдает ли ваше самолюбие. Если кто-нибудь отзовется о вас как о скучном, несимпатичном человеке? (да, нет)

Находите ли вы какое-либо утешение, узнав, что с вашими друьями произошли те же неприятности, что и с вами? (да, нет)

Переживаете ли вы, убеждаясь, что какое-то дело идет гораздо лучше без вашего участия? (да, нет)

Часто ли к вам приходить желание выиграть большую сумму в лотерею? (да, нет)

Сильно ли вы волнуетесь, когда узнаете, что вашим друзьям приобрели какую-то дорогую вещь? (да, нет)

Любите ли вы высказываться в присутствии большого количества слушателей? (да, нет)

Тест «Довольны ли вы собой?»

Мечтаете ли вы родиться заново и начать все сначала? (да, нет)

Есть ли у вас хобби? (да, нет)

Когда ваша работа не ладиться, способны ли вы сказать: Такое может случиться только со мной! (да, нет)

Радуетесь ли вы, узнав, что кто-то завидует вам? (да, нет)

Страдает ли ваше самолюбие. Если кто-нибудь отзовется о вас как о скучном, несимпатичном человеке? (да, нет)

Находите ли вы какое-либо утешение, узнав, что с вашими друьями произошли те же неприятности, что и с вами? (да, нет)

Переживаете ли вы, убеждаясь, что какое-то дело идет гораздо лучше без вашего участия? (да, нет)

Часто ли к вам приходить желание выиграть большую сумму в лотерею? (да, нет)

Сильно ли вы волнуетесь, когда узнаете, что вашим друзьям приобрели какую-то дорогую вещь? (да, нет)

Любите ли вы высказываться в присутствии большого количества слушателей? (да, нет)

Более 120 балов.

Вы исключительно довольны самим собой. Думается, однако, что вам изрядно не хватает здравой самокритичности, способности к реальной самооценке. Попытайтесь разобраться и оценить это обстоятельство с помощью друзей и близких.

От 60 до 120 баллов.

Вы в достаточной степени уверены в своих силах, однако вполне избавлены от крайнего самодовольства и самовлюбленности.

Менее 60 баллов.

Вы себе не нравитесь. Возьмите себя в руки и наберитесь уверенности. Оглянитесь вокруг и поразмыслите – не исключено. Что вы себя просто недооцениваете.