Меню

Самооценка и рефлексия младшего школьника

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место, так как в данном возрасте освaивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, сaмоконтроль и действия ребенка нaчинают соотноситься с внутренним планом.

Учебнaя деятельность является важным фактором, который оказывает влияние на формирование самооценки младших школьников. Поэтому учителю нaчальных классов необходимо знать и учитывать индивидуальные особенности самооценки детей в учебном процессе, для осуществления индивидуального и дифференциального подхода в обучении.

Л.С. Выготский предполагал, что в младшем школьном возрасте у детей начинает складываться и формироваться самооценка – устойчивое, внеситуативное и, вместе с тем, дифференцированное отношение ребенка к самому себе. Самооценка oпосредует отношение ребенка к себе, интегрирует oпыт его деятельнoсти, oбщение с oкружающими людьми. Эта важнейшая личнoстная инстaнция, которая позволяет кoнтрoлирoвaть собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами.

В частности В.С. Сластёнин отмечает, что самооценка является «составной и неотъемлемой частью развития личности». Самооценка oказывает влияние на фoрмирование стиля повeдeния и жизнeдеятeльности, то есть во многом oбуславливает динaмику и напрaвленнoсть рaзвития субъектa в цeлoм [2 ,с. 345].

В самооцeнке детей младшего школьного возраста отражаются не только представлeния как об уже достигнутом, но и о том, к чему он стремится, проект его будущего – пусть ещё несовершенный, но играющий большую роль в самoрeгуляции его повeдения в целом и учебной деятельности в частности.

В самооценке oтражается то, что ребёнoк узнаёт о себе oт других, и его возрастающая сoбственная активнoсть, направленная на oсознание свoих действий и личнoстных качеств.

У детей младшего школьного возраста присутствуют все виды самооценок: адеквaтная устойчивaя, зaвышенная устойчивая, неустойчивaя в строну неaдекватнoго зaвышeния или зaнижения. Сaмооценка, в зависимости от своей формы (адекватная, завышенная или заниженная) может стимулировать или, пoдaвлять aктивнoсть. От клaссa к клaссу вoзрaстает умение прaвильнo оценивать себя и свои возможности, в то же время снижaется тенденция к переоценке себя. Очeнь редко встречается устойчивая заниженная самооценка. Всё говорит о том, что самооценка младшего школьника динaмична, и в то же время имеет тeнденцию к устойчивoсти, в дaльнейшем переходит во внутреннюю пoзицию личности, оказывает влияние на формирование определённых качеств личности, стaновится мoтивом пoведения ребенка. Все это подтверждает высокую значимость роли взрослых в формировании и становлении самооценки детей младшего школьного возраста.

В младшем школьном возрасте наблюдается переход от конкретно-ситуативной самооценки (оценки своих действий и поступков) к наиболее обобщённой. Обобщённая самооценка предполагает наличие способности к рефлексии, наличие эталона нравственного поведения [1, с.149]. Развивающее обучение В.В. Давыдова — Д.Б. Эльконина; Л.В. Занкова даёт мощный толчок для развития рефлексивных умений, следовательно, создают площадку для формирования адекватной самооценки детей младшего школьного возраста.

Система развивающего обучения В.В. Давыдова и Э.Б. Эльконина большое значение придаёт формированию детского контроля и оценки, что также формирует самооценку личности младшего школьника [3,с.199 ].

По мнению Д.Б. Эльконина, у детей младшего школьного возраста управление своим поведением приобретает « внутренний механизм». Ребенок начинает регулировать свое поведение через отношение к себе и к своим возможностям. Е.И. Савонько считает, что функция самооценки как регулятора поведения развивается вместе с развитием других психических особенностей ребенка и на каждой возрастной ступени приобретает качественное свoеобразие. Развитие данной функции самооценки ученые связывают сo станoвлением ее устoйчивости, так как именно устoйчивая самооценка выражает уже сфoрмировавшееся отнoшение к себе и может оказывать влияние на поведение.

В самооценке ребенка младшего школьного возраста прослеживается не только отражение его стремлений и надежд, но и отношение к достигнутому. Самооценка младшего школьника проявляется в том, как он оценивает себя, и как относится к достижениям окружающих. Дети с завышенной самооценкой не всегда хвалят себя, но зато они могут отрицать все то, что делают другие. Ученики с заниженнoй самooценкой, напрoтив, склoнны переоценивать достижения тoварищей.

Таким образoм, самооценка младшего школьника характеризуется рядом особенностей, котoрые связанны с тем, что в связи с поступлением в школу и сменой ведущего вида деятельности самoсознание ребенка младшего школьного возраста развивается, а его структура укрепляется, напoлняясь новыми ценнoстными ориентациями отнoсительно oкружающего мира и самого себя. Для формирования и становления самооценки младшего школьника важную рoль играет уровень дoстижений, которые были приобретены им на этом вoзрастном этапе. Эмoциональное отношение к oценкам извне, осoбеннo пoлученным от значимых взрослых, накладывает oтпечаток на характер вoсприятия ребёнком себя как личнoсти, на характер его самoоценки. Будучи сфoрмированной у детей младшего школьного возраста, самооценка как прoдукт самoсознания и самoактуализации становится внутренним и органическим достоянием их личности.

Список используемой литературы

1. Савинова Е. Ю. Исследование уровня самооценки младших школьников [Текст] / Е. Ю. Савинова // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — 180 с.

2. Сластёнин, В.А. Педагогика. [Текст]: учебное пособие для студ. и высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф Исаев, Е.Н. Шилов. – М.: «Академия»,2004.–286, 345 с3. Давыдов В. В. «Проблемы развивающего обучения» Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. -288 с. ISBN 5-7695-1598-8

Рефлексия как средство самооценки.

Столичный учебный центр
г. Москва

Рефлексия

как средство самооценки учащимися начальных классов

собственной деятельности и ее результатов

Для того чтобы совершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать.

Слово рефлексия происходит от латинского reflexior — обращение назад.

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление, самообладание, самопознание. Это форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление его собственных действий и их законов.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.

В социальной психологии рефлексией называется осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

И, наконец, в современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.

Развитие ребенка предполагается в ходе обучения. Процессы развития включают в себя самообразование (овладение способами добывания знаний) и саморазвитие (изменение самого себя). И то и другое невозможно без рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.

Читайте так же:  Корейский возраст в чем разница

При взаимодействии с учащимися учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности: .
1) физическую (успел – не успел);
2) сенсорную (самочувствие: комфортно — дискомфортно);
3) интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
4) духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Рефлексия в свою очередь бывает:
а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки – почему выбран тот или иной уровень);
б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»)

Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:
Коммуникативная — ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.
Личностная — объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.
Интеллектуальная — проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

В педагогической литературе предлагается следующая классификация видов рефлексии:

1) рефлексия настроения и эмоционального состояния;

2) рефлексия содержания учебного материала;

3) рефлексия деятельности.

Данные виды рефлексии могут проводиться как в индивидуальной, так и в коллективной (групповой) формах.

При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.

Подробнее остановлюсь на каждом виде рефлексии и на некоторых ее примерах.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Существует масса приемов работы, которые можно использовать на уроке.

Определение настроения (в начале, в середине, в конце урока).

Самый простой вариант — показываем учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.

Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению. Детям также можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики. Это могут быть «Радостный и грустный гномики» и т.д.

Интересен прием с различными цветовыми изображениями .

У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Не может не вызвать интереса у учителя причина изменения настроения в ходе урока. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.

Эффективен прием «Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, — голубой».

Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку.

Еще один цветовой прием «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.

Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:

оранжевый — радостное, теплое;

желтый — светлое, приятное;

синий — неудовлетворенное, грустное;

фиолетовый — тревожное, напряженное;

черный — упадок, уныние.

Прием рефлексии «Светофор».

Прием эмоционально-художественной рефлексии . Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая — радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению. (Это может картина-раскраска, которую дети смогут ракрасить)

Эмоционально-музыкальная концовка. Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.

• Если есть время, то можно предложить учащимся выразить свое эмоциональное настроение в виде рисунка , а в конце провести выставку рисунков. Более старшие ребята (учащиеся 3-4 классов) могут оценить не только настроение, но и своё эмоциональное состояние.

Рефлексия содержания учебного материала

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Ребята высказываются одним предложением, выбирая предложенное начало фразы.

Формирование личности младшего школьника. Самосознание и самооценка. Зарождение рефлексии

Развитие личности, начавшееся в дошкольном детстве в связи с соподчинением мотивов и становлением самосознания, продолжается в младшем школьном возрасте. Но младший школьник находится в других условиях — он включен в общественно значимую учебную деятельность, результаты которой высоко или низко оцениваются близкими взрослыми. От школьной успеваемости, оценки ребенка как хорошего или плохого ученика непосредственно зависит в этот период развитие его личности.

Мотивационная сфера, как считает А.Н. Леонтьев, является ядром личности. Что же движет ребенком, какие желания у него возникают? В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться, причем учиться хорошо, отлично. Получение высокой отметки становится для ребенка целью, за которой могут стоять различные мотивы.

Социальный мотив учения, связанный с подтверждением своего нового Статуса школьника. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель и родители, его ставят в пример другим детям.

У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотиваиия достижения успеха — желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат.

Престижная мотивация характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым.

У неуспевающих учеников проявляется тенденция — мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать двойки и тех последствий, которые влечет за собой эта отметка, — недовольства учителя, санкций родителей (будут ругать, запретят гулять, смотреть телевизор и т.д.). Данная мотивационная тенденция сопровождается тревожностью, страхом в оценочных ситуациях и придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность.

У неуспевающих детей возникает и особая компенсаторная мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области — в занятиях спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших членах семьи и т.п. Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится источником тяжелых переживаний ребенка.

Читайте так же:  Как себя вести с выпившим мужчиной

Самооценка. Непосредственно влияет школьная оценка и на становление самооценки. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, двоечниками и троечниками, хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях. У детей с заниженной и низкой самооценкой часто возникает чувство собственной неполноценности и даже безнадежности.

Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности, которое Э. Эриксон считает центральным новообразованием данного возраста. Учебная деятельность — основная для младшего школьника, и если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается. Интересно, что дети осознают важность компетентности именно в сфере обучения — описывая качества наиболее популярных сверстников, младшие школьники указывают в первую очередь на ум и знания.

Для развития адекватной самооценки необходимо:

1. Создавать ученику положительный эмоциональный фон даже при низкой оценке.

2. Оценивать конкретную работу, а не личность.

3. Не сравнивать детей между собой.

4. Не призывать детей подражать отличникам.

5. Не захваливать успешных учеников, не прикладывающих усилия.

6. Поощрять малейшие продвижения в учении слабого, но старательного ученика.

На становление самооценки младшего школьника влияет:

— особенность общения учителя с классом;

— стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности (обстановка некритичности — завышенная самооценка; бесконтрольность — самооценка пониженная, но не низкая; обстановка требовательности, жестокости — низкая самооценка).

Если ребенок приходит в школу, принимая ценности и притязания родителей, то позже он в большей или меньшей мере начинает ориентироваться на результаты своей деятельности, свою реальную успеваемость и место среди сверстников. Школа и семья — внешние факторы развития самосознания. Его становление зависит и от развития теоретического рефлексивного мышления ребенка. К концу младшего школьного возраста появляется рефлексия и тем самым создаются новые возможности для формирования самооценки достижений и личных качеств. Самооценка становится в целом более адекватной и дифференцированной. А.В. Захарова, прослеживая развитие самооценки на протяжении младшего школьного возраста, выявила общее снижение ее уровня, появление у детей более критического отношения к себе. Причем ход и результаты своей деятельности младшие школьники оценивают более полно, объективно и обоснованно, чем свои возможности. В то же время здесь наблюдаются значительные индивидуальные различия. Следует особо подчеркнуть, что у детей с завышенной и заниженной самооценкой изменить ее уровень крайне сложно.

Рефлексия — способность оценивать свои действия, умение анализировать содержание и процесс своей мыслительной деятельности. Рефлексия развивается при выполнении действий контроля и оценки. Нужно учить ребенка самостоятельно рассказывать о своем действии, подробно объяснять, что и для чего он делает (развернутая внешняя речь). Рефлексия формируется и в общении и в процессе анализа своих и чужих поступков.

Применение приемов рефлексии на уроках в начальной школе как средство формирования адекватной самооценки учащихся

Статья про формирование адекватной самооценки младшего школьника.

Просмотр содержимого документа
«Применение приемов рефлексии на уроках в начальной школе как средство формирования адекватной самооценки учащихся»

Статья по теме «применение приемов рефлексии на уроках в начальной школе как средство формирования адекватной самооценки учащихся»

Аннотация: Данная статья посвящена курсовой работе студентки Нижнетагильского педагогического колледжа №1 Мальцевой Валерии Анатольевны по теме «применение приемов рефлексии на уроках в начальной школе как средство формирования адекватной самооценки учащихся». Данная курсовая работа разработана с целью выявления и актуализации следующей проблемы такой, как неадекватная самооценка, поэтому проблема формирования адекватной самооценки младшего школьника так актуальна в современной школе.

Одним из основных направлений развития общего образования является переход на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Это наиболее значимая системная инновация за последние годы для начальной ступени общего образования. Фундаментальным центром начального общего образования является достижение качественно новых образовательных результатов, в том числе, формирование универсальных учебных действий, позволяющих развивать социально активную, реализующую свои способности личность.

В условиях модернизации современной системы образования важным вопросом является возросший интерес к личности школьника. Одна из центральных задач общеобразовательной школы — подготовка учащихся к самостоятельному совершенствованию себя делает особо значимой проблему формирования активной позиции школьника в учебно-воспитательном процессе, т.е. определенного уровня сформированности самооценки.

Адекватная самооценка, основы которой только начали закладываться в дошкольном возрасте, оказывает непосредственное влияние на успешность обучения обучающегося в школе. С другой же стороны, сам учебный процесс воздействует на школьника, играя тем самым заметную роль в формировании личности в целом и самооценки в частности.

Усваивая в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, школьник начинает под воздействием оценочных суждений других (учителей, сверстников, родителей) относиться определенным образом, как к реальным результатам своей деятельности, так и к самому себе как к личности. С возрастом он все с большей определенностью различает свои действительные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определенными личностными качествами.

Формирование самооценки связано с активными действиями обучающегося, с самонаблюдением и самоконтролем. Игры, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе – оценить свои умения, что-то делать, подчиняться определённым требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности. В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от её хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребёнка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении.

Актуальность данной проблемы обусловлена имеющимся противоречием между возрастающей потребностью школьной практики в формировании адекватной самооценки младших школьников и недостаточными педагогическими условиями.

Все это способствовало выбору темы курсовой работы: «Применение приемов рефлексии на уроках в начальной школе как средство формирования адекватной оценки учащихся».

Объект исследования – процесс формирования адекватной самооценки младших школьников

Предмет исследования – применение приемов рефлексии на уроках в начальной школе как средство формирования адекватной самооценки учащихся

Цель: теоретически и практически обосновать возможность применения приемов рефлексии на уроках в начальной школе в процессе формирования адекватной самооценки младших школьников.

Изучить и проанализировать литературу по проблеме.

Раскрыть сущность понятия самооценки, характеристики ее видов и значение для жизни и учебной деятельности.

Читайте так же:  Флиртовать по английски

Показать роль приемов рефлексии на уроках в начальной школе при формировании адекватной самооценки младших школьников.

Подобрать методы изучения измерения и выявить уровень самооценки младших школьников.

Апробировать приемы рефлексии на уроках в начальной школе при формировании адекватной самооценки младших школьников.

теоретические (анализ, синтез, сравнение);

эмпирические (наблюдение, анализ педагогического опыта).

Самооценка возникает у человека в процессе социального воздействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое приобретение. Она накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека – с самого детства до глубокой старости, формируясь в учебной деятельности и в процессе общения, самооценка младшего школьника может стать устойчивым свойством личности и оказывать влияние на весь дальнейший ход его развития и формирования.

Результаты исследования позволили выявить у детей экспериментальной группы основной круг проблем: заниженную и завышенную самооценку, проблемы в самопонимании и саморегуляции. У всех участников эксперимента эти проблемы выражены неодинаково: кто-то обладает ими в большей степени, кто-то в меньшей степени, у части детей по некоторым параметрам не обнаружено негативных проявлений.

Итоги эксперимента показали эффективность теоретически обоснованных педагогических условий формирования адекватной самооценки младших школьников, их влияния на развитие у детей эмоционально-оценочной и поведенческой составляющих самооценки. Это доказывает изменение типа самооценки, тенденции к сформированности реального и идеального, умения выходить из конфликтных ситуаций, знание и соблюдение нравственных норм и речевого этикета.

Организуя учебно-воспитательную работу учитель должен сознательно и целенаправленно формировать самооценку младших школьников.

Анализируя литературу по изучаемой проблеме можно составить рекомендации учителям по формированию самооценки младших школьников:

1. В учебной деятельности необходимо сравнивать детей, которые обладают приблизительно одинаковыми способностями, но достигают в учебной деятельности разных результатов из-за различного отношения к учению.

2. Предлагать слабо успевающему ученику, с заниженной самооценкой, оказывать помощь слабоуспевающему младшему школьнику.

3. Необходимо включать ситуации. Актуализирующие самооценку ребенка, ставящие перед ним задачу осознания особенности своей работы, ее сильных и слабых сторон и способствующих обращенности ребенка на собственные способы действия.

4. Необходимо вводить тетради «Моя учеба», в которых учащиеся по специальной схеме делают записи. Анализируя и оценивая свою работу на уроке, определяя меру усвоения материала, степень его сложности, выделяя наиболее трудные моменты работы.

5. Необходимо предлагать детям самостоятельно оценивать классные и домашние задания до того как отдать на проверку учителю, после того как работы проверил и оценил учитель, необходимо обсуждать случаи несовпадения оценок. Выяснить основания на которых строят самооценку дети и показатели по которым оценивает учитель.

6. Необходимо использовать похвалу в работе с детьми, имеющими заниженную самооценку.

Самооценка и рефлексия младшего школьника

Автор: Потапова Надежда Владимировна

Организация: МБОУ «Солнечная СОШ №1»

Населенный пункт: Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, п. Солнечный

Проблема самооценки школьников является одной из актуальных проблем, которая играет особое значение в становлении личности ребенка. Самооценка — это необходимый компонент развития самосознания. Это осознание человеком самого себя, своих умственных способностей, мотивов и целей своего поведения, физических сил, поступков, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе.

Самооценка имеет очень весомое значение в организации результативного управления поведением человека. Кроме того, самооценка выступает как субъективный уровень определения целей, которые человек ставит перед собой и к реализации которых он стремится.

Начиная формироваться в младшем школьном возрасте, самооценкаможет меняться на протяжении всего обучения в начальной школе. Следовательно, развитие у школьников адекватной и содержательной самооценки является очень значимым процессом, так как адекватная самооценка является основой самопознания, образования и коррекции намеченных целей и путей их достижения.

Одним из наиболее эффективных способов формирования адекватной самооценки личности является рефлексия своей деятельности. Рефлексируя, человек может понять и осознать свои действия и поступки, критично оценить правильность принятия того или иного решения, подправить или изменить свою деятельность.

Становление рефлексии в младшем школьном возрасте способствует его становлению как субъекта учения, превращает ученика в учащегося, способного самостоятельно осуществлять учебную деятельность.

Отсюда следует, что процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только себя как личности, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия в образовательном процессе – это совместная деятельность учителя и учащихся, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого школьника.

В настоящее время у учителя есть огромное разнообразие форм рефлексии, которые будут наиболее оптимальны для построения учебного процесса в начальной школе. Работая с детьми младшего школьного возраста, педагогу следует обратить особое внимание проведению рефлексии настроения и эмоционального состояния, эмоционально-художественной, эмоционально-музыкальной рефлексии, так как обучение должно приносить радость познания, радость общения, радость успеха.

Проведение рефлексии может осуществляться не только в учебной, но и внеучебной деятельности, что будет способствовать развитию личности и раскрытию способностей не только в заданной образовательной ситуации, но и в нестандартной неформальной обстановке. Формирование рефлексивных навыков у младших школьников является требованием новых федеральных образовательных стандартов, что еще раз подчеркивает актуальность и значимость данной темы.

Применение разнообразных приемов рефлексии является не только способом мышления и средством самопознания, но и формой деятельности, которая раскрывает цели, содержание, средства и способы деятельности, отражать внутреннее состояние человека.

Рефлексия помогает школьникам сформулировать получаемые результаты, определить цели для дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь и выстроить вою траекторию развития. «Если физические органы чувств для человека есть источник его внешнего опыта, то рефлексия — источник внутреннего опыта, способ самопознания и необходимый инструмент мышления» [2, с. 287].

Таким образом, важной особенностью современного урока становится преобладание ученической самооценки, самокоррекции по отношению к учительским замечаниям и оценке со стороны.

Развитие рефлексивных способностей в младшем школьном возрасте способствует «превращению» ребенка в ученика, формирует самостоятельность в ведении учебной деятельности. Но для того, чтобы этот процесс осуществлялся успешнее, необходимо учитывать структуру и механизм проведения рефлексии.

При построении образовательного процесса необходимо учитывать то, что рефлексия является совместной деятельностью учителя и учащихся, позволяющей совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого школьника[1, с. 35].

Результатом рефлексивной деятельности детей младшего школьного возраста является формирование умения критически мыслить, аргументированно высказывать и отстаивать свое мнение, адекватно оценивать свою деятельность и деятельность окружающих людей.

Список использованной литературы:

Агапов, В.С. Сущностная характеристика Я-концепции [Текст] / В.С. Агапов. Учебно-методическое пособие. – М.: МГСА РПО, 2001 – 84с.

Дьяченко, М.И. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия [Текст] / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. — Минск, 1998. – 386c.

Зак, А.3. Экспериментальное изучение рефлексии у младших школьников [Текст] / А.З. Зак //Вопросы психологии. — 1978. — № 2. — С. 102 — 110.