Меню

Самооценка дошкольников дипломная работа

Оглавление:

Развитие самооценки на разных этапах дошкольного возраста

Главная > Курсовая работа >Психология

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития самооценки

1.1 Теоретические подходы к проблеме развития самооценки в зарубежной и отечественной науке

Понятие самооценки, ее сущность и виды

1.3 Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста

Глава 2. Экспериментальное исследование развития самооценки детей дошкольного возраста

2.1 Организационные основы экспериментального исследования

2.2 Апробирование экспериментального исследования развития самооценки на разных возрастных этапах дошкольного детства

В психологии и других науках, имеющих отношение к познанию человека, проблема самооценки, связанная с определением человека как субъекта и как личности, приобретает в настоящее время особую остроту и смысл. Это определяется многими обстоятельствами:

— изменениями самого человека, новым уровнем его мировидения, мироотношения, самопознания, способности решения новых проблем, уровнем отношения к себе;

— изменениями преобразовательного характера, которые произошли в жизнедеятельности общества, изменили технические, социальные, экономические условия развития индивида и поэтому поставили перед ним новые задачи и проблемы, требующие соответствующих усилий его, повышения ответственности в ситуациях усложняющегося выбора действий,

— повышением уровня знаний о человеке, прежде всего психологических, педагогических и др. возникновением в них новых проблемных ситуаций, направлений, которое обуславливает новое поле научных поисков.

Поэтому важной задачей становится определение результатативного потенциала развития – саморазвития индивида и определение условий и путей оптимальной его реализации, самоутверждения, как субъекта деятельности. Оно в современных условиях приобретает принципиально новое значение.

Очевидно, что это требует углубления разработки теоретических позиций, уточнения понятийного аппарата, осмысления взаимосвязей. В этом плане изучение и раскрытие смысла и содержания понятия самооценка, которая выступает в качестве обязательного образующего всех других свойств, способностей связанных с самоосуществлением человека, становится необходимым и значимым в разработке практических задач.

Известно, что детская оценка и самооценка формируются только при общении ребенка с другими людьми. Уже на первые сознательные активные действия ребенка получают со стороны окружающих взрослых оценки в виде порицания или одобрения. В дальнейшем, совершая какое- либо действие, ребенок то и дело слышит: «это хорошо», «это плохо», «этого делать нельзя». В итоге все действия, поступки дошкольника направляются и организуются взрослыми, которые объективно оценивают их, сравнивают, на примерах показывая лучшие и худшие образцы, тем самым, воспитывая у детей стремление, сравнивать себя с другими, оценивать. Более того, психическая жизнь ребенка развивается под воздействием оценок окружающих; каждый новый опыт, новое действие, приобретенное ребенком, оценивается окружающими. И скоро ребенок сам начинает искать оценку своих действий, подкрепление правильности или неправильности познаваемой им действительности.

В формировании детских оценок и самооценок большую роль играет оценка воспитателем, его родными, а также сверстниками. Оценочные рассуждения действий детей позволяют наметить некоторые тенденции и особенности в развитии детской оценки и самооценки. Они заключаются в том, что в оценке своих товарищей и самих себя дети дошкольного возраста не выделяют каких-либо индивидуальных, характерных черт.

Ценность личности измеряется в большой мере тем, что, как и для чего он умеет делать. Правильное осознание своих умений, действий является не только средством и условием успешного обучения, но имеет также большое воспитательное значение как фактор формирования лучших качеств личности.

Обратившись к научной литературе, мы установили, что в психолого-педагогической литературе проблемы самооценки и ее развития у детей дошкольного возраста разработаны недостаточно. Поэтому темой нашего исследования было выбрано «Развитие самооценки на разных возрастных этапах дошкольного детства».

Вопросами касающихся природы, механизмов становления и развития самооценки занимались У. Джемс, Р. Бернс, И.С. Кон, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, И.И. Чеснокова и др.

В нашем исследовании объектом исследования является – самооценка дошкольника.

Предметом – развитие самооценки на разных возрастных этапах дошкольного детства.

Цель: изучение особенностей развития самооценки на разных возрастных этапах дошкольного детства.

Рассмотреть основные подходы к изучению самооценки в научной литературе

Определить понятие самооценка, ее структуру и виды

Выявить особенности развития самооценки на разных возрастных этапах дошкольного детства.

Организовать экспериментальное исследование направленное на выявление уровня развития самооценки детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что самооценка дошкольника — явление неустойчивое и к концу старшего дошкольного возраста она приобретает дифференцированный характер. Это проявляется в появлении эмоциональной направленности общей самооценки и способности ребенка к самооцениванию.

Методы исследования: теоретические — изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования экспериментальные методики и таблично-графические методы анализа данных.

Глава 1. Теоретическое обоснование развития самооценки

1.1 Теоретические подходы к проблеме развития самооценки в отечественной и зарубежной науке

Первые эмпирические исследования самосознания, начавшиеся уже в ХIХ в развивались, преимущественно в рамках психологии личности и возрастной психологии, ставя своей задачей реконструкцию онтогенеза сознательного “Эго” путем непосредственного наблюдения за детьми, анализа детских сочинений, юношеских дневников. Эти исследования содержали немало ценных наблюдений, но были в большинстве случаев описательными, слабо связанными с какой-либо теорией.

Традиционно в психологии основателем разработки проблемы самооценки человека считается У. Джемс. Проблема самосознания, важным аспектом которого является образ Я, была поставлена им в 1892 г. Понятный уже античным мыслителям факт, что человек может познавать не только окружающий внешний мир, но и самого себя, был представлен У. Джемсом в четких психологических терминах. Познающий себя индивид был назван Я- субъектом, а те особенности, которые он может у себя обнаружить и познать, — Я- объектом. Он выделял в содержании Я- объекта физическое Я – то, что человек может назвать своим (сюда был отнесен очень обширный круг предметов), социальное Я — то каким человек представляется другим, и духовное Я – то, что составляет психологическую сущность человека. В его концепции представления об актуализации идеального Я положено в основу понятие самооценки, которое определяется как математическое отношение — реальных достижений индивида к его притязаниям. Кто достигнет в реальности характеристик определяющих для него идеальный образ Я, тот должен иметь высокую самооценку. В его понимании она является эмоциональным образованием. Автор видит в самооценке только удовлетворенность субъекта собой или же, наоборот, неудовлетворенность собой. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой. С точки зрения Джемса, наша самооценка зависит от того, кем мы хотели бы стать; какое положение хотели бы занять в этом мире; это служит точкой отсчёта в оценке нами собственных успехов или неудач. Он выделял самооценку двух родов: самодовольство и недовольство собой. Для обоих родов самооценки язык имеет достаточный запас синонимов. Таковы, с одной стороны, гордость, самодовольство, высокомерие, суетность, самопочитание, заносчивость, тщеславие с другой — скромность, униженность смущение, неуверенность, стыд, унижение, раскаяние, сознание собственного позора и отчаяние. Указанные два противоположных класса чувствований являются непосредственными первичными дарами нашей природы. Без сомнения, при чувстве довольства собой мы охотно перебираем в уме все возможные награды за наши заслуги, а, отчаявшись в самих себе, мы предчувствуем несчастье; но простое ожидание награды еще не есть самодовольство, а предвидение несчастья не является отчаянием, ибо у каждого из нас имеется еще некоторый постоянный средний тон самочувствия, совершенно не зависящий от наших объективных оснований быть довольными или недовольными. Таким образом, человек, поставленный в весьма неблагоприятные условия жизни, может пребывать в невозмутимом самодовольстве, а человек, который вызывает всеобщее уважение и успех которого в жизни обеспечен, может до конца испытывать недоверие к своим силам. Впрочем, можно сказать, что нормальным возбудителем самочувствия является для человека его благоприятное или неблагоприятное положение в свете — его успех или неуспех.

В более поздних работах самооценка, как правило, рассматривалась в контексте изучения самосознания как один из аспектов последнего наряду с такими понятиями, как «Я – концепция», «самоотношение», «самоприятие», «чувство собственной ценности», «самоуважение», «самоэффективность» «доверие к себе», «осознание себя», «взгляд на себя», «образ себя», «удовлетворенность собой» и т.д.

Следует отметить, что до сих пор понятия »Я- концепция», »образ Я», и »самооценка» не разведены до конца. Анализ научной литературы показал, что в большинстве разработанных моделей «Я- концепции» исследователи выделяют образ Я как когнитивную подструктуру и эмоционально – ценностное отношение человека к себе (самоотношение), которые порождают поведенческие реакции. При этом самооценка чаще всего отождествляется с эмоционально – ценностным отношением субъекта к себе, реже – с «образом Я». «При таком подходе, который типичен и для зарубежной и для нашей психологии, а точнее, заимствован за рубежом и утверждается у нас, самооценка как самостоятельный предмет анализа попросту пропадает, и мы приходим к полной потере очень важного личностного конструкта».

На уровне разведения понятий «Я- концепция», «образ Я» и »самооценка» возникает ряд проблем, вызванных трудностями их эмпирического изучения. Например, в процессе самооценивания оценка и знание функционируют в неразрывном единстве, следовательно, ни «образ Я», ни самооценка не могут быть представлены «в чистом виде».

Сверхмногозначность понятия «самооценка» порождает различные негативные последствия и противоречия. Особенно неустойчиво соотношение между категориями «самосознание» и «самооценка»:

самооценка есть «отношение к себе», которое наряду с «познанием себя» входит в самосознание (А.Г. Спиркин);

самооценка – это результат самопознания (К.К. Платонов);

самооценка – это критическая позиция индивида по отношению к тому, чем он обладает, «это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка с точки зрения определенной системы ценностей. По итогам проводимой самооценки формируется то или иное отношение к себе, позитивное или негативное, с чертами отрицания, неприятия»;

самооценка – это специальная функция самосознания, не сводимая ни к «образу Я», ни к самоотношению, но полагающая их;

самооценка служит источником пополнения личностью знаний о себе.

Дипломная работа — Особенности проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Дипломная работа. – 88 с. Автор не известен.
Специальность – психология.

Аннотация.
Цель данной работы заключается в выявлении особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования является личность детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – особенности проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования. В основу исследования легло предположение о том, что существует определенная зависимость между особенностями проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста и уровнем развития самооценки.

Содержание.
Теоретические аспекты изучения самооценки детей старшего дошкольного возраста
Основные направления изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов
Особенности развития личности у детей старшего дошкольного возраста
Самооценка детей старшего дошкольного возраста
Исследование особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста
Описание и обоснование методов исследования
Анализ результатов исследования особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста
Пути развития оптимальной самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Самооценка дошкольников дипломная работа

Хорошая, здравая самооценка очень важна, с таким утверждением согласится каждый. Но не все понимают, насколько. На успех или неуспех глобально влияет наше чувство собственного достоинства. Самооценка человека — определяет практически все, что для нас доступно-достижимо в этой жизни и что не доступно-не достижимо и только самооценка в каждый момент нашей жизни определяет, насколько уверенно мы себя чувствуем, а, значит, насколько мы готовы действовать. Психологи пришли к выводу, что самооценка не передается по наследству, все люди рождаются с одинаковой уверенностью в себе, но в дальнейшем у одних людей она поднимается и укрепляется, а у других – падает. На развивающегося ребенка сильнее всего оказывает влияние внешняя оценка ближайших взрослых. Сюда относится, внутреннее принятие ребенка таким, какой он есть, признание его заслуг и способностей, сколь бы скромными они не были, уважение к нему и признание его самоценности. И, конечно, прямое оценивание поступков и личностных качеств ребенка. Оно выражается в словесной похвале и критике, в наказании и поощрении. Когда впервые закладывается «ценность» человека, т.е. в детстве, мы жадно впитываем представления о себе от окружающих и если ребенок видел от родителей любовь, поддержку, если ему говорили каждый день, что верят в него и любят его, то, став взрослым, он будет верить в себя, и его самооценка будет на высоком уровне. Если же родители ругали или унижали, то в дальнейшем у такого человека будет очень низкое чувство собственного достоинства. Небрежно отпущенная нелестная фраза или произнесенное слово «этот/эта» вместо имени ребенка может повлиять на самооценку сильнее, чем даже может показаться со стороны, т.к. ребенок улавливает малейшие интонации в поведении и речи своих родителей. Именно родители, наконец, в старшем дошкольном возрасте оценивают шансы маленького человека на успех в любом начинании потому, что сам он склонен преувеличивать свои силы. От собственной личности в целом в старшем дошкольном возрасте дети уже учатся разделять свои поступки, давать им верную оценку и контролировать самостоятельно свое поведение. У ребенка в старшем дошкольном возрасте, в процессе формирования его самооценки, играет важную роль общение с близкими, родственниками и именно взрослые люди формируют у него систему ценностей, с помощью своей реакции на то или иное его действие. Если ребенок толкнул или того хуже, ударил своего друга или другого ребенка, а взрослые на такой поступок не сделали ему замечание, не объяснили, что так поступать не хорошо и не заставили извиниться перед обиженным им человеком – он и в дальнейшем будет считать, что не сделал ничего плохого, а если малыш нарисовал картинку или сделал поделку, а его за это не похвалили – это также может наложить отпечаток на самооценку ребенка. Ребенок начинает оцениваться не только родными, но и совершенно чужими ему людьми – воспитателями, детьми из группы и т.д. придя в детский сад. Самооценка ребенка приближается все больше и больше к реальной. Несмотря на наличие у него сильных сторон, он начинает понимать, что, не является гением и не может требовать от других преклонения и восхищения. Да, он хорошо запоминает и читает стихи – но есть и другие люди, которые тоже что-то делают очень хорошо, даже лучше его и с ними нужно считаться. Или другая ситуация: ребенок плохо бегает, совершенно не спортивный, зато прекрасно умеет обращаться с компьютером, с техникой. Самооценка ребенка в старшем дошкольном возрасте, как правило, не совпадает с мнением окружающих о нем, что говорит о формировании собственного образа «я» у него. Кроме того, на самооценку ребенка в этот период влияет отношение к нему окружающих, уровень его успеваемости и отношение к нему воспитателей. Самооценка ребенка полностью зависит от того, сколько у него друзей и насколько высок его авторитет, особенно это касается старшего дошкольного возраста. Его собственное «Я» участвует в формировании интенсивности общения с ровесниками. Самооценка ребенка складывается в результате того, хотят ли с ним дружить, считают ли его авторитетом в коллективе, группе, воспринимают серьезно его или посмеиваются над ним. Изучению самооценки детей дошкольного возраста, как одна из центральных проблем психологии личности, изучалась в трудах различных отечественных и зарубежных психологов. Среди них можно выделить следующих авторов: Л.И. Божович, Л.В. Бороздина, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьев, А.И, Липкина, М.И, Лисина, B.C. Мерлин, В.С. Мухина, Е.И. Савонько, В.Ф. Сафин, Е.А. Серебрякова, ГЛ. Собиева, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, С.Л. Рубинштейн, П.Р. Чаматы, И.И. Чеснокова, П.М. Якобсон; А. Адлер, А. Бандура, Р. Бернс, И. Бранден, У. Джемс, Ф. Зимбардо, С. Куперсмит, К. Левин, К. Роджерс, М. Розенберг, 3. Фрейд, К. Хорни и другие. Исследования особенностей психического развития детей с функциональными нарушениями зрения опираются на теоретические положения, выдвинутые Л.С.Выготским, А.Р.Лурия, Г.П. Недлер, М.И.Земцовой, А.Г.Литваком, С. Л. Рубинштейна, А.М.Щербина, И.С. Кон., А.А. Крогиус, А.И.Зотовым, и направлены на осуществление развития детей этой категории в процессе коррекционного обучения и воспитания.

Читайте так же:  Как научиться ребенка общаться

Личность ребенка является продуктом его развития и представляет сложную структуру15 Долгова В.И., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками /монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 78 с. . Среди многих компонентов личности самооценка является одним из главных, в процессе саморегуляции поведения индивида ей принадлежит важная роль и ее взаимодействие с окружающей средой. В формировании самосознания она играет большую роль. В организации результативного управления своим поведением самооценка играет очень важную роль, без нее трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Нравственное удовлетворение дает человеку верная самооценка и поддерживает достоинство его человеческое независимо от его социального статуса, религиозных убеждений или состояния здоровья. Основные изменения, начинающие играть важную роль во внутренней позиции слепого или слабовидящего ребенка, происходят во взаимоотношениях со своими сверстниками и взрослыми. Именно позиция лидера старшего дошкольника в коллективе становится для него важной и значимой в становлении его личности, основой самооценки, а часто и причиной появления симптомов, характеризующих кризисную ситуацию. Таким образом, исследования показали, что уровень притязания и самооценки незрячих старших дошкольников несколько ниже и менее устойчив по сравнению со зрячими. К своему дефекту не сформировано адекватное отношение, общение протекает в форме монолога, что затрудняет с другими людьми их контакты; основными смысловыми сферами личности являются осознание вины, отношение к жизни. Это позволяет ставить вопрос о необходимости проведения серьезной психокоррекционной работы. Значительно больше также внимания должно уделяться формированию целого ряда свойств личности: упорства в преодолении трудностей, настойчивости в достижении цели.

Самооценка у детей

Исследование особенностей проявление самооценки у детей дошкольного возраста — центрального звена произвольной саморегуляции, определяющей направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, поведению и межличностным контактам.

Подобные документы

Детская самооценка как психологический феномен. Особенности формирования самооценки старшего дошкольника. Характеристика методов формирования самооценки дошкольника. Описание психолого-педагогического проекта по формированию самооценки детей дошкольников.

курсовая работа, добавлен 07.05.2016

Проявление личности через отношение к окружающему миру. Характеристика уровней межличностного общения. Самооценка: условия, влияющие на ее развитие, возможность корректировки, возрастная динамика самооценки. Рекомендации по изменению жизненной позиции.

контрольная работа, добавлен 01.12.2010

Проблема онтогенеза самооценки и особенности самооценки детей дошкольного возраста. Личностные особенности дошкольников с нарушением речи. Коррекционная работа по формированию адекватной самооценки у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

курсовая работа, добавлен 22.01.2015

Изучение особенностей самооценки детей старшего дошкольного возраста. Разработка коррекционной программы работы с детьми с низкой самооценкой. Оценка эффективности метода психогимнастики для формирования уверенности детей старшего дошкольного возраста.

курсовая работа, добавлен 06.12.2015

Понятие самооценки, виды. Факторы формирования самооценки детей младшего школьного возраста. Роль самооценки в развитии личности младших школьников. Исследование особенностей самооценки детей младшего школьного возраста: диагностика, анализ результатов.

курсовая работа, добавлен 28.02.2014

Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Главная характеристика интенсивного развития словесной памяти. Основные причины возникновения детской беспокойности. Исследование оценки уровня тревожности и самооценки дошкольников.

дипломная работа, добавлен 21.11.2015

Рассмотрение методик, позволяющих выявить уровень самооценки детей младшего школьного возраста. Исследования самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации A.M. Прихожан. Исследование социального поведения детей младшего школьного возраста.

курсовая работа, добавлен 04.12.2015

Тревожность, её влияние на оценку ребенком себя и своих сверстников и его статусное положение в группе. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Обучение детей умению управлять своим поведением. Практическое исследование проблемы.

курсовая работа, добавлен 03.06.2010

Тревожность, как проявление эмоциональной сферы. Возникновение тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Статусное положение детей с различными уровнями тревожности.

курсовая работа, добавлен 28.05.2010

Теоретические основы формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста, развитие потребности в общении. Сущность методик экспериментального исследования связи между самооценкой и социометрическим статусом, применение корреляционного анализа.

Формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста(5-7лет) с нарушением зрения.

Таким образом, в соответствие с целью и задачами исследования можно сделать следующий вывод:
Самооценка рассматривается исследователями как определяющий компонент образа «Я» личности, и как средство обеспечения внутренней согласованности или гармонии; в качестве санкционирующего механизма «Я — концепции» обеспечивающего иерархию знаний человека о себе; основная функция самооценки — обеспечение ориентации индивида в окружающей социальной среде и согласованность его внутренних требований к себе с внешними условиями.
В возрастной и педагогической психологии дошкольный возраст занимает особое место, так как именно в этом возрасте возникают рефлексия и самоконтроль, а действия ребенка начинают соотноситься с внутренним планом, это начальный период осознания ребенком самого Показать все себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки. Все это позволит ребенку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требованиям социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой цели и задачи.
Самооценка в старшем дошкольном возрасте обладает следующими качествами: самооценка от общей переходит к дифференцированной; возникает оценка себя во времени, проявляющаяся в указаниях на будущее; формирующееся самосознание, когда оно достигает достаточно высокого уровня, приводит к появлению у детей склонности к самоанализу; к шести годам у детей сохраняется завышенная самооценка, но в это время дети хвалят себя уже не в такой открытой форме, как раньше, а семи годам у большинства детей самооценка становится более адекватной
Формирование самооценки, без которой невозможно формирование личности — сложный и длительный процесс, характеризующий психическое развитие в целом. Оно протекает под непосредственным воздействием со стороны окружающих, и в первую очередь взрослых, воспитывающих ребенка. Поэтому необходимо еще в дошкольном возрасте правильно формировать самооценку ребенка, которая имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам.
Неполноценность зрительного восприятия у дошкольников, ограничивая познавательные возможности и социализацию этих детей, отрицательно сказывается на развитие их личности, в том числе и на развитие и формирование их самосознания и его компонента — самооценки. Негативное влияние зрительного дефекта на формирование самооценки обусловлено тем, что познание индивидом себя, осуществляется посредством познания других в ходе социального сравнения, а это затруднено в условиях нарушенного зрения.
Исследования показывают, что старшем дошкольном возрасте дети, имеющие нарушения зрения, характер самооценки этих детей зависит от возраста ребенка, отношения ребенка к своему дефекту, степени адаптации к своему состоянию. В силу своих возрастных особенностей, самооценка старшего дошкольника мало чем отличается от самооценки их ровесников с нормой развития, так как в силу своего возраста они еще недостаточно критично оценивают трудности своего положения.
Основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей с нарушением зрения, являются оценочные воздействия воспитателя, родителей и сверстников. Материнские отношения являются наиболее важными при формировании самооценки ребенка по основным аспектам его жизни.
Исследователи указывают, что для дошкольников с нарушением зрения характерна как недооценка своих возможностей, так и их переоценка, что связано, в первую очередь, с неадекватными установками общества (гиперопека, равнодушие, неоправданный оптимизм) по отношению к детям с зрительными нарушениями и линиями поведения в семье, дошкольном учреждении.
Таким образом, исследования показали, что нарушения зрения оказывают влияние на формирование всей психики человека, включая и самооценку личности. Но это влияние можно ослабить коррекционным воздействием и условиями развития детей
Считаем, что, цель исследования достигнута, все задачи решены.
Исследование имеет практическую значимость, и результаты проведенного анализа могут быть использованы в практической деятельности педагогов и психологов специальных дошкольных учреждений в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения по формированию у них адекватной самооценки.

Актуальность. Проблема изучения факторов и формирования личности при нарушении зрения является актуальным вопросом специальной психологии и педагогики. И анализ существующих исследований показывает, что значимым условием развития личности в целом выступает самооценка, которая имеет огромное влияние на поведение и деятельность человека, а также на его взаимоотношения с другими людьми.
Самооценка — стержень процесса самосознания и показатель уровня его развития и развития личности в целом. Самооценка формирует у индивида потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок. Правильно сформированная самооценка выступает как знание самого себя, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к людям и к самому Показать все себе.
В психологической литературе как отечественной, так и зарубежной самооценке уделено большое внимание. Вопросы ее онтогенеза, структуры, функций, возможностей направленного формирования обсуждаются в работах как отечественных, так и зарубежных исследователей: А. Адлер, Р. Бернс, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, B.C. Мерлин, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, К. Роджерс, 3. Фрейд и др.
Согласно выдвинутой Л.С. Выготским идее о сложной структуре дефекта, наличие зрительного анализатора, приводит не только к выпадению зрительной функции, но и вызывает целый ряд вторичных отклонений в развитии личности. То есть, первичный дефект вызывается биологическими факторами, а вторичные нарушения возникают под влиянием первичного дефекта в ходе последующего аномального развития. И тяжесть нарушения зрительного анализатора, и ограничения, которые создает этот дефект, заключается в последствиях (вторичных отклонениях), которые вызываются этими недостатками.
В исследованиях отечественных психологов и тифлопсихологов (И.С.Кон, А.Г. Литвак и других) выявлено, что устойчивые свойства личности, к которым относят и самосознание, меньше всего подвержены негативному влиянию дефекта. Но, несмотря на это, нарушение зрения все же негативно сказывается на формировании самосознания и его компонента — самооценки. И негативное влияние зрительного дефекта на формирование самооценки обусловлено тем, что познание индивидом себя, осуществляется посредством познания других в ходе социального сравнения, а это затруднено в условиях нарушенного зрения.
Особое значение приобретает изучение самооценки у детей с нарушением зрения в дошкольном возрасте. Так как умение оценивать себя закладываются еще в дошкольном детстве, и развивается и совершенствуется в течение всей жизни человека. И в возрастной и педагогической психологии дошкольный возраст занимает особое место, так как именно в этом возрасте возникают рефлексия и самоконтроль, а действия ребенка начинают соотноситься с внутренним планом. А имеющиеся научные исследования по изучению самооценки детей с нарушением зрения показывают, что этот дефект оказывает влияние на развитие личности детей, на процесс саморегуляции поведения, его взаимодействия с окружающими людьми, общение и адаптацию их в социуме.
В связи с чем, проблема формирования самооценки детей дошкольного возраста с нарушением зрения является значимой проблемой исследования.
Исследователи (Л.Л. Баландина, В.П. Ермакова, А.Г.Литвак и др.), считают, что при правильной и целенаправленно организованной коррекционно-развивающей работе и своевременной психолого-педагогической помощи данной категории детей, вероятность появления у них негативного самоотношения и самооценивания значительно снижается. Поэтому для современной тифлопсихологии актуальной и значимой задачей является разработка и организация комплексной диагностики и коррекции самооценки детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Таким образом, актуальность проблемы в целом определяется потребностью поиска эффективных путей совершенствования коррекционной помощи детям в преодолении их недостатков в психофизическом развитии, возникающих как следствие глазной патологии.
Цель исследования: изучить проблему формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Объект исследования: самооценка детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
В соответствии с целью исследования ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть проблему развития и формирования самооценки в зарубежной и отечественной психологии.
2. Изучить формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть особенности формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
4. Сделать соответствующие выводы.
Гипотеза исследования: процесс формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения имеет свои особенности, что связано с влиянием дефекта на развитие его личности.
Методы исследования: в ходе работы были использованы методы сбора теоретической информации: анализ, синтез, обобщение и систематизация имеющихся в специальной педагогической и психологической литературе научных представлений по теме исследования.
Методологическую основу составляют научные труды и публикации: в которых исследуется проблема самооценки, а также особенности формирования самооценки, в том числе и у старших дошкольников: Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С.Кон, Я.Л.Коломинский, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Е.И. Савонько, С.Л. Рубинштейн, К. Роджерс, 3. Фрейд, Г.А. Цукерман, И.И. Чеснокова и др.; проблема развития самооценки детей в условиях аномального развития, в том числе и с нарушением зрения в исследованиях: Л.Л. Баландиной, И.П. Волковой, Л.С. Выготского, В.П. Ермакова, О.А. Иванниковой, Е.А. Клопота, А.Г. Литвак, Л.И. Солнцевой, И.Г. Сумароковой, А.В. Феофановой и др.
Структура исследования: работа состоит из введения, теоретической главы, состоящей из трех параграфов, вывода и списка литературы. Объем работы составляет 40 страниц.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выводы и положения работы могут послужить основой для дальнейшего исследования по изучению формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Практическая значимость заключается в том, что выводы курсовой работы могут быть использованы в практической деятельности психологов и педагогов специальных дошкольных учреждений, по формированию самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Скрыть

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования самооценки у старших дошкольников с нарушением зрения 7
1.1 Проблема самооценки в зарубежной и отечественной психологии 7
1.2 Формирование самооценки у старших дошкольников 15
1.3 Особенности формирования самооценки у старших дошкольников с нарушением зрения 25
Заключение 35
Литература 38

1. Ананьев, Б.Г. Человек, как предмет познания. Л; 1968. — 337 с.
2. Архипова Е. А. Влияние воспитателя и сверстников на самооценку детей старшего дошкольного возраста (в изобразительной деятельности): Автореф. канд. дис. Минск, 2009. — 17 с.
3. Баландина Л.Л. Межличностные отношения и личность детей дошкольного возраста с нарушенным и нормальным зрением// Фундаментальные исследования. — 2014. — № 5-2. — С. 388-392;
4. Басина Е.З. Становление самооценки и образа Я. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. — М.: Прогресс, 2008 — 304 с.
5. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки, журнал «Вопросы психологии», №4 2001.- С.31-32.
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
7. Во Показать все лкова И.П. Индивидуально-типологические особенности лиц с нарушениями зрения // Дефектология. — 2005. — № 3. — С. 39-47.
8. Выготский Л.С. Слепой ребенок. — Собр. соч. В 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 5. — С. 86-100.
9. Дыгун, М.А. Конспект лекций по психологии для дошкольного отделения. В трёх частях. Ч. 2/ М.А. Дыгун, Л.Л. Михайлова, Е.А. Магонова; под.ред. М.А. Дыгуна. 2-е изд. — Мн.: Жасскон, 2006. — 208 с.
10. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Прогресс, 2009.- 198с.
11. Иванникова О.А. Развитие взаимодействия и общения дошкольников с нарушением зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2004. — № 2. — С. 23-27.
12. Клопота Е.А. Особенности формирования Я-концепции людей с нарушениями зрения в процессе их социализации // Дефектология. — 2013. — № 2. — С. 35-42.
13. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика и коррекция психологического развития дошкольника. Минск, 1997. — 236 с.
14. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность./ А.Н. Леонтьев. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
15. Лисина М.И., Смирнова Р.А. Формирование избирательных привязанностей у дошкольников // Генетические проблемы социальной психологии. Минск, 2005.
16. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. — СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. — 270 с.
17. Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. — М.: Академия, 1997. — 90 с.
18. Менделевич, В.Д. Клиническая психология: учебник / В.Д. Менделевич. — СПб.: Алетейя, 2005. — 417 с.
19. Мухина, В.С. Возрастная психология. — М, 2000. — 223 с.
20. Немов, Р.С. Общие основы психологии: учебник / Р.С. Немов. — СПб.: Питер, 2007. — 992 с.
21. Немов, Р.С. Психология. В 2 т. Т. 2: Психология образования. — М.: Владос: Просвещение, 1994. — 496 с.
22. Психологический словарь./ Под ред. В. В. Давыдова и др. — М., 1997.
23. Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.: Издат. Группа «Прогресс», 1994. — 480 с.
24. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир. — М.: Педагогика, 1973.- 382 с.
25. Савонько, Е.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста // Вопросы психологии, 1969, № 4. — С.33.
26. Слободчиков В.И. Формирование Я — концепции//«Начальная школа» №3, 2002. — С.9-11.
27. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. — М.: Полиграф сервис, 1997. — 124 с.
28. Солнцева Л.И. Современная тифлопедагогика и тифлопсихология в системе образования детей с нарушениями зрения. — М.: Владос, 2009. — 399 с.
29. Стеркина Р.Б. Роль деятельности в формировании самооценки детей дошкольного возраста: Автореф. канд. дис. М., 2007. — 24 с.
30. Сумарокова И.Г. Психолого-педагогическая работа с семьей, воспитывающей незрячего ребенка раннего и дошкольного возраста // Дефектология. — 2008. — № 4. — С. 33-44.
31. Феофанова А.В. Формирование адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. — С.449-450. — Молодежь и наука: реальность и будущее: Материалы III Международной научно-практической конференции/Редкол.: В.А. Кузьмищев, О.А. Мазур, Т.Н. Рябченко, А.А. Шатохин: в 6 томах. — Невинномысск: НИЭУП, 2010. — Том III: История. Политология. Психология. Философия. — 531 с.
32. Фрейд, З. Психология бессознательного: Сб. произв. — М.: Просвещение, 1989. — 448 с.
33. Цукерман, Г.А. Психология саморазвития: учебное пособие / Г.А. Цукерман. — СПб.: Речь, 2004. — 449 с.
34. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. — М.: Прогресс, 2007. — 144 с.
35. Эльконин, Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ред. — сост. Б.Д. Эльконин. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 384 с Скрыть

Читайте так же:  Ребенок совсем не хочет есть в 10 лет

Для дошкольников

  • Главная
  • Начальная школа
  • Развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте

Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд.

— протест — бунт, когда все в поведении ребенка начинает носить протестующий характер;

— симптом обесценивания взрослого, его дискредитация;

— стремление к деспотизму — желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим;

-ревность по отношению к младшим и старшим, если в семье еще есть дети;

-реакции невротического или психопатического характера (страхи, неспокойный сон, ночной энурез, резкие затруднения в речи и т.д.) .

Особенности развития самосознания в раннем возрасте:

— ребенок начинает отделять действия от предмета и себя от своих действий;

— постепенно развивается подлинная самостоятельность, о чем говорит проявление целеполагания и целеустремленности;

— возникает гордость за собственные достижения — личностное новообразование раннего детства.

§ 3. Развитие самосознания в дошкольном возрасте

У дошкольника в содержание представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общения со взрослыми и сверстниками.

Представления ребенка о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он получает в процессе общения. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе.

У дошкольника развивается наиболее сложный компонент самосознания — самооценка. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе.

Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов.

Но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка.

Самосознание и самооценка в дошкольном возрасте — подобные документы

Проблема развития личности. Личность и ее структура. Развитие личности ребенка в старшем дошкольном возрасте. Развитие личности в игровой деятельности.

Деятельность детей дошкольного возраста. Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста.курсовая работа

Сущность и генезис самосознания. Особенности его развития у детей с раннего возраста до дошкольного периода. Влияние взрослых на формирование личности ребенка-дошкольника.

Результаты исследования и комплекс методик для диагностики структур самосознания.дипломная работа

Проблема и социальные предпосылки возникновения самосознания, уровни его развития. Внешние детерминаторы сознания. Понятие «Я-концепции». Значение рефлексии и внутреннего диалога для формирования самосознания.

Взаимосвязь самооценки и самоуважения.курсовая работа

Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Самосознание. Значение игры для развития психики дошкольника.

Социальная природа Единицы анализа и психологические особенности ролевой игры. Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте. Виды игр.реферат

Теоретический анализ самооценки дошкольника как предмета самосознания в психологии. Исследование и определение уровней самооценки детей старшего дошкольного возраста. Содержание психологической методики по выявлению особенностей самооценки дошкольников.курсовая работа

Характеристика психологических условий и особенностей формирования самосознания личности. Самооценка как эмоциональный компонент самосознания ребенка дошкольного возраста. Эмпирическое исследование эмоционального отношения современных дошкольников к себе.курсовая работа

Особенности развития личности, физическое и когнитивное развитие в младшем школьном возрасте, самооценка и условия ее формирования. Детско-отцовские отношения как фактор развития ребенка и отцовство как психологический феномен развития личности.дипломная работа

Самооценка: определение, основные подходы, составляющие. Роль самооценки в структуре нормального и аномального развития ребенка. Развитие мотивов поведения в дошкольном возрасте.

Результаты исследования особенностей самооценки умственно отсталых детей.курсовая работа

Психолого-педагогические особенности одаренного ребенка. Понятие и определение одаренности у детей. Развитие одаренного ребенка и его самооценка. Сложности психического развития одаренных детей.

Одаренность ребенка как проблема.курсовая работа

Возникновение и развитие сознания, основные уровни формирования и структура. Проблема «Я» в психологии и философии. Единство человеческого «Я». Самонаблюдение сознания и самосознания.

Самонаблюдение и самооценка. Особенности психологической защиты.курсовая работа

Общая характеристика, понятие и виды потребностей личности дошкольника. Формирование потребностей в процессе становления личности ребенка. Факторы, влияющие на формирование высших потребностей в дошкольном возрасте.

Влияние социальных институтов.курсовая работа

Определение самосознания. Виды активности по В. В. Столину. Психологическое обретение пола.

Освоение нормативов родового долга. Характеристика младшего школьного возраста. Развитие самосознания в младшем школьном возрасте и показатели самооценки.курсовая работа

Психологические особенности младшего школьника, формирование и значение самооценки в данном возрасте, характеристика и содержание типичной учебной деятельности ребенка. Исследование данной проблемы, анализ и интерпретация полученных результатов.курсовая работа

Внутренний мир личности и ее самосознание. Исследование становления Я-концепции человека в процессе его жизнедеятельности. Проблема самоопределения в подростковом и раннем юношеском возрасте.

Формирование относительно устойчивого представления о себе.реферат

Главные особенности развития самосознания, самооценки в раннем и дошкольном возрасте. Методика формирования представлений о себе. Разработка упражнений и опытов, направленных на ознакомление дошкольников со значением органов чувств и частей тела.курсовая работа

Изучение основных подходов зарубежных и отечественных авторов определения самосознания, «Я-концепции». Эмпирическое исследование уровня самооценки в подростковом возрасте. Развитие у учащихся способности к саморегуляции.

Характеристика поведения личности.дипломная работа

Сущность понятия «гендерное самосознание» как одного из базовых структур личности. Проблема поло-ролевой идентификации и социализации ребенка. Эмпирическое изучение и анализ гендерных особенностей самосознания юношей и девушек в подростковом возрасте.курсовая работа

Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Структура игровой деятельности и этапы развития игры в дошкольном возрасте. Роль игры в психическом развитии ребенка. Современные дети и современные игры в зеркале психологии.

Характеристика видов игр.курсовая работа

Понятие самосознания и его структура. Идентификация как центральный механизм структурирования самосознания. Идентичность (самость) как один из аспектов проблемы «Я».

Развитие образа «Я» у дошкольников. Роль взрослых в формировании самоуважения ребенка.курсовая работа

Понятие самосознания личности. Отличительные особенности развития самооценки детей-сирот. Работа по изучению самосознания воспитанников интерната: особенности технологии.

Эмоциональный компонент самосознания детей, лишенных родительского попечительства.курсовая работа

Особенности самосознания и самооценки дошкольников

Самосознание – понимание того, что собой представляет ребенок, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение – считается центральным новообразованием всего периода дошкольного детства. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке , то есть, в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности. Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («Я хороший») и рациональной оценки чужого поведения.

Еще одна линия развития самосознания – осознание своих переживаний.

Для этого периода характерна половая идентификация :

• ребенок осознает себя как мальчика или девочку;

• происходит осознание стереотипов поведения по мужскому или женскому типу.

Начинается осознание себя во времени.

Кризис 7 лет – это период рождения социального «Я» ребенка

• Ребенок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений.

• Он открывает для себя значение новой социальной позиции – позиции школьника.

• Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей.

• Происходит обобщение переживаний.

• Изменяется структура поведения: появляется смысловая ориентировочная основа поступка.

1. Развиваясь, ребенок усваивает новые психологические черты и формы поведения, благодаря которым становится членом человеческого общества. Ребенок приобретает тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя, конечно, личностью, еще не вполне сложившейся, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.

2. В процессе своего психического развития ребенок овладевает свойственными человеку формами поведения среди других людей. Это движение онтогенеза соединено с развитием внутренней позиции.

3. Центральное личностное новообразование этого периода – соподчинение мотивов и развитие самосознания.

4. В дошкольном возрасте начинает складываться индивидуальная мотивационная система. В период дошкольного детства начинает формироваться личностная мотивация, происходит развитие мотивов, связанных с моральными нормами.

5. В дошкольном детстве происходит присвоение детской личностью звеньев структуры самосознания: формирование образа тела, идентификация с именем, развитие самооценки, половая идентификация, осознание своих переживаний, осознание себя во времени.

6. Кризис семи лет – период рождения социального «Я» ребенка.

В психическом развитии человека, развитие и формирование умений играет важнейшую роль. Ценность личности человека измеряется в большей мере тем, что, как и для чего он умеет делать.

Поэтому в содержании самосознания человека осознание им своих умений занимает одно из важных мест. Правильное осознание своих умений является не только средством и условием успешного обучения, но имеет также большое воспитательное значение, как фактор формирования лучших качеств личности.

Известно, что детская оценка и самооценка формируется только при общении ребенка с другими людьми. Уже первые сознательные активные проявления ребенка получают со стороны окружающих взрослых оценки в виде порицания или ободрения.

В дальнейшем совершая какое-либо действие, ребенок то и дело слышит: «это хорошо», « это плохо», « этого нельзя делать».вся психическая жизнь ребенка развивается под воздействием оценок окружающих; каждый новый опыт, новое знание, умение, приобретенное ребенком, оценивается окружающими. И скоро ребенок сам начинает искать оценку своих действий, подкрепление правильности или не правильности познаваемой им действительности.

Дети, воспитывающиеся в детском саду, обладают довольно высоким уровнем оценки и самооценки. Это и понятно: их деятельность, их умения, их поступки направляются и организуются педагогом, который объективно оценивает деятельность детей, сравнивает их поступки и умения, на примерах показывая лучшие и худшие образцы, тем самым, воспитывая у детей стремление сравнивать себя с другими, оценивать.

Конечно оценка воспитателя качеств и умений детей, играет большую роль в формировании детских оценок и самооценок. Однако, нельзя не учитывать и других факторов – оценку ребенка его родными, а также сверстниками.

Особенности детской оценки или самооценки заключаются в том, что в оценке своих товарищей и самих себя дети дошкольного возраста не выделяют каких-либо индивидуальных, характерных черт. Их оценка носит общий, недифференцированный характер: «плохой», «хороший», «умный», «неумный».

Многие дети среднего, а иногда и старшего дошкольного возраста употребляют эти понятия неадекватно, поскольку они еще не сформировались. Понятиями «хороший», «умный», «послушный» дети пользуются как тождественными, также как и понятиями « плохой», «неумный» вкладывают содержание понятия «непослушный».

Однако большинство детей пяти-семи лет правильно пользуются этими сравнениями, и там, где в своей оценке они могут опереться на конкретный наглядный материал, дети употребляют эти понятия адекватно.

При изучении детских оценочных рассуждений необходимо учитывать эти особенности употребления детьми оценочных понятий, так как в воспитании личности ребенка формирование понятий морального порядка играет существенную роль.

Особенностью детских оценок и самооценок является их эмоциональный характер. Детям легко оценить себя положительно и трудно оценить себя отрицательно. Они прибегают к невинным хитростям, чтобы не показать своих недостатков, отрицательных качеств.

Большинство детей оценивает себя с положительной стороны косвенным путем. На прямо поставленные вопросы: «а ты какой? Хороший, умный, плохой? Почему ты так считаешь?» — дети обычно отвечают так: «Я не знаю… Я тоже слушаюсь». «Я не всегда балуюсь…». «А я могу считать до 10». «Может быть, хороший, не знаю…»

Конечно, оценка ребенком своих умений зависит и от того, в какой стадии формирования они находятся. Если умение более или менее сформировано, то и оценка его будет более правильной, более адекватной. Это относится к умению бегать, прыгать, выполнять обязанности дежурных, рисовать и т.д.

Оставаясь маленьким ребенком, он не утрачивает своей эмоциональности в оценке, которая, как уже говорилось, проявляется в преувеличенной положительной оценке самого себя. Отсюда не делание оказаться последним.

В тоже время старший дошкольник довольно объективно знает свои возможности, умения, у него есть известная самокритичность. Такова общая характеристика нормального развития самооценки. Но к сожалению она распространяется не на всех детей.

Широко известно что существуют различные индивидуальные варианты в развитии самооценки. Существуют дети с завышенной и заниженной самооценкой. И в этих случаях они будут вести себя несколько иначе.

Ребенок с заниженной самооценкой никогда не отнесет свой рисунок на первые места. Он скорее всего поставит его ближе к последним. Или вообще не захочет участвовать в конкурсе.

В то время как, ребенок с завышенной самооценкой наоборот будет всем доказывать, что его рисунок лучше всех. И если с ним не согласятся, то он еще долгое время может обижаться, капризничать и всякими способами показывать свое недовольство к такой несправедливости по отношению к нему.

Таким образом, для формирования самооценки важна та деятельность, в которую включен ребенок, и оценки его достижений взрослыми и сверстниками, т.к. критерии самооценки напрямую зависят от взрослого и принятой системы воспитательной работы.

Добро пожаловать!

На нашем портале Дошкольник.ком Вы всегда сможете найти много интересной и очень познавательной информации, на такие темы как : советы родителям и педагогам по развитию и правильному воспитанию дошкольников, литературу которая будет полезна родителям и педагогам, актуальную информацию о здоровье, питании, по закаливанию и развитию высокого интеллекта у детей дошкольного возраста. Также для наших любимых дошкольников мы опубликовали различные стихи на разные тематики, веселые загадки и песни, детские сказки, и множество юмористических игр, развивающих игр, логических игр, музыкальных игр для детей.

А наши веселые сценарии для проведения праздников для дошколят, помогут Вам устроить настоящий и незабываемый праздник. Приятного Вам просмотра страниц нашего сайта и всего доброго!

Свежие новости

Самооценка ребёнка дошкольного возраста

Отношение человека к самому себе является одним из базовых свойств личности.

В самооценке отражается то, что человек узнает о себе от других, а также его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе его мировосприятия. Но, несмотря на это, в структуре личности самооценке принадлежит особо важное место.

Самооценка не дана нам изначально. Её формирование происходит в процессе какой-либо деятельности и межличностного взаимодействия. Став устойчивой, самооценка меняется с большим трудом.

В дошкольном возрасте происходит формирование новых психологических механизмов регуляции деятельности и поведения, поэтому старший дошкольный возраст является очень важным этапом в развитии осознания ребенком самого себя и становлении его самооценки.

Дошкольный возраст — это возраст совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются индивидуальными параметрами. В результате соподчинения мотивов происходит овладение детьми новыми мотивами деятельности, появляются доминирующие ценностные установки. В этом возрасте изменяется характер взаимоотношений ребёнка со сверстниками и взрослыми и он уже способен оценить себя по отношению к окружающему миру в соответствии с нормами и правилами общества.

Читайте так же:  Упражнения для подростков для поднятия самооценки

Развитыми личностными новообразованиями детей старшего дошкольного возраста являются произвольность, креативность, самостоятельность, становление нравственной позиции и возникновение обобщённо — интеллектуального переживания.

В развитии самосознания ребёнка очень важна роль взрослого, который, организуя деятельность старшего дошкольника, помогает ему овладеть средствами осознавания себя и самооценивания.

В процессе развития у ребенка в дошкольном возрасте формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального «Я» — «какой я есть») , но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального «Я» — «каким бы я хотел быть») . В период дошкольного детства дети конструктивно взаимодействуют с окружающими, что и приводит к появлению адекватной самооценки и осознанию своего места в окружающем мире по отношению к сверстникам и реальной действительности.

Оценка дошкольником самого себя во многом зависит оценки взрослого. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов.

Но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка.

Не последнюю роль в развитии самооценки у детей старшего дошкольного возраста играет общение со сверстниками. Обмениваясь оценочными воздействиями, у дошкольника возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами.

Самооценка формируется в таких видах деятельности, которые связаны с четкой установкой на результат и где этот результат выступает в форме, доступной самостоятельной оценке ребенка. В разных видах деятельности самооценка разная.

Например, в игре, как в ведущей деятельности дошкольника, самооценка и ее особенности проявляются в формировании межличностных отношений. В процессе общения со сверстниками, при обмене оценочными воздействиями, возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами.

Благодаря трудовой деятельности в дошкольном возрасте закладываются основы будущего профессионального самоопределения. Коллективный характер активности старших дошкольников приводит к необходимости обсуждать план своей совместной деятельности, распределять участки работы и согласовывать их между собой, определять ответственных за полученный результат. В результате такой работы у детей развиваются навыки самоконтроля и самооценки на основе сравнения собственной работы с плодами труда ровесников.

Изобразительная деятельность направлена не только на художественное творчество, но и на выражение своего отношения к изображаемому предмету. Являясь одной из самых интересных, изобразительная деятельность позволяет детям передать то, что они видят в окружающей жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное или отрицательное отношение (и тогда, прорисовывая неприятные явления, ребенок как бы изживает вызванные ими неприятные чувства) .

В результате исследований было выявлено, что дети, стремящиеся выделить себя через деятельность, чаще завышают свои самооценки; а если выделение происходит через сферу отношений, самооценка обычно бывает заниженной.

Для старших дошкольников, стоящих на пороге кризиса 6-7 лет, характерна несколько завышенная самооценка. В условиях привычной деятельности (в игре, рисовании) они уже могут реально оценивать свои возможности, их самооценка становится адекватной, а в незнакомой ситуации – завышена, т.к. дети еще не могут правильно оценить себя. К концу старшего дошкольного возраста у большинства дошкольников формируется адекватная самооценка.

Но встречаются и дети с неадекватно завышенной самооценкой. Они, как правило, очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца.

Они не склонны анализировать результаты своих действий и поступков. В большинстве случаев они пытаются решать любые, в том числе и весьма сложные задачи быстро, не разобрав до конца. Чаще всего они не осознают своих неудач.

Эти дети склонны к демонстративному поведению и доминированию.

Дети с адекватной самооценкой в большинстве случаев склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины своих ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешены, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, они достаточно общительны и дружелюбны.

Дети с заниженной самооценкой в поведении чаще всего нерешительны, малообщительны, недоверчивы к другим людям, молчаливы, скованны в своих движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя.

Дети с заниженной самооценкой тревожны, не уверены в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным.

Неуспех в деятельности чаще всего приводит к отказу от нее. Такие дети, как правило, имеют низкий социальный статус в группе сверстников.

Формирование адекватной самооценки, умения видеть свои ошибки и правильно оценивать свои действия — основа формирования самоконтроля и самооценки. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам.

Как выявить самооценку?

Все о детях — Развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте.

Дошкольник (Ребенок от 3 до 7 лет) — Личностное и психическое развитие дошкольника

Самостоятельнее, все более независимым от взрослых становится дошкольник. Расширяются, усложняются и его взаимоотношения с окружающими. Это дает возможность более полно и глубоко осознать себя, оценить достоинства и недостатки как свои собственные, так и окружающих.

Решающее значение в генезисе самооценки на первых этапах становления личности (конец раннего, начало дошкольного периода) имеет общение ребенка со взрослыми. Вследствие отсутствия (ограниченности) адекватного знания своих возможностей ребенок первоначально на веру принимает его оценку, отношение и оценивает себя как бы через призму взрослых, целиком ориентируется на мнение воспитывающих его людей.

Элементы самостоятельного представления о себе начинают формироваться несколько позже. Впервые проявляются они, как показывают специальные исследования (Б. Г. Ананьев и др.) , материалы дневников, в оценке не личностных, моральных качеств, а предметных и внешних («А у меня есть самолет», «А зато у меня есть вот что» и т. п.) . В этом проявляется неустойчивость представлений о другом и о себе вне ситуации узнавания, сохраняющиеся элементы неотделенности действий от предмета.

Существенным сдвигом в развитии личности дошкольника является переход от предметной оценки другого человека к оценке его личностных свойств и внутренних состояний самого себя.

Во всех возрастных группах дети обнаруживают способность объективнее оценивать других, нежели самих себя. Но здесь наблюдаются определенные возрастные изменения.

Редко от старшего дошкольника на вопрос «Кто у вас самый хороший?» мы услышим «Я самый хороший», так характерное для самых маленьких. Но это не означает, что детская самооценка собственной личности теперь низкая.

Дети уже стали «большими» и знают, что хвастать некрасиво, нехорошо. Совсем необязательно прямо заявлять о своем превосходстве. В старших группах можно заметить детей, которые оценивают себя с положительной стороны косвенным путем.

На вопрос «Какая ты: хорошая или плохая?» они обычно отвечают так: «Я не знаю. Я тоже слушаюсь», «Я тоже умею считать до 100», «Я всегда помогаю дежурным», «Я тоже никогда не обижаю детей, делюсь конфетами» и т. п.

В дошкольном возрасте оценка и самооценка носят эмоциональный характер. Из окружающих взрослых наиболее яркую положительную оценку получают те из них, к которым ребенок испытывает любовь, доверие, привязанность. Старшие дошкольники чаще подвергают оценке внутренний мир окружающих взрослых, дают им более глубокую и дифференцированную оценку, нежели дети среднего и младшего дошкольного возраста.

Сравнение самооценки дошкольника в разных видах деятельности показывает неодинаковую степень ее объективности («переоценка», «адекватная оценка», «недооценка») . Правильность детской самооценки в значительной мере определяется спецификой деятельности, наглядностью ее результатов, знанием своих умений и опытом их оценки, степенью усвоения истинных критериев оценки в данной области, уровнем притязания ребенка в той или иной деятельности. Так детям легче дать адекватную самооценку выполненного им рисунка на конкретную тему, нежели верно оценить свое положение в системе личных отношений.

Установлено, что статус, положение ребенка в группе также влияет на самооценку дошкольника. Так, например, тенденцию к переоценке чаще обнаруживают «непопулярные» дети, чей авторитет в группе невысок; недооценку — «популярные», эмоциональное самочувствие которых достаточно хорошее.

Самооценка детей дошкольного возраста по-разному проявляется в зависимости от их отношения к деятельности. Наиболее благоприятными, как показали исследования В. А. Горбачевой, Р. Б. Стеркиной, для формирования динамической самооценки у старших дошкольников являются такие виды деятельности, которые связаны с четкой установкой на результат и где этот результат выступает в форме, доступной самостоятельной оценке ребенка (например, игры с бросанием стрелы в цель, игра в мяч и в классики) . В этом случае дети руководствуются мотивом повышения самооценки, в то время как при выполнении деятельности продуктивного характера (например, вырезание из бумаги) , связанной с необходимостью осуществления достаточно тонких операций, не вызывающих яркого эмоционального отношения, мотивы самооценки отступают на задний план, а первостепенное значение для детей приобретает интерес к самому процессу деятельности. Точность и объективность оценки и самооценки дошкольников растут по мере овладения детьми правилами игры, приобретения личного опыта.

К концу дошкольного возраста самооценка ребенка, его оценочные суждения об окружающих постепенно становятся все более полными, глубокими, детализированными, развернутыми.

Эти изменения объясняются в значительной степени появлением (увеличением) интереса старших дошкольников к внутреннему миру людей, переходом их к личностному общению, усвоением значимых критериев оценочной деятельности, развитием мышления и речи.

В самооценке дошкольника находят отражение развивающиеся у него чувства гордости и стыда.

Развитие самосознания находится в тесной связи с формированием познавательной и мотивационной сферы ребенка. На основе их развития в конце дошкольного периода появляется важное новообразование — ребенок оказывается способным в особой форме сознавать и самого себя и то положение, которое он в данное время занимает, т. е. у ребенка появляется «осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренней позиции» (Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе// Вопр. психологии.

1979. № 2. С. 56.) . Данный сдвиг в развитии самооценки имеет важную роль в психологической готовности дошкольника к обучению в школе, в переходе к следующей возрастной ступени. Возрастает к концу дошкольного периода и самостоятельность, критичность детской оценки и самооценки.

Влияние взрослых на формирование самооценки дошкольника

Оценочное суждение дошкольника «непрерывно переплетается с оценочными отношениями к нему со стороны товарищей и особенно воспитательницы» (Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания//Избр. психологические труды. М., 1980. Т. 2. С. 119.) .

Специальные исследования обнаруживают четкую зависимость осознания качеств и особенностей сверстника от воспитательной работы в группе. Общая тенденция, наблюдаемая при этом, заключается в том, что дети прежде всего осознают те качества и особенности поведения сверстников, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых, следовательно, в большой степени зависит их положение в группе.

«Анализируя обоснования своих выборов детьми ряда дошкольных групп, мы обратили внимание на то, что в некоторых случаях одной из самых распространенных мотивировок была: «хорошо кушает». Специальные наблюдения показали, что в этих группах воспитатели уделили данному «виду деятельности» очень большое внимание и часто его оценивали. Установив этот факт, мы разработали специальную программу для воспитателей других групп, в которой предусматривалась активизация их оценочных суждений именно во время приема пищи: воспитатели постоянно хвалили тех, кто быстро и аккуратно съедал свою порцию, и порицали нарушавших правила поведения за столом и не съедавших свою порцию.

Через неделю был проведен социометрический опрос по критерию «выбор товарища для совместной игры», в ходе которого у детей спрашивали о причинах выбора. Обнаружилось, что в экспериментальных группах по сравнению с контрольными и ранее изученными обоснование выбора различными аспектами поведения во время приема пищи увеличилось более чем в три раза. Опрос, проведенный через месяц после снятия оценочного акцентирования, показал, что число соответствующих мотивировок хотя и снизилось, но все же оставалось почти в два раза большим, чем в среднем по изученным группам» (по материалам Я. Л. Коломинского) .

Эффективность влияния взрослых на формирование самооценки дошкольника определяется в значительной степени уровнем их педагогического мастерства. Исследования психологов (Б.

Г. Ананьев, П. Р. Чамата, Н. Е. Анкудинова, В. А. Горбачева, А. И. Сильвестру и др.) показывают, что относительная верность оценки себя и сверстников определяется направлением и стилем воспитательной работы, глубоким знанием педагогом как жизни группы, межличностных отношений в ней, так и индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Важную роль при этом играет владение навыками педагогического общения, умелое использование ориентирующих и стимулирующих (Б.

Г. Ананьев) функций педагогической оценки. Положительные результаты в формировании самооценки неуверенных в себе дошкольников достигаются, когда воспитатели идут путем развития возможностей детей, создания для них ситуации успеха, не скупятся на похвалу, проявление эмоциональной поддержки их.

Это способствует укреплению уверенности детей в своих силах, самоуважению. В этом убеждают как передовой педагогический опыт, так и специально проведенные исследования.

Характерно, что работа воспитателей-мастеров по формированию самооценки в конкретных видах деятельности (игре, рисовании, чтении стихов и др.) тесно переплетается с работой по улучшению общего эмоционального самочувствия этих детей в группе, изменению их положения в системе личных отношений.

Работа в направлении изменения отношений со сверстниками является сложной, длительной, требует большого педагогического такта, гибкости, изобретательности, постепенности. Значительных успехов добиваются педагоги-мастера, когда работу по формированию самооценки осуществляют в разные режимные моменты и в разных видах деятельности. Правильная организация воспитательно-образовательной работы, умелое использование «ориентирующих» и «стимулирующих» функций педагогической оценки способствуют формированию самооценки дошкольников в педагогически целесообразном направлении и одновременно создают благоприятные условия для развития личности, способностей, умений дошкольника.

Итак, становление самосознания, без которого невозможно формирование личности,— сложный и длительный процесс, характеризующий психическое развитие в целом. Оно протекает под непосредственным воздействием со стороны окружающих, в первую очередь взрослых, воспитывающих ребенка. Без знания особенностей самосознания детей трудно верно реагировать на их поступки, выбрать соответствующее порицание или поощрение, целенаправленно руководить воспитанием.

Источник: «Детская психология» Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько

При использовании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок слева сайта.

Похожие материалы

Другие статьи по теме:

Анатомо-физиологические особенности развития детей старшего возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №15 «Солнышко» Анатомо-физи.

Развитие осмысленного восприятия связной речи; Развитие диалогической связной речи; Развитие монологической состоит из этапов: обучение составлению рассказа-описания; обучение составлению рассказ.

Проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста как условие успешного перехода к обучению» ПРОЕКТ на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшег.

Особенности развития дошкольного возраста психология

Следующая Психологическая характеристика дошкольного возраста дошкольным возрастом считается период от 4 до 6-7 лет Основными особенностями этого возраста является то, что складывается новая соци.

Консультация «Формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста» Самооценка ребёнка дошкольного возраста Отношение человека к самому себе является одним из базовых свойств личности. В с.

Развитие самооценки в дошкольном возрасте

Формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста Значительное число работ в психологии посвящено развитию самооценки у человека. Самооценка может быть адекватной и неадекватной. Неад.

Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей.

«Психология формирования особенностей развития, творческих способностей у детей дошкольного возраста» Гениями не рождаются — ими становятся. Сложно представить себе ситуацию, при которой ребенок.

Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста Воспитание личности, обладающей богатым творческим потенциалом, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющей справляться с в.

Организация образовательного процесса при реализации образовательной области «Познавательное развитие» Схема развития любого вида деятельности: сначала она осуществляется в совместной деятельност.

Опыт работы «ИКТ как интерактивное средство познавательного развития детей дошкольного возраста» Слайд 1 (фото) Слайд 2 (грамоты) Воспитатель — это человек, который каждый день помогает маленьком.

Презентация на тему: «Использование дидактических игр как фактор познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста» Использование дидактических игр как фактор познавательно-речевого разв.

Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста Особый период в развитии ребенка – это дошкольное детство. В этот период, дети не всегда могут понять чувства других, не осознают свое на.

Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте

Компоненты трудовой деятельности Трудовая деятельность — это целостный процесс, состоящий из определенных компонентов. О становлении трудовой деятельности у детей дошкольного возраста можно судит.