Меню

Роль загадки в развитии старшего дошкольника

Роль загадки в развитии дошкольника.

Автор статьи: Приорова Н.А., Воспитатель ГДОУ N6 Василеостровского района, Санкт-Петербург.

Введение

Введение новых технологий при обучении дошкольников продиктовано изменением современной педагогической ситуации, характеризующейся гуманизацией педагогического процесса, обращением к личности ребенка, отходом от информативно-рецептурного обучения, основанного на повторении, подражании и прослушивании, в процессе которого у ребенка в значительной мере утрачивается его врожденное исследовательское поведение, теряется способность самостоятельно мыслить, самостоятельно познавать окружающий мир. Еще Ж. Пиаже постоянно подчеркивал, что часто, обучая детей конкретным навыкам, мы лишаем их шанса сделать собственное открытие.
Перед современными педагогами ставится главная задача — воспитание творческой личности, а творчество, не приходит просто так, творчеству надо учиться. В.А. Сухомлинский призывал не упустить тот счастливый период: «…добраться в каждом человеке до той жилки, с которой начинается неповторимый талант». И здесь, как одно из эффективных средств развития мыслительной деятельности и речи ребенка выступает загадка.

Значение загадки в работе с детьми дошкольного возраста

Методологическими основами теории развития речи дошкольников и общетеоретическими вопросами занимались такие ученые, как: К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, М.М. Алексеева, Д.Б. Эльконин, А.Н. Гвоздева, Л.С. Выготский и др. В своих работах, они поднимали проблему развития познавательного интереса дошкольника к получению новых знаний, искали пути не простой передачи ребенку уже готовых знаний, а создание таких ситуаций, методов и приемов, которые помогут ребенку самостоятельно добывать знания, открывать новое в уже знакомом и получать радость от своей исследовательской деятельности.
Одним из средств, всестороннего развития ребенка, можно назвать обыкновенные загадки. Они становятся таковыми, когда предстают перед детьми не просто как забава, а как веселое, но вполне серьезное занятие. К.Д. Ушинский писал, что загадка доставляет уму ребенка полезное упражнение, а для воспитателя дает возможность сделать занятие занимательным, интересным, а что может быть интереснее, чем самому найти ответ-отгадку или придумать новую, свою собственную?
Загадки учат детей умению наблюдать, подмечая что-то особенное, умению увидеть сущность предмета, его назначение. Загадка всегда заключает в себе вопрос, требующий мыслительной деятельности, сосредоточенности, работы воображения и конечно дает ребенку новые знания об окружающем мире. Это знания о новых предметах, о природе и ее явлениях, о животных и их повадках, об отношения между людьми. Загадки в концентрированной, символической форме, доступной детям, отражают детский опыт познания действительности.
Особое значение имеет загадка для развития речи дошкольника. Интенсивно идущее именно в дошкольном возрасте усвоение родного языка, заключающееся в усвоении всей его морфологической системы, связанное с чрезвычайной активностью ребенка по отношению к языку, выражающееся в, частности, в многообразных словообразованиях и словоизменениях, совершаемых ребенком по аналогии с уже усвоенными формами. К.И. Чуковский подчеркивал, что именно период от двух до пяти лет ребенок обладает необычайным чутьем языка, что ведет за собой активное его усвоение.
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа, употребление различных средств выразительности (приема олицетворения, различных определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Загадка, возбуждая мыслительную активность ребенка, всегда ставит его на путь решения определенной проблемы. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Загадка учит четко выделять наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей поэтический взгляд на действительность.
Ю.Г. Илларионова считает, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков доказательной и описательной речи. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь – доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции.
Чтобы вызвать у детей интерес и потребность в доказательстве, Ю.Г. Илларионова рекомендует при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна. Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений. Заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными.
Систематическая работа по развитию у детей навыков доказательной речи при объяснении загадок, развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки. Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций.
В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на ее построение. Рекомендуется иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же. Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся литературные произведения, иллюстрации, картины.

Загадка – малый жанр фольклора

Знакомство ребенка с произведениями художественной литературы начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, загадок, сказок и т.д. Непременный юмор, образность языка, моральная направленность – особенность этих фольклорных произведений- миниатюр. Народ – непревзойденный учитель речи. Ни в каких других произведениях, кроме народных, не найти такого идеального сочетания труднопроизносимых звуков, такого продуманного по звучанию расположению слов. А доброжелательный народный юмор – лучшее средство против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.
Развитием речи дошкольников малыми фольклорными жанрами занимались такие ученые как: Ю.Г. Илларионова, Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохима, А.М. Бородич, А.П. Усова, А.Я. Мацкевич и др. В своих работах они не обошли стороной загадку, как одно из древнейших жанров народного творчества, с которым ребенок встречается еще в раннем детстве. Известный фольклорист В.И. Чичерова дала такое определение загадке, «загадка – это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса ».
Загадка один из любимых жанров народного творчества детей всего мира. Особенно детей привлекает в загадках, своеобразная художественная форма загадки, ее веселый нрав, возможность пофантазировать, самому придумать ответ. Загадка это всегда своего рода игра — тестирование. Часто в русских сказках можно встретить три загадки – отгадаешь и царевну в жены полцарства, а не отгадаешь, – не сносить головы. Отгадать загадку, значит найти решение, произвести сложную мыслительную операцию, которая посильна только смекалистому главному герою. Смекалка – это умение решить поставленную задачу, основанное на анализе и синтезе, объединенных воедино, плюс знания об окружающей действительности. Загадка заставляет ребенка выстраивать логическую цепочку рассуждений, то есть играючи учит решению логических задач и знакомит с родным языком.
Логические загадки могут быть построены различными способами. Чаще они строятся на перечислении признаков предметов или явлений.

Крыластый,
Горластый-
Красные ласты.
Могут быть указаны последовательные действия предмета.
Скачет зверушка –
Не рот, а ловушка,
Попадут в ловушку
И комар и мушка.
Такое перечисление создает картину видимости предмета.

Иногда характеристика предмета дается кратко, с одной, двух сторон и, отгадав ее по одному или двум признакам, ребенок должен восстановить целостный образ.
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.

Есть загадки, построенные на основе отрицательного сравнения, их разгадка – от противоположного.
С ножками, но не хожу,
Со спинкой, но не лежу,
Садитесь вы – я не сижу.

Самый обширный вид загадок – загадки-метафоры. В загадке мы видим предельно малое литературное произведение, композиционное построение которого может быть самое разнообразное. Оно может строиться на вариациях простых и вопросительных предложений. Иногда загадка представлена в форме диалога или монолога, но может состоять и из одного вопросительного предложения.
Что можно увидеть с закрытыми глазами?

Часто встречаются загадки с несколькими повествовательными предложениями и одним вопросительным.
Что за зверь:
живет всех выше,
не рычит, не кусается,
ни на кого не бросается?

Как в любом художественном произведении, в загадке сочетаются различные изобразительные средства. Загадки могут строиться как ритмически организованная, рифмующая речь. Формы ритмического строя загадки разнообразны. Народные загадки обычно не имеют единого чередования ударных и безударных слогов. Даже в одной загадке ритм может меняться.
Стоит столбом.
горит огнем,
ни жару, ни пару, ни углей.

Иногда в загадках наблюдается единая ритмическая организация, наиболее распространенная в народной поэзии – хорей – двусложная стопа с ударением на первый слог.
Иду, иду.
Конца не найду.

Изменение ритма в загадках несет на себе изобразительно-выразительная форма, в результате чего загадка отличается необыкновенной живостью восприятия.
Литературные загадки обычно имеют вид четверостишия, организованного по правилам литературного стихотворения, что является показателем ее литературного происхождения.
Надо мною, над тобою
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес,
Прохудился и исчез.
(Л. Ульяницкая)

Рифма в загадках может играть и дополнительную роль, помогая быстрее найти разгадку.
Среди жирных голубей
Прыгал тощий …

Я сегодня утром рано
Умывался из-под …

Также большое значение для отгадывания загадок имеет многообразная звукопись. Создание звуковой картины, как бы вырисовывает образ, создает рисунок слова – слушай внимательно и отгадка сама возникнет из звуков.
Он упрямый и пузатый,
Больно бьют его ребята.
Отчего беднягу бьют –
оттого, что он надут.

Звукопись имеет место и в тех случаях, когда с каким-либо словом рифмуется отгадка.
Какой это мастер
На стекла нанес
И листья и травы,
И заросли роз?
(Е. Благинина)

Композиционные и языковые особенности загадки делают ее выразительной, а логическую задачу – занимательной, т.е. можно сделать вывод, что загадка – это логическая задача, предложенная в художественной форме. Систематическая же работа с детьми по русским загадкам дает возможность детям не только понимать выражения народной мудрости, но и на их основе делать логические выводы.

Принципы отбора загадок для дошкольников

При отборе воспитателем загадок для работы с детьми необходимо, прежде всего, определить доступность их содержания, учесть опыт ребенка, психологические особенности возраста. Также большое значение имеет сложность художественного образа выбранной загадки, точность и полнота характеристики.
Например, учеными было установлено, что младшим дошкольникам значительно труднее отгадывать метафорические загадки, нежели описательные. Младшие дошкольники не понимают образного строя языка загадок и не адекватно интерпретируют метафоры.
Интересно, что в рассказе, сказке, стихотворении дети значительно легче воспринимают метафору, чем в загадке. Н. Гавриш объясняет это тем, что в художественном тексте описывается реальная ситуация, а загадка – иносказание. Таким образом, усвоение образного строя языка, осознания переносного значения слов и словосочетаний возможно лишь на определенном уровне развития абстрактного и образного мышления, поэтому для младшего возраста должны быть подобраны загадки основанные на жизненном опыте детей. Лаконизм и яркость характеристики, точность языка и конкретность образа – вот основные критерии при отборе загадок для малышей.
Например, малышам хорошо преложить загадки на хорошо знакомую тему, т.е. на ту, где у них уже накопился достаточный словарь, и дети могут свободно высказывать свои предположения.
Что за обедом всего нужнее?

Также для младших дошкольников интересны загадки – продолжения с подробным описанием предмета, которые для старшего возраста слишком просты.
Сама я ледяная.
Моя юбка – кружевная.
Я кружусь как балеринка.
Угадали? Я …

В огороде пусто,
Если нет …
Хороши для младших дошкольников и загадки про зверей с ярко выраженными и хорошо известными детям признаками.
Косой бес
поскакал в лес.

Вьется веревка,
на конце головка.

Детям же старшего дошкольного возраста, учитывая достаточный жизненный опыт, развитую наблюдательность, способность к рассуждению необходимо предлагать ребенку загадки, требующие глубокого мыслительного процесса и применения своих знаний.
Загадки о явлениях природы, о необыкновенных свойствах, которые мы не замечаем в обыденной жизни, но для детей это целое открытие.
Есть невидимка:
в дом не просится,
а прежде людей
бежит торопится.

Для старших дошкольников особо хороши загадки с возможными несколькими правильными ответами, где в дискуссии может развиваться доказательная речь.
Брат с братом
сидит всю жизнь рядом,
видят белый свет,
а друг — друга нет.

В брюхе баня,
в носу решето,
пупок на голове,
рука на спине.

Живой мертвого бьет.
Мертвый во всю мочь орет.

Загадка для старших детей может быть использована и как часть занятия и как целое занятие. Например, загадки, дающие представление о многозначном значении какого-нибудь слова, несут столько информации, что ее обыгрывание займет все занятие.
Отгадай, какое слово есть у каждого портного?
Это слово вместо шубы ежик носит на спине.
Это слово вместе с елкой в Новый год придет ко мне.

Читайте так же:  Организация продуктивной деятельности детей дошкольного возраста

Такие загадки непременно найдут свое продолжение в изобразительной деятельности детей.
В работе с загадками не настолько важно как быстро ее дети отгадают, главное – заинтересовать детей, вовлечь их в процессе сравнения, сопоставления, обсуждения и поиска отгадки. Расспросы, споры, предположения – это и есть развитие речи, творческого воображения, образного мышления.

Методика работы с загадками

Обучение детей отгадыванию загадок требует большого терпения и подготовительной работы. Обучение отгадывать загадки начинается не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в разнообразных связях и зависимостях, в красках, звуках движении и изменении.
Развитие всех психических процессов дошкольника является основой при отгадывании загадки, а предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых пойдет речь, является главным условием, обеспечивающим понимание и правильное отгадывание загадки.
Необходимы также знания, специально подводящие детей к отгадыванию. Для этого необходимо организовывать наблюдения детей за повадками животных, за трудом взрослых, за изменениями природы, за обыденной жизнью… Большое значение для закрепления полученного опыта играют дидактические игры и игровые занятия.
И конечно помимо фактических знаний детям необходимо знание языка. Каждое действие, признак предмета, предмет и любое явление имеют языковое обозначение. Для их освоения необходимо всевозможное побуждение ребенка к высказываниям – на прогулке, в группе, дома.
Учитывая особенности загадки как логической задачи Ю.Г. Илларионова, советует соблюдать последовательность тех мыслительных действий, которые совершаются при отгадывании:
выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т.е. произвести анализ;
сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные между ними связи, т.е. произвести синтез;
на основе соотнесенных признаков и выявленных связей сделать вывод, т.е. отгадать загадку.
Воспитателю также необходимо знать основные ошибки детей при отгадывании загадок.

  • Дети торопятся с ответом, не дослушивают до конца, не запоминают всех подробностей. У младших дошкольников внимание часто внимание привлекает какой-нибудь яркий объект, уже хорошо знакомый и рвется нить внимания.
  • Дети выделяют сразу несколько второстепенных объектов, но пропускают главный признак.
  • Дети осознанно пропускают один из названных в загадке признаков, заменяя его своим, как им кажется, верным и как бы подстраиваются под отгадку, искажая ее.

Поэтому порядок выполнения мыслительных операций, при работе с загадкой, необходимо соблюдать в строгой последовательности:

  • установить, в общем виде, что нужно искать;
  • установить, где нужно искать;
  • выявить все оставшиеся признаки;
  • выдвинуть предположение-отгадку;
  • объединить установленные признаки;
  • сделать итоговый вывод.

Для всестороннего развития детей при отгадывании загадок необходимо приучать детей не просто отгадывать загадку, но обязательно доказывать, что отгадка правильна. Для этого следует вызывать у детей интерес к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов и доводов. Ю.Г. Илларионова рекомендует организовать соревнование: «Кто правильнее докажет?», «Кто полнее и точнее докажет?», «Кто интереснее докажет?»
Загадывая детям загадки, лучше придерживаться тематического плана, повторять загадки по несколько раз, чтобы дети их лучше запоминали и выделили признаки. Предлагать ребятам план доказательства путем последовательной постановки вопроса в соответствии со структурой загадки. Например: «У кого мордочка усатая и шубка полосатая? Кто часто умывается, но без воды? Кто ловит мышек и любит рыбкой полакомиться? Про кого эта загадка?»
Если ребенок пропускал в своем доказательстве какой-либо признак или связь, можно задавать вопросы дискуссионного характера, раскрывающие односторонность его отгадки. Например, отгадывая загадку:
Хвост пушистою дугой,
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать.

Строит он свой дом в дупле.
Чтоб зимою жить в тепле.

Если ребенок доказывает, опираясь на один признак: «Это белка, потому что живет в дупле». Мы показываем несостоятельность доказательства: «Разве только белки живут в дупле? Ведь в дупле еще живут и птицы и пчелы». Тогда ребенок обращал внимание и на другие признаки (хвост пушистою дугой, острозубый, темноглазый), что делает ответ более доказательным.
Чтобы менялись содержание и способы доказательства, Ю.Г. Илларионова рекомендует предлагать разные загадки об одном и том же предмете, явлении. Это активизирует словарь детей, показывает, как они понимают переносный смысл слов, образных выражений, какими способами доказывают, подтверждают отгадку. Обучая детей сравнивать загадки об одном и том же предмете или явлении, можно опираться на систему Е. Кудрявцевой, которая более детально рассмотрела данный аспект и предложила использовать дидактические игры. Она также считает необходимым учить детей осознанно выделять и запоминать различные признаки загаданного. Если нет полного и правильного анализа материала загадок, то будет затруднено или станет невозможным их отгадывание и сравнение.
Для отгадывания загадок с отрицательными сравнениями целесообразно научить дошкольников применять прием перегруппировки признаков. Ребенок должен уметь, считает Е. Кудрявцева, выделять группу признаков, имеющихся у загаданного предмета или явления. Так, загадка: «Жидко, а не вода, бело, а не снег» после перегруппировки признаков будет иметь следующий вид: жидко, бело; не вода, не снег.
Сознательное отношение детей к отгадыванию загадок, к подбору доказательств развивает самостоятельность и оригинальность мышления. Это бывает особенно при разгадывании и объяснении тех загадок, содержание которых можно трактовать по-разному. В таких случаях Ю.Г. Илларионова рекомендует не добиваться от детей традиционной отгадки, а, видя правильный ход их рассуждений, подчеркнуть возможность разных ответов и поощрить их.
Для развития у детей навыков описательной речи Ю.Г. Илларионова предлагает проводить анализ языка загадки. После того как дети отгадают загадку, мы спрашивали: «Нравится ли загадка? Что в ней особенно понравилось и запомнилось? Что в ней непонятно и трудно? Какие слова и выражения кажутся непонятными? Похоже ли, удачно ли обрисован предмет в загадке? Какими словами обрисован? Какие слова передают движения, звуки, запахи, цвет?» А также выясняли, как понимают дети то или иное выражение, оборот, с чем сравнивается предмет и т.д.
Структура загадки требует специфических языковых средств, поэтому мы обращали внимание и на построение загадки: «Какими словами начинается загадка? Как кончается? О чем в ней спрашивается?» Подобные вопросы развивают у детей чуткость к языку, помогают замечать выразительные средства в загадках, развивают речь ребенка. Важно, чтобы дети не только запоминали образные выражения загадки, но и сами создавали словесный образ предметов, то есть пытались находить и свои варианты описаний. Таким образом, анализ загадки помогает не только лучше понимать и быстрее отгадывать ее, но и приучает детей внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запомнить их, употреблять в своей речи и самим создавать точный, яркий образ.
Ю.Г. Илларионова рекомендует использовать загадки как средство проверки и закрепления знаний в занимательной форме. Тогда их уместно применять во время детской деятельности. Так, чтобы сделать обычный процесс умывания для детей привлекательным, мы загадывали загадки о предметах туалета, затем спрашивали: «О чем загадка? Что надо сделать, чтобы умыться?» Дети выполняли действия, указанные в загадке. Собираясь на прогулку, мы загадывали детям загадки об игрушках и предметах, которые предполагается взять с собой. Дети должны доказать, что именно об этих предметах говорится в загадке, которые они принесли.
Методисты предлагают использовать загадки не только в начале и в процессе деятельности, но и в ее завершении. Например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различие между ними, дети приходят к выводам и выражают их словом. Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогает конкретизировать представления детей о характерных свойствах предмета или явления. Таким образом, загадки помогают детям понять, как, емко и красочно, по-разному используя языковые средства, как можно сказать по-разному об одном и том же.
Учитывая, что мышление дошкольника в основном наглядно-образное и активные действия ребенка на занятии являются неотъемлемой его частью, особое место в работе с детьми играет наглядный материал, который может быть представлен в разных видах: плакаты, фото, предметы ИЗО, игрушки, натуральные материалы и т.д. С их помощью воспитатель решает проблему обогащения ребенка знаниями об окружающей действительности, дает сенсорное развитие и поднимает эмоциональный настрой занятия. Например, при проведении беседы с детьми о како либо явлении или природе, наглядное пособие делает образ предмета, богаче, красочнее, жизненнее. Например, занятие – знакомство с весенними растениями.
Он и мачеха и мать,
Как цветочек этот звать?

В белой шубке стоит дед,
Если дунешь – шапки нет!

Возможность потрогать листочек мать-мачехи, сдуть беленькую шапочку одуванчика — обогатит детей незабываемыми впечатлениями, даст знания, которые с легкостью усвоятся. Конфуций говорил:
«Что я слышу – я забываю,
Что я вижу — я помню,
Что я делаю — я понимаю ».

Увиденная отгадка лучше запомнится ребенку во всех ее подробностях, если ребенок будет ее рассматривать в момент наибольшей заинтересованности, выискивая те, признаки, по которым он узнал предмет.
Наглядный материал также помогает ребенку лучше освоить игровое действие.
Например, игра «Хорошо — плохо», в которой ребенок знакомится с тем, что любой предмет, явление, система – это набор противоречивых свойств, которые находятся в определенных взаимосвязях, учат видеть, формулировать и разрешать противоречия на элементарном уровне. Ребенку предлагается выбрать хорошо знакомый предмет и выбрать негативные и позитивные его стороны. Воспитатель вывешивает, например, фотографию кошки, раздает кусочки меха, вывешивает фото крысы, показывает фото маленьких котят, фотографии врача и лекарств от аллергии, фото коврика с отпечатками грязных лапок и просит сказать детей, что хорошего и что плохого может быть от кошки. Сам вид кошки, навивает воспоминания, забытые чувства, стимулирует разговор. На начальном этапе знакомства с игрой, без таких наглядных пособий освоение игры просто невозможно.

Материал на тему:
Самообразование воспитателя по теме «Роль загадки в воспитании дошкольника»

Планирование целей и задач, мероприятий и предполагаемых результатов

Предварительный просмотр:

Самообразование на 2012-2013 учебный год

воспитателя МКДОУ «Краснянский детский сад» Журбиной Е. Н.

по теме «Роль загадки в воспитании дошкольника»

Цель: выяснить, какую роль играют загадки в воспитании дошкольника, объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора.

Человек начал придумывать загадки в глубокой древности. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно и образно, помогала совершенствовать человеческую мысль. В настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей, в организации их досуга.

Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и др.

Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки возможно формирование любви к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову. С помощью загадки можно приобщить детей к народному складу мышления, что послужит эффективным средством патриотического воспитания.

Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир. Также отгадывание загадок способствует развитию наблюдательности детей, закреплению знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями. Отгадыванием загадок мы оттачиваем и дисциплинируем ум детей, приучаем их к четкой логике, к рассуждению, доказательству, обобщению, формируем умение самостоятельно делать выводы. Мы видим, как загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений. Загадка ставит перед ребенком вопросы: что? Откуда? Что из чего делается? Что чему служит? Она ставит перед ребенком предмет то одной, то другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение.

План работы на год

Изучение методической литературы

Ю. Г. Иларионова «Учите детей отгадывать загадки»,

В. П. Аникин «Русские народные пословицы, загадки, детский фольклор»

Е. Кудрявцева «Использование загадок в дидактической игре»

М. Хмелюк «Использование загадок в работе с детьми» — дошкольное воспитание, 1993 №7.

Работа с детьми

Загадки об овощах и фруктах.

Дидактическая игра «Отгадай загадку и объясни отгадку».

Загадки о животных.

Вечер развлечений «Загадки лесовичка».

Загадки о растениях.

Выставка работ детского творчества.

Загадки об игрушках, сказочных героях.

Конкурс загадок «В гостях у Угадайки».

Загадки о природе, природных явлениях.

Составление альбома загадок «Природа вокруг нас».

Придумывание загадок детьми.

Коллективное оформление книги «Загадки».

Загадки о транспорте.

Дидактическая игра «Отгадай загадку и объясни отгадку».

Непосредственно образовательная деятельность на тему: «Отгадай загадку».

Программное содержание: развивать ассоциативное мышление, любознательность, наблюдательность и воображение. Обратить внимание детей на художественно-выразительные средства загадок. Учить рассматривать иллюстрации к загадкам. Развивать самостоятельность и творчество в процессе изображения различных предметов и явлений окружающего мира.

Выставка рисунков – работ воспитанников с изображением отгадок к народным загадкам.

Работа с семьёй

Консультация для родителей «Загадка и её роль в воспитании ребёнка».

Читайте так же:  Почему краснеет манту у детей

Папка — передвижка «Загадки из детства».

Семейный конкурс «Вечер загадок».

Придумывание загадок детьми и их родителями.

Конкурс на лучшую загадку, придуманную родителями совместно с детьми.

Открытый просмотр родителями непосредственно образовательной деятельности.

Выступление на семинаре «Влияние загадок на развитие и воспитание детей»

Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.

Отчёт по самообразованию

воспитателя МКДОУ «Краснянский детский сад» Журбиной Е. Н.

по теме «Роль загадки в воспитании дошкольника»

В течение 2012-2013 учебного года я работала над темой самообразования «Роль загадки в воспитании дошкольника».

Актуальность этой темы заключается в следующем:

Загадки – неотъемлемая часть детства. Любой из нас помнит и лампочку — “грушу, которую нельзя скушать”, и ножницы, у которых “два конца, два кольца, посередине гвоздик”.

На первый взгляд может показаться, что разгадывание загадок – всего лишь забава, не больше того. Но это далеко от истины. Любая загадка, а народная в особенности – это маленькое произведение искусства. Загадка умна, поэтична, часто несет в себе нравственную идею. Следовательно, она развивает не только ум ребенка, но и оказывает влияние на нравственное и эстетическое воспитание малыша. Загадка учит ребенка думать и анализировать. Существуют загадки практически о любом предмете и явлении. А это значит, что поиски ответов расширяют знания малыша об окружающем мире. Но самое ценное то, что эти знания приобретаются не пассивно, а в процессе активной мыслительной деятельности. Благодаря всевозможным эпитетам, которыми изобилуют загадки, малыш учится понимать красоту родного языка, слышит, сколько разнообразных удивительных сравнений можно придумать для самых обычных предметов. Это помогает обогатить речь ребенка, увеличивает словарный запас. Они развивают чувство юмора. А еще дети любят не только отгадывать загадки, но и загадывать их маме, папе, бабушке или своим приятелям. А ведь запомнить нужно не только саму загадку, а и ответ. Значит, загадки развивают детскую память. Причем делают это ненавязчиво и весело.

Цель моей работы , выяснить педагогические возможности загадки в воспитании и развитии детей старшего возраста, объединить усилия педагога и родителей по воспитанию детей с помощью загадки.

Для изучения темы составила перспективный план работы по этой теме на год по месяцам, разработала конспекты занятий и мероприятий.

Подобрала и изучила методическую литературу :

Ю. Г. Иларионова «Учите детей отгадывать загадки»,

В. П. Аникин «Русские народные пословицы, загадки, детский фольклор»

Е. Кудрявцева «Использование загадок в дидактической игре»

М. Хмелюк «Использование загадок в работе с детьми» — дошкольное воспитание, 1993 №7.

Также было изучено много статей и опыта коллег на страницах интернета, на педагогических сайтах.

В группе создана предметно-развивающая среда соответственно теме самообразования: оформлены альбомы «Отгадай-ка», есть книги-раскраски «Отгадай и раскрась», использовали вырезки из детских журналов «Непоседа», «Мурзилка», много книг, энциклопедий на тему «Какой? Какая? Какое?», где можно найти ответы на загадки.

В течение года с детьми был проведён проект «У леса загадок немало». Целью этого проекта было развитие логического мышления, отгадывание загадок, умение находить ответ основываясь на опыте детей. К проекту были привлечены родители, которые принимали участие в заключительном мероприятии — интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?». Результатом проекта было пополнение знаний о лесе, умение разгадывать загадки, повышение интеллекта, развитие логического мышления. Выступление на семинаре «Влияние загадок на развитие и воспитание детей»

Была проведена работа с родителями: оформлена папка-раскладушка «Что такое загадка?», консультация «Учите детей отгадывать загадки».

Родители принимали участие в составлении и придумывании загадок, выполняя «домашнее задание» с детьми.

Дети в течении года придумывали загадки и рисовали к ним отгадки, лепили отгадки, делали аппликации, на темы: «Что это? Кто это? Когда это бывает? Во что я играю? Что здесь растёт? Кто здесь живёт? Знаешь ли ты предметы? И много других тем. Была организована выставка работ детского творчества «Отгадай наши загадки»

Играли в дидактические игры «Что где растёт?», «Угадай цветок» «Времена года», Угадай что это?»

С помощью непосредственной образовательной деятельности «В гости в деревню» — дети научились разгадывать загадки о животных и придумывать их.

Провели вечера развлечений «Лес» развивать навыки речи-описания, «Кузовок старичка Лесовичка», Спортивная олимпиада «Спортивные загадки».

Как результат всей нашей деятельности совместно с детьми оформлена книга загадок «Угадай-ка!»

Запланированные мероприятия с детьми проведены и имеют хороший результат.

Таким образом, в течение года я изучила и внедрила в свою практику с детьми все педагогические возможности загадки, которые заключаются в следующем:

Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость от процесса и результата этого своеобразного состязания. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике, к рассуждению и доказательству. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы умозаключения.

Загадки полны познавательного смысла. Каждая тематическая группа загадок содержит широкий круг сведений об окружающем мире. Это даёт возможность использовать загадки для развития наблюдательности детей, закрепления знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями. «Почему дети так любят загадки?» Загадки в полной мере отражают детский опыт познаний действительности. Для ребёнка мир полон таинственных предметов, непонятных событий, непостижимых форм. Само присутствие ребёнка в мире – тайна, в которую ему ещё предстоит проникнуть, загадка, которую ещё надо отгадать с помощью вопросов, прямых и наводящих».

Загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений. Предметность, конкретность загадки, направленность её на детали жизни делают загадку отличным приёмом воздействия на детский ум. Загадка ставит перед ребёнком вопросы: что? Откуда? Что из чего делается? Что чему служит? Она ставит перед ребёнком то одной то другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение.

Так, в загадках о предметах домашнего обихода, об орудиях труда указывается на характерное во внешнем виде предмета: Два кольца, два конца, посредине гвоздь . И тот насквозь. (Ножницы); на то из чего сделан предмет: Поля стеклянные, межи деревянные (оконная рама); на назначение предмета: Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу, когда спать, когда вставать, когда работу начинать (часы ). Некоторые загадки показывают предмет в действии: кланяется, кланяется, придёт домой – растянется (топор).

Загадки о явлениях природы раскрывают привычные связи и зависимости, заставляют думать о них: Один льёт, другой пьёт, третий зеленеет да растёт, (дождь).

Некоторые загадки обращают внимание на повадки животных: Зимой спит. Летом ульи ворошит (медведь)

В загадках об овощах, о фруктах, ягодах, растениях указывается на особенности внешнего вида — форму, цвет: Круглое румяное, с дерева достану я (яблоко). Эй, звоночки, белый цвет, с язычком, а звону нет.

Любая картина природы в загадках выразительна и ощутима: Егор-Егорка упал в озерко, сам не потонул, и воды не всколыхнул, (месяц). Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает? Осенью. Красочно рисуя окружающий мир, загадки помогают ребёнку по – иному взглянуть на самую обыкновенную травинку, цветок, бабочку, потому что загадка даёт «картинное описание предмета» Стоят в поле сестрички: желтый глазок белые реснички — такими изображены в загадке полевые ромашки. Вызывает восхищение и чудо-радуга в загадке. Поднялись ворота — всему миру красота. Посреди поля — серебряные зёрна лежат, (капельки росинки). Такие загадки развивают у детей поэтическое восприятие родного края. Они привлекают сочными красками, радуют яркими образами, удивляют неожиданными сравнениями.

Значительна роль загадок в развитии у детей поэтического слуха. Наряду с песенками и потешками, загадки для ребёнка – это первые образцы народной поэзии. Они развивают чуткость к рифме, обогащают слух ребёнка разнообразными ритмами и мелодиями, подготавливают детей к более полному восприятию и пониманию поэтической основы произведений литературы.

Загадка, несмотря на миниатюрность жанра, обладает многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми. Обращаясь к ней, нужно уметь видеть её мудрую педагогическую глубину и эстетическую привлекательность.

В своей практике я убедилась, как с помощью загадок можно активизировать мышление и речь ребёнка, успешнее решать задачи его всестороннего, гармоничного развития, что очень важно для подготовки к школьному обучению.

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Публикации в журнале
  • Дошкольное образование. Разное
  • Роль загадки в воспитании и развитии детей дошкольного возраста

Роль загадки в воспитании и развитии детей дошкольного возраста

Роль загадки в воспитании и развитии детей дошкольного возраста

Важнейшим периодом в развитии речи ребенка является дошкольный возраст. Главным источником информации для детей является речь взрослого.
Однако взрослые – это не только родители. Работники учреждений дошкольного образования стоят на первом месте и являются самым ответственным звеном в общей системе образования, которое помогает дошкольникам овладеть родным языком.
Художественная литература и фольклор – важные средства развития речи. Кроме того, это средство эстетического и нравственного воспитания детей.
Малые фольклорные жанры обогащают образную сторону речи детей. Среди них пословицы, поговорки и загадки занимают особое место.
Одной из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений является загадка. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Загадка, несмотря на миниатюрность жанра, обладает многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми.
Загадки колоссально увеличивают продуктивность работы по ознакомлению детей с окружающим миром и развитию речи. Они широко применяются в наблюдениях, на занятиях, в трудовой, игровой деятельности и в быту.
Загадка в словаре Ушакова Д.Н. понимается как – иносказательное изображение, в короткой форме, предмета или явления, которые нужно угадать; выражение, требующее разгадки. То, что непонятно и требует разгадки или объяснения.
Загадка — это своего рода игра.
Огромной изобразительной силой обладает метафора. В метафоре одно явление полностью уподоблено другому, чем-то сходному с ним. Метафорой может быть одно слово или целая картина. Именно на метафорах строятся многие русские народные загадки: «Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. Собаки лают, а достать не могут (луна)». В каждой загадке образ, метафора исходят из сходства с действительными, реальными признаками, что и помогает отгадывать их.
Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т.е. совершить сложную логическую операцию.
Загадки побуждают ребенка к наблюдениям, размышлению, познанию. Разгадывание загадок требует активной работы мысли, поиска. Занимательная форма загадки делает обучение интересным и увлекательным, позволяет легко и непринужденно тренировать ребенка в использовании лексических и грамматических языковых средств.
По содержанию загадки должны соответствовать задачам всестороннего развития, содержать воспитательную идею, соответствовать возрастным и психологическим особенностям детей, быть доступными.
Загадка должна иметь полную и точную характеристику предмета или явления, описание типичных признаков. Она должна быть интересной, грамотной, образной, красочной, иметь игровой характер. Но и не должна быть слишком сложной – невозможность отгадать несколько загадок подряд может вызвать у ребенка неприятие загадок как таковых.
Существует несколько видов загадок:

  • загадки – сравнения, где загадываемый предмет сравнивается с другим предметом, или явлением, на которое он похож, или чем-то отличается;
  • загадки – описания, где описывается какой-либо предмет или явление;
  • комбинированные загадки – это соединение загадок– описания с загадками–сравнения;
  • сюжетные загадки — это загадки, сочиненные детьми с использованием логически-последовательного сюжета.

Примером загадок–сравнений являются:
Хозяина знает, с ним вместе гуляет. (Собака.)
Лает, кусает, в дом не пускает. (Собака.)

Обсудите отгаданное животное, пусть ребенок доказывает отгадку, говорит, является животное домашним или диким.
Тематика загадок может быть о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т.д. Такого рода загадки предлагаются детям младшего и среднего дошкольного возраста.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста предлагаются более сложные виды логических задач: сравнение, исключение, сопоставление. Это бывает особенно при разгадывании и объяснении тех загадок, содержание которых можно трактовать по-разному.
Например:
Держусь я только на ходу, а если встану – упаду. (Велосипед).
По дороге едут ноги и бегут два колеса. (Велосипед).
В таких случаях не рекомендуется добиваться от детей традиционной отгадки, а, видя правильный ход их рассуждений, подчеркнуть возможность разных ответов и поощрить их.
Для детей младшей группы характерно эмоциональное восприятие. В младшем возрасте активно развивается внимание, память становится наглядно-образной, формируется воображение. Благодаря этому на основе словесного описания дети могут создать образ предмета.
Тематика загадок ограничена небольшим жизненным опытом детей. Это загадки об игрушках, домашних животных, некоторые предметы домашнего обихода, продукты питания. Загадки могут и должны иметь подсказку. Загадки для детей младшей группы должны быть лаконичны, с яркими характеристиками, конкретными образами. У детей младшей группы еще мал жизненный опыт и не сформировано абстрактное мышление, поэтому часто воспитатель сам дает ответ на загадку. Желательно отгадку показать, используя рисунки, игрушки и т.п. и обязательно еще раз повторить текст загадки.
Голодная — мычит, сытая — жует,
Всем детям молоко дает. (Корова)
Зубов нет, а кусает. (Крапива)
Дети среднего дошкольного возраста умеют выделять в предметах различные качества и свойства (форму, цвет, величину, материал, вкус, запах, назначение и др.), сравнивать предметы между собой. Тематика загадок: домашние и дикие животные, предметы домашнего обихода, одежда, еда, явления природы, средства передвижения.
Загадки могут быть подробные, как рассказ о предмете. Можно подбирать загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами. Детям средней группы воспитатель иначе преподносит загадку. Он ее загадывает, помогает отгадать, и, вместе с детьми выясняет, что именно подсказало отгадку. Тексты загадок изучаются с детьми во вторую половину дня во время индивидуальной работы.
Скатерть белая весь мир накрыла. (Снег)
Колючий клубок прибежал в садок. (Еж)
Подобные образные средства понятны детям благодаря большому внешнему сходству.
Старшие дошкольники знакомятся с живой и неживой природой, наблюдают за животными, птицами, насекомыми, их поведением, образом жизни. Они следят за ростом и развитием растений, собирают плоды и семена, отмечают изменения погоды. У детей углубляются знания о труде людей, орудиях труда, о транспорте, технике и ее назначении.
Тематика загадок: животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, явления природы и их закономерности, предметы обихода, орудия труда, средства передвижения, связи, информации, спорт, человек, книга.
Характеристика предмета может быть короткой, но один из признаков должен быть характерным. Дети старшего дошкольного возраста не просто отгадывают загадку, а уже сами должны объяснить, почему именно такая отгадка.
Дети могут загадывать загадки друг другу. Целесообразно проводить «Вечера загадок», развлечения с элементами соревнования, литературные викторины. Детей учат составлять описания-загадки. Чтобы описание-загадку другие дети смогли отгадать, она должна быть образной, яркой, точной. А наличие у детей необходимых умений, знаний, навыков будет зависеть от работы воспитателя с малышами и его творческого подхода к работе с загадками.
Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)
Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)
Сам черный, и не ворон, есть рога, и не бык,
Шесть ног без копыт. (Рогатый жук)
Илларионова Ю.Г. в своей книге: «Учите детей отгадывать загадки» раскрывает цель, значение загадок и методику работы с загадками.
Цель использования загадок — научить детей видеть за образным описанием реальный предмет, его особенности, а не запоминать отгадки к загадке.
Значение загадок:

  • Загадки позволяют эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности.
  • Способствуют активному развитию образности речи, обогащают словарь углубляя и уточняя знания о предмете.
  • Помогают овладеть образностью слов.
  • Помогают усвоить знания о словообразовании, развивают поэтический слух и поэтическое восприятие окружающего мира.
Читайте так же:  Дошкольное воспитание совет педагогов

Рекомендации к подбору загадок:

  • Младший дошкольный возраст — загадки о предметах, с которыми дети чаще всего встречаются.
  • Использовать загадки, в которых имеются яркие внешние признаки. Но они не должны быть слишком подробные.
  • Средний дошкольный возраст — загадки с более широкой тематикой, характеристика предметов должна быть дана подробно, признаки предметов определены точно, четко. Загадки должны быть с прямым сравнением.
  • Старший дошкольный возраст — загадки разнообразной тематикой, характеристика предметов может быть краткой, но называется основной, существенный признак.

Рекомендации к использованию загадок:

  • загадыванию загадок должно предшествовать ознакомление с окружающим миром;
  • знакомство с образными средствами языка;
  • правильно подбирать загадки по возрасту детей, теме, содержанию, а затем загадки с метафорой;
  • обучение отгадыванию загадок должно осуществляться на наглядной основе с соотнесением словесного образа с натуральным образом с рассматриванием; должно сопровождаться рассуждениями и доказательствами, проводится в игровой форме.

Структура образовательной деятельности с детьми старшей группы по обучению их отгадыванию загадок:

  • I часть — вводная. Цель — подготовить детей к восприятию загадок. Приемы — рассмотрение предмета; вычленение лишь тех признаков, которые отражены в загадке; вопросы; использование элементов загадки для описания характерных особенностей предметов.
  • II часть — основная. Цель — чтение загадок, обучение способам отгадывания, развитие объяснительной речи. Приемы — чтение загадки два-три раза, постановка цели, объяснение способа отгадывания, образец отгадывания.
  • III часть — заключительная. Цель — обобщить полученные знания, вызвать желание загадывать загадки друг другу и составлять их самостоятельно. Приемы — обобщение, дидактическое упражнение, загадывание загадок.

Автор рекомендует иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же. Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся пословицы, поговорки, фразеологизмы и т.д.
Разнообразны цели использования загадок. Они либо вызывают интерес к предмету наблюдения или беседы, либо могут быть средством проверки и закрепления знаний в занимательной форме.
Загадки широко используют в образовательной и игровой деятельности. Использование загадок – один из важных приемов обучения.
Как правило, широко используются загадки в играх по развитию речи, во время наблюдений, экскурсий, бесед, рассматривания картин, чтения художественных произведений, описания предметов, во время дидактических игр.
Загадки используют как прием, который побуждает к усваиванию знаний, необходимых для наблюдений.
Наблюдения, систематически проводимые в природе и окружающей жизни, лежат в основе работы по обучению детей отгадыванию загадок. Так, наблюдая за деревьями, можно загадать загадки:
В одежде летом, зимой раздеты ( деревья)
Что летом и зимой в рубахе одной ( ель, сосна)
Нужны не только одноразовые наблюдения в естественных условиях, но и специально организованная система наблюдений, помогающая детям увидеть явления в разные периоды, в развитии. На основе обобщенных выводов по результатам длительных наблюдений построены загадки такого типа:
Ночью на небе один золотистый апельсин.
Миновали две недели, апельсина мы не ели,
Но осталась в небе только апельсиновая долька (луна, месяц).
В ряде случаев для постижения внутренней сущности явления требуется опытный путь, чтобы отгадать загадку:
В огне не горит, в воде не тонет (лед).
Надо провести опыты со льдом. Они станут ключом к отгадке.
Подавляющее большинство загадок построены на знании таких свойств предметов, которые дети постигают в процессе действия с ними. Играя с мячом, дети устанавливают, что, чем сильнее удар, тем выше подпрыгивает упругий мяч, что у волчка всего одна ножка, и он совсем не умеет на ней стоять, зато весело поет и пляшет, когда крутится. Выделение этих качеств поможет отгадать загадки о мяче, волчке.
Пляшет крошка, а всего одна ножка (волчок)
Упадет – поскачет, ударишь – не плачет (мяч).
Всестороннее обследование детьми предметов в процессе многократных действий с ними, наблюдение явлений в разных условиях обогащают опыт детей, дают фактические знания о мире. Загадка служит при этом художественным завершением и обобщением процесса наблюдения, рассматривания, сравнения.
Используются загадки и во время режимных процессов — в раздевалке, в ванной, спальне. В спальной комнате, когда дети готовятся ко сну, или одеваются после сна, можно использовать упоминание о постели:
Не зверь, а с ногами, не птица, а с перьями,
Не человек, а в одежде. (Кровать с подушкой и одеялом)
Широко можно использовать загадки в беседах, на занятиях по рассматриванию картин, предметов. В беседе с детьми об орудиях труда и механизмах, облегчающих домашний труд, также можно использовать загадки. Сначала дети рассказывают, какую работу дома выполняют взрослые и сами дети, какими орудиями труда пользуются. Затем проводится игра с загадками: «Что нам нужно для работы?» Дети отгадывают загадки и определяют, для какого вида труда необходимы эти предметы.
Можно провести игру, построенную на загадках: «Едем, плаваем, летаем» (о видах транспорта). Воспитатель предлагает отгадать загадки о разных видах транспорта. В случае правильного ответа ребенок берет картинку и ставит ее рядом с изображением, обозначающим среду передвижения указанного транспорта (дорога, вода, небо). Дети в ходе игры классифицируют транспорт на наземный, водный, воздушный.
Загадки активно используются также в изобразительной деятельности. Очень часто образовательная деятельность по рисованию, лепке овощей, фруктов, игрушек начинаются с загадок. Это повышает интерес к деятельности, упражняет детей в речевых навыках.
Увлекательность и необычность придают загадки вечерам – развлечениям: «В гостях у Лесовичка», «Загадки сказочных героев»», «Во саду ли, в огороде». Эти праздники полны загадок, сопровождаются песнями, играми, танцами, появлением сказочных персонажей.
Разгадывание загадок можно использовать и в театрализованной деятельности (игры – драматизации, концерты, праздники), где у детей закрепляется умение рассказывать, активизируется словарь, вырабатывается выразительность и четкость речи.
Загадки можно использовать не только в начале и в процессе деятельности, но и в ее завершении. Например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различие между ними, дети приходят к выводам и выражают их словом. Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогает конкретизировать представления детей о характерных свойствах предмета или явления. Таким образом, загадки помогают детям понять, как емко и красочно, по-разному используя языковые средства, можно сказать об одном и том же.
В старшем дошкольном возрасте проводятся специальные игры на загадывание и отгадывание загадок. Их может быть несколько видов, различных по своей структуре, чаще всего такие игры проводятся в виде дидактических игр: «Назови цветок», «Кто здесь живет?», «Магазин», «Соберем посылку», «Отгадай».
Например, игра «Подбери отгадку». На больших карточках написаны загадки о времени, а на небольших полосках бумаги — отгадки. Это может быть оформлено в рисунках. Дети читают (или спрашивает воспитатель) и подбирают для загадки отгадку.
С целью научить детей самостоятельно составлять загадки проводится игра «Отгадай». Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением хорошо знакомых предметов. Ребенок берет картинку, не показывая и не называя ее, описывает характерные признаки предмета. Все дети должны отгадать предмет по описанию.
Загадки широко используются как исходный подсобный материал для логических упражнений на обобщение, сравнение, группировку. В словаре дошкольника слова, обозначающие родовые понятия (грибы, цветы, посуда, мебель, т. д.) и видовые (мухомор, мак, чашка, стол) существуют как бы параллельно. Ребенок не видит между ними связи, так как не может делать простейшие обобщения. Логические упражнения помогают усваивать не только слово и понятия, но и помогают систематизировать словарный материал.
Например, загадываются загадки об овощах: о луке, моркови, капусте, т. д. Потом задается вопрос: «Как назвать предметы одним словом? (овощи)
На материале загадок о животных и насекомых можно проводить упражнение на группировку: отгадав загадки, дети должны назвать отдельно животных и отдельно насекомых.
Упражнения типа «Кто лишний и почему?» также помогают в классификации предметов. Дети отгадывают 3 – 4 загадки: одну о животных, остальные о птицах.

  1. «В воде купался, а сух остался» (гусь).
  2. «Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник» (дятел)
  3. «Всех перелетных птиц черней, он чистит пашню от червей» (грач)
  4. «В клубок свернется, а взять не дается» (еж).

Дети выбирают, кто лишний и обосновывают свой ответ.
Дети, опираясь на образные сравнения, объясняют свою догадку, сначала выдвигая свое доказательство, а уже потом отгадку.
Дети старшего дошкольного возраста после внимательного знакомства с предметом переходят к самостоятельному составлению загадок по предложенному плану, а в дальнейшем и к придумыванию загадок о нем.
Умение выделять и называть разнообразные действия объекта является необходимым условием создания рассказов-загадок.
Структура загадки требует специфических языковых средств, поэтому следует обращать внимание на построение загадки: «Какими словами начинается загадка? Как кончается? О чем в ней спрашивается?». Подобные вопросы развивают у детей чуткость к языку, помогают замечать выразительные средства в загадках, развивают речь ребенка. Важно, чтобы дети не только запоминали образные выражения загадки, но и сами создавали словесный образ предметов, то есть пытались находить и свои варианты описаний.
Влияние на развитие речи детей русского народного творчества неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основным содержанием речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Систематическое обращение к загадке приближает ребенка к пониманию народной и литературной речи, обеспечивает более быстрое мыслительное, речевое и художественное развитие ребенка.
Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи.
Илларионова Ю.Г. рекомендует при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна. Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений. Заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными.
Посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образностью речи.
Таким образом, использование загадок позволяет воспитывать любопытного, вдумчивого, творческого ребенка. Загадки обогащают знания детей, проверяют уровень интеллектуальной подготовки, учат мыслить, обосновывать свои мысли.

Источники:
Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки / Ю.Г. Илларионова – М.: Просвещение, 1985.
Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание. — 1986.- № 9, с. 23-26.